Как помочь ребенку повысить самооценку и уверенность в себе

Как помочь ребенку развить уверенность в себе и поднять самооценку?

Давайте разберемся, каким же, все-таки, образом родители могут сделать так, чтобы их дети почувствовали себя уверенными, самостоятельными и решительными.

Во-первых, не забывайте постоянно хвалить своих малышей. В первую очередь родители должны помнить о том, что далеко не все детки – гении, что не все могут ловить знания и хорошие привычки «на лету», не прилаживая к этому много усилий. Но, тем не менее, каждый ребенок обладает уникальным качеством, которое делает его талантливым и не похожим на других. Родители, должны просто с большим вниманием относиться к своему ребенку, для того, чтобы отыскать именно то уникальное качество, при развитии которого, ребенок станет уверенным в себе и самостоятельным. Часто, единственное, что должны делать родители при воспитании малыша – это поощрять его во всех начинаниях и стремлениях, говоря, что у крохи все получится и что родители в него верят. Если у малыша вдруг не получается решить домашнее задание по математике, то вместо того, чтобы прибегать к крику и критике, окажите поддержку и помощь в решении этой непростой задачи. Спокойная домашняя атмосфера без крика и шума, придаст ребенку только уверенности в своих силах.

Родители никогда не должны забывать о том, что все детки очень чувствительны к критике, особенно, если она звучит из уст чужих людей, например, со стороны преподавателей или одноклассников. Если вы видите, что придя со школы, малыш ведет себя неуверенно и расстроен, попытайтесь найти причину такого поведения. Если после разговора окажется, что его поругали во время урока за то, что он плохо подготовил домашнее задание или что-то не выучил, внятно объясните, что в следующий раз, нужно просто более тщательно подготовиться к уроку.

Старайтесь хвалить своего малыша, даже за самые незначительные заслуги: за хорошие показатели успеваемости в школе, за победу на соревнованиях, за красивую поделку или рисунок на уроке труда. Иногда, даже похвала за хорошее поведение в школе или дома, действует на малыша очень благотворно.

Во-вторых, никогда не выставляйте напоказ и не преувеличивайте плохие действия или отрицательные качества ребенка. Так как все люди на земле несовершенны, у каждого из нас есть те качества, черты характера и поступки, которыми мы не гордимся и стараемся искоренить, в том числе и у детей. Но, тем не менее, родители не должны постоянно концентрировать внимание малыша на его отрицательных качествах, раздувая их еще в больших объемах. Именно по этой причине, нужно стараться не употреблять такие фразы при разговоре с ребенком: «ты постоянно ведешь себя плохо», «у тебя ужасный характер» и т.д.

Постоянно повторяя подобные фразы в своем разговоре с малышом, вы подрываете его уверенность в себе, а о самооценке вообще говорить не стоит, так как она просто испарится. Если вы хотите показать ребенку свое недовольство, то лучше всего использовать другие фразы, например такие: «я сегодня очень расстроилась, когда ты начал баловаться и не слушаться меня».

В-третьих, не забывайте давать своим детям свободу в их выборе и действиях. Даже некоторые простые решения, которые ребенок принимает самостоятельно, могут повлиять на его уверенность и самооценку. Не обязательно ставить перед ребенком сложные задачи, иногда достаточно просто предложить ему самому выбирать, в какой школе он хочет учиться, или какую одежду он хочет надеть сегодня в школу.

Как развить у ребенка самооценку и уверенность в себе

Начиная с младшего школьного возраста, психологи уже говорят о «настоящей» самооценке ребенка, которая строится на тех же принципах, что и у взрослого. Адекватная самооценка видна невооруженным глазом: ребенок отличается здоровым чувством юмора, охотно общается, идет на контакт со сверстниками и со взрослыми, обижается только по делу, не боится проигрывать, искренне радуется своим победам. Но, к сожалению, по наблюдениям психологов, таких детей с каждым годом все меньше. Родители травмируют самооценку ребенка в дошкольном возрасте, сами того не подозревая. Нездоровое восприятие самого себя проявляется двояко: либо завышенным самомнением, либо самоунижением. Если школьник отказывается поиграть с другими ребятами, часто обижается, дело наверняка в неадекватности самооценки. Различны только корни проблемы: ребенок с завышенной самооценкой не хочет играть, потому что опасается не выиграть, а дитя с заниженной самооценкой избегает осуждения и насмешек. И в том, и в другом случае ребенок подсознательно ждет оценки от других и боится ее услышать.

Как себя вести родителям?

  • Будьте осторожны с похвалами. Не хвалите за то, что ребенок умеет делать не первый день! Если он хорошо решает примеры по алгебре, это для него естественно. А если победил на математической олимпиаде, это можно отметить семейным праздником, но только в случае, если вы боретесь с заниженной самооценкой. В противном случае ограничьтесь осторожной, непреувеличенной, искренней похвалой и порадуйтесь вместе с ребенком.
  • Перестаньте сравнивать его с другими. Соседский Миша, конечно, молодец и умница: в третьем классе знает наизусть учебник истории за седьмой класс. А ваш ребенок только и умеет что чеканить мячик во дворе… Зато как мастерски у него это получается! Перестаньте ставить самоучку Мишу в пример, лучше похвалите своего начинающего Пеле. А когда ваш мальчик, наконец, после пяти часов активных просьб сделает уроки, даже и не очень хорошо, похвалите его. Пускай ваша похвала выглядит комично, она будет честной: «Молодец, вчера сделал 20 ошибок, а сегодня только 15! Заметно растешь!» И запомните главное правило: ребенка можно сравнивать только с ним самим!
  • Чтобы не навредить самооценке школьника, родители не должны:

  • Осуждать ребенка. За проступки ругайте не самого ребенка («Ах ты растяпа, бестолочь» и т.д.), а его провинности. Запомните: это не он плохой (если мы делаем на этом акцент, неизбежно страдает самооценка), а плох его поступок! Учитесь осуждать дела, а не человека. Не забывайте: Любой человек имеет право на ошибку.
  • Делать акцент на возрасте, «Ты такой большой, а мама до сих пор собирает твой портфель!» Во-первых, перестаньте выполнять за ребенка то, что он уже вполне может делать сам. А во-вторых, никогда не говорите ему, что ребенок ведет себя «как маленький». 25% кризисов во взрослом возрасте корнями уходят именно в эти высказывания родителей. Сравнивая ребенка с «крохой-неумехой», вы раните его самолюбие и глубоко загоняете мысль о никчемности.
  • Личная эффективность

    Как помочь ребенку поднять самооценку и развить уверенность в себе?

    Дети чувствуют себя немного неуверенно в мире, который их окружает, без поддержки со стороны своих родителей. Неуверенность в детстве ребенка в будущем может перерасти во взрослом возрасте в неуверенность в себе и в принятии решений. Важно очень даже с малых лет помогать вашему ребенку развивать уверенность в себе и его самооценку поднимать.

    Каким же образом могут родители помочь своему ребенку почувствовать себя более уверенным в этом мире?

    Чаще хвалите своего малыша.

    Не забывайте про то, что не все дети являются прирожденными гениями, не всем детям одинаково легко учеба дается, но все дети абсолютно по-своему талантливы. Родителям стоит внимательнее относиться к своим детям, чтобы этот талан, заложенный ребенке, отыскать и затем развить. Следует всякое стремление и увлечение ребенка поощрять. Нельзя говорить малышу, например, что ему никогда не удастся стать художником, танцором либо певцом. Подобные фразы не только отбивают у ребенка всякое стремление к чему-либо, но и лишают его уверенности в себе, его самооценку занижают. Если у вашего малыша что-то не входит и не получается, никак не решается задача по физике, то вместо того, чтобы начать его ругать, окажите ему помощь и решите вместе эту задачу. Положительный результат не только придаст уверенность в себе, но и повысит у вашего ребенка самооценку.

    Родителям всегда стоит помнить про то, что дети очень болезненно воспринимают критические замечания со стороны посторонних людей (одноклассники, учителя и так далее). Если вы заметили, что ваш малыш чем-то опечален, всегда старайтесь узнать причину и поговорить со своим ребенком. Если выяснится, что поругали его в школе за то, что он плохо с заданием справился, то объясните малышу, что в следующий раз ему нужно просто будет приложить больше усилий и у него обязательно все получится.

    Детей необходимо всегда хвалить за любые заслуги и достижения: за призовое место на спортивных соревнованиях, за хорошие оценки в школе, за послушание, за красивый рисунок и так далее. Похвала оказывает благотворное влияние на самооценке всех детей.

    Нельзя преувеличивать и обобщать какие-то отрицательные действия вашего ребенка. Каждый человек имеет свои отрицательные черты, и ребенок не является исключением их этого правила. Но их не стоит раздувать и обобщать. Не используйте в общении с малышом фразы типа: «Ты никогда меня не слушаешь», «У тебя очень плохая память», «Ты плохо всегда ведешь себя», «У тебя отвратительный характер». Постоянным отрицанием вы лишь подавите в ребенке уверенность в себе и снизите его самооценку.

    PostScriptum:
    Срочно понадобилось такси в Москве? Заказать оперативное такси Москва в любое время суток можно при помощи сайта taxi-mockva.ru или по телефону 509−99−84. Качественное такси всегда рядом!

    Понравилась статья? Подписывайтесь на RSS и читайте обновления блога! 😉

    Спасибо Вам за добавление этой статьи в:

    Приглашаю присоединиться ко мне в следующих сервисах:

    Консультация на тему:
    Как помочь ребенку развить уверенность в себе и поднять собственную самооценку?

    Консультация для родителей дошкольников. Как помочь ребенку развить уверенность в себе и поднять собственную самооценку?

    Предварительный просмотр:

    Как помочь ребенку развить уверенность в себе и поднять собственную самооценку?

    Дети ощущают себя несколько неуверенно в окружающем их мире без поддержки со стороны родителей. Неуверенность ребенка в детстве может в будущем перерасти в неуверенность в себе уже и во взрослом возрасте, неуверенность в принятии решений. Очень важно уже с малых лет помогать ребенку развивать уверенность в себе и поднимать его собственную самооценку.

    Каким образом родители могут помочь своим детям

    почувствовать себя увереннее в этом мире?

    Хвалите своих детей

    Помните о том, что не все дети – прирожденные гении, не всем одинаково легко дается учеба, но абсолютно все дети талантливы по-своему. Родителям следует просто повнимательнее относиться к детям, чтобы отыскать этот талант, заложенный в ребенке, и развить его. Поощряйте всякое стремление ребенка к самовыражению и развитию и ни в коем случае не говорите ему, что ему не стать, к примеру, великим певцом либо танцором, либо художником. Подобными фразами вы не только отбиваете у ребенка стремление к чему-либо, но и лишаете его уверенности в себе, занижаете его самооценку. Если у вашего ребенка что-то не получается, не решается очередная задача по математике, то вместо того, чтобы ругать его, окажите помощь и решите задачу вместе. Положительный результат не только придает уверенность в себе, но и повышает самооценку ребенка.

    Родителям также следует помнить о том, что дети вдвойне болезненно воспринимают критику со стороны чужих людей (воспитателя, сверстников). Если вы видите, что ребенок чем-то расстроен, всегда старайтесь выяснить причину, поговорить с ребенком.

    Обязательно хвалите детей за любые заслуги: за хорошие отзывы воспитателя, за победу на спортивных соревнованиях, за красивый рисунок, за послушание. Похвала благотворно сказывается на самооценке детей.

    Не обобщайте и не преувеличивайте какие-то отрицательные действия ребенка

    У каждого из нас имеются определенные отрицательные черты, в том числе и у ребенка. Однако ни в коем случае не стоит их обобщать и еще больше раздувать. По этой причине, постарайтесь не использовать в общении с ребенком следующие фразы: «Ты меня НИКОГДА не слушаешь». «Ты ВСЕГДА плохо ведешь себя». «У тебя ПЛОХАЯ память». «У тебя СКВЕРНЫЙ характер».

    Постоянным отрицанием можно подавить всякую уверенность ребенка в себе, а о его самооценке и говорить не придется. Если вы желаете, чтобы ваш ребенок начал вести себя лучше, слушать лучше, вам следует заменить отрицание на:

    «Я очень расстраиваюсь, когда ты ведешь себя плохо». «Я думаю, что если бы ты слушал меня и окружающих внимательнее, то тебе бы все удавалось еще лучше». «Я переживаю, когда ты ведешь себя плохо». «Если у тебя есть какие-то проблемы, давай мы будем решать их вместе».

    Предоставляйте детям право выбора

    Предоставляйте право детям самим решать какие-то простые вещи (к примеру, в какую школу пойти учиться, в какую секцию записаться, чем заняться в свободное время). Самостоятельные решения также способствуют укреплению уверенности в себе и поднятию самооценки.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Каждому человеку знакомо чувство неуверенности в себе, когда ты сам себе кажешься неумелым, некомпетентным, будущее — туманным. И кажется, что окружающие замечают твое внутреннее смятение, тревог.

    Методические рекомендации для родителей и педагогов: «Как повысить самооценку и помочь ребенку обрести уверенность в себе».

    Формирование у ребенка уверенности в себе и своих возможностях.

    Консультация для родителей «Как повысить самооценку и помочь ребенку обрести уверенность в себе?»Бесспорно то, что большинство родителей хотят, чтобы их ребенок вырос счастливым, умным, успешным и уве.

    Буклет раскрывает особенност самооценки детей , а так же правильно выстроенное поведение родителей для формирования адекватной самооценки.

    Консультация для родителей «Как помочь ребёнку стать увереннее в себе».

    quot;Какому родителю не хочется, чтобы ребенок хорошо учился в школе. Так что же делать? В первую очередь научить их пользоваться резервами собственнрой памяти.» В статье содержатся рекомендации.

    Консультация (средняя группа) на тему:
    Консультация для родителей «Как повысить самооценку и помочь ребенку обрести уверенность в себе?»

    Консультация для родителей «Как повысить самооценку и помочь ребенку обрести уверенность в себе?»

    Бесспорно то, что большинство родителей хотят, чтобы их ребенок вырос счастливым, умным, успешным и уверенным в себе. Уверенное поведение предполагает стремление к достижению высоких результатов в деятельности, настойчивость в достижении целей, благоприятные взаимоотношения с окружающими людьми и положительное оценивание самого себя, ведь самооценка – это одно из центральных компонентов самосознания личности. Родители часто не задумываются над тем, что именно из их оценок, в первую очередь, и складывается мнение ребенка о себе. Именно в семье ребенок узнает, любят ли его, принимают ли таким, каков он есть, сопутствует ли ему успех или неудача.

    Эта консультация в помощь родителям, пожет понять своего ребенка и помочь ему в общении и в становлении личности

    «КАК ОТВЕЧАТЬ НА ДЕТСКИЕ ВОПРОСЫ?»

    • Относитесь к вопросам ребенка с уважением, не отмахиваясь от них. Внимательно вслушайтесь в детский вопрос, постарайтесь, понять, что заинтересовало ребенка в том предмете, явлении, о котором он спрашивает.

    • Давайте краткие и доступные пониманию дошкольника ответы, избегайте при этом сложных слов, книжных оборотов речи.

    • Ответ должен не просто обогатить ребенка новыми знаниями, но и побудить его к дальнейшим размышлениям, наблюдениям.

    • Поощряйте самостоятельную мыслительную деятельность ребенка, отвечая на его вопрос встречными: «А ты как думаешь?»

    • В ответ на вопрос ребенка постарайтесь вовлечь его в наблюдения за окружающей жизнью, почитать ему книгу, рассмотреть вместе иллюстративный материал.

    • Отвечая на вопрос ребенка, воздействуйте на его чувства, воспитывайте чуткость, гуманность, тактичность к окружающим людям.

    • Если ответы на вопросы ребенка требуют сообщения сложных не доступных пониманию дошкольника знаний, не бойтесь ему сказать: « Пока ты мал и не сможешь многое понять. Будешь учиться в школе, многое узнаешь, сможешь сам ответить на свой вопрос ».

    Консультация для родителей «Как повысить самооценку и помочь ребенку обрести уверенность в себе?»

    Бесспорно то, что большинство родителей хотят, чтобы их ребенок вырос счастливым, умным, успешным и уверенным в себе. Уверенное поведение предполагает стремление к достижению высоких результатов в деятельности, настойчивость в достижении целей, благоприятные взаимоотношения с окружающими людьми и положительное оценивание самого себя, ведь самооценка – это одно из центральных компонентов самосознания личности. Родители часто не задумываются над тем, что именно из их оценок, в первую очередь, и складывается мнение ребенка о себе. Именно в семье ребенок узнает, любят ли его, принимают ли таким, каков он есть, сопутствует ли ему успех или неудача.

    Установка ребенка «Я нужен и любим, и я тоже люблю вас»

    Активность, находчивость, бодрость, чувство юмора, общительность, желание идти на контакт — вот те качества, которые свойственны детям с адекватной самооценкой. Они охотно участвуют в играх, не обижаются, если оказываются проигравшими. Человек, чья самооценка адекватна (достаточно правильна, близка к объективной), обладает здоровым складом психики и добивается в жизни многих преимуществ. Он реалистично оценивает свои возможности, ставит перед собой цели и добивается их. Такой человек способен трезво относится к критике и умеет правильно оценивать других людей. Это во многом облегчает общение и решение жизненных задач.

    Установка ребенка «Я нужен и любим, а вы существуете ради меня»

    Завышенная самооценка порождает определенные проблемы. Ставя перед собой нереалистичные цели, человек рискует оказаться в проигрыше. При завышенной самооценке дети во всем стремятся быть лучше других. Часто от такого ребенка можно услышать: «Я — самый лучший (сильный, красивый). Вы все должны меня слушать». Он часто бывает агрессивен с теми детьми, которые тоже хотят быть лидерами.

    Установка ребенка «Я не нужен и не любим, но я так хочу быть нужными любимым»

    Пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость часто свойственны детям с заниженной самооценкой. Они не хотят участвовать в играх, потому что боятся оказаться хуже других, а если участвуют в них, то часто обижаются. Иногда дети, которым дается негативная оценка в семье, стремятся компенсировать это в общении со сверстниками.

    Положительное отношение к себе — основа психологического выживания, и ребенок постоянно ищет и даже борется за него. Он ждет от взрослых подтверждения, что он хороший, что его любят, он может справиться с теми делами, за которые он взялся. Чтобы ни делал ребенок, ему нужно наше признание его успехов.

    Как поддерживать самооценку ребенка и помочь ему обрести уверенность в себе:

  • Безусловно, принимайте ребенка. Ведь детям необходимо чувствовать нашу любовь без всяких условностей, чувствовать, что его любят просто так, за то, что он есть.
  • Внимательно слушайте ребенка, вслушиваться в его слова, следить за выражением его лица и положением тела. Так мы получим намного больше информации и лучше поймем проблемы и переживания ребенка.
  • Проводите больше времени с ребенком (читайте, играйте и др.).
  • Особое внимание уделите тому, чтобы возлагаемая ответственность вселяла в ребенка уверенность в себе.
  • Поддерживайте ребенка. Взрослый может поддержать ребенка, признавая его усилия и вклад, равно как и достижения, а также демонстрируя, что понимает его переживания, когда что – то не получается. В отличие от награды поддержка нужна даже тогда, когда ребенок не достигает успеха.
  • Беседуйте с ребенком дружелюбно, в уважительном тоне. Для того, чтобы воздействовать на ребенка, вы должны научиться сдерживать свою критику и видеть позитивную сторону общения с ребенком.
  • Не оберегайте ребенка от повседневных дел, не стремитесь решить за него все проблемы, но и не перегружайте его. Пусть малыш поможет с уборкой, сам польет цветок, получит удовольствие от сделанного и заслуженную похвалу.
  • Поощряйте в ребенке инициативу, позволяйте ребенку самому решать проблемы там, где это возможно.
  • Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, какой он был вчера или будет завтра).
  • В общении с ребенком уделять ему внимание, полностью сосредотачиваясь на нем, чтобы он чувствовал себя важным и значимым.
  • Принимайте индивидуальность ребенка.
  • Сосредотачивайтесь на сильных, позитивных сторонах и преимуществах ребенка, с целью укрепления его самооценки.
  • Поддерживайте его при неудачах, избегая подчеркивания его промахов.
  • Демонстрировать оптимизм, любовь и уважение к ребенку.
  • Помогайте ребенку поверить в себя и свои способности.
  • Родителям необходимо научиться поддерживать ребенка, а для этого возможно придется изменить привычный стиль общения и взаимодействия с ним. Вместо того, чтобы обращать внимание на ошибки и плохое поведение ребенка, взрослому следует сосредоточиться на позитивной стороне его поступков и поощрении его поведения.

    Поддерживать ребенка — значит верить в него!

    Вербально и невербально взрослый сообщает ребенку, что верит в его силы и способности. Ребенок нуждается в поддержке не только когда ему плохо, но и когда ему хорошо. Поддержка основана на вере в способности ребенка преодолевать жизненные трудности при помощи значимых взрослых. Типичными для родителей способами такой поддержки является гиперопека, создание зависимости ребенка от взрослых, навязывание не реальных стандартов, стимулирования соперничества со сверстниками. Эти методы приводят только к переживаниям ребенка, мешают нормальному развитию его личности.

    Случается, что поведение ребенка не устраивает взрослого. Именно в такие моменты родители и педагоги должны предельно четко показать ребенку, что — «Хотя я не одобряю твоего поведения, я по – прежнему уважаю тебя как личность». Для того чтобы оказать ребенку психологическую поддержку, взрослый должен пользоваться теми словами, которые работают на развитие положительной оценки и формирования его уверенности в себе.

    Слова и фразы, поддерживающие ребенка:

  • Зная тебя, я уверен, что ты сделаешь все хорошо.
  • У тебя все получится!
  • Что ты думаешь по этому поводу?
  • Это серьезное дело, и я уверена, что ты с ним справишься.
  • Я горжусь тобой!
  • Я рад твоей помощи.
  • Спасибо тебе.
  • Хорошо, благодарю тебя.
  • Я рад, что ты в этом участвовал.
  • Все идет прекрасно!
  • Здорово, замечательно.
  • Я верю в тебя!
  • Даже если что – то произошло не так, как тебе хотелось, для тебя это было хорошим уроком.
  • Все мы люди и все мы совершаем ошибки. В конце концов исправляя свои ошибки, ты тоже учишься.
  • Поведение и действия, поддерживающие ребенка:

    • Обнять его, дотронуться до руки, мягко поднять подбородок ребенка, приблизить свое лицо к его лицу.
    • Посидеть, постоять, поиграть с ребенком, беседовать с ним и слушать его.
    • Выражение лица: улыбка, подмигивание, кивок, смех.
    • Слова и фразы, разрушающие веру ребенка в себя:

    • Зная тебя и твои способности, я думаю, ты смог бы сделать гораздо лучше.
    • Ты мог бы постараться сделать лучше.
    • Ты с этим не справишься.
    • Это для тебя слишком трудно, поэтому я сама это сделаю.
    • Ты бессовестный!
    • Ты плохой ребенок!
    • Ты ничего не понимаешь.
    • Я тебя больше не люблю.

    Взрослым необходимо избегать негативного обсуждения качеств ребенка в присутствии самого ребенка и в присутствии других детей. Важно подчеркивать достоинства ребенка и очень аккуратно, тактично учить ребенка справляться со своими недостатками. «Давай я помогу тебе научиться просить игрушку у детей, а не отбирать ее». Таким образом, вы не обвиняете ребенка, а даете ему возможность учиться, допускать ошибки и исправлять их. Это очень важно не только для формирования адекватной самооценки и уверенности в себе, но и самостоятельности и ответственности у детей.

    1.Степанова С.С. Азбука детской психологии. – М.:ТЦ Сфера, 2004.

    2. Кэтрин Кволс. Радость воспитания. Как воспитывать детей без наказания. – Спб.:ИД «Весь», 2003ю – 288с.

    Как помочь ребенку повысить самооценку и уверенность в себе