Отношение к женщине у гоголя

Анализ повести Гоголя «Невский проспект»

Автор: Guru · Опубликовано 01.08.2017 · Обновлено 08.10.2017

У Н. В. Гоголя много произведений, которые мы любим за его тонкий юмор. Гротеск, абсурд, сатира — все это переплетается, выходит на первый план, заставляет читателя насмехаться над уродливой реальностью. Например, у кого не вызвала бы улыбку сцена, когда Солоха прячет по мешкам своих любовников в «Ночи перед Рождеством»? А потуги мелких чиновников скрыть все свои провинности перед ненастоящим ревизором в одноименной пьесе? Но «Невский проспект» — произведение совсем другого рода. Здесь нет ни комических эффектов, ни человеческой глупости, которая бы могла нас повеселить. Только что-то зловещее, гнетущее, безвыходное.

История создания

Повесть была издана в составе сборника «Арабески» (1835). Традиционно его относят к циклу «Петербургские повести», но, важно отметить, что сам автор никогда не объединял свои произведения таким образом. «Невский проспект», «Нос», «Портрет» и другие произведения из этого цикла просто объединяет общая тематика, но написаны они все были в разное время. Почему же эти произведения так удачно образовали единый комплект? Гоголь указывает на человеческие пороки, но ему уже не до смеха; жители столицы испорчены городом, а те, кто еще хранят в себе нравственные устои и моральные принципы, не могут влиться в петербургский круговорот сует. Так и получается, что настоящее счастье остается для всех горожан недостижимым.

О чем повесть?

«Невский проспект» — повесть, не богатая событиями. Весь сюжет можно уместить в нескольких предложениях: поручик Пирогов и живописец Пискарёв замечают двух девушек на Невском проспекте, каждый из них следует за той, что по их меркам симпатичнее. Художник идет за семнадцатилетней девушкой, которая становится для него олицетворением всего самого прекрасного на земле, но, как выясняется, незнакомка работает в борделе. Главный герой не может смириться с реальностью – она начинает приходить к нему во сне, подсознание Пискарева пытается ее оправдать. Это превращается в помешательство, он решает жениться на публичной женщине, та же отвечает на его предложение язвительной насмешкой. Как читатель узнает позже, юноша совершает самоубийство.

Пирогов оказывается чуть более удачливым — его блондинка в борделе не работает, но замужем за немцем Шиллером. Факт замужества пассии героя нисколько не смущает, поэтому он продолжает навязчивые ухаживания. Но в один момент ревнивый супруг застает поручика у себя дома и с позором прогоняет его. Сначала Пирогов чувствует себя оскорбленным, хочет жаловаться генералу, но затем отказывается от этой идеи.

Основные темы и проблемы

В таком не богатом на события произведении Гоголь затрагивает сразу несколько актуальных тем, которые раскрываются на примере главных героев.

  1. Основной, пожалуй, является тема несовместимости мечты и действительности — прекрасная иллюстрация тому — судьба Пискарева. Героя погубил романтический характер, который так любили изображать в идиллических тонах современники Гоголя. У них гордый и бледный юноша упивался своей непохожестью на других, своим внутренним конфликтом, был несчастен при этом, но как-то красиво и изысканно. А вот у Николая Васильевича романтизм терпит оглушительный крах, он как будто протестует против идеализации высокопарных образов и опускает их в бурлящий кипяток реальности. В итоге, герои-романтики обречены на раннюю гибель, если не найдут способа справляться с наплывами чувств. Даже фамилия у художника говорящая – Пискарев. Он как будто «пищит» от беспомощности в огромном и враждебном мире. Его неприспособленность к жизни – проблема многих творческих людей.
  2. Но автор также предостерегает нас от мещанской крайности в образе Пирогова. С него-то все как с гуся вода: никакие тяготы не западают ему в душу. Героя публично опозорили, он лишился «возлюбленной», его репутации нанесен невиданный доселе удар, а ему все равно, он слишком легкомысленный, трусливый и пошлый. В отличие от приятеля, он никогда не решится на смелый и отчаянный поступок, его мысли предельно просты и вульгарны, его беспокоит только физическое состояние, и никаких особых иллюзий насчет мира он не питает. Так автор затрагивает тему духовного обнищания. Перед нами именно Пирогов – в данном случае его фамилия говорит об ограниченности кругозора и характера, его заостренности на физической стороне бытия. В его образе сосредоточена проблема бездуховности и нравственного падения.
  3. Помимо этого, Гоголь говорит об одиночестве человека — ведь на похороны художника никто и не приходит, даже его «друг» поручик. Оказывается, гордое одиночество становится косвенной причиной смерти Пискарева: никто не помог ему справиться с духовным кризисом. Одиночество в большом городе выходит за рамки темы: всем наплевать друг на друга, люди перестают быть ценностью. Это проблема в масштабе мира, а не одного Петербурга.
  4. Тема нравственности раскрывается на примере прекрасной незнакомки из борделя. Внешне цветущая женщина оказывается внутренне порочной и чёрствой дамой полусвета. Наружность обманчива, она не в состоянии характеризовать человека полностью. Так и иллюзии художника несостоятельны и пусты. Он не сумел проникнуть вглубь вещей, понять сущности бытия, и контраст красоты и уродства его ошеломляет.
  5. Конечно же, не обошлось без темы любви. Она предстает в виде роковой, судьбоносной встречи, принесшей за собой страсть, смятение и гибель. Этот род прекрасного чувства Булгаков охарактеризовал «убийца из-за угла». Так произошло и с художником, который встретил своего убийцу в образе жрицы любви. Здесь же уместно упомянуть тему рока, явившуюся предметом размышлений рассказчика.

Характеристика главных героев

  1. Центральная роль в повести отведена художнику Пискареву. Он — истинный творец, голодный и честный. Ему не так важен доход, сколько сам процесс творчества. Ему свойственно мечтать, а, следовательно, идеализировать. Он чтит и уважает красоту; в его сознании то, что красиво, — не должно быть порочным. И именно эти качества сыграли с ним злую шутку. Не меркантильный, не испорченный человек не смог смириться с жестокими реалиями Петербурга, где молоденькая девушка без сожаления и раскаяния обрекает себя на роль проститутки, причем нисколько не стыдиться своего положения, а наслаждается им. Такой поворот событий мог навредить только такому чистому и мечтательному юноше, как Пискарев. Попади в такую ситуацию Пирогов, он ничуть бы не смутился. Живописец же отказывается мириться с тем, что прекрасное создание может быть безнравственным и испорченным, поэтому он всеми силами пытается оправдать ее — в его снах она то знатная дама, то простая деревенская девушка. Так он становится зависим от мира снов — раз за разом ему сложнее сталкиваться с реальностью. Герой так и не смог принять действительность, поэтому единственным выходом для него оставалась смерть — так художник и совершает самоубийство.
  2. Не маловажную роль в судьбе Пискарева сыграла незнакомка с Невского. Читатель не имеет возможности познакомиться с ее внутренним миром, но ее образ выписан достаточно точно — эта девушка совмещает в себе абсолютно ангельскую внешность и совсем не ангельскую душу. Она спокойно, и даже с гордостью относится к своей работе в борделе, считает для себя более постыдной роль жены бедного человека, а не участь содержанки. Этот контраст внешности и души — прекрасного и омерзительного — становится смертоносным для чистого и мечтательного Пискарева. Она — человек, который приспособился к жизни в Петербурге, какой бы она ни была, он — ее полная противоположность.
  3. Полной противоположностью Пискарева оказывается и его друг, поручик Пирогов. Он вовсе не мечтателен, а, напротив, достаточно рационален. Ему важно то, какое положение он занимает в обществе, поэтому он так любит кичиться своим чином, пусть пока что и низким. Он может преступить через границы морали и нравственности — например, наличие у женщины мужа его нисколько не останавливает, а, наоборот, раззадоривает. Он себялюбив и эгоистичен, но труслив — ведь, в конечном счете, он даже не решается рассказать генералу о нанесенном ему оскорблении — от немца Шиллера за приставания к его жене.
  4. Гоголь противопоставляет Пирогова, незнакомку с Невского Пискареву — так он явно показывает, для каких людей Петербург подходит, а кто выжить там решительно не может. Мечтательный и высоконравственный художник не смог смириться с простым несоответствием мечты и реальности, чиновник же абсолютно спокойно смирился с оскорблениями и избиением, а затем пошел кутить к друзьям офицерам. Так автор выражает свое мнение относительно большого города — это город для толстокожих людей, людей испорченных, черствых и меркантильных, как незнакомка и Пирогов, а не для художников Пискаревых.

    Образ Невского проспекта

    Невский проспект олицетворяет всю столицу в целом. Свое отношение к городу автор раскрывает читателю далеко не сразу. Книга начинается с предложения: «Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере, в Петербурге; для него он составляет все». В ходе дальнейших событий читатель понимает, что улица не так проста, что отчасти именно она обвела вокруг пальца доверчивого Пискарева. Прекрасная дорога, которую описывает рассказчик во вступлении — на самом деле, всего лишь красивая оболочка порочного города. Она как будто бы участвует в «обмане», это сам город обманывает Пискунова; как будто бы именно по вине проспекта художник решает преследовать незнакомку. В его образе появляется что-то мистическое, загадочное и таинственное. «О, не верьте этому Невскому проспекту! Всё обман, всё мечта, всё не то, чем кажется!» — так резюмирует Гоголь в финале повести.

    Идея в «Невском проспекте»

    Как уже говорилось в предыдущих пунктах, писатель подверг сомнению утопическую идеализацию судьбы романтического героя. На самом деле, такая утонченная натура не может свыкнуться с крушением надежд и иллюзий. Она либо утрачивает свою утонченность, становясь аналогом девушки с Невского, либо погибает. Многие художники именно в силу этой закономерности не живут долго, а вот мещане, порочные женщины и заурядные франты проживают долгую и относительно спокойную жизнь. Эту правду жизни и хотел довести до нашего сведения писатель.

    Однако смысл повести «Невский проспект» выходит далеко за рамки проблемы жизни в порочном городе — Гоголь больше внимания уделяет сосуществованию реальности и мечты, правды и обмана. Для раскрытия этой идеи автор использует образ Невского проспекта — так он показывает читателю, что все может скрывать в себе ложь, оказаться не таким, как кажется и хочется верить. Эту же мысль продолжает образ незнакомки. Ее внешность так же не соответствует внутреннему содержанию. Люди мечтают о том, чего не могут получить от окружающего мира, но мечтать об этом они начинают, заразившись тем, что показывает обманчивая внешность, будь то наружность города или человека. И, как показывает судьба Пискарева, несоответствие реальности и мира иллюзий может приносить разрушение в жизнь и характер личности.

    О повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

    Писатель Алексей Варламов о повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»: 175 лет назад в журнале «Современник» впервые была опубликована повесть Пушкина «Капитанская дочка». Повесть, которую мы все проходили в школе и которую немногие перечитывали позднее. Повесть, которая куда сложнее и глубже, чем принято считать. Что же такого есть в «Капитанской дочке», оставшееся за рамками школьной программы?

    Писатель Алексей Варламов о повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

    175 лет назад в журнале «Современник» впервые была опубликована повесть Пушкина «Капитанская дочка». Повесть, которую мы все проходили в школе и которую немногие перечитывали позднее. Повесть, которая куда сложнее и глубже, чем принято считать. Что же такого есть в «Капитанской дочке», оставшееся за рамками школьной программы? Почему она актуальна и по сей день? Почему ее называют «самым христианским произведением русской литературы»? Об этом размышляет писатель и литературовед Алексей Варламов.

    По сказочным законам

    В самом начале ХХ века один честолюбивый литератор, приехавший в Петербург из провинции и возмечтавший попасть в петербургское религиозно-философское общество, принес свои сочинения на суд Зинаиды Гиппиус. Декадентская ведьма отозвалась о его опусах невысоко. «Читайте «Капитанскую дочку», — было ее наставление. От этого напутствия Михаил Пришвин — а молодым писателем был он — отмахнулся, ибо счел для себя оскорбительным, но четверть века спустя, многое пережив, записал в дневнике: «Моя родина не Елец, где я родился, не Петербург, где я наладился жить, то и другое для меня теперь археология… моя родина, непревзойденная в простой красоте, в сочетавшейся с ней доброте и мудрости, — моя родина — это повесть Пушкина «Капитанская дочка».

    И в самом деле — вот поразительное произведение, которое признали все и никогда не пытались сбросить с корабля современности. Ни в метрополии, ни в эмиграции, ни при каких политических режимах и властных настроениях. В советской школе эту повесть проходили в седьмом классе. Как сейчас помню сочинение на тему «Сравнительная характеристика Швабрина и Гринева». Швабрин — воплощение индивидуализма, клеветы, подлости, зла, Гринев — благородство, доброта, честь. Добро и зло вступают в схватку и в конечном итоге побеждает добро. Казалось бы, все очень просто в этом конфликте, линейно — ан нет. «Капитанская дочка» — произведение очень непростое.

    Во-первых, этой повести предшествовала, как известно, «История Пугачевского бунта», по отношению к которой «Капитанская дочка» — формально своего рода художественное приложение, а в сущности, преломление, преображение исторических взглядов автора, в том числе на личность Пугачева, что очень точно заметила Цветаева в эссе «Мой Пушкин». Да и вообще неслучайно Пушкин опубликовал повесть в «Современнике» не под своим именем, но в жанре семейных записок, якобы доставшихся издателю от одного из потомков Гринева, а от себя дал лишь название и эпиграфы к главам. А во-вторых, у «Капитанской дочки» есть другой предшественник и спутник — неоконченный роман «Дубровский», и два этих произведения связывают очень прихотливые взаимоотношения. К кому ближе Владимир Дубровский — к Гриневу или к Швабрину? Нравственно — конечно к первому. А исторически? Дубровский и Швабрин оба — изменники дворянству, пусть и по разным причинам, и оба дурно заканчивают. Быть может, именно в этом парадоксальном сходстве и можно найти объяснение тому, почему Пушкин отказался от дальнейшей работы над «Дубровским» и из не до конца очерченного, несколько смутного, печального образа главного героя возникла пара Гринев и Швабрин, где у каждого внешнее соответствует внутреннему и оба получают по делам своим, как в нравоучительной сказке.

    «Капитанская дочка», собственно, и написана по сказочным законам. Герой ведет себя щедро и благородно по отношению к случайным и необязательным, казалось бы, людям — офицеру, который, пользуясь его неопытностью, обыгрывает его в бильярд, платит сто рублей проигрыша, случайного прохожего, который вывел его на дорогу, угощает водкой и дарит ему заячий тулуп, и за это позднее они отплачивают ему великим добром. Так Иван-царевич бескорыстно спасает щуку или горлицу, а они за это помогают ему одолеть Кащея. Дядька же Гринева Савельич (в сказке это был бы «серый волк» или «конек-горбунок») при несомненной теплоте и обаянии этого образа сюжетно выглядит как помеха гриневской сказочной правильности: он против того, чтобы «дитя» платило карточный долг и награждало Пугачева, из-за него Гринева ранят на дуэли, из-за него он попадает в плен к солдатам самозванца, когда едет выручать Машу Миронову. Но в то же время Савельич заступается за барина перед Пугачевым и подает ему реестр разграбленных вещей, благодаря чему Гринев получает в качестве компенсации лошадь, на которой совершает выезды из осажденного Оренбурга.

    Под присмотром свыше

    Тут нет нарочитости. В прозе Пушкина незримо присутствует сцепление обстоятельств, но оно не искусственно, а естественно и иерархично. Пушкинская сказочность оборачивается высшим реализмом, то есть действительным и действенным Божьим присутствием в мире людей. Провидение (но не автор, как, например, Толстой в «Войне и мире», убирающий со сцены Элен Курагину, когда ему необходимо сделать Пьера свободным) ведет героев Пушкина. Это нисколько не отменяет известную формулу «какую штуку удрала со мной Татьяна, она вышла замуж» — просто судьба Татьяны и есть проявление высшей воли, которую ей дано распознавать. И такой же дар послушания есть у бесприданницы Маши Мироновой, которая мудро не торопится замуж за Петрушу Гринева (вариант попытки брака без родительского благословления полусерьезно-полупародийно представлен в «Метели», и известно, к чему он приводит), а полагается на Провидение, лучше знающее, что надо для ее счастья и когда придет его время.

    В пушкинском мире все находится под присмотром свыше, но все же и Маша Миронова, и Лиза Муромская из «Барышни-крестьянки» были счастливее Татьяны Лариной. Почему — Бог весть. Это мучило Розанова, для которого усталый взгляд Татьяны, обращенный к мужу, перечеркивает всю ее жизнь, но единственное, чем могла бы она утешиться — именно она стала женским символом верности, черты, которую почитал Пушкин и в мужчинах, и в женщинах, хоть и вкладывал в них разные смыслы.

    Один из самых устойчивых мотивов в «Капитанской дочке» — мотив девичьей невинности, девичьей чести, так что эпиграф к повести «Береги честь смолоду» может быть отнесен не только к Гриневу, но и к Маше Мироновой, и ее история сохранения чести не менее драматична, чем его. Угроза подвергнуться насилию — самое страшное и реальное, что может произойти с капитанской дочкой на протяжении практически всего повествования. Ей угрожает Швабрин, потенциально ей угрожают Пугачев и его люди (не случайно Швабрин пугает Машу судьбой Лизаветы Харловой, жены коменданта Нижнеозерской крепости, которая после того как муж ее был убит, стала наложницей Пугачева), наконец, ей угрожает и Зурин. Вспомним, что, когда солдаты Зурина задерживают Гринева как «государева кума», следует приказ офицера: «отвести меня в острог, а хозяюшку к себе привести». И потом, когда все разъясняется, Зурин просит извинения перед дамой за своих гусар.

    А в главе, которую Пушкин исключил из окончательной редакции, знаменателен диалог между Марьей Ивановной и Гриневым, когда оба оказываются в плену у Швабрина:
    «— Полно, Петр Андреич! Не губите за меня и себя и родителей. Выпустите меня. Швабрин меня послушает!
    — Ни за что, — закричал я с сердцем. — Знаете ли вы, что вас ожидает?
    — Бесчестия я не переживу, — отвечала она спокойно».
    А когда попытка освободиться заканчивается неудачей, раненый изменник Швабрин издает точно такой же приказ, что и верный присяге Зурин (носящий в этой главе фамилию Гринев):
    «— Вешать его… и всех… кроме ее…»
    Женщина у Пушкина — главная военная добыча и самое беззащитное на войне существо.
    Как сберечь честь мужчине более или менее очевидно. Но девушке?
    Этот вопрос, наверное, автора мучил, неслучайно он так настойчиво возвращается к судьбе жены капитана Миронова Василисы Егоровны, которую после взятия крепости пугачевские разбойники «растрепанную и раздетую донага» выводят на крыльцо, а потом ее, опять же нагое, тело валяется у всех на виду под крыльцом, и только на другой день Гринев ищет его глазами и замечает, что оно отнесено немного в сторону и прикрыто рогожею. В сущности, Василиса Егоровна берет на себя то, что предназначалось ее дочери, и отводит от нее бесчестье.

    Своего рода комической антитезой представлениям повествователя о драгоценности девичьей чести служат слова командира Гринева генерала Андрея Карловича Р., который, опасаясь того же, что стало нравственной пыткой для Гринева («На дисциплину разбойников никак нельзя положиться. Что будет с бедной девушкой?»), совершенно по-немецки, житейски практично и в духе белкинского «Гробовщика» рассуждает:
    «(…) лучше ей быть покамест женою Швабрина: он теперь может оказать ей протекцию; а когда его расстреляем, тогда, Бог даст, сыщутся ей и женишки. Миленькие вдовушки в девках не сидят; то есть хотел я сказать, что вдовушка скорее найдет себе мужа, нежели девица».
    И характерен горячий ответ Гринева:
    «Скорее соглашусь умереть, — сказал я в бешенстве, — нежели уступить ее Швабрину!»

    Диалог с Гоголем

    «Капитанская дочка» писалась почти одновременно с «Тарасом Бульбой» Гоголя, и между этими произведениями также идет очень напряженный, драматический диалог, вряд ли сознательный, но тем более существенный.
    В обеих повестях завязка действия связана с проявлением отцовской воли, которая противоречит материнской любви и ее одолевает.
    У Пушкина: «Мысль о скорой разлуке со мною так поразила матушку, что она уронила ложку в кастрюльку, и слезы потекли по ее лицу».
    У Гоголя: «Бедная старушка (…) не смела ничего говорить; но, услыша о таком страшном для нее решении, она не могла удержаться от слез; взглянула на детей своих, с которыми угрожала ей такая скорая разлука, — и никто бы не смог описать всей безмолвной горести, которая, казалось, трепетала в глазах ее и в судорожно сжатых губах».

    Отцы же в обоих случаях решительны.
    «Батюшка не любил ни переменять свои намерения, ни откладывать их исполнения», — сообщает в своих записках Гринев.
    У Гоголя жена Тараса надеется, что «авось либо Бульба, проснувшись, отсрочит денька на два отъезд», но «он (Бульба. — А. В.) очень хорошо помнил всё, что приказывал вчера».
    И у Пушкина, и у Гоголя отцы не ищут для детей легкой доли, посылают туда, где либо опасно, либо по крайней мере не будет светских развлечений и мотовства, и дают им наставления.
    «— Теперь благослови, мать, детей своих! — сказал Бульба. — Моли Бога, чтобы они воевали храбро, защищали бы всегда честь лыцарскую, чтобы стояли всегда за веру Христову, а не то — пусть лучше пропадут, чтоб и духу их не было на свете!».
    «Батюшка сказал мне: “Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду”».

    Вокруг этих нравственных предписаний и строится конфликт обоих произведений.

    Остап и Андрий, Гринев и Швабрин — верность и предательство, честь и измена — вот что составляет лейтмотивы двух повестей.

    Швабрин написан так, что его ничто не извиняет и не оправдывает. Он воплощение подлости и ничтожества, и для него обыкновенно сдержанный Пушкин не жалеет черных красок. Это уже не сложный байронический тип, как Онегин, и не милая пародия на разочарованного романтического героя, как Алексей Берестов из «Барышни-крестьянки», который носил черное кольцо с изображением мертвой головы. Человек, способный оклеветать отказавшую ему девушку («Ежели хочешь, чтоб Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то вместо нежных стишков подари ей пару серег», — говорит он Гриневу) и тем самым нарушить дворянскую честь, легко изменит присяге. Пушкин сознательно идет на упрощение и снижение образа романтического героя и дуэлянта, и последнее клеймо на нем — слова мученицы Василисы Егоровны: «Он за душегубство и из гвардии выписан, он и в Господа Бога не верует».

    Именно так — в Господа не верует, вот самая страшная низость человеческого падения, и это оценка дорогого стоит в устах того, кто некогда и сам брал «уроки чистого афеизма», но к концу жизни художественно слился с христианством.

    Иное дело — предательство у Гоголя. Оно, если так можно выразиться, романтичнее, соблазнительнее. Андрия погубила любовь, искренняя, глубокая, самоотверженная. О последней минуте его жизни с горечью пишет автор: «Бледен, как полотно, был Андрий; видно было, как тихо шевелились уста его и как он произносил чье-то имя; но это не было имя отчизны, или матери, или братьев — это было имя прекрасной полячки».

    Собственно, и умирает Андрий у Гоголя гораздо раньше, нежели Тарас произносит знаменитое «Я тебя породил, я тебя и убью». Погибает он («И погиб козак! Пропал для всего козацкого рыцарства») в тот момент, когда целует «благовонные уста» прекрасной полячки и ощущает то, «что один только раз в жизни дается чувствовать человеку».
    А вот у Пушкина сцена прощания Гринева с Машей Мироновой накануне приступа Пугачева написана словно в пику Гоголю:
    «— Прощай, ангел мой, — сказал я, — прощай, моя милая, моя желанная! Что бы со мною ни было, верь, что последняя (курсив мой. — А.В.) моя мысль будет о тебе».
    И дальше: «Я с жаром ее поцеловал и поспешно вышел из комнаты».

    Любовь к женщине у Пушкина — не помеха дворянской верности и чести, но ее залог и та сфера, где эта честь в наибольшей степени себя проявляет. В Запорожской Сечи, в этой гульбе и «беспрерывном пиршестве», которое имело в себе что-то околдовывающее, есть все, кроме одного. «Одни только обожатели женщин не могли найти здесь ничего». У Пушкина прекрасная женщина есть везде, даже в гарнизонном захолустье. И везде есть любовь.

    Да и само казачество с его духом мужского товарищества романтизируется и героизируется у Гоголя и совершенно в ином ключе изображено у Пушкина. Сначала казаки вероломно переходят на сторону Пугачева, потом сдают своего предводителя царю. И то, что они неверны, заранее знают обе стороны.

    «— Принять надлежащие меры! — сказал комендант, снимая очки и складывая бумагу. — Слышь ты, легко сказать. Злодей-то, видно, силен; а у нас всего сто тридцать человек, не считая казаков, на которых плоха надежда, не в укор буди тебе сказано, Максимыч. (Урядник усмехнулся.)».
    «Самозванец несколько задумался и сказал вполголоса:
    — Бог весть. Улица моя тесна; воли мне мало. Ребята мои умничают. Они воры. Мне должно держать ухо востро; при первой неудаче они свою шею выкупят моей головой».
    А вот у Гоголя: «Сколько ни живу я на веку, не слышал я, паны братья, чтобы козак покинул где или продал как-нибудь своего товарища».

    Зато само слово «товарищи», во славу которого Бульба произносит знаменитую речь, встречается в «Капитанской дочке» в той сцене, когда Пугачев и его сподвижники поют песню «Не шуми, мати, зеленая дубравушка» о товарищах казака — темной ночи, булатном ноже, добром коне и тугом луке.

    И Гринева, который только что был свидетелем страшного бесчинства, учиненного казаками в Белогорской крепости, это пение потрясает.
    «Невозможно рассказать, какое действие произвела на меня эта простонародная песня про виселицу, распеваемая людьми, обреченными виселице. Их грозные лица, стройные голоса, унылое выражение, которое придавали они словам и без того выразительным, — все потрясало меня каким-то пиитическим ужасом».

    Движение истории

    Гоголь пишет о жестокости казаков — «избитые младенцы, обрезанные груди у женщин, содранные кожи с ног по колени у выпущенных на свободу (…) не уважали козаки чернобровых панянок, белогрудых, светлоликих девиц; у самых алтарей не могли спастись они», — и эту жестокость не осуждает, считая ее неизбежной чертой того героического времени, которое породило людей, подобных Тарасу или Остапу.

    Единственный раз, когда он наступает на горло этой песне, — в сцене пыток и казни Остапа.
    «Не будем смущать читателей картиною адских мук, от которых дыбом поднялись бы их волоса. Они были порождение тогдашнего грубого, свирепого века, когда человек вел еще кровавую жизнь одних воинских подвигов и закалился в ней душой, не чуя человечества».

    У Пушкина описание изуродованного пытками старого башкирца, участника волнений 1741 года, который не может ничего сказать своим истязателям, потому что во рту у него шевелится короткий обрубок вместо языка, сопровождается, казалось бы, схожей сентенцией Гринева: «Когда вспомню, что это случилось на моем веку и что ныне дожил я до кроткого царствования императора Александра, не могу не дивиться быстрым успехам просвещения и распространения правил человеколюбия».

    Но в целом отношение к истории у Пушкина иное, чем у Гоголя — он видел смысл в ее движении, видел в ней цель и знал, что в истории есть Божий Промысел. Отсюда его знаменитое письмо к Чаадаеву, отсюда движение народного голоса в «Борисе Годунове» от бездумного и легкомысленного признания Бориса царем в начале драмы и до ремарки «народ безмолвствует» в ее конце.
    У Гоголя же «Тарасу Бульбе» как повести о прошлом противопоставлены «Мертвые души» настоящего, и пошлость нового времени для него страшнее жестокости старины.

    Примечательно, что в обеих повестях есть сцена казни героев при большом стечении народа, и в обоих случаях осужденный на казнь находит в чужой толпе знакомое лицо или голос.
    «Но, когда подвели его к последним смертным мукам, казалось, как будто стала подаваться его сила. И повел он очами вокруг себя: Боже, Боже, все неведомые, все чужие лица! Хоть бы кто-нибудь из близких присутствовал при его смерти! Он не хотел бы слышать рыданий и сокрушения слабой матери или безумных воплей супруги, исторгающей волосы и биющей себя в белые груди; хотел бы он теперь увидеть твердого мужа, который бы разумным словом освежил и утешил при кончине. И упал он силою и воскликнул в душевной немощи:
    — Батько! Где ты? Слышишь ли ты?
    — Слышу! — раздалось среди всеобщей тишины, и весь миллион народа в одно время вздрогнул».
    Пушкин и здесь скупее.

    «Он присутствовал при казни Пугачева, который узнал его в толпе и кивнул ему головою, которая через минуту, мертвая и окровавленная, была показана народу».

    Но и там, и там — один мотив.

    У Гоголя родной отец провожает сына и тихо шепчет: «Добре, сынку, добре». У Пушкина Пугачев — посаженный отец Гринева. Таким он явился ему в пророческом сне; как отец он позаботился о его будущем; и в последнюю минуту жизни в огромной толпе народа никого более близкого, чем сохранивший честь дворянский недоросль, разбойнику и самозванцу Емеле не нашлось.
    Тарас и Остап. Пугачев и Гринев. Отцы и дети минувших времен.

    Наше отечество.
    Иллюстрации к «Капитанской дочке» и «Тарасу Бульбе» взяты из разных изданий XIX и ХХ века

    Характеристика и образ Остапа в повести Тарас Бульба сочинение

    Повесть «Тарас Бульба» Николаем Васильевичем Гоголем произвела огромное впечатление на его современников. В этой повести отразилась вся правда, вся суть жизни казаков. Отразились их традиции, сила христианской веры для казаков, их культура и правила жизни. Очень красиво Николай Гоголь описывает Запорожскую сечь, которая является Родиной зарождения казачества.Главным героем является, безусловно, Тарас Бульба. Взрослый и сформированный казак, живущий по чести и справедливости. Он имел двух сыновей: Остапа и Андрия.

    Остап — старший сын, был настоящим ценителем православной веры, а также и казачьих устоев жизни. Он не обладал столь большим талантом в учёбе как его младший брат. Ему было сложнее познавать науки, тем не менее он был очень упорным учеником, что позволяло ему подавать пример. Остап хотел стать настоящим бойцом, храбрым воином.

    В Запорожской сечи он сразу же стал видным казаком, так как в первый же день принял правила среди других казаков. Запорожская сечь была его мечтой. Он тренировался как бравый воин, его будущее будет храбрым, он станет настоящим казаком. Но вновь сложные времена надвигаются на казаков, вновь ляхи вынуждают дать им бой. В боях с ляхами он был стремительным и неповоротливым, всегда шёл до самого конца. Однажды его окружило 6 человек, долго сопротивляясь, он всё же не смог противостоять. Они его взяли в плен.

    Пленных требовалось казнить на площади, на глазах собранной толпы народа. Их били, когда они были связаны, до тех пор, пока они не погибали. Остапу довелось быть первым в тот день, он сказал незнакомцам в толпе и своим товарищам, что нельзя, чтобы слышали как страдает казак, нельзя не проронить ни крика боли. И он его не проронил, терпел до последнего вздоха. Ему переломали многие кости, повесили за брюхо, но он не промолвил крика боли.

    Николай Васильевич Гоголь вложил огромный смысл в человека, хранитель казачьих правил и устоев, постарался показать настоящего казака, который будет верен своим словам, своим родным, своей Родине, православной и казацкой вере.

    Одним из ключевых персонажей произведения является Остап, старший сын Тараса Бульбы.

    Писатель представляет героя в образе молодого мужчины крепкого телосложения, внешностью напоминающей льва, отличающегося упорным характером, сочетающимся с упрямством и свободолюбием.

    Обучаясь в духовной семинарии и поначалу не отличаясь прилежностью и усидчивостью, Остап за небольшое количество время, проявляя упорство и стремление к знаниям, становится одним из лучших учеников учебного заведения и пользуется заслуженным авторитетом, уважением товарищей, неоднократно доказывая свою неспособность к предательству и подлости.

    Остап характеризуется проявлением доброты и нежности по отношению к матери, тяжело переживая вынужденную разлуку с любимым человеком.

    Вернувшись домой, отец устраивает братьям, Остапу и Андрию, боевое крещение, вызывая их на кулачный бой, в котором Остап, несмотря на битву с отцом, ведет себя как честный и храбрый боец.

    Отец отправляет сыновей на службу в Запорожскую Сечь, где Остап проявляет присущую ему отвагу, самоотверженность и героизм в боях с польскими захватчиками, отличаясь ловкостью, силой, бесстрашием и мужественностью. Несмотря на молодой возраст и отсутствие необходимого опыта, завоевав почет и уважение казаков за здравомыслие и рассудительность, Остап становится куренным атаманом, которого выбрали на совете.

    В отличие от брата Андрия, предавшего казаков из-за любви к женщине и погибшего за этот поступок, Остап не теряет голову от любовных отношений, оставаясь безжалостным и беспристрастным, несмотря на женские слезы. Смерть брата не нарушила жизненных принципов Остапа, который остался верен своим патриотическим взглядам.

    Жизненный путь героя повести заканчивается трагически на эшафоте, где казнят плененных запорожцев. Но и в эти последние минуты жизни Остап проявляет настоящие мужские качества, обращаясь с заключительной речью к собравшейся толпе о необходимости в защите родной земли, призывая товарищей с достоинством пережить момент гибели и приняв мучительную смерть, не проронив при этом ни единого звука. В секунды до долгожданной смерти он слышит голос отца и его душа спокойно возносится в небеса.

    В образе Остапа писателем изображен моральный облик русского казачества, славящегося на весь мир доблестью, безграничной любовью к родной земле, преданностью вере.

    Сочинение Образ Остапа в повести Тарас Бульба с описанием внешности

    В повести Н.В Гоголя «Тарас Бульба» есть три главных героя, о которых собственно и ведется повествование. В этом сочинение хотелось бы поподробней разобрать одного из них – Остапа.

    Остап — старший сын Тараса Бульбы и своей старушки матери, он же является братом ещё одного главного героя- Андрия.

    С самого начала повести Остап вступает в драку с отцом. Это показывает его лидерские качества, сильный и волевой характер.

    Ещё до поездки в Запорожскую Сечь, сыновья учились в Киеве, в семинарии. Автор рассказывает что Остап не обладал особыми качествами к учебе. Но после угрозы отца, он исправился и начал хорошо учится. Это показывает его стремление стать лучше и упорство . Он даже стал одним из лучших учеников в семинарии. Это показатель того, что совсем не важно, какие у человека сейчас результаты, ведь можно немного постараться и достичь невообразимых результатов. Так и сделал герой повести.

    Так же в повести говорится об отношении Остапа к любви и семье. Все это было совсем не для него. Остап был суровый мужчина. В конце рассказа Остапа отправляют на казнь. В этот момент он не проявил желание увидеть семью и жену. У него было доброе сердце и он любил свою маму, но её слезы он видеть не хотел.

    Внешний вид Остапа

    Внешность героя так же важна, с её помощью мы сможем хорошенько представить героя и побольше узнать о нём. С самых первых строк, автор говорит о сыновьях как о богатырях. Остап был высоким и крепким парнем, смотрел исподлобья. По приезду из семинарии, Остап повзрослел, его лицо похорошело, появились усы.

    Характер и поведение Остапа

    Характер Остапа был хорошо показан в повести. Остап был готовым к драке, он просто мечтал о великих сражениях. В повести Остап стал воплощением мужественности , силы. Он был сильнее и крепче Андрия, не был нежен и почти никого не любил. Его закаленный характер помогал ему в битвах и сражениях. Он не думал об заведении семьи в будущем или о том что влюбится в девушку. Отец Тарас Бульба гордился сыном, он вырастил из него настоящего казака. На поле боя Остап был внимателен и сосредоточен.

    Я люблю данного героя за его храбрость, доброту и преданность Родине. Поразительно смелые поступки Остапа учат читателя тому, что нужно любить родную землю и защищать её во что бы то ни стало. Таким образом, он умер, как верный сын своей Родины

    Образ и характеристика Остапа в повести Тарас Бульба

    Несколько интересных сочинений

    Каждый день мы употребляем большое количество слов. Есть слова хорошие, а есть слова плохие. Родителя стараются приучить нас с детства говорить красиво и грамотно

    Что значит быть счастливым человеком? В чем заключается счастье? Эти вопросы когда-либо хоть раз, да заставляли задуматься человека. В моем понимании, счастье-это неотъемлемая часть души

    Стать звездой, покорить Эверест, переплыть океан-небольшой перечень того, что может сделать человек. У каждого есть мечты и все они могут сбыться. Но, к сожалению, на пути к успеху встречается множество преград.

    Шишкин был очень впечатлительным. Все свои эмоцию он вкладывал в картины. Одна из таких работ великолепного мастера, это «В лесу графини Мордвиновой. Петергоф». Данное полотно было написано в 1891 году,

    Успешным может быть только тот человек, который достиг определенных результатов. Для этого важно уметь ставить цели. Они могут быть большими, глобальными или маленькими, промежуточными, характерными для какого-то этапа

    Отношение к женщине у гоголя

    Мёртвые души

    Гоголь и женщины

    Гоголь, пожалуй, самый непонятный из всех русских писателей. Его не понимали современники, не понимали и некоторые более поздние исследователи. Еще в нежинском лицее ученики дали ему прозвище «таинственный карла». Если задуматься над причинами подобной репутации, то прежде всего приходит на ум, что «таинственность» Гоголя проистекала, должно быть, из противоречивости его суждений и взглядов. Противоречивость же эта объясняется тем, что он как огня боялся любой односторонности и, соответственно, полагал противоречия чертой самой действительности, самой жизни. «Односторонние люди и притом фанатики — язва для общества, беда той земле и государству, где в руках таких людей очутится какая-либо власть. У них нет никакого смирения христианского и сомнения в себе; они уверены, что весь свет врет и одни они только говорят правду» — так писал он А.П.Толстому в письме, посвященном театру.


    Женский портрет. Рисунок Н.Гоголя. 1820-е

    В развернувшейся в свое время ожесточенной полемике между «западниками» и «славянофилами» Гоголь не пожелал примкнуть ни к тому, ни к другому стану, ибо слишком ясно видел достоинства и недостатки тех и других. Он писал об этих спорах: «. все они говорят о двух разных сторонах одного и того же предмета». И снова многие сочли суждения его противоречивыми. Может быть, отчасти отсюда родилось и еще одно обвинение, которое постоянно предъявлялось Гоголю и при жизни, и впоследствии: обвинение в неискренности и ханжестве. Сомнения такого рода вызывали даже самые задушевные, самые лирические его произведения, такие, например, как «Авторская исповедь» или «Ночи на вилле». Странно, удивительно. Почему, когда мы читаем воспоминания декабристов или Тургенева, даже Боборыкина, Горького наконец, почему нам и в голову не приходит усомниться в правдивости авторов. Хотя правдивость последнего (скажем, в воспоминаниях о Толстом или о Чехове) как раз вполне могла бы вызвать сомнения. Когда же дело доходит до Гоголя, все почти уверены, что он притворяется, хитрит, ханжит, в лучшем случае — фантазирует. Близко знавший Гоголя С.Т.Аксаков писал: «Безграничной, безусловной доверенности в свою искренность Гоголь не имел до своей смерти».

    На подобное недоверие к Гоголю со стороны исследователей мы и наталкиваемся сразу же при переходе непосредственно к нашей теме: как Гоголь относился к женщинам?


    Женский портрет. Рисунок Н.Гоголя. 1820-е

    Начнем с личной жизни, о которой известно очень и очень мало. В 1829 году Гоголь внезапно уезжает из Петербурга за границу. Исследователи ломают себе голову — почему? Зачем? Он достаточно ясно и романтически взволнованно пишет матери о причинах отъезда, но ему, как всегда, не верят. Публикатор и комментатор писем Гоголя Шенрок пишет: «Гоголь ссылается то на неудачу, то на любовь, то на болезнь, не заботясь даже о последовательности в объяснениях». А зачем нужна тут последовательность? Ему вторит протоиерей В.В.Зеньковский: Гоголь «. в объяснение этого поступка выдумывал потом всякие небылицы (о страстной любви и т.п.)». Между тем в письме ясно сказано, что влечет его в странствия некое существо; он просит мать: «Но ради Бога, не спрашивайте ея имени. Она слишком высока, высока!» И послана на жизненном пути, дабы «лишить меня покоя, расстроить шатко-созданный мир мой». Разве не естественно, не в стиле времени (вспомним хотя бы хронологически близкие письма Герцена к М.А.Захарьиной) представить себе, что юный провинциал-романтик, автор «Ганца Кюхельгартена» отчаянно влюбился в высокопоставленную светскую даму или девицу и в сердечном порыве очертя голову помчался вслед за ней за границу? Может быть, такой и должна быть первая любовь?

    Прошли годы. В Петербурге Гоголь знакомится с семьей Виельгорских. Семья аристократическая, близкая ко двору. Мать, Луиза Карловна — подруга императрицы. Люди образованные и добрые, они сердечно приняли Гоголя, оценили его талант, уловили, по-видимому, «особость» «своеобычного молодого человека», как называет его П.В.Анненков в своих воспоминаниях. Особенно подружился Гоголь с младшей дочерью Виельгорских Анной Михайловной, прозванной в семье Нозинькой. Нозинька делится с ним своими стремлениями, сомнениями, надеждами, просит его советов по всем волнующим ее вопросам, во всех трудных или важных обстоятельствах. Случилось так, что Гоголь был в Риме в апреле-мае 1839 года, когда там на вилле княгини Зинаиды Волконской жил или, вернее, умирал от чахотки молодой Иосиф Виельгорский. Гоголь был последним, кто видел его живым, он проводил ночи у постели умирающего юноши и он же выехал навстречу матери его, Луизе Карловне, и первым сообщил ей горестную весть. Вполне возможно, что именно по просьбе семьи он описал последние дни жизни их любимого сына и брата («Ночи на вилле»). Отрывок этот при жизни Гоголя никогда не печатался, но можно предположить, что рассказ этот, исполненный трагического лиризма, еще более сблизил Гоголя с семейством Виельгорских.

    По утверждению Зеньковского, издатель писем и биограф Гоголя Шенрок «высказывал мысль на основании рассказов, которые не поддаются нашему анализу за их отсутствием, — что Гоголь делал предложение А.М.Виельгорской». Может быть, Гоголь в самом деле был влюблен в Нозиньку и на свое предложение получил отказ. При всем либерализме и простоте обращения Виельгорские все же вряд ли могли согласиться на брак дочери с небогатым и «худородным» малороссом. Такое родство могло к тому же не понравиться и императрице. Впоследствии Анна Михайловна вышла за Шаховского — фамилия говорила сама за себя, не чета Гоголю-Яновскому. Впрочем, мы уже говорили, что о личной жизни Гоголя почти ничего не известно.


    А.О.Смирнова-Россет. 1834-1835. Петр Соколов.

    Прошли еще годы. Гоголь познакомился и подружился с А.О.Смирновой-Россет. Когда-то одна из первых придворных красавиц, умница и очаровательница, Александра Осиповна была собеседницей и Жуковского, и Вяземского, и Пушкина. Последний так писал о ней в одном из стихотворений:

    Позднее Александре Осиповне пришлось покинуть двор и Петербург — муж ее Н.М.Смирнов был назначен губернатором Калуги. В «Выбранных местах из переписки с друзьями» Гоголь опубликовал в несколько переработанном виде некоторые свои письма к Александре Осиповне. Письма эти (как и другие из «Выбранных мест. «) подвергались не раз осуждению и насмешкам. Даже такой деликатный человек, как И.С.Тургенев, и тот не удержался и вложил в уста Базарова следующие слова: «. я препакостно себя чувствую, точно начитался писем Гоголя к калужской губернаторше». Впрочем, Тургенев относился к герою «Отцов и детей» весьма двойственно и хотел лишь отразить настроения молодежи 60-х годов XIX в. (Тургенев, однако, ошибся: письмо к Александре Осиповне, о котором упоминает Базаров, датировано 6 июня 1846 г.; оно было изъято из книги Гоголя цензурой и напечатано под заглавием «Что такое губернаторша» только в 1860 году, в № 1 газеты «Современность и экономический листок». Базаров же ссылается на него в 1859 году).

    Был ли Гоголь влюблен в Александру Осиповну? Многие в этом не сомневались, в частности Сергей Тимофеевич Аксаков. Он пишет: «Гоголь, несмотря на свою духовную высоту и чистоту, на свой строго монашеский образ жизни, сам того не ведая, был несколько неравнодушен к Смирновой, блестящий ум которой и живость были тогда еще очаровательны». Если и так, мудреного ничего нет — Александра Осиповна и в сорокалетнем возрасте, который считался в те времена старушечьим, была неотразима. Стоит прочитать письма Ивана Аксакова, человека умного и достаточно волевого, из которых довольно ясно видно, насколько была велика власть над ним Александры Осиповны. Но с Гоголем все было совсем по-другому. Если и была любовь, то совершенно иного рода, чисто духовная. Недаром одно из писем к Александре Осиповне (29 ноября 1842 г.) Гоголь подписывает так: «Любящий без памяти Вашу душу».

    Итак, о личной жизни Гоголя известно немного. Попробуем теперь рассмотреть в свете интересующей нас темы его произведения.

    Основная черта Гоголя как писателя — постоянное стремление к идеалу. С ранней молодости он воспринял это стремление от немецких романтиков. Потому и начал с романтической поэмы «Ганц Кюхельгартен». Стремление к идеалу, вера в его осуществление именно для России чувствуется почти во всех произведениях Гоголя. Еще в 1831 году опубликовал он в «Литературной газете» небольшую статью «Женщина». И вот что он там пишет: «Мы зреем и совершенствуемся; но когда? Когда глубже и совершеннее постигаем женщину». В «Мертвых душах» говорит он о «чудной русской девице, какой не сыскать нигде в мире, со всей дивной красотой женской души, вся из великодушного стремления и самоотвержения». Он старается убедить русских женщин в их высоком призвании, горячо, настойчиво доказывает, что женщина может положительно влиять на окружающих ее людей, на общество в целом. Он уверен даже, что для этого женщине не обязательно отличаться особым умом или знанием света. Достаточно красоты, «неопозоренного неоклеветанного имени» и чистоты душевной. Он утвержадет, что даже в делах государственных женщина может принести много пользы своим влиянием на мужа, служащего государству. «Душа жены — хранительный талисман для мужа, оберегающий его от нравственной заразы». А какой гимн красоте женщины пропел Гоголь в отрывке «Рим»: «Все в ней венец создания».


    Иллюстрация Василия Масютина к повести «Нос». 1922

    Вершиной и воплощением идеала стала Улинька из второго тома «Мертвых душ». Ей отдает автор все лучшие свойства женщины: доброту, отзывчивость, готовность к самопожертвованию, на нее возлагает он все свои надежды на улучшение русского человека и тем самым на возвеличение России. Именно в ней, в чистой и прекрасной женщине, видит он пути к совершенству, что открываются перед Россией. К сожалению, образ Улиньки только намечен, он, как и весь второй том, неполон. Но достаточно и того, что сохранилось. Вспомним, например, как отнеслась Улинька к рассказу Чичикова о несчастном немце, которого обобрали плуты-чиновники: «Гнев отемнил прекрасный лоб ее». Улинька говорит, что бесчестные поступки «наводят на нее уныние». При этом стоит заметить, что Гоголь теперь уже гораздо меньше упоминает о красоте внешней. Его больше волнует внутренняя, душевная красота, и вот как описывает он внешность Улиньки: «Она была миловидней, чем красавица. стройней, воздушней классической женщины. «

    Однако не стоит думать, будто Гоголь был всего лишь идеалистом. Во всем и всегда умел он различить «обе стороны медали». Оттого-то и казались некоторым противоречивыми его взгляды. И русскую женщину своего времени, ее положение в обществе, ее воспитание и характерные черты видел Гоголь, если можно так выразиться, всеохватно. Он верил в высокое предназначение русской женщины, она венец творения, она Улинька, то есть воплощение честности, доброты и чистоты. Все это так, но в то же время прекрасно видел Гоголь, насколько часто встречаются в жизни женщины, весьма далекие от его идеала. «О, как отвратительна действительность! Что она против мечты?» — восклицает художник Пискарев (а может быть, и автор) в «Невском проспекте».


    Рисунок Гоголя из «Книги всякой всячины». 1820-е

    Не кто иной, как Гоголь, создал незабываемые по своей яркости образы дамы просто приятной и дамы приятной во всех отношениях. Их диалог — кульминация глупости, пошлости и злобы. С какой яростью клеймят они ни в чем не повинную губернаторскую дочку: «Но каково же после этого, Анна Григорьевна, институтское воспитание! Ведь вот невинность!» — «Какая невинность! Я слышала, как она говорила такие речи, что, признаюсь, у меня не станет духа произнести их». Именно Гоголь нарисовал в «Невском проспекте» страшную картину гибели красоты «в когтях разврата». А дуреха Агафья Тихоновна из «Женитьбы», а не уступающая ей в глупости младшая сестрица Григория Григорьевича Сторченко (персонаж неоконченной повести «Иван Федорович Шпонька и его тетушка»), а неугомонная Агафья Федосеевна, та самая, что «откусила ухо у заседателя» («Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»), а бестолковая супруга Манилова из «Мертвых душ». Словом, глупых, хитрых, сплетничающих женщин на страницах произведений Гоголя вполне достаточно.

    Стоит отметить, однако, одну деталь: почти всегда в том же произведении или в том же цикле можно увидеть фигуру, полярно противоположную отрицательной. В «Сорочинской ярмарке» Хивре противостоит Параска, в «Ночи перед Рождеством» вероломной Солохе — милая своенравная Оксана, а наряду с дамами города N видим мы трогательно-наивную институтку, о которой даже прожженный плут Чичиков говорит: «Она теперь как дитя, все в ней просто, она скажет, что ей вздумается, засмеется, где захочет засмеяться».


    Анна Андреевна и Мария Антоновна.
    Рисунок Петра Боклевского. 1863

    Следует еще добавить, что с особым вниманием относился Гоголь к женскому воспитанию. Этот вопрос чрезвычайно волновал его. Были тут и личные причины: он очень любил своих сестер, неловких, застенчивых провинциалок, и очень хотел, чтобы они получили хорошее воспитание. Он поместил их в Патриотический институт в Петербурге, где они учились за казенный счет. Вот тут-то и пришлось, видимо, Гоголю близко ознакомиться с состоянием женского образования и воспитания. С.Т.Аксаков свидетельствует, что Гоголь «очень жаловался на юродство институтского воспитания и говорил, что его сестры не умеют даже ходить по-человечески». Недаром с таким блестящим юмором описал он, как воспитана была супруга Манилова: «Манилова воспитана хорошо. А хорошее воспитание, как известно, получается в пансионах. А в пансионах, как известно, три главные предмета составляют основу человеческих добродетелей: французский язык, необходимый для счастия семейственной жизни; фортепьяно, для доставления приятных минут супругу, и наконец, собственно хозяйственная часть: вязание кошельков и других сюрпризов. Впрочем, бывают разные усовершенствования и изменения в методах, особенно в нынешнее время; все это более зависит от благоразумия и способностей самих содержательниц пансиона. В других пансионах бывает таким образом, что прежде фортепьяно, потом французский язык, а там уже хозяйственная часть. А иногда бывает и так, что прежде хозяйственная часть, то есть вязание сюрпризов, потом французский язык, а там уже фортепьяно. Разные бывают методы». Результаты такого воспитания Гоголь описывает с особой язвительностью: на кухне готовится «глупо и без толку», в кладовой пусто, ключница ворует, слуги нечистоплотны и пьют горькую, дворня бездельничает. «В доме есть много других занятий, кроме продолжительных поцелуев и сюрпризов», — замечает автор.

    Гоголь отлично видел все дурные стороны русских женщин его времени, понимал, что в большой степени они были следствием их «юродивого» воспитания, но никакого «противоречия», никакой непоследовательности здесь нет. Горячо веря в будущее цветение России, не сомневаясь в «несметном богатстве русского духа», Гоголь видит осуществление и воплощение своего идеала именно в женщине, в русской женщине.

    Отношение к женщине у гоголя