Семейный и социальный конфликт в драме гроза конспект урока

Основной конфликт драмы «Гроза» А. Н. Островского

Свою пьесу «Гроза» Островский написал еще в 1859 году, еще до того, как отменили крепостничество. В своей работе автор показывает, как общество съедает себя изнутри, живя по установленному укладу жизни и затрагивает несколько конфликтов.

Драма Гроза конфликт и расстановка действующих лиц

В драме «Гроза», где затронуты конфликты разной природы, авто произвел расстановку действующих лиц, разделив их на тех, кто с удовольствием живет в патриархальном Калинове и тех, кто не согласен с его устоями и законами. К первым мы относим Кабаниху и Дикого, которые по природе являются деспотами, самодурами, представителями «Темного царства. Ко второй группе относится молодое поколение, где Варвара уходит из дома, Тихон становится безвольным, а Катерина, вопреки всему, вопреки деспотизму, решается на самоубийство, лишь бы не жить по правилам, которые перечат ей, как личности. Героиня с новыми взглядами на жизнь не желает принимать домодедовские нравы. Так, с помощью небольшого количества героев, которые проживают в Калинове на берегу Волги, автор раскрывает несколько своеобразных конфликтов драмы «Гроза», среди них семейный конфликт, который проявляется столкновением Катерины со своей свекровью.

Социальный конфликт в драме Гроза

Автор также затронул социальный конфликт в драме «Гроза», который представлен столкновением разных мировоззрений, где старое борется с новым, где купец и купчиха являются обобщенными образами тирании и невежества, которые процветали в те времена. Они противники прогресса, все новое воспринимается в штыки. Они хотят всех держать на коротком поводке, чтобы их «темное царство» не разрушилось. Однако новое мировоззрение, что имеется у Катерины – это альтернатива старому. Оно отличное от взглядов, устоев, традиций, что придерживаются в темном царстве. Катерина – это обобщенный персонаж иного склада ума, с другим характером, который уже начинает зарождаться в гнилом обществе и становится лучом света в этом темном мире.

В чем заключается основной конфликт драмы Гроза

Среди социального и семейного конфликта можно выделить и основной конфликт. В чем заключается основной конфликт драмы «Гроза»? Я считаю, что главным здесь является конфликт, что разворачивается внутри самой героини. Это противостояние личности и общества. Здесь мы видим, что Катерина хочет быть собой, свободной, ей неприемлема жизнь среди насилия, вот только в Калинове по-другому невозможно. Здесь либо так, либо никак. Но, не мирится героиня с таким раскладом, и если невозможно жить, как хочется, лучше умереть. Не смогла она убить в себе свободолюбивую личность в угоду установленным порядкам.

Почему именно такое название автор выбрал для своего произведения? Наверное потому, что изображенная жизнь в Калинове пребывает в предгрозовом состоянии, в том состоянии, когда грядет катастрофа. Это гроза, как предвестник будущих перемен, гроза, как стихийное чувство, что возникло между Катериной и Борисом, гроза – это несогласие с устоями. А чтобы подчеркнуть мертвый быт калиновцев, автор использует образ и описание красивой природы.

Это отличная работа Островского, которая заставляет задуматься и сделать свои выводы.

Открытый урок по драме А.Н.Островского «Гроза» «Мысль семейная» в драме «Гроза.»

Открытый урок литературы по теме: «Мысль семейная» в драме А.Н.Островского «Гроза».

1. раскрыть суть отношений персонажей пьесы;

2. подвести к сути семейного и социального конфликтов.

продолжить формирование умений анализировать художественный текст; аргументировать собственное суждение;

обозначить злободневность произведения.

1.развивать творческую речевую деятельность учащихся через выражение своего представления о героях пьесы;

2.совершенствовать умения анализировать, доказывать, сравнивать, формулировать обобщенные выводы;

3.расширить круг ассоциаций,

4.развивать эмоциональную восприимчивость.

воспитывать уважение к традиционным ценностям семьи.

показать вневременные рамки классического художественного произведения;

воспитывать художественный вкус.

Тип урока: урок усвоения новых знаний ( изучение драматургического произведения )

Форма урока: урок-беседа

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, слайд-презентация (как сопровождение урока),видео-фрагмент.

Все мечтают о дружной и счастливой семье. Как вы думаете, что не- обходимо проявлять членам семьи друг к другу, чтобы семья была счастливой?

Компромисс (соглашение на основе взаимных уступок)

Тестирование. Задание: расставьте приоритеты. Учитель ставит магниты напротив каждого слова по количеству поднявших руки. Выводы сделаем в конце урока .Определите тему сегодняшнего урока.

Учитель диктует тему урока и цели.

Запись темы урока в тетради.

Вступительное слово : «Почти полтора века тому назад А. Н. Островский написал свою «Грозу», ставшую, по словам Добролюбова, «самым решительным произведением» драматурга.

С тех пор каждое новое поколение читателей пытается разобраться в этой интересной пьесе, главной героиней которой является молодая купеческая жена Катерина Кабанова.

«Мысль семейная» в драме А.Н.Островского «Гроза»

Задание: пересказ сюжета пьесы.

Вывод учителя : Катерина в финале пьесы сделала свой выбор. Чтобы понять, почему он оказался трагическим, проанализируем текст.

Просмотр видеофрагмента . Задание: анализ семейного уклада родной семьи Катерины и семьи, в которую она попала, выйдя замуж за Тихона.

В данном фрагменте предаются впечатления Катерины от собственной жизни до замужества, говорится о типично христианской семье, где всё основано на взаимной любви и свободе каждого. Именно эти ценности делают жизнь Катерины яркой, разнообразной и счастливой. Обязательные атрибуты этой жизни: хождение на церковные службы, приём в своём доме странниц, слушание их рассказов.

Проанализируйте семью Кабановых.

Жизнь в доме Кабановых внешне мало чем отличается. Однако, по признанию самой Катерины, там «всё как будто из-под палки», то есть по принуждению. Из мира Кабановых уходят главные христианские добродетели: любовь, свобода. И потому в их доме царит грубость и тирания.

Воспитанная в атмосфере любви, Катерина стремится к тому, чтобы быть любимой другими людьми и дарить свою любовь окружающим. Это желание она не может реализовать в доме Кабановых, что обуславливает её внутренний конфликт и трагическую развязку.

Почему молодая купеческая жена несчастлива в семье мужа? замуж за Тихона Катерина пошла по любви?

Тихон в свою очередь любил Катерину или стал её мужем по указке маменьки?

Вывод учителя : В XIX веке браки заключались по воле родителей. Можем предположить, что и Тихон, и Катерина не имели права выбора, за них всё решили другие люди, их родители. Но возможно, что, живя в браке, они полюбили друг друга.

Чтобы ответить на эти вопросы, расскажем, о чём мы узнаём из диалогов Катерины и Варвары

Зачитывается сцена .(Действие 2, явл.2) по ролям.

Выразительное чтение по ролям и анализ сцены прощания Тихона и Катерины. (Действие 2, явл.4)

Почему Катерина выбрала Бориса?

Борис – новый человек, одет по-европейски, в церкви смотрит ласково.

Что обещает Борис Катерине на первом свидании? Анализ сцены свидания (Действие 3,сцена 2,явл.3)

Борис Катерине ничего не обещает и не хочет подумать, что с ней будет потом. Ему не хватает смелости и решительности, качеств, которые, безусловно, есть у его возлюбленной.

Дайте характеристику Борису.

Катерина решается на измену, так как она несчастна в семье мужа, но она молода, ей хочется любить и быть любимой хоть на мгновение – и тогда уже и умереть не страшно.

В центре семейного конфликта – измена Катерины мужу.

В чём смысл социального конфликта?

Измена женщины в обществе воспринимается как грехопадение, измена мужчины воспринимается как должное.

Вывод: суть социального конфликта в общественном неравенстве .

Почему Катерина не нашла счастья в семье? Почему она решается на самоубийство? Выразительное чтение последнего монолога Катерины.(Действие 5,явл .4)

Для Катерины идти домой -все равно что в могилу.

Катерина сделала свой трагический выбор.

Подведём итоги тестирования.

Психологи считают, что основой счастливой семьи являются:

Письменно продолжите предложение: «Для меня семья – это…»

Чтение письменных ответов учащихся.

Итак, мы рассмотрели отношения основных героев драмы «Гроза»

Для закрепления материала предлагаю сыграть в игру.

На доске разноцветные сердечки . Выбор сердечка по желанию.

Как бы вы поступили на месте Катерины?

Как бы вы поступили на месте Бориса?

Как бы вы поступили на месте Тихона?

Сопоставьте любовь Тихона и Бориса Что общего и в чем разница в их чувствах?

Кто из героев вызвал наибольшую симпатию?

Д/з: Написать сочинение-миниатюру:

О каком семейном счастье мечтала Катерина?

На «Грозу» привыкли смотреть, как на нечто неинтересное, из патриархальных времен, то есть как на произведение, не интересное молодому поколению. Оно действительно несколько заштамповано, поэтому соединив два предмета: литературу и обществознание, я организовала урок так, чтобы кадетам было интересно разбираться в судьбах героев.

Считаю, что цели достигла, так как был проанализирован текст, учащиеся свободно высказывали своё мнение, присутствовали элементы дискуссии. В результате учащиеся поняли, что в классической литературе отражены мысли и чувства, которые волнуют и их тоже.

Чтобы добиться цели, использовала методы: дифференцированное задание, групповая работа, чтение по ролям, монологическое чтение; подготовка презентации к уроку, а также психологические методы (метод ранжирования нравственных категорий и метод незаконченных предложений).

Конспект урока литературы «А.Н. Островский «Гроза». История создания, особенности жанра и композиции. Конфликт пьесы»

Описание разработки

Цели уроки:

Обучающая: познакомить с историей создания пьесы «Гроза», её действующими лицами, определить тему, идею, основной конфликт пьесы.

Развивающая: развивать навыки анализа драматического произведения, умение определять в произведении авторскую позицию.

Воспитывающая: воспитать нравственную читательскую позицию учащихся, интерес к русской классической литературе, истории и культуре.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, учебники, тетради, тексты пьесы, презентация к уроку.

Драма, мещанин, самодур.

Ход урока.

В «Грозе» «улеглась широкая картина национального быта и нравов»

1. Вступительное слово учителя.

На сегодняшнем уроке мы продолжим знакомство с творчеством Островского. Его пьесы называют «пьесами жизни». В 9 классе вы читали пьесу «Свои люди – сочтемся!» Островский показал (и это было шагом вперед в истории драматургического искусства) как общественное и имущественное положение людей определяет их психологию и поведение. Деньги дают и власть, и силу, и почет. Страсть к наживе развращает людей. Пьеса стала обличением общественных отношений, основанных на жажде наживы, на имущественном неравенстве, сатирой на самодурство.

Обратимся к еще одной пьесе Островского «Гроза»

О чем это произведение и какие проблемы ставит в ней Островский- нам предстоит разобраться при изучении драмы «Гроза». Познакомимся с историей создания.

2. Знакомство с творческой историей драмы “Гроза”. Сообщения уч-ся (Презентация “История создания драмы “Гроза”. )

В тетрадях ведем записи.

«Гроза» написана и поставлена в театре в 1859 г. 1860 г – была напечатана.

Цензор И. Нордстрем, благоволивший к Островскому, представил «Грозу» как пьесу не социально-обличительную, сатирическую, а любовно-бытовую.

Далее обратимся к произведению. Анализируя 1 действие (которое прочитали дома), рассматривая образы героев, попытаемся выявить особенности композиции, жанра и конфликта произведения.

Прежде всего рассмотрим список действующих лиц (афишу)

— Назовите основных героев пьесы, их общественное положение. Что можно сказать о социальном положении героев? (Представлены различные социальные слои, что позволяет сказать о том, что в пьесе дана широкая картина жизни России).

— В драме нет случайных имен и фамилий. Какой прием использует автор при выборе фамилии и имени героев? Вспомните «Горе от ума» Грибоедова, «Недоросль» Фонвизина. (Говорящие фамилии)

— Попробуйте расшифровать фамилии действующих лиц

(Дикой — дикий человек, Кудряш — кудрявый добрый молодец, Тихон- тихий человек, Кулигин — напоминает фамилию талантливого изобретателя Кулибина

— В учебнике имеются такие пояснения по использованию имен – см. задание 2 стр. 147. Прочитаем комментарий.

Катерина – в переводе с греч. Означает «вечно чистая», по отчеству она Петровна, что переводится как «камень», -ее именем и отчеством драматург якобы подчеркивает высокую нравственность, силу, решительность, твердость характера героини. Отчество Дикого «Прокофьич» в переводе с греч. значит «успевающий», Варвара – «грубая», Глаша – «гладкая», т. е. толковая, рассудительная.

3. Работа с текстом пьесы. Анализ 1-го действия.

Главная героиня пьесы – молодая купчиха Катерина Кабанова. Но чтобы понять её характер, причины её поступков, надо знать, среди каких людей она живёт, кто её окружает. Знакомство с персонажами происходит в первом действии пьесы. 1-4 явление первого действия являются экспозицией, а в пятом-девятом действиях происходит собственно завязка действия драмы.

А) Вопросы и задания для анализа 1 действия пьесы (1-4 явления) :

— Где происходит действие? (город Калинов, который находится на реке Волге).

— Какая картина предстаёт перед зрителем, когда открывается занавес?

— Зачем автор рисует перед нами эту живописную картину?

— Чтобы представить волжские пейзажи, рассмотрите картины И. Левитана. Например, «Вечер. Золотой плес».

— Что увидели бы вы, оказавшись на берегу Волги, в тех местах, где происходило действие пьесы? (Сочная, залитая лучами заходящего солнца зелень кустарников, золотистые краски воды и неба. Над рекой поднимается туман. Противоположный берег лежит в серовато-синей дымке. Тишина и покой)

— Обратите внимание на слова Кулигина в 1 явлении: «Чудеса! Наглядеться не могу! Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется. Восторг! …какая красота в природе разлита».

— Основной конфликт пьесы – между Катериной и Кабанихой, а семья Кабановых появляется лишь в 5 явлении. Какое значение имеют первые четыре явления? (1-4 явления – экспозиция пьесы. Из них мы узнаём о порядках, царящих в городе Калинове, о самых влиятельных его жителях, о любви Бориса к Катерине).

— О чем мы узнаем из диалогов героев о Диком и Кабанихе? (Кабаниха домашних совсем заела…)

— Какую характеристику даёт Кулигин жизни города?

Обратимся к монологу –явление 3: «Жестокие нравы…» Зачитаем.

— Нарисуйте портрет Дикого, расскажите о его отношениях к домочадцам и жителям города, дайте его речевую характеристику.

Весь материал — в документе.

Содержимое разработки

А.Н.Островский «Гроза». История создания, особенности жанра и композиции.

Обучающая: познакомить с историей создания пьесы “Гроза”, её действующими лицами, определить тему, идею, основной конфликт пьесы.

Драма, мещанин, самодур

1.Вступительное слово учителя

На сегодняшнем уроке мы продолжим знакомство с творчеством Островского. Его пьесы называют «пьесами жизни». В 9 классе вы читали пьесу «Свои люди – сочтемся!» Островский показал (и это было шагом вперед в истории драматургического искусства) как общественное и имущественное положение людей определяет их психологию и поведение. Деньги дают и власть, и силу, и почет. Страсть к наживе развращает людей. Пьеса стала обличением общественных отношений, основанных на жажде наживы, на имущественном неравенстве, сатирой на самодурство.

Обратимся к еще одной пьесе островского «Гроза»

О чем это произведение и какие проблемы ставит в ней Островский- нам предстоит разобраться при изучении драмы «Гроза». Познакомимся с историей создания.

2. Знакомство с творческой историей драмы “Гроза”. Сообщения уч-ся (Презентация “История создания драмы “Гроза”.)

«Гроза» написана и поставлена в театре в 1859 г.1860 г – была напечатана.

Цензор И.Нордстрем, благоволивший к Островскому, представил «Грозу» как пьесу не социально-обличительную, сатирическую, а любовно-бытовую.

50-60-е годы — это период общественного подъема, когда трещали устои крепостничества. В драме отразился подъем общественного движения, те настроения, которыми жили передовые люди этой эпохи. Это было ожидание реформ, многочисленные волнения крестьянской массы стали выливаться в грозные бунты. Название «Гроза» — это не просто величественное явление природы, а социальное потрясение.

Прежде всего рассмотрим список действующих лиц (афишу)

— Афиша дает нам первое представление о городе Калинове и его обитателях. Обратите внимание на порядок расположения персонажей в списке (социальный и семейный планы), характер имен и фамилий, место и время действия.

— В драме нет случайных имен и фамилий. Какой прием использует автор при выборе фамилии и имени героев? Вспомните «Горе от ума» Грибоедова, «Недоросль» Фонвизина.(Говорящие фамилии)

— В учебнике имеются такие пояснения по использованию имен – см. задание 2 стр.147. Прочитаем комментарий.

Катерина – в переводе с греч. Означает «вечно чистая», по отчеству она Петровна, что переводится как «камень», -ее именем и отчеством драматург якобы подчеркивает высокую нравственность, силу, решительность, твердость характера героини. Отчество Дикого «Прокофьич» в переводе с греч. значит «успевающий», Варвара – «грубая», Глаша – «гладкая», т.е. толковая, рассудительная.

Через систему действующих лиц автор выражает свое отношение к происходящему в пьесе.

3. Работа с текстом пьесы. Анализ 1-го действия.

Главная героиня пьесы – молодая купчиха Катерина Кабанова. Но чтобы понять её характер, причины её поступков, надо знать, среди каких людей она живёт, кто её окружает. Знакомство с персонажами происходит в первом действии пьесы. 1-4 явление первого действия являются экспозицией, а в пятом-девятом действиях происходит собственно завязка действия драмы.

А) Вопросы и задания для анализа 1 действия пьесы ( 1-4 явления):

– Где происходит действие? (город Калинов, который находится на реке Волге).

— Какое место выбирает Островский для действия? (общественный сад)

– Какая картина предстаёт перед зрителем, когда открывается занавес?

Такой выбор места и времени дал драматургу возможность уже в первых явлениях познакомить с героями и ввести в сущность конфликта. Пейзажный фон «Грозы» дает также определенный эмоциональный настрой, позволяющий по контрасту острее почувствовать душную атмосферу жизни калиновцев.

— Чтобы представить волжские пейзажи, рассмотрите картины И.Левитана. Например, «Вечер.Золотой плес».

— Кулигин не только любуется прелестью волжских пейзажей, но и другим стремится показать, «какая красота в природе разлита». Ведь, по его мнению, наслаждение природой могло бы смягчить жестокие нравы жителей Калинова.

(Красота природы подчёркивает безобразие, трагизм происходящего в мире людей).

— Основной конфликт пьесы – между Катериной и Кабанихой, а семья Кабановых появляется лишь в 5 явлении. Какое значение имеют первые четыре явления? ( 1-4 явления – экспозиция пьесы. Из них мы узнаём о порядках, царящих в городе Калинове, о самых влиятельных его жителях, о любви Бориса к Катерине).

– Какую характеристику даёт Кулигин жизни города?

(у кого деньги – у того власть; у кого власть, тот пользуется ею безраздельно человека можно унизить, оскорбить; заставить приспосабливаться…)

Обращение к словарю урока:

Мещанин-1.мелкий торговец, ремесленник, 2.человек с мелкими, сугубо личными интересами, с узким кругозором, безразличный к интересам общества.

Самодур – в комедии «В чужом пиру похмелье» так определяется значение слова «самодур – это называется, коли вот человек никого не слушает: ты ему хоть кол на голове теши, а он все свое… Это — дикий, властный человек, крутой сердцем.

(Дикой – дородный купчина с окладистой бородой, он в поддевке, смазных сапогах. Стоит подбоченясь, говорит низким, басовитом голосом. Способен приводить в трепет окружающих. Грубый, деспотичный, невежественный)

— На чем основано самодурство таких людей как Дикой?

(На власти денег. Дикой откровенно обсчитывает мужиков. Деньги — это его страсть. Расстаться с ними, если уж они попали в его карман, для Дикого мучительно. «У него в доме никто и пикнуть не смей о жалованье: изругает на чем свет стоит.» лучше всего говорит об этом сам же Дикой: «Да что ж ты мне прикажешь с собой делать, когда у меня сердце такое! Ведь, уж знаю, что надо отдать, а все добром не могу. Я отдам, отдам, а обругаю. Потому только заикнись мне о деньгах, у меня всю нутреннюю разжигать станет… ну и в те поры ни за что обругаю человека»

«Пронзительный мужик», — так характеризует Дикого за его грубость и ругательства Кудряш.

Борис претендует на часть наследства, поэтому вынужден терпеть оскорбления, ведь он получит наследство в том случае, если будет почтителен. Дикой прекрасно понимает, что Борис зависит от него, и откровенно над ним куражится. Материальная зависимость – вот основа взаимоотношений героев пьесы)

— Охарактеризуйте Бориса, Кулигина, Кудряша.

(Борис – племянник Дикого. Добрый, мягкий человек. Получил образование в коммерческой академии в Москве, что привило ему некоторые культурные взгляды и потребности. Ему трудно ужиться в среде Диких и Кабановых. Но у него не хватает характера, чтобы вырваться из-под их порабощающей власти.

Б) Вопросы и задания для анализа 1 действия пьесы ( 5-6 явления)

— В пятом явлении происходит знакомство с главными героинями пьесы – Катериной и Кабанихой. (Давайте прочитаем это явление по ролям и ответим на вопросы)

– Какое впечатление осталось после знакомства с Марфой Кабановой? Почему (привести цитаты из текста)?

(Суровая, властная, деспотичная, бездушная. Ее благочестие показное. Кулигин: «Ханжа… Нищих оделяет, а домашних заела совсем». Её речь – смесь грубости, холодного повелительного тона с притворным смирением и ханжескими вздохами. Из её слов видно отношение к домашним: она презирает Тихона, холодна к Варваре и ненавидит Катерину.)

– Почему Кабанова так ненавидит Катерину? ( не терпит проявления своей воли, инициативы, хочет заставить жить по старинке)

— Что значит в устах Кабанихи слово “порядок”? (Строго соблюдает все обычаи и порядки домостроевской старины. Требует, например, чтобы Катерина «выла» (т.е. причитала) и чтобы не обнимала мужа, а кланялась ему в ноги

– Самостоятельно сделайте выводы о характере Кабанихи (на оценку зачитать)

В) Анализ 7, 8, 9 явлений.

— Охарактеризуйте Катерину. Как попала в дом Кабановых? (выходит замуж за человека, которого не знала и любить не могла; потому, что так положено; как ни старается она быть верной и любящей женой, отзыва в сердце мужа она не находит. Нетрудно понять, с какой силой должно было вспыхнуть чувство Катерины, когда на ее пути встал новый человек, не похожий на всех окружающих)

— Чем отличается от других персонажей? (Натура сильная, свободная, любящая и искренняя, впечатлительная. Но в мире, где ей приходится жить, эти качества просто недоступны для понимания)

В 7 явлении происходит разговор Катерины с Варварой. Прочитаем фрагмент этого явления по ролям. «Отчего люди не летают. )

— Как Катерина вспоминает жизнь в доме родителей?

— В чём она видит различие между жизнью в родительском доме и у Кабанихи? (в родительском доме жилось радостно, легко и привольно. После домашнего рая попадает в холодную, бездушную обстановку)

(Мир Катерины наполнен поэзией и красотой. Они во всем: в умывании родниковой водой, в рассказах и песнях странниц, в молитвах, даже в вышивании золотом по бархату. И всему этому не было принуждения в девичестве. После замужества Катерина потеряла ощущение свободы, радости жизни. «Неволя» убивает красоту и поэзию, а значит, разрушает мир Катерины. Она не хочет жить по законам «темного царства». В этом основная причина ее трагедии, трагедия свободного человека, которого заставляют жить в неволе, заставляют изменить своим нравственным убеждениям. В доме Кабанихи «все как будто из-под неволи». Сердце Катерины жаждет любви.)

— В чем она признается Варваре?

— Почему Катерина с ужасом отвергает предложение Варвары?

— Проанализируйте речь Катерины. Как речь героини раскрывает её внутренний мир?

— Как в речи Катерины проявляется внутренняя борьба, происходящая в её душе?

— Чем заканчивается 1 действие? (пророчество полусумасшедшей барыни; приближение грозы)

— Какое значение для понимания характера Катерины имеет страх перед грозой? (считает свои мысли грешными)

4. Подведение итогов.

— Как вы считаете, о чем эта пьеса, какова ее идея? В чем заключается конфликт?

-Можем ли мы сказать, что в «Грозе» показана широкая картина русского быта и нравов?

Идея пьесы. Обличение социальных порядков. Природа, в которой живут люди, прекрасна, но общественные порядки безобразны. При этих порядках большинство населения находится в материальной и духовной зависимости у богатого меньшинства.

Конфликты: Основной – между старыми, уже изжившими себя, деспотичными, крепостническими социально-бытовыми принципами, и новыми, прогрессивными стремлениями к равноправию, свободе человеческой личности. Основной конфликт объединяет в себе узел конфликтов.

Наша задача на следующих уроках – накапливать материал о героях пьесы, подойти к раскрытию конфликта драмы.

Методическая разработка по литературе (10 класс) на тему:
Урок литературы по теме: «Семейный конфликт» в драме А.Н.Островского «Гроза» и его современное разрешение.

Методическая разработка для обучающихся 10 класса

Предварительный просмотр:

Открытый урок литературы по теме: «Семейный конфликт» в драме А.Н.Островского «Гроза» и его современное разрешение.

1. Раскрыть суть отношений персонажей пьесы;

2. Подвести к пониманию семейного и социального конфликтов и назвать пути выхода из них.

  • Продолжить формирование умений анализировать художественный текст; аргументировать собственное суждение;
  • Обозначить актуальность произведения.
  • 1. Развивать творческую речевую деятельность учащихся через выражение своего представления о героях пьесы;

    2. Совершенствовать умения анализировать, доказывать, сравнивать, формулировать обобщенные выводы;

    3. Расширить круг ассоциаций;

    4. Развивать эмоциональную восприимчивость.

    1. Воспитывать уважение к традиционным ценностям семьи.
    2. Показать вневременные рамки классического художественного произведения;
    3. Воспитывать художественный вкус.
    4. Тип урока: урок усвоения знаний( изучение драматургического произведения )

      Форма урока: урок-дискуссия.

      Оборудование: компьютер, слайд-презентация (как сопровождение урока), видеофрагмент.

      Сегодня на уроке мы продолжим изучение и анализ драмы А.Н.Островского «Гроза».

      Как вы понимаете значение слова СЕМЬЯ?

      Семья — это группа людей, живущих вместе и объединённых общими интересами и родственными связями.

      Все мечтают о дружной и счастливой семье. Как вы думаете, что необходимо, чтобы семья была счастливой?

      Тестирование. Задание: расставьте приоритеты. Учитель ставит магниты напротив каждого слова по количеству поднявших руки. Выводы сделаем в конце урока .Определите тему сегодняшнего урока.

      Итак, тема урока — О семье..

      Ученик диктует тему урока и цели.

      Вступительное слово: Полтора века тому назад А. Н. Островский написал свою «Грозу», ставшую, по словам Добролюбова, «самым решительным произведением» драматурга.

      С тех пор каждое новое поколение читателей пытается разобраться в конфликтах драмы, главной героиней которой является молодая купеческая жена Катерина Кабанова.

      Несколько интересных фактов из истории создания пьесы расскажет Гребенюк Екатерина

      (Рассказ о купчихе Клыковой, долгое время считавшейся прототипом Катерины Кабановой)

      Вывод учителя : Катерина в финале пьесы сделала свой выбор. Читателю 21 века непросто понять этот поступок . Вы предварительно получили задания разобраться в причинах гибели Катерины . Каждая группа работала с материалами пьесы в своём направлении. Но все отвечали на два основных вопроса: что привело главную героиню к гибели и

      какие пути выхода из семейного конфликта можно предложить?

      В ходе урока каждый из вас должен записать в тетрадь ответы на эти вопросы. Предлагаю таблицу:

      Что привело главную героиню к гибели?

      Какие пути выхода из семейного конфликта можно предложить?

      Общее мнение, выводы

      1 группа собирала материал о Домострое. Что интересного узнали? (Все выводы подкрепляйте примерами из текста)

      (Ответы каждого члена группы) Выводы, которые должна сделать 1 группа: Домостроевские порядки, царившие в 19 веке в купеческих семьях, стали тормозом в семейных отношениях. Множество женщин стали открыто бороться за равенство )

      2 группа анализировала отношения в семье Кабановых и нравы города Калинова. (Все выводы подкрепляйте примерами из текста)

      Выводы после ответов 2-й группы: Жизнь в доме Кабановых внешне мало чем отличается от жизни в доме Катерины. Однако, по признанию самой Катерины, там «всё как будто из-под палки», то есть по принуждению. Из мира Кабановых уходят главные христианские добродетели: любовь, свобода. И потому в их доме царит грубость и тирания.

      Вывод учителя : В XIX веке браки заключались по воле родителей. Можем предположить, что и Тихон, и Катерина не имели права выбора, за них всё решили другие люди, их родители. Живя в браке, они должны были полюбить друг друга.

      3 группа готовила материал о Катерине. (Все выводы подкрепляйте примерами из текста)

      Катерина бросает реплику Варваре: «Я скоро умру». Она уверена в своей скорой смерти, так как у неё грех на уме. Грех – любовь к другому человеку. Варвара говорит Катерине, что «ты, Катя, не любишь Тихона». Варвара настаивает на этом и предполагает, что Катерина любит другого человека. Катерина соглашается и называет имя Бориса Григорьевича.

      Любит ли Тихон Катерину?

      Тихон не понимает Катерину, когда та просит взять её с собой или взять с неё страшную клятву. Тихон отталкивает Катерину, так как думает только о себе.

      Свекровь запилила, муж оттолкнул, Варвара предлагает ночевать в саду и даёт ключ от калитки, который Катерина берёт.

      Катерина решается пойти на свидание с Борисом Григорьевичем.

      Борис способен на глубокое чувство, однако не может защитить свою любовь, пойти против воли Дикого, от которого зависит его материальное положение. Он такой же, как и Тихон, только хорошо образованный.

      Почему Катерина изменяет мужу с Борисом?

      После выступления 3 группы выводы по основным вопросам урока и заполнение таблицы, если кто-то не успел заполнить.

      В чём суть семейного конфликта?

      В центре семейного конфликта – измена Катерины мужу.

      Но в драме присутствует и социальный конфликт, основанный на неравенстве мужчины и женщины.

      Почему Катерина не нашла счастья в семье? Почему она решается на самоубийство? В таблицу:

      В семье не было доверия, любви, понимания .

      Катерина сделала свой трагический выбор, и другого пути для неё не было.

      Учитель: Мне интересно было услышать ваше мнение о семейном конфликте в пьесе. Думаю, тема интересна для вас. Тем более, всем абсолютно ясно, что, если бы Катерина жила в наше время, финал был бы совсем другим. А вот что пишет о семейных конфликтах известный психолог Михаил Лабковский: «Тот, кто психически здоров, ориентируется на свои чувства и всегда выбирает себя. Ни красота, ни любовь не требуют жертв. Нет такой цели, ради которой надо что-то терпеть в отношениях. Если отношения заканчиваются, это не значит, что вся жизнь теряет смысл. Находятся и другие дела.»

      Итак, мы рассмотрели отношения основных героев драмы «Гроза». Пути развязки отношений в любовном треугольнике разные. Главное – не задерживаться на пути к разрешению конфликта.

      Рефлексия. Предлагаю сыграть в игру.

      У меня разноцветные сердечки. Выбор сердечка по желанию.

      Д/з : Конспект статьи Добролюбова «Луч света в тёмном царстве» — подготовить выписки о Катерине

      Подведение итогов, выставление отметок.

      На «Грозу» привыкли смотреть, как на нечто неинтересное, из патриархальных времен, то есть как на произведение, не интересное молодому поколению

      Изучая русскую классику, мы формируем нравственные ориентиры, нравственные качества учеников. Моделируем поведение каждого как члена семьи (сына, мужа, отца и т. д. ), чтобы каждый поставил себя на место героя и подумал, а как бы я поступил на его месте.

      Чтобы добиться цели, использовала методы: дифференцированное задание, групповая работа, монологическое чтение; подготовка презентации к уроку, а также психологические методы (метод ранжирования нравственных категорий ).

      По теме: методические разработки, презентации и конспекты

      Урок в разделе «Литература последних десятилетий» завершает цикл обучения в 11-м классе, готовит учащихся к итоговой аттестации. Урок совершенствования знаний, умений и навыков. Решаются образов.

      Ментальные карты помогают педагогу группировать новый материал, экономят время при подготвоке к уроку.

      Цель: помочь подросткам понять причины, последствия и пути решения межнациональных конфликтов в современном мире.

      Конструкт урока обществознания в виде презентации по теме Семейные конфликты.

      Презентация к уроку литературы в 10 классе. Образ Катерины в драме А.Н.Островского «Гроза».

      Цель: добиться формирования у учащихся осознанного представления об изображении «долюшки женской» в стихотворении «В полном разгаре страда деревенская» Некрасова.Задачи:1) организовать работу по.

      Цикл уроков по творчеству А.Н. Островского.

      Семейный и социальный конфликт в драме гроза конспект урока