Минусы высокой самооценки

Оглавление:

Минусы высокой самооценки

Высокая и низкая самооценка личности

Сегодня мы с вами поговорим о том, чем отличаются высокая и низкая самооценка личности. Ознакомившись с этой статьей, вы узнаете, что такое самооценка личности, для чего она нужна, какие основные функции она выполняет, каковы основные признаки и причины низкой и высокой самооценки, и много другой интересной и полезной информации на эту тему. Все это будет нам необходимо для того, чтобы в следующей статье рассмотреть, как поднять самооценку и уверенность в себе. Итак, обо всем по порядку.

Что такое самооценка личности?

Начнем с определения. Самооценка – это мнение человека о нем самом, о собственной личности, ее достоинствах и недостатках, о своих физических возможностях и духовных качествах, о своих способностях и умениях, о своей внешности, сравнение себя с другими людьми, представление о себе на фоне других.

Если у человека не будет уверенности в себе – он не сможет убедить в чем-то собеседника, он не сможет повести за собой других людей, поэтому в целом, идти по намеченному пути ему будет намного сложнее.

Самооценка личности играет огромную роль в развитии человека и достижении его жизненных целей. Без адекватной самооценки человек вряд ли достигнет успеха в делах, построит карьеру, будет счастлив в личной жизни, вообще чего-то добьется.

Функции самооценки.

Психологи выделяют 3 основных функции самооценки личности:

  • Защитная функция. Самооценка личности формирует степень независимости человека от чужого мнения, а уверенность в себе дает возможность чувствовать себя относительно защищенным от влияния каких-либо внешних неблагоприятных факторов.
  • Регуляторная функция. Самооценка дает человеку возможность совершать выбор и регулировать свой жизненный путь: самостоятельно ставить себе цели и задачи и следовать своим, а не чужим целям.
  • Развивающая функция. Благодаря самооценке, человек развивается и совершенствуется, поскольку она выступает своего рода мотивирующим фактором для саморазвития.
  • Низкая, высокая и завышенная самооценка.

    Часто можно услышать такие выражения как “адекватная самооценка”, “низкая или заниженная самооценка”, “высокая самооценка”, “завышенная самооценка”. Давайте разберемся, что они означают простыми словами.

    Низкая самооценка (заниженная самооценка) – это придание себе, своей личности более низких оценок и характеристик, чем они есть на самом деле.

    Завышенная самооценка – это восприятие собственной личности на более высоком уровне по сравнению с реальностью.

    Соответственно, адекватная, идеальная, высокая самооценка – это максимально объективное и реальное оценивание собственной личности, восприятие ее такой, какая она есть: не лучше, и не хуже.

    И заниженная, и завышенная самооценка мешают человеку развиваться, только проявляется это по-разному. Людей с адекватной, высокой (но не завышенной!) самооценкой, на самом деле, очень мало. Множественные исследования психологов доказали, что чаще всего люди обладают именно низкой самооценкой, что и является одной из наиболее серьезных причин их жизненных неудач. В том числе, применительно к тематике сайта Финансовый гений – и низкого уровня финансового состояния. Поэтому людям, у которых она занижена, очень важно задуматься о повышении самооценки, и не просто задуматься, а начать действовать в этом направлении.

    Признаки низкой самооценки.

    Поскольку человеку всегда трудно объективно оценить себя, давайте рассмотрим характерные признаки, которые указывают на то, что у него заниженная самооценка.

    • Постоянная неудовлетворенность собой, своей работой, семьей, жизнью в целом;
    • Постоянная самокритика и самокопание;
    • Повышенная чувствительность к критике и замечаниям других людей, сильная реакция на критику;
    • Сильная зависимость от мнения окружающих;
    • Желание действовать в соответствии с распространенными стереотипами, поиск одобрения со стороны окружающих, желание всем угодить, желание оправдывать свои действия перед окружающими;
    • Нерешительность, боязнь совершения ошибок, сильные расстройства и переживания после совершения ошибки;
    • Сильное чувство ревности, особенно – без повода;
    • Сильное чувство зависти к успехам, достижениям, жизни других людей;
    • Постоянные обиды, в т.ч. по пустякам;
    • Недовольство своим внешним видом;
    • Враждебный настрой к окружающему миру (все вокруг – враги);
    • Постоянное чувство страха и позиция защиты;
    • Ярко выраженный пессимистический настрой.
    • Чем больше этих признаков вы нашли у себя, тем сильнее вам следует задуматься о том, как поднять самооценку и обрести уверенность в себе.

      Зачем нужна высокая самооценка?

      Теперь давайте еще раз остановимся на том, почему так важна адекватная, высокая самооценка. У многих людей сложилось стереотипное мнение, что высокая самооценка – это плохо, что нужно “знать себе место и сидеть, не высовываться”. И такое убеждение, кстати, тоже является одним из признаков низкой самооценки.

      На самом деле, заниженная самооценка личности порождает очень проблем, становится причиной развития комплексов и даже психических расстройств, а главное – очень сильно мешает человеку развиваться и двигаться вперед. Просто потому, что он не уверен в том, что сможет пройти какие-то определенные шаги. Такие люди “плывут по течению”, и главное для них – чтобы их никто не трогал.

      Высокая самооценка, наоборот, открывает путь к достижениям, к новым вершинам, новым направлениям деятельности.

      Есть еще один немаловажный момент: если у человека низкая самооценка, другие люди никогда не будут оценивать его высоко (а это для него, как вы помните, важно!). В то время как человека с высокой самооценкой всегда знают и уважают, его мнение ценят, к нему прислушиваются.

      Признаки высокой самооценки.

      Теперь, по аналогии, давайте выделим главные признаки того, что у вас высокая самооценка, вы смогли ее поднять, либо она такая и была (в этом случае вы – молодец!).

    • Вы всегда уверены в себе, своих силах и возможностях;
    • Вы принимаете себя таким, какой вы есть;
    • Вы не боитесь совершать ошибки, вы учитесь на них, воспринимаете как опыт, и двигаетесь дальше;
    • Вы спокойны, когда вас критикуют, различаете конструктивную и деструктивную критику;
    • Вы легко вступаете в контакт и находите общий язык с разными людьми, не боитесь общения;
    • Вы всегда имеете собственную точку зрения по каким-либо вопросам;
    • Вы стремитесь к саморазвитию и самосовершенствованию;
    • Вы, как правило, достигаете успеха в своих начинаниях.
    • Причины низкой самооценки.

      Чтобы говорить о том, как повысить самооценку и уверенность в себе, необходимо также знать причины низкой самооценки, поскольку устранить причину эффективнее, чем бороться с последствиями. Что интересно, эти причины могут быть самого разного характера, начиная от генетической предрасположенности, заканчивая социальной средой, условиями, в которых растет и развивается человек. Давайте их рассмотрим.

      Причина 1 . Неправильное воспитание. Очень многих людей родители воспитывали только “кнутом”, постоянно ругая, сравнивая не в лучшую сторону с другими детьми. Естественно, у такого ребенка с самого детства формируется низкая самооценка: он ничего не может, он плохой, он неудачник, другие лучше.

      Причина 2 . Череда неудач или психологическая травма. Бывает, что у человека часто случаются неудачи, и особенно когда их много, и они идут чередой, он начинает воспринимать это как закономерность, собственную слабость, собственное бессилие. Либо же это может быть одно, но очень значимое событие, которое психологи называют “психологической травмой”. Особенно ярко это бывает выражено, опять же, у детей и подростков (а именно в раннем возрасте преимущественно и формируется самооценка личности). Соответственно, у человека формируется заниженная самооценка: он не может быть уверен в себе и заранее “программирует” себя на неудачи.

      Причина 3 . Отсутствие жизненных целей. Очень серьезная причина низкой самооценки. Если у человека отсутствуют четко выраженные жизненные цели – ему не к чему стремиться, незачем развиваться. Такой человек ведет пассивный образ жизни, никак не развивая свои личностные качества. Он не мечтает, не заботится о своей внешности и своем благосостоянии, и у такого человека часто не просто низкая самооценка, а вообще отсутствующая.

      Причина 4 . Окружение и социальная среда. На формирование самооценки личности огромное влияние оказывает окружение и среда, в которой находится человек. Если он растет и развивается среди аморфных людей без целей, плывущих по течению, он скорее всего, сам будет таким же, низкая самооценка ему обеспечена. Но если его окружают амбициозные, постоянно развивающиеся и успешные люди, являющиеся хорошим примером для подражания, человек будет стремиться не отставать от них, и у него скорее сформируется адекватная, высокая самооценка.

      Причина 5 . Проблемы с внешностью или здоровьем. И, наконец, еще одна существенная причина низкой самооценки – это наличие определенных дефектов внешности или видимых проблем со здоровьем (лишний вес, слабое зрение и т.д.). Опять же, с ранних лет такие люди могут подвергаться насмешкам и оскорблениям, поэтому у них часто формируется низкая самооценка, что мешает на протяжении всей взрослой жизни.

      Теперь вы имеете определенное представление о том, что такое самооценка личности, чем отличаются низкая и высокая самооценка, каковы их признаки и причины. А в следующей статье мы будем говорить о том, как поднять свою самооценку, если она занижена.

      Следите за обновлениями! До новых встреч на Финансовом гении!

      Плюсы и минусы высокой самооценки

      Когда говорим о высокой самооценке, обязательно предполагается некоторое сравнение с чем-то эталонным. Но психология не является точной наукой. А раз так, то справедливо говорить об адекватной или неадекватной самооценке человека.

      Содержание

      Высокая самооценка – хорошо или плохо ↑

      Принято считать, что высокая самооценка — это личная оценка человеком своих качеств, считающихся положительными, своих возможностей и вера в то, что он сам является вершителем своей судьбы.

      Однозначно оценить поведение человека достаточно сложно. Необходимо знать все предпосылки, побуждающие к тем или иным мыслям и поступкам, что невозможно. Уже само по себе деление на «хорошо» и «плохо» предполагает оценочное суждение.

      Именно дуальность восприятия затрудняет сделать объективную оценку. По этой причине объектом изучения в психологии является человек. Его чувства, мысли, переживания, поведение. В этом контексте уровень самооценки сложно переоценить.

      Высокая самооценка, как две стороны одной медали:

    • Положительная сторона. Высокая самооценка – это вера в самого себя, в свои силы. Самоуважение. Не уважая себя, сложно научиться уважать других. Подавляющее большинство успешных людей уважают себя, знают свои сильные и слабые стороны. Прекрасно представляют себе и свои слабости. Это знание делает их еще более устойчивыми в стрессовых ситуациях и позволяет им двигаться дальше по пути своего совершенствования.
    • Негативная сторона. С другой стороны, слепо веря в свои силы, человек может быстро утратить адекватность восприятия реальности. Лихач-водитель или игроман являются яркими представителями людей с чрезмерно высокой уверенностью в своих силах и вере в удачу и успех. Именно завышенная самооценка и неадекватная самоуверенность является причиной иллюзий, которые неизбежно рушатся, психически истощая человека.
    • Как повысить самооценку и уверенность в себе подростку? Читай статью.

      Безусловно, высокая самооценка важна для гармоничного развития личности. Можно выделить три уровня в оценке людей самих себя:

    • Заниженная – предпочитает браться за задачи, объективно лежащие ниже его знаний и способностей. Справляется значительно быстрее отведенного времени.
    • Завышенная – задачи, за которые традиционно берется человек, значительно превосходят его навыки. Постоянно не справляется с поставленными задачами.
    • Адекватная – человек с большой вероятностью выбирает задачи наиболее точно соответствующие опыту и знаниям.
    • Говоря о высокой самооценке, имеется ввиду адекватный уровень восприятия самого себя, где достаточно точно оцениваются свои возможности и силы. Человек способен принимать адекватные риски, преодоление которых повышает внутреннюю мотивацию.

      Завышенная самооценка характеризуется постоянным цейтнотом, срывом обязательств и постоянным обвинением других, но не себя, в неудачах. Низкая самооценка, напротив, является прямой дорогой к самоуничижению. Очевидно, завышенная и заниженная самооценки являются неадекватными.

      Теперь, резюмируя, можно различить существование высокой и завышенной самооценок. Очевидно, высокая самооценка – это хорошо, а завышенная – плохо. Возможно, плохо для окружающих. Но, в первую очередь — для обладателя такой оценки о себе.

      Она мешает человеку честно посмотреть на себя и принять себя таким, как есть. А без этого внутренний рост и счастье человека невозможны.

      Человек, оценивающий себя объективно, обладает следующими чертами, отличающими высокий уровень самооценки:

    • уважает себя, свою внутреннюю свободу;
    • уважает свободу других;
    • не идет на поводу у общепринятых правил, противоречащих его пониманию здравого смысла и честности;
    • мыслит и действует проактивно;
    • готов прийти на помощь, но не навязывается;
    • может легко попросить о помощи, если это необходимо;
    • способен ставить цели перед собой и добиваться их достижения;
    • осознавая свои сильные и слабые стороны, прекрасно понимает как вдохновлять других на свершения;
    • способен вести людей за собой.
    • Человек с высокой самооценкой сразу выделяется среди людей. Свойственная ему проактивность мышления помогает формировать себя как лидера. Прежде всего лидера для себя, а затем и для других.

      Нужно ли бороться с излишней самоуверенностью ↑

      Если доставляет ненужные хлопоты, то нужно. Излишняя самоуверенность по определению предполагает очень частый срыв обязательств или постоянное принятие на себя чрезмерных рисков, что может быть чревато серьезными последствиями для многих людей.

      Естественно, что рано или поздно, встанет вопрос о корректировке такой самоуверенности и приведении ее до адекватного уровня. Возможно ли это?

      Вопрос в том, кто является объектом последствий проявления чрезмерной уверенности. Если от этого страдает сам человек, обладающий завышенной самооценкой, то понизить уровень до адекватного вполне возможно. Тем более, что есть на это его желание.

      Основные рекомендации для понижения слишком высокой самоуверенности:

    • Анализировать каждый случай неудачи на предмет «виновных». Каждый раз, когда велик соблазн «назначить» ответственного за ошибки. Оценить свой личный вклад в неудачу.
    • Распишите на листе бумаги в две колонки свои плюсы и минусы. Внимательно и критично изучите каждый плюс. Возможно, он сильно преувеличен.
    • Критически проанализируйте свои сильные стороны на предмет реального наличия. Может оказаться, что целый ряд качеств, относимые к стороне сильных, на самом деле таковыми не являются. Более того, могут являться грубым и агрессивным проявлением слабых сторон.
    • Будьте готовы встретиться с самим собой. По словам Карла Густава Юнга, такая встреча является самой важной для каждого из нас. Одновременно с этим мы ее более всего страшимся. Необходима определенная доля смелости.
    • Каковы виды самооценки в психологии? Читать далее.

      О самооценке, уровне притязаний, их характеристике и взаимосвязи читай далее.

      Часто завышенная самооценка рядится в платье заниженной. Яркий пример проявления ложной заниженной самооценки: мужчина жалуется на то, что красивые женщины не обращают на него внимания.

      Позиция жертвы, часто идущая рядом с завышенной самооценкой, придает ей облик заниженной. Человек с по-настоящему заниженной самооценкой, даже и не подумал бы о том, что он достоин внимания красивых девушек.

      Как воспитать в ребенке адекватную самооценку ↑

      В воспитании детей первые пять лет жизни являются наиболее важными. Закладывается фундамент возможности самостоятельно корректировать свое поведение уже во взрослой жизни.

      Прежде чем продолжить рассуждения о воспитании у подростка адекватной самооценки, стоит задуматься об этимологии слова «самооценка». Родители прекрасно знают важность здоровой оценки детьми самих семя, но слишком часто делают все наоборот.

      Самооценка означает самостоятельную оценку своих поступков и их последствий. А мамы и папы, чересчур спешат дать свою оценку действиям сына или дочери, что пагубно сказывается на здоровом развитии психики ребенка. Воистину, благими намерениями устилается дорога в ад.

      Некоторые рекомендации, выполнение которых поможет ребенку правильно развиваться:

    • Позвольте вашему ребенку самостоятельно пожинать плоды своих решений и поступков. Разумеется, до тех пор, пока нет угрозы жизни или риска серьезных материальных издержек. Результат – ребенок учится самостоятельно принимать решения и нести ответственность за свои поступки н перекладывая их на старших.
    • Если вас досаждают те или иные моменты в поведении детей, не стоит молчать. Скажите ребенку об этом. Но ни в коем случае не оценивайте поступок и, уж тем более, самого ребенка. Говорите только о ваших чувствах. «Я-посыл» вместо «ты-посыла». Результат – ребенок понимает уровень негативных последствий своего поступка без «включения» защитных реакций.
    • Всего два небольших и несложных правила. Но постоянно придерживаясь их вы не только поможете ребенку сформироваться в сильную личность с адекватными реакциями, но и выстроите прекрасные отношения в семье.

      Видео: Секреты счастливых отношений — высокая самооценка

      САМООЦЕНКА

      Тренинг САМООЦЕНКА рассчитан на 4 недели самостоятельной работы.

      Каждая неделя включает в себя:

      1. Теорию (видео) — чтобы дать понимание процессов, по которым работает самооценка.
      2. Практику (аудио — гипнотическая техника или медитация, как многие ее называют :))
      3. Ответы на вопросы группы, которая первая прошла тренинг онлайн (аудио или видеозапись вебинара).
      4. Дополнения (тесты, упражнения и таблицы), если таковые предусмотрены.
      5. Тренинг САМООЦЕНКА является вторым в блоке программы ПЕЧАТЬ УНИКАЛЬНОСТИ после тренинга МАГИЯ ЭМОЦИЙ. Но с ним вполне можно работать автономно.

        СТОИМОСТЬ

        149 EUR

        ПРОГРАММА ТРЕНИНГА

        (ПЛАН ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ)

        ЗАНЯТИЕ 1

        • О субъективности самооценки и почему это важно помнить.
        • Почему самооценка так сильно зависит от оценки окружающих. Что нормально для ребенка и не подходит для взрослого.
        • Цель тренинга – создать собственные критерии для самооценки, чтобы описаться на них, а не на мнения со стороны.
        • Определение уровня вашей нынешней самооценки по нескольким жизненно важным шкалам: здоровье, ум, способности, отношения с близкими, самореализация и ваша «стоимость» на рынке труда.
        • Что собой представляет самооценка и почему она напрямую связана с вашими потребностями.
        • Список потребностей и схема работы гармоничной самооценки на основании удовлетворения потребностей.
        • Как подключить ресурсы подсознания к автоматической регуляции самооценки.

        ЗАНЯТИЕ 2

        • На чем базируется ваша способность АДЕКВАТНО оценить себя. Фильтры восприятия.
        • Яркий пример адекватной и неадекватной оценки.
        • Взаимосвязь оценки реальности и самооценки.
        • Удар по самооценке от окружающих людей и что может его предотвратить.
        • Механизм для выживания – поиск ресурсов на основании потребностей.
        • Повторная работа со шкалами из первого занятия – УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ: определение критериев (что конкретно входит в содержание каждой шкалы) и показателей, которых будет достаточно для полной удовлетворенности.
        • Основные 5 потребностей – подробный разбор (визуальная схема).
        • Зона ближайшего развития для уровня притязаний – источник бесконечного развития.

        ЗАНЯТИЕ 3

        • Для чего вообще нужно заниматься психологическим развитием и разбираться в самооценке.
        • Как меняется самооценка в зависимости от того, с какими людьми вы общаетесь и что с этим делать.
        • Виды самооценки – общая и ситуативная.
        • Варианты общей самооценки – постоянная и плавающая и от чего они зависят.
        • Факторы, которые сильнее всего влияют на самооценку (помимо потребностей) – внешние и внутренние.
        • Какую информацию несут негативные эмоции при снижении самооценки.
        • Как именно внешние факторы влияют на самооценку – статус, компетенция, внушаемость, соотношение успехов и неудач, вера в свои способности, физическое здоровье.

        ЗАНЯТИЕ 4

        • Как влиять на самооценку, чтобы она оставалась стабильно высокой.
        • Личный выбор – один из важнейших факторов для высокой самооценки.
        • Как связаны личный выбор и личная ответственность со способностью менять самооценку.
        • Как повышать самооценку в конкретных ситуациях: расслабление, перенос внимания.
        • Учимся предугадывать критические ситуации и готовимся к ним заранее.
        • Самый высокий уровень управления критическими ситуациями для ситуативной самооценки.
        • Стратегическая работа с общей самооценкой: причины снижения самооценки и формирование навыков уверенного поведения.

        У русского человека самооценка не такая, как у англичанина. Как это влияет на его карьеру?

        Как наши культурные особенности влияют на нашу способность добиться успеха в новой стране?

        Докторант Университета Восточной Англии Наталья Мосунова и психолог Ксения Зенкова-Конти проанализировали психологические, культурные и социальные факторы, влияющие на процесс интеграции в среде вообще и в бизнес-среде в частности. И оказалось, что успех интеграции во многом зависит от самооценки и уверенности в себе, но вот их понимание в различных культурах отличается фундаментально.

        В этой статье они рассказывают, как эти различия выражаются на практике, когда русские люди интегрируются в западное общество.

        Что такое самооценка и что такое уверенность в себе

        Интересно, что большинство российских респондентов* эти два понятия либо не разделяют, либо считают их взаимосвязанными, как курицу и яйцо. А это не так.

        При всем множестве определений того и другого есть четкое разграничение. Самооценка относится к личности, это понятие внутреннее, выражающее представление о самом себе и чувства к самому себе. Это ответ на вопрос: «Кто я?». Формируется самооценка очень рано – с рождения и в первые годы жизни. Когда говорят о необходимости принятия себя, о том, что нужно «полюбить себя», говорят о самооценке, потому что самооценка – это и есть признание ценности своей личности. Самооценка довольно ригидна. На нее практически не влияет успешность, число достижений и внешние оценки.

        Уверенность в себе – понятие в большей степени внешнее, связанное с приобретенными в течение жизни знаниями и умениями. Отвечает на вопрос: «Что я могу?» и формируется на более поздних этапах развития по мере того, как человек учится и достигает успехов. Это понятие гораздо более гибкое и подвижное, чем самооценка, и может меняться в течение жизни в зависимости от обстоятельств и опыта успешности.

        Можно ли обладать высокой самооценкой, не имея достижений?

        Конечно. Можно быть молочником и развозить по утрам заказы своим клиентам, ощущая бесконечное достоинство и уважение к себе и своему делу. Можно ли окончить пару-тройку престижных учебных заведений, получить степень, выучить в совершенстве несколько языков, сделать завидную карьеру и при этом жить в уверенности, что «что-то со мной не так»? Тоже можно.

        Конечно, во втором случае уверенность в своих силах будет создавать жизненную опору. Однако она так и не станет заменой высокой самооценки, как это нередко бывает у выходцев с просторов бывшего СССР.

        Можно быть молочником и ощущать бесконечное достоинство и уважение к своему делу. А можно окончить пару-тройку престижных учебных заведений, получить степень, сделать завидную карьеру и при этом жить в уверенности, что «что-то со мной не так».

        На что влияет самооценка?

        Прежде всего, на самоощущение – понимание и адекватную оценку своих сильных и слабых сторон, достоинство, довольство собой. Во-вторых, на взаимоотношения с людьми. Ведь глубинное (а не декларативное) признание своей ценности как личности, уважение к ней и, как следствие, умение выстраивать ее границы ведет к тому, что и другие будут признавать эту ценность и уважать границы. У людей с низкой самооценкой удовлетворенность отношениями всегда ниже, чем у людей с высокой самооценкой. Часто есть ощущение недостатка уважения со стороны кого-либо, постоянных посягательств на интересы, невнимания к мнению. Мир в целом воспринимается как более враждебный, и человек тратит силы на готовность защищаться и доказывать свою ценность и право на уважение.

        Но вернемся к вопросу интеграции. В чем проявляется наше разное отношение к самооценке и уверенности в себе? Во многих аспектах, с которыми придется столкнуться эмигранту, в том числе и в нашем отношении к социальному и карьерному росту.

        Наши – карьеристы. И вот как это получилось

        Доводилось ли вам сравнивать подход к поступлению выпускников школ в высшие учебные заведения на Западе и в России? На Западе (речь скорее о европейском среднем классе) при всем уважении к институту высшего образования выпускники тратят больше времени на самоопределение и подготовку – иногда до нескольких лет. При этом факт непоступления сразу после выпуска из школы не является трагедией и позором для семьи. В России пропуск даже одного года воспринимается с большим напряжением, а родители уже готовы оплакивать судьбу будущего «лузера».

        Те, у кого есть опыт работы в международных компаниях, вероятно, заметили, что для работников западных компаний отсутствие головокружительной карьеры при прочих удовлетворяющих условиях – не повод искать новое место. Занимать на протяжении нескольких десятилетий одну и ту же должность торгового представителя или ассистента – обычный и довольно частый выбор, не влияющий на самоотношение. Российские работники редко представляют себя на работе вне движения вверх или вширь и ставят себе высокие планки, привязывая их к возрасту или к сроку работы в компании. Особенно заметна эта разница на международных мероприятиях корпораций. Там, где европейские департаменты представлены людьми элегантного возраста, их российские коллеги часто едва-едва достигают 30 лет.

        В западном обществе факт непоступления сразу после школы не является трагедией и позором для семьи. В России пропуск даже одного года воспринимается с большим напряжением, а родители уже готовы оплакивать судьбу будущего «лузера».

        Хорошо это или плохо? Ни то и ни другое. Мы лишь подчеркиваем разницу важности достижений и важности той внешней надстройки, которой является уверенность в себе, в разных странах и культурах. Об этой разнице важно помнить при планировании своей карьеры в западных офисах. Это поможет избежать фрустрации: движение вверх может оказаться намного медленнее, чем в российских дивизионах тех же компаний.

        Влияние коллективистских ценностей

        Еще один фактор, влияющий и на то, как мы себя ощущаем, и на то, насколько ожидаемо и приемлемо для новой среды мы выражаем себя, – исторический. Десятилетия доминирования коллективистских ценностей в России привели к тому, что ценность личности индивидуума девальвирована, тогда как очевидное отличие британцев – индивидуализм. Разумеется, такая разница в подходах не может не сказаться на воспитании детей и, как следствие, на их самооценке в течение всей жизни.

        Складывается впечатление, что успехи и достижения (победы в спорте, «пятерки» в школе, игра на музыкальном инструменте и еще персональная выставка в городской галерее) для тех, кто родился в СССР, служат заменой базовой самоценности – стабильно хорошей самооценки. В то время как в европейской культуре достоинство существует отдельно от багажа достижений, что не исключает уважения к ним, если таковые имеются.

        С чем сталкивается человек, интегрирующийся в западное общество?

        С недостатком собственной самооценки, потому что в новой среде имеющийся опыт и достижения пересматриваются и переоцениваются, неизбежно выявляется дефицит знаний и умений в какой-либо области – языковой, культурной, профессиональной, и уверенность в себе, как качество подвижное, снижается. А в отсутствии достаточно хорошей самооценки потеря уверенности в себе переживается особенно остро и болезненно.

        Что делать, если самооценка трудно поддается изменению, особенно самостоятельному?

        Важно помнить, что:

      6. не обязательно нравиться всем. Если вы кому-то нравитесь, то где-то за углом есть люди, которых вы бесите. Но ожидать уважения к себе и своим желаниям и потребностям теперь обязательно;
      7. адаптация и интеграция не означают, что себя нужно ломать и переделывать (так тоже можно, если хотите, но нам не нравится). Адаптироваться – не значит стать удобным и жертвовать своими интересами;
      8. адаптация и интеграция не означают ни отказа от культуры, ни отказа от собственной индивидуальности: если вам нравится быть скептичным или мрачным, будьте. Выученные улыбки делу не помогут.

    И раз уж мы так прекрасны в стремительных карьерах и интеллектуальных прорывах, наращивать и укреплять уверенность в себе и собственных силах можно, овладевая новой информацией и умениями. Кроме того, отсутствие высокой самооценки можно компенсировать хорошими коммуникационными навыками, которые здорово улучшают взаимоотношения с окружающими.

    Как можно улучшить свои коммуникационные навыки в другой среде и не сойти с ума от стеснения?

    Для начала можно просто следовать поведению новых знакомых: ‘Si fueris Romae, Romano vivito more; si fueris alibi, vivito sicut ibi’ («Если ты в Риме — живи как римлянин; в других местах живи как местный»). Любые наши проявления вызывают какую-то реакцию сообщества. А при любви британцев к жизни небольших communities (кварталов или деревень) часто бывает достаточно выбрать постоянный паб, петь гимны в местном соборе на Рождество или присоединиться к организации фестивалей, парадов и маскарадов.

    Копирование поведения окружающих (или ‘fake it till you make it’) – приемлемый и безопасный способ адаптации и на работе. Если все в пятницу пошли в паб – присоединяйтесь, даже если вам кажется, что ваши интересы не особо совпадают. Если коллега спрашивает, не захватить ли вам кофе – предложите в следующий раз то же самое.

    Этот способ комфортен даже для тех, кто в себя совсем не верит. Если вы вышли на сцену/поле/корт/офисную кухню, окружающие видят не третьеклассника Колю, который опять хуже всех написал контрольную и приготовился к критике, а своих. Или тех, кого надо любить и кем надо восхищаться. Это не сделает вас другой личностью и не повысит самооценку, но облегчит процесс адаптации и интеграции.

    Больше интересных статей о карьере и жизни в Европе – в Телеграм-каналах ZIMA Magazine и Smart and Abroad .

    *Опрос проводился в Восточноевропейском институте психоанализа (Санкт-Петербург), в нем приняли участие 40 респондентов.

    Упражнение на повышение самооценки

    Это упражнение, направленное на повышение самооценки, дает почти мгновенные результаты и множество откровений. Конечно, оно не сделает вас богиней за один час, но окажется очень и очень полезным.

    Я не хочу долго размышлять о том, чем отличается повышение самооценки от развития любви к себе. В интернете есть много теоретических статей на эту тему. Но мне кажется, все это можно назвать абсолютно неважным. Важно — брать и делать упражнения, получать результаты. А не бесконечно рассуждать о значении каких-то слов. Я вкладываю в понятие «самооценка» наше представление о самих себе. А в понятие «любовь к себе» — действие. Утверждая, что данное упражнение повышает вашу самооценку, я хочу сказать, что здесь мы работаем над вашими сознательными установками, связанными с представлением о вашей ценности.

    Это упражнение займет у вас примерно 1-2 часа. Рекомендую отнестись к нему достаточно серьезно и уделить необходимое время.

    Возьмите лист бумаги либо создайте текстовый документ на компьютере. Первым делом перечислите ваши сильные стороны, то, что вы считаете своими плюсами. Похожим мы занимались в упражнении «Богиня», но здесь мы пойдем в совсем другую сторону. У вас должен получиться список хотя бы из 50 пунктов! Туда нужно включать все! Все самые мелкие и незначительные умения, все, в чем вы хоть немного лучше остальных. Умеете делать отличные коктейли? Готовите домашние пироги? Красиво улыбаетесь? Умеете великолепно надувать пузыри из жвачек? У вас хороший почерк? Отличные навыки составления резюме? Хорошие отношения с соседями? Или даже со свекровью? Вы приучили мужа мыть за собой тарелку? Почти никогда не врете? Способны пробежать несколько километров? Всегда помогаете друзьям? Любите животных? Кормите голубей? Все-все-все ваши способности и положительные особенности нужно вспомнить и записать в этот список. Дальше будет легче.

    Затем записываем все, что вы считаете минусами. Здесь совсем не нужно набирать огромное количество пунктов. Записывайте те ваши слабые стороны, которые вам мешают и действительно не нравятся. Возможно, вы не умеете решать какие-то сложнейшие математические задачи. Но вам это и не нужно. Будет ли это вашей слабой стороной? Влияет ли это на вашу самооценку? Я, например, совершенно не умею рисовать. Для кого-то это будет существенным минусом, но для меня в этом нет ничего страшного и я совершенно не переживаю по этому поводу.

    И теперь. Самое интересное! Преобразовываем свои минусы в плюсы. Как это сделать?

    Как повысить самооценку, превратив свои «минусы» в «плюсы»?

    1. Очень часто наши слабые стороны являются обратной стороной сильных. Подумайте, какие преимущества может давать вам ваш «недостаток»? Например, гнев может быть следствием эмоциональности, способности остро чувствовать. Неспособность доводить дело до конца может говорить о том, что вы легко увлекаетесь чем-то новым, у вас широкий круг интересов. Напористость, неспособность слышать других может быть следствием целеустремленности. Нет, это не значит, что не нужно работать над своими недостатками. Но сначала нужно их принять, и понять, что они — всего лишь неотшлифованные достоинства.

    2. В большинстве случаев, недостатки — это возможности для роста. Допустим, ваша беда — жуткая застенчивость. Но однажды вы все-таки переступаете через свой страх и начинаете общаться легко и свободно. Мало того, что этот процесс трансформации обогатит вас, как личность, да еще вы будете лучше понимать других застенчивых людей. И сможете помочь им также справиться со своей слабостью. Согласитесь, человек, от природы одаренный способностью к публичным выступлениям, незнакомый со страхом перед публикой, вряд ли сможет как-то повлиять на застенчивость другого человека.

    3. Подумайте, действительно ли ваши «минусы» являются недостатками? Может, у вас просто нет потребности быть экспертом в данном вопросе? Или этот недостаток совсем не мешает вам жить? Например, небольшая (!) лень может просто предохранять ваш организм от перегрузок. Неумение плавать почти никак не отражается на вашей жизни. А ваша профессия может не требовать от вас высокой пунктуальности.

    Поработайте над каждым «минусом» из вашего списка. Поймите, что вы совсем не так плохи, как вам кажется. Чтоб закрепить такое повышение самооценки, регулярно перечитывайте результат этого упражнения!

    Минусы высокой самооценки