Самооценка студентов вуза

Формирование самооценки у студентов гуманитарного вуза в учебно-профессиональной деятельности Филиппова, Кристина Александровна

Диссертация, — 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат — бесплатно , доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Филиппова, Кристина Александровна. Формирование самооценки у студентов гуманитарного вуза в учебно-профессиональной деятельности : диссертация . кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Филиппова Кристина Александровна; [Место защиты: Рос. междунар. акад. туризма].- Москва, 2012.- 180 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-13/713

Введение к работе

Актуальность исследования. Российское общество переживает сложный этап социально-экономического реформирования. В условиях глобализации, интеграции социальной деятельности, постоянного обновления информационных технологий человек может успешно функционировать, если он будет обладать определенными качествами и способностями, обеспечивающими устойчивость его развития и гибкую адаптацию ко всем трансформациям.

Возникающие в обществе социальные напряженности определяют новые условия, к которым придется адаптироваться выпускнику вуза. В условиях рыночных отношений от выпускника гуманитарного вуза требуется наличие активной позиции в отношении своей профессиональной карьеры, которая проявляется при наличии сформированной самооценки. Самооценка оказывает влияние на проявление уверенности в себе, умения увидеть перспективу своего развития и активно включиться в сферу деятельности и межличностного общения. Поэтому адекватная, объективная и устойчивая самооценка является одним из важных показателей профессиональной подготовки выпускника вуза. Проблема самооценки в аспекте её влияния на практическую деятельность человека исследовались в работах Бороздина Л.В., Соколовой Е.Т., Захаровой А.В., Мандрикова Е.Ю., однако нам не удалось найти исследований, в которых бы формирование самооценки у студентов исследовалось с позиции системного подхода, целостно представляющего его процесс и результат.

В то же время анализ существующей практической подготовки студентов гуманитарного вуза показал, что выпускники не владеют методикой самооценки. По нашим данным, 67% студентов знают собственную самооценку и вполне успешно готовятся к своей профессиональной деятельности, 71% опрошенных считают необходимым овладеть более адекватными методами самооценки своей профессиональной подготовки, 34% выпускников вуза не смогли ответить на вопрос, что такое самооценка профессиональной деятельности. Преподаватели также отмечают свою неготовность к деятельности по формированию самооценки. Специалисты профессиональных кадровых агентств подчеркивают также, что выпускники, способные адекватно оценить собственные способности, возможности и умения значительно быстрее трудоустраиваются и делают карьеру. Учитывая профессиональную направленность самооценки выпускников гуманитарного вуза, необходимо подчеркнуть значимость её формирования в учебно-профессиональной деятельности. Под учебно-профессиональной деятельностью в данном исследовании понимается деятельность, которая влечет за собой развитие личности студента, так как создает условия для анализа собственных уже сформированных или формирующихся оценок ведущего вида деятельности, возможности профессионального роста.

Вышеизложенное позволило сформулировать противоречие, суть которого состоит в следующем:

с одной стороны – потребность в специалистах со сформированной самооценкой, проявляющих интерес к построению собственной карьеры и, с другой стороны, недостаточная разработанность теоретических и методических оснований формирования самооценки студентов гуманитарных вузов в учебно-профессиональной деятельности.

Выявленное противоречие определило выбор темы исследования, и позволило сформулировать его проблему – каковы содержание, формы и методы формирования самооценки у студентов гуманитарного вуза в учебно-профессиональной деятельности?

Решение этой проблемы составляет цель исследования: разработать содержание, формы и методы формирования самооценки у студентов гуманитарного вуза в учебно-профессиональной деятельности.

Объект исследования – учебно-профессиональная деятельность в гуманитарном вузе.

Предмет исследования — формирование самооценки у студентов гуманитарного вуза в учебно-профессиональной деятельности.

В основу исследования положена гипотеза, согласно которой формирование самооценки у студентов гуманитарного вуза в учебно-профессиональной деятельности будет эффективным, если:

будут уточнены сущность и содержание самооценки студентов гуманитарных вузов в учебно-профессиональной деятельности и на этой основе выявлены педагогические условия ее формирования;

будут разработаны критерии самооценки студентов в учебно-профессиональной деятельности;

будут определены компоненты самооценки у студентов гуманитарного вуза в учебно-профессиональной деятельности;

будет разработана модель формирования самооценки у студентов гуманитарного вуза в учебно-профессиональной деятельности.

Сформулированные проблема, цель и гипотеза исследования определили его задачи:

Выявить особенности учебно-профессиональной деятельности, направленной на формирование самооценки у студентов гуманитарного вуза.

Определить этапы формирования самооценки у студентов гуманитарного вуза в учебно-профессиональной деятельности.

Разработать и экспериментально проверить модель формирования самооценки у студентов гуманитарного вуза в учебно-профессиональной деятельности.

Выявить педагогические условия реализации модели формирования самооценки у студентов гуманитарного вуза в учебно-профессиональной деятельности.

Методологической базой исследования является принцип системности, предполагающий рассмотрение историко-педагогических явлений с точки зрения их целостных характеристик; принцип детерминизма, определяющий причинно-следственное отношение объекта; принцип восхождения от общего к единичному и от частного к общему, реализующийся в нашем исследовании как движение от теории к практике профессиональной деятельности и затем – к построению теоретической модели становления педагогической реальности, реализуемой в соответствии с практической программой формирования самооценки студентов в учебно-профессиональной деятельности; работы отечественных и зарубежных ученых в области педагогики. Фундаментальное значение в диссертационном исследовании имеют категории «деятельность», «формирование», «самооценка», «учебно-профессиональная деятельность» конкретизированные в основных положениях психолого-педагогической науке (Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, О. Кон, И. И. Чесноков, Д.И. Фельдштейна и Дж. Мида).

Исследование проводилось под значительным влиянием теории образования (В.П. Зинченко, Н.Д. Никандров, В.М. Розин и др.). В работе использованы фундаментальные исследования по педагогике профессионального образования (С.Я. Батышев, А.П. Беляева, Г.В. Мухаметзянова, В.С. Леднев, А.М. Новиков и др.); педагогические исследования по проблемам формирования содержания профессионального туристского образования (В.И. Жолдак, В.А. Кальней, А.М. Новиков, А.И. Сеселкин, С.Е. Шишов и др.). Анализ существующих концепций учебно-профессиональной деятельности показал наличие целого ряда проблем в рассмотрении данного вида деятельности. Учебно-профессиональная деятельность выделена как ведущая в юношеском возрасте Д.Б. Элькониным. Существует несколько подходов к проблеме учебно-профессиональной деятельности, среди которых наиболее разработанными являются: теория контекстного обучения А.А. Вербицкого и теория учебно-профессиональной деятельности Э.Ф. Зеера.

Для решения поставленных задач и проверки исходных положений был использован комплекс методов: анализ специальной литературы учебно-профессиональной деятельности студентов в вузе, анализ документов, опросы студентов и преподавателей (беседы, анкетирование и экспертные опросы); тестирование, педагогическое наблюдение за процессом формирования самооценки в ходе констатирующего и формирующего эксперимента (проведение тренинговых и учебные занятий). Материалы исследования обрабатывались с помощью методов математической статистики, с применением программ «Word», «Exel».

Опытно-экспериментальной базой исследования выступили: Московский государственный индустриальный университет, Западно-подмосковный институт туризма – филиал Российской международной академии туризма, Российский государственный гуманитарный университет, студенты Центра образовательной деятельности Голицынского Пограничного института ФСБ РФ. Всего в эксперименте приняло участие 219 человек.

Общий замысел и логика исследования определили следующие его этапы:

Первый этап (2007 — 2008 гг.) – поисково-аналитический. На данном этапе было изучено состояние проблемы исследования в теории и практике профессионального образования, проведен теоретический анализ литературы, изучен опыт профессиональной подготовки специалистов в области туризма. В результате проведенного анализа сформулирована гипотеза, определены предмет и задачи исследования, методология и методы. Проведен констатирующий эксперимент.

Второй этап (2008 — 20010 гг.) – опытно-экспериментальный. На данном этапе разработаны модель формирования самооценки у студентов гуманитарного вуза; произведена ее апробация в процессе профессионального образования студентов; разработано методические обеспечение по формированию самооценки студентов гуманитарного вуза.

Третий этап (2010 — 2012 гг.) – завершающий. Данный этап связан с коррекцией выводов, полученных на предыдущих этапах, систематизацией и обработкой результатов исследования, литературным оформлением диссертации.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

Выявлены особенности учебно-профессиональной деятельности направленные на: возможность создания производственных ситуаций требующих самооценки, в процессе их выполнения с учетом постановки профессиональных заданий; профессиональная направленность аудиторных и внеаудиторных видов учебных работ; возможность формирования личностных качеств ориентированных на формирование самооценки в процессе изучения гуманитарных дисциплин профессиональной направленности.

Определены этапы формирования самооценки: первичный -характеризуется анализом собственной личности направленный на перманентную оценку себя — своих знаний, умений, возможностей, качеств личности; выборочный — характеризуется постановкой цели, разработкой программы самооценки; прогностический – характеризуется реализацией программы самооценки путем саморегуляции успешности учебно-профессиональной деятельности.

Определены критерии самооценки студентов в учебно-профессиональной деятельности: когнитивный – характеризуется осознанием образа своей профессии и требований, предъявляемых к студенту, осознанием своего соответствия требованиям профессии; организационно-деятельностный — характеризуется адекватностью, объективностью и устойчивостью самооценки; мотивационный – характеризуется потребностью в приобретении профессиональных знаний и умений; мотивированностью к успешной учебно-профессиональной деятельности.

Разработана модель формирования самооценки студентов гуманитарного вуза представляющая собой системный процесс, представленный в виде модели, раскрывающей во взаимосвязи компоненты самооценки, такие как: рефлексивный (обратная связь – взаимодействие педагога и студента), мотивационный (успешная учебно-профессиональная деятельность), когнитивный (достаточно высокая степень устойчивости и адекватности знаний студента о себе) и оценочный (умении студента дифференцированно оценивать и обосновывать свою самооценку) и включающий цель, виды учебно-профессиональной деятельности, содержание (элективные курсы «Профессиональная самооценка учебной деятельности», «Самооценка — механизм саморегуляции учебно-профессиональной деятельности», «Целостная оценка и самооценка перспектив профессионального и личностного роста»), диагностику, методы и формы, направленные на результат — формирование самооценки студентов.

Выявлены педагогические условия реализации модели формирования самооценки у студентов гуманитарного вуза в учебно-профессиональной деятельности, такие как: включённость студентов в разнообразные формы внеаудиторных занятий и практик, направленных на формирование самооценки; разработанность диагностического аппарата самооценки студентов по изучаемым предметам в рамках учебно-профессиональной деятельности; направленность учебно-профессиональной деятельности на формирование самооценки студентов; подготовленность профессорско-преподавательского состава к обучению студентов самооцениванию.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в теорию и методику профессионального образования предложена разработанная на основе системного и личностноориентированного подходов модель формирования самооценки у студентов гуманитарного вуза в учебно-профессиональной деятельности.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработано методическое обеспечение формирования самооценки у студентов гуманитарного вуза в учебно-профессиональной деятельности, включающее в себя сборник диагностических материалов для определения уровня сформированности самооценки студентов (анкеты, опросники, тесты). Разработаны методические рекомендации, практическое пособие для студентов по подготовке к профессиональной деятельности, направленные на развитие личностных качеств и самооценку студентов. Разработана методика практических занятий для преподавателей, вошедших в рабочую программу обязательных учебных дисциплин; разработана дополнительная образовательная программа «Самоорганизация учебно-профессиональной деятельности студентов»

Основные положения, выносимые на защиту:

Формирование самооценки у студентов гуманитарного вуза в учебно-профессиональной деятельности обусловлено особенностями учебно-профессиональной деятельности, направленными на: возможность создания производственных ситуаций, требующих самооценки, в процессе их выполнения с учетом постановки дополнительных профессиональных заданий; профессиональная направленность аудиторных и внеаудиторных видов учебных работ; возможность формирования личностных качеств, ориентированнных на формирование самооценки в процессе изучения гуманитарных дисциплин профессиональной направленности.

Формирование самооценки студентов гуманитарного вуза в учебно-профессиональной деятельности осуществляется поэтапно и включает такие этапы как: первичный (анализ собственной личности), выборочный (постановка цели и разработка программы самооценки) и прогностический (реализация программы самооценки путем саморегуляции успешности учебно-профессиональной деятельности).

Формирование самооценки студентов гуманитарного вуза представляет собой системный процесс, представленный в виде модели, раскрывающей во взаимосвязи компоненты самооценки, такие как: рефлексивный (обратная связь – взаимодействие педагога и студента), мотивационный (успешная учебно-профессиональная деятельность), когнитивный (достаточно высокая степень устойчивости и адекватности знаний студента о себе) и оценочный (умении студента дифференцированно оценивать и обосновывать свою самооценку) и включающий цель, виды учебно-профессиональной деятельности, содержание (элективные курсы «Профессиональная самооценка учебной деятельности», «Самооценка — механизм саморегуляции учебно-профессиональной деятельности», «Целостная оценка и самооценка перспектив профессионального и личностного роста»), диагностику, методы и формы, направленные на результат — формирование самооценки студентов.

Эффективность реализации модели обеспечивается совокупностью педагогических условий, таких как: включённость студентов в разнообразные формы внеаудиторных занятий и практик, направленных на формирование самооценки; разработанность диагностического аппарата самооценки студентов по изучаемым предметам в рамках учебно-профессиональной деятельности; направленность учебно-профессиональной деятельности на формирование самооценки студентов; подготовленность профессорско-преподавательского состава к обучению студентов самооцениванию.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась на протяжении всего периода исследования на базе Московского государственного индустриального университета, Российской международной академии туризма, Западно-подмосковного института туризма, Российского государственного гуманитарного университета, Голицынского Пограничного института ФСБ РФ Центра образовательной деятельности, Московского государственного индустриального университета как в виде формирующегося эксперимента, так и в процессе деятельности преподавателя. Выводы работы докладывались на межвузовской научно-практической конференции «Проблемы и пути формирования правового сознания сотрудников пограничных органов ФСБ России», проведенной в 2007 году на базе Голицынского Пограничного института ФСБ РФ; межвузовской научно-практической конференции «Современная модель профессионального туристского образования и её законодательное обеспечение», проведенной в 2010 году на базе Российской международной академии туризма, общероссийской научно-практической конференции «Перспективы развития сущность и содержание государственной политики в образовании», проведенной в 2011 году на базе Голицынского Пограничного института ФСБ РФ; в ходе учебно-методических сборов, семинаров, проводимых с педагогами и студентами Западно-подмосковного института туризма в целях повышения их квалификации; в публикациях материалов.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, включающей 140 источника литературы и приложений 3 таблицы, 2 графика, 1 диаграмма, 3 рисунка.

Самооценка студентов вуза

Библиографическая ссылка на статью:
Павлова Ю.А., Маслова Т.М. Связь самооценки студентов вуза с уровнем их общительности // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/04/80916 (дата обращения: 23.09.2018).

Личностью не рождаются, а становятся в процессе совместной деятельности и общении с людьми. Совершая какие-либо поступки, человек постоянно сверяется с тем, что ожидают от него окружающие и что получается в итоге. Исходя из представления находящихся вокруг людей, у человека формируется самооценка – механизм, с помощью которого происходит регуляция его поведения.

Внутренний мир человека, его самосознание издавна находились в центре внимания ученых и психологов, так как свойства самосознания, структура и функции образа «Я» являются ядром адекватной самооценки.

Исследование самооценки и общительности студентов в юношеском возрасте является очень актуальной проблемой, так как самооценка – важный компонент самосознания, позволяющий человеку понять самого себя, своих интеллектуальных способностей, поступков, своих физических сил, мотивов и целей своего поведения, отношения к окружающему миру, к другим людям и самому себе. Самооценка позволяет человеку соотнести свои силы к задачам и требованиям окружающей среды и самостоятельно поставить перед собой необходимые цели и задачи.

Общение, как один из наиболее важных компонентов деятельности человека, позволяет организовать взаимодействие людей, обменяться информацией, познать другого. В процессе деятельности и общении развивается самооценка и общительность человека. На современном этапе общительность является достаточно востребованным свойством личности, понимаемая как стремление к общению, межличностная коммуникация, готовность вступления в контакт с другими людьми, широта круга общения.

Проблема самооценки и ее развитие обсуждается во многих трудах ученых: Л. И. Божович, Р. Бернса, И. С. Кона, А.Н. Леонтьева, М.И. Лисиной, А. Липкиной, К. Роджерса, Э. Эриксона и др.

По мнению А.Н. Леонтьева, самооценка является одним из важных условий, благодаря которым индивид становится личностью, выступая у индивида как мотив, побуждает его соответствовать уровню ожиданий, требованию окружающих и уровню собственных притязаний [3].

С точки зрения А.И. Липкиной, самооценка – это оценка самого себя, своих возможностей, свойств и положения среди других людей. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его требовательность к себе, критичность, отношение к победам и поражениям [1].

По утверждению И.С. Кона, самооценка человека – это своеобразная когнитивная схема, которая обобщает предыдущий опыт личности и организует, структурирует новую информацию относительно данного аспекта «Я» [3].

Самооценка – конструкт непостоянный, она видоизменяется и совершенствуется, обусловлена сочетанием присущих человеку норм и ценностей, его мировоззрения и знаний о себе. Именно самооценка способна соотносить потребности и притязания человека с его возможностями, поэтому выполняет функцию регуляции поведения и деятельности. Психологи рассматривают самооценку с различных точек зрения. Так, например, оценку достижений в отдельных видах деятельности принято считать парциальной (частной) самооценкой, а оценку себя в целом как хорошего или плохого – общей.

Так же выделяют потенциальную (то, на что способен человек), и актуальную самооценку. Потенциальную самооценку так же называют уровнем притязаний. В зависимости от особенностей строения самооценка бывает конструктивная (бесконфликтная) и деструктивная (конфликтная). В зависимости от временного отношения выделяют актуальную, прогностическую и ретроспективную самооценку. В зависимости от стойкости самооценки она может быть устойчивой или неустойчивой.

По ее реалистичности выделяют адекватную и неадекватную самооценку. При адекватной самооценке мнение человека о себе совпадает с тем, что он в действительности собой представляет, человек безошибочно соотносит свои возможности и способности, достаточно критически относится к себе, стремится реально смотреть на собственные успехи и неудачи, старается ставить перед собой достижимые цели, которые можно реально осуществить.

Если мнение человека о себе резко расходится с тем, каким его считают другие, человек оценивает себя не объективно, его самооценка чаще всего бывает неадекватной, она разделяется на завышенную и заниженную. При неадекватно заниженной самооценке человек оценивает себя ниже своих реальных возможностей. Как правило, это приводит к неуверенности в себе, робости, не общительности, невозможности реализовать свои способности. При чрезмерно низкой самооценке может развиться комплекс неполноценности, неуверенность в себе. Люди с чрезмерно заниженной самооценкой отказываются от инициативы, безразличны и тревожны. Такие люди не ставят перед собой цели, которые трудно достичь, они ограничиваются решением обыденных задач, слишком критичны к себе.

У человека с неадекватно завышенной самооценкой возникает неправильное представление о себе, он идеализирует образ своей личности и возможностей. В таких случаях человек игнорирует неудачи, чтобы сохранить привычную высокую оценку самого себя, своих поступков и дел. С завышенной самооценкой человек переоценивает себя в ситуациях, которые не дают для этого повода. В результате он сталкивается с противодействиями окружающих, отвергающих его претензии, озлобляется, проявляет мнительность, подозрительность, высокомерие, агрессию и, в конечном итоге, может утратить необходимые межличностные контакты, замкнуться.

Человек с адекватной, конструктивной самооценкой максимально открыт миру, такому человеку легче идти на контакт, он более общителен и дружелюбен.

Для трактовки общительности, как черты личности, обратимся к теории черт Р. Кеттела и концепции качеств личности А. Г. Шмелева, В.Ф. Петренко, Л.Б. Филонова [2], [4].

Общительность – это качество личности, обеспечивающее коммуникацию, т. е. процесс общения, взаимодействия и взаимоотношений между людьми. Понятие общительность связано с такими терминами как «коммуникативность», «контактность», но является более широким определением, часто используемое для описания характеристики другого человека в обыденной жизни.

С точки зрения А.А. Леонтьева, общение – это не интериндивидуальный, а социальный феномен, он подходит к общению как к условию любой деятельности человека [5].

Так, например, В.Н. Панферов отмечает, что «ни одна деятельность невозможна без общения». Рассматривая общение как процесс взаимодействия, он подчеркивает, что общение необходимо «для установления взаимодействия, наиболее благополучного для процесса деятельности» [1].

Общительность рассматривается как многофункциональное качество личности и исследуется в различных областях: психологии и психодиагностики личности, общей и социальной психологии, психологии индивидуальности.

Определяя понятие «общительность» А.А. Бодалев отмечает, что это качество личности, определяющее вербальную активность во взаимодействии с другими людьми.

Исследуя общительность, В.Ф Ряховский выделил несколько уровней общительности: от низкого уровня, когда человек явно некоммуникабелен, и это беда, так как больше всего страдаете от этого сам человек, до высоко уровня, когда коммуникабельность носит болезненный характер, когда человек не сдерживает себя, высказывается по любому поводу, не терпелив.

Проанализировав подходы к трактовке понятий «самооценка» и «общительность», мы поставили перед собой цель установить связь между уровнем развития самооценки и уровнем общительности студентов вуза.

Исследование проводилось на базе Приамурского государственного университета имени Шолом-Алейхема, г. Биробиджан. В исследовании приняли участие студенты, обучающиеся по направлениям подготовки: «психология», «управление персоналом», «психолого-педагогическое сопровождение развитие личности»

По методике С.А. Будасси «Самооценка личности «Я – реальное, Я – идеальное» мы установили уровень самооценки студентов вуза, по тесту В.Ф.Ряховского «Оценка уровня общительности и коммуникативности» мы установили уровень их общительности. Результаты показателей опрашиваемых студентов представлены в таблицах 1 и 2.

Таблица 1. – Уровень самооценки студентов вуза

Развитие самооценки студентов в процессе вузовского обучения Ноздрина Татьяна Мирушевна

Диссертация — 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Ноздрина Татьяна Мирушевна. Развитие самооценки студентов в процессе вузовского обучения : Дис. . канд. пед. наук : 13.00.01 : Б. м., 2003 127 c. РГБ ОД, 61:04-13/12-8

Содержание к диссертации

Глава I. Теория и практика обучения студентов вузов 11

1.1. Специфика и задачи вузовского обучения студентов 11

1.2. Состояние практики обучения студентов вузов 21

1.3. Самооценка как значимый фактор личностного развития студентов 30

Глава II. Педагогические основы гуманизации обучения студентов вузов 48

2.1. Теоретические основы традиционной системы обучения студентов 48

2.2. Теоретические основы гуманизации вузовского обучения 61

2.3. Экспериментальное исследование влияния различных систем обучения на самооценку студентов 101

Актуальность исследования. Гуманистическая парадигма развития высшего образования направлена на создание условий для формирования у студента механизмов самообучения и самовоспитания. Необходимым условием запуска данных психологических механизмов является адекватная самооценка студента. Достаточно часто на практике студент является материалом для подготовки специалиста с высшим образованием, не приспособленного к социальным переменам. Из-за усредненного подхода к обучаемому страдает в том числе и самооценка молодых людей. В свою очередь неадекватное оценивание самого себя приводит к таким последствиям, как: повышенная тревожность, продуцирующая повышенную невротизацию, плохая адаптация в коллективе, низкая академическая успеваемость, дисгармония в личной и семейной жизни, формирование комплексов неполноценности, проблемы в становлении профессиональной карьеры, агрессия к внешнему миру.

Исследованию самооценки посвящены работы отечественных и зарубежных педагогов и психологов: А.В. Захаровой, А.П. Кепалайте, А.И. Липкиной, B.C. Магун, Л.М. Митиной, СЕ. Рескиной, Е.Т. Соколовой, Л.С. Солнцевой, К.Р. Ставицкого, В.В. Суворовой, Е.О. Федотовой, МБ. Хакимовой, А. Бандуры, М. Розенберга, H.W. Mersh, Va Uerand и др.

Самооценка занимает центральное место в системе «Я-концепции» молодого человека. Чем ниже уровень самооценивания, тем уязвимее личность к критике, тем больше проявляется склонность к самообману, доминирование мотивации самоутверждения, высокое развитие различных форм психологической защиты. Самооценивание определяет характер межличностных отношений. Чем больше индивид не уважает себя, тем более не ценит и боится других, проявляет стремление к самоутверждению. Низкая самооценка проявляется как чувство малой значимости, скрывающееся за самоуверенностью, впоследствии выливающейся в систематическое принижение собственных возможностей, самоуничтожение, ожидание от окружающих либо агрессивных проявлений по отношению к ним, либо похвалы.

Годы обучения в вузе совпадают со вторым периодом юности, отличающимся сложностью становления личностных черт (Б.Г. Ананьев, А.В. Дмитриев, З.Ф. Есарева, И.С. Кон, В.Т. Лисовский и др.). Способность молодого человека к сознательной регуляции собственного поведения в 17-19 лет недостаточно развита. Самооценка осуществляется с помощью сравнения «Я»-идеального и «Я»-реального, в то время как «Я»-идеалыюе не проанализировано, а «Я»-реальное не оценено самой личностью. Такое противоречие создает у молодого человека внутреннюю неуверенность в собственных силах. Самооценка не только регулирует поведение, но и связана с уровнем притязаний. В случае успеха уровень притязаний повышается, в ситуации неудачи — снижается.

Самооценка играет огромную роль на протяжении всей жизни личности. Являясь важной частью самосознания, она определяет место молодого человека в окружающем мире, определяет характер взаимоотношений с родителями, сокурсниками, преподавателями.

С принятием российскими педагогами и психологами гуманистической системы образования изменился взгляд на процесс обучения и воспитания. В центре новой образовательной парадигмы — развивающаяся личность.

В работах философов и социологов: Г.С. Батищева, И.В. Бестужева-Лады, B.C. Библера, М.С. Кагана, И.С. Кона; психологов: К.А. Альбухановой-Славской, А.А. Бодалева, И.В. Дубровиной, И.А. Зимней, В.П. Зинченко, И.Н. Семенова, Д.И. Фельдштейна; педагогов: М.Н. Берулавы, Ю.П. Ветрова, О.А. Зимовиной, Н.А. Лазарева, Н.Д. Никандрова, В.В. Серикова и др. в центре гуманистически ориентированного учебно-воспитательного процесса -личность развивающегося человека. Первоочередной задачей педагогов и психологов гуманистически ориентированной системы вузовского обучения является воспитание гуманной, свободной в духовном развитии, творческой, самостоятельной, адекватно оценивающей себя личности.

В то же время недостаточно исследованной является проблема исследования влияния различных систем обучения на развитие самооценки студентов. Недостаточная разработанность указанных вопросов определила выбор темы исследования «Развитие самооценки студентов в процессе вузовского обучения».

Цель исследования: выявить влияние традиционной и гуманистически ориентированной системы обучения на самооценку студентов.

Объект исследования: самооценка студентов.

Предмет исследования; развитие самооценки студентов в традиционной и гуманистической системе обучения.

Гипотеза исследования; развитие самооценки студентов станет более эффективным, если оно будет проходить в условиях гуманизации вузовского обучения.

Теоретическую и методологическую базу исследования составляют: принципы гуманизации образования (М.Н. Берулава, И.В. Бестужев-Лада, Ю.П. Ветров, И.В. Дубровина, И.А. Зимняя, В.П. Зинченко, Н.Д. Никандров, И.С. Якиманская и др.), идеи личностно-ориентированного подхода (Л. Адлер, Айзенк, Ш. Бюлер, К. Гольдштейн, А. Маслоу, Р. Мей, Д. Олпорт, А.В. Петровский, К. Роджерс, К. Хорни, Г. Юнг); теоретические положения о развитии самооценки в юношеском возрасте (А.В. Захарова, А.П. Кепалайте, А.И. Липкина, B.C. Магун, Л.М. Митина, СЕ. Рескина, М. Розенберг, Е.Т. Соколова, Л.С. Солнцева, К.Р. Ставицкий, В.В. Суворова, Е.О. Федотова, М.Б. Хакимова, Шейвлсон и др.).

Проанализировать и обобщить результаты психологических и педагогических исследований по проблеме развития самооценки студентов в условиях вузовского обучения.

Проанализировать особенности практики вузовского обучения в плане развития самооценки студентов.

Выделить профессионально значимые качества личности — «профиль» идеального студента в интерпретации педагогов, ориентированных на ценности традиционной (объективно-ориентированной) системы обучения. Определить влияние данного проектного «профиля» на уровень тревожности студентов и их самооценку.

Исследовать профессионально значимые качества личности -«профиль» идеального студента в интерпретации педагогов, ориентированных на ценности гуманистической (субъектно-ориентированной) системы обучения. Выявить влияние данного проектного «профиля» на уровень тревожности и самооценку студентов.

Осуществить сравнительное исследование влияния традиционной и гуманистической систем обучения на самооценку студентов в системе вузовского обучения.

В работе использовалась совокупность теоретических и эмпирических методов исследования: теоретический анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация, аналогия, моделирование; эмпирические частные (анкетирование; изучение литературы, документов и результатов деятельности; авторский опросник для выявления уровня самооценки; метод семантического дифференциала, модифицированный автором, методика исследования тревожности Ч. Спилберга, экспертный анализ) и общие (педагогический эксперимент, опытная работа, изучение и обобщение педагогического опыта) методы. Количественный анализ полученных данных осуществлялся с помощью методов математической статистики.

Научная новизна исследования состоит в том, что определена значимость самооценки для личностного и профессионального развития студента в вузе. Определены качественные особенности развития самооценки в традиционной и гуманистически ориентированной системе вузовского обучения. Установлено, что в интерпретации педагогов, ориентированных на ценности традиционного обучения, наиболее значимыми качествами студента являются такие, как: твердые знания по изучаемой дисциплине; оперативное решение поставленных целей и задач; хорошая память; исполнительность при решении поставленных преподавателем задач, вежливость в общении с преподавателем. Данное обстоятельство обуславливает существенные расхождения между «Я-идеальное» и «Я-реальное» в профессиональной самооценке студента, результатом чего является высокий уровень тревожности обучаемого. Выявлен «профиль» идеального студента в интерпретации педагогов, работающих в гуманистической системе обучения, включающий в себя такие личностные качества, как: умение делать самостоятельные обобщения и выводы; любовь к предмету; стремление к чтению дополнительной литературы; потребность в самостоятельной постановке проблем и их решении; помощь товарищам в усвоении знаний, что коррелирует с «Я-реальное» студентов, обеспечивая их адекватную самооценку.

Положения, выносимые на защиту:

1. Самооценка является значимым фактором в профессиональном и личностном развитии студента.

Соотношение «Я-идеальное» в оценке преподавателей и «Я-реальное» в оценке студентов является значимым фактором формирования самооценки студентов в вузе.

В традиционной системе обучения существенные расхождения между «Я-идеальное» в интерпретации педагогов и «Я-реальное» в интерпретации студентов определяют высокий уровень тревожности обучаемых.

Соотношение «Я-идеальное» студента в оценке преподавателей и «Я-реальное» студента обеспечивают развитие адекватной самооценки обучаемых в гуманистически ориентированной системе высшего образования.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что полученные данные позволяют выявить возможности гуманизации вузовского обучения для развития адекватной самооценки студентов. Полученные результаты являются значимыми для развития общей педагогики.

Практическая значимость выполненного исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы преподавателями для совершенствования процесса обучения в высшей школе в плане развития личностных качеств студентов и, в частности, их самооценки. Разработанное автором учебное пособие «Развитие самооценки студентов в вузе» используется преподавателями при чтении курса педагогики и психологии в вузе.

Достоверность научных результатов исследования обеспечивается методологической обоснованностью исходных данных, системным рассмотрением проблемы, опытно-педагогической проверкой теоретических разработок и подтверждением результатов в ходе их апробации; использованием методов сбора и проверки эмпирического материала; многоаспектностью обработки данных, включающих качественные и количественные оценки.

Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе Черноморской гуманитарной академии (г. Сочи) и Федершіьного академического экологического университета (г. Сочи).

Апробация результатов исследования. Материалы исследования обсуждались на заседаниях лаборатории гуманизации образования при Научно-образовательном центре Российской академии образования в г. Сочи; на научной конференции «Современные проблемы высшего образования» (Сочи, 2002); на международном симпозиуме «XXI век: воспитание личности в свете гуманистической образовательной парадигмы» (Сочи, 2000); на научно-практических конференциях: «Личность в современном мире» (Сочи, 2001), «Современные проблемы преподавания гуманитарных дисциплин в вузе» (Сочи, 2002), «Развитие системы высшего образования в условиях гуманистической образовательной парадигмы» (Сочи, 2002), «Современные проблемы высшего образования» (Сочи, 2002).

Публикации: по материалам исследования имеется 6 публикаций.

Структура диссертации: выполненное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Специфика и задачи вузовского обучения студентов

Наиболее отчетливо за последние десятилетия осознается ограниченность развития общества путем экономического прогресса и технического процветания. Очевидно, что в преодолении духовного кризиса цивилизации, в разрешении глобальных проблем человечества ведущая роль должна принадлежать образованию. Высшее образование является главным фактором социально-экономического прогресса. На сегодняшний день осознаются проблемы, которые не удалось решить в рамках сложившихся традиционных образовательных систем, не выполняющих своей основной функции -формировать созидательные силы общества, что привело к мировому кризису образования, суть которого в ориентации сложившейся системы образования на прошлый опыт без ориентированности на будущее (Б.С. Гершунский, 1993; Шукшунов В.Е., Взятышев В.Ф., Романова Л.И., 1993).

В России кризис образования произошел под воздействием социально-экономического и общественно-политического кризиса государства, несмотря на то, что российская высшая школа занимала одну из ведущих позиций в мире.

Произошедшие в обществе перемены объективно показывают недостатки современного высшего образования в России:

1) имеется насущная потребность в специалистах для новых отраслей экономики, бизнеса, права, информационных технологий, научных исследований, социокультурной, общественно-политической жизни общества, для которых традиционная образовательная система не подготовила научную и методическую базу;

2) низкая оплата труда выпускников вузов снизила ценность высшего образования, его элитарность в русле интеллектуального развития личности, имеющей определенную социальную роль и материальное обеспечение;

3) тоталитарное управление в образовании, унификация требований давили творческую инициативу преподавателя;

4) усредненный подход к индивидуальности, таланту, профессионализму привели к падению престижа высокообразованного человека;

5) огромное внимание профессиональной подготовке студентов отодвинул на второй план духовное и культурное развитие (М. Мид, 1998).

Высшей школе необходимы серьезные преобразования, чтобы быть на высоте в решении таких стоящих перед ней задач, как: 1) удовлетворение потребности личности в интеллектуальном, нравственном, культурном развитии посредством высшего профессионального образования; 2) развитие наук и искусств посредством научных исследований и творческой деятельности научно-педагогических работников и обучающихся, используя полученные результаты в образовательном процессе; 3) подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников с высшим образованием и научно-педагогических кадров высшей квалификации; 4) формирование у обучающихся гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современной цивилизации и демократизации; 5) сохранение и преумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества; 6) распространение знаний среди населения, повышение его образовательного и культурного уровня.

Следовательно, вузам необходима общественная и государственная поддержка, так как высшее образование является важнейшей функцией, ядром и условием существования общества и выполняет: культурные, общественные, этические и экономические функции, обеспечивающие преемственность поколений в обществе.

Для всего мирового сообщества и вузов России на сегодняшний день приобретают новое измерение такие важные проблемы как: миссия высшего образования; демократизация доступа к нему; автономия и демократические свободы; воспитательные задачи; научно-исследовательские задачи; образовательные задачи; этические, культурные связи университета и общества; управление вузом и его финансирование.

Структура современного высшего образования неоднородна и претерпела существенные изменения. В ее основе находится модель университетского образования, включающего не только «классический» университет, но и университет, готовящий специалистов конкретной профессии. Подготовить студента к творческому участию в жизни общества — одна из целей высшего образования. Выпускник высшего учебного заведения должен адаптироваться к социальным переменам, уметь практически оценивать происходящее и планировать пути дальнейших преобразований.

Самооценка как значимый фактор личностного развития студентов

Самооценка занимает центральное место в системе «Я-концепции» молодого человека. Исследованию самооценки посвящены работы педагогов и психологов: А.В. Захаровой, А.П. Кепалайте, А.И. Липкиной, B.C. Магун, Л.М Митиной, СЕ. Рескиной, Е.Т. Соколовой, Л. Солнцевой, К.Р. Ставицкого, В.В. Суворовой, М.Б. Хакимовой, Е.О. Федотовой и др. Адекватность самооценки определяется воспитанием в раннем детстве. Если родители воспринимали ребенка как собственность, то у него формируется чувство малоценности. В авторитарной семье, без эмоциональной доброжелательной атмосферы, с проявлением деспотичными родителями чрезмерно строгих мер воспитания у развивающейся личности формируется самобичевание; в атмосфере постоянного психологического дискомфорта начинают появляться различные комплексы: застенчивость, страх ошибок, отсутствие спонтанности, высокий самоконтроль. У студентов с пониженной самооценкой и самоуважением не складываются межличностные отношения с сокурсниками, преподавателями, родителями. В интимном плане они испытывают сильные увлечения и страсть, сменяющиеся обеспокоенностью, навязчивой ревностью, боязнью потерять любимого человека. Позже эти чувства трактуются как неуверенность в себе, мучительное чувство малоценности, настойчивое требование доказательств верности и уважения, впоследствии приводящие к одиночеству и формированию разнообразных форм психологической защиты.

Способы компенсации низкого самооценивания разные. Понижая уровень притязаний, индивид замыкается в себе. Более эффективным способом является изменение молодым человеком собственного отношения к сложившейся ситуации, поведения, уровня притязания до своих возможностей.

Эриксон, проанализировав этапы развития личности, установил, что пора юности совпадает с кризисом идентичности, который состоит из индивидуально-личностных и социальных выборов, самоопределения и идентификации. В случае неразрешения этих задач у юноши или девушки формируется неадекватная идентичность, проходящая по четырем пунктам: 1) уход от психологической интимности, избегание тесных межличностных отношений; 2) неспособность строить жизненные планы, появление страха перед переменами и взрослением; 3) неспособность организации и сосредоточения на главной деятельности; размывание творческих способностей; 4) развитие «негативной идентичности», неспособность самоопределяться и выбирать отрицательные образы для подражания.

Морис Розенберг (1965) в исследовании молодых людей 15-18 лет обнаружил, что у юношей с пониженным самоуважением складывается общая неустойчивость образов «Я» и мнения о себе. Они закрыты для окружающих, показывают «ложное лицо» — «представляемое Я», очень ранимы и чувствительны к тому, что затрагивает их самооценку. Соответственно, болезненно реагируют на смех, критику, неполадки в работе, часто приписывают себе недостатки, застенчивы, склонны к психической изоляции, уходу в мир мечты. Чем ниже у таких индивидов уровень самоуважения, тем более они страдают от созданного одиночества.

Психологическое развитие личности студента происходит как возникновение и разрешение противоречий, самодвижения, активной работы над собственной персоной. СИ. Самыгин (1998) утверждает: «Стремление стать хорошим специалистом, освоить преподаваемые предметы, стать эрудированным и культурным человеком — это выражение четко осознанных духовных и материальных потребностей студента». Особенности самопонимания и самосознания особенно влияют на академическую успеваемость. В исследованиях В.А. Якунина (1994) установлена устойчивая зависимость успешности обучения от таких особенностей самосознания, как степень адекватности самооценки. В число отчисленных попадают студенты с присущей им чрезмерной самоуспокоенностью, тревожностью и неадекватностью самооценки.

Теоретические основы традиционной системы обучения студентов

На сегодняшний день становится очевидным тот факт, что существующая система образования не способствует развитию и воспитанию современного молодого человека, способного к преобразованию общества, сохранению и приумножению ценностей мировой и отечественной культуры. Исследования философов, социологов, педагогов, психологов свидетельствуют о понижении творческих способностей, нравственных качеств молодежи.

В вузовской теории и практике обучения до сих пор существуют технократические приемы по внедрению государственного образовательного стандарта. Из-за чрезмерной политизации общества и формализма педагоги читали лекции с общих теоретических позиций по единой методологической форме, обращаясь к значениям, а не личностным смыслам, отождествляя понятия «психика» и «сознание». Такие особенности образовательной системы позволяют утверждать, что традиционное образование в нашей стране имело внеличностный характер (Образование в поисках человеческих смыслов / Под ред. Е.В. Бондаревской. Ростов н/Д, 1995, с. 3-4).

Преподаватели высшей школы могли проявлять творческую инициативу только в определенных рамках учебно-воспитательного процесса. Достижения педагогов и психологов мирового сообщества по проблематике механизмов развития личности, личностно-ориентированного обучения были недоступны для отечественных педагогов, что привело к кризису психолого-педагогической науки.

Студент в традиционной образовательной системе оценивается педагогами по степени его управляемости, манипулирования, соответствия общепринятым стандартам поведения. Авторитарный стиль преподавателя концентрирует у обучаемого отрицательные представления о вузовском обучении.

Традиционный подход базируется на информационном содержании обучения, отвергая личностное взаимодействие педагога и студента. Студент является объектом учебно-воспитательных воздействий, а преподаватель -руководителем, принуждающим овладевать знаниями и умениями.

Организация традиционной вузовской образовательной системы основывается на научном подходе и предметоцентризме, который особенно отражается в основной форме обучения студентов — лекции.

На протяжении всей истории высшей школы ведущей формой и методом организации учебно-воспитательного процесса являются лекционные занятия (MB. Буланова-Топоркова (1998), А.В. Духовнева (1998), В.И. Загвязинский (1990), В. Оконь (1990), СИ. Самыгин (1998), А.П. Чернышева (1995), Ф. Янушкевич (1984) и др.

На протяжении всей истории высшей школы ведущей формой и методом организации учебно-воспитательного процесса являются лекционные занятия. Основная цель лекции — формирование ориентировочной основы усвоения студентом учебного материала, активизации мыслительной деятельности, развития внимания. В традиционной системе обучения требования к лекции ограничиваются следующими критериями: научность и информативность излагаемого материала; аргументация и доказательность фактов, теорий, примеров, научных обоснований лекционного и практического материала; четкая последовательность лекции; строгая методическая постановка формы занятий (главные мысли и положения, повторение, выводы, изложение сухим научным языком, объяснение новых терминов и названий, использование дидактических материалов).

Многие отечественные и зарубежные исследователи рассматривают обучение как освоение предметной деятельности и развитие в ней познавательных способностей, а воспитание связывают с общением и коллективными формами любой деятельности, но не учебной, несмотря на то, что для студентов эта форма деятельности является ведущей. Основной задачей педагогов является организация общения и коллективных форм обучения таким образом, чтобы это давало максимальный эффект в познавательном и личностном развитии студента. Воспитание должно включиться в учебный процесс с помощью организации групповых и коллективных способов обучения, предусматривающих развитые структуры общения, межличностные отношения. Поиск наиболее эффективных форм, способов организации коллективного обучения составляют одну из еще не решенных задач современной теории и практики.

Самооценка студентов вуза