Методы диагностики самооценки у детей дошкольного возраста

27. Изучение самооценки детей дошкольного возраста в разных видах деятельности

Сравнение самооценки дошкольника в разных видах деятельности показывает неодинаковую степень ее объективностию Правильность детской самооценки в значительной мере определяется спецификой деятельности, наглядностью ее результатов, знанием своих умений и опытом их оценки, степенью усвоения истинных критериев оценки в данной области, уровнем притязания ребенка в той или иной деятельности. Так детям легче дать адекватную самооценку выполненного им рисунка на конкретную тему, нежели верно оценить свое положение в системе личных отношений.

На протяжении дошкольного детства сохраняется общая положительная самооценка, основанная на бескорыстной любви, заботе близких взрослых. Она способствует тому, что дошкольники склонны завышать представления о своих возможностях. Расширение видов деятельности, которые осваивает ребенок, приводит к формированию четкой и уверенной конкретной самооценки, в которой выражается его отношение к успеху отдельного действия.

В возрасте трех—семи лет общение со сверстниками играет существенную роль в процессе самосознания дошкольника. Взрослый — это недосягаемый эталон, а с ровесниками можно себя сравнивать как с равными. При обмене оценочными воздействиями возникает определенное отношение к другим детям и одновременно развивается способность видеть себя их глазами. Умение ребенка анализировать результаты собственной деятельности прямо зависит от его умения анализировать результаты других детей. Так, в общении со сверстниками складывается способность оценивать другого человека, которая стимулирует развитие относительной самооценки. Она выражает отношение ребенка к себе в сопоставлении с другими людьми.

Чем младше дошкольники, тем менее значимы для них оценки сверстников. В три-четыре года взаимооценки детей более субъективны, чаще подвержены влиянию эмоционального отношения друг к другу. В этом возрасте ребенок завышено оценивает свои возможности в достижении результата, мало знает о личностных качествах и познавательных возможностях, зачастую смешивает конкретные достижения с высокой личной оценкой. При условии развитого опыта общения в пять лет ребенок не только знает о своих умениях, но имеет некоторое представление о своих познавательных возможностях, личностных качествах, внешнем облике, адекватно реагирует на успех и неудачу. В шесть-семь лет дошкольник хорошо представляет свои физические возможности, оценивает их правильно, у него складывается представление о личностных качествах и умственных возможностях. Малыши почти не могут обобщать действия товарищей в разных ситуациях, не дифференцируют близкие по содержанию качества. В младшем дошкольном возрасте положительные и отрицательные оценки сверстников распределяются равномерно. У старших дошкольников преобладают положительные оценки. Наиболее восприимчивы к оценкам сверстников дети 4,5—5,5 лет. Очень высокого уровня достигает умение, сравнения себя с товарищами у детей пяти—семи лет. У старших дошкольников богатый опыт индивидуальной деятельности помогает критически оценивать воздействия ровесников.

Четырех — пятилетние дети связывают самооценку в основном не с собственным опытом, а с оценочными отношениями окружающих «Я хороший, потому что меня воспитательница хвалит». В этом возрасте намечается желание, что то изменить в себе, хотя оно не распространяется на характеристики нравственного облика. В 5—7 лет обосновывают положительные характеристики самих себя, с точки зрения наличия каких- либо нравственных качеств. Но даже в шесть-семь лет не все дети могут мотивировать самооценку. В старшем дошкольном возрасте наряду с тем, что большинство детей удовлетворено собой, стремление изменить что-то в себе, стать другим возрастает.

К семи годам у ребенка происходит важное преобразование в плане самооценки. Она из общей становится дифференцированной. Ребенок делает выводы о своих достижениях: он замечает, что с чем-то справляется лучше, а с чем-то хуже. До пяти лет дети обычно переоценивают свои умения. А в 6,5 лет редко хвалят себя, хотя тенденция похвалиться сохраняется. В то же время возрастает число обоснованных оценок. К 7 годам большинство детей правильно себя оценивают и осознают свои умения и успехи в разных видах деятельности.

Подготовка исследования. Для первой серии приготовить карточки с узорами трех степеней сложности (легкие, средние, трудные), по 3 в каждом наборе; бумагу; 6 цветных карандашей. Для второй серии подобрать сюжетные картинки: а) ребенок, расставляющий стулья; б) ребенок, протирающий стол; в) ребенок, стирающий полотенце. Подготовить оборудование для выполнения соответствующих трудовых поручений. Для третьей серии потребуются кубы разной высоты в соответствии с возрастом детей.

Проведение исследования. Исследование включает 3 серии, которые проводятся по выбору или все (последовательно) с интервалом в 2-3 дня индивидуально с детьми 4-7 лет.

Диагностика детей дошкольного и младшего школьного возраста

Добро пожаловать! На этой странице вы можете найти диагностики развития детей дошкольного и младшего школьного возраста:

Диагностический альбом «Психолго-педагогическая диагностика»

Предварительный просмотр:

Алёна Алексеевна Ганкевич

В альбоме представлены методики для изучения межличностных отношений в группе, мотивации, для исследование личности детей, самооценки, произвольной сферы ребёнка, логического мышления, в том числе словесно-логического и образно-логического, для диагностики эмоционально-ценностного отношения к себе, диагностики развития воображения, внимания, восприятия, памяти, развития речи (словарного запаса).

  • Правила психодиагностики детей
  • Методика «Выбор в действии»
  • Тест «Несуществующее животное»
  • Методика «Изучение соподчинения мотивов»
  • Методика «Изучение мотивов поведения в ситуации выбора»
  • Методика «Лесенка» В.Г. Щур
  • Методика «Нарисуй себя»
  • Проективная методика «Графический диктант»
  • Методика «Узнай, кто это»
  • Методика «Какие предметы спрятаны в рисунках?»
  • Методика «Найди и вычеркни»
  • Методика «Домик» (Н.И. Гуткина)
  • Методика «Где чьё место?»
  • Методика «Нарисуй что-нибудь»
  • Методика «Придумай игру»
  • Методика «Последовательные картинки»
  • Методика «Раздели на группы»
  • Методика «Исключение лишнего»
  • Тест «Невербальная классификация»
  • Методика «Образная память»
  • Методика «10 слов» (А.Р. Лурия)
  • Методика «Словарная мобильность»
  • Правила психодиагностики детей

    Обследование, как правило, начинается с беседы со взрослыми, (другими воспитателями, учителями, родителями) в том случае, если они обратились к Вам с определенными жалобами на ребенка. В процессе беседы Вам необходимо четко определить характер претензий к ребенку и причин недовольства им.

    Собственно обследование ребенка начинается с анализа его внешнего вида и его реакции на ситуацию обследования. При этом надо обращать внимание на то, насколько ребенок открыт для контакта, проявляет ли он активность (например, изучает обстановку в комнате, рассматривает с интересом игрушки, предметы, стоящие в ней) или он расторможен, т.е. крутится на месте, порывается встать, вертит что-то в руках или просто болтает руками или ногами. Фиксируется и проявление заторможенности, напряженности, проявляемое ребенком, стремление сесть или встать в уголок, нежелание обращать на себя внимание, боязнь вступить в разговор.

    Все эти факты связаны как с психодинамическими (врожденными) особенностями ребенка (например, с импульсивностью или ригидностью), так и с качествами его личности (например, с тревожностью или демонстративностью). Полученные при наблюдении данные в дальнейшем сопоставляются с данными тестов и помогают понять природу интеллектуальных или эмоциональных отклонений ребенка.

    При обследовании важно чередовать методики таким образом, чтобы методы, направленные на изучение памяти, следовали за методиками, направленными на анализ мышления, а изучение восприятия следовало за исследованием креативности. Начинать диагностику рекомендуется с рисования (как на свободную, так и на заданную тему), давая ребенку время войти в ситуацию обследования. Вначале даются и задания на исследования памяти, так как необходимо время (не меньше 20 минут) для исследования отсроченного воспроизведения. В то же время личностные методики предлагаются детям в конце работы, после того, как новизна ситуации для него сгладится и наладится контакт между взрослым, проводящим диагностику, и ребенком. Эта последовательность сохраняется и в том случае, если обследование проводится не единовременно, но в течение нескольких занятий.

    При проведении диагностики необходимо запомнить несколько основных правил, без которых Ваша работа не будет успешной.

    1. Каждая методика направлена на измерение очень узкого, специального качества — какого-то вида внимания, памяти, мышления ребенка. Нет методик, которые бы измеряли сразу все, нет методик, на основании которых Вы бы могли сразу понять все в ребенке и дать общую характеристику его личных качеств, способностей, особенностей его общения или стиля деятельности, его познавательных процессов. Поэтому для составления психологической характеристики необходимо использовать не меньше 10-15 разных тестов.

    2. Обязательно обращайте внимание на инструкцию, которая дается в каждой методике. Помните, что неправильная инструкция может полностью изменить содержание задания и, следовательно, полученный Вами результат.

    3. Не забывайте о том, что каждая методика рассчитана на определенный возраст. Поэтому внимательно следите за тем, чтобы возраст исследуемого ребенка совпадал с тем возрастом, для которого составлена данная методика. Существуют методы, которые можно использовать в разных возрастных группах. В таких случаях обращайте внимание на инструкцию и способ подачи материала для каждого возраста.

    4. Результаты, полученные Вами, также не могут быть одинаковы для разного возраста. Поэтому будьте внимательны при интерпретации результатов, обязательно сверяйте их с нормативностью, т.е. с теми результатами, которые типичны для детей данного возраста. Помните и о том, что только по данным одной методики, даже если результаты ребенка ниже, чем должны быть в норме, еще нельзя сделать вывод о его «глупости» или отсталости, так же как и об одаренности. Такой вывод может быть сделан только в том случае, если данные всех интеллектуальных тестов (или большинства из них) ниже или выше нормы.

    5. Многие методики требуют специального «стимульного материала», т.е. карточек, текстов, картинок, которые предлагаются ребенку. Не забывайте, что все инструкции о порядке предъявления и способе подачи этого материала обязательны; при несоблюдении их или изменении самого материала Вы получите совершенно иной результат.

    6. Существуют так называемые субъективные и объективные методики, способы анализа полученных результатов. Одни из них имеют точные ключи и рассчитанные по баллам варианты ответов, другие требуют не количественной, но качественной интерпретации; хотя работать с ними труднее, часто эти методы дают более важные данные о психическом состоянии ребенка. Однако при работе с ними надо проявлять особое внимание и сверять полученные результаты с показателями, полученными в других тестах.

    7. Никогда не пытайтесь давить на ребенка, т.е. работать с ним без его добровольного желания. Отвержение ребенком ситуации обследования может нарушить весь процесс диагностики и Вы получите неверные результаты. Старайтесь также не подчеркивать, что Вы проверяете ребенка, как бы экзаменуете его, это приведет к напряженности, скованности и также нарушит объективность полученных данных. Можете включить обследование в процесс любой совместной деятельности, даже игровой, но только в том случае, если ребенок может и в процессе этой игры сосредоточиться, принять задание, а не бросить его на полпути, если оно ему покажется скучным или трудным. Словом, Вы должны заинтересовать его данной деятельностью и добиться внимания к ней.

    Методика «Выбор в действии» (Немов Р. Психология. Психодиагностика)

    Цель методики — изучение и оценка межличностных отношений в группе детей дошкольного возраста. Данная методика является одним из детских вариантов социометрической методики.

    Процедура её проведения следующая.
    Каждому ребёнку в изучаемой группе даётся по три привлекательных, желаемых предмета. Это могут быть игрушки, картинки, конфеты и т.п. Ребёнок получает инструкцию следующего содержания:
    «Оцени эти три предмета по степени их привлекательности, по тому, насколько другие дети хотели бы их иметь у себя. На первое место поставь наиболее желательный для детей предмет, на второе — чуть менее желательный, а на третье — оставшийся. Теперь выбери из своей группы трёх детей, которым ты хотел бы подарить эти предметы, назови их и отдай им эти предметы. Самый привлекательный предмет ты должен отдать тому, кого любишь больше всех, чуть менее привлекательный — тому, кто у тебя стоит на втором месте, а последний — тому, кого по симпатиям к нему ты поставил бы на третье место».
    После того, как все дети раздадут имеющиеся у них предметы товарищам по группе, экспериментатор определяет кто, сколько и какие предметы получил.
    В соответствии с количеством полученных предметов определяется социометрический статус ребёнка в группе при помощи следующей формулы:

    где С — статус ребёнка в группе, в системе взаимоотношений со сверстниками;

    К — количество привлекательных предметов, полученных ребёнком от товарищей по группе;

    п — количество детей в тестируемой группе.

    Дополнительные данные о количестве наиболее, средне и наименее привлекательных предметов, полученных ребёнком, позволяют судить о том, какова степень близости тех отношений, в которых данный ребёнок находится со сверстниками. Чем больше наиболее привлекательных предметов получил он в процессе эксперимента, тем ближе его взаимоотношения со сверстниками.
    Основанием для выводов о статусе ребёнка служат количественные данные, т.е. показатель С.

    10 баллов — показатель С ребёнка равен 100%.

    8-9 баллов — показатель С находится в пределах от 80% до 99%.

    6-7 баллов — показатель С располагается в интервале от 60% до 79%.

    4-5 баллов — показатель С находится в пределах от 40% до 59%.

    2-3 балла — показатель С располагается в пределах от 20% до 39%.

    0-1 балл — показатель С находится в интервале от 0% до 19%.

    Выводы об уровне статуса ребенка

    10 баллов — очень высокий.

    8-9 баллов — высокий.

    4-7 баллов — средний.

    2-3 балла — низкий.

    0-1 балл — очень низкий.

    ДЕТСКАЯ ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

    Под ред. проф. Т.Д. Марцинковской

    Тест «Несуществующее животное» — направлен на исследование личности детей. Может использоваться при работе с детьми от 4,5—5 лет и старше.

    Инструкция: «Нарисуй несуществующее животное, т.е. такое, которого нет в реальной жизни».

    Проведение теста. Детям предлагают лист белой бумаги и простой карандаш. Младшим детям (4,5—6 лет) можно предложить цветные карандаши или фломастеры. Им также могут быть даны более детальные разъяснения понятия «несуществующее животное», например, взрослый может предложить нарисовать такое животное, которого нет в жизни, оно существует только в сказках. После начала работы взрослый, как и в других личностных тестах, не вмешивается в ее процесс. Как только ребенок закончил рисовать, его можно попросить ответить на некоторые вопросы: «Как зовут это животное? С кем оно живет? С кем дружит? Чем питается?» Ответы детей фиксируются.

    Анализ результатов. Прежде всего обращают внимание на размер фигуры нарисованного животного и расположение этой фигуры на листе бумаги. Размер фигуры связан с самооценкой ребенка (чем больше размер фигуры, тем выше самооценка), а ее расположение на листе бумаги — с уровнем его притязаний. Расположение в верхней трети листа говорит о высоких притязаниях, в середине листа — о средних, а в нижней трети — о заниженных притязаниях. Большое значение имеет сопоставление размера фигуры с расположением на листе бумаги. Наиболее адекватным считается достаточно большой рисунок, расположенный в средней части листа. Такое расположение говорит об уверенности ребенка в себе, но не идеализации, его стремлении проявить себя, получить поощрение, высокую оценку, но не любой ценой.

    Животное большого размера, размещенное в верхней части листа, свидетельствует о завышенной самооценке и притязаниях ребенка на самые высокие оценки, на лидерство, хотя эти притязания и не всегда оправданны. Если рисунок еще и украшен (украшения на животном, цветы, орнаменты и т.д.), можно говорить о демонстративности данного ребенка, т.е. о том, что он стремится обратить на себя внимание любой ценой. Если такие дети не могут получить положительную оценку, не являются лидерами группы, они становятся дезорганизаторами, нарушающими любые правила только для того, чтобы привлечь к себе внимание. Наказания только усиливают негативизм и конфликтность таких детей, так как привлекают к ним внимание, которого они и добиваются. Поэтому лучше всего стараться не обращать внимания на их проделки (конечно, если они не опасны для окружающих и самого ребенка), одновременно поощряя их хорошие поступки, стараясь обеспечить им успешность в какой-то деятельности.

    О неуверенности, тревожности и развитии комплекса неполноценности у детей говорят рисунки, в которых маленькая фигурка животного помещается в самом низу листа. Такие дети нуждаются в поощрении взрослых, очень важно обращать внимание других детей на их успехи (например, на то, как хорошо этот ребенок что-то нарисовал или склеил), если они не очень успешны в учебе или спортивных упражнениях. Подобное поощрение необходимо для того, чтобы ребенок почувствовал уверенность в своих силах, понял, что и у него есть много положительных качеств, он не хуже других детей. Особенно важна такая работа с детьми из авторитарных семей, в которых от них требуется высокая успешность во всех видах деятельности и послушание, которые с трудом даются детям и приводят к снижению их самооценки.

    О наличии внутриличностного конфликта можно говорит в том случае, если есть несовпадения между самооценкой и уровнем притязаний. На рисунках таких детей маленькая фигурка может располагаться на самом верху листа, либо, наоборот, большая фигура нарисована в самом низу. Высокое нервное напряжение, тревога и агрессия у таких детей связаны с тем, что они не могут оценить себя, составить свой целостный образ. Их представление о себе постоянно меняется, а потому меняется и поведение, и характер общения. При этом дети, у которых небольшая фигура смещена вверх, часто скрывают свою неуверенность и тревогу (иногда неосознанные) нарочито жестким, агрессивным поведением, конфликтностью. Такой вид агрессии называется «агрессией от тревоги» и является весьма распространенным как у детей, так и у взрослых, которые нападают для того, чтобы скрыть свое неумение, некомпетентность и неуверенность. О таком поведении сложилась поговорка: «Лучший метод защиты — нападение». Этот тип отклонений часто появляется у детей, у которых нет уверенности в любви и защите. Дети боятся, что мама или папа не будут их любить, если они сделают что-то не так, не получат высокой оценки. Отсюда их демонстративное притязание на эту оценку, сочетающееся с неуверенностью в себе.

    Дети, которые рисуют большую фигуру внизу, наоборот, уверены в себе и своих силах, но боятся или не хотят эту уверенность показывать. Это, как правило, дети из не очень благополучных семей, в которых ими не занимаются, не любят, часто наказывают.

    При анализе рисунка нужно обращать внимание и на размещение фигуры по горизонтали. Так, фигура, сдвинутая в левую сторону (так же как и смотрящая влево), может говорить об инфантильности ребенка, его стремлении назад, в детство. Это может быть связано как с чрезмерными требованиями к ребенку, так и с ревностью к появившемуся брату или сестре, которых не было раньше. Фигура, сдвинутая в правую сторону (либо смотрящая вправо), говорит о стремлении в будущее, о желании стать взрослым. Хотя этот рисунок также свидетельствует о том, что дети не очень удовлетворены настоящим, такое стремление предпочтительнее стремления в прошлое.

    Большое значение имеет и преобладание в нарисованной фигуре горизонтальных или вертикальных линий. Вытянутая по горизонтали фигура говорит о неуверенности, тревожности, а преобладание вертикальных линий — наоборот, об уверенности, агрессивности, стремлении к лидерству.

    Об агрессивности свидетельствуют и нарисованные когти, зубы, сжатые кулаки и т.п., так же как и ответы детей, в которых рассказывается о том, что животное питается другими животными, людьми, сырым мясом и т.д. Однако надо помнить, что эти ответы характерны для любой агрессии — и открытой (со стремлением к превосходству, к лидерсту), и защитной агрессии (появляющейся в результате тревоги). Поэтому важно анализировать рисунок целиком, сопоставляя данные, полученные при анализе разных параметров.

    Рекомендуется обращать внимание и на штриховку рисунков. Так, сильная, с нажимом прямая штриховка часто связана с внутренним напряжением ребенка, стремлением к высокой оценке, лидерству. Косая штриховка, с сильным нажимом и часто выходящая за пределы контура, также говорит о нервном напряжении ребенка, но свидетельствует скорее о неуверенности в себе, обидчивости, нервозности. Штриховка кругами связана с инфантилизмом, стремлением ребенка к защите, к любви и ласке, которых ему не хватает.

    Оценивается и содержание рисунков. Рисунки животных, имеющих панцирь, броню и т.п., говорят о желании ребенка спрятаться, уйти от общения. Такие рисунки характерны и для тревожных, и для замкнутых детей. Наличие барьеров, ограждений, как круглых, так и прямоугольных линий, огораживающих фигуру, связано с отгороженностью самого ребенка, желанием уйти от общения, от любопытства чужих людей. Такой рисунок может говорить и о недостаточной эмоциональности детей. Рисунки птиц, бабочек или зверюшек, имеющих крылья, часто связаны с желанием ребенка выйти из неприятной ситуации, сложившейся в семье или в группе сверстников. При этом важно обратить внимание на положение фигуры на листе бумаги, которое показывает, куда стремится переместиться ребенок — в прошлое или в будущее (см. выше). Появление антенн, проводов, биноклей и т.п. атрибутов часто связано с интересом ребенка к окружающему, к другим людям, стремлением наладить с ними связь.

    Методика «Изучение соподчинения мотивов»

    Мотивация и мотивы / Е. Ильин. — СПб.: Питер, 2003. «Мастера психологии».

    Подбираются яркие, красочные игрушки. Проведение исследования

    Исследование проводится индивидуально с детьми 3-7 лет и включает 5 серий. В первых четырех сериях предлагаемое соподчинение мотивов опосредовано взрослым, а в пятой — содержанием самой деятельности.

    1. Ребенку предлагают непривлекательное занятие, например расставить стулья, и обещают дать после этого новую игрушку.

    2. Ребенку предлагают непривлекательное занятие и подробно рассказывают ему о той игрушке, которую он получит после выполнения работы.

    3. Ребенку предлагают непривлекательное занятие и показывают игрушку, которую он получит после окончания работы. Затем игрушку убирают.

    4. Ребенку предлагают непривлекательное занятие, показывают игрушку, которую он получит после окончания работы, и ставят ее в доступном для него месте. Подчеркивают при этом, что взять-ее можно только после завершения работы.

    5. Ребенку предлагают увлекательную игру, но после того, как он закончит выполнять непривлекательное действие.

    Анализируют поведение ребенка в каждой серии (с увеличением номера серии возрастает для ребенка соблазн овладеть игрушкой или, как в пятой серии, участвовать в увлекательной игре), качество его работы, соподчинение мотивов в зависимости от ситуации и возраста.

    Если ребенок выполняет задание, несмотря на соблазн, то у него развит произвольный механизм соподчинения мотивов и тем в большей степени, чем в более конфликтной для него (соблазнительной) ситуации он оказывается.

    ИЗУЧЕНИЕ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ

    студент факультета психологии ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л.Н. Толстого»,

    Проблема сформированности самооценки у детей с интеллектуальной недостаточностью на сегодняшний день является весьма острой. При росте детей с интеллектуальной недостаточностью, возрастает и число детей с неправильно сформированной самооценкой, что ведет к проблемам в дальнейшей интеграции в общество.

    Актуальность исследования вызвана тем, что неадекватная самооценка приводит к трудностям в учебной деятельности, социализации личности и дальнейшей интеграции детей в общество.

    Цель исследования- разработка диагностической программы, направленной на изучение самооценки детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью.

    Задачи исследования:

    1. Провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы по данной теме.
    2. Разработать диагностическую программу по исследованию самооценки у детей данной категории.
    3. Исследование проводилось на базе ГДОУ ТО «Щекинский детский сад для детей с ОВЗ». В исследовании приняли участие 5 детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет), из них 4 мальчика и 1 девочка.

      В психологии самооценку рассматривают как «оценку собственной личности, своих возможностей, качеств, а так же положение себя в обществе как активного субъекта взаимоотношений»[6].

      Самооценка это ядерное образование самосознания личности, выступает как система представлений и оценок о себе, своих возможностей и качествах и системе отношений с другими людьми. Центральной функцией самооценки является регуляторная (Чеснокова И.И., Столин В.В.), которая определяет особенности деятельности и поведения личности, характер построения взаимоотношений с миром[2]. Ещё две не менее важные функции самооценки: защитная, т.е. предоставляющая возможность сохранять свою личность стабильной и независимой и функция развития, т.е. предоставляющая возможность давать оценку своему поведению через оценки себя окружающими. Также следует упомянуть и эмоциональную функцию самооценки. Именно самооценка дает возможность чувствовать те или иные эмоции, связанные с поступками, чертами характера и т.п.[1].

      Самооценка является центральным звеном саморегуляции, а так же она определяет направление и уровень активности человека, его отношение к миру, к окружающим и к самому себе.

      Самооценка включена во множество связей и отношений со всеми психическими образованиями личности и выступает в качестве важного фактора всех форм и видов ее деятельности и общения. Истоки умения оценивать себя закладываются в раннем детстве, а развитие и совершенствование его происходит в течение всей жизни человека[2].

      Структура самооценки представлена двумя компонентами: когнитивным (т.е. отражает знания человека о себе) и эмоциональным (т.е. отражает отношение личности к себе, удовлетворенность собой). В деятельности эти компоненты функционируют неразрывно: в чистом виде не может быть представлено ни то, ни другое (И.И.Чеснокова)[2].

      Самооценка может быть адекватной и неадекватной.

      При адекватной самооценке человек правильно соотносит свои способности и возможности, правильно оценивает себя и к результаты своей деятельности, реально смотрит на свои неудачи и успехи, ставит перед собой достижимые цели. Таким образом, адекватная самооценка- это итог постоянного поиска реальной меры, т.е. без слишком большой переоценки, но и без излишней критичности к своему поведению и к своей деятельности.

      Но самооценка может быть и неадекватной, то есть чрезмерно завышенной или заниженной.

      При неадекватно завышенной самооценки у личности возникает неправильное представление о себе, идеализированный образ своих возможностей, своей личности и своей ценности для окружающих. В таких случаях человек идет на игнорирование неудач ради сохранения привычной высокой оценки самого себя.

      Заниженная самооценка приводит к неуверенности в себе, робости, невозможности реализовать свои способности. Чрезмерно низкая самооценка ведет к развитию комплекса неполноценности, безынициативности, безразличия, самообвинения и к высокому уровню тревожности. Такие люди ограничиваются решением обыденных задач и слишком критичны к себе.

      Слишком высокая или слишком низкая самооценка нарушают процесс самоуправления.

      Самооценка начинает складываться с детского возраста, когда ребенок начинает узнавать себя в зеркале. Дети 3-4-х лет не учитывают своих реальных возможностей, а просто приписывают себе все положительные качества. Старшие дошкольники (5-6 лет) в основном верно оценивают свои достоинства и недостатки, учитывая мнение о них со стороны окружающих. Самооценка детей младшего школьного возраста является оценочным поведением учителя, родителей и их отношением к образовательной деятельности ребенка. В подростковом возрасте самооценка терпит колоссальные преобразования, связанные с новой ситуацией развития. В юношеском возрасте самооценка уже стабильна и перестаёт изменяться под влиянием мелких факторов. Во взрослом возрасте самооценка складывает в результате деятельности индивида. В старческом возрасте самооценка характеризуется стабильной, при сохранении положительной «я-концепции», но может и занижается из-за того, что возрастает критичность к своему поведению и внешнему виду[4].

      Особенности сформированности самооценки у старших дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. Самооценка дошкольника с данным нарушением в обычных условиях воспитания подвержена целому ряду изменений.

      В целом, самооценка старших дошкольников с интеллектуальной недостаточностью характеризуется как неадекватная вследствие менее развитых компенсаторных и психозащитных возможностей по сравнению с нормально развивающимися сверстниками.

      Когда ребенок мал и интеллектуальный дефект не заметен, как правило создается постоянная ситуация успеха. У ребенка возникает неадекватно завышенный уровень притязаний, привычка к получению только положительных подкреплений. Но как только ребенок расширяет круг общения со сверстниками, самооценке может быть нанесен серьезный удар. Кроме того, источником вторичной невротизации ребенка может быть семья, если родители не в силах скрыть досады на данного ребенка или психически нормально развивающиеся брат или сестра постоянно подчеркивают свое превосходство.

      Завышенная самооценка дошкольников, рассматриваемой категории, связана с их общим интеллектуальным недоразвитием, общей незрелостью личности. Л.С. Выготский указывает, что возможен и иной механизм образования симптома повышенной самооценки: «она может возникнуть как псевдокомпенсаторное характерологическое образование в ответ на низкую оценку со стороны окружающих»[4].

      Таким образом, самооценка старших дошкольников с интеллектуальной недостаточностью подвержена серьезным контрастным изменениям и характеризуется как неадекватная.

      Характеристика содержания диагностической программы. На сегодняшний день существует множество психодиагностических методик, позволяющих определить особенности самооценки: «Лесенка» В.Г. Щур, Методика определения эмоциональной самооценки А.В. Захаров, «Дерево» Д. Лампен, (в адаптац. Л.П. Пономаренко), Шкалы Дембо-Рубенштейн, Пробы Де-Греефе, «Нарисуй себя» А.М. Прихожан, З. Василяускайте, Модифицированная методика А.И. Липкиной «Три оценки», Т. В. Дембо Исследование самооценки, Методика «Изучение сформированности образа «Я» и самооценки», «Какой я?» Р.С. Немова, «Самооценка дошкольника» Т.В. Драгуновой.

      Краткая характеристика диагностических методик представлена в таблице №1.

      Таблица 1.

      Коррекционно-развивающая программа, направленная на формирование адекватного уровня самооценки у детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью

      Проверяем самооценку ребёнка по методике «Какой я?»

      Самооценка — важный инструмент самопознания человека. Она необходима для формирования гармоничной, полноценной личности, которая будет готова выстраивать здоровые отношения с окружающим миром и достойно принимать вызовы судьбы. Основы адекватного отношения к себе закладываются ещё в детстве, поэтому родителям и педагогам нужно понимать, как ребёнок воспринимает свою личность . Методика Р.С. Немова «Какой я?» диагностирует уровень самооценки у детей дошкольного, а также младшего и среднего школьного возраста. С её помощью можно вовремя обнаружить проблему самовосприятия и провести психологическую коррекцию.

      Характеристика методики Немова «Какой я?»

      Самооценка — это представление человека о значении своей личности и деятельности, оценивание себя, собственных качеств и чувств с позитивной или негативной стороны. Формировать у ребёнка положительное отношение к себе важно с самого раннего детства, это тот «фундамент», на котором строится успешное взросление и развитие малыша.

      Имея высокую оценку своих качеств, ребёнок легче находит общий язык с ровесниками

      Гораздо более важно то, что ты думаешь о самом себе, чем то, что другие думают о тебе.

      Луций Анней Сенека

      Нравственные письма к Луцилию

      Только объективная самооценка приносит моральное удовлетворение, устанавливает подлинное чувство личного достоинства. При верной самооценке человек перестаёт быть зависимым от мнения окружающих, может уверенно отстаивать свои мировоззренческие позиции, настойчиво идти к намеченной цели. Трезвое самоотношение позволяет создавать гармоничные и близкие отношения на основе взаимного уважения, а не авторитарного подчинения.

      Самооценка — один из фундаментальных компонентов структуры личности, который закладывается в раннем детстве и развивается всю жизнь. Поэтому необходимо уделять особое внимание её становлению у детей начиная с дошкольного возраста (3–6 лет). Благодаря позитивному восприятию себя, ребёнок может объективно оценивать окружающих, нормально относиться к внешнему миру, адекватно соизмерять свои интересы и потребности, не нарушая при этом свободу других людей.

      Разработал и внедрил методику «Какой я?» академик, доктор психологических наук Роберт Семёнович Немов. Область его научной специализации — проблемы психологии личности, социальная психология, он является автором многочисленных публикаций и учебных пособий. Диагностика самооценки ребёнка, предложенная Р.С. Немовым, ориентирована на детей дошкольного возраста, младших школьников,но подходит и для учеников средней школы.

      Основная задача теста «Какой я?» — психодиагностика личностных качеств. Этот тест является частью комплексных мероприятий, которые определяют уровень психологической и интеллектуальной готовности малыша к школе. При переходе ребёнка в среднюю школу методика поможет понять, насколько он готов к новым учителям, сформированы ли у него качества психологической независимости, более зрелого и ответственного самоотношения.

      Методика Р.С. Немова на языке профессиональных психологов классифицируется как «чистая», то есть исследуемый просто подтверждает или опровергает наличие у него тех или иных психологических и нравственных качеств, которые озвучиваются ему из списка. На основании ответов делаются выводы об уровне его самооценки.

      Порядок и техника проведения теста

      Исследование не требует особой подготовки, единственное, что нужно распечатать протоколы по числу тестируемых детей. И создать обстановку теплоты и доверия, это непременное условие всех психологических тестов.

      Тест организован так, что ребёнок сам себе выставляет оценку по ряду личностных качеств. Итоговая сумма баллов позволяет сделать выводы об уровне его самооценки. Также испытуемый самостоятельно комментирует, насколько важны для него перечисленные качества характера.

      Протокол исследования оформляется в виде таблицы:

    4. Хороший.
    5. Добрый.
    6. Умный.
    7. Аккуратный.
    8. Послушный.
    9. Внимательный.
    10. Вежливый.
    11. Умелый (способный).
    12. Трудолюбивый.
    13. Честный.
    14. После исследования не будет лишним задать несколько вопросов, чтобы уточнить отношение ребёнка не только к себе, но и к окружающим: родителям, товарищам по учёбе и играм, педагогам.

      • Ожидаешь ли ты похвалы?
      • Как к тебе относятся сверстники, родители, учителя?
      • Как ты понимаешь слово «самооценка»?
      • Уважают ли тебя твои друзья?
      • Какое место ты отводишь себе в кругу друзей?

      Особенности возрастной психологии, которые стоит учесть

      В процессе исследования нужно серьёзно отнестись к особенностям возрастной психологии дошкольника и ученика младшего школьного звена. Это возраст активного развития, психика ребёнка неустойчивая, он быстро устаёт, поэтому на тестирование могут повлиять слабая концентрация внимания, неразвитые волевые качества, отсутствие мотивации при невысокой заинтересованности ребёнка. Если анкетируемому неинтересно, то с ним очень тяжело работать.

      Следует иметь в виду, что дошкольник не умеет разграничивать деятельность и характеристику личности. В случае, если критически отозвались о его поступке, в сознании срабатывает понимание: «я плохой». Во внутреннем мире малыша определяющим является эмоциональный фон, он очень нуждается в одобрении и поощрении со стороны ближнего круга взрослых. Ребёнок в этом возрасте с трудом воспринимает критику, часто идеализирует свой характер и качества.

      Для преодоления или смягчения этих трудностей потребуются, при довольно высоком уровне квалификации исследователя, дополнительные усилия для создания атмосферы максимально полного доверия и взаимопонимания с ребёнком, чтобы услышать от него честные и осознанные ответы. Если относиться к тесту поверхностно, то можно создать необъективную картину самооценки испытуемого.

      Заинтересованность ребёнка в исследовании сведёт к минимуму погрешность результатов теста

      К концу дошкольного периода и на этапе средней школы возникают благоприятные условия для интеллектуального роста, осознанного закрепления этических норм поведения. По мере интеллектуального и психологического созревания преодолевается зависимость от оценочных суждений взрослых о ребёнке, развивается самодостаточность. На смену позиции детского эгоцентризма со временем приходит более реалистичное представление о себе, желание партнёрских, равноправных отношений с окружающими.

      Методика «Какой я?» для дошкольников и младших школьников

      Для младшей возрастной категории, до девяти лет, опрос рекомендуется проводить в устной форме и учитывать, что дети могут иметь недостаточный уровень владения техниками чтения и письма. Организатор теста должен работать индивидуально с каждым ребёнком, поскольку ему придётся записывать ответы, задавать дополнительные уточняющие вопросы, чтобы убедиться в том, что малыш понимает задание и глубоко осознаёт свой ответ.

      Очень важно не игнорировать эмоциональное поведение тестируемого, а записывать высказывания, которыми он, возможно, сопроводит свой ответ. Это могут быть восклицания: «очень», «всегда», «никогда». Профессиональный подход поможет провести тестирование более успешно и добиться объективного результата.

      Запомните: вопросы для дошкольников и детей младшей школы должны проговариваться в спокойной интонации, формулироваться просто, понятно и чётко. Если ребёнок не понял, задание уточняется.

      В целом алгоритм проведения теста «Какой я?» прост:

    15. Даём задание: «Я называю качества характера человека, а ты говоришь, какие из них относятся к тебе».
    16. Объясняем: «Когда отвечаешь, можешь говорить слова «да», «нет», «не знаю», «не всегда».
    17. Называем характеристику, уточняем: «Ты понимаешь, что это слово значит? Подумай, не торопись».
    18. Вносим данные в протокол.
    19. Исследование самооценки и самоотношения учеников средней школы

      Для детей средней школы можно организовать тест в небольшой группе, в которой все хорошо знакомы друг с другом и чувствуют себя раскованно и комфортно. Дети этого возраста самостоятельно отвечают на вопросы в протоколах письменно. Тест проводим по такой схеме:

      1. Подписываем протокол для каждого ребёнка, выдаём персонально.
      2. Объясняем задание: «Напротив каждого качества надо поставить себе оценку по шкале: «да», «нет», «не знаю». Поясняем, что ответы надо выставлять быстро, но и не принуждаем детей чрезмерно торопиться.
      3. Убеждаемся, что дети понимают смысл всех слов о нравственных качествах, и просим начать тест.
      4. После завершения собираем протоколы для подведения итогов.

      Оценка результатов

      Когда протоколы заполнены, переходим к обработке полученных результатов. В тесте есть оценочная шкала: ответы «да» получают 1 балл; ответы «нет» оцениваются в 0 баллов; ответы, выражающие сомнение («не знаю», «иногда»), зарабатывают 0,5 балла. Общая сумма баллов определяет качественный уровень самооценки ребёнка.

    20. 10 баллов — очень высокий;
    21. 8–9 баллов — высокий;
    22. 4–7 баллов — средний;
    23. 2–3 балла — низкий;
    24. 0–1 балл — очень низкий.
    25. Получив и оценив результаты теста, можно провести беседу с заинтересованными родителями и воспитателями. На консультации рассказывают, как проявляется отклонение от нормы в самооценке ребёнка.

      Заниженная самооценка обнаруживает себя склонностью к «самоедству», мнительностью, слабой мотивацией, тревожностью. Для такого человека любая проблема становится гипертрофированно сложной, он болезненно и нетерпимо воспринимает критику в свой адрес, долго и мучительно «пережёвывает» чужие слова, носит в себе обиду. Даже положительную реакцию окружающих человек воспринимает как временный и случайный эпизод в своей жизни, находясь в постоянном эмоциональном напряжении ожидания удара от судьбы. Такой психологический негативизм препятствует построению долговременных, прочных, глубоких отношений с другими людьми.

      Дети с низкой самооценкой замыкаются в себе, имеют проблемы с учёбой не из-за качества знаний, а в силу своей неуверенности и страха быть непонятыми, высмеянными. Помощь психолога нужна им однозначно и незамедлительно.

      Завышенная самооценка неизбежно создаст проблемы в общении со сверстниками

      Завышенная самооценка, наоборот, приводит к тому, что человек ставит себя в позицию превосходства, уверен в собственной правоте, игнорирует точку зрения окружающих. При завышенном уровне восприятия своих сил и возможностей человек склонен к безответственности в действиях, поскольку берётся за работу, которая ему «не по плечу».

      Так как зачастую именно родители формируют самооценку ребёнка, чрезмерно восторженное отношение к своему чаду может оказать ему «медвежью услугу», исказив реальное понимание вещей. С другой стороны, родительский критицизм и негативизм сформирует апатию и робость, убьёт энтузиазм, ограничит энергию активного действия для достижения успеха. Кроме того, могут появиться непонимание и неприятие со стороны сверстников.

      Интерпретация итогов тестирования

      Дошкольникам в целом свойственно иметь завышенную самооценку в силу недостатка знаний о себе, об окружающих людях. Часто у детей 45 лет можно услышать ответы в преувеличенной степени, когда ребёнок утверждает, будто он «всегда добрый», «всегда умелый», что свидетельствует об отсутствии самокритичности.

      Насколько реалистичны и объективны ответы, можно будет проверить, сравнив самооценку ребёнка с мнением родителей и учителей о нём по тем же характеристикам. Старшие дошкольники и ученики средней школы, как правило, объективно и здраво осознают свои положительные качества и недостатки, для них важно мнение друзей и взрослых о них.

      Обращаем внимание на то, что статистической нормой такого способа диагностики является психологически обоснованное и закономерное расхождение реального и идеального представления о себе ребёнка.

      Реальная концепция своего «я» — это представление ребёнка о себе, то, что он сам о себе думает. Идеальная концепция подразумевает восприятие личностью своего «я» в соответствии со своими ожиданиями и желаниями, то есть: «Каким я хочу быть?».

      Опытный практикующий психолог обязательно обнаружит возможный внутренний конфликт между реальным и идеальным в психологическом автопортрете человека.Рекомендации проницательного исследователя станут ценными для учителей и родителей, которые стремятся разобраться в особенностях характера ребёнка, глубже понять причины поведения своих детей или учеников.

      Методика Р.С. Немова «Какой я?» — один из инструментов определения уровня самооценки, который необходим для раннего выявления проблем в области становления своего «я» ребёнка. Обращать внимание на то, как человек воспринимает самого себя, важно с детства, чтобы при необходимости провести психологическую коррекцию и помочь ему счастливо жить, расти, любить себя и комфортно общаться с окружающими.

      Методы диагностики самооценки у детей дошкольного возраста