Самооценка и самоуважение презентация

Оглавление:

Самоуважения и уверенности в себе». Самоуважение – одно из социальных чувств человека, которое связано с развитием такого личностного качества, как уверенность. — презентация

Презентация была опубликована 3 года назад пользователемВалентин Анисимов

Презентация на тему: » Самоуважения и уверенности в себе». Самоуважение – одно из социальных чувств человека, которое связано с развитием такого личностного качества, как уверенность.» — Транскрипт:

1 самоуважения и уверенности в себе»

2 Самоуважение – одно из социальных чувств человека, которое связано с развитием такого личностного качества, как уверенность в себе. И то, и другое играет существенную роль в формировании личности ребенка. Они влияют на его активность в достижении любых целей. Высокий уровень самоуважения — очень ценная черта характера ребёнка. Уверенность в своих силах помогает ему справиться с трудностями роста.

3 Самоуважение рождается из признания собственных достоинств. Если ребёнок делает что-то хорошо, он чувствует удовлетворение. Когда он часто добивается успеха, у него появляется вера в свои способности. Ребёнок хочет научиться всему тому, что умеют другие дети и взрослые. Он стремится постичь все новые и более трудные виды деятельности. Ребёнку, которому не хватает чувства уверенности в себе, нужно дать возможность проявить свои способности. Каждый ребёнок что-то умеет делать хорошо. Вопрос в том, что именно. Родители должны задуматься: «Что даётся ребёнку легче всего?» Здесь важно понаблюдать за ребенком, и понять чем он любит заниматься, какие виды деятельности предпочитает. Скорее всего он будет выбирать ту деятельность, которая ему удается.

4 Взрослые должны так организовать жизнь детей, чтобы они могли подтверждать и развивать свой успех. Очень важно поддерживать энтузиазм детей. Важно, чтобы ребёнок успешно справлялся с новыми видами деятельности. Успех в данном случае определяется не столько конечным результатом, сколько стремлением ребёнка научиться чему- то новому. Похвала — основа формирования самоуважения. Это признание достоинств ребёнка. Ребёнок нуждается в том, чтобы его похвалили. Наиболее полезна конкретная похвала. (Лучше сказать ребёнку, который едет на велосипеде: «Ты молодец, что остановился на углу», чем просто констатировать: «Ты молодец«). Вы подчеркнёте желательное поведение, и ребёнок поймёт, как он должен себя вести, а не только порадуется, что он просто «молодец», и не будет знать почему.

5 Для воспитания этих качеств у ребенка воспитатель может задействовать различные источники и механизмы. И в первую очередь, это обратные связи со стороны других людей – те мнения, отношения и оценки, которые другие люди дают ребенку. Они могут быть в виде позитивных или негативных слов, либо в виде– Роль педагога в формировании личности ребенка и воспитании у него самоуважения и уверенности в себе взгляда, в виде движения, в виде ласкового касания. Другими словами, направленные ребенку слова, взгляды, жесты, движения, интонации – все это обратная связь. Ребенок впитывает, присваивает эти обратные связи. Используя их, он строит свое самоуважение. Если обратные связи позитивны, то они обеспечивают формирование высокого самоуважения, если негативны – низкого.

6 Правило КИП Следует помнить, что позитивные связи с ребенком должны подчиняться трем условиям. Они должны быть конкретными, искренними и правдивыми. Это может быть обозначено как правило КИП – правило, которым следует пользоваться для воспитания у ребенка здорового самоуважения. Хвалить искренне за то конкретное, что у малыша получилось действительно хорошо. Такие оценки побуждают ребенка к анализу своей деятельности, показывают ему, что мы видим и ценим его успехи. Вместе с тем они готовят его к адекватному восприятию неизбежных отрицательных оценок, что будет стимулировать дошкольника к совершенствованию своих умений.

7 Принцип меры и принцип системы в ежедневном общении с ребенком В основе принципа меры лежит тот факт, что любое личностное качество хорошо в определенной степени развития. Его несоблюдение чревато появлением у воспитанника самомнения. В таком случае он видит только свои достоинства, не замечая недостатков и, как следствие, не считает нужным работать над самосовершенствованием. Он считает, что всегда и во всем должен быть первым, что физически невозможно. Это противоречие злит ребенка и причиняет ему страдания. Принцип системы основан на том, что ребенок должен уважать не только себя, но и других людей, т. е. воспитываться в системе «Я – другие». Последствия несоблюдения этого принципа могут быть весьма плачевными. Существует вероятность вырастить заносчивого зазнайку, который не сможет контактировать с окружающими. Работая над формированием уверенной в себе личности, педагогу также важно учитывать два принципа – принцип меры и принцип системы.

8 Советы для воспитания у дошкольников самоуважения и уверенности в себе Будьте очень тактичны при общении с ребенком, чтобы ни в коем случае не унизить его достоинство и самооценку, так как в старшем возрасте это может привести к недоверию вам и к появлению комплексов. При разговоре с малышом следите за своей интонацией. Не употребляйте резких и грубых выражений. Разговаривайте с ребенком, как с взрослым, даже если ему будет непонятно значение некоторых слов. Ребенок будет чувствовать, что вы уважаете его, и он сам спросит, что обозначает то или иное слово. Для того, чтобы ребенок уважал себя сам, уважительно относитесь ко всем его намерениям. Часто плохое поведение у детей проявляется неосознанно. Спокойным тоном обратите внимание малыша на то, что не следовало делать. Скажите, что вы знаете, он вовсе не хотел так делать, что на самом деле он очень доброжелательный. Дайте похвалу авансом. В следующий раз он уже так не поступит. Никогда не навязывайте детям свое мнение. Они все равно поступят противоположным образом, по принципу — «запретный плод сладок». Отнеситесь к мнению ребенка с уважение, выслушайте его, дайте совет, расскажите, к чему могут привести его действия, и что будет, если он последует вашей рекомендации.

9 Давайте волю ребенку в выражении своих чувств, иначе вы можете лишить его права испытывать то, что он на самом деле испытывает. Сдерживать эмоции вредно как для физического состояния человека, так и психического. Для развития у ребенка уверенности в себе дайте понять, что его многие заветные желания вполне осуществимы. Но для этого необходимо выполнять определенные действия, а не ждать, что все мечты воплотят взрослые. Помогите малышу на пути к одному из его желаний, вместе определите план действий.. Также чтобы повышать самооценку ребенка, выделяйте его личные качества, успехи, но не сравнивайте с другими. Каждый ребенок индивидуален, и в каждом есть что-то исключительное. Проявляйте уважение к личности ребенка. В случае, если он не может справиться с порученным делом, не ругайте его, это может больно задеть самолюбие ребенка. Лучше предложите помощь и скажите, что уверены в его успехе.

Формирование самооценки. Литература Цукерман Г.А. Оценка без отметки. – М.-Рига: Педагогический центр «Эксперимент», 1999. – 113 с. 2. — презентация

Презентация была опубликована 4 года назад пользователемАнгелина Тимкова

Похожие презентации

Презентация на тему: » Формирование самооценки. Литература Цукерман Г.А. Оценка без отметки. – М.-Рига: Педагогический центр «Эксперимент», 1999. – 113 с. 2.» — Транскрипт:

2 Литература Цукерман Г.А. Оценка без отметки. – М.-Рига: Педагогический центр «Эксперимент», – 113 с. 2

3 Актуальность Почему необходимо формировать умение оценивать себя? Что мешает формированию самооценки в школе? Какие виды самооценки вы знаете? 3

4 Почему надо формировать умение оценивать себя? Если самооценка не сформирована, человек не может быть хозяином своей судьбы. Если сформирована, то человек независим. В школе ставят отметку и необходимость в самооценке отпадает. Самооценка у каждого человека есть, но если она не соответствует себе, то она ущербная. 4

5 Личностные универсальные учебные действия младших школьников Самооценка – ядро самосознания личности: система оценок и представлений о себе, своих качествах, возможностях, своем месте в мире и в отношениях с другими людьми. Центральная функция СО – регуляторная (особенности поведения, деятельности, взаимоотношений с миром). 5

6 Субъект учебной деятельности Установлены эмоционально-личностные характеристики ребенка, определяющие его как субъекта учебной деятельности (Г.А. Цукерман): а) познавательная направленность и одновременно первые признаки направленности на самоизменение, способности ставить задачи самоизменения; б) рефлексивная, слегка заниженная самооценка, задающая следующую формулу детского поведения: «Я не знаю, получится ли у меня, но рискну попробовать!»; в) рефлексия не только в интеллектуальной, но и в эмоциональной сфере (понимание эмоциональных последствий поступка), а также в коммуникации (развитие обращенного действия, учитывающего иную позицию партнера). 6

7 Понятие самооценки САМООЦЕНКА ОБЩАЯКОНКРЕТНАЯ (ЛИЧНОСТНАЯ) ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ УЧЕБНАЯ … КОГНИТИВНЫЙ 7

8 Понятие самооценки САМООЦЕНКА ОБЩАЯКОНКРЕТНАЯ (личностная) (частная, парциальная) Обобщенное знание субъекта о себе и отношение к себе Оценка конкретных психических и физических качеств и свойств деятельности 8

9 Общая самооценка – обобщенное знание субъекта о себе, — важнейший орган душевной жизни, служащий для регуляции поведения и деятельности человека, -это переживание себя в жизни, -базисное самоуважение, формирующееся в семье От того, как человек оценивает свои шансы на успех, зависит успех или неуспех в деятельности. 9

10 Общая самооценка Самопринятие, самоуважение, переживание собственной ценности или никчемности, глобальной удовлетворенности или неудовлетворенности собой, ощущения собственной значимости или ничтожества. Следствие этого – ожидание принятия или отвержения от других людей. 10

11 Общая самооценка Если общая самооценка ущербная, если общей самооценке что-то угрожает, то включаются защитные механизмы (бессознательные): агрессия, враждебность ко всем людям (человек похваливший становится богом), виноват кто-то другой, хулиганство, неподчинение, беспомощность 11

12 Личностная самооценка САМООЦЕНКА ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙКОГНИТИВНЫЙ Знания о себе: о своих возможностях и ограничениях Отношение к себе 12

13 Конкретная самооценка Оценка конкретных физических и психических качеств Раскрывается -в общении (доброта, честность, ответственность, смелость) -в деятельности (знания, умения, способности) 13

14 Понятие учебной деятельности В структуру учебной деятельности входят следующие основные компоненты: потребность и мотивы, учебная задача, учебные действия. Учебная самооценка Понятие учебной деятельности 14

15 Учебная самооценка Понятие учебной деятельности Учебная задача, как указывает В.В. Давыдов, решается посредством учебных действий: 1.принятие или самостоятельная постановка учебной задачи; 2.преобразование учебной задачи с целью обнаружения всеобщего отношения изучаемого объекта; 3.моделирование выделенного отношения в предметной, графической и буквенной формах; 4.преобразование модели отношения для изучения его свойств в «чистом виде»; 5.построение системы частных задач, решаемых общим способом; 6.контроль за выполнением предыдущих действий; 7.оценка усвоения общего способа как результата решения данной учебной задачи. 15

16 Учебная самооценка Понятие учебной деятельности Действие оценки позволяет определить, усвоен или не усвоен (и в какой степени) общий способ решения данной учебной задачи, соответствует или нет (и в какой мере) результат учебных действий их конечной цели. Оценка – это содержательное качественное рассмотрение результатов усвоения (общего способа деятельности и соответствующего ему понятия) в его сопоставлении с целью. Благодаря оценке учащиеся делают вывод о том, решена или не решена учебная задача. 16

17 Раскрывается в общении и деятельности. Формируется на базе общей положительной самооценки! Качества самооценки: 1.Адекватность – неадекватность 2.Осознанность 3.Устойчивость 4.Дифференцированность 5.Рефлексивность и категоричность Конкретная самооценка 17

18 Адекватность Степень соответствия общепринятым нормам и ценностям. Неадекватность – завышенная или заниженная самооценка. Нельзя забывать: стремление к адекватности иногда взращивает неуверенность в своих силах. Следствием этого может стать такой тип поведения, проявляющийся в уходе от деятельности, в том, что человек не ищет возможности для самореализации. 18

19 Рефлексивность самооценки Действие оценки как субъекта деятельности – это действие, благодаря которому человек оценивает свои возможности, определяет, достаточно ли у него знаний для решения новой задачи, каких знаний не хватает. Это знание о своем незнании, о своих возможностях, о своих ограничениях. 19

20 Работа над учебным действием самооценки Задача учителя – вырабатывать у учащихся качество – «доверие к себе». Что ответит ученик начальной школы, если ему предложат найти значение данного выражения: По силам ли это задание ученикам начальной школы? Обоснуйте. 20

21 Работа над учебным действием самооценки Задача учителя – вырабатывать у учащихся качество – «доверие к себе». Возможные ответы: 1.Я могу это сделать. 2.Это трудно, но я попытаюсь решить. 3.Я не смогу решить. Какой ответ свидетельствует о наличии «доверия к себе»? 21

22 Работа над учебным действием самооценки Задача учителя – вырабатывать у учащихся качество – «доверие к себе». Что ответит ученик начальной школы, если ему предложат найти значение данного выражения: 22

23 Работа над учебным действием самооценки Задача учителя – вырабатывать у учащихся качество – «доверие к себе». От учителя зависит учебная атмосфера: отсутствие страха, чувство значимости своего участия в обсуждении проблемы, право на ошибки. Тогда у учеников создаются положительные установки: «Учительница уверена, что я могу!» «Учительница интересуется моим мнением» «Учительница не накажет, если я ошибусь» «Учительница похвалит, если я ошибусь и найду ошибку» 23

24 Этапы формирования учебного действия самооценкисамооценки 1. «Учим умному незнанию» (понимать, что ты не знаешь). 2. Учим учеников задавать вопросы. 3. Учим строить гипотезу. 24

25 1. «Учим умному незнанию» (понимать, что ты не знаешь) Цель: научить учеников видеть ситуацию неопределенности Средство – задания с лишними данными. Требования к ним: 1.Похожи на стандартные задания. 2.Ответ должен быть: «На этот вопрос ответить невозможно». 25

26 1. «Учим умному незнанию» (понимать, что ты не знаешь) Пример 1. Вася старше Андрея, Саша старше Васи. Кто самый младший? Коля легче Пети, Матвей легче Андрея. Кто самый легкий? 26

27 1. «Учим умному незнанию» (понимать, что ты не знаешь) Пример 2. Сколько цифр будет в частном? АМН : А 1МК : 8 С6Л : 1С СМК : 5 МР :

28 2. Учим учеников задавать вопросы Цель: научить учеников не отказываться от решения задачи в случае неопределенности, а выходить за границу неизвестного, задавая окружающим вопросы. Средство – специальные задания 28

29 2. Учим учеников задавать вопросы Пример 3. Из этих слов я придумала предложение. Попробуйте догадаться, какое. ВОЛК ЗАЯЦ ТРУСЛИВЫЙ СЕРДИТЫЙ БЕЖАТЬ ЗА 29

30 2. Учим учеников задавать вопросы Пример 4. Решите задачу. Два велосипедиста движутся по дороге. Скорость одного 15 км/ч, а второго – 20 км/ч. Через какое время они встретятся? 30

31 2. Учим учеников задавать вопросы Вопросы должны быть связаны с понятиями по данному предмету, обнаруживать внутренние связи между ними. 31

32 3. Учим строить гипотезу Цель: научить учеников видеть все возможные варианты решения одной и той же задачи. 32

33 3. Учим строить гипотезу Пример 5. На прямой расположены точки А, В, С. АВ = 10 см, ВС = 3 см. Найдите АС. Пример 6. На прямой расположены точки А, В, С. АВ = 10 см, ВС = 10 см. Найдите АС. 33

34 Принципы оценивания (1) 1.Поисковую и исполнительскую активность ребенка на уроке надо оценивать по-разному, но равнодостойно. 2.Найти письменную (знаковую) и социально значимую (заметную для одноклассников и родителей) форму фиксации творческих находок детей (признание авторства). 3.Уважительно относиться к потребности ученика в обобщенной мере для оценки собственных учебных достижений и трудностей. 34

35 Принципы оценивания (2) 3. Сначала содержательная оценка работы должна быть предельно дифференцирована, чтобы каждое усилие ученика было оценено отдельно. 4. Оценочные шкалы должны быть все время разные. 5. Ученики должны: (а) с помощью учителя искать однозначные, предельно четкие критерии оценки, (б) участвовать в разработке оценочных шкал вместе с учителем. 6. Самооценка ребенка должна предшествовать оценке учителя. 35

36 Методы Косвенные: оценка продуктов своей учебной деятельности, отношение к допущенным ошибкам, уровень притязаний, отношение к достижениям других, представление своего будущего Прямые Ранжирование, Проба де Греефа 36

37 Инструменты оценивания (1) Линеечки Различные шкалы оценивания Лист самооценки Цветовые сигналы 37

38 Инструменты оценивания (2) Лист самооценки Название задания Мне было трудно выполнять. Нужна помощь. O Было трудно, но я справилс я сам. O Задание было лёгким, я успешно с ним справился. O Моя отметк а Отметка, которую постави л мне товарищ Отметк а учителя «Цепочки» 3февраля O 38

39 Условия формирования самооценки Создание ситуаций свободного выбора Использование специальных заданий и приемов Проведение уроков, цель которых – формирование учебной самооценки Включение учащихся в создание критериев оценивания Организация различных форм оценивания 39

40 Ситуации свободного выбора регулярно создавать на уроках ситуации выбора, систематически фиксировать выбор учащихся и успешность работы с заданием; определять доминирующую тенденцию выбора учеником заданий по различным параметрам выбора (трудные/легкие, проблема/упражнение, индивидуальные/коллективные); после выбора задания проводить с учеником краткую изучающую беседу с целью получить ответы на вопросы: «Почему ты выбрал(а) именно это задание?» или «Почему ты решил(а) воспользоваться жребием?», а также «Это (выбранное) задание лично для тебя кажется легким или трудным?»; обсуждать с учениками и такие дополнительные вопросы: «Какие задания показались тебе самыми интересными, самыми легкими, самыми трудными?» и «Как ты размышлял, когда выбирал себе задание?» 40

41 Оценка работы группы Рабочая карта урока Тема План урока 1.Проверка д/з 2.Математический диктант 3.Решение задачи 4.Решение уравнения 5.Итог урока 41

42 Оценка работы группы Фами лия, имя Д/зДик- тант ЗадачаУравнениеИтог С/ОО/ГС/ОО/Г 1. Нови кова Лена 42

43 Оценка работы группы Алгоритм группового оценивания: 1) Совместная с учениками разработка критериев. 2) Составление критериальной таблицы. 3)Проведение текущего оценивания (использование условных значков + / -). 4) Окончательное оценивание (с обоснованием). 5) Обсуждение полученных результатов: -достоинства каждой группы, -трудности каждой группы, -как можно было справиться с трудностями. 43

44 Контроль умений 44

45 Контрольная работа Предположите причины своих трудностей: –я не знаю понятий (нужное подчеркните): НОК; НОД; признак делимости на 2, 3, 4, 5, 9; признака делимости на составное число; каноническое разложение; признак делимости суммы, разности, произведения; ( свой ответ)_________________; –я не умею (отметьте галочкой): — находить НОК, находить НОД; — применять признаки делимости на 2, 3, 4, 5, 9; — доказывать методом математической индукции; — определять, будет ли делиться на число сумма, разность, произведение других чисел; — (свой ответ)_________________________________________; –я плохо разобрался в теме, многие понятия мне не понятны, мои знания неполные; –я понимаю теоретический материал, и умею их применять, но формулировки заданий мне не понятны; –я не могу определить, в чем причины моих трудностей при выполнении заданий в контрольной работе; –(свой ответ) ____________________________. 45

46 Работа над ошибками Указать, какая ошибка допущена. Указать правило или правильную последовательность действий. Решить задание правильно. Подобрать и решить задание на эту ошибку. 46

Классный час психологического направления «Роль самооценки в жизни человека» (9-11 классы)

на тему: «Роль самооценки в жизни человека»

Цель: дать учащимся представление о понятии самооценки личности, научить работать над формированием адекватной самооценки.

Развитие рефлексии и навыков анализа и самоанализа.

Диагностика уровня самооценки.

Овладение методами коррекции самооценки и своих личностных качеств

видеофильм “Служебный роман”;

художественная литература: А.С. Пушкин, И.А. Гончаров,

презентация к уроку;

компьютер, проектор, экран.

Учитель: Сегодня, ребята, мы с вами поговорим о самооценке: Что это? Для чего необходимо знать свою самооценку и как с ней работать.

Чтение и обсуждение эпиграфа.

Чем бы человек не обладал на земле:
прекрасным здоровьем,
любыми благами жизни,
он все-таки не доволен,
если не пользуется почетом у людей.

А теперь поиграем.

Игра “Прогнозируем поступок”.

Инструкция: Приглашаются два человек, которые хотят поработать со своей самооценкой.

Учащимся предлагаются ситуации.

Вопрос: “Как вы думаете, как бы поступили в данных ситуациях эти люди?” (относительно двух вышедших учащихся).

1. Если бы этот человек увидел, как подросток издевается над животным, он бы…

Б) не заступился.

2. Если бы этому человеку представилась возможность поехать заграницу навсегда, он бы…

3. Лучший друг данного человека попал в беду (влез в большой долг). Действия наших водящих?

А) оказал бы помощь. Как?

4. В отношениях эти люди ценят больше что?

А) внешние данные,

Б) ум, черты характера,

В) длительность и качество отношений.

5. Вы считаете этого человека:

Водящие ученики входят в класс, и эти же вопросы задаются им.

Затем выборочно берутся тетради и зачитываются ответы учащихся .

Вопрос водящим учащимся:

Что вы чувствовали:

А) когда отвечали на вопросы?

Б) когда вас оценивал класс?

Учитель: Ребята, видите, все-таки нам не безразлично как нас оценивают другие. Поэтому мы пытаемся оценить самих себя, стремимся понять, как оценивают нас, наши поступки, мысли окружающие. Сознательно или бессознательно мы все хотим узнать свою человеческую цену.

Самооценка – это личностное суждение о своей ценности. Это отношение человека к своим способностям, возможностям, личностным качествам, а также к внешности.

Самооценка складывается на основе не только собственных суждений о себе, но и суждений других людей.

Каждый человек стремится к положительной самооценке, она необходима ему для самоуважения, без которого невозможно его психологическое здоровье.

Адекватная (когда мнение человека о себе совпадает с тем, что он представляет из себя в действительности),

Неадекватная (когда человек оценивает себя необъективно):

А) завышенная ( переоценка),

Б) заниженная (недооценка себя).

Игра “Определи самооценку”.

Инструкция: Определите самооценку у литературных героев. Объясните, почему вы так решили.

Примечание: подобрать отрывки произведений ярко отражающих самооценку литературных героев.

Учитель: А теперь, подумайте, кто и вас может вспомнить любые литературные персонажи, героев мультфильмов, художественных фильмов и определить их самооценку? (анализ ответов учащихся).

У. Джемс (1842-1910) американский философ и психолог. Его теория: “Природа личности, ее самосознание”. Джемс — первый профессор в Гарвардском университете, создал первую психологическую лабораторию.

У. Джемс предлагает такую формулу для определения самооценки человека (1):

где уровень притязаний – это цель, место, на которое претендует человек.

Важно, чтобы уровень притязаний был несколько выше самооценки, создавая тем самым возможности роста.[2]

Давайте, определим вашу самооценку и уровень притязаний

Роль самооценки в жизни человека очень важна. Завышенная или заниженная самооценка затрудняет жизнь человека.

Нелегко быть робким, неуверенным в себе, ранимым и замкнутым. Люди с заниженной самооценкой ставят перед собой маленькие цели и не достигают ничего в жизни, не раскрывают свои потенциальные возможности и не реализуют себя как личность.

Когда человек высокомерен, бестактен, самонадеян, не оценивает реально свои возможности и способности, ставит завышенные, глобальные цели и не может их реализовать.

Следствием неадекватной самооценки является чувство неудовлетворенности собой, приводящее к срывам, депрессии.

Задание: Посмотрите отрывки из х\ф “Служебный роман”.

( Отрывки со сценами «Вечеринка у Юрия (Бассилашвили), где поссорились Новосельцев (Мягков) и Калугина (Фрейндлих)», «Откровения Калугиной», «Диалог Калугиной и секретаря (Ахеджакова) о красоте женщины», «Финал. Реакция окружающих на изменение Калугиной».)

Отследите динамику самооценки.

Психологи считают, что наше внутреннее представление о себе зависит от трех условий:

насколько мы успешны,

как относятся к нам авторитетные для нас люди,

насколько мы правильно умеем оценивать свои успехи и отношение других людей к нам.

Если хотя бы с одним из этих трех взаимосвязанных условий что-то не в порядке, портится вся “модель себя”, и мы начинаем испытывать затруднения в жизни. Но если хоть одно из этих трех условий благоприятно, то отрицательное действие других ослабевает.

Итак, важно не характеризовать себя только с плохой стороны (найдите свои слабые и сильные стороны), будьте уверены в себе, живите так, “чтобы самому уважать себя, тогда и у других вы будете пользоваться уважением” [3].

У. Джемс Психология, М., 1997.

Психология, учебное пособие-10 класс //Под ред. И.В. Дубровиной- Москва-Воронеж, 2004.

Е.Л. Прасолова Уроки практической этики и психологии общения- М.: Новая школа, 1998.

Презентация «Влияние самооценки на творчество и педагогическую деятельность»

В презентации рассматриваются виды самооценки, четыре главные причины, которые губят карьеру, выделяется два типа поведения человека, более подробно рассматриваются важные составляющие компоненты самооценки, знакомятся с тремя законами успеха. Предлагается тест «Определение уровня самооценки», аутотренинг и упражнения. В конце презентации предлагается посмотреть мультфильм «О взаимоотношениях» и раздаются памятки с рекомендациями.

Подписи к слайдам:

Влияние самооценки на творчество и профессиональную деятельность
Психолого — педагогический семинар подготовила Беликова И.А.педагог-психолог МОУ «СОШ с.Вязовка»31.03.11г1
2

Самооценка оказывает существенное влияние на эффективность деятельности и формирование личности на всех этапах развития.…Жизнь доказывает, что Вы никогда не можете быть лучше своего мнения о себе — то есть Вашей самооценки, основанной на чувстве согласия с собой. Робет Энтони (ам. психолог и психотерапевт)
Ir.belikova
3
Виды самооценки:
Позитивная самооценка
Низкая самооценка.
Завышенная самооценка.
Ir.belikova
4
Ir.belikova
Позитивная самооценка
Придает уверенность в себе, позволяет успешно ставить и достигать целей в карьере, бизнесе, личной жизни, творчестве.

Помогает развивать такие полезные качества как:инициативность, предприимчивость, способность адаптации к условиям различных социумов.
5
Ir.belikova
Низкая самооценка
Сопровождает человека робкого, неуверенного в принятии решений, но некоторые становятся агрессивными, критичными и требовательными(желание быть лучше других, но усилий минимум)

Жалобы и обвинения, поиски виноватого, потребность во внимании и одобрении, не способны правильно себя оценить, чувство одиночества, разочарование собой, депрессия.
6
Ir.belikova
Завышенная самооценка
Когда люди придерживаются слишком высокого мнения о себе, собственных талантах и способностях.

Реальные их достижения, по мнению экспертов в той или иной области, представляются более или менее скромными.
Четыре главные причины, которые губят карьеру:
«Зацикленность» на собственных недостатках; Чрезмерная тщательность и ответственность; Пессимизм;«Синдром отшельника»
7
Ir.belikova
Два типа поведения (мотивации) :
1.Стремление к успеху; Человек настроен более позитивно, его внимание менее акцентировано на трудностях, и в этом случае мнения, высказываемые в социуме, просто менее значимы для него и его уровня самооценки.2. Избегание неудачи. Человек менее склонен к риску, проявляет больше осторожности и нередко находит в жизни подтверждение своим страхам, что его путь к целям сопряжен с бесконечными препятствиями и тревогами. Такой тип поведения, возможно, не позволяет ему поднять самооценку.
8
Ir.belikova
9
Ir.belikova
Компоненты самооценки:

1.Заблуждение о любви к себе

3.Самоуважение
2. Представление о себе

презентация Мотивация приложение 1.ppt

Мотивация и развитие
Мотивация и развитие
познавательного интереса у
познавательного интереса у
учащихся на занятиях по
учащихся на занятиях по
информационным
информационным
технологиям
технологиям
Жукова Татьяна Валентиновна,
педагог дополнительного образования ЦДТ,
направление информатика

Мотивация – одна из сложнейших
педагогических проблем. Как
преодолеть равнодушное отношение к
познанию, ко всему новому? Мы
рассмотрим некоторые рекомендации
о том, как пробудить познавательный
интерес, какими способами
мотивировать детей, управлять
развитием мотивации.

Мотивация — это процессы,
определяющие движение к
поставленной цели, это факторы
(внешние и внутренние), влияющие на
активность или пассивность
поведения.

Изучение мотивации позволяет
Изучение мотивации позволяет
ответить на три основных вопроса:
ответить на три основных вопроса:
 Какие потребности побуждают
Какие потребности побуждают
человека к действию, вызывают
человека к действию, вызывают
активность?
активность?
 Каковы особенности
Каковы особенности
целеустремлённой личности?
целеустремлённой личности?
 Какие условия пробуждают мотивы,
Какие условия пробуждают мотивы,
заставляя человека настойчиво идти к
заставляя человека настойчиво идти к
цели (внешние факторы мотивации)?
цели (внешние факторы мотивации)?

Необходимое условие:
Необходимое условие:
психологическая основа — знание
психологическая основа — знание
индивидуальности каждого ученика,
индивидуальности каждого ученика,
опора на имеющиеся у него
опора на имеющиеся у него
возможности и мотивы.
возможности и мотивы.

Индивидуальные различия в
Индивидуальные различия в
потребностях и мотивах
потребностях и мотивах
Уровень развития потребностей у
людей различен. Сегодня широко
используется классификация
потребностей по Маслоу, согласно
которой в течение жизни
потребности (низшие и высшие)
меняются — одни исчезают,
появляются другие.

Соотношение потребностей
детей
и мотивов учения
Потребности
Мотивы учения
Самоактуализация, самосознание
личности
Самопознание, развитие представлений
о себе и своих возможностях
Творческие и эстетические потребности Стремление познать новое, что­то
Самоуважение, самопринятие
Принадлежность: любовь, принятие
группой
Безопасность: физическая и
психологическая
Потребность в выживании – в пище,
воде, жилье .

сделать, получить радость творческого
озарения
Радость достижения успеха: учиться
надо хорошо, чтобы уважать себя
Социальные мотивы: учиться, чтобы
уважали и любили друзья,
одноклассники
Учиться, чтобы не наказывали, чтобы не
стыдно было перед окружающими
Материальные мотивы: учиться, чтобы
получить вознаграждение, устроить
свою жизнь

Главный возрастной мотив
школьников — мотив достижения.
Люди с мотивом стремления к успеху
Люди с мотивом избегания неудач
Характеристики
деятельности
Стремление к
достижению
Активно ищут ситуации соревновательности, риска с
Избегают рискованных ситуаций, а
ответственностью за исход
попадая в них, «плывут по течению»
Постановка цели
Выбирают цели выше средней трудности (успех в
Ставят либо очень лёгкие, либо очень
достижении позволяет подтвердить самооценку)
трудные цели, так, чтобы успех или
неуспех не влиял на самооценку
Действия
Настойчивы и упорны в достижении цели, действуют
Склонны к поиску помощи и поддержки,
самостоятельно преодолевая трудности
отвлекаются от деятельности
(фантазируют)
Результат
Эффективны, в случае неудачи сохраняют или несколько
Эффективны, в случае лёгких целей. При
снижают уровень сложности, в случае удачи ­
повышают
неудаче отказываются от
реалистичной стратегии
Оценка окружающих
Стремятся к получению обратной связи, активно реагируют
не стремятся получить информацию или
на неё
игнорируют её
Самооценка
Самооценка реалистичная и устойчивая. Успех
Завышенная или заниженная,
рассматривают как результат усилий, неудачу как
следствие стечения обстоятельств
неустойчивая самооценка, успех
рассматривается как случайный, а
неудача как проявление плохих
способностей
Планирование
Умеренное, реалистическое планирование. При высоком
Глобальное либо очень узкое
временной
перспективы
уровне достижений – появляется ориентация на
отдалённое будущее

планирование, уклонение от
реалистичного планирования

Мотив достижения как стремление к
Мотив достижения как стремление к
самоуважению
самоуважению
Самооценка — суждение о собственной ценности, о
— суждение о собственной ценности, о
Самооценка
своих качествах — отражает степень
своих качествах — отражает степень
самоуважения, отношение ко всему, что входит в
самоуважения, отношение ко всему, что входит в
сферу «Я». Самооценка в деятельности — оценка
сферу «Я». Самооценка в деятельности — оценка
своих возможностей в какой­то области, например,
своих возможностей в какой­то области, например,
в изучении информатики. Самооценка связана с
в изучении информатики. Самооценка связана с
уровнем притязаний личности, который
который
уровнем притязаний личности,
определяется сложностью целей, поставленных
определяется сложностью целей, поставленных
перед собой. Уровень притязаний может быть
перед собой. Уровень притязаний может быть
реалистичным (соответствующим возможностям) и
реалистичным (соответствующим возможностям) и
нереалистичным (завышенным или заниженным).
нереалистичным (завышенным или заниженным).
Самооценка меняется в зависимости от успеха или
Самооценка меняется в зависимости от успеха или
неудачи в деятельности и связана с начальным
неудачи в деятельности и связана с начальным
уровнем притязаний.
уровнем притязаний.

Влияние на мотивацию в учебном процессе
Влияние на мотивацию в учебном процессе
Технология развития мотива до­стижения достаточно
Технология развития мотива до­стижения достаточно
полно представлена в компьютерных играх:
полно представлена в компьютерных играх:
 в них существует серия заданий различной
в них существует серия заданий различной
сложности, которые можно выбирать;
сложности, которые можно выбирать;
 ребёнок получает ясную информацию о результате
ребёнок получает ясную информацию о результате
своей деятельности, может оценить качество
своей деятельности, может оценить качество
выполнения задания (обратная связь);
выполнения задания (обратная связь);
 сложность заданий такова, что успех возможен
сложность заданий такова, что успех возможен
только при определённых усилиях, часто – на
только при определённых усилиях, часто – на
грани возможностей.
грани возможностей.
 играющий ребёнок воспринимает всю
играющий ребёнок воспринимает всю
ответственность за ситуацию.
ответственность за ситуацию.

Условия развития мотива
Условия развития мотива, созданные в
Условия развития мотива, которые можно
компьютерных играх
создавать в процессе обучения
Несколько уровней сложности игры
Программа
обучения
с
усложняющимся
спектром задач
В конце игры точная обратная связь –
победил или проиграл
Серия тестов, позволяющих фиксировать
результат, достигнутый на каждом этапе
изучения
получает
достоверную информацию о своих успехах
ученик
темы,
Нравиться игра, в которой есть шанс
выиграть, стоит только приложить
усилия
Сложность задач соответствует возможностям
ученика или чуть превышает их, поэтому
успех достигается с усилием (возможно
неудача)
Ребёнок сам выбирает игру. Он постоянно
ощущает, что всё зависит от него и
определяется
он
усилиями,
полностью ответствен за ситуацию
его

Ученик сам выбирает задания или соглашается
с предложенным вариантом, сам принимает
решение о переходе к следующему этапу
обучения

Самооценка и самоуважение презентация