Самооценка в психологии литература

ПОНЯТИЕ САМООЦЕНКИ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Сущность понятия «самооценка»

Психология наряду с другими общественными и социальными науками изучает человека, личность, но, при этом, выделяет свой специфический объект изучения. Она изучает психические процессы и состояния, а также психические свойства личности.

Личность — одна из самых сложных категорий в психологии. И эта динамическая функциональная психологическая структура имеет четыре подструктуры:

— Первая подструктура объединяет направленность, отношения и моральные черты личности. Эта подструктура формируется путём воспитания. Она социально обусловлена и её можно назвать мотивационной, или подструктурой направленности личности.

— Вторая подструктура личности включает знания, навыки, умения и привычки, приобретённые в личном опыте, путём обучения, но уже с заметным влиянием биологически обусловленных свойств личности. Её иногда называют индивидуальной культурой, или подготовленностью; кратко она может быть названа подструктурой опыта.

— Третья подструктура охватывает индивидуальные особенности отдельных психических процессов или психических функций, как форм отражения. Влияние биологически обусловленных особенностей в этой подструктуре видно ещё более отчётливо. Эта подструктура, взаимодействуя с остальными, формируется путём упражнения. Коротко её можно назвать подструктурой форм отражения.

— Четвёртая подструктура объединяет свойства темперамента (типологические свойства личности), половые и возрастные свойства личности и её патологические, так называемые органические изменения. Формируются нужные черты, входящие в подструктуру. Они несравнимо больше зависят от физиологических и даже морфологических особенностей мозга, чем от социальных влияний на человека, и поэтому кратко эту подструктуру можно называть биологически обусловленной подструктурой. [19, с.74]

Понятие личности используют в различных областях: педагогической психологии, социальной, возрастной, гуманистической, юридической, медицинской и т.п. [24, с.122]

В русле гуманистической психологии в 1950-е гг появилось понятие Я-концепции. Однако, в литературе нет единой трактовки этого понятия, ближе всего по смыслу к нему находится понятие «самосознание». Но Я-концепция — понятие менее нейтральное, включающее в себя оценочный аспект самосознания. Психологические словари трактуют Я-концепцию как целостную динамическую систему представления человека о самом себе как о личности, члене общества, биологическом виде, работнике, профессионале и т.п. [10, с.42]

Я-концепция возникает у человека в процессе социального взаимодействия как неизбежный и всегда уникальный результат психического развития, как относительно устойчивое и в то же время подверженное внутренним изменениям и колебаниям психическое приобретение. В структуре Я-коцепции выделяется три составляющих:

Когнитивная — образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости и т.д. (самосознание)

Эмоциональная — самоуважение, себялюбие, самобичевание и т.п.

Оценочно-волевая — стремление повысить самооценку, завоевать уважение и т.п. [24, с.138]

Самооценка — один из важнейших структурных компонентов Я-концепции личности, одно из фундаментальных образований, существенно сказывающихся на поведении человека и формировании его личности, и формируется она в процессе взаимодействия с другими людьми. Самооценка возникает как результат постоянного сопоставления того, что человек наблюдает в себе с тем, что он обнаруживает в других людях, и в то же время с тем, как, по его предположению, его видят и оценивают другие [40, с.24]. Всякое знание человека о себе сопряжено с его эмоционально-оценочным отношением к этому знанию. Будучи сознательным существом, человек не просто живёт и действует в реальном мире — он устанавливает своё отношение к этому миру, к вещам, его окружающим, к людям, с которыми он вступает во взаимоотношения, к деятельности, которую он выполняет. [54, с.41]

Самооценка включает в себя два дополняющих аспекта:

· С одной стороны, восприятие собственной компетентности

· С другой стороны, внутренняя убеждённость в собственной ценности [37, с.10]

Самооценка, как и самосознание в целом, имеет общественный характер и обусловлена социальными условиями. Критерии, по которым оценивают качества человека в обществе и по которым он оценивает качества других, применяются им и при оценке самого себя. [43, с. 55]

Проблема возникновения и развития самооценки является одной из центральных проблем становления личности. С первых проявлений самостоятельности в раннем детстве и до конца активной жизни человека потребность в реализации является одной из наиболее важных и существенных движущих сил его развития.

Существенной особенностью самооценки как личностного образования является возможность компенсации одних её компонентов другими. Способности являются существенным, во многом определяющим компонентом самооценки. Однако в структуру самооценки входят не только они. Ведь самооценка ученика — это во многом отражение той оценки ,которую учащийся получает от окружающих. Оценивая его, окружающие учитывают его знания и умения, его общее развитие, начитанность, манеру общения, внешность. По этим показателям обычно устанавливается отношение со стороны окружающих; они же входят и в самооценку.

Однако способности занимают в структуре самооценки особое место; они наиболее личностно значимы. Объясняется это двумя обстоятельствами.

Первое обусловлено распространённым мнением о том, что ценность человека прежде всего определяется его способностями. Это мнение имеет прочность предрассудка и предрассудком является. Оно неверно по самой сути. Успешность деятельности человека и, следовательно, его социальная ценность определяется не только способностями, но прежде всего особенностями его личности, его направленностью.

Второе обстоятельство заключается в том, что способности часто рассматриваются как врождённые. Однако огромный материал в исследованиях свидетельствует о том, что развитие способностей в решающей степени есть результат воспитания.

Нет нужды доказывать, насколько важно правильно оценить свои способности, свои потенциальные возможности, необходимые для выполнения намеченной цели. Адекватная самооценка, то есть объективная оценка собственных способностей и возможностей, — одно из основных условий успешной деятельности. [54, с.48]

Неадекватная самооценка может быть завышенной и заниженной. В первом случае человек переоценивает себя, считает лучше, чем он есть на самом деле. Заниженная самооценка связана обычно с неверием в свои силы, ранимостью и тревожностью.

Ещё одно понятие, тесно связанное с самооценкой — уровень притязаний. Это понятие характеризует тот уровень успешности, на который человек претендует в данной деятельности. Высокий уровень притязаний обычно свидетельствует о том, что человек достаточно высоко оценивает свои возможности, то есть о высокой самооценке. Однако, завышенный уровень притязаний при неустойчивой самооценке ведёт к неуспеху к деятельности, что делает самооценку ещё более неустойчивой. С другой стороны, и заниженный уровень притязаний закрывает возможности для формирования устойчивой адекватной самооценки. [54, с.52]

Критерии самооценки неоднозначны. Индивид оценивает себя двумя путями:

1. Путем сопоставления уровня своих притязаний с объективными результатами своей деятельности

2. Путем сравнения себя с другими людьми.

Чем выше уровень притязаний, тем труднее их удовлетворить. Удачи и неудачи в, какой-либо деятельности существенно влияют на оценку индивидом своих способностей в этом виде деятельности: неудачи, как правило, снижают притязания, а успех повышает их. Не менее важен и момент сравнения: оценивая себя, индивид вольно или невольно сравнивает себя с другими, учитывая не только свои собственные достижения, но и всю социальную ситуацию в целом. На общую самооценку личности сильно влияют также ее индивидуальные особенности и то, насколько важно для нее оцениваемое качество или деятельность. Частных самооценок бесконечно много. Судить по ним о человеке, не зная системы его личных ценностей, того, какие именно качества или сферы деятельности являются для него основными, невозможно [8].

Следует подчеркнуть большую личностную значимость самооценки. Она не просто результат анализа собственных достоинств и недостатков; самооценка тесно связана с эмоциональной стороной жизни человека. Можно с уверенностью сказать, что нет людей, равнодушных к собственной оценке Я. Глубокие переживания, затрагивающие самое сокровенное в душе, бывают связаны с изменением самооценки. Она непосредственно воздействует на формирование таких качеств, как самоуважение, уверенность в себе или, наоборот, неверие в свои силы и возможности. А эти качества во многом определяют успешность деятельности человека, его жизненную перспективу, раскрытие и формирование его способностей. [54, с.42]

Важнейшим источником развития самооценки является также оценка окружающими людьми результатов поведения и деятельности человека, а также непосредственно качеств его личности. [43, с. 55]

Следует особо подчеркнуть, что самооценка независимо от того, лежат ли в её основе собственные суждения человека о самом себе или интерпретации суждений других людей, индивидуальные идеалы или культурные нормы, всегда носит субъективный характер. [24, с.142]

Учитывая факты, накопленные в психологии индивидуальных различий, можно сказать, что заметное влияние на формирование самооценки оказывают те индивидуальные особенности человека, которые зависят от типа нервной системы, от темперамента.

· Люди сангвинического темперамента больше обращают внимание на свои успехи и достижения и быстро забывают свои неудачи и огорчения, энергичны, общительны, эмоциональны, легко приспосабливаются к новой обстановке. Естественно, эти особенности могут способствовать формированию завышенной самооценки.

· Холерики определяются частой сменой настроений, они инициативные, решительные, вспыльчивые, нетерпеливые, ни в чём не знают меры и плохо соизмеряют свои силы, что тоже часто сопутствует формированию завышенной самооценки.

· Люди флегматического темперамента приемущественно спокойные, уравновешанные, медлительные, их трудно вывести из себя — они мало переключаемые и нерешительные.

· В отношении представителей слабого типа нервной системы — меланхоликов, подчёркивается, что они больше склонны обращать внимание на свои неудачи, просчёты, которые сильно переживаются ими, становятся причиной пониженного настроения и неуверенности в себе. [19, с.81]

И хотя было бы неверно категорически утверждать, что самооценка определяется типом нервной деятельности человека, но и учитывать влияния этих индивидуальных особенностей было бы неправомерно. Однако наиболее существенные факторы формирования завышенной или заниженной самооценки — особенности жизненного опыта и воспитания. [54, с.49-50]

Самооценка — не врождённое качество; оно формируется в процессе жизни и воспитания. Годы учения — период не только овладения знаниями, но и интенсивного, сложного и порой противоречивого становления оценки. [54, с.43]

Л.С.Выготский предполагал, что именно в семилетнем возрасте начинает складываться самооценка — обобщенное, т.е. устойчивое, внеситуативное и, вместе с тем, дифференцированное отношение ребенка к себе. Самооценка опосредует отношение ребенка к самому себе, интегрирует опыт его деятельности, общение с другими людьми. Эта важнейшая личностная инстанция, позволяющая контролировать собственную деятельность с точки зрения нормативных критериев, строить свое целостное поведение в соответствии с социальными нормами. [14, с.43]

Младшему школьнику в учебной деятельности необходимо умение ставить цели и контролировать свое поведение, управлять собой. Чтобы управлять собой, необходимы знания о себе, оценка себя. Процесс формирования самоконтроля зависит от уровня развития самооценки. Младшие школьники могут осуществлять самоконтроль только под руководством взрослого и с участием сверстников. Представления о себе основа самооценки младших школьников. Самосознание ребенка осуществляется в учебной деятельности.

Если в младшем школьном возрасте самооценка ещё неотделима от оценки воспитателя и взаимооценок детей, то в подростковом возрасте обнаруживается ясное отделение самооценки от оценок других, стремление смотреть на себя «собственными глазами». Особенное значение приобретают оценки сверстников, подростки прислушиваются к ним даже больше, чем к оценкам учителей и родителей. [43, с. 57] Это время характеризуется, прежде всего, повышением значимости Я-концепции, системы представлений о себе, формированием сложной системы самооценок на основании первых попыток самоанализа, сравнения себя с другими. На первых порах в основе самосознания подростка лежат суждения о нём других — взрослых (учителей и родителей), коллектива, товарищей. Младший подросток словно смотрит на себя глазами окружающих. С возрастом, помимо этого, начинает возникать желание и способность самостоятельно анализировать и оценивать собственную личность. Но поскольку подросток ещё не обладает достаточным умением правильно анализировать собственные личностное проявления, то на этой основе порой возможны конфликты, порождаемые противоречивым между уровнем притязаний подростка, его мнением о себе и его реальным положением в коллективе, отношением к нему со стороны взрослых и товарищей. В студенческом возрасте в рамках становления нового уровня самосознания происходит становление относительно устойчивого представления о себе, Я-концепции. Психологи, изучающие вопросы формирования личности на данном этапе развития связывают переход с резкой сменой внутренней позиции, заключающейся в том, что устремленность в будущее становится основной направленностью личности и проблема выбора профессии, дальнейшего жизненного пути находится в центре внимания интересов, планов. Юноша (девушка) стремится занять внутреннюю позицию взрослого человека, осознать себя в качестве члена общества, определить себя в мире, т.е. понять себя и свои возможности наряду с пониманием своего места и назначения в жизни.

Практически стало общепринятым рассматривать личностное самоопределение как основное психологическое новообразование студенческого возраста, поскольку именно в самоопределении заключается то самое существенное, что появляется в обстоятельствах жизни студентов, в требованиях к каждому из них. Это во многом характеризует социальную ситуацию развития, в которой происходит формирование личности в этот период. [55, с. 18]

Самооценка как социально-психологический феномен

Отчёт по опытно-экспериментальной работе по проблеме «Организация в общеобразовательном учреждении системы и использования данных оценки учащихся для мониторинга их ежегодного прогресса»

Предварительный просмотр:

Самооценка как социально-психологический феномен

В отечественной и зарубежной психологии накоплено большое количество эмпирических данных о связи уровня самооценки с другими свойствами личности и типами поведения. Большой научный вклад в разработку данной проблематики внесли Р. Бернс, С.А. Матошук, Хекхаузен, Л.В. Бороздина, Ю.А. Борисов, В.В. Столин, С.Р. Пантелеев, И.А. Галкина, Л.Н. Корнеева, И.А. Кудрявцев, И.И. Чеснокова и др.

Самооценка как результат интеграции процессов самопознания и самоотношения играет важную роль в психической жизни личности, выступает внутренним фактором регуляции поведения и деятельности.

Согласно трактовке Большого психологического словаря «самооценка — ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения» [1] . Самооценка относится к центральным образованиям личности, ее ядру, в значительной степени определяя социальную адаптацию и являясь своеобразным механизмом регуляции поведения и деятельности .

В зарубежной психологии, благодаря работам Бернса, самооценка связана с понятием «Я-концепция». Под «Я-концепцией» понимают динамическую систему представлений индивида о себе. В «Я-концепции» выделяют три структурных компонента: когнитивный, эмоциональный и поведенческий. Когнитивный компонент — «Образ Я» — система знаний субъекта о себе. Эмоционально-ценностный — переживание отношения к себе в целом или к отдельным сторонам своей личности и деятельности (самоотношение). Потенциальная поведенческая реакция — внешние проявления когнитивного и эмоционального компонентов. Самооценка в этой схеме отождествляется с эмоционально — ценностным отношением к себе.

Психологи, при изучении феномена самооценки, сталкиваются с определённой сложностью. Эта сложность обусловлена тем, что самооценка включает в себя два взаимосвязанных аспекта: процессуальный и структурно-итоговый, то есть её рассматривают и как процесс, и как результат — личностное образование. Двуединая природа самооценки нашла отражение и в определениях, которые ей даются в психологической литературе. Наиболее распространённым является следующее определение. Самооценка — оценка человеком собственных возможностей, качеств, достоинств и недостатков, места среди других людей.

В отечественной психологии самооценку принято рассматривать как компонент самосознания. При исследовании проблемы самосознания самооценке отводится ведущая роль: она характеризуется как стержень этого процесса, показатель уровня его развития, интегрирующее начало и его личностный аспект, органично включенный в процесс самопознания. Самооценка рассматривается как компонент самосознания, функционирующий на определенном ее уровне. Она определяется как продукт самосознания, отражающий субъективные ощущения индивида (его представления о себе, образе Я, об окружающих, его отношение к данным аспектам), а также является инструментом изучения уровня развития самосознания личности.

Классик отечественной психологии С.Л. Рубинштейн связывал развитие личности со становлением самосознания человека, которое представляет собой специфическую форму сознания личности и проявляется в осознании человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающему, к другим людям и к самому себе.

Проблеме самосознания посвящено много работ. Исследовательские интересы психологов направлены на понимание сути феномена, сопоставление его с понятиями «Я — концепция», «образ Я» и т.д., создание многоуровневой модели самосознания и описание его элементов.

Так, В.В. Столин [2] рассматривает проблему выделения уровней самосознания, соотнося их с различными уровнями активности человека как организма, индивида, личности. Таким образом, им выделяется три уровня, на первом из которых находятся функции, играющие важную роль «обратной связи» в формах активности организма. В данном случае речь идет о процессах «самовыделения и принятия себя в расчет» в перцептивных и двигательных актах. Следующий уровень представляет собой совокупность процессов; связанных с принятием точки зрения другого на себя, идентификацией с родителями, усвоением стандартов выполнения действий и формированием самооценки, формированием самоидентичности в рамках семейных отношений и отношений со сверстниками, формированием половой и профессиональной идентичности, становлением самоконтроля. Данный уровень именуется «самосознанием индивида». Наконец, высшим уровнем развития самосознания автор называет выявление социальной ценности и смысла бытия, формирование и изменение представлений о будущем, прошлом и настоящем. Именно на этом уровне может идти речь о самосознании личности.

В качестве важнейших компонентов самосознания, обеспечивающих его динамику, принято выделять процессы идентификации, самопознания или рефлексии. Процесс идентификации играет ключевую роль в становлении самосознания личности и связан с формированием личности в контексте социального взаимодействия. Рассматривая процесс идентификации как основу становления самосознания, В.В. Столин описывает выбор субъектом определенной «модели», в качестве которой изначально чаще всего выступают родители. Начальным этапом данного процесса становится усмотрение ребенком своего сходства с данной «моделью», затем к действию подключается- механизм переживания субъектом «викарных аффективных реакций», соответствующих событиям, в которых оказывается «модель». Субъект также стремится обладать теми чертами избранного образца, которые кажутся ему желательными, стремится к сходным целям, усваивает его установки и особенности поведения.

Таким образом, идентификация представляет собой процесс формирования идентичности, а, следовательно, самосознания зрелой личности. Идентификация обеспечивает наличие у индивида объективной и дифференцированной самооценки, подчёркивал А.Б. Орлов.

В процессе развития индивида происходит усложнение его когнитивных способностей, основой и следствием данного процесса становится развитие рефлексии. Рефлексия представляет собой и способ, и форму деятельности самосознания, она обеспечивает его постоянное наполнение новым материалом, способствует его структурированию и помогает субъекту адекватно реагировать на существующие условия. Процесс рефлексии делает самосознание важным положительным фактором самоконтроля, сохранения своего поведения в принятых индивидом нормативных рамках.

Рефлексия наделяет самосознание обратной связью, благодаря которой человек может оценивать намеченную цель с точки зрения перспектив успеха, корректировать ее с учетом различных норм, чувствовать себя ответственным за возможные результаты, продумывать их последствия для себя и окружающих .

Рефлексивность при самооценке, также как и способность к осознанию ее средств, является показателем достаточно высокого уровня ее развития. Именно с рефлексией наиболее тесно связано произвольное управление собственным поведением и его регуляция. Самооценка является результатом рефлексивности психического отражения. Весь продукт отражения можно разделить на образ внешней действительности (природной и общественной) и образ «Я». Образ «Я» состоит из всей сохранившейся в памяти информации о собственной личности. Процессы самопознания, которые формируют образ «Я», можно разделить на описательные и оценочные. Продуктом первого вида процессов являются эмоционально нейтральные, дескриптивные элементы образа «Я», а продуктом второго вида процессов — разнообразные самооценки, которые характеризуют данный поведенческий акт, данное переживание или устойчивое свойство личности как более или менее желательное с точки зрения определенных ценностных ориентаций. Эти самооценки связаны с определенными эмоциями, такими как удовлетворенность самими собой, гордость, стыд и т.д.

Как уже было отмечено, процесс рефлексии тесным образом связан с самопознанием личности. Самопознание — развернутый во времени процесс движения от единичных, ситуативных образов к целостному образованию — образу собственного «я» как субъекта, отличного от других субъектов. В случае направленности самопознания на публичные аспекты «Я», оно способствует формированию социально-нормативного поведения, фиксация на внутренних аспектах «самости», напротив, снижает значимость оценок социума и социальную активность в целом. Самопознание выводит нас на уровень самооценки, которая, наряду с самокритичностью как способностью личности оценить особенности своей личности и поступков, и составляет основу самопознания .

Результаты интегративной работы в сфере самопознания и в сфере эмоционально-ценностного отношения объединяются в особое образование самосознания личности — в самооценку [3] . Самооценка выражает фундаментальные свойства личности и, наряду с другими факторами, отражает ее направленность, активность. Кроме этого, самооценка является показателем определенного уровня психического развития личности .

Затрагивая проблему рефлексии и самопознания личности в контексте феномена самооценки, перейдем к рассмотрению основной ее функции — регуляции поведения. В концепции Дж. Боулби, регулятивная функция самооценки связана с процессом осознания своих качеств и проявления их вовне, во взаимодействии. Так, опираясь на сформированную «рабочую модель себя и мира» индивид оценивает свои «новые» (с точки зрения осознания) качества, которые могли проявиться в общении с другими. На основании этой оценки возникает чувство удовольствия либо неудовольствия, что побуждает индивида к определенному действию (поведению), которое снова подвергается оценке по этой же схеме. В этом заключается регулятивная функция самооценки.

Среди регулятивных функций самооценки A.B. Захарова выделяет оценочные, контрольные, стимулирующие, блокирующие и защитные.

Самооценка также тесно связана с таким феноменом как уровень притязаний личности. Данное явление впервые получило свое рассмотрение в школе К. Левина, а наибольшую содержательную наполненность приобрело в работах Хоппе, которая определила его как «совокупность сдвигающихся с каждым достижением то неопределенных, то более точных ожиданий, целей и притязаний к собственным будущим достижениям». [4] Соотношение уровня самооценки и уровня притязаний во многом определяет специфику психологических переживаний личности. Значительное расхождение данных показателей, проявляющееся чаще всего в виде низкой самооценки в сочетании с неадекватно завышенным уровнем притязаний, как правило, влечет за собой невротизацию личности.

Основные параметры самооценки — это высота, устойчивость и адекватность. Кроме перечисленных трех основных параметров выделяются следующие аспекты анализа самооценки: реальная — идеальная; завышенная — заниженная; глобальная или частная самооценка. При адекватной самооценке субъект правильно соотносит свои возможности и способности, достаточно критически относится к себе, стремится реально смотреть на свои неудачи и успехи. К оценке достигнутого он подходит не только со своими мерками, но и старается предвидеть, как к этому отнесутся другие люди. У человека с неадекватно завышенной самооценкой возникает неправильное представление о себе, идеализированный образ своей личности и возможностей, своей ценности для окружающих, для общего дела. В таких случаях человек идет на игнорирование неудач ради сохранения привычной высокой оценки самого себя, своих поступков и дел. Происходит острое эмоциональное «отталкивание» всего, что нарушает представление о себе. Неуспех предстает как следствие чьих-то козней или неблагоприятно сложившихся обстоятельств, ни в коей мере не зависящих от действий самой личности. Самооценка может быть и неадекватно заниженной, т.е. ниже реальных возможностей личности. Обычно это приводит к неуверенности в себе и невозможности реализовать свои способности. Такие люди не ставят перед собой труднодостижимые цели, ограничиваются решением обыденных задач, слишком критичны к себе [5] .

Реальная самооценка — это восприятие того, какие мы есть (Я- реальное), идеальная — то, какими мы стремимся быть (Я — идеальное). По К. Роджерсу, Я — идеальное отражает те атрибуты, которые человек хотел бы иметь, но пока не имеет. Это «Я», которое человек ценит и к которому стремится. Большое расхождение между реальной и идеальной самооценкой приводит к дисгармонии и невротизации личности.

Однако наиболее распространено выделение двух основных видов самооценки: общей (глобальной) и частных самооценок. Глобальная самооценка соотносится с оценкой целостного образа «Я» в концепции К. Роджерса . Эта структура самооценки может носить как осознанный, так и бессознательный характер, но зависит глобальная самооценка от общего отношения личности к самой себе. Общую самооценку рассматривают как одномерную переменную, отражающую принятие или непринятие личностью себя, т.е. позитивное или негативное отношение ко всему тому, что входит в сферу «Я».

В связи с введением понятия «глобальная самооценка», возникает проблема его определения и соотнесения с таким понятием как «самоотношение». Необходимо отметить, что В.В. Столин и С.Р. Пантелеев рассматривают «глобальную самооценку» и «самоотношение» как синонимы. Однако С.Р. Пантелеев подчеркнул различие между данными компонентами самосознания. Согласно его гипотезе, принципиальная разница между самооценкой и самоотношением заключается в различии оснований этих видов самооценивания. Самооценка является отражением субъект-объектных отношений превосходства и предпочтения, т.е. основана на социальном сравнении. Самоотношение имеет своим основанием сопоставление «Я» с самим собой и отражает отношение к себе только в координатах «Я» — «Я».

И.С. Кон [6] отмечает, что между общей и частной самооценками существует гибкая связь. Например, снижение частной самооценки в контексте низкой глобальной самооценки значительно более болезненно для индивида, чем подобное явление, но в рамках изначально высокой общей самооценки. В формировании единой глобальной самооценки большая роль принадлежит самоанализу, который является ее рациональным компонентом. Благодаря самоанализу происходит осознание своих личностных качеств и, соответственно, их оценивание. Определяя сущность глобальной самооценки, большинство авторов указывают на то, что она не является простой суммой частных самооценок. Общая самооценка отождествляется с эмоционально-оценочным отношением к себе, мерой удовлетворенности собой. Показателем особенностей общей самооценки является также мера уверенности личности в себе или «сила Я», связанная с развитием волевых качеств индивида и эмоциональной стабильностью.

Частная самооценка отражает отдельный аспект функционирования личности на определенном уровне. Частные самооценки являются оценками личности отдельных сторон жизнедеятельности, своих физических и психических качеств, особенностей социального статуса, способностей и возможностей. Частные самооценки выполняют функцию структурирования- информации относительно определенного аспекта «Я». Поскольку самооценка тесно связана с уровнем притязаний, можно говорить о взаимосвязи самооценки с субъективным прогнозом индивидуальных успехов и достижений личности.

Организация самостоятельной активности учащихся на уроке с возможностью выбора заданий, дифференцированных по степени трудности, эвристичности и пр. способствует развитию самооценки учащихся. При этом процесс формирования адекватной самооценки и уровня притязаний личности, в процессе обучения будет эффективным при соблюдении ряда условий:

  1. Учащиеся с помощью педагога включаются в систематический и последовательный процесс взаимодействия по анализу и оценке своей познавательной деятельности
  2. Педагог разделяет традиции гуманистической педагогики и психологии, поддерживает их положительное эмоциональное состояние при оценке и самоанализе деятельности, оказывая своевременную поддержку в форме совета, корректировки и пр.
  3. Педагог побуждает школьников к осмыслению собственных достижений посредством самоанализа и самооценки учебной деятельности -> рефлексивно-оценочный этап деятельности (адаптационно-ориентировочный, репродуктивно-деятельностный этапы деятельности)

Целью опытно-экспериментальной работы по проблеме «Организация в общеобразовательном учреждении системы и использования данных оценки учащихся для мониторинга их ежегодного прогресса» является определение критериев и показателей развития самооценки учащихся на основе познавательной самостоятельности

Изучение самооценки личности учащихся проводилось с помощью процедуры тестирования с использованием опросника Г.Н. Казанцевой и шкалы самооценки A.M. Пригожина. Исследование проводилось фронтально, в исследовании участвовали учащиеся 6 «А» класса (18 чел), учащиеся 6 «Б» класса (23 чел), 8 «А» класса (23 чел).

Необходимо отметить, что экспериментальной группой выступают учащиеся 6 «А» и 8 «А» классов, то есть классов, участвующих в опытно-экспериментальной работе, тогда как 6 «Б» класс – контрольная группа. Исследование самооценки учащихся проводились дважды, первый срез – сентябрь 2016 года, второй срез – декабрь 2016 года

Результаты исследования самооценки с помощью методики Г.Н. Казанцевой представлены в Таблице 1, на рисунке 1 (I срез)

Результаты эмпирического исследования общей самооценки учащихся

Занятие из курса «Психология саморазвития» для учащихся 10-х классов на тему: «Самооценка. Роль самооценки в жизни человека»

Цель: дать учащимся представление о понятии самооценки личности, научить работать над формированием адекватной самооценки.

Задачи:

  • Развитие рефлексии и навыков анализа и самоанализа.
  • Диагностика уровня самооценки.
  • Овладение методами коррекции самооценки и своих личностных качеств
  • Материалы:

    • диагностический материал,
    • видеофильм “Служебный роман”,
    • художественная литература: А. Дюма, А.С. Пушкин, И.А. Гончаров, А.С. Грибоедов
    • “Чем бы человек не обладал на земле:
      прекрасным здоровьем,
      любыми благами жизни,
      но все-таки не доволен,
      если не пользуется почетом у людей.
      (Паскаль)

      Учитель: Сегодня, ребята, мы с вами поговорим о самооценке: Что это? Для чего знать свою самооценку и как с ней работать.

      Игра “Прогнозируем поступок”.

      Инструкция: Приглашаются два человек, которые хотят поработать со своей самооценкой (выходят из класса).

      Учащимся в классе предлагаются ситуации.

      Вопрос: “Как вы думаете, как бы поступили в данных ситуациях эти люди?” (относительно двух вышедших людей).

      1. Если бы этот человек увидел, как подросток издевается над животным, он бы…

      Б) не заступился.

      2. Если бы этому человеку представилась возможность поехать заграницу навсегда, он бы…

      3. Лучший друг данного человека попал в беду (влез в большой долг). Действия наших водящих?

      А) оказал бы помощь. Как?

      4. В отношениях эти люди ценят больше что?

      А) внешние данные,

      Б) ум, черты характера,

      В) длительность и качество отношений.

      5. Вы считаете этого человека:

      Водящие ученики входят в класс, и эти же вопросы задаются им.

      Затем выборочно берутся тетради и зачитываются ответы учащихся .

      Вопрос водящим учащимся:

      Что вы чувствовали :

      А) когда отвечали на вопросы?

      Б) когда вас оценивал класс?

      Ведущий: Ребята, видите, все-таки нам не безразлично как нас оценивают другие. Поэтому мы пытаемся оценить самих себя, стремимся понять, как оценивают нас, наши поступки, мысли окружающие. Сознательно или бессознательно мы все хотим узнать свою человеческую цену.

      Самооценка – это личностное суждение о своей ценности. Это отношение человека к своим способностям, возможностям, личностным качествам, а также к внешности.

      Самооценка складывается на основе не только собственных суждений о себе, но и суждений других людей.

      Каждый человек стремится к положительной самооценке, она необходима ему для самоуважения, без которого невозможно его психологическое здоровье.

      Самооценка бывает:

      • Адекватная (когда мнение человека о себе совпадает с тем, что он представляет из себя в действительности),
      • Неадекватная (когда человек оценивает себя необъективно):

      А) завышенная (переоценка),

      Б) заниженная (недооценка себя).

      Игра “Определи самооценку”.

      Инструкция: Определите самооценку у литературных героев. Объясните, почему вы так решили.

      • Обломов (низкая самооценка)
      • Чацкий (высокая)
      • Онегин (высокая)

      Примечание: подобрать отрывки произведений ярко отражающих самооценку литературных героев.

      Ведущий: А теперь, подумайте, кто и вас может вспомнить любые литературные персонажи, героев мультфильмов, художественных фильмов и определить их самооценку? (анализ ответов учащихся).

      У. Джемс американский философ и психолог. Его теория: “Природа личности, ее самосознание”. Джемс — первый профессор в Гарвардском Университете, создал первую психологическую лабораторию.

      У. Джемс (1842-1910г.г.) предлагает такую формулу для определения самооценки человека (1):

      где уровень притязаний – это цель, место, на которое претендует человек.

      Важно, чтобы уровень притязаний был несколько выше самооценки, создавая тем самым возможности роста.[2]

      Давайте, определим вашу самооценку и уровень притязаний

      Роль самооценки в жизни человека очень важна. Завышенная или заниженная самооценка затрудняет жизнь человека.

      Нелегко быть робким, неуверенным в себе, ранимым и замкнутым. Люди с заниженной самооценкой ставят перед собой маленькие цели и не достигают ничего в жизни, не раскрывают свои потенциальные возможности и не реализуют себя как личность.

      Когда человек высокомерен, бестактен, самонадеян, не оценивает реально свои возможности и способности, ставит завышенные, глобальные цели и не может их реализовать.

      Следствием неадекватной самооценки является чувство неудовлетворенности собой, приводящее к срывам, депрессии.

      Задание: Посмотрите отрывки из х\ф “Служебный роман”.

      Для учителя: можно взять отрывки со сценами “Вечеринка у Юрия (Бассилашвили), где поссорились Новосельцев (Мягков) и Калугина (Фрейндлих), “Диалог Калугиной и секретаря (Ахеджакова) о красоте женщины”, “Финал. Реакция окружающих на изменение Калугиной”.

      Отследите динамику самооценки.

      Психологи считают, что наше внутреннее представление о себе зависит от трех условий:

      1. насколько мы успешны,
      2. как относятся к нам авторитетные для нас люди,
      3. насколько мы правильно умеем оценивать свои успехи и отношение других людей к нам.
      4. Если хотя бы с одним из этих трех взаимосвязанных условий что-то не в порядке, портится вся “модель себя”, и мы начинаем испытывать затруднения в жизни. Но если хоть одно из этих трех условий благоприятно, то отрицательное действие других ослабевает.

        Итак, важно не характеризовать себя только с плохой стороны (найдите свои слабые и сильные стороны), будьте уверены в себе, живите так, “чтобы самому уважать себя, тогда и у других вы будете пользоваться уважением” [3].

        Список литературы:

        1. У. Джемс Психология, М., 1997.
        2. Психология, учебное пособие-10 класс //Под ред. И.В. Дубровиной- Москва-Воронеж, 2004.
        3. Е.Л. Прасолова Уроки практической этики и психологии общения- М.: Новая школа, 1998.
        4. Самооценка в психологии литература

          28 сентября 2018

          Мистический геймдизайн девяностых

          27 сентября 2018

          Поступательное движение

          Самооценка: Теоретические проблемы и эмпирические исследования

          В главе дается основное представление о самосознании и его структуре; рассматриваются факторы формирования самосознания и механизмы его функционирования; раскрывается связь Я-концепции с уровнем притязаний и локусом контроля

          В главе рассматриваются особенности психического развития в подростковом возрасте. Раскрывается специфика социальной ситуации развития и ведущей деятельности подростка. Представлены основные вехи в когнитивном и личностном развитии, особенности межличностных отношений со сверстниками и взрослыми.

          Представлены тексты докладов следующих секций: «Теоретические и методические аспекты трудных жизненных ситуаций», «Роль личности в возникновении и преодолении трудных жизненных ситуаций», «Нормативный и ненормативный кризис как трудная жизненная ситуация», «Социально-психологические механизмы поведения личности (группы) в трудных жизненных ситуациях», «Сохранение физического и психологического здоровья человека в трудных жизненных ситуациях».

          В своей статье автор анализирует установку части отечественного любомудрия о невозможности опереться на западный силлогизм в решении российских проблем, ибо опора на разум приведет рано или поздно к неудаче. Такая позиция отказа от рацио рождала фантомы. Один из таких фантомов есть миф о непостижимости русской судьбы, не поддающейся анализу разума. Беда была в том, что Россия оказалась в общем потоке вспыхнувшей и на Западе после очевидной победы христианского рационализма (начиная с Возрождения) магической мифологизации жизни. Так утверждался в России специфический феномен знания помимо и вне понимания, враждебного воспитанию и образованию свободно и самостоятельно мыслящего человека. Эту традицию вполне усвоили большевики. Не случайно, победил в России не рациональный марксизм легальных марксистов, а вполне магический ленинизм. Сегодня задача отечественных интеллектуалов, на взгляд автора, утверждать понимание России умом как национальную добродетель. Чтобы эта добродетель стала фактом культуры, способным к дальнейшей ретрансляции.Россия

          Одна из специфических форм проявления ЛП — это проблематика преодоления личностью неблагоприятных условий ее развития. Существуют заведомо неблагоприятные условия для формирования личности, они могут действительно роковым образом влиять на развитие, но их влияние может быть и преодолено, опосредовано, прямая связь разорвана за счет введения в эту систему факторов дополнительных измерений, прежде всего саморенгуляции на основе личностного потенциала.

          В статье анализируется влияние дистракторов на эффективность решения задач на внимание. Демонстрируется, какие эффекты – отрицательные (эффекты интерференции), отрицательные (эффекты избыточности) или нейтральные (нулевые эффекты) – могут оказывать дистракторы. Эффекты дистрактора, описанные в литературе, классифицируются в соответствии с гипотетическим источником. Также вводится общее правило теории. Оно включает в себя формальное предсказание конкретного эффекта дистрактора на основе мер энтропии и избыточности из математической теории связи (Shannon, 1948). В качестве гипотетических механизмов, лежащих в основе эффектов дистрактора, рассматриваются одно- и двухпроцессные модели. Также в работе для формализации и простой визуализации экспериментальных данных, связанных с эффектами дистрактора, вводятся профили дистрактора (ПД). Обсуждаются типичные формы ПД и их интерпретация с примерами из трех широко цитируемых экспериментов. Наконец, в статье вводится иерархическая гипотеза, предполагающая уровневые модулирующие взаимодействия между эффектами дистрактора разных классов.

          В статье рассматривается понятие образа мира, уровни совладающего поведения личности, влияние образа мира на совладание молодых верующих людей, дается типология личности в зависимости от степени религиозности и особенностей влияния типов образа мира на формирование копинг-стратегий человека.

          Книга посвящена крайне актуальной теме – психотерапии супружеских пар. Современный брак уже несколько десятилетий находится в кризисе: семьи распадаются, все больше людей вообще не создают семьи. В тоже время люди отнюдь не утратили потребность быть в паре и все таке испытывают дискомфорт от одиночества. Описаны современный подходы к психотерапии пар, представлена их типология. Приведены техники психолгической помощи супржеским парам, затронуты вопросы психотерапии развода, работы с семьями, страдающими от алкоголизма своих членов, проблемы изменения климата после рождения ребенка…

          Тема статьи — описание опыта исследования факторов социального благополучия образовательных мигрантов, измеренного c помощью психологической шкалы субъективного благополучия (А. Перруд-Баду, Г. А. Мендельсон, Ж. Шиш, 1988), которая ранее была адаптирована для русского языка М.В. Соколовой. Проводится статистический анализ надежности применяемого теста. Выявляются тенденции в характере соотношения между условиями адаптации и её успешностью, описываются возможные механизмы формирования субъективного благополучия студентов-мигрантов, проживающих в общежитиях. Отдельное внимание уделено маятниковой миграции как фактору адаптации.

          Сборник материалов международного форума по социально-культурной анимации, включающий в т.ч. современные проблемы высшего образования в различных странах.

          Представлены научные статьи, посвященные актуальным проблемам современной психологии личности и социального взаимодействия. При широком тематическом разнообразии их объединяет методологическая идея личности как субъекта, реализующегося в контексте учебной и профессиональной деятельности и межличностного взаимодействия. Адресуется профессиональным психологам – исследователям, преподавателям, практикам, а также студентам, магистрантам и аспирантам психологических специальностей. Может быть рекомендован специалистам философского и социогуманитарного профиля, а также всем читателям, интересующимся проблемой личности.

          Анализ современного общества, пронизанного медиа, ведется с позиций этнометодологического подхода и представляет собой попытку ответа на кардинальный вопрос: что представляют собой наблюдаемые упорядоченности событий, транслируемых массовыми посредниками. Исследование ритуалов идет по двум основным направлениям: во-первых, в организационно-производственной системе медиа, ориентированной на постоянное воспроизводство, в основе которого лежит трансмиссионная модель и различение информация/неинформация и, во-вторых, в анализе восприятия этих сообщений аудиторией, представляющей собой реализацию ритуальной, или экспрессивной, модели, результатом которой является разделенный опыт. Это и означает ритуальный характер современных медиа.

          В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010-2012 гг.

          Представлены результаты кросскультурного исследования взаимосвязи социального капитала и экономических представлений у русских (N=150) и китайцев (N=105). Выявлены различия в социальном капитале и экономических представлениях русских и китайцев. В обеих группах социальный капитал позитивно взаимосвязан с «продуктивными» экономическими представлениями и большинство взаимосвязей схожи по своей логике, однако существуют и культурная специфика.

          Человечество переживает смену культурно-исторических эпох, что связано с превращением сетевых медиа в ведущее средство коммуникации. Следствием «дигитального раскола» оказываются изменения в социальных разделениях: наряду с традиционным «имущие и неимущие» возникает противостояние «онлайновые (подключенные) versus офлайновые (неподключенные)». В этих условиях теряют значение традиционные межпоколенческие различия, решающим оказывается принадлежность к той или иной информационной культуре, на основе которой формируются медиапоколения. В работе анализируются многообразные последствия осетевления: когнитивные, возникающие при использования «умных» вещей с дружественным интерфейсом, психологические, порождающие сетевой индивидуализм и нарастающую приватизацию общения, социальные, воплощающие «парадокс пустой публичной сферы». Показана роль компьютерных игр как «заместителей» традиционной социализации и образования, рассматриваются превратности знания, теряющего свое значение. В условиях избытка информации самым дефицитным на сегодня человеческим ресурсом оказывается человеческое внимание. Поэтому новые принципы ведения бизнеса можно определить как менеджмент внимания.

          В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010–2012 гг.

          В работе проанализированы факторы выбора статуса занятости (на основе данных Российского мониторинга экономического состо­яния и здоровья населения 1994-2007 гг.). Проведенный анализ не отвергает предположение о вынужденном характере неформальной занятости. В работе также исследовалось влияние статуса неформально занятого на удовлетворенность жизнью. Показано, что неформально занятые, в среднем, более удовлетворены жизнью по сравнению с официально оформленными работниками.

          Самооценка в психологии литература