Религия и самооценка

Самооценка — как она влияет на нашу жизнь?

Простые примеры и сравнения себя с окружающими могут либо повысить вашу самооценку, либо понизить. Хотите повысить — сравнивайте себя с чмошниками, хотите понизить- с чемпионами. Хотите оставаться в состоянии здоровой психики- перестаньте сравнивать себя с другими и сравнивайте себя со своим вчерашним «Я».

Я никогда не буду прыгать так же высоко и далеко как африканцы, это их прерогатива – и многие поколения прыжков по пальмам дали им такую замечательную возможность – мои предки так не делали, и я не унаследовал генов прыгучести и древолазания. Точно так же я не родился в семье потомственных скрипачей, врачей, и так далее. Что теперь – помереть на месте? Плакать всю жизнь, что некто Али Бамба прыгает дальше или выше меня? Очень перспективное, а насколько продуктивное занятие!

Каждый человек уникален и у каждого есть сфера деятельности, где он может обогнать все 6 000 000 000 сопланетян. Самая частая проблема в том, что мы не развиваем свои сильные стороны, и пытаемся соревноваться в тех областях, где наши способности ниже среднего. Так можно и до невроза дойти и до отклонений в психике.

Что же надо сделать, чтобы выйти вперёд? Искать и развивать то, что вам дано природой. Кто-то будет лучше всех рисовать правой ногой, а кто-то печь пирожки. Кто-то подтягивается больше все в стране, а кто-то приседает с самым большим грузом. Надо лишь найти сферу, в которой вам интересно развиваться. Развитие в сфере, которая вас увлекает, которая вам интересна – даст вам небывалые силы. К примеру, девочка всю жизнь хотела играть на скрипке, а ей выпало работать на подъёмном кране. И что в итоге? Мы имеем посредственную крановщицу и потеряли гениальную скрипачку!

Как можно найти свою сферу реализации? Масса методов. Один из них – соционика. Думаю, что вы все в состоянии найти тесты и разобраться. В будущем планирую выложить материалы по соционике на сайте. Можно с детства подбрасывать решение задач и наблюдать- что ребёнок делает с удовольствием и энтузиазмом, а что через силу.

Существует также масса разнообразных методик и тренингов, но большинство из них возвращает человека в предыдущее состояние, либо делает его овощем.

В первом случае человека разными методами заставляют поверить в его уникальность,

К этому разделу можно отнести все психотехники типа «Я самый умный! — Ты самый умный!». От тысячи раз произношения слова халва — сладко не станет. Через время приходит прозрение и становится ещё хуже.

во втором методе — учат не заморачиваться на своей приземлённости. К примеру, отказ от оценочного восприятия, отказ от собственного «Я». Единство с абсолютом, который не в курсе, что с ним кто-то един.

Третий метод — религия. Это тоже метод изменения самооценки. Причём разные религии для разных народов предлагают совершенно разные трактовки оценки человека. Для меня, к примеру, оценка себя как «раба» неизвестного мне существа — противоестественна.

Каждый выбирает, как себя обманывать самостоятельно. Лучше если я буду сознательно выбирать, кто и куда меня ведёт, к каким результатам это приведёт и что я получу в итоге.
Для здорового психически человека самореализация близка к самооценке.

Преуспев в одном или нескольких направлениях у человека появляется объективная причина к удовлетворению собственного Эго на основании реальных достижений. Это и есть та истинная самооценка, которая не нуждается в подтверждении извне.

Каждая победа, каждое достижение, правильно принятое решение, выигранная битва – добавляют нам самооценку. Проблема в том, что и здесь люди ищут как бы полегче «набрать баллы» для самооценки. Им на помощь приходит масса заблуждений.

Заблуждения и ложная самооценка :

Компьютерные игры – человек получает в результате многомесячного сидения в интернет-клубе героя в игре 100500 уровня и тут же получает по голове в подворотне – абсурд.

Издевательство над собственной семьёй – самоутверждение в данном случае приносит вред всем.

Издевательство над подчинёнными – очень частая форма самоутверждения.

Издевательство над детьми в учебных заведениях – повсеместно.

Самоутверждение мужчин или женщин через унижение лиц другого пола (про гомосятину молчим).

Основание всех этих событий глубоко в детстве. Знаком с милиционером, над которым издевались в детстве и он пошёл в милицию, чтобы издеваться над другими. Компенсация.

Попробуйте найти те проблемы, которые загнали вас в то состояние неуверенности, пройдите их несколько раз мысленно. Проходите их до тех пор, пока не сможете спокойно реагировать на подобные действия по отношению к вам в реальной жизни. Как только вы найдёте очаг проблемы в детстве и сможете его преодолеть — у вас изменится отношение к ситуациям , вас будет меньше беспокоить внешнее влияние.

Достигайте в жизни своих целей, ставьте новые достижимые цели и будет вам и счастье и самооценка!

Религия и самооценка

Самооценка играет большую роль, в том, как вы относитесь к самому себе, а также в том, что происходит в жизни. Самооценка может казаться современным, даже светским понятием, и многие могли бы подвергнуть сомнению имеет ли она место в исламе. В конце концов, ислам учит смирению, а не высокомерию, и казалось бы, чем меньше самооценки, тем лучше. Но в то время как хадисы осуждают высокомерие, они подчеркивают важность здорового чувства собственного достоинства.

В исламской этической теории, как высокомерие, так и низкая самооценка являются двумя сторонами одной медали, став результатом гнева. Излишняя злость может привести к одержимости или высокомерию. Но и излишняя мягкость может стать причиной ненависти к самому себе или робости. Некоторые люди страдают от обоих. В ситуациях, когда они под контролем, они деспотически и высокомерно властвуют над другими из-за внутреннего чувства позора. Однако в ситуациях, когда они менее уверены в себе, они могут проявлять глубокое чувство незащищенности так, что избегают психологически тяжелых для себя ситуаций, тем самым ограничивая себя в жизни.

С религиозной точки зрения, самооценка имеет неоценимое значение. Но как отличить чувство собственного достоинства от высокомерия? Абу Зарр однажды спросил Святого Пророка (мир ему), является ли высокомерием хотеть хороших вещей для себя. Святой пророк (мир ему) ответил, что это не является высокомерием, высокомерие — это, скорее, когда мы рассматриваем нашу честь более достойной, чем у других людей, или нашу кровь более ценной крови других людей. Он также предупредил, что любой человек хоть с пылинкой высокомерия в сердце не войдет в Рай без покаяния. Но, несмотря на эти предупреждения, люди часто предполагают, что они больше заслуживают благословения Аллаха из-за своей культуры, национальности, языка, имущества, социального класса, происхождения, профессии или уровня образования. Такой способ мышления является тяжким грехом, эти аспекты также ложные основания для самоуважения. Те, кто ценят себя, прежде всего, из-за внешних факторов — таких, как богатство – на самом деле, не имеют истинного достоинства, так как самоценность должна исходить изнутри.

Внешние факторы могут повлиять на наше внутреннее чувство достоинства. Жизненные достижения могут заставить нас уважать себя больше, а отсутствие достижений может привести к обратному. По этой причине, Ислам подчеркивает важность труда не только, чтобы люди не обременяли общество, но и развивали чувство собственного достоинства. Так, как мы относимся к себе, влияет на то, как относятся к нам окружающие и на то, как мы ведем себя. Человек с чувством собственного достоинства не будет опускаться до совершения аморальных действий. Чувство достоинства важно как для мужчин, так и женщин — так как люди, которые уважают себя, не унижают себя неуважительными отношениями. Самоценность, как правило, связана с контролем своих желаний.

Но, несмотря на отношения между внешними делами и внутренним достоинством, самоуважение не может прийти только из внешних достижений. Некоторые люди становятся очень успешными в обществе и все же, внутри себя испытывают не любовь к себе. Хотя мы и должны стремиться к позитивным достижениям, мы не можем полагаться на других людей, чтобы они дали нам самооценку, если нам не хватает чувства собственного достоинства, мы в конечном итоге отказываемся верить в их похвалу. Что еще более важно, мы должны помнить, что в любой момент мы можем потерять «внешние» достижения.

Мы можем потерять работу, дом, популярность, семью, или здоровье. Поэтому, опираться на мирское крайне опасно, тем более, что Аллах часто испытывает нас, отнимая у нас то, к чему мы наиболее привязаны. Потеря мирского может быть особенно сложным для человека с низкой самооценкой, так как это заставляет человека столкнуться с самим собой. В то время как некоторые люди в ладах с самим собой, другие делают все возможное, чтобы избежать самих себя и обращаются к другим отвлекающим факторам. «Я» может стать источником боли, особенно если кто-то страдает от ненависти к себе или испытывает потерю или горе. Тем не менее, иногда — например, во время болезни мы остаемся наедине с самим собой и с Аллахом. Если это не случится с нами в этом мире, это, безусловно, произойдет в следующем. Если у нас есть сложные отношения с самими собой, эти моменты становятся еще сложнее. Но если мы в гармонии с самим собой, то жизнь становится спокойной.

Характерологический анализ личности религиозного невротика: самооценка

Исключительно важное место в формировании здоровья молодежи занимает проблема религиозного невротизма, или выражаясь более точно, проблема формирования и становления личности религиозного невротика. Именно этой проблеме и посвящена данная работа, в рамках которой попытаемся представить основные особенности самооценки религиозного невротика.

У невротических личностей, как правило, самооценка крайне искаженная. У некоторых она неадекватно низкая, у других же высокая. Однако, в отличии от так называемых “мирских” людей, у религиозных невротиков проблема самооценки имеет совершенно иное содержание. Так, здоровые стремления проистекают из присущей человеку склонности к развитию заложенных в нем способностей. А вот что касается невротических влечений, то они побуждаются тревожным опасением не оказаться “духовно спящим”. И чтобы не впасть в такое положение, религиозные невротики отчаянно стараются проявлять бурную активность дабы “обрести славу Господа Иисуса Христа”. В качестве ободрительных средств, держащую активность невротика на соответственном уровне, выступают определенные групповые воздействия, ритуалы, нормы поведения, беспрекословное соблюдение которых вызывает у него (у невротика) чувство собственного достоинства, его персональной важности в исполнении Божьих замыслов.

Обычно мы наблюдаем проявления необычайной гордости у людей, вообразивших, что достигли христианского совершенства или определенного уровня “духовной зрелости”. Они, будучи уверены, что их количественно характеризуемой духовностью уже обрели положительную репутацию у Бога, с определенным неуважением относятся всем тем, кто не разделяет их религиозные воззрения или же, по их мнению, похож на раба “не пустивщего свой единственный талант в оборот” (Матф. 25:14-27). Подобный стиль самодостаточного мышления и поведения хорошо описан в рассказе о фарисее, который благодарил Бога за то, что он не такой как тот сборщик налогов, который молился рядом с ним (Луки. 18:9-14).

Идеализация себя, или самоидеализация, в ее различных аспектах, как отмечает К.Хорни, представляет собой то, что сама называла всеобъемлющим невротическим решением, то есть решением не только какого-то частного, отдельного конфликта, но решение, которое обещает удовлетворить все внутренние потребности человека, имеющиеся у него на данный момент [5, с.23]. Более того, всеобъемлющие невротические ришениее обещает невротику не только избавление от болезненных и невыносимых ощущений (от тревоги, от чувства своего “падения”, от ощущения своей неполноценности и внутреннего разлада), но и сулит в перспективе волшебным образом придать совершенство его жизни и ему самому. Не удивительно, что поверив в то, что он нашел такое решение, он вцепляется в него не на жизнь, а на смерть. Постоянство, с которым мы встречаемся с самоидеализацией при неврозе,- результат постоянства, с которым в склонном к неврозу окружении возникают и плодятся компульсивные потребности. Эти потребности не имеют ничего общего с тем, что человек желает и чувствует на самом деле. Поэтому, когда мы говорим о компульсивных побуждениях, то имеем в виду те тенденции, которые противоположоны спонтанным желаниям или стремлениям данного индивида. Последние — выражение реального Собственного Я, в том случае, когда первые — определяются внутренней необходимостью невротической структуры. Другими словами, различие между спонтанностью и компульсивностью — это различие между “я хочу” и “я должен”. Человек вынужден подчиняться предписаниям, которые образует “я должен”, невзирая на свои реальные желания, чувства или интересы, иначе (с точки зрении религиозных невротиков при эгоистическом жизненном стиле) он будет мучиться от тревоги, его будут раздирать конфликты и душить чувство вины, отверженности и т. п. Хотя индивид может сознательно считать свои амбиции или свои каноны совершенства тем, что он хочет достичь каких-либо “духовных целей”, или благославлениям, на самом деле он вынужден их достигать, поскольку пассивность в духовной деятельности, в той мере, в которой человек каким-то образом с недостаточной вовлеченностью относится “интересам царства Божьи” или же “не ценит святое” должным образом, то такое поведение группою религиозных невротиков воспринимается как блудливость, ибо Павел сказал: “чтобы не было между вами какого блудника, или нечестивца, который бы, как Исав, за одну снедь отказался от своего первородства” (Евреям 12:16). Итак, воля к славе берет религиозного невротика в свои клещи. Поскольку он сам не осознает разницы между желанием и вынуждением, эти критерии должны установить “другие”. Решающим здесь является тот факт, что его словно кто-то тащит по дороге славы, не принимая во внимание ни его самого, ни его главнейшие интересы. Как говорил апостол Павел: “Ибо если я благовествую, то нечем мне хвалиться, потому что это необходимая обязанность моя, и горе мне, если не благовествую!” (1 Коринф. 9:16).

Феномен самоидеализации Э.Фромм видит в садистических наклонностях личности — как средства избавления одиночества и тревоги [3]. Оно может сочетаться с дружелюбием по отношению к своему объекту. Этот тип «любящего» садизма нашел классическое воплощение у Бальзака в «Утраченных иллюзиях». Вот отношения, возникшие между молодым Люсьеном и беглым каторжником, выдающим себя за аббата. Вскоре после знакомства с Люсьеном, только что пытавшимся покончить с собой, аббат говорит: «. этот молодой человек не имеет уже ничего общего с поэтом, пытавшимся умереть. Я вытащил вас из реки, я вернул вас к жизни, вы принадлежите мне, как творение принадлежит творцу, как эфрит в волшебных сказках принадлежит гению . как тело — душе! Могучей рукой я поддержу вас на пути к власти, я обещаю вам жизнь, полную наслаждений, почестей, вечных празднеств. ”.

Образ беглого каторжника по существу вполне приемлим по отнашению личностных характеристик приверженцев религиозных тоталитарных сект, которые возомнили в себе “спасителей душ”. На такую миссию претендует в основном управляющий орган данной религиозной организации. Как каторжник — Люсьену, так и лидеры тоталитарных религиозных сект продают “смысл жизни” “удрученным сердцем и сокрушенным духом” людям. А сделка продажи заключается через акт крещения.

В тоталитарных религиозных течениях садизм выступает под маской любви, как это мы видели в персонаже беглого каторжника, пытавшегося спасти Люсьена от суицида. Управляя другим человеком, можно утверждать, что это делается в его интересах, и это часто выглядит как проявление любви, но в основе такого поведения лежит иррациональное стремление к господству.

С другой стороны смиренность, о необходимости которой так часто говоритсья в официальной идеологии тоталитарных религиозных сект, обычно лишена ее подлинного значения и содержания. Сделанные нами систематические наблюдения показывают, что в большинстве случаев смиренность не является следствием адекватной самооценки и не соответсвует ее уровню притязаний, а, скорее всего, результат повиновения, другими словами — результат психологического давления осуществляемого со стороны лидеров тоталитарных религиозных организаций. Почти всегда смиренность отождествляется с повиновением. Так Сатана был гордым и поэтому неподчинился Богу. Мы тоже, унаследовав несовершенство наших прородителей, склонны к гордыне. Для преодалевания наших грешных наклонностей, мы должны развивать в себе богоугодное смирение, поскольку Бог высоко ценит эти качества.

Под идеологическим давлением подобной тоталитарной пропагандической машины, смиренность невротика выступает не как результат адекватного восприятия и оценки собственного “Я”, а как противовес бунтарским побуждениям (которые в свою очередь есть результат несовершенства) унаследованными от своих предков. Чтобы вдруг “не возгордилось сердце” его (невротика), он должен предстать пред зеркалом и заняться самобичеванием — постоянно напоминая себе, что он всего лишь ничтожество и малюсенькая пылинка в бескрайней Вселенной. А это в свою очередь ведет к тому, что невротик бывает не в силах постичь факторы определяющие свое поведение. И то например, что для развития гордости и истекающих из нее остальных негативных личностных качеств, необходимы конкретные предпосылки а не периодическое самобичевание с проводимое в профилактических целях. Не зная конкретно чего ожидать от Сатаны, от самого себя или от других, невротик переживает острую тревогу и переходит к глухой защите от воображаемых опасностей и ситуацией, которые, по мнению духовных пастырей, создают благоприятную почву для формирования грешного образа жизни. Опустошение сознания невротика причиняемый учением о добродетели и смиренности, не позволяет его выявить иррациональные стороны официального учения своей религии о причинности греха (тезис о грехопадении). Как отмечает выдающийся просветитель-материалист Гольбах. “смирение, — это настроение, не позволяющее что бы то ни было подвергать критике… набожную покорность, мешающую рассуждать, это святое ослепление, заставляющее закрывать глаза на противоречия, могущие встретиться в учении духовных учителей” [2, с.351-352]. Таким образом не трудно понять, что тоталитарные религиозные организации обеспечивают убежище именно для людей с такими мазохистическими наклонностями, когда им кажется, что для обретения душевного спокойствия предложенное им религиозными лидерами “ярмо удобное, а ноша — лёгкая”.

Тоталитарно-религиозные концепции и представления о человеческой греховности (прошу не путать с истинно библейско-христианской концепцией), в свою очередь, усугубляют мазохистическую зависимость индивида от лидеров данной религиозной группы. Концепция греха по сути антигуманна и антиобщественна. Она унижает человека и превращает в жертву собственных вымыслов. Применяя эту догматику, идеологи тоталитарных религий воспитывают в людях скованность, боязливость в собственных поступках, мыслях, чувствах и желаниях. Человек чувствует себя виновным, поскольку, как пишет библейский царь Давид: “Вот, я в беззаконии зачат в муках, и во грехе родила меня мать моя” (Псалпм. 50:5), коварным, поскольку “Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено; кто узнает его?” (Иеремия 17:9), и, наконец, незаслуженным, поскольку “все согрешили и лишены славы Божей” (Римл. 3:23). Таким образом, концепция греха оскорбляет человеческое достоинство и компроментирует репутацию Бога.

1. Библия / Синодальный перевод

2. Гольбах П. Галерея святых, Ер.: “Айастан”, 1986.

3. Фромм Э. Бегство от свободы. Человек для самого себя. Собрание сочинений , М.: “Изиада”, 2004.

4.Хорни К. Невроз и личностный рост, СПб.: Восточно-Европейский иснтитут психоанализа, 1997.

Снижает ли покаяние самооценку?

Покаяние – это обращение к кому-то как к источнику морального авторитета и прощения; и тут принципиально важно, к кому вы обращаетесь. Может ли призыв к покаянию быть попыткой манипуляции, которую следует встречать с большой холодностью? Конечно, может. Есть масса примеров этого. В тоталитарных культах человека сначала погружают в атмосферу любви и принятия, потом – бах – и окатывают холодом, требуя покаяния.

Дебора Лейтон, чудом спасшаяся из «Народного храма» Джима Джоунса, подробно рассказывала об обязательном публичном покаянии в «капиталистических привычках» и даже мыслях, которое требовалось от членов культа. «Покаяние» могло сопровождаться физическим наказанием и другими унижениями. Нечто подобное существовало у «красных кхмеров» – когда члены движения должны были «каяться» в тех или иных идеологических проступках.

Вообще манипуляция циклом «принятие-охлаждение-обличение-прощение» – это один из основных инструментов тоталитарных движений. Он может использоваться и в религиозном, и в политическом контексте. Норвежский душепопечитель Эдвин Ловас в своей книге «Люди власти. Властолюбие и Церковь» подробно описывает это явление:

«Манипулирование сознанием виновности других – излюбленное оружие людей власти… подвергаясь частым драматизированным обвинениям или замечаниям за любую незначительную мелочь, люди становятся порой настолько болезненно-восприимчивыми, что боязливо замолкают при малейшем повышении голоса человека власти. В конечном итоге они впадают в состояние мучительного сознания постоянной виновности; чувствуют себя физически, душевно и духовно нечистыми и неполноценными…

Сознание виновности, возникающее у легкоранимых людей после столкновения их с человеком власти, может вызвать у них болезненную саморазрушительную потребность добиваться прощения у человека власти. Жертвы человека власти могут дойти до такого состояния, что мольбы свои будут обращать не столько к Богу, сколько к терзающему их человеку власти».

Как работает этот инструмент контроля? Дело в том, что покаяние всегда предполагает признание над нами власти, морального авторитета – кого-то, кто устанавливает правила и нормы, которым мы обязаны следовать и нарушение которых делает нас виновными. Того, перед кем мы несем ответственность за наши поступки и кто имеет власть нас прощать. Или отказывать в прощении. Признание «Я не должен был так поступать, я сожалею об этом» предполагает признание своего долга. «Я прошу прощения» – признание за другим власти прощать.

Это может не проговариваться вслух – и, как правило, не проговаривается, но призыв к покаянию – это всегда призыв признать чей-то авторитет, чью-то власть определять правила и прощать за их нарушения.

И это признание может быть действительно разрушительным для самооценки, да и во всех отношениях разрушительным – потому что оно может быть греховным. Да, покаяние (или то, что выглядит как покаяние) может быть грехом. Тут дело обстоит примерно так же, как с верой и поклонением – то и другое является грехом или праведностью в зависимости от того, кому вы веруете и поклоняетесь.

Вера Богу заповедана и спасительна; вера лжепророкам и разного рода обманщикам пагубна. Поклонение Богу – нечто прямо противоположное поклонению идолам. Покаяние без Бога легко превращается в то же самое, что и поклонение без Бога – в идолопоклонство.

Группы активистов могут требовать покаяния в том, что вы согрешили несогласием с их общественной позицией. Люди политически воодушевленные – в том, что вы не поддержали Великое Правое Дело. Иногда требование «покаяния» превращается в требование отступничества – когда от Церкви требуют «покаяться» в тех или иных аспектах ее вероучения.

Все эти случаи – а они могут быть очень разными – объединяет одно. В них той инстанцией, перед которой вы каетесь, оказывается не Бог. Не Он, а какие-то люди определяют правила, которым вы должны повиноваться, и условия, на которых вы получите прощение за то, что вы их нарушили.

Покаяние в христианском смысле предполагает признание Иисуса Христа Господом – то есть Владыкой, Правителем, тем, кому по праву принадлежит моя жизнь. Именно Его заповеди для меня обязательны, в их нарушении я виновен, и нуждаюсь именно в Его прощении.

Это решение покориться Господу избавляет от манипуляторов, потому что лишает их как возможности диктовать правила, так и главного топлива, на котором манипуляция работает – чувства вины. Христос прощает свободно и охотно; а то, что простил Он, уже никем не может быть использовано против вас. Как говорит Писание, «изглажу беззакония твои, как туман, и грехи твои, как облако; обратись ко Мне, ибо Я искупил тебя» (Ис. 44:22).

Покаяние перед Ним всегда приводит к прощению – и полному освобождению от всего, что вы натворили в жизни до этого. И это не разрушает вашу самооценку – напротив, это помещает ее на единственное прочное основание.

Некоторые проницательные атеисты уже обратили на это внимание. Кающегося христианина проще обвинить не в заниженной самооценке, а напротив, в безмерном, космических масштабов самомнении. В самом деле, молитва хвалы и поклонения допускает, что я присоединяю свой голос к хору, который воспевает Владыку мироздания. Тут сохраняется определенная дистанция. Просительная молитва исходит из того, что Бог помнит лично обо мне и моих нуждах – но просить о чем-то мы можем малознакомых или вовсе посторонних людей.

Покаянная же молитва означает, что Творец примерно ста миллиардов галактик (и это только в известной нам части вселенной) озабочен моим поведением, как если бы я был Ему кем-то родным и близким и мои поступки Его глубоко интересовали. Такая молитва всегда предполагает глубокую эмоциональную связь; я действительно могу огорчить Бога своим поведением – как говорит Апостол, «не огорчайте Святого Духа» (Еф. 4:30). Такая молитва подразумевает, что Творец мироздания проявляет живую личную заинтересованность в том, что я из себя представляю и как я себя веду. Что Он хочет восстановить со мной те отношения близости и доверия, которые были омрачены грехом.

Блудный сын из притчи вспоминает о том, что у него есть дом, куда он может вернуться, и Отец, который может его принять – и если вспомнить о том, что под Отцом тут подразумевается Бог, то покаяние предполагает космически высокое представление о человеке – в том числе о самом кающемся.

Покаяние вводит нас в те отношения с Богом, о которых Апостол говорит: «Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» (1 Ин. 3:2). Оно приводит нас домой, туда, где нас любят и ждут, где мы по-настоящему дороги и ценны – потому что мы куплены высочайшей ценой, которая только возможна.

Диагностика самооценки подростков, склонных к асоциальному влиянию религиозных культов Текст научной статьи по специальности «Психология»

Аннотация научной статьи по психологии, автор научной работы — Степаненко Виктория Ивановна

В статье представлен сравнительный анализ данных диагностики самооценки подростков с низким, средним и высоким уровнями склонности к асоциальному влиянию религиозных культов с целью использования этих показателей в построении профилактической работы социального педагога с данной категорией подростков. Самооценка рассматривается как составная часть адаптационного потенциала подростков относительно их стойкости к асоциальному влиянию религиозных культов .

Похожие темы научных работ по психологии , автор научной работы — Степаненко Виктория Ивановна,

Текст научной работы на тему «Диагностика самооценки подростков, склонных к асоциальному влиянию религиозных культов»

Для этого в подготовке обратить внимание на развитие силовой и общей выносливости, развитие быстроты, взрывной силы. Чтобы повысить результаты в беге на выносливость, в отжимании, прыжках в длину, спринте, отжимании, приведены рекомендации для спортсменов и тренеров, выполнение которых позволит повысить уровень физической подготовки команды, что в дальнейшем будет способствовать ее успешному выступлению на Республиканских универсиадах.

1. Блоцкий, С.М. Обсуждение результатов Республиканской универсиады / С.М. Блоцкий // Актуальные проблемы физического воспитания, спорта и туризма: материалы IV Международной науч. — практ. конф., Мозырь, 11 — 13 окт. 2012. — Мозырь, 2012.

2. Бодров, В.А. проблема преодоления стресса. Ч. 1: «Ping stress» и теоретические подходы к его изучению /

В.А. Бодров // Психологический журнал. — 2006. — Т. 26. -№ 1. — С. 122 — 133.

3. Вайцеховский, С.М. Современное пятиборье: Учеб. пособие / С.М. Вайцеховский. — М., 1968. — С. 5 — 6.

4. Жилкин, А.И. Легкая атлетика: Учеб. пособие / А.И. Жилкин, В.С. Кузьмин, Е.В. Сидорчук. — Мн., 2005.

5. Кинль, В.А. Пулевая стрельба: Учеб. пособие / В.А. Кинль. — М., 1989.

6. Кобринский, М.Е. Легкая атлетика: Учеб. пособие / М.Е. Кобринский, А.Н. Конникова, Т.П. Юшкевич. — Мн., 2005.

7. Макарова, Г.А. Медицинский справочник тренера / Г.А. Макарова, С.А. Локтев. — М., 2006.

8. Озолина, Н.Г. Легкая атлетика: Учеб. пособие / Н.Г. Озолина, В.И. Воронкина, Ю.Н. Примакова. — М., 1989.

9. Осухова, Н.Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях / Н.Г. Осухова. — М., 2005.

10. Шавердова, А.И. Современное пятиборье: Учеб. пособие / А.И. Шавердова. — М., 1967. — С. 9 — 11.

Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор С.Я. Харченко

ДИАГНОСТИКА САМООЦЕНКИ ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ К АСОЦИАЛЬНОМУ ВЛИЯНИЮ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТОВ

В статье представлен сравнительный анализ данных диагностики самооценки подростков с низким, средним и высоким уровнями склонности к асоциальному влиянию религиозных культов с целью использования этих показателей в построении профилактической работы социального педагога с данной категорией подростков. Самооценка рассматривается как составная часть адаптационного потенциала подростков относительно их стойкости к асоциальному влиянию религиозных культов.

Диагностика, самооценка, подросток, асоциальное влияние, религиозный культ.

The article presents a comparative analysis of diagnostic data of the teenagers’ self-concept with low, medium and high levels of proneness to asocial influence of religious cults for using these indicators in the construction of socio-pedagogical preventive work with the given category of teenagers. Self-concept is considered as the part of the adaptive potential of teenagers in relation to their resistance to asocial influence of religious cults.

Diagnostics, self-concept, teenager, asocial influence, religious cult.

Религия влияет на сознание и поведение человека. Характер такого влияния может быть как позитивным, так и негативным. Среди негативных сторон данного феномена следует отметить: прецеденты проявления религиозного экстремизма, латентность преступлений в сфере религиозных отношений, конфликты между религиозными организациями, возможность дезадаптации личности под воздействием асоциального религиозного культа [8], [9], [13], [18]. При этом подростковый возраст является наиболее благоприятным для проявлений такого рода, поскольку является наименее стабильным в процессе становления личности [4], [8], [7], [15]. Особенностями личности преступника, который совершает преступление на почве расовой, национальной или

религиозной вражды, является то, что в большинстве случаев он является несовершеннолетним лицом или молодым человеком и принадлежит к различным молодежным группам, которые пропагандируют насилие, жестокость, расизм, ксенофобию, антисемитизм, националистическую или неонацистскую идеологию [1].

Последствия влияния асоциальных религиозных культов рассмотрены в работах И. Г. Малкиной-Пых, Т.К. Мухиной, Л.Г. Коваль, И.Д. Зверевой, С.Р. Хлебик, Н.А. Сейко, С.П. Архиповой, Г.Я. Майбороды, И.В. Олейника, В.А. Соснина и др. В научных источниках акцентируется внимание на том, что данная проблема во многом обусловлена имеющимися у подростка определенными социаль-

но-психологическими особенностями и потребностями [6], [10], [12], [14], [15]. Однако при этом наблюдается абсолютная противоположность взглядов относительно наличия, уровней и частоты проявления указанных характеристик у подростков, склонных к асоциальному влиянию религиозных культов. В частности, это относится и к такой характеристике личности как самооценка.

Учитывая вышеизложенное, негативные последствия асоциального религиозного влияния, обусловленность данного влияния определенными социально-психологическими особенностями и потребностями обозначили актуальность проблемы, а разнообразие точек зрения относительно указанных особенностей и потребностей подростков, склонных к такому влиянию, в частности их самооценки, подчеркивает затрудненность организации профилактической работы с ними. Таким образом, целью данной статьи является выявление и сравнительный анализ показателей самооценки подростков с низким, средним и высоким уровнями склонности к асоциальному влиянию религиозных культов.

Самооценка рассматривается нами как составная часть адаптационного потенциала подростков относительно их стойкости к указанному типу влияния и как один из показателей эффективности соответственной профилактической работы социального педагога с ними. Общение со сверстниками, сравнение себя с другими при наличии уже достаточно развитых познавательных возможностей приводит к тому, что значимым содержанием развития подростка становится самосознание. У подростков возникает интерес к собственной личности, к выявлению своих возможностей и их оценке. Исследователями подчеркивается, что самооценка определяет взаимоотношения подростка с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам, и в целом — успешность или неуспешность адаптации. Подростки не всегда адекватно оценивают свои возможности. Возросшая физическая сила, расширение кругозора создают впечатление, что они многое могут, хотя на самом деле возможности достаточно ограничены. Появляются чувство неудовлетворенности, срывы в отношениях с окружающими. Возрастные особенности подростков (стремление стать взрослым, самостоятельным, интерес к своему «Я» и т.п.) обеспечивают осознанную или неосознанную потребность в самосознании [5].

Существуют следующие точки зрения относительно наличия самооценки у подростков, склонных к асоциальному влиянию религиозных культов:

1. Увлекая подростков оккультизмом, секты используют их тягу к власти над окружающими. Подростки начинают чувствовать себя всесильными [2, с. 134].

2. Под влияние асоциального культа попадают личности с низкой самооценкой и постоянной, зачастую агрессивной, готовностью к защите своего ущербного «Я» [10].

3. Под влияние секты попадают люди с низкой самооценкой или компенсаторным высокомерием. Это такие категории личностей:

а) личности, у которых сформирована не вполне определенная Я-концепция;

б) люди, не имеющие определенной системы ценностей, не обладающие представлением о том, что они хотят, к чему могли бы стремиться, лишенные целей в жизни, живущие по «воле волн»;

в) личности, чувствующие себя ничтожными, незначительными, обесцененными;

г) лица, которые бунтуют (противостоят желанию родителей влиять на них, не принимают навязываемую систему ценностей своих близких);

д) личности, которые стремятся быть максимально «правильными», «совершенными», «духовными», чтобы соответствовать собственному Идеальному «Я»;

е) люди, разочарованные в своих прежних убеждениях, утратившие уверенность в верности своих жизненных воззрений, представлении о себе и окружающих людях [6, с. 620 — 621].

Такое многообразие точек зрения относительно самооценки подростков, склонных к асоциальному влиянию религиозных культов, обусловило необходимость проведения констатирующего эксперимента в данном направлении.

В ходе констатирующего эксперимента были выделены три группы респондентов (ученики 6-8 классов возрастом 11-15 лет): I группа — подростки с низким уровнем склонности к асоциальному влиянию религиозных культов или ее отсутствием (219 чел.); II группа — подростки со средним уровнем склонности данного вида (287 чел.); III группа -подростки с высоким уровнем склонности (91 чел.). Общее количество респондентов — 597 чел. Разделение подростков на указанные группы обусловлено результатами разработанного авторского теста «Оценка склонности подростков к асоциальному влиянию религиозных культов». Исследование проводилось на базе школ Луганской области (Украина).

Для выявления показателей самооценки у подростков с низким, средним и высоким уровнями склонности к асоциальному влиянию религиозных культов использовали «Тест на выявление уровня самооценки» [3]. Для сравнения показателей самооценки у подростков применен критерий углового преобразования Фишера (ф*) [17].

Статистическая обработка данных самооценки показала: ее показатели во всех трех сравниваемых группах между собой не отличаются. Присутствуют все уровни самооценки: высокий, средний и низкий (табл. 1).

Преобладает средний уровень самооценки по всем трем группам, но общие показатели высокой самооценки встречаются чаще, чем низкой (табл. 2). Если говорить о каждой группе отдельно, то у подростков с низким и средним уровнями склонности к асоциальному влиянию религиозных культов показатели высокой и низкой самооценки не отличаются, т.е. встречаются с одинаковой частотой. У подростков же с высоким уровнем склонности данного типа показатели высокой самооценки встречаются чаще, чем низкой.

Статистические данные диагностики уровня самооценки подростков

Группа Показатели самооценки

Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень

III 3,2 % 87,3 % 11,1 %

Общая 5,5 % 85,4 % 9,2 %

ф* эмп I, II 0,274 0,538 0,830

р I, II > 0,100 > 0,100 > 0,100

ф* эмп I, III 0,749 0,610 0,172

р I, III > 0,100 > 0,100 > 0,100

ф*эмп II, III 0,987 0,228 0,807

р II, III > 0,100 > 0,100 > 0,100

ф эмп I, обшая 0,000 0,372 0,382

р I, общая > 0,100 > 0,100 > 0,100

ф эмп II, общая 0,344 0,264 0,619

р II, общая > 0,100 > 0,100 > 0,100

ф эмп III, общая 0,834 0,413 0,465

р III, общая > 0,100 > 0,100 > 0,100

Статистические данные сравнения показателей самооценки внутри каждой из групп подростков

Группа Уровни самооценки

I Низкий 5,5 % Низкий 5,5 % Средний 84,1 %

Средний 84,1 % Высокий 10,3 % Высокий 10,3 %

II Низкий 6,2 % Низкий 6,2 % Средний 86,2 %

Средний 86,2 % Высокий 7,7 % Высокий 7,7 %

III Низкий 3,2 % Низкий 3,2 % Средний 87,3 %

Средний 87,3 % Высокий 11,1 % Высокий 11,1 %

Общая Низкий 5,5 % Низкий 5,5 % Средний 85,4 %

Средний 85,4 % Высокий 9,2 % Высокий 9,2 %

ф* р ф эмп I 15,735 ф эмп I 1,533 ф эмп I 14,203

р I 0,000 р I 0,063 р I 0,000

ф* эмп II 18,534 ф*эмп II 0,583 ф* эмп II 17,951

р II 0,000 р II > 0,100 р II 0,000

ф* эмп III 11,522 ф* эмп III 1,790 ф* эмп II 9,732

р III 0,000 р III 0,037 р III 0,000

ф эмп общая 26,744 ф эмп общая 2,030 ф эмп общая 24,714

р общая 0,000 р общая 0,020 р общая 0,000

П р и м е ч а н и е : достоверные различия показателей обозначаются затененными ячейками таблицы

Учитывая полученную частоту показателей высокой самооценки у подростков III группы, можно предположить, что именно эти показатели влияют и на результат в общей группе, где показатели высокой

самооценки у подростков также встречаются чаще, чем низкой.

По мнению исследователей, завышенная самооценка нередко приводит к принятию поспешных

решений, ошибкам, рискованным действиям. Самоуверенность снижает безопасность и надежность деятельности человека. Такие люди не восприимчивы к внешней обратной связи и не склонны анализировать свои действия и поступки, у них недостаточно сформирован самоконтроль [11].

В соответствии с ключом теста на выявление уровня самооценки [3] для подростков с высоким уровнем склонности к асоциальному влиянию религиозных культов характерными являются неадекватность восприятия себя в мире, невозможность воспринимать любую критическую информацию, большая потребность доминировать над людьми.

Н. Сейко в рамках концепции «зеркального Я» рассматривает такой аспект как высокая самооценка, которая не совпадает с мнением окружающих и свидетельствует о наличии определенной референтной группы, предоставляющей личности ожидаемое признание [16]. В нашем случае данной референтной группой выступает асоциальный религиозный культ.

У подростков же с низким и средним уровнями склонности более развито умение находить выход из трудных ситуаций, как личного характера, так и во взаимоотношениях с окружающими. Их самооценка выступает в определенных случаях самоподдержкой и источником силы, но не за счет других.

Полученные результаты дают четкое представление о показателях самооценки подростков на каждом уровне склонности к асоциальному влиянию религиозных культов и повышают эффективность построения и организации профилактической работы с ними. Эффективная деятельность возможна только при наличии адекватной самооценки личности, которая обеспечивает человека способностью объективно оценивать свои качества и возможности, соотносить их с требованиями окружающих людей и общества в целом, умением видеть причины успехов и срывов в деятельности и направлять их, быть самокритичным, адекватно реагировать на критику со стороны окружающих. Разработка данного направления профилактической работы в социально-педагогической среде по предупреждению асоциального влияния религиозных культов на подростков стала перспективой дальнейших исследований.

1. Антонян, Ю.М. Личность преступника / Ю.М. Ан-тонян, В.Н. Кудрявцев, В.Е. Эминов. — СПб., 2004.

2. Василькова, Т.А. Социальная педагогика: Учеб. пособие / Т.А. Василькова, Ю.В. Василькова. — М., 2010.

3. Карелин, А. Большая энциклопедия психологических тестов / А. Карелин. — М., 2007.

4. Коваль, Л.Г. Сощальна педагогжа / Сощальна робота: Навч.поибник / Л.Г. Коваль, 1.Д. Зверева, С.Р. Хлебж — К., 1997.

5. Коношенко, С.В. Реабшггацшна робота з сощально дезадаптованими тдштками в умовах iндустрiального ре-гюну: Монографш / С.В. Коношенко. — Слов’янськ, 2009.

6. Малкина-Пых, И.Г. Виктимология. Психология поведения жертвы / И. Г. Малкина-Пых. — М., 2010.

7. Мухина, Т.К. Педагогические условия предупреждения вовлечения молодежи в религиозные секты: авто-реф. дис. . канд. пед. наук / Т.К. Мухина. — Владимир, 2008.

8. Новпт та нетрадицшш релт!, мстичт рухи у сусшльно-полгшчнш сферi Укра!ни / За заг. ред. З.1. Тимошенко. — К., 2002.

9. Огородник, Д. Аналiз негативного впливу деструк-тивних релггшних оргашзацш на суспiльство / Д. Огородник // Право Укра!ни. — 2007. — № 5. — С. 116 — 118.

10. Олейник, И.В. Тоталитарная секта: как противостоять ее влиянию / И.В. Олейник, В.А. Соснин. — М., 2005.

11. Организационная психология / под ред. Г.В. Сухо-дольского. — Харьков, 2004.

12. Осьмак, Л. Профшактика асощальних форм самос-твердження тдшткш / Л. Осьмак // Рщна школа. — 1997. -№3-4 (808-809). — С. 37 — 40.

13. Профилактика (предупреждение) экстремизма и терроризма. Методическое пособие для пропагандистов / под общей ред. Л. Н. Панковой, Ю. В. Таранухи. — М., 2010.

14. Психолопя. З викладом основ психологи релгги / тд ред. О.Ю. Макселона; пер. з пол. Т. Чорновш. — Львш, 1998.

15. Руководство по аддиктологии / под ред. В. Д. Мен-делевича. — СПб., 2007.

16. Сейко, Н.А. Сощальна педагопка: Курс лекцш. -Житомир, 2002.

17. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е.В. Сидоренко — СПб., 2000.

18. Старков, О.В. Криминотеология: религиозная преступность / О.В. Старков, Л. Д. Башкатов. — СПб., 2004.

Научный руководитель: кандидат педагогических наук, профессор А.В. Самофал

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД НА УРОКАХ ФИЗИКИ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ДЕМОНСТРАЦИОННОГО ЭКСПЕРИМЕНТА

В статье рассматривается организация деятельности учащихся на уроках физики в основной школе при проведении демонстрационного эксперимента.

Деятельность, деятельностный подход, демонстрационный эксперимент, технологическая карта.

Религия и самооценка