Индейцы отношение к женщинам

Неизвестные истории. Брак и секс у индейцев Ч. II

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2018. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

COSMOPOLITAN

В плену у индейцев: тайна женщины с татуировкой на лице

Эта история произошла в 1851 году с девочкой по имени Олив Оатман. Ее родители Ройс и Мэри были мормонами. Они направлялись в Калифорнию , когда на их обоз напали индейцы. Они убили всех , кроме Олив , которой тогда было 14 , и ее семилетней сестры.

«Оатманская резня»

У Оатманов было семеро детей в возрасте от года до пятнадцати лет. Семейство надеялось добраться до Калифорнии и осесть там , но так и не успело осуществить задуманное.

До сих пор точно неизвестно , какое именно племя устроило бойню в 90 милях на восток от Юмы , но она получила название « Оатманская резня». Предположительно , это были восточные явапаи. Известно , что к семье приблизилась группа коренных американцев. Они просили табак , еду и оружие , а позже — неизвестно , по какой именно причине — атаковали. Были убиты все Оатманы , кроме 14-летней Олив , семилетней Мэри Анн и их брата , 15-летнего Лоренцо , которого избили и оставили умирать.

Когда Лоренцо очнулся , вместо восьми тел он обнаружил шесть — Олив и Мэри Анн нигде не было. Лоренцо добрался до ближайшего поселения эмигрантов-мормонов , которые вернулись вместе с ним к телам его родных и помогли похоронить их. Вместо могил вокруг трупов пришлось сложить каменную пирамиду — почва была слишком твердой.

Куда пропали Олив и Мэри Анн?

Связанные веревками , подгоняемые тычками копий , Олив и ее маленькая сестра шли несколько дней по пустыне в сопровождении индейцев. Стоило им взмолиться о воде или отдыхе , на них начинали кричать , заставляя двигаться быстрее.

Когда они добрались до деревни явапаев , девочек поселили там как рабынь. Они собирали хворост для костра и еду в лесу , а местные дети то и дело прижигали их тлеющими ветками. Олив и Мэри Анн часто били , и Олив была уверена , что вскоре ее убьют.

Но с убийством явапаи не спешили. Они держали девочек в качестве прислуги на протяжении года , пока деревню не навестили представители племени мохаве , изменив жизнь Олив и Мэри Анн навсегда.

Свои среди чужих

Группа индейцев мохаве пришла к явапаи для обычного обмена — они давно поддерживали торговлю. Заметив двух белых девочек , мохаве выкупили их и забрали с собой.

Деревня мохаве располагалась на пересечении рек Хила и Колорадо в Калифорнии. Она была куда более процветающей и развитой , чем деревня явапаи. Девочек приняли в семью вождя племени Эспанесая , чья жена Аэспанео и дочь Топека очень заботились о них , и Олив многократно позже высказывала благодарность обеим женщинам. Она подчеркивала , что Эспансай и Аэспанео растили их как родных дочерей.

Они больше не были рабынями — могли работать , сколько им захочется , и считались полноправными членами племени. В знак того , что теперь они тоже мохаве , девочкам сделали татуировки чернилами из кактусов на лице и предплечьях , как у всех остальных мохаве. Считалось , что по этим татуировкам представители племени узнают друг друга после смерти и девочки смогут воссоединиться со своими новыми предками. Позже в книге Ройал Б. Страттона , пастора , который написал книгу о сестрах , Олив утверждала , что была татуирована как рабыня мохаве , но это противоречит традициям этого племени — татуировки наносили только членам племени.

Мохаве были куда дружелюбнее явапаев , и у них нередко останавливались белые эмигранты , но ни разу Олив и Мэри Анн не просили их о помощи. Они были убеждены , что их брат Лоренцо погиб и живых родственников у них уже не осталось , а потому и возвращаться некуда.

Но спустя несколько лет в семью оставшихся Оатман пришло горе. Погиб урожай , и Мэри Анн — вместе с большей частью племени — умерла. Олив признавалась позже , что ей удалось выжить только благодаря своей приемной матери Аэспанео , которая подкармливала ее тайно.

Возвращение домой

Когда Олив Оатман было девятнадцать , Франциско , гонец индейцев Юма , появился в поселении Мохаве с сообщением от форта Юма. До «белых», говорил он , дошли слухи , что в деревне проживет белая девушка , и командир поста приказал вернуть ее к своим. Племя пыталось скрыть Олив , отрицая то , что она « белая», но гонец все равно заставил их расстаться с девушкой , пригрозив , что в противном случае поселенцы сметут деревню с лица земли.

В более поздних переговорах принимала участие и сама Олив: «Я обнаружила , что они сказали Франциско , что я не американка , а принадлежу к расе людей , похожих на индейцев , которые будто бы живут вдалеке от заходящего солнца. Они разукрасили мое лицо , ступни и руки грязно-коричневым цветом — такого не было ни у одного знакомого мне народа. Они велели мне не заговаривать с Франциско по‑английски , вместо этого говорить с ним на другом языке , сказать , что я не американка. Но я заговорила с ним на ломаном английском и рассказала всю правду , в том числе и то , что они вынуждают меня сказать. Он поднялся со своего места в гневе и воскликнул , что не потерпит этого!»

Мохаве были в ярости — некоторые даже предложили убить Олив за подобное непослушание , но вождь племени и его жена запретили причинять Олив вред. Вместо этого они согласились « уступить» ее в обмен на несколько лошадей и одеял. Олив отправилась вместе со своим сопровождающим в форт , а компанию ей составила ее приемная сестра Топека , которой тогда было 17 лет.

До прибытия в форт Олив настояла , чтобы ей была выдана надлежащая одежда , так как она была облачена в традиционную юбку племени Мохаве , которая не закрывает тело выше талии. В форте Олив встретили аплодисментами , а через несколько дней она воссоединилась со своим братом Лоренцо.

Возвращение к соплеменникам и то , что рассказывала Олив о своем пребывании среди мохаве , пестрело неточностями. Олив говорила , что счастлива вернуться домой , к «белым», а индейцев часто называла дикарями. Она утверждала , что татуировки на ее лице сделаны для того , чтобы она не могла бежать , но это не соответствовало традициям мохаве.

Олив вновь сошлась со своей подругой детства Сьюзен Томсон. Много лет спустя Сьюзан говорила , что Олив очень скучала по своему мужу-индейцу и двум сыновьям. Сама Олив подобные слухи отвергала. В книге Страттона она объявила: «К чести этих дикарей будет сказано , что они никогда не относились ко мне оскорбительно». Впрочем , она и не могла сказать ничего другого — по тем временам быть заподозренной даже в обычном разговоре с индейцем запятнало бы репутацию приличной девушки безвозвратно. Что говорить об интимной связи.

В 1857 году пастор по имени Ройал Б. Страттон написал книгу об Олив и Мэри Анн , названную « Жизнь среди индейцев». Книга продалась тиражом в 30 тысяч экземпляров и стала бестселлером. Гонорар от продажи пошел на обучение Олив и Лоренцо в Тихоокеанском университете. Также Олив отправлялась на лекции , где помогала продвигать эту книгу.

Когда они с братом переехали в Орегон , он замечал , что она тоскует по жизни среди индейцев. Он также говорил , что по ночам Олив падала на пол и рыдала , как будто оставила там , в племени , что-то невероятно ценное. Местные заметили , что Олив никогда не улыбалась , а в те редкие дни , когда она покидала дом , Олив покрывала лицо краской или прикрывала его вуалью , чтобы спрятать татуировки.

Позже Олив вышла замуж за богатого скотовода Джона Б. Фэирчайлда. Они удочерили девочку по имени Мэми. Умерла она в 65 лет от сердечного приступа. Неизвестно , где была настоящая семья Олив и ее сердце. Жалела ли она , что оставила тех , кого вслух называла « дикарями»? Быть может , именно они навсегда и оставались ее семьей?

Индейцы США. 13 фактов

1.В Соединенных Штатах ныне проживают около пяти миллионов индейцев, что составляет примерно 1,6 процента населения страны. Больше всего индейцев в штатах Калифорния (около 740 тысяч), Оклахома (415 тысяч) и Аризона (366 тысяч). Лос-Анджелес – город с наибольшим индейским населением.

2. В Декларации независимости США содержится обширный перечень претензий американских колонистов к королю Великобритании. Одна из них гласит, что король «пытался натравливать на жителей наших приграничных земель безжалостных дикарей-индейцев, чьи признанные правила ведения войны сводятся к уничтожению людей, независимо от возраста, пола и семейного положения».

3. Индейцы – коренные обитатели американского континента. Однако права гражданства США они получили лишь в 1924 году, когда президент Калвин Кулидж подписал соответствующий закон.

4. Согласно законодательству США, индейцем может считаться человек, доказавший, что один из его дедушек или одна из бабушек были коренными обитателями Америки, чье племя проживало на современной территории США.

5. Ныне в США насчитываются 565 индейских племен, официально признанных федеральными властями. Для официального признания, в частности, требуется доказать, что данное племя независимо существовало до первого контакта с «неиндейскими народами» (подразумеваются европейцы и потомки европейцев), что племя сохраняло структуру и традицию передачи власти, имеет письменную конституцию, а современные индейцы имеют генетическую связь с людьми, входившими в это племя до первого контакта с белыми людьми (для этого требуются научные изыскания) и т.д.

Федеральное признание племенного статуса имеет важное значение: такое племя имеет особые отношения с правительством США, подразумевающие, что все контакты производятся исключительно на правительственном уровне. Для их обозначения в официальной переписке используется термин «суверенный народ такого-то племени» (sovereign nation). Кроме того, племена, доказавшие что их (или их предков) собственность реквизировали агенты властей США, получают федеральные дотации и гранты. Правительство США признает права этих племен на самоуправление на самоопределение и поддерживает их суверенитет.

Суверенные нации имеют право на формирование своего правительства, на принятие и исполнение законов (законы штатов в них не действуют), на установление налогов, на присвоение статуса соплеменника, на лицензирование и регулирование практически всех видов деятельности и пр. В большинстве резерваций активно действуют племенные суды и правоохранительные органы. Юридически индейские резервации имеют практически те же права, что и штаты США. Так же, как штаты, они не могут вступать в официальные отношения с иными государствами, вести войну и чеканить монету.

6. Наиболее крупные индейские племена ныне: чероки (около 310 тысяч), навахо (примерно 280 тысяч), сиу (соответственно, 115) и чиппева (113).

7. Индейские племена ныне контролируют примерно 2 процента территории США: на этих землях образованы резервации. Некоторые резервации имеют площадь, не превышающую 1 акр (4 квадратных километра), крупнейшей резервацией обладает племя навахо – ее площадь равна площади штата Западная Вирджиния. В резервациях (третья часть из них расположены на Аляске) ныне проживает более трети индейцев США.

8. Средний возраст индейца – 29,7 года, что заметно меньше возраста среднестатистического американца (36,8 лет). В семьях индейцев больше детей, чем в среднем по США. При этом 66 процентов американцев и лишь 55 процентов индейцев – собственники жилой недвижимости. Дома индейцев стоят намного дешевле, чем в среднем по стране (129,8 тысяч против 185,2 тысяч). За чертой бедности в 2009 году пребывали 23,6 процента индейцев. В среднем по стране этот показатель составлял 14,3 процента.

Несмотря на то, что коренные американцы пользуются значительными льготами при поступлении в высшие учебные заведения и обучение для них, как правило, бесплатное, уровень образования среди индейцев крайне низкий. 28 процентов американцев имеют высшее образование – для индейцев этот показатель составляет лишь 16 процентов.

По данным многолетней статистики Министерства юстиции США, американские индейцы вдвое чаще, чем остальные жители США, становятся жертвами насильственных преступлений. Среди индейцев намного больше людей, злоупотребляющих алкоголем и табаком, чем в целом по США.

9. Примерно 21 процент индейцев говорит дома не только на английском языке (в целом по США – «стране эмигрантов») этот показатель составляет 20 процентов. Ныне в США насчитывается 139 языков индейцев, однако более половины из них находятся под угрозой исчезновения. 72 процента американских индейцев не владеют никаким языком, кроме английского (данные 2008 года).

10. Свобода вероисповедования в США оговорена в Конституции. Лишь в отношении индейцев принят особый закон, который позволяет им свободно практиковать свои религиозные культы. Дело в том, что для исполнения большинства обрядов требуются орлиные перья, но охота на орлов в США запрещена. Для индейцев сделано исключение: только члены племен могут приобретать орлиные перья, однако им запрещено продавать или передавать их неиндейцам.

11. Термин «краснокожий» появился среди британских колонистов, осевших в Новой Англии. С ними соседствовало племя беофакс (ныне не существует), воины которого красили свои тела охрой. Впоследствии слово «краснокожий» приобрело расовый оттенок, отделяющий индейцев от европейцев, африканцев и азиатов. В 1992 году группа американских индейцев обратились в Управление по патентам и торговым маркам США, требуя запретить использовать слово «краснокожий» в названиях фирм, спортивных команд, торговых марках и т. д., поскольку исключительным правом использования данного термина должны обладать краснокожие индейцы. Обращение было отклонено из-за того, что термин «краснокожий» не может быть юридически сформулирован.

12. В 2004 году в центре Вашингтона был открыт Национальный музей американских индейцев. Его здание спроектировано архитекторами-индейцами.

13. В 2005 году Палата представителей штата Массачусетс отменила закон, действовавший 330 лет. Этот закон запрещал индейцам посещать город Бостон.

7 фактов в оправдание геноцида индейцев: Мнение ковбоя

В 2010 году американский Конгресс принес извинения индейцам за непродуманную политику, насилие и грабежи. Но давайте выслушаем ковбоев.

Детские книги и популярные фильмы показывают индейцев мудрыми мужами с гордыми орлиными профилями. Они передают по кругу трубку мира, общаются с духами, извиняются перед убитыми животными и страдают от подлости белых колонизаторов. Это не вся правда.

Варварская эксплуатация ресурсов

Племена Северной Америки практиковали выжигание лесов для земледелия и охоты. Одни требовали земель для выращивания «трех сестер»: бобов, тыквы и кукурузы. Другие так охотились на бизонов: приманивали животных в подлесок и выгоняли огнем на лучников.

Речь шла о тысячах квадратных километров выжженной земли. Любой поселок племени пуэбло на 10 километров вокруг окружали поля кукурузы. Естественно, лес исчезал в дыму вместе с птенцами, детенышами животных и всеми мифическими «духами деревьев».

Большинство индейских племен практиковали пытки ради мщения и эмоциональной разрядки после схватки. Ирокезы на севере отрезали куски плоти и жгли пленников огнем. Команчи на юге оставляли их связанных в пустыне, срезав с глаз веки. Врагов кастрировали и заживо снимали с голов скальпы.

Не всегда целью мучений была смерть жертвы. В некоторых племенах люди, которые хорошо показали себя у пыточного столба, должны были заменить убитых воинов в семьях. Пытать будущего родственника? Почему бы и нет.

Гендерный вопрос

Команчи и кайна были многоженцами — вожди содержали до двух десятков жен. Одна из них руководила домашним хозяйством, других не зазорно было отдавать в использование за еду или оружие. Но если муж уличал жену в измене, то мог убить на месте или отрезать нос.

У конфедерации ирокезов, наоборот, многими вопросами управлял совет матерей клана. Они отправляли воинов с грабительскими рейдами за тысячу километров от «длинных домов» племени, потакали оргиям и обкладывали соседей данью.

В прямоугольном строении под одной кровлей жили 8—10 семейств. Длина дома составляла 15—30 метров. Входы располагались в торце, комнаты были разделены перегородками.

Жестокость ритуалов

Похоронные обряды индейцев не порадовали бы правозащитников. Команчи оставляли старых и больных в одиночестве перед смертью, поскольку боялись вселившихся в их тела злых духов. Родственники покойного из племени чинуков вырезали кремневыми ножами куски мяса из собственных тел. Шошоны из Скалистых гор заставляли вдов в знак траура калечить свои лица каждый раз, когда они проходили мимо могилы супруга. Апачи сжигали все имущество мертвеца и заставляли его родственников уехать прочь.

Методы войны

Задолго до появления белых индейские племена вели тотальные войны на уничтожение. Распространенная тактика – резать женщин и детей в селении, забрасывать хижины факелами, а бегущих на помощь охотников расстреливать из засады. Военные традиции ирокезов требовали полной зачистки противника, и Бобровые войны 17 века с их участием считают геноцидальными. Изюминкой стали зимние нападения, когда после разорения запасов еды неудачливый противник вымирал от голода.

Племя венро было разгромлено ради источника нефти, которую тогда использовали в лечебных мазях. В поселках эри, согласно красочным записям иезуитских миссионеров, потоки крови доходили до колена взрослому мужчине. Народ саскуаеханнок исчез.

Фальшивая духовность

Индейская практика общения с духами была далека от поэтичных описаний. Начиналась она с поста. Часто пост был сухим и сопровождался ночевками на дереве. После происходил Танец Солнца: человека пристегивали костяными крюками на ремнях к «древу жизни». Задачей говорящего с духами было вырвать крюки из надрезов на спине вместе с кожей и мясом. От потери крови, боли и дегидратации во время плясок на жаре, люди начинали «видеть» потусторонний мир и «общаться» с его жителями.

Людоедство

Каннибализм был распространен среди всех индейцев северо-востока Америки. Случаи поедания людей документально зафиксированы у десятков племен: кри, гуронов, виннебаго, айова, потаватоми, ото, оттавов и т.д. Название самого большого племени ирокезов — могавки — означает «поедатели плоти». Часто это был ритуал, иногда спасение от голода, порой удовольствие.

Яркий эпизод каннибализма описан миссионерами в конце 17 века. Во время визита вождя сиу к оттавам, те сварили и съели гостя вместе с его семьей. Взбешенные сиу взяли вождя оттава в плен и часами поджаривали его на костре, заставляя поедать собственную плоть.

Фото на обложке: Edward S. Curtis / Wellcome Library, London / CC BY 4.0

Индианки. Мир победившего феминизма

Общества индейцев Северной Америки, гораздо более архаичные по сравнению с европейскими, в плане определения гендерных ролей могут показаться нам прогрессивными. Индианка – не только мать, сакральный источник жизни, работник домашнего хозяйства, но и полноправный член общины, а порой – воин, глава семьи и правитель. И тем не менее они сохраняли свою женственность и красоту. Фотографии прекрасных коренных американок и рассказ об их месте в мире индейцев – на diletant.media.

Как полагает историк Джон Уайт, не менее половины индейских племен на территории современных США были матриархальны и матрилинейны. И сегодня у 25% признанных правительством США индейских общин женщины играют доминирующую роль. Матрилинейность, характерная для архаичных обществ, означает определение имени и ведение счета рода по матери. Это несло и правовые последствия — наследование имущества по женской линии, женское управление судьбой семьи и общины. Так, женщины племени навахо имели больше прав на домашнее имущество, распоряжение семейным доходом и судьбу детей.


Маленькая Птица, индианка оджибве. 1908 г., фото Роланда В. Рида


Гертруда Третий Палец из племени шайеннов (1869−1904), фото Вильяма Е. Ирвина

Европейское представление о гендерных ролях, в рамках которого мужчина рассматривается как работник и воин, а женщин — как домохозяйка, было непривычным для индейцев, стремившихся к половому балансу, взаимному распределению большинства обязанностей. Конечно, за мужчинами оставалось преимущество при участии в охоте и наступательных войнах, но за женщинами нередко — владение жильем и семейным имуществом, занятие земледелием, ведущая роль в воспитании детей. У ирокезов — одной из самых крупных групп племен, мужчины хотя и были вождями, но нередко выбирались свободным голосованием женщин и мужчин или только женщинами, недовольство которых было чревато потерей почетного места. Либеральным было у ирокезов и отношение к браку — совершенно неподходящих партнеров не принуждали к супружеству, и заключенные брачные союзы выдерживали «испытательный срок»: в течение года одна из сторон могла свободно и быстро расторгнуть брак, если не понравилось.


Люсиль, индианка сиу. 1907 г., фото Эдварда Кёртиса

Европейцы, наблюдавшие жизнь «дикарей», были поражены тем, как индианки пашут землю и собирают урожай, строят и устанавливают типи (индейские дома), заготавливают дрова и еду, занимаются ремеслами и порой даже участвуют в охоте.

Даже патриархальные индейские сообщества отличались демократичностью в отношении женщин и почтением к ним как к источнику жизни. Трепетное отношение к жизни женщин иногда использовалось европейскими колонизаторами — взяв их в заложники, можно было легко принудить индейских мужчин сложить оружие. Так, например, поступил 7-й кавалерийский полк Джорджа Кастера в «битве» при Уошите в 1868 г. В ходе быстрого нападения на мирное селение полк пленил более пятидесяти женщин и детей, и затем американцы принудили многочисленную группу индейцев покинуть свои земли и уйти в резервации. Оберегая своих жен и сестер, шайенны готовы были подчиниться воле захватчиков. Индеец племени сиу Рональд Громовая лошадь говорит о женщинах: «Мы верим, что женщина намного ближе к богу, чем может оказаться мужчина. […] женщины, так как даруют жизнь, создают ее, намного более святые и духовные существа, чем мужчины. Они важнее мужчин».


Индейская пара. Фото 1912 г.


Индианка из племени чикасавов

Женщины в патриархальных племенах в большинстве повседневных социальных, экономических вопросов, а также в браке были практически равноправны с мужчинами, так как их работа была не менее важна для выживания сообщества. Приняв участие в войне, женщина могла обрести равный мужскому социальный статус. Немало племен отличались равноправием. У индейцев хопи женщины, помимо политического, обладали и сексуальным равенством с мужчинами. Индианки племени чероки были воинами наравне с мужчинами, владели домами, построенными мужчинами и управляли семьями. На войну ходили и женщины племен омахов, шайеннов, понков, сиу etc. Техасские рейнджеры в столкновениях с команчами убивали женщин так же, как мужчин, так как те представляли не меньшую опасность и владели оружием не хуже своих мужей и братьев. Согласно легенде шайеннов, именно женщина по имени Тропа Бизонихи выбила из седла Джорджа Кастера, командира американцев в битве при Литтл-Бигхорн в 1876 г. (самая громкая военная победа индейцев над захватчиками). Капитан Роберт Картер, воевавший против команчей в начале 1870-х гг., писал, что индианка «сражается со всей силой ее дикой натуры и отчаянием тигрицы, используя лук и револьвер, из которых великолепно стреляет». Воистину, ни один гендерный шовинист не осмелится указать такой женщине на «ее место на кухне».


Индианка чероки


Индианка из племени крик

Отличия в определении гендерных ролей в традиционных индейских сообществах и у европейцев Нового времени объясняются как разностью менталитетов, так и тем, что индианки оказались более включенными в экономическую, социальную и даже военную жизнь своих обществ, что позволяло им не только пользоваться равенством с мужчинами, но и нередко ставить их в зависимое положение. Уважение к женщине естественным образом проистекало из того факта, что не только без ее роли матери, но и без участия во всех жизненно важных работах выживание племени невозможно.


Норма Смоллвуд Брюс (1908−1966), индианка чероки. Первая индианка, получившая титул Мисс Америка (1926 г.)

Вместе с тем, индианки совсем не чужды женственности. Фотографии, сделанные в основном на рубеже 19−20 вв., запечатлели их великолепную национальную одежду, страсть к украшениям и особую, гордую и красивую манеру держаться. В большинстве племен женщины носили рубахи и юбки и рубахи-платья, снабженные бахромой, вышивкой, рисунками, бисером, ракушками и перьями. Индейские мужчины и женщины носили серьги, ожерелья, кольца, браслеты и другие аксессуары. Уже более ста лет визуальная красота индейской культуры пользуется устойчивой популярностью у художников различных жанров, исследователей и ценителей искусства.

Индейцы отношение к женщинам