Завышенная самооценка подростка

Самооценка подростка

Несмотря на закладывание базиса самооценки в детском возрасте, есть мнение, что сам процесс сравнивания и оценки происходит в подростковом возрасте. Детям сам по себе процесс самооценки не столь важен и маловостребован. В подростковом возрасте самооценка весьма важна, и подвержена диаметральным колебаниям за краткие периоды.

Самооценка подростка позволяет ему занимать своё место в иерархии группы. В этом случае заниженная самооценка будет мешать социальной адаптации, самореализации, возникновению правильных стереотипов в будущей жизни, может нести негативное влияние на процесс учёбы, взаимоотношений с близкими и окружением.

Само по себе формирование самооценки происходит в результате межличностного взаимодействия подростков между собой и с взрослыми. Правильное отношение взрослых к подростку будет помогать социальной адаптации в своей среде, повышать внутренний статус подростка, а как результат и его реальный статус в группе. Также в этот период закладываются не только собственные оценочные показатели, но и оценка окружающей среды, своих методов взаимодействия и уровня воздействия внешнего окружения на личность подростка.

Как влияет общество на подростка в зависимости от его уровня самооценки?

Общество влияет на всех нас, независимо от возраста, но в зависимости от наших внутренних оценок данного влияния оно получит различную внутреннюю реакцию.

1. Мнение общества сталкивается с мощным сопротивлением-фильтром внутри человека (при слишком высокой самооценке, отрицание авторитетов, неприятие всего, что выходит за рамки представлений)

2. Мнение общества принимается безоговорочно как истина, при низкой самооценке, действует как довлеющий механизм без включения сопротивления, нанося вред неокрепшей психике чуждыми установками.

3. Мнение общества адекватно обрабатывается, делится на полезное и вредное. (При правильно заложенных родителями взглядах на влияние общества, внятной системе ценностей).

Как пример можно привести курение в подростковом возрасте. Для многих «соска» — лишь атрибут «принятия стаей», «взрослости». Без влияния общественного мнения, без телевизионных героев, сосущих табачные палочки, без окружения в социуме, также сосущем «вонючие трубочки», подросткам без надобности курение в принципе.

И тут вступает в ход самооценка и личный выбор — только зрелые в умственном отношении и самостоятельные психологически подростки способны самостоятельно принимать решения, без влияния стада. Это называется психологической устойчивостью.

Адекватная самооценка – как это?

В подростковом возрасте критерии самооценки могут показаться взрослому самыми абсурдными, тем не менее, важными для подростка. Критерии меняются с возрастом, и различны для обоих полов. Также выше способность адекватно оценивать других у девочек, что обусловлено многими факторами, в том числе и повышенным интересом к другим людям, большей внимательностью к деталям, более ранним пробуждением половой сферы. Также у девочек более развито критическое мышление по отношению к другим.

Адекватная самооценка — оценка самого себя по отношению к другим на основании здравого сравнения способностей, качеств, поступков и результатов действий. Это способность критически относиться к себе, и без лишней эмоциональности оценивать других.

Завышенная самооценка — чрезмерное завышение в оценках себя

Заниженная самооценка — чрезмерное занижение в оценках себя

Чаще всего адекватно оценивают себя подростки, когда им помогают в этом родители, также при сформированных целях и задачах, чётких планах на будущее, профессионально ориентированные, занимающиеся спортом, достигающие результатов в соревнованиях, олимпиадах.

Как завышенную, так и заниженную самооценку могут придавать подростку окружение и преподаватели. Самая важная роль в формировании самооценки лежит на родителях.

Динамика самооценки.

С течением времени, и большим задействованием подростка в социальной среде, увеличением сферы общения, ростом количества интересов самооценка становится более разноплановой и сложной. За достаточно краткий период оценки подростка становятся на порядки сложнее, глубже и происходит переход к полной картине оценки себя и определения своего места в обществе и группе.
В этот период происходит скачок в количественном объёме суждений о себе. Все сферы деятельности — учёба, спорт, внешность, способность общаться, отношение с окружающими, отношение и принятие в «стае-группе», место в иерархии группы, взаимоотношения с противоположным полом. Также формируются оценочные показатели: хорошо — плохо, красиво — некрасиво и так далее.

Это период возникновения Амбивалентности — такое состояние противоречий, когда внутреннее ощущение расходится с общественным или навязываемым извне. Простой пример – моя мама всегда старалась навязать мне правильные с её точки зрения позиции и поведение. Но у неё были женские методы решения вопросов, которые совершенно не подходят мужчине. Таким образом получая противоречие между внешним и внутренним было очень сложно разобраться что правильно для меня.

Для юношей в подростковом периоде весьма важно его место в иерархии класса, двора, секции, общежития и любой другой группы, где есть особи такого — же пола. Согласно расстановке иерархии подростки сидят за партами, участвуют в мероприятиях, выбирают себе роли в играх, получают повышенное или пониженное внимание противоположного пола, что опять же начинает влиять на самооценку и место в иерархии. Важны волевые, физические, коммуникативные, умственные качества.

Также весьма важна поддержка родителя того же пола. Только папа или другой авторитетный для подростка мужчина может дать совет по методам взаимодействия или решению тех или иных проблем подростка. Желательно, чтобы это бы успешный человек, прошедший через подростковый возраст во взрослую жизнь с хорошим багажом. Чаще всего такие люди успешны во всех сферах социальной и личностной реализации. После решения и определения своего места в стае-группе у подростка решается масса проблем. Уважение и принятие в стае возможно после одной успешной драки с лидером, после достижения авторитета через спортивные достижения, в свою очередь через самоутверждение в учёбе юноше сложно завоевать авторитет в среде подростков. Успехи в музыке буду засчитаны только в случае принятия в группе той музыки, которую играет подросток. Скрипка и фортепиано отличные инструменты, но гитара будет более востребована, чем аккордеон или флейта.
У девочек самооценка будет в основном строиться исходя из отношений с противоположным полом независимо от возраста. Также важно принятие в группе, отношения с подругами, круг общения и его интересы.

На место подростка в иерархии будут очень сильно влиять навязанные обществом стереотипы. Вещи, музыка, наличие «крутого телефона» и прочие внешние атрибуты — очень важны в подростковом возрасте, но их значимость может быть отрегулирована правильным отношением родителей. Наличие предметов «как у всех» будет сильно беспокоить подростка, особенно, если родители придают вещам большое значение.

Физический облик и самооценка

Все подростки создают своё представление о желаемом внешнем облике, в основном на это мнение влияет окружение, а на окружение влияет телевизор. Именно так появляются поколения , у которых мнение о манере одеваться, причёска, лексике, физическом состоянии и привычках складывается под влиянием моды. Мода есть не что иное, как навязанная извне стереотипическая идея о том, что именно толпа-стадо должна покупать в каждом конкретном сезоне. Это бизнес на миллиарды долларов, и толпа послушно следует за поводырём. Как только человек понимает, что находится в состоянии белки в колесе, у него отпадает надобность в следовании за модой. В подростковом возрасте весьма сложно отказаться от мнения толпы. Некоторые подростки бросают вызов толпе, переодеваясь экстравагантно или необычно, вливаясь в другую толпу. Примеряя на себя различные маски, одежду, роли подросток ищет свой будущий облик, как модница примеряет на себя сто платьев перед выходом на улицу. Совершенно необязательно, что через год он будет одеваться так же, слушать то же самое и думать так, как сегодня. Либо мода изменится, либо эта маска надоест. Важно в таком случае научить подростка самостоятельно выбирать и роль и соответствующую этой роли одежду. Если вы не поможете это делать, то он или она будут экспериментировать самостоятельно и далеко не всегда это будет хорошим опытом.

Подросток видит успешного человека с определённой внешностью и старается подражать ему внешне. Будет хорошо, если пример выбран удачно, подражание станет не только внешним, но и внутренним. Часто подростки копируют родителей, если родители достойны подражания – это замечательно. Вместе с внешним обликом будут скопированы и самооценка и методы поведения и решения вопросов.

Половые отличия в самооценке.

У девушек основным критерием является внешность, тогда как у юношей – эффективность тела и физическая форма. Здесь опять же мы видим влияние социума на ролевые функции.

Результаты правильной самооценки в детстве и подростковом возрасте приводят к отличным результатам в жизни. Формируется уверенность в своих силах, настойчивость в достижении целей, правильное взаимодействие с противоположным полом, занятие своего места в иерархической лестнице общества. Уже не будет резких скачков в образовании, нарушений в психике и срывов.

Завышенная самооценка подростка