Диагностика самооценки ребенка дошкольного возраста

Диагностика самосознания ребенка-дошкольника. Диагностика самооценки как компонента самосознания

Любые студенческие работы — ДОРОГО!

100 р бонус за первый заказ

В раннем возрасте можно было наблюдать всего лишь истоки самосознания ребенка. Самосознание формируется к концу дошкольного возраста благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, оно обычно считается центральным новообразованием дошкольного детства. Самооценка появляется во второй половине периода на основе первоначальной чисто эмоциональной самооценки («я хороший») и рациональной оценки чужого поведения. Ребенок приобретает сначала умение оценивать действия других детей, а затем — собственные действия, моральные качества и умения. В целом самооценка дошкольника очень высока, что помогает ему осваивать новые виды деятельности, без сомнения и страха включаться в занятия учебного типа при подготовке к школе. В то же время более дифференцированные представления о себе могут быть более или менее верными. Адекватный образ «я» формируется у ребенка при гармоничном сочетании знаний, почерпнутых им из собственного опыта (что я могу сделать, как я поступил) и из общения со взрослыми и сверстниками. М.И.Лисина проследила развитие самосознания дошкольников в зависимости от особенностей семейного воспитания. Дети с точными представлениями о себе воспитываются в семьях, где родители уделяют им достаточно много времени; положительно оценивают их физические и умственные данные, но не считают уровень их развития выше, чем у большинства сверстников; прогнозируют хорошую успеваемость в школе. Этих детей часто поощряют, но не подарками; наказывают, в основном, отказом от общения. Таким образом, дошкольник видит себя глазами близких взрослых, его воспитывающих. Если оценка и ожидания в семье не соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям ребенка, его представления о себе окажутся искаженными. Еще одна линия развития самосознания — осознание своих переживаний. Не только в раннем возрасте, но и в первой половине дошкольного детства ребенок, имея разнообразные переживания, не осознает их. Его эмоции и чувства можно было бы передать так: «мне радостно», «мне взгрустнулось». В конце дошкольного возраста он ориентируется в своих эмоциональных состояниях и может выразить их словами: «я рад», «я огорчен», «я сердит».

Таким образом, основными компонентами самосознания дошкольника являются: самооценка, осознание своих переживаний, половая идентификация, осознание себя во времени. МЕТОДИКА ЛЕСЕНКА

Развитие самооценки у детей старшего дошкольного возраста на занятиях английским языком Уланова Ольга Борисовна

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация — 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат — 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Уланова Ольга Борисовна. Развитие самооценки у детей старшего дошкольного возраста на занятиях английским языком : Дис. . канд. психол. наук : 19.00.07 : Москва, 2000 199 c. РГБ ОД, 61:00-19/181-3

Содержание к диссертации

Глава 1. Проблема самооценки старшего дошкольника и факторы,
влияющие на ее развитие
і/.

1.1. Общая характеристика самооценки

Основные черты самооценки старшего дошкольника ^

Особенности учебной деятельности и ее роль в развитии самооценки старших дошкольников %0

1 А. Влияние оценок окружающих и успеха в деятельности на самооценку лич-

Роль оценок окружающих в развитии самооценки

Общие вопросы влияния успеха в деятельности на развитие самооценки личности *?^

1.5. Значение оценок взрослых и сверстников, успеха в деятельности в разви
тии самооценок ребенка г.*

Роль взаимооценивания в развитии самооценок детей „

Влияние успеха в деятельности на развитие самооценки дошкольника Т.

1.6. Пути становления общей позитивной и реалистичных парциальных само
оценок дошкольника ^

Глава 2. Проблема усвоения дошкольниками иностранного языка в пси
холого-педагогических исследованиях
J *

Значение второго языка для развития самосознания ребенка гг.»-«

Исследование возможных путей и некоторых психологических оснований изучения иностранного языка в дошкольном учреждении г.? *

Роль групповых феноменов в овладении дошкольниками

вторым языком f?

2.4. Усвоение второго языка как вид учебной деятельности .

11. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Введение к экспериментальному исследованию

Глава 3. Констатирующий эксперимент „г

3.1. Особенности организации занятий английским языком со старшими до
школьниками и задачи констатирующего этапа Г »»»»

Диагностика общей самооценки старшего дошкольника г^

Влияние статуса ребенка в группе на его общую самооценку

Анализ парциальных самооценок дошкольников, оценок сверстников и воспитателя «

Диагностика самооценки поведения дошкольников на занятиях английским языком У г

Критерии определения уровня объективности парциальной самооценки и выявления благоприятной перспективы для развития самооценки тех или иных умений и навыков 1РР

Диагностика разных аспектов самооценки дошкольника и уровня ее объективности в сфере усвоения английского языка ІРІ

Сравнение самооценки в сфере речевой деятельности и проявлений ело-весной памяти в контексте занятии английским и родным языком і-

Диагностика уровня усвоения дошкольниками

английского языка /f^P

Глава 4. Формирующий эксперимент

Задачи формирующего этапа и средства их решения tP*-

Некоторые вопросы, касающиеся выбора языкового материала и путей работы с ним в соответствии с принципом развития

самооценки дошкольников .7.

Пути использования английского языка как средства общения, взаимодействия и выражения своих мыслей на занятиях 13В

Некоторые особенности усвоения английского языка детьми с разной самооценкой 7 ^7

Индивидуальный подход к дошкольникам с разной самооценкой в области овладения английским языком Jyj

Способ развития и диагностика сравнения самооценочных установок, связанных с проявлениями зачатков словесно-логического мышления в контексте занятии английским и родным языком ?- JJ

Сравнительный анализ некоторых показателей констатирующего этапа исследования и данных, полученных после формирующего этапа ?3

Введение к работе

Выбор темы обусловлен ее актуальностью, заключающейся в том, что самооценка — важный компонент развивающейся личности (в частности, ее самосознания). При неправильном формировании самооценки личностное развитие идет по неблагоприятному пути: возникают эмоциональные и поведенческие отклонения. В свою очередь, эти отклонения — причина формирования такой фундаментальной и нежелательной черты личности, как неуверенность.

Многие ведущие психологи, в том числе Я.Л. Коломинский, Г. Г. Кравцов, М.И. Лисина и др., полагают, что период дошкольного детства особенно сензитивен для развития позитивного и реалистичного образа Я человека, активности, уверенности в себе. Именно в это время важно сформировать общую положительную, несколько завышенную самооценку дошкольника, обеспечив условия для нормального психического развития и принятия себя.

Несколько завышенная самооценка возникает под влиянием позитивного оценивания ребенка окружающими и, в первую очередь, родителями, в большинстве случаев считающими его самоценным. Вместе с тем такие факторы, как авторитарность воспитывающих дошкольника взрослых, агрессивность и жестокость со стороны некоторых родителей и сверстников, способствуют заниженной самооценке.

Дошкольники более объективны, чем родители, в оценке своих сверстников со стороны личностных качеств и успешности различных имеющих место в детском саду видов деятельности. Один из таких видов активности — усвоение иностранного языка.

С расширением международных контактов в сфере культуры, науки, образования, политики изучение иностранного языка становится особенно актуальным. Поэтому родители стараются начать обучение своих детей второму языку уже в дошкольном возрасте. Дошкольное детство — наиболее благоприятный период для усвоения второго языка. В первую очередь, это относится к старшему дошкольному возрасту, характеризующемуся достаточной сформированностью у ребенка родной речи. В результате исключается возможность негативного воз-

действия полуязычия на речевое развитие дошкольника. Важно плодотворно использовать возможности этого возраста.

Проблему изучения дошкольниками второго языка рассматривали многие ученые, исследования которых свидетельствуют, что высокая самооценка и уверенность в себе особенно важны в ходе усвоения языка как средства общения. Взаимосвязь между общей самооценкой и самооценкой своих возможностей при овладении английским языком углубляется в условиях педагогического руководства, обеспечивающего успешность учебной деятельности дошкольника. Однако среди работ, посвященных обучению детей иностранному языку, мало психологических исследований. Поэтому проблемы формирования самосознания и самооценки ребенка на занятиях вторым языком пока еще мало изучены.

Объект работы — воспитанники старшей и подготовительной групп детского сада, а также ученики первых классов для шестилетних детей.

Предмет исследования — процесс развития самооценки при изучении старшими дошкольниками английского языка.

Научная новизна исследования заключается, главным образом, в выявлении динамики развития общей и парциальной самооценки в контексте занятий вторым языком, в дифференцированном подходе к самооценке ребенка в данной конкретной области, в обосновании собственной позиции, касающейся обучения иностранному языку с точки зрения анализа путей его усвоения детьми с разной самооценкой.

Выявлены условия, при которых особенности и организация обучения на занятиях, а также использование ряда языковых средств способствуют развитию позитивной достаточно объективной самооценки дошкольника.

Ранее не решались и такие задачи, как разработка методики обучения детей фразовому ударению, простейшим правилам словообразования, переноса ударения в заимствованных словах, перевода знакомых ребенку слов и предложений в незнакомом контексте.

Теоретическое значение исследования.

Работа внесла новое в детскую психологию по проблеме развития самооценки старших дошкольников в процессе специально организованной учебной

деятельности по овладению английским языком.

В ряде использованных в экспериментальной части методик введены новые диагностические показатели и понятия по дифференциации самооценки, зоне ее ближайшего развития, критериям объективности, зависимости индивидуальной самооценки от значимости деятельности для самого оценивающего.

В исследовании раскрываются взаимосвязи самооценки и других личностных образований в процессе изучения второго языка. Сделана попытка рассмотрения вопроса о структуре деятельности, направленной на освоение второго языка.

Осуществлен анализ некоторых формально-содержательных особенностей английского языка, вносящих при определенных условиях свой вклад в развитие позитивной самооценки личности. Выделение этих взаимосвязей благодаря широкому взгляду на самооценку как на системообразующий фактор в системах «личность», «Я — концепция» открывает пути для новых исследований.

Практическое значение работы.

В ходе исследования разработан вариант личностно-ориентированной модели, в которой продумана серия занятий, учитывающих уровень самооценки старших дошкольников, приведены апробированные тесты, а также рекомендации для преподавателей иностранного языка в детском саду.

Цель исследования — выделить и проанализировать пути повышения уровня и объективности самооценки старшего дошкольника при определенной организации занятий английским языком.

В исследовании решались следующие задачи:

1) охарактеризовать особенности самооценки и Я-концепции как оп
ределяющего компонента развития личности у детей старшего дошкольного воз
раста;

рассмотреть особенности структуры учебной деятельности по овладению вторым языком;

проанализировать роль и ход развития самооценки в усвоении языка, сравнить эту самооценку в разных аспектах овладения им (речь, понимание, зачатки словесно-логического мышления, словесная память, фонетическая сторона языка); выделить пути взаимовлияния общей самооценки и оценки указанных выше

парциальных показателей; рассмотреть динамику изменения самооценки собственного поведения детей на занятиях английским языком и причины возникших изменений;

4) проанализировать способы воздействия разных компонентов занятия на развитие самооценки и разработать основы индивидуального подхода к детям с разной самооценкой.

1. Общая и парциальная самооценки влияют не только друг на друга, но и на
результаты овладения английским языком при условии организации занятий по
личностнс—ориентированной модели, предполагающей:

1) реализацию принципа уважения личности ребенка через позитивную оценку

его малейших успехов и индивидуальный подход к дошкольникам с разной самооценкой;

2) усиление развивающей и воспитывающей роли занятий через активизацию

творческого потенциала дошкольника и применения игровых ситуаций для побуждения его к нравственному выбору;

3) организацию условий для личностной идентификации ребенка с культурой

страны изучаемого языка через знакомство с доступным его пониманию страноведческим материалом.

2. Развитие высокой достаточно объективной самооценки обусловлено тремя
основными факторами, проявляющимися в процессе занятий английским языком:

1) работой с учебным материалом в ходе особого вида сюжетно-ролевой иг-

ры, обеспечивающей более значимую мотивацию к изучению английского языка;

обеспечением функционирования взаимосвязей между разнообразными личностными образованиями, участвующими в овладении английским языком (общей самооценкой и самооценкой при усвоении английского языка; мотивацией к эмоционально-положительному общению со взрослыми, сверстниками и мотивацией к общению на английском языке; способностью к словотворчеству и языковым чутьем);

учетом сложного состава самооценки в области овладения вторым языком,

способствующим большей точности этой самооценки. 3. Формирование позитивной самооценш и обучение в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями дошкольников возможно через уменьшение численного состава в подгруппах и знания педагогом положения ребенка в системе межличностных отношений со сверстниками.

Методологическая основа: диалектическая теория познания, теория поэтапного формирования знаний, умений и умственных действий; теории личности: дея-тельностная, теория личности в гуманистической психологии.

Методы: анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, тестирование, социометрическое исследование, изучение оценочных отношений в группе детского сада.

Основные положения, выносимые на защиту.

Являясь важным компонентом Я-концепции, общая самооценка коррелирует с уровнем парциальных показателей.

Самооценка дошкольников в новой языковой сфере на ранних этапах усвоения иностранного языка оказывается достаточно низкой. В этот начальный период самооценка успехов и неудач подвергается влиянию самооценок, имеющихся в прошлом опыте дошкольника.

Перенос из родного языка самооценок словесной памяти и речи осуществляется ребенком самостоятельно, а при оценке зачатков логического мышления -совместно со взрослым.

Чем позитивнее общая самооценка, некоторые не связанные с овладением языком показатели (самооценки, оценки от сверстников и педагога), тем выше самооценка в языке, уровень ее объективности, а также уровень усвоения языка.

Формирование высокой достаточно объективной самооценки при усвоении английского языка происходит благодаря использованию ряда указанных в гипотезе лсихолого-педагогических воздействий через функционирование трех основных факторов на занятиях английским языком. В свою очередь сам иностранный

язык при его успешном усвоении некоторыми формально-содержательными характеристиками вносит свой вклад в развитие позитивной самооценки.

5. Самооценка и уровень ее объективности зависят от ряда психологических (значимой для дошкольника мотивации, присутствия или отсутствия сверстников в ходе диагностики) и педагогических (степени сложности задания, качества обучения, требовательности взрослых к результатам этого обучения) факторов.

Объем и структура работы.

Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения; библиографического списка, включающего 153 наименования, пять из которых на английском языке; трех приложений. В тексте диссертации 34 таблицы (одна из них в Приложении).

Достоверность и надежность результатов исследования обеспечивается использованием системы взаимодополняющих методов и методик, адекватных цели и задачам исследования, а также достаточным объемом выборки испытуемых, применением статистических методов обработки материала.

Результаты исследования обсуждены на конференциях (март 1998 г., март 1999 г.) и на заседаниях кафедры дошкольной психологии в МПГУ.

Результаты исследования нашли отражение в четырех печатных работах (среди них — пособие в восемь печатных листов).

Исследование проходило на базе старшей и подготовительной групп детского сада №456, а также двух первых классов для шестилетних детей школы №238 гор. Москвы. Всего обследовано 63 ребенка, проведено 29862 диагностических проб.

Диагностика самооценки ребенка дошкольного возраста