Самооценка и самосознание подростка

Формирование самосознания у подростков

Важным этапом подросткового возраста является процесс формирования самосознания. Именно в это время формируется осознанное отношение к своим потребностям и способностям, влечениям и мотивам поведения, переживаниям и мыслям. Самосознание выражается также в эмоционально-смысловой оценке своих субъективных возможностей, которая в свою очередь выступает в качестве обоснования целесообразности действий и поступков.

В основе самосознания лежит способность человека отличать себя от своей жизнедеятельности. Это отношение к своему осознанному бытию способствует формированию определенного представления о себе самом, о своих способностях и возможностях. Представление о себе (субъективный образ своего «я») складывается под влиянием мнений и оценок окружающих, при соотнесении мотивов, целей и результатов своих поступков с нормами поведения, принятыми в данном обществе.

Самооценка – обязательный компонент самосознания, включающий наряду со знаниями о себе оценку человеком самого себя, своих способностей, нравственных качеств и поступков. Правильная самооценка помогает отнестись к себе критически, правильно соотнести свои силы и возможности с поставленной целью и реальными трудностями. В подростковом возрасте, на который приходится процесс формирования самосознания, самооценка чаще всего бывает неадекватной. При этом подросток или завышает, или занижает свои возможности. В первом случае подросток относится к себе как к уже обладающему нужными, престижными качествами и способностями (завышенная самооценка), во втором – относит себя к типу людей, у которых таких качеств и способностей нет (заниженная самооценка).

Как уже отмечалось, формирование личности у мальчиков и девочек имеет свои особенности, которые касаются всех сфер психической деятельности, но в большей мере – интеллектуальной и эмоциональной.

У мальчиков обычно больше выражена способность к абстрагированию, круг интересов их более широк и дифференцирован. Однако они часто бывают беспомощнее сверстниц в решении практических задач, связанных с повседневной жизнью. Девочки превосходят мальчиков в словесно-речевой деятельности, у них более выражено чувство сострадания, сопереживания. Вместе с тем для девочек важнее, как они выглядят, что о них думают другие, они чувствительнее к критике и насмешкам, относящимся к их внешности. Девочка-подросток, например, может спокойно отнестись к тому, что ее посчитают «глупой», но будет глубоко уязвлена, если ее назовут «уродкой».

У мальчиков и девочек обычно различается и оценка своих психических качеств. Мальчики склонны считать себя храбрыми, сильными, энергичными, девочки более самокритичны и зачастую не стесняются своей слабости.

В старшем подростковом возрасте направленность личности становится все более дифференцированной: одни подростки четко ориентированы на деятельность и быстро выбирают себе цель в жизни, другие витают в мире нереальных фантазий, третьи пассивно плывут по течению и живут только «сегодняшним днем».

Особенности самосознания и самооценки младших подростков

Младший подростковый возраст (11-12 лет) является периодом повышенной активности, значительного роста энергии и стремления к деятельности. «Перед нами возраст, который характеризуется резким подъемом жизненных сил, и вместе с тем это возраст нарушенного равновесия» (П.М.Якобсон, 1998, с. 118)

В «Практической психологии образования» формулируются следующие основные задачи развития в этот период. Эти задачи относятся к развитию:

— нового уровня мышления, логической памяти, избирательного, устойчивого внимания;

— широкого спектра способностей и интересов, выделение круга устойчивых интересов;

— интереса к другому человеку как личности;

— интереса к себе, стремления разобраться в своих способностях, поступках, формирование первичных навыков самоанализа;

— чувства взрослости, адекватных форм утверждения самостоятельности, личностной автономии;

— чувства собственного достоинства, внутренних критериев самооценки;

— форм и навыков личностного общения в группе сверстников, способов взаимопонимания;

— моральных чувств, форм сочувствия и сопереживания другим людям;

— представлений о происходящих изменениях, связанных с ростом и половым созреванием.

В связи с изучением представлений о способах поведения в трудных жизненных ситуациях особо необходимо коснуться таких задач развития, как формирование внутренних критериев самооценки, интереса к себе, формирование первичных навыков самоанализа и развитие чувства взрослости.

Центральным личностным новообразованием подросткового периода считается становление нового уровня самосознания, Я-концепции. Подросток стремится понять себя, оценить свои возможности, различить то в чем он похож и чем отличен от других. У него постепенно вырабатывается собственные критерии оценивания себя, формируется сложная система самооценок. Значимость оценки окружающих постепенно уступает место самооценке, формируется представление о Я-идеальном, которое, сопоставляясь с Я-реальным, становится подлинной основой Я- концепции. Представления о себе подростка обладают максимальной неустойчивостью. «Когда идеальный образ представляется достижимым, он побуждает к самовоспитанию» (И.Ю.Кулагина, 2001, с.293).

«У подростков сохраняется еще психологическая зависимость младших подростков от близких взрослых, чье мнение и оценка во многом определяют представления о себе и оценку себя. Зависимость от взрослых проявляется не только в когнитивной сфере, но, в еще большей степени в эмоциональной. Таким образом, ощущение ценности своего «Я» для других воспринимается подростками через призму, с одной стороны, ожидаемых положительных отношений других, их оценок возможностей, способностей и поведения подростков, с другой, общего положительного отношения к себе» (Беляева О.В., 2001, с. 12-13).

Серьезно различается самооценка и самоотношение у младших подростков десяти, одиннадцати и двенадцати лет.

Так, у десятилетних младших подростков в самооценке превалирует свойственный этому периоду положительный эмоциональный настрой и жизнерадостное настроение. Общее положительное отношение к себе и представление о своих возможностях, если не опирается на оценку своей реальной успешности, в ситуации неуспеха теряется. Утрачивается и положительное отношение к ситуации и, как следствие, снижается самооценка в этой области. При этом из-за преобладания эмоциональной регуляции такие ситуации не влияют на общее положительное отношение школьника к себе. Негативные оценки окружающих, собственные неудачи воспринимаются детьми как ситуативные, временные, а главное — не имеющие прямого отношения к их способностям и возможностям.

У одиннадцатилетнего подростка с возникновением желания себя понять, появляется потребность в самооценке. Но у подростка еще нет ни умений, ни возможности, ни критериев себя оценить, поэтому для него становится важной объективная оценка его деятельности. Это отражается на самооценке способностей школьника: на нее начинает действовать новый фактор — ориентация на реальные достижения.

В этом возрасте еще отсутствуют средства ясного выражения мыслей, переживаний, оценок, чувств, связанных с Я. Это ещё обусловлено слабым развитием рефлексивного анализа (особенно это заметно у мальчиков). Следует упомянуть и о том, что становится заметным рост негативного восприятия себя, увеличивается число негативных самооценок.

В двенадцать лет, с усилением интереса к собственному внутреннему миру, формируется умение думать и говорить о себе. Подростки находят необходимые для этого слова, развивается личностная рефлексия. Снимается аффективный барьер, и подростки достаточно охотно, открыто говорят о себе, о своих интересах, увлечениях, с интересом участвуют в разговорах со взрослыми и сверстниками, касающихся «проблем Я».

В этом возрасте основу самооценки составляют представления о собственных возможностях, интересах. Подростки пытаются оценить собственный рост, развитие, демонстрируют желание разобраться в происходящих в себе переменах.

В подростковом возрасте наиболее актуальными и эмоционально значимыми являются Я-прошлое и Я-будущее, к которым школьник «примеривает» свое Я-настоящее, испытывая при этом амбивалентное отношение к первым двум.

Поливанова К.Н. замечает: «Возникающая тенденция к дифференциации самооценки прослеживается и у младших подростков. В исследованиях по самооценке (self-esteem) у детей 11-12 лет обнаружено падение самооценок реального Я» (К.Н.Поливанова, 2000, с. 151-152).

Характер самооценки связан с особенностями, соотношением и реализацией Я-идеального и Я-реального. Особенностью самооценки является то, что частные самооценки, вне зависимости от знака «+» или «-», моментально становятся всеобъемлющими. Зачастую самооценка обладает крайними значениями: либо очень хорошо, либо очень плохо. Подросток стремится к максимальной реализации Я-идеального, в противном случае любые другие достижения нивелируются.

При неудачах, которые резко снижают самооценку, подросток не оценивает себя постоянно очень низко, он все же предполагает в будущем взять реванш, компенсируя прошлые промахи, и выйти на новый уровень достижений и воплощения Я-идеального.

Процесс формирования самооценки происходит под одновременным влиянием двух тенденций: во-первых, повышается значимость оценок окружающих и, во-вторых, усиливается ориентация на внутренние критерии, на самооценку. В разных ситуациях возможно преобладание то одной, то другой тенденции. Значимость оценок окружающих, позволяющая подростку учиться смотреть на себя со стороны, глазами других, получило свое воплощение в «феномене воображаемой аудитории».

Критерии самооценок в этот период все-таки отличаются несамостоятельностью: во многом они еще заимствованы у взрослых. Подросток продолжает еще примерять к себе критерии оценки взрослого.

У подростков формируется конфликтная установка на самооценку, в ситуациях, когда взрослые предъявляют высокие требования к ним. Она отличается от низкой самооценки не своими внешними проявлениями, сходными с ней, а тем, что таит в себе завышенные притязания.

В младшем (11-12 лет) подростковом возрасте в связи с неустойчивостью отношения к себе становится особенно значимым удовлетворение потребности в устойчивой, удовлетворяющей самооценке (возможно и низкой).

«Аффект неадекватности» неизбежен у подростка, когда в его самооценке случается конфликт между очень высокими притязаниями и сильной неуверенностью в себе.

Умение правильно, по объективным критериям оценивать свой успех и неуспех служит развитию самооценки. Поэтому важно обучать подростков анализу собственных успехов и неудач для формирования у них адекватных критериев.

Также одним из центральных моментов развития в 11-12 лет становится формирующееся «чувство взрослости».

Младший подросток, остро ощущая, что он уже не ребенок, начинает стремиться к независимости, самостоятельности, утверждению своих равных, с его точки зрения, прав со взрослым, признанию своего права на личное достоинство и требует от взрослых уважать эти стремления и считаться с ними.

«Это переживание имеет существенное значение для развития личности в подростковом возрасте. Оно выступает как стимул активности подростка, направленный на переориентацию с «детских» норм на «взрослые», на усвоение ценностей, установок, норм, которые, с точки зрения подростков, подтверждают представление о них как о взрослых. Присваиваются, прежде всего, внешние атрибуты взрослости (образцы которых подростки часто находят в особой юношеской субкультуре), а также моральные нормы, присущие взаимоотношениям взрослых людей» (Практическая психология образования, 2004, с. 394).

Т.В.Драгуновой (1977) были выделены такие направления развития взрослости, как подражание внешним проявлениям взрослости в одежде, украшениях, лексике, способах проведения досуга и т.п.; ориентация на качества «настоящего мужчины», «настоящей женщины» (внешние признаки и личностные качества). В современном представлении образ «настоящего мужчины», как правило, соответствует традиционным мужским ценностям, образ «настоящей женщины» включает как традиционно женские, так и мужские качества; социальное взросление предполагает овладение умениями, присущими видам деятельности, осуществляемых взрослыми, для овладения ими необходимо деловое сотрудничество подростка и взрослого, основывающееся на доверии и уважении взрослого к подростку; интеллектуальная взрослость проявляется в стремлении быть компетентным, полноценно участвовать во взрослой жизни, знать и уметь многое по-настоящему.

Чувство взрослости связано с этическими нормами поведения, усваивающимися подростками в это время. Появляется моральный «кодекс», предписывающий стиль поведения в дружеских отношениях со сверстниками. «Интересно, что подростковый «кодекс» товарищества интернационален, так же как и книга А.Дюма «Три мушкетера», считающаяся подростковым романом, с ее девизом «Один за всех и все за одного» (И.Ю.Кулагина, 2001, с. 289).

Это подтверждается и экспериментальными исследованиями современных ученых (О.В.Романова, 2002, с. 8): «идеал младшего подростка прежде всего деятельный (активный, энергичный) и эмоциональный. Большое значение подростками 10-11 лет придается волевым качествам человека и его умственным способностям. По сравнению с идеалом младшего подростка идеал подростка 12-13 лет представлен показателями таких качеств, как самостоятельность, честность».

Направления в развитии взрослости определяются психологическим механизмом присвоения (интериоризции) соответствующих образцов не только взрослых, но и сверстников, в глазах коих подростку особенно важно быть взрослым и он заимствует у товарищей «взрослые» черты.

Современные исследователи указывают, что новообразованием младшего подросткового возраста является ответственное действие (В.В.Башев, 2000, с. 17).

Д.И.Фельдштейн отмечает: «Подростковый период с 10 до 15 лет связан с возникновением самосознании как осознания себя в системе общественных отношений, развитием социальной активности и социальной ответственности, обостряющих потребность подростков в общественном признании, что при отсутствии реальных возможностей утверждения новой социальной позиции обусловливает в итоге развертывание предметно-практической деятельности» (1994, с. 141).

«Нельзя забывать, что для подростка социально-ценные действия должны сопровождаться необычным, отличающимся от «прозы жизни», должны быть связаны с романтикой тайны, романтикой подвига» (П.М.Якобсон 1998, с. 143).

Данные исследований (Поливанова К.Н., 2000, Курышева О.В., 2000) свидетельствуют, что в период отрочества свою взрослость подросток стремится утвердить дома, в семье, отношения с родителями становятся особенно значимыми и эмоционально напряженными. Конфликтное поведение первоначально (примерно в возрасте 10 лет) проявляется в общении с бабушками, дедушками, братьями и сестрами. Оно сопровождается проявлением форм детского поведения (повышенное требование защиты, ласки, отказ от выполнения новых требований).

Позже, примерно с 11 лет конфликтность проявляется прежде всего в отношениях с матерью. В этот период существенно расширяется сфера проявления взрослости в поведении, а также становится больше тех областей, где мнение взрослых становится незначимым. Подросток демонстративно отказывается форм поведения, кажущихся ему детскими.

А с 12 лет возрастает значение общения с отцом, признание которым достижений подростка становится для того наиболее важным (Практическая психология образования, 2004, с. 397).

С развитием чувства взрослости требования взрослых к подростку постепенно начинают наполняться содержанием, состоящим из «житейских мелочей». По отношению к этим требованиям подросток и взрослый занимают зачастую диаметрально противоположные позиции, служащие источником конфликтов и трудных ситуаций.

Позднее, уже в 12-13 лет появляются первые признаки конфликта ценностей. Подросток стремится отстаивать собственные взгляды и ценности, отстаивать свое представление о чувствах, противопоставляя их нормам и требованиям взрослых.

«Объяснение этому отыскивается в ином смысле для личности подростка, приобретаемого им нравственного развития, связанного с особенностями его мышления и представлениями о себе. Ж.Пиаже показал, что в период между 12 и 13 годами для подростка становятся личностно значимыми и эмоционально окрашенными ценности и идеалы, выходящие за рамки его конкретной жизни» «Практическая психология образования, 2004, с. 398).

Хотелось бы обратить внимание на еще одну важную особенность младшего подросткового возраста, отмечаемую особенно часто современными исследователями, и связанную своими основными характеристиками с необходимыми условиями реализации совладающего поведения, — это субъектность.

В работах Е.Н.Волковой (1998) субъектность определяется как интегративное свойство личности производить взаимообусловленные изменения в мире и человеке. Существенно то, что в основе этого свойства лежит отношение к себе, как к деятелю.

Атрибутивными характеристиками субъектности являются активность, самостоятельность, сознательность, связанная со способностью к целеполаганию, возможность свободы выбора и ответственность за него, уникальность (Г.С.Батшцев, 1969; С.Л.Рубинштейн, 1976; В.Ф.Сафин, 1985; М.С.Каган, 1988; Е.НВолкова, 1997).

Вот, что пишет в связи с этим Н.В.Зотикова, изучавшая личностные предпосылки субъектности младших подростков: «В младшем подростковом возрасте субъектность как интегративное личностное образование еще не существует. На этой стадии можно говорить только о существовании личностных предпосылок развития субъектности.Основу развивающейся субъектности младших подростков составляют следующие характеристики самосознания: позитивное самоотношение, осознание своей уникальности, а также стремление реализовать свою уникальность в сфере достижений и в межличностном взаимодействии на основе субъект-субъектного общения» (Н.В.Зотикова, 2002, с. 25-26).

Анализ литературы позволяет нам говорить о том, что младший подростковый возраст всесторонне изучен психологами.

Vivat, academia!

В современной психологии проблема самосознания является одной из ведущих проблем. С помощью самосознания человек осознает* несоответствие свойств личности социально-нравственным требованиям, предъявляемые к нему, несоответствие психических и физических возможностей своим стремлениям. Под влиянием самосознания, индивид формирует своими действиями и поступками новые свойства личности. В зависимости от уровня самосознания человек в состоянии совершенствовать свою личность [1].

Самосознание изучали многие авторы, С.Л.Рубинштейн, Ж.Пиаже. В.С.Мухина, Б.Г.Ананьев. Так B.C. Мерлин определил самосознания как «свойство человека осознавать, что он является субъектом деятельности со специфической психологической и социально-нравственной характеристикой[ 1 ].

По мнению Б.Г.Ананьева, самосознание необходимо изучать в подростковом возрасте т.к. в этот период происходят фундаментальные изменения, которые имеют кардинальное значение для всего последующего развития и становления подростка как личности; сознание становится объектом самосознания и обеспечивает его целостность, способствует образованию и стабилизации личности[4].
Самосознание представляет сложное образование, состоящее из четырех компонентов. Одним из них, наряду с сознанием «Я», сознанием тождественности, основанием своих психических свойств, является самооценка.

Наибольшего влияния на самосознание самооценка оказывает в подростковом возрасте. Так С.Л. Рубинштейн характеризуя процесс развития самосознания у подростков, описывает ряд cтупеней — от наивного неведения в отношении себя к все более определенной и иногда резко колеблющейся самооценке [4].

А.А. Реан выделяет в структуре самооценки два компонента — когнитивный и эмоциональный. Первый отражает знание человека о себе, второй — его отношение к себе. В процессе самооценивания эти компоненты функционируют в неразрывном единстве: ни тог, ни другой не может быть представлен в чистом виде [4].

Таким образом, в подростковом возрасте проблема самосознания является одной из важнейших. Целью проведенного исследования являлось изучение самосознания подростков через самооценку.

Исследование проходило в гимназии №. 5 г.Витебска, на протяжении второй четверти учебного года. В исследовании приняло участие 46 учеников 6 классов, в возрасте 11-12 лет. Изучение велось с использованием следующих методов: шкала самооценки, тест «Ваша самооценка», методика «Самооценка эмоциональных состояний» (А.Уэссманом и Д.Риксом)[5].

В ходе проведенного исследования получены следующие результаты. Большинство детей находящихся в начале подросткового периода имеют: низкий уровень самооценки (у мальчиков: 81% -низкий, 19% — средний; у девочек низкий — 65%, средний — 25%, высокий -10%). Высокие положительные показатели эмоциональных состояний у девочек (высокий положительный уровень — 52,5%, невыраженный показатель — 45%, высокий отрицательный уровень — 2,5%) и неярко выраженные показатели у мальчиков (невыраженный показатель -55%, высокий положительны уровень — 44%, высокий отрицательный уровень — 1%). Самокритичную самооценку личностных качеств у мальчиков (самокритичная — 62%, высокую — 38%. низкая — нет) и высокую у девочек (высокая — 55%, самокритичную — 45%, низкую — нет).

Анализ литературы и изучение взглядов различных психологов подтверждают важность изучения самосознания, как фактора влияющего на формирование и развитие личности, и самооценки, в роли составляющего звена самосознания, в подростковом возрасте, как важного этапа на пути становления личности. По итогам исследования для начального подросткового периода характерна низкая самооценка, в большей степени выраженная у мальчиков, чем у девочек. Также высокие положительные показатели самооценки у девочек и невыраженные у мальчиков, сочетающиеся с высокой (девочки) и нейтральной (мальчики) самооценкой.

Самосознание подростка и его особенности

Самосознание подростка и его особенности

Как мы видели, подросток пытается осмыслить самого себя, своих друзей, родителей и общественные ценности. Понять самого себя, свое предназначение, осмыслить свою жизнь, свое место в обществе возможно при развитии самосознания. Социальное развитие подростка начинается с ощущения своего «Я». Самоутверждение проявляется в том, что личность осознает свое существование. Разглядывая себя в зеркало, подросток спрашивает: «Какой я? Зачем я это сделал? Но я все равно докажу, что лучше С., которого мне в пример поставили. Еще не все про него знают».

Подросток открывает свое «Я», ищет свое место в человеческих отношениях, строит планы относительно своего развития и будущей жизни. Иначе говоря, он становится автором своей собственной биографии, своего предназначения. «Я» подростка сначала окрашено эмоциями, оно импульсивно. Ему хочется наполнить окружающее пространство этим «Я». Порой ему кажется, что самое большое зло – от скуки и инертности. Подросток начинает совершать поступки только ради того, чтобы обратить на себя внимание. До ощущения пассионарности, предназначения сделать что–то великое, подвластное только ему, еще очень далеко, но сейчас главное – не согласиться с тем, что есть, раскритиковать то, что предлагают взрослые (родители в том числе), затем попробовать новое мироустройство и… Оказывается, для того чтобы что–то переделать или сделать иначе, нужно послушать советы старших, научиться планировать, организовывать, доводить дело до конца, сверяя то, что выходит, с тем, что хотелось. Надо быть личностью с убеждениями, обладать правами, иметь возможность пользоваться санкциями. Скажем, подросткам хочется играть в футбол (хоккей), а футбольного поля (хоккейной коробки) нет. Если ребята сами не проявят инициативу, не убедят взрослых, администрацию жэка и т. д. в необходимости разумного проведения отдыха, то никакой хоккейной коробки и футбольного поля не будет. Общественная пассивность подростков порой поражает: критиковать мастера, но проявить свое «Я» в конструктивном деле не могут. И понятно, почему: для этого надо пройти науку социализации, т. е. овладеть правами, понять и выработать у себя общественные нормы. Поиск себя – процесс нелегкий, и он развивается с дошкольного возраста (о том, как себя вести в том или ином обществе, существует целая наука – этикет).

Поиск подростком своего места в обществе связан с развитием самосознания и постепенным овладением нормами и правилами социальной жизни, т. е. социализацией. Понимание себя самого, представление о своих знаниях и навыках, которые требуются в той или иной группе сверстников либо взрослых, принято называть «Я–концепцией». Психологи особо отмечают этот центральный фактор психологии подростка: это «становление нового уровня самосознания, изменение «Я–концепции», определяющиеся стремлением понять себя, свои возможности и особенности, как объединяющие подростка с другими людьми, группами людей, так и отличающие его от них, делающие его уникальным и неповторимым. В этот период ведущей является просоциальная деятельность, определяемая потребностью подростка занять определенное место в жизни общества, оценить себя в системе «я» и мое участие в жизни общества».[19]

Под самосознанием понимается осознанное отношение человека к своим потребностям и способностям, влечениям и мотивам поступков, мыслям и переживаниям. Самосознание проявляется в смысловой оценке своих возможностей, которая становится критерием поступков подростка. Самосознание включает представление о себе самом. Возникает образ своего «Я» под влиянием отношений других людей, правил и норм социально одобряемого и неодобряемого поведения. Представление о себе может не совпадать с реальными действиями, которые совершает человек. Поэтому говорят о соответствии Я–реального Я–вымышленному и Я–возможного Я–нереализованному.

Как подростки осознают свои возможности и представляют свое будущее? Ответить на этот вопрос поможет исследование, в котором принимали участие подростки 14–15 лет, учащиеся 8–х классов общеобразовательной сельской школы. До 8–го класса они обучались в коррекционном классе. Изучалось позитивное моделирование будущего и его зависимость от особенностей личности.[20] В одном из заданий они должны были закончить предложения о том, как они представляют свое будущее через год, пять, десять лет, чего они в будущем боятся, что от него ждут и пр. Характерно, что никто из них не связал свою жизнь с родными краями, а их будущее было недифференцированным, неясным, расплывчатым и нереальным. Оно характеризовалось общей оценкой: «хочу хорошего будущего», «хочу хорошей работы», «хочу замуж» (через 3 года, т. е. в 17 лет) и пр. Больше всего подростки боялись убийств, войны, болезней. Из двадцати опрошенных подростков–мальчиков никто не связал свое будущее с продолжением дела отца (в выборе профессии), не ставил его в пример, не хотел ему подражать в дальнейшем. Думается, это настораживающий симптом, говорящий о том, что мальчики игнорируют роль отца в своей жизни или же относятся к нему безразлично. Для них он скорее всего незначимая фигура, и жизненные ценности формируются во взаимодействии, но не с родителями. (Пример протокола исследования по методике Майерс–Бригс приведен в приложении № 1.)

Исследование показало зависимость моделирования своего будущего от особенностей личности. Так, гипертимы (люди, отличающиеся повышенным, хорошим настроением, легкомысленные) представляли свое будущее нереальным, но фрагментарным («В будущем я вижу себя секретарем «крутого», а он везет меня на машине. Я мечтаю о машине. Она у меня будет через три года. Или нет, я буду шить и ходить по дорожке» (подиуму. Стиль поправлен. – В. К.). Подростки с возбудимой акцентуацией представляли свое будущее еше более фрагментарно. Они не могли четко представить, чем будут заниматься («чем придется», «я еще не думал», «хорошо жить, хорошо учиться», «хочу петь»). У застревающих подростков будущее было связано с хозяйством и домом («В старости хочу свой дом, чтобы было тепло и хорошо»).

Д. И. Фельдштейн полагает, что в настоящее время у подростков возросла потребность в социально значимых видах деятельности, поскольку они создают условия для самовыражения и самоутверждения. Такая деятельность позволяет подростку обрести уверенность и адекватно оценивать себя.[21]

Существует мнение, что элементы самосознания имеются уже у младенцев, которые расстраиваются, услышав плач другого ребенка. Затем у них появляется самоузнавание, т. е. узнавание своих физических черт и отделение себя от других. Представление о себе включает много «Я» – моментальное, протяженное, отраженное, категориальное, публичное и личное. Например, подросток 11 лет Катя В. пишет о себе:

Кто я? Я девочка, учусь в пятом классе. Посмотрю на себя в зеркало – я не очень красивая (моментальное «Я»). Как я учусь? По–разному, в общем не очень хорошо (протяженное «Я»). Мне нравится один мальчик, но он учится в седьмом классе. Мама говорит, что рано еще интересоваться мальчиками, но мне все равно он нравится (постоянное я). Я не знаю, замечает ли он меня. На 23 февраля я приготовила ему подарок, но не знаю, как его ему отдать (Я–нереализованное). Попрошу подружку (Я–возможное).

По–другому пишет о себе пятнадцатилетняя девочка–подросток Карина М.:

Я все время думаю о том, кто я такая (Я–постоянное). Я не могу сдержаться и грублю маме и бабушке (моментальное и протяженное «Я»), иногда обижаюсь на братишку (моментальное «Я»). Ему 10 лет, он все у меня берет и на место не кладет. Но я все равно его люблю (постоянное «Я»), он такой забавный, глупенький еще. Неужели я такая была (отраженное «Я»)? А еще я люблю море. Оно такое океанистое, большое и глубокое. Странно, что там есть в глубинах жизнь, как жизнь человеческая (категориальное «Я»).

В дополнение к этому дадим примеры осознавания себя в разных ситуациях, где подростки предстают разными людьми. Например, Катя В. описывает себя в общении дома с родителями:

Я больше люблю с мамой беседовать вечером, когда она не торопится. Я показываю ей задачу, она их решает быстро. И почему я не в нее пошла? Мы с ней много смеемся, когда она или я найдем что–нибудь смешное.

Иные элементы самосознания выделяет пятнадцатилетняя девочка–подросток в ситуациях общения с родителями:

Я не очень люблю рассказывать о себе, а они меня допытывают, что да как. Я делюсь только с Оксаной. Она меня понимает. Мы с ней никогда не ругаемся. Иногда обсуждаем книги. Недавно прочитала «Кентавр» Дж. Апдайка. Почему–то сейчас ребята мало читают, даже неинтересно. Они ходят на ночные дискотеки. А мне это не совсем нравится: как я домой среди ночи приду, но иногда хочется посмотреть.

Эти примеры говорят о том, что «Я–концепция» подростка зависит от возраста, жизненного опыта, общения со сверстниками и значимыми людьми. У старших подростков много несоответствий: то, чего они хотят от других, не всегда похоже на то, что они сами демонстрируют. Часто это приводит их в замешательство. Например, один подросток пишет о том, что ему не нравятся грубые парни, еще больше раздражают вульгарные девочки. Но сам он иногда так раздражается, что может грязно выругаться. Его беспокоит то, что он не может проследить, когда приходит злость. Другая удивляется тому, что дома ей легко и спокойно, но в школе она замыкается, и ей кажется, что все смотрят на ее полную фигуру.

Все отмеченное свидетельствует о большом разнообразии «Я», которое приводит подростков в замешательство. Они хотят понять, где они настоящие, подлинные. Представление о себе становится глубинным, сущностным, более абстрактным. Но «Я–концепция» зависит от того, в каком обществе, какой культуре и семье растет подросток. Там, где ценится карьерный рост и требуются индивидуалистические качества, представление о себе у подростка будет сильно отличаться от того, которое появится у человека с коллективистическим самоопределением. В нашей стране, очевидно, первые еще не слишком выражены и не имеют массового проявления, но и второе постепенно теряется, а ценностно–ориентационное единство, о котором много писалось в 70–80–е гг. XX в. А. В. Петровским с сотрудниками, оказалось мифом, поскольку это единство чаще всего проявляется в дружеских отношениях, опосредованных личностной значимостью качеств друг друга.

Представление о себе у подростка связано с самооценкой, т. е. со способностью оценить свои качества. Оказалось, что стабильная и адекватная самооценка чаще всего зависит от того, насколько связи подростка с близкими позитивны и постоянны.[22] В целом представление подростка о себе самом можно представить как структуру с несколькими компонентами: компетентность в учебе, социальные роли и их проявление, физические навыки (сила, выносливость, работоспособность), физические данные (рост, конституция, внешняя привлекательность, одежда), поведение. В подростковом возрасте самооценка появляется как элемент социального сравнения. Подросток оценивает, лучше или хуже он справляется с деятельностью, насколько далеки или близки к принятым эталонам его физические данные и навыки, как он себя ведет.

Самооценка включает осмысление своих реакций на окружающее. Она может быть неадекватной – заниженной или завышенной – и адекватной, соответствующей реальным достижениям и особенностям подростка. Адекватная оценка помогает ему понять причины своих протестных реакций, или сопротивления. Под сопротивлением будем понимать нежелание подростка принять другую точку зрения, несмотря на то что она может быть разумной и адекватной, и оказание противодействия, в результате чего появляются упрямство, капризы, своеволие. В каждом характере подростка имеются «точки наибольшего сопротивления» – такие особенности, которые приводят его к еще большей некомфортности, создают дезадаптацию в определенных ситуациях. В таких ситуациях подросток ведет себя неразумно, глупо выглядит в сравнении с другими. В то же время в других случаях ему комфортно, спокойно, нелепости в поведении отсутствуют. Посмотрим, как ведут себя подростки, имеющие разные характеры, чему они сопротивляются и как протестуют (табл. 4).

Сопротивление и протестные реакции подростков

Следует отметить, что самосознание включает Я–публичное, т. е. общественное, которое доступно окружающим, и личное «Я», которое имеет внутреннее содержание, недоступное окружающим. Выше мы отметили, что в разных типах характера скрывается много «Я», а иногда в одном человеке уживаются и настоящие и вымышленные «Я». Подросток с демонстративным характером любит надевать различные маски, казаться не тем, кто он есть на самом деле. Вообще старшие подростки спокойнее воспринимают различные образы самого себя в разных ситуациях, поскольку понимают, что происходит интеграция «Я». Им хочется целостности и непротиворечивости. Представления о себе зависят от культурных традиций. Если, например, попросить подростка ответить на вопросы, используя баллы от 1 (совершенно не согласен) до 7 (полностью согласен) в шести позициях, то можно увидеть, насколько сильно влияние культурных традиций и семейного воспитания на личностные и социальные свойства, составляющие «Я–концепцию»:

1. Я уважаю людей, обладающих властью.

2. Я получаю удовольствие, когда меня выделяют из общей массы для похвалы или наказания.

3. Мое счастье зависит от счастья тех, кто меня окружает.

4. Я не стесняюсь громко говорить в классе.

5. При выборе карьеры я обязан прислушаться к родителям.

6. Для меня очень важна независимость.[23]

Как видим, в «Я–концепции» по–разному представлено центральное качество: у одних таким качеством будет власть и карьера, у других – родители. На самосознание подростка влияют особенности домашней среды, стиль воспитания в семье, качество привязанности к дому и соответственно условия жизни, особенно депривация как отсутствие у личности жизненно важных условий. Они способствуют формированию идентичности, гармонически сочетающей в себе все «Я» и помогающей личности быть востребованной обществом, нужной людям.

РАЗВИТИЕ САМОСОЗНАНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

В результате изучения главы студент должен: знать

• структуру и механизмы развития идентичности;

• содержание развития личности в подростковом возрасте;

• закономерности развития временной перспективы в отрочестве;

• закономерности возникновения и преодоления подросткового эгоцентризма; уметь

• типологизировать идентичность подростков;

• определять влияние временной перспективы на развитие подростка;

• анализировать влияние личностного эгоцентризма на поведение подростка;

• анализировать содержание психологического пространства личности; владеть

• диагностическими показателями временной перспективы личности;

• диагностическими показателями развития идентичности;

• ключевыми понятиями: временная перспектива личности, личностный эгоцентризм, идентичность, самооценка, социальная идентичность, персональная идентичность;

• диагностическими показателями благополучия психологического пространства личности.

Развитие самооценки и самосознания подростков

«Идентичность» и «самосознание» являются интегративными, междисциплинарными понятиями, отражающими подходы к исследованию структуры личности и описанию целостной системы представлений о себе, возникающей как важнейшее новообразование подросткового возраста. Вместе с тем ни в зарубежной, ни в отечественной литературе нет общепринятого определения данных понятий и согласованного представления о структурных элементах, составляющих идентичность и самосознание. Разные авторы апеллируют одним из этих понятий или используют их как синонимичные, однако понятийной четкости и согласованности в различных подходах к трактовке идентичности и самосознания нет.

Идентичность — системное качество индивида; в психосоциальной теории Э. Эриксона — это интегрированные, осознанные и присвоенные представления о себе, приобретенные личностью в процессе прохождения возрастного кризиса развития.

Самосознание — многоуровневая структура личности, развивающаяся из высших форм сознания и включающая в себя самооценку, самоотно- шение, саморегуляцию и самопознание.

Идентичность представляет собой системное качество индивида и содержит категориальные представления о личности, механизм объединения этих представлений в тождество, включающее интегрированную обратную связь окружения о личности. Идентичность выступает как сформированный и личностно принимаемый образ себя во всем многообразии отношений субъекта к окружающему миру, чувство владения собственным Я в независимости от текущих изменений Я, переживание адекватности и тождественности собственного Я.

В современной психологии идентичность трактуется как переживание наиболее интенсивного и глубокого ощущения собственной жизни и собственной активности. Понятие «идентичность» позволяет снять противоречие между социальным и персональным, выделяя экзистенциальное содержание личности.

Самосознание — активная система построения, интеграции и регуляции личности. Самосознание личности С. Л. Рубинштейн характеризовал как качество субъекта, который «сознательно присваивает себе все, что делает человек, относит к себе все исходящие от него дела и поступки и сознательно принимает на себя за них ответственность в качестве их автора и творца» [64, с. 635]. Таким образом, становление идентичности и самосознания является важнейшим фактором и условием перехода подростка во взрослость.

Самооценка подростков. Центральный и наиболее важный компонент самосознания личности — это самооценка. Самооценка складывается под влиянием собственной результативности, которая зарождается в новообразовании раннего детства — чувстве гордости за свои достижения и оценке индивида со стороны окружающих. Самооценка меняется в процессе взаимодействия с людьми и зависит от того, насколько индивид оказывается значимым для других. Первые успехи, похвалы, внимание других людей определяют самоуважение ребенка и развитие чувства собственной ценности.

Самооценка — ядерный компонент личности, ценность, которой индивид наделяет отдельные свои качества, способности, поведение и личность в целом.

Самооценка ребенка отражает родительскую оценку его достоинств, которая интериоризируется или присваивается в символическом взаимодействии. Современные авторы выделяют три основных источника формирования самооценки ребенка (рис. 5.1).

Когда родители выражают подростку одобрение, поддерживают его и утверждают в мысли, что он активен, обладает способностями и достоин уважения, т.е. предоставляют родительскую поддержку, представления подростка о себе окрашены положительно. Индукция означает гибкое руководство подростком, концентрирующееся на объяснениях подростку последствий его действий и стремлении формировать добровольное желание следовать социальным нормам и требованиям. У подростка формируется способность прогнозировать собственное поведение и принимать решения с учетом будущих последствий. Родительское принуждение направлено на использование власти, прямого управления, физической силы или социального статуса родителя. Воспитательный акцент смещается на наказания и контроль, что ведет к снижению самооценки и эффективности взаимодействия родителей с подростком.

Рис. 5.1. Источники самооценки ребенка

Теория операционных моделей Дж. Боулби позволяет утверждать, что в основе реалистичного чувства собственной ценности лежит надежная эмоциональная привязанность к близкому взрослому. Данная зависимость не раз подтверждалась как в исследованиях самого Боулби, так и в работах современных отечественных и зарубежных авторов. Надежно привязанные дети проявляют себя социально и когнитивно компетентными, обладают позитивным самоотношением и уверенностью.

Теория операционных моделей Дж. Боулби — отологическая теория эмоциональной привязанности, объясняющая отношения «мать — дитя» через специфическую систему эмоциональной регуляции поведения.

Эмоциональная привязанность — особый тип отношений, устойчивая эмоциональная связь, складывающаяся в раннем детстве между ребенком и близким взрослым, опосредующая межличностные отношения и познавательную активность ребенка.

Надежный тин привязанности — эмоциональная связь «ребенок — близкий взрослый», отличающаяся доверием и чувством защищенности со стороны ребенка и безусловным принятием, отзывчивостью, предсказуемостью со стороны взрослого (родителя).

Джон Боулби (1907—1990) — английский психолог, психоаналитик, позже этолог, автор теории эмоциональной привязанности. Председатель Ассоциации детской психологии и психиатрии (1958—1959), президент Международной ассоциации детской психологии и психиатрии (1962—1966). Проводил исследования в области психологии развития, психологии семьи и родительско-детских отношений, успешно применил этологические идеи к эмоциональному развитию ребенка, показал влияние разлуки с матерью на психику ребенка.

Наиболее значимая работа: «Природа связи ребенка и его матери (1958)».

Условия формирования высокой самооценки у ребенка выделил С. Куперсмит: принятие ребенка родителями; установление взрослыми ясных и однозначных правил, регламентирующих поведение; предоставление ребенку свободы действий в установленных родителями границах.

Иерархическую модель самооценки (рис. 5.2) предложила С. Хартер, определив как приоритетные следующие области самовосприятия: внешняя привлекательность, физические умения, компетентность в учебе, социальное признание и регуляция поведения. Склонность к завышенным самооценкам (или гипертрофированное Эго в терминологии С. Хартер), постепенно преодолевается в школьном возрасте и самооценка младших подростков все больше сближается с оценками, даваемыми окружающими. Взрослея, подросток оценивает самого себя, свои качества и возможности. Реалистичная самооценка способствует развитию самонринятия и само- одобрения, появлению чувства собственной ценности. Самооценка обеспечивает связь между реальными и идеальными представлениями о себе.

Рис. 52. Иерархическая модель самооценки по С. Хартер [79]

Растущая реалистичность самооценки подтверждается соотношением между отдельными характеристиками Я и такими проявлениями, как спортивная успешность подростка (сопоставляемая субъектом с оценкой своих физических умений), уважение сверстников (сопоставляемое с оценкой степени социального признания) или академическая успеваемость (регулирующая самооценку в сфере интеллектуальной компетентности) [79].

Общей тенденцией развития самооценки в отрочестве является центра- ция на межличностных отношениях, что позволило Хартер и ее коллегам ввести понятие «относительной ценности Я». Это понятие характеризует зависимость самооценки подростков от социального контекста, в котором, несмотря на общий относительный характер социального окружения, выделяются значимые для каждого конкретного подростка зоны успешности. Самоотношение подростка зависит не только от оценок, которые дают ему окружающие, но и от того, как он предпочитает оценивать себя сам.

Высокое самоуважение подростка может формироваться из признания сверстников вопреки низкой учебной компетентности или, наоборот, складываться под влиянием поддержки и восхищения учителей и родителей, несмотря па критичную оценку одноклассников, считающих подростка «зубрилой», хотя в целом оценка сверстников в логике возрастного развития для подростков оказывается более важной.

Аспекты относительной самоценности в контексте отношений со сверстниками могут быть различны. Для девочек-подростков одним из главных критериев собственной значимости служит наличие романтических отношений, а для мальчиков-подростков — способность успешно влиять на друзей. Низкое самоуважение мальчиков-подростков наиболее тесно связано с неудачами в установлении романтических отношений, а у девочек — с неудачами в достижении дружеского одобрения [79|.

С развитием самооценки как дифференцированного, устойчивого ядра личности, появлением рефлексии и переходом психических процессов на сознательный (осознанный, произвольный) уровень, оказывается возможным формирование сложной системы самосознания, интегрированной с картиной мира, где Я должно занять свое место. Траектория развития самосознания в отрочестве разворачивается от внешней стороны личности к погруженности в ее внутреннюю сущность. Осознание своеобразия Я и изменение масштаба оценки своей личности позволяет подростку выстроить зрелое самосознание.

Самооценка и самосознание подростка