Методика самооценки личности мотков

Ваш психолог. Работа психолога в школе.

Последние новости

Самое популярное

Цель: проанализировать социально значимые качества на основе самооценки.
Инструкция: «Ребята! Вам предлагается выразить согла­сие с суждениями об особенностях вашей личности. Возь­мите лист бумаги и напишите сверху Ф.И., дату, школу, класс. Я буду читать номер вопроса и сам вопрос, а вы должны записать номер и напротив него свой ответ. Ответ выбирается по шкале возможных ответов:

Неверно Скорее неверно Когда как В целом верно Верно

Вы смотрите на шкалу возможных ответов и решаете, ка­кой ответ вам больше всего подходит: 1, 2, 3, 4 или 5. На­пример, к № 1 вы выбрали ответ «скорее неверно». Тогда по­сле первого номера вы ставите тире и пишете цифру два. Та­ким образом нужно отвечать на все пункты.

Возможный ответ
1. Уважительно отношусь к большинству людей, к членам группы.
2. Развиваю в себе способность видеть трудности других лю­дей, активно помогать им.
3. Готов(а) поступиться своими интересами ради интересов коллектива.
4. Помогаю сверстникам, не ожидая взамен похвалы или награды.
5. Хочу, чтобы мой труд приносил пользу обществу.
6. Всегда бережно отношусь к предметам, сделанным рука­ми человека.
7. В любом деле стремлюсь к достижению наилучших ре­зультатов.
8. Стремлюсь самостоятельно справляться с трудностями в работе.
9. Часто изобретаю свой подход к делу, свои способы работы.
10. Люблю предлагать и осуществлять новые дела.
11. Я — целеустремленный человек.
12. Умею длительно работать с полной отдачей сил.
13. Мне совестно, если я поленился помочь родителям или товарищу.
14. Недовольство собой заставляет меня бороться со своими недостатками.
15. Ответственно отношусь к делам группы, класса, пережи­ваю за общий успех.
16. Проявляю сочувствие ребятам, у которых что-то не по­лучается.
17. Выполняю с готовностью любую, даже неприятную ра­боту, если она приносит пользу людям.
18. Бережно отношусь к окружающей нас природе, живот­ным, растениям, водоемам и т. д.
19. Мне присуща тщательность, добросовестность в любом деле.
20. Люблю самостоятельную, трудную работу.
21. Любую работу стремлюсь сделать интересной и полезной для себя и для других.
22. Нравится осваивать новые виды деятельности, новые умения, навыки.
23. Я привык(ла) выделять в делах главное и не отвлекаться на посторонние, менее важные задачи.
24. Умею сохранять выдержку и терпение в конфликтах с людьми.

Обработка результатов: на основе полученных индивиду­альных данных психолог может составить сводную табли­цу, представляющую результаты по всему классу. В ней анализируются и сравниваются как индивидуальные, так и среднегрупповые результаты по отдельным параметрам.

Ключ к методикам «Самоанализ личности», «Анализ лич­ности».
I. Активность нравственной позиции —№ 1, 2, 13, 14 1а — Уважение к людям, совестливость —1, 13 16 — Стремление к нравственному самовоспитанию —2,14 П. Коллективизм —№ 3, 4, 15, 16
II а — Ответственность перед коллективом —3, 15
II б — Чуткость и взаимопомощь —4, 16
III. Гражданственность в труде —№ 5, 6, 17, 18
III a — Осознание значимости своего труда для общест­ва—5, 17
III б — Бережное отношение к результатам труда, к при­роде —6, 18
IV. Трудолюбие —№ 7, 8, 19, 20
IV а — Добросовестность —7, 19
IV б — Самостоятельность в преодолении трудностей — 8,20
V. Творческая активность — № 9, 10, 21, 22
V а — Стремление к улучшению процесса работы —9, 21
V б — Стремление к новому, инициатива —10, 22
VI. Волевые качества —№ 11, 12, 23, 24
VI а — Целеустремленность —11, 23
VI б— Настойчивость и самообладание —12, 24

Интервалы уровней проявления фактора (качества) у школьника.

Методика самооценки личности мотков

О.И. Мотков
кандидат психологических наук

Методика «Психологическая культура личности»

Уважаемые друзья!
Надеемся, что данный материал будет полезен Вам в работе или в личном развитии. Пожалуйста, расскажите о своем отношении к гармонизации жизни. Какие Вами найдены пути наполнения жизни гармонией и смысла.
Для более плодотворной работы с методиками присылайте свои вопросы и результаты (заполненный бланк методики) по адресу [email protected]
Автор ответит на Ваши вопросы и даст необходимую консультацию.

Психологическая культура — в развитом виде это достаточно высокое качество самоорганизации и саморегуляции любой жизнедеятельности человека, различных видов его базовых стремлений и тенденций, отношений личности (к себе, к близким и дальним людям, к живой и неживой природе, Миру в целом). Это оптимально организованный и протекающий процесс жизни. С помощью развитой психологической культуры человек гармонично учитывает как внутренние требования личности, психики, своего тела, так и внешние требования социальных и природных сред жизни.

Психологическая культура, наряду с оптимальным образом жизни, обеспечивает устойчивое гармоничное функционирование личности и является одновременно его выражением.

Гармоничное функционирование проявляется в:

1 — преобладающем хорошем самочувствии;

2 — глубоком понимании и принятии себя;

3 — позитивных гармонизирующих ориентациях на конструктивное общение и ведение дел, на творческую игру, и т.д.;

  1. — высокой удовлетворенности жизнью — характером своего общения, ходом дел, своим здоровьем, образом жизни, процессом творчества;
  2. — высоком уровне саморегуляции (но не слишком высоком!) своими желаниями, эмоциями и действиями, своими привычками, процессом развития и т.п.

Как видно из этого перечня проявлений “хорошей жизни”, она является целостной характеристикой и выражается в различных психологических аспектах жизни личности: и в эмоциональных переживаниях и самоощущениях, и в мотивационных и когнитивных проявлениях, и в поведении. “Хорошая жизнь” человека обеспечивается оптимальным набором разнонаправленных стремлений и интересов его личности, преобладанием позитивных мотиваций над негативными, гармоничным функционированием в целом.

Психологическая культура высокого уровня включает в себя комплекс осознанно развиваемых специальных стремлений (тенденций, потребностей, ориентаций), изначально присущих человеку, и обеспечивающих их реализацию природных способностей; набор соответствующих этим стремлениям и способностям прижизненно развитых умений и устойчиво и ежедневно проявляющихся видов поведения.

К культурно-психологическим поведенческим проявлениям относятся:

1 — регулярно совершаемое самопознание, самоанализ своих личностных и поведенческих особенностей, в результате которого начинают осознаваться свои жизненные предназначения, образуется и поддерживается конструктивное самоотношение, самооценка, реально помогающие жить, ставить осуществимые цели и задачи, направлять конкретные усилия в соответствующее своим склонностям и предпочтениям русло, быть самим собой;

2конструктивное общение с ближними и дальними людьми, помогающее продуктивному разрешению личных, деловых и общественных вопросов;

3хорошая саморегуляция своих эмоций, действий и мыслей — развитые стремления и умения поддерживать преимущественно положительный эмоциональный тон, сохранять спокойствие в стрессовых ситуациях, создавать и поддерживать позитивные личностные установки и отношения, сохранять здравый смысл и мудрость в конфликте с людьми, проявлять гибкость мышления при решении сложных задач, поддерживать гармоничный, разнообразный и адаптивно необходимый, образ жизни, и т.п.;

4 — достаточно гармонично организованное творчество — наличие своего интересного творческого дела, выполняемого чаще всего в игровом и процессуальном стиле, с умеренным вложением усилий и времени (есть ведь и другие важные и адаптивно необходимые виды деятельности);

5конструктивное ведение своих дел, для которого характерно реалистическое планирование, как правило, доведение начатого дела до конца, умение, если это соответствует изменившимся условиям, отказаться от нереальной цели и сформулировать новую, более осуществимую цель, умение работать достаточно систематично, а не импульсивно, с отдыхом и переключением на другие виды деятельности, и т.п.);

6гармонизирующее саморазвитие — наличие целей и деятельности по самовоспитанию личностных установок и поведения, гармонизирующих желания, эмоции, мысли и представления о себе, людях, окружающем мире, Природе, отношения к ним, улучшающих весь наш образ жизни.

Психологическая культура является важным компонентом общей гармонии личности, такого ее широкого аспекта как общая культура жизнедеятельности, функционирования личности. Общая культура жизнедеятельности личности в свою очередь состоит из шести видов процессуально-личностных культур человека, таких как нравственная, эстетическая, психологическая, физическая, познавательно-творческая и общегармонизирующая. Общекультурные побуждения входят в набор базовых, природных культурологических тенденций и имеют в этом наборе и противоположно направленные акультурные эквиваленты, как правило, более слабые по степени своей выраженности в личности испытуемых (см. нашу методику «Культурологические тенденции»).

Психологическая культура проявляется и в развитом чувстве ответственности перед Природой за оптимальное протекание своей и другой жизни, в отношении к жизни как к природному дару, интересному эксперименту и самоиспытанию. Законы мировой гармонии, всеобщего единства разнонаправленных и противоположных сил и тенденций, космической творческой игры, многообразия и другие, лежащие в основе устройства Природы, предрасполагают нас к тому, чтобы мы по возможности наиболее оптимально воспользовались даром жизни, научились жить и в конечном итоге прожили жизнь достаточно гармонично, гибко, творчески и полно.

Уровень психологической культуры можно осознанно повышать с помощью специально на нее направленных процессов развития и саморазвития. Она требует для своего поддержания и повышения практически ежедневных, но умеренных усилий, развития позитивных, «саногенных» личностных установок, «позитивного мышления» и поведения.

Предлагаемая вниманию читателя методика является последним вариантом более ранней методики «Культурно-психологический потенциал» (см. Мотков О. И. Психология самопознания личности: Практ. пособие. М., 1993). Сохранены шкала возможных ответов и те же вопросы, однако они касаются в новом варианте культурно-психологических стремлений и их осуществления — мотивационной, собственно личностной составляющей психики, а не соответствующих способностей, которые относятся уже к исполнительной ее стороне. Существенно изменена и обработка данных, введены новые интегральные показатели гармоничности (оптимальности) выраженности культурно-психологических стремлений, их поведенческой реализации и психологической культуры в целом.

Инструкция (групповое предъявление):
Вам предлагается оценить силу своих психологических стремлений (по пятибалльной шкале А) и степень полноты их осуществления в каждодневной жизни (по пятибалльной шкале Б). Всего нужно ответить на 18 пунктов. Свой ответ выбирайте по шкалам возможных ответов А и Б.

Шкала А (оценка силы культурно-психологических стремлений):
1 – очень слабая; 2 – слабая; 3 – средняя; 4 – высокая; 5 – очень высокая.

Шкала Б (оценка степени осуществления психологических стремлений в поведении):
1 – очень слабая; 2 – слабая; 3 – средняя; 4 – высокая; 5 – очень высокая.

На опросном бланке укажите имя и фамилию, дату рождения, пол, род занятий, место учебы или работы, дату обследования. Затем напротив каждого пункта поставьте два крестика в тех клеточках, которые соответствуют силе вашего психологического стремления и степени его осуществления. Например, пункт 1 – “Стремление четко осознавать и понимать себя…”. Если по отношению к данному стремлению вы выбрали ответы «высокая» и «средняя», то напротив пункта 1 поставьте крестики под цифрой 4 в шкале А и под цифрой 3 в шкале Б. И так далее по всем пунктам методики. Не пропускайте ни одного пункта и ни одного ответа!

фамилия и имя ___________________________
Дата обследования____________________________

Дата рождения___________________________
Пол_________________________________________

Должность ______________________________
Место учебы или работы_______________________

Методика «самооценка личности» (О. И. Мотков) (модификация методики Б. А. Сосновского. См.: Сосновский Б. А. Лабораторный практикум по общей психологии. М.: Просвещение, 1979, с. 87-91)

Тип документа: Практикум

Предмет: Разное

Размер: 295.5 Kb

Ссылка на архив с файлом находится
ВНИЗУ СТРАНИЦЫ

Методика «самооценка личности» (О.И. Мотков)

(модификация методики Б.А. Сᴏϲʜовскᴏᴦᴏ.

См.: Сᴏϲʜовский Б.А. Лабораторный практикум по общей пϲᴎхологии.

М.: Просвещение, 1979, с. 87-91)

Методика позволяет изучать общий уровень самооценки позитивного развития личности, самооценку отдельных факторов и качеств личности,а кроме того ее адекватность или неадекватность.

Адекватность самооценки – ϶ᴛᴏ степень ее соответствия реальной выраженности личностных качеств, проявляющихся в переживаниях и поведении.

Это ее реалистичность. Она обусловливается качеством работы особого личностного механизма — внутᴩᴇʜнего программиста и регулятора жизнедеятельности. Реализм в самооценке позволяет человеку строить более точные и более выполнимые планы, стремиться к более осуществимым целям и желаниям. По϶ᴛᴏму адекватность самооценки можно считать одним из показателей гармоничности личности .

Обычно адекватность определяется путем соотʜᴇсения самооценки реального состояния личности с оценкой этих же качеств у некоей идеальной личности. Возможно и определение реальной выраженности качеств испытуемых с помощью экспертных оценок степени наличия этих качеств со стороны людей, хорошо знающих респондентов.

В вариаʜᴛᴇ методики Б.А. Сᴏϲʜовскᴏᴦᴏ испытуемому предлагается список из 30 слов, определяющих некоторые качества личности. Опрашиваемый сначала должен ранжировать их по степени ценности, ориентируясь на свой идеал личности (ставя на 1 место наиболее ценное качество, затем на 2 место — чуть менее ценное, и т.д.). Затем ᴏʜ ранжирует эти качества по степени их выраженности у ϲᴇбᴙ (на 1 место ставится наиболее выраженное качество, на 2 – чуть менее выраженное, и т.д.). Т.е. основываясь на выше сказанном испытуемый оценивает свое РЕАЛЬНОЕ Я. Третий раз ᴏʜ ранжирует эти качества, оценивая их по степени проявления, демонстрации для других людей (Я ДЛЯ ДРУГИХ). Далее подсчитываются коэффициенты ранговой корреляции между получившимися тремя рядами рангов.

В представленном здесь вариаʜᴛᴇ № 2 методики испытуемому предлагается список из 24 позитивных качеств личности, которые входят, по моему мнению, в характеристику «идеальной» личности (большинство из этих качеств не совпадает с «качествами личности» из списка Б.А. Сᴏϲʜовскᴏᴦᴏ, так как некоторые характеристики в его списке не являются, строго говоря, качествами личности, например, «знания», «умения», и, кроме того, предложенные им качества с трудом поддаются класϲᴎфикации).

24 качества личности группируются в такие ФАКТОРЫ : нравственность, воля, самостоятельность и чувство реальности, креативность, гармоничность, экстраверϲᴎя, общая самооценка позитивности развития личности.

Так как в ϶ᴛᴏм списке представлены только положительные качества личности, то, при их оценке испытуемым по единой 5-балльной шкале , макϲᴎмальную выраженность всех этих качеств можно считать полным самоотождествлением опрашиваемого с идеальной личностью , что будет указывать на явно завышенную самооценку, на наличие амбиций и отсутствие самокритичности.

Исходя из выше сказанного, открывается возможность изучения адекватности самооценки не по тесноте связи между рядами проранжированных качеств по критериям идеала Я, реального Я и Я для других, а по другому, более точному показателю общей выраженности самооценки позитивных качеств личности , который не требует от испытуемого проведения процедуры наϲᴎльственного размещения (ранжирования) в общем-то примерно одинаково значимых и примерно равноценных качеств личности в ряд по убыванию их ценности. Кстати, подобного рода процедура ранжирования достаточно искусственна и искажает реальное положение дел в личности опрашиваемых.

Мою гипотезу легко проверить, попроϲᴎв испытуемых сначала оценить выраженность каждого из 24 качеств у ϲᴇбᴙ на данный ближайший год жизни (выраженность реального Я), а затем – оценить выраженность этих качеств у некоей абстрактной идеальной личности (выраженность идеальной ЛИЧНОСТИ). В случае в случае если у идеальной личности выраженность большинства качеств будет приближаться к 5 баллам, то, следовательно, эти примерно рядоположны по своей значимости и ценности, и их не имеет смысла ранжировать.

Конечно, и в новой процедуре оценки выраженности своих качеств по 5-балльной шкале есть свои минусы, как в любой методике, требующей от испытуемого самооценки качеств. Возможен кᴩᴇʜ в самооценках в сторону социальной и личностной желательности. Но при этом, при введении, в ходе анализа результатов по методике, уровня псевдовысокой, завышенной и потому неадекватной самооценки , и поᴄᴫᴇдующем размещении таких данных ниже высокᴏᴦᴏ, но адекватного уровня выраженности самооценки личности, такие случаи «злостных» ответов в сторону социальной желательности будут автоматически учитываться и соответственно оцениваться по стандартизированной методике определения уровня выраженности результатов.

Исходя из опыта работы с методиками, в которых самооценка личностных особенностей производится по 5-балльной шкале, псевдовысоким уровнем выраженности самооценки является диапазон от 4,51-4,71 балла до макϲᴎмальной границы 5,00 баллов.

Говорить о низком уровне выраженности самооценки личностных качеств как о неадекватно заниженном уровне развития личности гораздо сложнее. Кстати, подобного рода самооценка, конечно, не желательна, но может быть вместе с тем достаточно реалистичной, адекватной самооценкой. Здесь ᴄᴫᴇдует провести анализ ответов по каждому пункту списка качеств. В случае в случае если по всем пунктам даны низкие самооценки, то ϶ᴛᴏ действительно может говорить о заниженной и неадекватной самооценке, так как человек априори не может быть «плохим» по всем личностным параметрам. Нужно искать причины таких тотально низких, неадекватно обобщенных, одинаковых по стилю, ответов (возможно, депресϲᴎвное состояние, самобичевание после ϲᴎльной неудачи, и т.п.). В случае в случае если же часть ответов все-таки на ϲᴩеднем или даже высоком уровне, а часть – на очень низком, что в итоге может дать уϲᴩедненный общий низкий уровень, то в ϶ᴛᴏм случае, при диффеᴩᴇʜцированных по уровню ответах, низкий конечный уровень самооценки будет адекватным, реалистичным отражением положения дел в собственной епархии личности.

Методика может использоваться испытуемыми, начиная с 12 лет. При объяснении некоторых понятий – и с более молодого возраста.

О.И.Мотков. Автобиография познания и творчества

Мотков, Олег Иванович — российский психолог, кандидат психологических наук, доцент Института психологии им. Л.С. Выготского РГГУ

1. Детские и юношеские предпосылки

Родился 17 октября 1948 года в Москве под знаком Весы, стихия – Воздух, простор.

Левша по руке и ноге, старший брат, отец четырёх детей.

Мне примерно 8-9 месяцев. Лето. Сижу в траве. Ощущение чуда от колышущихся цветов, голубого неба и плывущих облаков, пролетающих бабочек. С детства живу с чувством восхищения природой. С этого, скорее всего, и началось интуитивное познание громады и красоты Мира. Я был слитен с маревом зелени, голубизны и летящих точек. Сидел и смотрел на Мир, а Мир смотрел на меня и потихоньку раскрывал своё богатство и разнообразие. Позже эта любовь к дикой природе вылилась в регулярные прогулки по паркам и Подмосковью, в самодеятельные путешествия по Кавказу, Памиро-Алаю (Фанам, Дугобе, Матче), Северному Тянь-Шаню и Памиру (см. фото на сайтах foto.mail.ru и vkontakte.ru), в фотографирование преимущественно пейзажей.

Стимулирующими причинами моего саморазвития, вероятно, были подростковый возраст, бурление половых гормонов, и операция по удалению наростов, полипов в носу где-то в 15 лет. Произошла сильная активизация снизу, из подкорки, всей коры больших полушарий мозга (а сейчас становится всё более ясно, что именно подкорка является ядром личности, а кора является лишь обслуживающим сервисным механизмом, который ей подчиняется) и ствола мозга, отвечающего за осознание в оперативном поле любой актуальной информации. Увеличился и приток воздуха в мозг, что привело к расширению объёма и силы осознания и анализа любых впечатлений. Возможно, повлияла и семейная ситуация. Когда мне было 14 лет, у мамы от нашего отчима родился сын. Чувство некоторой дистанции, отдаления от матери и стало дополнительным внутренним стимулом к самостоятельному построению своей жизни, к тому, чтобы опираться во всём в первую очередь на себя, и обо всём думать своей головой.

Именно в 15 лет, когда учился в 9 классе с биологическим профилем школы № 5 на Ленинском проспекте (сейчас это школа № 16), у меня произошёл важный скачок в развитии – неожиданно ярко осознал, что ничего толком не знаю и не понимаю. Что такое это дерево, эти облака, и что такое я? Не понимаю главного – сути вещей, устройства Мира. Как бы вышел из полуспячки. Хотя в школе мы с 9 класса писали паракурсовые работы, проходили летом практику в биологических институтах Академии наук СССР и на биофаке МГУ. Но система обязательных, без выбора, школьных предметов и гонка по темам без серьёзного их продумывания тяготила и вызывала внутреннее неприятие.

Итак, с этого ошеломляющего инсайта — удивления Миром и своим тотальным его непониманием – и начался период более осознанного познания Мира и самого себя. И продолжается до сих пор. Поначалу, ещё с детства, это было больше малоосознаваемое глубокое созерцание, вглядывание, а не делание. Делание началось в 10 и 11 классах. Стал писать стихи, больше фотографировать, читать книги о теории относительности Эйнштейна и космологии, об эволюции живого и о генетике (некоторые стихотворения есть здесь: stihi.ru, www.tovievich.ru/friend/44.htm и в моем сборнике «Жизнь – это поэзия». М.: Самиздат, 1999 – 100 экз.). Начал строить свою философию устройства Мира. Понял, что основной единицей Природы является целостный предмет, а не материя и форма. Мы лишь благодаря особенностям нашего мышления абстрагируем, выделяем из предметов эти его, всегда существующие нераздельно, составляющие. И вопрос о первичности-вторичности материи и сознания просто нелеп, так как Вселенная вечна и бесконечна, и всегда есть при таком общем рассмотрении одновременно и то, и это, и только отдельные предметы конечны, как, например, мы с вами (см. обобщающую статью: МОТКОВ О.И. Размышления об общих законах устройства Мира и человеческом предназначении. М., 2002 в Интернете: www.psychology-online.net. Также в книге автора «Природа личности: сущность, структура и развитие». М., 2007).

Поэтому возможны во времени лишь более ранние целостные предметы и предметы более поздние. Об этом говорил учителю на уроках по обществоведению. Одноклассники радовались – в это время можно было спокойно переписываться, играть в морской бой и т.п.

В 11 классе весной 1966 года с братом Сергеем и друзьями сделали рукописный литературный журнал «Алтарь» с нашими рассказиками и стихами, картинками к ним. После создания своей «философии» как-то сам собой возник вопрос: как в мозгу образуются мысли, теоретические обобщения? Решил сначала поступать после окончания школы на биофак МГУ, на нейрофизиологию, чтобы на уровне мозга разобраться с этой проблемой. Мама же хотела, чтобы я шёл на факультет журналистики МГУ на фоторепортёра – неплохо снимал и хорошо писал сочинения, на факультете были её знакомые. Узнал, что открывается новый факультет психологии, и решил твёрдо идти на него, так как представлял психологию как нечто среднее, включающее обобщённый философский взгляд и биологию. Я не был отличником, но верил в себя, романтично представляя, что мне по жизни помогает идти моя звезда. Как теперь понимаю, этой «звездой» являлось сильное внутреннее начало, моя «самость», изначальная безотчётная вера в себя и в лучшее. Эта вера была подкреплена похвалой учителя физики из ФИАНа в 10 классе, когда неожиданно для самого себя доказал неизвестным ему способом задачу о ходе лучей в разделе «Оптика». Так же репетитор (а пришлось сдавать и физику!) говорил маме, что у меня есть способности к теоретической физике.

Таким образом, мои познавательные интересы вызревали и актуализировались изнутри, спонтанно, и мне не раз приходилось принимать решения наперекор «социальным» влияниям близких и дальних людей. Социальная среда могла лишь подстегнуть внутренние стремления к поиску ответов на возникающие вопросы и веру в себя, могла способствовать их укреплению, но отнюдь не возникновению.

2. На факультете психологии МГУ и в Психологическом институте РАО

В 1966 году поступил на факультет психологии МГУ, сначала на вечернее, а со 2-ого курса – на дневное отделение. Курсовые работы писал на кафедре общей психологии по особенностям мышления у обычных людей и у диспетчеров. Мне нравилась атмосфера свободного высказывания мыслей на семинарах (что, конечно, не приветствовалось на политических марксистско-ленинских предметах). Интересовался в это время больше тем, как в целом организованы процессы мышления и творчества, и что такое сознание. На семинарах и консультациях спорил с А.Р. Лурия, Ю.Б. Гиппенрейтер и др. преподавателями по вопросам сущности сознания и личности, наличия личности и мышления у животных, выступая против традиционных, идеологизированных, подходов. Предлагал свои решения. Последнюю курсовую и диплом делал под руководством доктора психологических наук В.Н. Пушкина. На 5-ом курсе параллельно учёбе работал психологом в Центре научной организации труда Минпромстроя СССР по практической теме «Профессиональный подбор строительных диспетчеров» (по этой же теме был защищён диплом и в соавторстве с братом Сергеем была написана коллективная ведомственная монография).

После окончания факультета психологии МГУ стал работать младшим научным сотрудником в лаборатории эвристики НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР (ныне – Психологический институт РАО) под руководством Вениамина Ноевича Пушкина. (замечательный очерк о нём, написанный сотрудницей нашей лаборатории Г.В. Шавыриной, опубликованный в редкой книге «Психологи Москвы»). Поначалу это была научная экспериментальная и теоретическая работа в области оперативного и творческого мышления. В.Н. Пушкин чутко уловил особенности моего независимого, свободолюбивого характера и позволял заниматься тем, к чему влекла внутренняя логика познания. На передний план для меня постепенно стали выходить вопросы внутренней целостной организации мышления. Через несколько лет кропотливого и длительного, многошагового анализа понял, что процессы мышления всегда подчиняются системе центральной организации и регуляции поведения. Пришло осознание, что именно эта система и является собственно личностью. Такие же аспекты психики, как интеллект и способности, к личности не относятся. Это скорее исполнительное оснащение, психологические средства психического аппарата, личности, впрочем, как и все познавательные и психомоторные процессы, как речь и сознание. Экспериментально доказал, что успешность решения сложных, субъективно трудных, пространственно-комбинаторных задач «игры 5» во многом зависит от черт характера и доминирующих состояний личности, а не от уровня оперативного мышления испытуемых. Ярче выступило для меня в то время и понимание наличия в структуре личности двух сфер: «ситуативной личности» и «ядерной личности». Эти выводы были отражены в кандидатской диссертации «Соотношение личностных и познавательных компонентов интеллектуальной деятельности в условиях психического стресса» (Москва, НИИ ОПП АПН СССР, науч. рук-ль В.Н. Пушкин, 1978. Автореферат см. на сайте psychology.rsuh.ru или в РГБ). Впервые в СССР в диссертации по психологии был использован «буржуазный, американский» тест MMPI, адаптированный Л.Н. Собчик для русскоговорящей нормы (её название – тест СМИЛ), а также авторская «Стрессогенная методика игры 5» и др. для изучения динамики общей и ситуативной целенаправленности мышления в лёгких и неожиданно возникающих трудных задачах.

В это же время я участвовал в «ботанических» экспериментах В.Н. Пушкина по взаимодействию человека с растением (нецветущей бегонией). «После установления факта информационного воздействия человека на растение сотрудником нашей лаборатории О.И. Мотковым была проведена серия экспериментов, в которой испытуемыми были люди, занимающиеся специальной тренировкой способности сосредотачиваться и произвольно управлять своими вегетативными функциями. Опыты показали, что субъекты, достигшие высокого уровня управления работой вегетативных систем организма, способны вызывать реакции растений без гипноза» (Дубров А.П., Пушкин В.Н. Парапсихология и современное естествознание. М,: СП Соваминко, 1989 – 280 с. См.: Часть 2, глава 1 (ПУШКИН В.Н.) «Биоинформационный контакт человек-растение» С. 89. psychology.rsuh.ru.doc & my.mail.ru.html). Испытуемыми были студенты театрального института, занимающиеся систематически йогой. Растения регулярно реагировали (что фиксировалось с помощью электродов на их листьях) на изменение состояния испытуемых в процессе переживания ими воображаемых очень неприятных или приятных событий, происходивших с этими растениями.

В 1979 году ушёл из жизни наш В.Н. Пушкин. Ему было всего 48 лет. Через пару лет по злобным доносам на Институт был совершён наезд проверяющих из ЦК КПСС. В.В. Давыдова исключили из партии и убрали с поста директора. В нашей лаборатории быстро сменилось несколько заведующих. Последним оказался А.М. Матюшкин. Мы взбунтовались и написали открытое обращение руководству Института с требованием убрать его из заведующих. Вскоре он по указке партийных бонз стал директором НИИ ОПП АПН СССР! В итоге лаборатория эвристики перестала существовать, её расформировали. Мне пришлось в 1983 году уйти из Института.

После успешной защиты кандидатской диссертации, в Большой аудитории под лампами в стиле модерн, висящими там с 1914 года, я переключился на изучение процессов целеполагания, а также связи различных аспектов личности с уровнем интеллектуальной активности и креативности. Постановка цели рассматривалась мною широко как стремление изменить наличное состояние «Я» в данной ситуации и достичь желаемого состояния «Я». Т.е. Ситуативная цель всегда незримо включает в себя и состояние более устойчивого «Я» человека. Она является личностным средством «Я», конкретизацией пути его изменения. Осуществление ситуативной цели изменяет и какой-то кусочек нашего «Я». Одним из изучаемых аспектов личности был социальный статус испытуемого в паре друзей. Оказалось, что лица с более низким статусом проявляют достоверно более высокую интеллектуальную активность в ходе решения задач игры 5, чем их более высокостатусные друзья. Важно, что это внутреннее их стремление, а не навязываемое извне.

Кроме того, передо мною встал вопрос, как жить дальше? Сел и подумал – какие мечты ещё не осуществил, но хотел бы осуществить. Мечтал летать и путешествовать! С этого момента, с 1979 года, стал организовывать и проводить самодеятельные походы в горах увеличивающейся сложности, ходить в горный клуб. Впоследствии выполнил норму мастера спорта по горному туризму. В горах много снимал пейзажей, вёл дневники походов, писал стихи, медитировал. Постепенно становился актуальным и вопрос о том, как лучше строить свою жизнь. Видел, что многие мои близкие и друзья живут стереотипно и тяжело, особенно не пытаясь вырваться из пут привычной жизни. Внутри росло чувство протеста и несогласия с таким тупиковым состоянием и пораженческой позицией. Т.е. всё отчётливее вырисовывалась проблема гармоничной личности и «хорошей» жизни. Что это такое? Возможна ли целенаправленная самогармонизация своей личности и жизни? Что этому мешает? Существуют ли общие законы такой самогармонизации? Начал 2-3 раза в неделю самостоятельно заниматься хатха-йогой, так как понял, что гармоничный образ жизни — одна из основ «хорошей жизни».

3. В Институте развития личности РАО и в Центре развития дополнительного образования Московской области

С 1984 года работал в качестве старшего научного сотрудника в НИИ общих проблем воспитания АПН СССР (позже — Институт развития личности РАО). Занимался вопросами диагностики и развития личности учащихся в трудовой и в туристско-краеведческой деятельности под руководством доктора пед. наук В.И. Петровой и вместе с доктором пед. наук А.А. Остапцом. Для этих целей были разработаны беседы, анкеты, специальные методики – «Самоанализ личности», «Нравственно-трудовая характеристика школьника», «Вопросник молодого туриста-краеведа» и др. Результаты этих исследований содержатся в нескольких коллективных монографиях, сборниках и статьях (Мотков О.И. Изучение результатов воспитания школьников в трудовой деятельности / Кол. моногр. «Воспитание всесторонне развитой личности школьника в процессе трудовой деятельности». Ред. В.И. Петрова, В.И. Кожокарь. Гл. 2, с. 30-69. Кишинев: Штиинца, 1989, и др).

Позже, в лаборатории психологии жизненного самоопределения (заведовал ею тонкий и глубокий психолог Ю.А. Миславский), изучал особенности, гармоничность осуществления и развитие личностного потенциала подростков и старшеклассников московских школ и школы в Горках Ленинских. Интересной темой было также исследование специфики самоактуализации у школьников и студентов-философов (см. статью в книге: Мотков О.И. Природа личности: сущность, структура и развитие. М.: Воскресенская типография, 2007 – 248 с., в журнале «Магистр». 1995, № 6, с. 84-95, а также здесь: О парадоксах процесса самоактуализации личности). В этот период мною был создан пакет методик для изучения уровня гармоничности различных аспектов личности – «Базовые стремления», «Образ жизни», «Психологическая культура личности», «Личностная биография», «Культурологические тенденции», «Жизненное предназначение» , и др. Затем, в середине 90-х, они были стандартизированы: определены их надёжность, конструктная валидность, внутренняя консистентность и нормативные данные, связь друг с другом и с близкими по теоретическому конструкту тестами (см. методики в газете «Школьный психолог»: 1988 — №№ 21-22, 35, 36, 38; 1999 — № 15, также на сайтах: psychology.rsuh.ru, www.psychology-online.net, www.ucheba.com). Проведен и факторный анализ данных по показателям пакета методик. Эти диагностические и исследовательские инструменты всё больше используются в различных психологических исследованиях в России, включая диссертационные и дипломные работы.

В 1993 году тиражом 5 тыс. экз. вышла моя монография «Психология самопознания личности: Практ. пос.» М.: Треугольник, 1993 – 97 с. В ней, после краткого описания собственных представлений о личности, идут главы с конкретными методиками самопознания личности, творческих особенностей, организации самовоспитания, и др. Многие из размещённых в книге методик разработаны автором, в том числе перечисленные выше. В конце книги дано описание целей создания, принципов построения и особенностей методик и упражнений Экспериментальных программ развития психологической культуры личности детей и педагогов. В то время мне уже стала понятной биокультурная сущность личности и её центральное место в психике как управляющей, организующей системы. Однако содержание основных блоков личности, её целостная структура и общие принципы развития пока еще не сложились в целостный гештальт. В 1994 г. вышла моя учебная программа «Психология самопознания и гармонизации личности» для студентов философского факультета РОУ, которую там и преподавал.

В 1996 стал работать главным специалистом по психологии в Центре развития дополнительного образования МО. Здесь проводилась преимущественно практическая работа по диагностике и развитию психологической культуры и творческих проявлений у воспитанников и педагогов. Читались лекции на эту тему. На практических занятиях апробировались 9 экспресс-программ развития их психологической культуры: Пять шагов к творчеству (6 – 11 лет), Развитие творческих способностей (12 лет и старше), Самопознание личности (12 – 15 лет, 16 лет и старше), Тренинг общения и уверенности в себе (13 лет и старше), Развитие психической саморегуляции (с 12 лет), Развитие внимания, памяти и мышления (7 – 11 лет, с 12 лет), Диагностика и развитие психологических качеств руководителя ( с 15 лет). Параллельно для инструкторов горного туризма читались лекции о психологической готовности к экстремальным путешествиям. Были опубликованы статьи о психологических проблемах и главных ориентациях развития дополнительного образования детей и подростков, о развитии творчества у детей, о влиянии туристско-краеведческой деятельности на развитие личностной гармонии старшеклассников и др. (см. в журналах «Дополнительное образование»: 2000г. — № № 3, 4, 5 ; 2002г. — № 7 и № 8; на сайтах psychology.rsuh.ru, www.psychology-online.net и др.). В газете «Школьный психолог» № 7 за 1999г., посвященной проблемам левшества, размещена моя биографическая статья «За своей звездой» (см. также: psychology.rsuh.ru). В ней описаны психологические и физические особенности автора как левши.

4. В Институте психологии им. Л.С. Выготского РГГУ

С сентября 2000 года и по сей день работаю доцентом на кафедре психологии личности в Российском государственном гуманитарном университете. Разработал и преподавал десяток собственных учебных программ: по возрастной психологии, введению в профессию психолога, теориям личности в психологии, психологии личности, экспериментальной психологии, общему психологическому практикуму, психологии субъекта, гендерной психологии, психологии творчества, спецкурс по психологии гармонизации личности (см. на сайте psychology.rsuh.ru). Некоторые из них опубликованы. В демократической и доброжелательной атмосфере нашего Института никогда не пользовался готовыми учебными программами, а создавал свои.

Помимо преподавательской здесь активизировались теоретическая работа и экспериментальные исследования. Почувствовал, что созрел для того, чтобы решать большие задачи и не размениваться на мелочи. Каково реальное содержание и соотношение нечётко формулируемых у нас основных понятий психологии: психики, личности, субъекта, сознания? Каково содержание управляющих (личностных) и исполнительных процессов в психике? Какова целостная структура личности: её основные компоненты и их соотношение? Как соотносятся «Я», субъект, Ситуативная личность, и другие составляющие личности? Как все эти вещи представлены на нейрофизиологическом уровне? Хотелось внести какой-то логически обоснованный порядок в продолжающийся до сих пор хаос несвязанных между собой и неструктурированных в единую систему, во многом идеологизированных и туманных представлений. Чтобы решать серьёзно и самостоятельно эти теоретические вопросы, нужно было набраться смелости и забыть про все авторитеты, начать полагаться только на свои знания, разум и интуицию, свою логику познания.

В итоге, после длительных размышлений и множества соотнесений и анализа информации из результатов собственных экспериментальных исследований и наблюдений, психологии, нейрофизиологии, нейропсихологии, психогенетики и этологии, эволюционной психологии, психологической антропологии, у меня сложилась целостная схема главных функций и структуры психики и личности в живом организме, представление об общих закономерностях развития психики и личности человека и других живых существ. Удалось чётко определить сущность основных психологических понятий и их отличия друг от друга. Пришёл к выводу, что личность, как центральная организующая поведение и управляющая система организма, выполняет главную функцию психики и есть у любого организма, имеющего потребности (они составляют её ядро), в том числе и у одноклеточных и растений. Возможно, что именно личность является главной особенностью, главным определяющим атрибутом живого, а вовсе не обмен веществ и т.п. Конечно, такой подход, как и вообще любая теория, является более или менее правдоподобной гипотезой, удобным целостным конструктом для объяснения изучаемых нами явлений.

После ряда публикаций по этим темам на сайтах и в научных сборниках, в 2007 году в частном издательстве вышла книга: О.И. Мотков «Природа личности: сущность, структура и развитие». М.: Воскресенская типография, 2007 – 248 с., тираж 500 экз. В ней изложены обобщающие теоретические взгляды на особенности и развитие психики и личности, представлены их главные функции, содержание главных компонентов и чёткая их структура, логично разведены сущностные признаки важнейших понятий «психика», «личность», «субъект», «Я», «сознание». Аппараты «Я», обобщающие и интегрирующие все стремления личности и выражающие их эмоции, располагаются у меня на всех уровнях личности, начиная с заданного генотипом «Первичного Я» базового уровня и кончая «Оперативным Я» в блоке Субъекта. В приложении помещён ряд экспериментальных и теоретических статей: О психологическом механизме целеполагания, О парадоксах процесса самоактуализации личности (о дисгармониях самоактуализации у старшеклассников гимназии и у студентов-философов), Размышления об устройстве Мира и человеческом предназначении, Влияние туристско-краеведческой деятельности на развитие личностной гармонии старшеклассников, Преодоление экстремальных ситуаций как аспект мужской самогармонизации личности (в горных походах), О природе высших психических функций, Интегральная модель психики и личности. Книга снабжена поясняющими схемами и авторскими фотографиями. Можно приобрести в интернет-магазинах и у автора. В 2008 году эта же книга с небольшими правками, и без приложения и фото, была выпущена под названием «Личность и психика. Сущность, структура и развитие» самарским издательством Бахрах-М, тиражом 2 тыс. экз., 160 с. Посвятил её «Вениамину Ноевичу Пушкину – смелому и бескорыстному искателю истины».

Своё понимание сущности субъекта как «диспетчера» личности отдельно изложил в статье «Субъект как оперативный блок личности» / «Д.А. Ошанин и современная психология: к 100-летию со дня рожд. Д.А. Ошанина». Ред. И.В. Панов и Н.Л. Морина. Психологич. Институт РАО. М.; Обнинск: ИГ-СОЦИН, 2008 – 292 с. С. 210-236. (См. также: www.ucheba.com, psychology.rsuh.ru, hpsy.ru и www.portalus.ru). В продолжение разработки представления о сущности психики в 2009 написал большую статью «Функции и строение психики: свежий взгляд», в которой анализируются и критикуются различные прошлые, советские и современные взгляды на психику, предлагается авторский подход (см. на сайтах: hpsy.ru, www.ucheba.com). Вывод: главной функцией психики является созидательная (организующая) и управляющая функция; «отражение», т.е. на психологическом языке ощущение и восприятие, является также необходимым, но исполнительным аспектом психики, подчиняющимся запросам её управляющей системы – личности. Ядром личности служат три обобщённые, изначально заданные любому живому существу, потребности: в сохранении себя и сородичей, в саморазвитии, в гармоничном оптимальном функционировании. К исполнительным аппаратам психики отношу познавательные процессы, интеллект, способности, психомоторику, язык как символическую систему, механизм сознания (как поле ясного видения и более чёткого понимания здесь и теперь актуальной внешней и внутренней информации).

Стоя под душем и размышляя о том, что люди называют Богом, пришёл к интересным мыслям (см. статью «Гипотеза о том, что люди называют Богом»). Бог — это первичный организующий и управляющий центр Природы, её важная часть (по аналогии с местом и работой личности в психике). Это её управляющая программа, такая же вечная и бесконечная, как и вся Природа. Важными атрибутами устройства Мира являются, помимо тенденции к мировой гармонии, поддержание его многообразия, бесконечного развития и интересности. Они также встроены в Первичное Я Природы и модулируют его оптимизирующие действия так, чтобы не было абсолютной гармонии во Вселенной, не было абсолютной однородности и т.п. Они поддерживают определённую долю дисгармоничности в каждом отдельном предмете и в Природе в целом.

В последние годы были разработаны новые методики «Самооценка личности» (см. psychology.rsuh.ru), «Картина мира» и «Ценностные ориентации» (см.: psychology.rsuh.ru). Последняя направлена на определение у респондентов значимости и степени реализации внешних и внутренних ценностей (см.: «Методика изучения внешних и внутренних ценностей личности»./ Журнал Психол. общества им. Л.С. Выготского. 2009, № 1 (3), с. 81-92. www.psychology-online.net).

Провожу экспериментальные исследования связи общего уровня гармоничности личности (определяемого по методике «Личностная биография») с особенностями темперамента и характера, самооценки, ценностей, психологического благополучия, жизненной удовлетворённости и т.п. Также по специальной методике ведётся изучение оценок важности различных признаков гармоничной личности людьми разных возрастов, пола, образования. Анализ этих данных позволит глубже понять представления людей о психологической гармонии и о её личностных и познавательных коррелятах. В настоящее время начинаю работать над новой книгой о психологии гармоничной личности и жизни. Будет представлен не только анализ научных подходов к этой сложной проблеме, но и авторские апробированные методики изучения гармоничности различных аспектов личности, а также результаты многочисленных исследований, глава о самогармонизации личности (кое-что см. psychology.rsuh.ru).

Подводя итог нашему рассказу, отмечу еще некоторые важные моменты. В целом во мне идёт подсознательный, интуитивный процесс вызревания новых познавательных интересов по логике изначальных предпочтений и характерологических акцентуаций, стремления к более глубокому пониманию всего, к упорному вытаскиванию сущностных моментов предмета, и тяги к более оптимальной жизни. Мне нравятся все времена года, чувство полёта, женщины и дети, красота во всём, литература и поэзия, искусство, музыка и архитектура, кино и театр. Люблю просто смотреть на небо, бродить по лесам и полям, фотографировать пейзажи, кататься на велике, плавать, делать иногда что-то руками, создавать новые психологические теории и методики. Считаю себя «гражданином Вселенной»: моей Родиной – всю Землю, моим народом – всё человечество. Придерживаюсь либеральных взглядов на устройство общества. Никогда не состоял ни в одной партии, так как ценю внутреннюю свободу. Верю в общие законы вечной и бесконечной Природы, которые интуитивно ощущаю в окружающем мире и в себе. Смысл жизни вижу в творческой игре. Нравственные отношения и любовь являются не конечной всеобщей целью жизни, а лишь важными условиями более гармоничного осуществления творческого процесса. Природа радуется, когда мы создаём интересный творческий продукт, так как видит в нём новое самовыражение ещё одной стороны собственной сущности. Мне близки слова ОШО: «Жизнь – это игра. Наслаждайтесь ею!».

Методика самооценки личности мотков