Что такое самопознание самооценка включает

Что такое самопознание самооценка включает

Человек, в отличие от животных, – существо, себя познающее и сознающее, способное себя поправлять и совершенствовать.

Самопознаниеизучение личностью собственных психических и физических особенностей.

Самопознание может быть опосредованным(совершается путем анализа собственной деятельности) и непосредственным(выступает в форме самонаблюдения).

Познание себя путем познания других. Ребенок вначале не выделяет себя из окружающего мира. Но в возрасте 3–8 месяцев он постепенно начинает различать себя, свои органы и тело в целом среди окружающих его предметов. Этот процесс называется самоузнавание. С него и начинается самопознание. Взрослый является основным источником знаний ребенка о самом себе – он дает ему имя, приучает откликаться на него и т. д.

Познание свойств собственной личности протекает в процессе деятельности и общения.

В общении люди познают и оценивают друг друга. Эти оценки сказываются на самооценке личности.

Самооценкаэмоциональное отношение к собственному образу.

– сопоставление образа реального «Я» с образом того идеала, каким личность хотела бы быть;

Как полагают психологи, существуют три мотива для обращения человека к самооценке:

1. Понимание себя (поиск точных знаний о себе).

Уровень самооценки связан с удовлетворенностью или неудовлетворенностью человека самим собой, своей деятельностью.

Реалистическая (у людей, ориентированных на успех).

Нереалистическая: завышенная (у людей, ориентированных на избегание неудач) и заниженная (у людей, ориентированных на избегание неудач).

Самопознание путем анализа собственной деятельности и поведения. Анализируя и оценивая достижения в определенной области, учитывая затраченные на работу время и усилия, можно определить уровень собственных способностей. Оценивая свое поведение в обществе, человек познает нравственно-психологические особенности собственной личности.

Более широкий круг общения с другими людьми дает большую возможность сравнивать и познавать положительные и отрицательные свойства собственной личности.

Самопознание путем самонаблюдения. На основе ощущений и восприятия начинает формироваться образ «Я». У молодых людей этот образ складывается прежде всего из представлений о собственной внешности.

Образ «Я» («Я»-концепция)относительно устойчивое, в большей или меньшей степени осознанное и зафиксированное в словесной форме представление человека о самом себе.

Важным средством познания является самоисповедь – полный внутренний отчет человека перед самим собой о том, что происходит с ним и в нем. Исповедь человека перед самим собой помогает ему оценить собственные качества, утвердиться или изменить оценку своего поведения, получить опыт на будущее.

Основные формы самонаблюдения: личные дневники с записями размышлений, переживаний, впечатлений; анкеты; тесты.

Самопознание тесным образом связано с таким явлением, какрефлексия (лат. reflexio – обращение назад), отражающим процесс размышления индивида о происходящем в его сознании. Рефлексия включает не только собственный взгляд человека на себя, но и учитывает то, каким видят его окружающие, особенно значимые для него отдельные личности и группы.

Для постижения собственного «Я» не обязательно проводить психологические эксперименты. Самопознание может осуществляться через самонаблюдение, самоанализ и в процессе общения, игры, труда, познавательной деятельности и т. д.

A1. Выберите правильный ответ. Процесс самопознания не характеризуется

Заполните схему: Самопознание 1)это размышлене о ________

2)Самооценка включает _____________

3)Начинается с того, что ______________

ПРОШУ ПОМОГИТЕ ОЦЕНКА РЕШАЕТСЯ.

  • Попроси больше объяснений
  • Следить
  • Отметить нарушение
  • Cahynooo 30.10.2013

    Ответы и объяснения

    1)Самопознание — это размышление о моем внутренном мире- что меня волнует, к чему стремлюсь, какие ценности этого мира принимаю или отвергаю, какие цели ставлю в жизни, это познание своей психологической сущности.
    2)Самооценка включает в себя умение оценить свои силы и возможности, отнестись к себе критически. Она составляет основу уровня притязаний, т. е. уровня тех задач, к осуществлению которых человек считает себя способным.
    3)Начинается с того, что маленький ребёнок начинает познавать мир и самого себя

    Самопознание. Самооценка Личности.;

    Направленность Личности

    Потребностисостояние человека, выражающее его зависимость от материальных и духовных предметов и условий существования, находящихся вне индивида.

    Мотивы– форма проявления потребности, побуждение к определенной деятельности, тот предмет, ради которого осуществляется данная потребность.

    Направленность– совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций.

    Направленностьвключает в себя потребности, мотивы, интересы, идеалы.

    Самосознание как осознание себя, как сознание своей самости в зависимости от целей и задач, стоящих перед человеком, может принимать различные формы и проявляться как самопознание, как самооценка, как самоконтроль, самопринятие.

    Самопознание – нацеленность человека на познание своих физических, душевных, духовных возможностей и качеств, своего места среди других людей.

    4. В анализе результатов собственной деятельности, своего поведения, общения и взаимоотношений с другими посредством сопоставления этих результатов с уже существующими нормативами.

    5. При осознании отношения других ко мне (оценок результатов моей деятельности, поступков, черт характера, уровня развития способностей, качеств моей личности…)

    6. В самонаблюдении своих состояний, мыслей, переживаний, анализе мотивов поступков и т.п.

    Самопознание является основой развития постоянного самоконтроля и саморегуляции человека.

    Самопознание выступает в качестве основы для реализации оценочного отношения к самому себе, или самооценки. Самопознание может включать в себя самооценку, а может быть безоценочным.

    Самооценка – компонент самосознания, который включает в себя и знание о собственной самости, и оценку человеком самого себя, и шкалу значимых ценностей, относительно которой определяется эта оценка.

    Самооценка может быть адекватной (реальной, объективной) и неадекватной. В свою очередь неадекватная самооценка может быть заниженной и завышенной. Каждая их них специфическим образом проявляется в жизнедеятельности человека.

    Завышение самооценки приводит к формированию таких качеств как высокомерие, самоуверенность, не критичность.

    Занижение самооценки формирует робость, замкнутость, неверие в свои силы, стеснительность и т.д.

    Адекватная оценка и самооценка обеспечивает благоприятное эмоциональное состояние, стимулирует деятельность, вселяет в человека уверенность в достижении намеченных целей.

    Самосознание тесно связано с уровнем притязаний человека. Уровень притязаний проявляется в степени трудности целей и задач, которые человек ставит перед собой. Уровень притязаний можно рассматривать как реализацию самооценки человека в деятельности и во взаимоотношениях с другими.

    Уровень притязаний – желаемый уровень самооценки и достижений в деятельности.

    Самооценка. Из чего складывается, и как повысить низкую самооценку?

    Самооценка — это ценность, которую человек придаёт себе или отдельным своим качествам (привлекательность, сексуальность, профессионализм) в разных областях жизнедеятельности.

    Для того, чтобы оценить, нужно сравнить, соотнести один предмет (или явление) с другим. Собственно, и необходимость оценки возникает тогда, когда есть некое схожее множество и есть критерии. Если бы мы родились и всю жизнь прожили в одиночестве на необитаемом острове, не имея представления о существовании других, и не вступали во взаимодействие с себе подобными, необходимости оценивать себя не возникло бы. Но мы живём в обществе, вступаем в различные отношения, и именно социальное взаимодействие обуславливает формирование многих структур в нашей психике (в том числе, самооценки). Что же является критерием самооценки? Человек оценивает себя путём сопоставления уровня своих притязаний и объективными результатами своей деятельности. Оценивая себя, человек вольно или невольно сравнивает себя с другими, учитывая их достижения.

    Самооценка включает в себя две составляющих — когнитивную и эмоциональную. Когнитивная самооценка формируется из знаний о себе, которую мы получаем от других людей. Эмоциональная самооценка — это мера удовлетворённости человека самим собой. Сначала у нас формируется эмоциональная самооценка и лишь затем когнитивная. Эмоциональная самооценка, хорошее или плохое чувство по отношению к себе, уже окончательно сформировано к 5-ти годам. Полностью самооценка, как составляющая самосознания, формируется в подростковом возрасте.

    Что же ложится в основу самооценки?

    1. Семейное воспитание. Кому-то говорилось: «Ты — моё счастье, ты замечательный, я люблю тебя». А кому-то: «Тупица, нытик, у людей дети как дети, а ты не на что не годен». При наказании кому-то говорилось: «Ты хороший, но повёл себя так неправильно». А кому-то сразу навешивался ярлык — «Ты плохой».
    2. Педагогическое воздействие воспитателей, учителей, успехи/неудачи в детском саду, школе. Кто-то занимал первые места на конкурсах, был любимчиком, а кто-то был всегда в массовке, в «костюме снежинки». Кому-то повезло, и в школе научили учиться и выражать себя, а кому-то привили чувство отторжения к учёбе и ощущение собственной «бестолковости».
    3. Социальное окружение. Нередко ближайшее окружение (тёти/дяди, бабушки/дедушки, родители детей, с которыми ребёнок общается) внушает ребёнку неадекватные установки. Так, при разводе частая фраза родственников: «Папка-то тебя бросил». У ребёнка может развиться чувство вины за случившееся, чувство стыда. Или ребёнок высказывает какое-то своё желание («Хочу быть артисткой»), а в ответ получает порицание, высмеивание.
    4. Особенности внешнего вида и здоровья. Дети непосредственны и, порой, жестоки. Если кто-то выделялся из множества, сверстники часто подтрунивали и дразнили, не желали играть с «не таким», включать в свою группу, бойкотировали.
    5. Получается, что к моменту, когда мы начинаем осознавать себя личностью и осознавать своё «Я», мы уже напичканы установками, программами, словами.

      Самой значимой фигурой для ребёнка является мама. Её слова усваиваются без цензуры, как абсолютная истина. Поэтому все вопросы самооценки так или иначе связаны с мамой или другим значимым взрослым. И если заниматься самооценкой всерьёз, а не корректировать какие-то моменты, то мы непременно столкнёмся с темой детско-родительских отношений.

      Чаще всего мы имеем дело с низкой самооценкой.

      Какие характеристики могут свидетельствовать о низкой самооценке?

      • Чрезмерная самокритика, неудовлетворённость собой, неуверенность в себе;
      • Чувствительность к критике, сопровождаемая обидой и чувством, что нападают;
      • Нерешительность и страх допустить ошибку на виду у людей;
      • Желание всем угодить и быть хорошим;
      • Защитная позиция и раздражительность без каких-либо причин;
      • Чувство вины, возникшее из-за искажённого восприятия прошлых ошибок;
      • Пессимистическое мировоззрение;
      • Зависть, проявляющаяся как пристрастность к чему-либо или «вселенское» возмущение;
      • Идеализация и досада, если идеал не достигнут;
      • Отношение к временным неудачам как к постоянным и не имеющим права быть.
      • Как повысить самооценку?

        В поведенческом плане можно предпринять следующие действия:

        1. Не стремитесь нравиться. Часть отношений может исчезнуть, но это были не здоровые отношения, возникнут новые. В своё время один человек сказал мне фразу, которая донесла до меня смысл: «Плохой будешь один раз, а несчастной дурой всю жизнь».
        2. Учитесь принимать помощь и подарки, не пытаясь тут же отблагодарить. Мужчина сводил в ресторан, всё, должна отблагодарить своим телом. Наверное, многие давали милостыню при храме или помогали приюту. Вы отдали, и вам хорошо. Представьте, что этот человек будет бежать за вами, рассыпаться в благодарностях и предлагать что-то взамен. Точно также и человек, помогший вам или подаривший что-то. Он не ждёт ничего, ему самому приятно сделать что-то для вас.
        3. Старайтесь избегать окружение, которые вас не поддерживает, рубит на корню все начинания. Чаще всего, эти люди не желают вам зла. Они смотрят на мир сквозь свою призму и самооценку и, пытаясь оберечь вас от чего-то, сдерживают ваше движение вперёд.
        4. Относитесь к критике как к другу и с юмором. Если что-то словах других людей вас «цепляет», значит, с этими «крючками» есть смысл поразбираться. И потом критикующий высказывает своё мнение. Неужели мнение единственного человека, одного из 7,5 млрд людей, живущих на Земле, может изменить ваше представление о себе?
        5. Постарайтесь гармонизировать отношения со своей мамой. Замечайте во всех её словах и поступках любовь, благодарите её. Теперь вы взрослый самостоятельный человек. Можно мысленно или вслух говорить при каком-то несогласии с мнением мамы: «Мама, спасибо за твоё мнение, у меня есть своё».

        Как психолог, могу предложить несколько методов повышения самооценки.

        Вспомните и запишите слова о себе, которые вы часто слышали в семье. Поразмыслите, что из сказанного может пригодиться, а с чем можно расстаться, как с не имеющим отношения к действительности.

        Напишите список своих положительных качеств (не менее пяти). Вспомните подтверждение этому и тоже запишите. Не имеет значения, когда это было, вспоминайте и записывайте любые слова и факты.

        Вспомните все свои поступки, которых вы стесняетесь. Вы поступили тогда так в силу неосознанности, в силу того, что тогда вам казалось, что решение верное и правильное. Вы изменились. Простите себя прямо сейчас и оставьте прошлое в прошлом.

        Посмотрите фильмы, способствующие повышению самооценки.

        Самооценка оказывает огромное влияние на весь жизненный путь человека, от внешних проявлений благополучия и успеха до внутреннего ощущения счастья и довольства жизнью.

        В психологическом консультировании и терапии существует множество методов работы по повышению самооценки.

        «Обществознание. Полный справочник для подготовки к ЕГЭ»

        Тема 11. Самопознание

        Самопознаниеизучение личностью собственных психических и физических особенностей.

        Самопознание может быть опосредованным (совершается путем анализа собственной деятельности) и непосредственным (выступает в форме самонаблюдения).

        По сути дела, человек занимается самопознанием всю свою жизнь, но не всегда отдает себе отчет в том, что он осуществляет этот вид деятельности. Самопознание начинается в младенчестве и заканчивается нередко с последним вздохом. Оно формируется постепенно по мере отражения как внешнего мира, так и познания самого себя.

        Познание себя путем познания других. Ребенок вначале не выделяет себя из окружающего мира. Но в возрасте 3–8 месяцев он постепенно начинает различать себя, свои органы и тело в целом среди окружающих его предметов. Этот процесс называется самоузнавание. С него и начинается самопознание. Взрослый является основным источником знаний ребенка о самом себе – он дает ему имя, приучает откликаться на него и т. д.

        Известные слова ребенка: «Я сам…» означают его переход к важному этапу познания себя – человек учится словами обозначать признаки своего «Я», характеризовать себя.

        Самооценкаэмоциональное отношение к собственному образу.

        Самооценка всегда субъективна, но в ее основе лежат не только собственные суждения, но и мнения других о данной личности.

        На формирование самооценки влияют следующие факторы:

        – оценка других людей;

        – отношение личности к собственным успехам и неудачам.

        2. Повышение собственной значимости (поиск благоприятных знаний о себе).

        3. Самопроверка (соотнесение собственных знаний о себе с оценками своей личности окружающими).

        Чаще всего люди руководствуются вторым мотивом: большинство хотят повысить свое самоуважение.

        Самооценка

        Реалистическая (у людей, ориентированных на успех).

        Нереалистическая: завышенная (у людей, ориентированных на избегание неудач) и заниженная (у людей, ориентированных на избегание неудач).

        Самопознание путем анализа собственной деятельности и поведения. Анализируя и оценивая достижения в определенной области, учитывая затраченные на работу время и усилия, можно определить уровень собственных способностей. Оценивая свое поведение в обществе, человек познает нравственно-психологические особенности собственной личности.

        Самопознание путем самонаблюдения. На основе ощущений и восприятия начинает формироваться образ «Я». У молодых людей этот образ складывается прежде всего из представлений о собственной внешности.

        Образ «Я» («Я»-концепция)относительно устойчивое, в большей или меньшей степени осознанное и зафиксированное в словесной форме представление человека о самом себе.

        Важным средством познания является самоисповедь – полный внутренний отчет человека перед самим собой о том, что происходит с ним и в нем. Исповедь человека перед самим собой помогает ему оценить собственные качества, утвердиться или изменить оценку своего поведения, получить опыт на будущее.

        Основные формы самонаблюдения: личные дневники с записями размышлений, переживаний, впечатлений; анкеты; тесты.

        Самопознание тесным образом связано с таким явлением, как рефлексия (лат. reflexio – обращение назад), отражающим процесс размышления индивида о происходящем в его сознании. Рефлексия включает не только собственный взгляд человека на себя, но и учитывает то, каким видят его окружающие, особенно значимые для него отдельные личности и группы.

        Образец задания

        A1. Выберите правильный ответ. Процесс самопознания не характеризуется

        2) формированием отношения к своей внешности

        Что такое самопознание самооценка включает