Упражнения на повышение самооценки у подростков

Оглавление:

Тренинг для подростков «Самооценка» (от 14 до 16 лет)

Адекватная самооценка – это объективная оценка себя и своих способностей, это основа успешной жизни, база для гармоничного, стабильного психологического состояния. Человек с адекватной самооценкой знает свои достоинства и недостатки, доволен собой, не склонен доказывать что-то окружающим, уважительно относится к себе, знает себе цену, умеет любить.

Поэтому так важно, чтобы в подростковом возрасте человек обрел правильные, неискаженные представления о собственной личности.

Что дает адекватная самооценка?

  • Уверенность в себе, вера в себя и свои силы
  • Решительность
  • Независимость от чужого мнения
  • Умение слушать и слышать себя
  • Понимание своих чувств и желаний
  • Собственное мнение, которое не страшно высказывать
  • Спокойное восприятие конструктивной критики
  • Способность противостоять стрессам и справляться с негативными эмоциями
  • Способность принимать решения и пользовать шансами
  • …и многое другое!
  • Подростковый возраст – сложное время для подростка, время бурных перемен во всех сферах жизни. Ещё не взрослый, но уже не ребенок, подросток направлен «во вне», и ищет поддержки, принятия и понимания у тех, кто его окружает.

    Подростковый возраст дается человеку, чтобы сформировать свою идентичность. При этом самооценка и Я-концепция еще неустойчивы, отвержение и критика переживается крайне болезненно.

    Тренинг по самооценке для подростков – это возможность в уютной и безопасной атмосфере приобрести и усвоить необходимые в жизни навыки.

    Как проходят наши занятия?

    Подростки будут участвовать в форум-театре, где смогут обсуждать, предлагать свои и услышать другие варианты выхода из проблемной ситуации; будут формировать свои приоритеты ценностей; познавать себя через арттерапию и ассоциативно-метафорические карты; смотреть и делать собственные видеопрезентации; отдохнут и наполнятся внутренней силой, благодаря техникам релаксации и визуализации; попробуют себя в роли лидера, выполняя групповые интерактивные упражнения.

    Наши занятия помогут ответить на вопросы «Кто я? Какой я? Чем отличаюсь от других?»

    Методы работы:

    Арттерапевтические техники, интерактивные методы, видеопросмотры, элементы психодраммы.

    В результате программы участники могут:

  • Сформировать здоровое представление о себе
  • Осознать свои личностные ресурсы и научится ими пользоваться
  • Разработать личную программу приёмов повышения самооценки
  • Улучшить коммуникативные навыки
  • Получить возможность выработать новые модели поведения
  • Получить возможность быть уважаемым, вовлеченным, принятым
    1. Актуализация и осознание собственных ресурсов
    2. Развитие положительного отношения к себе
    3. Гармонизация эмоционального состояния
    4. Формирование адекватной самооценки
    5. Развитие лидерских умений
    6. Самопринятие, формирование положительной Я-концепции

    Возраст участников:

    от 14 до 16 лет

    Длительность:

    Количество занятий:

    12 занятий по 2 акад. часа 1 раз в неделю

    Кто проводит?

    Наталья Кобринец, психолог Центра успешных отношений.
    Стаж работы 15 лет.
    Прошла обучение у шведских партнеров программе формированию лидерства среди подростков, является координатором международной американско-белорусской программы «SNOWBALL», направленной на формирование лидерства, профилактики ПАВ среди детей и молодежи.
    Легко устанавливает контакт с подростками, понимает их потребности и эмоциональный мир.

    72 рубля/месяц занятий

    Стоимость при оплате всей программы сразу — 200 рублей (Скидка 16 рублей!)

    с 15 сентября 2018, с 16.00 до 17.30 (12 занятий по 2 акад. часа по субботам)

    2-й пер Тимошенко, 3, вход возле 5 подъезда

    Как поднять самооценку: конкретные методы и упражнения

    Как повысить самооценку? Стать уверенным в себе человеком не сложно, если соблюдать все рекомендации психологов.

    Содержание

    Вы постоянно критикуете себя? Вы считаете, что не заслуживаете похвалы, и все делаете недостаточно хорошо? Тогда у вас однозначно занижена самооценка.

    Если это состояние возникает периодически и быстро проходит, то можно говорить о высоких требованиях к себе. Если правильно расставить приоритеты, достичь высокой планки будет несложно.

    Но если заниженная самооценка – величина постоянная, необходимо определить причины и провести работу над ошибками. Ведь именно внутреннее состояние определяет качество жизни.

    Откуда «ноги растут»? ↑

    Причин может быть очень много, дать однозначный ответ практически невозможно даже самому себе. Но психологи выделяют ряд основных факторов, которые могут спровоцировать низкую уверенность в себе.

    Иногда люди демонстративно говорят о том, что они не справляются с поставленными задачами. Но в этом случае такая «показуха» не имеет ничего общего с заниженной самооценкой. Скорее, это способ уйти от ответственности и переложить важные дела на других людей.

    А вот человек, у которого действительно нет уверенности в своих силах, должен проделать серьезную работу над собой и разобраться, как повысить собственную самоуверенность.

    Ошибки родителей

    Очень часто взрослые, сами того не желая, взрастают в ребенке зернышко неуверенности. Повод не обязательно должен быть весомый, достаточно обидных слов из-за разбитой чашки, испачканных штанов или полученной двойки.

    Негативная реакция родителей оставляет осадок в детской ранимой душе, и с каждой необъективной или грубой критикой он только увеличивается.

    Негативные события

    Причиной того, что уверенность в собственных силах сошла на «нет», могут послужить неприятные события: проблемы на работе, безденежье, предательство друзей.

    Если происходит стечение таких обстоятельств, человек ищет причины в себе, и, как правило, находит. Вот только не всегда эта «находка» отвечает действительности. Поэтому не стоит делать поспешных выводов не в свою пользу.

    Тип темперамента

    Немаловажное значение на то, как человек воспринимает все, что с ним происходит, оказывает и тип темперамента:

    • Сангвиники и флегматики более уверенны в себе, их сложно «выбить из седла».
    • Холерики могут впадать в крайности: шкала их самооценки постоянно движется то вверх, то вниз.
    • А вот меланхолики очень часто неуверенны в себе.

    Чем опасно низкое самовосприятие ↑

    Окружающие люди видят в нас то, что мы видим в себе. Поэтому очень важно правильно мыслить. Наши мысли становятся нашими поступками. Человек с заниженной самооценкой вряд ли станет успешным и счастливым.

    Неуверенность в себе негативно отражается на психическом и физическом здоровье:

  • снижается устойчивость к стрессам,
  • возникают депрессии,
  • различного рода фобии,
  • нарушения функционирования ЖКТ.
  • Поэтому так важно работать над повышением собственной самооценки.

    Как повысить самооценку ↑

    Уже давно не секрет, что мужчины и женщины по-разному воспринимают мир и оценивают события. Но сознательные попытки поднять уверенность в себе необходимы всем: детям, подросткам, сильному и слабому полу.

    Психологи дают рекомендации, которые помогут добиваться успеха.

    Считаешь, дружба между мужчиной и женщиной существует? Читай статью.

    Как правило, мужчина начинает сомневаться в себе, когда:

  • его возможности оказываются ниже, чем рисовало его воображение;
  • после расставания не по его инициативе;
  • он не соответствует собственному представлению о себе;
  • не оправдывает доверие, возложенное на него родителями.
  • Поднимет мужчине самооценку:

  • Позитивное мышление. Учитесь концентрироваться на приятных моментах, переживать эти эмоции ни один раз. Если тревожные мысли не дают покоя, не стоит лихорадочно пытаться от них избавиться. Намного эффективнее переключить внимание на что-то другое, то, что вызывает у вас улыбку.
  • Правильно ставить задачи. Это очень важно. Если неверно сформулировать цель, достичь ее намного сложнее. Неудачи будут еще больше снижать самооценку. Масштабные задачи нужно делить на более мелкие этапы. Тогда их легче достичь, и путь к вершине не вызывает такой паники.
  • Скажи «нет» скуке. Бездействие не лучшим образом сказывается на восприятии себя. Энергии необходимо давать выход, чтобы она не «консервировалась»» внутри. Русло можно выбрать любое: карьеру, спорт, активные прогулки.
  • Забудьте о соревнованиях. Не нужно постоянно гнаться за людьми, которые кажутся намного успешнее. Соревноваться мужчина должен только с самим собой. Если сегодня вы станете лучше, чем вчера – это уже победа.
  • Найдите свой «конек». Человек не может быть первым во всем, поэтому важно правильно определить свою нишу. Найдите то, что получается у вас лучше всего, и двигайтесь в этом направлении.
  • Если мужская самооценка в большей мере базируется на внутреннем восприятии себя и собственных достижениях, то для женщин очень большое значение имеет внешность. Но далеко не все умеют ценить собственную индивидуальность. Особенно остро женщины ощущают неуверенность после измены.

    Специалисты предлагают простой план действий. Он является базой, но женщины могут вносить в него свои коррективы:

    1. Избавляемся от комплекса «отличницы». Многие женщины предъявляют к себе неоправданно высокие требования. Это происходит независимо от того, какая стоит задача: приготовить борщ или составить квартальный отчет. Позвольте себе ошибаться, это нормально.
    2. Отдых – обязателен! Насколько бы не была суетлива ваша жизнь, выделите себе хотя бы один день в неделю, который будете проводить так, как хотите вы, а не члены вашей семьи. Но они могут присоединиться к вам и весело провести время.
    3. Жесткая самокритика – главный враг. Она должна быть умеренной и адекватной. Такая самокритика станет двигателем прогресса. Но не переусердствуйте с «пинками», иногда нужно пожалеть себя и дать возможность передохнуть перед новым стартом.
    4. Установки общества. Перестаньте, наконец-то, их слушать! У вас своя жизнь, у родителей, друзей и окружающих – другая. Прислушивайтесь к своему внутреннему голосу, определите, чего хотите вы, выпустите свою женскую интуицию на свободу.
    5. Примите себя такой, какая вы есть. Уверенность в своих силах не возможна без самоуважения.
    6. Не оправдывайтесь! Никогда не объясняйте людям причины своих поступков, если не считаете нужным это делать. Когда возникла такая необходимость, говорите четким и твердым голосом, демонстрируете уверенность в правильности своего решения.
    7. Не сравнивайте себя с другими женщинами. Категорически запретите себе это делать. Ели все-таки не удержались, то к каждому «минусу» сразу же добавляйте ваш «плюс», которого нет у конкурентки.
    8. Ежедневно выделяйте определенное время, которое вы будете посвящать уходу за своей внешностью. Это поможет вам всегда выглядеть аккуратно и ухоженно.
    9. Флиртуйте. Особенно это правило актуально для женщин после развода.
    10. Прощайте! Вы – Королева, поэтому стоит ли обращать внимание на людей, которые нелестно о вас отзываются? Простите и отпустите. Окружайте себя людьми, которые не будут унижать вас.
    11. Девушке/парню-подростку

      В подростковом возрасте дети очень уязвимы морально. Любая неудача убивает уверенность в себе.

      Поднять самооценку подростка под силу только родителям, самостоятельно справиться с этой задачей ему будет очень сложно:

    12. Хвалите! Поощряйте любые положительные стремления ребенка, хвалите его. Если у него что-то не получается, не нужно критиковать. Лучше предложите свою помощь или ненавязчиво дайте ценный совет.
    13. Помогите поверить в себя. Чаще говорите ребенку, что у него все получится, что он справиться. Подросток должен быть уверен в том, что вы в него верите.
    14. Научите правильно воспринимать критику. Интересуйтесь делами ребенка, знайте о его трудностях. Тогда вам будет легче научить его правильно относиться к критике учителей или друзей.
    15. Не «Ты», а «Я». Это правило относится к высказыванию претензий. Не нужно обвинять ребенка и говорить фразы, подобные этой: «Ты никогда не слушаешь…». Лучше замените на: «Я очень расстраиваюсь, когда ты…».
    16. Дайте право выбора. Любой ребенок когда-нибудь станет взрослым, поэтому уже в детстве нужно учить его принимать решения.
    17. Определите талант ребенка и помогите ему развивать его, поддерживайте стремление добиться успеха.
    18. Всегда и при любых обстоятельствах любите ребенка!
    19. Ребенку

      В принципе, все советы, которые работают с подростком, справедливы и для детей младшего возраста. Но есть некоторые дополнения и рекомендации:

    20. Просите совет. Чтобы подчеркнуть важность малыша, чаще просите у него совет, где это уместно. И следуйте ему. Просите помощи, как у равного.
    21. Наказания должны быть уместны. Дисциплинарные меры необходимо применять так, чтобы не вредить психическому или физическому здоровью ребенка.
    22. Прощайте малыша. Ребенок должен знать, что родители не держат на него зла и не таят обиду.
    23. Не унижайте.
    24. Не берите все обязанности на себя, дайте малышу возможность почувствовать себя дееспособной личностью. Это очень укрепляет уверенность в своих силах.
    25. Не сравнивайте ребенка с другими детьми.
    26. Собственным примером демонстрируйте, как нужно работать над ошибками. Например, «У мамы не получился торт. Ну, ничего, попробую еще раз».
    27. Вместе анализируйте неудачи.
    28. Читай психологические упражнения на повышение самооценки здесь.

      О соотношении самооценки и уровня притязаний узнай далее.

      Повышение уверенности в себе. Упражнения ↑

      Человеческая психология такова, что иногда не достаточно просто послушать или почитать советы. Результат приходит только тогда, когда проделываются практические занятия.

      Специалисты предлагают ряд упражнений, помогающих быстро поднять уровень самооценки:

    29. «Ода самому себе». На бумаге зафиксируйте все свои положительные качества. Не стесняйтесь и не скромничайте, хвалите себя. Каждый день перечитывайте оду, обращайтесь к ней в любой ситуации, когда ваша уверенность начинает падать.
    30. «Формула любви». Каждый день подходите к зеркалу, и признавайтесь себе в любви. Говорите добрые слова, комплименты. Такой прием поможет вам принять себя и полюбить. Не нужно бороться с собой, разрешите себе быть несовершенным.
    31. «Вызываем уверенность». Сокращения мышц связаны с работой мозга, поэтому положительные эмоции можно искусственно вызывать. Задержите улыбку на несколько секунд – вы почувствуете радость. Играйте со своим лицом, учитесь вызывать нужные эмоции. Делайте вид уверенного человека.
    32. Способы поднять самооценку другому человеку ↑

      Очень сложно изменить другого человека, если он не хочет меняться. Но можно помочь ему посмотреть на ситуацию с другой стороны.

      Если вы видите, что человек страдает от низкой самооценки, помогите ему поверить в себя:

    33. на листок бумаги нужно выписать: все его победы, цели, которые он достиг и поступки, достойные уважения;
    34. делайте комплименты;
    35. общайтесь с удовольствием, улыбайтесь;
    36. спрашивайте совет;
    37. подчеркните значимость человека для вас.
    38. Советы психолога ↑

      Все рекомендации специалистов, как поднять заниженную самооценку, сводятся к следующему:

    39. любите себя;
    40. принимайте себя со всеми недостатками;
    41. дайте себе право на ошибку;
    42. не концентрируйтесь на недостатках;
    43. общайтесь с уверенными в себе людьми.
    44. И напоследок: если вы чувствуете, что ситуация выходит из-под контроля, и вы стремительно теряете уверенность в себе, делайте глубокий вдох-выдох и считайте до 10. Мысли начнут отступать, уверенность в своих силах опять начнет расти.

      Видео: Как повысить самооценку — советы психолога

      Психологические тренинги для повышения самооценки: как почувствовать себя увереннее

      Робость и неуверенность — качества, которые в современном мире присущи немалому числу людей. Обладая ими, крайне сложно добиться успеха в жизни. Чтобы по максимуму реализовать себя в определенной сфере, могут помочь психологические тренинги для повышения самооценки. Именно для робких и неуверенных в себе людей они и были созданы. Посещение таких занятий — это наиболее эффективный способ для устранения преград, мешающих достижению успеха.

      Тренинг на повышение самооценки

      Обретение уверенности в себе — это главное, чего позволяет добиться тренинг для повышения самооценки. В ходе занятий перед робким человеком открывается голос его интуиции. Вместе с этим на достижение жизненного успеха программируется и его сознание.

      В современном обществе есть немало людей, которые полагают, что они просто недостойны любви со стороны окружающих. И поэтому часто они серьезно страдают от своей неуверенности. Она оказывает отрицательное влияние на их жизнь. Чтобы изменить эту тенденцию и обеспечить повышение самооценки, тренинг такого плана им просто необходим.

      Для этого следует удалить из своей головы плохие мысли. Также стоит отказаться от практики повторять фразы: «Я ни на что не способен. Я глупый». Не стоит считать, что, если вы проявляете любовь к самому себе, то предстаете перед окружающими эгоистичным человеком. Тот, кто в состоянии полюбить себя, прежде всего, в любых жизненных ситуациях сохраняет чувство собственного достоинства. При этом такой человек готов ответить любому, кто пытается унизить его человеческое достоинство.

      Упражнения на повышение самооценки

      Упражнения для повышения самооценки и уверенности в себе должны начинаться с изменения отношения к самому себе. Если в собственном внешнем виде вас что-то не устраивает, то нужно приложить определенные усилия, чтобы изменить это. Большие денежные траты на эти изменение необязательны. Самый важный момент заключается в том, чтобы с любовью подойти к таким изменениям.

      В рамках тренинга по повышению самооценки вам следует осуществить то, что вы давно хотели сделать. Следует не забывать о том, что время ни к кому не испытывает жалости и никого не ждет.

      Не нужно заниматься самобичеванием и уверять себя в том, что все ваши начинания завершатся провалом. Для повышения уверенности в себе чисто женские фразы нужно взять за правило повторять каждый день: «Я очень красивая. Умная. Привлекательная». В этом себя следует убеждать раз за разом. Пройдет немного времени и это принесет свои плоды. Тогда ваши действия будут более уверенными, а все дела, которые вы начинаете, будут завершаться успехом.

      Медитация для повышения самооценки

      Если у вас нет отрицания восточной культуры, то для повышения самооценки вы можете включить в тренинг следующие рекомендации.

    45. Вам следует сесть поудобнее. Постарайтесь расслабиться.
    46. Потом следует сделать несколько глубоких вдохов и выдохов.
    47. А теперь представьте себя такой, какой вам бы хотелось быть. Мысленно изобразите себя идеальной.
    48. Вам нужно представить, что вы не простой человек, а известная личность, которая оказалась на светском приеме. Вы попали в зал с большим количеством людей. И, стоя перед ними на сцене, вам из зала аплодируют все находящиеся в нем люди.
    49. Можно представить, что вы находитесь на банкете, который был организован в вашу честь. Или на мгновенье представьте себе, что вы находитесь в кабинете с дорогим интерьером, а над дверью присутствует табличка «Президент компании».
    50. Начатую медитацию следует завершить аффирмацией: «Я чувствую себя более способной. Мое сознание стало расслабленным и умиротворенным «.
    51. Аутотренинг для повышения самооценки

      Проводя тренинг по повышению самооценки, следует не забывать о том, что подсознание запоминает все слова, которые вы произносите. Без переработки оно записывает на пленку все услышанное. Поэтому нужно пытаться контролировать свои мысли. О себе нужно говорить только самое положительное. Не нужно забывать, что создать себя сможете только вы сами. Поэтому прислушиваться стоит только к себе. И искать в себе необходимо лишь положительные стороны. Помните, что повышать свою самооценку нужно постоянно, день за днем.

      Повышение самооценки

      Такая проблема как повышение самооценки является куда более актуальной, чем можно себе представить. Стоит отметить, что многие люди задаются этим вопросом чисто подсознательно, еще не до конца понимая в чем кроется их главная жизненная преграда. Ведь именно от уровня самооценки во многом зависит то, насколько успешным будет индивид в своей жизни, какие цели перед собой поставит. Сможет ли адекватно оценить свои силы и потенциал. Чтобы добиться желаемых вершин.

      Разумеется, у каждого человека уровень самооценки достаточно индивидуален, к тому же он способен варьировать в зависимости от возраста и некоторых других факторов, а закладывается еще в раннем детстве, при этом находясь в значительной зависимости от воспитания со стороны взрослых.

      Действительно ли опасно занижение самооценки?

      Нельзя недооценивать тот вред, который способно причинить в жизни человека такое состояние: индивид будет постоянно отрицательно рассматривать свои возможности и свой потенциал, результатом чего может стать полный отказ от попыток реализовать себя во всех сферах жизнедеятельности. Именно так, ведь уровень самооценки влияет абсолютно на все грани человеческой жизни, начиная от простого взаимодействия с другими индивидами и заканчивая профессиональной или творческой деятельностью.

      Тренинг повышение самооценки

      Современный мир задает нам совершенно новый, весьма бурный темп жизни, где каждый пытается найти себя и свое место. Если индивид не уверен в себе, не оценивает грамотно свои силы и внутренний потенциал – ему едва ли удастся чего-либо добиться. Самооценка напрямую связана со всеми нашими маленькими и большими победами, достижениями. Если у вас адекватная самооценка, то вы наверняка способны оценить свои силы в любой ситуации, принять верное решение и достичь намеченной вами цели.
      Конечно, самооценка бывает также и завышенной. Такое состояние встречается гораздо реже, нежели низкая самооценка. Обычно оно присуще подросткам и называется «юношеским максимализмом» и, как правило, с годами самооценка такого человека возвращается в свое привычное адекватное состояние.

      Гораздо более опасным является состояние, когда самооценка человека под воздействием ряда определенных отрицательных факторов, падает слишком низко, как говориться, «в ноль». Именно в подобных случаях речь идет о корректировке самооценки, ведь в таком положении индивид становится совершенно подавленным, лишенным не только мотивации, но и возможности реализации себя в собственной жизни.

      Таким образом, тренинг повышение самооценки ставит перед собой в качестве главной задачи – помощь любому человеку в возвращении его адекватной оценки собственных сил, возможностей, внутреннего потенциала. Необходимо придать таким людям уверенности в том. Что они ничем не хуже окружающих, поэтому также достойны и способны достигать желаемых результатов.

      Воспитать любовь к себе – вот что еще немаловажно. Ведь одним из отрицательных факторов низкой самооценки является убеждение индивида в том, что он неприятен всем окружающим и, самое главное, сам он считает себя недостойным любви. Также следует обучить человека правильному отношению к различным отрицательным высказываниям в его адрес, ведь именно они обладают наибольшим негативным влиянием на психику. В данном случае следует привить индивиду понимание того факта, что люди всегда осуждали и будут осуждать кого-то, и они всегда найдут для этого причину, так что следует абстрагироваться от мнения окружающих и сосредоточиться на своих положительных сторонах.

      Аутотренинг для повышения самооценки

      Следует понимать, что все сказанное вами о себе в дальнейшем обязательно откладывается в подсознании и играет важную роль в формировании психики, характера и, конечно же, самооценки. В связи с этим, психологи настоятельно рекомендуют навести порядок в своей голове, следить за мыслями и стараться мыслить исключительно в позитивном ключе, что обязательно даст свои плоды. Каждая личность создает себя самостоятельно – ищите свои положительные качества, заостряйте внимание именно на них, развивайте их.

      Любой аутотренинг для повышения самооценки базируется именно на подобном принципе. Большинство упражнений представляют собой комплекс из волевого расслабления, закрепления позитивных рассуждений и эмоций, различные условные рефлексы и использование аффирмаций для повышения самооценки индивида.

      Разумеется, поскольку в данном случае человек самостоятельно работает над своим образом и его восприятием, предпочтение отдается именно словесным формулировкам и установкам. Будучи направленными на положительный поток мышления, при постоянном повторении, они откладываются в сознании индивида и приносят определенный результат. Следует помнить, что главное в случае установок – правильная формулировка. Стоит воздержаться от слов вроде «попытаюсь» или «я попробую!», которые изначально настраивают вас на вероятность негативного опыта. В установках и аффирмациях необходим исключительно положительный ключ, без употребления отрицательной частицы «не».

      На данный момент психологи подчеркивают тот факт, что аутотренинги являются наиболее эффективным и простым методом для повышения самооценки. Они могут быть достаточно регулярными, осуществляться в любое время суток и не требовать больших силовых затрат.

      После некоторого времени аутотренинга можно заметить положительные результаты:
      • Снижение ранее ощутимого перенапряжения в физическом и моральном плане, переутомление заметно уменьшается, сон нормализуется.
      • Индивид ощущает прилив сил, большую работоспособность, активность внутренних сил и резервов.
      • Неуверенность в себе постепенно сходит на «нет». Внимание и концентрация активизируются, пропадает былая «неуклюжесть».
      • Уровень самооценки растет, развивается самоактуализация, компетентность, упрощаются процессы социализации человека.

      Повышение женской самооценки

      Среди числа прочих, повышение женской самооценки является вопрос куда более серьезным. Причина этого кроется в том, что прекрасный пол – куда более чувствителен и эмоционален, особенно если речь идет о мнении окружающих их людей.

      Для женщины порой весьма важно быть привлекательной, красивой, чувствовать внимание, одобрение и даже некоторую долю поклонения. Для женщин внешний вид психологически занимает одно из приоритетных мест в жизни. И это одна из причин, по которой среди прекрасных дам гораздо чаще встречаются особи с низкой самооценкой.

      Главная проблема женщин заключается как раз в том, что они больше всего склонны сравнивать себя не только с окружающими, но также с мифическим «идеалом красоты», который является всего лишь навязанным обществом стереотипом. Как правило, такое сравнение заканчивается полным разочарованием девушки в себе, при этом она не задумывается над тем, что над очередной моделью работали десятки визажистов, на нее наложили кучи косметики, а в дальнейшем еще и добавили целый ряд фотоэффектов.

      Так есть ли смысл комплексовать по этому поводу?

      Любая работа касательно улучшения самооценки девушки основывается на ее кропотливой работе над собой, своим образом и, конечно же, кругом общения. Прежде всего, общение должно приносить удовольствие и оставлять лишь положительные эмоции. Если вы слишком часто встречаетесь с людьми, которые негативно отзываются о вас, вызывают неприятные чувства – избегайте их. Окружите себя лишь активными людьми, которым свойственно позитивное мышление и которые способны ценить вас.

      Проведите «инвентаризацию» своих качеств. Подумайте над тем. что является в вас исключительно положительным, а что вызывает недовольство. Подчеркивайте свои преимущества, концентрируйтесь и делайте упор именно на них. А что касается недостатков – работайте над ними! Пересмотрите свой образ, займитесь внешностью ровно настолько, чтобы чувствовать себя уверенной! Не надо стремиться к достижению какого-то иллюзорного идеала красоты. Позаботьтесь о том, чтобы вы сами себе нравились, чтобы ваша внешность и ваши черты устраивали именно вас! Это позволит вам не только поднять свою самооценку, но также придаст сил, уверенности в себе, поможет ощущать себя более свободно.

      Повышение самооценки подростка

      Если вы заметили за своим ребенком внезапные перемены, которые заключаются, по большей части, в отрешенности, замкнутости, негативных переживаниях, отказа от вещей которые ранее вызывали радость – вы столкнулись с низкой самооценкой у вашего чада. Также низкая самооценка подростка может выражаться и в совершенно ином – показная веселость, необычная яркая смена гардероба, ненормативные внезапные всплески агрессии. В любом случае следует понимать, что с проблемой необходимо бороться сразу, чтобы избежать осложнений в дальнейшем.

      Следует ли подчеркивать тот факт, что повышение самооценки ребенка целиком и полностью ложиться на плечи его родителей? Разумеется, здесь весьма важно не переусердствовать. Некоторые взрослые, руководствуясь благими намерениями поддержать своего сына или дочь, начинают буквально осыпать их комплиментами и стараются во всем подчеркнуть их превосходство. Не следует так поступать, ведь подростки на самом деле очень хорошо чувствуют ложь или лесть. Прежде всего, матери и отцу стоит обратить внимание на свои методы воспитания и пересмотреть их. Любая критика из уст взрослого должна быть направлена не на личность ребенка, а на его конкретное действие, которое вызывает негативную оценку.
      Помните, что нельзя повысить самооценку подростку, если он не уважает своих родителей. Для этого следует проявлять искреннее уважение к его мнению, увлечениям и интересам. Интересоваться его мыслями на тот или иной счет. Принимая какое-либо решение, предоставьте подростку возможность высказать свою собственную позицию.

      Упражнения на повышение самооценки

      Психологи также рекомендуют различные упражнения на повышение самооценки, которые актуальны для любого возраста. В основном они нацелены на воспитание и повышение оценки значимости индивида в его собственных глазах.

      Достаточно простым и в то же время эффективным способом является перепросмотр собственных положительных и отрицательных сторон. Для данного упражнения вам потребуется немного времени и усилий. Прежде всего, возьмите лист бумаги или создайте текстовый файл на вашем компьютере, в котором вы сможете перечислить все свои положительные стороны. Их должно быть не менее 50-ти, поэтому сюда стоит вписать даже какие-либо мелочи вроде красивой улыбки. Рядом напишите все те качества, которые вас не удовлетворяют.

      В дальнейшем вам необходимо пересмотреть все недостатки и извлечь из них определенную пользу. К примеру, если вы частенько не доделываете что-либо до конца и принимаетесь за новое, это свидетельствует о том, что вы весьма увлекаемая натура. Постарайтесь понять, что любой недостаток – это недооцененное преимущество.

      Способы повышения самооценки у подростков

      Статьи по теме

      То, что думает воспитанник о себе, оказывает глубокое влияние на всю его жизнь. Самооценка бывает завышенной, заниженной или средней («золотая середина»), формируется она под воздействием окружающих людей.

      Из практики известно, что воспитанник с заниженной самооценкой мало чего добивается в жизни и слабо социализируется в обществе. Недостаточные знания ребенка о себе ведут к тому, что ребенок становится уязвимым перед внешними негативными оценками, что может стать блокиратором активности, причиной формирования заниженной самооценки.

      Заниженная самооценка ведет к пессимистическому восприятию окружающего мира и самого себя, такие дети пассивны, очень чувствительны, более внушаемы, мнительны, ранимы, замкнуты, склонны к преувеличению своих недостатков. Критика со стороны может привести к еще более угнетенному состоянию.

      Факторы, влияющие на самооценку воспитанника

      Факторы

      Пути

      Школьная оценка непосредственно влияет на становление самооценки воспитанника, которая является более сложным, мощным и тонким орудием

      «Ситуация успеха», «Вера в ученика».

      Если ребенок будет ощущать, что окружающие верят в его способности, признают его ценность как развивающейся личности, то это будет стимулировать его позитивное самовосприятие, саморазвитие

      Успешная учеба, осознание своих способностей и умений качественно выполнять различные задания приводят к становлению чувства компетентности – нового аспекта самосознания

      Создание в классе атмосферы психологического комфорта и поддержки. Педагогу содержательно оценивать работу учеников, донести свои положительные ожидания, создать положительный эмоциональный фон публично

      3.Влияние семейного воспитания.

      В семье в воспитании ребенка преобладает авторитарный стиль воспитания

      Демократический стиль воспитания

      Класс, детский коллектив

      Уроки «самопознания», классные часы

      5.Неуспехи, неудачи в деятельности

      учеба, труд и т. д.

      Уверенность выработается за счет успешного, ответственного выполнения трудных задач. Начать можно с малых дел, постепенно поднимая планку.

      После успешного завершения дела отметьте успех воспитуемого, можно наградить материально, словесно. Психологами было замечено, что публичная похвала дает больший эффект в развитии личности и влияет на повышение самооценки

      Для повышения самооценки учеников классные руководители могут проводить специальные занятия.

      ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ–ТРЕНИНГ

      «Я – УНИКАЛЬНЫЙ»

      Упражнение «Скажи о себе что-то хорошее»

      Учащиеся по очереди вытаскивают карточку, на которой написано незаконченное предложение. Его надо закончить вслух:

    52. Мне нравится, что я …
    53. У меня есть хорошее качество …
    54. Я уважаю себя за то, что …
    55. Я совершил вот такой хороший поступок …
    56. Обсуждение. Что ребята чувствовали, когда говорили о себе что-то хорошее? Понравилось или не понравилось говорить о себе?

      Упражнение «Пять добрых слов»

      Учащиеся разбиваются на группы по пять человек. Каждый учащийся обводит карандашом свою руку на листе бумаги и на ладошке пишет свое имя. Потом этот листок передается соседу справа, а сам учащийся получает рисунок от соседа слева. На одном из «пальчиков» полученного чужого рисунка ученик пишет какое-нибудь привлекательное, на его взгляд, качество ее обладателя (например: «Ты очень добрый», «Ты всегда заступаешься за слабых», «Мне очень нравятся твои стихи» и т. д.). Другой учащийся делает запись на другом пальчике и т. д., пока лист не вернется к владельцу.

      Когда все надписи будут сделаны, педагог собирает рисунки и зачитывает «комплименты», а ребята угадывают, кому они предназначаются.

      Комментарий для педагога. Надо следить за тем, чтобы учащиеся писали только добрые слова, а если кто-то затрудняется, то помочь этому ученику. Если в какой-то группе получилось меньше пяти человек, то тогда вместо недостающего ученика сам ведущий отмечает положительную черту.

      Обсуждение. Какие чувства ребята испытывали, когда читали надписи на своей руке? Все ли достоинства, о которых написали другие, были им самим известны?

      В конце упражнения учащиеся забирают листы со своими ладошками и складывают их в свои папки как памятку для себя. Педагог говорит ребятам, что в случае плохого настроения они могут доставать и перечитывать список достоинств, для того чтобы вернуть веру в себя.

      Упражнение «Коллаж моих достоинств»

      Каждый из нас умеет делать что-то лучше других – хотя бы рассказывать анекдоты, печь пироги и т. д. А вы? Что вы умеете делать лучше всех? Вырежьте из старых газет и журналов подходящие картинки и заголовки, иллюстрирующие ваши достоинства, и сделайте из них коллаж.

      Получившуюся картину повесьте на видное место.

      Упражнение «Станьте интересным»

      Вам необходимо развить в себе навык, который, по вашему мнению, поможет включиться в социальное взаимодействие. Следует развить хотя бы одну такую черту, которая была бы положительно оценена окружающими, приносила бы им радость и пользу. Например, научиться играть на гитаре – желанный гость в любой компании.

      Упражнение «Хвастовство»

    57. создание условий и формирование навыков самораскрытия;
    58. совершенствование навыков группового выступления.
    59. Участники садятся в большой круг и получают задание (время для подготовки 2–3 минуты). «Каждый должен похвастаться перед группой каким-либо своим качеством, умением, способностью, рассказать о своих сильных сторонах – о том, что он любит и ценит в себе».

      На выступление отводится 1 минута.

      Упражнение «Листок за спиной»

      Каждому человеку интересно, что на самом деле думают о нем другие люди. Для проведения этого упражнения крепится листок бумаги на спине. Перемещаясь свободно по кабинету, останавливаются и пишут, за что ценят и любят…

      Упражнение «В лучах солнца»

      Воспитанник рисует солнышко и на лучах пишет свои плюсы, т. е. за что я должен любить себя. И повесить над кроватью для повышения самооценки.

      Упражнение «Цените то, что хорошо»

      Повысить самооценку воспитаннику поможет, если вы научите его ставить реальные цели и достигать их.

      Вместе с ребенком поставьте перед ним серьезные цели, достижение которых требует честолюбия, усердия и настойчивости.

      Как________________________ и т. д.

      Что для этого нужно___________________

      Кто может помочь_____________________

      Упражнение «Мое Я»

      Упражнение «Я – уникальный»

      Педагог обращается к детям с вопросами:

      Какие самые-самые приятные слова вы слышали о себе самом за всю свою жизнь? Говорил ли кто-нибудь каждому из вас что-то вроде «Ты – уникальный человек и неповторимая личность?» Правильно ли будет сказать кому-либо «Ты – уникальный человек!»? Как можно доказать уникальность и неповторимость каждого человека?

      Далее педагог предлагает ребятам отправиться в путешествие. Включает релаксационную музыку.

      – Сядьте удобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха. Постарайтесь расслабиться.

      Я хочу вас пригласить в путешествие в страну фантазий, во время которого вы услышите много прекрасных и приятных слов в свой адрес.

      Вы знаете о том, что в самой-самой глубине души каждого человека скрывается неповторимая и чудесная звезда? Любого из нас она делает непохожим на всех остальных людей. У каждого – своя собственная звезда. Звезды различаются по цвету, по величине, по форме… Неся в душе свою звезду, человек обретает уникальность. Давайте разыщем ваши звезды. Я буду обращаться ко всем вам одновременно, при этом все мои слова будут звучать для каждого из вас по отдельности.

      Отправимся на поиски. Может быть, это особенная звезда находится в твоей голове. Возможно, она скрывается в твоем сердце. Как только ты обнаружишь свою чудесную звезду, тихонько подними руку. (Необходимо дождаться момента, когда дети подадут сигнал о том, что нашли свою чудесную звезду.)

      Прекрасно! Ты нашел свою звезду. Посмотри на нее повнимательнее. Какого она цвета? Какого размера? А теперь представь себе, какое счастливое и довольное лицо у твоей звезды. Ты видишь широкую улыбку на всем ее лице? А может быть, ее улыбка тихая и маленькая? Когда ты разглядишь улыбку на лице твоей звезды, снова тихонько подними руку. (Дети снова должны подать этот сигнал).

      Твоя звезда смеется или улыбается, потому что она знает одну большую и важную тайну. (Голос педагога становится более тихим и проникновенным.) Осторожно-осторожно возьми свою звезду на руки, поднеси ее к уху и внимательно послушай то, что она скажет. Пусть она расскажет тебе, благодаря чему ты такой уникальный и неповторимый человек. После того как ты внимательно выслушаешь все, что скажет тебе твоя звезда, снова тихонько подними руку. (Ребята подают сигнал.)

      Теперь ты знаешь, почему ты такой уникальный и неповторимый человек. Аккуратно погрузи свою звезду глубоко-глубоко на дно твоей души, где ты ее разыскал. Теперь она всегда будет напоминать тебе о твоей неповторимости и особенности. Тихо-тихо скажи самому себе: «Я – уникальный и неповторимый человек!».

      Сейчас ты можешь потянуться, поочередно напрягая и расслабляя все мышцы тела. Прощайся со своей звездой и открой глаза.

      Обсуждение. Где вы нашли свою звезду, есть ли у нее имя? Как вы себя сейчас чувствуете? Каковы были слова ваших звезд? Хотелось бы вам время от времени слышать от других людей о том, что вы уникальные, особенные люди?

      Упражнения на повышение самооценки у подростков