Ребенок плачет не хочет идти в садик психолог

А если ребенок отказывается идти в садик?

Вопрос от Аллы, г. Киев:

А если упрямится ходить в ясли, возраст 2 годика 9 месяцев. Истерики, крики, слезы — мамочка, папочка, я вас люблю, не бросайте меня, не оставляйте в садике… И так уже целый месяц. Оставить невозможно. Ночью просыпается и кричит — не ведите в садик. Одеть на улицу не могу — не веди в садик. Это кожный ребенок или анальный?

Отвечает Елена Горшкова, педагог-психолог:

Здравствуйте, Алла! Спасибо за ваш вопрос. Когда ребенок не хочет идти в ясли, это не индивидуальный случай, а достаточно типичная ситуация.

Причины трудностей

Судя по описанной Вами ситуации, ребенок находится в том возрастном периоде, который называется кризис 3 лет и очень часто сопровождается негативными проявлениями в поведении малыша. Видимо, в ясли малыш начал ходить только месяц назад — а это значит, что он проходит период адаптации к общественному дошкольному учреждению, т.е. непривычным условиям жизни, которые осложняются периодическим расставанием с близкими взрослыми, провоцируя у него усиление потери ощущения защищенности и безопасности.

Реакция ребенка показывает, что адаптация к яслям проходит сложно, вызывает у него стрессовое состояние. В таких случаях период привыкания к новым условиям растягивается на несколько месяцев (в крайнем случае — до полугода). И, как показывает практика, может сопровождаться некоторым «регрессом» в поведении ребенка — от плохого настроения и общего самочувствия, потери аппетита и нарушения сна до ослабления познавательного интереса, «потери» приобретенных навыков — по сравнению с тем, что было до поступления в ясли. Ожидание, что само всё пройдет, может только удлинить период адаптации, оставляя ребенка надолго в стрессовом состоянии…

Как исправить ситуацию?

Как показывают психолого-педагогические исследования, легче адаптируются к новым условиям, и в том числе к яслям, те дети, которые дома приучались к самостоятельности, активно, проявляя инициативу, общались с членами своей семьи, им характерен преимущественно позитивный эмоциональный фон (жизнерадостность, открытость, интерес к окружающему).

Можно предположить, что Ваш ребенок до поступления в ясли был недостаточно самостоятелен для своего возраста. Возможно, вы (родители) считаете его слишком маленьким, чтобы осваивать вполне посильные навыки самообслуживания — есть, держа ложку, одеваться-раздеваться, мыть руки и вытирать их полотенцем и т.д. Это один из моментов, который под силу вам исправить — смените отношение к возможностям ребенка и, когда вы с ним дома, побуждайте к самостоятельности.

Конечно, он не сразу научится, и пока не освоит необходимых навыков, будет пачкаться, ошибаться. Помогайте ему, чтобы достичь результата, и хвалите, открыто радуйтесь его… нет, ещё не успехам, а попыткам сделать что-либо самому.

Учитывайте вектора ребенка

Судя по описанным эмоциональным реакциям и репликам ребенка, он, вероятно, обладает зрительным вектором, то есть очень эмоциональный, остро переживает страх от потери чувства защищенности и безопасности. Он живет эмоциями — в широком спектре: от позитивных до негативных. Но в состоянии стресса — при расставании с мамой, в незнакомой ситуации — негативные эмоции ребенка «перевешивают», и это в целом неблагоприятно влияет на его психическое развитие. Необходимо этот негатив компенсировать позитивными переживаниями — прежде всего дома, когда малыш рядом с вами.

Это не значит, что вы должны его всячески ублажать, развлекать. Нужно быть самой позитивно настроенной, при этом больше побуждать к самостоятельным действиям, помогать в случае необходимости, давать ему простые поручения. Например, он может частично помочь вам накрыть на стол перед ужином — разложить ложки, поставить салфетки. Не все будет получаться сразу — это естественно, не ругайте его, а эмоционально поддерживайте, помогайте, и радуйтесь, если он справляется. Нужно больше проводить времени с ребенком — расспрашивать, читать добрые сказки, объяснять-показывать, когда чему-то обучаете, используя эти моменты как возможность общения друг с другом…

Укрепляйте у ребенка позитивное отношение к садику

И, конечно, нужно объяснить своему малышу, не только то, почему в садик надо ходить (мама и папа в это время работают), но и то, что в садике интересно — и тут хорошо бы рассказать, что именно там есть интересного; попросите его самого рассказать, что он видел в садике — какие дети, игрушки, какая воспитательница. А если он ничего не заметил, потому что весь день в садике плакал, попросите: в следующий раз, когда он пойдет в садик, пусть повнимательнее всё там рассмотрит, а потом вам расскажет…

Ваш эмоциональный фон должен быть теплым и спокойным (без истеричности и эйфории), голос мягким и не очень громким, с выразительными и заинтересованными интонациями. Если ребенок плачет и впадает в истерику (как вы описали или в других ситуациях), надо набраться терпения и спокойно с ним разговаривать (без крика, без раздражения). Понятно, что это отнимает время, — значит, начинайте собираться в садик с учетом того, что могут быть всяческие задержки и объяснения. Хорошо, если ребенок возьмет в садик какую-то свою игрушку (желательно, мягкую) — с ней ему будет не так одиноко.

Общайтесь с воспитательницей

Обязательно поговорите с воспитательницами той группы, куда водите своего ребенка: как он проводит день? Общается с детьми, играет с ними или сидит в одиночестве? Есть ли ситуации, случаи, которые привлекают его внимание, интерес? Участвует ли в занятиях, насколько успешно? И так далее.

Уделите время, чтобы прийти в группу и посмотреть, что там есть; ещё лучше, если попросите своего ребенка показать группу; а если он отказывается, то пройдите вместе по групповой комнате, привлекайте внимание ребенка к игрушкам, оборудованию, цветам, картинкам и вместе рассмотрите их… (Для такой экскурсии подготовьтесь: принесите с собой сменную обувь, будьте готовы, что надо будет снять уличную одежду).

Все ваши (родительские) усилия должны быть направлены на эмоциональную поддержку ребенка, развитие его самостоятельности и подкрепление позитивного интереса к садику, сверстникам, к новому этапу его жизни.

Вы как мама должны понимать, что с началом посещения садика ребенок вступает в очень важный этап своей жизни, пропускать его нельзя, иначе могут быть проблемы с дальнейшей социализацией ребенка в школе, среди сверстников.

Системно-векторная психология Юрия Бурлана точно показывает, что состояние ребенка до 6 лет полностью определяется внутренним состоянием его мамы. Когда мама понимает своего малыша и общается с ним согласно его природным свойствам (векторам), поведение ребенка моментально меняется и вместо капризов вы видите довольного и счастливого малыша.

Тысячи результатов наших слушателей подтверждают действенность системно-векторной психологии, ведь это практическое знание.

Современные дети — полиморфы, то есть обладают набором от 2 до 5 векторов. Разобраться в ряде особенностей детской психики, понять собственное состояние как условие развития своего ребенка, можно уже на бесплатных лекциях Юрия Бурлана. Записывайтесь здесь. В режиме онлайн можно стать «сам себе психологом».

Автор Елена Горшкова, педагог-психолог

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана
Раздел: Ответы на вопросы

30 Сен, 2016 Комментариев: 2 Просмотров: 1412
Теги: Дети ответы

Ребенок плачет не хочет идти в садик психолог

Детский и семейный психолог Людмила Свешникова рассказывает, почему дети иногда не хотят идти в детский сад, и как эту проблему можно решить.

Хочу сразу отметить: я против посещения сада до трех лет. Это моя профессиональная точка зрения. Поэтому все, о чем мы будем говорить дальше, применимо для детей старше трех лет. Итак, вот какие могут быть причины:

Дом не отпускает

Первый вариант – страх родителей за ребенка (будет болеть, слишком слабый физически, воспитатели о нем там не будут заботиться, как нужно, и тому подобное). Второй – отрицательный родительский опыт посещения сада в детстве. И это внутреннее восприятие родитель подсознательно посылает ребенку. «Это ужасное место, но тебе придется туда ходить», – как бы транслирует ребенку мать. «Не пойду!» – кричит здоровая психика ребенка. Третий – страх аутентичности мамы. Часто в случае с младшими детьми, когда в семье заканчивается этап досадовского детства, мама начинает бояться, неосознанно. Все это время она была молодой мамой, которая заботилась о маленьком ребенке, а теперь он идет в садик, и у нее возникают страхи – а будет ли она нужна («кем я буду без ребенка»).

Все это может повлиять на внутреннее решение ребенка. «Лучше я останусь дома, маме так будет спокойнее», – чувствует ребенок. «Мама не будет за меня переживать, я не пойду в страшное место, если я уйду из дома, случится беда» – последний страх свойственен чрезмерно ответственным детям.

Но как активное желание родителя отдать ребенка в сад может помешать ему хотеть этот сад посещать? А все то же самое. И в этом случае ребенок вынужден справляться не только с собственными эмоциями и переживаниями, а еще и с переживаниями родителей. По сути, бессознательно родители транслируют ребенку: расти скорей, докажи всему миру, что мы – хорошие родители. Когда родительская самооценка напрямую связана с достижениями и успешностью ребенка, это становится для малыша непосильной задачей. Часто такое случается со старшими или единственными детьми. Младшим в этом смысле живется проще. Когда возникает такое давление, у ребенка от происходящего теряется ощущение безопасности, растет тревога, ему хочется спрятаться в привычном безопасном месте. «А вдруг я не справлюсь? Лучше дома посижу», – чувствует он.

Вы когда-нибудь прыгали с парашютом? Нет? Тогда просто постарайтесь представить. Есть разница между тем, когда ты прыгаешь сам, и тем, когда вас выталкивают из самолета. Вот представьте это себе. «Невинный» толчок в спину может очень серьезно сказаться на всем развитии ребенка. Есть простое правило: звать – можно и нужно, толкать – нельзя. Для начала нужно разобраться с собственными мотивами и не навешивать свои переживания на ребенка. Иногда просто осознание того, что это есть, «это мои тараканы, они есть, но ты не обязан реагировать», – спасает ситуацию. Тогда у ребенка появляется выбор.

Стоит иметь пути отступления: бабушки, няни, подруги. Ситуация безвыходности ухудшает состояние ребенка. Если вы планируете выйти на работу, то сначала адаптируйтесь к саду, а потом уже выходите на работу. Самому общительному ребенку нужно время на адаптацию. Важно помнить, что для ребенка сад – новый уровень отношения. Это время, когда ребенок получает ответ на вопросы: «как я буду относиться к миру и самому себе?». Малыш берет паттерны поведения у взрослых, но усваивает их в общении с детьми. И тут важно не забывать об этой значимости, нужно дать понять ребенку, что он сам занят важным делом, и мы, взрослые, это понимаем. Это не «мамочка занята, поэтому ты пойдешь в сад» – так неправильно. Правильно – «пока ты занят важными делами, я могу пойти поработать».

Ребенок не готов к саду

История из практики. Аня, 5 лет, наотрез отказывается ходить на любимое занятие – танцы – в саду. В день, когда есть танцы, она вообще не хочет идти в сад. Я весь сад практически наизнанку вывернула, чтобы узнать причину – и воспитателя, и преподавателя, и директора. Все шли навстречу, все хотели помочь. Оказалось, у Анюты не получалось… застегнуть новые красивые туфельки. Просить помочь гордость не позволяла, а желание блистать – не позволяло надеть старые. Отсюда и слезы. Вывод: чем лучше ребенок владеет навыками самообслуживания, тем проще проходит адаптация. Ключевое слово тут «удобно» – надевать, убирать, застегивать. Плохо застегивающаяся молния вызывает агрессию у воспитателя. Взрослый злится на молнию, а не на ребенка, но малыш-то не видит разницы! Для него это «тетя меня не любит». И воспитателя можно понять: проблемы с молнией один раз – не проблема, а 15 раз у 15-ти детей – проблема. Одна воспитательница рассказывала мне о шарфике от кутюр на девочке, который вызывал у нее образ Айседоры Дункан. Ребенок бегает в развевающемся длинном шарфе по площадке, а воспитательница переживает, что шарф сейчас за что-то зацепится и удушит малышку.

Помните, ребенок без вас – другой, ведет себя иначе, чем с вами. Малышка, чинно выступающая в белом комбинезоне с бабушкой по правую руку, и с мамой – по левую, в их отсутствие с разбегу с удовольствием ныряет в первую попавшуюся грязную лужу. Помните, одежда класса люкс – не для сада. Выделите один день и понаблюдайте за ребенком с точки зрения его готовности делать все самому (как в саду). Постарайтесь сделать все удобно. Надо, чтобы ему ничто не мешало, ничего не царапало. Ваш сын может рваться домой, потому что в новой футболке ему некомфортно, и он хочет ее снять и надеть старую, домашнюю, мягкую.

Сад не готов к особенностям ребенка

Проблемы с отказом ходить в сад могут быть связаны с самим садом. Потому что сад не готов к особенностям вашего ребенка. Возьмем, к примеру, гиперчувствительность к шуму. Есть дети (и не только дети, но и взрослые люди), плохо переносящие высокий уровень шума. Знаю нескольких руководителей, стремительная карьера которых объяснялась желанием поскорее получить отдельный кабинет и перебраться из open space.

Также, например, есть особенность – непереносимость несанкционированных прикосновений. Если сотрудник фирмы, где вы работаете, начнет вас толкать, хватать или кусать, вы как минимум удивитесь. Во взрослом мире такое недопустимо, а в детском – это обыденность. И слова воспитателя «не подходите к нему, он у нас нежный» не помогают ребенку наладить отношения с другими детьми. Он готов и хочет играть и толкаться, и участвовать в играх, но контролируя процесс. Он не против общения, он против того, что прикосновения и такие действия случаются внезапно и без его согласия. С таким ребенком нужно воспитателю проговаривать правила поведения в игре: хватать за руку можно, за косу – нельзя. И ребенок должен быть готов к тому, что сейчас будет происходить.

Есть дети, которые не могут спать в садах. Есть взрослые люди, которые в чужих домах не спят – из каких детей они выросли, как вы считаете? Им нужно свое безопасное пространство. Для них сон – интимный процесс. Такие дети охотно будут играть, гулять и так далее, но спать в саду не будут.

Еще одна периодически встречающаяся особенность некоторых детей, которая может вызвать проблемы с садом, – есть дети, постоянно испытывающие когнитивный голод. Им нужно, чтобы вокруг постоянно что-то происходило, нужна ситуация активного развития – спектакли, игры и так далее. И если это не организуют взрослые, они сами себе это организуют (смотрите «Трудный ребенок 1 и 2»). «Мы не успеваем за вашим ребенком», – говорят в таких случаях воспитатели. Эти дети не дерутся, просто они постоянно вовлекают других детей в разные активности, за которыми воспитатели не успевают следить.

Родителям таких детей нужно помнить: это – не проблема, а особенность ребенка. Не нужно его переделывать, чтобы приспособить малыша к саду. Нужно искать такой сад и таких воспитателей, которые готовы будут принимать и учитывать эти особенности.

Будьте аккуратнее с любыми оценочными суждениями в отношении ребенка. Если дразнилки и какие-то негативные клички или определения ребенка – это всем понятно, что плохо, но столь же опасны и положительные оценки («помощник, спокойный мальчик, серьезная девочка, хороший организатор и так далее»).

История из практики. Ваня, 6 лет. Наотрез отказывается идти в сад. Мама подводит меня к стене славы у них дома, завешанной грамотами, заставленной кубками. Ребенок везде лидер, успешен, все его любят. Мама в недоумении: «У других проблемы, но у нас-то какие?» Действительно, мальчик обладает качествами лидера, организовывает интересную жизнь для группы в саду, игры и тому подобное. И все, включая воспитателей, от него этого ожидают в обязательном порядке. Ребенок в сад практически ходил, как на работу. Еще раз напомню, что для гармоничного развития ребенок должен пробовать себя в областях и сферах, в которых он несилен, и развивать их. А как можно пробовать что-то новое, в чем ты еще не успешен, когда тебя постоянно просят демонстрировать успешность? В случае с Ваней оказалось, что Ваня влюбился и попробовал сделать то, чего еще не делал и не умел, – написать стихи. Писать стихи в саду ему не давали – от него ждали активных игр, организаторства, следили за тем, что он делает, он все время был на виду, а он смущался. Потому он сел дома, закрылся в комнате, обложился Пушкиным и начал писать стихи. Представьте: шестилетний мальчуган заперся в комнате, задвинул шкафом дверь, и отказался идти в сад.

И я скажу вам, какой совет я дала его маме: ну дайте уже ребенку написать стих! Дети имеют право быть разными.

Почему ребенок плачет и не хочет в детский сад

Основная проблема в начале посещения детского садика — это детские слезы. Ребенок плачет, собираясь в садик, плачет, не желая отпускать маму, плачет при расставании, плачет в группе, когда мама уже ушла. Плачет дома. И родители на слезы ребенка реагируют совершенно по-разному.

Детский сад: Почему ребенок плачет в садике и дома

  • Кто-то не выдерживает и дня и решает ребенка в садик не водить.
  • Кто-то раздражается — хватить ныть!
  • Кто-то не придает слезам значения — поплачет и привыкнет.
  • Почему же ребенок плачет? Ответ до банальности прост: ребенок не хочет разлучаться с мамой. Мама — это важная фигура в жизни малыша. С мамой спокойно, безопасно и комфортно. Новое место, новые люди вызывают тревогу.

    Почему для ребенка разлука с мамой — такой стресс? С мамой у ребенка с самого рождения сформирована эмоциональная связь — привязанность. И ее не стоит сбрасывать со счетов. Я писала статью о силе привязанности, электронную книгу о важности привязанности. Прочитайте.

    Влияние разлуки с мамой на развитие ребенка, на отношения с ребенком, на его поведение подробно изучено в различных исследованиях, написаны книги (для желающих углубиться в тему в конце я дам ссылки на книги, с которых можно начать изучение темы).

    Сейчас я не вижу смысла приводить доказательства в пользу важности надежной привязанности с мамой и о страхе разлуки. Если вы первый раз об этом слышите, то пока просто поверьте на слово 🙂

    Если же вы знакомы с понятием привязанности и знаете о её значении в жизни ребенка, то закономерно может возникнуть вопрос — не ослабит ли посещение садика привязанность с ребенком? Да, может и ослабить. Поэтому обычно психологи не рекомендуют отводить ребенка в садик раньше 3-4 лет.

    Но семьи разные и ситуации разные. И может быть, у вас просто нет другого варианта и необходимо начать водить ребенка в садик как можно раньше. В этом случае вам придется приложить намного больше усилий для компенсации разлуки, и для налаживания отношений.

    Но если у вас есть возможность, то побудьте с ребенком в декрете хотя бы до трех лет. А в первые три года жизни малыша как можно больше уделяйте внимание укреплению и углублению привязанности с ним.

    Привязанность к воспитателю как важнейший фактор легкой адаптации

    Чтобы ребенок шел в садик с радостью, ему нужно идти к кому-то. Не для того, чтобы перетерпеть и дождаться, когда тебя заберут домой. А для того, чтобы хорошо, весело, с пользой провести время, научиться чему-то новому. И здесь немаловажную роль играют отношения с воспитателем. И если мы делаем выбор в пользу посещения детского сада, то должны приложить максимум усилий для налаживания контакта и хороших отношений нашего малыша с воспитателем.

    Маленькому ребенку необходим присмотр взрослого. Уходя на работу, мы не можем оставить трехлетнего малыша одного в квартире на целый день. Поэтому мы ведем его в садик, чтобы за ним там присмотрели. Мы приводим и передаем ребенка под присмотр воспитателя. И хорошо, если и мама, и ребенок уверены в этом человеке и хорошо к нему относятся, и со стороны воспитателя это взаимно.

    На двухдневном семинаре «Первый раз в детский сад» мы посвятим особое внимание формированию хороших отношений между ребенком и воспитателем. Чтобы ребенок шел в садик с радостью. Также, помимо прочего, мы поговорим о том, как не потерять контакт с ребенком и как компенсировать разлуку с ним.

    Воспитание детей в детском саду, ребенок плачет когда идет в детсад

    Ребенок идет в детский сад и плачет из-за воспитательницы

    Здравствуйте! Меня зовут Наталья! С нашей проблемой думаю сталкиваются многие родители — в этом месяце наш сын впервые пошел в садик! Сходили два дня — все было отлично, ребенок не плакал и спокойно отпускал меня и шел играть с детьми…когда я приходила, он не хотел уходить…потом мы неделю отболели и вот настал день нашего визита в садик!

    Пошел ребенок прекрасно, через час я перезваниваю воспитателю и узнаю, что уже как полчаса у ребенка истерика, он плачет и зовет маму! Я прибегаю быстренько в сад и узнаю, что играл полчаса он отлично, а вот за завтраком, съев две ложки каши, у него началась истерика, причем из-за чего и почему не понятно, сын не говорит, т.к. сильно не может объяснить, а воспитатель тоже молчит…я его забрала…

    Ребенок без проблем пошел в группу, плакал не долго, она его быстренько успокоила и пробыл там два часа…погулял со всеми на улице, в общем все прошло хорошо! Таким радостным домой он еще не возвращался — мне все рассказывал, что они делали, во что играли…

    И сегодня он шел уже в хорошем настроении в садик, и вот мы раздеваемся…открывается дверь и стоит наш нелюбимый воспитатель, причем она вместо приветствия, на нас с таким неудовольствием, что нужно приходить раньше, чтобы до занятий ребенок успел проораться…и это все высказывается в присутствии ребенка…у сына конечно же истерика, причем она не столько в слезах, сколько от увиденного у него произошли спазмы и его вырвало…а потом слезы и мольбы уйти от туда!

    Мы с мужем не знаем что делать! Сердце за сына разрывается! Как ему помочь?! Подскажите пожалуйста…боюсь что такие нервотрепки у него просто отобьют любое желание идти в садик…время будет упущено…с детьми он у нас любит общаться, не конфликтный, но от одного вида воспитателя у него истерика…потом ребенок весь день на нервах и плаксивый…
    Очень прошу Вас нам помочь и подсказать, какие у нас должны быть последующие действия! Заранее огромное спасибо!

    Что делать если ребенок плачет в детском саду и не хочет туда идти — вредное воспитание

    Здравствуйте, Наталья!
    Маленькие дети, особенно с повышенной тревожностью, с меланхолическим или холерическим темпераментом, могут слишком эмоционально откликаться на поведение взрослых людей, от которых явно исходит негативная невербальная информация.

    Конечно, разные дети, в разном возрасте, по-разному реагируют на ту или иную, негативную, как им кажется, ситуацию…возможно, у ребенка имеются уже запечатленные образы в бессознательном, которые проявляются во взаимодействии с «нелюбимой» воспитательницей («излучающей» негатив), и которые вызывают эмоцию страха, а вместе с ней, и соответствующие реакции организма и поведения (главная защита для него в мире — мама, а чтобы она пришла, срабатывает собственный механизм психологической защиты).

    Т.е. если от «злой воспитательницы» не исходит явной угрозы, психологического и физического давления (что недопустимо), возможно это давление происходило во время занятий с детьми в детском саду, то страшный образ активирующийся у малыша, зафиксировался ранее, скорее, в семье, во взаимоотношениях с родителями и ближайшим и важным для ребенка окружением.

    Это вовсе не значит, что к ребенку плохо относились или оказывали психологическое или физическое воздействие прямо, такие негативные образы могут формироваться косвенно, т.е. при наблюдении ребенком за отношениями между членами семьи, вплоть до просмотра ужасных сказок и фильмов…

    Родители, являются главными программистами жизненного сценария ребенка, его будущего…а следующими за ними, идут воспитатели в детских садиках и учителя в школе. Сейчас, как раз, возраст написания сценария жизни, к 6-7 годам, он уже будет написан…

    Чтобы подсказать Вам о последующих действиях в вашей ситуации с детским садиком, необходима прямая консультация с семейным психотерапевтом, можно онлайн.
    Возможно, необходимо проанализировать ребенка с помощью рисуночных тестов для детей, и воспользоваться методами сказкотерапии (которую, при соответствующей консультации, Вы можете применить самостоятельно).

    Если Ваша воспитательница имеет собственные психологические проблемы (не обязательно болезнь): не любит детей, да к тому же непрофессиональна, то вывод, думаю, Вы сделаете сами.

    Но, если другие дети вполне нормально себя чувствуют в общении со «злой» воспитательницей (поговорите с родителями других детей из детского сада), если на них никак не отражается, в том числе дома, в общении с людьми и детьми, ее влияние, то следует разобраться в общих ошибках воспитания ребенка, в том числе, в детско-родительских отношениях и отношениях в семье.

    Ребенок плачет в детском саду: советы психолога

    Первый поход в детский сад – необходимость, без которой не обойтись. Во-первых, родители вряд ли могут себе позволить воспитывать малыша дома, поскольку им нужно ходить на работу, во-вторых, только в детском саду он получит достаточное количество общения со сверстниками и множество различных знаний, которые разовьют его и подготовят к школе. Тем не менее для ребенка, всю жизнь до этого бывшего практически неразлучным с мамой и домом, это настоящее испытание.

    Неудивительно, что многие дети плачут в подобной ситуации, но не отправлять их в детский сад практически невозможно, поэтому рассмотрим, как решить данную проблему.

    Типы детей

    Не отправлять ребенка в детский сад слишком накладно, но можно хотя бы более точно определиться с датой первого похода – пора ли сделать это уже сейчас или все же лучше еще немного подождать. Самостоятельно оценить уровень готовности ребенка родители вряд ли смогут, поэтому можно обратиться к психологу. Последние выделяют три типа детей:

    • Хорошо адаптируемые. Если ваш малыш именно таков – значит, повезло и вам, и ему. Обычно такие дети открыты и дружелюбны, поэтому быстро заводят новые знакомства, сразу же располагая к себе окружающих. Они не боятся новых ситуаций, если они не несут явной угрозы, поэтому в садике чувствуют себя так же уверенно, как и в любом другом месте.

    Благодаря устойчивости своей психики они очень спокойно воспринимают расставание с родителями, потому даже в яслях, в самом раннем возрасте, они будут чувствовать себя комфортно. К сожалению, таких детей сравнительно немного.

    • Средне адаптируемые. Такими можно назвать абсолютное большинство детей. В детском саду в первый раз им будет страшно и неуютно, но это – только в первый раз. Такой ребенок плачет в детском саду обычно только в первый день, да и то – не весь, а лишь в первые пару часов. Дальше происходит адаптация – малыш видит, что ему ничто не угрожает, и к нему хорошо относятся, потихоньку начинает общаться с окружающими и понемногу становится здесь своим.
    • Плохо адаптируемые. Процент детей этого типа также сравнительно невысок, но они способны очень усложнить жизнь своим родителям. Они очень привязаны к маме и папе, и совершенно теряют уверенность в их отсутствие и в незнакомой ситуации. Хуже всего то, что такой малыш не привыкает, он одинаково сильно плачет, когда идет в садик впервые, и когда числится там уже второй месяц. По определенным причинам ему сложно найти друзей, что лишь усугубляет проблему.
    • Психологи считают, что лучший возраст для отправки в детсад ребят такого типа – 4 года, так что если есть возможность не спешить с поступлением, лучше выждать.

      Объективные причины

      Вся описанная классификация уместна в том случае, если дети всех названных типов находятся в совершенно одинаковых условиях, но на практике-то так не бывает. Вы ведь наверняка замечали, что на одну работу вроде бы даже тянет, а на другую идешь, как на каторгу. Впрочем, желание или нежелание идти на конкретную работу или в конкретный детский сад может быть обусловлено как постоянными, так и непостоянными причинами, и иногда решить проблему детских слез можно, узнав и устранив такие причины. Вот на что стоит обратить внимание:

    • Плохая адаптация – универсальный ответ на вопрос о том, почему дети не хотят в садик, но психологи используют этот термин лишь в том случае, если ребенка в незнакомой обстановке отталкивает и пугает буквально все. А ведь данное понятие можно разбить на целый ряд более мелких и конкретных причин: одним не нравится рано вставать и куда-то идти в любую непогоду, другие неуверенно чувствуют себя в коллективе (еще вопрос – в любом, или именно в этом), третьи просто не желают слушаться чужих.
    • Это те же причины, из-за которых вы не всегда с удовольствием идете на работу, но вы-то сами ее выбрали и сами можете поменять, а малышу остается только жаловаться и плакать.

    • Иногда причина плача кроется в не очень хорошем состоянии здоровья. Ребенок мог всего лишь простудиться, но это уже насморк и головная боль. В подобной ситуации и взрослые не слишком жизнерадостны, а ведь детям еще сложнее переносить дискомфорт. При этом в любом детском саду складываются идеальные условия для передачи любых инфекций – здесь много детей, у каждого из которых иммунная система еще не окрепла.
    • Иногда детям в детском саду банально не хватает родителей. Понятно, что в первый раз их не хватает каждому, но некоторые настолько привыкли к тому, что их поминутно опекают, что теперь просто теряются, и не понимают, что делать и как себя вести. Речь об отсутствии самостоятельности – пожалуй, со временем малыш ее обретет, но пока придется потерпеть.
    • Дети очень сильно нуждаются в общении – в куда большей степени, нежели взрослые. Как сказал классик, нигде не чувствуешь себя настолько одиноким, как в толпе и детей это также может касаться в полной мере. Никто вроде бы не обижает, но и особого внимания к тебе нет – как тут не приуныть?
    • Причиной острого нежелания посещать детский сад может оказаться поведение других детей. Не секрет, что дети – существа довольно жестокие, просто потому, что они пока не осознают, насколько сильно способны обидеть другого человека. Они могут дразниться и обзываться, но в таком возрасте объект насмешек еще не умеет критически относиться к подобным ситуациям и оставаться безразличным. Некоторые начинают обзываться в ответ или даже бросаются в драку, а кто-то обижается, чувствует неприятие себя коллективом и плачет.
    • Самое забавное, что в некоторых случаях детский плач в детском саду провоцирует сама мама, приводящая малыша. Она очень сильно переживает, оставляя любимого ребенка на целый день в компании чужих детей, под присмотром хорошей, но также чужой тети, поэтому может продемонстрировать свое волнение или, что еще хуже, даже пустить слезу. Дети очень тонко чувствуют подобные вещи и легко проецируют эмоции родителей на себя. Попросту говоря, такое поведение мамы их откровенно пугает.
    • Чего нельзя делать родителям в подобной ситуации?

      Большинство родителей искренне хотят, чтобы их ребенок не плакал от одного упоминания о садике, но их методы достижения поставленной цели иногда откровенно удивляют. Не делайте некоторых вещей, которые могут усугублять проблему – возможно, этого даже хватит:

    • Некоторые психологи не советуют сдавать малышей в детсад в возрасте 3-5 лет (именно тогда, когда в нашей стране это обычно происходит), потому что на данном этапе происходит сложная переоценка детьми окружающего мира и себя в нем. Они считают, что лучше уже сдать ребенка раньше 3 лет – так он быстрее адаптируется.
    • Если ребенок уже пошел в садик и постоянно там плачет, не вздумайте ругать его за это. Во-первых, агрессия испугает его еще больше и станет дополнительным поводом для слез, во-вторых, поймите – он просто маленький и нуждается в защите.
    • Не стоит заставлять ребенка пообещать, что он больше не будет плакать и тем более бессмысленно потом апеллировать к тому, что он пообещал. Даже взрослые далеко не всегда сдерживают свои сознательно данные обещания, а для малыша этот ритуал – вообще полная абстракция, он пока не понимает его сути, а может и попросту забыть. В конце концов, он же не потому плачет, что хочет вас достать, а потому, что не может решить какую-то свою проблему, так что лучше бы вы помогли ему в этом.
    • Ни в коем случае нельзя высмеивать детские страхи, а также не нужно жаловаться на данную проблему кому-либо в присутствии самого виновника. В детсадовском возрасте он уже способен сравнивать себя с другими детьми и для него очень важно чувствовать, что родители все равно любят именно его, а тут старшие, оказывается, им недовольны.
    • Верх родительской глупости – пугать малыша тем, что за постоянный плач его оставят в детском саду навсегда. Этим вы создаете четкую ассоциацию «детсад – это наказание», а кто согласится ни за что терпеть наказание ежедневно, пусть и с перерывами на ночь?
    • По этой же причине не стоит при ребенке критиковать воспитателей, даже обоснованно – сложно объяснить малышу, почему вы осознанно отдаете его тете, которую сами назвали плохой.

      Ребенок плачет не хочет идти в садик психолог