Ребенок не хочет учиться как мотивировать

Что делать, если ребенок не хочет учиться?

Дети без особого энтузиазма посещают школу, более того, многие из них не хотят учиться. Такие выводы были сделаны в ходе соцопросов, но и без этих исследований педагоги и родители понимают: проблема обострилась. Все труднее мотивировать на учебу старшеклассников, увеличивается число детей в начальной школе, не тяготеющих к получению знаний. Анализ показывает, что растет непонимание в школе и в семье. Помогут снять напряжение и улучшить ситуацию рекомендации психологов и педиатров.

Учение без увлечения

Школьные программы подразумевают ежедневное «поглощение» ребенком большого объема нового материала на уроке, прилежное выполнение домашних заданий. Выдержать такие нагрузки способен не каждый младший школьник, хотя учеба в этом возрасте — ведущий вид деятельности. Детям приходится рано вставать, затем сидеть за партой на протяжении 4–6 часов. Дома предстоит выполнить домашние задания, а это еще 2–4 часа работы.

Реальная ситуация такова, что современные дети озабочены не качеством выполнения учебных заданий и полнотой своих ответов у доски, а только оценками. «Пятерка» в журнале и дневнике — это возможность получить обещанный подарок от родителей. «Двойка» грозит наказанием, лишением сладкого и прогулок на улице.

Хорошие отметки в школе — замечательно, это позитивные эмоции для всей семьи. Ориентированное только на формальные показатели обучение — плохо. Ведь за внешним благополучием школы и семьи подчас исчезает самое важное — формирования ума и характера, составляющих основу личности. Остается «за бортом» познавательная активность, необходимая для учения с увлечением.

Любознательность, тяга ко всему новому, способность впитывать знания, как губка, заложены в каждом ребенке. Однако, проблемы с обучением наукам существовали всегда, достаточно вспомнить хрестоматийный пример из «Недоросля» Фонвизина: «Не хочу учиться, хочу жениться». Беда в том, что с каждым годом «митрофанушек» становится больше.

Почему пропадает желание учиться?

Причиной негативного отношения ребенка к обучению в школе часто становится нервно-психическое перенапряжение, эмоциональные и физические перегрузки. Объективных причин для этого существует множество. Это внеклассные и внешкольные занятия, конфликты в семье, частые переезды и смена учителей. Ослабленные и часто болеющие дети чаще других с нежеланием идут в школу. Работоспособность здорового ребенка, обычно хорошо успевающего в классе, резко снижается во время и после болезни.

Ситуация, когда ребенок не хочет идти в школу, возникает с пугающей частотой. Как отмечают учителя, в классах все меньше ребят, которые тянутся к знаниям. Дома родители тоже замечают негативные перемены в отношении детей к занятиям в классе и выполнению домашних заданий.

Результаты социологического исследования «Левада-центра» (август, 2015):

  • Считают школьные программы «перегруженными» 57% опрошенных.
  • «Ребят стали учить хуже», — заявило около 50% респондентов.
  • Назвали учебную нагрузку «посильной» лишь 25% российских граждан.
  • Положительно относятся к современной системе образования только 11% участников опроса.
  • Знания, которые «в голове», детям не кажутся особо ценными (в интернете все есть). Остается учиться только ради отметки и получения хорошего аттестата. Тоже стимулы, но они далеки от внутренних побудительных мотивов учебной деятельности.

    «Мотив» — слово, пришедшее из французского языка. Означает побудительную причину, повод к какому-либо действию (аналогичный термин «стимул»). Мотивировать — обосновывать, приводить убедительные доводы. Стимулировать — давать толчок, поощрять.

    Как повысить интерес детей к учебе: советы школьных психологов и педиатров

    Под натиском трудностей уже в начальных классах проходит восторженное отношение к школе, появляются чувства разочарования и усталости. Многие ребята начинают отставать в учебе, особенно по математике и родному языку. Когда нет внутренней потребности к получению знаний или она пропадает, рассчитывать на успешное обучение не приходится.

    Что делать, если ребенок не хочет учиться в школе, какой должна быть внутренняя и внешняя мотивация, — об этом в эфире программы «Мамина школа» рассказала педагог-психолог Наталья Баринова.

    • Побеседуйте с ребенком по душам
      Одних детей убеждает рассказ о том, как мама и папа хорошо учились в школе, чтобы получить нынешнюю высокооплачиваемую работу. Чаще всего родители выбирают именно такой метод воздействия.

    • Опирайтесь на понятные ребенку примеры
      Маленьким поклонникам компьютерных игр поможет сравнение с виртуальным миром, где на более высокий уровень попадают только при успешном прохождении предыдущих этапов.
    • Обратите пристальное внимание на состояние здоровья ребенка
      По мнению педиатров, это основной фактор, влияющий на уровень работоспособности младшего школьника на уроках и дома. Помните, что здоровье — понятие комплексное. Зависит от физического и психического развития, наличия хронических заболеваний, иммунитета. Негативный вклад вносят несбалансированный рацион, гипо- и авитаминозы. Нехватка микроэлементов, в частности йода, также снижает интеллектуальную работоспособность.
    • Займитесь витаминотерапий

      Биологически активные соединения помогают преодолеть физические и умственные нагрузки,повышают сопротивляемость организма заболеваниям и неблагоприятной экологии. Дети могут принимать по 1–2 таблетки или драже 1–3 раз/день. Курс лечения или профилактики длится от трех недель до одного месяца.
    • Витамины для детей 7–12 лет:

    • Жевательные таблетки «Центрум Детский Про».
    • Растворимые таблетки «Витрум Плюс».
    • Жевательные таблетки «Витрум юниор».
    • Таблетки «Компливит-актив».
    • Драже «Биовиталь».
    • Многие натуральные продукты содержат витамины и микроэлементы. Даже при насыщенности рациона детей такой пищей, может развиваться гипо- и авитаминоз при нарушении всасывания в кишечнике.

      • Формируйтеинтерес к обучению в школе
        Заинтриговать ученика младших классов самой учебной деятельностью очень сложно. Однотипные задания надоедают, монотонная работа утомляет. Если внести элементы игры, соревнования, то появляется стремление к достижению конечного результата.
        Психологи утверждают, что интерес ребенка к выполнению заданий позволяет ему сохранять высокую работоспособность на уроке и дома.Увлеченные дети легко преодолевают трудности в процессе учебы. Наоборот, при отсутствии целенаправленного формирования у ребенка интереса к обучению желание ходить в школу снижается уже к концу первого полугодия.
      • Рационально подходите к организации режима дня детей
        Для младшего школьника особенно важен режим труда и отдыха, учитывающий особенности возраста. Так, у здоровых детей в начальных классах наивысшая работоспособность отмечается в первые дни недели и в первой половине дня, затем происходит спад. Вернувшийся из школы ребенок должен сначала пообедать и отдохнуть. Лучше, если это будет прогулка на свежем воздухе или дневной сон для ослабленных детей.
      • Определите время в режиме дня ребенка для игр, чтения, присмотра телевизора. Продолжительность ночного отдыха младшего школьника должна составлять 10–11,5 часов (включая дневной сон).

        Как преодолеть нежелание подростка учиться в школе: мнение специалистов

        Многие проблемы переходного возраста связаны с гормональной нестабильностью в организме подростка. Как отмечает доктор медицинских наук, профессор Любовь Самсонова, нежелание школьника учиться нередко обусловлено биохимическими причинами. Прежде всего, сказывается нехватка йода — элемента, необходимого для нормального синтеза гормонов щитовидной железы. Дефицит ведет к ухудшению наглядно-образного мышления и памяти.

        Переходный возраст называют «трудным», «проблемным» из-за бунтарского духа взрослеющего человека. Подросток меньше, чем младший школьник жаждет одобрительной реакции родителей. Более важным становятся отношения с ровесниками и поиск своего места в обществе. Родителям трудно понять, почему сын или дочь потеряли интерес к обучению в школе.
        Что делать?

      • Учитывайте смену ведущего вида деятельности и кризис мотивации в возрасте 12–13 лет.
      • Обсуждайте проблемы, спокойно выслушивайте точку зрения сына или дочери.
      • Дайте больше самостоятельности в определении времени для занятий и отдыха.
      • Используйте положительные ситуации для того, чтобы повысить интерес к учебе.
      • Терпеливо относитесь к выходкам, продолжайте любить своего ребенка.
      • Предоставьте возможность пробовать себя в разнообразных делах.
      • Всячески показывайте подростку, что верите в него.
      • Говорите по душам, без угроз и нравоучений.
      • Улучшение мотивации школьника — 8 рекомендаций по воспитанию родителям

        1. Активного ребенка, не умеющего сосредоточить внимание,чаще привлекайте к различным занятиям.
        2. Переключайте деятельность с разучивания стихов на рисование, чередуйте лепку и гимнастические упражнения.
        3. Чрезмерно подвижным ребятам предлагайте игры, снимающие излишнюю энергию, дополнительные физические нагрузки. Например, попросите ребенка полить цветы, сделать зарядку.
        4. Медлительных детей не торопите, дайте дополнительное время на работу.
        5. Помогая, не выполняйте задание вместо ребенка.
        6. Создавайте такие ситуации, которые вызывают удивление, восхищение и восторг.
        7. Побуждайте интерес к учебе, играя с младшими школьниками в «волшебство», «приключение» и «расследование».
        8. Подростков и старшеклассников привлекайте к исследованию родного края, помощи животным, лесу и другой общественно полезной деятельности.

        Повышение мотивации к учебе — активная творческая работа взрослого и ребенка. Так утверждает психолог Константин Довлатов:

        Заключение

        Ситуация в старших классах нередко меняется коренным образом. Родители и учителя замечают, что вчерашние прогульщики начинают серьезно относиться к урокам, старательно выполняют домашние задания. Появляется новый стимул — поступление в колледж или ВУЗе.
        Как аппетит приходит во время еды, так и желание получать новые знания формируется во время кропотливой и вдумчивой учебной работы.

        Отсутствие мотивации к обучению — 10 ошибок родителей

        Половина людей сдаются на пути к своей цели, потому что им никто не сказал: «Я верю в тебя, у тебя все получится!»

        Многие родители, у которых есть дети школьного и дошкольного возраста, сталкиваются с проблемой отсутствия мотивации к учебе у ребенка. Как же сформировать у школьника желание учиться? Как сделать так, чтобы у него не пропадал внутренний стимул познавать новое, вне зависимости от того, сколько усилий надо будет для этого приложить? Как сформировать мотивацию к обучению у школьника, который считает, что учиться в школе скучно? В этой статье мы постараемся разобраться, что такое мотивация, почему происходит ее снижение и потеря у школьников, как формируется и работает мотивация к обучению, и что вы можете сделать, чтобы ребенок начал испытывать удовольствие от процесса обучения и повысил успеваемость в школе.

        Одна из основных проблем современной педагогики – отсутствие желания и интереса детей учиться, получать знания. У одних детей мотивация у к учебному процессу исчезает, не успев появиться, у других – по разным причинам утрачивается со временем. Почему это происходит, кто виноват и в чем причины давайте разберемся вместе. В интернете, да и книжных магазинах имеется большое разнообразие на эту тему, да и у каждого родителя есть свое мнение по этому поводу. Однако вопрос остается актуальным и по сей день во многих семьях. Некоторые родители предлагают ставить в пример сегодняшних успешных людей, олигархов, пугают работой дворником и грузчиком, а кто-то уверен, что интерес ребенка к обучению зависит от учителей и психологов, тем самым перекладывая с себя ответственность на плечи школы. Другие же предлагают радикальные способы решения этого вопроса: наказывать за плохие оценки, лишать компьютера, планшетов, телефона, прогулок, общения с друзьями и вкусностей за каждую оценку ниже 4, среди таких родителей встречаются и те, кто прибегает к старым проверенным методам, как ремень и скалка.

        Оправданность таких методов формирования мотивации к обучению у школьника мы сейчас разбирать не будем. Мнений много, и как говориться каждый имеет право на это мнение. Но цель данной статьи предложить всем родителям взглянуть на вопрос мотивации к обучению у школьника с других сторон.

        Мотивация с точки зрения науки.

        Для начала разберем истоки происхождения термина «мотивация». Произошло это слово от английского «movere» — «двигать». Другими словами, мотивация – это то, что двигает человеком, заставляет его с завидным упорством и настойчивостью выполнять то или иное задание и идти к поставленной цели. Мотивированный человек легко достигает интеллектуальных, спортивных и творческих успехов.

        Мотивация к обучению запрограммирована в нас от природы: полученное знание или овладение новым умением вознаграждается выплеском гормонов счастья. Обучение можно даже превратить в одержимость, поэтому очень важна правильная дозировка стимуляции. Если ребенок не знает точно, сможет ли он сделать задание, и, тем не менее, справляется с работой, степень ощущения успеха наивысшая. И, конечно же, мотивация к обучению у школьника становится очень сильной. А вот если ожидаемого вознаграждения или похвалы не следует или предъявляются завышенные требования, система вознаграждения лопается. То же самое происходит, если успех становится чем-то само собой разумеющимся. И в этом случае сформировать у школьника желание учиться будет практически невозможно.

        Наверное, вы замечали это явление у своего ребенка: первый раз, сумев правильно разложить картинки, кубики или конструктор он был очень горд собой, а на четвертый — пятый раз, оставался, совершенно спокоен. Это и есть мотивация к обучению с научной точки зрения. И зарождается она совсем не в школе, а гораздо раньше — еще в младенческом возрасте в домашних условиях. Именно родители развивают в ребенке желание постигать новое и формируют у него желание учиться. Многие из нас при воспитании детей выбирают разные способы усиления мотивации к познанию. У каждого из этих способов в зависимости от стиля воспитания разные результаты, в каждом из них есть положительные и отрицательные стороны но, самое главное, это стимулирует нас родителей к самосовершенствованию в течение всей жизни.

        Психологический аспект, открывающий завесу таинственности в вопросах выстраивания мотивационной линии у детей. Итогом формирования мотивации к обучению является школьная успеваемость. Но для многих школьников и их родителей время, отведенное для выполнения домашних заданий, становится ежедневным испытанием терпения. Родителям приходится много раз призывать ребенка сесть за уроки. Вместо того чтобы делать уроки, ученик смотрит в окно, рисует маленьких человечков в тетрадке или грызет карандаш, либо его невозможно оторвать от телевизора или компьютера. Родители теряют терпение, и – слово за слово – разгорается скандал. Ребенок не получает удовольствия от учебы, находясь под постоянным давлением взрослых и, как следствие, полностью теряет интерес и желание учиться. Родителям все сложнее находить доводы для усиления мотивации к обучению, ведь в понимании ребенка утверждается уверенность: школа — это каторга. Подобное происходит со многими детьми, и дело тут не в недостатке способностей…

        Школьные успехи и неудачи – это не показатель исключительно умственного развития и способностей школьника. Школьная успеваемость, скорее, это сумма умений, навыков, знаний и желания учиться. Ребенку, не заинтересованному в обучении, очень сложно получить знания и суметь их применить на практике. Отсутствие мотивации к обучению часто ведет к стойкой неуспеваемости и интеллектуальной пассивности. Неуспеваемость, в свою очередь, ведет к отклонениям в поведении.

        Ежегодно у большинства учащихся стремление к достижениям в учебе и мотивация к обучению снижается. Причем если раньше в такую категорию детей попадали, в основном, подростки – в связи с переходным периодом – то теперь неуклонно снижается мотивация к обучению даже у малышей в начальной школе.

        С чего все начинается?

        Ошибка родителей №1.

        Родитель полагает, что ребенок готов к обучению в школе, потому, что он много знает для своего возраста. Но интеллектуальная готовность – это не синоним готовности психологической, которая определяется уровнем развития произвольного поведения, то есть умением ребенка подчиняться определенным правилам и делать не то, что ему хочется в данный момент, а то, что делать необходимо. Здесь важно развивать у ребенка умение преодолевать себя: приучать ребенка делать не только то, что ему нравится, но и то, что не нравится, но необходимо. И это задача еще дошкольного возраста.

        Ошибка родителей №2.

        Ребенка рано отдают в школу. Нельзя сбрасывать со счетов биологическое созревание (костный и зубной биологический возраст). Биологически несозревшего ребенка лучше в школу не отдавать, т.к. у него не сформирована рука. Проверить сформирована ли рука можно следующим образом: попросить ребенка ставить точки в клеточки. В норме ребенок проставляет 70 точек за 1 минуту. Если результат ниже, то вполне возможно, что рука еще не окостенела. Что касается зубов, к моменту поступления ребенка в школу у него должны смениться 4 передних зуба: 2 внизу и 2 вверху. Таким образом, биологическая неготовность ребенка к школе ведет, как правило, к тяжелой школьной адаптации (ребенок быстро устает и не справляется), а это вероятность того, что ребенок начинает тихо ненавидеть школу.

        Ошибка родителей №3.

        Дети не посещают детский сад. Отсутствие контакта со сверстниками ведет к отсутствию произвольного поведения, когда ребенок вынужден, чтобы играть с другими, соблюдать правила, даже, если ему не очень хочется, считаться с чужим мнением и желанием, жить в коллективе.

        Ошибка родителей №4.

        Неблагополучие в семье: ребенок, привыкший к высокому эмоциональному отрицательному накалу во время переживаний по поводу своей семьи, как правило, уже просто не реагирует на проблемы по поводу учебы и отметок – у него просто не хватает на это энергии.

        Ошибка родителей №5.

        Отсутствие четкой организации жизни ребенка, несоблюдение режима дня, безнадзорность в быту – дети, которые организованы помимо школы, т.е. посещают какие-то интересные для них занятия, как правило, несмотря на нагрузку, более мотивированы на учебу.

        Ошибка родителей №6.

        Нарушение единства требований к ребенку со стороны родителей (всегда есть лазейка для ребенка что-то сделать не так, как надо, «столкнуть родителей лбами», пожаловаться бабушке и дедушке на родителей)

        Ошибка родителей №7.

        Неправильные методы воспитания: подавление личности, угрозы, физические наказания или, наоборот, заласкивания, чрезмерная опека.

        Ошибка родителей №8.

        Завышенные требования без учета объективных возможностей ребенка; усмотрение злого умысла, лени, в то время, как могут быть объективные причины для этих проявлений (соматическое состояние, психологические особенности, особенности умственного развития и пр.)

        Ошибка родителей №9.

        «Убивание» мотивации к обучению путем высмеивания, некорректных высказываний, сравнения с другими детьми, «загон» ребенка в ситуацию неуспеха, неудачи и пр.

        Проецирование своих ожиданий на дочку или сына — это, наверное, самая распространенная ошибка родителя, не всегда даже осознаваемая.

        Ошибка родителей №10.

        Родители верят в то, что дети должны разделять интересы, которые были у них в детстве, и порой не допускают даже мысли о том, что их ребенку это может быть совсем не интересно. Давление родителей может быть тем сильнее, чем меньше им самим удалось реализоваться в интересующих их областях.

        Формирование побуждения к действию. Как это сделать на практике?

        Это означает не просто заложить в голову ребенка готовую цель и мотивы, а создать такие условия, такую обстановку, в которых ему самому захочется учиться.

        1) Выяснить, что является причиной низкой мотивации: неумение учиться или ошибки воспитательного характера.

        Взрослые часто говорят детям о том, что «не будешь учиться – станешь дворником». Такая далекая перспектива никак не влияет на мотивацию к обучению. Ребенка интересует ближайшая перспектива. Но ему трудно, он не справляется. Трудности в учебе формируют нежелание учиться у тех, кого родители не приучили их преодолевать. Как правило, такие дети не любят учиться. Причиной отсутствия мотивации может быть и прошлый неудачный опыт (два раза не получилось, третий раз не буду и пытаться). Родителям необходимо учить ребенка «не сдаваться», а продолжать стремиться к результату, верить в себя и свои силы и тогда результат не заставит себя ждать.

        2) Применять в соответствии с причиной коррекционные меры: учить ребенка учиться, если не сформированы навыки учебной деятельности и произвольного поведения, или и исправлять свои воспитательные ошибки, а для начала их необходимо просто увидеть и признаться себе, что «я делаю что-то не так».

        3) В процессе учебы, пока у ребенка не сформирована произвольность поведения, для ребенка важно, чтобы родители контролировали процесс обучения и учитывали индивидуальные особенности ребенка: когда ему лучше сесть за уроки, какие уроки делать в первую очередь, когда делать паузы и пр. Вообще-то это про начальную школу, а по правде про первый класс. Но, если и в среднем звене ребенок не сформировал у себя навыки учебной деятельности, то важно вернуться к первому классу и пройти снова весь путь формирования учебных навыков, просто это окажется быстрее, чем в первом классе. Иногда ребенок не умеет работать с текстом – учите выделять главную мысль, пересказывать и т.п. Иногда ребенок не может сесть за уроки вовремя – приучайте к самоконтролю.

        4) Важно создавать для ребенка зону ближайшего развития, а не делать за ребенка то, что он может (хотя и с трудом) сделать сам. Например, не надо показывать, как решать задачу, решая ее вместо ребенка, а лучше создать такую ситуацию, когда хотя бы часть задачи ребенок делает сам. «Ты старался, молодец. Но ты допустил две ошибки. Найди их». Процесс более длительный, но более правильный. При этом, зачастую такой ребенок (вместо которого задание выполняют родители) вовсю манипулирует родителем, а родитель и не подозревает об этом. («Мама, только ты можешь так доходчиво мне объяснить и показать, как решать такую задачу, никто другой не может, даже учительница» — манипуляция чистой воды).

        5) Очень важный момент – оценивание сделанной работы родителем и учителем. Родитель может оценить работу «Молодец, хорошо!» (сравнивая сегодняшние результаты ребенка со вчерашними), а учитель, сравнив результаты ребенка с классом, оценит это как «плохо». Для избежание таких случаев, важно иметь постоянный контакт со школой и интересоваться требованиями, предъявляемыми к учащимся. В противном случае в сознании ребенка создается образ врага – учителя (родитель хороший – хвалит, учитель плохой – ругает). А это порождает отвращение к школе, нежелание учиться.

        6) Согласно результатам исследований, мотивация успеха (и как следствие, высокая учебная мотивация) формируется у детей в тех семьях, где им оказывали помощь при повышении требований, относились к ним с теплотой, любовью и пониманием. А в тех семьях, где присутствовал жесткий надзор либо безразличие, у ребенка формировался не мотив достижения успеха, а мотив избегания неудачи, что напрямую ведет к низкой учебной мотивации.

        7) Очень важным моментом в учебной мотивации является адекватная самооценка ребенка. Дети с заниженной самооценкой недооценивают свои возможности и снижают учебную мотивацию, дети с завышенной самооценкой адекватно не видят границы своих способностей, не привыкли видеть и признавать своих ошибок. Поэтому, очень важно – адекватность самооценки ребенка в отношении учебного процесса, в том числе. Важно помнить, что в жизни есть много значимого, помимо академической успеваемости – можно прожить со средними знаниями и быть личностью. Куда хуже, когда нет позитивного самовосприятия – самооценка занижена, нет чувства уверенности в себе, уважения к себе как к личности – попробуйте с таким багажом выжить и добиться жизненного успеха.

        8) Важно поощрять ребенка за хорошую учебу. Материальное поощрение (деньги за хороши отметки) часто приводит к добыванию хорошей отметки любыми способами. Хотя для американцев платить за учебу – явление вполне нормальное, привычное и часто используемое. Но это палка о двух концах: где гарантия, что спустя какое-то время ребенок будет брать в руки книги только за деньги. Поэтому вопрос материального поощрения детей за хорошую учебу – это тот вопрос, который каждый родитель должен решить для себя самостоятельно. А вот поощрять детей за хорошую учебу совместными походами (в цирк, на каток, в боулинг и т.п.) вполне приемлемо, кроме того попутно родителями решается еще одна важная задача: интересное общение со своим ребенком, удовлетворение потребности ребенка быть частью семейной системы.

        9) В деле повышения интереса ребенка к учебному процессу очень важен контакт с ребенком и доверительная атмосфера. Важно объяснить ребенку, что процесс формирования умения учиться процесс длительный, но необходимый. Для подростка важно «не пилить», не наказывать, не сулить наград. Нужен контроль – помощь, а не контроль-давление. Для подростка важно поднимать тему профессионального определения.

        10) Не ожидайте немедленных успехов – снимите по этому поводу «розовые очки». Могут быть падения, «топтание» на месте. Но если вы будете последовательно и систематически работать над вопросом повышения учебной мотивации своего ребенка, то непременно будет взлет.

        11) Очень важен в учебной деятельности и формировании у школьника желания учиться навык самоконтроля. Ведь не секрет, что многие ошибки у детей возникают из-за невнимательности. И если ребенок научился проверять себя после того или иного вида деятельности, количество ошибок резко сокращается – а если ошибок меньше, то и мотивации к новым достижениям становится больше. Поиграйте вместе ребенком в игры, где он педагог и проверяет ваше задание. Ребенок должен знать, как проверить правильность математических вычислений, как искать по словарю написание слова, как узнать, запомнил ли содержание параграфа. Именно в учении начинают складываться многие деловые качества ребенка, которые затем ярко проявляются в подростковом возрасте, и от которых зависит мотивация достижения успехов. В этот момент очень важно, чтобы родители не дергали, не понукали свое чадо, не раздражались. В противном случае сформировать у школьника желание учиться у Вас не получится.

        12) Также очень важным моментом является то, верит ребенок в свои успехи или нет. Учитель и родители должны постоянно поддерживать веру ребенка в свои силы, причем, чем ниже самооценка и уровень притязаний ребенка, тем более сильной должна быть поддержка со стороны тех, кто занимается его воспитанием детей. Ведь если ребенка, который и так чувствует свою слабость, еще и понукать — Вы не только не сможете сформировать у него мотивацию к обучению, но и уничтожите весь интерес к учебе, который у него был.

        13) Если Ваш ребенок предполагал, что усвоил учебный материал, а оценка низкая, то нужно разобраться, что произошло на самом деле. Возможно, он действительно все понял, но перенервничал на контрольной, или, например, плохо себя чувствовал, а возможно, опять же, оценка учителя была неадекватной.

        Самое главное – это научить Вашего ребенка формировать адекватную самооценку, а для этого, в первую очередь, Вы сами должны стараться оценивать его результаты, основываясь не только на оценке учителя, а исходя из его ожиданий, ощущений и его целей.

        14) Очень важный период в жизни школьника переход в среднее звено. Появляются новые предметы, учителя и обязанности, сильно возрастает нагрузка. Научитесь слушать ребенка и вникать в его проблемы. В этом возрасте он особенно нуждается в вашей помощи. Выучить все, что задают в школе, практически невозможно. Именно поэтому пропадает интерес к учебе. Научите школьника правильно планировать время и распределять нагрузку, это поможет и в дальнейшей жизни.

        15) Сдача ЕНТ – головная боль старших школьников, их родителей и учителей. Мотивации уже не требуется, к 16 годам подростки примерно представляют себе, чего хотят добиться в жизни и что для этого надо сделать. Ваша задача – помочь определиться с выбором, сконцентрировать внимание на главном и найти оптимальный вариант решения проблемы. Поговорите с ребенком, выясните, какие курсы лучше посещать. Уважайте его выбор, даже если он не совпадает с вашим, не подавляйте его инициативу и зарождающийся интерес к ответственности за свой выбор.

        Надеюсь, что каждый заинтересованный родитель и педагог, поняв механизмы и применив на практике полученную информацию, сможет сформировать у школьника желание учиться. Ведь только имея мотивацию к обучению и развитию, ребенок сможет вырасти целеустремленным человеком, способным на ответственные решения.

        Сколько бы вы не объясняли, что учится он для себя, в расчете на будущее, вряд ли это дойдет до сознания ребенка. Запомните, маленькие дети учатся для вас, ради вашей похвалы и признательности. Не надоедайте ему нотациями, а сделайте ставку на любознательность. Тогда и учеба станет для него радостным открытием, и круг интересов постепенно расширится.

        Помните, что Ваш ребенок – это личность, ничего не должная Вам, но до какого-то момента зависящая от Вас и нуждающаяся в Вашей поддержке и в Вашем признании ее как самодостаточной.

        Как мотивировать ребенка учиться

        Обучение — это процесс, который складывается из многих составляющих, и не всегда нужно ориентироваться на что-то одно. Например, ребенку может помогать учиться то, что у него в школе много друзей, и может быть, у него сама учебная мотивация не на очень высоком уровне, а ради детей, ради компании он ходит в школу с удовольствием.

        Или, например, ребенок умеет делать что-то такое замечательное, за что его в школе ценят, и ему приятно это уважение. Поэтому укрепляя стороны, разные проявления ребенка, мы помогаем ему, и не обязательно родителям фокусироваться только на уроках. Иногда можно повысить желание учиться, чаще приглашая в гости школьных друзей, создавая хорошую атмосферу в классе.

        Что делать, если ребенок учится хорошо, но не хочет делать уроки, и родителям приходится его заставлять?

        Самостоятельность складывается из очень многих разных факторов, и в этой теме можно выделить много разных аспектов, поэтому я расскажу только о некоторых. Основные вещи, которые мы здесь выделяем: «умеет — не умеет» и «хочет — не хочет». Он может уметь, но не хотеть, или очень хотеть, но не уметь, поэтому нам важно, чтобы обе вещи были. Как правило, чем больше ребенок умеет, тем больше ему хочется. Т. е., когда ребенок хорошо овладевает какой-то деятельностью, у него меняется подход, у него взгляд становится хозяйский. У детей, за кого родители больше делают, атрофируется не только желание как-то пошевелиться, но и желание как-то позаботиться о другом. Ребенок, который уже чувствует свои силы, великодушнее и заботливее относится к другим людям, потому что его довели до такого уровня мастерства, когда он чувствует себя сильным. Сильные люди, как правило, более доброжелательные и более заботливые, им легко. Если девочку-подростка мама регулярно зовет с собой на кухню, и сначала девочка смотрит, потом начинает какие-то операции простые делать, потом уже сама все делает, то где-то через полгодика для нее это вообще уже не проблема — приготовить что-то.

        А как же ее на кухню привлечь?

        Доброжелательной атмосферой, когда нет критики, когда есть веселый, интересный разговор, не обязательно о каше, а о чем-нибудь. И чем больше люди друг с другом что-то делают вместе, тем лучше у них отношения. Поэтому поначалу может быть сопротивление, но если мы не зацикливаемся на том, что ребенка надо заставить, надо в него вбить, а просто привлекаем и даем сначала операции простые, и болтаем о чем-то интересном, это и укрепляет отношения, и делает ребенка более самостоятельным.

        Причина того, что ребенок не хочет самостоятельно делать уроки, может быть в том, что с самого начала родители воспитывали его, не уделяя внимание развитию самостоятельности, т. е. многое делали за него. Если ребенок еще в младших классах и учится хорошо, можно попробовать дать ему возможность получить несколько раз двойки за несделанные уроки, сказать ему: «Хорошо, ты не хочешь, чтобы мы заставляли тебя делать уроки, но тебе же нравится получать пятерки, нравится, что тебя уважают, что ты умный, поэтому, давай, работай ради того, чтобы остаться таким же уважаемым человеком». И на ребенка, если он действительно хорошо учится, одна-две двойки могут оказать очень хорошее отрезвляющее действие. Другое дело, если ребенок учится абы как, то тогда для него двойка будет не новость и вряд ли что-то изменит.

        ​​​​​​​Вообще, конечно, все это очень индивидуально. Какой-то ребенок теоретически, может, и сел бы и занимался, но он медленный, он привык с погонялкой все делать, такого ребенка просто ускорять надо. Такой ребенок может и сделал бы все без родителей, но протянул до 9 вечера, а там уже и спать пора, и поэтому родителям приходится заставлять, потому что иначе это все затянется до самой ночи. Такого ребенка надо шевелить, ему надо больше давать физической нагрузки и давать пример, как делать вещи быстро, даже безотносительно к учебе. У наших детей в принципе мало возможности бегать, прыгать, резвиться, и они впадают в такое полусонное состояние. Утром некоторых вообще довозят до школы, потом забирают, все в расслабленном режиме, еду впихнули как-то, потом еще что-то заставляют делать. Жизни маловато. Здорово, если родители могут после школы погулять с этим ребенком, можно и не самим бегать, а чтобы ребенок бегал, а ты по таймеру что-то замерял, например, сколько у него займет пробежать до дерева? Детям интересно следить за собой, за своим прогрессом по таймеру. Можно какие-нибудь шишки кидать — кто дальше, можно придумать что угодно. Больше бодрых игр.

        Я — псих! Заметки психолога родителям и детям

        Нестандартная психология для всех

        Мотивация к учебе или почему ребенок не хочет учиться?

        Мотивация… Почему сейчас подавляющее большинство школьников не имеет мотивации к учебе? Не видят смысла? Не получают вознаграждения? Трудно учиться и муторно? Не каждый учитель способен заинтересовать? Не каждый родитель увлечь перспективами?

        Наверное, все эти причины имеют место быть. Вот посмотрите, на следующей картинке описан цикл мотивации .

        Если есть какая-то потребность , то надо приложить усилия , а то и много психологических усилий, чтобы все переросло в действие , а не осталось лишь в задумках и неосознанных желаниях, и после предпринятого действия человек получает вознаграждение. И в следствие этого испытывает удовлетворение. Потом рождается новая потребность и цикл закручивается по-новому.

        А что же с учебой? На каком этапе цикла возникает ошибка? Возможно, даже на первом, не возникает потребности.. А тогда зачем усилия, напряги, проблемы, если ребенок просто не хочет учиться. Даже больше того, учеба ему скучна, надоела до зубовного скрежета. В школе его ежедневно по 5-6 часов загоняют в рамки, ограничивают его, заставляют… Он приходит домой и тут мы, обеспокоенные родители: «что ты сегодня получил?», » что вам задали?», «а ну, покажи дневник!»

        Какая уж тут мотивация к учебе… Тут бы в отрицательные значения этой самой мотивации не скатиться.

        Еще несколько лет назад у первоклассников была мотивация, они хотели идти в школу, понимали, что школьник — это уже не то, что какой-то сопливый детсадовец, это круче и и престижнее, что ли.. Сейчас же, даже уже у шестилеток нет учебной мотивации, потому что они на собственном опыте убедились в подготовительных классах и группах, что ничего хорошего и интересного их в школе не ждет, да и родители, лишь только заходит речь о школе и первом классе, становятся напряженными и нервными.

        Родителей тоже можно понять, школа — это и для них новый этап, новые траты, новые проблемы, домашние задания, в конце концов. Молодые родители, как по мановению волшебной палочки, в семилетнем возрасте ребенка, принуждены вернуться в свое счастливое или не очень счастливое детство, и снова, и снова делать задания, получать отметки, краснеть перед учителем…

        Не думайте, что это я отвлеклась, переключилась на родителей… Просто мы с детьми взаимосвязаны, дети видят наше напряжение, наше непонятно с чего изменившееся отношение, нашу озабоченность этим внешним антуражем, какая-то циферка в тетрадке способна изменять наше настроение, приводить в движение машину родительских репрессий, лишать и позволять… Мы, родители, завороженные условностями, перестаем видеть ребенка, самого ребенка… Ведь мы не спрашиваем его, что интересного сегодня было в школе, что ему понравилось, как он себя чувствует, с кем общался…Да мало ли того, чем на самом деле стоит интересоваться…

        Нас интересует только учеба. Если пятерки, то честь и слава, благополучие в придачу, а вот ежели нет и в дневнике сплошные «пары», то тут вместо того, чтобы осторожно и не навязчиво выяснять причины этого, мы впадаем в тиранический ступор, начинаем истерить, заводиться, вопить, особо эмоциональные доходят и до рукоприкладства… И конечно, этим только усугубляем ситуацию с мотивацией к учебе!

        А причин, почему ребенок не хочет учиться масса — и его плохое здоровье, и психологические комплексы, и нездоровые отношения с одноклассниками, учителями… А мы, не считаясь с ним, его истинными причинами, уносимся «пророческими» мыслями в далекие дали, красочно нарисованных нашим воображением, представляя наших детей бомжами, криминальными элементами и дворниками. Еще бы, он, мой сын, не умеет решать простейшие уравнения, что ждет его в будущем?!

        Что касается будущего, то оно в младших и средних классах настолько отдаленно и не определенно, что ребенок просто не в состоянии связать непонимание задач по математике и будущее поступление в институт, получение престижной профессии, становление карьеры…

        Все это понятно нам, родителям, а вот понятно ли незрелой личности нашего дитяти? В каком возрасте формируется осознанное понятие о том, зачем нужны знания? Посещают школу часто номинативно, формально, потому что все туда ходят и отбывают там положенный срок… Прямо, как в тюрьме, право слово!

        А бывает и того хуже, выполнения заданий родители и учителя добиваются от ребенка принудительно, методом «кнута и пряника». Еще можно учиться по инерции, можно чтобы превзойти одноклассников, чтобы не огорчать родителей, чтобы достигнуть успеха… Редко бывает, чтобы учиться было просто интересно…

        Так что же делать родителям? Ждать, чтобы эта мотивация чудесным образом однажды утром появилась? Ну, на это надеяться, по меньшей мере, наивно…

        Вот, например, как стоит поступать родителям и учителям, когда надо решить конкретную задачу:

        Как видим, мотивация особо нужна, когда ребенка одолевает эта самая «нехочуха», в остальных случаях все более менее ясно.

        И подменять нашей внешней мотивацией, его внутреннюю бессмысленно, придется, может и долго-трудно, взращивать ее. Познавательный интерес присущ ребенку изначально, и если его не растоптали в нежном возрасте запретами и суровыми наказаниями в ответ на исследовательскую деятельность дошкольника, то он может стать чудесным подспорьем. Найти то, что по настоящему интересует ребенка, расшевелить, раскрыть, найти точки соприкосновения и с собой, любимыми, и с учебными предметами, которые есть в классе. Интересуют ребенка животные, вывозим его в лес, покупаем энциклопедии, подключаем канал Дискавери, ребенок без ума от техники — повести в музей, в гараж, на стройку. Ищем, где и как он сможет применить свои знания, получить удовлетворение…

        Если все с учебными предметами глухо (как в танке), то остается вспомнить про внеурочную деятельность, кружки, секции, бассейн…

        Но и это не самое главное, главное, чтобы ваш ребенок хоть где-то, пусть на одном уроке, пусть в одной области, но вошел в ситуацию успеха, победы. Победы над собой, победой над ленью, победой над трудностями. И это будет тот самый первый шаг к реинкарнации интереса к новому, мотивации к познанию, что крайне важно в любой учебной деятельности.

        Ребенок не хочет учиться как мотивировать