Ребенок в 1 классе не хочет учиться

Тоже про первый класс

В школу пошли неплохо.
А дальше — началось с того, что мальчишки, так сказать «банда» бьют моего ребенка. Он стал защищаться, папа поддерживал такую позицию. Я, в общем, тоже. Учителю говорила, предлагала поговорить с мамами этих детей, с родителями, надо же извиниться, нет? Учительница мне отвечала, что она все эти ситуации разбирает в классе, и что я, конечно, если хочу, могу обратиться в травмпункт и далее в полицию. Но где я и где полиция. Не обратилась. Однако, обратилась другая мама.
С заявлением, что мой ребенок побил ее мальчика и у него сотрясение мозга. Сотрясение было подтверждено справкой из платного детского центра. Подписи невролога, окулиста и педиатра. Снимков – нет. В школе сняли видео с наблюдения, где видно, что «пострадавший» ребенок ударил моего первым, мой – дал сдачи. После этого были приглашения в полицию. Я не пошла. Потом было родительское собрание. На котором из моего сына сделали чуть ли не монстра. Отдельными штрихами опишу мнения других родителей «он опасен» «а что если он захочет ударить наших детей ножницами, скоро у них будут такие уроки» «а как же он будет ходить на лыжах, лыжи это так опасно» и так далее и тому подобное. На собрании присутствовала директор. Инспектора пдн, которая сказала, что 1. мальчик дал сдачи, он не монстр отнюдь 2. справка не является подлинной, т.к. нет а – снимка б – официального заключения 3. история мутная, потому что мальчик в школе не падал, что видно на видео, а после школы ходил на карате. И показаний того, что на тренировке «ничего не было» в деле нет, тренер отказался давать показания. Так вот, инспектора директор ласково завернула «спасибо, можете идти, мы дальше сами разберемся». А дальше началась травля с предположениями, что мой ребенок будущий и наркоман и уголовник. Конечно, хотели, чтобы я ребенка из школы забрала. Но куда? Перевела в другой класс.

Чего оказалось то. В предыдущем эта «банда» так и орудует, хотят еще одного ребенка из класса убрать, мешает он им учиться. Но тихий, сдачи не дает, мама работает, бабушка его приводит и уводит. Мне жаль, но. Не о том речь. Задела предыдущая тема.

В другом классе родители более адекватные, учитель – более равнодушный, мужчина. И началось у моего сына с ним противостояние. Из последнего, например, учитель не пустил сына переодеваться в классе, как опоздавшего с завтрака, ребенок переодевался в раздевалке на первом этаже на урок физкультуры. А вечером «побил» Сашу. Ставлю в кавычках, потому что никаких следов нет, и не было, просто толкнул, как оказалось. Но паника в голосе учителя (! мужчины) и круглые глаза родителей, встречавших детей из школы, я увидела. Мы перешли в новый класс со 2 четверти, и за вторую четверть все успели убедиться – на уроки ходила и я и другие родители – что никого ребенок не бьет, сам первый не лезет. Ездили на экскурсию, все нормально.
А теперь проблема. Не работает на уроках. То есть как, под настроение. Может и да, а может и нет. Последние три дня – нет. Совсем. Меня вызывали в школу, психолог объяснила, что у ребенка «протест» (ну еще бы. У меня тоже!) и что они не справляются. Чтобы я приходила и сидела с ним, заставляла его работать.
Психолог, а после случая в первом классе мы обратились за помощью, понравилось, ходим, — говорит, чтобы я не ходила в школу. Они должны справляться сами, ребенок должен справляться сам.
Я, как мама, хоть и работающая, хочу пойти, хотя бы день посмотреть. Но чего-то боюсь, что ли. Что не поможет это, вот чего боюсь. Скажут – не слушает нас, не слушает и вас.

Вопрос. Что делать? Идти говорить с учителем? Так о чем говорить, если не о чем говорить. Если человек не понимает. И понимать не хочет. У директора настрой однозначный, что будущий преступник и наркоман. Она мне прямо это говорила. Чтобы я забирала ребенка из «ее школы». Есть мысли обратиться в рано и прокуратуру. Но будет ли толк, вот в чем вопрос.
В первом классе сын учился хорошо, проблем с учебой не было. Тут. Тут как тут. Посоветуйте мне что-нибудь, а. А то голова кругом.

Снова в 1 класс? Дизграфия

пробую еще раз)
Каждый ребенок, обучаясь письму, сначала допускает немало ошибок, но довольно быстро избавляется от них. Если обучать письму начинают с 5 или с 4 лет, то ошибки могут сохраняться вплоть до начала регулярного обучения в школе, и это следует рассматривать как норму. В дошкольном возрасте ребенок по своим языковым и умственным способностям не в состоянии усвоить основной набор правил правописания. Он пишет так, как произносит слова: малако, пабижал, дарагая и т. п.

Кроме того, для дошкольника изображение буквы довольно долго воспринимается так же, как картинка, рисунок, а не символ, знак. Для предметного изображения, как известно, неважно, как оно расположено на горизонтальной оси, повернуто оно вправо или влево, зеркальное изображение предмета воспринимается равноценно с оригиналом. Для символа же все принципиально иначе: зеркальное изображение буквы перестает быть знаком, теряет всякий смысл. Поэтому в письме дошкольников так часто встречаются зеркально изображенные буквы наряду с правильными: С и Э, Р и Ч, Я и R, И и N. Кроме того, нередко встречаются такие ошибки, как пропуски букв, чаще — гласных, слитное написание двух слов — насто-ле, влесу. Уже к середине первого класса ошибок встречается сравнительно мало. Закономерны и правомерны на первом году обучения орфографические ошибки, когда ребенок не учитывает тот факт, что в некоторых словах буквенная запись не совпадает с тем, как мы произносим слово.

Таким образом, временные, преходящие ошибки в начальный период овладения письмом нельзя считать нарушением, это закономерное явление. При овладении любым навыком ребенок сначала допускает много ошибок, сбивается и лишь постепенно, через определенное время достигает совершенства. Однако навык письма у одних детей формируется быстро и легко, у других — требует значительных усилий, а у некоторых — без специальной помощи логопеда остается несовершенным очень долго, а иногда — всю жизнь.

Именно последний случай из вышеперечисленных принято расценивать как «нарушения письма». Нарушения письма обычно связаны с одной из трех проблем, которые ребенок решает при обучении. Ему необходимо научиться:

• во-первых, правильно изображать буквы;
• во-вторых, правильно выбирать буквы для обозначения ясно слышимых звуков в слове, когда мы пишем «так, как слышим»;
• в-третьих, выбирать буквенные символы для обозначения неясно слышимых звуков или вопреки тому, какой звук слышится в слове.

Одним из примеров является правописание безударных гласных или оглушаемых согласных, то есть в соответствии с правилами орфографии. Например, мы произносим грип, а пишем гриб, говорим малако, а пишем молоко.

Ошибки в письме, низкая успеваемость по русскому языку может быть вызвана нерадивостью ученика, отсутствием у него интереса к учебе, многочисленными пропусками уроков, низкими общими способностями. Такие проблемы решаются относительно легко. Наряду с этим существуют патологические, стойкие трудности в письме. В логопедии различают два вида нарушений письма — дисграфию и дизорфографию.

Дизграфией называют неспособность писать ясно слышимые звуки. Она может проявляться в заменах так называемых парных согласных (П-Б, Г-К, С-3, ЛЬ-Л, С-Ш) , смешении букв, сходных по начертанию (д-б, п-т, и-ш, л-м и др.), пропусках букв, слитном написании слов, раздельном написании приставок, разделении слова на два фрагмента, в отсутствии заглавных букв в начале и точки в конце предложения. Подобные ошибки возникают у тех детей, которые недостаточно четко различают близкие по звучанию звуки речи (так называемые парные согласные), недостаточно хорошо владеют навыком так называемого фонематического анализа, то есть не могут расчленить целостно звучащее слово на последовательность отдельных звуков (их называют фонемами).

Эти трудности удается преодолеть лишь после продолжительной (1-2 года) коррекционной работы с логопедом. Быстрее и легче удается помочь ребенку, если еще до начала обучения в школе удалось выявить признаки риска и провести профилактическую, предупредительную работу с логопедом. Для того чтобы эти признаки риска обнаружить, ребенка необходимо обследовать у логопатолога или логопеда.

Дизорфография проявляется в том, что ребенок испытывает стойкие трудности в овладении правилами правописания и их использовании. Многие из таких детей, даже зная правила (например: правописание безударных гласных в корне слова, правописание оглушаемых согласных в конце слова), продолжают делать ошибки. Причина заключается в том, что они не замечают самих орфограмм, то есть тех звуков, которые звучат при произношении неопределенно, не так, как их нужно обозначать буквами. Например, мы говорим корова, а пишем корова, произносим вада, а пишем вода, говорим пирок, а пишем пирог. Ребенок с дизорфографией не чувствует ритмическую структуру слова, не замечает, например, наличия безударных гласных. Поэтому и такие дети нуждаются в помощи логопеда. С помощью специальных упражнений приходится вырабатывать у них чуткость к ударности/безударнос­ти, формировать умение выделять корень, приставку, суффикс, подбирать однокорениые слова. Тогда ребенок не только знает правила, но и начинает успешно пользоваться ими. 25.02.2009 00:25:00, солощ

Что делать если первоклассник не хочет учиться?

Автор: Инна Франк

1 сентября ваш малыш стал первоклассником. Букеты хризантем, новая школьная форма — и новая взрослая жизнь.

Когда через 2-3 месяца оказывается, что ваш ребенок не хочет идти в школу 1 класс, плачет и отказывается делать домашнее задание, вас охватывает паника «Что делать?»

Почему первоклассник не хочет учиться:

  • Не справляется со школьной программой
  • Неинтересно учиться
  • Не комфортно находиться в школе из-за одноклассников или учителя
  • Личные комплексы
  • Ученик начальной школы не справляется с программой

    По данным психологов, первоклассник в начале своей учебы имеет завышенную самооценку. Выйдя из ворот детского сада, где его «холили» и «лелеяли», он уверен, что школьная жизнь — это прекрасное продолжение детского сада с абстрактным понятием «учеба».

    В реальности же получается, что ребенок фактически не готов впитывать знания и таким образом отстает от одноклассников. Это вызывает у него огорчение, стресс и ответную реакцию — он не хочет ходить в школу.

    В этом случае родителям надо помочь начинающему ученику делать уроки. Важно ребенка не упрекать в неуспеваемости, не сравнивать с другими детьми, не ругать за ошибки.

    В первом классе необходимо правильно выстроить дневной распорядок. Для рационального и гармоничного развития и учебы необходимо учесть следующее (советы психолога):

    1. После школы необходим отдых не менее 1,5-2 часов.
    2. Уроки следует начинать с того предмета, который наиболее интересен ребенку, далее перейти к более сложным предметам, закончить легким.
    3. Делать небольшие переменки, придерживаться «детского» темпа
    4. Хвалить ученика даже по мелочи. Вселять уверенность.
    5. Помогать не усердствуя. Подсказывать, направлять, наводить на мысль. Не делать вместо него.
    6. Вечером делать прогулки на свежем воздухе.
    7. Ложиться спать не позднее 21 часа.
    8. Перед сном исключить возбуждающие факторы: компьютерные игры, просмотр телевизора.
    9. Помочь медицинскими препаратами, снимающими стресс, улучшающие мозговую деятельность. Для этого обратитесь к неврологу в вашей поликлинике, он подскажет средство, наиболее подходящее вашему ребенку. Не забывайте про витамины, но не покупайте сами. Сдайте анализ на витамины, например, в «Инвитро», и с результатами анализа посетите с ребенком врача.
    10. Ребенку неинтересно учиться

      Это наиболее распространенная причина среди современных первоклассников. Многие из них пришли в школу прекрасно подготовленными, с программой справляются хорошо. Но — им неинтересно. У малыша отсутствует мотивация. Он не понимает, для чего все это нужно. Разговоры и запугивания родителей про то, что «если не будешь хорошо учиться, пойдешь работать дворником», не находят отклика в душе первоклашки.

      Все эти перспективы «поступить в институт», «зарабатывать много денег», «стать успешным человеком» — для него пустой звук. Он не живет будущим, он живет настоящим. Игрушками, компьютерными играми, прогулками с друзьями.

      Совет психолога — превратить процесс учебы в увлекательное занятие. В этом помогают игровые формы обучения. Каждый родитель может с этим справиться. А также существует много вспомогательных материалов. По многочисленным отзывам родителей, рекомендуем интерактивную игру «Письма из сказки». В игровой форме ребенок сам ведет уроки, сам объясняет, сам ставит оценки — это всё в детективной сказке!

      Ребенку плохо в школе из-за одноклассников или учителя

      Если вы выяснили, что причина нежелания пойти на занятия в том, что малыш еще не влился в коллектив, надо помочь с этим. Для этого необходим тесный контакт с учителем. Старайтесь принимать участие вместе с ребенком во внешкольной жизни детей. Войдите в контакт с другими родителями. Присмотритесь, к кому из ребят тянется ваш ребенок, помогите завести друзей.

      К сожалению, случается, что маленький ученик не ладит с большим и умным учителем. Забота родителя это заметить и вмешаться. Учитель вполне может оказаться непрофессиональным, суровым, равнодушным.

      Добрый, располагающий к себе учитель — один из важнейших факторов комфортабельной жизни младшеклассников. Ведь малыши только отошли от материнской опеки. Им важно также и в школе получать душевное тепло. Если учитель суров, жесток, прагматичен, «холоден» — задумайтесь о переходе в другой класс.

      У некоторых родителей бытует такое мнение: «Учительница очень строгая, зато дает хорошие знания». У таких учительниц дети выдрессированы и послушны. Но «почему-то» потом ненавидят школу.

      В начальной школе в первую очередь важно следующее:

    11. Безболезненное взросление детей, переход в разряд «учеников».
    12. Социализация детей, гармоничное вливание во взрослое общество.
    13. Получение навыков получения знаний, самодисциплина, самоконтроль.
    14. Ребенок комплексует

      Если у малыша есть какие-то внешние особенности или он каким-то образом отличается от других ребят, у него могут возникнуть проблемы с одноклассниками. Он подвергается высмеиванию и нападкам. Это серьезная проблема, которую надо решать сообща с учителем, школьным психологом или даже с администрацией школы. Провести классный час, научить детей терпимо относиться к различиям всякого рода.

      Если ситуация не изменится — не бойтесь менять класс или школу. Защищайте ребенка, несмотря ни на что. Не допускайте мысли: «Стерпится — слюбиться». Не нужно маленькому человеку с самого начала своей жизни привыкать к унижению и обиде.

      Есть более простые причины закомплексованности — это внешний вид. Дети обращают на это большое внимание — неопрятная школьная форма, «немодный» фасон пиджака, «не та» прическа. Нам, взрослым, кажется, что это бытовые мелочи.

      Но для первоклассника это может стать серьезной проблемой в общении со сверстниками. Он может чувствовать себя неполноценно, ущербно. Обратите на это внимание. У вашего ученика по возможности все должно быть как у всех.

      Общие советы родителям первоклассников

      Помогайте в меру

      Подчас родители перегибают палку с желанием помочь ребенку в учебе. Процесс подготовки к урокам превращается в то, что уроки делает мама или папа, а первоклассник делает все механически, не вникая и не запоминая.

      Далее родители не дают ребенку самому подготовить портфель. Таким образом, лишая возможности взрослеть и брать ответственность на себя. В данном случае хочется дать родителям совет: если вы переживаете о наличии всех необходимых учебников в портфеле, просто незаметно перепроверьте малыша. Ребенок не хочет учиться, потому что за него учатся родители.

      Чаще хвалите

      Похвала — одна из наилучших мотиваций. Дает возможность юному ученику поверить в свои силы, стать более смелым, спокойным и соответственно учиться лучше.

      Не сравнивайте с другими детьми

      Одна из наиболее плохих тактик родителей, которая убивает в ребенке всякую инициативу, вселяет неуверенность, награждает комплексами «я самый плохой». В этой тактике нет ни одного плюса. Родителям следует понять одно: в мире нет одинаковых детей. Умный учитель на вздохи родителей, что их «девочка в ноябре так и не умеет читать», ответит: «Ничего страшного, будет читать в декабре, или даже в марте. Вы видели где-нибудь человека, который не умеет читать?»

      Рано или поздно это случится — не так важно. Но также важно, чтобы ребенку было в школе хорошо и спокойно.

      Что главное для родителя — отличные успехи в учебе или счастье малыша?

      Подумайте над ответом.

      Если все-таки второе — не давите на своего сына или дочь. Сделайте так, чтобы им нравился процесс учебы, факт хождения в школу, подготовка домашнего задания в уютной семейной обстановке.

      Найдите отдушину

      Учеба — тяжелая штука, взрослые знают по себе. Семилетние дети из мира сказок и игр попадают в суровый новый мир, где главенствует слово «надо». Им тяжело как физически, так и психологически.

      Облегчить такое положение поможет новое веселое увлечение — рисование, танцы, каратэ или что-то еще. Главное, чтобы это был не выбор родителя — а пожелание самого первоклассника. На таких дополнительных занятиях ребенок получает разрядку, сбрасывает напряжение.

      А также важно сохранить в жизни ребенка все то, чем он особенно дорожил в своей прежней дошкольной жизни. Встречайтесь со старыми друзьями, играйте в любимые игры, гуляйте, прыгайте и балуйтесь. Ведь нашим ученикам — всего 7 лет, первый класс. И быть тихими, усидчивыми и послушными им просто невозможно, это против их природы. Не забывайте об этом!

      Полезная литература на эту тему

      По многочисленным положительным отзывам родителей рекомендуем:

      Детский психолог и колумнист журнала «Сноб» Екатерина Мурашова, обладающая талантом поправлять семейное здоровье не только на консультации, но и с помощью печатного слова. Номинирована на премию шведской писательницы Астрид Линдгрен.

    15. «Ваш непонятный ребёнок»
    16. «Все мы родом из детства»
    17. «Лечить или любить?»
    18. «Дети-тюфяки и дети-катастрофы. Гипердинамический и гиподинамический синдромы»
    19. «Любить или воспитывать?»
    20. Юлия Борисовна Гиппенрейтер, советский и российский психолог. Профессор МГУ.

      В ее книгах рассматриваются вопросы: Как построить нормальные отношения с ребенком? Как заставить его слушаться? Можно ли поправить отношения, если они зашли в тупик?

      • «Общаться с ребенком. Как?»
      • «Продолжаем общаться с ребёнком. Так?»
      • «Поведение ребенка в руках родителей»
      • Людмила Владимировна Петрановская, детский психолог, писатель, получившая известность после выхода книг, предлагающих младшему школьнику разнообразные советы в затруднительных ситуациях.

      • «Тайная опора. Привязанность в жизни ребенка»
      • «Если с ребенком трудно»
      • «Что делать, если…»
      • Как быть, если ребенок не хочет учиться?

        Наверняка многие родители сталкивались с проблемой, когда ребёнок не хочет учиться. Зачастую мы, взрослые, при возникновении любых проблем с ребенком склонны винить в этом самого ребенка: «он ленив, раз не хочет делать уроки», «ничего его в этой жизни не интересует», «все делает не так, как надо», «игнорирует наши мудрые советы». Может, мы делаем что-то не так, раз не получаем желаемого результата?

        Как выяснить причину?

        Если ребенок не хочет учиться, то:

        Подумайте об этом без лишних эмоций

        Недаром говорят: «Холодный ум – достоинство мудреца, не кипятись, не горячись никогда». Давно известно, что все сложности легче решаются в спокойном, уравновешенном состоянии. Ребенку очень важно знать, что его родитель мудр, спокоен и уверен в успехе.

        Выясните причину нежелания учиться

        Основными причинами отказа от обучения являются:

      • ссоры с одноклассниками,
      • конфликты с педагогом или антипатия к педагогу,
      • неинтересные предметы (скука),
      • неподходящий режим дня (например, трудно вставать утром),
      • хроническая усталость, стресс,
      • надоело учить уроки и др.
      • Само собой, как следователь, выяснять причину не стоит. Если вы спросите ребенка: «Ну, с кем ты опять поссорился?» или «Что, опять у тебя учительница – дура?» — у вас решить проблему не получится. Ребенку и так сложно заново возвращаться в травмирующую ситуацию, а от него еще и требуется рассказать о ней.

        Разговор не должен выглядеть спланированным: заговорите с ребенком о школе между прочим. Например, посмотрите вместе детский фильм про школу, так вы можете обсудить нерадивых учеников, сердитых преподавателей, конфликты между учащимися.

        Позвольте ребенку выразить свое отношение к той или иной ситуации, и только потом узнайте, как обстоят его школьные дела. Похожи ли его учителя на учителей в этом фильме? Какие они – лучше, хуже, внимательнее, мудрее?

        Пусть он сравнит учеников в фильме со своими одноклассниками, а школу из фильма – со своей. А возможно, он вообще расскажет о том, что задают так много уроков, что голова постоянно болит и хочется убежать в чистое поле, как сделали дети в этом фильме.

        И вот вы выяснили причину — но как же сделать так, чтобы у ребенка появилось желание ходить в школу и учиться? Об этом мы расскажем далее.

        Ссоры с одноклассниками

        Андрей – очень бойкий мальчишка. Чуть что – сразу пускает кулаки в ход. От его кулаков страдает весь класс. Одноклассники тоже не остаются в долгу – Андрей постоянно ходит с синяками и шишками. Родители поначалу не придавали этому значения – все мальчишки дерутся. Пока однажды Андрей не отказался идти в школу: накануне его сильно избили «враги».

        Наиболее распространенное поведение многих родителей – физическое наказание за драки. Но такое наказание не устраняет самой причины конфликта, ребенок становится более хитрым, более осторожным, чтобы его не наказывали в будущем. Что же делать?

      • Принять чувства ребенка: «Ты был очень разозлен на него?»
      • Указать способ правильного поведения: «Если тебе что-то не нравится, ты можешь сказать ему об этом словами, а не кулаками».
      • Указать личное мнение, без оскорблений личности: «Драки мне не по душе».
      • Описать свои ожидания: «Я верю, что ты будешь действовать с миром».
      • Вместе подумать, как можно исправить ситуацию: «Ты можешь быть более дружелюбным с одноклассниками? Тогда они не будут считать тебя драчуном. Можешь подойти к учителю и сказать о своем решении».
      • Предложить альтернативу драке. Если драка назревает, можно сказать сопернику: «Я так рассержен!» — и побоксировать воздух, чтобы дать разрядку рукам. Придумайте свои варианты альтернативы.
      • Конфликты с педагогом

        «Ненавижу химичку, — кричит, возвратясь из школы, Дима, — она просто дура!» — «Как ты можешь так говорить об учительнице? — возмущается в ответ мама. — Этот человек намного старше тебя, и ты должен ее уважать!» — «Она мне поставила двойку ни за что!» — «А что ты такого сделал?» — «Я всего лишь забыл дома учебник!» — «А чего ты ожидал, если приходишь на урок неподготовленным?» — «Ничего ты не понимаешь! Не пойду больше в школу!» – кричит Дима и скрывается за дверью.

        Многим родителям проще игнорировать чувства ребенка, автоматически вставая на защиту репутации учителя. Некоторые и вовсе соглашаются с мнением детей: «А твоя училка и вправду – дура», также игнорируя чувства ребенка и разрешая ему нелицеприятно отзываться о старших. Покажем на примере, как следует поступить:

      • Я ненавижу химичку! Она просто дура!
      • Похоже, ты зол (принимаем чувства ребенка).
      • Она мне поставила двойку за то, что я забыл учебник.
      • Да, неприятно вышло (применяем способ активного слушания). А тебе хотелось бы не забывать? (моделируем начало альтернативы).
      • Да. Может быть. Я могу проверять учебники перед выходом (ребенок сам находит решение).
      • Ну вот, ты и разработал собственную стратегию (вывод).
      • Скучные предметы или лень-матушка

        Лень обычно распространяется на скучные и неинтересные для ребенка предметы. Главная задача родителя – превратить отношение к учебному процессу как к чему-то приключенческому, игровому и познавательному.

        Объясните ребенку, что учеба – это как компьютерная игра: прошел один уровень, попал в более усложненный, который тоже надо пройти, а в конце нужно выйти победителем. Внушайте ему дух соревнования и спортивный интерес. Поощряйте и одобряйте любые продвижения ребенка.

        Не стоит в данном случае:

      • сравнивать его достижения с достижениями других детей (даже если его достижения выше);
      • стоять над душой у ребенка с лозунгом «Учиться, учиться и еще раз учиться», — это может вызвать отвращение к учебе;
      • подстегивать интерес к нелюбимым предметам положительными примерами: равняйся на того-то и того-то. В конечном итоге ребенок начнет ненавидеть не только этого человека, но и весь учебный процесс.
      • Трудно вставать утром

        Каждое утро для Лены и ее родителей – это испытание крепости нервов. Лену поднимает вся семья с боем, воплями, затрещинами и взаимными оскорблениями. «Не хочу я в вашу школу, – кричит она. — Вам надо – идите сами».

        Типичная ситуация, неправда ли? Что говорят родители в таких случаях? «А тебя никто не спрашивает! Сколько трудов было попасть в эту гимназию!», «Что поделаешь? Учиться надо», «Ну-ка прекрати свои нюни! Быстро встал!». Но что бы вы ни говорили, ребенку нужно, чтобы его чувства были признаны. Итак, что делать?

        1. Задайте направляющий вопрос: «Кажется, тебе не хочется идти в школу?» Ребенок начнет жаловаться, рассказывать о том, что беспокоит. Внимательно, без критики, выслушайте его.
        2. Разделите чувства: «Да, очень неприятно так рано вставать каждый день».
        3. Предложите пофантазировать: «Было бы неплохо вставать к 14.00, правда?»
        4. Ребенок, скорее всего, возразит, что тогда бы уроки заканчивались очень поздно.
        5. Мотивируйте на решение вопроса: «А что мы могли бы сделать?»
        6. Ребенок: «Наверно, пораньше ложиться, чтоб легче было вставать по утрам».
        7. Хроническая усталость и стресс

          Иногда причиной нежелания учиться может стать сильная усталость. Если не обращать на нее внимания, в более взрослом возрасте ребенок легко может заработать вегето-сосудистую дистонию, давление и прочие неприятности.

          Как быть, если ребенок не хочет учиться?

          Определите, как устает ваш ребенок. Если усталость физическая – освободите его от дополнительных занятий, например, спортивных или каких-либо вечерних, особенно если ехать очень далеко, и ребенок поздно возвращается домой.

          Плохая концентрация внимания, рассеянность, недостаточное восприятие материала – это признаки умственной усталости. В таком случае, организуйте физическую нагрузку для ребенка – прогулки на свежем воздухе, желательно активные, спортивные занятия, танцы, плавание. А компьютерные, настольные игры, кроссворды отложите на время.

          У особо впечатлительных детей легко развивается эмоциональная усталость. Они устают от быстро меняющихся событий в течение дня, стычек одноклассников, негативных историй, прочитанных в книгах, журналах, увиденных по телевизору. Организуйте такому впечатлительному малышу «добрые часы». Вместе посмотрите добрый мультфильм, вместе сделайте интересную поделку, девочек можно научить вязать, вышивать, плести из бисера и делать из пластики различные украшения.

          Надоело учить уроки!

          «Не хочу учиться, надоело! Каждый день уроки задают!» – возмущается Таня. Мама Тани тоже недовольна. Дочка до последнего тянет с уроками: то она хочет есть, то смотреть телевизор. Уже время близится ко сну, а половина так и не сделана. Мама уже устала ее подпинывать…

          Кто-то из родителей за уроки детей садится сам, кто-то скандалит до последнего, кто-то цербером стоит над «великим мучеником» и ждет, когда все закончится. Такие способы не приводят к желаемым результатам. Как решить проблему?

        8. Опишите проблему безоценочно: «Уже вечер, уроки не сделаны».
        9. Дайте информацию: «Легче делать задания, когда есть силы. Лучше всего сразу после обеда или прогулки».
        10. Предложите выбор: «С чего ты хочешь начать? С математики или истории?» Обычно советуют начинать со сложных уроков. Потом будет меньше сил.
        11. Опишите свои чувства: «Я сержусь, когда ты тянешь с уроками» или «Я очень волнуюсь, что тебя завтра спросят, а ты не готова».
        12. Мотивировать на решение вопроса: «А что мы могли бы сделать?»
        13. Сформировать вместе с ребенком удобный и приятный вариант, например: «Садиться за уроки после прогулки в 15.00. Мама придет и проверит их в 18.00. После того, как все решено, мы можем вместе поиграть во что-нибудь».
        14. Придумать вместе с ребенком творческие напоминалки и задорные стишки. Например, нарисовать красивый рисунок или сделать коллаж из журнальных вырезок, подписать: «Танечка, учебники по тебе соскучились», «Делу время, а потехе – час», «Все решишь ты поскорей – сразу будешь веселей!» и повесить на видном месте и т.д.
        15. Ольга ВОСТОЧНАЯ,
          психолог

          Если ребёнок не хочет читать

          «Мой ребенок не хочет учиться в школе, ленится, на него не действуют ни уговоры, ни угрозы. В дневнике замечание от учителя, ребенок буквы знает, но не хочет читать»

          «Моего сына-первоклассника нельзя посадить готовить уроки. В классе он не успевает за другими учениками. Обучение проводим принудительно, часто «сквозь слезы»

          Вам знакомы такие жалобы? А может, они касаются как раз Ваших детей? Неужели вашим ребятишкам так не по душе обучение в школе?

          Слезы и нежелание ребенка учиться могут стать поводом для обращения за помощью к специалисту, в первую очередь к логопеду и обратить внимание на подход учителя к ребенку.

          Родители часто не понимают, что ребенок не хочет учиться не через непослушание или лень, а тогда, когда выполнение определенных требований и задач вызывает у него трудности. Как правило, ребенок не «не хочет», а «не может». Родителям нужно только найти причину — и дальше ребенок с радостью и интересом продолжит обучение. Среди учащихся младших классов есть дети, которые с большим трудом овладевают грамотой.

          Процесс обучения чтению и письму является для них непосильным трудом. Таким детям трудно устанавливать связь между звуками и соответствующими буквами, что затрудняет процесс овладения чтением и письмом, а также свидетельствует о наличии специфических расстройств чтения (дислексии) и письма (дисграфии), обусловленных неумением выделять отдельные звуки в потоке речи, то есть осуществлять звуковой анализ. Такие нарушения у детей встречаются довольно часто, а количество детей с проблемами растет из года в год.

          Поскольку процессы чтения и письма тесно взаимосвязаны, то работа над преодолением их недостатков должен проводиться одновременно. Кроме того, невозможность или трудности во время овладения чтением уже свидетельствуют о возможности возникновения недостатков письма в будущем. Требования вроде: «Читай больше, давай еще почитаем,» — только отталкивать ребенка от чтения. Такому ребенку необходимо обучение по специальным методикам с использованием всех органов чувств, сочетая зрительные, слуховые и осязательные ощущения ребенка.

          Поэтому ежегодно учителя-логопеды проводят обследование речи (устной и письменной) учащихся начальных классов общеобразовательных школ. Диагностировать учащихся с такими проблемами в 1-ом классе сразу трудно, ведь в устной речи они произносят звуки правильно. При обследовании такие дети не сразу попадают в поле зрения учителей-логопедов. Специфические ошибки проявляются в них только через некоторое время, в лучшем случае — через две первые четверти обучения, при первых попытках написания слов и предложений под диктовку.

          «Секрет» кубиков. Итак, если Вы дочитали статью до этого места, значит Вы принадлежите к числу родителей, обеспокоенных отсутствием успехов в учебе своих чад. Как определить, имеет ли место нарушение у ребенка фонетического восприятия? Логопеды советуют проверить это с помощью решения простых упражнений. Мы все знакомы с «азбукой в ​​кубиках». На таких кубиках изображены рисунки, название которых начинается определенной буквой. Вы называете фотография, показывая букву.

          Через некоторое время складывается впечатление, что ребенок знает все буквы. Попробуйте закрыть рисунок. Будет ли Ваш ребенок называть буквы и дальше? Быстрое обучение по кубикам может свидетельствовать о том, что ребенок разгадал «секрет кубиков» и легко выделяет начальный звук в слове, а без опоры на картинки, название значка (буквы) не запомнил.

          Обратите внимание! Ребенок с нарушениями речи: 1) не использует подсказку, 2) не сможет выделить звук на фоне слова, 3) долго запоминать образы букв, 4) образовывать составы, допуская характерные ошибки. Зачастую школьник сначала называет отдельные буквы, добавляя при этом призвук [и] к согласной, 5) и только после этого назовет полностью прочитанное слово при условии, что ребенок синтезирует отдельные звуки в слова.

          Заглянуть в гости к логопеду необходимо тем ребятишкам, родители которых выразили жалобы на трудности ребенка в овладении навыками чтения. Если вы заметили, что малыш не умеет выделять гласный звук на фоне слова распространенным недостатком является неумение выделять гласный звук на фоне слова. Это объясняется тем, что согласные звуки являются более кинетически выразительными (ребенок может почувствовать движения губ, языка, образования щелей и смычек между органами артикуляционного аппарата), а гласные звуки воспринимаются как продолжение согласных. Это затрудняет возможность чтения по слогам, теряется состовляющая роль гласных.

          Родителям следует знать, что в норме учителя-логопеды «не учат детей читать», процесс сводится к знакомству с буквами (значками) — обозначениями тех звуков, которые воспринимает (слышит) ребенок. Слезы и нежелание ребенка учиться должны стать поводом для обращения за помощью к специалисту, в первую очередь к логопеду. Чтобы «первоклассник» полюбил грамоту При обучении детей грамоте в первом классе нужно опираться на фонетический принцип в сопоставлении звука и буквы (1:1). Следует воспользоваться тем, что дети, как правило, на момент зачисления в школу знают буквы. При этом необходимо, чтобы буква называлась соответствующим звучания звуком.

          На первых этапах работы с детьми нецелесообразно давать такие тяжелые для них схемы звуко-буквенного анализа вроде: лед [льод]. По этой методике написания букв «я», «ю», «е», «й» подаются по схеме сочетания мягкого согласного и гласного звуков (люк = льук), (яблоко = йаблоко). Как следствие, ребенок начинает писать за «искаженным» фонетическим типом. Малыша нетрудно понять: он пишет так, как его научили слышать («льук» вместо «люк», «йаблоко» вместо «яблоко»). В словах «люк» и «луг» ребенок выделяет твердую и мягкую согласную и гласную «у», что отражается на письме.

          Ребенок делает ошибки, которые в действительности нельзя считать так написанное является по сути транскрипцией услышанного слова. Как исправить ошибки? Для преодоления этих ошибок логопеды предлагают ученикам писать слова, называя буквы, а не воспроизводя услышанные звуки. Сначала в воображении, а потом на бумаге. Происходит первичное переноса услышанного звука в мысленный образ, буквы не пишутся, а называются. Письмо без тетради и ручки Для первоклассников предлагают задания подписать рисунки, а учащимся 2-4-х классов — задачи на воспроизведение буквенного состава слов на слух.

          Первоклассникам раздаются фишки или счетные палочки, которыми обозначается количество и порядок букв в слове. Нельзя останавливаться на каждой фишке, связывая ее со звуком, который ребенок слышит в данный момент. Использование счетных палочек способствует формированию зрительно-двигательной и слухо-артикуляционной координации, слаженности работы всех анализаторов, обеспечивающих процесс письма, в том числе последовательное движение руки и глаз слева направо с последовательным восприятием, проговариванием и «рисунком» слова, что должно быть написано.

          Разноцветные палочки и фишки дают возможность работать над конкретным звуком, дифференциацией смешиваемых в произношении и на письме звуков. При такой работе обеспечивается возможность многократного уточнения количества и последовательности изложенных палочек, заменяющие буквы. Такое «письмо без тетради и ручки» научит Вашего малыша не ошибаться при обычном письме. В школе при проверке письменных работ учитель, исправляя допущенные ошибки, не анализирует их вместе с детьми сразу, а потому не может повлиять на ребенка сразу, а у учеников вырабатывается неправильный навык.

          Называем все буквы своими именами Во время выполнения заданий учитель-логопед постоянно подчеркивает, что ученик «пишет» слово, а не называет звуки, которые он слышит. Это позволяет избежать таких ошибок, как писания сообщений «Ьа», «Ьу», «ы», «ье» вместо букв «я», «ю», «е», «й» в позиции после согласных, а также сообщений «йа», «йу», «йи», «йе» вместо тех же букв в случаях передачи ими двух звуков. Поможет тем детям, которые на письме вместо «ь» пишут «и». Такие задачи для ребенка менее сложные, чем запись самого слова.

          У ребенка не формируется двигательный стереотип неправильного письма, а неверно написанное слово не «фотографируется» зрительным анализатором. К письму переходим только тогда, когда ребенок не допускает никаких ошибок «при письме в воображении». Необходимо добиваться, чтобы любое слово ребенок мог воспроизвести путем называния последовательности букв, которые затем она начнет писать.

          Примером такого письма в воображении есть: мак — [м], [а], [к] пень — [п], [е], [н], [ь] мяч — [м], [ я], [ч] ветви — [в], [е], [т], [в], [и] Необходимо, чтобы буквы назывались соответствующими звуками бы — [б], не допуская призвуков [бе], [б] ; м — [м], а не [ем], [мы]. В случаях написание слов с чередованием гласными после согласных не допускается называние слова по транскрипции [льалька], а проговариваются [л], [я], [л], [ь], [к], [а]. Одновременно проводится работа над составлением (записью) слов по названным буквами. Кроме того, ребенок должен удержать в оперативной памяти без опоры на буквы все слова, что должен «записать».

          Упражнения, проводимые учителем-логопедом расширяют объем оперативной памяти каждого ребенка. Работа с использованием приемов мысленного письма дает положительные результаты, как у первоклассников, так и у учеников-дисграфиков 2-го — 4-го класса. Эффективны такие приемы в работе с дошкольниками при подготовке их к обучению грамоте. Основной целью логопеда должна быть уверенность, что ребенок правильно воспринимает звуковую информацию и переходит от фонетического анализа слов в их написании на нормальной, а не искаженной основе. Статью подготовили: Глушенко Е.В., учитель-логопед, Тенцер Л.В., учитель-логопед.

          Ребенок в 1 классе не хочет учиться