Источники самооценки самореализация

Оглавление:

Как повысить самооценку и уверенность в себе первые шаги.

В кризис уверенность в себе и самооценка подвергаются серьезному испытанию и опускаются даже у сильных людей, но именно в кризис они нужны как никогда.

На западе, экономические кризисы называют депрессиями. Вижу вокруг как большинства владельцев местных кафе и маленьких магазинчиков с каждым месяцем меняется выражение лица в худшую сторону. На лице у них появляется признаки депрессии, апатии и безысходности.

Раньше они выглядели жизнерадостными, успешными, счастливыми, что у них всё в порядке. Пыл по убавился, осанка сутулая, на лице безысходность – кризис таки достал их. не надо быть гением чтобы понять по их лицу – плохи дела в их бизнесе. Плохо у них с деньгами и это приводит их в уныние и не даёт покоя.

От низкой самооценки «опускаются руки», теряется мотивация, исчезают желания, появляются апатия, выгорание, стресс, депрессия, недовольство, страхи, бессонница, могут быть неврозы, психозы, начинают мучать вопросы о смысле жизни, об аскетизме, хочется всё бросить и уехать, пропадает желание жить.

Проигрывает тот, кто опускает глаза.

Наверное, поэтому фанатики бывают очень успешными людьми – у них больная, ненормальная самооценка и уверенность в себе. То, что самооценка у Вас скачет – является признаком Вашей здоровой психики. Чуть-чуть научитесь её управлять и справитесь со всем.

Если снижение самооценки сопровождается крупной потерей денег, имущества, социального статуса, члена семьи – то эффект от этого состояния умножайте в несколько раз.

Низкая самооценка – очень даже опасное состояние. В 90х умерло миллионы людей не от того, что кушать нечего, не от того, что возможностей больше нет для жизни – а как раз от состояния глубокой безысходности, чувства никому не нужности, потерянности, апатии.

Шаг первый – надо признаться себе, что у Вас есть такая проблема как низкая самооценка и потеря уверенности в себе.

Я уже писал об этом, что большинство людей сильно стыдятся признаться себе в этом. Воспринимают это как признать себя ничтожным, несостоятельным, лузером – как окончательный и бесповоротный приговор себе. Некоторые подсознательно расценивают низкую самооценку как психическую болезнь или, что в этом роде.

Это в корне не верно!

Низкая самооценка и уверенность в себе – не болезнь, не ничтожность, не тупость, не глупость.

Как быть уверенным в себе и держать самооценку – Вас просто не научили. Всё.

Я знаю умных людей, с высшим образованием престижного ВУЗа и даже с несколькими высшими, но быть уверенными в себе и держать самооценку их нигде не учили. И вот все эти высшие образования – никак не помогают им заработать на жизнь. Знания вроде есть, работа вроде есть, но нормального достойного заработка нет.

Признаться себе в этом не стыдно. Ничто людское никому не чуждо. Это может случиться с любым человеком, а значит и с Вами тоже. И это нормально. Признание проблемы – это половина решения – Вы теперь знаете в каком направлении искать решение.

Никто не обладает 100% твёрдой самооценкой всегда и во всем – такое есть только у фанатиков, т.е. мягко говоря больных на голову людей. Но в их случае это называют фанатизмом. Умение признаться себе в каких-то слабостях – признак что Вы ответственный человек со «здоровой головой».

Мне доводилось видеть многих людей, которым так и не хватило смелости признаться, что проблема в их неуверенности – они так и ходили всю жизнь вокруг да около, толком не пожив нормально.

Шаг второй – перестаньте себя гнобить, накручивать. Начните учиться себя не гнобить, когда у Вас что-то не получилось

.

Если Вы признали, что у Вас занижена самооценка и уверенностью в себе – то внутри, подсознательно включается внутренний диалог с само обвинением в глупости, возникает и подогревается чувство обиды, несправедливости, безысходности.

Учитесь себя не обвинять, не требовать от себя идеала. Просто примите как факт – со всеми такое бывает. Многие успешные люди разорялись несколько раз и снова вставали и зарабатывали новые богатства. Это вопрос знаний и упорства.

Это не означает, что Вы сделали что-то не так. Что Вы ошиблись. Но даже если и ошиблись – со всеми, без исключения бывает. Мы все ошибаемся. На то мы и люди – поэтому и ошибаемся. Для людей нормально ошибаться.

Остановите самогнобление. Соберитесь. Берегите силы и здоровье. Они Вам понадобятся, пройдет время пока Вы оправитесь. Повторяйте себе, что Вы справитесь. Помните, как в той притче – всё проходит. И это пройдет.

Запишите письменно в свой дневник – чем Вы не довольны собой. Что не так?

Шаг Третий – начните читать мотивационную литературу и займитесь своим здоровьем.

Восстановление самооценки – это как восстановление здоровья – иногда получается быстро, иногда нет. И даже уверенному в себе нужно профилактические действ ия делать.

Займитесь здоровьем – ухудшенное здоровье тоже повод для заниженной самооценки. Да и заниженная самооценка может привести проблемам со здоровьем.

Один из быстрых и эффективных способов поддержать свою уверенность и самооценку – за счет внешних источников – это читать мотивирующие книги – об успехах других людей. Читайте много – книг предостаточно. И Вы справитесь.

Да, чтение книг не сделают Вам крепкой самооценки. Сложно действовать из позиции заниженной самооценки. Но тут важно быстро привести себя в чувства, чтобы собраться и начать прилагать действовать, которые полностью устранят проблему – с помощью тренингов и других способов, в зависимости о Вашей ситуации.

PS

Дорогу осилит идущий. Начните и всё у Вас получится – это не сложно. Усилия, конечно нужно прилагать – само по себе ничего не решится.

PPS
Всегда помните про шаг 2 – учитесь не накручивать себя. Заниженная самооценка – как болото – перестаньте себя сами закапывать. Проходите по ссылке и регистрируйтесь сейчас на мой тренинг Удвоение уверенности в себе — за 5 занятий.

Самореализация и самооценка

Самореализация и самооценка

Самореализация – это воплощение потенциала своей личности в полном объеме, если говорить о результате и цели этого процесса. Мы достигаем самореализации и духовно совершенствуемся, завершая путь нашего земного предназначения. Этот уровень можно назвать общечеловеческим, потому что духовная самореализация выходит за рамки культурных, национальных и социальных ограничений. Наша личность приобретает те высокие качества, которые относят к духовности, в нас зажигается божественная искра, и мы отрываемся от суеты обыденной жизни. В нас начинают циркулировать энергии высокого порядка, и наше самосознание выходит не только за границы нашей личности, но и за границы человеческого, земного мышления.

Возможно, говорить о таких высотах на пути самореализации рано, когда наша жизнь наполнена вопросами и проблемами, возникающими даже на бытовой почве. Однако высокая цель задает не только высокие рамки, но и сообщает мощный импульс нашему подсознанию, направленный на совершенствование самых невостребованных способностей. Именно эти способности чаще всего помогают эффективно решать сложные жизненные вопросы. Ведь чем выше мы забираемся на вершину, тем шире охват и мы видим больше вокруг себя. Порой даже самые незначительные проблемы доводят наше самочувствие до неприемлемого уровня, если придавать им большое значение.

Когда мы не понимаем того, что с нами происходит, или почему именно с нами происходит что-то плохое, то эти вопросы могут поставить нас в безвыходное положение, если мы себе не отвечаем на них. Простые и стереотипные ответы на уровне «кухонной психологии», когда подруги или друзья дают советы исходя из своего жизненного опыта на кухне за чашечкой чаю, могут только усугубить ситуацию. Не каждый человек способен что-то предпринять в своей жизни, чтобы кардинально изменить сложную ситуацию, в которой он оказался или оказывается время от времени. И только реализация своей сути поднимает нас над суетой и раздвигает границы нашего понимания себя и происходящих с нами событий.

Как всегда, мы рассматриваем все вопросы с помощью модели Матриц Жизни. И хотя в самой модели предусматривается, что самореализация происходит при высоком уровне определенных энергий, мы рассматриваем эту тему как неотъемлемую часть нашей жизни. Любые наши достижения оставят нас неудовлетворенными, если мы не достигнем уровня самореализации, начиная с самого простого и постепенно переходя к самому сложному. Вы сами убедитесь, что даже самые незначительные сомнения в себе или в успехе какого-то дела происходят из-за недостаточного уровня проработки личностных качеств. Итак, давайте перейдем к вопросам.

Исследование самооценки по методике Дембо – Рубинштейн

Когда мы рассуждаем о самооценке личности, возникает вопрос об ее оценке. Действительно имеет ли смысл говорить о повышении самооценки, если ее уровень у человека уже является нереалистично высоким.

Думаю, каких либо стопроцентных методик определения уровня нашей самооценка не существует, но попытки их создания предпринимались.

Хочу привести одну из самых известных. Это методика исследования самооценки Дембо – Рубинштейн.

Тамара Дембо (1902-1993; родилась в Баку, Россия; работала в Германии, затем в США) – известная исследовательница в области психологии, в свое время предложила использовать эту методику. Сусанна Яковлевна Рубинштейн (1911 – 1990) – советский психолог, модифицировала методику Дембо для исследования самооценки.

Проведение теста

Методика внешне очень проста. На листе бумаги проводится вертикальная черта, обозначающая одно из свойств, например, счастье. Верхний край соответствует состоянию, где, по вашему мнению находится самый счастливый человек, которого можно представить, а нижнему соответствует состояние самого несчастного человека. То есть внизу находятся отрицательные ценности, которых человек старается избежать, а вверху наоборот положительные, к которым человек стремится.

Человеку нужно обозначить место на этой линии, которое, по его мнению, соответствует его текущему уровню чертой (-). То, каким уровнем развития качества он был бы удовлетворен, нужно обозначить кружком (о). И крестиком (х) необходимо обозначить то место на шкале, где вы можете оказаться, объективно оценивая свои возможности.

образ теста Дембо-Рубинштейн

Рубинштейн предлагала в методике 4 обязательные шкалы: здоровье, умственное развитие, характер и счастье. Но можно добавить дополнительные анализируемые свойства, например, удовлетворенность собой и оптимизм.

Для удобства на листке бумаге нужно начертить столько линий, сколько качеств вы тестируете (например, 6), при этом высота каждой линии должна быть 100 мм для удобства последующих измерений. Каждый миллиметр шкалы будем считать за 1 балл.

На каждой линии должны быть обозначения верхней и нижней точек (заметными горизонтальными линиями), а также середины шкалы (небольшой точкой). Образец можно увидеть на рисунке.

Тест необходимо выполнить до чтения интерпретации результатов. В противном случае понимание интерпретации повлияет на выполнение теста.

Интерпретация результатов

Интерпретация результатов приведена в ее классическом виде.

Основные параметры самооценки – это ее высота, устойчивость и реалистичность.

После простановки отметок мы получаем: уровень притязаний – от нижней точки шкалы до знака «х»; высоту самооценки – от «о» до знака «-»; и значения расхождений между уровнем притязаний и самооценкой.

Количество баллов примерно от 50 до 75 («средняя» и «высокая» самооценка) соответствуют реалистичной или адекватной самооценке. Количество баллов от 75 до 100, как правило, свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на какие-то отклонения в формировании личности. Такая самооценка может указывать на искажения в формировании личности – закрытость для нового опыта, нечувствительность к своим ошибкам, замечаниям и оценкам окружающих. Количество баллов ниже 50 указывает на заниженную самооценку.

В принципе поставленная человеком оценка должна служить предметом дальнейшего анализа. Почему он сделал отметку именно в этом месте шкалы?

Уровень притязаний (х)

Реалистический уровень притязаний характеризует количество баллов от 60 до 90. Результат от 90 до 100 баллов обычно удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение к собственным возможностям. Результат менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний, свидетельствующий о неблагоприятном развитии личности.

В соответствии с классической моделью нормальная актуальная самооценка (-) должна находиться чуть выше середины; идеальная самооценка (о) чуть ниже верхнего полюса, а оценка своих возможностей (х) – между этими отметками.

Самооценка считается пониженной, если большинство отметок актуальной самооценки стоят ниже средней отметки. В этом случае можно говорить о чрезмерной критичности, или чрезмерной требовательности к себе.

Соотношение между параметрами самооценки

Теперь посмотрим соотношения между всеми значками. Символы «х» должны находиться между символами «о» и «-». Расстояние между х и о – это интервал недостижимого. Желаемого, но недостижимого. «Х» – это то, что «человек сможет», а то, что выше нее, – «недоступно». Ниже «х» вплоть до актуальной самооценки – то, что достижимо. Соотношение между этими двумя интервалами (выше и ниже х) определяет уровень оптимизма испытуемого. Чем больше интервал возможного и меньше – невозможного, тем выше уровень оптимизма.

Высота «кружков» должны стоять немного ниже верхнего полюса. Если «кружок» находится на полюсе, можно предполагать незрелое отношение к ценностям. Зрелый человек не мечтает быть идеальным. Чрезмерно высокая актуальная самооценки служит признаком нереалистичности.

Неравномерная самооценка, когда показатели разных шкал серьезно отличаются друг от друга, может говорить об эмоциональной неустойчивости.

«О» – идеальная самооценка, символизирует уровень мечты человека. Обычно все люди испытывают потребность мечтать. Если мечта сбывается, то возникает новая мечта. Мечта, для того чтобы сбыться, должна превратиться в цель. То есть символом «х» мы обозначаем уровень цели или реальных перспектив. По мере достижения цели, место мечты, превратившейся в цель, занимает другая мечта, а «о» по-прежнему стоит выше «х». Если этого не происходит, мы говорим об «инфляции мечты».

Источник: http://newgoal.ru
Все статьи из этого источника: newgoal.ru (21)

Сообщите о статье, которую по Вашему нужно опубликовать на этом сайте.
Нам очень важно Ваше мнение и мы будем Вам искренне благодарны!

Организация досуга как одна из форм повышение самооценки пожилых людей после выхода на пенсию

Фирсова Наталья Григорьевнаассистент кафедры возрастной и социальной психологии факультета психологии НИУ Белгородский государственный университет

Организация досуга как одна из форм повышение самооценки пожилых людей после выходана пенсию1

Аннотация. Статья содержит результаты исследования особенностей самооценки у людей пенсионного возраста. Критерием для выявления особенностей самооценки является сравнения самооценок в группах неработающих и работающих пенсионеров. Данное исследование обращает внимание на необходимость создания специальных условий, повышающих самооценку пожилых людей, а конкретно, создание досуга, которая в свою очередь обеспечивает безболезненное вхождение в новую социальную ситуацию.

Ключевые слова: социальная активность, самооценка, самоотношение.

Одной из атрибутивных характеристик общества в России является существенная доля незанятых пенсионеров. Ситуация, в которой оказываются пожилые люди, способные и желающие трудиться, определяется как ситуация «незаслуженной социальной отставки», потери социального статуса и, в большинстве случаев, неработающих пенсионеров, можно назвать социальными аутсайдерами, что, в свою очередь, дестабилизируют их психическое состояние. Как личностному образованию самооценке отводится роль в общем центральном контексте формирования личности –ее возможностей, направленности, активности, общественной значимости [1]. Самооценка, как таковая, автономно является очень важным, если не ключевым, элементом самосознания, она характеризуется как стержень этого процесса, показатель индивидного уровня его развития, интегрирующее начало и его личностный аспект, органично включенный в процесс самопознания. С самооценкой связываются оценочные функции самосознания, вбирающие в себяэмоциональноценностное отношение личности к себе, отражающие специфику понимания ею самой себя [2]. Становится всё более очевидной невозможность их рассмотрения без анализа.Анализ самооценки имеет важное практическое значение. Знание истинной самооценкине только помогает понять причины и истины её успешности или неуспешности человека, но и является основой для коррекционной работы по формированию адекватной самооценке. Изучение самооценки позволяет понять особенности личности, поведении и деятельности,а также качественное своеобразие внутреннего мира [4]. В пожилом возрасте основные достижения человека уже в прошлом, они уже прожили большую часть своего социального времени, основная ценностная характеристика которого связана со стремлением личности к самовыражению, самореализации [3].На сегодняшней день доля пенсионеров составляет около 30 % населения, они являются большой социальной группой.Прекратив работу, пожилой человек сталкивается с новым к себе отношением со стороны привычного круга людей. Кроме того, после выхода на пенсию некоторые люди чувствуют себя брошенными и одинокими.В настоящее время, значительная часть пожилых людей стремится к активному образу жизни, получению положительных эмоций и избавлению от скуки и 1Работа выполнена в рамках научной программы внутривузовского гранта «Инициатива» НИУ БелГУ, ВКГИ 0142012одиночества. Кроме того некоторая часть пенсионеров стремится к саморазвитию и самореализации.Создание центра досуга пенсионеров, практически отсутствующего, позволит реализовать желания пенсионеров, разнообразить их досуг, скрасит скуку. Пожилые люди смогут познакомиться с новыми людьми, завести дружбу, узнать, чтото новое, что приведет к положительнымэмоциям и в свою очередь повышению самооценки.По итогам проведенного исследования можно сделать ряд заключений о специфике самооценкив старости. Одной из таких особенностей является учет ретроспективы в самоанализе, принимающий форму включения прошлого в процесс актуального самовосприятия, благодаря чему люди позднего возраста, оценивая себя, ориентируются в континууме «я был –я есть». Наиболее значимые сферы самооценивания –это труд и непрофессиональные занятия, здоровье, личностные качеств. У пожилых людей некоторые из тем особо акцентируются (например,соматический статус).Данные «общая самооценка», составленные по «Самооценке личности», отражают черты в той или иной мере раскрывающие названные сферы анализа с невысоким индексом самопринятия: самооценка работающих пенсионеров более адекватна и гармонична (более реалистична), чем самооценка неработающих. У неработающих пенсионеров она в целом занижена. Вывод о негативном и невысоком субъективном эффекте процесса самооценивания в позднем возрасте подтверждают и результаты полученные с помощью методик Дембо –Рубинштейна и Розенберга.Прежде всего следует иметь в виду, что индекс самоприятня неработающих пожилых людей низкий по сравнению с работающими пенсионерами. Подтвержденная в настоящем эксперименте тенденция пожилых людей меньше упоминать о своих недостатках, тяготение к отбору положительных черт могут определяться стремлением сохранить позитивный образЯ, меняющийся в силу ряда объективных обстоятельств (потеря трудоспособности, былого положения). Поэтому испытуемые скорее обращаются к положительным качествам и чаще указывают на достоинства в прошлом, нежели на противоположные им черты в настоящем (например, говорят не «стал слабым», а «был сильным»). Но такой тип реакций свидетельствует об утрате, которую человек осознает и както пытается восполнить. Так или иначе, в фиксации на позитивных чертах (хотя бы в прошлом), специфике отбора качеств ощущается какойто элемент компенсации, защиты, поэтому относительно высокий индекс самооценивания, в данном случае интерпретировать как непосредственное проявление соответствующей самооценочной тенденции кажется не вполне корректным. Ведь мотив компенсации указывает на существование ее предмета (объективного или субъективного), т. е. на выделение человеком в ходе самооценивания определенного негатива, недостатка, «минуса», а следовательно, субъективный эффект этого процесса уже не может быть высоко позитивным, высоко удовлетворяющим индивида. Именно такая картина и открывается в методике ДембоРубинштейн.По своему преобладающему вектору самооценка неработающихлиц пожилого возраста имеет склонность к снижению по сравнению с выборкой работающих пенсионеров в том, что касается всей конструкции самооценки и всех се элементов. Низкая СО регистрируется у лиц с ее актуальной направленностью, но неадаптированных к старению, к новой социальной ситуации, социальному статусу, видящих непоправимое усиление отрицательных моментов, в связи с чем будущее приобретает окраску негативной валентности, а настоящее можно характеризовать как «острую старость».Расположение отдельных элементов общей структуры СО (реальной, достижимой) отличается их сближением вплоть до полного слияния, ведущим элементом выступает реальная СО. По параметру стабильности СО имеет выраженные статистически значимые колебания по ряду шкал, а по адекватности, согласно первичным данным, получает некоторое смещение в сторону занижения.Наряду с описанными общими особенностями СО у неработающих пожилых людей имеет резко выраженные индивидуальные вариации и различия, по признаку пола: самооценка мужчиннесколько выше, чем у женщин.Совокупность полученных данных служит подтверждением того, что выход на пенсию не означает однонаправленного процесса регресса, угасания а дальнейшее развитие человека, последующее становление личности. В ходе полученных результатов исследования, а также имеющихся данных в научной литературе возникает задача подготовки людей к выходу на пенсию. Решение ее обусловлено следующими позициями:

поиска путей решения проблемы социального аутсайдерства в среде неработающих пенсионеров;

сохранения и поддержания психического здоровья пенсионеров путем формирования их самооценки, создания условий для их самореализации и саморазвития;

разработки направлений психологического сопровождения лиц пенсионного возраста как перспективной и активно востребованной социальной группы;

разработки эффективных социальнопсихологический решений, дающих возможность регулирования жизненных стратегий незанятых пенсионеров.Эти задачи можно решить за счет формирования досуга у неработающих пенсионеров.Создание центра досуга пенсионеров, отсутствующего в жизни пенсионеров на сегодняшний день, позволит реализовать желания пенсионеров, разнообразить их досуг, скрасит скуку. Пожилые люди смогут познакомиться с новыми людьми, завести дружбу, узнать, чтото новое, что приведет к повышению самооценки.

Цель проекта: Создание условий для организации досуга пенсионеров.

Задачи:1.Создание центра досуга пенсионеров 2.Включение пенсионеров в различные виды деятельности досуга.3.Разработка мероприятий проводимых в центре досуга.4.Формирование активной жизненной позиции у пенсионеров, с помощью включения в работу психолога методов и форм социальнопсихологического обучения.

Этапы:Создание центра досугаПривлечение и отбор персонала Разработка программымероприятий центра досуга Разработка и внедрение тренинговой программы по повышению самооценкиОрганизация массовое обучение людей предпенсионного возраста по специальной литературе (а также с использованием дополнительных пособий: брошюр, памяток, инструкций), в которой описываются особенности вхождения в новую для себя социальную среду;Организация индивидуальные консультации специалистамипсихологами и специалистами других служб, работающих с людьми пожилого возраста по различным вопросам подготовки к выходу на пенсию (не только самих пенсионеров, а также руководителям предприятий и организаций);Создание подготовительные группы по специально разработанным программам (для построения ими нового уклада создание механизмов стимулирования деятельности, содержательного характера, лиц пожилого возраста, поиска новых путей включения в группу, общество с учетом своих интересов, овладение новыми социальными ролями, активное взаимодействие с миром).Разработка курса обучения пенсионеров ПК Привлечение спонсоров (предоставление льготных билетов в театры, кино, участие в различных семинарах и др.) Агитация пенсионеров Обращение в «Социальнореабилитационный центр пожилых людей и инвалидов»

Критерии результативности:1. Количество привлеченных пенсионеров.2.Количество обученных пенсионеров и привлеченных к различным видам деятельности.3. Повышение самооценки пенсионеров, что обусловит успешную самореализацию.

Ожидаемый результат заключается создание благоприятной среды для формирования досуга пенсионеров.Создание центра досугов пенсионеров. Вовлечение пенсионеров в созданный для них центр досуга. Увеличение доли пенсионеров с активной жизненной позицией. Кроме того, досуг пенсионеров поможет сформировать адекватную самооценку и более активную жизненнуюпозицию пожилых людей и их занятость.

Ссылки на источники:

1.Бороздина Л.В., Молчанова О.Н. Самооценка в первой половине старости/ Л.В. Бороздина, О.Н. Молчанова // Вестник Моск. унта, Психология.–Сер. 14.–1990.–№1. С. 2438.2.Ермолаева М.В. Практическая психология старости. –М.: Издво ЭКСМОПресс, 2002. 3.Козлова Т. З. Самореализация и самооценка пенсионеров / Т. З. Козлова// Психология зрелости и старения. 2006. № 2. С. 35.4.Фирсова Н.Г. Пожилой человек как субъект возрастных изменений: особенности самооценки/Н.Г. Фирсова// Пожилой человек как субъект возрастных изменений: особенности самооценки: материалы IIIМеждународной научнопрактической конференции. –Ставрополь, 2012. С. 47.

Firsova Natalia Grigoryevnaassistantto chair of age and social psychology of faculty of psychology of NIU Belgorod state university [email protected]

The leisure organization as one of forms increase of a selfassessment of elderly people after a retirement

Summary.Article contains results of research of features of a selfassessment at people of a retirement age. Criterion for detection of features of a selfassessment is comparisons of selfassessments in groups of the unemployed and working pensioners. This research pays attention to need of creation of the special conditions raising a selfassessment of elderly people which in turn provides painless entry into a new social situation.

Keywords:social activity, selfassessment, selfrelation.

Проблема самореализации личности в трудах отечественных и зарубежных ученых Текст научной статьи по специальности «Психология личности»

Аннотация научной статьи по психологии, автор научной работы — Мухтарова З. Ш.

Приводится краткий анализ работ зарубежных и отечественных исследователей по проблеме самореализации личности. Э. Фромм, К. Р. Роджерс, А. Маслоу, К. Юнг, А. Менегетти исходят из утверждения об изначальном и спонтанном стремлении личности к самореализации. Развитие личности понимается как чисто внутренний процесс, связанный с ее изначальным стремлением актуализировать в себе наследственные предрасположенности. Но личность развивается, формируется и реализует себя в социальной среде (М. Р. Гинзбург, И. С. Кон, Л. А. Коростылева, П. М. Якобсон) ведь только под влиянием социальных условий естественные предпосылки самореализации могут стать личностной потребностью в реализации физических и психических возможностей. Помимо этого процесс самореализации не представляет собой достижение определенного «идеала» путем «раскрытия» всех своих потенциальных возможностей это динамичный и беспредельный процесс развития и совершенствования личности на протяжении всей жизни. Библиогр. 9.

Похожие темы научных работ по психологии , автор научной работы — Мухтарова З. Ш.,

THE PROBLEM OF PERSONALITY SELF-ACTUALIZATION IN RUSSIAN AND FOREIGN RESEARCHERS’ WORKS

This article contains theoretical analysis of Russian and foreign researchers’ works (E. From, K. R. Rogers, A. Maslow, K. Yung, A. Menegetty) on the problem of personality self-actualization. The mentioned researchers confirm the assertion that there is an initial and spontaneous aspiration of a personality for self-actualization. The development of a personality is understood as a purely inner process connected with its initial desire to actualize in oneself hereditary inclinations. But a personality, as many scholars point out (M. P. Kinzburg, I. S. Kon, L. S. Korostyleva, P. M. Yakobson), is developing, growing, and realizes himself in a society. Only under the influence of social conditions, natural inclinations of self-actualization can become a personal need in realizing one’s physical and mental abilities. Besides, the process of self-actualization is not a race for becoming «ideal» due to «disclosing» all potential abilities, but it is a dynamic and unlimited process s of development and perfection of a personality in one’s lifetime.

Текст научной работы на тему «Проблема самореализации личности в трудах отечественных и зарубежных ученых»

З. Ш. Мухтарова Астраханский государственный университет

ПРОБЛЕМА САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ТРУДАХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ УЧЕНЫХ

В период преобразования общественных, социально-психологических процессов возникает необходимость переосмысления всей системы образования не только в России, но и во всем мировом образовательном процессе. Традиционная парадигма обучения — механического усвоения знаний, умений, навыков — исчерпала свои возможности. Приоритетной в настоящее время становится идея многоуровневого развития человека в течение всей его жизни. По мнению К. Я. Вязиной, в образовательный процесс необходимо включать природный механизм саморазвития человека, что и обеспечивает его непрерывное познание и развитие. Именно стремление к саморазвитию (самореализации, самосовершенствованию), как отмечают и многие другие исследователи (Я. Л. Коломинский, А. Маслоу, М. А. Недашковская, Г. Олпорт, Э. Фромм, Э. Эриксон, К. Юнг и др.), представляет огромную ценность само по себе, т. к. является показателем личностной зрелости и одновременно условием ее достижения [1].

Для Э. Фромма, представителя гуманистического психоанализа, путь к самореализации предполагает отношение человека к самому себе как к активному действующему лицу, с чувством собственного достоинства и ощущения неповторимости, уникальности своей сущности. Человек, отчужденный от своей подлинной сущности, выполняющий определенную функцию в социальной системе, представляется Э. Фромму не чем иным, как «товаром», предназначенным на продажу. «Его самооценка зависит от того, насколько он преуспеет: может ли он удачно продать себя, может ли получить за себя больше того, с чего он начинал, удачлив ли он. Его тело, ум и душа составляют его капитал, а его жизненная задача — выгодно поместить этот капитал, извлечь выгоду из самого себя» [2, с. 547]. Однако человек может реализовать себя только при условии, «что он сохраняет связь с фундаментальными реалиями своего бытия, что ему доступны восторг любви и порывы чувства товарищеской солидарности, а также переживание трагического факта собственного одиночества и неполноты своего существования» [2, с. 576]. Итак, по Э. Фромму, самореализация личности является необходимой гарантией и условием ее свободы.

Если для Э. Фромма толчком к самореализации является в первую очередь сама личность и ее отношение к самой себе, то К. Р. Роджерс наряду с этим отмечает и важность такой человеческой потребности, как потребность в позитивном внимании со стороны других людей. При этом сам процесс самореализации, по К. Р. Роджерсу, является одной из основных, базовых потребностей личности. «Существует фундаментальный аспект человеческой природы, который побуждает человека двигаться к большей конгруентности и к более реалистичному функционированию. Более того, это стремление свойственно не только людям; это составляющая часть процесса во всем живом. Это стремление, которое видно по всякой органической и человеческой жизни — стремление расшириться, распространиться, становиться автономным, развиваться, становиться зрелым, — стремление выражать и задействовать все способности организма в той мере, в какой это действие усиливает организм или самость» [3, с. 213]. К. Р. Роджерс полагает, что в каждом из нас есть стремление становиться компетентным и способным настолько, насколько только это возможно для нас биологически. Как «растение стремится быть здоровым растением, как зерно содержит в себе стремление стать деревом» [3, с. 220], так человек побуждаем становиться целостным, полным, самоактуализирующимся человеком [3].

А. Маслоу, так же как и К. Р. Роджерс, определял самореализацию (самоактуализацию) личности как базовую потребность. Он свободно определяет самоактуализацию как «полное использование талантов, способностей, возможностей и т. п.». «Я представляю себе самоактуа-лизировавшегося человека не как обычного человека, которому что-то добавлено, а как обычного человека, у которого ничто не отнято. Средний человек — это полное человеческое существо, с заглушенными и подавленными способностями и одаренностями» [4, с. 126]. Помимо этого

процесс самоактуализации, по А. Маслоу, — это постоянный, непрерывный, не имеющий конца, процесс развития своих потенциальностей. Исходя из этой концепции, можно сказать, что самореализация — это динамичный и непрекращающийся процесс развития личности [4].

Факт того, что самореализация личности — это динамичный процесс, можно проследить и в теории К. Юнга, основателя аналитической психологии. Начало самореализации личности К. Юнг в первую очередь видит в способности человека выбрать собственный путь, исходящий из его «предназначения». У каждого человека, пишет К. Юнг, есть в жизни свое предназначение или «чувство предназначенности» — это некий иррациональный фактор, который помогает человеку выделиться из массы. Но не каждому дано осознать свое предназначение, и только тот, кто смог «услышать свой внутренний голос», кто «хранит верность» своему собственному закону, может в большей степени достичь целостности и вправе называться личностью. Понятие личности К. Юнг определял как результат наивысшей жизненной стойкости, абсолютного приятия индивидуально сущего и максимально успешного приспособления к общезначимому при величайшей свободе выбора. В структуре личности он выделял такие составляющие, как Эго, персона, тень, анима (у мужчин) и анимус (у женщин) и самость. Мы не будем останавливаться на рассмотрении данных компонентов, отметим лишь, что единство и гармония этих элементов личности, по Юнгу, и составляют в конечном итоге самореализацию личности.

Обратимся теперь к работам одного из наиболее философски ориентированного психолога, основателя школы и Международной ассоциации онтопсихологии А. Менегетти.

Согласно концепции, разработанной онтопсихологами, психика человека складывается из следующих основных инстанций: Ин-се, естественные эманации жизни, монитор отклонения, искаженные проявления жизни, сознательно-логическое «Я». Ин-се (сущность в себе) представляет собой внутреннее, энергетическое, позитивное ядро человека, его подлинное бытие. Это ядро заключает в себе все для полноценной самореализации человека, в том числе и ее направление. Чем сильнее человек отклоняется от этого направления, тем интенсивнее растет чувство неудовлетворенности. Ин-се является универсальной точкой отсчета для определения степени позитивности любого действия человека. При помощи Ин-се человек в любой момент времени может выбрать единственно правильный вариант самореализации. Способность человека сознательно находить такой выход из любой ситуации свидетельствует о личностной зрелости. Однако в каждом конкретном случае человеку трудно установить контакт со своим Ин-се из-за деформирующего влияния воспитания и культуры. Сформировавшиеся фильтры восприятия, как кривое зеркало, искажают реальность и приводят к саморазрушению. Деформирующим влиянием, как считает А. Менегетти, обладает также существующий в мозгу человека монитор отклонения — психологический механизм, связанный с действием социальных стереотипов и штампов, вмешивающихся в живую ткань бытия. Сознательно-логическое «Я» — это психологическая инстанция, которая является единственной осознанной частью нашей психики и склонна отождествлять себя со всей психикой человека. По Менегетти, Ин-се человека постоянно излучает свои эманации, однако наше сознательно-логическое «Я» воспринимает лишь незначительную их часть, и оно либо игнорирует эти сигналы Ин-се, либо воспринимает их в искаженном виде. Если интенции нашего «Я» совпадают с нашими природными стремлениями, то это значит, что мы самореализуемся. К сожалению, в современном экстравертированном обществе, где успешность и благополучие личности зависят прежде всего от степени ее адаптированности к социальной системе, возможность установления контакта со своим Ин-се кажется нам крайне затруднительной [5].

Рассмотренные теории зарубежных исследователей, в частности теория А. Менегетти, несмотря на их разносторонность, имеют нечто общее. Все они, так или иначе, склоняются к тому, что в основе человеческой природы лежит строго определенный замысел, «предназначение», который и обусловливает индивид, а своеобразие человека создает рамки его самореализации.

Но этот замысел развивается, формируется и реализуется в процессе социализации человека, благодаря той деятельности, в которой личность в большей мере раскрывает себя исходя из своих потенциальных возможностей.

В отличие от зарубежных авторов, которые рассматривают процесс самореализации прежде всего как способность личности установить контакт со своим Ин-се, отечественные исследователи, не отрицая данного факта, все же больше внимания в данном процессе уделяют социальной среде.

Например, один из известных отечественных ученых П. М. Якобсон, затрагивая проблему самореализации, исходит из понятия зрелой личности и выделяет следующие критерии ее становления. Под личностной зрелостью он понимает прежде всего социальную зрелость, которая выражается в том, насколько адекватно понимает человек свое место в обществе. Однако социальная зрелость обусловливает и предполагает наличие психологической зрелости. «Не может быть полной психологической зрелости у социально незрелой личности, характеризующейся инфантильностью суждений и действий, непониманием требований общества и т. д.» [6, с. 189]. По Якобсону, психологическая зрелость предполагает не только многообразные и глубокие знания о различных аспектах социальной и природной действительности, но и внутреннюю за-тронутость личности этими фактами, «живой отклик на важные явления социальной жизни, понимание отношений людей, их внутренней жизни» [6, с. 189]. Данная способность только тогда характеризует полноценную личность, когда она обладает умением остановить внимание на главном и отдать ему основную энергию, активность, творческое отношение. Но процесс самореализации личности для П. М. Якобсона не является самоцелью, он включается в контекст более широких социальных целей, связанных с глубокой общественной направленностью человека.

О том, что самореализация является показателем личностной зрелости и одновременно условием ее достижения, говорил и профессор А. А. Реан. При этом в стремлении к саморазвитию он видел источник долголетия человека, причем не только физического, но и социального, личностного. «Постоянное стремление к саморазвитию не только приносит и закрепляет успех на профессиональном поприще, но и способствует профессиональному долголетию» [6, с. 306]. Однако А. А. Реан утверждает, что идея саморазвития, взятая «в чистом виде», вне связи с феноменом самотрансценденции, является недостаточной для построения психологии личностной зрелости. Самотрансценденцию многие исследователи связывают с выходом человека за пределы своего «Я», с его преимущественной ориентацией на окружающих, на свою социальную деятельность, иными словами, на все, что так или иначе нельзя отождествить с ним самим. «Быть человеком — значит быть направленным не на себя, а на что-то иное» (В. Франкл). По мнению А. А. Реана, категоричное противопоставление самотрансценденции и самоактуализации как двух альтернатив нецелесообразно.

Похожую точку зрения на проблему самореализации личности можно проследить и в работах еще одного известного отечественного ученого — И. С. Кона. Выражение «найти себя», пишет И. С. Кон, подразумевает не столько познание и выявление чего-то изначально «данного» индивиду, сколько самоосуществление, реализацию избранной им сущности и жизненного пути. Поиск себя начинается с определения и утверждения своей особенности, которая впоследствии не только отличает человека от других, но и соединяет его с ними. «Мое тело дано мне природой, мои жизненные переживания зависят от внешних воздействий, мое социальное положение и имущество — мои лишь постольку, поскольку это признают окружающие, а продукты моего духовного творчества, объективировавшись, обретают независимость от меня» [7, с. 323]. Чтобы состоятся как личность, считает И. С. Кон, человек должен мочь, сметь и уметь выбирать свой путь и принимать на себя ответственность. При этом категория «мочь» описывает диапазон объективных, потенциальных возможностей и выборов человека, «сметь» — уровень его притязаний и нравственный потенциал, а «уметь» — знания и навыки, с помощью которых человек реализует свои возможности. Но потребность в самореализации бесконечна, и пока человек жив, в нем всегда сохраняются какие-то нераскрытые возможности, которые вновь и вновь побуждают его идти дальше, достигая новых вершин, еще больше совершенствуя себя [7].

Очень интересную точку зрения, на наш взгляд, приводит в своей статье «Психологическое содержание личностного самоопределения» М. Р. Гинзбург. Исследователь вводит термин «жизненное поле личности», которое рассматривает как совокупность индивидуальных ценностей и смыслов и пространства реального действования — актуального и потенциального, охватывающего прошлое, настоящее и будущее. С психологической стороны прошлое существует как опыт, будущее — как проект, а настоящее — как действенность. Данные характеристики находятся между собой в сложном взаимодействии, и, собственно, они, по словам М. Р. Гинзбург, конституируют жизненное поле личности. Функции этих компонентов исследователь определяет следующим образом: психологическое прошлое — воплощение прошлого опыта; психологическое настоящее — саморазвитие (самопознание и самореализация); психологическое будущее -обеспечение смысловой и временной перспективы.

При этом психологическое прошлое по отношению к психологическому настоящему задает границы и характер саморазвития, обусловливает его успешность или неуспешность, вследствие чего по отношению к психологическому будущему либо обеспечивает и придает уверенность человеку, либо подрывает и делает его действия сомнительными. Это означает, что на основе прошлого опыта, успеха или неудачи в реализации тех или иных задач у человека формируются ожидания своего будущего, в котором также прогнозируется успех или неудача.

Психологическое настоящее по отношению к психологическому прошлому реализует итог прошлого развития, но при этом обладает корригирующими возможностями, компенсируя предшествующие неудачи. В зависимости от эффективности — неэффективности саморазвития в психологическом настоящем будущее также будет определяться как осмысленное или бессмысленное. Только позитивно ориентированное саморазвитие, по словам М. Р. Гинзбург, наполняет будущее смыслом, структурирует его и делает человека субъектом собственного становления. Но не только настоящее воздействует на будущее, но, в свою очередь, те или иные ожидания о будущем оказывают влияние на поведение человека в настоящем. Автор считает, что основная функция психологического настоящего — это саморазвитие, основными компонентами которого являются самопознание и самореализация. При этом самопознание рассматривается как присвоение определенных ценностей и их осознание как своих собственных, а самореализация — как воплощение этих ценностей в определенных видах деятельности. В итоге успешная самореализация личности характеризуется наличием собственной активности, проявлением своей индивидуальности, творческого начала в различных сферах жизнедеятельности [8].

По определению Л. А. Коростылевой, самореализация — это осуществление возможностей развития «Я» посредством собственных усилий, сотворчества, содеятельности с другими людьми (ближним и дальним окружением), социумом и миром в целом. Помимо этого исследователь указывает, что самореализация включает в себя самопроектирование, т. е. представление о том, каким человек хочет видеть себя в ближайшем и отдаленном будущем. (Вероятно, Я — идеальное и Я — в будущем в терминах других авторов).

Л. А. Коростылева приводит два философских подхода к проблеме самореализации личности: эссенциалистический и экзистенциалистический. Эти ориентации основываются на противоположных концепциях человека и человеческой свободы. К эссенциалистической концепции относятся взгляды Аристотеля и его последователей, которые считали, что самореализации подлежат те черты, свойства или способности человека, которые конституируют его сущностную природу. При этом возникает проблема независимого критерия выбора тех или иных человеческих качеств, конституирующих человеческую сущностную природу. В подобной трактовке включаются в человеческую природу лишь положительные, морально приемлемые способности и потребности человека, который, несомненно, обладает и отрицательными качествами. И. Б. Дерманова и Л. А. Коростылева говорят о том, что здесь наблюдаются наибольшие расхождения во мнениях. Если самореализация — это выражение подлинной природы человека, то вопрос в том, какова она, эта природа? По убеждению одних — слаба, порочна и безнравственна, других — позитивна и социально ориентированна.

Если правы первые, то: а) изначально «Я» — слабо и беспомощно, и стремлением к самосовершенствованию оно только пытается компенсировать свою слабость либо удовлетворить свои нарциссические склонности; б) потому и самореализация не несет в себе положительное, нравственное начало, если ее не ограничить определенными условиями, если на нее не набросить своего рода «узду».

Если же правы вторые, то: а) любой человек будет двигаться путем самореализации, саморазвития и самосовершенствования, достаточно только создать ему необходимые условия; б) одним из существенных моментов самореализации будет высокая нравственность, т. к. ориентация на общечеловеческие ценности как бы генетически закодирована в природе человека.

Противоположный подход — экзистенциалистическое направление — возник из философии жизни и затем нашел свое развитие в экзистенциализме и персонализме. Исходным положением экзистенциализма является не человеческая природа, а само человеческое существование. Один из его ведущих представителей, Ж. П. Сартр, считает — субъективность человека предполагает, что он изначально лишен какой-либо природы, определяющей его личностное бытие. Человек

является таким, каким он сделает сам себя. Он является не чем иным, как проектом самого себя, и существует лишь настолько, насколько он сам себя осуществляет. Таким образом, согласно эк-зистенциалистическому подходу, человек должен определять себя и свое формирование сам [6].

Но эти два подхода к проблеме самореализации, описанные Л. А. Коростылевой, с нашей точки зрения, являются крайними вариантами, т. к. развитие личности не спонтанный процесс созревания определенных, генетически заложенных потенций, а прогрессивно направленный, социально обусловленный процесс развертывания человеческой сущности.

На такое тесное, взаимодополняющее, взаимопроникающее взаимодействие процессов социализации и индивидуализации в становлении и формировании личности на протяжении онтогенеза указывает Д. И. Фельдштейн. Базируясь на кардинальных положениях, разработанных в отечественной психологической науке, и прежде всего в научной школе Л. С. Выготского -А. Н. Леонтьева, Д. И. Фельдштейн исходит из того, что в процессе онтогенеза растущий человек овладевает общественным опытом, присваивает его, делает своим достоянием, т. е. происходит социализация. В то же время человек приобретает и все большую самостоятельность, относительную автономность, т. е. происходит его индивидуализация. По сути, это неразрывно взаимосвязанные компоненты единого процесса личностного развития, пишет Д. И. Фельдштейн, определенный уровень которого порождает самодетерминацию, самоуправление личности, сознательно организующей свою собственную жизнь, а следовательно, и определяющей в той или иной мере свое собственное развитие [9].

В сущности, все личностное становление, утверждает Д. И. Фельдштейн, заключается в реализации индивидуально-социального (индивидуального освоения социального и индивидуального отторжения и воспроизводства социального) как выражения общего социального, присвоение которого проявляется в определенном уровне самосознания, самоопределения. «Социальное в его проявлении в индивидуальном — это своего рода, условно говоря, сублимация (процесс приобретения и переключения энергии аффективных влечений на цели социальной деятельности и культурного творчества) всеобщего социального в индивиде, то есть всего того, чего достигло человечество, — это система социально-психологических приобретений, которая характеризует их главного носителя — человека» [8, с. 186]. И осуществление себя как личности, по словам Д. И. Фельдштейна, состоит в том, что человек имеет возможность, испытывает необходимость реализации этой сублимированной сущности, пропуская ее через себя, выступая ее владельцем, вырабатывая свою собственную позицию — индивидуализируясь. В процессе социального созревания осуществляется не только осознание, присвоение и реализация, с учетом индивидуальных особенностей, социальных норм, отношений и принципов, но и присвоение и реализация новой «самости» (нового уровня самосознания, самоопределения). Это, в свою очередь, по Д. И. Фельдштейну, позволяет индивиду не только воспроизводить в деятельности присвоенное им социальное, но и обеспечивает соответствующие возможности в этом воспроизводстве и формировании новой социальной позиции, а также возможности дальнейшего осуществления себя как действенного субъекта. Итак, для Д. И. Фельдштейна самореализация личности заключается «в развертывании оптимальной способности воспроизводства способностей человеческого рода, развития этих способностей при потребности постоянно выходить за существующие пределы, разрывая возможности воспроизводства, достигая наиболее полного воплощения в индивидуальной форме своей родовой социальной сущности общественного существа» [9, с. 20].

Возможно, главная цель развития личности — это более полная реализация человеком самого себя на основе своих потенциальных способностей и возможностей. Но процесс самореализации представляется нам не достижением определенной вершины — это прежде всего бесконечный и динамичный процесс развития и совершенствования личности на протяжении всего жизненного пути, который невозможен без участия других людей, в полной изоляции и противопоставлении себя обществу.

1. Вязина К. Я. Саморазвитие человека (инновационный опыт) / Под ред. Т. Я. Стрешина. — Н. Новгород, 1999. — 140 с.

2. Фромм Э. Душа человека. — М.: ООО «Изд-во АСТ — ЛТД», 1998. — 664 с.

3. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. — М.: Группа «Прогресс», «Универсум», 1994. — С. 211-232.

4. Маслоу А. Г. Мотивация и личность. — СПб.: Евразия, 1999. — 478 с.

5. Орлов А. Б. Онтонсихология: основные идеи, цели, понятия и методы II Вопросы психологии. — 1994. -№ 3. — С. 1S0-1SS.

6. Куликов Л. В. Психология личности в трудах отечественных психологов. — СПб.: Питер, 2000. — 480 с.

7. Кон И. С. В поисках себя: личность и ее самосознание. — М.: Политиздат, 1984. — С. 322-333.

8. Гинзбург М. Р. Психологическое содержание личностного самоопределения II Вопросы психологии. -1994. — № 3. — С. 43-S2.

9. Фельдштейн Д. И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности. — М.: Флинта, 2004. — 670 с.

Статья поступила в редакцию 19.12.2006

THE PROBLEM OF PERSONALITY SELF-ACTUALIZATION IN RUSSIAN AND FOREIGN RESEARCHERS’ WORKS

Z. Sh. Mukhtarova

This article contains theoretical analysis of Russian and foreign researchers’ works (E. From, K. R. Rogers, A. Maslow, K. Yung, A. Menegetty) on the problem of personality self-actualization. The mentioned researchers confirm the assertion that there is an initial and spontaneous aspiration of a personality for self-actualization. The development of a personality is understood as a purely inner process connected with its initial desire to actualize in oneself hereditary inclinations. But a personality, as many scholars point out (M. P. Kinzburg,

I. S. Kon, L. S. Korostyleva, P. M. Yakobson), is developing, growing, and realizes himself in a society. Only under the influence of social conditions, natural inclinations of self-actualization can become a personal need in realizing one’s physical and mental abilities. Besides, the process of self-actualization is not a race for becoming «ideal» due to «disclosing» all potential abilities, but it is a dynamic and unlimited process s of development and perfection of a personality in one’s lifetime.

Источники самооценки самореализация