Арт-терапия и самооценка

Арт-терапия и самооценка

ПРИМНЕНИЕ ТЕХНИК АРТ-ТЕРАПИИ В ФОРМИРОВАНИИ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ У УЧАЩИХСЯ

Гребнева Ирина Валерьевна

студент 1 курса магистратуры, кафедра социальной педагогики и психологии ВлГУ, г. Владимир

Данилова Марина Владимировна

научный руководитель, канд. пед. наук, доцент кафедры социальной педагогики и психологии ВлГУ, г. Владимир

Самооценка —это тот компонент самосознания, который включает в себя и знание о собственной самости, и оценку человеком самого себя, и шкалу значимых ценностей, относительно которой определяется эта оценка [3, c. 32].

Самооценка —одно из центральных образований, активно развивающееся в контексте формирования и становления личности. Самым сензитивным периодом для становления адекватного уровня самооценки является подростковый возраст, поэтому, знание особенностей данного процесса необходимо для гармоничного развития личности в целом. С самооценкой тесно взаимосвязаны такие показатели как уровень притязаний, мотивация к учебе, самоуважение, уверенность в себе. Зачастую в школах психологами, социальными педагогами уделяется недостаточно внимания проблемам становления самооценки, что впоследствии на более поздних этапах взросления проявляется в различных нарушениях поведения, влияет на успеваемость, а такжена психологический климат в коллективе.

Предметом изучения многих отечественных и зарубежных исследователей выступают такие вопросы как онтогенез самооценки, ее структура, функции и закономерности формирования. Многие психологи рассматривают самооценку, как продукт самосознания, который отражает уровень его развития у индивида.

На формирование самооценки учащихся оказывают влияние множество различных факторов такие как семья, школа, ближайшее окружение, личностные особенности и др. Важность формирования адекватной самооценки неоднократно была доказана теоретическими и эмпирическими исследованиями. Адекватная самооценка, как правило, ведет к самокритичности и требовательности к себе, формирует уверенность в своих силах и адекватный уровень притязаний личности, способности правильно соотнести свои силы с задачами разной трудности и с требованиями окружающих. Нарушение адекватной самооценки, как в сторону занижения, так и в сторону завышения приводит к отклонениям в поведении. Занижение уровня приводит к тому, что человек боится проявлять свои достижения в той или иной деятельности, заранее ожидая неудачу. Завышение самооценки также приводит к отрицательным явлениям. Так в период с 70-х по 90-е гг.XX в. распространилось мнение, что высокая самооценка лежит в основе всех позитивных достижений, и является решающим фактором обусловливающим успеваемость учащихся.Эти предположения в США вызвали всплеск развития и внедрения разнообразных программ по повышению самооценки учащихся в школах и колледжах. Однако как описывает зарубежный психолог Л. Берк такой подход не улучшил обстановку в американских школах, а даже наоборот усугубил. Исследования показали, что мотивация и желание к учению у детей, воспитанных в такой системе, даже ниже чем у их предшественников. Раздутое самомнение детей и подростков приводило к тому, что они считали себя лучше и выше остальных людей, и поэтому не считали своими обязанностями учиться и соблюдать какие-либо правила и нормы морали [2, c. 35]. Поддержка высокого самоуважения, постоянные одобрения и похвалы независимо от реальных достижений без адекватной оценки своих способностей и качеств могут привести к тому, что высокая самооценка превратится в нарциссизм и самовлюбленность не способную к критике самого себя [4, с. 158]. Адекватная самооценка напрямую связана с процессомсаморегуляции поведения, общения и социального взаимодействия людей, она обусловливает успешную адаптацию индивида. Поэтому так важно проводить исследования и разработку возможных путей и методов формирования адекватной самооценки.

Проблемой нашего исследования стало то, чтопри наличии обширной и достаточно фундаментальной базы научных исследований самооценки, в школах уделяется мало внимания уровню самооценки у учащихся, формированию ее адекватных показателей.

Существует множество различных техник применяемых психологами и педагогами в работе по формированию адекватных показателей самооценки:тренинговая работа, двигательная, танцевальная и игровая терапия. Наиболее эффективной техникой в проведении данной работы, на наш взгляд, является арттерапия. Арт-терапия — методика основывающаяся на предположении, что внутреннее Я отражается в визуальных формах с того момента как только человек начинает писать красками, рисовать и лепить. По мнению психотерапевта Ш. Макниффа арт-терапия способствует повышению ощущения собственной личностной ценности, повышает художественную компетентность, способствует появлению чувства внутреннего порядка, предоставляет возможность выходу негативным и даже опасным эмоциям в виде образов и цветов. Для арт-терапии важен сам процесс и те особенности, которые сам продукт творчества позволяет обнаружить в психической жизни творца. Участник в таком виде тренинга должен понять что художественные достоинства его произведения не имеют значения, и он может не переживать по этому поводу. Художественное творчество, используемое для выражения чувств и мыслей, может оказывать большую помощь в развитии социально-адаптированного поведения и повышении уровня самооценки, способствуя росту ее адекватности [1, c. 51].Арт-терапия, как профессиональная деятельность — новая область науки и практики, и тот факт что художественная деятельность обладает целительным эффектом, известен еще с древности. На протяжении всей человеческой истории искусство отражало мир человеческих страстей от бесконечной радости до глубочайшей печали, от триумфа до трагических потерь и служило людям как чудодейственное средство психологического и духовного возрождения.

В последние десятилетия художественное творчество как великая целительная сила было открыто и высоко оценено вновь. Многие люди обнаружили, что художественная деятельность помогает им избавиться от стресса, решать проблемы, преодолеть тяжелые переживания, связанные с потерей близких людей, и даже избавиться от боли и других неприятных физических симптомов.Ведущий принцип арт-терапии заключается в том, что именно творческий процесс, включающий и художественное творчество, является целительным и способным улучшить человеческую жизнь. Данная идея объясняется большим сходством арт-терапии и творческого процесса. И арт-терапия, и творческий процесс связаны с разрешением проблем — нахождением новых решений привычных способов существования, мышления, чувств и взаимодействий. Творческий процесс, как и терапевтический процесс, также предоставляет возможность исследовать новые идеи и способы существования. Оба процесса являются актами модификации, противопоставления, импровизации и трансформации. В арт-терапии эти характеристики важны для создания нового понимания, инсайта и осознания, предшествующих изменению личности, ее восприятия, ее жизни. Оба процесса включают встречу с самим собой. В арт-терапии это встреча происходит через художественные материалы, опыт художественного творчества [7, c. 34].

Так, например, применение в нашем исследовании такого упражнения как «Рисунок своего Я» позволило многим детям наиболее полно выразить свои переживания, актуализировать в рисунке, ранее неосознаваемые внутриличностные конфликты. Применение групповых творческих работ: составление коллажей, совместные рисунки позволили добиться сплочения в группе, а также утверждения самобытности и необходимости в группе каждого из ее членов.

Арт-терапия в работе с детьми, на наш взгляд, является наиболее эффективным методом воздействия непосредственно на проблему, данное воздействие огибает все психологические защиты личности, не травмируя психику ребенка.

Для выявления эффективности применения арт-терапии в формировании адекватной самооценки учащихся, было проведено экспериментальное исследование. Нами была разработана специальная программа формирования адекватного уровня самооценки, рассчитанная на десять занятий, в каждом занятии применялись такие приемы арт-терапии, как: рисование, составление коллажей, составление образа на основе абстрактных представлений о себе и др.

Целью программы стало: формирование адекватной самооценки у учащихся.

1.получение навыка выражения себя с помощью творчества и игровых форм деятельности;

2.приобретение навыка формирования активной жизненной позиции;

3.помощь в осознании ценности собственной личности;

4.повышение позитивного отношения к себе.

Выборку составили40 учащихся в возрасте 13—15 лет.

Первичная диагностика состояния самооценки учащихся проводилась с помощью следующих методик: вербальная диагностика самооценки личности Н.П. Фетискин; тест-опросник самоотношения В.В. Столина; методика исследования самооценки личности С.А. Будасси.

Результаты диагностики определили группу, в которой реализовалась программа по формированию адекватной самооценки.

Для оценки эффективности разработанной программы было проведено вторичное диагностирование контрольной и экспериментальной групп.

Методика вербальной диагностики самооценки (Н.П. Фетискин) в сравнительном анализе первичной и вторичной диагностик, отразила увеличение числа лиц со средним уровнем самооценки с 10 % до 45 % в экспериментальной группе, следовательно, и уменьшение лиц с заниженным уровнем самооценки. В контрольной группе показатели в процентном соотношении остались практически неизменными.

Результаты опросника самоотношения В.В. Столина в экспериментальной группе, определили улучшение показателей по шкалам: самоуважение с 49 % до 65 %; аутосимпатия с 68 % до 74 %; самоинтерес с 59 % до 70 %; самоуверенность с 55 % до 67 %. Значения по шкалам в контрольной группе изменились незначительно и скорее всего ситуативно.

Методика самооценки А.С. Будасси выявила положительные изменения в экспериментальной группе. Уменьшилось число учащихся с показателем несоответствия представлений о реальных и идеальных качествах с 40 % до 30 %, и увеличилось число лиц с адекватным уровнем самооценки с 20 % до 30 %. Показатели по контрольной группе отразили незначительные изменения в сторону ухудшения.

Таким образом, применение арт-терапевтических техник в работе с учащимися показало свою эффективность в формировании адекватных показателей самооценки личности.

Список литературы:

  • Аметова Л.А. Формирование арт-терапевтической культуры младших школьников. «Сам себе арттерапевт». —М.: Московский государственный открытый педагогический университет, 2003. —360 с.
  • Берк Л. Развитие ребенка. —Спб.: Питер, 7-е изд. —944 с.
  • Галкина Т.В. Cамооценка как процесс решения задач: системный подход. — М.: изд-во «Институт психологии РАН», 2011. — 399 с.
  • Конти Т.Самооценка в организациях. —М.: «Стандарты и Качество», 2007. — 328 с.
  • Никиреев Е.М. Психологические особенности профессионально-педагогической направленности личности. Учебное пособие — М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. — 80 с.
  • Столин В.В., Бодалев А.А. Общая психодиагностика —Спб.: Речь, 2003. — 138 с.
  • Сусанина И.В. Введение в арт-терапию — М.: Когито-Центр, 2007. — 90 с.
  • Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп — М.: Издательство Института психотерапии, 2002. — 490 с.
  • Арт-полезности. Как повысить самооценку

    Часто на консультации обращаются красивые, умные женщины. Они следят за собой, аккуратные, красиво одетые.

    Запрос: Я не могу найти любимого человека, попадаются не те, не интересные, не мои.

    Рисуют, стараются. Проводим диагностику: Всплывает заниженная самооценка.

    Вот и притягиваются те, которые послабей, по проще. А от достойных мужчин, в жилах кровь стынет. А мысленно посылаете сигнал: я тебя не достойна. Мужчины это очень хорошо чувствуют. Это отражается в глазах, в поведении, на уровне энергетики.

    Вот и приходят в Вашу жизнь достойные Вас. Вы можете сколько угодно на меня обижаться за эти слова. Но это так.

    Выход один: Взглянуть на себя искренне.

    Перестаньте себя ругать за оплошности, и ошибки. Примите себя целиком со всеми потрохами. Если Вы мне покажете идеального человека-съем свою записную книжку. Я не говорю о том, что с этим нужно ничего не делать и пусть так будет, можно не меняться. Развиваться, двигаться-смысл. Поймите меня правильно. Это замечательные уроки жизни — опыт.

    Напишите список своих гордяков. То, чем Вы гордитесь. Не обесценивайте себя. Если в Вашем списке наскребётся 2–3 пункта-это повод, встретиться со мной. А я очень строгая и буду ругаться. Но есть другой вариант: спросить близких друзей, что они думают об этом. Спросите, какие у Вас сильные стороны, чем в реале, Вам нужно гордиться. Скажу на 100% — Ваши друзья знают. А Вы по старой привычке всё обесцениваете.

    И так в списке должно быть не меньше 10 пунктов. Как только Вы вспомнили, ещё гордяки, вписывайте тут же. В следующий раз, когда у Вас появится хоть тень сомнения, а достойна ли я? Доставайте список и перечитывайте.

    Отдельно вспомните все свои достижения за 2 года.

    Ну как? Вам есть чем гордиться, правда?

    Любите себя, берегите себя! Поддерживайте себя! Вы единственный человек, который понимает себя, истинного, как никто другой, и нуждается в любви из заботе.

    С любовью к Вам, арт-терапевт, психолог Светлана Ратина.

    10 простых методов арт-терапии, как снять стресс, повысить самооценку, развить творческие способности

    Арт-терапия – одна из форм психотерапии, основанная на творчестве и самовыражении. Подход используется как средство для снятия стресса, повышения самооценки и осознанности, а также для посттравматического восстановления. Большинство других форм терапии использует вербальный язык для выражения чувств и преодоления личных преград. В отличие от них, арт-терапия допускает более абстрактные формы общения. Эта тактика подразумевает выражение элементов подсознания, для озвучивания которых, возможно, пока нет готовности либо способности.

    Вам не нужно быть художником, чтобы воспользоваться арт-терапией. На самом деле, большинство упражнений опирается не на конечный результат, который вы создадите, а на терапевтический эффект от самого ритуала творческого процесса. Если вас заинтриговала возможность релаксации через художественное воображение, то этот комплект методов для вас.

    Мы предлагаем рассмотреть 10 простых способов, которые помогут вам исследовать своё внутреннее «Я». Не все они могут оказаться пригодными конкретно для вас, но хотя бы один из этих методов по своей полезности станет художественным эквивалентом продолжительно приёма тёплой, ароматной ванны.

    1. Открытка своими руками, которую вы никому не отправите

    Если вы испытываете чувства к кому-либо, в которых не готовы признаться, если вы сердитесь, но знаете, что лучше сдержаться от гневных высказываний, попробуйте в подробностях это расписать. Само написание текста несёт терапевтический эффект, а проектирование открытки его усиливает и активирует различные участки мозга. Когда закончите, запечатайте письмо, подпишите и отправьте в мусорную корзину (или задвиньте в дальний ящик стола), если вы его найдёте, послание потеряет часть своей силы.

    2. Нарисуйте картину и создайте коллаж

    Нарисуйте картину на бумаге или картоне, когда закончите, разрежьте ёе на части или разорвите. Затем используйте кусочки в качестве составляющих элементов для нового произведения искусства – коллажа. Посмотрите, как ваше оригинальное творение превращается в нечто новое, интересное, непредсказуемое. Это упражнение указывает на непосредственную тесную связь между созиданием и разрушением, поощряет нас рисковать, подталкивает к креативу и в других аспектах жизни.

    3. Постройте алтарь любимого человека

    Вдохновитесь народным творчеством и создайте алтарь в честь отношений между вами и другим человеком, жив он или нет. Украсьте святыню фотографиями, письмами и реликвиями, напоминающими о временах, проведённых вместе, а также новыми арт-объектами, созданными вами в честь этих отношений. Используйте всё, что может стать художественным материалом, от подарков до конфетных обёрток, если вы знаете, что это ЕГО любимые конфеты. Сооружение такого алтаря другому лицу пробуждает воспоминания и служит физическим проявлением отношений, что может обеспечить душевный комфорт в сложные времена.

    4. Рисуйте в полной темноте

    Большая часть напряжения, от которого мы страдаем, занимаясь творчеством, прибывает из критики и суждений, кажущихся неизбежными на каждом шагу. Попытайтесь создать произведение искусства в полной темноте, чтобы освободиться от того внутреннего критикана-искусствоведа, который обитает в вашей голове. (Представьте себе это как слепой контурный рисунок.) Вы вдруг освобождаетесь для создания линий, фигур и узоров. Включив свет, скорее всего, изображение вас удивит.

    5. Раскрасьте своё физическое состояние

    Лягте и закрой глаза. Представьте своё тело, как вы дышите. Попробуйте представить себе цвет воздуха, который вы вдыхаете и тот, что выдыхаете. Что вы видите? Нарисуйте контур своего тела на большом листе бумаги и закрасьте его акварелью, основываясь на физическом состоянии. Подумайте о том, что эти цвета значат для вас, где они сконцентрированы больше и где меньше. Это ваш самый релаксирующий автопортрет.

    6. Зентангл (Zentangle): рисование-медитация

    Зентангл (дзен-тэнгл, дзен-тангл, дзен-тэнглинг, дзен-танглинг) – это метод рисования придуманный Риком Робертсом и Марией Томас. Его разработали, чтобы сделать рисунок медитативным и доступным для всех. Технике можно обучиться у знающего специалиста либо освоить самостоятельно. Для этого вам потребуется лист бумаги, в оригинале квадрат со стороной 9 см, по краям которого вы карандашом от руки нарисуете границу, можно неровную. Внутри получившейся области рисуют линии, так называемые «строки».

    Теперь переключитесь на ручку и начинайте выводить серию паттернов или повторяющихся узоров вокруг «строки». Вот вы и нарисовали зентангл. Процесс предназначен для стимулирования ритуала творения и оставляет место для человеческих ошибок – стирать ничего нельзя, таковы правила. Традиционно зентангл чёрно-белого цвета, но многие одобряют и эксперименты с цветностью. Весь процесс должен занять не более 15 минут, его можно повторять всякий раз, когда вам того захочется. Держите под рукой 9-сантиметровые квадратики, чтобы при вдохновении вы могли их заполнить абстрактными рисунками.

    7. Позвольте себе

    Подумайте о социальном и самоналоженном давлении, которое вы испытываете изо дня в день, о личных чертах характера, которые считаете недостатками, о промахах, в которых вы видите свои ошибки. Выберите одну из таких вещей и в декоративных деталях позвольте её себе. Если обернуть неудачу в достижение, можно свести к минимуму чувство нелюбви к себе, что способствует достижению более важных целей. Помните, что это художественный проект, поэтому сделайте его красивым.

    8. «Напишите» стихотворение-коллаж

    Не считаете себя поэтом? Тогда пусть кто-то другой сделает самое сложное, напишет слова, а вы подберёте себе материал из старых книг, журналов, газет или даже писем. Вырежьте слова, которые выскакивают перед вами или вдохновляют вас. Складывайте их в композиции, как если бы вы составляли визуальный коллаж. У вас с самого начала может быть задумана тема или сюжет. Либо просто начните работать и увидите, куда приведёт вас такой словесный коллаж.

    9. Создайте свой уникальный инструмент для рисования

    Вместо того, чтобы долго рисовать картины, почему бы не сосредоточиться на разработке альтернативной самодельной кисти? Вы можете изготовить оставляющий отметины инструмент, практически из чего угодно: будь то ряд зубочисток, приклеенных к картонной основе, или самодельная кисть из помпонов и пряжи. Когда вы, наконец, сделаете себе новый прибор для рисования, то частично откажитесь от контроля над художеством, которое, конечно, само по себе также является произведением искусства.

    10. Сделайте коробку прощения

    Если есть такой человек – включая самого себя, – к которому вы больше не хотите питать негативных эмоций, попробуйте сделать для него коробку прощения. Украсьте её успокаивающими изображениями и словами, которые могут характеризовать человека либо соответствовать желаемому внутреннему состоянию. Вы можете написать на листке бумаги, как его зовут, и положить в эту коробку, при необходимости, имя можно удалить либо заменить. Акт создания коробки будет содействовать приятным воспоминаниям о том, для кого она предназначена.

    Арт-терапия

    Арт-терапия – это такая форма психотерапии, которая доступна всем: и детям с 5 – 6 лет (так как до этого возраста символическая деятельность еще только формируется), и совсем взрослым. В ее основе лежит творческая деятельность, в первую очередь, рисование. Творческий процесс является главным терапевтическим механизмом, позволяющим в особой символической форме перестроить конфликтную травмирующую ситуацию, найти новую форму ее разрешения.

    Через рисунок, игру, сказку арттерапия дает выход внутренним конфликтам и сильным эмоциям, помогает понять собственные чувства и переживания, способствует повышению самооценки и, конечно же, помогает в развитии творческих способностей. Кроме того, активная творческая деятельность способствует расслаблению и снятию напряжения. Терапевт не ставит цель научить ребенка рисовать, основная задача арттерапии состоит в развитии самовыражения и самопознания человека через творчество и в повышении его адаптационных способностей.

    Занятия проходят в рамках психоаналитического направления, используются приемы игровой и песочной терапии. Ребенку предлагается свободный выбор творческого материала (краски, мелки, цветные карандаши, пластилин, глина, клей) и вида деятельности. Продолжительность сессии 50 минут.

    Несмотря на простоту и доступность метода это глубокая и серьезная форма психотерапии, имеющая свои показания, к которым относятся:

    • неврозы
    • повышенная тревожность, страхи
    • низкая самооценка
    • трудности взаимоотношений с окружающими
    • депрессии
    • стрессовые ситуации (в т.ч. семейные)

    Использование методов арттерапии на формирование адекватной самооценки младших школьников

    В младшем школьном возрасте на формирование самооценки, прежде всего, оказывает влияние учебная деятельность, так как она является ведущей в данном возрасте. Следовательно, именно от нее зависит, как будет сформировываться самооценка у школьника, она прямо связана с его успехами и успеваемостью. Поэтому очень важно сформировать адекватную самооценку.

    В сентябре 2016 г. нами был проведен констатирующий этап исследования сформированности адекватной самооценки у детей младшего школьного возраста. Были использованы следующие методики:

    1) «Лесенка» (В. Г. Щур) [2, с. 193];

    2) «Нарисуй себя» (А. М. Прихожан и З. Василяускайте) [2, с. 248];

    3) «Определение эмоциональной самооценки» (А. В. Захаров) [1, с. 193].

    Экспериментальной базой нашего исследования является МОУ «Гимназия №1 им. С. С. Каримовой» в г. Нерюнгри Республика Саха (Якутия). В экспериментальной группе были задействованы 29 детей из 2 «Б» класса в возрасте 7-8 лет.

    По данным проведенного исследования нами был констатирован тот факт, что у детей данного возраста преобладает заниженная самооценка: по методике А. В. Захарова у 13 детей (45%), В. Г. Щура – 12 детей (41%). По методике «Нарисуй себя» А. М. Прихожан и З. Василяускайте у большинства исследованных детей, в количестве 13 человек (45%) наблюдается завышенная самооценка.

    Данные исследования натолкнули нас на следующую задачу: разработать психолого-педагогическую программу «Поверь в себя».

    За основу для написания нашей психолого-педагогической программы «Поверь в себя» были взяты программы Т. А. Григоренко «Все грани моего Я» и О. В. Бланк «Программа групповых коррекционных занятий для младших школьников с элементами сказкотерапии».

    Цель программы: создание условий для формирования адекватной самооценки младших школьников.

    1) формировать осознанное самовосприятие, своих недостатков и достоинств;

    2) формировать умение адекватно показывать собственные и понимать чужие эмоциональные состояния;

    3) развивать способность положительного отношения к окружающим;

    4) помощь в понимании ценности своей личности.

    1) сказкотерапия (чтение и сочинение сказки);

    2) изотерапия (рисование, коллаж);

    3) музыкотерапия (прослушивание);

    4) игротерапия (ролевые, подвижные игры);

    5) танцетерапия (психогимнастика).

    Форма работы: групповая.

    Контингент: учащиеся младшего школьного возраста.

    Продолжителность: 24 занятия по 45 минут, 2 раза в неделю.

    1. Приобретение детьми младшего школьного возраста адекватного показателя самооценки.
    2. Осознание младшими школьниками ценности собственной личности.
    3. Осознанное восприятие детьми своего «я», своих недостатков и достоинств.
    4. Сформировать умение адекватно выражать свои и понимать чужие эмоциональные состояния.
    5. Развить умение положительного отношения к окружающим.
    6. Структура занятий состоит из трех этапов:

      I. Вводная часть.

      II. Основная часть.

      III. Заключительная часть.

      Вводная часть включает в себя ритуал приветствия, который направлен на создание атмосферы доверия; основная часть содержит методы работы, которые направлены на решение вышеуказанных задач, заключительная часть – ритуал прощания нацелен на подведение итогов занятия и сплочение коллектива.

      Рассмотрим содержание тематического плана программы «Поверь в себя» для формирования адекватной самооценки младших школьников средствами арттерапии (таблица 1).

      Тематическое планирование программы формирования адекватной самооценки младших школьников

      Арт-терапия и самооценка