Самопознание и самооценка в профессиональном саморазвитии

Саморазвитие и личностный рост

Сайт о саморазвитии: духовном, профессиональном и физическом


    машины гнб страница,окна пластиковые на сайте,купить черный чай в москве в интернет-магазине

Свежие статьи

Популярные статьи

Познание и самопознание

С древних времен и по нынешний день людей интересуют вопросы познания, как окружающей действительности, так и самого себя. Познание и самопознание важно и актуально во все времена, во всех странах мира. Ведь практически всем известна фраза «Познай самого себя!», высеченная на фронтоне древнедельфийского храма. Но каждый из нас по-разному воспринимает эту фразу и по-разному реагирует на события, слова, явления, которые происходят вокруг него.

Весь мир, который нас окружает, состоит из трех компонентов. Прежде всего, это зрительные образы, т.е. то, что мы видим. Это: различные предметы, отражение в зеркале, краски природы, образы или цветные сны, созданные воображением. Второй компонент – звуки: голоса людей, гул машин за окном, мелодии, стук клавиш компьютера, шум воды или хруст снега. Третий компонент – наши ощущения. Они добавляют картинке объем: вкус, запахи, тактильные ощущения.

И не зависимо от того, нравится нам или нет, то, что мы видим, слышим, чувствуем, насколько мы это осознаем, влияет на нас и составляет неповторимую, собственную картину мира. Так мы познаем окружающий мир и это познание у каждого свое. Познавая мир, у каждого из нас обязательно создается некое отношение к увиденному, услышанному, прочувствованному. Это отношение может быть нестандартным или совпадать, проявляться или нет, но оно существует всегда! Разобраться в себе, понять свое отношение к происходящему вокруг и выяснить, на что вы способны реагируя на это, и является познанием себя. Таким образом, познание и самопознание взаимосвязанные процессы..

Во все времена ученые исследовали проблемы познания, которые стали основой различных наук, таких как психология, гносеология. Так, познание и самопознание являлись главной темой исследований еще древнегреческого ученого Сократа. Он отмечал необходимость осознания собственных возможностей и способностей и указывал на пользу объективной самооценки.

Таким образом, познавая мир, мы формируем к нему собственное отношение, а, познавая себя, мы узнаем о том, на что мы способны, что мы можем сделать, реализуя наше отношение на происходящие события вокруг. Познавать мир и себя никогда не поздно и этому можно учиться. Учиться самому или используя опыт других людей.

Самопознание и самооценка в профессиональном саморазвитии

1. Педагогический коллектив: атмосфера доброжелательности, конструктивной критики, внимание к творческому поиску способствуют желанию специалиста заниматься профессиональным саморазвитием

1. Желание развиваться

2. Стиль руководства образовательным учреждением:потребность в саморазвитии поддерживается, если руководством создаются условия для установления веры в собственные силы и способности

2. Наличие профессионально-значимых качеств личности и профессиональных способностей: иногда человек делает ошибочный выбор, недооценивая или переоценивая свои возможности и убеждается в неверности пути только тогда, когда сталкивается с чередой неудач.

3. Фактор свободного времени:оно необходимо для чтения психолого-педагогической литературы, периодики, посещения театров, музеев, просмотра фильмов и телепередач

Самообразование – целенаправленная деятельность педагога-психолога по овладению общечеловеческим опытом, методологическими и специальными знаниями, профессиональными умениями и навыками, необходимыми для совершенствования образовательного процесса. Является ведущим компонентом профессионального саморазвития, ценно не как узкое накопление знаний, а как путь развития интеллекта и личности в целом.

Вида самообразования

экстенсивная – накопление, приобретение новых знаний;

ориентировочная – определение себя в Культуре и своего места в обществе;

компенсаторная – ликвидация «белых пятен» в своем образовании;

саморазвития – совершенствование личной картины мира, своего самосознания;

методологическая – преодоление профессиональной узости;

коммуникативная – установление связей между науками, профессиями, возрастами;

сотворческая – содействие творческой работе;

омолаживающая – предупреждение застоя в общественной позиции;

психологическая – сохранение чувства причастности к интеллектуальному движению человечества;

геронтологическая – поддержание связей с миром, а через них жизнеспособности организма.

Необходимо выстроить свою профессионально-образовательную стратегию, которая учитывает ваши особенности и запросы, а также образовательную траекторию как способ достижения желаемой цели.

— книги, периодическая печать, средства массовой информации;

— обучение на различных курсах (стенографии, иностранного языка, обучения работе в сети Интернет, ораторского искусства, тренинги личностного роста, развития коммуникативных навыков и т.п.);

— окружающая действительность, профессиональное сотрудничество (участие в предметных олимпиадах, конкурсах научно-исследовательских работ студентов, научно-практических конференциях, семинарах, тематических чтениях и т.п.).

Вопросы и задания для самоконтроля

Изучение себя как субъекта психолого-педагогической деятельности – это

А. профессиональное саморазвитие

Б. профессиональное самопознание

2. Функциями самообразования являются

А. экстенсивная, характерообразующая, компенсаторная

Б. методологическая, педагогическая, психологическая

В. ориентировочная, саморазвития, омолаживания.

3. Степень овладения индивидом профессиональными навыками

Б. профессиональное саморазвитие

В. профессиональное мастерство.

4. Внутренним фактором профессионального саморазвития является

Б. стиль руководства образовательным учреждением

5. Интегративным показателем выработки индивидуального стиля является

А. профессиональная творческая активность

Б. умение человека самостоятельно выполнять работу

В. проявление индивидуальности абсолютно во всех сферах деятельности человека.

Способы профессионального самопознания педагога-психолога.

Формы профессионального саморазвития педагога-психолога.

Программа профессионального саморазвития педагога-психолога.

Задание для самостоятельной работы

Подготовится к презентации одного из периодических изданий по проблемам психолого-педагогической деятельности. Текст выступления представить в письменном виде.

Подготовьте сообщение о профессиональной деятельности одного их известных педагогов или психологов.

Введение в педагогическую деятельность: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.С. Роботова, Т.В. Леонтьева, И.Г. Шапошникова и др. – М.: Издательский центр «Академия», 2000

Диагностика успешности учителя: Сб. метод. мат. для руководителей шк. / Сост. Т.В. Морозова – М., 1997.

Марасанов Г.И. Социально-психологический тренинг. – М, 1998

Мижериков В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую профессию: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. – М.: Педагогическое общество России, 1999

Науменко Ю.В. Коррекция психологического здоровья педагога как элемент программы повышения квалификации работников образования // Образование в современной школе, 2003, № 11

Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 1995.

Семенова Е. М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога. Учебное пособие. – М., 2002

Степанова М.А. О критериях профессионализма школьного психолога // Вопросы психологии, 2002 № 1

Успенский В.Б., Чернявская А.П. Введение в психолого-педагогическую деятельность: Учеб. пособие. – М., 2003

Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг: игры и упражнения. – М., 1999

Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. – М., 1998.

Журналы «Психологическая наука и образование», «Детский практический психолог», «Психолог в детском саду», «Вопросы психологии», «Педагогика» и другие периодические издания по проблемам психолого-педагогической деятельности

Самопознание и развитие личности

Выбранный для просмотра документ 1330538712.ppt

Самопознание и развитие личности

Сложность проблемы состоит в том, что объект и субъект познания совпадают, отчего сложно бывает установить степень достоверности знаний человека о самом себе. Тем не менее знание о себе, оценка своих качеств, самосознание представляют собой важную часть становления личности. Самосознание — определение человеком себя как личности, способность принимать самостоятельные решения, вступать в определенные отношения с другими людьми и природой. Одним из важных признаков самосознания является готовность человека нести ответственность за принимаемые им решения и совершаемые действия. Самопознание происходит прежде всего на индивидуальном уровне. По сути дела, всю жизнь человек занимается самопознанием. Самопознание, как утверждают ученые, начинается в младенчестве и заканчивается нередко с последним вздохом. Безусловно, в процессе развития личности меняются способы познания себя, отношение к себе, развивается самосознание.

Личность проявляет себя не только через самосознание, но и в процессе самореализации. Самореализация — процесс наиболее полного выявления и осуществления личностью своих возможностей, достижения намеченных целей в решении лично значимых проблем, позволяющий максимально полно реализовать творческий потенциал личности. Но для того чтобы реализовать себя, человек должен знать свои особенности.

Самопознание начинается с самоузнавания, различения себя и внешнего мира. Ученые полагают, что такое различение встречается уже у трех — восьмимесячных младенцев. Каждый человек, смотрящийся в зеркало, стремится увидеть себя, свой образ, скорректировать его, «поправить» свою внешность. Это начало перехода от пассивного восприятия себя к активному созданию образа «Я», путь к самосовершенствованию, затрагивающему пока только внешность. Строго говоря, настоящего своего лица в зеркале человек практически не видит, как не слышит он и своего голоса. Дело в том, что, готовясь рассматривать себя в зеркале, мы невольно принимаем определенную позу. В результате у нас меняется выражение лица, теряется его непосредственность и непринужденность. Мы бессознательно формируем свой образ «Я». Поэтому, случайно увидев свое отражение в зеркале, мы бываем удивлены незнакомыми чертами. Фотоизображение также часто расходится с истинным лицом.

Внешность человека не только значима для него самого, она оказывает влияние на восприятие человека другими людьми. Психологические эксперименты показывают, что тем, кто обладает приятной внешностью, люди склонны приписывать достоинства, даже отсутствующие у них на самом деле. Когда говорят: «У него на лице написано», то имеют в виду определенную связь между обликом и внутренними свойствами человека. Сказанное об особенностях самовосприятия не означает, что человеку вообще не дано составить верного представления о себе. Далеко не все заключено в человеческой внешности. Можно вспомнить пословицу, гласящую, что встречают по одежке, а провожают по уму.

Не менее важную роль в самопознании играет самооценка. Отношение к собственной внешности вместе с представлениями о своих способностях, об отношении к себе других людей формирует самооценку. Самооценка представляет собой преимущественно эмоциональное отношение к собственному образу: Самооценка чаще всего субъективна, но в ее основе лежат не только собственные суждения, но и мнения других о вашей персоне. Собственно говоря, человек оценивает себя двумя путями: сопоставляя уровень своих притязаний с объективными результатами деятельности; путем сравнения себя с другими людьми.

Три основных момента важны для понимания самооценки. Во-первых, в ее формировании важную роль играет сопоставление образа реального «Я» с образом того идеала, каким мы хотели бы быть. Повысить самооценку можно, либо добившись чего-то, например успеха, либо снизив уровень притязаний. Во-вторых, некоторые люди склонны оценивать себя так, как их оценивают другие. В-третьих, самооценка зависит от нашего отношения к собственным успехам и неудачам, к тому, что мы извлекаем из собственной истории жизни. Образ «Я» не остается неизменным на протяжении жизни. Меняется не только внешность, но и отношение к ней, более оправданной становится самооценка, принимаются меры к ее повышению. Стремление завоевать уважение заставляет человека менять отношение к себе и других.

Этапы развития самосознания различение ощущений, исходящих извне, и ощущений, вызываемых изнутри, выделение границ своего тела; Формирование способности к самостоятельным действиям с предметами, благодаря чему формируется восприятие себя как активного субъекта; период развития самооценки.

В результате развития самосознания у человека складывается Я-концепция — совокупность всех его представлений о различных сторонах своей личности и организма. Я-концепция состоит из многочисленных образов-Я, которые служат более частными характеристиками. Существуют разные критерии для их классификации: По временной отнесенности можно выделить образы: Я-настоящее, Я-прошлое, Я-будущее По содержанию можно выделить образы: Я-физическое, Я-умственное, Я-эмоциональное, Я-социальное. По источнику информации можно выделить разные зеркальные Я: Я глазами мамы, Я глазами друга и т. д. Все эти образы служат регуляторами поведения человека и взаимодействия с другими людьми. Поэтому наряду с отражением информации о самом себе самосознание выполняет еще и функцию саморегуляции. Чем более адекватной является Я-концепция человека, тем легче ему управлять своим поведением.

Кто я такой? Этим вопросом человек озабочен на протяжении всей своей жизни. В зависимости от того, как он на него отвечает, зависит формирование его Я-концепции. По мнению психологов, центральное место в осмыслении процесса собственного развития занимает понятие идентичности. Оно включает три основных аспекта: Во-первых, идентичность опирается на осознание временной протяженности собственного существования: человек видит преемственность между тем, что он делал в прошлом, делает сейчас и собирается совершать в будущем. Во-вторых, идентичность предполагает восприятие собственной целостности, единства, тождественности самому себе. В-третьих, идентичность позволяет человеку определять степень своего сходства с разными людьми при одновременном видении своей уникальности и неповторимости.

Каждый человек на протяжении своей жизни проходит через индентификацию себя с разными социальными группами и с людьми, которым присущи определенные личностные особенности, в результате чего рождается знание о себе. Особое значение в становлении личностной и социальной идентичности играет подростковый возраст, на который приходится установление мостика между ребенком, которым он являлся, и взрослым, которым он станет. В науке описаны четыре варианта обретения идентичности у подростков: Диффузная идентичность, характеризуется отсутствием у подростка каких-либо профессиональных и идеологических моделей своего будущего и малой озабоченностью проблемой выбора. 2. Предрешенная идентичность, когда подросток делает выбор не в результате внутреннего конфликта, а под влиянием окружающих. 3. Третий вариант — когда подросток переживает кризис, но не может сделать важный для него выбор, откладывая его на будущее. 4. Реализованная идентичность — самый оптимальный вариант, при котором подросток делает свой выбор осознанно и вполне самостоятельно на основе прохождения через стадию переживания кризиса идентичности. Легкость обретения идентичности в большой степени зависит от общества, в котором живет подросток. Как ни парадоксально, но чем больше свободы предоставляет общество подростку, тем сложнее ему обрести себя.

Итак, подведем итоги. Человек постоянно в процессе деятельности меняется. Его «Я», выступающее в качестве объекта познания, — сложное и динамичное образование. Я-концепция, в которую входит образ «Я», представляет собой относительно устойчивое, в большей или меньшей степени осознанное и зафиксированное в словесной форме представление человека о самом себе. Эта концепция — итог познания и оценки самого себя через отдельные образы себя в условиях самых разнообразных реальных и фантастических ситуаций, а также через мнения других людей и соотнесения себя с другими.

Спасибо за внимание!

Выбранный для просмотра документ 353864.ppt

Описание презентации по отдельным слайдам:

Тема урока: Самопознание и развитие личности

Самосознание и самопознание 2.Роль самооценки в формировании личности 3.Самоисповедь как средство познания своего Я План урока:

Я знаю, как на мед садятся мухи, Я знаю смерть, что рыщет, все губя, Я знаю книги, истины и слухи, Я знаю все, но только не себя. Франсуа Вийон

Самосознание – определение человеком себя как личности, способной принимать самостоятельные решения, вступать в определенные отношения с другими людьми и природой.

Самопознание – изучение личностью собственных психических и физических особенностей.

«Автопортрет» практическая работа Первый этап. На отдельном листе напишите краткий рассказ о себе: своем характере, вкусах, увлечениях и т. д.. Не пишите явных признаков, по которым вас можно узнать! Все описания сдаются учителю. Второй этап — анализ работы.

«Я» и окружающий мир Внешность человека оказывает влияние на восприятие человека другими людьми

Что такое самооценка? «Никто не может приобрести низкую самооценку в изоляции. И никто из нас не в состоянии изменить ее в одиночестве». Самооценка – это оценка личностью самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам, тем самым самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности.

Тест на выявление уровня самооценки. 1. Как часто вас терзают мысли, что вам не следовало говорить или делать что-то? а) очень часто — 1 балл; б) иногда — 3 балла. 2. Если вы общаетесь с блестящим и остроумным человеком, вы: а) постараетесь победить его в остроумии — 5 баллов; б) не будете ввязываться в соревнование, а отдадите ему должное и выйдете из разговора — 1 балл. 3. Выберите одно из мнений, наиболее вам близкое: а) то, что многим кажется везением, на самом деле, результат упорного труда — 5 баллов; б) успехи зачастую зависят от счастливого стечения обстоятельств — 1 балл; в) в сложной ситуации главное — не упорство или везение, а человек, который сможет одобрить или утешить — 3 балла. 4. Вам показали шарж или пародию на вас. Вы: а) рассмеетесь и обрадуетесь тому, что в вас есть что-то оригинальное — 3 балла; б) тоже попытаетесь найти что-то смешное в вашем партнере и высмеять его — 4 балла; в) обидитесь, но не подадите вида — 1 балл. 5. Вы всегда спешите, вам не хватает времени или вы беретесь за выполнение заданий, превышающих возможности одного человека? а) да — 1 балл; б) нет — 5 баллов; в) не знаю — 3 балла.

6. Вы выбираете духи в подарок подруге. Купите: а) духи, которые нравятся вам — 5 баллов; б) духи, которым, как вы думаете, будет рада подруга, хотя вам лично они не нравятся — 3 балла; в) духи, которые рекламировали в недавней телепередаче. 7. Вы любите представлять себе различные ситуации, в которых вы ведете себя совершенно иначе, чем в жизни? а) да — 1 балл; б) нет — 5 баллов; в) не знаю — 3 балла. 8. Задевает ли вас, когда ваши знакомые и друзья добиваются большего успеха, чем вы? а) да — 1 балл; б) нет — 5 баллов; в) иногда — 3 балла. 9. Доставляет ли вам удовольствие возражать кому-либо? а) да — 5 баллов; б) нет — 1 балл; в) не знаю — 3 балла. 10. Закройте глаза и попытайтесь представить себе 3 цвета: а) голубой — 1 балл; б) желтый — 3 балла; в) красный — 5 баллов.

Подсчет баллов 50—38 баллов. Вы довольны собой и уверены в себе. У вас большая потребность доминировать над людьми, любите подчеркивать свое «я», выделять свое мнение. Вам безразлично то, что о вас говорят, но сами вы имеете склонность критиковать других. Чем больше у вас баллов, тем больше вам подходит определение: «Вы любите себя, но не любите других». Но у вас есть один недостаток: слишком серьезно к себе относитесь, не принимаете никакой критической информации. И даже если результаты теста вам не понравятся, скорее всего, вы «защититесь» утверждением «все врут календари». А жаль. 37—24 балла. Вы живете в согласии с собой, знаете себя и можете себе доверять. Обладаете ценным умением находить выход из трудных ситуаций как личного характера, так и во взаимоотношениях с людьми. Формулу вашего отношения к себе и окружающим можно выразить словами: «Доволен собой, доволен другими». У вас нормальная здоровая самооценка, вы умеете быть для себя поддержкой и источником силы и, что самое главное, не за счет других. 23—10 баллов. Очевидно, вы недовольны собой, вас мучают сомнения и неудовлетворенность своим интеллектом, способностями, достижениями, своей внешностью, возрастом, полом. Остановитесь! Кто сказал, что любить себя плохо? Кто внушил вам, что думающий человек должен быть постоянно собой недоволен? Разумеется, никто не требует от вас самодовольства, но вы должны принимать себя, уважать себя, поддерживать в себе этот огонек.

Как поднять самооценку: 7 советов 1. Осознайте, что высокая самооценка и уверенность в себе – это жизненное преимущество. Нет ничего высокоморального в застарелых тараканах и застенчивости. Вы должны понять и глубоко принять эти слова – они сами по себе добавят вам уверенности, повысят самооценку. Наше сознание работает на нас! 2. Совет от Бодо Шефера: ведите дневник успеха! Каждый день записывайте хотя бы 5 вещей, которые удались вам «на отлично». Заносите в него даже незначительные успехи каждый день. Повторение – мать учения, таким образом вы убедите свое подсознание, что вы – ого-го!))) И самооценка пойдет вверх. 3. Сделайте над собой усилие и начните заниматься чем-нибудь, что полезно и требует твердой воли. Например, начните бегать по утрам или изучать иностранный язык. (Кстати. Еще один очень полезный «навык» в мышлении успешного человека заключается в том, что его занятия служат сразу многим целям. Бегая по утрам, мы поднимаем самооценку, заботимся о здоровье и настраиваемся на продуктивный день. Очень важно осознавать это! Тогда вы будете чувствовать, что жизнь более полна и более успешна, а значит, это на самом деле придет в жизнь! Кроме того, такое мышление позволяет добиваться отличных результатов в других сферах, не только в саморазвитии и области психики. В бизнесе, например.)

4. Никогда не оправдывайтесь, особенно – перед собой. Скажите просто: ну да, может, тут и есть моя вина, ну что теперь, расстреляйте меня;))) Успешный человек с адекватной самооценкой всегда адекватно признает свои ошибки. 5. Не откладывайте дела. Задумали что-то – приступайте к делу сразу. Потом уйдет энтузиазм, пропадет уверенность – и что в итоге? Разочарование от очередной мертворожденной идеи (самооценка падает ниже плинтуса…) и растраченное впустую время на бесплодное мечтание. Задумал – сделал. Задумал – сделал. 6. Не ищите подтверждений своей «крутости» искусственно. Не придумывайте себе испытаний. Делайте дело! Просто делайте то, что нужно и полезно. Подтверждения – это костыли для самооценки. Уверенный в себе человек и так знает, что он может чуть меньше, чем ВСЕ. 7. Не заставляйте себя быть идеальным во всем. Что-то можно сделать не на отлично. Расслабьтесь! (последний совет спер из какого-то глянцевого журнала, но мне нравится;) Успешного подъема и адекватной самооценки!

самопознание

Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Смотреть что такое «самопознание» в других словарях:

самопознание — самопознание … Орфографический словарь-справочник

Самопознание — Самопознание это изучение личностью собственных психических и физических особенностей, осмысление самого себя. Оно начинается в младенчестве и продолжается всю жизнь. Формируется постепенно по мере отражения как внешнего мира, так и… … Википедия

САМОПОЗНАНИЕ — познание человеком самого себя. Некоторые философы очень высоко ценили С. усматривая в нем условие всякой добродетели (Сократ), начало или центр человеческой мудрости (Г.Э. Лессинг, И. Кант); др. относились к С. с известным скептицизмом и… … Философская энциклопедия

самопознание — рефлексия Словарь русских синонимов. самопознание сущ., кол во синонимов: 4 • автогнозия (1) • … Словарь синонимов

САМОПОЗНАНИЕ — САМОПОЗНАНИЕ, самопознания, мн. нет, ср. (книжн. филос.). Познание самого себя, изучение своей внутренней сущности в процессе общественной деятельности. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

самопознание — САМОПОЗНАНИЕ познание субъектом самого себя, родовой термин по отношению к рефлексии рациональной форме С. Философия разных эпох по разному оценивала его возможности и границы. В классической философии способность разума к С. не… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

САМОПОЗНАНИЕ — как и самооценка, имеет важные отличия от самонаблюдения: 1) эти процессы куда сложнее н продолжительнее, чем обычные акты интроспекции; в них входят данные самонаблюдения, но лишь как первичный материал, накапливаемый и подвергаемый обработке;… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

Самопознание — познание человеком самого себя своим внутренним самонаблюдением, инстинктом, самоанализом. Это наиболее высокий уровень развития познания, когда оно происходит как бы изнутри человека, из глубин его души. В таком познании неразрывно связаны разум … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

самопознание — savižina statusas T sritis švietimas apibrėžtis Savęs vertinimo, supratimo rezultatas; savo minčių, požiūrių, nuostatų, jausmų, poelgių visumos pažinimo ir vertinimo tapatinimas su savo Aš. atitikmenys: angl. self concept vok. Selbstkenntnis rus … Enciklopedinis edukologijos žodynas

Самопознание — ср. Познание самого себя, собственной сущности. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Использование технологии портфолио в профессиональном саморазвитии педагога ДОО

Новые социально-экономические отношения в современном обществе обусловили изменения, происходящие в системе дошкольного образования, развитие которой в последнее время поднялось на более высокий уровень. Утверждение и введение Федерального государственного образовательного стандарта повлекли за собой значительные преобразования в системе дошкольного образования. Происходящие изменения повлекли, в свою очередь, за собой необходимость повышения профессиональной компетентности педагогических кадров, работающих в системе дошкольного образования. Профессиональная компетентность воспитателя сегодня рассматривается как основа повышения эффективности образовательного процесса в дошкольной организации.

Одним из показателей профессиональной компетентности воспитателя является его способность к саморазвитию, которое проявляется в сознательном и ответственном отношении педагога к результатам своей деятельности и постоянном стремлении к профессиональному росту и самосовершенствованию. Однако большинство воспитателей и педагогических коллективов дошкольных образовательных организаций обнаруживают неспособность работать в режиме профессионального саморазвития. Результаты изучения личностных и профессиональных качеств педагогов (Е.И. Рогов и др.) свидетельствуют о наличии самых разных проблем: негибкости поведения, недостаточном уровне самоуважения, самопринятия, низком развитии познавательных интересов, креативности.

Причины этого скрыты, в значительной мере, в сфере обучения и переподготовки самих педагогов, в методической работе дошкольных образовательных организаций, где воспитателю отводится пассивная роль исполнителя социального заказа, «инструмента» для внедрения новых программ и педагогических технологий. В некоторых педагогических коллективах имеется позитивный опыт применения разнообразных форм, методов и средств методической работы с воспитателями по развитию их рефлексивных, коммуникативных и креативных способностей. В то же время необходимо отметить, что осуществляемая работа, как правило, не носит системного характера и как следствие не может оцениваться, как достаточно эффективная.

Названные обстоятельства указывают на необходимость изменения подходов к методической работе, решения проблемы иного целеполагания, направленного на поддержку профессионального саморазвития воспитателей ДОО; поиск современных технологий профессионального развития педагога, побуждающих к активности, оживанию интереса к личной педагогической практике и исследовательской деятельности.
Одной из таких современных технологий профессионального развития педагога выступает портфолио. Применение данной технологии позволяет педагогу отойти от формального накопления материалов, формирует умение планировать свое развитие, анализировать собственную деятельность. Создание своего имиджа как педагога-профессионала, владеющего методиками, современными инновационными технологиями, умеющего оформлять и представлять свой наработанный педагогический опыт – все это необходимо для успешного прохождения аттестации, для самопрезентации во взаимодействии и сотрудничестве с родителями воспитанников, для саморазвития, самообразования и повышения самооценки.

Рассмотрим создание и использование данной технологии в контексте профессионального развития педагога.

Портфолио – (от франц. porter – излагать, формировать, нести и folio – лист, страница) – досье, собрание достижений, фиксация успехов [8].

Существует много контекстов употребления слова «портфолио» в российской образовательной практике. Подходы к определению понятия «портфолио» и основные его модели описаны в работах Т.Г. Новиковой [6, 7]. Портфолио как способ оценивания уровня профессиональной компетентности прослеживается в диссертационных исследованиях Т.М. Барышовой (2009), Э.В. Максимовой (2007). Мы будем рассматривать портфолио как технологию, способствующую профессиональному развитию педагога.

Портфолио – современная образовательная технология, в основе которой используется метод аутентичного оценивания результатов образовательной и профессиональной деятельности [8].

Аутентичное оценивание – это вид оценивания, применяющийся, прежде всего, в практико-ориентированной деятельности и предусматривающий оценивание сформированности умений и навыков личности в условиях помещения ее в ситуацию, максимально приближенную к требованиям реальной жизни – повседневной или профессиональной [8].

Портфолио – способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений педагога в определенный период его профессиональной деятельности [6].

Использование портфолио многоцелевое:

  • Обобщенная цель – отслеживание и определение квалификационного уровня и качества профессиональной деятельности, фиксация ее характерных особенностей, профессионального роста воспитателей детского сада.
  • Стратегическая цель — конструктивное изменение отношения воспитателя ДОО к собственной педагогической деятельности, к себе, как субъекту профессиональной деятельности.
  • Тактическая цель — использование портфолио воспитателем ДОО как современной формы аттестации и механизма профессионального саморазвития.
  • Таким образом, мы видим, что все уровни целеполагания отражают направленность на профессиональное саморазвитие, а значит, позволяют рассматривать портфолио как средство профессионального саморазвития.

    Задачи создания, формирования и ведения портфолио могут быть следующими [1]:
    – определить методологические основания для создания и использования портфолиокак формы аттестации воспитателя ДОО;
    – установить единые подходы к определению сущности, структуры, параметров оценки деятельности воспитателя ДОО в Портфолио;
    – определить процедуры оценки результатов педагогической деятельности воспитателя ДОО;
    – создать модель способов фиксации достижений воспитателей детского сада.

    В зависимости от того, с какой целью собирается портфолио и в чем состоят особенности его содержания, можно выделить следующие виды портфолио [1]:

  • Портфолио достижений (наибольший акцент сделан на документы, подтверждающие успехи в той или иной деятельности);
  • практико-ориентированный (в основе – анализ практической деятельности);
  • проблемно-ориентированный (в основе – решение проблемы);
  • тематический (в основе – анализ различных аспектов темы);
  • комплексный (содержит в себе элементы перечисленных выше видов портфолио).
  • Можно различать типы портфолио [1], отличающиеся по способу обработки и презентации информации:

  • портфолио в бумажном варианте (папка-накопитель, в которую помещаются материалы на бумажном носителе: распечатки, ксерокопии, рукописные материалы и пр.);
  • электронный вариант портфолио (набор документов, сформированных на компьютере: текстовые файлы, таблицы, диаграммы, фотографии, иллюстративный материал, ссылки и пр.).
  • Таким образом, типы портфолио бывают:

  • портфолио презентационный (создается для представления при трудоустройстве, поступлении в учебные заведения, защиты опыта работы на совещании, в рамках работы ресурсных центров);
  • портфолио рефлексивный (раскрывает динамику личностного развития педагога, помогающий отследить результативность его деятельности как в количественном, так и в качественном плане; в эту папку собираются статьи, эссе, анализ деятельности, видеокассеты, в общем, всё, что делалось в течение определённого срока (учебного года, нескольких лет);
  • портфолио проблемно-исследовательский (связан с написанием реферата, научной работы, подготовкой к выступлению на конференции);
  • портфолио методический (содержит методические материалы, свидетельствующие о профессионализме педагога, которые созданы им самим).
  • Каков бы ни был вид или тип портфолио, он представляет собой набор материалов, структурированных определенным образом. Структура и содержание портфолио [8]:

  • портрет – паспорт – персональный блок (раздел, раскрывающий личность владельца портфолио, Здесь могут быть размещены фотографии, автобиография, педагогическая концепция, информация и документы об увлечениях, интересах);
  • коллектор – индивидуальная образовательная карта (раздел, где собираются результаты, аттестаты и дипломы, информация об учреждении, его руководителе, свидетельства о прохождении курсов);
  • рабочие материалы (раздел, в котором владелец портфолиоформирует банк идей, выстраивает планы на будущее: программа деятельности, эссе, размышления; фиксирует полезную информацию: ссылки на ресурсы Интернет и литературные источники, высказывания философов, ученых и т.д.);
  • достижения, официальные документы (раздел, куда собираются все документы, подтверждающие наличие результатов деятельности: профессиональные достижения и достижения воспитанников — сертификаты и дипломы, отзывы, свидетельства о прохождении курсов, грамоты и т.д.).
  • И.В. Шоетовой в своей статье [5] рекомендует при формирования и ведения портфолио придерживаться следующих принципов:

  • непрерывность (постоянное систематичное и последовательное пополнение портфолио);
  • диагностика – прогностическая направленность (отражение состояния профессионального роста, наличие параметров оценки профессиональной деятельности);
  • интеракция (обеспечение эффективной обратной связи с субъектами образовательного пространства);
  • научность (обоснование целесообразности построения портфолио на основе компетентностного, деятельностного и системного подходов);
  • индивидуально-дифференцированная направленность (оценка уровня профессионализма в соответствии с требованиями результативности деятельности воспитателя ДОУ).
  • В работах С.А. Копыловой, Г.Н. Левашовой [2, 3] раскрыты методы формирования и ведения портфолио педагогом:

  • самоанализ и самооценка собственной педагогической деятельности;
  • сравнительный анализ результатов деятельности воспитателя (воспитательно-образовательной, конструктивной и оценочной, здоровьесберегающей и здоровьеформирующей, учебно-методической, инновационной, социально-педагогической);
  • сбор документов, подтверждающих результативность деятельности воспитателя;
  • заполнение схем – таблиц, карт, фиксирующих процессуальные и формальные достижения воспитателя;
  • оформление материалов портфолио, подтверждающих соответствие уровня профессионализма воспитателя дифференцированным квалификационным государственным требованиям в электронном варианте материалов (мультимедиа – презентации, видеофильмы, текстовое, графическое оформление и прочее).
  • По мнению Е.В. Григоренко условия формирования и ведения портфолио могут быть следующими [4]:

    • Изучение нормативных документов Управления образования по использованию портфолио воспитателя ДОО как формы аттестации.
    • Целенаправленное обучение воспитателей и экспертов методике работы с портфолио с учетом специфики контингента обучаемых.
    • Информационно-методическое сопровождение и мониторинг реализации портфолио как формы аттестации.
    • Размещение электронного портфолио воспитателя детского сада на сайте образовательной организации.
    • Образовательная технология портфолио предполагает следующие этапы [8]:

      Этап 1. Мотивация и целеполагание по созданию портфолио

      Практически вся деятельность по созданию и использованию портфолио строится в зависимости от поставленных в её рамках целей. Чем чётче проявлено основание необходимости создания портфолио, чем конкретнее поставлены цели его использования, тем более вероятно достижение успешных результатов на всех последующих этапах. И, наоборот, если при работе на следующих этапах результаты отсутствуют или ниже запланированных, это является указанием на то, что работа по мотивации и целеполаганию была проведена некачественно.

      Формы работы при этом могут быть разными. Например, рассмотрение перечисленных выше вопросов на заседании педагогов, на совещании при руководителе, на научно-методическом совете организации, на проектном семинаре.

      Этап 2. Разработка структуры материалов портфолио

      Как уже указывалось выше, структура портфолио должна быть адекватна целям его создания и использования. Поэтому каждый раз при разработке структуры портфолио под конкретное предназначение, нужно не только использовать знания об уже имеющихся в культуре типовых, прошедших успешную апробацию структурах, но и подключать собственное творчество и гибкость мышления.
      Предпочтительными формами работы на этом этапе являются все те, которые предполагают совместную деятельность по поиску, обсуждению и разработке проекта структуры будущего портфолио. Это, например, проектные семинары, на которых должна быть обеспечена возможность для использования таких внешних ресурсов, как поиск в Internet, участие экспертов и консультантов, знакомых с практикой использования портфолио.

      Этап 3. Планирование деятельности по сбору, оформлению и подготовке материалов к презентации. Выработка критериев оценивания материалов портфолио

      Теперь, исходя из разработанной на предыдущем этапе проекта структуры, необходимо наметить организационный план работы, обеспечивающей поиск, сбор и оформление необходимых материалов. План должен содержать сроки, мероприятия и ответственных за их выполнение. Это может быть индивидуальный или групповой план.
      На этом этапе могут обнаружиться избыточность разработанной ранее структуры и некоторые ограничения, связанные со сроками, возможностью достать какие-то материалы и т.д. Поэтому до начала сбора материалов уместна корректировка первоначального проекта структуры будущего портфолио.
      Прежде чем приступать к непосредственному сбору и оформлению материалов по разработанной структуре, необходимо определиться с требованиями к качеству создаваемого продукта. Тем более, что работа по пониманию системы оценивания, ещё более конкретизирует на какой результат направлена вся деятельность в рамках портфолио-технологии.
      При выработке критериев для оценивания материалов портфолио необходимо придерживаться трёх основных принципов [8] (Приложение 1, таблица 1).

      Этап 4. Сбор и оформление материалов

      Тренинги и консультации по формированию необходимых знаний и навыков создания и презентации портфолио. Рефлексия деятельности на этапе. Сбор материалов осуществляется в соответствии с составленным на предыдущем этапе планом.

      При оформлении материалов портфолио необходимо удерживать такие основные задачи, как:

    • привлечь внимание, вызвать доверие и желание знакомиться с материалами портфолио тех, кому они предназначены;
    • передать все сведения, содержащиеся в портфолио наиболее понятным образом (структура, язык, наглядность, доказательность);
    • представить информацию, обеспечив в её содержании и форме, доказательства её достоверности.
    • Для выполнения этих задач необходимо ответить на вопросы:

    • Кто будет знакомиться с материалами? К каким профессиональным и неформальным сообществам они относятся?
    • С чем у них могут быть связаны ожидания по содержанию и оформлению материалов?
    • Каковы правила оформления и требования к его качеству, принятые в этих сообществах?

    При ответе на эти вопросы могут понадобиться дополнительная информация и умения.

    Поэтому здесь уместно проявление образовательных потребностей и формирование заказа на консультационное и тренинговое сопровождение.

    В ответ на сформированный заказ целесообразно проведение консультаций и тренингов.

    С появлением практической деятельности, необходимо введение рефлексии. Её суть в фиксации успехов и трудностей, проявленных в практике. Ведь именно их следствием являются те первые промежуточные результаты, с которых начинается движение к достижению целей портфолио-технологии.

    Рефлексия строится вокруг выяснения так называемых точек опоры – уже имеющихся знаний, умений, навыков, которые позволяют добиваться успехов в рамках портфолио-технологии и точек роста – дефицитов и трудностей, которые тормозят достижение запланированных результатов.

    Рефлексивное осмысление точек опоры и точек роста позволяет:

  • зафиксировать особенности движения в деятельности относительно ожидаемых результатов, а также значимые изменения, происходящие в самом субъекте деятельности;
  • через осознание полученной практики перевести её в опыт, которым можно пользоваться в дальнейшем;
  • на основе полученного выше, делать выводы и своевременно корректировать последующую деятельность, делая её более эффективной.
  • Для организации рефлексии деятельности можно использовать такие формы и методы работы как:

  • групповая и индивидуальная работа;
  • обсуждения на семинарских занятиях;
  • письменные работы (эссе, ответы на вопросы по методу неоконченных предложений, психологическое тестирование и т.п.).
  • Рефлексивное сопровождение деятельности на этом и всех последующих этапах портфолио-технологии строится аналогичным способом.

    Этап 5. Презентация в рамках цели создания и использования

    Презентация – это представление материалов портфолио-продукта лицам, заинтересованным в информации о достижениях его владельца, планах по его дальнейшему саморазвитию.

    Презентация является итоговым, но не финальным действием в рамках портфолио-технологии. Так как кроме готового портфолио-продукта в виде папки с материалами могут быть получены и другие результаты работы, не менее значимые для его владельца и других участников.

    Этап 6. Оценка результатов деятельности по оформлению и использованию материалов портфолио. Итоговая рефлексия деятельности

    Организация деятельности по оценке созданного портфолио является одним из важнейших этапов рассматриваемой технологии. В неё входит:
    – разработка параметров и процедуры оценивания,
    – различные формы работы по оцениванию портфолио и рефлексии деятельности по его созданию и использованию.

    Предметом оценки может являться как сам созданный продукт (материалы, оформленные в печатном или электронном виде), так и результаты его использования.
    В каждом конкретном случае создания и использования портфолио необходимо разрабатывать систему показателей для его оценки. Она будет напрямую зависеть от типа портфолио и целей его использования (Приложение 2).

    Итоговая рефлексия суммирует все результаты, полученные в ходе поэтапной деятельности. Среди них, как ожидаемые результаты, так и образовательные эффекты, которые могут проявиться как незапланированные, но значимые дополнительные умения, навыки и психологические новообразования.

    Кроме того, итоговая рефлексия может вывести её участников на необходимость продолжения работы в рамках портфолио-технологии. Либо для создания принципиально нового портфолио-продукта, либо для совершенствования уже созданного. В таком случае необходим переход на новый цикл, т.е. дальнейшее движение вновь задаётся через целеполагание на первом этапе деятельности.

    Список литературы:

    1. Кейс-метод и технология портфолио в профессиональном образовании [Текст]: методические рекомендации / авт.-сост. Н. В. Павельева; под общ.ред. Т. С. Пани­ной. – Кемерово: Изд-во ГОУ «КРИРПО», 2007. – 80 с.
    2. Копылова, С. А. Портфолио как средство мониторинга профессионального развития педагога [Текст] / С. А. Копылова // Практика административной работы в школе. – 2006. – № 7. – С. 31-32.
    3. Левашова Г.Н. Формирование портфолио преподавателя [Текст] / Г.Н. Левашова, И.Н. Аляева, Л.Ф. Парубец // Среднее профессиональное образование. – 2006.– № 4, с. 12-19.
    4. Методические рекомендации по курсу / Портфолио в вузе: методические рекомендации по созданию и использованию. Составитель: Григоренко Е.В., 2007.
    5. Методические рекомендации по формированию и ведению портфолио для педагогов дошкольных учреждений / Работа с дошкольниками. Составитель: Шоетова И.В., 2009.
    6. Новикова, Т. Г. Инновационные подходы к оцениванию с помощью портфо­лио [Текст] / Т. Г. Новикова// Педагогическая диагностика. – 2006. – № 2. – С. 59-72.
    7. Новикова, Т. Г. Портфолио в зарубежной практике [Текст] / Т. Г. Новикова, М. А. Пинская, А. С. Прутченков, Е. Е. Федотова // Вопросы образования. – 2004. – №3. – С. 201-238.
    8. Чернявская А.П. Педагогическая техника в работе учителя. – М.: Педагогический поиск, 2001.
    Самопознание и самооценка в профессиональном саморазвитии