Таблица самооценки учащихся

Развитие самооценки младших школьников через тестовые задания на уроках окружающего мира

Для формирования всесторонне развитой личности необходимо развитие у детей способности видеть и правильно оценивать свои поступки, отношения, качества, свою деятельность, что имеет определяющее значение для максимальной реализации их возможностей.
Самооценка не врождённое качество личности, она формируется в процессе жизни и воспитания. Годы учения – период интенсивного, сложного и порой противоречивого становления самооценки. Наиболее благоприятным периодом для развития самооценки является младший школьный возраст. Но, как показывают психолого-педагогические исследования, к концу младшего школьного возраста увеличивается число школьников с заниженной самооценкой. Самооценка – это важнейший показатель развития личности, компонент самосознания. Она позволяет человеку делать активный выбор в самых разнообразных жизненных ситуациях, оценивать свои действия и личностные качества, определять уровень стремлений и ценностей, характер отношений с окружающими.
Доктор психологических наук А.И.Липкина обозначает самооценку как «отношение человека к своим способностям, возможностям, личностным качествам, а также к внешнему облику». По степени адекватности самооценка бывает адекватной и неадекватной. Самооценка называется адекватной (правильной), когда мнение человека о себе совпадает с тем, что он в действительности представляет. Адекватная самооценка позволяет человеку отнестись к себе критически, правильно соотнести свои силы с задачами разной трудности и с требованиями окружающих. Если человек оценивает себя не объективно, когда его мнение резко расходится с тем, каким его считают другие, самооценка бывает неадекватной (неправильной). Неадекватная самооценка бывает завышенной и заниженной. При неадекватно завышенной самооценке человек переоценивает себя, при неадекватно заниженной – недооценивает.
Изучением самооценки младшего школьника, её развитием занимались и продолжают заниматься учёные и педагоги (Л.И. Божович, А.В. Захарова, М.Э. Боцманова, В.Э. Чудновский. А.И. Липкина, Л.Ю. Фомина, Е.В. Шимаметьева, Е.Г. Фирсина, Н.П. Мурзина и другие). Но влияние тестовых заданий на развитие самооценки не нашло подтверждение в их работах.
Непосредственно влияют на формирование самооценки младшего школьника следующие факторы: школьные оценки, навыки учебной деятельности, собственный жизненный опыт, рефлексия, семейное воспитание.
На основе этих факторов были выделены педагогические условия, влияющие на развитие адекватной самооценки при использовании тестовых заданий на уроках окружающего мира. Рассмотрим, как реализуются выделенные педагогические условия на практике.
Первое педагогическое условие – систематическое использование тестовых заданий на уроках окружающего мира. Рассмотрим на примере изучения темы (таблица 1).

Таблица 1.
Тема: Космос и Земля. 2 класс. 14 часов.

Из приведённой таблицы видно, что при изучении темы «Космос и Земля» было использовано 10 тестов.
Таким образом, тестовые задания используются практически на каждом уроке, что позволяет сделать вывод об их систематическом использовании.
Следующее педагогическое условие – организация разных видов проверки и контроля. Одна из функций контроля – получение информации об ошибках, пробелах в знаниях и умениях учащихся. Различают следующие виды контроля: контроль учителя, самоконтроль, взаимоконтроль. Результатом контроля является проверка, констатирующая результаты работы. Организация контроля и проверки при работе с тестовыми заданиями упрощается тем, что они содержат правильные ответы.
Рассмотрим, как в тестовых заданиях проявляются разные формы контроля.
Приведём фрагмент урока по теме «Погода» 3 класс.
На этапе закрепления нового материала детям предлагается проверить свои знания с помощью тестовых заданий. Выдаются бланки.
Инструкция. Внимательно прочитайте вопросы и ответы. Подумав, выберите один правильный. Запишите букву около которой он записан.

Задания: 1. Погода – это состояние …………… в данном районе за сутки, неделю, месяц. Выбери, какое слово пропущено.
А) биосферы
Б) литосферы
В) атмосферы
Г) гидросферы

2. При какой температуре теплее всего?
А) 0°С
Б) -10°С
В) +5°С
Г) -30°С

3. При какой температуре холоднее всего?
А) +15ºС
Б) -6ºС
В) 0ºС
Г) -15ºС

4. Какое направление ветра обозначается так: → ?
А) северное
Б) южное
В) западное
Г) восточное

5. Какой вид осадков обозначается так: ::?
А) снег
Б) дождь
В) туман

6. Какой погоде соответствует знак: ?
А) облачной
Б) облачной с прояснением
В) ясной

Правильные ответы: 1 – В), 2 – В), 3 – Г), 4 – В), 5 – Б), 6 – В).
Оценивание: За каждый правильный ответ 1 балл .Баллы суммируются.
6 баллов – «5», 5 баллов – «4», 4 балла – «3».
Если учитель запланировал сам проконтролировать и проверить работы, то он собирает бланки у учеников, выставляет баллы за каждое задание, анализирует работы и делает выводы, что дети знают хорошо, а над чем ещё нужно поработать.
При взаимоконтроле и взаимопроверке дети обмениваются бланками, ставят плюсы и минусы в зависимости от правильности выбора ответа (правильные ответы предлагает учитель). Считают баллы, каждый плюс соответствует 1 баллу. Снова обмениваются бланками, поясняя, что товарищ сделал правильно, а что нет.
При самоконтроле и самопроверке учащиеся проверяют свои работы: также ставят плюсы, минусы, считают баллы, делают вывод: что я знаю хорошо, а что недостаточно.
Таким образом, тестовые задания позволяют организовать разные виды контроля и проверки, провести их за короткое время, способствуют развитию учебной самостоятельности школьников.
Одним из педагогических условий является использование разных видов оценивания.
Оценка успешности учебной деятельности может выражаться в следующих формах: оценка учителя, самооценка, взаимооценка, отметка.
Работа с тестовыми заданиями включает в себя систему оценивания. Оценивание происходит в баллах по определённой оценочной шкале. Причём в отличие от отметочной системы при тестировании фиксируется не ошибка, а достижение ребёнка, и в баллах происходит измерение его уровня достижений. Ученику важно сообщить не то, что не получилось, а то, что сделано правильно. При этом нужно чётко оговорить, за сколько правильных ответов он может получить определённую оценку.
При проведении тестирования оценивание может быть организовано по-разному: ребёнок оценивает свою работу, или работу своего товарища, или учитель оценивает детей. Рассмотрим эти варианты.
Приведём фрагмент урока по теме «Компас» 2 класс, в котором происходит оценивание детьми самих себя. После изучения нового материала учитель предлагает детям проверить, как им удалось изучить компас, с помощью тестовых заданий. Учащимся выдаются бланки с вариантами ответов.
Инструкция. Я читаю задание, вы внимательно слушаете его. Потом читаете варианты ответов, находите правильный и подчёркиваете его.
Задания:
1.По чему можно ориентироваться в любую погоду и в любое время суток?
По Солнцу.
По компасу.
По Полярной звезде.

2.Какая часть у компаса самая главная?
Корпус.
Предохранитель.
Шкала с делениями.
Стрелка.
Стержень.

3.Чтобы подготовить компас к работе, как его нужно установить?
Горизонтально.
Вертикально.
Под наклоном.

4.Куда должен указывать заострённый (синий) конец стрелки?
На запад.
На восток.
На север.
На юг.

5.Какая сторона горизонта расположена напротив запада?
Север.
Восток.
Юг.

Проверка. А теперь каждый проверит свою работу. На доске открываются правильные ответы. 1.По компасу.
2.Стрелка.
3.Горизонтально.
4.На север.
5.Восток.
Если вы подчеркнули правильный ответ, поставьте рядом с ним «+», если нет – «-». Сосчитайте количество плюсов. По предложенной шкале оцените свою работу: 5 плюсов – «5», 4 плюса – «4», 3 плюса – «3».
Если запланировано оценивание товарища, то учащиеся после выполнения заданий меняются своими работами. Так же учитель открывает правильные ответы, и дети проверяют задания, ставя «+» и «-», считают плюсы и по предложенной шкале оценивают работу товарища.
При оценивании товарища ученик ставит себя в позицию учителя. А тестовые задания ему помогают в этом, предлагая правильные ответы и шкалу оценок. Необходимо учитывать и возраст детей. В 1-2 классах ученик оценивает работу своего товарища под руководством учителя, в 3-4 классах самостоятельно.
Если запланировано оценивание учителем, то после самостоятельной проверки тестовых заданий, учитель собирает работы и по шкале оценивает после урока. Оценивая знания, учитель, по существу, одновременно оценивает личность ученика, её возможности. Именно так воспринимают оценку учителя дети.
Итак, следует учитывать, что оценить себя младшим школьникам труднее, чем товарищей, поэтому начинать нужно с взаимооценивания работ, а потом проводить самооценивание. Желательно, чтобы самооценка предшествовала оценке учителя. При оценивании учителем, учащийся может согласиться с оценкой и не согласиться. Чтобы не было расхождения в оценивании, дети знакомятся со шкалой оценок, т.е. за какое количество правильных ответов выставляется данная оценка.
Таким образом, тестовые задания позволяют организовать разные виды объективного оценивания достижений учащихся.
Следующим педагогическим условием является организация рефлексивной деятельности учащихся.
Успехами или неудачами при работе с тестами является результат, которого смогли достичь учащиеся. Это может быть максимальное количество баллов или среднее количество, или минимальное, набранное детьми за определённые тестовые задания. Учителю важно обратить внимание, чтобы ученик не только видел, что в этой работе он сделал правильно или неправильно, но и попытаться понять, почему был получен такой результат и, как устранить возникшие в знаниях пробелы. Конечно, самому ребёнку справиться с такой работой в 1-2 и даже в 3 классах сложно и невозможно, поэтому на помощь приходят учитель и его родители. В 4 классе у учащихся появляется такое новообразование, как рефлексия (умение анализировать свою деятельность), и поэтому помощь взрослых им требуется в меньшей степени.
Приведём пример такой работы при анализе тестового задания по теме «Солнце» 2 класс. На уроке дети работали с данным видом теста и были предложены следующие задания.
Задания: 1. Что такое Солнце?
планета
спутник
звезда

2. Какую форму имеет Солнце?
круглую
шарообразную

3. Что даёт нам Солнце? (Найди 2 правильных ответа.)
свет
воду
растения
тепло
воздух

4. Почему Солнце излучает свет?
Так как оно небесное тело.
Так как оно шарообразное тело.
Так как оно раскалённое тело.

5. Какие движения совершает Солнце?
Вращение вокруг Земли.
Вращение вокруг оси.
Вращение вокруг Луны.

Правильные ответы: 1. звезда, 2. шарообразную, 3. свет и тепло, 4. Так как оно раскалённое тело, 5. Вращение вокруг оси.
Оценивание: За каждый правильный ответ на вопросы №1,2,4,5 – 1 балл, на вопрос №3 – 2 балла. Все баллы суммируются: 6 баллов – «5», 5 баллов – «4», 4-3 балла – «3», 2-1 балл – «2».
Ученик Серёжа Д. получил следующие результаты работы:
+ 1. звезда
— 2.круглую
+ 3.свет и тепло
— 4.так как оно небесное тело
+ 5.вращение вокруг оси
Оценка: 3.
После уроков учитель вместе с учеником анализирует ошибки. Выясняется, что в задании № 2 Серёжа ошибся, потому что не видит разницы между кругом и шаром. Учитель с помощью наглядного материала показывает различия между плоской и объёмной фигурой. В задании № 4 ученик решил, что любое небесное тело светит, с помощью учителя он вспоминает, какие ещё есть небесные тела, какие светят и почему. Завершается такой анализ вопросом: можно ли было избежать этих ошибок, как? В ходе беседы приходим к следующему выводу: можно было справиться без ошибок, если бы Серёжа был внимателен на уроке, при подготовке домашнего задания или если бы вовремя обратился за консультацией к учителю. Такая работа способствует лучшему осмыслению материала, ликвидирует пробелы в знаниях и учит анализировать работу.
Таким образом, тестовые здания, при соответствующей организации работы с ними, могут научить детей анализировать свою работу, делать выводы, правильно строить дальнейшую деятельность в связи с ними, а также способствуют развитию самокритичности и появлению рефлексии.
Следует также отметить, что для реализации всех педагогических условий необходимо создание в классе атмосферы психологического комфорта и поддержки. На это направлены и тестовые задания: наличие инструкции (в ней обязательно отражается психологический настрой детей – будьте внимательны), вариантов ответа (если даже ученик забыл правильный ответ, он может вспомнить, прочитав варианты), подсчёт при проверке правильных ответов (фиксируются достижения детей, а не ошибки).
Итак, при реализации рассмотренных педагогических условий тестовые задания способствуют развитию самооценки школьников, так как они включают в себя оценивание, проверку, контроль, создают психологический комфорт при работе. Но, как они будут развивать самооценку, зависит от учителя, от его организации работы с тестовыми заданиями.

Литература.

1.Липкина А.И. Самооценка школьника. – М.: Знание. 1976. – 64 с.
2.Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. – М.: Народное образование. 2000. – 351 с.
3.Шимаметьева Е.В. Развитие самооценки в младшем школьном возрасте. // Начальная школа + До и После. 2004. № 6. – с.17-22

Самооценка учащихся после работы над проектом.

Транскрипт

1 Листы самооценки учащихся Самооценка учащихся перед началом проекта. Данный лист позволит определить готов ли учащийся начать работу в проекте, готов ли он сотрудничать с одноклассниками на протяжении работы в проекте. Самооценка учащихся во время работы в проекте. Данный вид самооценки позволить каждому ученику определить свой уровень работы над проектом, охарактеризовать правильность выполнения работы и самостоятельность действий. Заполняется учеником, товарищем по группе, учителем, поэтому есть возможность проанализировать свою деятельность. Самооценка учащихся при работе в группе. Данный лист позволяет выявить роль ученика в своей группе, умение сотрудничать с одноклассниками. Самооценка учащихся после работы над проектом. Таблица заполняется учеником и учителем. По завершению работы над проектом у учащихся с помощью данного теста появится возможность проанализировать свою деятельность. Учитель может высказать свои комментарии относительно процесса выполнения работы. Взаимооценивание защиты продукта группы. Данный вид оценивания позволяет выступить в роли эксперта, дать характеристику защиты продукта группы, дать отзыв на работу всей группы. Листы оценивания работы учащихся учителем Журнал контроля работы учащихся в проекте. Данный журнал заполняет учитель. Журнал предназначен для контроля осознанности работы учащихся над проектом на разных этапах выполнения исследовательской деятельности. сообщения. Данный лист оценивания позволяет отследить содержательность, глубину, полноту, логичность, концептуальность и риторику изложения текста по любой данной теме. презентации. публикации.

2 Оценочные таблицы проекта Номинация «Планирование проекта и основных вопросов» Связь с программой и учебным планом Соответствие и глубина основных вопросов теме проекта Соответствие содержания возрасту учеников Использование педагогических и ИТ технологий Дифференциация деятельности учащихся Практическая целесообразность деятельности учащихся в учебном проекте Четко сформулированы и продуманы деятельность учащихся и ожидаемые результаты Выбор и формулировка учебной темы, качество основополагающего, проблемных, исследовательских вопросов Материалы и ресурсы, используемые в проекте Оценивание знаний и умений учащихся Всего 0 Номинация «Презентация учителя» Соответствие поставленным учебным целям, представление ключевого и тематических вопросов проекта в презентации Соответствие содержания возрасту учащихся Дифференциация деятельности учащихся Четко сформулированы и представлены виды и сроки выполнения учебной деятельности учащихся, ожидаемые результаты, критерии их оценивания Оценивание знаний и умений учащихся Наличие списка рекомендованных источников Дизайн презентации: эстетичность, диаграммы и рисунки, текст и цветовое оформление, разумное использование анимации и звукового сопровождения Всего 3

3 Номинация «Ученическая публикация» вопросов проекта с материалами публикации Учет возрастных особенностей учащихся Доступность материала публикации Дизайн публикации Отражение в публикации мышления высокого уровня Ссылка на источники Всего 30 Номинация «Дидактические и методические материалы» : соответствие тематике проекта, программе, возрастным особенностям учащихся, дифференциация Дидактические материалы в Excel Дидактические материалы в Word Методические материалы в Excel Методические материалы в Word Материалы в Publisher Всего 2 Номинация «ученических работ» Наличие разных форм оценивания для всех частей проекта 10

4 Оригинальность формы Учет особенностей критериев оценивания разных частей проекта 10 Всего 2 Номинация Ученическая презентация вопросов проекта с материалами презентации Учет возрастных особенностей учащихся Достоверность и доступность материала Дизайн презентации: эстетичность, диаграммы и рисунки, текст и цветовое оформление Отражение в презентации мышления высокого уровня Отображение результатов исследования и конкретный ответ на поставленный вопрос Наличие списка использованных и рекомендованных источников Всего 3 Номинация Ученический сайт вопросов проекта с материалами сайта Макс. бал Дизайн сайта: эстетичность, диаграммы и рисунки, текст и цветовое оформление Отображение результатов исследования и конкретный ответ на поставленный вопрос Социологическая деятельность Грамотность, язык изложения, логичность Соответствие возрастной категории Учет содержания и связей между разными частями материала в средствах навигации Всего 3

Учебно-методический материал по русскому языку (4 класс) по теме:
Самооценка обучающихся на уроках русского языка в 4 классе

Мастер -класс, проводимый на муниципалном уровне для учителей начальных классов. Моё выступление и презентация.

Предварительный просмотр:

Самооценка обучающихся на уроках русского языка в 4 классе

Изменения, произошедшие в содержании современного образования за последние десятилетия – перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий — влекут за собой и изменения в системе контроля и оценивания школьников.

Уже в начальной школе система контроля и оценки должна быть направлена на решение важной социальной задачи: развитие у школьников умения контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения. Чтобы успешно реализовать свои замыслы, ученика необходимо научить определенным оценочным умениям.

Самооценку формируют постепенно, от класса к классу. Возможность для самооценивания я предоставляю детям, начиная с первых недель обучения. В 1 классе безотметочная система обучения, но учитель контролирует и даёт оценку действиям учащихся. В этот же период следует учить школьников самооценке. Самооценка должна предшествовать оценке учителя. Важно обратить внимание детей на то, что если не всё получилось, этого не надо стыдиться, ведь мы и пришли в школу, чтобы научиться.

На первых уроках в 1 классе обозначаем своё настроение. Даём возможность детям эмоционально оценить прошедший урок (день). Эта рефлексия станет основой для адекватной оценки своих учебных успехов. На полях тетради дети обозначают своё настроение, реакцию на урок («доволен», «было трудно» и т.п.) в виде понятных им символов. Например, смайлики или кружки с цветами светофора.

При изучении букв, в конце урока предлагаем детям зелёным карандашом обвести самую правильную букву, а красным ту, которая не получилась.

Выполнив задание, ребенок оценивает правильность его выполнения. Во время проверки работы я либо соглашаюсь с поставленной оценкой, обводя ее в кружок, либо располагаю кружок выше или ниже оценки. Это особенно важно для тех детей, которые завышают или занижают самооценку. Озвучивая результаты работы на уроке, я особо отмечаю тех учащихся, чья самооценка совпала с моей. В результате такой работы самооценка моих детей становится адекватной

С 1 класса ученикам предлагается лесенка из 5 ступеней. Каждый из детей рисует себя на той ступеньке, на которой считает нужным. Такая работа по самооценке, впоследствии будет формироваться и совершенствоваться на каждом уроке.

Во 2 классе учащиеся при правильной работе учителя способны самостоятельно определять критерии учебной деятельности, готовность предъявлять результат своей деятельности. Ученик может определить границу своих возможностей, границу своего «знания – незнания», используя прогностическую оценку.

Предлагаю вашему вниманию оценочный лист к работе.

В первом столбике указаны основные умения, определяемые данной работой: умею находить безударную гласную в слове; знаю правило о проверке безударной гласной в корне слова; смогу правильно написать безударную гласную в корне слова. Во втором столбике проставлены номера заданий. Третий столбик указывает на прогностическую оценку. В четвёртом столбике сам ребёнок выставляет свою итоговую оценку. В данной таблице видно, что ученик ещё неуверенно, сомневаясь, работает с данной орфограммой.

Внизу страницы ученики рисуют два круга . Оценив свою работу, дети закрашивают один круг, другой круг закрашивает при проверке учитель. Значение цвета обговариваются заранее. Например, красный- всё получилось, зелёный – есть недочёты, но старался, синий – получилось плохо, не доволен работой, жёлтый – не могу оценить. Вначале следующего урока ученик смотрит, совпала ли его оценка с оценкой учителя.

Очень продуктивно работает на уроке русского языка комментированное письмо с указанием орфограмм.

При комментировании достигается более высокий уровень самоконтроля, так как ученик не просто фиксирует, а объясняет правописание с помощью правил.

Решая примеры или задачу, ученик рассуждает вслух и ведет за собой весь класс. Такое комментирование не просто размышление вслух, оно выполняет функцию управления деятельностью всех учащихся, заставляет ученика, комментирующего решение, самому более осмысленно подходить к выполняемой работе и в тоже время способствует воспитанию самоконтроля и у учащихся, слушающих его. Систематически проводимое комментирование постепенно становится более доказательным и переходит в рассуждение при выполнении более сложных задач.

В 3 классе ученики тренируются в:

— сравнении результата деятельности с образцом, заданным через систему условий;

— составлении проверочных заданий для самоконтроля;

— коллективно-распределительном составлении алгоритмов;

— выполнении действий по инструкции с ограничениями;

— самопроверке по плану с отсутствующими звеньями;

— составлении модели значимых условий деятельности под руководством учителя

Для развития самоконтроля и самооценки в 3 классе я часто задаю вопросы: — Что ты узнал на уроке?

-Чему научился? За что себя можешь похвалить?

-Над чем еще надо поработать?

-Какие задания тебе понравились?

— Какие задания оказались трудными?

-Достиг ли ты поставленной в начале урока цели?

Ученики охотно отвечают на мои вопросы, оценивают свою работу, испытывают при этом чувство удовлетворения от результата любого уровня, честно говорят о своих ошибках, быстро находят пути их устранения – иногда сами, иногда с моей помощью.

Практикую контрольные разноуровневые задания тем самым, повышая требования к оценке знаний, умений и навыков учащегося.

Ещё одной эффективной формой оценивания является «ЦЕНА» задания (из проверочной работы определяется самое легкое задание и ему приписывается «цена» — 1 балл; про «цену» остальных заданий и отдельных действий по их решению класс договаривается).

Подводя итог каждого урока учащимся ставится вопрос не только «Какой вид работы понравился больше ?» или «Какие задания выполняли?», но и «Как оцениваете свое участие на уроке?», «Могли бы работать активнее?», «Чему договорились научиться в начале урока и каков результат?» и т.д.

Вопросы такого типа позволяют проанализировать свою работу и дать оценку своей деятельности, деятельности каждого ученика и класса в целом.

При подведении итога урока ученики вспоминают поставленную цель, сравнивают ее со своим представлением при постановки учебной задачи, оценивают результат.(Что хотели получить и что получили.)

Дидактическая игра «Учитель».

На доске записаны 1-3 предложения, в которых допущены ошибки на изученные правила. Учитель говорит, что какой-то сказочный персонаж написал эти предложения, но допустил … ошибок (на начальном этапе лучше озвучивать количество допущенных ошибок, позже давать задание найти сколько смогут). Дети, выступая в роли учителей, проверяют предложения.

Инструментом оценивания становится «волшебная линеечка» , которая напоминает ребенку измерительный прибор. С помощью линеечки можно «измерить» разные параметры выполненной работы (правильность решения учебной задачи, аккуратность, уровень сложности, заинтересованность и т. д.). Ребята учатся оценивать не только себя, но и своих товарищей. Причём при взаимооценке дети мотивируют своё мнение, указывают товарищу на его недостатки и хвалят за успехи. Такой вид деятельности очень нравится детям: во- первых, потому что они видят интерес ребят к своей работе, во-вторых, им приятно быть в роли «учителя», высказывать своё мнение и чувствовать внимание ребят к своим суждениям; в-третьих, школьники учатся критически и адекватно оценивать свою работу, что снимает непонимание между учителем и учеником. Дети теперь понимают, почему педагог ставит ту или иную отметку.

В 4 классе школьники упражняются в:

— сличении результата деятельности с образцом на основе самостоятельно прогнозируемых условий эффективности;

— определении состава действий и операций с анализом возможных трудностей;

— выполнении действий по общей инструкции;

— самопроверке по плану с отсутствующими (неопределенными) звеньями;

— самостоятельном корректировании плана проверки;

— целенаправленной разработке общего способа контроля всех подобных задач под руководством педагога.

Рефлексия «Спроси себя» по теме

«Однородные члены предложения»

Дети в начале урока получают индивидуальные карточки с заданиями. Перед изучением темы каждый пробует ответить на вопросы и ставит в соответствующей графе знак «+» я знаю ответ; «-» я не знаю ответ; «?» я сомневаюсь в ответе.

В конце урока, после изучения темы, дети вновь возвращаются к карточкам и вновь ставят соответствующие знаки. Диагностика к упражнению 554

(Определение падежа имён существительных) Проанализировав задание, я пришла к выводу, что ребята хорошо научились определять падеж имени существительного. Мне сразу видно, кому нужна моя помощь и где именно. Я увидела, что больше всего затруднений возникло у ребят при работе с местоимениями. В дальнейшем я организую повторение именно этой темы.

Вывод: В результате целенаправленной работы по формированию самооценки, я убеждена, дети учатся не только оценивать границы своих возможностей, фиксировать трудность, но и анализировать ее причину, то есть выходить за границы собственных знаний и умений, строить догадки о неизвестном. Это, в конечном счете, способствует развитию рефлексивной способности оценивать себя. От способности ученика к самоанализу и самооценке зависит успешность его — обучения, требовательность к своей учебной деятельности и адекватная реакция на оценку его деятельности учителем.

Таблица самооценки учащихся

Первая составляющая процедуры самооценкисвязана с содержанием оценочной деятельности учителя, которая выступает основой для формирования самооценки у обучающихся. Последняя успешно формируется и развивается, если учитель демонстрирует положительное отношение к ученику, веру в его возможности, желание всеми способами помочь ему учиться.

Методическая сторона вопроса сводится к применению в учебном процессе преимущественно индивидуальных эталонов, создающих условия для рефлексивной оценки учащимися своих действий.

Второй составляющей процесса самооценки является развитие у школьников умения дать себе содержательную характеристику, самим регулировать свой учебный труд. Основу для оценочной деятельности учащихся создаёт умелая организация их самостоятельной умственной и практической деятельности, активизация мыслительных процессов, развитие у них аналитического, критического подхода к явлениям.

Школьнику должна быть раскрыта вся суть оценочной деятельности, которую опытный учитель обычно излагает до того, как объявляет ученику его отметку. Включение ученика в оценивающую деятельность будет способствовать формированию у него критического отношения к полученным результатам, составлению верного представления об уровне своих возможностей, более точному соотношению оценки со стороны и самооценки, что поможет исключить взаимонепонимание между учителем и учащимися.

В педагогической деятельности учитель должен прийти к такому уровню, когда самооценка становится механизмом, корректирующим деятельность, создающим условия, в которых возникает ситуация-стимул, позволяющая учащемуся самоопределиться и выстроить самостоятельный план действий.

Третьей составляющей процедуры самооценки является работа по воспитанию у учащихся реалистического уровня притязаний, сформированных навыков самоконтроля. Понимание ребёнком отметки, поставленной учителем, требует достаточно высокого уровня самооценки, а это приходит не сразу. Без этого диалог учителя с учеником посредством отметок похож на разговор двух глухих (Д. Б. Эльконин).

Эти три компонента нераздельны, они взаимодействуют друг с другом, их автономный анализ нужен лишь для рефлексии собственной педагогической практики.

Представить переход школьника к самооценке своих учебных действий поможет таблица.

Таблицы для анализа и самооценки учащихся во время урока.

Организация оценочных ситуаций на уроках в условиях

УМК «Школа России»

Организация оценочных ситуаций на уроках является важнейшим фактором развития у обучающихся адекватной самооценки.

В УМК «Школа России» для этого есть все необходимые условия. Содержание учебников, учебные задания каждого урока позволяют «встроить» оценочную деятельность в процесс обучения. (шмуцтитулы)

В начале каждого урока мы вместе с учениками определяем «чему будем учиться, что узнаем, чему научимся». Выполняя учебные задания, мы постоянно обращаемся к поставленной цели через оценочную ситуацию: «чему мы научились? мы этому договаривались научиться? давайте оценим свои результаты (достижения)».

Такая работа не только способствует формированию умения сохранять учебную задачу, но и развивает самооценку через соотнесение достигнутого результата с запланированным.

Оценочные ситуации «встраиваются» практически в каждый урок.

Оценочная ситуация на уроке математики по теме « Сравнение групп предметов. Отношения » больше » , » меньше «,» столько же » »

Организуется перед выполнением задания «Проверь себя и оцени свои успехи» на с.11 учебника.

Учитель: Ребята, чему мы договорились сегодня научиться?

Ученики : Мы договорились научиться отвечать на вопросы » Больше? » , » Меньше? «,»С только же? «

Учитель: Как можно проверить, научились мы или нет?

Ученики: Надо выполнить проверочное задание.

Учитель: Давайте выполним такое задание и проверим наши умения: «Проверь себя и оцени свои успехи» на с.11 учебника.

Учитель : Ребята, оцените своё умение отвечать на вопросы » Больше? » , » Меньше? «,»С только же? » и поставьте отметки в «Оценочном листе» ( показывает на доске, где ставить отметку ) по критериям : + , если умеете, , если были ошибки, – , если совсем не получается.

Потом проверьте и оцените, как сосед по парте выполнил задание, и поставьте отметки по таким же критериям.

Обсудите с соседом свои отметки. Если вы согласны с отметкой, то обведите её кружком и скажите соседу: «Я согласен с твоей отметкой». Если не согласны, то поставьте рядом свою отметку и скажите: «Я не согласен с твоей отметкой».

Ученики: ( ставят отметки в «Оценочный лист» )

Умею сравнивать предметы по количеству и отвечать на вопросы » Больше? «, » Меньше? «, » Столько же? «

Умею задавать вопросы другому ученику для сравнения предметов по количеству

Умею оценивать правильность ответов

Умею высказывать своё согласие или несогласие

Учитель: У кого все «+»? За что вы можете похвалить друг друг друга?

У кого есть « »? Какие у вас были трудности? Над чем вам ещё нужно поработать? Какие задания из учебника могут вам помочь?

По желайте друг другу дальнейших успехов!

У кого есть «–»? Какие у вас были трудности? Над чем вам ещё нужно поработать? Какие задания из учебника могут вам помочь?

Пожелайте друг другу скорейшего преодоления трудностей!

Поблагодарите друг друга за работу.

Аналогичные ситуации организуются на разных уроках по разным темам.

Оценочная ситуация на уроке математики по теме

«Числа от 1 до 10. Число 0». «Числа от 1 до 5. Состав числа 5»

Организуется перед выполнением задания «Проверь себя и оцени свои успехи» на с.35 учебника.

Знаю состав числа 5

Умею определять состав числа 5

Умею устанавливать соответствие между предметами, схемой и записью

Умею составлять по рисунку схему и запись

Умею оценивать правильность составления схемы и записи

«Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание».

«Сложение и вычитание вида + 1; – 1»

«Сложение и вычитание вида + 2; – 2»

Организуется после работы с заданиями на с. 82-85 учебника перед выполнением задания «Проверь себя и оцени свои успехи» на с.85 учебника.

Умею прибавлять числа 1 и 2

Умею вычитать числа 1 и 2

Умею составлять по рисунку задачи на прибавление и вычитание чисел 1 и 2

Умею решать задачу с помощью схемы и записи

Оценочная ситуация на уроке математики по темам

«Задача», «Составление задач»

Организуется после работы с заданиями на с. 88-93 учебника перед выполнением задания «Проверь себя и оцени свои успехи» на с.93 учебника.

ученика(цы) 1 класса_________________________________________________

Мои знания и умения

Знаю, как устроена задача: в ней есть условие и вопрос

Умею решать задачи, записывать решение задачи и ответ

Умею составлять задачи по рисункам и решениям

Могу помочь товарищу составлять и решать задачи

Учитель : У кого все «+»? Похвалите друг друга!

У кого есть « »? Пожелайте друг другу дальнейших успехов!

У кого есть «–»? Пожелайте друг другу скорейшего преодоления трудностей!

Оценочная ситуация на уроках математики после изучения всей таблицы на + и – в пределах 20 (1 класс) при индивидуальной работе.

Ребята работают инд. на ИПК, там отметка выставляется ребятам автоматически , а они проводят анализ, какую таблицу они еще не знают.

Я знаю таблицу на сложение 5

Я знаю таблицу на сложение 6

Я знаю таблицу на сложение 7

Я знаю таблицу на сложение 8

Я знаю таблицу на сложение 9

Также при решении различных учебных задач, на уроках использую различные приемы.

Приём оценивания своей работы через устное пояснение своих действий, понимания причин удач или не удач в ходе решения учебных задач. Сначала я сама показываю алгоритм рассуждений, постепенно ученики его усваивают и оценивают свою работу самостоятельно.

Лист индивидуальных достижений первоклассника ______________________

Мои учебные достижения за 1 класс:

Умею грамотно и красиво писать

Умею выразительно читать

Умею быстро считать

Умею правильно решать задачи

Умею планировать свою работу на уроке

Умею планировать выполнение уроков дома

Умею находить самый быстрый способ делать уроки

Умею проверять себя, когда делаю уроки

Умею оценивать результаты своей работы на уроке и дома

Умею общаться с ребятами и учителями

Уважаю чужое мнение

Ф.И. ученика(цы) _______________________________________________

Готовность к уроку

Я решаю неравенства

Выполнение задания в паре

Работа в группе

Выполнение задания в группе

Весь урок я работал

Я набрал баллов

Я ставлю себе отметку за урок …

Итог

Оценка групповой работы

Например, на уроке математики при решении задачи на с 34,№3

Прочитайте задачу. Проанализируйте её. Найдите верное решение.

Задача: Когда в сумку с капустой добавили еще кочан массой 3 кг, в сумке стало 12 кг капусты. Сколько килограммов капусты было в сумке до того, как положили этот кочан?

Таблица самооценки учащихся