Хлестаков отношение к женщинам

Открытый урок по литературе. 8-й класс. «Знакомьтесь: Иван Александрович Хлестаков из Петербурга» (по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»)

Эпиграф:

Происходит странная вещь.

Фитюлька, спичка, мальчишка

Хлестаков силою страха и

благоговения к нему вырастает

в персону, становится сановником,

становится тем, кого в нём видят.

Г.А. Гуковский, в кн.: “Реализм Гоголя”.

Ход урока.

I. Организационный момент.
II. Целевая установка.
III.Опорное повторение.

В повседневной жизни мы окружены людьми. Десятки, может быть, сотни лиц за день, начиная с собственного отражения в зеркале по утрам. О чём говорят эти лица? Большинство из них наша память стирает даже раньше, нежели они исчезнут из поля зрения, некоторые задерживают внимание, возбуждают любопытство, приязнь или, напротив, антипатию – в зависимости от нашего характера, темперамента, настроения минуты.

А между тем личность – это сложное переплетение индивидуального и общего. Эти два противоречивые свойства в жизни выступают в неразрывном единстве, порождая своим противоборством неисчислимые тонкости человеческого поведения, а, следовательно, и внешних признаков его – мимики, жестов, даже характера причёски и одежды. Именно по этим неисчислимым тонкостям поведения, по внешним признакам мы и узнаём человека.

III. Вот, например, по данным признакам узнайте героев комедии Н.В. Гоголя “Ревизор”.

1. Издаёт при разговоре звук, похожий на букву “и” и несколько на “е”. По-русски не знает ни слова и считает, что если человеку суждено выздороветь, то он и так выздоровеет, а если умереть, то и так умрёт. (Христиан Иванович Гибнер, уездный лекарь.)

2. Считает, что жить на деревне лучше, так как там публичности и заботности меньше. А в Питере жизнь тонкая и политичная. Купцы его называют “почтенный”, а он сам себя считает простым человеком. (Осип, слуга Хлестакова.)

3. Толстый, неповоротливый человек, но при всём том проныра и плут. Очень услужлив и суетлив. О себе говорит, что “не жалеет ничего и ревностно исполняет службу”. (Артемий Филиппович Земляника.)

4. Считает, что нет человека, который бы за собою не имел каких – нибудь грехов, так как это уже так самим Богом устроено. Поэтому он сам с удовольствием берёт и даёт взятки. (Антон Антонович Сквозник-Дмухановский, городничий.)

5. Этот герой говорит: “Не приведи Бог служить по учебной части! Всего боишься: всякий мешает, всякому хочется показать, что он тоже умный человек”. (Лука Лукич Хлопов, смотритель училищ.)

Я думаю, что вы убедились: по деталям портрета, особенностям речи, по некоторым поступкам легко узнать человека, его невозможно спутать с другим в силу индивидуальности и неповторимости.

Но тем не менее в известной пьесе Ноэла Кауарда “ Обнаженная со скрипкой” Герой Джейкоб говорит: “Посетите галерею Тейт и посмотрите “Портрет Маджори” Сородэна. Постойте перед ним спокойно, вникните в него. Стойте час, два, а если понадобится и три….”

Сегодня на уроке я предлагаю вам остановиться около портрета главного героя комедии Н.В. Гоголя “Ревизор” Ивана Александровича Хлестакова, вникнуть в его суть, выявить положительные и отрицательные стороны его и попытаться объяснить причину странного превращения фитюльки, спички, мальчишки в сановника, в генеральскую персону. В этом нам поможет бессмертный текст комедии, фильм “Инкогнито из Петербурга” режиссёра Гайдая, ваше прочтение пьесы и денотатный граф, который мы будем конструировать на протяжении нашего урока.

Итак, знакомьтесь: “Иван Александрович Хлестаков из Петербурга”!

IV. Объяснение нового материала.

V. Проверка домашнего задания.

1. Первым полную характеристику Ивану Александровичу Хлестакову даёт его слуга Осип. Кто, как ни слуга, знает о барине всё. Поэтому ему и слово. Внимательно послушайте монолог Осипа (Д. II, явл. 1), отметьте положительное и отрицательное в Хлестакове. (Один заранее подготовленный ученик читает монолог наизусть, весь класс работает с текстом, карандашом отмечает “+” и “ — ” Хлестакова.)

— Индивидуальное задание – Рецензия на выразительное чтение.

— О каких положительных и отрицательных свойствах Хлестакова говорит Осип?

(“+”: “каждый день доставай билеты в кеятр”; “-”: “профинтил денежки, сидит и хвост подвернул, не горячится; кутит на батюшкины деньги; продаёт всё до последней рубашки; делом не занимается; гуляет по прешпекту”, в картишки играет; не платит в трактире). (Эти признаки записываются на доске двумя учениками в две колонки).

Это был Хлестаков, представленный слугой Осипом.

— А как раскрывается характер Хлестакова в его поведении, речи, жестах, мимике в трактире?

2. Чтобы ответить на этот вопрос, проверим домашнее задание. 1 ряду было дано творческое домашнее задание: Написать мизансцену “Хлестаков в трактире”. Обратимся к домашним работам 1 ряда.

— 1 ряд следит за точностью, логичностью, выразительностью речи отвечающего; 2и 3 ряды находят положительное и отрицательное в поведении Хлестакова.

Примерная творческая работа.

На главной улице уездного города расположено здание с огромными буквами “Трактиръ”. Именно здесь две недели назад поселился Иван Александрович Хлестаков, чиновник из Петербурга.

Ему отвели тёмную низенькую комнатку, так что, когда в неё заходишь, нужно пригнуть голову. Посередине комнаты стоит маленький круглый столик без скатерти: на нём видны следы жизни прежних постояльцев: пятна от супа, вина, чернил. В углу комнатёнки, под лестницей, покосившаяся кровать, вся всклоченная, застеленная кое-как покрывалом серо-зелёного цвета. В единственное окошечко, расположенное на уровне пола, не поступают солнечные лучи. В комнате темно.

Входит Хлестаков, молодой человек 23-24 лет, одетый по моде: чёрный фрак, узенькие белые брючки, шикарный бант украшает его шею, цилиндр и тросточка в руках. На лице – тоска, скука, в голодных глазах – огромное желание есть. Не снимая ботинок, он ложится на кровать. Жёлтые обои с незатейливыми картинками, наклеенными на стенах, создают впечатление безысходности и печали героя на данный момент его жизни. Долго он не может лежать, так как чувство голода не даёт ему покоя. Он вскакивает, ходит по комнате, разнообразно сжимает свои губы и, наконец, говорит громким и решительным голосом: “Эй, Осип!”. Но Хлестаков настолько унижен безденежьем и боязнью оказаться на улице, его настолько мучит голод, что уже не столь решительным голосом он способен на робкую просьбу: “ Ты ступай туда…”. При этих словах Хлестаков прячет глаза, отворачивается от Осипа. Ему не ловко, он не решается уточнить “куда”, поскольку там скорее всего откажут. Хлестаков видит, что Осип не хочет никуда идти, и тогда ему ничего не остаётся, как умолять слугу, поэтому голос его звучит тихо и вовсе не решительно. Он с трудом поизносит каждое слово. Фраза его изобилует долгими паузами, в голосе звучат извинительные интонации. Здесь мы понимаем, что хозяином положения становится слуга, что барин у него под каблуком! Но как преображается Хлестаков, когда в его комнату заходит слуга с тарелками и салфетками. Голос его вновь зазвучал громко и решительно, он подпрыгивает от радости на стуле, прихлопывает в ладоши, речь насыщена восклицательными предложениями. Хлестаков располагается за столом, как знатный господин в дорогом трактире на Невском. Теперь всё чаще звучит в адрес слуги не просьба, не мольба, а “дурак!”, “канальи!”, “подлецы, бездельники!”.

После чтения учеником работы прошу 1 ряд оценить работу с точки зрения точности, логичности, выразительности речи.

— Какие “+” и “ — ” Хлестакова нашли отражение в этой работе?

(“+”: молодой человек лет 23-24, одет по моде; “-”: труслив, высокомерен, нагл, груб со слугой).

3. Но более всего, на мой взгляд, человек раскрывается в действии, в поступках. Поэтому кульминационным моментом в раскрытии образа Хлестакова является речь и действия Хлестакова в доме городничего. (Д. III,явл. 6.) Интересное прочтение образа Хлестакова предложил режиссёр Гайдай в фильме “Инкогнито из Петербурга”. Предлагаю вашему вниманию фрагмент из этого фильма.

— Внимательно посмотрите отрывок фильма. Определите достоинства и недостатки Хлестакова в данной ситуации.

(Включаю фрагмент “Хлестаков в доме городничего”.)

(“+”: знаком с русской и зарубежной литературой, умеет увлечь слушателей; “-”: преувеличивает, сочиняет, врёт о своей жизни и службе в столице; придумывает небылицы).

4. Гимном Хлестакову, на мой взгляд, звучит Д. IV, явл. 3-7, где герой, войдя в роль генерал-губернатора, берёт взятки, или, как он говорит, взаймы.

Не претендуя на театральную постановку, эту сцену мы постараемся сыграть.

— Внимательно посмотрите отрывок, вслушайтесь в речь героев, всмотритесь в характеры и найдите не только плохое, но и хорошее в Хлестакове.

(Учащиеся инсценируют этот эпизод комедии.)

— Большое спасибо артистам, я думаю, они сумели передать особенности своих персонажей, вжиться в них и полюбить.

— Какие положительные и отрицательные стороны героя проявляются в этой сцене?

(“+”: Хлестаков понял сущность всех чиновников; “-”: берёт взаймы, заведомо зная, что никогда не отдаст, т.е. берёт взятки).

5. Портрет Хлестакова был бы не полным, если бы мы не рассказали о его отношении к женщине. Второму ряду было дано творческое домашнее задание – от лица Хлестакова рассказать об Анне Андреевне и Марье Антоновне. Обратимся к домашним работам 2 ряда.

— 2 ряд следит за точностью, логичностью, выразительностью речи, 1 и 3 отмечают качества Хлестакова, которые он проявляет по отношению к женщинам.

Примерная творческая работа 2 ряда.

Я теперь живу в доме у городничего, жуирую, волочусь напропалую за его женой и дочкой, не решился только, с которой начать, — думаю, прежде всего с матушки, потому что, кажется, готова сейчас на все услуги. Она не дурна и даже аппетитна, но кокетка и ветрена. Переодевается за день четыре раза, тает от моих комплиментов и рассказов о Петербурге. Когда я объяснялся ей в любви, кажется, превзошёл самого себя. И не было мне разницы, кому говорить эти слова – Анне Андреевне или Марье Антоновне.

Дочка городничего – полная дурочка, просила меня написать стишки ей в альбом, влюбилась в меня по уши, наговорил я ей красивые слова о её платочке, шейке, губках, и поверила она в мою любовь. Хорошо, что к маменьке не приревновала.

— 2 ряд, оцените рассказ с точки зрения точности, логичности, выразительности.

— Какие качества Хлестакова открыли для себя учащиеся 1 и 3 ряда?

(“+”: нравится женщинам; “-”: волочится и за Анной Андреевной и за Марьей Антоновной; цинично, несерьёзно относится к женщинам).

6. Мне кажется, что ещё один герой комедии мог бы охарактеризовать Ивана Александровича Хлестакова и дополнить наш портрет. Это его друг Тряпичкин. Этот герой не введён Гоголем в комедию. Но мы дадим ему слово. У 3 ряда было также творческое домашнее задание – сочинить ответ Тряпичкина на письмо Хлестакова. Обратимся к вашим работам.

— 3 ряд следит за точностью, логичностью, выразительностью речи. 1 и 2 ряды выбирают качества Хлестакова, о которых в своём письме говорит Тряпичкин.

Милостивый государь, Иван Александрович!

Я получил твоё милое и откровенное письмо. Прочитавши его, я мысленно тебя обнял и поцеловал, а потом засмеялся. Какое величие, простота и какая прелесть мысли – ты генерал-губернатор! Ты, верно, произвёл впечатление на всех, несмотря на разность вкусов и мнений. Скажу тебе так же, что П.… был поражён и признал твоё письмо решительно лучшим русским анекдотом. Смею заметить, что ты всегда был не прочь покуражиться, покутить, пожить на широкую ногу. Но там, в глуши, до которой “хоть три года скачи, не доскачешь”, ты превзошел самого себя. Признаюсь, я считал тебя и по части женщин более удачливым, нежели себя. Но представить, что ты волочишься сразу за маменькой и дочкой, даже я не мог. Что касается городничего и прочих, так и тут, в Петербурге, таких не мало. Я чуть не умер от смеху, читая твои замечания об этих людях. Оригинал ты страшный. Но помнится мне, ты и тут точно понимал сущность своих начальников.

О себе скажу вообще, хозяин здешней квартиры меня ещё терпит, но денег у меня нет, думаю написать статейку о твоём городничем.

Если будешь писать ко мне теперь, то адресуй по-прежнему, если же на тебя найдёт ленивое расположение в деревне и в течение пяти дней не соберёшься писать, предпримешь это гораздо позже, тогда адресуй уже в Гороховую.

Затем остаюсь весь твой

— Слово 3 ряду, который следил за точностью, логичностью, выразительностью речи.

— Какие новые качества Хлестакова раскрывает его друг Тряпичкин?

(“+”: разбирается в людях “-”: ленив)

VI. Обобщение. Выводы урока.

В результате нашей работы на уроке мы сконструировали денотатный граф понятия “Хлестаков”, т.е. составили по ключевым словам словесный портрет, “паспорт” этого героя.

Денотатный граф Хлестаков И.А.

  • “каждый день доставай билеты в кеятр”;
  • молодой человек лет 23-24;
  • одет по моде;
  • знаком с русской и зарубежной литературой;
  • умеет увлечь слушателей;
  • нравится женщинам;
  • разбирается в людях.
    1. “профинтил денежки”;
    2. “сидит и хвост подвернул, не горячится”;
    3. “кутит на батюшкины деньги”;
    4. “продаёт всё до последней рубашки”;
    5. “делом не занимается”;
    6. “гуляет по прешпекту”;
    7. не платит в трактире;
    8. труслив;
    9. высокомерен, нагл, груб со слугой;
    10. преувеличивает, сочиняет, врёт о своей жизни и службе в столице;
    11. придумывает небылицы;
    12. берёт взятки;
    13. волочится за Анной Андреевной и Марьей Антоновной, несерьёзно относится к женщинам;
    14. ленив.

    — Может ли человек, обладая таким набором “+” и “ — ”, быть генерал-губернатором, сановником, ревизором? (Нет!)

    — А почему его принимают за ревизора?

    (Обратимся к эпиграфу урока: вертопраха, пустейшего, в котором не было и не могло быть ничего похожего на ревизора, приняли без тени сомнения за такового (!), так как сами чиновники этого хотели!).

    Надо сказать, что критики, читатели и зрители Хлестакова толковали по-разному. Мы же отнеслись к Хлестакову без категоричного осуждения и уж тем более обличения, и ничего клеймящего Хлестакова в комедии Гоголя не услышали. Мы увидели в нём расчётливого хвастуна, жалкого честолюбца, чуть ли не создающего себе рекламу, красавца-франта и жалкого нищего.

    Каким вы его видите – это будущая работа вашего ума, это рефлексия урока, это ваше домашнее задание.

    VII. Домашнее задание: подготовить устное сочинение на тему: “Иван Александрович Хлестаков – чиновник из Петербурга”, в котором, используя денотатный граф, вы не только расскажите о Хлестакове, но и выскажете своё отношение к герою.

    Как ведет себя Хлестаков с женой и дочерью городничего?

    Ответы и объяснения

    Хлестаков и не старался выдать себя за важное лицо. Городских чиновников ввело в заблуждение чистосердечие Хлестакова. Пожалуй, опытный мошенник вряд ли сумел бы провести городничего, который превзойдет в мастерстве обмана любого афериста, так как он «мошенников из мошенников обманывал» .
    Внезапно его судьба меняется: городские чиновники принимают его за важную особу, а именно — ревизора. Неожиданно для самого себя Хлестаков превращается в значительную персону и попадает в дом к главному человеку в городе — городничему. А между тем, Хлестаков
    готов был уже к тому, что его отправят в тюрьму за то, что он задолжал
    в гостинице, а тут такая внезапная перемена! Но удивительно то, что Хлестаков не особенно задумывается, почему его положение так круто изменяется — он просто не умеет думать, а движется по воле случая, используя благоприятный момент, что называется, по максимуму.

    Оказавшись в доме городничего изрядно «приняв на грудь» и завидев дам — Анну Андреевну и Марью Антоновну, — решает «пустить пыль в глаза» . , Хлестаков начинает хвастаться.
    Рисуясь перед ними, он рассказывает небылицы о своём важном положении в Петербурге, и, что самое интересное, он сам верит в них.
    Он приписывает себе литературные и музыкальные произведения, которые в силу «лёгкости необыкновенной в мыслях» , якобы, «в один вечер, кажется, написал, всех изумил» . И даже не смущается, когда Марья Антоновна практически уличает его во лжи.
    Хлестаков ведет себя подло — волочится за двумя женщинами одновременно, при том эти женщины — мать и дочь.
    Но вскоре язык отказывается служить порядочно захмелевшему столичному гостю, и Хлестаков с помощью городничего отправляется «отдохнуть».

    Конспект урока по литературе по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» на тему: «Иван Александрович Хлестаков из Петербурга»

    «Иван Александрович Хлестаков из Петербурга»

    (по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»). Литература 8 класс

    Цели: показать учащимся актуальность гоголевской комедии в наши дни и зависимость правильного понимания идеи драматического произведения от умения анализировать его ключевые эпизоды;

    Задачи: продолжить изучение особенностей анализа образа литературного героя; формировать у учащихся навык анализа ключевых эпизодов драматического произведения, характеристики персонажей; развивать речь учащихся; воспитывать у учащихся честность и принципиальность, уважительное отношение к закону, непримиримое отношение к лицемерию, беспринципности и продажности, различного рода злоупотреблениям; привить интерес к литературе.

    Оборудование: портрет, иллюстрации к произведению, карточки

    Орг. момент. В повседневной жизни мы окружены людьми. Десятки, может быть, сотни лиц мелькают за день, начиная с собственного отражения в зеркале по утрам. О чем говорят эти лица? Большинство из них наша память стирает даже раньше, нежели они исчезнут из поля зрения, некоторые задерживают наше внимание, возбуждают любопытство, симпатию или, напротив, антипатию – в зависимости от нашего характера, темперамента, настроения минуты.

    А между тем личность- это сложное сочетание индивидуального и общего.

    — Скажите, по каким признакам мы определяем внутренний мир человека, литературного героя?

    (Анализируются внешние признаки: мимика, жесты, характер прически, одежды, поведение, речь героя)

    Верно, именно по этим неисчислимым тонкостям поведения, по внешним признакам мы и узнаем человека.

    Вот, например, по данным признакам узнайте героев комедии Н. В. Гоголя

    Издает при разговоре звук, похожий на букву «и» и несколько на «е». По-русски не знает ни слова. ( Христиан Иванович Гибнер )

    Считает, что жить на деревне лучше, так как там публичности и заботности меньше. А в Питере жизнь тонкая и политичная. ( Осип, слуга Хлестакова )

    Толстый, неповоротливый человек, но при всем том проныра и плут. (Артемий Филиппович Земляника)

    Считает, что нет человека, который бы за собою не имел каких-нибудь грехов, так как это уже так самим Богом устроено. (Антон Антонович Сквозник- Дмухановский)

    Кому принадлежит фраза: «Какой скверный городишко! В овощных лавках ничего не дают в долг. Это уже просто подло. (Иван Александрович Хлестаков)

    — По каким деталям можно узнать человека?

    (Я думаю, что вы убедились по деталям портрета, по особенностям речи, по некоторым поступкам можно легко узнать человека, его невозможно спутать с другими, в силу индивидуальности и неповторимости.)

    В произведении Гоголя создана уникальная картинная галерея. Я предлагаю вам остановиться у портрета главного героя комедии, Ивана Александровича Хлестакова, вникнуть в его суть, выявить положительные и отрицательные стороны образа.

    За эпиграф к нашему уроку я взяла слова Гуковского из книги «Реализм Гоголя»

    Происходит страшная вещь, фитюлька,

    спичка, мальчишка. Хлестаков силою страха и

    благоговения к нему вырастает в персону,

    становится сановникам, становится тем, кого в нем видят.

    Г.А. Гуковский « Реализм Гоголя»

    — Значения каких слов не понятны?

    — Что обозначает фраза Гуковского о Хлестакове?

    -Назовите ключевые фразы? (Карточка)

    Вопросы: Какие проблемные вопросы мы можем поставить при изучении образа Хлестакова?

    — положительные и отрицательные стороны героя?

    -какие средства использует Гоголь при создании образа Хлестакова?

    -почему Хлестакова принимают за ревизора?

    -есть ли Хлестаков среди нас?

    Сообщение темы урока

    Итак, знакомьтесь: «Иван Александрович Хлестаков из Петербурга»

    1.Анализ образа главного героя

    -Кто дает полную характеристику герою?

    -Кто из героев комедии знает Хлестакова лучше всех?

    -Зачитайте монолог Осипа .( индивидуальное задание)

    Ц. в.- что мы узнали о Хлестакове? Отметьте положительное и отрицательное о герое.

    — Зачем Гоголь выводит Хлестакова на сцену как бы «заранее» в монологе Осипа? Какова цель? ( Монолог Осипа. Комедия «Ревизор», действие 2, явление 1)

    — Так какова же роль этого монолога? ( Гоголь изображает ревизора через рассказ Осипа. Мы понимаем, что Хлестаков не ревизор, а ничтожный «елистратишка», прожигающий бессмысленно жизнь).

    — Как назовем неозаглавленную колонку? (Первое знакомство с Хлестаковым или выведение героя на сцену).

    Вывод: ничтожество выбрали за важную персону.

    -О каких положительных и отрицательных свойствах Хлестакова говорит Осип?

    А как раскрывается характер Хлестакова в его поведении, речи, жестах, мимике в трактире? Примеры. (карточка)

    Прежде чем мы с вами продолжим работу с таблицей, я прошу вас вспомнить, какой эпизод в развитии линии Хлестакова является кульминационным? (Эпизод вранья Хлестакова).

    — Почему? ( Здесь он как бы представлен во всей красе).

    — Давайте посмотрим этот эпизод. ( Инсценировка, действие 3, явление 6).

    Ц. В. : внимательно послушайте чтение. Определите достоинства и недостатки Хлестакова в данной ситуации.

    — Какой Хлестаков был сейчас перед нами? (Бессознательный врун, фантазер).

    — Почему Хлестаков врет? Есть ли какая- то цель у этого вранья?

    — Какие пословицы подходят к репликам Хлестакова?

    — Находясь в доме Г., понимает ли Хлестаков, за кого его принимают? Когда Хлестаков вошел в роль генерал- губернатора, как он начинает вести себя в обществе чиновников? (берет взятки, как он говорит, взаймы)

    — Ребята сыграют, вы послушайте речь героев, всмотритесь в характеры, найдите не только плохое, но и хорошее.

    Большое спасибо артистам, я думаю, они сумели передать особенности своих персонажей.

    Портрет Хлестакова был бы неполным, если бы мы не рассказали о его отношении к женщине.

    Ц. В.: как Хлестаков относится к женщинам? Каковы его настоящие чувства к ним?

    Речь героя- это его визитка.

    — Именно по фразам, произнесенным героем, мы определим его внутренний мир.

    -Что вы можете сказать о его речи? ( карточка)

    Обобщение по теме урока:

    В результате нашей работы на уроке мы сконструировали модель образа «Хлестаков», т. е. составили по ключевым словам словесный портрет, «паспорт» этого героя.

    «каждый день доставай билеты в кеятр»

    Молодой человек лет 23-24

    Знаком с русской и зарубежной литературе

    Умеет увлечь слушателей

    Разбирается в людях

    «сидит и хвост подвернул, не горячится

    «кутит на батюшкины деньги»

    «продает всё до последней рубашки»

    «делом не занимается»

    «гуляет по прошпекту»

    Не платит в трактире

    Высокомерен, нагл, груб со слугой

    Преувеличивает, сочиняет, врет о своей жизни и службе в столице

    Волочится за анной Андреевной и Марьей Антоновной

    Несерьёзно относится к женщинам

    — Может ли человек, обладая таким набором положительных и отрицательных черт, быть генерал- губернатором, сановником, ревизором? (Нет.)

    Обратимся к эпиграфу урока :

    … в нем не будет и не может быть ничего, похожего на ревизора, приняли без тени сомнения за такого, т. к. сами чиновники этого хотели.

    Итак, давайте подведем итог нашего урока. Давайте обобщим, что же необходимо, что бы образ, созданный писателем, был целостным? (показать героя с разных сторон, в разных ситуациях)

    Гоголю удалось создать образ, приближенный к жизни. Вспомните фразу Хлестакова: «Я везде, я везде».

    — Как вы ее понимаете?

    -Есть ли Хлестаковы среди нас?

    Гоголь писал: «Всякий хоть на минуту делался и делается Хлестаковым. И ловкий гвардейский офицер окажется иногда Хлестаковым, и государственный муж… и наш брат, грешный литератор окажется иногда Хлестаковым».

    Фамилия Хлестаков стала употребляться как нарицательное имя.

    Вашему вниманию представляю проект «Хлестаков на сцене театра».

    — письменный ответ на вопрос: « Почему Гоголь говорил, что роль Хлестакова «труднее всего»;

    — перечитать 5 действие;

    — приготовить проекты, ответы на вопросы.

    Индивид. задание: оценка критиков образа Хлестакова.

    Про отношение казаков к женщинам

    В крепость Запорожской Сечи под страхом смертной казни запрещалось приводить женщин. Кроме того, запорожцы считали нежелательным казаку жениться с молодых лет.

    В основе этих обычаев было, во-первых, желание иметь регулярное войско с высокой боевой готовностью. Это достигалось за счет отречения запорожцев от семей, женщин вообще, и концентрации всех своих умственных и физических сил на военном деле. Во-вторых, у казака была очень опасная жизнь, над ним всегда кружила смерть, поэтому иметь жену и детей при таких обстоятельствах значило сознательно обрекать их на сиротство. Как сообщает Д. Яворницкий, на одном из запорожских флагов был изображен казак на коне, а под ним — надпись: «Козак куда хочет, туда и скачет, никто за ним не заплачет». Но, к сожалению, очень ошибались казаки, потому что у каждого была мать, были и сестры, возлюбленные, невесты, были и жены с детьми. Они плакали, провожая казака на Сечь, в поход, ждали годами их возвращения, а не дождавшись, снова ждали … Вели без мужчин домашнее хозяйство, растили и воспитывали сыновей и снова их провожали вслед за родителями …

    По поведению женщины (будь то мать, сестра или жена) оценивался сам казак в той же степени, как и сам относился к ним.

    Следуя христианской доктрины, казаки помнили: «Да убоится жена мужа своего». При этом сохранялись возрастные устои: человек не вмешивался в дела женщины, а женщина — в дела мужа. Обязанности были строго разграничены, и заниматься мужчине женским делом было позором.

    Женщина независимо от своего статуса в семье была персоной № 1 для защиты, так как она — будущее казацкого рода. Хотя у женщин того времени было не так много прав, чем у современниц (например, женщины не могли присутствовать на собрании, их «голосом» выступали отец, старший брат, атаман или крестный отец), но они пользовались таким уважением, что права мужчин им не очень-то и были нужны. Глава семейства не так часто появлялся дома — большую часть жизни он проводил на войне, на военной службе или на границе. Конечно, его слово было в семье законом, но в его отсутствие главой оставалась мать, ответственная за воспитание детей. Интересно, что даже случайный прохожий мог легко «надрать уши» сорванцу, просто сделать ему замечание и отвести ребенка домой, где родители «накажут» за недостойное поведение.

    Кроме того мать и отец никогда не выясняли отношения при детях — они берегли их от несчастий во всем. Интересно, что казачка мужу обращалась по имени и отчеству, а к незнакомому казаку — только «чоловіче». Она не появлялась на людях без покрытой головы, не носила мужской одежды, а стрижка волос считалась позором.

    К своей жене казаки обращались по имени (в пожилом возрасте — «мать» или даже по имени и отчеству). К женщине-незнакомке казаки обращались в соответствии с возрастом: «мать», «сестра», «дочка» («внучка»).

    Как писалось ранее, первые казацкие объединения состояли, в том числе, из татар, которые сначала исповедовали мусульманскую веру а потом приняли православие. Поэтому до XVI века власть мужчины над женщиной была неограниченной. Но уже к концу XVII века женщины получили ряд вольностей, особенно ближе к старости.

    Смесь различных кровей делала женщин особенно красивыми. Отмечается и поныне — Украинки считаются одними из самых красивых женщин мира. Такими были и казачки, что отмечено рядом писателей, в т.ч. Львом Толстым. До сих пор, с казацких времен тянется отличительная особенность хозяйки дома: опрятный вид, красивая одежда и постоянный уход за домашним уютом.

    Чувство достоинства и уважения, которые окружали украинскую женщину в казацкие времена, способствовали тому, что она поднималась до высокого понимания интересов народа и Отечества.

    При гайдамаках городская беднота городка Лысянка Черкасской области, помогла в 1768 году гайдамацким отрядам получить Лысянскую крепость. Это событие Тарас Шевченко в поэме «Гайдамаки» пишет:

    Смеркалося. Із Лисянки

    Ото Ґонта з Залізняком

    Подавив восстание польская шляхта совершила в Лысянке жестокую расправу, зарубив насмерть 600 повстанцев. В знак траура по убитым гайдамакам Лисянские девушки более ста лет заплетали в косы черные ленты наряду с лентами других цветов.

    Итак запрет появления женщины на Сечи и пропаганды безбрачия среди запорожцев был вызван не пренебрежением к женщине, а наоборот — высоким уважением к ней и ответственностью казака за свои мужские обязанности перед девушкой, женой, матерью. Да это и закономерно: сильные духом люди — мы имеем в виду прежде всего мужчин — никогда не обидят женщину, не проявят к ней пренебрежения. Там, где рыцарство — там мужество и нежность идут рядом.

    подготовил АНТОН ВОЛОШИН

    Хлестаков имеет маленький чин, «елистратишка простой». Он недоволен своей жизнью, но глупость не позволяет ему попытаться изменить жизнь. Хлестакову кажется, что представься лишь случай, и все изменится само по себе. Его и характер соответствует его положению. Хлестаков – «пустейший» человек, «без царя в голове» и не думает о последствиях своих слов и мыслей. Он не хитрый, а наоборот очень легкомысленный. Внешность Хлестакова тоже соответствует его характеру. Он тратит последние деньги на модную прическу и партикулярное платье. Жизненная цель Хлестакова – это развлечения, на которые потратил все деньги. Он сочиняет небылицы про свою жизнь в Петербурге. У Хлестакова «легкость необыкновенная в мыслях», он и сам говорил: «Ведь на то живешь, чтобы срывать цветы удовольствия».
    Хлестаков – это центральный герой комедии. Его образ очень важен для раскрытия внутренней сущности чиновников. Они привыкли к тому, что в городе они главные. Когда появился Хлестаков, которого они приняли за ревизора, их поведение резко сменилось. В присутствии «ревизора» чиновники показывают небывалую любезность, все приходит в движение, и тем самым показывает их настоящий мир, где, чтобы не заметили равнодушного отношения к своим обязанностям нужно только дать взятку. Поэтому отношение к Хлестакову тоже меняется. Во втором действии городничий приходит в гостиницу к Хлестакову. Городничий боится «ревизора», а Хлестаков уверен в том, что за ним пришли, чтобы забрать в тюрьму. В разговоре они не слышат друг друга, и каждый думает и говорит о своем. Городничий испытывает большой страх перед Хлестаковым и не знает, как дать взятку, но Хлестаков сам попросил деньги в долг. После того, как городничий дал взятку, он почувствовал большое облегчение, если ревизор сам просит деньги, значит бояться нечего.
    Хлестаков – наивный и даже наглый человек, он не стесняется брать в долг у почти незнакомых людей, а у Бобчинского и Добчинского практически выпрашивает.
    И городничие, и Хлестаковы существовали, и будут существовать в любое время. Поэтому комедия «Ревизор» до сих пор ставится в разных театрах.

    / Характеристики героев / Гоголь Н.В. / Ревизор / Хлестаков

    Смотрите также по произведению «Ревизор»:

    Хлестаков отношение к женщинам