Ребенок не хочет одеваться сам 5 лет

Оглавление:

Учим малыша самостоятельно одеваться и раздеваться

Выраженное стремление малышей делать что-то самостоятельно обычно проявляется, когда они достигают двухлетнего возраста. Это самое подходящее время для того, чтобы дети начинали учиться одеваться самостоятельно без помощи мамы. Постарайтесь воспользоваться особенностями этого периода, тогда вам не придется впоследствии страдать от того, что ваш ребенок «не приспособлен» к жизни.

Самостоятельно одеваться необходимо освоить особенно тем детям, которые готовятся идти в детский сад. В группе будет много детей, и воспитатель не сможет уделять много времени вашему малышу. Да и ему самому будет гораздо комфортнее и удобнее, если он сумеет обходиться без чьего-либо участия, когда нужно будет переодеваться/раздеться/одеться на прогулку.

Развиваем стремление к независимости

Приступать к обучению ребенка навыкам самостоятельного одевания следует с двух-трех лет. Примерно с этого возраста у ребенка появляется настойчивое стремление к самостоятельности и если Вы вовремя и правильно отреагируете, то Вам вообще не придется заставлять ребенка делать что-то самому – он и сам будет к этому стремиться. Поэтому, если ваш малыш сейчас именно в таком возрасте (от двух до трех лет), обратите внимание на несколько рекомендаций.

Не все сразу у малышей получается так, как хотелось бы их родителям. Бывают моменты, когда маме с папой очень сложно сдержать свой гнев или раздражение, наблюдая, как их ребенок надевает тапочки наоборот или неправильно застегивает пуговицы. Это очень серьезное испытание для нервов взрослых людей, которым детские «оплошности» кажутся настоящей провокацией. «Ну, как ты не понимаешь, что этот тапочек на левую ногу? Левую, слышишь? А ты куда надел?» или «Посмотри, что ты делаешь? Дай лучше я сама!» — не сдерживается мама.

Такое поведение непозволительно для родителей. Помните, ребенок не так давно не умел даже ходить, для него каждое его действие является преодолением препятствий: пальцы совершенно не желают «слушаться» и становиться проворными, а уж отличить правый тапочек от левого вообще не представляется возможным. Взрослые не могут поставить себя на место маленьких человечков, которые только начинают жить, потому что не помнят себя в этом возрасте. Отбить охоту у малышей проявить себя очень легко, а вот помочь им в этом можно лишь, имея большой запас терпения, выдержки и любви.

Если вы заметили, что ваш ребенок пытается натянуть на себя майку или снять с себя колготки, обязательно «заметьте» это: «Какой ты молодец! У тебя так хорошо получается!» или «Я смотрю, ты уже совсем вырос (выросла)!». Вы увидите, какая радость вспыхнет в глазах маленького крохи от ваших слов, и он будет стараться повторять свои попытки одеваться все чаще. Вы можете подправить, в случае необходимости, ту самую майку или «подержать» колготки, чтобы они не застревали на некоторых участках ноги, но делать это нужно незаметно, подчеркивая действия самого ребенка.

Памятка родителям:

  1. Никогда не высмеивайте малыша.
  2. Не критикуйте его действия.
  3. Не торопите его.
  4. Не акцентируйте внимание на неудачах.
  5. Чаще хвалите (даже если его поступок кажется вам незначительным).
  6. Помогайте ему.

Когда и с чего лучше начинать

Наверняка, вы обратили внимание, что ваш малыш, возвращаясь с очередной прогулки, уже пытается снять с себя шапку и стянуть ботинки, причем, делает это с большей ловкостью, чем одевается. Это поведение связано с тем, что детям всегда больше нравится раздеваться, освобождая свое тело от большого количества вещей. Отсюда и возникает желание раздеваться самостоятельно, благодаря которому формируется первый навык обращения со своей одеждой.

После того, как ребенок научился снимать с себя некоторые вещи, он теперь будет пытаться надевать их. Взять, к примеру, ситуацию, когда малыш ходит на горшок. Снять с себя штанишки для него уже не проблема, а привычное занятие. Но вот надеть их обратно не всегда бывает просто. Не торопитесь сделать это вместо него, малыш должен попробовать сам свои силы. Если вы постоите в стороне и понаблюдаете за ним, вы увидите, что ваш ребенок уже натягивает штанишки обратно, и получается у него это совсем не так плохо, как вы думали. Не забудьте похвалить его, это подтолкнет вашего кроху на новые «подвиги».

В скором времени вы увидите, как малыш надевает на себя шапку или пытается влезть в куртку. Пусть это будет немного неумело, здесь значение имеет только его стремление. Обязательно подчерните его самостоятельность хвалебными словами, продемонстрируйте свое приятное удивление.

Научить застегивать и расстегивать липучки можно уже в возрасте полутора лет, когда ребенок начинает проявлять интерес к обуви и одежде. Его пальчики уже окрепли для того, чтобы справиться с липучкой. В этот же период можно научить развязывать завязочки на шапке.

Ближе к двум годам можно переходить к кнопкам на куртке, рубашке, кофточке. Раньше полутора лет учить кроху расстегивать и застегивать кнопки нежелательно, так как лучезапястный сустав (сустав между костями запястья и предплечья) и координация движений рук недостаточно развиты для такого рода манипуляций. К тому же застегивание кнопок годовалому малышу может быть не под силу.

После двух лет уже можно знакомиться с молнией. Двигать вверх-вниз бегунок может ребенок, которому двух лет еще не исполнилось. Труднее научить малыша самостоятельно вставлять замок в проем. Эта работа более тонкая и требует достаточной координации движений пальцев и понимания конечного результата.

В возрасте 2-2,5 лет можно учить кроху застегивать пуговицы. Развитый большой палец, уверенный захват в этом возрасте будут способствовать закреплению навыка. Для малыша важно не простое копирование: просунул пуговицу в петельку — она застегнулась, вытащил — расстегнулась, — необходимо осознание своих действий.

Какие трудности могут возникнуть у ребенка в одевании?

  • ребенок путается в последовательности одевания (например, сначала наденет брюки, и только потом вспомнит, что брюки надеваются на колготки);
  • сложность застегивания (шнурки, тугие пуговицы, сложные застежки на одежде);
  • сложность определения где передняя, а где задняя часть одежды (если это трусики, брюки, то ребенок часто надевает их наоборот, приходится снова переодевать);
  • малыш путает парные вещи, например, надевает ботинки наоборот: правый ботинок на левую ногу, а левый ботинок – на правую;
  • ребенок засовывает обе ноги в одну штанину брюк или надевает их задом наперед;
  • неприятная для малыша одежда (слишком тугой ворот футболки, в котором застревает голова; колючая кофточка, слишком плотная жесткая куртка);
  • трудность определения лицевой и изнаночной стороны одежды. Малыш может надеть кофточку «навыворот», то есть швами наружу.
  • Как мы видим, привычное нам всем одевание – процесс не такой уж простой для ребенка. Он развивает и мышление, и речь, и мелкую моторику, и сенсомоторную координацию. И малышу в овладении этим процессом требуется помощь и поддержка взрослых.

    Учим одеваться

    Порой происходят довольно забавные моменты, когда малыш пытается одеваться сам. Он может выйти к вам в куртке, надетой задом наперед или с двумя ногами в одной штанине. Сложно сдержать смех, видя все это. Но постарайтесь скрыть такую вашу реакцию, малыш может обидеться или того хуже, станет специально одеваться неправильно, чтобы насмешить вас. Тогда вам придется долго исправлять свою ошибку.

    Поэтому нужно постоянно описывать малышу всю последовательность ваших действий, когда вы одеваете его. «Берем кофточку, смотрим, где у нас нарисована собачка. Собачка должна быть спереди. Просовываем голову в горловину и смотрим, на месте ли наша собачка. Все в порядке, она на месте. Теперь суем одну ручку в этот рукав, а вторую – в этот. У нас все получилось. Мы с тобой молодцы!» или «Шортики нужно надевать так, чтобы замочек был под собачкой. Одну ножку просовываем сюда, а вторую? Правильно, туда! Ты просто умница». После таких комментариев малыш запомнит, чем нужно руководствоваться и в какой последовательности следует надевать вещи.

    Объясните ребенку, по каким признакам ему следует ориентироваться при одевании. Рисунок, молния, кармашки и пуговички станут для него своеобразным компасом, который покажет верное направление. Для этих целей покупайте одежду с явно выраженной лицевой стороной и видимыми швами, с красочным крупным рисунком на передней части одежды.

    Далее начните «осваивать» более сложные предметы гардероба – колготки, гольфы и носки. Старайтесь покупать свободные вещи из мягких тянущихся тканей. Возьмите пару носков и колготок чуть большего размера. Малышам легче надевать широкие и просторные вещи, нежели натягивать на свои ноги тугие и неудобные колготки. Если малыш не может справиться с этим самостоятельно, помогите ему, покажите, как правильно это делать.

    Зачастую учиться одеваться самостоятельно ребенку мешает сама конструкция одежды. Всевозможные новомодные «прибамбасы», такие как обманки, многочисленные молнии, пришитые не к месту пуговицы и шнурки, лишь усложняют жизнь малыша. Именно по этой причине в первое время предпочтительнее покупать одежду с крупными пуговицами, застежками, а также вещи на липучках или резинках. Предметы гардероба, «оснащенные» подобными штучками, очень удобны в использовании.

    К трем годам ребенок вступает в период негативизма и упрямства, поэтому учить его одеваться и обуваться лучше раньше, чем позже. Если вы хотите научить его застегивать пуговицы, не стоит откладывать до трех-четырех лет. Малыш привыкнет к тому, что его одевают, а желание все сделать наоборот не способствует формированию навыка. В «упрямом» возрасте кроха не получает удовольствия от одобрения, становится своевольным, поэтому научить его одеваться самостоятельно довольно сложно.

    Как надевать ботинки? Липучки и завязки

    Для начала обучения как нельзя лучше подойдет обувь на липучках. Дайте малышу в руки обувь, покажите, как она застегивается и расстегивается; звук липучки ему понравится. Пусть он повторит ваши действия: это под силу даже полуторагодовалому крохе. Хвалите ребенка, если у него получилось застегнуть обувь, радуйтесь его достижениям.

    Следите, чтобы он теперь обувался (застегивал липучки) самостоятельно, без посторонней помощи. Если липучки есть и на одежде малыша, он сам может догадаться, для чего они нужны.

    Далее развязываем шапку: одной рукой беремся за завязочку, тянем вниз — и шапку можно снять. Следите, чтобы малыш дергал за кончик, а не за бантик, иначе узел затянется, и малыш не сможет сам снять шапку.

    Кнопки

    Медленно покажите, как вы застегиваете на куртке кнопки. Пусть малыш пальчиками одной руки придерживает основание кнопки, а другой рукой накладывает сверху вторую полу куртки. Защелкнулась! Держа обеими руками основания кнопки и потянув полы в разные стороны, можно расстегнуть одежду. Такое открытие порадует и заинтересует ребенка.

    Объясняйте малышу, что если он будет с силой дергать полы куртки, кнопки оторвутся, и одежда будет испорчена.

    Молния

    Молния на карманах застегивается и расстегивается, если потянуть замок вверх или вниз, вправо или влево. Без длительных объяснений (в 1,5 года достаточно несколько ясных, коротких фраз) покажите малышу, как обращаться с застежкой на молнии. Собираясь на прогулку, позволяйте малышу самому сделать это.

    Для начала обучения используйте молнии с крупной застежкой и замком. Пусть ребенок сам заметит, что на замке есть отверстие. Сначала мы опускаем бегунок вниз, вставляем в отверстие основание второй стороны молнии и только после этого тянем замок вверх. Поначалу вставляйте бегунок в отверстие сами, предлагая ребенку застегнуть-расстегнуть молнию, затем дайте попробовать малышу.

    Как застегивать пуговицы?

    Детская одежда бывает не только на липучках, молниях, но и пуговицах. Обучение застегиванию пуговиц можно превратить в интересную игру. Нашейте на кусочек ткани несколько больших пуговиц, а в другой тряпочке проделайте петлю. Малыши с удовольствием играют и одновременно тренируются в полезном навыке. Кстати, для развития мелкой моторики используйте все, что есть под рукой: нашейте пуговицы и липучки на мягкие игрушки и некоторые домашние вещи. Так, уши зайца можно сделать прижимающимися к голове – пристегивать их на пуговицы, а шторки в детской на ночь скреплять липучкой.

    В формировании навыка используйте острое желание подражать. Продемонстрируйте малышу, как вы застегиваете блузку или кофту (желательно с большими круглыми пуговицами). Медленно покажите, каким способом вы застегнули пуговицу. Пусть малыш одной рукой возьмет пуговицу и протолкнет ее в петельку (начинать надо с нижних пуговиц, так как это удобней). Для ребенка бывает сложно поймать пуговицу в петле, так как маленькие ручки еще недостаточно ловки. Однако постоянная тренировка будет способствовать формированию навыка, и у малыша обязательно все получится. Предлагайте ребенку самому застегивать свою кофточку или просите помочь застегнуть пуговицы на вашей одежде. Не забывайте при этом говорить, что у вас растет настоящий помощник (помощница); детям это нравится, они начинают гордиться собой и своими достижениями.

    Когда малыш понял, как застегиваются пуговицы, он может сам проявить любознательность и попробовать просунуть пуговицу обратно. Если же этого не случилось, покажите крохе, как их расстегнуть, и со временем он в совершенстве освоит этот процесс. Не забывайте помогать ребенку управляться с верхними пуговицами, так как застегивать то, чего не видишь, на ощупь довольно тяжело в таком возрасте.

    Как надевать штанишки?

    Объясняйте ребенку, что одевать штаны удобней сидя на кровати вытягивая ноги перед собой, а встать можно после того как ступни появились из под штанин. Не забывайте хвалить ребенка даже за его маленькие успехи.

    Как надеть футболку?

    Чтобы ребенок научился справляться со свитером, футболкой, вещи должны быть свободными, с минимальным количеством кнопок, пуговиц. Важно, чтобы горловина была свободной и одежка свободно проходила через голову. Иначе ребенок не только не справится с неудобной вещью, но и начнет злиться, а потом и вовсе откажется одеваться.

    Старайтесь спокойно и без раздражения объяснять ребенку, что в горловину кофты нужно залезать макушкой, а не лицом, которое может застрять в горловине. Это вам придется повторить не единожды, а много много раз, имейте терпение.

    Завязываем шнурки

    Показывайте малышу, как завязывать шнурки. Для начала потренируйтесь вязать простые узелки: пусть кроха возьмет в руки оба конца шнурка, положит их друг на друга крест-накрест и один конец проденет под другой («в дырочку»), затем потянет концы шнурка в разные стороны. Узелок получился!

    Когда малыш научится уверенно вязать узелки, можно осваивать бантик. Чтобы крохе было проще, в начале обучения сами складываем концы шнурков пополам (в бантик), отдавая их в руки ребенку. Крохе остается только завязать еще один узелок. Ближе к 4,5 годам уже можно просить ребенка своими руками складывать концы шнурка в бантик и самостоятельно завязывать шнурки.

    Тренироваться нужно постоянно, так как любым навыком малыш может овладеть только в частых упражнениях. Используйте заинтересованность ребенка в новых предметах, в играх и игрушках: завязывайте бантики куклам и друг другу, делайте узлы на мамином пояске или на красивой атласной ленте, используйте различные игры-шнуровки, играйте в пиратов и вяжите «морские узлы» на веревке. Все это поможет сформировать навык, и вы сами не заметите, как ваш ребенок сам начнет зашнуровывать ботинки.

    Возможно, чтобы научить ребенка одеваться самому, вам придется пересмотреть его гардероб. Не исключено, что от каких-то вещей на время надо отказаться. И прежде чем покупать новую одежду, мысленно представляйте, сможет ли ребенок надеть обновку сам.

    Нельзя подавлять инициативу ребенка. Если он хочет попытаться одеться сам – не мешайте ему. Но и не требуйте от ребенка сразу же, чтобы он одевался только сам. Очень часто родители просто не выдерживают медлительного темпа одевания малыша и, чувствуя, что они уже опаздывают, начинают в спешке сами одевать ребенка, не давая ему одеться самостоятельно. В этом случае имеет смысл начать сборы немного заранее, с учетом времени на спокойное освоение навыков одевания малышом.

    Выбираем одежду

  • Мама при покупке одежды должна обратить внимание на особенности таких деталей, как липучки, шнурки, кнопки, пуговицы и молнии. Порой успехи ребенка напрямую зависят от того, насколько удобно использовать эти детали;
  • Липучки на обуви и одежде должны быть широкими, с хорошим крепежом. Если специальная лента будет липнуть плохо, то малыш начнет нервничать, думая, что у него ничего не получается, а затем потеряет интерес к столь важному делу;
  • Кнопки должны легко защелкиваться и легко расстегиваться. Новые кнопки часто бывают тугими, поэтому сначала надо их разработать;
  • Пуговицы обязательно должны быть круглыми. Пуговицы с заостренными и неровными концами, напоминающие цветы или фигурки различных животных, очень красивы, но застегнуть их тяжело порой даже взрослому. Пуговица должна свободно проходить в петлю. Размер ее должен быть таким, чтобы малыш легко мог взять ее двумя пальцами. Ухватить слишком мелкие пуговицы ребенку будет сложно;
  • Молния тоже должна легко застегиваться и расстегиваться, не заедая. Проследите, чтобы замок был крупным: мелкий и тонкий обычно не поддается пальчикам малыша, затрудняет формирование навыка;
  • Шнурки выбирайте с крепкими кончиками, пластмассовыми или металлическими. Пусть концы шнурков будут не слишком длинными и не слишком короткими: ровно такими, чтобы ребенок без дополнительных усилий мог завязать узел и бант.
  • Советы родителям

  • Поделите все вещи на две группы: одну надевает сам малыш, вторую одевает на ребенка мама. Например, мама надевает колготки и водолазку, а малыш – брючки, жилетку и шапку. Приучайте малыша к последовательности, подавайте ему вещи по очереди. Сначала мама надевает на него колготки, затем водолазку. После этого она дает в руки ребенка брючки. Когда брючки одеты – жилетку, потом – шапку. Вы можете также разложить эти вещи на кровати в нужной последовательности, чтобы малыш знал, что за чем следует надевать. Можно сделать также «шпаргалку» и повесить ее на видном месте в комнате. Нарисуйте на листе бумаги ребенка (девочку или мальчика, в зависимости от того, кто у вас). Потом от изображения ребенка проведите стрелочку к изображению той вещи, которую нужно надевать в первую очередь. Затем от этой вещи к следующей и так далее. Такая схема позволит ребенку лучше запомнить порядок одевания;
  • Или вот еще пример плаката

    • Готовьте одежду заранее. Если вы утром собираетесь пойти на прогулку, вещи лучше приготовить с вечера, особенно в зимнее время года. Разложите их в определенном порядке на стульчике или на кровати;
    • Покупайте вещи с яркими принтами, аппликациями или вышивкой на передней части одежды. Это позволит малышу быстрее определить лицевую и переднюю сторону одежды;
    • Не берите одежду из плотного материала (если только это не верхняя одежда), отдайте свое предпочтение натуральным мягким тканям. Удобная горловина, свободные рукава, штанишки на резинках или липучках – вот на что нужно обращать внимание при выборе одежды ребенку;
    • Превратите процесс одевания в приятное занятие, сопряженное хорошим настроением и веселой игрой. Как только малыш почувствует, что это занятие становится чем-то обыденным, у него тут же пропадет интерес. Поэтому в момент, когда малыш одевается, можно напевать любимую песенку или проговаривать считалочку;
    • Дайте свободу выбора вещей. Если малыш категорически отказывается надевать ту или иную вещь, не нужно настаивать. «Не хочешь идти в зеленой майке? Давай тогда выберем другую!» или «Тебе не хочется надевать эту кофточку, потому что она не подходит твоему сегодняшнему настроению? Быть может, тогда подойдет вот эта, с красивым корабликом?». Детям важно знать, что вам важно их мнение, и вы с ним считаетесь. Скорее всего, проблема решится очень быстро;
    • При выборе гардероба учитывайте вкус вашего крохи. Предложите ему самому выбрать себе наряд. Если его выбор покажется вам не совсем удачным, все равно похвалите его. Только добавьте, что некоторые вещи не очень сочетаются между собой или не соответствуют погоде на улице. Можно сказать: «Какой у тебя отличный вкус! Ты настоящий модник. Но если мы эти штанишки поменяем на другие, коричневого цвета, твой наряд будет просто великолепным!» или «Прекрасный выбор! И как тебе удалось подобрать такой комплект? Только в этой кофточке тебе сегодня будет холодно, ты же видел, какой на улице мороз». Главное, объяснить ребенку причину – слишком холодно, жарко, не по погоде или цвета плохо сочетаются;
    • Не заставляйте одеваться самостоятельно. Если ребенок по какой-либо причине не желает надевать вещи сам, не злитесь. Возможно, он себя плохо чувствует или же просто проснулся в дурном настроении. Приободрите его, скажите, что ничего страшного в этом нет. Попросите его только помочь вам – вы ведь уже «отвыкли» делать это: «Я совсем забыла, как правильно надевать носки, может, ты мне подскажешь?» или «Кофточка обижается, что ты не хочешь ее надевать. Она думает, что она тебе не нравится». Поверьте, малыши очень быстро реагируют на такие высказывания;
    • Выделите больше времени малышу на одевание. Многие родители, когда спешат куда-либо, раздражаются от медлительности ребенка и начинают подгонять его. А порой и вовсе вырывают одежду из рук малыша и нервными движениями принимаются одевать малыша сами. Во-первых, такое поведение только создаст напряжение в семье, а во-вторых, у маленького крохи появится чувство беспомощности. Поэтому отведите на самостоятельное одевание малыша в три раза больше времени, чем оно уходит у вас.
    • Что делать, если малыш не хочет одеваться сам

      Если же малыш не проявляет явного желания одеваться самостоятельно, попробуйте начать с простых манипуляций с его вещами. Надевайте на него одежду не до конца, например, колготки до колен или только один ботинок. Предложите малышу закончить ваше действие, спросите: «Ты знаешь, что нужно дальше сделать?» или «Что-то здесь не так.… Кажется, я сегодня не с той ноги встала и все путаю. Поможешь мне?».

      Вы можете также наделить вещи волшебными свойствами, придумать, что они чувствуют, когда их надевают. Скажите, что все майки из гардероба вашего крохи прилетели из страны маек специально для того, чтобы он их одевал: «Они так спорили между собой, кто прилетит к тебе первым, что чуть не поругались». Попробуйте разговаривать с ребенком писклявым детским голосом майки или кофточки, озвучивайте их желания: «Выбери меня! Я так хочу прогуляться сегодня с тобой!» или «Ты не захотел вчера взять меня с собой в гости. Надеюсь, сегодня хоть наденешь меня?». Каким бы глупым не казалось вам такое представление, поверьте, у малыша оно вызовет восторг, даже если он понимает, что вы разговариваете вместо вещей. Позже ребенок сам начнет озвучивать мысли своих вещей. Это разовьет его воображение и придаст больше очарования и сказочности окружающему его миру.

      Если ребенок все равно продолжает упрямиться, тогда вам стоит поиграть с ним в одну очень интересную игру. Когда надеваете на него брючки или кофточку с рукавами, скажите, что штанины или рукава – это большие узкие тоннели, а ноги или руки – это паровозики, которым предстоит пройти этот нелегкий путь. Малышу будет интересно представить, как «паровозики заезжают в тоннель». А можно охарактеризовать вещи малыша, как у сказочных персонажей. Например, пусть его кофточка будет совсем не кофточкой, а курточкой Буратино, а шапочка – колпачком, ботиночки – чудесными башмачками. Вариантов для воплощения много, но лучше выбрать тот персонаж, который нравится вашему малышу. Быть может, это будет Кот в сапогах?

      Придумываем, играем, веселимся

      Бесспорно, что процесс обучения происходит не всегда просто. Обычно родителям требуется много терпения и времени. Но все трудности будет легко обойти, если вам на выручку придет немного фантазии и игра.

    • Когда вашему ребенку исполнится один год, вы можете взять большую легкую коробку, удобную в использовании, и положить туда несколько вещей ребенка. Первое время ваш кроха станет вытаскивать их оттуда, а позже – уже примерять;
    • Развивайте мелкую моторику рук. Сделать это можно, нашив на один лоскут ткани липучки, молнии, замочки, крючки, кнопочки и яркие пуговицы. На второй лоскут пришейте петельки от пуговиц, нижнюю часть липучки или застежки. Немного потренировавшись, малыш сумеет применить свои навыки на практике;
    • Придумывайте сюжет, когда собираетесь пойти на детскую площадку. Просто пойти – это скучно. А вот если представить, что это не детская площадка, а космический корабль, сборы пойдут гораздо быстрее. «Космонавту» надо вовремя одеться, иначе корабль не станет ждать и улетит без него. Если «космонавт» успел прибыть на место взлета раньше положенного срока, его должен ждать небольшой приз. Можно ориентироваться по таймеру или по обычному будильнику, заранее установленному на нужное время;
    • Устройте соревнование, кто быстрее одевается – мама или малыш? Мама, конечно, должна делать вид, что она очень торопится и обязательно хочет выиграть, но все время мешкать и придумывать, как ей «мешает» этот носок или рукава кофты все время путаются между собой. Помните, выиграть должен именно малыш, а не мама. Позже задание можно усложнить, обговорив заранее, что нужно не только полностью одеться, но при этом иметь и аккуратный внешний вид.
    • Когда следует ожидать позитивных результатов?

      Умения и навыки самообслуживания формируются постепенно. Не пытайтесь опередить природу, не ориентируйтесь на других детей. Помните, что ваш малыш развивается индивидуально, поэтому нельзя принимать за догму утверждение, что ребенок должен в полтора года застегивать липучки, в два — пуговицы, а в три — завязывать шнурки. Если вы искренне заинтересованы в успехах малыша, вовремя помогаете, показываете ему новые, более сложные действия, то ребенок будет с удовольствием одеваться и обуваться самостоятельно.

      Как правило, дети способны одеваться полностью самостоятельно не раньше пяти лет. К этому возрасту они уже могут справиться с самыми большими трудностями – молнией и шнурками. Чтобы ускорить процесс, необходимо уделять постоянное внимание развитию мелкой моторики ребенка и, конечно же, каждый день тренироваться. Дети очень быстро учатся и всегда стремятся показать, что они уже взрослые. Поэтому при правильном подходе родителей обучение самостоятельному одеванию не вызывает каких-либо проблем.

      Как ребёнок может научиться быстро одевать курточку

      Мама маме: как весело и быстро одеться на прогулку

      Что делать, если ребенок не хочет одеваться?

      Родители, у которых нет такой проблемы – счастливчики. Одевать, раздевать и переодевать ребенка приходится по многу раз в день, а если ребенок этот процесс не сильно жалует, то каждая кофточка превращается в битву, а колготки – в мучение для всей семьи. Чаще всего эта проблема встречается у деток в возрасте 2-5 лет.

      Дальше, как правило, эта проблема перестает быть столь актуальной. Однако что же делать? Не ждать же 5 лет, пока ребенок перерастет? Сегодня постараемся разобраться в том, почему дети не любят одеваться, как облегчить процесс одевания и какие меры предпринять, чтобы предотвратить ухудшение ситуации.

      Последние новости:

      Беременность и роды

      От рождения и до года

      От 1 до 6 лет

      От 9 до 16 лет

      Полезные ссылки

      или
      войти с помощью:

      • СПАСИБО ЗА РЕГИСТРАЦИЮ!

        На указанный e-mail в течение минуты должно прийти письмо активации. Просто перейдите по указанной ссылке и наслаждайтесь неограниченным общением, удобными сервисами и приятной атмосферой.

        ПРАВИЛА РАБОТЫ С САЙТОМ

        Даю свое согласие на обработку и использование веб-порталом UAUA.info (далее – «Веб-портал») моих персональных данных, а именно: имя, фамилию, указанные даты рождения, страну и город проживания, адрес электронной почты, IP-адрес, файлы cookie, информацию о регистрации на веб-сайтах – социальных Интернет-сетях (далее – «Персональные данные»). Также даю свое согласие на обработку и использование Веб-порталом моих Персональных данных, взятых с указанных мною веб-сайтов — социальных Интернет-сетей (если указывались). Предоставленные мною Персональные данные могут использоваться Веб-порталом исключительно с целью моей регистрации и идентификации на Веб-портале, а также с целью осуществления мною пользования сервисами Веб-портала.
        Подтверждаю, что с момента моей регистрации на Веб-портале, уведомлён(-на) о цели сбора моих Персональных данных и о включении моих Персональных данных в базу персональных данных пользователей Веб-портала, с правами, предусмотренными ст. 8 Закона Украины «О защите персональных данных», ознакомлен(-на).
        Подтверждаю, что в случае необходимости получения данного уведомления в письменном (документарном) виде, мною будет выслано соответствующее письмо по адресу [email protected], с указанием своего почтового адреса.

        На указанный e-mail отправленно письмо. Для смены пароля просто перейдите по указанной в нем ссылке

        Ребенок не хочет одеваться

        Вопрос: Здравствуйте! Дочка 2,2 последнее время может очень раскапризничаться из-за переодеваний. Например, пришли мы из сада домой, и Дашута намертво с истерикой отказалась снимать верхнюю одежду. Мы пошли гулять, чтобы она отвлеклась, но после возвращения удалось снять с нее теплую одежду только с криком и брыканиями. После чего снимание колготок вызвало неутешаемую истерику с валянием по полу, залезанием под стол и плачем до рвоты. Такого раньше никогда не случалось.

        Вопрос: это она просто стресс от садика так разрядила? Я никак не могу понять, почему ребенок не хочет одеваться и раздеваться? При чем тут одежда. Почему, чем дальше, тем нам труднее одеваться-раздеваться. Все, чему ее научили в садике, она с удовольствием демонстрирует дома: кушает сама, моет ручки, пытается заправлять постельку, а вот если что-то исходит от меня, то дочка упирается и ищет любую зацепку лишь бы не делать, и, если это не вопрос здоровья, я чаще стараюсь не заставлять.

        Мы еще на грудном, папы нет с самого начала. Аглая

        Отвечает Анастасия Комарова, психолог Монтессори-сада СЕМИЦВЕТИК:

        Здравствуйте, Аглая. Читая Ваше письмо, чувствуется, как Вы переживаете за дочку, хотите помочь, понять ее.

        Конечно, что Даша чувствует/думает , Вам не ответит никто. Только Ваше материнское сердце подскажет, что испытывает дочка, хорошо или плохо ей, нужна помощь или поддержка.

        Сейчас Даше нужны Ваши понимание и помощь.

        Давайте смотреть, почему ребенок не хочется одеваться, чем может быть вызвано такое поведение дочки и что можно сделать.

        Находясь в детском саду (в группе детей), малыши испытывают серьезные эмоциональные нагрузки. Из-за количества детей, невозможности делать то, что хочется, невозможности побыть одному, в тишине, отсутствии близкого человека, который в нужный момент поддержит своей любовью. Воспитатели, даже самые замечательные, не в состоянии обеспечить каждому ребенку постоянный поток душевного тепла и любви. И чем младше ребенок, тем эмоциональные перегрузки сильнее, тем сильнее нужна поддержка мамы.

        Что чувствует ваша дочка, находясь в детском саду, одеваясь там, раздеваясь — нам не узнать. Помогают ли ей и как, нам тоже не узнать. И даже, разговаривая с воспитателями, Вы этого не узнаете. Обычно, в детском саду процесс одевания на улицу проходит достаточно напряженно. Ведь двум воспитателям необходимо одеть 15-20 человек и достаточно быстро. Чем дети меньше, тем сложнее. Может быть, на Дашу это как-то влияет.

        Возраст от двух до двух с половиной лет — это так называемый «сензитивный период порядка». В этот период для ребенка важно постоянство времени (режим дня), постоянство взрослых (присутствие и постоянство ролей взрослых, например, мама отвела меня в сад, вечером забрала, в саду я с воспитателями), постоянство окружения (все предметы дома на известных местах).

        Это возможные причины такого поведения вашей дочки, а может и их сплав.

        Что можно сделать:

        • Чувствуется, что вы очень заботитесь о дочке и окутываете ее любовью. Тонко чувствуете ее состояние. Очень хорошо, что вы до сих пор на ГВ. Это является серьезной помощью ребенку. Продолжайте в том же духе.
        • После садика очень хорошо проводить время вместе. И лучше не на детских площадках, а где-нибудь на природе, если есть такая возможность. Где мало людей. Чтобы дочке можно было отдохнуть от садика, эмоционально успокоиться, расслабиться.
        • Здорово, если вы сможете вместе с ней дурачиться (кидаться листьями, собирать их в кучи и прочее). Это поможет снять напряжение после сада и напитаться маминым теплом.

          • Конкретно про раздевание. Придя домой, можно сказать примерно следующее: «Дома тепло, надо снять теплую одежду». Если девочка будет возражать, попробуйте разрешить ей ее не снимать. Пусть ей самой станет жарко и она сама захочет раздеться. Дома нет сквозняков, и она вряд ли заболеет. Если она не захочет снимать обувь, можно сказать, что ботинки грязные и по дому в них ходить нельзя. Поэтому тебе придется сидеть в коридоре. А вы сама идите, занимайтесь своими делами. Скорее всего, дочка очень скоро захочет раздеться.
          • С переодеванием мокрых колготок то же самое: важно, чтобы Даше БЫЛО МОКРО И ОНА САМА захотела переодеться. Если она какое-то время походит в мокрых колготках, опять же вряд ли простудится. Зато с радостью прибежит к вам с просьбой переодеться, потому что ЕЙ САМОЙ некомфортно, а не Вы хотите ее переодеть. Таким образом, Вы будете учить девочку чувствовать себя, свое тело, свои потребности и желания. А не делать что-то по желанию других. В будущем – это залог того, что человеком не смогут манипулировать другие, он будет точно знать себя.

            Вообще, проблема, когда ребенок не хочет одеваться, часто встречается. Дети этого возраста очень сложно одеваются-раздеваются. В принципе допустимо, в крайних случаях, одевать через слезы. Со словами: «Да, я понимаю, что ты не хочешь одеваться, НО нам нужно пойти в магазин (на работу, в больницу и так далее)».

            Таким образом, ребенок понимает, что в мире есть необходимость что-то выполнять без желания. ВАЖНО, это не должно быть часто, Вы при этом всячески поддерживаете малыша, жалеете, сочувствуете и прочее. Чтобы ребенок чувствовал, что вы понимаете его чувства, а не отвергаете их.

          • Понаблюдайте за собой: много ли Вы навязываете девочке правил или наоборот. Здесь важно соблюдать баланс между вседозволенностью и попустительством.
          • В среднем должно быть 3-5 четких запрета (что нельзя делать ни при каких обстоятельствах). Например, переходить через дорогу, не взяв маму за руку. В этом возрасте это, как правило, связано с безопасностью и здоровьем. Обо всем остальном в принципе можно договариваться.

          • Помните, для ребенка очень важно приобретать СВОЙ опыт. Мокро, холодно – надо переодеться. Чтобы не было как в старом анекдоте: «Коля! Иди домой!» – мама. Коля: « Я что, уже замерз?». Мама: « Нет, ты проголодался!». Позвольте ребенку чувствовать себя. Тем более, что в саду ей вряд ли дают такую возможность.
          • Отказывается сама есть

            Дочери 3,5 года, отказывается сама есть. Если дома — «Мама покорми», в детском саду почти ничего не ест. Пробовала не кормить, думала, что чувство голода заставит взять ложку в руки. Не заставило. Нашла кусок сухаря и съела. Подскажите пожалуйста что делать, что бы ребенок сам «работал» ложкой…

            опубликовано 28/11/2006 13:54
            обновлено 08/08/2018
            — Еда, питье, витамины

            Отвечает Комаровский Е. О.

            Решение проблемы — однозначно педагогическое. Я, примерно, представляю себе временной интервал, характеризующий понятие «пробовала не кормить«. Для советской женщины пропуск одного кормления — серьезнейший стресс, а если дитя не поест аж 2 раза — так это уже трагедия. Я бы посоветовал собрать волю в кулак, напиться валерьянки и не кормить. При этом не ругать и не уговаривать. И сделать так, чтобы куски сухарей «не находились».

            Если ребенок в три года не слушается

            Период между двумя с половиной и тремя годами занимает особенное место в психологии развития. Это возраст, когда очаровательный малыш уже многое умеет делать сам. Ребенок отделяется от матери эмоционально, он уже не так зависим от нее, и хочет проявлять себя как самостоятельная личность. Иначе данный момент называют кризисом трех лет. С ним неизбежно сталкивается каждый родитель. Основные проявления этого периода заключаются в том, что ребенок часто становится неуправляемым и агрессивным. Из милого, ласкового и послушного крохи он превращается во вредное существо, которое испытывает родительское терпение и все делает наперекор. Ребенок нарочно ведет себя плохо, чтобы продемонстрировать близким людям свой индивидуальный характер. Почему малыш так поступает, что руководит его поступками и как следует реагировать родителям?

            Если вашему ребенку 3,5 года, вероятно, вы уже успели познакомиться с переменами в его поведении. Вас может удручать и беспокоить то обстоятельство, что изменения произошли стремительно и не в лучшую сторону. Ребенок совсем перестал слушаться, он ведет себя ужасно: закатывает скандалы, устраивает истерики и требует, чтобы его желания немедленно удовлетворялись. Крики здесь не помогают, иногда мамам бывает стыдно перед окружающими людьми за поведение своего чада. Что делать в этом случае? Для начала необходимо разобраться в причинах.

            Отстаивание независимости

            Ребенок трех лет хочет чувствовать себя автономным от мамы. Он начинает осознавать, что является отдельной личностью, у которой есть свои вкусы, желания, предпочтения. Такое осознание приводит к формированию внутреннего протеста: ребенок отказывается есть кашу, сваренную мамой, обзывается, ломает игрушки, обижает других детей. Иногда создается впечатление, что малыш не просто не слушается взрослых, а испытывает их нервы на прочность: он ведет себя не просто плохо, а отвратительно. Многие родители в этот период не знают, что предпринять, оказываются в ситуации тупика.

            Ребенку же кажется, что его свободу хотят ограничить какими-то мнимыми правилами и условностями. И вот он начинает проверять, насколько для взрослых значимы эти рамки и что будет, если нарушить запрет. Каждый родитель малыша 3,5 лет знает, что как только чадо что-то запрещаешь, он тут же начинает требовать именно эту вещь. Если у соседского мальчика имеется красная машинка, то маленькому Гришеньке срочно требуется такая же! Не важно, что уже через несколько минут он про нее забудет, намного значительней для него сейчас момент сиюминутности.

            Проявление самостоятельности

            Малыш 3,5 лет хочет, чтобы взрослые воспринимали его как большого мальчика или девочку. Смешно, но сын или дочь даже могут обижаться, если при ком-то продолжать называть их маленькими. У детей в это время начинает выстраиваться положительный образ собственного «Я», потому они так любят находиться в центре внимания и выставлять напоказ успехи. Достижения придают им оптимизма для того, чтобы продолжать считать себя хорошими. Если ребенка слишком много ругать и одергивать за плохое поведение, то у него может разрушиться это счастливое представление о себе самом.

            Дети в возрасте трех лет мечтают быть самостоятельными во всем. Они не хотят ничего делать по указке взрослых, потому что каждую непреложную истину подвергают сомнению. Тщательный пересмотр прежних правил поведения помогают им сформировать собственный взгляд на мир, пусть пока детский и достаточно примитивный.

            Что делать

            Иногда кажется, что с этим маленьким чудовищем сложно справиться. Легче маме самой убрать за ним игрушки, поднять с пола опрокинутую тарелку, чем просить об этом любимого баловника. Бездействовать, однако, нельзя. Если не ставить маленькому сыну или дочери никаких рамок, то ребенок не будет ощущать границ в своем поведении. Между тем, важно знать, как удовлетворить значимые потребности ребенка, и тогда его поведение можно будет скорректировать. Конечно, избежать проявлений негативизма и яростного бунта не удастся, но всякое воспитание начинается с попытки понять друг друга, изучения особенностей поведения. Маленький человек – не исключение.

            Четкое соблюдение режима дня

            Многие родители грешат тем, что никак не нормируют день малыша, не делают четких моментов кормления, игры, познавательных занятий, отдыха. Крайне важно на все эти составляющие выделять время, и лучше включать в график одни и те же часы. Такие действия помогают формировать у крохи привычку следовать указанным правилам. Четкое соблюдение режима дня позволит ему в дальнейшем оставаться дисциплинированным человеком, вырабатывать в себе ответственность и серьезный подход к любому делу. Кроме того, когда есть точное расписание действий, которые необходимо совершить, и родителям гораздо проще находиться с малышом: не придется его ежеминутно успокаивать, отвлекать от чего-либо. Ребенок, который следует четкому распорядку, сам со временем становится спокойнее, уравновешеннее. Он привыкает, что за одними событиями дня следуют другие. Такая предсказуемость способствует созданию ощущения безопасности, снятия тревоги, агрессивности, всяческого раздражения.

            Запреты и ограничения

            Если маленькому человечку все позволять, то в конечном итоге это выльется во вседозволенность. Тогда и не стоит удивляться тому, что ребенок вас не слушается. Уступив ему однажды, вы рискуете оказаться в незавидной роли. Родителям на самом деле крайне легко потерять авторитет в глазах своего чада. С малых лет ваш наследник должен хорошо усвоить, что ему разрешается, а что нет. По вполне понятным причинам от многих вещей следует оградить малыша заранее. Годам к пяти и мальчики, и девочки обычно начинает четко осознавать, как можно поступать, а чего делать не следует. Сколько бы ребенку ни было лет, запреты должны присутствовать. Они являются неотъемлемым элементом правильного воспитания.

            Запреты и ограничения, если не переходят всякие границы, являются полезными для формирования адекватного отношения к миру и самому себе. Если ребенку все позволять, то он очень скоро перестанет ценить то, что имеет и станет принимать все как должное. Когда любимый сыночек в три года не слушается маму с папой, мало у кого возникнет желание наказать его. Лет ему совсем еще мало для осознания, что он ведет себя некрасиво. Но и родителям надлежит понять свое чадо. Ребенок просто хочет чувствовать себя важным и значительным. Поэтому нельзя запрещать слишком много. Этим вы тоже создаете препятствия для развития.

            Когда уместны уступки

            Родителям важно понимать, что если не уделять достаточно внимания и сил воспитанию, то малыш очень скоро начнет пользоваться тем, что ему всегда уступают. Ребенок всегда сможет найти некоторую слабину в характере близкого человека, причем распознает он ее с легкостью. Никто не говорит о том, что собственное дитя не нужно жалеть, а надо ограничить во всем. Разумный подход поможет преодолеть любые трудности. Уступать, конечно, нужно, даже необходимо, ведь ребенок только узнает этот мир, поэтому ему простительны самые нелепые ошибки.

            Главное, что стоит уяснить: оставляйте всегда незыблемыми те вещи, которые помогают вырабатывать характер, повторяются изо дня в день или попросту представляют собой опасность. Например, малыш должен с малых лет знать, что нельзя играть с огнем, перебегать дорогу на красный свет светофора (даже если ему очень хочется), баловаться в общественном месте, устраивать истерики в магазине. В противном случае вы не сможете справиться с ним, когда он станет старше. Дети имеют обыкновение быстро привыкать к приятным вещам. А вот в чем можно уступить: купите ребенку желанную игрушку, только не по первому требованию со слезами, а на какой-нибудь ближайший праздник. Пусть ваше чадо помечтает о какой-то вещице, он должен знать, что все стоит денег, ничего не дается просто так. Следует уступить ребенку, когда он болеет и плохо себя чувствует. В такие моменты малыш особенно нуждается в вашем внимании и поддержке. Будет несправедливо и неправильно оставлять его страдать еще больше. В детстве так важно чувствовать, что есть на свете кто-то могучий и сильный, кто всегда сможет защитить тебя и убережет от всяких опасностей (реальных или мнимых, существующих лишь в воображении).

            Объясняйте, за что наказываете

            Если вы все же прибегаете в процессе воспитания к некоторым методам воздействия, то нужно обязательно пояснять ребенку свой поступок. Иначе он может очень сильно обидеться и затаить злость на долгие годы. Вряд ли родители стремятся к такому повороту событий. Иногда может казаться, что объяснять ничего и не нужно, но это не так. Маленький человек не всегда оказывается в состоянии сразу сопоставить некоторые факты и сделать соответствующие выводы. Объяснение своего поступка поможет снизить степень обиды ребенка на происходящее и сделать соответствующие выводы.

            Наказание может быть словесным и физическим. В первом случае на ребенка идет воздействие посредством неодобрения со стороны отца и матери. Он начинает понимать, что ведет себя не лучшим образом. Если ребенок капризничает и позволяет себе различные шалости, то самым лучшим методом является просто сделать ему замечание, объяснив, почему так вести себя не нужно. Прибегать к физическому наказанию не рекомендуется. Доказано, что данная мера воздействия не способствует восстановлению контакта детей с взрослыми, а напротив, отдаляет их друг от друга. Физическое наказание ведет к непониманию в отношениях, к формированию различных комплексов, обид, неадекватного поведения в дальнейшем.

            Отделяйте поступок от личности

            Так часто бывает: сделал что-нибудь нехорошее малыш трех лет, и его сразу называют плохим. Но ребенок на самом деле не плохой! Он просто совершил что-то противоречащее общественным представлениям о норме. Поступок может быть некрасивым или характеризовать человека с дурной стороны, но личность при этом никак не должна затрагиваться. Когда малышу только 3,5 года, ему очень просто поверить в собственную неполноценность и никчемность. Не нужно спешить взращивать в наследнике многочисленные комплексы, ведь вы не хотите, чтобы в дальнейшем он страдал? Постепенно в нем может утвердиться мысль о своем дурном характере и тогда разовьется неуверенность в себе.

            Таким образом, прожив три года жизни, ребенок выходит на новый этап. Ему хочется познать этот мир во всей своей полноте. Но тут вмешиваются родители и ставят ему запреты.

            Ребенок не хочет одеваться сам 5 лет