Опросник для самооценки упорства ильин

Опросник для оценки своего упорства

Методика разработана Е. П. Ильиным и Е. К. Фещенко.

Вам предлагается ряд ситуаций. Представьте себя в этих ситуациях и оцените, насколько они для вас характерны. Если вы согласны с утверждением, поставьте знак «+», если не согласны — знак «—».

Текст опросника

3. Мне нравится решать трудные задачи, головоломки, все то, что называют «трудным орешком».

4. Даже если в работе не все получается, стараюсь продолжать начатое дело.

6. По возможности я избегаю трудной работы.

17. В споре я обычно тушуюсь перед напором оппонента.

18. Когда я уверен, что стою на правильном пути, для доказательства своей правоты я могу работать сколько угодно, даже если мне будут мешать.

Ключ для определения степени упорства. Начисляется по одному баллу за ответы «да» по позициям 1, 3, 4, 7, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18 и за ответы «нет» по позициям 2, 5, 6. 9, 11, 13, 17.

Методика «Самооценка волевых качеств студентов-спортсменов»

Методика «Самооценка волевых качеств студентов-спортсменов»

Методика разработана Н. Е. Стамбуловой. Оценивается уровень развития волевых качеств: целеустремленности, настойчивости и упорства, смелости и решительности, инициативности и самостоятельности, самообладания и выдержки.

Каждый опросник позволяет диагностировать два параметра волевого качества: выраженность и генерализованность. Под выраженностью качества понимается наличие и устойчивость проявления основных его признаков, под генерализованностью — универсальность качества, т. е. широта его проявления в различных жизненных ситуациях и видах деятельности.

Инструкция. Прочтите внимательно каждое суждение. Подумайте, насколько оно характерно для вас. Исходя из этого, выберите соответствующий ответ из пяти предлагаемых вариантов и его номер поставьте в протоколе напротив номера соответствующего суждения.

Варианты для ответов:

1. «Так не бывает» (+2).

2. «Пожалуй, неверно» (+1).

4. «Наверное, да» (–1).

5. «Уверен, что да» (–2). Ответив на вопросы первого опросника («Целеустремленность»), переходите к

следующему, и так до конца, пока не заполните весь сводный протокол. Затем обработайте ответы с помощью ключа, который одинаков для всех пяти опросников.

Текст опросников

1. Приступая к любому делу, всегда четко осознаю, чего я хочу достичь.

2. Неудача в соревновании побуждает меня тренироваться с удвоенной энергией.

3. Мои интересы неустойчивы, не могу пока определить, к чему мне стремиться в жизни.

4. Я отчетливо представляю себе, чему хочу научиться в институте.

5. Во время тренировки мне быстро надоедает работать строго в соответствии с планом.

6. Если уж ставлю перед собой определенную цель, то неуклонно стремлюсь к ее достижению, как бы ни было трудно.

7. В каждом тренировочном занятии ставлю перед собой конкретные задачи.

8. При неудачах меня всегда одолевают сомнения, стоит ли продолжать начатое дело.

9. Четкое планирование работы не характерно для меня.

10. Редко задумываюсь над тем, как можно применить знания, получаемые в институте, в будущей практической работе.

11. Никогда сам не проявляю инициативы в постановке новых целей, предпочитаю следовать указаниям других людей.

12. Обычно под влиянием разного рода препятствий мое стремление к цели значительно ослабевает.

13. У меня есть главная цель жизни.

14. После неудачи в соревновании долго не могу заставить себя тренироваться в полную силу.

15. К общественной работе отношусь с меньшей ответственностью, чем к учению и занятиям спортом.

16. Как правило, заранее намечаю конкретные задачи, планирую свою работу.

17. Постоянно испытываю потребность ставить перед собой новые цели и достигать их.

18. Начиная новое дело, не всегда четко представляю себе, к чему следует стремиться; обычно надеюсь, что это прояснится по ходу работы.

19. Всегда стараюсь до конца выполнить любое общественное поручение.

20. Даже при неудачах меня не покидает уверенность, что достигну поставленной цели.

Смелость и решительность

1. Принимая какое-нибудь решение, всегда реально оцениваю свои возможности.

2. Не боюсь вмешаться в ситуацию на улице, если нужно предотвратить несчастный случай.

3. Мне трудно выполнять свои обещания.

4. Высказываю свое мнение, несмотря на возможность конфликта.

5. Сознание, что соперник сильнее, является для меня серьезным препятствием.

6. Легко освобождаюсь от тревоги, опасений, страха.

7. Установив для себя распорядок дня, четко его придерживаюсь.

8. Меня часто мучают сомнения.

9. Мне больше по душе, если ответственность за совместное дело несут другие, а не я.

10. Вряд ли смогу рискнуть предотвратить несчастный случай.

11. Когда анализирую свои поступки, часто прихожу к выводу, что недостаточно хорошо продумал и спланировал свои действия.

12. Как правило, избегаю рискованных ситуаций.

13. Не испытываю страха перед сильным соперником.

14. Много раз решал с завтрашнего дня начать «новую жизнь», но с утра все шло по-старому.

15. Возможность конфликта заставляет меня держать свое мнение при себе.

16. Обычно мне легко удается справиться со своими сомнениями.

17. Постоянно чувствую ответственность за свои дела и поступки.

18. С трудом преодолеваю страх.

19. Для меня исключительный случай, если я не смог сдержать слово.

20. Возможность рискнуть доставляет мне радость.

Настойчивость и упорство

1. Начиная любое дело, уверен, что сделаю все возможное для его выполнения.

2. Всегда до конца отстаиваю свое мнение, если уверен, что прав.

3. Я не в состоянии принудить себя тренироваться на фоне усталости.

4. В соревновании борюсь изо всех сил до последнего мгновения.

5. Мне трудно доводить до конца общественные дела.

6. Для меня характерны планомерность, систематичность в работе.

7. На тренировочном занятии заставляю себя полностью выполнить задание, даже если очень устал.

8. Часто бросаю на полпути начатые дела, потеряв интерес к ним.

9. Мне больше по душе легкие, пусть даже менее результативные, пути к цели.

10. Не могу заставить себя планомерно заниматься в течение всего семестра, особенно по тем учебным предметам, которые даются с трудом.

11. Обычно не знаю, хватит ли у меня желания и сил завершить начатое дело.

12. У меня никогда не появляется желание поставить перед собой труднодостижимую цель.

13. Систематически готовлюсь к учебным занятиям в институте.

14. Неудача в ходе соревнований резко снижает мою активность и желание продолжать борьбу.

15. В споре чаще всего уступаю другим.

16. До конца выполняю даже скучную и однообразную работу, если это необходимо.

17. Испытываю особое удовлетворение, если успех достался с большим трудом.

18. Не могу заставить себя работать систематически.

19. Выполняя общественные поручения, всегда добиваюсь того, что необходимо.

20. Довольно часто испытываю потребность проверить себя в трудных делах.

Инициативность и самостоятельность

1. Как правило, все важные решения принимаю без посторонней помощи.

2. Мне легко удается побороть смущение и первым завязать разговор с незнакомым человеком.

3. Никогда по собственной инициативе не берусь за выполнение общественных поручений.

4. При подготовке к учебным занятиям довольно часто читаю дополнительную литературу, не ограничиваясь лекцией или учебником.

5. Отсутствие тренера на соревновании (его советов, поддержки и т. п.) значительно снижает мои результаты.

6. Больше всего мне нравится пробовать свои силы в творческой деятельности.

7. На тренировочных занятиях стараюсь придумывать новые упражнения.

8. Чувствую себя спокойно и уверенно, если кто-то руководит мною.

9. Прежде чем что-то сделать, всегда советуюсь с кем-нибудь из знакомых.

10. В разговоре или при знакомстве стремлюсь предоставить инициативу другому.

11. Для меня удобнее всего выполнять работу по точно известному образцу.

12. Обычно отказываюсь от своих планов, намерений, если другие находят их неудачными.

13. К общественной работе отношусь не формально, стараюсь сделать ее не только полезной, но и интересной.

14. При изучении любого учебного предмета не стремлюсь знать больше, чем требуется для сдачи зачета или экзамена.

15. Обычно не задумываюсь над содержанием тренировки, точно выполняю то, что предлагает тренер.

16. Стремлюсь быть организатором новых дел в коллективе.

17. Если уверен, что прав, всегда поступаю по-своему.

18. Процесс творчества не привлекает меня.

19. Результаты моих выступлений в соревнованиях практически не зависят от того, присутствует ли на них мой тренер.

20. В любую работу стремлюсь внести что-то новое, иначе мне неинтересно.

Самообладание и выдержка

1. Я легко могу заставить себя долго ждать, если это необходимо.

2. В споре мне обычно удается сохранять спокойствие и объективность.

3. Не могу нормально тренироваться, если меня что-то тревожит.

4. В течение всего соревнования четко контролирую свои мысли, чувства, действия, поведение.

5. Совершенно не переношу боли.

6. Мне удается сохранять ясность мысли даже в самых сложных жизненных ситуациях.

7. Неприятности в институте и дома не снижают качества моей тренировки.

8. Долгое ожидание очень мучительно для меня.

9. Бывает, когда я встревожен, волнуюсь, совершенно теряю контроль над собой.

10. Во время экзамена иногда не могу ответить даже то, что знаю.

11. Считаю, что умение владеть собой не так уж важно для человека.

12. Если у меня плохое настроение, никогда не могу этого скрыть.

13. На экзамене всегда мобилизуюсь и получаю оценку не ниже той, на которую рассчитываю.

14. Не могу сдержать себя, чтобы на грубость не ответить тем же.

15. В процессе соревнований с трудом владею собой.

16. Мне легко заставить себя сдержать смех, если чувствую, что он неуместен.

17. Сильное волнение, как правило, не сказывается на целесообразности моих действий и поведения.

18. В сложной ситуации обычно теряюсь, не могу быстро принять нужное решение.

19. Могу заставить себя действовать, превозмогая боль, если это крайне необходимо.

20. Специально учусь владеть собой.

Ключ к расшифровке. Положения 1, 6, 8, 9, 11, 12, 16, 17, 18, 20 служат для диагностики выраженности волевых качеств, положения 2, 3, 4, 5, 7, 10, 13, 14, 15, 19 — для диагностики генерализованности волевых качеств.

Подсчитывается алгбераическая сумма баллов отдельно по суждениям параметра выраженности и параметра генерализованности для каждого волевого качества. Для перевода на положительную шкалу оценок к суммарной оценке прибавляется 20 баллов и окончательные результаты заносятся в протокол.

Заключение об уровне развития каждого волевого качества делается по параметрам выраженности и генерализованности с учетом следующих нормативных показателей: 0–19 баллов — низкий уровень; 20–30 баллов — средний уровень; 31–40 баллов — высокий уровень.

Опросник для самооценки упорства ильин

Инструкция. Ответьте, согласны ли Вы с предложенными Вам утверждениями. Если согласны, то рядом поставьте знак «+», если не согласны – знак «–».

1. Если я устаю при выполнении трудной работы, то сразу ее бросаю.

5. Обычно я могу долго переносить жажду.

6. Я бы не выдержал длительной голодовки, например чтобы похудеть, вылечиться от болезни.

7. Когда на уроке физкультуры я устаю, то быстро перестаю выполнять упражнения.

10. Я не бросаю работу на половине пути, несмотря на усталость.

11. Мне нравится такая физическая работа, в которой я должен пересилить себя, чтобы выполнить задание.

12. Я с уверенностью могу сказать, что я терпеливый.

14. Меня раздражает, когда на остановке приходится долго ждать транспорт, даже когда я не тороплюсь.

15. Я нетерпелив к боли.

16. Я не хочу считать себя слабовольным, поэтому каждый раз стараюсь довести тяжелую физическую работу до конца.

17. Я действую по принципу: «Взялся за гуж, не говори, что не дюж».

Ключ. По 1 баллу начисляется за ответы «да» по позициям 4, 5, 8, 10, 11, 12, 13, 16, 17 и за ответы «нет» по позициям 1, 2, 3, 6, 7, 9, 14, 15, 18.

Подсчитывается общая сумма баллов. Оценка терпеливости низкая, если отвечавший набирает до 6 баллов включительно, и высокая, если 12 баллов и больше.

Методики экспериментального изучения упорства

Все экспериментальные методики, выявляющие упорство человека, основаны на рассмотрении интеллектуальных волевых усилий. К таким методикам предъявляются определенные требования, суть которых заключается в следующем: нужно создать ситуации, предполагающие проявления данных усилий, напряжения, одновременно исключая влияния умений испытуемых на успешность деятельности. Подобная ситуация возникает при использовании различных вариантов методики «Неразрешимая задача».

Методика «Неразрешимая задача»

Смысл методики состоит в том, что испытуемому предлагается решить задачу, которая нерешаема, но об этом испытуемый не знает. Можно использовать различные варианты методики: кубики Кооса, кубики с картинками (для детей), игра «в пятнадцать», «перепутанные линии» или прохождение сложного лабиринта, в котором нет выхода.

Инструкция для детей младшего школьного возраста. Экспериментатор предлагает ребенку поиграть в кубики. «Хочешь поиграть в кубики? Давай поиграем так: я тебе показываю картинку, а ты мне ее должен быстро собрать. Время я засекаю по секундомеру. Садись удобно. Посмотри на эту картинку. Теперь собирай ее». Экспериментатор кладет решаемую картинку на стол перед ребенком, включает секундомер. После выполнения ребенком задания секундомер выключается и экспериментатор хвалит ребенка: «Молодец, быстро собрал». Затем предлагает собрать вторую (нерешаемую) картинку и тоже засекает время от начала собирания до отказа ребенка выполнять задание.

С учащимися среднего и старшего возраста можно использовать поиск на географической карте города, которого не существует вообще, придумав ему название, сходное по созвучию фонем с названиями городов, имеющихся на карте.

Инструкция для учащихся среднего и старшего возраста. «Ребята, вам предстоит выполнить задание, которое требует сосредоточенности внимания, умения работать не отвлекаясь. В процессе работы не разрешается переговариваться, подсматривать работу других, черкать на карте, комментировать свою работу и товарища. У вас на листке написано название города, который нужно отыскать на карте, лежащей перед вами. Поставьте время начала поиска города и ищите его».

Фиксируется время поиска от его начала до отказа от задания.

Проверка использованных тестов «Кубики» и «Карты» на надежность (обследование через год тех же учащихся) показала высокие корреляции ( r = 0,79–0,91) с результатами первого тестирования.

Инструкция. Перед Вами три группы разрозненных слов. Из каждой группы следует составить по одному предложению на общественно-политическую тематику. Допускается перестановка слов в произвольном порядке, возможны грамматические изменения, но только в пределах заданных частей речи. Время выполнения каждого задания регистрируется, степень трудности задания постепенно возрастает. Трудность первого и второго задания практически одинакова, третье не имеет решения.

Анализ результатов. Показателем упорства служит отношение времени решения третьей задачи (Т3) к среднему времени решения первых двух задач (Т1 и Т2):

– Н = 3 – высокий уровень упорства;

– Н = 2 – средний уровень упорства;

– Н = 1 – низкий уровень упорства.

Ключ для набора 1. Меры, принятые польскими властями в целях нормализации обстановки в Польше, вызвали приступ злобы в правых кругах.

Ключ для набора 2. В условиях обострения международной обстановки, вызванной политикой империализма, прежде всего американского, большое значение приобретает единство действий социалистических стран.

Опросник для самооценки упорства (Е. П. Ильин, Е. К. Фещенко)

Инструкция. Вам предлагаются ряд ситуаций. Представьте себя в них и оцените, насколько они для Вас характерны. Если Вы согласны с утверждением, поставьте знак «+», если не согласны – «-».

2. Обычно я работаю до тех пор, пока есть желание.

5. Я много раз пытался планировать свой день, но не смог выполнить намеченного.

7. Если у меня что-то не получается, я делаю это еще и еще раз.

8. Установив распорядок дня, я тщательно его соблюдаю, даже когда мне этого не хочется.

10. Если мне кто-то не позволяет сделать то, что я хочу, я все равно стараюсь выполнить задуманное.

11. Когда что-то не ладится, я нетерпелив и готов послать все к черту.

12. Когда я играю в шахматы или другую игру, то сопротивляюсь до последней возможности.

14. Всегда стараюсь до конца выполнить порученное мне дело, несмотря на возникающие трудности.

Ключ. Для определения степени упорства начисляется по 1 баллу за ответы «да» по позициям 1, 3, 4, 7, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18 и за ответы «нет» по позициям 2, 5, 6. 9, 11, 13, 17. Чем больше баллов наберет обследуемый, тем выше степень его упорства.

Опросник для самооценки настойчивости (Е. П. Ильин, Е. К. Фещенко)

2. Я систематически стремлюсь к намеченной цели, какой бы далекой она ни была.

3. У меня обычно пропадает желание добиваться далекой цели, если что-нибудь этому препятствует.

5. Я стараюсь не ставить перед собой очень далеких целей, так как считаю, что легче жить сегодняшним днем.

6. Я несколько раз пытался заниматься самосовершенствованием, но из этого так ничего и не вышло.

11. При возникновении трудностей я начинаю сомневаться, стоит ли продолжать начатое.

12. Мне часто бывает трудно довести дело до конца, особенно если для этого требуются недели и месяцы.

14. Я испытываю большое удовлетворение, когда добиваюсь намеченного вопреки имевшимся трудностям.

15. Я часто бросаю на половине пути начатые дела, теряя к ним интерес.

16. Я умею ждать и терпеть, поэтому отдаленные цели меня не пугают.

17. Препятствия лишь раззадоривают меня, делают мои решения более твердыми.

Ключ. По 1 баллу начисляется за ответы «да» по позициям 1, 2, 4, 8, 9, 13, 14, 16, 17 и за ответы «нет» по позициям 3, 5, 6, 7, 10, 11, 12, 15, 18.

Чем выше сумма баллов, набранных по всем позициям, тем более выражена у обследованного самооценка настойчивости, свидетельствующая о его склонности доводить начатое дело до конца.

Методика используется многими авторами, но первые ее разработки предложены М. Н. Ильиной (выделение волевого компонента по субъективным ощущениям) и А. И. Высоцким (определение волевого компонента с помощью оксигемометра).

Длительность задержки дыхания зависит от объема легких, скорости обменных процессов и других факторов. Чтобы «уравнять» испытуемых и определить время волевой задержки дыхания, надо из общего ее времени исключить период устойчивой оксигенации (насыщенности крови кислородом), во время которого для задержки дыхания не требуется более или менее выраженных волевых усилий.

При определении времени волевой задержки дыхания, чтобы получить объективное подтверждение переживаемого человеком затруднения, можно использовать оксигемометрию (измерение насыщения крови кислородом).

Методика изучения терпеливости при задержке дыхания состоит в следующем. До начала эксперимента на ухе испытуемого закрепляется датчик оксигемометра, и ухо прогревается (подготовка оксигемометра к работе описана в приложенной к прибору инструкции). Затем испытуемый делает несколько глубоких вдохов, чтобы провентилировать легкие (комната, где проводится эксперимент, должна быть хорошо проветрена; к эксперименту допускаются только лица, не имеющие патологии легких).

После инструкции по команде экспериментатора испытуемый зажимает нос (лучше это делать на выдохе), а экспериментатор включает секундомер. В протоколе им отмечается то время, когда у испытуемого появилась потребность сделать вдох, и время, когда закончится фаза устойчивой оксигенации (стрелка оксигемометра падает на 1%). По показаниям секундомера, который выключается после того, как испытуемый сделает первый вдох, определяется величина волевого усилия по следующей формуле:

где Т – время терпения, %; tj – общее время задержки дыхания, с; t0 – время от появления потребности сделать вдох до вдоха, с.

Тест можно проводить и без использования оксигемометра.

Следует подчеркнуть, что в методике определения терпеливости с помощью задержки дыхания, описанной А. И. Высоцким, имеется методический недостаток. Автор предлагает определять терпеливость, всего лишь фиксируя на секундомере время с начала падения содержания кислорода в крови до вдоха; следовательно, терпеливость выражается в абсолютных величинах (с). Такой вариант не дает возможности узнать относительную составляющую волевого компонента в общем периоде времени, характеризующем выносливость человека. Невозможно также сравнить терпеливость при разных функциональных пробах, ее выявляющих, например при физической работе.

Динамометрический метод изучения терпеливости (М. Н. Ильина)

Процедура эксперимента. Испытуемый садится вполоборота к столу, правая рука, согнутая в локте, лежит на столе.

Задание 1. Измерение физической силы испытуемого. Установив оптимальное расстояние между рукоятками динамометра в соответствии с размером кисти испытуемого, определяют среднее значение максимальной силы из трех попыток. Оно принимается за 100%.

Задание 2. Измерение выносливости и волевого усилия. На динамометре устанавливается уровень, равный 50% максимальной силы. Испытуемый, сжимая рукоятки динамометра кистью правой руки, поднимает его стрелку до ограничителя и старается удержать ее в таком положении столько времени, сколько сможет (до отказа продолжать это). Одновременно включается секундомер. Прилагая усилия, испытуемый сообщает экспериментатору о моменте появления у него чувства усталости. При устойчивом отклонении стрелки на 2-3 деления секундомер выключается. Экспериментатор регистрирует время от начала приложения усилия до отказа это делать и момент появления субъективного чувства усталости.

Инструкция. Сядьте к столу так, чтобы Вам было удобно, и возьмите в правую руку динамометр. Попробуйте несколько раз сжать рукоятки динамометра и установите для себя наиболее удобное расстояние между рукоятками.

Обработка и анализ результатов. Рассчитать волевое усилие в с и в %:

Опросник для самооценки терпеливости

Инструкция. Ответьте, согласны ли вы с предложен­ными вам утверждениями. Если согласны, то рядом по­ставьте знак «+», если не согласны, то знак «-».

Если я устаю при выполнении трудной работы, то сразу ее бросаю.

У меня не хватает терпения дочитать до конца скуч­ный рассказ.

Я очень не люблю стоять в длинных очередях и часто ухожу из них, не достояв до конца.

4. Я могу долго терпеть боль, например, когда болит зуб.

Я бы не выдержал длительной голодовки, напри­мер, чтобы похудеть, вылечиться от болезни.

Когда на уроке физкультуры я устаю, то быстро перестаю выполнять упражнения.

Я редко бросаю скучную работу, не доведя ее до конца.

Обычно мне трудно заставить себя работать «через не могу».

Я не бросаю работу на половине пути, несмотря на усталость.

Мне нравится такая физическая работа, в которой я должен пересилить себя, чтобы выполнить задание.

Я с уверенностью могу сказать, что я терпеливый.

Несмотря на усталость, я стараюсь изо всех сил поддержать при беге высокий темп.

Меня раздражает, когда на остановке приходится долго ждать транспорт, даже когда я не тороплюсь.

Я нетерпелив к боли.

Я не хочу считать себя слабовольным, поэтому каж­дый раз стараюсь довести тяжелую физическую работу до конца.

Я действую по принципу: «Взялся за гуж, не гово­ри, что не дюж».

Я не считаю, что «терпение и труд все перетрут»; работать надо с умом, а не переутомляться.

Обработка результатов. По одному баллу начисляется за ответы «Да» по позициям: 4, 5, 8, 10, 11, 12, 13, 16, 17 и за ответы «Нет» по позициям: 1, 2, 3, 6, 7, 9, 14, 15, 18.

Подсчитывается общая сумма баллов. Оценка своей терпеливости низкая, если отвечавший набирает до 6 бал­лов включительно, и высокая, если отвечавший набира­ет 12 баллов и больше.

Опросник для оценки своего упорства

Инструкция. Вам предлагается ряд ситуаций. Пред­ставьте себя в этих ситуациях и оцените, насколько они для вас характерны. Если вы согласны с утверждением, поставьте знак «+», если не согласны — знак «-».

Мне нравится решать трудные задачи, головолом­ки, все то, что называют «трудным орешком».

Даже если в работе не все получается, стараюсь про­должать начатое дело.

Я много раз пытался планировать свой день, но не смог выполнить намеченного.

Если у меня что-то не получается, я делаю это еще и еще раз.

Установив распорядок дня, я тщательно его соблю­даю, даже когда мне этого не хочется.

При затруднении я часто начинаю сомневаться, стоит ли продолжать начатую работу.

Если мне кто-то не позволяет сделать то, что я хочу, я все равно стараюсь выполнить задуманное.

Когда что-то не ладится, я нетерпелив и готов по­слать все к черту.

Когда я играю в шахматы или другую игру, то сопротивляюсь до последней возможности.

13. В споре я чаще всего не стараюсь переубедить других.

Всегда стараюсь до конца выполнить порученное мне дело, несмотря на возникающие трудности.

Я всегда отстаиваю свое мнение, если уверен, что прав.

При решении трудной задачи я стараюсь сам ра­зобраться в ней, а не надеюсь на помощь других.

В споре я обычно тушуюсь перед напором оппо­нента.

Когда я уверен, что стою на правильном пути, для доказательства своей правоты я могу работать сколько угодно, даже если мне будут мешать.

Обработка результатов. Начисляется по 1 баллу за ответы «Да» по позициям: 1, 3, 4, 7, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18 и за ответы «Нет» по позициям: 2, 5, 6, 9, 11, 13, 17.

Чем больше баллов наберет обследуемый, тем выше у него упорство.

Текст книги «Психология индивидуальных различий — Евгений Ильин»


Автор книги: Евгений Ильин
Жанр: Классики психологии, Книги по психологии

Текущая страница: 59 (всего у книги 73 страниц)

Это произведение, предположительно, находится в статусе ‘public domain’. Если это не так и размещение материала нарушает чьи-либо права, то сообщите нам об этом.

10. С окружающими я стараюсь не говорить о своей болезни ______________________

11. Мое окружение довело меня до болезни, и я этого не прощу _____________________

12. Общение с людьми теперь стало мне быстро надоедать и даже раздражать меня ___ _______________

13. Моя болезнь не мешает мне иметь друзей _______________

14. Ни одно из определений мне не подходит _______________

XI. Отношение к одиночеству.

1. Предпочитаю одиночество, потому что одному мне становится лучше ____________

2. Я чувствую, что болезнь обрекает меня на полное одиночество ___________________

3. В одиночестве я стремлюсь найти какую-нибудь интересную или нужную работу __ _________________

4. В одиночестве меня начинают особенно преследовать нерадостные мысли о болезни, осложнениях, предстоящих страданиях _______________

5. Часто, оставшись наедине, я скорее успокаиваюсь: люди стали меня сильно раздражать _______________

6. Стесняясь болезни, я стараюсь отдалиться от людей, а в одиночестве скучаю по людям _______________

7. Избегаю одиночества, чтобы не думать о своей болезни _______________

8. Мне стало все равно – быть среди людей или оставаться в одиночестве __________

9. Мое желание побыть одному зависит от обстоятельств и настроения _____________

10. Я боюсь оставаться в одиночестве из-за опасений, связанных с болезнью _________

11. Ни одно из определений мне не подходит _______________

XII. Отношение к будущему.

1. Болезнь делает мое будущее печальным и унылым _______________

2. Мое здоровье пока не дает никаких оснований беспокоиться за будущее __________

3. Я всегда надеюсь на счастливое будущее, даже в самых отчаянных положениях ___ _______________

4. Аккуратным лечением и соблюдением режима я надеюсь добиться улучшения здоровья в будущем _______________

5. Не считаю, что болезнь может существенно отразиться на моем будущем _________

6. Свое будущее я целиком связываю с успехом в моей работе (учебе) ______________

7. Мне стало безразлично, что станет со мной в будущем ________________________

8. Из-за моей болезни я в постоянной тревоге за свое будущее ____________________

9. Я уверен, что в будущем вскроются ошибки и халатность тех, из-за кого я заболел _______________

10. Когда я думаю о своем будущем, меня охватывают тоска и раздражение на других людей _______________

11. Из-за болезни я очень тревожусь за свое будущее _______________

12. Ни одно из определений мне не подходит _______________

Регистрационный лист к опроснику ТОБОЛ.

Санкт-Петербургский научно-исследовательский психоневрологический институт им. В. М. Бехтерева Лаборатория клинической психологии

Диагностический код опросника ТОБОЛ.

Результаты обследования.

Опросник для выявления людей типа А

Источник: Шульц Д., Шульц С. Психология и работа. СПб.: Питер, 2003. С. 441.

Можно ли сказать, что Вы:

1. Всегда все делаете очень быстро?

2. Проявляете нетерпение, потому что Вам кажется, что все делается слишком медленно?

3. Всегда думаете одновременно о двух или более вещах или стараетесь делать одновременно несколько дел?

4. Испытываете чувство вины, когда уходите в отпуск или позволяете себе расслабиться на несколько часов?

5. Всегда стараетесь «втиснуть» в свое расписание больше дел, чем можете надлежащим образом выполнить?

6. Нервно жестикулируете, чтобы подчеркнуть то, о чем говорите, например сжимаете кулаки или сопровождаете свои слова ударами по столу?

7. Стабильно оцениваете свою значимость (достигнутые успехи) с помощью цифр (сколько раз Вы добились успеха в своей деятельности)?

8. Не замечаете интересных событий и красивых вещей?

Результаты. Чем больше дается положительных ответов на эти вопросы, тем более выражен тип А.

Регистрационный лист по личностному опроснику института им. В. М. Бехтерева.

6. Методики изучения индивидуальных особенностей волевой сферы

Опросник для самооценки терпеливости (Е. П. Ильин, Е. К. Фещенко)

Инструкция. Ответьте, согласны ли Вы с предложенными Вам утверждениями. Если согласны, то рядом поставьте знак «+», если не согласны – знак «–».

2. У меня не хватает терпения дочитать до конца скучный рассказ.

3. Я очень не люблю стоять в длинных очередях и часто ухожу из них, не достояв до конца.

4. Я могу долго терпеть боль, например когда болит зуб.

8. Я редко бросаю скучную работу, не доведя ее до конца.

9. Обычно мне трудно заставить себя работать «через не могу».

13. Несмотря на усталость, я стараюсь изо всех сил поддержать при беге высокий темп.

18. Я не считаю, что «терпение и труд все перетрут»; работать надо с умом, а не переутомляться.

Ключ. По 1 баллу начисляется за ответы «да» по позициям 4, 5, 8, 10, 11, 12, 13, 16, 17 и за ответы «нет» по позициям 1, 2, 3, 6, 7, 9, 14, 15, 18.

Опишем для примера вариант с составлением картинки, фигуры, предмета из кубиков (Н. И. Александрова, Т. И. Шульга, 1987).

Инструкция для детей младшего школьного возраста. Экспериментатор предлагает ребенку поиграть в кубики. «Хочешь поиграть в кубики? Давай поиграем так: я тебе показываю картинку, а ты мне ее должен быстро собрать. Время я засекаю по секундомеру. Садись удобно. Посмотри на эту картинку. Теперь собирай ее». Экспериментатор кладет решаемую картинку на стол перед ребенком, включает секундомер. После выполнения ребенком задания секундомер выключается и экспериментатор хвалит ребенка: «Молодец, быстро собрал». Затем предлагает собрать вторую (нерешаемую) картинку и тоже засекает время от начала собирания до отказа ребенка выполнять задание.

Инструкция для учащихся среднего и старшего возраста. «Ребята, вам предстоит выполнить задание, которое требует сосредоточенности внимания, умения работать не отвлекаясь. В процессе работы не разрешается переговариваться, подсматривать работу других, черкать на карте, комментировать свою работу и товарища. У вас на листке написано название города, который нужно отыскать на карте, лежащей перед вами. Поставьте время начала поиска города и ищите его».

В методиках «Кубики» и «Игра в пятнадцать» фиксируется время решения нерешаемой задачи и количество предпринятых попыток выполнить задание.

Проверка использованных тестов «Кубики» и «Карты» на надежность (обследование через год тех же учащихся) показала высокие корреляции (r= 0,79–0,91) с результатами первого тестирования.

Методика Н. В. Витт

Инструкция. Перед Вами три группы разрозненных слов. Из каждой группы следует составить по одному предложению на общественно-политическую тематику. Допускается перестановка слов в произвольном порядке, возможны грамматические изменения, но только в пределах заданных частей речи. Время выполнения каждого задания регистрируется, степень трудности задания постепенно возрастает. Трудность первого и второго задания практически одинакова, третье не имеет решения.

Анализ результатов. Показателем упорства служит отношение времени решения третьей задачи (Т3) к среднему времени решения первых двух задач (Т1 и Т2):

Ключ для набора 1. Меры, принятые польскими властями в целях нормализации обстановки в Польше, вызвали приступ злобы в правых кругах.

Ключ для набора 2. В условиях обострения международной обстановки, вызванной политикой империализма, прежде всего американского, большое значение приобретает единство действий социалистических стран.

Инструкция. Вам предлагаются ряд ситуаций. Представьте себя в них и оцените, насколько они для Вас характерны. Если Вы согласны с утверждением, поставьте знак «+», если не согласны – «-».

1. Если это необходимо, я до конца выполняю даже скучную, однообразную работу.

9. При затруднении я часто начинаю сомневаться, стоит ли продолжать начатую работу.

15. Я всегда отстаиваю свое мнение, если уверен, что прав.

16. При решении трудной задачи я стараюсь сам разобраться в ней, а не надеюсь на помощь других.

Ключ. Для определения степени упорства начисляется по 1 баллу за ответы «да» по позициям 1, 3, 4, 7, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18 и за ответы «нет» по позициям 2, 5, 6. 9, 11, 13, 17. Чем больше баллов наберет обследуемый, тем выше степень его упорства.

1. Я уже определил свою цель на будущее и готовлюсь к ее достижению.

4. Даже при неудачах я уверен, что все равно добьюсь своего.

7. Неудачи выбивают меня из колеи, и я отказываюсь от намерения достичь чего-нибудь значительного.

8. Если уж я поставил перед собой важную для меня цель, то меня трудно остановить.

9. Поражение побуждает меня действовать с удвоенной силой.

10. Я много раз пытался спланировать свою неделю, но так и не смог выполнить намеченного из-за плохой самоорганизованности.

13. Мои близкие считают меня одержимым.

18. Лень, а не сомнения в успехе, вынуждает меня слишком часто отказываться от достижения цели.

Ключ. По 1 баллу начисляется за ответы «да» по позициям 1, 2, 4, 8, 9, 13, 14, 16, 17 и за ответы «нет» по позициям 3, 5, 6, 7, 10, 11, 12, 15, 18.

Методика изучения терпеливости при задержке дыхания (М. Н. Ильина, А. И. Высоцкий)

Волевая задержка дыхания начинается с окончанием фазы устойчивой оксигенации, когда в крови настолько мало кислорода, что у человека появляется нарастающая потребность вдохнуть (это определяется по падению стрелки оксигемометра на 1%). Чем меньше в крови кислорода, тем больше накопившаяся в крови углекислота возбуждает дыхательный центр и тем больше требуется волевых усилий, чтобы сознательно подавить возбуждение этого центра. Данный тест определения терпеливости и основан на торможении этой потребности.

Для экспериментов используется оксигемометр 057МК (рис. П.1).

Испытуемому дается инструкция: «Постарайтесь показать свою волю и задержать дыхание как можно дольше. Когда появится потребность сделать вдох, дайте мне знать движением руки. Вдох не делать, терпите, сколько сможете».

В эксперименте используется универсальный динамометр Абалакова с индикатором часового типа (рис. П.2). Динамометр имеет две рукоятки, одна из которых подвижная, другая неподвижная. С помощью специального приспособления расстояние между рукоятками легко изменяется в соответствии с размером кисти испытуемого. Для регистрации времени используется ручной секундомер.

Процедура эксперимента. Испытуемый садится вполоборота к столу, правая рука, согнутая в локте, лежит на столе.

Задание 1. Измерение физической силы испытуемого. Установив оптимальное расстояние между рукоятками динамометра в соответствии с размером кисти испытуемого, определяют среднее значение максимальной силы из трех попыток. Оно принимается за 100%.

Задание 2. Измерение выносливости и волевого усилия. На динамометре устанавливается уровень, равный 50% максимальной силы. Испытуемый, сжимая рукоятки динамометра кистью правой руки, поднимает его стрелку до ограничителя и старается удержать ее в таком положении столько времени, сколько сможет (до отказа продолжать это). Одновременно включается секундомер. Прилагая усилия, испытуемый сообщает экспериментатору о моменте появления у него чувства усталости. При устойчивом отклонении стрелки на 2-3 деления секундомер выключается. Экспериментатор регистрирует время от начала приложения усилия до отказа это делать и момент появления субъективного чувства усталости.

Инструкция. Сядьте к столу так, чтобы Вам было удобно, и возьмите в правую руку динамометр. Попробуйте несколько раз сжать рукоятки динамометра и установите для себя наиболее удобное расстояние между рукоятками.

При измерении своей физической силы сожмите рукоятки с максимальной силой. После непродолжительного отдыха проделайте это задание еще раз. Для выполнения задания 2 по сигналу «Начали» сожмите рукоятки и поднимите стрелку на динамометре до ограничителя. Старайтесь удержать стрелку в этом положении как можно дольше (чем продолжительнее время удержания стрелки, тем больше у Вас выносливость и волевое усилие). При первом ощущении усталости и желании прекратить работу сообщите об этом экспериментатору, однако, несмотря на усталость, продолжайте удерживать волевое усилие.

Обработка и анализ результатов. Рассчитать волевое усилие в с и в %:

где Тв – общее время работы, или выносливость, с; Ту – время появления чувства усталости, с.

В протокол заносятся:

– среднее значение максимальной силы, кг;

– сила, равная 50% максимальной, кг;

– время появления чувства усталости, с;

– общее время работы (выносливость), с;

– длительность поддержания волевого усилия, с;

– длительность поддержания волевого усилия, %.

Выводы. Если длительность поддержания волевого усилия составляет 40% и менее, то терпеливость выражена слабо, если 60% и более, то степень терпеливости высокая.

Методика по выявлению уровня смелости (Г. А. Калашникова)

Методика позволяет выяснить снижение эффективности деятельности при повышении опасности.

Для проведения исследования необходима платформа размером 50 х 50 см, которая поднимается последовательно на 50, 100 и 150 см над полом. Испытуемый, стоя на платформе, совершает с максимальным усилием подпрыгивание вверх, отталкиваясь двумя ногами. У одних испытуемых (трусливых) при подъеме платформы высота прыжка снижается тем значительнее, чем выше поднимается платформа (при 50 см – в среднем на 25%, при 100 см – на 32%, при 150 см – на 52%); у других испытуемых (смелых) высота прыжка мало зависит от высоты платформы (снижение соответственно на 8,13 и 6%; данные А. С. Зобова, 1983).

Опросник для самооценки упорства ильин