Методика определения уровня самооценки лесенка

Оглавление:

Методика «Лесенка»

Цель: для определения самооценки младших школьников.

Рисуем на листе бумаги лестницу из 10 ступенек.

Показываем ребенку лесенку и говорим, что на самой нижней ступеньке стоят самые плохие мальчики и девочки.

На второй – чуть-чуть получше, а вот на верхней ступеньке стоят самые хорошие, добрые и умные мальчики и девочки.

На какую ступеньку поставил бы ты себя? (Нарисуй себя на этой ступенечке. Можно нарисовать 0, если ребенку трудно нарисовать человечка).

Обработка результатов:

  • 1-3 ступенька – низкийуровень самооценки (заниженная);
  • 4-7 ступенька – средний уровень самооценки (правильный);
  • 8-10 ступенька – высокий уровень самооценки (завышенная).

Просмотров: 21147
Категория: ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ » Диагностика личности

СИСТЕМНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
И СОЦИОЛОГИЯ

Заключением Президиума ВАК Минобрнауки России №13-6518 от 01.12.2015 г. включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий

Теория и метод системной психологии

Психологические исследования

История психологии и психология истории

Социологические исследования

Информация

WWW.SYSTEMPSYCHOLOGY.RU

Шилова Т.А., Костерева Л.И. АНАЛИЗ КОМПОНЕНТОВ САМООЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ДОМУ

АНАЛИЗ КОМПОНЕНТОВ САМООЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ДОМУ

В статье рассматриваются проблемы самооценки личности младших школьников, обучающихся на дому. Раскрыта структура ключевых компонентов самооценки: регулятивный, эмоциональный, когнитивный.

Ключевые слова: самооценка личности младших школьников, обучение на дому, образовательная деятельность, самосознание, личность, категория «Я».

ANALYSIS OF THE COMPONENTS OF THE SELF-IDENTITY IN PRIMARY HOMESCHOOLERS

In this article the problems of primary homeschoolers’ self-identity are discussed. The structure of the key components of self-esteem is shown: regulatory, emotional, cognitive. Keywords: primary student’s self-esteem, homeschooling, educational activity, consciousness, personality, category «The Self».

Введение

Проблеме самооценки личности посвящено множество работ в различных отраслях психологии. В настоящее время наиболее востребованными и актуальными к рассмотрению являются вопросы личности и индивидуальности, особенно с точки зрения генезиса источников ее развития. В них раскрывается содержание понятия самооценки: как «доверие к себе», «самоуважение», «осознание себя», «образ себя», «чувство собственного достоинства». Теоретические подходы в определении содержания понятия самооценки включают три группы индивидуальных особенностей: самосознание, личность, категория «Я» [1,2,4].

В концепции модернизации российского образования, по мнению Е.С. Романовой, определены основные направления социализации школьников: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, способны сотрудничать, отличаются мобильностью, динамизмом конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны» [5,c. 5].

Главные компоненты самооценки выступают в следующей структуре: регулятивной, эмоциональной, когнитивной. Системно-психологический подход с позиций Б.Н. Рыжова, «позволяет связать между собой возможности объективной диагностики» [6, c.5]. Так, Л.И. Божович самооценку рассматривала как важное личностное образование, принимающее активное участие в регуляции личностью своего поведения и деятельности, как автономную характеристику личности, ее центральный компонент, формирующийся при активном участии самой личности и отражающий качественное своеобразие ее внутреннего мира. Автор считает, что «устойчивая самооценка формируется под влиянием оценки взрослого и результатов собственной деятельности ребенка. В тех случаях, когда самооценка возникает лишь на основе усвоения оценки окружающих без умения самостоятельно оценить результаты

своей деятельность, у ребенка легко может сложиться неправильная самооценка, являющаяся значительным препятствием для полноценного формирования его личности» [2, с.233]. Проблема взаимосвязи самооценки и обучения в общеобразовательной школе, в том числе обучения на дому, является актуальной и оказывает значительное влияние, как на успешность обучения, так и на всю жизнедеятельность учащегося в целом.

У младших школьников осуществляется подготовка к самостоятельной жизни, формирование ценностей, мировоззрения, и утверждение гражданской значимости личности. В результате и под воздействием социально-личностных факторов перестраивается вся система отношений младших школьников с окружающими их людьми и изменяется его отношение к школе, к самому себе, к самооценке и своему самосознанию.

С самооценкой связываются оценочные функции самосознания, включающие в себя эмоционально-ценностное отношение личности к себе. З.С. Акбиева, в этой связи считает, что «самооценка представляет ступень развития самосознания выражающийся в способностях отнестись к себе критически, соотнести свои возможности с результатами деятельности не только в соответствии с мнением окружающих, но и на уровне собственных требований к себе» [1,с.10].

Целью данного исследования являлось рассмотрение системы компонентов самооценки детей младшего школьного возраста. Системно — структурный анализ компонентов самооценки играет огромное значение в дальнейшей жизнедеятельности личности. В настоящее время всё более очевидно влияние самооценки ребенка на его поведение, мотивацию к учебе, межличностные контакты, особенно если ребенок обучается на дому, однако мало сравнительных исследований личности младшего школьника, обучающегося в общеобразовательной школе и на дому.

В последнее время среди учащихся, поступающих в школу, все чаще встречаются школьники, имеющие различные отклонения в здоровье, поэтому им рекомендовано обучение на дому. По данным многих исследований, такие учащиеся еще до поступления в школу имеют ряд психологических особенностей. Впоследствии это приводит к несоответствию предъявляемых к такому школьнику педагогических требований и его возможностей их удовлетворить, что в большинстве случаев становится пусковым механизмом формирования проблем, возникающих в школьной жизни [7]. Различные предметы, которые младшие школьники проходят изучают в школе, являются лишь средством для достижения этой цели. Индивидуальное обучение учащихся на дому является одной из форм обучения, гарантированной Российским законодательством. Оно организуется с целью создания комфортных, сохраняющих и укрепляющих здоровье условий для учащихся, которые по медицинским показаниям не могут получать образование в школе, не успевают за темпом класса и нуждаются в индивидуальном, щадящем режиме учебной деятельности. По мнению Е.С. Романовой «Система требований Государственных образовательных стандартов формирует систему оценок уровня и качества образования и степень интегрированности содержания образования» [4,с.103].

Младшие школьники, обучающиеся на дому, имеют такие проблемы, как недостаток общения со сверстниками, трудность освоения новых норм поведения в отношениях с людьми, трудность формирования самооценки, самоопределения. Плохое самочувствие, ограничение движений, приводят к развитию эмоционального беспокойства, высокой тревожности, депрессивным и регрессивным реакциям. Все это отражает социальную ситуацию развития, складывающуюся в данных условиях. Основными последствиями этой ситуации являются изменения в направленности личности, в системе самооценок, в установке на деятельность [1,3]. Младшим школьникам, обучающимся на дому, присуща неуверенность в себе, низкая самооценка, незнание путей достижения своих жизненных целей. Это приводит к тому,

что процесс интеграции в общество проходит очень сложно. Лишенные общения с основной массой обычных сверстников, такие учащиеся не приобретают необходимых для жизни навыков. Лишь немногие из них с уверенностью и оптимизмом смотрят в будущее, большинство же сомневаются, что жизнь их сложится успешно. Перед нами стоит задача рассмотреть, чем являются структурные компоненты самооценки: регулятивный, эмоциональный, когнитивный с позиций системной психологии, рассматривая их как процессы организации и развития личности.

Условия и методы исследования

В исследовании приняли участие 40 детей младшего школьного возраста г. Москвы: 20 человек, ученики 1-3-х классов, 20 человек — испытуемые, обучающиеся на дому, 1-3-х классов.

Для проведения экспериментального исследования, направленного на изучение самооценки личности младшего школьника, обучающегося в общеобразовательной школе и обучающегося на дому. Были использованы следующие методики: методика «Лесенка» (В.Г. Щур); методика определения эмоциональной самооценки (А.В. Захаровой); методика самооценки «Дерево» (Д. Лампен, в адаптации Л.П. Пономаренко).

Результаты исследования

Методика «Лесенка» (В.Г. Щур) предназначена для выявления системы представлений учащегося о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие ученики и как соотносятся эти представления между собой. Данные по исследованию уровня самооценки у испытуемых приведены на рисунке 1.

Рисунок 1. Результаты по исследованию уровня самооценки «Лесенка»

Расчет основных количественных показателей методики «Лесенка» (В.Г. Щур) показывает выраженные различия в самооценке учащихся: среди учеников 1-3-х классов, посещавших школу, имеют завышенную самооценку – 35%, 55% — нормативную самооценку, 10% — низкую самооценку. Среди испытуемых, обучающихся на дому — завышенную самооценку никто не имеет, 30% — показали нормативную самооценку, 70% — низкую самооценку.

Методика определения эмоционального уровня самооценки (А.В. Захарова) позволяет проанализировать особенности самооценки учащихся младшего школьного возраста, увидеть особенности восприятия испытуемых себя и наиболее значимых взрослых, узнать, как ребенок

видит себя в окружающей социальной среде, насколько он включен в нее. Данные по исследованию уровня самооценки у испытуемых приведены на рисунке 2.

Рисунок 2. Показатели определения эмоционального уровня самооценки (А.В. Захаровой)

Анализ полученных результатов показал, что среди учеников 1-3-х классов, посещавших общеобразовательную школу, имеют завышенную самооценку – 15%, 85% — нормативную самооценку. Низкая самооценка не выявлена. Среди испытуемых, обучающихся на дому — завышенную самооценку никто не имеет, 45% — показали адекватную самооценку, 55% — низкую самооценку. Учащиеся с низким уровнем самооценки характеризуются как крайне зависимые от непосредственного социального окружения, неспособные к самостоятельным поступкам.

Для изучения и выявления индивидуально-типологических особенностей учащихся была использована методика самооценки «Дерево» (Д. Лампен, в адаптации Л.П. Пономаренко). Полученные данные у учеников общеобразовательной школы показаны на рисунке 3.

Рисунок 3. Результаты методики самооценки «Дерево» (Д. Лампен, в адаптации Л.П. Пономаренко)

Свое настроение, свое положение ученики 1-3-х классов, посещавших общеобразовательную школу, выделяют так: установку на лидерство имеют — 10%, 45% — нормальную адаптацию, 45% — показывают в тестах общительность, дружескую поддержку.

На вопрос методики, «каким ты хотел бы быть, и на чьем месте хотел бы находиться?», ученики 1-3-х классов, посещавших школу, выделили — установку на лидерство — 35%; комфортное состояние, нормальную адаптацию — 30%; дружескую поддержку — 25%; устойчивость положения — 10%.

Данные по исследованию методики самооценки «Дерево» (Д. Лампен, в адаптации Л.П. Пономаренко) у испытуемых, обучающихся на дому, приведены на рисунке 4.

Рисунок 4. Результаты методики самооценки «Дерево» (Д. Лампен, в адаптации Л.П. Пономаренко)

Среди испытуемых, обучающихся на дому – уход в себя и отстраненность наблюдается у 25% учащихся; замкнутость, тревожность у — 65%; утомляемость, слабость, застенчивость — 10%.

На вопрос методики, «каким ты хотел бы быть, и на чьем месте хотел бы находиться?», испытуемые, обучающиеся на дому, выделили — дружескую поддержку, общительность — 80%; установку на преодоление препятствий — 20%.

Выводы

Анализ результатов исследования показал, что структура самооценки младших школьников, обучающихся в школе и младших школьников, обучающихся на дому не одинакова.

Обнаруженная в исследовании в целом низкая самооценка учащихся, имеющих социальную изоляцию, отражает их психологические особенности. Они боятся неудач, страх порождает защитные реакции, которые мешают творческому мышлению, сковывает воображение, понижает познавательную активность, а чрезмерная самокритичность, свойственная им, может привести к творческому кризису.

Таким образом, проведенный анализ позволил определить адекватность самооценки и ее сравнительных характеристик у младших школьников, обучающихся в общеобразовательной школе и на дому. Важным условием для их успешного обучения являлась разработка и внедрение программ психологической помощи на начальных этапах адаптации к изменяющимся условиям образования младших школьников, обучающихся на дому. На основании полученных данных принято решение продолжить исследование, используя в качестве развивающее коррекционной работы задания, приемы, упражнения, адаптированные для младшего школьного возраста.

В целом, приведенные материалы дают системно-психологическое обоснование технологии определения регулятивного, эмоционального, когнитивного компонентов самооценки личности, теории и качественной интерпретации полученных результатов.

Приведенные данные свидетельствуют о целесообразности применения метода системно-структурного подхода в психодиагностике компонентов самооценки личности младшего школьника.

Литература

  1. Акбиева З.С. Самооценка и направленность личности подростков с отклоняющимся поведением. Дис…канд. психол. наук. — М.,1997. -179 с.
  2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М.:Питер, 2008.- 398с.
  3. Казаренков В.И. Сотрудничество учителей и родителей в организации внеурочных занятий младших школьников (на примере российской школы)// Проблемы раннего образования– 2012, №2 . С.73-79.
  4. Романова Е.С. Инновационная деятельность института в системе профориентационной работы. //Системная психология и социология. — 2011, № 4(II), С.5 – 16.
  5. Романова Е.С. Новые формы практической реализации освоенного интегративного содержания образования. //Системная психология и социология. — 2011, № 3, С.103-108.
  6. Рыжов Б.Н. Внутренняя структура деятельности с позиции системной психологии.// Системная психология и социология. — 2013, № 4,С.5-8.
  7. Шилова Т.А. Диагностика психолого — социальной дезадаптации детей и подростков. Практическое пособие/Т.А.Шилова.- М.:Айрис-пресс,2006.-112с.

Тест (8, 9, 10 класс) на тему:
Методика определения самооценки

Методика достаточно краткая, но по содержанию конкретная., есть оценочная и результативная часть.

Предварительный просмотр:

Методика определения самооценки

Инструкция : Отвечая на вопросы. укажите. как часты для вас перечисленные ниже состояния. по следующей шкале: очень часто -4балла; часто -3балла ; иногда -2 балла ; редко -1балл; никогда -0 баллов.

Я часто волнуюсь понапрасну

Мне хочется ,чтобы мои друзья подбадривали меня

Я боюсь выглядеть глупцом

Я беспокоюсь за своё будущее

Внешний вид других куда лучше, чем мой

Как жаль. Что многие не понимают меня

Чувствую, что не умею разговаривать с людьми

Люди ждут от меня многого

Чувствую себя скованным (ой )

Мне кажется , что со мной должна случиться какая-нибудь неприятность

Мне небезразлично, как люди относятся ко мне

Я чувствую, что люди говорят про меня за моей спиной

Я не чувствую себя в безопасности

Мне не с кем поделиться своими мыслями

Люди не особенно интересуются моими достижениями

Сложить все полученные баллы по утверждениям и посчитать сумму.

Менее 10 баллов . Самооценка завышена. Вам нужно избавляться от чувства превосходства над окружающими, хвастовства. Возьми за правило принцип: всякая конфликтная ситуация возникла из искры, которую ты высек или помог разжечь.

От 10 до 30 баллов свидетельствуют о психологической зрелости, которая проявляется прежде всего в адекватности самоотражения, то есть реалистической самооценке своих сил, возможностей, внешности. Тебе по плечу серьёзные дела .Дерзай!

Сумма более 30 баллов говорит о заниженной самооценке. Вы себя явно недооцениваете.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЕЙ ВОСПИТАННОСТИ.

Различные тесты по психологии для работы в школе. Методики определения.

Методика диагностики самооценки Ч.Д. Спилбергера, Л. Ханина (оценка ситуационной и личностной тревожности).

МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТЕПЕНИ РИСКА СОВЕРШЕНИЯ СУИЦИДА.

Методика диагностики самооценки психических состояний (по Айзенку) (ноябрь) .

Тест поможет определить уровень самооценки ребенка.

Проективная методика диагностики самооценки дошкольников и младших школьников.

Исследование самооценки. Существуют их модификации для детей 4-6 лет (тест «Лесенка») и 7-10 лет (шкала самооценки)

Главная > Исследование

Методика исследования самооценки «Лесенка».

Широко распространены тесты, направленные на исследование самооценки. Существуют их модификации — для детей 4—6 лет (тест «Лесенка») и 7—10 лет (шкала самооценки).

Стимульный материал теста «Лесенка» (1). Рисунок лестницы, состоящей из семи ступенек. Посредине нужно расположить фигурку ребёнка. Для удобства может быть вырезана из бумаги фигурка мальчика или девочки, которую можно ставить на лесенку в зависимости от пола тестируемого ребенка.

Инструкция. Посмотри на эту лесенку. Видишь, тут стоит мальчик (или девочка). На ступеньку выше (показывают) ставят хороших Детей, чем выше — тем лучше дети, а на самой верхней ступеньке — самые хорошие ребята. На ступеньку ниже ставят не очень хороших детей (показывают), еще ниже — еще хуже, а на самой нижней ступеньке — самые плохие ребята. На какую ступеньку ты сам себя поставишь? А на какую ступеньку тебя поставят мама? папа? воспитательница?

Проведение теста. Ребенку дают листок с нарисованной на нем лестницей и объясняют значение ступенек. Важно проследить, правильно ли понял ребенок ваше объяснение. В случае необходимости следует повторить его. После этого задают вопросы, ответы записывают.

Анализ результатов. Прежде всего обращают внимание, на какую ступеньку ребенок сам себя поставил. Считается нормой, если дети этого возраста ставят себя на ступеньку «очень хорошие» и даже «самые хорошие» дети. В любом случае это должны быть верхние ступеньки, так как положение на любой из нижних ступенек (а уже тем более на самой нижней) говорит не об адекватной оценке, но об отрицательном отношении к себе, неуверенности в собственных силах. Это очень серьезное нарушение структуры личности, которое может привести к депрессиям, неврозам, асоциальности у детей. Как правило, это связано с холодным отношением к детям, отвержением или суровым, авторитарным воспитанием, при котором обесценивается сам ребенок, который приходит к выводу, что его любят только тогда, когда он хорошо себя ведет. А так как дети не могут быть хорошими постоянно и уж тем более не могут соответствовать всем притязаниям взрослых, выполнять все их требования, то, естественно, дети в этих условиях начинают сомневаться в себе, в своих силах и в любви к ним родителей. Также не уверены в себе и в родительской любви дети, которыми вообще не занимаются дома. Таким образом, как мы видим, крайнее пренебрежение ребенком, как и крайний авторитаризм, постоянная опека и контроль, приводят к сходным результатам.

Конкретно об отношении родителей к ребенку и их требованиях говорят ответы на вопрос о том, куда их поставят взрослые — папа, мама, воспитательница. Для нормального, комфортного самоощущения, которое связано с появлением чувства защищенности, важно, чтобы кто—то из взрослых поставил ребенка на самую высокую ступеньку. В идеале, сам ребенок может поставить себя на вторую ступеньку сверху, а мама (или кто-то другой из родных) ставит его на самую высокую ступеньку. При этом дети говорят: «Ну, я не самый хороший, балуюсь иногда. Но мама меня поставит сюда, она ведь меня любит». Ответы такого типа как раз свидетельствуют о том, что ребенок уверен в любви взрослого, чувствует себя защищенным, что необходимо для нормального развития в этом возрасте.

Признаком неблагополучия как в структуре личности ребенка, так и в его отношениях с близкими взрослыми являются ответы, в которых все родные ставят его на нижние ступеньки. Однако при ответе на вопрос «Куда тебя поставит воспитательница?» помещение на одну из нижних ступенек нормально и может служить доказательством адекватной, правильной самооценки, особенно в том случае, если ребенок действительно плохо себя ведет и часто получает замечания от воспитательницы.

Литература: Марцинковская Т.Д. « Диагностика психического развития детей», Москва, 1997г.

Методы и методики исследования: для определения уровня со использовалась методика»Лесенка» Щур. Для изучения ут мы применили методику диагностики уровня школьной тревожности Филлипса.

База исследования: Исследование проходило на базе МБСКОУ школы-интерната №4,в нём принимали участие 16 человек с диагнозом ЗПР.

Глава 1. Теоретические вопросы исследования самооценки и уровня притязаний у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

1.1. Самооценка в теории психологии.

Самооценка- ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения. Она выступает как относительно устойчивое структурное образование, компонент Я-концещии, самосознания, и как процесс самооценивания. Основу самооценки составляет система личностных смыслов индивида, принятая им система ценностей[5, с.24].

Известно, что самооценка выступает как важнейшее средство саморегуляции. Формируясь в процессе деятельности, самооценка адресуется к разным ее этапам.

Самооценка, отражающая этап ориентировки в своих возможностях в предстоящей деятельности, направлена на будущее и называется прогностической.

Самооценка, проявляющаяся по ходу деятельности и направленная на ее коррекцию, называется процессуальной, или коррегирующей. Она парциальна, частична по своему характеру и связана с реализацией контрольных действий.

Самооценка на завершающем этапе деятельности, содержание которой составляет оценка результатов деятельности, называется ретроспективной. Она может быть полной или неполной, объективной или неадекватной так или иначе[5, с.25-27].

Важность включенности учащегося как субъекта учебного труда в оценку процесса и результата этого труда показана в ряде исследований. В одной из московских школ учащиеся начальных классов, выполняя домашние и классные задания, до того, как отдать на проверку учителю, оценивают их соответствующим баллом сами. После того, как работы проверял и оценивал учитель, обсуждались случаи несовпадения оценок, выяснялись основания. на которых строили самооценки дети, и показатели, по которым оценивал работы учитель[5, с.29]. Этот цикл исследований продемонстрировал, что включение детей в оценку достигаемого ими результата играет важнейшую роль не только в усвоении требований, которым должны удовлетворять выполняемые учебные задания, но и в формировании у них критического отношения к получаемому результату, составлению верного представления об уровне своих возможностей в учении.

Самовосприятие человека занимает не последнее место в формировании целостного портрета личности. Вот почему функции самооценки оказывают большое влияние на наши жизненные процессы.

Под самооценкой подразумевается оценка самого себя личностью, своих качеств, возможностей, социального статуса, места в обществе, коллективе, семье[8, с.27].

Это также та степень ценности, которая приписывается ею себе, отдельным личным качествам. Самооценка относится к важным регуляторам поведения.

Во многом зависят от нее взаимоотношения человека с окружающей социальной средой, людьми, его требовательность к себе, самокритичность, отношение к неудачам, успехам, проблемам[8, с.29].

Она влияет тем самым на дальнейшее развитие личности, эффективность любой деятельности. Основным критерием оценивания выступает зачастую система личностных смыслов (ценностей). Базовые функции самооценки:

защитная, обеспечивающая определенную стабильность, независимость личности;

регуляторная, на ее основе происходит личностной выбор, решение вытекающих из него задач;

отображающая реальное отношение индивида к самому себе;

развивающая (служит толчком для дальнейшего саморазвития);

эмоциональная, дает возможность чувствовать себя удовлетворенно своей личностью, характерными качествами.

Самооценка связана тесно с уровнем человеческих притязаний — величине трудностей при достижении поставленных целей[8,с.31-32]. Большое расхождение между реальными возможностями и притязаниями приводит к неправильной оценке себя.

По причине чего поведение человека может стать неадекватным: повышенная тревожность, эмоциональные срывы, депрессионные состояния, стрессы, нервозность, немотивированная агрессия[8, c.33].

Внешне самооценка выражается также в оценивании возможностей, результатов деятельности других (при завышенной самооценке принижают их и наоборот).

В формировании самооценки значительную роль играют оценки личности, ее достижений окружающими. В психологии выявлено влияние самооценки на познавательную человеческую деятельность (представления, восприятия, решения интеллектуальных задач)[8, c.34].

Существующие функции самооценки сказываются на системе межличностных отношений. В настоящее время определены методы формирования адекватной самооценки, (при ее отклонении от нормы применяются способы преобразования посредством воспитательных воздействий).

Самооценка влияет и на все социальные процессы: личную жизнь, работу, бизнес. Человек с нормальной степенью оценивания самого себя, адекватно воспринимает окружающую действительность, соизмеряет собственные силы, соотносит их со стоящими задачами.

Завышенная самооценка искажает реальность (человеку море по колено), а это не может закончиться хорошо. С больших высот всегда больнее падать. Заниженная самооценка делает человека робким, неуверенным в себе, боящимся любых препятствий[8, c.36].

Каждый шаг дается в этом случае с большим трудом, а вся жизнь – сплошная борьба. Человек, неправильно себя оценивающий, соглашается на низкооплачиваемую работу, или наоборот, рассчитывает на высокооплачиваемую, не имея на то реальных способностей.

Факторов, влияющих на формирование самооценки множество. Семейный фактор – основной фактор развития самооценки. Какие бы формы ни принимала семья, она всё же является важнейшей единицей общества[8, c.37]. Именно в семье ребёнок впервые обнаруживает, любят ли его, принимают ли его таким, какой он есть, сопутствуют ли ему успех или неудачи. Как считают многие психологи, именно в первые пять лет жизни у человека в основном формируетсяструктура личности, закладываются основы Я-концепции [10,c.105]. В этот период ребёнок особенно уязвим и несамостоятелен, эмоционально зависим от семьи, в которой удовлетворяются полностью или не полностью его потребности. Поэтому, очень важно информирование людей, и, прежде всего родителей о проблемах, трудностях и последствиях, возникающих при неправильном отношении к ребёнку. Социальный фактор. Социальное окружение неполноценно удовлетворяет потребности детей, значимые для становления адекватной самооценки в дошкольном возрасте, что в свою очередь оказывает негативное влияние на формирование внутренней позиции ребенка. Так, в частности, оценочная система, существующая в ближайшем окружении ребенка (в семье, детском саду) и рассматриваемаяпсихологамикак фактор социальнойдетерминацииего личностного развития, не отвечает ряду психолого-педагогических требований[10,c.106].

Фактор положения семьи в обществе. Если самооценка человека определяется мнениемо нем других людей, то есть основания ожидать, что у представителей выс­ших классов она будет максимальной. Положение, занимаемое в обществе молодыми людь­ми, основано не на их собственных достижениях, а на социаль­ном статусе родителей. Поэтому вполне возможно, что в юношеском возрасте ощущение собственной ценности определя­ется скорее мнениямиродственников, друзей, соседей, чем обще­ственным престижем как таковым[10,c106-107]. Дети из высших слоев общества в среднем более склонны к внутреннему принятию самих себя, чем дети, принадлежащие к низшим классам.

Фактор удачи-неудачи. Снижение общей самооценки под влиянием экспе­ риментальной неудачи сопровождается у некоторых испытуемых появлением мыслей о смерти, а удачная проверка высоко ценимой способности вызывает значительное повышение уров­ня самооценки других качеств. По некоторым данным, повы­шение общего самоуважения под влиянием частного успеха встречается чаще, чем его понижение вследствие неудачи[10, c.108]. По мнению американскогопсихологаРут Уайли, которая крити­чески проанализировала существующие эмпирические иссле­дования, наличие или отсутствие сдвигов в самооценке под вли­янием экспериментальной неудачи может зависеть от целого ряда моментов: личностных особенностей испытуемого, напри­мер, общего уровня самоуважения и тревожности; специфичес­ких качеств, которые подверглись обесценению в эксперименте; того, как испытуемый оценивает источник информации о своем поражении пли успехе и насколько он доверяет этому источни­ку 4. Принцип «самости», влияющий на самооценку. Принцип интериоризации чужих оценок –теорияотражённого, зеркально «Я» (концепция Кули и Мида). Представ­ление человека о самом себе во многом зависит от того, как оценивают его окружающие, особенно если это коллективная, групповая оценка. Под влиянием благоприятных мнений само­оценка повышается, неблагоприятных – снижается[10,c.110]. Нередко такой сдвиг бывает довольно устойчивым, причем заодно с глав­ными самооценками сплошь и рядом изменяются и такие, кото­рые непосредственно оценка окружающих не затрагивала. На­пример, у человека, получающею от имени группы завышенные оценки, с течением времени повышается общий уровень притя­заний, выходящий за пределы тех качеств, которые были отме­чены как положительные. Интериоризация чужих мнений предпо­лагает и социальное сравнение, и атрибутивные процессы (обычно, люди сначала приписывают другим то или иное отношение к себе, а затем уже принимают или отвергают его в качестве кри­терия оценки), и отбор информации в соответствии с уже су­ществующим «образом Я» и ценностными критериями [10,c.111]. Принцип социального сравнения. Хотя многие элементы нашего «Я» выглядят чисто описательными, фактуальными, в большинстве случаев они соотносительны и молчаливо подразумевают какое-то количественное или каче­ственное сравнение. Во-первых, индивид сравнивает свое на­личное «Я» с прошлым или будущим, а свои притязания — с достижениями[10, c.112]. Во-вторых, он сравнивает себя с другими людь­ми. 2.3. Фактор физического Я-образа, влияющий на становление самооценки. Так же анализ литературы показывает, что у физически неполноценных людей отмечаются существенные проблемы в сфере межлич­ностного восприятия и общения, а также трудности самоприня­тия. А. Стункарт и М. Мендельсон на основе интервьюирова­ния 94 человек утверждают, что тучные люди склонны оцени­вать свой физический облик как «нелепый» и «вызывающий отвращение».

Методика определения уровня самооценки лесенка