Если брак венчаный а муж ушел к другой

Оглавление:

Вопросы и ответы

Дорогие братья и сестры !

Для удобства использования этой страницы сайта мы создали перечень основных тем которые называются «теги«, при нажатии на один из тегов перед Вами появятся все вопросы и ответы по данной теме т.е. если Вас интересует что такое Исповедь или как к ней подготовиться в ряду тегов вы нажимаете на слово «Исповедь» и наверняка найдете ответ на интересующий Вас вопрос.

Убедительная просьба задавать вопросы только после того, как Вы проверили таким образом, нет ли уже готового ответа.

При отправке вопроса на сайт просим Вас указывать действующие личные номера телефонов! Подчас на сайт приходят, столь сложные вопросы, что ответить на них в рамках этой рубрики становится невозможным, в таких случаях священники Собора отвечают на вопросы по телефону или назначают встечу в храме.

Вопрос: Добрый день! Помогите, пожалуйста, решить как поступать. У меня был венчанный брак, но мы не жили с первым мужем. Такая же ситуация у второго мужа. Священник нашего прихода повенчал нас без благословения правящего Архиерея и без гос. регистрации. Сейчас муж ушёл. Нужно ли мне прилагать все усилия для сохранения церковного брака или этот брак не действительный перед Богом. У нас есть сын. Муж просто не захотел ехать домой после длительной командировки.

Уважаемая Татьяна! Укажите , пожалуйста, Ваш телефон, на Ваш вопрос ответит настоятель Собора

Вопрос: Здравствуйте! Я состою в церковном браке второй раз. В первом муж загулял и мы решили полюбовно, после 7 лет брака, развенчаться. От первого брака есть ребенок . Моему второму мужу 40 лет. У него никогда не было детей и он не хочет даже слышать о том, что бы у нас появился общий малыш. До брака я спросила хочет он мальчика или девочку. Ответ последовал, что:»Я хотел бы его воспитать в православии». Человек он воцерковленный и очень умный. Но теперь он не хочет даже разговаривать со мной на эту тему. Три года упрашиваю его. В православной литературе прочитала, что священник не благославляет брак в котором не планируется стать родителями. Мне 40 и шанс стать матерью с каждым годом все меньше и меньше. Пожалуйста подскажите как мне быть. И разводиться уже не могу и стать матерью тоже нет никаких шансов. Смирение. Заранее благодарю за ваш ответ. С уважением. Оксана

Уважаемая Оксана! Когда люди любят друг друга они не задаются вопросом о том, обязательно ли им вступать в брак, есть ли у них желание иметь детей?
Если подобная проблема возникает до брака, то священник вправе предупредить брачующихся о возможных печальных последствиях совместной жизни, имеющей столь зыбкое основание. Если такой вопрос возникает в браке, то это может означать сознательное нежелание одной из сторон любить еще кого-то, кроме себя.
А это прямая угроза семейной любви. В таком случае, между супругами может возникнуть целый ряд противоречий, которые могут перейти в осознанную необходимость предпринимать серьезные меры.
В Вашем случае вопрос о разводе пока не может ставиться, поскольку нежелание иметь детей одним из супругов не является достаточным основанием для расторжения брака. Необходимо подождать и помолиться святым Петру и Февронии, чтобы Господь их молитвами устранил преграды к Вашему семейному счастью.

Вопрос: Здравствуйте! Помогите, пожалуйста мне решить свою проблему. Я был женат на девушке. Обвенчаны мы не были. Год назад она умерла. Могу ли я обвенчаться с ее сестрой, с которой при жизни жены ни в каких отношения я конечно не состоял.

Отвечает Секретарь канцелярии Собора

Уважаемый Николай! 54 правило 6 Вселенского Собора такие браки запрещает.
Подобные браки также запрещают правила святого Василия Великого.
Рекомендуем Вам по этому вопросу обратиться к правящему архиерею (канонической , законной Православной Церкви ) Вашего города ( или той епархии, на территории которой Вы проживаете.)

Вопрос: ЗДРАВСТВУЙТЕ. Со мной произошла ужасная ситуация: 1 год назад мы с мужем пожинились и повенчались, так как хотели что бы все было правильно. спустя пол года я забереминила вот тогда всё и изминилось муж устроился на работу в милицию, сначала сильные соры скандалы, затем он начал поднимать руку не приходил домой ночевать или приходил утром пяный всегда ругал и обижал, а я плакала каждый вечер ждала и терпела. Однажды стало жаль своего неродившегося ребёнка когда он сказал что я «урода рожу»затем просто выгнал из дома! Развод он мне не дал, но я сумела розвестись через суд. У меня 5 месяце беременности, я очень хочу развенчаться, подскажите смогут ли нас развенчать до рождения моего ребёнка и что для етого надо и куда стоит обращятся. Спасибо за ответ!

Отвечает священник Собора иерей Максим Ханов

Здравствуйте, Ольга! Если со стороны Вашего мужа нет ни малейшего желания исправить свои ошибки, то для расторжения церковного брака вам необходимо сперва обратиться в епархиальное управление (улица Ленина [Соборная] 60, телефон 262-20-81). В епархии возьмете бумаги, с ними нужно будет обратиться к священнику по месту жительства или к нам в Собор. Помоги Вам Господи!

Вопрос: Здравствуйте! Я была бы Вам очень признательна, если бы Вы ответили на мой вопрос. В моей жизни сложилась крайне сложная ситуация. Дело в том, что 16 лет назад я вышла замуж по очень большой любви. В этот же день мы обвенчались в церкви. Через 5 лет у нас родилась дочь. Очень много было послано нам испытаний. И спустя 8 лет мы разошлись. Но не развенчались. Муж уехал в другой город. Мы не общались 8 лет. За это время муж женился на другой и у них родилось двое детей. Но жизнь в их семье не сложилась. Год назад мы возобновили свои отношения. Мой бывший муж ушел из семьи. Он хочет забрать нас с дочкой к себе и вновь зарегистрировать наши отношения. Я простила ему все, поняв, что никогда и никого не любила так, как его. Молю Бога, чтобы он дал нам шанс исправить все свои ошибки и жить счастливо. Но меня волнует вопрос — после нашего развода, другого брака мужа и его детей от этого брака, действительно ли наше венчание? Заранее благодарю за ответ. С уважением, Наталья.

Отвечает священник Собора иерей Александр Клочков

Уважаемая Наталья, полагаю, первый вопрос должен звучать так: возможно ли вновь построить счастье с человеком, с которым брак был разрушен и который, в случае восстановления наших отношений, сделает несчастной еще одну женщину и осиротит двоих детей? Что касается вопроса о действительности венчания, то формально – вы еще венчаны, поскольку не было официальной резолюции о прекращении брака. Однако письменная резолюция – это констатация факта расторжения брака, которое совершают люди. Поэтому, в действительности, благодать христианского брака была утеряна вами еще 8 лет назад. И теперь вопрос стоит следующим образом: вернет ли Господь эту благодать с учетом вышеуказанных обстоятельств? Если Вы все же решитесь идти этим путем до конца, тогда будьте готовы к особо покаянному тону всей Вашей супружеской жизни.

Вопрос: Здравствуйте ! Мы с женой хотим узаконить наш брак в церкви, но не можем т.к. я венчанный с другой женщиной с которой разведён уже давно. Развелись мы с ней не из за того, что она мне изменила, а потому что она всё время от меня уходила к своим родителям. Мотивировала она свои уходы тем, что я выпивал (редко), мало зарабатывал денег (хотя заработок у меня был хороший) и т.д. Я всё время её возвращал, но при шёл тот момент когда я просто не стал возвращать её. Она сама подала на развод и нас развели. Я сошелся с женщиной, но через некоторое время разошлись с ней. Года через два я встретил девушку с которой мы расписались и живём уже девять лет. У нас растёт сын, которому восемь лет. Мы очень хотим обвенчаться . Как мне быть, у кого мне можно попросить благословения на второй брак? Помогите нам пожалуйста, не хотим мы жить во грехе!
Заранее благодарен. Спаси Вас ГОСПОДИ !

Отвечает священник Собора иерей Николай Анисимов

Уважаемый Игорь! Для того, чтобы получить благословение на расторжение церковного брака и второе венчание, Вам нужно посетить епархиальное управление по адресу: ул. Соборная (Ленина) д.60. Там Вы заполните соответствующие документы и придете с ними на собеседование к священнику по месту жительства (можно прийти и к нам в Собор). Священник, после собеседования, напишет свое мнение по Вашему вопросу и вы отдадите документы обратно в епархиальное управление, где наш правящий архиерей Митрополит Исидор решит ваш вопрос.

Вопрос: Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, можно ли развенчаться, если супруги утратили чувство любви друг к другу?

«Утратили чувство любви друг ко другу» — это не является каноническим поводом к расторжению церковного брака.

Вопрос: Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, как понять скорбные жизненные обстоятельства — это наказание Божье или испытание тебе? Если муж прелюбодействует, это наказание жене за грехи ее или испытание? Брак венчанный, жена молится за мужа, потому что любит его, а он изменяет. Это ей наказание или испытание ее любви к ближнему?

Уважаемая Оксана!
Вы спрашиваете: «Скорбные жизненные обстоятельства – это наказание или испытание?»
Мы верим, что Бог есть любовь. Все что Бог нам попускает, Он это делает по Своей любви к нам. Обстоятельства могут быть разные: болезнь, неудачи на работе или в домашних делах, неисполнение наших желаний или надежд и пр… Во всем этом верующий человек видит не какую-то слепую судьбу или рок, а видит любящую Десницу Промысла Божия. Если мне для моего спасения нужно поболеть, или терпеть нужду, или жить одиноким, или обремененным больным человеком – значит Бог по любви Своей мне это посылает. «Надо благодарно принимать…»
Но Вы не виноваты в том, что Ваш муж грешит. Это его выбор, его духовная болезнь. Если человек не хочет лечиться, то Вы здесь не при чем. Вы можете нести этот крест, молиться за мужа в надежде на его исправление, но если сил нет, можете развестись «по вине любодеяния». Советую Вам и Вашему мужу послушать или почитать лекции о семейной жизни отца Илии Шугаева. Их можно скачать в интернете или взять в библиотеке нашего собора.

Вопрос: Здравствуйте! Объясните, пожалуйста, почему так получается: Мой венчанный муж пьет и гуляет, хочет бросить семью. Хожу в Храм Божий, исповедуюсь, причащаюсь, молюсь за мужа. А ситуация ухудшается, когда из церкви прихожу, молебен заказываю или акафист. Да и свекровь, вроде верующая, сама в храм ходит, молится, у самой муж изменял, а ратует за то, что ради ребенка жить нельзя вместе — лишь бы сыну было хорошо и неважно, уйдет ли он из семьи. А дочка наша очень боится развода, и возраст у нее — 13 лет. Не знаю, что делать.

Отвечает ключарь Собора протоиерей Иоанн Макаренко

Здравствуйте! Если не желает с вами жить, а продолжает гулять, то и держать не надо. Насильно мил не будешь. Если способны терпеть и прощать, молитесь и ждите. А если нет, то надо разводиться и не подвергать риску себя и свою семью. Господь четко сказал, что нельзя разводиться, кроме греха прелюбодеяния.

Вопрос: Здравствуйте! Я не знаю как мне поступить.. Подскажите если можете ответ.. Мне 31 год, есть сын 2года 4мес. Жена ушла, когда ребёнку было 5 мес. Теперь уже мы разведены,развенчаны.. Год назад встретил девушку,мы полюбили друг друга. У неё 2-е деток от первого брака. Муж ей изменял часто и требовал аборта, когда она забеременела. Теперь она в разводе,хочет развенчаться с мужем. Мы друг без друга не представляем жизни.. Наши бывшие супруги имели в прошлом интимный опыт,а мы нет,вот и сейчас мы не хотим до венчания интимных отношений. Хотим спросить, можно ли нам венчаться во второй раз? Моя любимая ездила к старцу Иосифу в Троекуровский женский монастырь,старец сказал не выходить ей замуж,т.к. второбрачие грех.. Что нам делать?

Отвечает Администратор сайта

Здравствуйте, Павел! Конечно первый и единственный брак, перед которым супруги хранили непорочность это самый правильный христианский брак, практически идеальный! Каждый христианин призван стремиться к совершенству во всех аспектах своей жизни. Господь наш Иисус Христос Сам указывал на причину для развода — супружеская неверность. Зная немощи человеческой жизни, Святая Церковь в некоторых случаях благословляет второй брак и даже третий как крайнюю степень снисхождения в особых случаях. Если Вы обращались в епархиальное управление по вопросу расторжения брака с вашей бывшей женой и получили удовлетворительный ответ, то вам можно вступить во второй брак. Вашей любимой необходимо так же обратиться к Владыке за «расторжением первого» и благословением на второй брак.
Что же касается слов старца — я с ним не знаком и не считаю себя достойным давать оценку его суждениям. Но я знаю точно, что по Церковным канонам, которым и сам старец должен следовать, благословение на второй брак находится лишь в компетенции Архиерея.

Если брак венчаный а муж ушел к другой

дравствуйте. У меня вопрос. Собираемся в Тобольсьск, кремль посетить. Хотели- бы с супругой венчаться на земле Тобольской. Какие для этого предшествуют процедуры? Зарание благодарю. Жду любого ответа.
Игорь Петропавловск (Казахстан) 2018-09-06 23:37:12

Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень
Решение хорошее, но. Обычно венчает духовник- тот священник, который вас знает; тот, у которого вы регулярно исповедуетесь и причащаетесь. Духовник, принимая решение о венчании, проверяет, нет ли у семейной пары канонических препятствий для совершения брака; задаёт соответствующие вопросы; смотрит документ о регистрации брака и т. д. С духовником согласовывают: необходимы- ли свидетели, что приобрести и приготовить к венчанию, дату и время венчания. Все это происходит не одномоментно, требует определенных временных затрат. Легче всего провести венчание на своём приходе, по месту жительства.

дравствуйте батюшка. Мы с мужем живём 6 лет зарегистрированном браке. Четыре года назад он предложил мне венчаться, но я была не готова. В этом году у нас появилась долгожданная доченька. И я приняла решение, что хочу остаться и прожить с ним всю жизнь. Мы хотели бы венчаться в вашем храме. Но нам нужно записаться. Как нам это сделать?
Анастасия Тюмень 2018-07-24 11:20:50

Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень
Здравствуйте, Анастасия. Принято венчаться в своём приходском храме, там где вы регулярно исповедуетесь, причащаетесь; там, где вас знают.

обрый день. Муж потерял венчальное обручальное кольцо, очень расстроились. Скажите пожалуйста, это о чем то говорит? И как нам быть?
Татьяна Сургут 2018-04-23 10:00:08

Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень
В житейском смысле потеря кольца может говорить о многом, например: о беспечности, рассеянности, невнимательности, небрежности. В мистическом смысле утрата обручального кольца ни о чем не говорит. Необходимо, помолясь Богу, продолжить поиск. Хорошо при этом сходить на богослужение, на исповедь, на причастие. Если потеря не найдется- новое кольцо принесите батюшке для освящения.

обрый день. У меня возник вопрос, подскажите пожалуйста. У нас с будущим супругом назначего венчание на 3 августа 2018 года. У нас обоих это не первый брак; дети есть и у меня, и у него ребенок. Венчаемся оба впервые в жизни. Я прочла несколько статей по подготовке к таинству, и в плане внешнего вида сказано, что невеста должна быть в белом платье. Я хочу надеть праздничное красное платье, будущий супруг- строгий костюм. Скажите пожалуйста, допустимо ли это? Заранее спасибо.
Анна Тюмень 2018-04-06 17:01:48

Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень
Христос Воскресе, Анна! Благословение на второбрачие- прерогатива Епископа. Преподано- ли вам Архиерейское благословение? Вот главный вопрос! А цвет платья- дело второстепенное.

дравствуйте, Батюшка! Помогите пожалуйста разобраться. Мы с мужем прожили 18 лет. До свадьбы грешили оба, беременная вышла замуж, через месяц обвенчались. Были молодыми, мне 19 лет, мужу 20. Родили троих детей. Храм посещаем очень редко, только когда плохо на душе и в жизни трудности возникают. Всех деток покрестили, иногда на причастие водим. Жили и любили друг друга. Но бывало, как и во всех семьях наверное по-разному, и ссоры и непонимания конечно были. Муж изменял несколько раз. Я прощала. Жили, строили планы на будущее, платили ипотеку, кредит за машину, бывало очень тяжело, но с Божьей помощью пережили трудности. Сейчас у мужа хорошая работа, которая приносит достаточно денег, нам хватает на всё! А я год как не работаю. Занимаюсь домашними делами и детьми. В апреле 2016 года мой муж познакомился по интернету с девушкой и влюбился. Хотели разойтись. Хотели развенчаться. Беседовали по этому поводу с Батюшкой. Но он не разрешил разводиться. Мужу велел прекратить все контакты с любовницей. Ходили в храм, молились, исповедовались. Я думала вразумил Господь мужа моего. Он остался в семье. Но жизнь словно вывернулась наизнанку. Чувствую нелюбовь, брезгливость и даже презрение со стороны мужа. Оказалось, что все это время он любил другую женщину и общался с ней. Сегодня ровно месяц как муж ушел от нас и живет у своих родителей. Говорит, что очень тяжело ему, да и я вижу как страдает и мучается. Говорит, что жить не хочет. Но любит другую всей душой и сердцем. Я предложила ему развестись официально, чтобы не жил во грехе. Детей очень жалею, расплачиваются за грехи родителей. Исповедоваться муж боится, или не хочет. Говорит, что Батюшка отправит жить с женой и детьми. Батюшка, помогите, рассудите, посоветуйте что делать, как поступить. Я люблю его до сих пор. Он у меня единственный мужчина и о других никогда не думала. Он очень любит детей и без них не сможет. Подскажите, какие молитвы читать?
Юлия Тюмень 2017-11-14 01:44:17

Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень
Не торопите события. Что значит: предложила развестись, чтобы не жил во грехе? Разве сам развод- не грех? Разве после развода ему и вам не нужно будет жить целомудренно? Вы имеете моральное право подать на разод- вас предали! Но стоит ли торопиться? Что вам на данном этапе даст развод? Сейчас в ваших взаимоотношениях должен быть четкий прагматичный подход: стабильное финансовое содержание семьи с его стороны. С вашей стороны- усиление духовной жизни: регулярные посещения храма, исповедь, причащение всех оставшихся членов семьи, чтение утренних и вечерних молитв. Полагайтесь во всем на Бога!

дравствуйте, Батюшка! в октябре 2015 года сошлись с мужем, год жили порозонь, я уехала на Север, потому что устала от его наркозависимости, устала отдавать долги, отправлять в реаб центры. Хватала его не на долго. Молилась, терпела. Я его приняла на Севере, когда узнала, что у него рак кишечника. Перед операцией мы с ним обвенчались. Операция ноябрь 2015 года — диагноз врачей — 4 стадия рака, вердикт, через месяц умрет. Только в молитвах я искала помощь. Он отказался от химии, но опять начал принимать наркотики, что боль как будто снимает. Мы переехали в Тюмень с севера, где назначили лучевую терапию, и опять уже сказали, что через две недели умрет. Он с усилием начал принимать наркотики, где он их находил я не знаю. Я молилась, просила чтобы рак отступил, чтобы наркозависимость ушла. В июне он с моим сыном поехал на родину прощаться с родными, к матери на могилку. В итоге все лето ездил и я видела, что он поправляется. Я каждое воскресенье бежала в церковь, просила, молилась, писала записочки, службы заказывала, к мощам Матронушки бегала, просила. Поднялся муж, сказал- умирать не будет. Но и наркотики он не собирался бросать. На этой почве разругались. И теперь у него есть женщина и у меня другой мужчина. И он еще и ребенка ждет. Я отпустила его с любовью. Так сильно я его любила. Но что ж теперь поделать? Я сейчас живу в гражданском браке и мучаюсь и понимаю, от чего у меня такие проблемы в жизни. На исповедь иду, а причаститься не могу, потому что в грехе живу. Я сказала своему избраннику, и к батюшке ездила на исповедь, что так жить больше не могу. Я полюбила всей душой своей гражданского мужа, он очень хороший и никогда меня не обидит, я чувствую от него защиту. Пытаюсь его вразумить, что необходимо венчание. Я знаю, что второе венчание допустимо, если есть уважительные причины. Блуд. Наркомания не может быть причиной, мне сказали, надо было жить и молиться. А если уже моченьки нет? И в Тюмень то мы приехали, все бросили, думали начать все сначала. И на Север я от него уехала и приняла его. И с 4-ой стадией боролась. А сейчас у него все хорошо и он счастлив с молодой женой и она ему сына родит. Я тоже счастья хочу и рядом со мной мужчина, который мне послан за все мои страдания. Возможно ли второе венчание? Дайте ответ пожалуйста. Я поеду к батюшке, буду его просить.
Валентина Тюмень 2017-10-17 21:51:00

Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень
Из противоречивого контекста вашего сообщения, Валентина, можно понять следующее: с законным мужем вы не разведены; беззаконно сожительствуете с мужчиной. Рассудите сами: о каком Венчании (!) в данной ситуации может идти речь? Если вы действительно хотите счастья- немедленно прекратите совершать смертный грех.

дравствуйте, батюшка! Я прошу помощи! Мы с мужем венчаны-деток нет! Муж хочет развестись по этой причине! Яне могу до него ничего донести- у него на все один ответ: «Бог детей не дает- надо разводиться, а развенчать по этой причине- развенчают, это не проблема!» Я хочу сохранить семью, но понимаю, что без детей вопрос распада семьи- только вопрос времени. Тем более, он сам говорит, что без детей у нас и так не семья! Подскажите, пожалуйста! Я не знаю- как мне быть. Спасибо!
Виктория Харьков 2017-09-20 16:50:27

Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень
Бездетность в браке- не причина для развода. Для расторжения такого брака нет ни Евангельского, ни канонического основания. Наоборот, такие проблемы должны не разъединять, а сплочать супругов. Во первых, не нужно терять надежды, дети еще могут появиться. Мы знаем несколько Библейских сюжетов рождения детей у родителей весьма преклонного возраста, например у ветхозаветных праведников Авраама и Сарры, праведных Богоотец Иоакима и Анны. За взаимную любовь, веру, проявленные добродетели терпения, смирения, упования, Господь даровал им великое потомство. Да и в наши дни достаточно примеров чудесного рождения детей у, казалось бы, бесплодных родителей. Развод в данной ситуации- грех. Обратитесь за помощью к Богу. Начните с малого: попоститесь, исповедуйтесь, причаститесь.

дравствуйте! Помогите, пожалуйста. Хотим венчаться с мужем, оба верующие люди. Но он уже был венчан с бывшей женой, и, к сожалению, развелся. Не овдовел. Возможно ли получить благословение на повторное венчание? И как это сделать?
Татьяна Тюмень 2017-09-14 14:48:26

Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень
Можно посоветоваться по данному вопросу с вашим духовником. Батюшка, рассмотрев все обстоятельства проблемы, вправе ходатайствовать перед Епархиальным архиереем о благословении повторного венчания. Но каких то гарантий быстрого и положительного решения ожидать не стоит. Развод- грех. Брак, тем более венчанный, нужно было всеми силами сохранять.

лагословите Батюшка. У меня следующий вопрос: уезжаю за границу на ПМЖ и мне нужна справка, что я не была венчана. Где я могу ее получить? Спасибо за ответ.
Анастасия Тюмень 2017-08-30 17:35:22

Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень
Мне кажется, что такую справку никто дать не вправе. Общей базы данных венчающихся не существует.

дравствуйте Батюшка! Нужна очень ваша помощь. Я жду второго ребенка. Но так получилось что во время первой беременности у меня начались проблемы с глазами. у меня было 3 кровоизлияния. после которых я перенесла 4 операции. Сейчас мое зрение составляет 20%. Я знаю что аборт это грех. Но моя беременность может закончится слепотой. Что же мне делать?
Иулия Тюмень 2017-07-08 18:30:26

Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень
Ну, во первых, вы уже решили, что делать: вы зачали ребенка. Во вторых, рассудите сами по какому пути пойти? По пути греха- злодейского убийства собственного дитя (аборт здоровья вам, уж точно, не добавит); либо по пути рожденя самого близкого существа и только предполагаемого ухудшения здоровья? Второй путь- Божий путь; он естественный; он правильный; он жертвенный.

дравствуйте Батюшка! Я вышла замуж первый раз с двумя детьми. Муж старше меня на 15 лет. Он гнобит и издевается над моими детьми. Дочери 13 лет, 2 года назад я отдала дочь в женский монастырь, чтобы избежать издевательства над ней. Теперь муж издевается над моим 4 летним сыном, настаивает чтоб я отдала и его в монастырь. У нас с мужем есть совместный ребенок ему 2 года. Что мне делать подскажите? СПАСИ ГОСПОДИ!
Ольга Тобольск 2017-05-17 15:37:20

Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень
Ежедневно молитесь Богу и Пресвятой Богородице о муже и детях. Регулярно исповедуйтесь и причащайтесь. Причащайте детей. Старайтесь по доброму, без скандалов, увещевать мужа, чтобы не обижал детей и относился к ним одинаково, с любовью. Обижать слабого, беззащитного- грех вопиющий на Небо. В жизни нам часто приходится расплачиваться за собственные поступки, получая адекватное наказание за содеянное. Ведь как аукнется, так откликнется. Я обидел- меня обидят. Я избавился от ребенка, отдав его в приют- от меня избавятся дети, когда буду в немощи. Таков духовный закон. Если же издевательства над ребенком будут продолжаться, то можно смело обращаться за защитой в соответствующие государственные органы.

лагословите, батюшка. К вере пришла поздно. Я из тех советских, которых тайно крестили в детстве, но о Боге никто не рассказал. Пионерия, комсомол. Очень хочу стать воцерковленной: ходить регулярно в Храм, исповедоваться и причащаться, участвовать в делах прихода. Жизнь подходит к концу, надо успевать приносить Господу покаяние. Но каждый мой поход в Храм, даже если раз в месяц, вызывает раздражение и гнев у мужа. Иногда ничего, а иногда такое озлобление. Пыталась объяснять или молчать. Бесполезно. У меня сейчас такое состояние, что я готова скорее уйти от мужа, чем перестать ходить в храм. Вразумите меня грешную, отец Владимир. Подскажите, как быть?
Раиса Тюмень 2017-03-19 16:10:30

Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень
А как вы хотели, Раиса? Человек вдруг решил оставить греховную жизнь и обратиться к Богу? Это обычная реакция врага рода человеческого- диавола, который не хочет вашего спасения и действует через близких. Уходить от мужа нельзя- вы за него перед Богом в ответе. Такие испытания нужно переносить терпеливо, без споров, без раздражений. Наоборот, супруга должна стать вдвойне заботливой, ласковой, уступчивой, послушной, смиренной и кроткой по отношению к мужу. Здесь нужно проявлять много житейской мудрости, идти на компромиссы. Если по поводу ухода в храм намечается скандал, лучше уступить, отложить участие в богослужении. Необходимо также много молиться, просить Бога о поддержке, о том, чтобы Господь вразумил мужа, умягчил его сердце. Выстраданное таким образом начало духовной жизни будет высоко оценено Богом. Придет время и муж встанет на этот спасительный путь, такие примеры есть. Помогай вам Господь!

дравствуйте! Помогите мне ответить на вопрос: возможно ли построить отношения с бывшим заключенным? Я встретила замечательного мужчину, любит меня, заботится о моих детях от первого брака. Находился в заключении за кражи, сейчас уже почти три года как вышел, работает, у него приличная семья, хорошие родители. Честно рассказал мне все о прошлом, сказал, что не хочет больше как раньше. Хочет общего ребенка. Мне хорошо с ним, надежно, как никогда. Спасибо.
Ольга Орел 2017-02-13 20:26:04

Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень
Строить отношения можно только таким образом: чистая (без постели) дружба (прогулки, кино, обеды в кафе, цветы, встречи с родителями, участие в богослужениях, таинствах исповеди, причащения. ) в течение года. Приглашение зарегистрировать отношения. Принятие решения (дадите- ли через год такую- же идеальную характеристику?). Благословение на брак духовника и родителей. Брак.

лагословите, Батюшка. Простите за нескромный вопрос. При подготовке к Причастию нужно воздерживаться от супружеских отношений не менее трех дней. А после Причастия сколько времени следует воздерживаться? Спасибо.
Лариса Тюмень 2017-02-13 17:18:01

Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень
Супруги воздерживаются от близости в день причастия исходя из рекомендаций Учительного известия: «любви ради Небесного Царя». Запретов же на ночь нет. У молодоженов, причастившихся в день венчания, впереди брачная ночь.

обрый день! Я прошу помощи, мы с мужем в браке 5 лет, венчались сразу же. Сейчас я узнала о том, что муж мне изменил. Он просит прощения, а я не знаю как мне быть. Никак в голове не укладывается, что предал он меня. С другой стороны может это испытание свыше для меня? Помогите разобраться пожалуйста.
Татьяна Тюмень 2017-02-12 17:48:46

Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень
Пять лет супружеской жизни. Много это, или мало? За пять лет семья ваша должна была стать многодетной: три, четыре ребенка. За пять лет каждый из вас должен был исповедоваться и причаститься по крайней мере раз пятьдесят. За эти пять лет вы должны были поучаствовать в тысячах воскресных и праздничных богослужениях, проводить время в постах, молитве, построить малую (семейную) церковь. Так ли это, Татьяна? Если не так- безотлогательно вместе с мужем поспешите в храм Божий на исповедь!

дравствуйте. Подскажите, пожалуйста, возможно ли венчание при беременности и без свидетелей? Какие обряды нужно пройти перед венчанием?
Мария Тюмень 2017-02-09 13:23:46

Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень
При беременности и без свидетелей повенчаться можно. Перед венчанием необходимо побеседовать со священником. Далее действовать исходя из рекомендаций батюшки.

дравствуйте батюшка, вопрос такой: произносят ли сейчас молодые при таинстве венчания клятву друг другу? Если да, то есть ли какие-то правила и рекомендации, литература на эту тему. Ещё вопрос, эта клятва актуальна в православной традиции или я западных фильмов пересмотрела: «Я, ___, беру тебя, ___, в законные мужья(жены), чтобы всегда быть вместе в радости и горе, в бедности и богатстве, в болезни и здравии, пока смерть не разлучит нас».? Заранее спасибо за ответ.
Нина Тюмень. 2017-01-21 01:19:14

Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень
Никакой клятвы молодые на Венчании не произносят. На обручении происходит обмен перстнями (кольцами), что означает взаимное доверие. Также брачующиеся отвечают на вопросы священника: «Имеешь ли непринужденное желание взять ее себе в жены (его в мужья)? Не обещался ли иной женщине (иному мужчине)?» Апостольское послание, чтомое в чинопоследовании Венчания, напоминает молодоженам, что муж должен любить свою жену, как Христос возлюбил Церковь, а жена- повиноваться своему мужу, как Господу.

дравствуйте, батюшка! Как пройти процедуру развенчания? Мой бывший супруг Чемезов Игорь уже в браке с другой женщиной и у него там растёт новый ребёнок. Я хочу чтобы Вы помогли мне анулировать церковный брак, хочу быть свободной. С уважением
Татьяна Чемезова Тюмень 2016-09-17 00:59:05

Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень
Аннулировать церковный брак возможно только в случае одновременного повторного венчания нового брака. Благословение на второбрачие с аннулированием первого брака в компетенции Правящего Архиерея.

дравствуйте. Живем с мужем давно, детей нет. Было в жизни всякое. Живем сложно. Мне хочется чтоб человек больше времени уделял семье, а ему хочется где-то все время мотаться. Несколько недель не пьет. Сказал бросит. Но тут произошло другое. Он таксует, занимается машинами. Поехал в ночь отвозить людей в другой город. Утром звоню, не отвечает. А потом он звонит и говорит, что срочно уехал в другой город в Казахстане (там его родители живут), что машину надо отремонтировать. Не предупредив, не заехав домой. Но и это не все. Он с собой девушку молодую взял, как он сказал, что она попросила его вывезти её из города, так её пытались убить. Мне сказал что отвез её по дороге в Тобольск и оставил в храме. Но это неправда. Я конечно же вспылила сильно. Был разговор, он сказал, что он её оставил на вокзале в городе где живут родители. А потом в ходе выяснений выяснилось, что он вообще её с собой возит, и похоже она у его родителей живет. Говорит, что это просто заявка, что она ему не нравится. Типо командировка. Я с ней поговорила, спокойно совершенно. Муж включил громкую связь. Спросила, что она там делает, что она плохо поступает. Она говорит, что она уехала разобраться в себе, и что муж мой ей работу предложил. Он говорит что сегодня собирается выезжать домой. Бред полный. Что делать в такой ситуации?
Ольга Ханты-Мансийск 2016-05-09 10:13:26

Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень
Где-то все время мотаться- не дело женатому мужчине. Это- не правильно и до добра не доводит. Что делать?- Выслушать его правдивые объяснения и просьбы о прощении (виноват в любом случае!); обоим- в церковь на исповедь; мужу- сменить работу; все вечера и выходные быть вместе.

дравствуйте, батюшка! Дочь взрослая просила объяснить почему нельзя девушке и парню «пожить вместе перед браком, чтобы проверить совместимость и т.д»? Я, конечно, ей объяснила, как могла, но просила бы Вашего ответа — дам ей почитать. Очень прошу, пожалуйста! Простите.
Елена Тюмень 2016-03-16 15:56:06

Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень
7-я заповедь Закона Божия: Не прелюбодействуй. Это не запрет, а предупреждение о смертельной опасности. Сожительство- торжество греха. Слово «грех»- синоним словам: «смерть, вред, зло, яд. «. Каковы могут быть последствия данного греха?- Вот они: пресыщение, разочарование, поиски нового, неудовлетворение, извращения, охлаждение, преступление на почве ревности, развод, болезнь, аборт, искалеченные судьбы детей, безвозвратная потеря счастья. Как- же далеко отстоит блудное сожительство от любви в законном браке. Любовь в браке это ответственность, жертва, стремление отдать всего себя мужу (жене), детям, желание сделать счастливым его (ее) ради любви настоящей, вечной, единственной. Каким- же жалким выглядит эгоистическое оценивание партнера в пробном сожительстве?!
Всего обращений: 84

Беседы с батюшкой. Брак как таинство

— Из своей приходской практики Вы, наверное, хорошо представляете себе, как сейчас люди относятся к таинству Венчания. Расскажите о своих пастырских наблюдениях.

— В последние годы отношение к венчанию в обществе в целом (я говорю не о воцерковленной среде) стало меняться, причем очень интересным образом. Если раньше люди, как правило женщины, воспринимали венчание как некую силу, которая может еще больше соединить, сделать отношения более прочными, неразрывными, то сейчас очень многие боятся венчаться. Начинаешь спрашивать молодых: «Вы венчаны?» «Нет». «А почему?» Отвечают: «Мы боимся. Венчание — это навсегда, а мы пока еще не знаем. Вдруг что-нибудь». Акцент сместился с магического восприятия этого таинства на осторожное, но идея-то ведь в том, что любые супружеские, семейные отношения, по сути, перед Богом являются браком. И если говорить об ответственности супругов перед Богом, то она одинакова, и неважно, венчаны они или просто сожительствуют, даже без росписи в ЗАГСе. И поэтому речь может идти только о том, получают ли супруги помощь от Бога и от Церкви или они от нее отказываются под воздействием своих ложных представлений.

— Как Вы думаете, что движет людьми, когда они живут в браке с мыслью о том, что это не навсегда, а только на время?

— По-видимому, сказывается опыт, который они приобрели в предыдущих отношениях. Может быть, влияет неудачный опыт семейной жизни родителей, и ребенок, пока рос и видел такую же последовательность у родителей, в какой-то мере стал воспринимать это как норму. Но это является глубочайшей ошибкой, потому что это отнюдь не норма.

— Таинство Брака — это одно из тех таинств, которое к нам пришло по наследству из Ветхого Завета. Где положено начало этому таинству?

— Безусловно, таинство Брака онтологично по своей сути. Его начало — это само сотворение мира. Ведь суть, цель супружеских отношений — это передача жизни дальше. Именно эти цели Господь ставит перед каждым. Подчас людям кажется, что они могут вступить в отношения и сами ставить цели этим отношениям, например, получать удовольствие. Но нам это не разрешено. Браку Господь дал свои цели, и если мы их нарушаем, то мы и наши потомки за это наказываются.

— А каковы цели брака?

— Цель — передача жизни, любви, которую мы получили от родителей. Это бесценный дар, в который вложена вся жизнь родителей, каждая минута их заботы о нас, а подчас даже трагедия их жизни, потому что жизнь у родителей бывает очень трудной, но, несмотря на это, они дают детям любовь, тепло и жизнь. И все это мы никак не можем вернуть родителям обратно. Если мы просто оставляем это у себя, то поступаем бесправно: мы должны это передать дальше либо своим детям, либо обществу, если детей нет. Это все будет передача жизни.

— Не совсем понятно, какова же разница и что общего между тем браком, который был в Ветхом Завете, государственной регистрацией и церковным венчанием?

— В любом сообществе (это может быть, например, и исламский мир) есть какая-то форма брака. Люди заявляют перед обществом, что они готовы вступить в отношения, они созрели для той ответственности, которую несут друг перед другом и перед обществом, и общество принимает их в качестве супругов. И в этом смысле все браки одинаковы. Мы знаем, что, когда в Церковь приходили люди, находящиеся в другой религии, их брак принимался, как уже свершившийся факт. Никто этого никогда не оспаривал.

Церковный брак существует, по сути, для христиан. Невозможно венчаться, вступить в церковный брак, не будучи христианином, хотя, к сожалению, и такие вещи иногда случаются. Христианин — это человек, который живет Евхаристией и в центре его жизни находится Святое Причастие, соединение с Богом. И если оба супруга живут Евхаристией, то Бог действует в них, Он участвует и в их соединении, и тогда то, что происходит между ними, все их отношения освящены. Бог действует, и от этого их союз становится крепким. Но бывает и по-другому: отношения уже дали какую-то трещину, допустим, люди расписаны в ЗАГСе, и одна половина хочет вылечить отношения и стремится в Церковь. Кто-то еще посоветует: «Вам нужно обязательно повенчаться. Если повенчаетесь — точно у вас все хорошо будет». И она уговаривает супруга: «Давай повенчаемся. Хуже уже не будет, хуже уже некуда». И супруг может согласиться. И что может получиться? Может получиться, что Церковь в эти отношения входит, как некий третий, если второй супруг не живет в Церкви. Я много таких пар наблюдал, где муж в прямом смысле слова ревнует жену к Церкви. Получается самый настоящий треугольник: муж, жена и Церковь. И тогда, конечно, это венчание человеку ничего не дает.

— Вы сказали, что люди боятся венчаться, боятся ответственности. Но это чем-то напоминает выражение, что «и бесы веруют, но трепещут». В чём здесь вера и какие отношения у этих людей с Богом?

— Интересный вопрос. По сути, да, отношения страха. Черта очень многих современных людей: они не умеют брать по-настоящему. Бог очень много дает каждому в жизни. Но смотришь со стороны, действительно, человеку дается что-то, но он почему-то совершенно непонятным образом от этого отворачивается и не берет помощь, какие-то явные предложения, которые могли бы изменить его жизнь. То же самое в Церкви. Если к венчанию относиться, как к некоему хомуту, который дает одни обязательства, конечно, кто в здравом уме будет его на себя взваливать! Но ведь речь идет не о хомуте, а о помощи, о том, что открывается совершенно другое измерение жизни! Когда человек не только своей волей, своими силами, своим умом и знаниями действует, но Бог через него действует, и человек готов взять и довериться этому — это одна ситуация. А другая, когда он по-прежнему живет своим умом и остается таким образом вне Божией помощи, вне помощи Церкви.

— Скажите, слово пастыря, направленное к людям, которые не венчаны, отличается от того наставления, которое дается людям венчанным?

— Смотря о чем говорить. Людям, которые действительно являются христианами, многие вещи само собой очевидны: например, что нужно любить, нужно жертвовать собой ради любимого человека, и это нормально. Настоящим христианам, которые живут духовной жизнью, имеют духовника, исповедуются, причащаются регулярно, этого не надо говорить. А люди, которые находятся вне Церкви, могут вступать в брак с другими мировоззренческими установками, и, конечно, если эти установки ложные, то люди встречаются с проблемами. Диалог с ними уже строится на том, чтобы дать им возможность понять, что их проблемы возникли не потому, что супруг какой-то неправильный, а потому что изначальные установки, посылы у обоих были ложными. Если человек это осознает и хочет работать (а чтобы их изменить, нужно работать) и откажется от идеи, что нужно поменять мужа, а захочет действительно изменить свои внутренние установки, то тогда он перейдет на следующую ступеньку. Ну а нет — значит, снова на второй, на третий год — в том же классе.

— Если говорить об отрицательной гиперболе — о разводе: отношения зашли в тупик и разрушается брак. Развод церковных, не церковных людей или расставание людей, которые даже еще не зарегистрированы, — в этом есть что-то общее или это принципиально разные вещи?

— Конечно, это одинаковые вещи. Здесь нет разницы, расстаются люди венчанные или расстаются люди, которые прожили несколько лет и, может быть, имели детей, но у них не было даже регистрации. Суть-то одинаковая. И вообще, если говорить о разводе, то нужно понимать следующее: есть несколько вещей в жизни, которые кажутся решениями, но таковыми не являются никогда. Первая вещь — это самоубийство. Иногда люди считают, что это решение каких-то проблем со здоровьем, с несчастной любовью, с деньгами, но это не решение. Убийство не является решением, например, аборт никогда не будет являться решением. Также и развод, по сути, тоже не является решением, и об этом нам однозначно говорит Господь Иисус Христос в Евангелии: разводиться нельзя, при этом нарушается что-то очень важное. По сути, Он признает развод только в случае прелюбодеяния, то есть в случае, когда уже создалась другая семья, когда кто-то уже ушел в другие отношения. По сути, это не развод, а уже совершившийся факт, то, что должно быть оплакано. А в плане ответственности перед Богом или последствий абсолютно одинаково: венчанный брак, невенчанный. Все те же самые отношения, дети страдают одинаково у венчанных и у невенчанных. Больше всего страдают дети, они всю жизнь могут потом стремиться к тому, чтобы соединить родителей или нести эту модель уже в свои семьи и из-за этого разрушать свои отношения. Это очень серьезная вещь.

— В чем же тогда смысл венчания? Зачем мы к нему прибегаем?

— Венчанные люди имеют больше возможности для того, чтобы полюбить друг друга на самом деле, потому что если человек живет не сам по себе, не один, а с благодатью Божией, то это действительно другая жизнь. Нужно быть христианином, чтобы это понимать, либо это просто останется какими-то высокопарными словами. Если это измерение есть в жизни, если Бог действует через человека, то венчанием Он допускается до отношений, и это будут совершенно другие отношения, но для этого нужно, чтобы оба были христианами. Если христианин только один человек, и таких случаев много, то по его чистоте, по его молитве Святой Дух тоже может действовать в отношениях. Венчание нужно отложить, пока второй человек не придет осознанно, иначе оно ничего не добавит к отношениям. Человек так устроен, что он всегда что-то имеет в центре. Если там не Бог, то там что-то другое и, как правило, для человека это страсть, стремление к удовольствию или любое другое стремление, и это будет действовать всегда на некий разрыв отношений.

— Можно ли решить какие-то проблемы посредством венчания или это исключено? Например, часто встречается ситуация, когда люди пытаются склеить треснувшие отношения.

— Опасность такого варианта заключается в следующем: один человек нецерковный вообще, а второй только пришел в Церковь, стал неофитом. В этом случае Церковь в сознании нецерковного человека встает на некое третье место, к которому он начинает ревновать, и это отношения не склеивает, а наоборот, еще больше разоряет. Если человек церковный хочет, чтобы отношения склеились, ему нужно менять себя, по-другому относиться к тому, кто рядом. Ведь есть несколько очень простых шагов. Первое, что нужно сделать, — это попытаться увидеть человека. Очень часто люди общаются друг с другом, но друг друга не видят, а видят какой-то свой фильм, картинку; в другом человеке они пытаются увидеть только доказательства того, что они представляют об этом человеке. Это очень распространено. Вторая задача — это просто попытаться понять, почему человек действует таким образом. Если человек понимает, почему другой человек так себя ведет, то он уже отчасти принимает другого таким, какой он есть. А если он начал принимать, то, по сути, он уже начал любить. Наверно, вот такие шаги.

— Вопрос от телезрительницы: «Какими должны быть отношения до брака и сколько должен длиться этот период? Как понять, что это тот человек, который нужен? И обязательно ли человек должен нравиться?»

— Человек должен нравиться. Если человек не нравится уже в самом начале, то мой опыт говорит, что результат будет плачевным. С этим человеком надо хотеть находиться рядом, иначе добра не будет. Сколько времени гулять за ручку (именно так мы говорим об отношениях до брака, иначе просто начинается брак, если люди начинают сожительствовать)? Это зависит от того, каков опыт человека, потому что, по сути, если человек только-только вступил в самостоятельную жизнь, он может много чего не видеть, не понимать. Если он уже достаточно зрелый, то он, по большому счету, может понять все за пять минут. В среднем, как обычно говорят духовники, нужен один год. По крайней мере, больше года смысла нет присматриваться. Если Вы за год не поняли, нужен ли Вам этот человек, значит, он Вам не нужен или Вам вообще не нужен брак. Бывает и так.

— Вопрос от Галины из города Сургута: «В Евангелии говорится, что при любодеянии разрешается развод. Но очень много семей, которые, живя вместе, изменяют друг другу, но не разводятся. Каким образом такая жизнь влияет на детей, внуков и даже на правнуков? Господь также в Евангелии сказал, что на земле мы муж и жена, а там, в вечной жизни, мы являемся только душами. Как это понимать?»

— Грехи родителей на детей влияют, конечно, очень разрушительно. Дети, как правило, испытывают трудности с созданием своих семей: либо они не могут вступить в отношения, либо они вступают в отношения и разводятся, либо они вступают в такие отношения, где воспроизводится та же модель: им начинают изменять, или они сами начинают изменять. Такова тенденция, статистика. Но, конечно, любой потомок может начать другую жизнь. Если он с Богом, если он христианин, если он живет Евхаристией, он может отойти от такой модели жизни. Речь идет о тех, кто вне Церкви находятся.

— Мистической детерминанты нет? То есть нет жесткой, обусловленной, кармической зависимости?

— Обычно, если у человека проблемы, спрашиваешь, как жили родители. Оказывается, что так же. А что касается второго вопроса: мы говорим о том, что брак — это то, что продолжается в вечности, причем именно продолжается, так как люди становятся одной плотью. Это не какие-то красивые слова. В них есть глубокий надмирный смысл. Другое дело, что сами отношения не такие, как у обычного мужа и жены. Мы даже, может, и представить их не можем. Они немерны в нашем представлении, но они продолжаются. Я пока не был там, не могу сказать, как это точно выглядит. И святые не доносили до нас четкой картинки, но факт в том, что брак продолжается. Он заключается действительно перед Богом.

— Стоит добавить, что все-таки жизнь человечества после Второго Пришествия Господня — жизнь не только душ, но и воскресших тел.

— Вопрос касался того, что сейчас. Но такие вещи находятся в ведении Бога.

— Каковы предпосылки удачного брака?

— Чисто опытно: для того чтобы брак был удачным, нужно, чтобы у человека были завершены его детско-родительские отношения. Большая часть разводов или каких-то разногласий происходят в тех браках, где человек по-прежнему выполняет какую-то функцию в своей родительской семье. Например, были мама и сын. Сын, понятно, немножко больше, чем сын, для нее. Если отношения с мамой останутся прежними, то в своих отношениях с женой он не сможет быть надежным. То же самое и для девушки, именно поэтому в Библии очень четко говорится, что «человек отлепится от отца и матери и прилепится к жене». Нарушение возникает, когда он не отлепился от отца и матери, но уже прилепился к жене. Вот тогда есть очень много вариантов, когда он от жены отлепляется и остается у мамы или отца. Это первое. Если человек этот шаг сделал, то он становится уже взрослым, зрелым. И он действительно может нести ответственность за свою семью, за свои отношения, держать границы своей семьи. Родители могут вмешиваться и со стороны жены, и со стороны мужа, и очень часто разрушительным образом вмешиваться, но взрослый человек от ребенка отличается тем, что он как раз может эти границы сохранять, в конфликты не вступать и себя не разрушать. Бывает иногда, что, если мама осталась одна, она говорит: «Как же я осталась одна, ты ушел!» Ребенок испытывает чувство вины, но взрослый человек может, по большому счету, оставить маму, а «ребенок» будет уже смотреть на маму, а не на жену, и с женой у них отношения будут разрушаться.

— Вы говорите о том, что человек должен оставить своих родителей и прилепиться к жене. Какое значение играет родительское мнение в этом выборе?

— Это, конечно, очень важно, чтобы родители дали свое добро, свое согласие. Вообще их мнение, мнение старших, очень важно, потому что они имеют гораздо больше опыта. Я по себе смотрю, что 10 лет назад я понимал гораздо меньше, чем сейчас. Надеюсь, что через 20 лет буду понимать еще больше. Представляю, как воспринимают жизнь пожилые, зрелые люди: они видят гораздо больше нас. Подчас они могут видеть глубину человека. В этом смысле совет старшего очень важен. С другой стороны, нужно смотреть, какова семейная жизнь того человека, который советует. Если спрашивать совета, то у того, чья семейная жизнь хороша, потому что тот, кто не смог своей семьи создать, может быть хорошим советчиком, но только уже в негативном смысле. Он может сказать, с кем не стоит иметь дела или как не стоит строить отношения. Он имеет в этом опыт, но его положительный опыт может быть неточным или неправильным. Спрашивать нужно у благополучных семей, и этот совет будет иметь силу.

— Не всегда найдешь семью, которая является образцом. Может ли этим образцом стать, например, священник, и стоит ли спрашивать совета у монашествующих?

— Естественно, священник, как духовный человек, по сути, на это и поставлен. Другое дело, что для правильного совета он должен знать пару, обоих. Если это прихожане одного храма, то, конечно, нет ничего проще, как задать этот вопрос священнику. Или, например, если только девушка — прихожанка, а парень еще не прихожанин, стоит его позвать на службу, в какую-то паломническую поездку или куда-то, где требуется совместное действие. Это всегда очень видно, человек проявляется в каком-то действии, и можно спросить совета у приходского священника, неважно, монашествующего или немонашествующего. Священник — это опытный человек.

— А если возникают внутренние коллизии?

— Священник, если он не младостарец, не будет говорить: «С этим женись — с этим не женись». Он может только сказать о своем видении ситуации, но ответственности у человека забирать не будет, это безусловно. Тут важно понимать, что если священник ответственность забирает на себя, дает такие прямые указания, то, наверно, лучше подальше держаться от такого священника, потому что это всегда разрушительно.

— Наша телезрительница задает вопрос: «Как можно вымолить себе супруга, нужно ли вообще это делать? Кроме молитвы, нужно ли что-то еще? Может быть, паломничества, подвиги, посты?»

— Я пытаюсь вспомнить таких людей. Думаю, они хорошо делают, что молятся. Тоже из опыта знаю, что благополучные христианские семьи действительно долго молились, неслучайно встретились и познакомились. Но это только половина дела, нужно еще и самому развиваться, то есть для девушки это учиться быть хорошей хозяйкой, а для мужчины учиться быть хорошим хозяином. Если это юноша, то он должен не только молиться, но учиться, искать работу, чтобы обеспечивать семью, быть надежным отцом. А для девушки важно, естественно, учиться быть хозяйкой, уметь делать дела быстро, хорошо, красиво, уметь ладить со всеми, быть работящей. То время, которое сейчас есть, время небрачной жизни, не нужно терять, его нужно использовать по назначению: учиться в каждой ситуации, на работе, в любом обществе, научиться ладить с людьми, сглаживать конфликты, видеть человека. Это то, без чего брак не может состояться, и это нужно делать, и молиться, и, конечно, ездить к святыням, причем можно не ездить за тридевять земель. В том городе, где живешь, как правило, много святынь. Например, у нас в Санкт-Петербурге их очень много. Нужно обращаться к святым, просить, но и самому быть открытым перед Богом, ведь Он на молитвы отвечает, посылает возможности. Поэтому если человек считает, что будущий муж должен в дверь позвонить, то так не бывает. Богом дается знание о тех вещах, которые в себе нужно изменить до брака, и на это тоже нужно обращать внимание. И то, что всплывает нехорошего в нас, нужно поменять, нужно стремиться это исполнить. И Бог, видя такое произволение, что человек хочет исправить в себе несовершенства, на это сильно призирает, смотрит, дает такому человеку семью, нежели тому, кто просто читает молитвы и считает, что сейчас ему принесут мужа или жену.

— Вопрос от телезрительницы Анастасии: «Какие обязательные условия для заключения брака? Считаются ли дети, рожденные в законном браке, но до венчания, законорожденными?»

— Сейчас для совершения таинства Венчания обязательно, чтобы муж и жена были православными христианами. Конечно, мы говорим, что, если люди невоцерковленные, мы не может отказать им в венчании. Но перед таинством Венчания во всех храмах есть беседа со священником, где человеку объясняется, что нужно исповедоваться и причаститься. Если человек никогда не причащался, то требуют, что, если он считает себя христианином, чтобы он осознал это и хотя бы один раз исповедовался и причастился. И, конечно, эти люди должны находиться в законном браке, то есть расписаны в ЗАГСе. Бывают ситуации, когда люди не могут быть расписаны в ЗАГСе, было у меня такое в практике. Например, женщина из России с паспортом, а мужчина — гражданин Гондураса, паспорта у него нет. Не знаю, как так получилось, но они живут, ходят в храм, исповедуются, причащаются. Ну как можно отказать в венчании? Нужно обращаться к старшему священнику. Но для обычных граждан, имеющих паспорт, обязательно должно быть свидетельство о регистрации в ЗАГСе. Это для нас свидетельство законности брака, то, что до революции делали свидетели. Если брак был незаконным, свидетели тогда привлекались к ответственности. А законнорожденность — устаревший термин. Любой ребенок, неважно, родился он или нет, является ребенком своих родителей. Конечно, лучше, когда это брак венчанный и люди действительно расписаны в ЗАГСе, но если не так, то не нужно смотреть на этого ребенка, как на какого-то недочеловека или какого-то недоделанного. Он перед Богом абсолютно такой же человек. Бог на него смотрит и ведет его так же, как рожденного в венчанном браке, ничуть не меньше и с такой же любовью.

— Хочется спросить о нерожденных детях, о тех, кто в результате абортов был убит. Сам факт этого аборта влияет на тех, кто находится рядом, на родителей, на тех, кто рождается после?

— Действительно, это очень важная, глубокая тема. Часто приходят немолодые родители, в возрасте 50-60 лет, как правило, матери с вопросом о том, что они могут сделать для своего единственного ребенка, чтобы он наконец-то создал свою семью. Они говорят: «Батюшка, мы молимся, понимаем, что это важно, ездим по святым местам, живем этим. Но воз и ныне там. Что мы можем сделать?» (Об этом свидетельствует и Паисий Святогорец в своей книге про семью.) При этом часто спрашиваю: «А были ли у вас аборты?» И, как правило, обнаруживается, что аборты были, причем достаточно много, 6-8. И вот единственный ребенок, который остался, находится в состоянии траура по этим детям. Это может проявляться по-разному: он в депрессии, у него суицидальные настроения, он наркоман, алкоголик, может быть, просто сидит дома, не может найти работу, семью. Так бывает тогда, когда мать не помнит об убитых детях и, если она о них не помнит, кто-то другой за нее их «поминает», как правило, это делает за нее её ребенок. И здесь что можно сделать? Обычно спрашиваешь: «Были аборты, каялись в этом?» Говорит: «Да, каялась, я об этом на исповеди говорила священнику». «А сколько у вас абортов было?» «Я не помню: 6, может, 8». Вопрос не в том, говорила ты об этом священнику или нет, важно, покаялась ли на самом деле или нет. Подлинное покаяние — это, прежде всего, сотворение плода покаяния. Если человек украл деньги, например миллион, и на исповедь пришел, сказал, что украл, прощен ли грех, если он не вернул эти деньги? Это же просто обман и священника, и Бога. Понятно, что нужно вернуть. Или, например, человек кого-то сильно обидел и на исповеди сказал об этом, но, если он не помирился с этим человеком, грош цена такой исповеди. Это обман Бога, еще больший грех. Когда мы говорим об абортированных детях, им не дается место в сердце и в этом мире. И самое важное для матери — это на них все-таки посмотреть, на этих детей, дать им место в своем сердце, не так, что их 6 или 8. Нужно знать, сколько их было, дать место каждому в своем сердце, имя. Может, это кому-то непонятно. Имена дают сейчас ураганам, собакам, кошкам, морским свинкам, попугаям. Но как можно не дать имени уникальной человеческой душе? Мать может это сделать, и вот тогда, если она посмотрит на них с любовью, как мать, она действительно может сделать свободным единственного оставшегося ребенка, который никак не может начать жить. Еще важно дать этому ребенку его место, а то бывает, что он родился после пяти абортов, а мать внутренне его считает своим первым и единственным ребенком. Он не первый — он шестой. Если внутренне мать его считает первым, она не принимает тех детей, которые были до него, а если она считает его шестым, то он внутренне становится свободным. Опять же это из опыта: если мать действительно так сделает, бывает, что дети становятся свободными, идут дальше в свою жизнь. Если в чем-то другом была причина, то нужно ее искать.

— Хотелось спросить о людях, которые прожили много лет в браке и решили повенчаться. Какой смысл этого венчания и что оно приносит в семью?

— Оно приносит в семью радость, как любое благословение Божие. Это невербальные вещи, это нужно пережить, посмотреть. Как священник, который венчает, я скажу, что в этом открывается глубина для людей. Я два раза венчал стариков, один из которых находился при смерти, причем он уже не мог ходить (венчание совершалось на дому). Настолько это благодатное и преисполненное пасхальной радости событие, что слезы наворачиваются! Это действительно так. Тут можно сколько угодно спекулировать: зачем это нужно? Реальность такова, что действительно благодать касается этих сердец, какой-то большой шаг к Богу они оба делают при этом.

— Вопрос от телезрительницы Татьяны: «Как можно помянуть тех, кто добровольно ушел из этой жизни? Говорят, что их можно поминать только раз в году, на Троицу. Так ли это?»

— Поминаем мы этих людей в келейной молитве всегда, в течение всего года, не только на Троицу. Важно в этом поминовении не превозноситься над этими людьми, и это, кстати, не только к самоубийцам относится, но и когда мы поминаем людей, которые, как мы считаем, жили плохо, например, человек пил и умер от пьянства. Очень важно не превозноситься над его жизнью, не считать, что мы те, кто его откуда-то «достает». Надо оставаться на равных с ним или даже и ниже, если этот человек старше нас, тогда эта молитва будет действенная. Если человек превозносится, если он противопоставляет себя, то это будет разрушительно для него. У него начнутся искушения, но об этом нужно говорить уже отдельно.

— Хочется попросить Вас сказать немного о празднике Троицы. Как нам проводить это время, как общаться с ближними?

— Сегодня канун Троицкой Родительской субботы, многие сегодня ходили в храм, везде служился парастас, заупокойная утреня; завтра будет заупокойная Литургия, панихида во всех храмах. С утра, конечно, надо прийти в храм, помолиться, если есть возможность, причаститься на этой Литургии с памятью, любовью к нашим усопшим, а потом уже, после Литургии, ехать на кладбище, для того чтобы встретиться там с усопшими, просто посидеть на могилках, почувствовать аромат вечности, который присутствует на каждом кладбище и заставляет нас задуматься о том, какова наша жизнь, куда мы идем. Ну а вечером завтрашнего дня будет всенощное бдение, канун праздника Троицы; мы будем первый раз после Пасхи петь «Царю Небесный». В сам день Троицы после Литургии будет совершаться вечерня с коленнопреклоненными молитвами, на которую, конечно, тоже желательно попасть. Конечно, в Троицу на кладбище не ездят, но можно съездить после службы, после коленнопреклоненных молитв.

Господь Бог да благословит всех нас!

Ведущий: диакон Михаил Кудрявцев
Расшифровка: Наталья Маслова

Если брак венчаный а муж ушел к другой