Особенности самооценки старших дошкольников

Формирование самооценки старших дошкольников в игровой деятельности тема диссертации и автореферата по ВАК 19.00.07, кандидат психологических наук Уманец, Любовь Илларионовна

Оглавление диссертации кандидат психологических наук Уманец, Любовь Илларионовна

ГЛАВА I. ПОСТАНОВКА ВОПРОСА, ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ’И МЕТОДИКА

1.1. Самооценка как фориа проявления самосознания.9

1.2. Изучение роли самооценки дошкольников в процессе общения и деятельности .29

1.3. Цель, задачи и методика исследования.43

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.46

2.1. Принципи построения констатирующего эксперимента

2.2. Динамика притязаний детей среднего и старшего дошкольного возраста в реальных и воображаемых игровых ситуациях.52

2.3. Связь самооценки детей среднего и старшего дошкольного возраста с ожидаемой оценкой группы при выборе игровых ролей.58

2.4. Влияние самооценки на характер игрового общения детей старшего дошкольного возраста.63

ГЛАВА 3. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СА-, ЮОЦЕНКИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В > ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.84

3.1. Принципы построения формирующего эксперимента, его задачи и содержание.84

3.2. Оптг ?!зация оценочных отношений детей в условиях pas. чной организации игр.90

3.3. Совершенствование игровых взаимоотношений детей как показатель изменения особенностей самооценки, свидетельствовавших о ее формировании контрольный эксперимент/ . 117

Введение диссертации (часть автореферата) На тему «Формирование самооценки старших дошкольников в игровой деятельности»

Генеральный секретарь ЦК КПСС , Председатель Президиума Верховного Совета СССР К.У.Черненко подчеркивал:1′ Чтобы советское общество уверенно двигалось вперед, к нашим великим целям, каждое новое поколение должно подниматься на более высокий уровень образованности и общей культуры, профессиональной квалификации и гражданской активности. Таков, можно сказать, закон социального прогресса» [12] .

Решению этой задачи подчинено постановление ЦК КПСС «Об основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы». В нем особое внимание уделяется необходимости воспитания с ранних лет коллективизма, требовательности к себе и друг к другу, честности, правдивости и других моральных качеств личности. Процесс формирования нравственных качеств личности, как свидетельствуют психолого-педагогические исследования, требует ее активности, связанной с развитием способности оценивать себя как субъекта деятельности и общения и регулировать на этой основе свое поведение в соответствии с нормами морали.

Актуальность формирования самооценки обусловлена тем,что на современном этапе коммунистического строительства в нашей стране возрастает роль общественно значимой активности личности, предполагающей ее высокую сознательность и требовательность как в отношении к другим людям, так и к самой себе.

По отношению к дошкольникам повышение активности и сознательности означает прежде всего развитие у них способности реалистически оценивать собственные возможности при достижении определенных целей в различных видах деятельности, а также формирование умения согласовывать свои действия с интересами и потребностями других людей на основе правильной оценки своих личностных качеств, а также — партнеров по общению. Названные особенности психической регуляции ребенка-дошкольника являются необходимым услоI вием подготовки его к школьному обучению, которое, как известно, носит коллективный характер.

Самооценка,будучи одной из форм проявления самосознания, изучалась в русле этой проблемы советскими и зарубежными авторами.

Методологические основы развития самосознания раскрыты и обоснованы рядом советских ученых (Б.Г.Ананьев, Л.С.Выготский, И.С. Кон , Г.С.Костюк, М.И.Лисина, Ф.Т.Михайлов, С.Л.Рубинштейн, В.В. Столин , П.Р.Чамата, И.И.Чеснокова, Е.В.Шорохова).

Роль самооценки в формировании личности, приобретении ею социального опыта и нахождении своего места в системе общественных отношений анализировалась в целом ряде исследований. Авторы, опираясь на диалектико-материалистические принципы развития самосознания личности, разработанные в марксистской психологии, показали, что внешние социальные факторы оказывают решающее воздействие на формирование самооценки ребенка. Была обнаружена связь характера самооценки с различными видами общения и деятельности детей,указаны тенденции ее развития. Результаты исследований позволяют констатировать, что самооценка,являясь неотъемлимым компонентом потребностно-мотивационной сферы личности, приобретает с возрастом ребенка все большее значение в качестве регулятивного фактора.

Как свидетельствует анализ литературы, основное количество работ посвящено изучению самооценки детей школьного возраста (Л.И.Божович, М.И.Боришевский, М.Л.Гомелаури, А.А.Ершов, Л.М.Запрягалова, Я.С.Коломинский, А.П.Копылова, А.И.Липкина, JI. Г. Под о л як, Е.И.Савонько, Л.С.Сапожникова, В.Ф.Са4мн, Л.С.Славина, Г.А.Собиева, С.П.Тищенко, А.Л.Шнирман, Г.^.Юферева).

Самооценка детей дошкольного возраста изучена гораздо меньше. Наиболее ранние работы (Н.Е.Анкундинова, В.А.Горбачева),посвященные самооценке детей этого возраста, обнаруживают ее зависимость от оценочного отношения взрослых в регламентированных правилами видах деятельности.

В большинстве более поздних исследований самооценка ребенка-дошкольника рассматривается в структуре его образа «Я», представляющего собой к концу старшего дошкольного возраста относительно устойчивое образование (И.Г.Димитров, А.И.Силвестру, Е.О.Смирнова, Л.П.Почеревина, С.Г.Якобсон). Появление к концу дошкольного возраста «собственно осознаваемых» форм самооценки показано в работах Репиной Т.А., Стеркиной Р.Б. Они раскрыли связь самооценки с общением детей, показали роль результативной деятельности в качестве детерминанты, повышающей уровень осознанности самооценки. Была также установлена зависимость самооценки от типа воздействия воспитателя (Е.А.Архипова).

Анализ литературы показывает, что вопрос о формировании самооценки в игровой деятельности детей остается еще недостаточно изученным. В частности, экспериментально не исследовалась роль ожидаемой оценки в процессе выбора детьми игровых ролей. Между тем,как указывается в психологической литературе (А.В.Запорожец, Я.З.Неверович) именно благодаря способности ребенка к эмоциональному предвосхищению, предвидению возможного оценочного отношения окружающих, реализуется важнейшая функция психического — регуля-торная.

В то же время, как известно, игровая деятельность выступает как реальная практика отношения к партнеру по игре с точки зрения той или иной роли, которую он выбирает (Д.Б.Эльконин). В процессе смены ролей создается возможность сравнения себя с другими, ребенок может увидеть себя «глазами» других детей, пережить их отношение к себе, усвоить оценку ими себя как партнера по игровому общению.

Однако, практика воспитания детей в дошкольных учреждениях свидетельствует о том,что богатые потенциальные возможности для развития нравственной самооценки ребенка, существующие в игре, как правило, не реализуются. А именно — без специального руководства игровой деятельностью мезвду детьми складываются такие оценочные отношения, которые не способствуют формированию самооценки ребенка на нравственной основе. Так, обычно, одни дети всегда выполняют главные роли и командуют сверстниками, а другие лишь подчиняются, выполняя второстепенные роли, отводимые им постоянными лидерами. Дети — «диктаторы» — чаще всего подавляют инициативу партнеров, что нередко способствует формированию нежелательных качеств, как,например, льстивости, пассивности. Такие ведущие представляют нежелательный пример поведения для сверстников в группе (Т.А.Репина). В результате этого и возникает, как подчеркивал в своих работах Э.В.Ильенков, возможность несоответствия между реальной личностью и ее самочувствием — самомнением [46, с. 218] . Раскрывая «коварство» рефлективных отношений, Э.В. Ильенков писал:»Данный человек лишь потому «король»,приводит пример К.Маркс,что другие люди относятся к нему как «подданные». Между тем сами они считают себя «подданными» потому, что он -«король» [там xeJ .Тем самым снижается воспитательная ценность выполнения детьми игровых ролей для формирования у них нравственного отношения к сверстнику и соответственно развития таких свойств, как доброжелательность, способность сопереживать. На этой основе порождается тенденция к завышенному или заниженному оцениванию себя как субъекта игровой деятельности.

В связи с вышеизложенным.,наш была поставлена цель выявить условия, при которых самооценка становится фактором совершенствования игровой деятельности детей и создает предпосылки для повышения уровня их взаимоотношений в этом виде деятельности на нравственной основе.

Предмет исследования составляют особенности самооценки дошкольников в игре и условия ее формирования под влиянием оценки игровой группы сверстников.

При постановке эксперимента мы исходили из следующего предположения : условиями формирования самооценки старших дошкольников в игре выступают такие формы оптимизации оценочных отношений детей в этом виде деятельности, которые ведут к повышению реалистичности самооценки, обогащению ее содержания нравственными критериями, возрастанию рефлексивности, благодаря чецу развивается регулятивная функция самооценки как фактор совершенствования самого процесса игры и игровых взаимоотношений.

В исследовании были поставлены следующие задачи:

1. Изучить особенности самооценки детей среднего и старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.

2. Раскрыть психологический механизм влияния оценки группы на самооценку старших дошкольников.

3. Обнаружить факторы, повышающие степень соответствия самооценки ребенка оценке его игровой группой сверстников.

4. Исследовать условия формирования самооценки старших дошкольников в игровой деятельности.

Новизна исследования состоит в том, что автор экспериментально изучил особенности развития самооценки в игровой деятельности старших дошкольников,обнаружил психологические механизмы влияния ожидаемой оценки группы на самооценку ребенка и показал,что условиями формирования самооценки выступают такие формы оптимизации оценочных отношений старших дошкольников в процессе их игровой деятельности, при которых развивается способность ребенка к рефлексированию игровой оценки и одновременно, благодаря опыту проявления нравственной активности, обогащается содержание самооценки.

Теоретическое значение проведенного исследования заключается: а) в углублении знаний о свойствах самооценки детей среднего и старшего дошкольного возраста в их игровой деятельности; б) раскрытии психологического механизма влияния ожидаемой оценки игровой группы на самооценку старших дошкольников и в) обнаружении влияния индивидуальных особенностей самооценки на характер игрового общения детей.

Практическая значимость исследования выражается в изучении условий оптимизации оценочных отношений в игровой группе старших дошкольников и повышении на этой основе регулятивной функции самооценки детей этого возраста. В работе показано значение формирования самооценки для совершенствования творческой игры детей и развития их нравственных взаимоотношений на основе готовности действовать морально при исполнении игровых ролей.

Заключение диссертации по теме «Педагогическая, детская и возрастная психология», Уманец, Любовь Илларионовна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ В исследовании нашла экспериментальное подтверждение гипотеза о том, что условиями формирования самооценки старших дошкольников в игре выступают такие формы оптимизации оценочных отношений детей в этом виде деятельности, которые ведут к повышению реалистичности самооценки, обогащению ее содержания нравственными критериями и возрастанию рефлексивности, благодаря чеыу развивается регулятивная функция самооценки как фактор совершенствования самого процесса игры и игровых отношений.

Изучение особенностей самооценки детей 5-го, 6-го и 7-го года жизни в игре обнаружило, что испытуемые среднего дошкольного возраста не изменяют своих притязаний — выполнять главные игровые роли — под влиянием ожидаемой оценки группы. В старшем дошкольном возрасте зафиксирована относительно устойчивая динамика игровых притязаний детей под влиянием ожидаемой оценки группы сверстников. Экспериментальные данные свидетельствуют о том,что оценка игровой группы сверстников оказывает существенное влияние на самооценку детей старшего дошкольного возраста в играх. Механизм влияния ожидаемой оценки группы на самооценку старших дошкольников обусло вливает тенденцию сближения самооценки с групповой оценкой.

В зависимости от степени соответствия самооценок старших дошкольников оценке их игровой группой, а также связи с характером игрового общения, выделено четыре подгруппы испытуемых , обнаруживающих тенденции в игровом поведении к лидерству, конформизму, конфликтности и отчуждению. Трудности дошкольников в регуляции их игровой деятельности, отражающие указанные тенденции, связаны прежде всего с неправильным рефлексированием ими групповой оценки, а также недостаточным нравственным опытом оценивания личностных достоинств партнеров по игре.

С целью создания условий, которые обеспечивали бы целенаправ- ‘ ленное формирование таких особенностей самооценки старших дошкольников как ее реалистичность и рефлексивность, а также обогащения содержания самооценки детей этого возраста нравственными критериями предпринят психолого-педагогический формирующий эксперимент. Разработана программа формирующего эксперимента, включавшая различные формы оптимизации оценочных отношений старших дошкольников в их игровой деятельности,благодаря которым оценка и самооценка становились одним из необходимых мотивационных компонентов этой деятельности. Мотивационное значение оценки и самооценки включенных непосредственно в игру, обнаруживалось в повышении познавательной и нравственной активности ребенка, направленной на осознание им своих игровых достижений и характера отношений со сверстниками по поводу игры.

Формами оптимизации оценочных отношений детей в игре выступили : а) обогащение положительного опыта сравнения ребенком под руководством воспитателя своих достижений в различных играх с результатами сверстников; б) практическое использование детьми нравственных 1фитериев, которыми вооружал их воспитатель при оценке успешности выполнения совместных игровых заданий; в) осуществление ребенком функций организатора игры и повышение на этой основе его потребности в нравственной оценке себя сверстниками — партнерами по игре.

Положительные сдвиги в проявлении регулятивных свойств самооценки, зафиксированные в контрольном эксперименте, свидетельствуют о том, что применявшиеся в исследовании формы оптимизации оценочных отношений старших дошкольников в их игровой деятельности выступили действенными условиями формирования самооценки детей этого возраста.

Выявленные нами особенности самооценки детей и условия ее формирования в дошкольном возрасте позволили сформулировать практические рекомендации, которые были широко апробированы. Результаты апробации свидетельствуют о необходимости внедрения различных форм оптимизации оценочных отношений детей в игре в практику дошкольных учреждений с целью улучшения их работы по нравственному воспитанию подрастающего поколения.

Решение задач, стоящих в области развития самосознания до-т школьников в качестве регулятора их нравственной активности, требует дальнейшего изучения индивидуальных особенностей самооценки детей этого возраста, устойчивость проявления которых обуслоллена по видимо*^ условиями воспитания детей в семье. Изучение этих условий способствовало бы разработке новых методов дифференцированного подхода к детям при формировании их самооценки. а/ средняя группа б/ старшая группа в/ подготовительная группа

Условные обозначения: УПв — уровень притязаний в воображаемых игровых ситааци ях

УПр-уровень притязаний в реальных игровых ситуациях ОГ- оценка группы Ранги ролей: Б — высокий, С — средний, Н — низкий

Динамика уровня притязаний детей 5-7 лет в реальных и воображаемых игровых ситуациях оо’

СО — самооценка, ОГ — оценка группы а д н в/ подготовительная группа

Показатели самооценки и оценки группы в зависимости от возраста детей

Консультация для педагогов «Формирование адекватной самооценки у старших дошкольников»

Ольга Навтолина
Консультация для педагогов «Формирование адекватной самооценки у старших дошкольников»

Известно, как значимо формирование в старшем дошкольном возрасте адекватной самооценки. Адекватная самооценка, уровень притязаний играют важнейшую роль в сформировании личности ребенка. Особенно велико значение адекватного уровня притязаний в подготовке детей к школьному обучению. Но также известно, что ребенок не рождается на свет с определенным отношением к себе. Как и все другие особенности личности, самооценка складывается в процессе воспитания, где основная роль принадлежит семье и детскому саду.

Стоит отметить необходимость согласованности действий детского сада и семьи в формировании адекватной самооценки дошкольников. С этой целью психолог должен организовывать и проводить родительские семинары, например по методике, описанной в книге А. С. Спиваковской «Профилактика детских неврозов». Эти семинары должны помочь родителям не допустить ошибок в воспитательных воздействиях и установках, которые могут негативно отразиться на психике ребенка в целом и на самооценке в частности.

Родители должны помнить об основных правилах в воспитании:

1. Давая негативную оценку действиям ребенка, нельзя говорить: «Ты не умеешь строить, рисовать… подметать». В этих случаях ребенок не может сохранить побуждение к данному виду деятельности, утрачивает уверенность в себе, в своих силах, способностях.

С переживания низкой самооценки, вызванной отношением взрослых, начинается невротическое развитие ребенка.

2. Нельзя позволять, чтобы негативная оценка деятельности ребенка распространялась на его личность, то есть ребенка надо критиковать за его поведение. Оценка личности блокирует развитие ребенка и формирует комплекс неполноценности, а следовательно, и неадекватную заниженную самооценку и уровень притязаний.

3. Очень важна интонация, эмоциональная окраска высказывания, обращенного к ребенку. Дети реагируют не только на содержание, но и на эмоциональную окраску, в которой заключено отношение к ребенку.

4. Недопустимо сравнивать ребенка (его дела и поступки) с кем-то другим, его нельзя никому противопоставлять, такие сравнения являются с одной стороны, психотравмирующими, а с другой — формируют негативизм, эгоизм, зависть.

5. Родители должны создавать такую систему взаимоотношений с ребенком, в которой он будет воспринимать себя только благоприятно (как норму). Лишь в этом случае он может нормально воспринимать чужие успехи, без снижения самооценки.

6. Главная функция семьи заключается в чтобы способность социальной адаптации исходила из его возможностей.

7. В отношениях к ребенку недопустим резкий переход от только положительных оценок к резко отрицательным, от наказующего тона к ласковому задабриванию.

Соблюдение родителями вышеперечисленных правил в воспитании детей обеспечит наиболее благоприятное развитие детской психики, а также формирование адекватной самооценки и уровня притязаний.

Известно, что невозможно работать только над формированием адекватной самооценки. Требуется комплексная коррекционная работа. Особенно это актуально для детей, лишенных родительского попечительства, воспитывающихся в детском доме. В этом случае основная цель психолога, педагогов и других сотрудников (медицинский персонал) — создание оптимальных условий для развития психики ребенка. Особенно важным в достижении этого является преодоление депривации психического развития дошкольников.

Для преодоления ребенком депривационных последствий, для формирования у него положительного осознания себя, уверенности в себе необходимо обеспечить такого малыша теплым отношением взрослых (которое в детском доме столь дефицитно, но особенно необходимо для детей). Ребенку, который перенес разлуку с родителями, который растет и воспитывается без близких, просто необходимо ощущать себя любимым, единственным. Ему нужно знать, быть уверенным, что его, именно его, таким, какой он есть, — любят воспитатели, И только тогда в дошкольнике появится уверенность, положительное отношение к себе, будет формироваться адекватная самооценка, и он будет развиваться как полноценная, гармоничная личность.

Формирование адекватного уровня притязаний лучше всего со старшими дошкольниками реализовывать в игровой деятельности. Мы знаем, что дети, обладающие завышенной самооценкой, отличаются некритичным отношением к себе, они стремятся не замечать неудач, игнорируют замечания взрослых, неадекватно реагируют на оценки. А в отношении к своим сверстникам, напротив, очень критичны, им свойственно стремление обсмеять товарищей за малейший промах, указать на недостатки.

В таких случаях очень эффективно взрослому (воспитателю, психологу) использовать детские игры с карточками-фиксаторами.

Например: взрослый и ребенок с завышенной самооценкой могут поочередно метать мяч в корзину. После каждого попадания, попавший получает карточку (звездочку, флажок). В конце игры подводится итог — подсчитываются карточки: у кого больше, тот победил. Использование карточек-фиксаторов позволит помочь ребенку наглядно убедиться в результатах собственной деятельности, а не игнорировать их. В ходе такой игры используется прием «самокритичный взрослый», когда взрослый на своем примере демонстрирует ребенку правильное отношение к неудачам и успеху, учит ребенка не бояться признать свое поражение и показывает взаимосвязь между стараниями и результатом. Такая позиция взрослого позволяет стать истинным партнером ребенку.

Первоначально педагог должен в 50% случаев давать выиграть дошкольнику. Взрослый может сказать: «Ты выиграл. А мне надо еще потренироваться». В таком случае дошкольник видит, что неудовлетворенный результат воспринимается как мотивация для дальнейших усилий для достижения успеха. Постепенно ребенок начинает сам осознавать свои неудачи как повод для поиска наиболее оптимальной позы, более точных т. е. для саморазвития. Так формируется самокритичность, ребенок начинает прислушиваться к советам, оценкам и адекватно реагировать на них.

Затем взрослый может выигрывать чаще, и ребенок уже не будет стремиться проигнорировать свои проигрыш. Нужно помочь подсчитывая карточки, осознать, что он в этот раз не победил, и в этом нет ничего трагичного или постыдного. Значит, в следующий раз нужно приложить больше старания, потренироваться. Когда школьник уже адекватно реагирует на свои поражения, понимает, что чем больше он старается, тем лучше у него получится, тогда повышается и продуктивность и эффективность деятельности. Так у ребенка и формируются такие черти как целеустремленность, стремление к самосовершенствованию. Дети начинают самостоятельно выбирать для себя новые цели, усложнять задачи, Такие черты характера присуще детям с адекватной самооценкой.

В коррекции нуждаются и дошкольники с заниженным уровнем притязаний. Известно, что они страдают не меньше, а даже больше, чем дети с завышенным уровнем притязаний. Дети с низкой самооценкой отличаются неуверенностью в себе, стеснительностью, робостью. Часто они замкнуты, у них низкий социометрический статус. Они нерешительны и несамостоятельны.

Чтобы помочь такому ребенку, взрослый должен действовать очень осторожно, чтобы не травмировать его. Для начала педагог или психолог может, понаблюдав за ребенком, заняться вместе с ним тем, что он любит делать, что у него получается. За малейшие достижения ребенка нужно хвалить, акцентировать его внимание на успехе. Нужно дать дошкольнику пережить то, чего он лишен в детском коллективе — ситуацию успеха, победы. * Взрослый может проигрывать. Но говоря ребенку что он выиграл (можно также использовать в играх карточки-фиксаторы, для того чтобы ребенок самостоятельно убедился в своей победе, необходимо отметить, почему это удалось ему. Это поможет ребенку увидеть причинно-следственную связь: он выиграл не потому, что он хороший, а потому что он приложил усилия, удачно выбрал позицию, хорошо прицелился и т. п.

Как правило, у детей с заниженным уровнем притязаний низкий социостатус, их не принимают в игры другие дошкольники, т. к. считают, что «ничего не умеют». Поэтому очень эффективно, когда такой ребенок добьется какого-либо успеха, привлекать к положительной оценки других детей. Например:

«Посмотрите, как далеко прыгнул Ваня! Он молодец?» Или: «Дети, вам нравится этот рисунок? Красивый, видно, что тот, кто рисовал очень старался. А выполнил этот рисунок Ваня».

Для повышения статусного положения дошкольника с низким уровнем притязаний необходимо постоянно включать ребенка в игровую деятельность, почаще давать ему поручения (как правило, такие дети очень исполнительны, постепенно давать главные роли в спектаклях, сценках.

Таким образом, у дошкольника появится уверенность в себе, своих способностях, он станет смелым, решительным, общительным. Товарищи по группе станут по-другому относиться к нему, будут приглашать вместе играть. А это, в свою очередь, поддержит уверенность дошкольника в себе, сделает его более активным, инициативным. Но важна гармоничность, согласованность в педагогических и психологических воздействиях, оказываемых на ребенка. Совершенно недопустимо, чтобы в детском саду воспитатель и психолог стремились помочь ребенку повысить самооценку и статусное положение, а дома родители или старшие братья, сестры в силу своей некомпетентности, сводили эти усилия к нулю. Поэтому психологу необходимо проводить семинары, с целью познакомить родителей с обязательными правилами воспитания, соблюдая которые, родители будут помогать своему ребенку полноценно, гармонично развиваться психически.

Формирование самооценки у детей старшего дошкольного возраста Значительное число работ в психологии посвящено развитию самооценки у человека. Самооценка может быть адекватной и неадекватной. Неадекватная.

Статья «Некоторые особенности самооценки школьников с умственной отсталостью» Самооценка в дошкольном возрасте у умственно отсталых детей не развита. Если дети и отвечают на вопросы, задаваемые с целью выяснения уровня.

Формирование адекватной самооценки у старших дошкольников с задержкой психического развития

Аннотация. В статье раскрывается понятие самооценки, ее структура и функции; рассматриваются особенности самооценки детей старшего дошкольного возраста с ЗПР; показаны результаты первичной диагностики, по результатам которой разработана коррекционно-развивающая программа.
Ключевые слова: самооценка, старший дошкольный возраст, задержка психического развития, формирование.

В настоящее время рост числа детей с отклонениями в развитии, испытывающих вследствие этого трудности в обучении, растет. Все чаще в детских садах встречаются дети с задержкой психического развития (ЗПР). У таких детей происходит неполноценное развитие личности.

Анализ существующих исследований показывает, что в качестве значимого условия развития личности в целом выступаетсамооценка,которая в свою очередьвлияет на поведение и деятельность человека и на его взаимоотношения с другими людьми.

Известно, что самооценка занимает центральное место в процессе развития самосознания, обеспечивает единство, стабилизацию и целостность личности. При этом она включена во множество связей и отношений с другими психологическими образованиями, каждый из которых вносит свой вклад в её формирование и вместе с тем направляется её непосредственным воздействием.

Гипотеза исследования: проведение коррекционно-развивающей программы способствует формированию адекватной самооценки у старших дошкольников с ЗПР.

База исследования: МБДОУ ДС № 20 компенсирующего вида г. Челябинска.

Понятие «самооценка» в психологии многогранно. Ученые и исследователи постепенно расширяют и углубляют это понятие.

Основателем разработки проблемы самооценки является Уильям Джеймс (1890). Он считает, что самооценка является эмоциональным образованием и видит в ней неудовлетворенность или удовлетворенность субъекта собой. У. Джеймс под самооценкой понимает самоотношение [цит по 1]. Л. С. Рубинштейн под самооценкой понимает стержневое образование личности, которое строится на оценках индивида другими и его оценивании этих других. Самооценка рассматривается в виде основной структуры личности. Основу самооценки представляют ценности, принятые личностью и на внутри личностном уровне определяют механизм саморегуляции поведения [1].

Чеснокова И. И. определяет, что «самооценка – достаточно сложное образование человеческой психики». Автор указывает на наличие в структуре самооценки когнитивных аспектов, связанным с оцениванием, сопоставлением собственных личностных качеств, и ценностно-ориентировочной составляющей результата становления личности человека и его представлений о значимости тех или иных качеств личности, их ценности для достижения успехов их моральной оценки обществом. «Содержание самооценки многоаспектно, так же как сложна и многоаспектна сама личность. Оно охватывает мир ее нравственных ценностей, отношений, возможностей. Единая целостная самооценка личности формируется на основе самооценок отдельных сторон ее психического мира. Каждый из компонентов самооценки имеет свою линию развития, а также различные уровни осознанности. Формы взаимодействия самооценок разнообразны и нередко находятся в конфликтных отношениях, что выражается в постоянных поисках личностью себя, внимания на своем внутреннем мире [2].

Н. И. Сарджвеладзе выделяет шесть основных функций самооценки [3]:

1) Функция «зеркала» (отображения себя) — заключается в том, что человек отражает сознание окружающих, переносит свое «отражение» вовнутрь. (Можно предположить — с целью самоотображения и самокоррекции).

2) Функция самовыражения и самореализации.

3) Функция саморегуляции и самоконтроля. Лишь имея сложившиеся представления о себе и определенным образом относясь к себе, личность способно регулировать и контролировать свою деятельность.

4) Функция сохранения внутренней стабильности «Я» (внутренняя согласованность).

5) Функция интракоммуникации. Для себя собой личность выступает в виде социума, взаимодействуя с самой собой и вступая в «диалог».

6) Функция психологической защиты.

Исследования М. И. Лисиной и др. показывают, что в дошкольном возрасте развитие самооценки идет по пути изменения глобально-позитивного отношения ребенка к себе. Таким образом, по мнению М. И. Лисиной, к концу дошкольного возраста начинается процесс интеллектуализации самооценки ребенка [4].

И. С. Кон считает, что самооценка тесно связана с уровнем притязания на признание. Уровень притязания — это желаемый уровень самооценки личности. Оценка дошкольником самого себя во многом зависит от оценки его взрослости. Дошкольники оценки взрослых преломляют через призму тех установок и выводов, которые подсказывает им их опыт [5].

У старших дошкольников с ЗПР отмечается неадекватный уровень самооценки.

В работах Р. Д. Триггера и др. отмечается, что самооценка старших дошкольников с ЗПР может характеризоваться как неадекватно завышенная вследствие менее развитых компенсаторных и психозащитных возможностей по сравнению с нормально развивающимися сверстниками. Р. Д. Триггер пишет, что ребенок с ЗПР не сравнивает себя с другими детьми, не видит, чем он лучше сверстника, в чем равен ему, в чем отстает. Это приводит к тому, что уже в начале школьного обучения ребенок обижается на учителей и на одноклассников. Если же коррекционная работа с такими детьми не ведется, то к середине младших классов у детей с ЗПР завышенная самооценка изменяется на заниженную. У них появляется стремление уйти от ситуации школьного обучения, увеличивается нежелание общаться со сверстниками [6].

Таким образом, важнейшей проблемой, связанной с неадекватной самооценкой старших дошкольников с ЗПР, является ее коррекция (коррекция – процесс обнаружения отклонений в ожидаемых результатах деятельности и внесения изменений в ее процесс в целях обеспечения необходимых результатов [7, 8]; психологическая коррекция – направленное психологическое воздействие на определенные психологические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования индивида [9], а также формирование адекватной самооценки (формирование – процесс, в ходе которого под целенаправленными воздействиями возникают отвечающие требованиям действия и качества человека [10]).

Материалы и методы

Исследование уровня самооценки старших дошкольников с ЗПР проходило в естественных условиях учебно-воспитательного процесса МБДОУ ДС № 20 компенсирующего вида г. Челябинска.

Методы, используемые в исследовании:

— теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, синтез, обобщение, моделирование.

— эмпирические: констатирующий и формирующий эксперимент, тестирование, обработка результатов исследования.

— методы математической статистики.

Результаты

Опытно-экспериментальное исследование проводилось на базе МБДОУ ДС № 20 компенсирующего вида г. Челябинска в старшей дошкольной группе. В исследовании принимали участие 10 воспитанников, среди них 5 мальчиков и 5 девочек в возрасте 6 лет. Особенность детей в том, что они все с задержкой психического развития.

Для проведения эксперимента были использованы три методики. Все методики проводились индивидуально.

Первой была проведена методика «Лесенка» (В. Г. Щур).

Описание теста

Цель: выявить систему представлений ребенка о том, как он оценивает сам себя, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой.

Методика дает возможность выявить причину, которая сформировала (формирует) ту или иную самооценку, чтобы в дальнейшем в случае необходимости начать работу по коррекции трудностей, возникающих у детей. Каждому ребенку дается бланк с нарисованной лесенкой, ручка или карандаш.

Инструкция: «Вот лесенка. Если на ней расположить всех ребят, то здесь (показать первую ступеньку, не называя ее номер) будут стоять самые плохие ребята, тут (показать вторую и третью) – плохие, здесь (показать четвертую) – ни хорошие, ни плохие ребята, тут (показать пятую и шестую ступеньки) – хорошие, а здесь (показать седьмую ступеньку) – самые хорошие. На какую ступеньку ты поставишь себя? Объясни почему».

По результатам данной методики были выявлены следующие результаты (рис. 1).

Рисунок 1 — Результаты исследования уровня общей самооценки старших дошкольников с ЗПР по методике «Лесенка»

По результатам изучения общей самооценки по методики «Лесенка» оказалось, что средний уровень у 30%, т.е. у 3 детей., низкий уровень самооценки выявлен у 10%, т.е. у 1 ребенка, высокий уровень самооценки выявлен у 60%, т.е. у 6 детей.

Следующая методика — «Нарисуй себя» (А. М. Прихожан).

Цель: выявить уровень самооценки ребенка, отношение к себе.

Ребенку дается стандартный лист белой нелинованной бумаги, сложенный пополам, четыре цветных карандаша — черный, коричневый, красный и синий. Первая страница остается чистой, здесь после проведения работы записываются необходимые сведения о ребенке. На второй, третьей и четвертой страницах в вертикальном положении сверху большими буквами напечатано название каждого рисунка — соответственно: «Плохой мальчик/девочка» (в зависимости от пола ребенка), «Хороший мальчик/девочка», «Я сам(а)».

Инструкция: «Сейчас мы с вами будем рисовать. Сначала мы нарисуем плохого мальчика или плохую девочку. Будем мы его рисовать двумя карандашами — коричневым и черным. Чем хуже будет мальчик или девочка, которого вы нарисуете, тем меньше должен быть рисунок. Совсем плохой займет очень мало места, но все равно должно быть ясно, что это рисунок человека».
После того как дети закончили рисовать, дается следующая инструкция: «А теперь мы нарисуем хорошего мальчика или хорошую девочку. Рисовать мы их будем красным и синим карандашом. И чем лучше будет девочка или мальчик, тем больше должен быть рисунок. Очень хороший займет весь листок». Перед третьим рисунком дается такая инструкция: «На этом листочке пусть каждый из вас нарисует себя. Себя вы можете нарисовать всеми четырьмя карандашами.»

По результатам данной методики были выявлены следующие результаты (рис. 2).

Рисунок 2 — Результаты исследования уровня самооценки старших дошкольников с ЗПР по методике «Нарисуй себя»

Анализ результатов по данной методике показал, что у 30%, т.е. 3 человек, адекватный уровень самооценки. У 50%, т.е. 5 детей, уровень самооценки завышенный. У 20%, т.е. у 2 детей уровень самооценки заниженный.

Заключительная методика – «Какой я?» (Р. С. Немов)

Цель: определение самооценки ребёнка-дошкольника

Инструкция: Экспериментатор, пользуясь представленным протоколом, спрашивает у ребёнка: «Как ты сам себя воспринимаешь и оцениваешь по десяти различным положительным качествам?»

Оценки, предлагаемые ребёнком самому себе, проставляются экспериментатором в соответствующих колонках протокола, а затем переводятся в баллы.

По результатам данной методики были выявлены следующие результаты (рис. 3).

Рисунок 3 – Результаты исследования уровня самооценки старших дошкольников с ЗПР по методике «Какой я?»

Анализ результатов по данной методике показал, что у 60%, т.е. у 6 детей высокий уровень самооценки. Средний уровень самооценки выявлен у 30%, т.е. у 3 детей. Низкий уровень самооценки выявлен у 10%, т.е. у 1 ребенка.

Таким образом, проанализировав результаты констатирующего эксперимента, мы можем сделать вывод о том, что у 60 %, т.е. у 6 человек самооценка неадекватная и чаще завышенная. Дети, имеющие неадекватно завышенную самооценку, переоценивают себя, свои качества и возможности, у них не развита самокритика. При этом уровень притязаний у этих детей либо находится на одном уровне с самооценкой, либо превышает ее. Завышенная самооценка является отрицательным показателем при формировании «Я — концепции». На основе полученных результатов будет разработана программа и модель формирования адекватной самооценки у старших дошкольников с ЗПР.

Вывод. По результатам проведенных методик для исследования уровня самооценки у старших дошкольников с ЗПР было выявлено, что у 60% детей (больше половины группы) уровень самооценки завышен. Это является основой для разработки программы коррекции.

Ссылки на источники

  1. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2006, — 713 с.
  2. Чеснокова И. И. Проблема самосознания в психологии. — М.: Наука, 1977, 143 с.
  3. Сарджвеладзе Н. И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. — Тбилиси, 1989. — 288 с
  4. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. — М.: Просвещение, 1986. — 144 с.
  5. Кон И. С. В поисках себя: личность и ее самосознание — М., Политиздат 1984. — 210 с.
  6. Триггер С. Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития. — СПб.: Питер, 2008. — 192 с.
  7. Долгова В.И. Формирование воображения у дошкольников: программа, результаты, рекомендации // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2014. № 11 (117). С. 191-196.
  8. Долгова В. И., Журбенко С. С. Пантомимическая активность как детерминанта телесно-психического здоровья дошкольников// Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. 2012. №4 (24). С. 60-62.
  9. Долгова В.И., Гольева Г.Ю., Крыжановская Н.В. Инновационные психолого-педагогические технологии в дошкольном образовании/монография. – М.: Издательство Перо, 2015. – 192 с.
  10. Долгова В.И., Попова Е.В. Инновационные психолого-педагогические технологии в работе с дошкольниками /монография. – М.: Издательство Перо, 2015. – 208 с.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2006, — 713 с.

Чеснокова И. И. Проблема самосознания в психологии. — М.: Наука, 1977, 143 с.

Сарджвеладзе Н. И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. — Тбилиси, 1989. — 288 с

Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. — М.: Просвещение, 1986. — 144 с.

Кон И. С. В поисках себя: личность и ее самосознание — М., Политиздат 1984. — 210 с.

Триггер С. Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития. — СПб.: Питер, 2008. — 192 с.

Долгова В.И. Формирование воображения у дошкольников: программа, результаты, рекомендации // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2014. № 11 (117). С. 191-196.

Долгова В. И., Журбенко С. С. Пантомимическая активность как детерминанта телесно-психического здоровья дошкольников// Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. 2012. №4 (24). С. 60-62.

Долгова В.И., Гольева Г.Ю., Крыжановская Н.В. Инновационные психолого-педагогические технологии в дошкольном образовании/монография. – М.: Издательство Перо, 2015. – 192 с.

Долгова В.И., Попова Е.В. Инновационные психолого-педагогические технологии в работе с дошкольниками /монография. – М.: Издательство Перо, 2015. – 208 с.

Особенности самооценки старших дошкольников