Что делать если ребенок не хочет учить английский

Все о детях, все для родителей

Ребенок не любит английский – что делать: советы преподавателя

Сегодня у нас гостевой пост и поговорим мы о том, что делать если ребенок не любит английский, не хочет учить английский язык. Ведь актуальность этого вопроса для некоторых родителей очень актуальна. В последнее время английский язык преподается и в садике, и в школе, начиная с первого класса. А не у всех детей одинаковые способности. Кому-то изучение иностранного языка дается легко, а кому-то очень даже не просто.

Сегодня английский язык необходим практически каждому. Специалисты рекомендуют учить его с самого раннего возраста. Но что делать, если ребенок боится английского языка и пока не понимает всю его важность?

1. Что делать, если ребенок не любит английский? Выявить причины.

Расспросите ребенка о том, как у него проходят уроки и как он себя на них чувствует. Возможно, проблема кроется в одноклассниках либо в самом преподавателе.Например:

• Не совпадает темперамент ребёнка и учителя. Если у ребёнка спокойный и размеренный характер, а учитель очень активный и даёт насыщенные уроки — ребёнок будет быстро уставать и разлюбит занятия. Бывает и наоборот: учитель спокойный, а ребёнок – «ракета» и если не задать ему необходимый темп, он может заскучать, соответственно интерес к обучению пропадет.

• Учитель слишком строгий. Если ребёнок по натуре ранимый и застенчивый, любое строгое слово он будет воспринимать слишком близко к сердцу, а уроки превратятся в сплошной стресс.

• Ребёнка обижают одноклассники. Бывает такое, что в группе находится другой ребёнок, с которым у вашего малыша конфликт. В условиях маленькой группы отношения между детьми проявляются сильнее, а значит – проблема усугубляется.

• Неуспеваемость. Ребенок не понимает программу и боится об этом сказать в самом начале. В итоге, уроки превращаются во что-то пугающее, а систематически плохие оценки отбивают желание заниматься предметом.

Увы, и так бывает. И здесь важно помочь ребёнку заполнить пробелы в знаниях: больше заниматься дома, на курсах, либо с индивидуальным преподавателем. Последний вариант – самый надёжный, так как родители не всегда могут эффективно определить проблемные темы и доступно объяснить их ребёнку. Ну а если проблема в преподавателе, либо в одноклассниках – стоит всего, лишь перевести ребенка в другую группу.

2. Что делать, если ребенок не любит английский? Показать практическое применение языка.

Иногда проблема в том, что ребёнок просто не понимает зачем ему английский. «Понадобится для работы» для малыша не аргумент. Покажите ему, как может пригодиться английский здесь и сейчас:

• В путешествиях дайте ребёнку возможность самостоятельно справиться с небольшой задачей на английском: заказать блюдо в кафе, спросить цену в магазине.

• Все новые фильмы выходят сначала на английском языке. Покажите ребёнку трейлер мультфильма, который он ждёт – ведь он на английском!

• Попробуйте не менять интерфейс в компьютерных играх, если он изначально на английском. Вы удивитесь, как быстро ребенок разберется.

• Найдите своему маленькому ученику друга, с которым он сможет общаться на английском. Это очень эффективная практика. В школе AllRight.io, например, у каждого ученика есть возможность пообщаться со сверстником из Англии или США. Такие разговорные клубымы проводятся абсолютно бесплатно.

Подводя итог: легче всего учиться – играя. Купите настольные игры на английском, смотрите обучающие мультфильмы и пойте песни. Устройте дома «день» или «час» английского, когда можно разговаривать только на иностранном языке.Вот увидите — ребенку понравится.

Больше полезных советов вы найдете в блоге и на страничках в Facebook и Instagram.

А напоследок еще немного английского для детей в игровой форме:

«Трудности перевода» — ребенок не хочет учить английский

Не хочет, не может, не желает или этот язык ему противен – не важно. Вы продолжаете сидеть с кипой словарей и учебников, заставляете произнести слово MoTHer, а не МАЗЭ. И вы кипите и не понимаете, почему ОН НЕ ПОНИМАЕТ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ВЕЩЕЙ! Опять двойка и зря потраченные нервы? Если все так, читаем статью с верой в то, что она нам поможет сдвинуться с мертвой точки.

Дети – отличные ученики, по большому счету. Но не всегда даже опытным родителям под силу заставить их учить английский так, как это должно быть. Самые распространенные ошибки в этом процессе:

1.Негативное отношение к английскому и к учителю. Дело в том, что для детей имеет огромный вес авторитет родителей, который воистину может творить чудеса. Если вы сами считаете, что учить английский круто, а педагог – друг и наставник, то и ребенок отзеркалит ваше мнение и будет делать также. Но он не захочет учить этот язык, если мама и папа говорят ему, что «великолепно обходятся и без знания языка». Дети – зеркало, дети — губка. Они во всем подражают своим родителям и стремятся быть на них похожими. Во всем. Это, конечно, стремления бессознательные. Если ваш ребенок не хочет учить английский, нужно срочно исправлять ситуацию. Не следует резко менять негатив на позитив – ребенок быстро почувствует ложь, и вы потеряете его доверие, что означает: конец любимым начинаниям. Нужно сказать ребенку: «да, я обхожусь без знания этого языка, но ты знаешь, сейчас столько новых и интересных профессий, в которых без знания английского – нечего делать, увы. Знание языка откроет тебе огромное количество возможностей (перечислите, каких именно)». Если вам не нравится школьный учитель вашего чада и вы считаете, что он использует не те учебники и неактуальную методику преподавания, не критикуйте педагога, а лучше отправьте ребенка на языковые курсы, если есть такая возможность.

2. Очень важно – правильно поставить цели. Постановка целей – первый и важный шаг, который вам нужно сделать вместе со своим ребенком. Часто от родителей можно услышать подобное: «выучишь английский и будешь работать в престижной компании менеджером!». Цель…неплохая, наверное, цель, но для старшеклассника, как минимум. Если вашему ребенку 7 – 10 лет, эта цель не годится вовсе. Хочет ли он работать менеджером и понимает ли он значение этого странного слова? Почему он должен работать в престижной компании? Вероятно, что сейчас, он больше хочет работать в цирке или продавать мороженое, чем стремиться в престижную компанию менеджером, а? Пожалуйста, не торопите детство! Не рассказывайте ребенку о том, как здорово и круто быть топ – менеджером и получать хорошую зарплату и прочие блага современной жизни. Поставьте цель более привлекательную и более достижимую. Например: можно будет посмотреть интересный мультфильм или кино на английском, которые еще очень не скоро переведут на русский, а ты сможешь их увидеть раньше всех и рассказать другим ребятам, здорово, да? Если финансы позволяют, можно пообещать ребенку поездку в языковой лагерь заграницу. Подросткам можно сказать, что так он сможет понимать, о чем поет популярные исполнитель, посмотреть интервью с любимым актером, найти друзей по переписке, посмотреть трансляцию международных соревнований и понимать о чем идет речь. Проявите фантазию и найдите то, что интересно вашему ребенку на данный момент. При выборе целей ориентируйтесь на интересы ребенка, а не далекие и неясные перспективы.

3. Еще излюбленная ошибка многих родителей — неверная мотивация. Родители очень любят запугивать детей, вместо того, чтобы рассказать о том, как здорово учить английский. Распространенные реплики «Не будешь учиться, станешь дворником!» Да, далеко не всегда дети ведут себя хорошо, но разве негативные эмоции способны дать правильную мотивацию? Нужно делать акценты на положительных, а не на отрицательных сторонах «английского вопроса». Например: «Ты легко выучишь урок, потому что ты – самый умный!». После таких слов маленький ученик почувствует себя и вправду самым умным и приступит к учебе с новыми силами.

4. Вот вы считаете, что ваш ребенок обязан учиться только «на отлично» и не должен допускать ошибок. Хорошо. Но стремление к совершенству далеко не всегда оправданно. Не ругайте ребенка за промахи, а лучше выясните, что именно послужило причиной ошибки. Может быть он не понял какое –то новое правило, но постеснялся спросить учителя лишний раз? Может всему виной плохое самочувствие во время контрольной или, что еще хуже, он сильно нервничал, боясь совершить оплошность? Далеко не всегда промахи в учебе — вина только ребенка. Остановитесь в упреках и вспомните себя в этом возрасте. После того, как вы выяснили, в чем заключалась причина неудачи вашего ребенка, попытайтесь ее устранить. Не забывайте хвалить детей даже за маленькие победы, потому что успех складывается из небольших «кирпичиков». Когда ваш ребенок будет слышать похвалу, то он станет более внимательным и будет больше стараться, а не ошибается тот, кто ничего не делает.

5. Мы уже писали, что категорически нельзя сравнивать своего ребенка с другими детьми. Наверняка, вы уже успели сказать своему сыну или дочери, что «Вася или Маша знает английский лучше, чем ты, потому что он учит, а ты — лоботряс»! Не забывайте говорить своему ребенку, что сегодня ты выучил на несколько слов больше, чем вчера, ты – молодец!» Если вы замечаете, что ребенок стал делать ошибки чаще, то опять – таки, стоит избежать критики, лучше будет, если вы скажете: «Ты знаешь, неделю назад, ты делал гораздо меньше ошибок, ты же можешь хорошо учится!». Скорее всего, после фразы ребенок проникнется убеждением в том, что он все может. Знаете, уверенность в своих силах это самый лучший помощник в обучении и не только в обучении.

Что касается английского… Вам необходимо проявлять искренний интерес к обучению ребенка. Обязательно интересуйтесь тем, что сегодня выучил ребенок, а что у него не получается и вызывает затруднения. Он должен чувствовать и видеть, что вам не все равно, учится он или нет. Избегайте равнодушия! Очень многое зависит от личности учителя. По себе знаю: в 10 классе нас распределили по группам, и я попала к учителю, которой я, почему – то, не нравилась. Не стану вдаваться в подробности, просто скажу, что мой достойный английский, который мне всегда нравился и не доставлял хлопот, превратился в настоящие кандалы и кошмар. Обязательно спрашивайте у ребенка, нравится ли ему учитель или нет. Бывает, что проблема «не хочу учить этот долбанный английский» может быть вовсе не в вашем ребенке, а в педагоге.

Совет для родителей, у которых маленькие дети: Дети любят петь, танцевать, рисовать. Почему бы не использовать это во благо?! Ребенок гиперактивный, ему сложно усидеть на месте? Пусть учит слова в движении. Например, бегает и говорит слово “run”, прыгает и повторяет слово “jump”. После получаса такого активного обучения он запомнит 7-10 новых слов и выплеснет накопившуюся энергию. Детям, которые любят рисовать, можно предложить зарисовывать новые слова, это развивает воображение и облегчает запоминание. Не забывайте об играх. Компьютерные игры на английском языке тоже будут полезны, если используются не более получаса в день. Желательно, чтобы это были развивающие игры или специальные обучающие программы, представленные в игровой форме. Чтобы облегчить обучение, выбирайте для ребенка интересные книги и хорошую литературу. Сейчас продается огромное количество отличных пособий по английскому языку, которые изложены в легкой форме. Купите книжку современных сказок на английском, переводите вместе мультики, разбирайте тексты песен. Очень здорово, если вы включите караоке на английском и споете вместе с ребенком песни на английском языке. Здесь очень важно почаще менять род деятельности: первые 15 минут смотрите мультик, потом 10 минут обсуждаете его, затем 15 минут читаете сказку, в течение следующих 10 минут ребенок может попробовать пересказать прочитанное. Подарите ребенку возможность почувствовать себя важным. Приобрели новую технику? Пусть школьник поможет вам перевести надписи на гаджете. Поехали за границу? Пусть спросит дорогу к отелю или купит что-то в магазине (конечно, это должно происходить под вашим присмотром). Не забывайте о поощрении! И этот момент можно использовать для обучения. Например, вы купили ребенку конфеты, скажите, что по-английски конфета — “candy”. Можно покупать ребенку в награду наклейки с любимыми героями, пусть украшает ими тетради, учебники, обои в своей комнате – это его личное дело. Решили сходить в зоопарк? Попробуйте вместе выучить названия животных на английском, пока гуляете. Помогите своему ребенку учить английский. Ведь этот увлекательный для вас обоих процесс будет полезен не только в целях обучения, здесь главное то, что вы делаете это вместе.

Что делать если ребенок не хочет учить английский

…Антону 15, он на голову выше меня и выглядит как взрослый дядя. Вот только взрослые редко так мучительно зажаты и одновременно унылы, как этот молодой человек. Антон старательно вчитывается в строки теста и пытается определить правильный ответ.

Папа Антона говорит. Много и увлеченно. О том, как здорово знать иностранный язык. О том, как можно Антона этому языку учить — побольше беседовать с ним об актуальных событиях, разыгрывать сценки из реальной жизни и даже отправляться гулять по улицам, чтобы обсуждать все, что попадается по пути.

Дослушиваю папу до конца и поворачиваюсь к Антону:

— Когда ты в последний раз смотрел новости или читал их в Интернете?

Прошу папу выйти, объясняя, что у меня «свои методы».

— Я вот новостей не читаю и не смотрю — так что вообще не в курсе, где и что происходит.

Молчание, но взгляд уже живой.

— Антон, а что тебе интересно?

Оказалось, что интересно многое. Робототехника, например. И какая-то онлайн-игра. И пара очень оригинальных литературных жанров. А вот английский — нет. Да, он понимает, что его можно применить в карьере, общении — весь список полезностей он отрапортует гладко и четко. Но учить язык он не хочет.

Для папы это оказалось трагедией. Для Антона — первым шагом на пути к осознанию собственных целей в жизни. И все у него в конце концов стало хорошо, хотя и не сразу.

Антон — один из многих детей, которые не хотят учить иностранный язык. И у каждого родителя, который стремится «дать все» и «обеспечить лучшим», сразу возникает вопрос: что с этим делать?

Если вам кажется, что это плохой совет, — дочитайте до конца. Вы узнаете, как добиться того, чтобы ваше чадо все же заговорило на иностранном языке и при этом вы, ребенок и окружающие сохранили нервы, силы и время.

Проблема

Вы сделали все, чтобы создать ему условия: отправили к репетитору, в лучшую школу города, даже в детском саду к ним на занятия приходил носитель языка…

А потом ваши старания разбились о стену детского или подросткового «не хочу».

Иногда это просто усталость, но часто — реальная проблема, когда изучение языка становится наказанием, повинностью, вызывает ненависть и даже болезни.

Чего не делать

Давайте начнем с самого главного: провальных стратегий, которые ни в коем случае применять нельзя, сколько бы лет ни было вашему ребенку.

  • Угрожать наказанием. Вы серьезно верите, что лишение карманных денег или общения с друзьями поможет ребенку понять, что ему нужен английский?
  • Подкупать. «Ты сдаешь экзамен на 10, и я тебе покупаю iPhone». Угадайте, что будет после покупки? Правильно, учебники будут заброшены как можно дальше, ведь получение каких-то знаний в этом случае — не цель, а средство, причем средство добиться чего-то, вообще не связанного с языком.
  • Примитивно манипулировать в духе «Выбирай, учить английский или испанский». Вряд ли ребенок, которому не хочется изучать язык, купится на подобное, зато поймет, что вы пытаетесь навязать свою волю, и еще больше замкнется.
  • Сравнивать с другими. «А вот Петя Иванов уже бегло говорит на суахили и вьетнамском, какой молодец». Итог предсказуем: ваш ребенок ненавидит иностранный язык, Петю, а заодно не доверяет вам. Ведь вы отобрали у него ощущение, что постоянно будете на его стороне.
  • Брать на «слабо». Результатом вашего «Да ты просто не сможешь выучить 100 слов за неделю» может быть или признание ребенком собственного бессилия (привет, опыт неудач, тебя так не хватало!), или то, что все же напряжется и выучит. И забудет через 5 минут после того, как перескажет вам этот самый список. Но сделает вывод: родитель скорее против меня, чем со мной, и бороться теперь придется не только с ненавистной учебой, но и с родителем.
  • Что делать

    Для начала выяснить, кто виноват. В смысле почему ребенок не хочет заниматься иностранным языком.

    Главное — не начинать в духе «Я дала тебе все (здесь перечислите все золотые горы, которые вы насыпали для потомка), почему же ты до сих пор не болтаешь лучше носителей?».

    Разговор должен быть спокойным, взвешенным и желательно проходить под руководством психолога, а лучше — лингвокоуча, который действительно выявит проблемы. В любом случае сначала отстаньте от ребенка и дайте ему перерыв хотя бы в неделю, если все не слишком плохо, и в месяц — если при мысли об учебе у него начинается истерика. Только после этого приступайте к выяснениям.

    Когда причина будет найдена (приготовьтесь к тому, что на это тоже понадобится время), дайте ребенку выбор: начать устранять препятствия и все же вернуться к учебе или бросить все. Причем будьте готовы принять любой его ответ без манипуляций, уговоров и «А может, передумаешь? Я бы тебе новый телефон купила…».

    В первом варианте целесообразно отправиться все к тому же лингвокоучу, чтобы найти стратегию обучения, которая решит проблемы и позволит добиться быстрого прогресса.

    Во втором — не все потеряно. Есть несколько способов все же вернуть интерес ребенка к изучению языка, если вы будете терпеливы и последовательны.

    Секретные тактики

    Для начала — дисклеймер. Все эти тактики могут принести результат только в одном случае: вы совершенно искренне не будете ожидать от них результата. То есть вы отращиваете дзен, проводите сутки в медитации, поднимаете руку — и опускаете или любым другим способом отдаете все на волю Провидения. И начинаете действовать по одной из описанных ниже схем.

  • Начинаете учить язык сами. Не обязательно тот же и на том же уровне, что и ваш ребенок. Просто любой иностранный язык. Главное, чтобы вы это делали с реальным кайфом от процесса и/или с таким же кайфом от результата.
  • Пример: ребенок отказался учить английский. Вы дали ему и себе месяц перерыва и записались на курсы итальянского. Честно выполняете задания, посещаете занятия, делитесь с супругом и подругами (можно и с ребенком, если ненавязчиво) тем, как вам от этого классно. Возможно, едете в командировку или на шопинг в Италию, взахлеб рассказываете, как вам помог язык.

    Что это дает? Во-первых, формирует у ребенка позитивный пример того, как от изучения языка можно получать удовольствие. Во-вторых, включает механизм подражания (особенно это работает с детьми и младшими подростками). В-третьих, помогает вам отстать от чада и дать ему жить спокойно. Как показывает практика, часто это способствует тому, что все налаживается как-то само собой. В-четвертых, вы просто приобретаете полезные умения.

  • Создайте языковую среду. Сделать это в наших реалиях достаточно сложно, но возможно. Правда, для этого нужно, чтобы вы сами владели языком. Вам придется сфабриковать ситуацию, когда язык нужен вам и вы хотите его подтянуть. Следовательно, начинаете смотреть, слушать, читать, вставлять в разговоры отдельные слова и фразы — делать все, чтобы иностранная речь постоянно присутствовала в жизни вашего ребенка. При этом нужно избежать ситуаций, когда он не понимает или не может сделать чего-то, не зная языка. Например, не стоит на вопрос о том, какой пароль вы задали на компьютере, отвечать, что это китайский эквивалент слова «саморазвитие» и вводить его нужно иероглифами.
  • Что это дает? Естественное вхождение иностранного языка в жизнь ребенка. Достаточно скоро, если все сделано правильно, язык будет восприниматься не как что-то чужеродное и неприятное, а как неотъемлемая часть повседневности. Тогда и вернуться к его изучению будет проще.

  • Создайте реальную привлекательную перспективу. Этот способ затратный по силам, времени и деньгам, но один из самых эффективных. Для этого нужно точно выяснить (или помочь определить), чего ваш ребенок хочет от жизни. А после этого не просто показать, почему для этого нужен язык, но еще и обеспечить ему возможность и получить знания, и применить их на практике для достижения цели.
  • Пример: ребенок мечтает о карьере дизайнера. Причем мечтает деятельно: ходит на курсы, изучает материал, пробует создавать проекты. Вы узнаете, какие учебные заведения за границей считаются самыми крутыми в этой области и какие перспективы ожидают учеников. Делитесь этим с ребенком и сообщаете, что готовы оплатить его обучение или проживание в стране, если он поступит в один из этих вузов.

    Что это дает? Многим кажется, что это вариант все того же подкупа. На самом деле различие кардинальное: ребенок не получает вещь или удовольствие, не связанные со знанием языка. Здесь знание становится целью, которая, в свою очередь, будет инструментом для достижения цели, непосредственно связанной с этим инструментом. Такая мотивация для обучения — одна из самых сильных и качественных и сохраняется надолго.

  • Свяжите язык с увлечениями. Эта тактика похожа на предыдущую, но если в первом случае основой являются амбиции (в позитивном смысле слова) и достижения, то здесь в игру вступают удовольствия. Вам нужно понять и объяснить ребенку, как с помощью знания языка можно получить больше радости от жизни, полнее реализовав свои увлечения.
  • Пример: ребенок страстно увлечен спортивными танцами. Вы можете предложить ему оплату участия в международном мастер-классе (который, конечно, будет на иностранном языке), конкурсе, возможно, обучение в зарубежной школе.

    Что это дает? Механизм очевиден: появляется связь между получением удовольствия и знанием языка. Причем эта связь опять же будет долгосрочной. В отличие от получения материальной награды, в этой ситуации знания будут актуальны и после того, как первая цель будет достигнута, ведь она наверняка потянет за собой желание получить еще больше удовольствий того же разряда.

    И последнее. Даже если результата в изучении языка все же не будет и секретные тактики не станут стимулом для учебы, вы получите множество бонусов:

    • Сохраните нормальный климат в семье.
    • Дадите ребенку понять, что уважаете его и его выбор.
    • Останетесь спокойной.
    • Приобретете опыт решения трудных ситуаций.
    • Научитесь относиться к ребенку как к личности и уважать его границы.
    • Возможно, приобретете новые, полезные для себя знания в области языка.
    • Продемонстрируете ребенку модель экологичного поведения.
    • В конечном итоге без знания языков тоже можно быть успешным, богатым и — самое главное — счастливым.

      theanglomania

      АНГЛОМАНИЯ

      школа иностранных языков

      Почему ребенок не хочет учить английский?

      Идет занятие английским у 3-4 летних детей. Один из них, мальчик Саша ведет себя совершенно адекватно, принимает участие во всех играх. После занятия у дверей его уже поджидает полная няня. Она буквально набрасывается на меня: «Саша, сказал Вам, как будет слон? А как крокодил? Саша, ты хорошо себя вел?» Саша же с чувством собственного достоинства, спокойно удаляется по коридору.

      Вам знакомы эти ситуации? Почему-то многие родители считают, что английский — это что-то вроде таблицы умножения и в любое время дня и ночи так же, как и «7х8?» можно спросить «Подушка? Одеяло? Плед? » Я могу понять их. Ведь сама будучи мамой, я очень хочу, чтобы мои дети знали английский язык и считаю, что это необходимо в современном мире.

      Однако подобная настойчивость может отбить у ребенка желание заниматься. Он живет в России, вне англоговорящей среды. У него нет необходимости в чужом языке. Он и так прекрасно понимает всех вокруг, и все понимают его! И только на редких занятиях в школе он зачем-то вынужден говорить на английском. Если к этому добавляется давление в семье, то язык становится для ребенка мучением. Обучение растягивается на годы. Ребенок не видит конкретной цели, зато видит неудовольствие родителей, если он не вспомнил, как будет «салфетка» по-английски.

      Что же делать? Во-первых, надо перестать относиться к английскому как к такому же школьному предмету, как математика и русский. Пусть английский будет для вашего ребенка развлечением, праздником. Как этого добиться? Если вы сами владеете языком, говорите на нем с мужем или подругой. Например, говоря о планах на выходные или праздники, используйте только английский. Вот когда у ребенка появится мотивация — кому не интересно узнать, куда скоро поедет вся семья?
      Не знаете английского? Не беда! Можно поиграть с ребенком в настольные игры. Таким образом вы создадите языковую мини-среду в собственной семье. Исключите жесткий контроль, и вы увидите, что интерес к занятиям у вашего ребенка только возрастет.

      Как же все-таки научить ребенка английскому? Успешные стратегии

      Английский для дошкольников и школьников — как добиться настоящих знаний? Мнение преподавателя.

      И в саду у ребенка английский был, и в школе — со второго класса, а копнешь поглубже — ни бэ ни мэ. Отправить к репетитору? В усиленно рекламирующий себя языковой центр? На курсы в Лондон с проживанием в семье? Или сразу к гипнотизёру, чтобы, очнувшись, отпрыск объяснялся исключительно на языке интернета, Гарри Поттера и пиратов Карибского моря?

      Для начала необходимо осознать следующее: иностранный язык принципиально отличается от всех других предметов школьной программы. Нет, не тем, что «без английского сейчас никуда», хотя это, безусловно, верно, а тем, что для его успешного освоения требуется куда больше усилий. «Почему? — спросите вы. — Ведь родной-то язык мы вообще не учили, а, говорим, не задумываясь!» Родному языку нас с вами действительно никто не учил. Как не учил сосать материнское молоко, переворачиваться, ползать, садиться и вставать на ноги. Язык — это выработанное эволюцией свойство Homo Sapiens, благодаря которому наш биологический вид живет и здравствует на планете, не имея ни когтей, ни клыков, ни даже шерсти. Но «запрограммированы» мы на то, чтобы овладеть каким-то одним языковым кодом, и на овладение вторым затратим гораздо больше сил, чем на любое другое новое знание, поскольку это будет преодолением некоего достаточного для жизни биологического предела.

      Поэтому в смысле обучения иностранный язык правильнее сравнивать с большим спортом, чем с физикой или химией. А что нужно, чтобы воспитать чемпиона? Правильно, начать тренировки с раннего возраста, тренироваться подолгу под руководством квалифицированного тренера и, самое главное, иметь природную склонность к данному виду спорта. Простой усидчивостью и прилежным выполнением домашних заданий, здесь, увы, не ограничишься.

      Теперь спроецируем спортивный подход на английский (и любой другой иностранный) язык. Никто не начинает готовить мастеров спорта в утробе матери. Точно так же и аудиозаписи, прослушивая, которые мать, якобы, формирует у будущего ребенка «предрасположенность» к английскому — не более чем фикция. Не будем забывать о том, что изучение иностранных языков — огромная индустрия со всеми присущими ей недостатками, в том числе, предложением бессмысленных услуг, которые готов оплатить недостаточно осведомленный покупатель.

      Дошкольник: игры, песни — и гувернеры

      Когда же следует начинать обучение английскому? Если один из родителей не является носителем языка и не станет говорить на нем с ребенком с самого рождения, то с пяти лет. (Кстати, примерно в этом же возрасте начинают готовить будущих спортсменов-профессионалов). По опыту могу сказать, что разница в усвоении материала между пятилетним и четырехлетним ребенком разительная. Более раннее начало занятий вреда, конечно, не нанесет, но результат никак не будет соответствовать ожиданиям.

      Какую форму занятий выбрать? В дошкольном возрасте идеальный способ усвоения языка — игровой, поэтому, отдавая ребенка в группу при каком-нибудь развивающем центре, обязательно добейтесь права поприсутствовать на одном занятии. Если вы увидите традиционный школьный урок, то очень советую поискать другую группу. Вы же не хотите, чтобы английский ассоциировался у сына или дочери с тоской и принудиловкой?

      Какие еще впечатления о качестве преподавания можно вынести с первого занятия? Даже если вы не знакомы с методикой как наукой, вы все равно сможете оценить урок, руководствуясь следующим подходом: что дает ребенку выполняемое упражнение? Вот, например, дети поют песенку. Это прекрасная разминка перед уроком, передышка в середине урока или последний аккорд в заключение урока, но никак не должно быть единственным средством обучения, поскольку люди не общаются друг с другом фразами из песен, это соус, а не основное блюдо. Также обязательно поинтересуйтесь, понимают ли дети, что они поют. (Знаю анекдотический случай, когда 6 -летняя девочка идеально исполняла на испанском песню из телесериала «Моя вторая мама», не понимая при этом ни слова).

      А вот если, скажем, вы увидите, что педагог берет в руки большой мяч, говоря при этом: «big» («большой»), а затем — еще больший мяч со словом «bigger» («больше»), после чего проделывает те же манипуляции с маленькими мячами и словами «small» («маленький») и «smaller» («меньше»), то у вас есть все основания полагать, что он в игровой форме объясняет сравнительную степень прилагательных. Мысленно ставьте ему плюс. Равно как и учительнице, которая раскрывает зонтик со словами It’s raining («Идет дождь»), а закрывает со словами It’s sunny («Солнечно»), передавая потом этот зонтик детям и призывая их продолжить игру.

      Групповая форма обучения — лучшая для ребенка-дошкольника, но, возможно, хорошей группы поблизости не найдется, и вы решите пригласить индивидуального учителя. Не забывайте, что принцип должен быть тем же самым — обучение в игре. Но игра непременно должна подчиняться системе. Обязательно поинтересуйтесь, как учитель планирует строить свою работу и какие результаты намерен получить после каждой серии уроков. Если в ответ вы услышите что-то вроде: «Да я с ним собираюсь буквы разучить, ну и вообще. » — то советую вспомнить о гувернере Петруши Гринева из «Капитанской дочки» и его педагогических достижениях. Вас устроит такой результат?

      Кстати, о гувернерах: эта форма обучения языку начала возрождаться. Но, увы, если в XIX веке даже семья среднего достатка могла позволить себе нанять бедную девушку-иностранку, то в наши дни выписать гувернантку из Европы — роскошь, доступная немногим. Однако следует признать, что после года-полутора общения с гувернанткой ребенок начинает щебетать на английском совершенно непринужденно.

      Существует и более простой способ «заполучить» человека, с которым ребенок сможет общаться на иностранном языке. В Москве живет много носителей английского языка, предлагающих свои услуги в качестве преподавателей. Если этот человек будет проводить в вашем доме как минимум 3-4 часа несколько раз в неделю, играя с ребенком, гуляя с ним, обедая, то это будут не занятия в прямом смысле слова, а настоящее повседневное. Но встречи на один час два раза в неделю дадут не больше, чем обычный урок.

      Следует ли говорить о том, как важно при выборе учителя/гувернера обращать внимание на психологический контакт с ребенком? It’s a must («Это обязательно»), говоря по-английски.

      Школьник: 3 пути к знаниям

      Когда ребенок приходит в первый класс, что могут сделать родители для того, чтобы добиться от последующих одиннадцати лет наилучшего результата? Прежде всего — избавиться от распространенного заблуждения, что в детском возрасте кто угодно может выучить язык. Да, может, но при условии, что он постоянно находится в языковой среде. Если нет, то огромную роль будут играть его врожденные способности. Однажды веселый шкода, крутившийся на стуле весь урок, не слышавший, казалось, ни единого учительского слова и в итоге свалившийся под парту, прямо оттуда правильно ответил на мой вопрос, обращенный к другому ученику. А неглупый и усердный пятиклассник при вопросе What’s the time? («Сколько времени?») смотрел на меня глазами человека, приговоренного к смертной казни. Так что трезвая оценка способностей вашего ребенка — это первый шаг к тому, чтобы английский язык не стал ему врагом на всю жизнь, а был хоть как-то усвоен.

      Самый традиционный и простой способ улучшить знания для тех, кто на уроке английского чувствует себя, как на допросе в гестапо — это репетитор. Репетиторы условно делятся на креативных, пафосных и средненьких. Как же определить, к какому типу относится выбранный вами специалист?

      Средненький репетитор будет объяснять грамматику так: «Чтобы задать вопрос к предложению с глаголом to be, следует поставить его перед подлежащим».

      А креативный — так: «Глаголы is и are — очень любопытные и шустрые ребята. Когда они хотят о чем-то спросить, то всегда забегают вперед и интересуются: Is he?, Are you?»

      Средненький репетитор так объяснит связь между английской фонетикой и орфографией: «Межзубные звуки выражаются на письме сочетанием букв t и h».

      А креативный — так: «Буквы t и h терпеть друг друга не могут, поэтому, когда встречаются, всегда показывают друг другу язык и шипят, как змеи (издает соответствующий звук) или звенят, как комары».

      Проницательные читатели уже догадались, что из пары средненький/креативный следует выбирать креативного репетитора. А вот как быть с пафосным? У пафосного преподавателя, как правило, куча регалий: научные степени, учебные пособия, свои методики и т. п. Но! Все это, отнюдь не гарантирует, что вы получите от него именно то, что требуется — улучшение знаний вашего ребенка. Ведь пафосный репетитор зачастую презирает такие примитивные задачи, как помощь с домашними заданиями и отработка пройденного на уроке материала. У него своя стратегия, которая должна привести ребенка к светлому будущему, а школьная программа при этом остается где-то в стороне. Результат: после занятия с репетитором домашняя работа так и не сделана, и ее в полдвенадцатого ночи с грехом пополам выполняют за ребенка родители, потому что сам ученик не воспринимает уже ничего.

      Языковые курсы

      Альтернатива репетитору — языковые курсы. О чем следует помнить в процессе их сравнения и выбора? В первую очередь о том, что никаких революционных способов изучения языка, благодаря которым знания сами влетают в голову ребенка и не вылетают из нее уже никогда, до сих пор не придумано.

      Во вторых: если занятия дают носители языка, это еще не значит, что обучение более качественное. Знать язык и уметь обучить ему — совершенно разные вещи. Мне вспоминается преподаватель-американец, после годичного обучения у которого дети с потрясающей интонацией и безупречным произношением произносили всего два слова: Hi! («Привет!») и Bye! («Пока!»).

      В-третьих, идти надо не на курсы, а на учителя. В соседних классах одного и того же учебного заведения уроки могут так же отличаться друг от друга, как политические режимы на Кубе и в США. Поговорите с родителями других учеников, ожидающих окончания урока, или с самими учениками, в идеале — посетите пробное занятие.

      Курсы за границей

      Некоторые родители видят панацею от всех бед с английским в отправке ребенка на курсы в Лондон или на Мальту. Вот там-то он, наконец, окажется в языковой среде и заговорит! А теперь давайте трезво посмотрим на то, чего можно ждать от этого двух-трех недельного обучения.

      Прежде всего: ключевое значение для успеха всего проекта будут иметь не сами курсы, а та семья, в которой ребенка поселят. И дело даже не в том, насколько тепло, по-отечески к нему отнесутся, а в том. станут ли с ним вообще разговаривать. Хорошо, если ваш ненаглядный окажется в обществе милых пенсионеров, которые будут засыпать его вопросами о России и взахлеб рассказывать о своих собственных детях и внуках. А если он попадет к матери-одиночке с 2-летним малышом, которая под вечер падает от усталости и способна лишь на то, чтобы поставить тарелку с ужином на стол? Турфирма гарантирует расселение в семьях, но отнюдь не склонность членов семьи общаться с гостями и не правильность их речи.

      А ведь практически вся языковая среда вашего ребенка за границей будет состоять из учителя на курсах и семьи, куда его определят для проживания. С кем еще ему общаться? Заговаривать с людьми на улицах и в магазинах? На это и не всякий взрослый-то способен. Да и в семье ребенок может элементарно стесняться не только вести светские беседы, но даже попросить о чем-то важном. Знаю случай, когда девочка, отправленная в Лондон за знаниями, коченела по ночам от холода, но не решалась обратиться за вторым одеялом. И даже когда она заболела, хозяева не догадались как-то ее согреть.

      В доверительных разговорах сотрудники турфирм, отправляющих школьников на курсы заграницу, сами признают: для детей до 12 лет — это впустую потраченные деньги. Для более старших ребят деньги могут быть потрачены и с пользой, но при условии, что ребенок общителен и мотивирован. Общительность вашего ребенка — залог успеха и в том случае, если вы отправляете его в языковой лагерь.

      «Хорошо, — скажете вы, — но как же все-таки быть, если мы хотим существенно повысить уровень знаний ребенка? Есть ли какой-нибудь выход?»

      Выход есть, но он требует большой предварительной подготовки. Это проживание в семье за границей по обмену — то есть с тем, чтобы впоследствии принимающая сторона гостила у вас. Туристическими компаниями такие поездки не организуются, поэтому, чтобы она состоялась, придется задействовать всех имеющихся у вас знакомых, а также школьных учителей, задавая вопрос: нет ли у них на примете семьи в англоязычной стране, где был бы ребенок, примерно соответствующий по возрасту вашему? Некоторым родителям для этого проще обратиться к вездесущему Интернету. Затем — связаться с этой семьей и, в случае их согласия, подробно обсудить все вопросы, связанные с длительностью проживания, питанием, совместным времяпрепровождением и т. п. И лишь после этого отправлять туда ребенка не меньше, чем на две-три недели. Подчеркиваю, это долгий и трудоемкий процесс, но результат того стоит. Вернувшись из подобной поездки, дети начинают по-настоящему говорить, а не натужно строить фразы по образцу в учебнике.

      И напоследок — комически-оптимистическая история.

      Время действия — 70-е годы прошлого века. Место действия — московская семья: папа, мама, дочка. Папа работает во внешнеторговой организации, бывает в командировках за рубежом. К тому моменту, как девочке исполняется лет пять, папа принимает решение: дочь должна жить совсем на другом глобусе. Единственный реальный путь осуществить это намерение — выйти замуж за иностранца. Решено: учим английский!

      К девочке приглашают учительницу, и к моменту поступления в первый класс она уже в состоянии бойко рассказать о себе потенциальному жениху. За партой английской спецшколы девочка чувствует себя, как рыба в воде. Желая получить гарантированный результат, ей вновь нанимают репетитора — до тех пор, пока родители не убеждаются: скорее Москву накроет цунами, чем их дочь получит по английскому что-нибудь ниже пятерки с плюсом.

      Однако именно на этом этапе всплывает проблема: девочка совершенно не мотивирована. Родители, тем не менее, уверенно ведут ее к светлому заграничному будущему. Для девочки уже выбран вуз — МГУ, факультет — филологический и отделение — РКИ (русский как иностранный). Однако по иронии судьбы, начав подрабатывать на втором курсе гидом-переводчиком, девушка идею об эмиграции решительно отметает. Зачем он, этот иностранный жених, если можно так замечательно работать и зарабатывать в родной стране? На третьем курсе она за приличные деньги переводит контракты. На четвертом — устные переговоры об образовании совместных предприятий (после перестройки в страну как раз хлынули иностранные инвесторы). На пятом — совещания в оффшорных банках. Вершиной своей профессиональной деятельности эта женщина считает перевод научной книги по психолингвистике.

      Вы готовы прикладывать недюжинные усилия? Пойдете на жертвы ради того, чтобы вырастить языкового чемпиона? Тогда результат рано или поздно вас обрадует!

      Что делать если ребенок не хочет учить английский