Методы контроля самоконтроля самооценки деятельности и поведения

Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании

Управление процессом воспитания невозможно без обратной связи, которая несет характеристику его результативности. К основным методам контроля относятся: педагогическое наблюдение за учениками, беседы, направленные на выявление воспитанности; опросы (анкетные, устные и др.); анализ результатов общественно-полезной деятельности, деятельности органов ученического самоуправления; создание ситуаций для изучения поведения воспитуемых.

О результативности воспитания свидетельствуют такие показатели: сформированность у уч-ся основ мировоззрения, умение оценивать события, происходящие в нашей стране и за рубежом; усвоение ими норм морали, знание и соблюдение законов, в том числе правил для уч-ся; общественная активность, коллективизм, участие в ученическом самоуправлении; инициатива и самодеятельность воспитанников; эстетическое и физическое развитие.

Исходя из конкретной педагогической задачи, учитель сам решает, какие методы взять себе на вооружение. Нередко методические приемы и сами методы отождествляют со средствами воспитания,которые тесно связаны с ними и применяются в единстве. К средствам относятся, с одной стороны различные виды деятельности (игровая, учебная, трудовая и др.), а с другой – совокупность предметов и произведений материальной и духовной культуры (наглядные пособия, историческая, художественная и научно-популярная литература, произведения изобразительного и музыкального искусства, технические приспособления, средства массовой информации и др.).

Метод сам по себе не может быть ни хорош, ни плох. В основу воспитательного процесса кладутся не сами методы, а их система. А.С. Макаренко отмечал, что никакое педагогическое средство не может быть признано всегда абсолютно полезным, что самое хорошее средство в некоторых случаях обязательно будет самым плохим (подумайте над примерами).

Выбор методов воспитания не есть произвольный акт. Он подчиняется ряду закономерностей и зависимостей, среди которых первостепенное значение имеют цель, содержание и принципы воспитания, конкретная педагогическая задача и условия ее решения, учет возрастных и индивидуальных особенностей уч-ся. Методика воспитания, по меткому замечанию А.С. Макаренко, не допускает стереотипных решений и даже хорошего шаблона.

Психолого-педагогическое воздействие занятий по ОБЖ на воспитание дисциплинированности и ответственности личности будущего воина

Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании дисциплинированности и ответственности

Управляемость целостного педагогического процесса невозможна без обратной связи, которая несет характеристику его результативности. Выполнить эту функцию помогают методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.

Чтобы оценить эффективность воспитательного процесса по формированию дисциплинированности учащихся, необходимо изучать деятельность и поведение воспитуемых. О людях судят прежде всего по их действиям.

О показателях воспитанности и в том числе дисциплинированности школьников можно судить по степени их участи во всех основных видах деятельности, соответствующей их возрасту: игровой, учебной, трудовой, общественной и др. – и результатам этого участия.

Важным показателем воспитанности школьников являются общение и отношения в коллективе, со сверстниками, старшими и др. Характер общения и поведения школьников во многом определяет результативность воспитательных влияний на личность.

К показателям воспитанности личности необходимо отнести также ее информированность, прежде всего в области морально-политической, культурной, эстетической и др.

Ни один из этих показателей не может рассматриваться сам по себе, так как нельзя разделить сознание, действия и поведение, общение личности. Всякое подразделение их носит условный характер и применяется лишь в целях более детального и поэлементного изучения общего уровня дисциплинированности и воспитанности учеников. То же самое надо сказать и об условности выделения соответствующих методов воспитания и оценки эффективности.

Общий анализ педагогического процесса складывается из оценки его результативного компонента и процессуального, отражающего характер протекания процесса. Необходимо оценивать действия самих воспитателей, правильность их подхода к ученикам, характер утверждаемого или стиля общения, взаимодействия, их влияния на развитие инициативы и самодеятельности учащихся. Рассмотрение в единстве результативных и процессуальных показателей делает изучение воспитания объективным.

К основным методам контроля относятся: педагогическое наблюдение за учениками, беседы, направленные на выявление воспитанности, опросы (анкетные, устные и пр.), анализ результатов деятельности, выполнение поручений, создание ситуаций для изучения поведения воспитуемых.

Охарактеризуем данные методы. Педагогическое наблюдение характеризуется непосредственным восприятием деятельности, общения, поведения личности в целостности и динамике их изменения. Различают разнообразные виды наблюдения – непосредственное, открытое и скрытое, непрерывное и дискретное, монографическое и узкое и пр.

Чтобы успешно использовать наблюдение для изучения дисциплинированности и ответственности личности, надо вести его с конкретной целью, владеть программой изучения личности, признаками и критериями оценки ее воспитанности вообще и дисциплинированности и ответственности в частности.

Наблюдения должны носить систематический характер. Важно хорошо продумать систему фиксации наблюдаемых фактов (записи в дневник наблюдений, в карту наблюдений и др.).

Беседы с воспитанниками помогают педагогам выяснить степень информированности учащихся в области идейно-нравственных проблем, норм и правил поведения, выяснить причины отклонения от выполнения этих норм, когда они наблюдаются. Одновременно учитель фиксирует мнения, высказывания учеников, чтобы оценить и качество своих воспитательных влияний, отношение детей друг к другу, их симпатии, антипатии и т.п.

Так в процессе теоретических занятий учитель фиксирует отношение учащихся к выполнению домашнего задания, выполнению обязанностей дежурного, отношение к выполнению творческих индивидуальных заданий. Аналогично, в период весенних полевых сборов ведется фиксация фактов соблюдения дисциплинированности и ответственности учащихся. По результатам наблюдений можно вести конкретную воспитательную работу с учеником с целью выявления причин данных отклонений от норм поведения. Причиной таких явлений может служить формальное усвоение темы «Права и обязанности военнослужащих», не знание содержания общевойсковых уставов и т.п.

Все чаще в классных коллективах применяются психологические опросники, которые выявляют характер отношений между членами коллектива, товарищеские привязанности или, наоборот, негативные отношения к тем или иным членам его. Такие опросники позволяют своевременно выявить возникающие противоречия и принимать меры по их быстрому и умелому разрешению.

Для изучения результатов общественной деятельности учащихся необходимо проводить беседы и опросы не только их самих, но и членов классного коллектива.

О результативности воспитания сознательной дисциплины свидетельствуют такие показатели как: сформированность мировоззрения, усвоение норм морали, соблюдение законов, а также Правил для учащихся, общественная активность, инициативность, самостоятельность, умение оценит события, происходящие в нашей стране и за рубежом.

Научно обоснованного, однозначного подхода к определению уровня сформированности у личности такого интергативного качества как дисциплинированность и ответственность на сегодня нет. Данную проблему ученые совместно с передовой частью учительства решают в рамках оценки уровня воспитанности ученика. При этом следует определиться, что понимать под воспитанностью ученика, по каким показателям можно оценит уровень его воспитанности. Ученые считают, что уровень воспитанности выражает степень сформированности у школьника в соответствии с его возрастными возможностями важнейших качеств личности – показателей воспитанности, каждый из которых оценивается по уровню сформированности: высокий, средний или низкий.

Общая оценка воспитанности ученика выводится на основе отдельных показателей воспитанности. При этом, если какая-то сторона поведения ученика получила резко отрицательную оценку как не соответствующая нормам нравственности, правилам поведения в обществе или у ученика были обнаружены дурные привычки (курение, пьянство, противоправные поступки и др.), то независимо от других оценок общая оценка его воспитанности должна быть низкой.

Л.М.Фридман предлагает следующие показатели воспитанности ученика [37, С.64]:

1.Поведение в семье: проявляет ли интерес к делам семьи, к ее проблемам, переживает ли совместно с другими ее членами невзгоды и радости, учится ли старательно полному самообслуживанию, выполняет ли задания старших, проявляет ли заботу о младших и старших членах семьи, правильно ли реагирует на замечания, вежлив ли в общении со своими членами семьи.

2. Поведение в школе: внимательность на уроках, старательность в выполнении заданий учителей, трудолюбие и аккуратность в учебной работе, разумное отношение к успехам и неудачам в учении, проявление чувства ответственности за порученные общественные дела, бережное отношение к собственному и школьному имуществу, дисциплинированное поведение на переменах.

2. Отношение к старшим: вежливость в общении, послушание в выполнении заданий, оказание посильной помощи нуждающимся в ней, вежливое обращение к старшим при встрече и прощании.

Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании;

К основным методам контроля относятся: педагогическое наблюдение за учениками; беседы, направленные на выявление воспитанности; опросы (анкетные, устные и пр.); анализ результатов общественно полезной деятельности, деятельности органов ученического самоуправления; создание ситуаций для изучения поведения воспитуемых.

Педагогическое наблюдение характеризуется непосредственным восприятием деятельности, общения, поведения личности в целостности и динамике их изменения. Различают разнообразные виды наблюдения — непосредственное и опосредованное, открытое и скрытое, непрерывное и дискретное, монографическое и узкое и пр. Наблюдения должны носить систематический характер. Важно хорошо продумать систему фиксации наблюдаемых фактов (записи в дневник наблюдений, в карту наблюдений и др.).

Беседы с воспитанниками помогают педагогам выяснить степень информированности учащихся в области проблем, норм и правил поведения, выявить причины отклонений от выполнения этих норм, когда они наблюдаются. Одновременно учителя фиксируют мнения, высказывания учеников, чтобы оценить и качество своих воспитательных влияний, отношение детей друг к другу, их симпатии, антипатии и т.п.

Опытные воспитатели для контроля за ходом воспитания школьников применяют и такой более сложный метод, как сознательное включение учеников в такие виды деятельности и общения, в которых они могут наиболее полно проявить те или иные стороны своей воспитанности.

О результативности воспитания свидетельствуют такие показатели: сформированность у учащихся основ мировоззрения, умение оценивать события, происходящие в нашей стране и за рубежом; усвоение ими норм морали, знание и соблюдение законов, в том числе Правил для учащихся; общественная активность, коллективизм, участие в ученическом самоуправлении; инициатива и самодеятельность воспитанников; эстетическое и физическое развитие.

Выбор методов воспитания не есть произвольный акт. Он подчиняется ряду закономерностей и зависимостей, среди которых первостепенное значение имеют:

1. Цель и задачи воспитательного процесса.

2. Содержание воспитания.

3. Конкретная педагогическая задача и условия ее решения

4. Возрастные особенности учащихся.

5. Индивидуальные и личностные особенности воспитанников, в т.ч. обусловленные особенностями структуры дефекта учащихся

6. Уровень сформированности коллектива.

7. Уровень педагогической квалификации воспитателя.

8. Ожидаемые последствия и результаты воспитательного процесса.

2.4. Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании

СЕДОВА Л. Н., ТОЛСТОЛУЦКИХ Н. П.

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ

Методы контроля и самоконтроля направлены на оценку эффективности воспитательного процесса, т.е. на изучение деятельности и поведения воспитанников педагогом (методы контроля) и на познание воспитанниками самих себя (методы самоконтроля).

К основным методам контроля относятся:

а) педагогическое наблюдение за учениками;

б) беседы, направленные на выявление воспитанности;

в) опросы (анкетные, устные и т. п.);

г) анализ результатов общественно полезной деятельности, деятельности органов ученического самоуправления;

д) создание педагогических ситуаций для изучения поведения воспитанников.

Педагогическое наблюдение характеризуется непосредственным восприятием деятельности, общения, поведения личности в целостности и динамике их изменения. Различают разнообразные виды наблюдения: непосредственное и опосредованное, открытое и закрытое, непрерывное и дискретное, монографическое и узкое и др.

Для эффективности использования данного метода необходимо, чтобы наблюдение:

а) носило систематический характер;

б) велось с конкретной целью;

в) опиралось на программу изучения личности, критерии оценки ее воспитанности;

г) имело продуманную систему фиксации наблюдаемых фактов.

Беседы с воспитанниками помогают педагогам выяснить степень информированности учащихся в области нравственных проблем, норм и правил поведения, выявить возможные причины отклонений от соблюдения этих норм. Одновременно учителя фиксируют мнения, высказывания учеников, чтобы оценить качество своих воспитательных влияний, отношение детей друг к другу, их симпатии, антипатии и т. п.

Психологические опросники выявляют характер отношений между членами коллектива, товарищеские привязанности или негативные отношения к тем или иным его членам. Опросники позволяют своевременно обнаружить возникающие противоречия и принять меры по их разрешению. При составлении опросников следует соблюдать определенные правила, например, не ставить вопросы в прямолинейной форме, следить за тем, чтобы содержание ответов включало взаимопроверяемые сведения и т. п.

Методы самоконтроля, направленные на самоорганизацию чувств, разума, воли и поведения личности, обеспечивают процесс внутреннего духовного самосовершенствования воспитанника и способствуют переводу процесса воспитания в самовоспитание. Среди этих методов можно выделить самоанализ и самопознание.

Сущность метода самоанализа заключается в том, что ребенок (чаще всего подросток) проявляет интерес к самому себе как к личности и все более настойчиво размышляет о своем отношении к окружающему миру и собственным поступкам, дает нравственную оценку своему положению в социуме, своим желаниям и потребностям.

Методическая инструментовка процесса самоанализа предполагает учет следующих требований:

во-первых, важно своевременно внушить школьникам мысль о том, что стремление человека к самоанализу закономерно, поскольку помогает ему правильно сориентироваться в окружающем мире и утвердиться в нем;

во-вторых, необходимо научить школьников способам самоанализа (оценке своего конкретного поступка; формированию собственного мнения о своем поведении, положении в коллективе, об отношениях с товарищами, родителями и учителями).

Самопознание способствует превращению ребенка в субъект воспитания на основе восприятия себя как самостоятельной, неповторимой, уникальной личности (создание «Я-концепции»). Самопознание связано с открытием ребенком своего внутреннего мира, что предполагает, с одной стороны, осознание собственного «Я» («Кто я?», «Какой я?», «Каковы мои способности?», «За что я могу себя уважать?»), а с другой – осознание своего положения в мире («Каков мой жизненный идеал?», «Кто мои друзья и враги?», «Кем я хочу стать?», «Что я должен сделать, чтобы и я сам, и окружающий мир стали лучше?»).

Управление процессом самопознания основывается на учете следующих факторов:

1) педагог должен следить за тем, чтобы процесс самопознания не вызвал у ребенка душевного кризиса, основанного на осознании несоответствия своего внутреннего мира идеалам и ценностным ориентациям;

2) нельзя допустить, чтобы в процессе самопознания ребенок «ушел в себя», создав тем самым опасность возникновения устойчивого эгоцентризма или комплекса неполноценности, выражающихся в неадекватной самооценке и плохих межличностных контактах 43 .

ПО МАТЕРИАЛАМ ДОКЛАДА:

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ

Диагностика воспитанности – это процесс определения педагогом уровня сформированности личностных свойств и качеств человека, реализуемых в системе межличностных отношений. На основе анализа ее результатов осуществляется уточнение или коррекция направленности и содержания основных компонентов воспитательной технологии.

Следует отметить, что проблема диагностики воспитанности в настоящее время является одним из новых направлений педагогической диагностики и еще находится на стадии теоретической разработки. Вследствие этого в педагогической литературе она еще не нашла достаточно полного отражения, что затрудняет ее научно обоснованную реализацию в воспитательных технологиях. В то же время в повседневной жизни, как родители, так и учителя и другие категории педагогов всегда стремятся решить эту задачу, зачастую внося в ее результаты достаточно много субъективности. Вследствие этого воспитанность одного и того же человека разными людьми оценивается по-разному. Устранение этого недостатка невозможно без опоры на разработанные к настоящему времени научно-теоретические позиции.

Прежде всего, необходимо уяснить сущность понятия «воспитанность». К сожалению, оно не рассматривается в прямой постановке ни в одном отечественном словаре. В то же время в ряде педагогических работ в него включены те личностные характеристики, которые проявляются во взаимоотношениях человека с окружающими его людьми. Обобщение научных позиций авторов без их детализации позволяет под воспитанностью понимать уровень сформированности (развития) личностных свойств и качеств человека, реализуемых в системе межличностных отношений.

Инструментальная часть процесса определения уровня воспитанности представлена системой специальных методов, разрабатываемых в психологии и педагогике, а также в других науках. Ряд авторов объединяют их в три группы:

специальных (частных) методов диагностики.

В качестве всеобщих методов используются основные законы диалектики – перехода количественных изменений в качественные, единства и борьбы противоположностей, отрицания отрицания. Главной их особенностью является то, что они применяются для анализа явлений объективной реальности, но дают в руки педагогов лишь ориентировочную информацию об изучаемом объекте, требующую последующего уточнения.

Реализация общих (традиционных) методов диагностики воспитанности позволяет получить более точные результаты. Они уже достаточно разработаны и применяются различными категориями педагогов. Наиболее доступным из них является метод наблюдения. Под ним понимается изучение особенностей личностной сферы человека на основе анализа их внешнего проявления в естественных условиях. Он предполагает систематическое целенаправленное накопление фактов, характеризующих поступки, поведение, суждения, личностные проявления человека, позволяющее сделать выводы об уровне его воспитанности.

Другим, наиболее часто используемым методом диагностики воспитанности, является индивидуальная диагностическая беседа. С точки зрения педагогической диагностики она представляет собой изучение уровня воспитанности человека на основе анализа содержания высказываемых им оценочных суждений о себе, других людях и явлениях объективной реальности. В ее ходе педагог имеет возможность не только глубже познать внутренний мир человека, его взгляды, убеждения, идеалы, но и поддержать положительные устремления, нацелить его на решение существующих проблем, вдохновить на полезные дела, обратить внимание на недостатки и помочь в их устранении.

Следующим методом общей группы выступает метод анализа результатов деятельности. По своей сути он представляет собой изучение уровня воспитанности человека на основе анализа качества выполняемой им учебной, общественной и другой деятельности. Этот метод предусматривает учет педагогом действий и поступков воспитуемых, достижений и недостатков в учебе, выполнении других обязанностей, что позволяет сделать вывод об особенностях личностной направленности конкретного человека, его характера, уровня сформированности жизненной позиции и др.

Кроме изложенных методов диагностики уровня воспитанности человека в психолого-педагогической литературе достаточно подробно освещены и другие. Каждый из них, имея общую цель, предусматривает ее достижение на основе анализа специфических явлений:

метод анализа документов – содержания касающихся человека документов (характеристик, отзывов, рекомендаций и др.);

метод эксперимента – проявления воспитанности в специально созданных условиях, в которых, по мнению педагога, необходимое качество обязательно проявится;

метод анкетирования (интервью) – содержания даваемых человеком письменных ответов на заранее подготовленный перечень письменных (устных) вопросов;

метод независимых характеристик – оценочного суждения других лиц о воспитанности конкретного человека;

биографический метод – социально-психологических условий предшествующего периода развития человека.

Следует учитывать, что применение рассмотренных общих методов дает педагогу достаточно объемный материал для формирования вывода об уровне воспитанности. Однако каждый из них в отдельности не обеспечивает полную объективность результатов. Этот показатель может повышаться лишь при условии их комплексного применения.

Другим условием повышения достоверности результатов диагностики воспитанности выступает применение методов третьей группы – специальных (частных) методов. Они преимущественно используются профессиональными психологами в рамках одной из отраслей психологии – психологической диагностики (психодиагностики). С этой целью преимущественно используется метод опроса, предусматривающий диагностику уровня воспитанности человека на основе анализа сделанного им выбора из предложенных ответов на вопросы, изложенные в специально разработанном опроснике. Следует также отметить, что в последние годы разрабатываются и активно внедряются в практику опросные методики, реализуемые с помощью компьютерных технологий. Это расширяет доступ к ним и возможность применения не только профессиональными психологами, но и различными категориями педагогов. Могут использоваться они и для самодиагностики. Это стало возможным в результате того, что ЭВМ самостоятельно обрабатывает ответы опрашиваемых и интерпретирует (оценивает уровень воспитанности человека) результаты.

Таким образом, рассмотренные теоретические положения технологии воспитания позволяют представить ее как целостное педагогическое явление, направленное на достижение главных целей воспитания. Это позволяет существенно повысить эффективность воспитательной деятельности, направить воспитание на более результативное решение задач по формированию личностной сферы человека современного общества 44 .

Методы контроля, самоконтроля и самооценки

Любые студенческие работы — ДОРОГО!

100 р бонус за первый заказ

Данные методы направлены на анализ и оценку результатов воспитания. К ним, как было сказано выше, относят наблюдение, опросные методы (беседы, анкетирование), тестирование, анализ результатов деятельности, — по сути, это методы диагностики личности. Их вряд ли можно считать собственно методами воспитания, если помнить, что метод — это способ воздействия. Воспитательная функция методов контроля является скорее не основной, а сопутствующей. Они влияют на формирование воспитанников скорее косвенно. Основная функция методов контроля — оценка степени достижения целей воспитательного процесса, т. е. оценка его эффективности по результатам воспитания. По этим же результатам оценивают и профессионализм учителя. Другое дело, что полученные этими методами данные о воспитанности учеников можно в какой-то форме сообщать ученикам, чтобы обсудить с учеником его развитие, проблемы, проконсультировать, оказать психолого-педагогическую помощь, поддержку и т. п. Но беседы и консультации не есть собственно метод контроля. Методы же самоконтроля и самооценки относятся скорее к методам самовоспитания, поэтому могут использоваться учениками вне контактов с педагогом. Но если в школе ведутся психотерапевтические занятия школьным психологом или приходящим консультантом, тогда результаты самооценки могут стать предметом индивидуального или группового анализа с целью, например, коррекции поведения. Словом, пока что для массового учителя эти методы — довольно далекая экзотика. Если же личностные тесты, различные диагностические методики будут доступны учителям, которые к тому же будут обладать необходимой компетенцией, тогда эти методы можно включать в арсенал учителя.

Методы контроля самоконтроля самооценки деятельности и поведения