Методики диагностики самооценки подростка

Ваш психолог. Работа психолога в школе.

Последние новости

Самое популярное

Направленность методики Личностые особенности, опосредованное запоминание (проективный метод) Стимульный материал Карточки со словами
Время проведения 1 час
Обработка результатов Каталог образцов

Методика А. Зака «Петух»
Разработчик А. Зак

Направленность методики Особенности мышления детей
Стимульный материал Вербальные и невербальные задачи
Время проведения 20 — 40 мин.
Обработка результатов Количественный и качественный анализ

Тест числовые ряды
Разработчик ЯрГУ, под руководством В.Д. Шадрикова (тест Липмана)

Направленность методики Вербальное или словесно-логическое мышление
(способность к установлению закономерностей)
Стимульный материал Бланк числовых рядов Время проведения 10-15 мин.
Обработка результатов Ключ

Поиск недостающего числа
Разработчик В.М. Блейхер

Направленность методики Сообразительность,способность к аналитическому мышлению и установлению закономерностей
Стимульный материал Бланк с числами
Время проведения 5-10 мин.
Обработка результатов Ключ

Тест геометрические фигуры

Направленность методики Конструктивное мышление
Стимульный материал 4 бланка с фигурами
Время проведения 15 мин.
Обработка результатов Ключ

Разработчик Ю.Н. Кулюткин

Направленность методики Выявление организации эвристического поиска
Стимульный материал 4 фразы на языке сухаили Время проведения 15-30 мин.
Обработка результатов Качественный анализ

предназначена для определения состояния памяти, внимания, утомляемости.

Направленность методики Личностные особенности (проективная методика)
Стимульный материал Лист бумаги, карандаш
Время проведения Не ограничено
Обработка результатов Качественный анализ

Цветовой тест М. Люшера
Разработчик ГП»ИМАТОН», составители В. Тимофеев, Ю. Филимоненко

Направленность методики Диагностика состояний и внутриличностных конфликтов
Стимульный материал Цветовые карточки (8)
Время проведения 3-5 мин.
Обработка результатов Количественный и качественный анализ

Тест рисуночной ассоциации Розенцвейга: детский вариант

Разработчик ГП «ИМАТОН», составители А.В. Суворов, С.Е. Лукин

Направленность методики Прогнозирование поведения в социально значимых ситуациях межличностного взаимодействия и способности адаптироваться к стрессовым ситуациям
Стимульный материал Набор карточек (24 шт. — детский вариант, 24шт. — взрослый вариант)
Время проведения Не ограничено
Обработка результатов Количественный и качественый анализ

от 7(8) до 12 лет

Факторный личностный опросник «Кеттелл-95»: CPQ
Разработчик ГП «ИМАТОН», составители А.А. Рукавишников, М.В. Соколова (НПЦ»Психодиакгностика»), дополнила О.И. Муляр

Направленность методики Структура личности
Стимульный материал Детский вариант CPQ -120 вопросов,
Время проведения Детский вариант CPQ,

Личностный опросник Р. Кеттелла CPQ для детей
Разработчик Ярославль,НПЦ «Психодиагностика», составитель А.А. Рукавишников

Направленность методики Структура личности (по 12 факторам)
Стимульный материал 120 вопросов
Время проведения 40-50 мин.
Обработка результатов Ключ и качественный анализ

от 12 до 16 лет

Личностный опросник Р. Кеттелла HSPQ для cтаршеклассников
Разработчик Ярославль,НПЦ «Психодиагностика», составитель А.А. Рукавишников

Направленность методики Структура личности (по 14 факторам)
Стимульный материал 142 вопроса
Время проведения 40-50 мин.
Обработка результатов Ключ и качественный анализ

от 7 (6) до 9 лет

Методика исследования обучаемости А. Ивановой
Разработчик ГП «ИМАТОН», составитель О.И. Муляр

Направленность методики Исследование потенциальных возможностей ребенка, прогнозирование успешности школьного обучения
Стимульный материал 24 карточки с геометрическими фигурами, таблица
Время проведения 10-15 мин.
Обработка результатов Количественный и качественный анализ

возраст 8-12 лет

«Здравствуй, Я !»
Разработчик Переславль-Залесский, Центр»Доверие», О.И. Заигралина, Е.И. Павлова

Направленность методики Cамостоятельная работа учащихся в группах личностного роста
Стимульный материал Комплект карт (39)

Прогрессивные матрицы Дж. Равена
Разработчик ЯрГУ, кафедра психологии труда и инженерной психологии (экспресс-вариант)

Направленность методики Индивидуальные особенности образного мышления
Стимульный материал Полный вариант — 60 карточек-матриц, экспресс-вариант — 20 карточек-матриц Время проведения Полный вариант — 30 мин., экспресс-вариант — 15 мин.
Обработка результатов Ключ

ДИАГНОСТИКА ПОДРОСТКОВ И ЮНОШЕЙ

с 12 лет и взрослых со средним или ниже среднего уровнем интеллектуальных способностей

Тест интеллектуального потенциала (ТИП) — формы А и Б
Разработчик НПЦ «Психодиагностика», И.Г. Сенин, В.И. Чирков, адаптация методики П. Ржичака (ЧССР)

Направленность методики Оценка интеллекта у детей
Стимульный материал Невербальные задания (29)
Время проведения 12 мин.
Обработка результатов Ключ и качественный анализ

Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП)
Разработчик г. Вологда, Центр гуманитарных исследований и консультирования «Развитие», А. Н. Орел

Направленность методики Социальные и личностные установки (склонность подростков к реализации различных форм отклоняющегося поведения)
Стимульный материал Тест-опросник ( мужской вариант-98 утверждений, женский вариант-108 утверждений)
Обработка результатов Ключ и качественный анализ

Направленность методики Темпераментные характеристики личности
— экстра-интроверсия,
— нейротизм
Стимульный материал Экспресс-вариант* — 12 вопросов, форма А и В — 57 вопросов, детский вариант (ДВ) — 60 вопросов
Время проведения Экспресс-вариант — 3-5 мин., форма А и В — 10-15 мин., детский вариант (ДВ) — 10-15 мин.
Обработка результатов Ключ

Личностный опросник Айзенка (EPQ), НЭП
Разработчик НПЦ «Психодиагностика», А.А. Рукавишников, Л.А. Соснина

Направленность методики Основные личностные характеристики
— психотизм,
— экстра-интроверсия,
— нейротизм
Стимульный материал Юношеский вариант (от 8 до 16 лет) — опросник (81 вопрос), взрослый вариант — опросник (90 вопросов)
Время проведения Юношеский вариант — 20-25 мин., взрослый вариант — 12-15 мин.

Направленность методики Диагностика типа психопатии и акцентуации
Стимульный материал Опросник (утверждения по 25 сферам)
Время проведения Не ограничено
Обработка результатов Ключ

Уровень самооценки (Методика Будасси)
Разработчик адаптация методики Будасси

Направленность методики Самооценка личности Стимульный материал Шкала самооценки (54 понятия)
Время проведения 10-20 мин.
Обработка результатов Количественный анализ, шкала оценок

Тест «Желаемое Я» и «Наличное Я»
Разработчик В.А. Алексеев

Направленность методики Самооценка личности
Стимульный материал Шкала самооценки (90 характеристик)
Время проведения 20 мин.
Обработка результатов Качественный анализ

Факторный личностный опросник «Кеттелл-95»: 16 PF, HSPQ,
Разработчик ГП «ИМАТОН», составители А.А. Рукавишников, М.В. Соколова (НПЦ»Психодиакгностика»), дополнила О.И. Муляр

Направленность методики Структура личности
Стимульный материал
подростковый вариант HSPQ (от 12 до 16 лет) -142 вопроса,
Время проведения
подростковый вариант HSPQ — 40-50 мин.,

Школьный тест умственного развития (ШТУР)
Разработчик Институт общей и педагогической психологии, К.М. Гуревич, М. Акимов

Направленность методики Умственное развитие подростков
Стимульный материал 6 групп субтестов с вербальными и счетрыми заданиями
Время проведения 45 мин.
Обработка результатов Ключ и качественный анализ

Направленность методики Определение основных свойств нервной системы человека
Стимульный материал Опросник (134 вопроса)
Время проведения 25-30 мин.
Обработка результатов Ключ

Тест Р. Амтхауэра (ТУС — Тест умственных способностей) — 2 варианта
Разработчик НПЦ»Психодиагностика», И.Г. Сенин и др., адаптация теста Р. Амтхауэра

Направленность методики Профиль выраженности основных умственных способностей, коэффициент общего интеллектуального развития
Стимульный материал 9 субтестов с вербальными и невербальными заданиями
Время проведения 1 — 1,5 час.
Обработка результатов Ключ и качественный анализ

Тест «Рука»
Разработчик НПЦ»Психодиагностика», С.И. Ерина, Н. Колесниченко, адаптация методики З. Пиотровского, Э. Вагнера

Направленность методики Вероятность проявления агрессивных тенденций в поведении и другие особенности личности
Стимульный материал 10 карточек (9 — с изображением руки в различных положениях, 1 — пустая)
Время проведения 15-20 мин.
Обработка результатов Количественный и качественный анализ

Потребность в общении
Разработчик Московский педагогический институт

Направленность методики Уровень развития потребности в общении
Стимульный материал Опросник (33 утверждения)
Время проведения 3-5 мин.
Обработка результатов Количественный и качественный анализ

Потребность в достижениях
Разработчик Московский педагогический институт

Направленность методики Уровень развития потребности в достижениях
Стимульный материал Опросник (22 утверждения)
Время проведения 2-3 мин.
Обработка результатов Количественный и качественный анализ

Опросник межличностных отношений
Разработчик НПЦ «Психодиагностика», А. Рукавишников, адаптация методики FIRO B.В. Шутца

Направленность методики Основные потребности личности в области общения, совместимость в парах и группах
Стимульный материал Опросник (54 утверждения)
Время проведения 15 мин.
Обработка результатов Количественный и качественный анализ

варианты для взрослых, для детей и подростков

Экспресс-диагностика акцентуаций характера и пограничных нервно-психических расстройств
Разработчик Ташкент, Институт усовершенствования врачей, Ш.А. Мурталибов, Н.Б. Фельдман, модификация опросника Литтмана-Шмишека

Направленность методики Диагностика акцентуаций и пограничных нервно-психических
расстройств
Стимульный материал Опросник (114 вопросов)

Стандартизированный многофакторный метод исследования личности (СМИЛ),
адаптированный и ревалидизированный вариант ММРI
(подростковый вариант, женский вариант, мужской вариант)
Разработчик Л.Н. Собчик

Направленность методики Структурa личности
Стимульный материал 556 утверждений
Время проведения 1 час
Обработка результатов Ключ и качественный анализ

ДИАГНОСТИКА ВЗРОСЛЫХ

Методика исследования социального интеллекта
Разработчик ГП «ИМАТОН», Е.С. Михайлова (Алешина), адаптация методики Дж. Гилфорда и М. Салливена

Направленность методики Общий уровень социального интеллекта и частные способности к пониманию поведения людей
Стимульный материал Карточки с невербальными и вербальными заданиями (4 блока по 12-15 заданий)
Время проведения 30-35 мин.
Обработка результатов Ключ, количественный и качественный анализ

Методика диагностики ориентировочно-коммуникативной способности
Разработчик ЯГПУ, В.В. Бетгер

Направленность методики Степень выраженности ориентировочно-коммуникативной способност
Стимульный материал Опросник (83 вопроса)
Время проведения Не ограничено
Обработка результатов Методом иерархического кластерного анализа

Личностный комплексный социометрический тест Заворыкина
Разработчик А.А. Заворыкин

Направленность методики Типология личности,особенности характера, эмоциональные чер
Стимульный материал Опросник (102, 96, 96 вопросов)
Обработка результатов Количественный и качественный анализ

Уровень притязаний
Разработчик Б.И. Бежанишвили

Направленность методики Уровень притязаний личности
Стимульный материал Карточки с вербальными заданиями (24)
Время проведения 10-15 мин.
Обработка результатов Количественный и качественный анализ

Шкала Мерлоу-Крауна
Разработчик Д. Краун, Д. Мерлоу (США)

Направленность методики Мотивация одобрения, зависимость от социального окружения
Стимульный материал Опросник (20 утверждений)
Время проведения 2-3 мин.
Обработка результатов Ключ

Уровень невротизации и психопатизации

Направленность методики Определение уровня невротизации и психопатизации
Стимульный материал Опросник (90 утверждений)
Время проведения Не ограничено
Обработка результатов Ключ

Леонгард (Смишек)
Разработчик ГП «ИМАТОН», составитель С.Е. Лукин

Направленность методики Определение типов акцентуации характера
Стимульный материал Опросник Смишека (88 вопросов),
Обработка результатов Ключ

Оценивание 5-летий жизни
Разработчик А.А. Кроник, Е.И. Головаха

Направленность методики Возрастные особенности и факторы формирования представлений о продуктивности жизни
Стимульный материал Опросник
Время проведения 10-20 мин.
Обработка результатов Качественный анализ

Тест на самооценку
Разработчик Будасси

Направленность методики Самооценка личности
Стимульный материал Шкала самооценки (47 понятий)
Время проведения 10-20 мин.
Обработка результатов Количественный анализ, шкала оценок

Модифицированная методика Фидлера
Разработчик СПбГУ, адаптация методики Ф. Фидлера

Направленность методики Оценка личностных и деловых качеств (в технике оценочной биполяризации)
Стимульный материал Опросник (20 прилагательных)
Время проведения 10-15 мин.
Обработка результатов Количественный и качественный анализ

Диагностика межличностных отношений (ДМО). Вариант методики Т. Лири
Разработчик Л.Н. Собчик, модификация методики Т. Лири

Направленность методики Диагностика типа межличностных отношений
Стимульный материал Опросник (128 характеристик)
Время проведения 20-30 мин.
Обработка результатов Ключ и качественный анализ

Направленность методики Уровень социальной чувствительности
Стимульный материал Опросник (36 характеристик)
Обработка результатов Количественный и качественный анализ

Факторный личностный опросник «Кеттелл-95»: 16 PF,
Разработчик ГП «ИМАТОН», составители А.А. Рукавишников, М.В. Соколова (НПЦ»Психодиакгностика») дополнила О.И. Муляр

Направленность методики Структура личности
Стимульный материал
взрослый вариант 16 PF (от 16 и старше) -187 вопросов.
Время проведения
взрослый вариант 16 PF — 50-60 мин.

Тематический апперцептивный тест — вариант Х. Хекхаузена
Разработчик Х. Хекхаузен

Направленность методики Мотивация достижения успеха и мотивация избегания неудач
Стимульный материал Карточки (6) с изоражением различных ситуаций взаимодействия между людьми
Время проведения 30-40 мин.
Обработка результатов Количественный и качественный анализ

ДИАГНОСТИКА РОДИТЕЛЕЙ

Направленность методики Отношение родителей к своему ребенку
Стимульный материал Опросник (61 утверждение)
Время проведения 15-20 мин.
Обработка результатов Ключ

Направленность методики Исследование семейных и партнерских отношений
Стимульный материал Опросник (85 вопросов) Время проведения 15-20 мин.
Обработка результатов Количественный и качественный анализ

Тест «Анализ семейного воспитания»

Направленность методики Анализ семейного воспитания, видов и причин отклонений в воспитании и влиянии их на подростка
Стимульный материал Опросник для родителей (130 утверждений)
Время проведения 30-40 мин.
Обработка результатов Количественный и качественный анализ

Главное меню

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

методики изучения самооценки

Нрав-сть и Самостоятельность

Нрав-сть и Креативность

Нрав-сть и Гармоничность

Нрав-сть и Экстраверсия

Нрав-сть и Общая самооценка

Воля и Нравственность

Воля и Самостоятельность

Воля и Креативность

Воля и Гармоничность

Воля и Экстраверсия

Воля и Общая самооценка

Самостоятельность и Нравственность

Самостоятельность и Воля

Самостоятельность и Креативность

Самостоятельность и Гармоничность

Самостоятельность и Экстраверсия

Самостоятельность и Общая самооценка

Креативность и Нравственность

Креативность и Воля

Креативность и Самостоятельность

Креативность и Гаромничность

Креативность и Экстраверсия

Креативность и Общая самооценка

Гармоничность и Нравственность

Гармоничность и Воля

Гармоничность и Самостоятельность

Гармоничность и Креативность

Гармоничность и Экстраверсия

Гармоничность и Общая самооценка

Экстраверсия и Нравственность

Экстраверсия и Воля

Экстраверсия и Самостоятельность

Экстраверсия и Креативность

Экстраверсия и Гармоничность

Экстраверсия и Общая самооценка

Общая самооценка и Нравственность

Общая самооценка и Воля

Общая самооценка и Самостоят-сть

Общая самооценка и Креативность

Общая самооценка и Гармоничность

Общая самооценка и Экстраверсия

Примечание: Цветом выделены значимые корреляции, жирно – связи с общей самооценкой.

Как видно из таблицы, все теоретически выделенные автором факторы очень тесно связаны с общей самооценкой развития личности учащихся обоих классов(р=0,0001 и ниже), что говорит о высокой согласованности выделенных показателей с общим критерием и, следовательно, о надежности методики «Самооценка личности» по внутренней согласованности.

Наибольший вес в общей самооценке имеет самооценка экстраверсии – чем она выше, тем почти стопроцентно выше общая самооценка. Экстраверсия высоко значимо связана со всеми показателями методики: с Общей самооценкой (р=0,00000001), Самостоятельностью (р=0,00008), Креативностью (р=0,0006), Нравственностью (р-0,01), Гармоничностью (р=0.013), Волей (р=0,015). Т.е. она во многом определяет Общую самооценку личности, Самостоятельность и Креативность. Экстраверсия – «суперфактор», фундаментальное свойство личности, выраженность которого во многом определяется генотипом, «примерно на 50%» (Пломин Р., 1994, с. 76). В ряде исследований студентов ИП РГГУ под моим руководством было показано, что из свойств темперамента именно экстраверсия (наряду с подвижностью и лабильностью, спонтанностью) в наибольшей мере связана с гармоничностью личности (Соколова И.С., 2003; Дорогов А., 2002). Т.е. наличие выраженной экстраверсии в юношеском возрасте в большой степени благоприятствует развитию гармоничности личности в различных ее аспектах. Это и понятно, так как, по Айзенку, экстраверсия включает в себя целый синдром характеристик: «социабельность, разговорчивость, бодрость, оптимистичность, уверенность в себе… интерес к внешнему миру… (Клайн П., 1994, с. 167). Большинство из этих черт могут быть отнесены к характеристике гармоничной личности.

Интересно, что самооценка «гармоничности личности» наиболее тесно связана в группе учащихся 8 и 10 классов с самооценками общего позитивного развития личности («общей самооценкой» ), с «креативностью», «экстраверсией» и «нравственностью». Это говорит о том, что школьники считают «гармоничность» весьма существенной характеристикой положительного развития их личности в целом, и о том, что «гармоничность» оценивается ими выше при более высокой оценке у себя креативности, экстраверсии и нравственности. Она и связывается ими в большей мере с этими факторами личности.

Таким образом, развитие творческих сил, конструктивности общения и открытости миру, оптимизма, уверенности в себе, нравственного отношения к людям и природе является и путем развития гармоничности личности подростков и старшеклас-сников.

Таблица 5. Значимые ранговые корреляции между самооценками гармоничности, общей позитивности личности и оценками своей школьной тревожности, стилей руководства педагога и семейного воспитания учащихся 8 и 10 классов (40 чел.) в методиках “Наш руководитель», «Моя семья», Тест школьной тревожности Филлипса

Гармоничность и Сотруднич. стиль педагога

Гармоничность и Умение сотрудничать пед-га

Гармоничность и Гуманные методы воздействия педагога

Общая самооц-ка и Сотруднич. стиль педагога

Общая самооц-ка и Умение сотруд-чать пед-га

Гармоничность и Поощрение самос-сти в семье

Общая самооц-ка и Поощрение самос-сти в семье

Общая самооц-ка и Поддержка учителей в семье

Общая самооц-ка и Теплота отношений в семье

Гармоничность и Переживание социал. стресса

Общая самооц-ка и Общая тревожность в школе

Общая самооц-ка и Переживание социал. Стресса

Общая самооценка и Фрустрация потребности в успехе

Общая самооценка и Страх не соответствовать ожиданиям окружающих

Самооценка Гармоничности личности тесно связана с выраженностью Сотрудничающего стиля классного руководителя (педагога)в целом и его составляющими – Умением сотрудничать и Гуманностью методов воздействия (от р=0,001 до 0,02). Так же она значимо отрицательно связана с Переживанием социального стресса в школе (r=-0,327; 0,04) и на уровне тенденции – положительно с Поощрением самостоятельности в семье(r=0,283; 0,076). Общая самооценка личности еще более значимо связана с этими и другими факторами стилей педагогического руководства и семейного воспитания, с психическим состоянием учащихся в школе.

По средним данным Общая тревожность в школе у учащихся 8 класса выражена на 10% сильнее, чем у 10-классников (46,91% против 36,62% по тесту Филлипса). Чем выше Общая тревожность, Переживание стресса в школе, Фрустрация потребности в успехе и Страх не соответствовать ожиданиям окружающих, тем значимо ниже Общая самооценка в обоих классах.

Но имеем ли мы право уверенно говорить о детерминирующем

влиянии социально-психологических факторов на самооценку учащимися своей гармоничности и общего развития личности (ее общей позитивности)? Мне представляется, что факты нашего исследования и данные психогенетики заставляют говорить о большей правдоподобности другой интерпретации.

Представим сначала возможные гипотезы интерпретации.

Гипотеза 1 – Существует изначальная тенденция любого живого организма к поддержанию физической и психологической гармонии (она является проявлением космической тенденции к мировой гармонии любого предмета Вселенной). Это тенденция к поддержанию оптимальных балансов, согласований различных факторов своей физической и психической жизни – своих разнообразных стремлений, отношений с собой и внешним миром, своих состояний, процесса функционирования. Она стихийно, на бессознательном или полуосознаваемом уровне обеспечивает адаптацию и саморегуляцию человека, но может быть изначально выражена в разной степени у разных людей. В частности, она проявляется в базовом характерологическом складе личности, в чертах ее темперамента и характера.

Из этих представлений следует, что более гармоничные по самооценке учащиеся склонны выше оценивать моменты сотрудничества в стиле педагога и степень поощрения самостоятельности в своей семье. Им, в силу их высокой природной гармоничности, удается легче устанавливать сотрудничество с педагогом и добиваться самостоятельности в семье, чем ребятам с изначально меньшей гармоничностью личности. Как видно из таблицы 4, самооценка гармоничности тесно связана с оценкой своей экстраверсии. Иссл-ия студентов ИП РГГУ И.С. Соколовой и А. Дорогова также показали существенное влияние во многом наследственно обусловленных черт темперамента (30% – 60%) на уровень гармоничности различных аспектов личности. Т.е. уже ряд достаточно выраженных у подростка и старшеклассника черт темперамента (экстраверсии, спонтанности, лабильности) как бы автоматически помогает ему более оптимально, гармонично строить свою жизнь. Слабая выраженность этих черт, наоборот, будет создавать трудности в гармонизации своей личности и поведения.

Гипотеза 2. Особенности стиля руководства педагога и стиля воспитания в семье преимущественно детерминируют развитие у ребят большей или меньшей гармоничности их личности.

Гипотеза 3. Результирующий уровень гармоничности личности детерминируется одновременно как внутренними психологичес-кими факторами личности, всей психики и физическими особенностями всего организма (складом темперамента и характера, физическим здоровьем, гормональным балансом и т.п.), так и внешними социально-психологическими факторами стиля педагогического руководства классного руководителя, стиля семейного воспитания, а также и природными характеристиками среды обитания. И скорее правы В. Штерн (теория двух факторов), А. Бандура (взаимный детерминизм), вообще весь интеракционистский подход в психологии, включающий и психогенетические исследова-ния (Р. Пломин, Матени-младший, Леолин, Бушар и др.)., в том, что в обобщенном плане существует примерно равное влияние внутренних и внешних факторов на развитие личности и поведение.

Я склоняюсь к справедливости в целом гипотезы 3, хотя понятно, что в различные возрастные периоды и этапы жизни могут сильнее проявляться то внутренние, то внешние факторы, то одни внутренние тенденции, то другие. Мы не можем не учитывать новейшие факты психологии развития о том, что с возрастом влияние генотипа растет, особенно на показатели интеллекта и темперамента (Психология развития. Ред. Т.Д. Марцинковская. М. : Академия, 2001, с. 183-191). Видимо, верно, что любой акт поведения всегда определяется взаимодействием генотипа и среды. Поэтому при исследовании сложных, интегральных характеристик личности необходимо учитывать влияние на них как внутренних, так и внешних факторов. Лучше не торопиться делать односторонние выводы, часто не соответствующие более широкому объему современных данных, о подавляющем влиянии какого-то одного типа факторов, например, социальной среды, на развитие личности или какого-либо ее аспекта (что до сих пор имеет место в нашей психологии).

Наряду с учетом уже изученных факторов, необходимы дополнительные исследования оценки стиля семейного воспитания со стороны самих родителей, других родственников, и стиля руководства педагога со стороны других педагогов и его самого. Тогда, если более высокой комплексной оценке этих стилей воздействия на учащихся будет соответствовать более высокий уровень гармоничности их личности, то можно осторожно предположить, что эти стили существенно влияют на развитие их гармоничности. Однако это может быть справедливо лишь в отношении группы ребят с примерно одинаковой высокой гармоничностью и одновременно с совершенно разными по выраженности базовыми характерологическими особенностями личности.

Но если окажется, что высокая гармоничность личности обнаруживается гораздо чаще у учащихся с более благоприятными внутренними психологическими и физическими факторами (например, с более высокой экстраверсией и лабильностью) при примерно одних и тех же благоприятных внешних социальных и природных условиях, то это будет доказательством обратного – более сильного преобладающего влияния внутренних факторов на развитие и выраженность гармоничности личности школьников.

На разных возрастных этапах психического развития могут преобладать то внешние, то внутренние факторы, но действовать они, тем не менее, всегда будут вместе.

Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986

Битянова Н.Р. Психология личностного роста: Практ. пос. по проведению тренинга. М., 1995

БОРОЗДИНА Л.В. Что такое самооценка /Психол. ж., 1993, Т. 13, № 4

БРАТУСЬ Б.С. с соавт. Механизм самооценки и его влияние на поведение /Психол. проблемы изучения и коррекции аномалий личности. М., 1988

Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб, 1999

Гаджиева Н.М., Никитина Н.Н., Кислинская Н.В. Основы самосовершенствования: Тренинг самосознания. Екатеринбург: Деловая книга, 1998, 144 с.

Горбатов Д.С. Практикум по психологическому исследованию. Самара: Бахрах-М, 2000 (Эксперимент, Тестирование, Проективные методики и др. методы. Бурдон, ШТУР, ДДО, ЛД, Мини-Мульт, Спилбергер, Несуществующее животное, Незавершенные предложения Сакса и Леви, Психогеом. тест, Аутосоциометрия, С. 227-230 — Самооценка)

Детская психодиагностика и профориентация/ Ред.-сост. Л.Д. Столяренко. Ростов н/Д.: Феникс 1999 – 384 с.

8. ДЖАГИТЯН Л.А., НОВИЧКОВА М.В.Влияние оценки окружающих на самооценку

личности. Курс. работа студенток 3 к. в\о ИП РГГУ. Рук-ль О.И. Мотков. М., 2003 (20 ч. – 9 класс, 20 ч. –

класс, родители – 40 ч., 2 класс. рук-ля. Обычная школа № 341 Москвы. Методики: «Самооценка

способностей» и «Самооценка личности», вар. 1, О.И. Мотков)

9. ДЖЕМС У. Личность/Психология самосознания. Хрест. Ред.-

сост. Райгородский Д.Я. Самар: Бахрах, 2000; 672 с. С. 7- 44

ЕГОРОВА М.С. Генетика поведения: психологический аспект. М.: Socio Logos, 1995

ЕГОРОВА М.С. Исслед-ие темперамента в возрастной генетике поведения/Малых С.Б. (ред.) Генетика поведения: количественный анализ психол. и психофизиол. признаков в онтогенезе. М., 1995. С. 59-71

ЕГОРОВА М.С. с соавт. Генотип. Среда. Развитие// Монография коллект. М.: ОГИ, 2004 –

Захарова А.В. Генезис самооценки. Тула, 1998

зелигман м.э.п. Как научиться оптимизму. Советы на каждый день. М.: Вече, 1997, 432 с. (С. 318 — Оптимистичная жизнь. С. 407 – Гибкий оптимизм… С. 426 – оптимизм с открытыми глазами. Мы должны иметь возможность пользоваться в случае необходимости острым чувством реальности пессимизма, но так, чтобы не позволить втянуть нас в его черную тень. Тест на уровень оптимизма — с. 56, для взрослых — 48 вопросов. Тест на депрессию Л. Радлофф — 20 вопросов. Теория приобретенной беспомощности. Когнитивные Психотерапии А. Эллиса и А.Т. Бека, Д. Вольпе. Тест на оптимизм для детей от 8 до 13 лет — CASQ «Вопросник для оценки стиля у детей» — 48 ?. Техника CAVE — Анализ содержания словесных объяснений. Модель НМП — Неприятность. Мнение. Последствия)

КЛАЙН П. Справочное руководство по конструированию тестов. Введение в психометрическое проектирование. Киев, 1994; 285 с.

ЛИПКИНА А.И. Самооценка школьника. М.: Знание, 1976, 64 с.

Митавская В.В. Психол. особенности больных с соматоформной патологией (иссл-ие качества жизни, психол. благополучия и личност. особенностей)». Диплом. работа. М.: ИП РГГУ,2002. Рук. Т.Д. Шевеленкова (Шкалы психол. благополучия SF-36 – К.Д. Рифф, 84?; Опросник структуры характера и темперамента Клонинжера – 125?; Методика оценки воздействия болезни и симптомов МОБиС – круги на листе Я-болезнь, Я-семья, Я-работа; Опросник здоровья – 11?) (Качество жизни как субъективная оценка степени удовлетворенности жизнью… у больных снижено. Снижены пок-ли психол. благополучия. Нет целей на будущее. Чувствуют себя неспособными изменить самостоятельно свою жизнь. Трудно быть открытыми, проявлять симпатию…Негативное отношение к миру других людей. На 1 месте – болезнь. Повышенные осторожность. робость, конформизм, тревожность, предусмотрительность…У соматических больных на 1 месте – работа и семья. C. 65 — …чем ниже пок-ли по шкале здоровья, тем ниже пок-ли автономии, контроля над окруж. средой, самопринятия, личност. роста и позитивных отношений с окружающими. С. 65-66 — …чем ниже пок-ль общего здоровья, тем больше выражены у чел. чувство стагнации (ниже личностный рост), отсутствие интереса к жизни, неспособность изменять прежние установки и способы поведения под влиянием нового опыта, отсутствие целей и планов на будущее)

Мотков О.И. Психология самопознания личности. Практ. пос. М., 1993 — 97 с. (методики изучения базовой и прижизненно образующейся личности, самооценки способностей, изучения памяти, внимания, пространственного воображения, мышления – Игра «5» и др. , Задачи на пространст-венное воображение, матрицы Равена)

МОТКОВ О.И. Методика «Самооценка личности», вар. 1 и 2. М., 2003. (http://psychology.rsuh.ru/motkov.htm)

Изучаются позитивные факторы личности: Нравственность, Воля, Самостоятельность и чувство реальности, Креативность, Гармоничность, Экстраверсия, Общая самооценка развития личности. Описание содержит средние данные, описание иссл-ия самооценки учащихся 8 и 10 классов г. Москвы и связей факторов самооценки с общим показателем, с Экспертной оценкой тех же факторов личности со стороны матерей уч-ся – определение валидности методики, с оценкой учащимися стилей педагогич. руководства класс. руководителя и семейного воспитания. Даны 3 возможные гипотезы детерминации уровня гармоничности личности).

ОСНИЦКИЙ А.К. Психология самостоятельности: методы исследования и диагностики. М.-Нальчик: Эль-Фа, 1996; 126 с. (С. 56 – Опред-ие хар-к соц. адаптации. С. 66 – Оценка уч-ся своей самостоятельности (СамОС). С. 70 – Дигностика сформир-сти умений саморегуляции деятельности. С. 88 – Тест для профес. ориентирования …)

Панина Н.В. Индекс жизненной удовлетворенности/В кн. «LifeLine и др. новые методы психологии жизненного пути». Сост., ред. А.А. Кроник. М.:Прогресс-Культура, 1993, с. 107-114 (Тест «Индекс жизненной удовлетворенности», его связи с САН и др. тестами)

ПЛОМИН Р. Среда и гены. Что определяет поведение? /Детство идеальное и настоящее: сб. работ совр.западных ученых. Ред. Е.Р. Слободская. Новосибирск: Сиб. Хронограф, 1994; с. 71 – 89

Практическая психодиагностика./Ред.-сост. Д.Я. Райгородский. Самара: Бахрах, 1998, (с. 457-464 -методика СПА диагностики Соц.-Психол. Адаптации Роджерса-Даймонда. Пок-ли: Адаптивность — Дезадаптивность, Лживость, Принятие себя- Непринятие себя, Принятие других — Непринятие других, Эмоцион. комфорт — Эмоц. дискомфорт, Внутр. контроль — Внешний контроль, Доминирование — Ведомость, Эскапизм. Здесь же: с. 171-173 — Методика диагностики уровня невротизации Л.И. Вассермана; c. 121 — EPQ (PEN) Айзенка; с. 17 – тест САН; с. 59 — шкала самооценки Спилбергера-Ханина; с. 92 – тест Люшера; с. 141 – тест ТФАР Айзенка; с.240 – тест Кеттела; с. 288 – тест УСК Д. Роттера; с. 418 – методика Рене Жиля; с. 436 – методика PARI Шеффер и Белла; с. 451 – тест Варга и Стодина; с. 470 – тест Томаса; с. 492 – Психогеом. тест Деллингер, и др.)

ПРИХОЖАН А.М. Психология неудачника: тренинг уверенности в себе. М.: Сфера, 1997

ПРИХОЖАН А.М. Тревожность у детей и подростков: психол. природа и возрастная динамика. М.-Воронеж: МПСИ-МОДЭК, 2000, 304 с. (с.11 — …нормальный (оптим-й) уровень тревожности рассматривается как необходимый для эффективного приспособления к действительности (адаптивная тревога). Чрезмерно высокий уровень рассм-ся как дезадаптивная реакция, проявляющаяся в общей дезорганизации поведения…)

Изучение личностных особенностей подростков

Методика диагностики личности подростка

В педагогической практике все больше ощущается потребность в оперативной диагностике достигнутого учениками уровня развития. Это связано с тем, что эффективно управлять процессами формирования личности без знания глубины, темпов и особенностей происходящих изменений нельзя. Крылатые слова К.Д. Ушинского: «Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях» — как нельзя лучше объясняют необходимость диагностики в живом учебно-воспитательном процессе.

Одной из сложных и ключевых проблем педагогической теории и практики является проблема личности и её развития в специально организованных условиях. Она имеет различные аспекты, поэтому рассматривается разными науками: возрастной физиологией и анатомией, социологией, детской и педагогической психологией и др. Педагогика изучает и выявляет наиболее эффективные условия для гармоничного развития личности в процессе обучения и воспитания [9].

Развитие каждого человека обеспечивается через воспитание, благодаря передаче своего собственного опыта и опыта предшествующих поколений.

Исследование личности — одна из многих областей психологических исследований. Другие области отведены проблемам воспитания, педагогической психологии, сравнительного анализа поведения, физиологической психологии, социальной психологии и психоанализа.

Все названные сферы исследования так или иначе затрагивают тему личности. Психология личности ставит перед собой задачу конкретного исследования этой темы и познания существенных факторов, определяющих личность.

Овладение простыми методиками диагностики отдельных сторон развития обучаемых — важный компонент профессиональной педагогической подготовки. Главный интерес для школьных учителей и воспитателей представляет диагностика личности подростка, умственной деятельности обучаемых, мотивации поведения, уровня притязаний, эмоциональности, развития социального поведения и многих других важных качеств. Наиболее распространенный метод изучения выделенных качеств подростка — тестирование или опросник.

Опросник личностный — совокупность методических средств для изучения и оценки отдельных свойств и проявлений личности. Каждая из методик представляет собой стандартизированную анкету, состоящую из набора предложений, с содержанием которых испытуемый (информант) может согласиться или не согласиться.

Личностные опросники позволяют получать информацию, широко характеризующую личность испытуемого — от особенностей его физического и психического состояния до морально-этических и общественных взглядов.

Наряду с личностными опросниками существуют и другие виды методик, например для исследования самооценки применяется методика изучения самооценки качеств личности Столяренко.

Целью данной методики является выявление уровня самооценки школьника по заранее заданным качествам личности; выбор тех или иных качеств личности обусловлен целями исследования (например, установленных с помощью других методов трудностей в общении, для получения дополнительной информации можно предложить для оценки такое качество как общительность).

Материалом для исследования послужили анкеты, где в каждой из четырех таблиц указаны 20 личностных качеств (добродушие, искренность, самостоятельность и др.)

Методика предполагает следующую процедуру проведения: Школьнику предлагается четыре небольших таблицы, в каждой из которой представлены личностные качества человека соответственно названию той или иной таблицы. «Допустим, ты представляешь себе идеального человека, какие у него должны быть по твоему качества?». Среди выписанных школьником качеств, он должен обвести в кружочек, те качества, которые в реальности присущи ему. Так школьник должен перейти ко второму набору качеств, затем третьему и четвертому.

Высота самооценки определяется с помощью определенной формулы

П = Р ? 100%

Р — реальные качества;

И — качества идеального человека. Исходя из этого, подсчитывается средний балл самооценки. «Средней» самооценкой принято считать самооценку с баллами от 46 до 56; «Завышенной» — с баллами от 55 до 69 и выше; «Заниженной» — с баллами от 0 до 45.

В основе разработки другого вида методики лежит факт повторения набора сходных общепсихологических типов в различных авторских классификациях (Кеттелл, Леонгард, Айзенк, Личко и другие).

Данная методика рассчитана на контингент испытуемых в возрасте от 12 до 17 лет. Соответственно может использоваться: при выявлении особенностей личности подростка, формировании классных коллективов, в профессиональном отборе молодежи на различные типы профессий (в частности на профессии типа «человек — человек»), в педагогической практике в целях коррекции взаимоотношений в системах: «ученик — учитель», «ученик — класс».

Инструкция. «Вам предлагается ряд вопросов об особенностях Вашего поведения. Если Вы отвечаете на вопрос утвердительно («согласен»), то поставьте знак «+», если отрицательно, то знак «-». Отвечайте на вопросы быстро, не раздумывая, так как важна первая реакция».

1. Любишь ли ты шум и суету вокруг себя?

2. Часто ли ты нуждаешься в друзьях, которые могли бы тебя поддержать или утешить?

3. Ты всегда находишь быстрый ответ, когда тебя о чем-нибудь спрашивают, если это не на уроке?

4. Бывает ли так, что ты раздражен чем-нибудь, сердит, злишься?

5. Часто ли у тебя меняется настроение?

6. Верно ли, что тебе легче и приятнее с книгами, чем с ребятами?

7. Часто ли тебе мешают уснуть разные мысли?

8. Ты всегда делаешь так, как тебе говорят?

9. Любишь ли ты подшутить над кем-нибудь?

10. Ты когда-нибудь чувствовал себя несчастным, хотя для этого не было настоящей причины?

11. Можешь ли ты сказать о себе, что ты веселый, живой человек?

12. Ты когда-нибудь нарушал правила поведения в школе?

13. Верно ли, что многое раздражает тебя?

14. Нравится ли тебе такая работа, где надо делать все быстро?

15. Ты переживаешь из-за всяких страшных событий, которые чуть было не произошли, хотя все кончилось хорошо?

16. Тебе можно доверить любую тайну?

17. Можешь ли ты без особого труда внести оживление в скучную компанию сверстников?

18. Бывает ли так, что у тебя без всякой причины (физической нагрузки) сильно бьется сердце?

19. Делаешь ли ты обычно первый шаг для того, чтобы подружиться с кем-нибудь?

20. Ты когда-нибудь говорил неправду?

21. Ты легко расстраиваешься, когда критикуют тебя и твою работу?

22. Ты часто шутишь и рассказываешь смешные истории своим друзьям?

23. Ты часто чувствуешь себя усталым без всякой причины?

24. Ты всегда сначала делаешь уроки, а все остальное потом?

25. Ты обычно весел и всем доволен?

26. Обидчив ли ты?

27. Любишь ли ты разговаривать и играть с другими ребятами?

28. Всегда ли ты выполняешь просьбы родных о помощи по хозяйству?

29. У тебя бывают головокружения?

30. Бывает ли так, что твои действия и поступки ставят других людей в неловкое положение?

31. Ты часто чувствуешь, что тебе что-нибудь очень надоело?

32. Любишь ли ты иногда похвастаться?

33. Ты чаще всего сидишь и молчишь, когда попадаешь в общество незнакомых людей?

34. Волнуешься ли ты иногда так, что не можешь усидеть на месте?

35. Ты обычно быстро принимаешь решения?

36. Ты никогда не шумишь в классе, даже когда нет учителя?

37. Тебе часто снятся страшные сны?

38. Можешь ли ты забыть обо всем и повеселиться в обществе друзей?

39. Тебя легко огорчить?

40. Случалось ли тебе плохо говорить о ком-нибудь?

41. Верно ли, что ты обычно говоришь и действуешь быстро, не задерживаясь особенно на обдумывание?

42. Если оказываешься в глупом положении, то потом долго переживаешь?

43. Тебе очень нравятся шумные и веселые игры?

44. Ты всегда ешь то, что тебе подают?

45. Тебе трудно ответить «нет», когда тебя о чем-нибудь просят?

46. Ты любишь часто ходить в гости?

47. Бывают ли такие моменты, когда тебе не хочется жить?

48. Был ли ты когда-нибудь груб с родителями?

49. Считают ли тебя ребята веселым и живым человеком?

50. Ты часто отвлекаешься, когда делаешь уроки?

51. Ты чаще сидишь и смотришь, чем принимаешь активное участие в общем веселье?

52. Тебе обычно бывает трудно уснуть из-за разных мыслей?

53. Бываешь ли ты обычно уверен, что сможешь справиться с делом, которое должен выполнить?

54. Бывает ли, что ты чувствуешь себя одиноким?

55. Ты стесняешься заговорить первым с незнакомыми людьми?

56. Ты часто спохватываешься, когда уже поздно что-нибудь исправить?

57. Когда кто-нибудь из ребят кричит на тебя, ты тоже кричишь в ответ?

58. Бывает ли так, что ты иногда чувствуешь себя веселым или печальным без всякой причины?

59. Ты считаешь, что трудно получить настоящее удовольствие от оживленной компании сверстников?

60. Тебе часто приходится волноваться из-за того, что ты сделал что-нибудь не подумав?

1. Экстраверсия — интроверсия:

«да» («+») 1, 3, 9, 11, 14, 17, 19, 22, 25, 27, 30, 35, 38, 41, 43, 46, 49, 53, 57.

«нет» («-») 6, 33, 51, 55, 59.

«да» («+») 2, 5, 7, 10, 13, 15, 17, 18, 21, 23, 26, 29, 31, 34, 37, 39, 42, 45, 50, 51, 52, 56, 58, 60.

3. Показатель лжи:

«да» («+») 8, 16, 24, 28, 44.

«нет» («-») 4, 12, 20, 32, 36, 40, 48.

1. Оценочная таблица для шкалы «Экстраверсия-интроверсия»

2. Оценочная таблица для шкалы нейротизма

По шкале лжи показатель в 4-5 баллов рассматривается как критический, более 5 баллов — результаты теста рассматриваются как недостоверные.

1) Экстраверсия — интроверсия. Типичного экстраверта характеризует общительность и обращенность индивида вовне, широкий круг знакомств, необходимость в контактах. Действует под влиянием момента, импульсивен, вспыльчив. Он беззаботен, оптимистичен, добродушен, весел. Предпочитает движение и действие, имеет тенденцию к агрессивности. Чувства и эмоции не имеют строгого контроля, склонен к рискованным поступкам. На него не всегда можно положиться.

Типичный интроверт — это спокойный застенчивый, интроективный человек, склонный к самоанализу. Сдержан и отдален от всех, кроме близких друзей. Планирует и обдумывает свои действия заранее, не доверяет внезапным побуждениям, серьезно относится к принятию решений, любит во всем порядок. Контролирует свои чувства, его нелегко вывести из себя. Обладает пессимистичностью, высоко ценит нравственные нормы.

2) Нейротизм — эмоциональная устойчивость. Характеризует эмоциональную устойчивость или неустойчивость (эмоциональная стабильность или нестабильность). Нейротизм по некоторым данным связан с показателями лабильности нервной системы. Эмоциональная устойчивость — черта, характеризующая сохранение организованного поведения, ситуативной целенаправленности в обычных и стрессовых ситуациях. Эмоциональная устойчивость характеризуется зрелостью, отличной адаптацией, отсутствием большой напряженности, беспокойства, а также склонностью к лидерству, общительности. Нейротизм выражается в чрезвычайной нервности, неустойчивости, плохой адаптации, склонности к быстрой смене настроений (лабильности), чувстве виновности и беспокойства, озабоченности, депрессивных реакциях, рассеянности внимания, неустойчивости в стрессовых ситуациях. Нейротизму соответствует эмоциональность, импульсивность, неровность в контактах с людьми, изменчивость интересов, неуверенность в себе, выраженная чувствительность, впечатлительность, склонность к раздражительности. Нейротическая личность характеризуется неадекватно сильными реакциями по отношению к вызывающим их стимулам. У лиц с высокими показателями по шкале нейротизма в неблагоприятных стрессовых ситуациях развивается невроз.

Также существует методика исследования самоотношения (МИС), которая предназначена для изучения представлений учащегося о самом себе. Основополагающим методом исследования является тестирование. Методика предназначена для подростков и юношей 14 — 17 лет. Исследование проводит педагог-психолог 1 раз в год. Результаты исследования предназначены для заместителей руководителей по учебно-воспитательной работе, преподавателей, воспитателей, кураторов учебных групп, классных руководителей, мастеров производственного обучения, социального педагога. Методика проводится в стандартных условиях учебных заведений (возможна групповая и индивидуальная формы тестирования). Интерпретация результатов проводится в соответствии с ключом оценки и обработки данных исследования.

МИС представляет собой многофакторный опросник, содержащий 9 шкал и три независимых фактора, позволяющих определить разноплановые представления личности о себе самом. Преимущества данной методики — простота проведения (учащимся предлагается ряд вопросов и бланк), несложная обработка (ключ-трафарет накладывается на бланк ответов), и, основное, в результате проведения можно получить большое количество психологических данных. Процесс поведения методики занимает около 45 минут. Результаты методики рекомендуется использовать в сочетании с другими тестами для составления психолого-педагогической характеристики.

Процедура проведения опроса и обработка результатов.

Испытуемому предъявляется тест, содержащий 110 пунктов и стандартный бланк ответов. Инструкция подразумевает две градации ответов: «согласен — не согласен», которые фиксируются испытуемыми в соответствующих позициях бланка.

Значения подсчитываются по 9-ти шкалам с помощью специального ключа-трафарета, накладываемого на бланк. Трафарет конструируется в соответствии с ключом теста.

Методики диагностики самооценки подростка