Дошкольная диагностика самооценки

Какова самооценка личности ребенка: тесты, диагностики, книги

Адекватное отношение к самому себе и восприятие собственного «Я» играет огромную роль в жизни любого человека. Самооценка ребенка формируется с самых ранних лет. Родителям особенно важно вовремя повлиять на ее развитие и провести коррекцию, если это необходимо. Ведь при неправильно выработанном самовосприятии у крохи может возникнуть множество проблем и комплексов, которые будут досаждать и во взрослой жизни.

Самооценка ребенка дошкольника (младшего и старшего дошкольного возраста)

Самооценка – это сложная конструкция, а ее формирование – длительный и многогранный процесс, подверженный влиянию множеству факторов.

Какой же бывает самооценка

  • Заниженная (малыш чувствует себя ущербным, негативно относится к себе, испытывает страхи и неуверенность).
  • Завышенная (кроха переоценивает свой потенциал и возможности, игнорируя недостатки).
  • Адекватная («золотая середина», ребенок воспринимает себя таким, какой он есть, со всеми достоинствами и недостатками).
  • Формирование самооценки в каждом возрасте имеет свои нюансы и особенности. В младшем дошкольном возрасте (с рождения до 4 лет) самосознание развито не в полной степени, кроха еще не умеет глубоко оценивать свои поступки и анализировать их. Этот период очень важен, ведь именно в раннем детстве постепенно развивается основа, с помощью которой в дальнейшем будет формироваться самооценка.

    Дети раннего возраста, как правило, окружены повышенным вниманием, регулярно получают похвалу от мамы и папы за малейшие успехи и достижения. Любовь родителей, их забота, понимание и поддержка, а также правильный психологический климат в семье дарят ребенку уверенность в своих силах и чувство защищенности. Это, несомненно, поможет в формировании адекватной самооценки. Малышу важно чувствовать себя нужным и важным.

    Чтобы кроха стремился вести себя правильно и соответствовать ожиданиям взрослых, родителям необходимо с детства учить его положительно воспринимать себя. Убедите малыша, что если у него что-то не получается сейчас, то в скором времени непременно получится. Не бойтесь делать замечания, но критикуйте не ребенка, а его поступки. Помните, что чрезмерная похвала и опека могут сыграть плохую роль в формировании самооценки.

    Когда наступает период подготовки к школе (от 5 лет и до 6-7 лет), на восприятие его собственного «Я» влияют не только родители и психологический климат в семье. Малыш повзрослел, научился оценивать свои поступки, по-своему их анализировать. Он уже воспринимает себя как личность, постепенно отделяясь от матери. Кроме того, многие малыши этого возраста уже прошли этап социализации в детском саду. Они научились взаимодействовать с другими детьми и чувствовать себя частью большого коллектива.

    Самооценка ребенка тесты

    Для определения степени самооценки используют различные виды диагностики, самыми распространенными из которых являются тесты. «Лесенка» и «Смешные человечки» наиболее популярные из них.

    • Тест «Лесенка». На нарисованной 10-ступенчатой лестнице попросите ребенка расположить себя на той ступеньке, на которой он себя видит. Объясните, что плохие детки должны находиться на самой нижней ступеньке, хорошие – на самой верхней. Рисунки на 4-7 ступени свидетельствуют об адекватной самооценке, на 1-3 – о заниженной, на 8-10 – о завышенной.
    • Тест «Дерево». Крохе необходимо показать рисунок, на котором изображено дерево и сидящие на его ветках человечки. Попросите карапуза обвести ярким фломастером того человечка, который больше всего напоминает ему себя. После – того человечка, на месте которого он бы хотел находиться. Скачать изображение для проведения теста, а также детальную интерпретацию результатов к нему вы сможете в интернете.
    • Помните, лучше всего узнать об уровне самовосприятия ребенка помогут доверительные и регулярные беседы с ним.

      Самооценка детей школьного возраста

      Самооценка детей младшего школьного возраста зависит не только от собственного восприятия, но и от оценки других людей, учебно-воспитательного процесса, общения со сверстниками, успеваемости в школе и многих других факторов. Первоклассник сталкивается с новым персонажем, который оказывает непосредственное влияние на формирование многих личностных качеств – учителем.

      Первые школьные годы особенно сложны для малыша, он переживает новый спектр эмоций, проводит сложную психологическую работу над собой. В это время родителям особенно важно быть внимательными и понимающими, ведь даже на маленького человека с огромным потенциалом можно повесить ярлык неудачника.

      Помогите крохе раскрыть свои таланты и возможности, познать себя, безболезненно пройти адаптацию к новым условиям. Не сравнивайте его успехи с достижениями других детей, хвалите его пусть даже за небольшие успехи в учебе.

      Для определения уровня самооценки можно воспользоваться психологическим тестом в форме игры «Проигрывание ситуаций». Для этого малышу необходимо сыграть роль самого себя в различных жизненных ситуациях. Например, попросите чадо представить следующее: «дети во дворе играют в мяч, ты опоздал, но очень хочешь участвовать. Как ты попросишь их принять себя в игру? Как поведешь себя, если они не захотят этого делать?» Родители могут исполнить роль других персонажей, а после поменяться ролями с малышом.

      Такая методика поможет не только выяснить уровень самовосприятия крохи, но и узнать о его личностных качествах и особенностях поведения в той или иной ситуации. Родителям важно пояснить малышу, как правильно себя вести и как не стоит поступать. Для таких уроков подойдут самые разнообразные сценарии, как вымышленные, так и взятые из жизни.

      Определить уровень самооценки помогут не только тесты, но и наблюдения родителей и педагогов. Например, если ребенок часто хвалит себя, не замечает своих недостатков, не считается с мнениями других людей, демонстрирует чрезмерную амбициозность – все это свидетельствует о завышенной самооценке. Излишняя самокритичность, отсутствие веры в собственные силы и успех, потеря интереса к прежним увлечениям, частые вспышки уныния и тревоги – признаки заниженного самовосприятия.

      Самооценка у детей с нарушением речи, у детей с ЗПР (задержкой психического развития)

      Самовосприятие малышей с задержкой психического развития (ЗПР) зачастую требует коррекции и тщательного контроля со стороны родителей и учителей. У этих детей недостаточно сформированы такие мыслительные процессы, как анализ, обобщение, кроме этого нарушено восприятие, внимание, а также качество познавательных процессов. Малыши быстро утомляются, эмоции их поверхностны и неустойчивы. Задания, с которыми с легкостью справляются их сверстники, зачастую вызывают у них сильные затруднения.

      Самооценка у детей с ЗПР имеет свои особенности. В большинстве случаев она отклонена от нормы, отличается противоречивостью и неустойчивостью. Сравнивая себя с другими, такие малыши часто страдают комплексом неполноценности, повышенной неуверенностью и тревожностью. Особенно остро это ощущается, когда ребенок имеет трудности в обучении, получая те задания, которые ему не под силу.

      В других случаях, взрослые, «искусственно» нахваливая ребенка, стараясь этим компенсировать его особенности развития, оказывают ему «медвежью услугу». Тот, в свою очередь, начинает переоценивать себя и свои возможности. Он не способен проводить адекватную оценку своих поступков и действий.

      В наше время задержка психического развития поддается коррекции и дети с такими проблемами, при правильном организованном учебно-воспитательном процессе, поддержке со стороны родителей, регулярном проведении тестирований и коррекционных мероприятий добиваются хороших успехов и даже интеллектуально не только догоняют сверстников, но и зачастую превосходят их. Такая же ситуация и в случаях педагогической и психологической практики с детьми с нарушениями речи.

      Самооценка ребенка: книга для родителей

      Для того чтобы подробнее понять природу формирования детской самооценки вам понадобится специализированная литература. Следующие издания наиболее популярны среди читателей.

    • «Самооценка у детей и подростков», Гюру Эейстад.
    • В этой книге вы узнаете, как построить доверительные отношения со своим чадом, как научить его прислушиваться к себе, понимать мотивы и чувства. Автор дает множество советов, которые позволят родителям разобраться во многих аспектах детской психологии. Это издание – настоящая мини-энциклопедия для мам и пап.

    • «Кризисы детского возраста. Формируем здоровую самооценку»,
      Елена Новиченкова.

    Для формирования адекватной самооценки недостаточно одной лишь родительской любви. Если вы не знаете, как повлиять на формирование здоровой самооценки у ребенка – эта книга поможет вам. С ее помощью вы сможете найти ответы на множество волнующих вопросов – как справится с кризисами в развитии, как помочь ребенку преодолеть трудности, как стать малышу другом и построить доверительные отношения и т. д.

    Помните: самооценка детей нестабильна и пластична, в течение жизни из-за различных обстоятельств она может меняться в ту или иную сторону. Но в любом жизненном периоде такие постулаты, как правильный психологический климат в семье, теплая атмосфера и родительская любовь играют неотъемлемую роль в построении фундамента, на основе которого формируется личность ребенка.

    Самооценка личности ребенка: полезное видео

    Как развивается самооценка малыша? Какие факторы влияют на нее? Подробнее об этом узнайте в следующем видеоуроке:

    Формирование адекватной самооценки у старших дошкольников с задержкой психического развития

    Аннотация. В статье раскрывается понятие самооценки, ее структура и функции; рассматриваются особенности самооценки детей старшего дошкольного возраста с ЗПР; показаны результаты первичной диагностики, по результатам которой разработана коррекционно-развивающая программа.
    Ключевые слова: самооценка, старший дошкольный возраст, задержка психического развития, формирование.

    В настоящее время рост числа детей с отклонениями в развитии, испытывающих вследствие этого трудности в обучении, растет. Все чаще в детских садах встречаются дети с задержкой психического развития (ЗПР). У таких детей происходит неполноценное развитие личности.

    Анализ существующих исследований показывает, что в качестве значимого условия развития личности в целом выступаетсамооценка,которая в свою очередьвлияет на поведение и деятельность человека и на его взаимоотношения с другими людьми.

    Известно, что самооценка занимает центральное место в процессе развития самосознания, обеспечивает единство, стабилизацию и целостность личности. При этом она включена во множество связей и отношений с другими психологическими образованиями, каждый из которых вносит свой вклад в её формирование и вместе с тем направляется её непосредственным воздействием.

    Гипотеза исследования: проведение коррекционно-развивающей программы способствует формированию адекватной самооценки у старших дошкольников с ЗПР.

    База исследования: МБДОУ ДС № 20 компенсирующего вида г. Челябинска.

    Понятие «самооценка» в психологии многогранно. Ученые и исследователи постепенно расширяют и углубляют это понятие.

    Основателем разработки проблемы самооценки является Уильям Джеймс (1890). Он считает, что самооценка является эмоциональным образованием и видит в ней неудовлетворенность или удовлетворенность субъекта собой. У. Джеймс под самооценкой понимает самоотношение [цит по 1]. Л. С. Рубинштейн под самооценкой понимает стержневое образование личности, которое строится на оценках индивида другими и его оценивании этих других. Самооценка рассматривается в виде основной структуры личности. Основу самооценки представляют ценности, принятые личностью и на внутри личностном уровне определяют механизм саморегуляции поведения [1].

    Чеснокова И. И. определяет, что «самооценка – достаточно сложное образование человеческой психики». Автор указывает на наличие в структуре самооценки когнитивных аспектов, связанным с оцениванием, сопоставлением собственных личностных качеств, и ценностно-ориентировочной составляющей результата становления личности человека и его представлений о значимости тех или иных качеств личности, их ценности для достижения успехов их моральной оценки обществом. «Содержание самооценки многоаспектно, так же как сложна и многоаспектна сама личность. Оно охватывает мир ее нравственных ценностей, отношений, возможностей. Единая целостная самооценка личности формируется на основе самооценок отдельных сторон ее психического мира. Каждый из компонентов самооценки имеет свою линию развития, а также различные уровни осознанности. Формы взаимодействия самооценок разнообразны и нередко находятся в конфликтных отношениях, что выражается в постоянных поисках личностью себя, внимания на своем внутреннем мире [2].

    Н. И. Сарджвеладзе выделяет шесть основных функций самооценки [3]:

    1) Функция «зеркала» (отображения себя) — заключается в том, что человек отражает сознание окружающих, переносит свое «отражение» вовнутрь. (Можно предположить — с целью самоотображения и самокоррекции).

    2) Функция самовыражения и самореализации.

    3) Функция саморегуляции и самоконтроля. Лишь имея сложившиеся представления о себе и определенным образом относясь к себе, личность способно регулировать и контролировать свою деятельность.

    4) Функция сохранения внутренней стабильности «Я» (внутренняя согласованность).

    5) Функция интракоммуникации. Для себя собой личность выступает в виде социума, взаимодействуя с самой собой и вступая в «диалог».

    6) Функция психологической защиты.

    Исследования М. И. Лисиной и др. показывают, что в дошкольном возрасте развитие самооценки идет по пути изменения глобально-позитивного отношения ребенка к себе. Таким образом, по мнению М. И. Лисиной, к концу дошкольного возраста начинается процесс интеллектуализации самооценки ребенка [4].

    И. С. Кон считает, что самооценка тесно связана с уровнем притязания на признание. Уровень притязания — это желаемый уровень самооценки личности. Оценка дошкольником самого себя во многом зависит от оценки его взрослости. Дошкольники оценки взрослых преломляют через призму тех установок и выводов, которые подсказывает им их опыт [5].

    У старших дошкольников с ЗПР отмечается неадекватный уровень самооценки.

    В работах Р. Д. Триггера и др. отмечается, что самооценка старших дошкольников с ЗПР может характеризоваться как неадекватно завышенная вследствие менее развитых компенсаторных и психозащитных возможностей по сравнению с нормально развивающимися сверстниками. Р. Д. Триггер пишет, что ребенок с ЗПР не сравнивает себя с другими детьми, не видит, чем он лучше сверстника, в чем равен ему, в чем отстает. Это приводит к тому, что уже в начале школьного обучения ребенок обижается на учителей и на одноклассников. Если же коррекционная работа с такими детьми не ведется, то к середине младших классов у детей с ЗПР завышенная самооценка изменяется на заниженную. У них появляется стремление уйти от ситуации школьного обучения, увеличивается нежелание общаться со сверстниками [6].

    Таким образом, важнейшей проблемой, связанной с неадекватной самооценкой старших дошкольников с ЗПР, является ее коррекция (коррекция – процесс обнаружения отклонений в ожидаемых результатах деятельности и внесения изменений в ее процесс в целях обеспечения необходимых результатов [7, 8]; психологическая коррекция – направленное психологическое воздействие на определенные психологические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования индивида [9], а также формирование адекватной самооценки (формирование – процесс, в ходе которого под целенаправленными воздействиями возникают отвечающие требованиям действия и качества человека [10]).

    Материалы и методы

    Исследование уровня самооценки старших дошкольников с ЗПР проходило в естественных условиях учебно-воспитательного процесса МБДОУ ДС № 20 компенсирующего вида г. Челябинска.

    Методы, используемые в исследовании:

    — теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, синтез, обобщение, моделирование.

    — эмпирические: констатирующий и формирующий эксперимент, тестирование, обработка результатов исследования.

    — методы математической статистики.

    Результаты

    Опытно-экспериментальное исследование проводилось на базе МБДОУ ДС № 20 компенсирующего вида г. Челябинска в старшей дошкольной группе. В исследовании принимали участие 10 воспитанников, среди них 5 мальчиков и 5 девочек в возрасте 6 лет. Особенность детей в том, что они все с задержкой психического развития.

    Для проведения эксперимента были использованы три методики. Все методики проводились индивидуально.

    Первой была проведена методика «Лесенка» (В. Г. Щур).

    Описание теста

    Цель: выявить систему представлений ребенка о том, как он оценивает сам себя, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой.

    Методика дает возможность выявить причину, которая сформировала (формирует) ту или иную самооценку, чтобы в дальнейшем в случае необходимости начать работу по коррекции трудностей, возникающих у детей. Каждому ребенку дается бланк с нарисованной лесенкой, ручка или карандаш.

    Инструкция: «Вот лесенка. Если на ней расположить всех ребят, то здесь (показать первую ступеньку, не называя ее номер) будут стоять самые плохие ребята, тут (показать вторую и третью) – плохие, здесь (показать четвертую) – ни хорошие, ни плохие ребята, тут (показать пятую и шестую ступеньки) – хорошие, а здесь (показать седьмую ступеньку) – самые хорошие. На какую ступеньку ты поставишь себя? Объясни почему».

    По результатам данной методики были выявлены следующие результаты (рис. 1).

    Рисунок 1 — Результаты исследования уровня общей самооценки старших дошкольников с ЗПР по методике «Лесенка»

    По результатам изучения общей самооценки по методики «Лесенка» оказалось, что средний уровень у 30%, т.е. у 3 детей., низкий уровень самооценки выявлен у 10%, т.е. у 1 ребенка, высокий уровень самооценки выявлен у 60%, т.е. у 6 детей.

    Следующая методика — «Нарисуй себя» (А. М. Прихожан).

    Цель: выявить уровень самооценки ребенка, отношение к себе.

    Ребенку дается стандартный лист белой нелинованной бумаги, сложенный пополам, четыре цветных карандаша — черный, коричневый, красный и синий. Первая страница остается чистой, здесь после проведения работы записываются необходимые сведения о ребенке. На второй, третьей и четвертой страницах в вертикальном положении сверху большими буквами напечатано название каждого рисунка — соответственно: «Плохой мальчик/девочка» (в зависимости от пола ребенка), «Хороший мальчик/девочка», «Я сам(а)».

    Инструкция: «Сейчас мы с вами будем рисовать. Сначала мы нарисуем плохого мальчика или плохую девочку. Будем мы его рисовать двумя карандашами — коричневым и черным. Чем хуже будет мальчик или девочка, которого вы нарисуете, тем меньше должен быть рисунок. Совсем плохой займет очень мало места, но все равно должно быть ясно, что это рисунок человека».
    После того как дети закончили рисовать, дается следующая инструкция: «А теперь мы нарисуем хорошего мальчика или хорошую девочку. Рисовать мы их будем красным и синим карандашом. И чем лучше будет девочка или мальчик, тем больше должен быть рисунок. Очень хороший займет весь листок». Перед третьим рисунком дается такая инструкция: «На этом листочке пусть каждый из вас нарисует себя. Себя вы можете нарисовать всеми четырьмя карандашами.»

    По результатам данной методики были выявлены следующие результаты (рис. 2).

    Рисунок 2 — Результаты исследования уровня самооценки старших дошкольников с ЗПР по методике «Нарисуй себя»

    Анализ результатов по данной методике показал, что у 30%, т.е. 3 человек, адекватный уровень самооценки. У 50%, т.е. 5 детей, уровень самооценки завышенный. У 20%, т.е. у 2 детей уровень самооценки заниженный.

    Заключительная методика – «Какой я?» (Р. С. Немов)

    Цель: определение самооценки ребёнка-дошкольника

    Инструкция: Экспериментатор, пользуясь представленным протоколом, спрашивает у ребёнка: «Как ты сам себя воспринимаешь и оцениваешь по десяти различным положительным качествам?»

    Оценки, предлагаемые ребёнком самому себе, проставляются экспериментатором в соответствующих колонках протокола, а затем переводятся в баллы.

    По результатам данной методики были выявлены следующие результаты (рис. 3).

    Рисунок 3 – Результаты исследования уровня самооценки старших дошкольников с ЗПР по методике «Какой я?»

    Анализ результатов по данной методике показал, что у 60%, т.е. у 6 детей высокий уровень самооценки. Средний уровень самооценки выявлен у 30%, т.е. у 3 детей. Низкий уровень самооценки выявлен у 10%, т.е. у 1 ребенка.

    Таким образом, проанализировав результаты констатирующего эксперимента, мы можем сделать вывод о том, что у 60 %, т.е. у 6 человек самооценка неадекватная и чаще завышенная. Дети, имеющие неадекватно завышенную самооценку, переоценивают себя, свои качества и возможности, у них не развита самокритика. При этом уровень притязаний у этих детей либо находится на одном уровне с самооценкой, либо превышает ее. Завышенная самооценка является отрицательным показателем при формировании «Я — концепции». На основе полученных результатов будет разработана программа и модель формирования адекватной самооценки у старших дошкольников с ЗПР.

    Вывод. По результатам проведенных методик для исследования уровня самооценки у старших дошкольников с ЗПР было выявлено, что у 60% детей (больше половины группы) уровень самооценки завышен. Это является основой для разработки программы коррекции.

    Ссылки на источники

    1. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2006, — 713 с.
    2. Чеснокова И. И. Проблема самосознания в психологии. — М.: Наука, 1977, 143 с.
    3. Сарджвеладзе Н. И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. — Тбилиси, 1989. — 288 с
    4. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. — М.: Просвещение, 1986. — 144 с.
    5. Кон И. С. В поисках себя: личность и ее самосознание — М., Политиздат 1984. — 210 с.
    6. Триггер С. Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития. — СПб.: Питер, 2008. — 192 с.
    7. Долгова В.И. Формирование воображения у дошкольников: программа, результаты, рекомендации // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2014. № 11 (117). С. 191-196.
    8. Долгова В. И., Журбенко С. С. Пантомимическая активность как детерминанта телесно-психического здоровья дошкольников// Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. 2012. №4 (24). С. 60-62.
    9. Долгова В.И., Гольева Г.Ю., Крыжановская Н.В. Инновационные психолого-педагогические технологии в дошкольном образовании/монография. – М.: Издательство Перо, 2015. – 192 с.
    10. Долгова В.И., Попова Е.В. Инновационные психолого-педагогические технологии в работе с дошкольниками /монография. – М.: Издательство Перо, 2015. – 208 с.

    Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2006, — 713 с.

    Чеснокова И. И. Проблема самосознания в психологии. — М.: Наука, 1977, 143 с.

    Сарджвеладзе Н. И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. — Тбилиси, 1989. — 288 с

    Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. — М.: Просвещение, 1986. — 144 с.

    Кон И. С. В поисках себя: личность и ее самосознание — М., Политиздат 1984. — 210 с.

    Триггер С. Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития. — СПб.: Питер, 2008. — 192 с.

    Долгова В.И. Формирование воображения у дошкольников: программа, результаты, рекомендации // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2014. № 11 (117). С. 191-196.

    Долгова В. И., Журбенко С. С. Пантомимическая активность как детерминанта телесно-психического здоровья дошкольников// Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. 2012. №4 (24). С. 60-62.

    Долгова В.И., Гольева Г.Ю., Крыжановская Н.В. Инновационные психолого-педагогические технологии в дошкольном образовании/монография. – М.: Издательство Перо, 2015. – 192 с.

    Долгова В.И., Попова Е.В. Инновационные психолого-педагогические технологии в работе с дошкольниками /монография. – М.: Издательство Перо, 2015. – 208 с.

    Изучение эффективности применения методов диагностики самооценки детей старшего дошкольного возраста

    Дата публикации: 03.05.2017 2017-05-03

    Статья просмотрена: 520 раз

    Библиографическое описание:

    Фаттахова В. М., Исакова Е. А., Коновалова Н. В. Изучение эффективности применения методов диагностики самооценки детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2017. — №17. — С. 295-298. — URL https://moluch.ru/archive/151/42748/ (дата обращения: 02.10.2018).

    Самооценка — является формой отражения человеком самого себя как объекта познания и определяет характер социального поведения, активность человека, а также его потребность в достижениях и постановки целей. Главная ее функция — это регулирование отношений человека с окружением при сохранении своей самобытности. Воспитание активной, социально-адаптированной и творческой личности одна из главных задач современного образования. Для осуществления этой задачи, молодому педагогу необходимо иметь полное представление о самооценке своих воспитанников, чтобы контролировать качественные изменения в самооценке детей. В настоящее время необходимы методики, доступные педагогам и эффективные в изучении самооценки для выстраивания индивидуальных линий поведения. Но при большом разнообразии диагностических методик, направленных на изучение самооценочного компонента самосознания детей, стоит отметить сложность ориентации в них со стороны педагогов. На наш взгляд, с особой актуальностью выступает проблема поиска эффективных методов диагностики самооценки детей старшего дошкольного возраста. Возникает необходимость практического решения данного направления в диагностической работе педагогов в дошкольной организации — изучение эффективности применения методов диагностики самооценки детей старшего дошкольного возраста.

    Необходимо отметить проблемы диагностики самооценки детей старшего дошкольного возраста: присутствие неоднозначных трактовок и интерпретаций в процессе обработке результатов (особенно в проективных методах); сложная система обработки фактических данных; отсутствие единых критериев для сравнительной характеристики; низкая информативность. Выше обозначенные трудности указывают на необходимость практического решения данного направления в диагностической работе педагогов в дошкольной организации. На основании выше изложенного мы выделили критерии отбора диагностических методик: информативность, широта отражения качественных характеристик самооценки; стандартные схемы обработки информации; соответствие возрастным особенностям развития самооценки, фиксирование постепенного возникновения и оформления самооценочного компонента «Образа Я»; минимальные затраты ресурсов и времени; результативность диагностических процедур.

    Для решения поставленных в работе задач мы обратились к исследованиям таких ученых как Даниил Борисович Эльконин, Мая Ивановна Лисина 3, 6. Основываясь на положениях, представленных в работах этих ученых, мы сформулировали понятие самооценки и проследили динамику развития самооценки в дошкольном детстве. К старшему дошкольному возрасту происходит переход от абсолютной самооценки к относительной, формируется осознанный стиль поведения, проявляется адекватность и дифференцированность самооценки. Самооценка в дошкольном возрасте превращается в особый компонент «образа Я» — важнейшее звено мотивационно-потребностной сферы личности. На основании изученных работ, М. И. Лисиной, Г. А. Урунтаевой, О. А. Белобрыкиной, Т. В. Галкиной мы можем говорить, что в старшем дошкольном возрасте наиболее адекватной самооценкой является завышенная (в 6–7 лет — высокая и дифференцированная), относительная и абсолютная позитивная самооценка1,2,4,5.

    Экспериментальное исследование было направлено на изучение эффективности методик по диагностики самооценки у детей старшего дошкольного возраста. Исследование проводилось на базе МБДОУ «Детский сад № 28 «Дельфин» г. Осинники (с сентября 2016 г. по ноябрь 2016 г). В экспериментальном исследовании принимали участие 28 детей старшей группы, средний возраст которых составил 5,4 года и 26 детей подготовительной к школе группы, средний возраст которых составляет 6,5 лет. При отборе методик нам было важно выявить реальный характер переживаний ребенка, его уровень мотивационной сферы и степень адекватности, позволяющий увидеть целостный характер изучаемого явления. Необходимо проводить сравнительный анализ полученных результатов, что позволит более полно охарактеризовать направленность развития самооценки у старших дошкольников.

    При составлении комплекса особое внимание уделялось тем процедурам, использование которых позволит получить полную информацию о развитии самооценки и позволит осуществление количественного — качественного анализа и оценки, а также будут достаточно экономным. Кроме того, возможность проведения различных диагностических процедур с детьми на двух ступенях дошкольного детства (старшая и подготовительная группа) позволяет отследить динамику развития самооценки, постепенное возникновение и оформление самооценочного компонента «Образа Я», возможные трудности и проблемы развития, поэтому нами был разработан алгоритм проведения процедур (см. таблицу -1).

    Алгоритм работы сдиагностическими методиками

    1.Обьеденение детей в группы и формирование двух комплексов методик

    Методика Г. А. Урунтаевой. Изучение самооценки в различных видах деятельности.

    Методика «Игра в мяч» Т. А. Репина

    Методика Т. Дембо-С. Я. Рубинштейн.

    Выявление наиболее эффективной методики для каждой возрастной группы

    Обобщение результатов по двум возрастным группам по каждому комплексу. Формирование рекомендаций.

    Процедуры диагностики в комплексе «А» принципиально различны по содержанию, по энергозатратности и по объёму полученной информации, но схожие по цели. В комплекс «В» вошли методики, которые так же имеют одну цель — исследование особенностей развития частной самооценки и являются разными вариантами одной модели, имея небольшие отличия по обработке результатов, но отличаются графически, и имеют различный перечень изучаемых качеств. Включение схожих по целям диагностических процедур в одну группу позволит, на наш взгляд, оценить для какой возрастной группы детей, и в каком соотношении процедуры более эффективны для изучения самооценки у детей старшего дошкольного возраста. Каждый комплекс был апробирован нами в обеих возрастных группах, но с разными подгруппами детей. Это позволило нам с одной стороны увидеть особенности применения процедур в зависимости от возраста, с другой стороны позволило выделить достоинства и ограничения в их применении.

    На основании выше изложенных позиций мы провели диагностику самооценки и проанализировали результаты:

  • Методика «Игра в мяч», (автор Т. А. Репина) позволяет изучить уровень притязаний ребенка. Вметодике «Игра в мяч» ребенок включен в игровую ситуацию. Если дети 5–6 лет воспринимали процедуру как игру, и она вызывала у них положительные эмоции, то для детей 6–7 лет это было скорей соревнование и после процедуры дети обсуждали свои успехи. Процедура очень проста по содержанию и не требует подготовительной работы и дополнительного оборудования. Вместе с тем она достаточно информативная и проста в обработке.
  • Методика по изучению уровня самооценки детей в разных видах деятельности (автор Г. А. Урунтаева). Процедура очень информативна, дает возможность увидеть все стороны формирующейся самооценки в дошкольном возрасте в различных видах деятельности. Позволяет увидеть не только индивидуальные линии самооценки детей, но уровни мотивации самооценки, которые очень точно указывают на зависимость адекватности самооценки от внешнего взаимодействия с окружающими.
  • Методика Т. Дембо-С. Я. Рубинштейн. Методика имеет достаточно простую и понятную процедуру обработки, позволяя сделать общие выводы, характеризуя эмоциональную направленность и определяя уровни самооценки, так же можно увидеть формирование у детей гендерных различий при выборе качеств личности. Но при всех очевидных плюсах, мы не рекомендовали эту процедуру для детей 5–6 лет, так как дети не понимают смысл некоторых слов, обозначающих качества личности и не всегда детям понятен принцип работы. Для детей 6–7 лет методика достаточно доступна, понятна и позволяет определить уровень и характер дифференциации самооценки и оценить уровень её адекватности.
  • Методика «Лесенка» (автор В. Г. Щур). Методика «Лесенка» (автор В. Г. Щур) позволяет изучить различные характеристики самооценки, такие как дифференциация конкретной и общей самооценки, а также различие идеальной и реальной видов самооценки. Общие результаты экспериментальной группы детей старшего дошкольного возраста по этой методике говорят о преобладании у большинства детей положительной завышенной самооценки. Для детей 5–6 лет более интересна, актуальна методика «Лесенка», так как в этом возрасте дети не уходят в отрицательные характеристики самооценки, сохраняя завышенную положительную самооценку. Эта методика понятна детям и больше похожа на игровую ситуацию, где наглядно они могут представить различные ступени лесенки и себя на них.
  • При сопоставлении полученных результатов, мы выявили большое количество совпадений по результатам этих двух методик. Методика «Игра в мяч» хорошо подходит для общей диагностики уровня притязаний во всех возрастных группах. Методика Г. А. Урунтаевой можно использовать для уточнения характера самооценки, ее положительной направленности и мотивации. Методики «Игра в мяч» (автор Т. А. Репина), «Изучение самооценки детей в разных видах деятельности» (автор Г. А. Урунтаева) легко могут трансформироваться в развивающие игры, направленные на формирование позитивного образа «Я», развитие и обогащение его новыми качествами.

    Важно отметить, что самооценка служит системообразующим ядром личности: она определяет уровень притязаний, влияет на формирование стиля и поведение ребенка. Так как самооценка дошкольника находится на стадии становления, то психологическая диагностика в этом возрасте крайне необходима в целях профилактики и коррекции нарушений в сфере самосознания ребенка. Своевременное восстановление самооценки до адекватного уровня позволит не только реализовать работу по формированию готовности к школьному обучению, но и нормализовать развитие многообразных сфер личности. Личностно — ориентированный подход, являясь фундаментом современного образования, предполагает построение педагогического процесса на основе диагностической работы3. Диагностическая работа является основанием для коррекционно — развивающей работы с детьми и без неё очень затруднительно эффективно осуществлять педагогические воздействия. Наша исследовательская работа ставила перед собой цель нахождения наиболее эффективных и малозатратных по времени и по ресурсам диагностических методик, что было продиктовано реалиями современного детского сада. Нам необходимо было не просто описать и выявить сущность самооценки у детей с целью оценки её актуального состояния, но и увидеть работу самих методик, выяснить насколько они эффективны, экономны, доступны по времени проведения, какой объём информации могут предоставить.

    Полученные данные по каждому ребенку, и в целом по всей возрастной группе, поможет педагогам понять, каким образом можно вносить новое содержание в различные виды деятельности, как стимулировать развитие дифференцированной самооценки в естественных условиях детского сада. Все процедуры позволяют комплексно изучить проявление различных характеристик самооценки, что в совокупности дает целостное представление об индивидуальных особенностях ее функционирования у всех детей в старшей и подготовительной к школе группе. Результаты, полученные по отдельным методикам, могут сопоставляться между собой, для составления более полной картины. Таким образом, представленные нами методики позволяют диагностировать старших дошкольников и изучать самооценку по таким показателям, как общая направленность (эмоциональное принятие себя), дифференцированность, критичность, осознанность, адекватность. Определение уровня сформированности новых качеств позволяет получить целостное представление о возрастных и индивидуальных вариантах развития самооценки дошкольников, что выступает исходным моментом в планировании и организации индивидуально ориентированной поддержки и помощи детям в развитии и образовании.

    Развитие самооценки детей старшего дошкольного возраста

    Одной из самых значительных и актуальных тем в психологии можно считать проблему развития самосознания и самооценки личности. В рамках исследования становления самосознания самооценка играет ведущую роль – она характеризуется как стержень этого процесса, показатель индивидуального уровня его развития, как единое начало, включенное в процесс самосознания.

    Самооценка рассматривается как личностное образование, принимающее непосредственное участие в регуляции поведения и деятельности, как автономная характеристика личности, ее центральный компонент, формирующийся при активном участии самой личности и отражающий своеобразие ее внутреннего мира.

    Дошкольный возраст не случайно выбран для проведения нашего исследования. Данный возраст – начальный период осознания ребенком самого себя, мотивов и потребностей в мире человеческих отношений. Поэтому важно в этот период заложить основы для формирования дифференцированной адекватной самооценки. Все это позволит ребенку правильно оценить себя, реально рассматривать свои силы к задачам и требованиям социальной среды, в соответствии с этим самостоятельно ставить перед собой цели и задачи.

    В психологической литературе, как в отечественной, так и зарубежной самооценке уделено большое внимание. Проблема развития самооценки обсуждаются в работах Л.И.Божович, И.С.Кона, М.И.Лисиной, А.И.Липкиной, Э. Эриксона, К.Роджерса и других психологов. Закономерности формирования самооценки в детском возрасте были исследованы О.А.Белобрыкиной, Л.И.Божович, А.ВЗахаровой, М.И.Лисиной, В.С.Мухино. Однако, еще не все особенности проявления самооценки в старшем дошкольном возрасте изучены достаточно.

    Все вышеизложенное определило тему нашего исследования «Развитие самооценки у детей старшего дошкольного возраста».
    Проблема исследования – поиск психолого-педагогических условий развития самооценки детей старшего дошкольного возраста.

    Цель данной работы заключается в выявлении особенностей проявления самооценки у детей старшего дошкольного возраста.

    Объектом исследования является психолого-педагогическое развитие детей старшего дошкольного возраста.

    Предмет исследования – особенности развития самооценки у детей старшего дошкольного возраста.

    В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи :

    1. Раскрыть сущность понятия самооценка.
    2. Рассмотреть особенности проявления самооценки у детей старшего дошкольного возраста.
    3. Подобрать и обосновать комплекс диагностических методик для исследования самооценки у детей старшего дошкольного возраста.
    4. Составить рекомендации по развитию самооценки у детей старшего дошкольного возраста.

    В соответствии с первой задачей исследования нами были изучены материалы научных исследований отечественных и зарубежных психологов.
    Проблема самооценки, как одна из центральных проблем психологии личности, изучалась в трудах различных отечественных и зарубежных психологов.

    Основоположником в области изучения становления самооценки можно назвать У.Джемса, который начал изучать этот феномен еще в 1892 году в рамках изучения самосознания. Он вывел формулу, по которой самооценка прямо пропорциональна успеху и обратно пропорциональна притязаниям, то есть потенциальным успехам, которых индивид намеревался достичь [1,25].

    В зарубежной психологии самооценку рассматривают в структуре «Я-концепции», которая определяется как «совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой».

    В исследованиях отечественных психологов, особое внимание уделяется изучению и анализу процесса формирования личности, ее основных подструктур, раскрытие механизмов формирования личности, значимым звеном которого является самооценка. Проблема самооценки рассматривается с двух позиций: проблема связи личности и самооценки, а также – самосознания и самооценки.

    Проведенный теоретический анализ подходов показал, что в рамках исследования проблем самосознания самооценке отводится ведущая роль: она характеризуется как основная единица этого процесса, показатель индивидуального уровня его развития, интегрирующее начало, его личностный аспект, органично включенный в процесс самосознания (Ананьев Б.Г., Кон И.С., Рубинштейн С.Л., Спиркин А.Г., Столин В.В., Чамата П.Р., Чеснокова И.И.).

    Самооценка включает в себя умение оценить свои силы и возможности, она позволяет человеку «примеривать» свои силы к задачам и требованиям окружающей среды и в соответствии с этим самостоятельно ставить перед собой определенные цели.

    Таким образом, самооценка является, одной из форм проявления самосознания, оценочной составляющей «Я-концепции», аффективной оценкой представления индивида о самом себе, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты «образа Я» могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.

    Дошкольный возраст считается начальным этапом формирования личности. У детей возникают такие личностные новообразования, как соподчинение мотивов, усвоение нравственных норм и формирование произвольности поведения.

    Особое место в периоде детства занимает старший дошкольный возраст. К этому периоду можно отнести возраст детей от 5,5 до 7 лет. Старший дошкольный возраст играет особую роль в личностном развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения.

    В старшем дошкольном возрасте закладываются основы будущей личности: формируется устойчивая структура мотивов, зарождаются новые социальные потребности (потребность в уважении и признании взрослого, в признании сверстников, проявляется интерес к коллективным формам деятельности); возникает новый (опосредованный) тип мотивации – основа произвольного поведения; ребенок усваивает определенную систему социальных ценностей; моральных норм и правил поведения в обществе.

    Формирование образа самого себя происходит на основе установления связей между индивидуальным опытом ребенка и информацией, которую он получает в процессе общения. Налаживая контакты с людьми, сравнивая себя с ними, сопоставляя результаты своей деятельности с результатами других детей, ребенок получает новые знания не только о другом человеке, но и о самом себе.

    В старшем дошкольном возрасте происходит развитие самосознания. При этом, взрослый, организуя деятельность старшего дошкольника, помогает ребенку овладеть средствами осознавания себя и самооценивания. Источником развития самосознания считается ведущая деятельность.

    Таким образом, мы можем отметить, что основным фактором, оказывающим, существенное влияние на развитие личности ребенка в дошкольном возрасте является игра, так на данном этапе развития это ведущий вид деятельности.

    Игра – форма деятельности в условных ситуациях, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры, является ведущим видом деятельности дошкольника.
    Ребенок в старшем дошкольном возрасте начинает отдавать себе все более ясный отчет в побудительных силах и последствиях своих поступках. Это становиться возможным в связи с тем, что у дошкольника развивается самосознание – понимание того, что он собой представляет, какими качествами обладает, как относятся к нему окружающие и чем вызывается это отношение. Наиболее явно самосознание проявляется в самооценке.

    Таким образом, к концу старшего дошкольного возраста ребенок не только становится субъектом деятельности, но и осознает себя как субъекта. Формируется его самосознание, способность к самооценкам своих действий, поступков, переживаний.

    Оценка дошкольником самого себя во многом зависит от оценки взрослого. Заниженные оценки оказывают самое отрицательное воздействие. А завышенные искажают представления детей о своих возможностях в сторону преувеличения результатов. Но в то же время играют положительную роль в организации деятельности, мобилизуя силы ребенка.

    Поэтому, правильность представлений старшим дошкольником своих действий во многом зависит от оценочного воздействия взрослого. В тоже время, полное сформированное представление о себе позволяет ребенку критически относиться к оценкам окружающих.

    Собственная внутренняя позиция детей старшего дошкольного возраста по отношению к другим людям характеризуется осознанием собственного Я, своего поведения и интересом к миру взрослых.

    В тоже время существенную роль в развитии самооценки у детей старшего дошкольного возраста играет общение со сверстниками. При обмене оценочными воздействиями возникает определенное отношение к другим детям и одновременно развивается способность видеть себя их глазами. Умение ребенка анализировать результаты собственной деятельности прямо зависит от его умения анализировать результаты других детей. Так, в общении со сверстниками складывается способность оценивать другого человека, которая стимулирует возникновение самооценки.
    Самооценка у детей старшего дошкольного возраста обычно неадекватная (чаще завышенная), это происходит оттого, что ребенку трудно отделить свои умения от собственной личности в целом. Для него признать то, что он что-то сделал или делает хуже других детей, значит признать, что он вообще хуже сверстников.

    С возрастом самооценка у старшего дошкольника становится все более правильной, полнее отражающей его возможности. Первоначально она возникает в продуктивных видах деятельности и в играх с правилами, где наглядно можно увидеть и сравнить свой результат с результатом других детей. Имея реальную опору: рисунок, конструкцию, дошкольникам легче дать себе правильную оценку.

    Исполнение ребенком какой-либо роли в игре дает детям старшего дошкольного возраста возможность согласовывать свои действия со сверстниками, развивает способность к сопереживанию и формирует коллективистские качества. В игре у ребенка удовлетворяется потребность в признании и осуществляется самопознание. Игра – это школа социальных отношений, в которой моделируются формы поведения дошкольника.

    Именно в процессе игры развиваются основные новообразования дошкольного возраста.

    В разных видах деятельности самооценка разная. В изобразительной деятельности ребенок оценивает чаще всего себя правильно, в грамоте — переоценивает, а в пении может недооценивать себя.

    Для формирования самооценки, важна та деятельность, в которую включен ребенок и оценки его достижений взрослыми и сверстниками.

    В результате исследований было выявлено, что дети, стремящиеся выделить себя через деятельность, чаще завышают свои самооценки; если выделение происходит через сферу отношений, самооценка обычно бывает заниженной.

    Положительная самооценка основана на самоуважении, ощущении собственной ценности и положительного отношения ко всему, что входит в представлений о самом себе. Отрицательная самооценка выражает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности.

    В определении различных типов самооценки детей старшего дошкольного возраста отмечают: детей с неадекватно завышенной самооценкой, с адекватной самооценкой и детей с заниженной самооценкой.

    Дети с неадекватно завышенной самооценкой очень подвижны, несдержанны, быстро переключаются с одного вида деятельности на другой, часто не доводят начатое дело до конца. Они не склонны анализировать результаты своих действий и поступков. В большинстве случаев они пытаются решать любые, в том числе и весьма сложные задачи с быстро, не разобрав до конца. Чаще всего они не осознают своих неудач. Эти дети склонны к демонстративному поведению и доминированию. Они стремятся всегда быть на виду, афишируют свои знания и умения, стараются выделиться фоне других ребят, обратить на себя внимание.

    Дети с адекватной самооценкой в большинстве случаев склонны анализировать результаты своей деятельности, пытаются выяснить причины своих ошибок. Они уверены в себе, активны, уравновешены, быстро переключаются с одного вида деятельности на другой, настойчивы в достижении цели. Стремятся сотрудничать, помогать другим, они достаточно общительны и дружелюбны. При попадании в ситуации неудачи пытаются выяснить причину и выбирают задачи несколько меньшей сложности. Успех в деятельности стимулирует их желание попытаться выполнить более сложную задачу. Детям с адекватной самооценкой свойственно стремление к успеху.

    Дети с заниженной самооценкой в поведении чаще всего нерешительны, малообщительны, недоверчивы к другим людям, молчаливы, скованны в своих движениях. Они очень чувствительны, готовы расплакаться в любой момент, не стремятся к сотрудничеству и не способны постоять за себя. Дети с заниженной самооценкой тревожны, неуверенны в себе, трудно включаются в деятельность. Они заранее отказываются от решения задач, которые кажутся им сложными, но при эмоциональной поддержке взрослого легко справляются с ними. Ребенок с заниженной самооценкой кажется медлительным. Он долго не приступает к выполнению задания, опасаясь, что он не понял, что надо делать и выполнит все неправильно; старается угадать, доволен ли им взрослый.

    Формирование адекватной самооценки, умения видеть свои ошибки и правильно оценивать свои действия – основа формирования самоконтроля и самооценки. Это имеет огромное значение для дальнейшего развития личности, сознательного усвоения норм поведения, следования положительным образцам.

    В практической части исследования нами были определены условия, способствующие успешному формированию самооценки у детей старшего дошкольного возраста

    Нами были выбраны следующие диагностические задания:
    Методика «Проба Де Греефе»
    Методика «Лесенка»

    Для формирования правильного представления старшего дошкольника о себе и способности адекватно оценивать самого себя нами были сформулированы для родителей и педагогов ряд рекомендаций.

    Общие рекомендации по формированию адекватной самооценки и правильных представлений о себе у детей старшего дошкольного возраста.

    1) Оптимизация родительско-детских отношений. Необходимо, чтобы ребенок рос в атмосфере любви, уважения, бережного отношения к его индивидуальным особенностям, заинтересованности в его делах и занятиях, уверенности в его достижениях; вместе с тем – требовательности и последовательности в воспитательных воздействиях со стороны взрослых.

    2) Оптимизация отношений ребенка со сверстниками. Необходимо создать условия для полноценного общения ребенка с другими детьми; если у него возникают трудности в отношениях с ними, нужно выяснить причину и помочь дошкольнику приобрести уверенность в коллективе сверстников.

    3) Расширение и обогащение индивидуального опыта ребенка. Чем разнообразнее деятельность ребенка, чем больше возможностей для активных самостоятельных действий, тем больше у него возможностей для проверки своих способностей и расширения представлений о себе.

    4) Развитие способности анализировать свои переживания и результаты своих действий и поступков. Всегда положительно оценивая личность ребенка, необходимо вместе с ним оценивать результаты его действий, сравнивать с образцом, находить причины трудностей и ошибок и способы их исправления. При этом важно формировать у ребенка уверенность, что он справится с трудностями, добьется хороших успехов, у него все получится.

    Нами были определены основные теоретические подходы по проблеме развития самооценки в зарубежной и отечественной психологии, раскрыта сущность нашего понимания самооценки.

    Кроме этого был осуществлен подбор методик для исследования самооценки у детей старшего дошкольного возраста. Нами было организовано эмпирическое исследование, направленное на выявление особенностей проявления самооценки у детей старшего дошкольного возраста.

    Отметим, что самооценка является одним из основных новообразований дошкольного возраста и развивается в старшем дошкольном возрасте по основным направлениям:

    — возрастает число качеств личности и видов деятельности, которое оценивает ребенок;
    — самооценка от общей переходит к дифференцированной;
    — возникает оценка себя во времени, проявляющаяся в указаниях на будущее.

    Таким образом, нами были раскрыты задачи исследования:

    1. Раскрыто понятие самооценка
    2. Рассмотрены особенности проявления самооценки у детей старшего дошкольного возраста.
    3. Подобраны и обоснованы комплекс методик для исследования самооценки у детей старшего дошкольного возраста.

    Для развития адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста нами были предложены рекомендации для педагогов и родителей.

    Подготовила — Варич Екатерина Николаевна

    1. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М., 1986
    2. Столин В.В. Самосознание личности. – М., 1983
    3. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. – М., 1977.
    4. Белобрыкина О.А. Влияние социального окружения на развитие самооценки старших дошкольников возраста / О.А. Белобрыкина // Вопросы психологии. – 2001. – № 4. – С. 31– 38.
    5. Волков Б.С. Детская психология: Логические схемы. – М., 2002.
    6. Волков Б.С. Возрастная психология. Кн.1. – М., 2005.
    7. Смирнова Е. О., Холмогорова В. М. Межличностные отношения дошкольников. Диагностика, проблемы, коррекция. Москва, 2005г.

    Дошкольная диагностика самооценки