Ребенок 4 года не хочет играть один

Оглавление:

Ребенок 4 года не хочет играть один

Сообщение idunna » Пт июн 03, 2011 06:21

Погода хорошая, никто не пускает детей в гости. А так зимой каждый день к ней 4 -5 девочек приходило, конечно.

Добавлено спустя 4 минуты 37 секунд:

Ребенок сам и выпросил прибавление — год требовал. Ребенку уже донесено в доступной форме — и как кого мама любить будет, и что у ней чувстве не изменятся, и уже ласковые имена поделены — как ее зовем и как малыша будем звать. И она его ждет. Ему игрушки откладывает и картинки рисует. Скучно ей одной.

Добавлено спустя 2 минуты 42 секунды:

Она самостоятельная в бытовом плане. Только с играми проблема самостоятельными — а так ребенок сам достает из холодильника завтрак, его разогревает и убирает за собой посуду. Сам моется.

Добавлено спустя 7 минут 50 секунд:

Вообще, я тут на днях вроде нашла проблему- ей сейчас не игры в игрушки нужны ( она даже на улице с детьми в игрушки реже стала играть) а подвижные и умственные игры в команде. Вот позавчера она пять часов с мальчишками играла в казаки разбойники, домой пришла — отрубилась на ходу, так вчера в дочки матери с девочками играла вечером — а утром козлом скакала.
То есть удельный вес подвижный игр в команде должен быть процентов 80 %, тогда наверное будет дома играть.
То есть на улице сейчас буду массовиком — затейником ( приготовила 50 подвижных игр для детей от 5 — до 10 лет, и 50 умственных игр для детей от 5 до 10 лет, тоже можно в команде ), а дома пусть в игрушки играет. Вот так попробую действовать.
Спасибо всем откликнувшимся.
Все таки из подвижного ребенка тихони никак не получиться, что то я забыла об этом, поддавшись искушению сидеть с другими мамочками на лавочке, пока доченьки рядом на травке или на лавочке в куклы играют.

Ребенок 4 года очень мало самостоятельно играет.

Постоянно сидим на больничных ( то сопли, то ангина ) сижу до полного выздоровления, но дома в это время дела не делаются совершенно -т к не дает. Максимум порисует10 минут, или полепит , я уже пыталась и приучать-вроде соглашается, что она должна сама играть-но все равно забывает и виснет на мне-давай вместе играть. Причем домашние дела вместе ему не особо интересно делать. Родственники удивляются как это я ничего не успеваю с ним-но в редкие моменты когда остаются с ним -то потом понимают-нереально сесть и например что-то сшить, связать и тд. В сад ходим строго 2-3 дня-потом две недели на больничном.

Эксперты Woman.ru

Узнай мнение эксперта по твоей теме

Кулагин Павел

Психолог, Online-консультант Skype. Специалист с сайта b17.ru

Елена Тухарели

Психолог, Консультант. Специалист с сайта b17.ru

Нечипоренко Ирина Павловна
Елена Езерова

Психолог. Специалист с сайта b17.ru

Гришин Владимир Олегович

Психолог, Семейный терапевт консультант. Специалист с сайта b17.ru

Андронова (Волохонская) Марина Сергеевна

Психолог, Психоаналитик. Специалист с сайта b17.ru

Муратова Анна Эдуардовна

Психолог, Онлайн- консультант. Специалист с сайта b17.ru

Сидорова Екатерина Станиславовна

Психолог, Гештальт-терапевт. Специалист с сайта b17.ru

Баракин Андрей Михайлович

Психолог, Эриксоновский гипнотерапевт гипноз. Специалист с сайта b17.ru

Старостина Людмила Васильевна

Психолог, Практический психолог. Специалист с сайта b17.ru

[1426814560] – 6 апреля 2015 г., 15:55

у нас была такая же ситуация,я ничем не удивлена,все также было.

[1256078294] – 6 апреля 2015 г., 15:58

так это она или он? )
хотя наверное не важно. У меня дочке почти 4, тоже мало сама играет. Смотрит мультики и фильмы, сидит в планшете. А вот играть вместе со мной, рисовать и лепить тоже

[3334020376] – 6 апреля 2015 г., 16:12

Закаляйтесь. Я своему еще до года начала ножки холодной водой споласкивать, а потом всего окатывала. Не напяливала никогда кучу одежек, очень много мы гуляли. Витамины в холодный период курсами. На прогулках много двигались. Спал при возможности в комнате с открытой форточкой. Аккуратно соблюдали мы режим питания и никакой мусорной еды, никаких перекусов.

[42152898] – 6 апреля 2015 г., 16:14

А что такое мусорная еда?

[2682416081] – 6 апреля 2015 г., 16:17

видимо фаст фуд

[3351184522] – 6 апреля 2015 г., 17:59

[3179194759] – 6 апреля 2015 г., 18:00

10 лет. Сам играет только в планшет и мультики смотрит. Но в планшет долго играть нельзя, а тут и начинается «мам, давай в морской бой сыгранем, давай в «жизнь» сыгранем, помоги кораблик собрать» и т.д. Скучно одному играть-то.

[1130581807] – 6 апреля 2015 г., 21:32

[1547917580] – 6 апреля 2015 г., 21:45

В 4 года дети уже ищут друзей и общение. В три года им интересно быть одним — игрушка моя, карандаши мои и пр. А с 4-х лет им интересен социум и нужно адаптировать ребенка — дет.сад, кружки, танцы, языки и т.д.

[1662745415] – 6 апреля 2015 г., 22:24

У меня сын с грудного возраста привык один играть. Не представляю такую проблему.

[2095457598] – 6 апреля 2015 г., 23:08

Что такое «скучно одному»? В моём детстве в 3-4 года я подолгу сама игралась игрушками, всякие кукольные истории разыгрывалась, подолгу рисовала сама, гуляла сама во дворе целыми днями, безжалостно терзала мамино фортепиано, «сочиняя» на нём какие-то песни — у родителей было много дел, и я понимала, что с ними — ну никак. Моё мнение — родители сами приучают детей к несамостоятельности

[3162600471] – 7 апреля 2015 г., 12:47

[3054216215] – 7 апреля 2015 г., 20:16

А мой с 4 лет стал больше сам играть. Но это в основном из-за того, что меня ничем не заставишь все бросить и идти играть с ним игрушки. Так что привык уже и самостоятельно разносит квартиру. Личность творческая, поэтому у нас постоянно настроены какие-то домики, разложены везде игрушки и бумажки везде всех мастей настрижены. А до этого все время с ребенком были вместе, тоже на мне вис постоянно.

[3754763862] – 9 апреля 2015 г., 10:10

Моей 6-й год ревом ревет,не может одна играть. Просто сидит..

А не надо с рождения трястись над ребёнком. Пусть приучается играть самостоятельно с рождения. Разумеется, в поле зрения мамы.
У одной знакомой вот также дочу вся семья развлекает с рождения уже лет 5. Встретишь их на улице. Мама чуть притормозит, чтобы просто поздороваться (даже не перекинуться парой фраз, не говоря о том, чтобы потрындеть немного), так эта прЫнцесса тут же начинает ныть «Ну маааам. Ну пошлииии ужеее. «

[3754763862] – 9 апреля 2015 г., 10:14

. Моё мнение — родители сами приучают детей к несамостоятельности

Абсолютно согасна!
Это другая крайность ситуации, когда на детей полностью забивают.

[3754763862] – 9 апреля 2015 г., 10:23

А как же вы в декрете жили?Или вы делали домашние дела во время дневного сна ребенка и ребенок не знал, что мама бывает занята и еда появляется не из воздуха, а ее готовит мама?У меня где то с года ребенок требовал постоянного внимания, да отказывала во внимании, тоже невозможно было ничего сделать, но тем не менее делала, потому что играть с ребенком по 12 часов можно сойти с ума и фрекен бок не прилетит и не приготовит вместо меня еду да и ребенок должен видеть, что мама бывает занята. Ближе к 2 годам ребенок спокойно относился к тому, что утром мама принимает душ, а не ждет мужа с работы чтоб помыться и готовит, а потом уже вместе играем и т.д. А если вы пардон какаете, а ребенок вам в туалет принес пластилин, вы что прям на унитазе лепить с ним начнете?Учитесь говорить нет, тогда и ребенок без внимания не останется и дела все будут сделаны, просто постарайтесь выделять для домашних дел период в одно и тоже время, чтобы ребенок знал, допустим утром мама готовит и моет пол, а через пару часов мама уже придет играть, тем более ему не полтора года, а 4, поэтому процесс привыкания пройдет быстрее.

Полностью поддерживаю! Помню когда мой был совсем крошкой, я брала его с собой на кухню, клала на диван и начинала готовить. Потом он уже ползал по кухне пока я готовила. Года в 1,5 он уже «помогал» (принесёт крышку от кастрюли или веник). Годам к 3 сын чётко усвоил, что обед сам по себе не готовится и полы сами не моются. Кстати, таким образом приучила его помогать по хоз-ву. Есть у нас такие ИГРЫ. Называются «Поломойка» и «Повар». А себе могла позволить поспать после обеда или потрындеть на форумах.
А вот проблемы как у Автора, по наблюдениям, случаются в семье, где ребёнка считают центром вселенной. И все скачут вокруг него с песнями и плясками. А потом удивелния почему ребёнок требует столько внимания.
Сами приучили так!

Почему дети не играют? О порядке и распорядке в детской

Много игрушек — это хорошо или плохо для развития малыша?

Очень часто можно услышать от мам: «Мой ребенок не играет. Игрушки неинтересны ему. Он гораздо охотнее возится рядом со мной на кухне, а самые разные игрушки в детской лежат без дела!».

Нормальна ли такая ситуация и в чем ее причина? Нужно ли что-то предпринимать, или малыш со временем начнет играть больше и лучше?

В наше время ситуация с детской игрой и игрушками совсем не такая простая и беспроблемная, какой кажется на первый взгляд. Давайте поговорим об «игрушечном хозяйстве» малыша с точки зрения пользы для развития личности.

Причины «затоваривания»

Как правило, у любого современного ребенка, почти независимо от уровня доходов семьи, игрушек много больше, чем ему нужно и полезно иметь. У такого «затоваривания» есть несколько причин.

1. Заветные желания папы и мамы. При появлении малыша в семье оба родителя (и особенно родитель, пол которого совпадает с полом родившегося ребенка) начинают покупать те игрушки, о которых мечтали в детстве и которых не имели.

Пик подобного рода покупок как раз и приходится на период от года до трех. И это родительское желание никак нельзя осуждать — его можно только осознавать и пытаться контролировать.

Мамы с упоением покупают кукольные сервизики и кроватки, коляски, а также самих кукол в товарном количестве. Папы покупают железные дороги впечатляющих размеров, разного рода машинки, автозаправки и даже, к ужасу мам, оружие.

2. Подарки — вторая причина превращения детской в игрушечный склад. По любому поводу бабушки, дедушки и другие гости приносят мягкие игрушки. Считается просто дурным тоном прийти в дом, где есть ребенок, и не принести ему в подарок игрушку. Как правило, мягкую.

Бывает так, что на рубеже второго года жизни игрушечное имущество ребенка за считанные недели увеличивается во много раз. А он не играет.

Родители иногда даже сердятся: «У него есть такие игрушки, от каждой из которых, имей я ее в детстве, просто визжал бы от счастья, а у него — никаких эмоций»

К сожалению, это как раз тот случай, когда количество игрушек и качество игры — вещи обратно пропорциональные. То есть чем больше игрушек, тем хуже игра.

Вспомните известный эпизод из «Цветика-семицветика» — девочка Женя говорит: «Хочу, чтобы все игрушки мира были мои». И дальше сама не знает, что с ними делать, потому что играть с таким немыслимым количеством всего и в голову не приходит. К сожалению, многие современные дети оказываются в очень похожем положении.

3. Погоня за «ранним развитием». Значительную часть игрушечного имущества современного ребенка составляют развивающие и обучающие игрушки. Их сейчас очень много, и родители могут скупать буквально все подряд, не очень присматриваясь к возрастным ограничениям на коробке с игрой или игрушкой.

Обучающие и развивающие игрушки, конечно же, должны у ребенка быть. Весь вопрос в количестве, качестве и способе применения. Развивающие игрушки ребенок может адекватно использовать только тогда, когда рядом есть заинтересованный взрослый, который доброжелательно покажет малышу, что именно можно делать с этой игрушкой.

Если же развивающие игры и игрушки лежат «в навале» в ящиках с другими игрушками, россыпью и вперемешку — то толку от такой развивающей игрушки почти никакого. И вряд ли ваш ребенок станет использовать ее по назначению.

4. Немыслимое разнообразие. Постсоветскому человеку все еще трудно привыкнуть к огромному предложению фактически по любой товарной позиции. Не умея выбирать, мы порой покупаем все подряд.

Нам часто кажется, что чем больше, тем лучше. На самом же деле в вопросах воспитания часто оказывается все иначе.

Так что большое количество игрушек имеет смысл только в том случае, если игровое пространство правильно организовано.

Создание игрового пространства и его организация

Устраивая детскую, помните, что для ребенка вещи, которые его окружают, — это целый мир. И вы вовсе не полочки развешиваете и шкафчики расставляете — вы создаете вселенную, в которой будет расти и учиться всему ваш малыш.

Порядок и беспорядок. Если ваш малыш уже начал ползать или ходить, игрушки, просто сваленные в ящик или корзину, не подойдут.

Психологи и педагоги считают, что оптимальное расположение игрушек — на уровне глаз ребенка, на неглубоких открытых полочках. То есть лучше всего подойдет для игрушек стеллаж, крепко привинченный к стене. (Не надо путать такой стеллаж с системой хранения игрушек, которая обязательно должна быть расположена в недоступном для детей месте. Хорошо если игрушки в системе хранения распределены по видам и лежат в закрытых непрозрачных коробках.)

Помните, что примерно до 3 лет ребенок гораздо лучше играет, если порядок на игровых полочках поддерживает мама. Дело в том, что дети в этом возрасте не способны создавать то, что специалисты называют «хорошей структурой» для игрушек.

Проще говоря, малыш увлеченно играет, пока может разрушать порядок и разламывать конструкции, созданные мамой. И как только все разрушено — интерес к игрушкам и игре, как правило, пропадает.

Где живут игрушки? Идеально, если в детской комнате присутствует игровая зона, и все игрушки «живут» именно там. Для детей постарше главным организующим пространство игровой зоны предметом может быть игрушечный дом.

Для ребенка хорошо, если маленькие звери лежат отдельно, машинки отдельно, а конструкторы не перемешаны между собой. Так малышу проще научиться играть, а не создавать вокруг себя хаос.

Дети очень любят, чтобы игрушки были разложены в разнообразные ящики, красивые коробочки и корзиночки. Так малышам проще понять, что у каждой игрушки свой домик.

Что делать с количеством? Один из простых и доступных способов сделать игрушку новой или почти новой для ребенка — убрать ее подальше. Этот же способ позволяет уменьшить количество игрушек.

Если вы разделите все игрушечное имущество ребенка на 3 или 4 примерно равноценные части, 3\4 уберете и будете менять игрушечную «экспозицию» раз в неделю — ребенок собственные игрушки будет воспринимать почти как новые.

Создание «да»-обстановки. Если вы хотите, чтобы ребенок хорошо и свободно играл — вам как можно реже следует произносить в детской слово «нет». Это совсем не означает, что ограничения ребенку не нужны. Просто время игры — далеко не лучшее время для введения ограничений.

Детская игра — предельно важное занятие. В игре ребенок постигает мир человеческих отношений и устройство мира вообще. Человек, лишенный игры в детстве, неизбежно психически неполноценен.

Игра — пространство свободного творчества ребенка, и резкое мамино или нянино «нет» может это игровое пространство разорвать, тонкая ткань игры прервется, и ребенок не сможет продолжать играть дальше так же вдохновенно.

Ограничения, существующие в детской и по поводу игрушек, должны быть просты, понятны, постоянны и минимальны. Заранее решите, что именно нельзя делать ребенку с игрушками. И лучше всего уберите подальше предметы, вызывающие поток запретов или большую тревогу у взрослых. Дело в том, что если запрет повторяется часто, ребенок или научается игнорировать его, или вырабатывает излишнее упрямство через каждодневное сопротивление.

Искусство выбора игрушек

Игрушки, как и книжные иллюстрации, и обстановка детской во многом формируют эстетический мир и вкусы ребенка. Выбирайте игрушки того эстетического направления, которое вам, родителям, ближе всего. Выбирайте игрушки, которые вам кажутся красивыми.

Начнем все-таки с количества. Тут все просто: игрушек должно быть столько в свободном доступе, сколько ребенок, при организующей помощи взрослого, может относительно легко убрать.

Напомню еще раз про особенности развития внимания маленького ребенка: к концу первого года жизни малыш находится на «полевой стадии» развития внимания. Это означает, что если малыш начал играть с одной игрушкой, и при этом на глаза ему попалась другая, то он с большой вероятностью оставит первую, отвлечется. И станет заниматься со второй игрушкой, и так далее, пока не переберет их все.

Если ваш малыш с чем-то заигрался, ни в коем случае не надо стараться подсовывать ему новые предметы в попытках разнообразить игру. В этом возрасте мы очень ценим концентрацию внимания. Заигравшегося ребенка надо оставить в покое и тихо радоваться, что его способности к целенаправленному действию развиваются.

Если же ребенок сидит в куче игрушек, то самое вероятное, что он их станет просто раскидывать.

«Печать общения» на игрушке. Есть такой классический эксперимент в психологии развития: маму просят из всех имеющихся игрушек выбрать ту, в которую ее ребенок любит играть меньше всего, и в течение двух недель ежедневно по несколько минут играть с ребенком именно в эту игрушку. Результаты такого поведения превосходят все ожидания — игрушка становится из самой нелюбимой наиболее предпочитаемой. Ребенок и потом еще долгое время выбирает эту игрушку даже при самостоятельной игре.

Дело в том, что для ребенка эта, именно эта игрушка стала насыщенна присутствием мамы. Беря ее в руки, он вспоминает все предыдущие дни совместной игры, вспоминает, что и как мама с этой игрушкой делала. На этой игрушке, как говорят психологи, теперь лежит «печать общения».

Так вот, если вы хотите, чтобы ваш ребенок играл со своими игрушками, вы должны вместе с ним проиграть в них много часов, «оживить» их своим присутствием.

Чтобы малыш играл, необходимо, чтобы мама играла вместе с ним. А иначе он будет играть только в мамины любимые игрушки — кастрюльки и мобильные телефоны. Ведь не секрет, что дети всем другим предпочитают те предметы, которыми пользуется мама.

Итак, современные дети не играют от того, что игрушек у них слишком много, а следовательно, они не являются ценностью. Дети не играют от того, что отсутствует передача игровой культуры между поколениями — так как дети в городах сейчас редко общаются между собой свободно и не учатся друг у друга играм. Это отсутствующее звено в передаче игровой культуры нужно заполнить собой взрослым — а взрослые тоже не играют с детьми. Кроме того, масса из предлагаемых игрушек — «неправильные».

Как опознать «неправильную» игрушку?

«Неправильная» игрушка изготовлена из неправильного (неестественного) материала, окрашена в неестественные, отсутствующие в природе цвета. «Неправильная» игрушка слишком похожа на настоящий предмет (например, маленький игрушечный утюг совсем как утюг большой). Эта чрезмерная похожесть не оставляет места для развития фантазии ребенка: игрушка и так слишком похожа на образец, ничего домысливать не надо.

В «неправильных» игрушках часто используется принцип кнопки. Малыш нажимает кнопку, и от этого простого движения загораются лампочки, начинают крутиться колесики, все приходит в движение. То есть затраченное усилие абсолютно не соответствует полученному результату. И не позволяет образовать причинно-следственные связи, а значит, интеллект развивается совсем не так, как при игре с простой игрушкой. Там, где «толкнул — покатилось» или «ударил — отлетело».

Тяга к ранним легким впечатлениям, к тому, что почти все вокруг является развлечением, откладывается очень глубоко. Понятно, что мы живем в цивилизации кнопки — но чем больше ребенок в дошкольном детстве увидит вещей, принцип работы которых ему очевиден и доступен, тем лучше у него будет развито логическое мышление.

У детей есть огромный интерес к ручному труду — и мужскому и женскому. Они очень внимательно смотрят на то, что делается руками. И если папа прибивает гвоздь или сверлит стену — то это для малыша просто праздник познания взрослой жизни.

Но, к сожалению, если образцы женского ручного труда можно увидеть (например, на кухне), то во многих семьях весь мужской ручной труд сводится к работе на клавиатуре компьютера. И это закономерно — такова стадия развития цивилизации.

И тем не менее, папам маленьких мальчиков я бы очень рекомендовала хотя бы изредка заниматься с ними тем, что веками составляло мужскую часть работы по дому. Это будет для них гораздо более развивающим занятием, чем многие развивающие игры.

Правильная игрушка многофункциональна. То есть ее можно использовать многими различными способами в самых разных играх.

Классический пример многофункциональной игрушки — мяч. Его можно и бросать, и катать, он может стать кукольным арбузом или сказочным колобком. Чем меньше ребенок, тем больше среди его игрушек должно быть многофункциональных.

Правильная игрушка сделана из экологичного материала (натуральная ткань, дерево, металл, кожа). Конечно, совсем без пластмассовых игрушек обойтись вряд ли получится, но можно стремиться к тому, чтобы их процент был как можно ниже. Кроме того, игрушка должна быть сделана из ударопрочных, нетоксичных, стойкоокрашенных материалов — в расчете на то, что маленький ребенок будет ее и грызть, и кусать, и ронять, и разными способами использовать не по назначению.

Многие китайские игрушки просто не предназначены для такого активного использования. Они только имеют вид игрушки, но ломаются в течение первой недели. Ребенок не успевает ни наиграться этой игрушкой, ни привязаться к ней. Настоящая игрушка должна быть качественной и крепкой.

Об уборке игрушек. Навыки самостоятельности

Есть замечательная русская пословица: «Любишь кататься — люби и саночки возить». Говорит она, как вы понимаете, о том, что нужно отвечать за последствия своих действий.

Для ребенка, которому скоро должно исполниться два года, подобные вещи начинают быть доступными, если родители считают нужным и правильным тратить время и силы на совместную уборку игрушек или участие малыша в уборке со стола.

По мнению большинства психологов, для развития ребенка полезно, чтобы у него присутствовали минимальные домашние обязанности. Именно при каждодневном выполнении дел по дому у человека формируется способность отвечать за себя, концентрировать внимание, пробовать доводить начатое дело до конца. Избавив ребенка от «неприятности» сбора игрушек, вы ему не поможете, а некоторым образом помешаете осознавать мир и себя в этом мире.

Естественно, большинству родителей и нянь гораздо проще и спокойнее убрать игрушки самим. Но если привычка участвовать в уборке детской не возникнет к малыша рано, до трех лет, то после сформировать ее будет гораздо труднее, так как ребенок станет активнее сопротивляться.

Старайтесь находить время, силы и фантазию, чтобы не силком привлекать ребенка к ежевечерней уборке игрушек. Сюжеты могут быть разные, но стержень один: сначала ребенок не может такие вещи делать сам, без участия мамы.

А если в семье несколько детей?

Как правило, первые дети, первенцы, становятся «квартирьерами» — именно при них появляется в семье наибольшее количество игрушек. Эти дети, становясь сначала просто старшими, а потом и самыми старшими в семье, долго помнят период своего безраздельного владычества над царством игрушек и могут с неохотой впускать в этот мир появляющихся наследных принцев — братишек и сестренок.

Основное правило можно сформулировать так: если в семье несколько детей, то основная масса игрушек (примерно 80%) должны быть общие, и по поводу них нужно договариваться: как их делить, что на что менять, кто и когда будет их убирать. Но у каждого ребенка, которому уже исполнилось 2 года, должен быть свой неприкосновенный ящичек, комодик или сундучок с игрушками и право этими игрушками не делиться. Подобный подход сократит количество ссор из-за игрушек и избавит детей от обостренного чувства собственничества.

Как обустроить детскую для двоих, троих и нескольких детей, мы будем подробно обсуждать в нашей следующей статье.

Как научить играть самостоятельно ребенка от двух до трех лет 13

Игра доставляет ребенку много удовольствия и радости. Но игра не только забава. Она имеет большое значение для физического и умственного развития ребенка. Играя, он много двигается, разговаривает, действуя различными предметами, знакомится с их свойствами. В игре развиваются его память, внимание, воображение, сообразительность.

Ребенок 2—3 лет в своей игре обычно подражает тому, что он видит и слышит, и тем самым он как бы закрепляет в своем сознании, памяти то, что он повседневно воспринимает.

В игре формируются характер и нормы поведения ребенка, т. е. отношение к вещам, взаимоотношения с окружающими людьми, оценка поступков. Поэтому нам должно быть не безразлично, чем и как играет наш ребенок. В этом отношении не следует руководствоваться пословицей: «Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы «не плакало».

Ребенок на третьем году жизни может уже сам найти себе занятие и продолжительное время, до часа — полутора, играть один. Умение ребенка самостоятельно играть, заниматься следует всячески развивать. Делать это нужно не только потому, что самостоятельные игры ребенка дают взрослому возможность заниматься своими делами, но главным образом потому, что это полезно ребенку.

В самостоятельных занятиях у ребенка развиваются инициатива, умение преодолевать затруднения, настойчивость в достижении цели и другие ценные качества. А как часто мы видим, что ребенок совсем не умеет играть один: он оживлен, деятелен только тогда, когда с ним занят кто-нибудь из старших.

Что же нужно делать для того, чтобы ребенок умел интересно, разнообразно, с пользой для своего развития самостоятельно играть? Для этого прежде всего нужно дать ему соответствующие игрушки.

Мы уже говорили, что игра — серьезное дело для ребенка, и так к этому все в семье должны относиться. Нельзя мешать ребенку играть, запрещать ему иногда побегать по комнате, попрыгать. Надо сделать так, чтобы ребенок получил возможность удовлетворить свою потребность в движении, но чтобы при этом он не нарушал нормальной жизни взрослых и чтобы взрослые имели возможность выполнять необходимую им работу, отдыхать.

Это вполне можно сделать, если заранее подумать и серьезно отнестись к организации жизни семьи, учитывая интересы всех. Например, игрушки, требующие для игры с ними много движений и простора, лучше давать ребенку во время прогулки. Проводить уборку в комнате следует не тогда, когда ребенок играет, а когда он спит или гуляет. Когда родители отдыхают после работы или старшие дети учат уроки, ребенка надо занять спокойными играми, предложить ему посмотреть картинки, заняться кубиками, порисовать.

Предоставляя возможность ребенку играть самостоятельно, надо помнить, что он еще очень нуждается в общении со старшими, в их помощи и указаниях. Взрослые (родители или старшие дети) должны проявлять интерес к игре ребенка, время от времени спрашивать: «Ну-ка, покажи, что ты сделал?», «А куда же ты едешь?» и т. п.

Особенно важно поддержать стремление ребенка посвятить взрослого в свою игру. Надо не только одобрить или похвалить малыша, но и задать вопрос, который бы заставил его усложнить игру, сделать ее более длительной, интересной.

Время от времени взрослому надо самому принять участие в игре ребенка, чтобы поддержать интерес к ней, помочь в случае возникшего у него затруднения, научить более правильному использованию новой или сложной игрушки (например, как складывать разрезные картинки, заводить машину); развеселить, посмешить его; научить его бережному, ласковому обращению с куклой; подсказать, как еще можно поиграть той или другой игрушкой; напомнить, что куклу, прежде чем укладывать спать, надо умыть, что молоко пьют из чашки, а не из тарелки, что в чай куколке надо положить сахар (воображаемый); отвлекать от изображения в играх отрицательных явлений и т. п.

Но все это нужно делать, отнюдь не навязывая малышу содержания игры, стараясь лишь усложнить, внести разнообразие в самостоятельную игру ребенка, сделать ее более сосредоточенной, развивать умение довести начатое дело до конца, настойчиво преодолевать небольшие затруднения.
Нельзя чрезмерно опекать ребенка и все время играть с ним или давать ему постоянные указания, вроде: «Нельзя так, сделай вот так», «Ты не умеешь, давай я тебе сделаю» и т. п.

Надо ли играть с ребенком?

Игра – важнейшая часть жизни ребенка, а родители – главные для него люди. Казалось бы, именно родители должны научить малыша играть и с полной отдачей участвовать в детских забавах. Но почему же для многих взрослых игра с ребенком становится тяжкой и даже непосильной ношей? Мамы самых маленьких жалуются: «Мне скучно катать с ним машинки, надевать по сто раз колечки на пирамидку, собирать башенки из кубиков. Но ведь надо!». Дети растут, осваивают подвижные и ролевые игры, но мамы остаются недовольны: в дочки-матери они свое уже отыграли в детстве, да и прятки-догонялки – не самое интересное для взрослого человека занятие. И тут возникает вопрос: а надо ли играть с ребенком в принципе? Действительно ли он нуждается в нашей помощи, ведь игра – это его территория? Или родителям все-таки стоит перешагивать через внутренние барьеры и учиться играть с ребенком? Попробуем разобраться.

Почему нам так сложно играть с детьми?

Игра – особая деятельность ребенка. В игре он не преследует какую-либо цель, а просто получает удовольствие. Только играя, ребенок становится независимым, главным, творцом ситуации – потому что вне игры он всегда занимает подчиненное положение, просто в силу возраста. Неудивительно, что дети так любят играть!

А что же мы, взрослые? С предметами манипулировать мы уже давно научились, и надевание колечка на пирамидку, естественно, уже не кажется нам важным достижением. Мы не нуждаемся в многократном повторении одного и того же действия, и это нормально. Странно, если бы было иначе! Что касается детей постарше, то умение вживаться в ролевую игру у большинства из нас (обычных родителей, не актеров) угасает с возрастом, потому что у взрослого человека другие задачи. Мы любим интеллектуальные, настольные и спортивные игры, которые имеют некую конечную цель, но малыши еще до них не доросли, им интересны пустяковые, на наш взгляд, развлечения. И повторяются они при этом изо дня в день…

Получается крайне странная картинка. Ребенок хочет играть целый день, а взрослым игра, по большому счету, не нужна. Однако родители очень любят своих детей и стараются дать им всё необходимое. Играют, даже когда не хочется, потому что НАДО, или играют изредка, но мучаются чувством вины («мало играю!»). Раздражающая ситуация, не правда ли? Вкупе с общим чувством постоянной ответственности за малыша сомнения в себе, как в хорошей матери, приводят к разнообразным последствиям: покупка огромного количества игрушек, чрезмерная увлеченность мамы ранним развитием, раздражение и усталость от ребенка…

Должны ли родители играть с ребенком?

Никто не будет отрицать – играть ребенку очень полезно. Играя, малыши разных возрастов развиваются интеллектуально, учатся манипулировать с предметами, делают открытия, учатся действовать, как взрослые, проигрывают жизненные ситуации и решают текущие эмоциональные проблемы. Однако для ребенка игра – естественная стихия, в то время как для взрослого она неестественна! Поэтому нам так сложно, и отсюда-то и вопрос заголовка: а должны ли родители играть с ребенком?

Конечно, слово «должны» звучит немного неуместно. Эмоциональные аспекты жизни нельзя вписать в рамки обязательств. Однако вопрос остается – насколько необходимо ребенку вмешательство родителя, помощь в организации игры?

Здесь нужно сказать о нескольких моментах.

1. Ребенку не нужен аниматор, ему нужно общение, включенность в жизнь семьи. Если малыш является центром семьи, он задает вектор ее действий – это ненормально. Мама и папа, бабушки и дедушки не должны плясать вокруг ребенка. Спору нет, вы очень любите своего карапуза, но не стоит отказываться от бытовых дел, чтобы пособирать с ним сортер или разложить домино. Для детского развития намного полезнее, если вы помоете пол или развесите белье вместе, пусть это и существенно усложнит мероприятие. Зато малыш будет чувствовать, что вы – одна команда, занятая общим делом!

2. Давать ребенку интересные игрушки, попутно объясняя, как с ними действовать, «подкидывать» идеи и проявлять внимание к ребенку нужно обязательно! Предоставлять малыша самому себе с утра до вечера – это, разумеется, неправильно. И, конечно, подобная «свобода» не научит его самостоятельности, а просто вселит уверенность в собственной ненужности… Однако и обратная модель, когда родители с утра до вечера придумывают игры для малыша, тоже ненормальна. Какой фантазии, творчества можно ожидать от ребенка, за которого взрослые всегда и всё придумывают?

3. Игра для родителя не должна быть скучной обязаловкой. Лучше играть с ребенком реже, но именно тогда, когда вам действительно этого хочется. Не нравятся догонялки и прятки? Почитайте ребенку книгу, соберите вместе пазл или мозаику, займитесь совместным творчеством – такой досуг ничуть не хуже, чем игры через силу. Главное – ваша любовь и внимание к детям!

4. Чем старше ребенок, тем меньше ему нужно участие взрослого в его играх. Если полутора-двухгодовалому малышу еще нужно мамино присутствие в зоне игры, поддержка и советы, то трех-четырехлетний фантазер уже вполне может обходиться воображаемыми друзьями и общаться с игрушками, создавая целые миры.

5. Если малыш жалуется, что ему скучно, просит поиграть с ним, скорее всего, проблема не в нехватке идей. Ему просто нужно в данный момент «подпитаться» энергией вашей любви. Уделите сыну или дочке немного внимания, поговорите, дайте ему/ей просто посидеть у вас на коленях, и вы увидите, как быстро изменится взгляд ребенка – скуку снимет как рукой! Еще один замечательный вариант родительских действий в случае детской скуки – пригласить малыша поучаствовать в вашем взрослом деле.

6. Не решайте проблему «не знаю, как играть с ребенком» с помощью телевизора и планшета, особенно если вашему малышу нет и трех лет. Электронные гаджеты лишают детей фантазии, творчества и инициативности.

Нужно ли учить ребенка играть?

Вопрос этот опять же неоднозначный. Дети по природе своей склонны к тому, чтобы играть – так зачем же их учить этому?

Обучение совсем маленького ребенка манипуляциям с предметами, например, с той же пирамидкой или сортером происходит естественным образом при общении родителей с крохой. Ласковые поглаживания с потешками, простые игры типа «ку-ку» или «коза рогатая», пение песенок – всё это делает, наверно, каждая мама. Ребенок чувствует любовь и внимание, и он счастлив благодаря всем этим простым действиям. Если назвать их игрой, то да, играть с самыми маленькими нужно. И это совсем не сложно, правда?

Малышу, начинающему ползать, нужна максимальная свобода. Не ограничивайте его манежем или кроваткой, дайте ему изучить пространство вокруг. Это лучшая для него игра, плюс, конечно, он должен быть в непосредственной близости от мамы. Ползая за мамой, хватая специально выделенные для него предметы (необязательно игрушки, это могут быть кастрюли, деревянные лопатки или клубки ниток), малыш получает огромное количество новой информации. И, конечно, мама должна постоянно с ним разговаривать, формируя пассивный словарь.

Детям старше года уже очень хочется участвовать в «общественной» жизни. Они с удовольствием будут помогать вам вытирать тряпочкой пыль, разгрузят стиральную машину или помоют пол. Не беда, что результат пока далек от идеала – зато какое удовольствие получает кроха! Как можно больше гуляйте: физическое развитие у детей раннего возраста во многом определяет умственное. Активная прогулка полезна малышу и снимает с повестки дня вопрос: и чем бы еще занять его дома?

Что касается детей старше 2,5-3 лет, то они уже играют, не просто манипулируя предметами или подражая взрослым в своих действиях. Трехлетка начинает осваивать мир фантазий, и чем меньше взрослый будет в этот мир вмешиваться, тем лучше. Вся ценность и прелесть игры в этом возрасте – в самостоятельном придумывании сюжета! Если игру придумала и организовала мама, малыш с удовольствием включится в происходящее, но будет ли в этом польза для его творческого развития? Дети быстро приспосабливаются к любым внешним условиям. Поэтому они с легкостью привыкают к получению готовых чужих игр и с легкостью принимают чужие шаблонные идеи, отучаясь выдвигать свои. Ждать от них впоследствии «креатива» не приходится…

Дорогие мамы и папы! Играть с ребенком, конечно же, можно и нужно. Но еще важнее другое – чтобы этот процесс приносил всем радость. Если вы чувствуете себя в душе ребенком и получаете искреннее удовольствие от игры, это прекрасно! Но и отсутствие восторга перед детскими забавами, особенно у мамы, на плечах которой и так множество обязанностей, тоже является вполне нормальным. Хотя бы потому, что мы взрослые, и игровая деятельность в принципе для нас является уже давно пройденным этапом. Не нужно ломать себя, если играть тяжело, для ребенка важнее всего ваша любовь и забота, которые вы проявляете, так или иначе. Совместные прогулки, чтение, творчество, да и просто дела по дому важны для ребенка не меньше, чем пресловутые игры.

Ребенок 4 года не хочет играть один