Нарушена внутренняя самооценка

Оглавление:

Внутренняя и внешняя самооценка

Давайте разберём из чего складывается наше представление о себе и как строится наша самооценка.

Что нужно запомнить в первую очередь — самооценка в течение жизни не статична. Она видоизменяется благодаря различным жизненным обстоятельствам и влиянию на нас окружающих людей. Если мы всерьёз сейчас начнём над собой работать, то через некоторое время на нас из зеркала будет смотреть совершенно другой человек.

Самооценка бывает двух видов: внутренняя и внешняя.

Внутренняя или индивидуальная

Это то, как человек САМ СЕБЯ оценивает по разным критериям, таким как:

  • качества характера;
  • внешние данные;
  • свои способности: физические, интеллектуальные, творческие, коммуникативные и т. д.;
  • свои достижения, которые он смог достичь, используя все эти свои ресурсы в различных сферах жизни.
  • Внешняя или коллективная

    Это оценка своей значимости в социальной группе, в которой человек находится или в которую он стремится попасть — насколько привлекательны ваши внешние данные для выбранной вами социальной группы, насколько ценны ваши качества характера, ваши навыки и достижения для данного окружения людей.

    Человек может обладать высокой индивидуальной и низкой коллективной самооценкой, или наоборот.

    Если человек играет в футбольной команде, где чувствует свое превосходство над другими игроками, то у него может быть очень высокая внешняя самооценка, но при этом не особо развита внутренняя. И как только он попадает в команду, где игроки более профессиональны, его внешняя самооценка может упасть. И пока он не подтянет свои навыки либо не поменяет свое отношение к происходящему, он может ощущать неуверенность в себе.

    Если человек обладает высокой внутренней самооценкой — он чётко знает свои сильные и слабые стороны, он высоко оценивает уровень своих способностей и достижений, то когда он слышит критику в свой адрес от окружающих его людей, даже если эти люди более эрудированны в этом вопросе, чем он сам, то эта критика не так сильно его заденет и не пошатнет его уверенность в себе.

    Психологические исследования показывают, что построенная на внутренних основаниях самооценка гораздо более комфортна для человека, чем построенная на внешних. Такая самооценка более стабильна. Эти люди лучше и легче преодолевают трудности, они не будут постоянно терзаться в сомнениях, что с ними что-то не так если кто-то искоса посмотрит на них.

    Исходя из этих утверждений, мы будем придерживаться следующего плана действий:

    1. Мы создадим свою ценность в собственных глазах.
    2. Мы научимся создавать ценность себя в глазах общества.

    Многие хотят обойти первый пункт и сразу приступить ко второму — они больше думают о том, как казаться уверенным, нежели как им стать на самом деле. Но нужно помнить, что стратегия замаскировать проблему, вместо того, чтобы её решить, всегда будет провальной.

    Поэтому давайте возьмём себе за правило такой девиз – Быть, а не казаться! Это очень полезная позиция по жизни — Быть любящим, а не казаться им! Быть верным, а не казаться им! Быть уверенным в себе, а не казаться им!

    Кто влияет на нашу самооценку

    Помимо наших собственных представлений о себе, на нашу самооценку идёт влияние извне:

    1. Первыми, кто задаёт нам стандарты поведения, являются наши родители. Именно родители своим примером задали вектор нашего развития— они показали нам как нужно относиться к трудностям, как учиться выходить из конфликтных ситуаций, как взаимодействовать с окружающими людьми — подстраиваться под них или наоборот идти против мейнстрима, как радоваться жизни, как замечать или не замечать положительные качества в людях, а также своим отношением к самим себе и к нам, они научили нас самоуважению. Или не научили. Мы сейчас не будем глубоко уходить в проблемы воспитания. Я лишь хочу сказать, что у неуверенных в себе людей, как правило, истоки идут из детства. Но! Не стоит постоянно обвинять родителей и методы их воспитания в своих проблемах. Пора взять ответственность за своё счастье в свои руки. Я прекрасно понимаю, что лёгко сказать, но трудно сделать. И что есть, действительно тяжёлые случаи, когда необходима детальная проработка детских травм, но зачастую все гораздо проще, чем кажется, и нужно взять ответственность за свою жизнь и перестать перекладывать её на своих родителей.

    2. Люди, которым мы завидуем. В детстве очень много зависти:

  • кому-то покупают новые игрушки раз в неделю, а кому-то раз в год;
  • кого-то на каникулы везут к бабушке на дачу, кого-то в Сочи на море, а кого-то в кругосветку.

Как не стыдно в этом признаваться, но люди, которым мы в детстве очень завидовали по каким-то своим причинам, на нас и наше формирование личности повлияли гораздо сильнее, чем даже наши близкие друзья. Это уже потом, гораздо позднее, научившись отличать зёрна от плевел, мы начнём контролировать эти чувства. Но в детстве мы безумно хотим быть либо похожими на объект своей зависти, либо наоборот стать кардинально другими, как бы в протест своей зависти— тем самым задав тон своего поведения на долгие годы вперёд. О том, насколько хитрое это чувство зависть и как его использовать на благо себе, мы поговорим в отдельной статье.

3. Очень сильно на нашу самооценку влияет наша вторая половина. В гармоничных отношения партнёры всячески усиливают друг друга, взаимной поддержкой и тем самым культивируя друг в друге уверенность в себе. К сожалению, очень часто можно наблюдать обратную картину — как ещё недавно горячо влюблённые уничтожают самооценку друг другу, притом иногда даже сами того не замечая. Мы подробно остановимся на этом моменте и разберём, как мужчина разрушает веру в себя у женщины и как женщины уничтожают своих мужчин, всячески испепеляя их самооценку.

4. Близкие знакомые. Через пять лет ты станешь суммой того, что сейчас читаешь, смотришь и с какими людьми ты общаешься. В видеоролике «Убийцы наших целей часть 3» мы подробно разобрали, как близкое окружение влияет на нас. Там мы нашли ответы на вопросы – почему у нас такая ерунда в личной жизни, почему мы так мало зарабатываем и что делать со всеми нашими «доброжелателями».

5. Общество с навязанными стандартами. Складывается такое впечатление, что где-то существует всемирное сообщество идеальных людей, которое формирует моду на то, как нам выглядеть, как нам себя чувствовать и как строить отношения. Вся наша жизнь превратилась в один сплошной нервный срыв, так как мы до этих стандартов регулярно недотягиваем, а, следовательно, не видать нам членство в этом несуществующим закрытом клубе.

6. Причиной нашей неуверенности в себе может быть негативный опыт из прошлого. Когда мы учились в школе практически над каждым подшучивали одноклассники, мы делали ошибки в любовных отношениях и абсолютно все хоть раз в жизни выставляли себя круглыми болванами в различных ситуациях — будь то неправильные ответы возле доски в школе, или неловко глупые ситуации при приёме на работу. Дети в школе постоянно играют в две игры — получи оценку и не стань изгоем. Все эти события, конечно же, подрывают веру в собственные силы.

Под влиянием всех этих факторов у нас формируется некий идеальный образ, и каждый человек склонен сравнивать себя с ним. Именно тут зарождается несколько наших «Я». Под гнётом общественного мнения у нас появляется чувство, что нам не только бы хотелось чуть-чуть стать другими, но мы просто обязаны это сделать, в противном случае мы не будем оправдывать надежд окружающих, и тем самым будем им меньше нравиться. В следующей статье вы узнаете сколько «Я» живёт в нашем подсознании и как своими ссорами и решениями, они влияют на нашу жизнь.

04 ноября 2017

Взаимосвязь успешности и уровня самооценки в профессии военного Текст научной статьи по специальности «Психология»

Аннотация научной статьи по психологии, автор научной работы — Субботина Лариса Юрьевна, Бондаренко Максим Борисович

Сохранение профессиональной квалификации связано с особенностями личности . Особое значение имеет самооценка человека. Несмотря на множественные исследования самооценки в психологии, аспект ее взаимосвязи с успешностью профессиональной деятельности освящен слабо. Самооценка выступает проекцией своего «Реального Я» на «Идеальное Я» и, таким образом, формирует субъектную ценность, значимость. Считается, что наиболее эффективен адекватный уровень самооценки . В профессиональной деятельности адекватная самооценка выступает залогом оптимизации и эффективности профессионального поведения. Однако есть профессии, где данное утверждение не абсолютно. В частности, исследование профессии военных показывает, что специфика деятельности обуславливает эффективность и с повышенной самооценкой . Военная деятельность отличается дихотомическими требованиями: оперативное, независимое реагирование на нестандартную ситуацию и строгое подчинение уставу; защита жизни и смерть врага; интересы семьи и службы и т. д. Конфликт позиций отражается на личностно-ценностном уровне. В нашем исследовании парадоксальные отношения выявляются при анализе связи самооценки , эффективности деятельности и удовлетворенности трудом. Удовлетворенность трудом выступает функцией реализации в труде значимых потребностей личности и эффективности деятельности. Одной из таких значимых потребностей выступает высокая самооценка себя как личности . В данном исследовании показано, что повышенная самооценка может обуславливать неудовлетворенность трудом при его объективной эффективности.

Похожие темы научных работ по психологии , автор научной работы — Субботина Лариса Юрьевна, Бондаренко Максим Борисович,

Correlation of Success and the Self-Esteem Level in the Military Profession

Professional qualification preserving is connected with the personality ’s features. The person’s self-esteem has a special value. Despite multiple researches of self-esteem in psychology, the aspect of its interrelation with professional activity success is not enough presented. The self-esteem is a projection of «Real I» onto «Ideal I» and thus, creates the subject value, importance. It is considered that the adequate level of self-esteem is most effective. In the professional activity the adequate self-esteem is guarantee of optimization and efficiency of professional behaviour. However, there are professions where this statement isn’t absolute. In particular, the research of military profession shows that specificity of activities cause efficiency with the raised self-esteem . Military activities differ in dichotomizing requirements: rapid, independent response to the unusual situation and strict subordination to the charter; protection of life and death of the enemy; interests of the family and service, etc. The conflict of viewpoints affects a personal and valuable level. In our research the paradoxical relations come to light in the analysis of communication of self-esteem , efficiency of activities and satisfaction with work. Satisfaction with work is an implementation function of the personality ’s significant needs and activities efficiency in work. One of such significant requirements is high self-esteem as a person. In this research it is shown that the raised self-esteem can cause dissatisfaction with work in case of its objective efficiency.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь успешности и уровня самооценки в профессии военного»

Л. Ю. Субботина, М. Б. Бондаренко

Взаимосвязь успешности и уровня самооценки в профессии военного

Работа выполнена при финансовой поддержке Гранта РГНФ № проекта 16-06-00960

Сохранение профессиональной квалификации связано с особенностями личности. Особое значение имеет самооценка человека. Несмотря на множественные исследования самооценки в психологии, аспект ее взаимосвязи с успешностью профессиональной деятельности освящен слабо. Самооценка выступает проекцией своего «Реального Я» на «Идеальное Я» и, таким образом, формирует субъектную ценность, значимость. Считается, что наиболее эффективен адекватный уровень самооценки. В профессиональной деятельности адекватная самооценка выступает залогом оптимизации и эффективности профессионального поведения. Однако есть профессии, где данное утверждение не абсолютно. В частности, исследование профессии военных показывает, что специфика деятельности обуславливает эффективность и с повышенной самооценкой. Военная деятельность отличается дихотомическими требованиями: оперативное, независимое реагирование на нестандартную ситуацию и строгое подчинение уставу; защита жизни и смерть врага; интересы семьи и службы и т. д. Конфликт позиций отражается на личностно-ценностном уровне. В нашем исследовании парадоксальные отношения выявляются при анализе связи самооценки, эффективности деятельности и удовлетворенности трудом. Удовлетворенность трудом выступает функцией реализации в труде значимых потребностей личности и эффективности деятельности. Одной из таких значимых потребностей выступает высокая самооценка себя как личности. В данном исследовании показано, что повышенная самооценка может обуславливать неудовлетворенность трудом при его объективной эффективности.

Ключевые слова: профессия военного, самооценка, эффективность труда, личность, удовлетворенность профессией. L. Yu. Subbotina, M. B. Bondarenko

Correlation of Success and the Self-Esteem Level in the Military Profession

Professional qualification preserving is connected with the personality’s features. The person’s self-esteem has a special value. Despite multiple researches of self-esteem in psychology, the aspect of its interrelation with professional activity success is not enough presented. The self-esteem is a projection of «Real I» onto «Ideal I» and thus, creates the subject value, importance. It is considered that the adequate level of self-esteem is most effective. In the professional activity the adequate self-esteem is guarantee of optimization and efficiency of professional behaviour. However, there are professions where this statement isn’t absolute. In particular, the research of military profession shows that specificity of activities cause efficiency with the raised self-esteem. Military activities differ in dichotomizing requirements: rapid, independent response to the unusual situation and strict subordination to the charter; protection of life and death of the enemy; interests of the family and service, etc. The conflict of viewpoints affects a personal and valuable level. In our research the paradoxical relations come to light in the analysis of communication of self-esteem, efficiency of activities and satisfaction with work. Satisfaction with work is an implementation function of the personality’s significant needs and activities efficiency in work. One of such significant requirements is high self-esteem as a person. In this research it is shown that the raised self-esteem can cause dissatisfaction with work in case of its objective efficiency.

Keywords: military profession, self-esteem, work efficiency, personality, satisfaction with profession.

В настоящее время в профессии военного особое значение приобретает психологическая готовность к выполнению деятельности. Одним из существенных факторов обеспечения эффективности деятельности является самооценка. Факт влияния личности на профессиональную успешность подчеркивался исследователями неоднократно [4, 7, 8, 10, 11 и др.]. Самооценка является центральным звеном произвольной саморегуляции, определяет направление и уровень активности человека, его отношение к миру, к людям, к самому себе; выступает в качестве важной детерминанты всех форм и видов деятельности и социального поведения человека. Отражая степень удовлетворенности или неудовлетворен-

ности собой, уровень самоуважения, самооценка создает основу для восприятия собственного успеха или неуспеха, достижения целей определенного уровня, то есть уровня притязаний личности [1]. Люди с адекватной либо высокой самооценкой настроены более оптимистично, нежели те, у кого самооценка занижена; они успешно решают встающие перед ними задачи, так как чувствуют уверенность в собственных силах. Такие люди менее подвержены стрессу и тревожности, доброжелательно воспринимает окружающий мир и себя самого [3]. Особое значение это приобретает в профессии военного [9].

Целью своего исследования мы поставили выявление взаимосвязи между самооценкой и

© Субботина Л. Ю., Бондаренко М. Б., 2016

успешностью в профессии. В процессе предварительного анализа деятельности военных мы выдвинули предположение, что успешная профессиональная деятельность военнослужащих детерминирована различными характеристиками личностного потенциала и что у военнослужащих будет преобладать завышенная самооценка и неудовлетворенность трудом. Для проверки данного предположения были использованы методика Розановой на определение удовлетворенности трудом, экспертная оценка и методика самооценки личности Петровского — Будасси. Выборка состояла из 100 профессиональных военных военной части № 6.. .5 хранения и вооружения техники.

Распределение уровня самооценки у военных частично подтвердило нашу гипотезу (Рис. 1).

завышенная адекватная заниженная

самооценка самооценка самооценка

Рис. 1. Распределение уровня самооценки у военнослужащих

Поскольку высота самооценки влияет на уровень целей и широту профессиональных планов субъекта, можно сказать, что в нашей выборке профессиональная ориентация представлена достаточно сильно. А. Н. Леонтьев утверждал, что завышенная самооценка способствует постановке целей, не соответствующих возможностям профессионала. Последний ориентирован на успех, пренебрегает необходимой информацией, не развивает больших усилий для достижения своих целей [5]. Однако в профессии военного эта закономерность несколько нарушена. Специфика данной деятельности не предусматривает широкой вариативности в выборе путей получения целевого результата, но при этом во главу угла ставит обязательное и успешное его достижение. Следовательно, военному-профессионалу необходима уверенность в своих силах, обязательная настроенность на успех и, как следствие, высокая самооценка. Таким образом, у профессиональных военных адекватная или в некоторой степени завышенная самооценка становится

профессионально важной. Однако завышенная самооценка вступает в противоречие как с полученными результатами деятельности, так и с внешней оценкой этих достижений. Следовательно, человек сталкивается с внутренней неудовлетворенностью, которая может отождествляться с профессией. Именно это противоречие выявилось в степени удовлетворенности своей деятельностью (военной профессией) у нашей выборки (Рис. 2).

Удовлетворенность трудом военнослужащих

вполне удовлетворены не вполне не

удовлетворены удовлетворены удовлетворены

Рис. 2. Процентное соотношение

уровня удовлетворенности трудом у военнослужащих

Потребность в деятельности порождает для субъекта необходимость удовлетворять свои индивидуальные потребности с целью поддержания этой деятельности. Оценка субъектом условий, в которых ему приходится совершать действия, направленные на опережающее удовлетворение индивидуальных потребностей, проявляется как удовлетворенность производственной ситуацией. Для завышенной самооценки отражение субъектом труда деятельности выступает как направленное на опережающее удовлетворение потребностей и представляет собой отношение к профессии как к средству достижения этого. Большинство респондентов (71 %) не удовлетворены или не вполне удовлетворены своей работой. Основные причины неудовлетворенности были изучены с помощью интервью. Военная служба не удовлетворяет, прежде всего, организационными моментами: незапланированные дежурства и ненормированный рабочий график, чрезмерно высокая степень ответственности. Все это обуславливает постоянное состояние стресса у профессионала и способствует неудовлетворенности трудом значительного количества военнослужащих. Мы считаем, что субъективную неудовлетворенность отчасти провоцирует и завышенная самооценка восприятия своей профессии. Но, как было сказано выше, завышенная самооценка в деятельности военных может служить вполне позитивным фактором. Подтвер-

ждение этой идеи мы получили при анализе успешности выполнения военными своих профессиональных функций.

Чтобы определить объективный уровень успешности, мы попросили командиров оценить своих подчиненных с помощью метода экспертной оценки по 10-балльной шкале, результаты оценки представлены на рисунке 3.

Рис. 3. Соотношение уровня успешности в выборке военных

Как видно из рисунка, большинство военных оцениваются как успешные и вполне успешные (63 %) по экспертной оценке. Таким образом, мы в нашем исследовании зафиксировали видимое противоречие: с одной стороны, значительное число военных не удовлетворены своей деятельностью. Но, по объективной оценке их результатов, они признаны успешными в достаточно высокой степени. Попробуем объяснить данное противоречие в рамках теории профессионализации личности Ю. П. Поваренкова, который указывает на неадекватность моноцикличного и линейного подходов к профессионализации [6]. Это значит, что процесс профессионализации сопровождается неравномерностью и гетерохронно-стью. Самооценка, как личностный симптомо-комплекс, связана с надситуативной активностью, поэтому она может входить в диссонанс с конкретными профессиональными результатами, отражающими оценку здесь и сейчас. С одной стороны, завышенная самооценка предполагает определенный субъективный уровень успешности, с другой — не позволяет «снизить планку» этой оценки даже в ситуации несовпадения реальных результатов с субъектными ожиданиями. Поэтому порождает личностную неудовлетворенность достижениями. Однако это не означает, что результаты деятельности действительно не

соответствуют требуемому диапазону эффективности. Поэтому их объективная оценка может оказаться достаточно высокой (что в нашем исследовании и отражает экспертная оценка). Для профессионала характерно два уровня реагирования: субъективный и объективный. На субъективном уровне важно, чтобы система принятых требований совпадала с возможностями профессионала. В этом случае завышенная оценка своих возможностей приведет в итоге к внутренней неудовлетворенности деятельностью, так как столкнется с субъективно низкой результативностью. Объективный уровень фиксирует нормативы профессиональной успешности, он может быть реализован и вызывать соответствующую достаточно высокую внешнюю оценку профессиональной деятельности. С точки зрения концепции Ю. П. Поваренкова в основе становления личности профессионала лежит система внешних и внутренних факторов, соотношение которых и определяет базовое противоречие профессионального развития. Именно противоречие является движущей силой формирования и становления профессионала.

Результаты нашего исследования могут быть объяснены в рамках этой идеи. Самооценка выступает одним из внутренних оснований профессионального становления. Она входит в комплекс самореализации. Последняя, в свою очередь, связана с использованием собственных ресурсов для получения результатов, соответствующих объективным показателям. Однако профессиональная самореализация, выступая процессом целенаправленной активности по реализации своих возможностей в конкретной профессии, должна сопровождаться чувством удовлетворенности, исполненности смыслов личности, вызывать положительные эмоции [2]. Не получая этой удовлетворенности, профессионал стремится изменить свою деятельность в направлении снятия этого противоречия (делает карьеру, меняет профиль работы, совершенствует свою квалификацию). Таким образом, происходит профессиональное развитие. Следовательно, сочетание самооценки, внутренней неудовлетворенности и высокой объективной оценки результатов деятельности может служить базовым противоречием, обуславливающим профессиональное развитие.

Именно этим мы можем объяснить тот парадоксальный факт, что, несмотря на завышенную самооценку у половины наших испытуемых и высокую степень неудовлетворенности профес-

сией, они тем не менее в массе своей успешны по объективным результатам. Другим значимым выводом нашего исследования является успешное влияние завышенной самооценки на эффективность деятельности военных, связанное со спецификой этой профессии.

1. Гольцова, А. А. Смысложизненные ориентации юношей и девушек с разной самооценкой психологического возраста [Текст] / А. А. Гольцова // Ярославский педагогический вестник. — 2015. — № 4. — Том I. -С. 189-193.

2. Григорьева А. А. Проблема соотношения и взаимодействия профессиональной самоактуализации и профессиональной самореализации личности [Текст] / А. А. Григорьева, Ю. П. Поваренков // Ярославский педагогический вестник. — 2015. — № 3. — Том II. -С. 166-174.

3. Зимбардо, Ф. Формирование самооценки. Самосознание и защитные механизмы личности [Текст] / Ф. Зимбардо. — Самара : Бахрах, 2003. — 416 с.

4. Климов, Е. А. Психология профессионала [Текст] / Е. А. Климов. — М. : Институт практической психологии, 1996. — 400 с.

5. Леонтьев, А. Н. Деятельность, сознание, личность [Текст] / А. Н. Леонтьев. — М. : Смысл, 1999. -365 с.

6. Поваренков, Ю. П. Полициклический подход к исследованию профессионального становления и реализации личности [Текст] / Ю. П. Поваренков // Ярославский педагогический вестник. — 2015. — Том II. -№ 2. — С. 166-173.

7. Поваренков, Ю. П. Уточнение психологического содержания уровней профессионального становления и реализации личности [Текст] / Ю. П. Поваренков // Ярославский педагогический вестник. — 2016. — № 3. -С. 202-210.

8. Поваренков, Ю. П. Система требований участников образовательного процесса к особенностям личности и способностям учителя [Текст] / Ю. П. Поваренков // Ярославский педагогический вестник. — 2015. — № 1. — С. 98-105.

9. Проблемы психологии профессиональной деятельности кадров гос. службы [Текст]. — М. : РАУ 1994. — 173 с.

10. Фонарев, А. Р. Развитие личности в процессе профессионализации [Текст] / А. Р. Фонарев // Вопросы психологии. — 2004. — № 6. — С. 72-83.

11. Subbotina L. Study motivation during the job leraning (Учебная мотивация при освоении профессии) / Japanese Educational and Scientific Re-

view, 2015, No.1. (9) (January-June). Volume XI. «Tokyo University Press», 2015. — 621 p. — Proceedings of the Journal are located in the Databases — C. 403-407 Source Normalized Impact per Paper (SNIP): 3.248 SCImago Journal Rank (SJR): 3.345)

1. Gol’cova, A. A. Smyslozhiznennye orientacii ju-noshej i devushek s raznoj samoocenkoj psiholog-icheskogo vozrasta [Tekst] / A. A. Gol’cova // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. — 2015. — № 4. — Tom I. -S. 189-193.

2. Grigor’eva A. A. Problema sootnoshenija i vzai-modejstvija professional’noj samoaktualizacii i profes-sional’noj samorealizacii lichnosti [Tekst] / A. A. Grigor’eva, Ju. P. Povarenkov // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. — 2015. — № 3. — Tom II. — S. 166174.

3. Zimbardo, F. Formirovanie samoocenki. Samosoz-nanie i zashhitnye mehanizmy lichnosti [Tekst] / F. Zimbardo. — Samara : Bahrah, 2003. — 416 s.

4. Klimov, E. A. Psihologija professionala [Tekst] / E. A. Klimov. — M. : Institut prakticheskoj psihologii, 1996. — 400 s.

5. Leont’ev, A. N. Dejatel’nost’, soznanie, lichnost’ [Tekst] / A. N. Leont’ev. — M. : Smysl, 1999. — 365 s.

6. Povarenkov, Ju. P. Policiklicheskij podhod k issle-dovaniju professional’nogo stanovlenija i realizacii lich-nosti [Tekst] / Ju. P. Povarenkov // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. — 2015. — Tom II. — № 2. — S. 166-173.

7. Povarenkov, Ju. P. Utochnenie psihologicheskogo soderzhanija urovnej professional’nogo stanovlenija i real-izacii lichnosti [Tekst] / Ju. P. Povarenkov // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. — 2016. — № 3. — S. 202-210.

8. Povarenkov, Ju. P. Sistema trebovanij uchastnikov obrazovatel’nogo processa k osobennostjam lichnosti i sposobnostjam uchitelja [Tekst] / Ju. P. Povarenkov // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. — 2015. — № 1. -S. 98-105.

9. Problemy psihologii professional’noj dejatel’nosti kadrov gos. sluzhby [Tekst]. — M. : RAU, 1994. — 173 s.

10. Fonarev, A. R. Razvitie lichnosti v processe pro-fessionalizacii [Tekst] / A. R. Fonarev // Voprosy psihologii. — 2004. — № 6. — S. 72-83.

11. Subbotina L. Study motivation during the job leraning (Uchebnaja motivacija pri osvoenii professii) / Japanese Educational and Scientific Review, 2015, No.1. (9) (January-June). Volume XI. «Tokyo University Press», 2015. — 621 p. — Proceedings of the Journal are located in the Databases — S. 403-407 Source Normalized Impact per Paper (SNIP): 3.248 SCImago Journal Rank (SJR): 3.345)

Центр психологического лечения алкоголизма «Сенс»

Материалы для помощи страдающим алкоголизмом

Алкоголизм и семья

Методические материалы центра

Определение самооценки. Внутренняя и внешняя самооценка. Факторы формирования самооценки. Завышенная, заниженная, адекватная самооценка. Связь внутренней и внешней самооценки. Работа над самооценкой.

Самооценка – это выработанное в течении жизни отношение к и представление о себе. Чем выше самооценка, тем лучше человек относиться к своей личности. И чем ниже самооценка – тем хуже человек относиться к своей личности.

Самооценка формируется на уровне подсознания и плохо поддается изменению с помощью сознательного пересмотра.

Самооценку можно разделить на внутреннюю и внешнюю.

Внутренняя самооценка – это глубинное, чаще всего неосознаваемое, истинное отношение к себе. Внутренняя самооценка – это отношение к себе «в принципе», я «Ок» или «Не Ок», хороший или плохой, достойный или никчемный и т.д.

Основная часть внутренней самооценки формируется в раннем детстве (до 3-лет), а затем «корректируется» дальнейшей жизнью.

Факторы, формирующие самооценку: 1.) отношение других; 2.) собственные удачи-неудачи (свой опыт); 3.) прямое собственное формирование самооценки.

Уровни внутренней самооценки: 1.) я – ничто (Я ничтожество, никчемный, никто, мразь и т.д.); 2.) я плохой (неудачник, недотепа, дурак, слабак, неполноценный, дебил и т.д.); 3.) я – нормальный; 4.) я – хороший (умный, способный, красивый и т.д.); 5.) Я – «образ и подобие», осознание своей безусловной ценности, неповторимости и т.д.

Внешняя самооценка – это та самооценка, которую человек демонстрирует себе и другим. Внешняя самооценка – это больше ситуационное отношение к себе – я способный или неудачник, я сильный или слабый и т.д.

При низкой внутренней самооценке могут быть два варианта внешней:

1.) Завышенная компенсационная внешняя самооценка (пытается компенсировать заниженную внутреннюю самооценку завышенной внешней). При этом человек завышает свои жизненные планки, стремиться к идеалам, пытается поднять себя в глазах других. При завышенной внешней самооценке человек берется за то, что не в силах сделать, оценивает свои способности выше, чем они есть на самом деле, демонстрирует себя другим лучшим, чем он есть на самом деле – представления о собственной грандиозности.

«Я должен быть лучшим (сознательная внешняя самооценка), чтобы не быть плохим (подсознательная внутренняя самооценка)» Вторую часть фразы человек обычно не осознает.

2.) Заниженная избегающая внешняя самооценка (внешняя самооценка прямое отображение низкой внутренней самооценка). При этом человек занижает свои жизненные планки, ни к чему не стремиться, относится к другим с позиции Жертвы. При заниженной внешней самооценке человек не берется за то, что в силах сделать, оценивает свои способности ниже, чем они есть на самом деле, демонстрирует себя другим худшим, чем он есть на самом деле – представления о собственной никчемности.

«Я ничего не стою (сознательная внешняя самооценка), так как я плохой (подсознательная внутренняя самооценка)». Вторую часть фразы человек обычно не осознает.

У зависимых в течении жизни (а чаще всего заложена с самого детства) формируется низкая внутренняя самооценка. Зависимые в глубине душе относятся к себе плохо, считают себя в своей основе плохими никчемными.

Низкая неосознаваемая внутренняя самооценка у зависимых может проявляться во внешней самооценке: завышенной, заниженной, а чаще всего в скачках между завышенной и заниженной самооценкой (колебаниях от чувства собственной грандиозности до чувства собственной никчемности). В отношении зависимости завышенная самооценка может «говорить»: «Я смогу проконтролировать!», «Я справлюсь сам (мне не нужна помощь)!». Заниженная самооценка может «говорить»: «У меня ничего не получится!», «Я уже конченный, и мне остается только спиться (сколоться)!», «Мне ничего не поможет!». Как завышенная, так и заниженная внешняя самооценка блокирует выздоровление и обращение за помощью.

Здоровой самооценкой является высокая внутренняя самооценка и адекватная внешняя. Причем чем более личностно зрелый человек, тем более высокая у него внутренняя самооценка – тем более позитивно он к себе относится.

При высокой внутренней самооценке человеку нет необходимости компенсировать ее с помощью завышенной внешней. При этом человек адекватно относится к своим силам, ему нет необходимости завышать свои планки для компенсации внутренней ущербности. Он берется за то, что может сделать, не берется за то, что не может; он не ищет излишнего принятия других и не боится отвержения; он делает то, что ему необходимо, а не то, требуется для поднятия самооценки или что не делает из-за страха неудачи; он может быть таким как есть, а не казаться.

Способы повышения внутренней самооценки: прощать себя за ошибки (составить список «неправильных» поступков в жизни, и составить план по прощению себя за каждый из них); вести дневник достоинств; вести дневник своих успехов и т.д.

Способы создания адекватной внешней самооценки: получать обратную связь; проводить анализ проделанной работы и корректировать последующие планы; проводить самоанализ.

Я должен быть лучшим (завышенная сознательная внешняя самооценка), чтобы не быть плохим (низкая подсознательная внутренняя самооценка)»

«Я ничего не стою (заниженная сознательная внешняя самооценка), так как я плохой (низкая подсознательная внутренняя самооценка)».

«Я могу быть таким как есть (адекватная сознательная внешняя самооценка), так как я в принципе хороший (высокая подсознательная внутренняя самооценка).

Задание для темы «Самооценка»:

1. Как ваше употребление повлияло на самооценку. Для этого вспомните и опишите свою самооценку до начала употребления и в конце употребления и сравните эти самооценки. Что будет с вашей самооценкой, если вы продолжите употребление? Какой бы вы хотели видеть свою самооценку (опишите, какой может стать ваша самооценка через несколько лет вследствие удачного выздоровления)? Что вы готовы конкретно делать сегодня для исцеления вашей самооценки?
2. Вспомните и опишите пять случаев, когда вы переоценивали свои силы по контролю употребления. К чему это приводило? Как нужно было реально относиться к ситуации?
3. Вспомните и опишите пять случаев, когда вы переоценивали свои силы в разных областях жизни (не связанных с употреблением). К чему это приводило? Как нужно было реально относиться к ситуации?
4. Вспомните и опишите пять случаев, когда вы недооценивали свои силы в способностях прекратить употребление (я не перенесу кумар, я не смогу бросить, мне ничего не поможет и т.д.). К чему это приводило? Как нужно было реально относиться к ситуации?
5. Вспомните и опишите пять случаев, когда вы недооценивали свои силы в разных областях жизни (не связанных с употреблением). К чему это приводило? Как нужно было реально относиться к ситуации?
6. Начните вести дневник достоинств. Для этого разбейте достоинства на несколько сфер (например – ум, труд, ответственность, активность, контакт с людьми, творчество, жизнелюбие, здоровье). В каждой из сфер запишите по 5 способностей, которые у вас уже развиты (помните, что как минимум 5 способностей в каждой из этих сфер развиты у любого человека, просто он их может не хотеть замечать). При планировании недели в одной из сфер выбирайте какую способность вы бы хотели на этой неделе тренировать и поставьте ее развитие за цель (составьте план, как и где вы бы могли ее ежедневно тренировать). По окончании недели добавляйте эту способность в список ваших достоинств.
7. Заведите дневник своих успехов. В него записывайте, каких успехов вы добились за день, неделю, месяц, три месяца, полгода, год.

С уважением, практический психолог Денис Старков http://www.starkov.kiev.ua/

Рекомендуемые материалы по теме:

Другие лекции из раздела видеокурс психолога
Дениса Старкова «Лекции по химической зависимости «.

заниженная самооценка

Глаза-зеркало души.

Не зря говорят, что глаза — зеркало души… Я тонул в бездне этих карих глаз. Два огромных темных омута, ступишь одной ногой и сразу же с головой под воду уходишь…

Все началось с того, что я решил стать уверенным в себе. Нет, я не начал знакомиться на улице или ходить на психологические тренинги.

Помните это ощущение, когда кто-то в общественном месте пристально на вас смотрит? Это чувство неуверенности, мысли о том, что что-то не так в вашей внешности или поведении. Вы ведь не станете отрицать, что в таких ситуациях сразу отводите взгляд?! И я не стану, я тоже отводил, почти все отводят, смущаясь или теряясь в догадках.

Способ мой заключался в следующем — не отводить взгляд, если в транспорте кто-то смотрит мне в глаза. Своеобразная игра в гляделки. Вы скажете, ерунда, это просто. Нет, на самом деле очень непросто. Это ведь, по сути, вторжение в личное пространство.

Я не выдерживал первое время, все-таки отводил взгляд, краснел, бледнел, стыдился. А потом научился более-менее преодолевать внутренние барьеры. Ну и что, что я смотрю на кого-то? Законом не запрещено, чего стыдиться то?

После я начал уже самостоятельно молчаливо предлагать правила игры. Кто-то отворачивался, некоторые, не понимая, отводили взгляд, один раз наехали за слишком пристальное внимание, кто-то игнорировал, но такие же, как и я, действовали всегда по одной схеме, с легкой полуулыбкой принимали мой вызов. В этих играх был некий шарм, развлекавший меня в поездках по городу.

Но однажды мой маленький мирок перевернулся с ног на голову.

Это был теплый осенний вечер, уже стемнело и накрапывал дождь, я возвращался домой последним автобусом. Народу было немного — в начале салона громко разговаривали три вездесущие бабки, в середине, игнорируя свободные места, стояла влюбленная парочка. Я сел в конец. Через пару остановок вошла она. Я не разглядел ее лицо в подробностях, не помню, как она была одета. Помню только, что навскидку дал ей лет двадцать пять. Она села напротив меня, поправила пальцами растрепавшиеся волосы и уставилась в книгу, которую достала из сумочки.

Я долго и пристально смотрел на нее не отрываясь, надеялся, что она обратит на меня внимание, развеет мою скуку и примет навязанные мною правила игры, но ей было все равно. Она с интересом что-то читала до своей остановки. Глянула на меня она, только когда выходила. Всего на мгновение перевела взгляд, но…

Не зря говорят, что глаза — зеркало души… Я утонул в бездне этих карих глаз. Два огромных темных омута, ступил одной ногой — и сразу же с головой под воду ушел.

Бывает, смотришь человеку в глаза и не видишь там ничего, а бывает, что прямо в зрачках отражаются прожитые года, застарелая печаль или моментальная радость. Но глаза-“бездны” — такое очень редко бывает. Взять и потонуть в них, абсолютно не зная человека, никаких чувств к нему не испытывая.

Я не понял в тот миг, чем именно меня привлекла эта бездна, почему я потонул в ней. У меня не было времени анализировать. Этот взгляд настолько зацепил меня, что я выскочил следом за девушкой в темноту ночи, больно ударившись локтем о закрывающуюся дверь автобуса. Выскочил, споткнулся о поребрик и упал прямо в лужу, забрызгав все вокруг жидкой грязью.

Неловко. Чертовски стыдно.

Капли дождя и грязи стекали по моему лицу. Я подумал, что все пропало, но она, вместо того, чтобы уйти, заливисто засмеялась и протянула мне руку. Немного помявшись, я схватился грязной ладонью за ее чистую и поднялся на ноги. В недрах ее сумки нашелся платок, которого хватило только на то, чтобы стереть грязь с моего лица и с ее руки. Мое бежевое пальто можно было смело отправлять в мусор. Джинсы тоже представляли из себя жалкое зрелище.

— Меня Катя зовут, — улыбнулась девушка, — ты не торопишься?

Удивительная проницательность. Я снова глянул в ее глаза, в свете фонаря они мерцали загадочно и ярко, но бездна, которую я заметил в тусклом освещении автобуса, исчезла.

— Игорь, — представился я. — Спасибо. Не тороплюсь.

— Тогда пойдем Игорь, отмоем тебя, — девушка улыбнулась, теплой рукой сжав мои пальцы, и повела меня за собой.

Пока барабан стиральной машины раскручивал в мыльной воде мои вещи, я сидел на теплой кухне в одних трусах и рубашке, прихлебывая горячий чай. Катя скрылась в комнате, а я мрачно размышлял над произошедшим. Для меня это было неожиданно, даже скорее дико. Привести незнакомого человека в свою квартиру и вот так вот беспрепятственно оставить его одного… А вдруг я маньяк или насильник? Или молодость, глупость и ноль подозрительности?

А как бы я поступил на ее месте с девушкой, которая вот так вот опростоволосилась? Просто прошел бы мимо, скорее всего.

— Вот, извини, больше ничего нет, — Катя зашла на кухню и протянула мне старый махровый мужской халат.

— Спасибо, — я быстро оделся.

Девушка налила себе чай и села напротив меня. Ничем не примечательное лицо, длинные каштановые волосы, а главное — глаза, самые обычные, без загадочного блеска, и ни следа той заманчивой бездны, за которой я погнался. Неужели показалось?

— Продолжим наше вынужденное знакомство? — Катя кокетливо улыбнулась, и в ее глазах промелькнула искорка. Не показалось? Тогда как это работает?

Мы говорили с ней несколько часов, позабыв о вещах в машинке, о том, что мы едва знакомы, о том, что на дворе глубокая ночь. Огонек в ее глазах то появлялся, то снова гас, как будто играя со мной. Я увлеченно следил за ним, не особо вникая в тему разговора, но бездна в глазах больше не проявлялась, тогда я спросил, как будто невзначай:

— Кать, а что ты читала в автобусе?

— Фэнтези, не помню, как книга называется, могу показать, — девушка засуетилась, но я остановил ее.

— Не нужно. Интересная книга, наверное, да?

— Да, очень! Представляешь, там один дракон… — она защебетала словно птичка, а я изумленно выдохнул. Вот оно! Бездна снова проступила сквозь мечтательный блестящий взгляд. Все дело в интересе, ведь так?

— Когда ты говоришь о книгах, у тебя такие глаза… Красивые, — выдал я, вновь прерывая ее.

— Спасибо, — Катя засмущалась. Бездна заискрилась и исчезла, сменившись обычным взглядом.

Мы болтали до самого утра, потом я ушел, даже не обменявшись с ней номерами, только поблагодарил за выстиранную и отглаженную одежду.

С той памятной ночи моя самоцель несколько изменилась: теперь я искал в глазах людей бездну. Ту самую бездну интереса, которую увидел в зрачках Кати. Заглядывал в глаза дедку, читающему газету, но кроме усталости и боли ничего там не нашел. Смотрел в глаза девчонке, которая увлеченно болтала в чате, но увидел там лишь похоть. Изучал глаза читающих книги, даже библиотеку посетил ради этого, но того самого не было ни в одних глазах. Я видел бездны — много. Это были каменистые обрывы, глубоководные моря, просто черные пропасти, но ни в одной я не смог потонуть так, как потонул в Катиных глазах.

Я задавал множество вопросов себе самому, но они оседали грузом на моих плечах, потому что ответа я найти не мог. И все же самым главным вопросом оставался один — что это было, если не интерес? Ведь за несколько месяцев я увидел множество людей, в чем-то очень заинтересованных, специально искал таких, но ни одна бездна не походила на эту.

Как-то я сидел на лавочке, бездумно болтая бутылкой с газировкой. Мимо ходили прохожие, но я не смотрел в их глаза по своему обыкновению, мой взгляд был направлен в область их коленок. Неудивительно, что в моем поле зрения оказался малыш лет пяти. Его вела за руку молодая мамочка, они о чем-то говорили. Малыш иногда поднимал голову вверх, внимая тому, что говорит его мать. В какой-то момент он улыбнулся, и в глазах его я увидел то самое, что я искал. Ту самую бездну. Мне захотелось подбежать и обнять его, но я остановил свой порыв и просто снял наушники, прислушиваясь к разговору.

— . а потом мы пойдем гулять, да? — малыш говорил восторженным тоном.

Это ведь не интерес, это счастье! Именно в этой бездне мне довелось потонуть так нежданно, именно эту бездну я искал, чтобы повторить!

Мне вдруг сделалось очень хорошо, я улыбнулся и вновь надел наушники.

Обесценивание по наследству

Берег моря. Пляж.

Замок из песка. Кривоватый, с одного боку всё время обрушающийся, весь какой-то несуразный, неловкий, неуместный на этом песчаном, идеально гладком морском пляже.

Около него мальчик. Взъерошенные волосы, насупленные брови, весь в песке.

Это Создатель Замка.

Замок не выходит.

Подошёл взрослый. Такой большой и сильный, такой умный и умелый!

Папа мальчика. Инженер по профессии.

«Ну что, сынок? Как там у тебя твоё сооружение? Так-так, давай посмотрим. М-м-м. Нет, так совсем не годится. Должен быть крепкий фундамент, каркас, перекрытия. Если бы твой папа так строил дома, его давно бы уже выгнали с работы.

Должен быть надёжный план. Чтобы потом ни единой ошибки, понимаешь? Лучше совсем не браться, чем делать абы как.

Убери это и начни заново. Тогда у тебя всё получится».

Это должен был быть сказочный и самый прекрасный Замок на всей Земле.

…Подошёл взрослый. Такой большой и сильный, такой умный и умелый!

«Ну что, сынок? Как там у тебя твоё сооружение? Так-так, давай посмотрим. Ну что же. Это ведь сказочный и самый прекрасный Замок, верно? Ты так упорно и долго над ним трудишься. Он никак не может быть иным, кроме как самым лучшим твоим Замком, я просто уверен в этом!

Но, как я вижу, строительству мешают кое-какие технические проблемы.

Я думаю, они не смогут остановить проект, если мы с тобой вместе всерьёз возьмёмся за них.

Ну что, шеф, берёшь меня в свои подручные?! :)))»

На пляже двое: взрослый и мальчик.

И сказочный, самый прекрасный Замок на всей Земле.

В сказках так легко поменять одно развитие событий на другое. В жизни, как обычно, всё сложнее.

Трудно самостоятельно понять, что именно на самом деле произошло с тобой ещё в детстве, что так повлияло потом на твою жизнь.

А если уже понимаешь, не так-то просто изменить это.

И прежде всего в себе.

Однажды понятое всё время ускользает, забывается, затягивается, словно старой болотной тиной.

Ох, как бывает трудно устойчиво изменить собственное обесценивание себя на внимательность, уважение и поддержку!

Очевидно, тренировка положительного навыка обращения с собой необходима так же, как упорное возвращение к тренировке мышц, чтобы укрепить своё тело, или к оттачиванию бойцовских приёмов.

И в этом смысле люди, допускающие обесценивающие высказывания могут служить великолепными спарринг-партнёрами.

Но не для того, чтобы заставить их не обесценивать, а для того, чтобы учиться улавливать обесценивание и находить для него в себе позитивную, укрепляющую альтернативу, выбирать её для себя.

Своим восприятием и реакцией на обесценивание, внешнее или внутреннее, возможно управлять.

Этот выбор действительно существует.

И это большое счастье, когда его видишь и можешь им воспользоваться.

Забыл застегнуть штаны

Лет 10 назад, ехал домой на метро (мне было тогда около 20-ти).
Всегда себя считал себя конкурентоспособным индивидуумом. Не Ален Делон, но далеко и не Дени Де Вито.
Ехал поддатый. Не в хлам, но 2.5-3 литра светлого во мне было. Было дело летом. Одет был в рубашку и джинсы.
Захожу в вагон. Сидят 3 девушки, помладше меня на пару тройку лет. Я становлюсь перед ними. Держусь за поручень и еду.

Через 2-3 минуты они начинают шушукаться и хихикать. Ясен пень, подумал я. Ведь прямо перед ними стоит такой красавец! (Этанол усиливал мою самооценку) Так мы проехали несколько остановок. Хохотульки всё это время шушукались и хихикали. Я, уверенно делал вид что их не замечаю.
Приблизилась моя остановка. Я вышел.
По дороге домой (минут 10 от метро) я понял что «содержимое» не донесу. Заметил дерево которое нужно было полить. Полез «открывать ворота». И понял, что всё это время я ехал с расстёгнутыми штанами. Смущению моему не было предела.

Эй, дэвушка!

Рассказала коллега. Дело было минувшим летом. Денек обещал подарить тепло и радость, но с утра, как это обычно бывает, холодок ощущался весьма дискомфортно. Чтобы не замерзнуть, накинула она на себя вязаный кардиган.

Наступил вечер, рабочий день окончен, солнце хорошенько так прогрело воздух, и коллега, топая на остановку, свой свитер вешает поперек дамской сумочки.

Идет такая вся намалеванная, каблучками цокает, сарафанчик на ходу развевается, жопой виляет. Тут за ней увязался какой-то кавказец (она это поняла по акценту, даже не оборачиваясь):

— Дэвушка! Эй! Дэвушка, абажди!

Она идет дальше, как королевна, даже бровью не ведёт. Больно много чести оборачиваться на всякие выкрики, она и так знает, что красивая. Хотя немного приятно, что так зацепила, что аж вслед побежал. На автомате даже бедрами начала сильней покачивать.

Ну, а приставучий мужик все не успокаивается:

— Дэ-эвушка! Да стой ты! Пагади! Астановис!

Та думает: «Вот приставучий какой! Ну, щас я ему все выскажу!» Собирается дать гневную отповедь, мол де, неприлично так себя вести! Некрасиво девушкам вслед кричать, еще бы посвистел, Ромео недоделанный! Уже воздуху в грудь набрала, резко разворачивается и. видит, что мужик в руках несет ее кардиган.

— Ты шито, глухая, а? Я тэбэ кричу-кричу, а ты не слишишь! Ты кофта свой патэряла!

Протягивает ей кофточку и, уходит в закат, отмахнувшись от смущенно мямлящей одновременно благодарности и извинения девушки.

А коллега стоит, краснеет и думает: «Вот, блин, дура мнительная! Выискалась тут! Фифой неотразимой себя возомнила, чуть кардиган не прошляпила!» И так стыдно стало, что даже жопой вилять перехотелось!

Программа с низкой самооценкой

О самооценке

Миф о самооценке – пожалуй, самый популярный, самый живучий и один из самых вредных психологических мифов.

Метафора низкой самооценки совершенно не отражает реальные сложные психологические процессы, которые порождают озабоченность этой проблемой. За «проблемами с самооценкой» всегда стоят гораздо более сложные вещи: тонны ложных представлений о своей ущербности, отсутствие опыта безопасных и уважительных близких отношений, недостаточная способность интегрировать обратную связь и т. п.

Вот, например, растет самый обычный малыш в семье с неблагополучной психологической обстановкой. Его базовые психологические потребности не удовлетворяются: родители часто его игнорируют, не интересуются его чувствами, сливают на него агрессию, стыдят, лишают любви и уважения в «воспитательных» целях.

С самого детства ему в голову явно или неявно вдалбливается токсичная ложь: «Такой как ты есть, ты дефектный, ты никому не нужен, хочешь быть в безопасности – учись имитировать поведение достойного человека». И малышу деваться некуда – он, как может, изображает то, что нужно родителю, вкладывая в это всю душу – лишь бы только не лишиться полностью родительской поддержки и любви (что для ребенка сопоставимо со страхом смерти). Он учится задавливать в себе любые проявления, за которые его лишают любви, и выращивает для родителя специальный фасад, за который его хоть как-то принимают. И со временем настолько погружается в эту игру, что забывает о том, какой он на самом деле.

И вот с этим выращенным фасадом малыш приходит в социум – сначала в детский сад, затем в школу, в институт, в рабочий коллектив. И везде, конечно, пытается влиться в коллектив и заработать принятие тем единственным способом, который работал с родителем. Но вот только фасад, выращенный под специфический невроз одного неуравновешенного взрослого, с другими людьми уже не срабатывает – люди-то там другие и неврозы у них другие. Вместо любви и принятия человек получает непонимание и отвержение: «Какой-то ты странный, не к месту шутишь, не к месту обижаешься, не сечешь фишку» и т. п.

И с каждым таким случаем человек все больше утверждается в первоначальном заблуждении о своей ущербности. А тут еще поп-психология нашептывает: «а ты в тренажерный зальчик сходи, заработай побольше, займись пикапом – работай над самооценкой». Человек увлекается идеей, что это он просто как-то не так себя оценивает, что нужно что-то делать, чтобы заслужить хорошую оценку, что-то себе и другим доказать, как-то себя накрутить. И, конечно, все эти усилия после короткого триумфа возвращают его ровно в тот же самый тупик, потому что на самом деле никакой реальной проблемы нет и никогда не было – а было только привнесенное извне заблуждение о своей ущербности.

Успокоение наступает не от высокой самооценки и не от реалистичной самооценки. Здоровое состояние – это отсутствие озабоченности своей самооценкой. И появляется этот приятный внутренний покой ровно тогда, когда у человека наработано достаточное количество способов получать внутреннюю и внешнюю поддержку в необходимом объеме, успешно адаптироваться к среде и удовлетворять в ней свои потребности. А эти вопросы решаются только с получением принципиально нового опыта близких, безопасных и уважительных отношений с живыми людьми (вариант – в психотерапии), но никак не в процессе чтения книжек или походов в тренажерный зал.

Автор: Андрей Юдин, психолог

Техника для поднятия самооценки и отвязки от общественного мнения

Как практикующий психолог я слышу много фраз, начинающихся со слов «психолог должен». А дальше порой идет такое, что иногда и непонятно, то ли плакать, то ли смеяться 😉

Люди склонны запихивать других людей в рамки стереотипов и общественного мнения. Так, на первый взгляд, понятнее, проще, безопаснее, спокойнее.

А на второй — скучнее (жизнь-то становится ограниченной), непонятнее (когда рамки несоответствуют) и страшнее (а вдруг человек выпрыгнет из рамок да как начнет жить!)

Все мы хотя бы иногда так или иначе попадаем за ограду общественного мнения, смотрим оттуда на жизнь и чувствуем усталость, подавленность и тоску. По тому живому, что от нас отрезали.

Выбраться из этих эмоций и состояний довольно просто. Несмотря на то, что техника в видео носит шуточный характер, она является довольно мощной и прекрасно помогает вырваться из рамок стереотипного мышления.

Что вы хотите сказать? «Психолог не должен материться»?

P. s. Пишите как вам техника, какие эмоции испытали при выполнении, стало ли вам легче и понятнее.

Высокая самооценка

Случилось буквально 30 минут назад.

Сидим с братом на пляже, никого не трогаем. Вдруг, сидя, поворачиваются две девушки и начинают нас фотографировать. Затем та, которая фотографировала, заявляет нам якобы мы на нее пялимся и что-то рукми в шортах делаем . Я чуть с ума не сошел. Так как мы с братом люди нерусской внешности , это вдвойне стыдно ( стереотипы и т.д. ) , потому что весь пляж начал смотретт на нас. Девушки были подвыпившие, и честно сказать меня такие априори не привлекают. Типичные одиночные дамы, которые со спортом на «Вы». Начали нам угрожать расправой их мужьями, звонит кому-то и призывает нас забрать свои велосипеды и валить подальше. Я спокойно предложил подождать ее мужа, чтобы поговорить с ним по-мужски. Проходит минут 20, я спрашиваю где Ваш муж . а она мне в ответ с ухмылкой « А вы его еще ждете ? Ну ждите !» и скрылась на берег речки окунуть свои целлюлитоые ноги.

Пацаны будьте аккуратней на пляжах, в местах, где девушки могут быть в купальниках.

А то таких развелось, которые верят, что она них должны смотреть. Всем мира и побольше адекватных людей !

Зеркало /фото

А ты хорош

Как повысить самооценку

Нелюбимая работа. Часть 1.

⏰Прозвинел ненавистный будильник и Верочка с трудом приоткрыла один глаз. «Опять понедельник!» Она специально собиралась как можно медленнее, чтобы оттянуть начало рабочей недели🛀🏼.

Верочка была самым обычным офисным планктоном, работала в именитой корпорации, теряясь среди сотен сотрудников.

О том, чтобы как то выделиться и показать свои таланты, она и думать забыла. Обычно все такие порывы заканчивались мыслью «у меня не получится, наверняка найдется кто-то поумнее меня»🙇🏻♀️. И она довольствовалась тем, что есть: выслушиванием сплетен в курилке и пресным диетическим бизнес ланчем🍲. Каждый день ее не покидало ощущение, будто между ней и тем ярким, прекрасным и красочным Миром, есть какое то свето- и шумоизоляционное стекло. Вроде бы она живет как все: есть работа, пусть и не любимая, зато кормит; есть своя маленькпя квартирка в новостройке, окнами в точно такую же новостройку🌃.

Зато не было в этом всем ни радости, ни удовольствия, ни желания вставать по утрам.

По дороге домой Верочка обычно лениво просматривала ленты соцсетей, чтобы спрятаться от окружающих людей, а особенно от мужчин. «Ну кому я могу понравиться? У меня же нет таких белых зубов и длинных ног, как у Марго. Даже пышной грудью природа не наградила. Разве что умом? Хотя нет, была бы я умная, давно бы вышла замуж за какого-нибудь миллионера». От этих мыслей Вера глубже вжалась в сидение, чтобы слиться с ним и стать еще более незаметной📱.

Продолжая уныло листать ленту, она наткнулась на чью то ярко раскрашенную цитату: «Когда у вас есть любимое дело, вы просыпаетесь утром с улыбкой!»

Верочка вздохнула и отложила телефон.

Она попыталась было подумать, что приготовить на ужин, но мысль о том, что она просыпается по утрам с желанием чтобы этот ненавистный день уже поскорее закончился, свербила ее мозг🤦🏻♀️.

«Интересно, а такое вообще возможно? Что должно случиться с моей работой, чтобы и я тоже стала радоваться новому дню?»

Источник низкой самооценки

Как нас невротизируют интернет/СМИ и реклама

Нынче слишком много эфирного интернет-времени занимают молодые миллионеры, успешные люди, которые меняют мир, гениальные бизнес-учёные, популярные актёры 96-го года рождения, девочки, чьи прототипы на бумстартере собирают миллионы долларов и иже с ними.

Всё это изрядно невротизирует общую массу людей. Они начинают сравнивать свою жизнь (далеко не такую уж и плохую) с хорошо упакованными глянцевыми success-story единиц (зачастую созданных умелыми маркетологами, концептологами и копирайтерами).

Молодые люди и девушки в наше время приходят в жуткое замешательство от собственного мнимого лузерства.

Совсем недавно я разговаривал с парнем, коему 19 лет, и он с внезапной тревогой спросил меня посреди разговора: «Тебе не страшно в 26?»

Я переспросил его, не поняв сути обращения, а чего бояться то, мол?

«Ну как, тебе уже 26 лет, а ты не миллиардер, не известный писатель, не медиа-звезда? Неужели не страшно из-за того, что твоя жизнь пролетает впустую?»

Было бы смешно, если не было бы страшно за этого парнишку. С таким настроем, к сорока годам его ждёт петля или койка стационара.

Люди начали слишком много требовать от своей жизни.

Меня окружает два типа людей, одни относятся к себе как к куче хлама, кладут большой необрезанный (простите за выражение) на здоровье, развитие, финансовые перспективы.

Другие плачут из-за того, что не стали рок-звездами и не изобрели стартап на миллиард долларов.

Эпоха поимела их всех.

За 2015 год ко мне обратились десятки людей, которым возьми и положи на стол смысл их жизни и предназначение.

Видимо, они полагают, что автор философских текстов в интернете должен видеть их насквозь словно микс рентгеновского аппарата и пророка.

Они хотят достигать, но не знают, чего именно. Но сам порыв достигать — не искренний. Он не идёт от их сути, как это происходит у великих мира сего, он навязан медиа-пропагандой.

Они — городские невротики, первое российское поколение, которому не надо выживать. Именно для таких вот ребят я и пишу данный текст.

Следует понимать, что кто-то всегда будет ездить на лучших автомобилях, изобретать полёты на Марс и трахать топ-моделей. Но из этого факта никак не следует, что твоя жизнь — ущербна, а ты — неудачник.

Инстаграм-отчеты о кутежах детей нефтяных шейхов никак не соотносятся с твоей жизнью. Или ты правда решил, что можешь жить роскошнее всех на свете?

До интернет-эпохи люди конкурировали со своим окружением, теперь им предлагается состязаться в успешности со всеми сильными мира сего. Изначально невыполнимая задача, сама постановка которой приводит к колоссальному стрессу.

Не буду упоминать 2/3 человечества, страдающих от голода и отсутствия базовых удобств, это мало кого сейчас волнует.

Лучше скажу, что даже у банального офисного планктона в наше время есть всё, дабы прожить жизнь счастливо, все ресурсы в его руках, для этого не надо становиться уникальным и успешным, надо просто осмотреться и найти около себя то, что нужно.

Пропаганда заставляет нас задирать голову (от чего потом жутко болит шея), а надо всего лишь — посмотреть под ноги.

Быть счастливым — это навык, скилл, который надо прокачивать. И если уж совсем прямо: это единственный навык, который надо прокачивать в обязательном порядке.

Любому рациональному человеку следует балансировать собственные самооценку и душевное состояние, исходя из принятия двух базовых истин:

1. У тебя далеко не худшая жизнь (ты далеко не самый бездарный и несчастный человек)

2. У тебя далеко не лучшая жизнь (ты далеко не самый успешный сильный и талантливый человек)

Если вы чувствуете себя ущемленным и потерянным — делайте упор на усвоение первой истины, если эго и гордыня раздулись словно печень алкоголика — второй.

Невротизация успешностью — вот что такое современная медиа продукция по большей части.

Для создания вышеупомянутого баланса, я предлагаю вам прочитать три небольшие книги с рассказами. (Каждая из этих книг легко читается за вечер-два)

Их герои — обычные люди, как и мы с вами, жившие в России в последние 100-120 лет. Я специально подбирал книги наших соотечественников, живших недавно, так как понимаю, что страдания древнеарамейского раба или боль от сожжения нормандского еретика вас тронут мало. Мы всегда гораздо охотнее испытываем эмпатию к людям, нам подобным.

Первая книга повествует о бродягах, рабочих и людях, которые стремились покорить Москву, но скатились на самое социальное дно, став маргиналами. Действо происходит в самом начале 20-го века, еще в дореволюционной России, автор — известный журналист того времени, Владимир Гиляровский.

Вторая книга описывает один день заключенного сталинских лагерей, Ивана Денисовича, автор — Солженицын.

Третья книга вновь про сталинские лагеря системы ГУЛАГ. Резко пронзительная подборка рассказов Варлама Шаламова, в которых простым бытовым языком рассказывается о голоде, холоде, человеческой жестокости и усталости в крайней их стадии — смертельной.

Ты прочтёшь про людей, которые ежедневно совершали подвиги, чтобы банально выжить.

Ты заметишь силу людского духа, которого всем нам сильно не хватает.

Прочтение этих трёх книг поможет тебе сбалансировать своё настроение и миропонимание, осознав, что мир не состоит лишь из гениев и миллионеров — и тебя, скверного прокрастинирующего неудачника.

Поможет оценить свою жизнь по-настоящему беспристрастно, с высоты птичьего полета.

Если ты получишь от прочтения негатив, не бойся — это просто боль от осколков розовых очков, которые на тебе треснули.

Ничего страшного. Пройдет. Потом станет намного лучше.

О людях и котиках

Я сначала хотела написать другую статью. Я увидела в интернете гифку, на которой сидел грустный котик, а человек, взяв его за передние лапки, махал ими в воздухе, пытаясь котика развлечь. Я хотела написать вот об этих ожиданиях от другого: развлеки меня, наполни мою жизнь, спаси меня от меня самого, которые, конечно, неадекватны и ведут к разочарованности и новым поискам.

А потом я сама грустила, и мой друг прислал мне фотографии, на которых он корчил мне рожи. И я рассмеялась, и мне стало легче. То есть он взял меня за лапки, как котика, и помахал ими в воздухе, и это помогло. И я сквозь тепло и благодарность к нему почувствовала, что статья будет другая.

Это не будет статья о том, что мы должны заботиться о себе сами. Это будет статья о том, что мы должны заботиться о себе сами так же, как должны позволять другим заботиться о нас.

В психологии два полюса «я не могу без другого» и «я не могу с другим» носят соответствующие названия «созависимость» и «контрзависимость» и являются разными гранями человеческой несвободы. То есть я либо котик, который ждёт от другого заботы потому, что сам на это не способен, либо волк-одиночка, который не допускает чужого вмешательства в принципе. У обоих нет гибкости и возможности выбора. Жизнь же возникает там, где заканчивается заданность: я могу позаботиться о себе сама, но я могу и хочу принять помощь друга, если у него есть для меня что-то важное. Я могу расплатиться за себя в ресторане, но если это предложит сделать кто-то другой – то я испытаю благодарность. Я могу (мой любимый пример) купить себе сапоги, и я должна жить так, чтобы в любой момент быть способной купить себе эти сапоги, а не ждать, что настоящий мужчина спросит, есть ли у меня вообще зимняя обувь. Конечно есть. Но если он вдруг спросит – то у меня должна быть развитой способность просить и принимать.

Я пытаюсь описать баланс между двумя умениями, каждое из которых жизненно важно. Если чего-то нет – то нарушается контакт либо с собой, либо со средой. Такое нарушение контакта делает полноценную жизнь невозможной.

В созависимости нарушен контакт с собой. В ней мы игнорируем собственные силы и делегируем заботу о себе другим людям, ожидая, что они сделают за нас то, что мы сами сделать как будто не в состоянии. Кто-то возьмёт на себя ответственность за наши эмоции, наши деньги, наши отношения с другими людьми, наше личное и профессиональное развитие. Мы думаем, что близкие должны (обязаны) заботиться друг о друге и потому, если ты мне близкий человек, то возьми мои лапки в руки и начинай развлекать.

В этих ожиданиях много агрессии и требовательности. Отказываясь от собственных сил, созависимый начинает стоить отношения с миром по кривому пути: для того, чтобы что-то получить от мира, ему нужно сделать так, чтобы кто-то другой это у мира взял и потом созависимому отдал. Основной формой предъявления себя становится слабость, подавленность, неудачи и болезни.

Так девушка, которая хочет качественно иной жизни, ждёт правильного мужчину или правильного терапевта, которые закрыли бы собой её слабые места и сделали бы её место в мире более комфортным. Хотя вообще-то она хорошо знает, чего именно хочет: заниматься интересной и доходной деятельностью, связанной с помощью другим. Для этого ей нужно новое образование и новый опыт. Она даже знает, куда хотела бы пойти учиться и имеет на примете пару мест, где могла бы начать работать на волонтёрских началах с первых дней учёбы. Но ничего не происходит: она ждёт мужчину, который поверил бы в неё, убедил бы её в том, что её решение правильное и дал бы ей денег. Без такого мужчины она как будто беспомощна. На самом деле – она тратит много сил на то, чтобы игнорировать свою взрослость и ответственность за происходящее и тем самым день за днём продолжает жить такой жизнью, которая ей не нравится.

Вернуть себе ощущение силы и взрастить процесс опоры на себя – процесс трудоёмкий, но возможный. Он начинается с того, чтобы научиться замечать свою силу в маленьких и больших шагах.

Девушка из истории выше может сказать себе: «Смотри, ты можешь это сама. Ты умная и способная, хоть и много себя обесцениваешь. У тебя есть устойчивый интерес, это не каприз, смотри — ты сама всю неделю проводила вечера за тематическими книгами и тебе нравилось. Ты не отвлекалась, тебе не было скучно. У тебя достаточно сил для того, чтобы узнавать в этой теме всё больше и больше и достаточно интеллекта, чтобы понимать эту информацию. Кроме того, ты же смогла получить одно высшее образование, и это не было трудно – значит, сможешь получить и второе, если это понадобится. У тебя достаточно энергии на работу, друзей, выставки, книги, а значит, есть шанс, что этой энергии хватит и на серьёзные изменения жизни в целом. И у тебя большое сердце, раз тебя так много лет тянет к помогающим профессиям. Так что, скорее всего, ты справишься и сама. Как минимум — ты можешь и должна попробовать. Не бойся»

В контрзависимом полюсе человек всё это про себя знает и на себя опираться умеет замечательно. При этом у него нарушен контакт со средой: мир не воспринимается ресурсным, в нём словно бы и нет ничего, что можно взять. У контрзависимого все ресурсы находятся в нём самом — сила, самоподдержка, стойкость, мудрость. Если созависимому мир сообщил, что он маленький и не справится без другого, то у контрзависимого есть такой опыт, когда мир его обманул и ни на кого другого полагаться нельзя. Кроме очевидных проблем с отношениями и близостью, такая позиция вызывает и более специфические трудности.

Так другая девушка, которая занимается творчеством, при всём своём таланте и самостоятельности никак не может начать зарабатывать на этом деньги. Трудности у неё возникают тогда, когда она с результатом своего труда и созидания обращается в мир: созданное ей теперь должны купить, деньги – одна из форм обратной связи, которой мир откликается на нашу жизнь и деятельность. Но обращаться в мир за обратной связью она не привыкла. Она чистый творец – аутентичная, глубокая, уверенная в себе настолько, что ей даже не очень интересно, что на это скажет мир, поскольку она сама знает, что она хороша. Показать и назначить цену означает для неё необычный уровень уязвимости, которого она не выносит, предпочитая отложить созданное в сторону и вновь обратиться к своей богатой ресурсами душе.

Но ей нужен мир – как и всем нам. Нам нужна помощь другого, его отклик, его радость и восторг, выражение его лица, когда он на нас смотрит. Нам нужны от мира его идеи, возможности и деньги. Чтобы восстановить свой контакт со средой, эта девушка может сказать себе:

«Похоже, что в одиночку ты можешь меньше, чем с кем-то, и поэтому тебе нужен мир. Это нормально, это не признак слабости, наоборот – будет очень смело, если ты наконец начнёшь контактировать с миром по поводу своего творчества. Покажи себя людям. Покрасуйся, насладись похвалой, не обесценивай её. В этом процессе много энергии, и она будет тебя развивать. Ты справишься и с критикой, это тоже нормально. Ты не должна всегда быть одна или только с узким кругом безопасных людей. Ты же хочешь отклика мира, хочешь денег – так постарайся снова ему поверить. Выходи, и пусть на тебя посмотрят и оценят. Мир не так плох. Ты ему понравишься»

Наше психическое развитие похоже на процесс ходьбы. Мы опираемся на одну ногу (себя), потом чувствуем, что можем опереться на кого-то другого, переносим вес и делаем шаг. Потом снова на себя и снова на другого. Умение ходить – свобода намного большая, чем умение стоять как угодно устойчиво.

Я вот, например, стоять умею отлично. Поэтому мне пора научиться быть котиком, которого смешит человек. Если человека рядом не будет – то я рассмешу себя сама, конечно, но если он здесь – то я улыбнусь ему и буду готова сделать для него то же самое.

И это будет означать, что я сделала следующий шаг.

Нарушена внутренняя самооценка