Самооценка и образ я в подростковом возрасте

Оглавление:

Самооценка и образ я в подростковом возрасте

АРХИВ «Студенческий научный форум»

Просмотров научной работы: 2424

Комментариев к научной работе: 0

Поделиться с друзьями:

Социально-экономическая и политическая нестабильность, сложившая в России в последние десять, привела к значительному увеличению численности детей и подростков, оказавшихся в чрезвычайно трудных условиях. Значительное число среди них дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. В последние годы вошло понятие «социальное сиротство», означающее сиротство при живых родителях. Исследованием особенностей детей, воспитывающихся в интернатных учреждений, занимались многие зарубежные и отечественные исследователи такие известные ученые, как И. Лангмейер, З. Матейчик, Дж. Боулби, а также И.В. Дубровина, М.И. Лисина, B.C. Мухина, A.M. Прихожан, Н.Н. Толстых, Л.М. Шипицина и др. Вместе с тем изучением развития самосознания и самоотношения подростков в условиях семьи и вне семьи занимались Е.Н. Андреева, О.А. Карабанова, Н.А. Николаева, И.Г. Чеснова и др. В связи с ростом численности детей и подростков, оставшихся без попечения родителей, стала весьма актуально изучение личностных особенностей. На современном этапе развития психологической науки одной из наиболее актуальных является проблема развития «Я-концепции». Являясь «ядром личности», развитие «Я-концепции» оказывает регулирующее влияние на все стороны жизнедеятельности человека. Я-концепция возникает у человека в процессе социального взаимодействия, как результат психического развития. Оно накладывает отпечаток на все жизненные проявления человека. Особенно это явно проявляется в подростковом возрасте. Становление Я-концепции в подростковом возрасте определяет развитие личности в целом. Особое значение приобретает эта проблема у детей, воспитывающихся вне семьи. Так данные статистики показывают, что значительный процент выпускников из детских домов оказывается дезадаптированными к самостоятельной жизни, а также у них явно выражены асоциальное поведение с высокой степенью агрессивности. По данным Г.Х. Багандовой в исследованиях Н.Н. Толстых, Т.И. Шульги, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых, А.Ш. Шахмановой и др. дети, проживающие в закрытых детских учреждениях, (в приютах, детских домах, школах-интернатах), имеют особенности психологического и личностного развития. Эти дети сложно адаптируются к условиям социума. Особенно остро эта проблема начинает, проявляться в старшем подростковом возрасте, так как именно этот период является наиболее сложным и важным в становлении личности [1].

По данным М.Ю. Кондратьева в исследованиях А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых, М.И. Лисиной, И.В. Дубровиной, Н.М. Неупокоевой, Т.Н. Юферевой и др. у детей воспитывающихся вне дома, встречается ряд трудностей в личностном развитии [2]. Автор считает, что для детей-сирот характерны негативизм, лень, иждивенчество, неуверенность в себе.

Одной из наименее изученных сторон личности детей-сирот, является их самосознание. Развитие личности воспитанников детского дома имеет ряд качественных особенностей, которые отмечаются на всех ступенях развития и обусловлены условиями жизни в интернатных учреждениях. Особенно ярко проблемы выражены в подростковом возрасте, так как он является переломным в становлении личности ребенка. За время проживания в интернатном учреждении у детей-сирот формируется иждивенчество и привычка жить по указке, сложность в формировании всех аспектов самосознания, отсутствие активности и самостоятельности.

При изучении «Я-концепции» подростков-сирот и подростков из семьи в своих исследованиях А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых использовали метод свободных описаний. Применялись 10 категорий самоописания. Из результатов исследования видно, что категории — «Я среди людей» в субкатегории отношение к другим людям и умение общаться с другими, в обеих выборках выражены в одинаковой степени.Две субкатегории — оценка себя как друга и умение понимать других людей — значительно выражены у школьников и почти не представлены у воспитанников интерната.

Сравнивая категорию «Поведение» у подростков из школы и интерната, можно также отметить существенные отличия. Если для «образа Я» подростков, растущих в семье, наиболее характерно негативистское противопоставление собственного поведения нормативному, собственных предпочтений — требованиям взрослых, то для «образа Я» воспитанников интерната важными оказываются другие стороны поведения — умение ловко приспособиться к ситуации. Таким образом, если утверждение собственного «Я» у подростков из семьи происходит через противопоставление себя ситуации, то у подростков из интерната — через приспособление к ситуации.

Заметные различия между подростками из семьи и воспитанниками из интерната отмечаются в категории «Самооценка», где были выделены две темы: отношение к себе и личностные качества. По теме «Отношение к себе» высказывания были разделены на четыре субкатегории: 1) принятие или непринятие себя; 2) общая самооценка; 3) оценка своего характера; 4) сравнение себя с другими. Достоверные различия между школой и интернатом отмечаются по всем четырем субкатегориям. Для подростков из интерната отношение к себе сводится к общей самооценке и (в меньшей степени) к сравнению себя с другими. Подросткам из семьи общая самооценка менее значима и интересна, им гораздо важнее оценка своего характера, сравнение себя с другими и некоторое общее принятие или непринятие себя. При сравнении самооценок подростков обращает на себя внимание то, что у воспитанников интерната они в большинстве случаев негативны и они относятся к своей личности в целом негативно. У подростков из семьи отношение к себе положительное, а самооценка носит весьма сложный характер, даже если он низко оценивает отдельные свои качества, успехи, не перестает любит себя. Из сравнительного анализа по теме «Качества личности», А.М. Прихожан и Н.Н. Толстых делают вывод, что воспитанники интерната, описывая себя, указывают преимущественно на свои нравственные качества (добрый, трудолюбивый, врун, грубый), а учащиеся массовой школы – на эмоционально-волевые (сдержанный, организованный, упорный, безвольный). Подростки из интерната приписывают себе значимо больше отрицательных нравственных качеств [4]. Подростки-сироты не видят себя членами семьи, хотя у многих из них есть один из родителей (мама или папа, есть братья и сестры). У них очень развито «чувство — Мы». У большинства занижена самооценка. Ориентация в самооценке на мнение других.

А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых выделяют следующие особенности в «Я-концепции» подростка-сироты:

— отсутствует субъективная фиксация определенных аспектов своей мотивации;

— низкая самооценка; повторяет оценки, которые он постоянно слышит от учителей и воспитателей;

— низкий уровень стремления к самореализации; зависимость от мнения окружающих;

— признание необходимости внешнего контроля [4].

Можно утверждать, что самооценка и характер общения со взрослым взаимосвязаны. Именно общение влияет на зарождение общей и конкретной самооценки у детей из детского дома. Воспитанники детских домов не уверены в себе, у них заниженное представление о себе.

По мнению В.С. Мухиной самосознание ребенка с раннего возраста развивается в плане постижения своего «Я» в прошлом, настоящем и будущем. Способность к соотнесению себя настоящего с собой в прошлом и будущем — важнейшее позитивное образование самосознания развивающейся личности. В условиях депривации развивающейся личности в детском доме чаще всего формируется личность без ответственного отношения к собственному времени жизни. Эмоциональное неблагополучие, тревогу по поводу прошлого, настоящего и будущего у воспитанников детского дома имеют типичную представленность в их сознании [3].

Чтобы стать полноценной личностью, ребенок должен воспитываться в эмоционально теплой и стабильной обстановке. И.А. Фурманов в своей работе отметил, что, если эмоциональный контакт с близкими взрослыми или окружающими людьми нарушен, то обстоятельства ребенка подавляют, его ожидания, относительно будущего пессимистичны, чувствует себя слабее других, нелюбимым. В результате у него развиваются очень низкая самооценка, чувство неполноценности. Возникшая в детстве неуверенность в себе становится устойчивой характеристикой воспитанников детского дома [5].

Для изучения одной из наименее изученных сторон личности детей-сирот, нами было проведено исследование Я-концепции подростков-сирот и подростков, воспитывающихся в условиях семьи. Для исследования Я-концепции подростков-сирот и подростков, воспитывающихся в условиях семьи, использовалась методика Дембо-Рубинштейн

(модификация А.М. Прихожан). С помощью этой методики выявляли уровень самооценки и самокритичности.

Проведенное эмпирическое исследование показало, что у детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях, обнаруживаются качественные отличия в развитии всех аспектов Я (представление о себе, отношение к себе, образ Я, самооценка). Специфические особенности самосознания состоят в том, что воспитанники интернатных учреждений, зачастую не знают и не принимают себя как личность.

У детей-сирот слабо сформировано чувство Я. Причина этого кроется в том, что эти дети крайне мало осведомлены о себе и своем прошлом. У них обычно бывают весьма туманные представления о собственной семье.

Таким образом, как показал теоретический анализ проблемы личностных особенностей подростков-сирот и подростков, воспитывающихся в условиях семьи, и проведенное эмпирическое исследование показал значительные различия между ними. У большинства воспитанников из школы-интерната отмечается негативная «Я-концепция», низкая самооценка, тогда как у подростков, воспитывающися в условиях семьи преобладает позитивная «Я-концепция» и высокая самооценка.

Литература:

1. Багандова Г.Х. Каузальная атрибуция достижений подростков, воспитывающихся в условиях вне семьи: Дисс. … канд. психол. наук. Ярославль, 2011.

2. Кондратьев М.Ю. Социальная психология закрытых образовательных учреждений. — СПб.: Питер, 2005.-304с.

3. Мухина В.С. Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия /Ред.сост. В.С. Мухина. – М.: Просвещение, 1991.

4. Прихожан А.М. Психология сиротства/ А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых. — 3-е изд. — СПб.: Питер, 2007. — 416с.

5. Фурманов И.А. Психология депривированного ребенка: пособие для психологов и педагогов / И.А. Фурманов, Н.В.Фурманова.–М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004.

Формирование «я»-образа в подростковом возрасте как фактор успешной социализации

Разделы: Литература

При социализации подростков сталкиваются два вида самостоятельности: первый определяется стихийными природными побуждениями, а второй сформирован культурой, обеспечивающей успешное включение личности в жизнедеятельность социума и образованием.

Детство и отрочество завершаются вторым открытием «я» в подростковом возрасте, в рамках которого решается главная задача отрочества – формирование идентичности, создание целостного «я». Таким образом, жизнь человека от рождения к своему финалу – процесс последовательного осознания человеком своей отдельности и переживание этой отдельности. В этом и заключается главная цель жизни человека. Только осознав себя, своё собственное «я», человек способен проявить свою неповторимость, индивидуальность; он при этом действительно свободен и счастлив от того, что «нашёл ответ на проблему человеческого существования» (Э.Фромм. Человек для себя).

Обозначив важность самоопределения в жизни подростка, нельзя не сказать о таком понятии, как самосознание. Процесс осознания собственного «Я» протекает легче и проще, чем раньше подросток начинает размышлять о себе, своих способностях и возможностях.

В подростковом возрасте у молодых людей вырабатывается собственная независимая система эталонов самооценивания и самоотношения, всё более развивается желание проникнуть в свой собственный мир. В этом возрасте подросток начинает осознавать свою особенность и неповторимость, в его сознании происходит постепенная переориентация с внешних оценок (преимущественно родительских) на внутренние. Таким образом, у подростка начинает формироваться Я-концепция, которая способствует дальнейшему, осознанному или неосознанному, построению поведения человека.

Введём понятие «Я-концепции». Я-концепция – это обобщённое представление человека о самом себе, система его установок относительно собственной личности, или: целостный образ собственного Я человека, представляющий собой относительно устойчивую, в большей или меньшей степени осознаваемую систему представлений человека о самом себе. Иначе говоря, перед подростком, обретшим способность к обобщениям, встаёт задача объединить всё, что он знает о самом себе, как о сыне, спортсмене, друге, учащемся и так далее. Все эти роли он должен собрать воедино, осмыслить, связать с прошлым и спроецировать будущее. Если молодой человек успешно справится с этой задачей – психосоциальной идентификацией, то у него появится ощущение того, кто он есть, где находится и к чему нужно стремиться.

В подростковом и юношеском возрасте усиливается стремление к самовосприятию, к осознанию своего места в жизни и самого себя как субъекта отношений с окружающими, поэтому у подростков формируется образ собственного «Я» («Я-образ», «Я-концепция»). В образ «Я» встраивается и отношение к самому себе: человек может относиться к себе фактически так же, как он относится к другому, уважая или презирая себя, любя и ненавидя и даже понимая или не понимая себя, – в самом себе индивид своими действиями и поступками представлен как в другом. Образ «Я» тем самым вписывается в структуру личности. Он выступает как установка по отношению к самому себе. Как всякая установка, образ «Я» включает в себя три компонента.

Во-первых, когнитивный компонент: представление о своих способностях, внешности, социальной значимости и т.д. Один подросток на первый план в своём Я-образе выдвигает внешний вид, который, как он полагает, ему придает особый стиль в одежде. Другой его сверстник – факт победы на последнем Конкурсе профессионального мастерства или предметной олимпиаде. Третий – тяжелое поражение на том же конкурсе/олимпиаде и затруднение в освоении математики, которая ему нелегко даётся.

Во-вторых, эмоционально-оценочный компонент: самоуважение, самокритичность, себялюбие, самоуничижение и т.д.

В-третьих, поведенческий (волевой): стремление быть понятым, завоевать симпатии, уважение друзей и педагогов, повысить свой статус, или же желание остаться незамеченным, уклониться от оценки и критики, скрыть свои недостатки и т.д.

Образ «Я» – и предпосылка, и следствие социального взаимодействия. Фактически психологи фиксируют у человека не один образ его «Я», а множество сменяющих друг друга «Я-образов», попеременно выступающих на передний план самосознания, то утрачивающих своё значение в данной ситуации социального взаимодействия. «Я-образ» – не статическое, а динамическое образование личности индивида.

Степень адекватности «Я-образа» выясняется при изучении одного из важнейших аспектов – самооценки личности. Самооценка – компонент самосознания, включающий наряду со знаниями о себе оценку человеком своих физических характеристик, способностей, нравственных качеств и поступков; оценка личностью самого себя, своих возможностей, качеств, места среди других людей. С помощью самооценки происходит регуляция поведения личности в обществе.

В педагогической деятельности в последние годы всё чаще стала сталкиваться с подростками из неблагополучных, малоимущих и многодетных семей, с опекаемыми и сиротами. Это зачастую эмоционально зажатые, или наоборот, слишком раскрепощённые учащиеся, создающие массу проблем не только другим, но и себе. Эта категория проблемных подростков страдает от неразвитости речевых умений, плохо осознаёт свой Я-образ. Таким подросткам сложнее реализовать свои способности, что, естественно, отражается на дальнейшей самореализации.

Замечено, что одарённые подростки далеко не всегда могут установить контакт со своим окружением. В детстве, как правило, им не дают раскрыться и проявить свою индивидуальность. Восприятие и ценности творчески одарённого ребёнка отличаются от тех, что присущи социальной группе, членом которой он является. Происходит подавление собственного «Я».

Первостепенная задача для педагога на этом этапе жизни подростка: создать условия и ситуации, где бы способности учащихся, которые долгие годы были в позиции отшельников, могли бы реализоваться. Исходя из этого, я выработала оптимальную систему действий по развитию творческих способностей социально уязвимой группы, а отсюда – проблемной части подросткового сообщества. Рассмотрим поэтапно осуществляемые мной действия.

  • 1 этап. Определение исходного творческого потенциала учащихся.
  • 2 этап. Формирование положительного Я-образа учащегося.
  • 3 этап. Создание условий для проявления самостоятельности и инициативы при решении творческих задач, эмоциональной раскрепощённости.
  • 4 этап. Развитие творческих способностей (воображения и образного мышления учащихся) и перевод их в устойчивое свойство личности (поиск оригинальных решений и образная гибкость, мысленное синтезирование образа).
  • Первый этап складывается по-разному: кто-то раскрывается сразу, кому-то надо предоставить адаптационный период для формирования положительного Я-образа. Можно выявить такую закономерность: для активных, психологически открытых учащихся система работы такова, как это указано выше; для замкнутых, но творчески одарённых подростков третий и второй этапы меняются местами (таких подростков сложнее вытащить из скорлупы недоверия и закрытости). При сложившихся трёх этапах четвёртый этап не представляет сложности для работы педагога.

    Задания, успешно работающие на реализацию названных задач, условно можно разделить на три основные группы.

    Задания блока А. Речевое творчество (работа со словом, предложением, текстом).
    Задания блока Б. «Открытые» творческие задания, стимулирующие творческое мышление.
    Задания блока В. Задания, формирующие положительный Я-образ учащегося.

    1) Задания, предусматривающие знание литературного материала с преломлением собственного «Я»:

    1. Автобиография героя.
    2. Семья Болконских и Ростовых: в чьей семье я хотел бы расти и воспитываться.
    3. Я – человек мира или войны?
    4. 2) Задания-разработки темы на основе личных образов и ассоциаций (приём ассоциирования).

      3) Задания проблемные или ситуационные:

      • Если бы Раскольников жил в наши дни…
      • Стоя перед судом, чего бы я просил: прощения или справедливости.
      • Сильный характером человек – это…(по роману Булгакова «Мастер и Маргарита»).

      4) Ролевые задания и нетрадиционные формы занятий:

      • Творческие уроки-спектакли.
      • Презентация героя.
      • Реклама книги, произведения, автора.
      • Придумывание и разыгрывание драматургического отрывка.
      • Уроки с включением тренинговых упражнений.
      • 5) Художественное творчество обучающихся. Создание нового продукта: текста, иллюстрации, презентации и т.д.

        Самооценка представляет собой центральное образование личности. Она в значительной степени определяет социальную адаптацию личности, является регулятором её поведения и деятельности. Хотя надо сказать, что и социум в значительной степени влияет на формирование самооценки личности.

        Наиболее очевидны изменения в содержательной стороне самооценки подростков. Это объясняется тем, что именно в данный период, достаточно краткий по своей продолжительности, наблюдается резкий переход от фрагментарного и недостаточно чёткого видения себя к относительно полной, всеобъемлющей Я-концепции. Подростки-старшеклассники при оценке себя уже способны охватить почти все стороны собственной личности; их самооценка становится всё более обобщённой. Кроме того, совершенствуются так же и суждения относительно своих недостатков. И, если наиболее значимыми и хорошо осознаваемыми качествами своего Я для юноши выступают коммуникативные, волевые и интеллектуальные качества, что позволяет рассматривать их как основание ценностного отношения подростка к себе, то содержание самооценок девушек касается в большей степени осознания и оценки их взаимоотношений с другими людьми.

        Кроме того, представленные выше примеры заданий на уроках литературы в старших классах хороши еще и с психологической точки зрения. В созданных историях могут «проигрываться» внутренние конфликты и потенциал наших взаимоотношений. Анализируя образ главного героя, мы можем составить целостную картину отношения подростка к окружающему миру, самому себе, индивидуального восприятия жизненных трудностей и способов их преодоления. Особое внимание следует уделять эпитетам, прилагательным, метафорам, применяемым в описании главного героя. Данные средства выражают эмоциональное отношение пишущего к себе. Мотивы поступков главного героя могут отражать собственную мотивацию автора, как реальную, так и потенциальную или скрытую; можно понять, какое поведение приводит героя к успеху: агрессия, помощь других, хитрость, сотрудничество, борьба.

        Все перечисленные задания снимают у старшеклассников эмоциональный дискомфорт выражения собственного Я уже к концу первого года работы над реализацией проекта по формированию положительного Я-образа. Учащимся категории сирот, опекаемым помимо постоянного контроля над выполнением задания требуется словесная поддержка чаще, чем остальным категориям учащихся. Формирование положительное образа Я у таких учащихся проходит сложнее, занимает период более года. Среди условий, стимулирующих творческое мышление подростков можно выделить: разрешение/поощрение множества вопросов со стороны обучающегося; создание ситуации незавершённости или открытости; стимулирование ответственности и независимости; внимание со стороны взрослых и сверстников к интересам обучающихся; привлечение обучающихся к самостоятельным разработкам, наблюдениям, обобщениям.

        Представленные задания по формированию Я-образа в подростковом возрасте прошли апробацию.

        Подводя итоги, можно заключить следующее. Подростковый период очень важен для формирования у подростка самооценки как основного регулятора поведения и деятельности, оказывающей непосредственное влияние на процесс дальнейшего самопознания и самовоспитания и в целом – развития личности.

        Таким образом, можно сделать следующие выводы работы.

        1. Аспект самооценки подростков углубляется и переориентируется с учебной деятельности на взаимоотношения с товарищами и на свои физические качества. В связи с увеличением критичности подростка к себе его самооценка становится более адекватной.
        2. Происходит дальнейшая эмансипация самооценки от внешних оценок, но оценка значимых других оказывает огромное влияние на характер самооценки подростка.
        3. Педагог способен оказать помощь в самоопределении подростка. Основными задачами должны стать: формирование видения альтернатив в ситуации выбора, становление внутренней системы критериев оценки.
        4. Формирование «Я-концепции» и Я-образа способствует углублённому проникновению в свой внутренний мир, успешному построению поведения молодого человека, обретению собственного места в окружающем мире.
        5. Список литературы

          1. Агафонов А.Ю. Исследование Я-концепции учащихся подросткового возраста. Средства качественной оценки образовательных систем. – Автореферат диссертации, Казанский госуниверситет, 2000.
          2. Аттестация учителей русского языка и литературы (методические рекомендации). – Москва: Айрис-пресс, 2005.
          3. Диагностика и коррекция профессионально-значимых качеств. – Екатеринбург: ИРРО, 1997.
          4. Занковский А.И. Формирование творческих способностей: сущность, условия, эффективность (Сборник научных трудов).– Свердловск: СИПИ, 1990.
          5. Майерс Дэвид. Социальная психология. – С.Петербург: Питер, 2002.
          6. Народное образование. Выпуски журнала за 2010-2014 годы.
          7. Поливанова К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста. – Вопросы психологии, 1996, №1.
          8. Райс Филипп. Психология подросткового и юношеского возраста. – С.Петербург: Питер, 2000.
          9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2 томах. Том 1. – Москва,1989.
          10. Станкин М.И. Если мы хотим сотрудничать. – Москва: Академия, 1996.
          11. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. — Томск: Пеленг, 1993.

          Я – концепция в юношеском возрасте

          Рубрика: 4. Психология развития

          Статья просмотрена: 2649 раз

          Библиографическое описание:

          Архипова А. Ю. Я – концепция в юношеском возрасте [Текст] // Психология в России и за рубежом: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, октябрь 2011 г.). — СПб.: Реноме, 2011. — С. 16-18. — URL https://moluch.ru/conf/psy/archive/32/1057/ (дата обращения: 02.10.2018).

          Интерес человека к себе, к своему «Я» — исконный и вполне понятный. Кто не задавал самому себе вопрос: «Кто Я?». Как гласит легенда, дельфийский оракул провозгласил: познай самого себя! Сократ возвел этот призыв в исходный принцип своего философского мировоззрения. Гераклит говорил, что всем людям свойственно «познавать самих себя и мыслить». [1]

          Самым широким понятием в рассматриваемой области является понятие «Я-концепция», которая традиционно трактуется как система представлений человека (разной степени осознанности) о самом себе, о своих физических, интеллектуальных, характерологических, социальных и прочих свойствах [2].

          Р.Бернс определяет понятие «Я-концепция», как совокупность всех представлений человека о самом себе, сопряженная с их оценкой. Описательную составляющую Я-концепции часто называют образом Я или картиной Я. Составляющую, связанную с отношением к себе или к отдельным своим качествам, называют самооценкой или принятием себя. Я-концепция, в сущности, определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем.

          Выделение описательной и оценочной составляющих позволяет рассматривать Я — концепцию как совокупность установок, направленных на самого себя. В большинстве определений установки подчеркиваются три главных элемента:

          1. Убеждение, которое может быть как обоснованным, так и необоснованным (когнитивная составляющая установки).

          2.Эмоциональное отношение к этому убеждению (эмоционально-оценочная составляющая).

          3.Соответствующая реакция, которая, в частности, может выражаться в поведении (поведенческая составляющая).

          Применительно к Я-концепции эти три элемента установки конкретизируются следующим образом:

          Когнитивная составляющая или образ Я — представления индивида о самом себе.

          Самооценка — аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа Я могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.

          Потенциальная поведенческая реакция, то есть те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой.

          Человек как личность – самооценивающее существо. Есть три момента, существенных для понимания самооценки. Во-первых, важную роль в ее формировании играет сопоставление образа реального Я с образом идеального Я. В классической концепции Джеймса (1890) представление об актуализации идеального Я положено в основу понятия самооценки, которое определяется как математическое отношение — реальных достижений индивида к его притязаниям. Кто достигает в реальности характеристик, определяющих для него идеальный образ Я, тот должен иметь высокую самооценку. Если же человек ощущает разрыв между этими характеристиками и реальностью своих достижений, его самооценка, по всей вероятности, будет низкой.

          Второй фактор, важный для формирования самооценки, связан с интериоризацией социальных реакций на данного индивида. Такой подход к пониманию самооценки был сформулирован и развит в работах Кули (1912) и Мида (1934).

          Еще один взгляд на формирование самооценки заключается в том, что индивид оценивает успешность своих действий и проявлений через призму своей идентичности. Индивид испытывает удовлетворение не от того, что он просто что-то делает хорошо, а от того, что он избрал определенное дело и именно его делает хорошо. В целом картина выглядит таким образом, что люди прилагают большие усилия для того, чтобы с наибольшим успехом «вписаться» в структуру общества [3].

          Очевидно, что самооценка – продукт самосознания. В то же время становление самосознания — процесс сложный и многогранный. Важным этапом для формирования самосознания является юношеский возраст. Так как в этот период у юноши складывается представление об окружающей действительности, происходит смена ролей, появляется необходимость принятия важных решений, касающихся профессии, ценностных ориентаций, образа жизни и т.д. Я — концепция в юношеском возрасте, с одной стороны, становится более устойчивой, а с другой – претерпевает определенный изменения, обусловленные целом рядом причин. К таким причинам можно отнести физиологические и психологические изменения, развитие когнитивных и интеллектуальных возможностей, приводящих к усложнению и дифференциации Я — концепции, в частности к появлению способности различать реальные и гипотетические возможности, требования, исходящие от социальной среды. Формирование образа своего Я в результате самопознания в ранней юности зависит не только от общения с непосредственным окружением, но и от контактов с более широкой социальной средой. Но наиболее важно общение со значимыми лицами, в котором юноши и девушки нередко получают о себе прямую информацию в оценочных терминах [4]. С возрастом роль оценок окружающих в формировании самооценки снижается, но всегда остается весьма существенной [5]. Свидетельство тому — весьма высокая и положительная взаимосвязь самооценок с оценками, ожидаемыми юношами и девушками от различных значимых лиц из их окружения [6].

          Для того чтобы более наглядно представить картину формирования Я-концепции в юношеском возрасте и установить связь между самооценкой и оценкой окружающих, мы провели обследование студентов юношеского возраста.

          Выборку составили студенты четвертого и пятого курсов в возрасте 20-22 лет, факультета педагогики и психологии Кузбасской государственной педагогической академии г. Новокузнецка, всего сорок человек.

          В исследовании использовались следующие методики.

          1. Методика исследования самооценки (А) основана на способе выбора. Испытуемым дается ряд личностных характеристик, которые они должны дифференцировать на «хорошие» и «плохие». Затем отметить какими из данных характеристик они обладают.

          2. Методика квантификации межличностных отношений (В) была разработана американским психологом Т.Лири. Данная методика предназначена для исследования представлений субъекта о себе и идеальном «Я». Испытуемым предлагается ответить на 128 вопросов.

          3. Методика «Какой я» (С).

          В данной методике обследуемого просят ответить на вопрос: «Какой я» 10 раз, используя прилагательные (добрый, ответственный и т.п.).

          По методике А уровень самооценки складывается из коэффициента самооценки по «положительному» и «отрицательному» множеству качеств. В результате обследования выявлено, что у 55% испытуемых уровень самооценки по «положительному» и «отрицательному» множествам прямо противоположен. Это может говорить о нестабильности самооценки и нарушении процесса самооценивания.

          После этого, мы сравнили результаты полученные по методике А с уровнем самооценки, полученным с помощью методики В. В результате сопоставления двух методик мы обнаружили, что совпадения уровня самооценки по «положительному» с данными методики В составило 38%, по «отрицательному» — 24%. А у 41% испытуемых результаты по двум описываемым методикам существенно различаются.

          Полученные данные наводят на мысль о том, что выбранные нами методики измеряют разные аспекты самооценки. Но, проанализировав содержание методик А и В, мы обнаружили, что вопросы, содержащиеся в методике В полностью отражают список характеристик, который находится в методике А. Таким образом мы можем говорить, что методики измеряют одни и те же аспекты самооценки. Следовательно, несовпадение результатов по методикам А и В, говорят о том, что у испытуемых самооценка не сформирована и идет приписывание себе некоторых качеств.

          При более подробном анализе результатов, полученных с помощью методики А, было обнаружено, что у 45 % испытуемых при самооценивании происходит одновременное приписывание себе прямо противоположных качеств (например: чуткий и бездушный, легковерие и подозрительность, сдержанность и несдержанность) Этот факт говорит о выраженной конфликтности самооценки у молодых людей.

          Затем мы сравнили результаты двух методик А и В. В методике А испытуемые дифференцировали качества на «хорошие» и «плохие» (идеал и антиидеал), затем отмечали, какие из предложенных качеств имеются у них. В методике В нужно было ответить на предложенные вопросы, которые представляют личностные характеристики человека. Испытуемые должны были отметить есть ли у них такие качества или нет, а также видят ли они эти качества в Я-идеальном. По результатам данной методики, у 66% обследованных я-реальное совпадает с я-идеальным.

          Таким образом, нами обнаружено существенное смещение я-реального и я-идеального в сторону их слияния.

          Смещение я-реального и я-идеального ведет к нарушению представления о себе. Если у индивида неадекватное оценивание себя и, следовательно, окружающих, то он постоянно будет сталкиваться со своими проекциями, не осознавая этого. Также на индивида будет действовать оценка окружающих, он будет зависим от их мнения, особенно от мнения близких людей в силу своей нестабильной и несформированной самооценки. Тем самым, любая трудность будет являться стрессом, который в свою очередь может приводить к неблагоприятным изменениям личности.

          Анализируя результаты методики С, мы обнаружили, что все испытуемые, в описание себя, употребляли такие характеристики, которые являются социально одобряемыми, а также те качества, которые выгодны для построения образа «хорошего», «достойного» или «приятного» человека. К таким качеством можно отнести: добрый, открытый, отзывчивый, эмоциональный, исполнительный и т.д.

          Данное исследование показало, что у молодых людей в юношеском возрасте не сформирован образ Я, самооценка. Следовательно, это ведет к неадекватному формированию Я-концепции. Так как юношеский возраст характеризуется становлением мировоззрения, ценностных ориентаций, нахождения своего жизненного пути, выбор будущей профессии, то нарушения Я – концепции в этот период подвергает риску развитие личности в целом.

          1. Спиркин, А.Г. Сознание и самосознание — М.: Политиздат, 1972. – 303с.

          2. Прихожан, А.М., Толстых, Н.Н. Психология сиротства. 2-е изд. — СПБ.: Питер, 2005. — 400с

          3. Бернс, Р. Развитие Я — концепции и воспитание – М.: «Прогресс», 1986. – 420с.

          4. Мудрик, А.В. Современный старшеклассник: проблемы самоопределения — М.: «Знание», 1977. – 215с.

          5.Савонько, Е.И. Оценка и самооценка как мотивы поведения школьников разного возраста — «Вопросы психологии», 1969. – 216с.

          6. Богданов, С.Н., Годлиник, О.Б. Соотношение самооценки и ожидаемых оценок как индикатор личностного общения — В кн.: Проблемы общения и воспитания, 1974. – 180с.

          Похожие статьи

          Изучение эффективности применения методов диагностики.

          методика, ребенок, старший дошкольный возраст, процедура, самооценка, изучение самооценки, различный вид деятельности, возрастная группа, детский сад, диагностическая работа.

          Специфика самооценки в младшем школьном возрасте

          ребенок, заниженная самооценка, младший школьный возраст, жестокое обращение, повышение самооценки, самооценка, результат теста, результат методики, адекватная самооценка, трудная жизненная ситуация.

          Влияние оценки учителя на формирование самооценки.

          Формирование адекватной самооценки у детей младшего. ребенок, адекватная самооценка, трудная жизненная ситуация, младший школьный возраст, заниженная самооценка, результат методики, методика, самооценка, методическое пособие, жестокое обращение.

          Самооценка как фактор регуляции агрессивности подростков

          Для исследования использовались методики: измерения самооценки Дембо — Рубинштейна, определения смысложизненных ориентаций (методика СЖО) Д. А. Леонтьева, диагностики типа акцентуации личности тест — опросник Г. Шмишека, К. Леонгарда.

          Педагогические условия формирования самооценки в младшем.

          Особое значение для процесса формирования самооценки имеет период младшего школьного возраста.

          Самооценка является ведущим компонентом произвольной саморегуляции, определяет направление и уровень активности человека, его отношение к миру, к людям, к.

          К вопросу о самооценке детей младшего школьного возраста

          вариант обучения, уровень самооценки, ребенок, обычная школа, балл, учебная деятельность, ответ типа, методика, самооценка, уровень.

          Психологические особенности проявления агрессии в юношеском.

          агрессия, агрессивное поведение, юношеский возраст, самооценка.

          Увеличился показатель уровня заниженной самооценки до адекватной величины у 100 % испытуемых (средний уровень 52–65 высокий 66–79).

          Взаимосвязь самооценки личности и стрессоустойчивости.

          юношеский возраст, самооценка, коэффициент корреляции, уровень самооценки, самооценка личности, психически-нервное напряжение, прямая взаимосвязь, общий адаптационный синдром, высокая взаимосвязь.

          Исследование уровня самооценки у детей младшего школьного.

          методика исследования самооценки «Лесенка»

          ребенок, адекватная самооценка, самооценка, оценка, класс, формирование самооценки, самооценка ребенка, адрес ребенка, младший школьный возраст, педагог.

          Феномен «Я-концепция» подростка Текст научной статьи по специальности «Психология»

          Аннотация научной статьи по психологии, автор научной работы — Долгова Валентина Ивановна, Кошелева Анастасия Александровна

          В статье раскрыто понятие Я-концепции , показано, что именно « Я-концепция » является продуктом самосознания и лежит в основе формирования самооценки и феномена самопринятия ; адекватное формирование целостной « Я-концепции » выступает в роли главного фактора развития индивидуальных особенностей и самореализации ; уровень социального созревания подростка включает в себя не только естественные, возрастные особенности становления, но и выраженную в соответствующей позиции систему его представлений о самом себе.

          Похожие темы научных работ по психологии , автор научной работы — Долгова Валентина Ивановна, Кошелева Анастасия Александровна,

          The phenomenon of “self-concept” in adolescence

          The article focuses on the concept of self-concept ; shows that it is “ self-concept ” is a product of consciousness and is the basis of the formation of self-esteem and self-acceptance of the phenomenon; adequately formed, coherent “ self-concept ” is presented as one of the main factors of becoming a teenager personality and his self; level of social maturation of the adolescent includes not only the natural, age features of formation, but also expressed in the corresponding position system of his ideas about himself.

          Текст научной работы на тему «Феномен «Я-концепция» подростка»

          УДК 371.015 ББК 88.840

          В.И. Долгова, А.А. Кошелева ФЕНОМЕН «Я-КОНЦЕПЦИЯ» ПОДРОСТКА

          В статье раскрыто понятие Я-концепции, показано, что именно «Я-концепция» является продуктом самосознания и лежит в основе формирования самооценки и феномена самопринятия; адекватное формирование целостной «Я-концепции» выступает в роли главного фактора развития индивидуальных особенностей и самореализации; уровень социального созревания подростка включает в себя не только естественные, возрастные особенности становления, но и выраженную в соответствующей позиции систему его представлений о самом себе.

          Ключевые слова: Я-концепция, подросток, самопринятие, самосознание, самооценка, индивидуальность, самореализация, социальное созревание.

          V.I. Dolgova, A.A. Kosheleva

          THE PHENOMENON OF «SELF-CONCEPT» IN ADOLESCENCE

          The article focuses on the concept of self-concept; shows that it is «self-concept» is a product of consciousness and is the basis of the formation of self-esteem and self-acceptance of the phenomenon; adequately formed, coherent «self-concept» is presented as one of the main factors of becoming a teenager personality and his self; level of social maturation of the adolescent includes not only the natural, age features of formation, but also expressed in the corresponding position system of his ideas about himself.

          Key words: self-concept, adolescent, self-acceptance, self-awareness, self-esteem, individuality, self-fulfillment, social maturation.

          В настоящее время не теряют своей актуальности научные исследования Я-концепции личности. В тезаурус специальной литературы как научное понятие Я-концепции вошло сравнительно недавно, возможно, именно поэтому ни в отечественной, ни в зарубежной литературе нет единой его трактовки. Своим теоретическим и прикладным развитием это понятие обязано трудам ученых Э. Эриксона, К. Роджерса, А. Маслоу, Р. Бернса, В.В. Столина, П.Г. Ананьева, Д.А. Леонтьева, И.С. Кона, А.А. Реа-на. Ближе всего по смыслу к понятию Я-концепции находится самосознание. Но на самом деле понятие Я-концепция менее нейтральное, оно дополнено оценочным аспектом самосознания. По своему содержанию «Я-концепция» шире понятия «самосознание», так как Я-концепция содержит в себе элементы, труднодоступные или вовсе не доступные для сознания. С «Я-концецией»

          связаны содержательно самостоятельные категории самооценки и самоактуализации [2, с. 620]. Выявлены два вида Я-концепции — реальная и идеальная, к частным видам Я-концепции относится, например, профессиональная Я-концепция. Понятие «реальной» Я-концепции соответствует представлению «какой я есть», а «идеальной» — «каким бы я хотел быть». В большинстве случаев реальная и идеальная Я-концепция будут различаться, что может привести как к негативным следствиям, так и к позитивным. С одной стороны — рассогласование реального и идеального может стать внутриличностным конфликтом, с другой стороны, это же рассогласование будет являться источником самосовершенствования личности и самоустановок на развитие [8, с. 288].

          В работах Р. Бернса названы три главных ракурса предмеа нашего обсуждения:

          Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-52970

          Самооценка и образ я в подростковом возрасте