Самооценка работы доу

Оглавление:

Самоанализ и самооценка профессиональной деятельности воспитателя ГБОУ ОДО

Самоанализ и самооценка профессиональной деятельности воспитателя ГБОУ ОДО
на основе профессионального стандарта «Педагог»

Петрова Любовь Александровна

Комментарий (обоснование
выставленного балла)

Разработка и реализация рабочей программы в рамках образовательной программы дошкольного образования

Достижения: умею разрабатывать РП в рамках образовательной программы дошкольного образования. Умею разрабатывать календарно – тематическое планирование в рамках образовательной программы дошкольного образования

  1. Трудовая функция «Общепедагогическая функция. Обучение»
  2. Самооценка в баллах
    (0–2)

    Разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы

    Достижения: умею разрабатывать основную общеобразовательную программу, рабочие программы для каждой возрастной группы.

    Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного общего образования

    Достижения: знаю и понимаю положение и требования ФГОС ДО.

    Формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями (далее – ИКТ)

    Достижения: формирую у детей основные знания об ИКТ.

    Дефициты: нет оборудования для работы подгруппами

    Самооценка в баллах

    Регулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды

    Достижения: о существляю непрерывный контроль за поведением воспитанников для обеспечения безопасной образовательной среды.

    Проектирование и реализация воспитательных программ

    Реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.)

    Достижения: основная общеобразовательная программа ГБОУ Школа № 695 «Радуга» ОДО несёт как обучающие, воспитательные, так и развивающие функции. Самостоятельно проектирую и реализую воспитательные программы

    Создание, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни образовательной организации

    Достижения: принимаю активное участие во всех традиционных мероприятиях жизни ДОУ

    Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни

    Достижения: воспитываю разностороннею личность. Развиваю в своих воспитанниках активность, самостоятельность, инициативу, гражданскую позицию, культуру здорового и безопасного образа жизни

    3. Трудовая функция «Развивающая деятельность»

    Компетенции
    (трудовые действия)

    Комментарий
    (обоснование выставленного балла)

    Выявление в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития.

    Достижения: Легко могу выявить у ребенка поведенческие и личностные проблемы

    Дефициты: затрудняюсь в составлении документов при необходимости отправления на ТПМПК

    Применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка

    Достижения: при оценки показателей динамики развития ребёнка, использую метод наблюдения и общения. Владею методами диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка

    Взаимодействие с другими специалистами в рамках психолого – медико -педагогического консилиума

    Разработка (совместно с другими специалистами) и реализация совместно с родителями (законными представителями) программ индивидуального развития ребенка

    Освоение и адекватное применение специальных технологий и методов, позволяющих проводить коррекционно-развивающую работу

    Достижения: самостоятельно изучаю специальные технологии и методы коррекционно-развивающей работы

    Компетенции (трудовые действия), которые Вы оценили баллом «0» перенесите в первый столбец таблицы Результаты самооценки профессиональной деятельности в соответствии с указанной трудовой функцией.

    4.Трудовая функция «Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования»

    Комментарий
    (обоснование
    выставленного балла)

    Участие в разработке основной общеобразовательной программы образовательной организации в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования

    Достижение: участвую в разработке основной общеобразовательной программы в соответствии ФГОС. Умею разрабатывать рабочие программы.

    Участие в создании безопасной и психологически комфортной образовательной среды образовательной организации через обеспечение безопасности жизни детей, поддержание эмоционального благополучия ребенка в период пребывания в образовательной организации

    Достижение: Создаю безопасную и психологически комфортную образовательную среду, обеспечивая безопасность воспитанников, эмоциональное благополучие в ДОО

    Планирование и реализация образовательной работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и основными образовательными программами

    Достижение: планирую свою деятельность в соответствии с ФГОС

    Организация и проведение педагогического мониторинга освоения детьми образовательной программы и анализ образовательной работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста

    Достижение: провожу мониторинг 2 раза в год, делаю анализ образовательной работы.

    Дефициты: нет образцов карт.

    Участие в планировании и корректировке образовательных задач (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста

    Реализация педагогических рекомендаций специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, а также с детьми с особыми образовательными потребностями

    Рекомендаций не было

    Дефициты: отсутствие логопеда

    Развитие профессионально значимых компетенций, необходимых для решения образовательных задач развития детей раннего и дошкольного возраста с учетом особенностей возрастных и индивидуальных особенностей их развития

    Достижение: занимаюсь саморазвитием, повышаю уровень компетенции.

    Формирование психологической готовности к школьному обучению

    Достижение: формирую положительную мотивацию к обучению в школе.

    Создание позитивного психологического климата в группе и условий для доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также с различными (в том числе ограниченными) возможностями здоровья

    Достижение: формирую доброжелательные отношения между сверстниками, создаю позитивный климат в группе; выстраиваю партнёрские взаимодействия с родителями.

    Организация видов деятельности, осуществляемых в раннем и дошкольном возрасте: предметной, познавательно-исследовательской, игры (ролевой, режиссерской, с правилом), продуктивной; конструирования, создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в том числе обеспечение игрового времени и пространства

    Достижение: использую все виды деятельности: предметная, познавательно-исследовательская, конструирование.

    Организация конструктивного взаимодействия детей в разных видах деятельности, создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов

    Достижение: создаю все условия для свободного выбора детьми игровой деятельности. Организую все виды деятельности детей: предметной, познавательно-исследовательской, ролевой, театрализованной, продуктивной, свободной игры, обеспечивая игровое время и пространство

    Активное использование не директивной помощи и поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности

    Достижение: поощряю детскую инициативу, оказываю помощь в разных видах деятельности.

    Организация образовательного процесса на основе непосредственного общения с каждым ребенком с учетом его особых образовательных потребностей

    Достижение: учитываю индивидуальные и возрастные особенности детей при планировании образовательного процесса.

    Компетенции (трудовые действия), оцененные баллом «0»

    Ранжирование
    дефицитов по годам
    их восполнения

    Трудовая функция «Общепедагогическая функция. Обучение»

    Самоанализ и самооценка педагогической деятельности

    Татьяна Исаева
    Самоанализ и самооценка педагогической деятельности

    Я, Исаева Татьяна Севостьяновна, с 2003 года работаю в детском саду «Улыбка». Наш детский сад рассчитан на 36 групп, в штате 71 воспитатель, 7 музыкальных руководителей, 1 психолог, 4 логопеда, преподаватель бурятского языка. Реализация образовательной программы в нашем дошкольном образовательном учреждении с 1 сентября 2014 строится в соответствии с действующими Федеральными государственными образовательными стандартами к основной общеобразовательной программе дошкольного образования, где отмечены четыре направления развития детей дошкольного возраста: физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно–эстетическое.

    Целью Федерального стандарта развития образования является то, что каждая образовательная область направлена на развитие какой-либо детской деятельности основополагающий принцип интеграции образовательных областей и тематическое планирование в совместной деятельности воспитателей и детей. Цели деятельности нашего учреждения заключаются в организации работы по комплексному развитию детей.

    За основу моей рабочей программы взята примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой, одна из основных задач которой – способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремления самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей в наиболее близких и естественных для ребёнка – дошкольника видов деятельности: игре, общении со взрослыми и сверстниками, труде. Именно в этих видах деятельности, по мнению авторов программы, происходит становление таких новообразований, как произвольность поведения, способность к логическому мышлению, самоконтроль, творческое воображение, что составляет важнейшую базу для начала систематического обучения. Поэтому считаю актуальной проблему недостаточного использования занимательного математического материала и дидактических игр в развитии дошкольников.

    С 2010 года работаю по программе самообразования «Занимательная математика» по ФГТ, но в связи с внедрением в 2014 году ФГОС программа требует доработки и некоторых изменений, над чем я начала работать с сентября 2014 года.

    Вспоминаю известное высказывание Л. С. Выготского о том, что обучение должно вести за собой развитие. И поэтому главную свою задачу вижу в том, чтобы не подавлять ребёнка грузом своих знаний, а создавать условия, для самостоятельного нахождения ответов на свои вопросы в процессе занятий, игр с математическим материалом. Учитывая тот факт, что интерес является лучшим стимулом к обучению, стараюсь использовать каждую возможность, чтобы разгрузить детей посредством игровой деятельности в учебно-воспитательном процессе. Сложность же использования дидактической игры по развитию элементарных математических представлений и в совместной деятельности воспитателя с детьми обусловлена нехваткой современных методических пособий по данной конкретной теме.

    Вообще, формирование творческой личности — одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. И её решение должно начаться уже в дошкольном возрасте. Главная моя задача — выбрать наиболее эффективные методы и приемы организации детей, которые позволили бы максимально использовать влиятельное положение лидеров, создать ситуацию успеха для каждого ребенка. Созданные мной условия самореализации каждого ребенка в совместной, увлекательной деятельности, выступают эффективным средством выражения его индивидуальности в группе сверстников. Выдвинув предположение, что систематически организуемые дидактические игры с математическим содержанием способствуют улучшению процесса развития математических представлений детей дошкольного возраста, поставила перед собой цель: способствовать развитию математических представлений у дошкольников через дидактические, развивающие игры. Игра, по моему утверждению, не только средство оптимизации процесса обучения и воспитания, но и важный аспект психологического комфорта детей.

    Одарённые дети – культурный и научный потенциал общества. От них зависит, как будет развиваться наука, культура нашего общества в будущем. Дошкольное детство наиболее благоприятный период развития личности и именно в этот период необходимо создать условия для формирования их индивидуальности, расширения спектра возможностей, реализации интересов, наклонностей и способностей.

    В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления.

    Развивать творческие способности, создавать все условия для полноценного развития этих способностей, талантов – вот главная задача моей педагогической деятельности! Для этого воспитательно–образовательное пространство в нашем детском саду проектируется с соблюдением единства трёх факторов:

    — социально – организованной деятельности;

    — предметно – пространственной среды;

    — эмоционального и мотивированно–личностного взаимодействия взрослых и детей.

    Проблемой развития логического мышления занимаюсь в последние годы с детьми, имеющими речевые нарушения. Чтобы определить, насколько эти нарушения влияют на развитие психических процессов, особенно мышления, я провела обследование детей в своей старшей группе, используя методы наблюдения, беседы и тестирования. Результат таков: почти все дети испытывают трудности при выполнении заданий, направленных на определение уровня развития мышления. Эти трудности связаны с мыслительными операциями: анализом, синтезом, сравнением, обобщением, которые у данной категории детей недостаточно сформированы. Почти всем детям для выполнения заданий требуется помощь взрослого. Для них характерны: низкий уровень развития внимания, недостаточная его концентрация, низкий уровень познавательной активности, низкий объём представлений об окружающем, трудности установления причинно-следственных связей. Логическая деятельность детей отличается крайней неустойчивостью, отсутствием планомерности, контроль над правильностью выполнения заданий отсутствует. Они испытывают трудности в ориентировке, отмечается недостаточная координация движений во всех видах моторики: общей, мимической, мелкой и артикуляционной. Передо мной встала задача: можно ли у детей с ОНР развивать гибкость мышления, умение анализировать, сравнивать, делать хотя бы простые умозаключения. Да, возможно! Тогда я поставила перед собой цель – через систему игр развить интерес к познанию, стремиться к тому, чтобы радость игровой деятельности постепенно перешла в радость познания. Один из основных залогов успешного развития дошкольников – создание условий, которые стимулируют его практическую, игровую и познавательную деятельность. Поэтому в группе создала уголок «Занимательная математика», где располагаются пособия для совместной и самостоятельной деятельности. Игровой материал я подобрала с учётом возраста, последовательности усложнения.

    Составила для своей работы с детьми старшего дошкольного возраста парциальную программу: «Занимательная математика», где решаются следующие задачи:

    -формирование познавательной мотивации обучения;

    -развитие психических процессов (ощущения, восприятия, представлений);

    -развитие вариативного и образного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей;

    -формирование приёмов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация);

    -развитие любознательности, самостоятельности, инициативности;

    -увеличение объёма внимания и памяти;

    -развитие речи, умение обосновывать суждения;

    -строить простейшие умозаключения;

    -формирование основных компонентов учебной деятельности;

    -воспитание интереса к предмету и процессу обучения в целом.

    Знания не даются детям в готовом виде, а постигаются ими путём самостоятельного анализа. Ребёнок выступает при этом в роли исследователя, «открывающего» основополагающие свойства и отношения, а педагог подводит детей к этому «открытию», организуя и направляя их учебные действия.

    При проведении занятий я руководствуюсь следующими педагогическими заповедями:

    -поощрять ребёнка на стремление узнавать новое;

    -избегать отрицательных результатов деятельности;

    -сравнивать результаты работы ребёнка только с его же собственными достижениями;

    -с отстающими детьми начинать усваивать новый материал раньше, чем со всей группой.

    Формы организации занятий: фронтальная работа с демонстрационным материалом, практическая работа, дидактические игры, развивающие игры, самостоятельная работа детей с раздаточным материалом, постановка и решение проблемных ситуаций, экспериментирование, элементы театрализации и т. д. На занятиях используются различные планы: кодовые карточки; фишки; модели времён года, месяцев, дней недели; модель в виде часов, разделённых на сектора и т. д. Конечно, учитывая повышенное внимание к компьютеризации, желание сделать процесс обучения более интенсивным и учитывая индивидуальные особенности детей на занятиях и в свободной деятельности, хотелось бы использовать детские компьютеры, что даёт толчок к дальнейшему развитию интеллектуальных способностей, но нет пока такой возможности.

    Занятия проводятся систематически, в игровой форме, что даёт эмоциональный настрой, повышает активность и заинтересованность у детей.

    Я люблю математику со школьной скамьи, интересуюсь разными новинками, и хочу эту любовь передать детям.

    Мои воспитанники в школе активно участвуют в математических олимпиадах, прекрасно учатся!

    Портфолио. Самоанализ педагогической деятельности Я, Уварова Ольга Ивановна, работаю воспитателем в МБДОУ «ДС КВ «Буратино» с 2011 года. Общий педагогический стаж 2 года 2 месяца. Имею.

    Самоанализ деятельности «Повышение качества дошкольного образования посредством проектной деятельности» (часть вторая) Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;.

    Самоанализ деятельности «Повышение качества дошкольного образования посредством проектной деятельности» (часть третья) Актуальностью для разработки и реализации проекта ко Дню матери послужило то, что в современном мире интерактивности стало все сложнее родителям.

    Самоанализ педагогической деятельности Личные данные Дата рождения 28.08.1957 Образование: среднее — специальное, окончила в 1980 г. Ростовское –на – Дону педагогическое училище.

    Самоанализ педагогической деятельности В данный момент прохожу обучение в… * Аспирантуре Южного Федерального Университета на факультете академии педагогики и практической психологииг.

    Самоанализ педагогической деятельности Размышление по поводу своей работы, самоанализ. «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей.

    Самоанализ педагогической деятельности САМОАНАЛИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ воспитателя Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №13 «Родничок».

    Самоанализ педагогической работы воспитателя Самоанализ педагогической работы за 2014 – 2015 учебный год Я, Марданшина Виктория Владимировна, работаю воспитателем в МКДОУ детский.

    Самоанализ педагогической работы воспитателя В 2013 – 2015 учебном году я выбрала тему своего самообразования «Игра как средство формирования элементарных математических представлений.

    Эссе «Самооценка» Моя самооценка (в концепции счастья) Как-то меня спросили, счастлива ли я. Ответила, что счастлива, а потом подумала, в чём состоит моё.

    Методическая разработка по теме:
    Самооценка работы руководителя ДОУ

    В целях мотивации руководителя ДОУ к более эффективной и качественно работе ему необходимо самостоятельно и регулярно оценивать свои возможности и достижения.

    ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

    «Детский сад №110 ОАО «РЖД»

    От 25 до 36,5 балла – очень низкий уровень

    От 37 до 38,5 балла – низкий уровень

    От 39 до 40,5 балла – средний уровень

    От 41 до 42,5 балла – хороший уровень

    От 43 и выше – высокий уровень

    Лист самооценивания эффективности (качества) работы

    руководителя ДОУ по итогам _____ года

    Максимально высокий балл

  3. Эффективность воспитательно-образовательного процесса
  4. 1.1.Результаты выполнения требований государственного образовательного стандарта по дошкольному образованию (в среднем по учреждению):

  5. от 50 до 70% детей показывают результаты на высоком уровне – 2 балла
  6. 70% и более – 3 балла
  7. 1.2.Положительная динамика или сохранение стабильно высокого показателя «Количество дней пребывания ребенка в ДОУ»

  8. положительная динамика – 1 балл
  9. отрицательная динамика – 0 баллов
  10. 1.3.Реализация дополнительных общеобразовательных программ дошкольного образования в соответствии с лицензией:

  11. 1-2 направления – 1 балл
  12. 3-4 направления – 2 балла
  13. 5 направлений и более – 3 балла
  14. 1.4.Доля воспитанников, постоянно занимающихся по дополнительным общеобразовательным программам, дошкольного образования, реализуемым ДОУ

    1.5.Количество воспитанников и/или команд, организованных ДОУ, которые стали победителями или призерами спортивных соревнований, конкурсов, фестивалей и др.

  15. Муниципальный уровень – 0,5 балла
  16. Региональный уровень – 1 балл
  17. 3 и более на муниципальном уровне – 2 балла
  18. 3 и более на региональном уровне – 3 балла
  19. 2. Эффективность использования современных технологий в образовательном процессе и деятельности учреждения

    2.1.Распространение педагогического опыта учреждения в профессиональном сообществе на семинарах, конференциях:

  20. На муниципальном уровне – 1 балл
  21. На региональном уровне – 2 балла
  22. На Федеральном уровне – 3 балла
  23. 2.2Наличие у руководителя ДОУ публикаций, посвященных распространению педагогического опыта учреждения в профессиональном сообществе – 1 балл

    2.3.Наличие сайта образовательного учреждения, обновляемого не реже одного раза в месяц – 4 балла

    2.4.Наличие у педагогов ДОУ индивидуальных или коллективных достижений по внедрению современных образовательных технологий

  24. Федеральный уровень – 3 балла
  25. 2.5.Наличие электронного документооборота с органами управления через сеть Интернет

    3. Эффективность обеспечения доступности качественного образования

    3.1.Наличие групп кратковременного пребывания воспитанников в различных вариантах – 1 балл за группу

    4. Эффективность управленческой деятельностью

    4.1.Наличие действующей программы развития (сроком не менее трех лет) – 2 балла

    4.2.Ниличие опубликованного в СМИ и/или в сети Интернет публичного отчета о деятельности учреждения за год – 2 балла

    4.3.Наличие органа самоуправления образовательного учреждения, участниками которого являются педагоги, родители – 1 балл

    4.4.Наличие у органа самоуправления учреждения прав по инициированию и согласованию содержания образовательного процесса, режима работы ДОУ, стратегии и тактики его развития – 3 балла

    4.5.Наличие договоров и планов совместной работы с различными организациями и учреждениями – 1 балл

    4.6.Наличие позитивных материалов о деятельности учреждения в СМИ:

  26. Муниципальный уровень
  27. Региональный уровень
  28. Федеральный уровень
  29. 4.7.Деятельность учреждения в качестве ресурсной (экспериментальной, опорной и т.д.) площадки:

  30. Региональный уровень и выше – 2 балла
  31. 4.8.Участие руководителя в экспертных группах:

    4.9.Отсутствие обоснованных обращений родителей воспитанников по поводу конфликтных ситуаций – 1 балл

    5. Эффективность обеспечения условий, направленных на здоровьесбережение и безопасность участников образовательного процесса

    5.1.Наличие у образовательного учреждения программы, пропагандирующей здоровый образ жизни – 1 балл

    5.2.Отсутствие не связанных с капитальным вложением средств предписаний, замечаний и обоснованных жалоб по охране жизни и здоровья воспитанников и сотрудников – 2 балла

    5.3.Снижение или стабильно низкий уровень заболеваемости воспитанников:

  32. Снижение – 2 балл
  33. Стабильный – 1 балл
  34. 5.4.Отсутствие травматизма среди воспитанников и работников учреждения во время воспитательно-образовательного процесса – 1 балл

    5.5.Отсутствие замечаний и обоснованных жалоб к организации и качеству питания, в т.ч. к соблюдению норм физиологического питания – 1 балл

    6. Эффективность использования и развития ресурсного обеспечения

    6.1. Наличие не менее чем у 50% педагогических работников квалификационных категорий – 1 балл

    6.2.Доля педагогических работников, прошедших обучение на курсах повышения квалификации:

  35. От 10 до 20% общего числа – 1 балл
  36. 20% и более – 2 балла
  37. 6.3.Число педагогических работников, уволившихся по собственному желанию, составляет три и более человек (за исключением лиц пенсионного возраста) – (-1) балл

    6.4Результативность участия педагогических работников в конкурсах профессионального мастерства:

  38. Уровень учреждения – 0,5 балла
  39. Муниципальный уровень – 1 балл
  40. Региональный уровень – 2 балла
  41. Федеральный уровень 3 балла
  42. 6.5.Отсутствие замечаний по итогам ревизий и других проверок по вопросам финансово-хозяйственной деятельности – 1 балл

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Достижение положительных результатов в воспитании здорового ребенка возможно лишь в том случае, если за время его пребывания его в детском саду осуществляется разноплановая работа по физическому воспи.

    Детство – это самая удивительная, прекрасная и незабываемая пора в становлении человека. Ребенок рождается, растет и воспитывается в младенческом возрасте в семье, затем наступает детство, появляется .

    С каждым днем все больше педагогов начинает заниматься собственными разработками информационных ресурсов и других средств ИКТ, многие из которых попадают в сеть Интернет. Если даже.

    ИКТ как средство оптимизации работы руководителя ДОУ.

    Профилактическая работа в ДОУ необходима дошкольникам для естественного и своевременного развития речи. Основная задача этой работы – создание педагогами таких условий развития ребенка, которые .

    Данные рекомендации помогут музыкальным руководителям развить и поднять самооценку у замкнутых и застенчивых дошкольников.

    Материал ( группа) на тему:
    САМОАНАЛИЗ И САМООЦЕНКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ

    Самоанализ и самооценка профессиональной деятельности воспитателя

    Предварительный просмотр:

    Самоанализ и самооценка профессиональной деятельности воспитателя МБДОУ «Детский сад № 17»
    на основе профессионального стандарта «Педагог»

    Гордеева Наталья Алексеевна, воспитатель

    1.Самоанализ особенностей должностных функций

    воспитателя дошкольного образования

    На основании какой примерной программы в вашей ДОО разработана и реализуется образовательная программа (отметить нужное)

    Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / под ред. Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой,
    М. А. Васильевой.

    Н. М. Крылова «Дом радости».

    Другая программа (указать, какая именно)

    Количество воспитанников в группе на момент самоанализа

    Какие из указанных ниже направлений включены в Вашу профессиональную деятельность? (отметить нужное)

    – работа с одаренными детьми;

    –работа в условиях реализации программ инклюзивного образования;

    –обучение русскому языку воспитанникам, для которых он не является родным;

    –работа в разновозрастной группе;

    –работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и попавшими в сложную жизненную ситуацию воспитанниками;

    –работа с детьми с ОВЗ;

    –работа в группе кратковременного пребывания детей, полного и продленного дня, круглосуточного пребывания;

    –работа в группе предшкольной подготовки, дошкольной группе в малокомплектной школе;

    – другое (указать, что именно): работа в условиях реализации общеобразовательной программы дошкольного образования.

    2. Самооценка профессиональных достижений

    воспитателя дошкольного образования

    Целевые ориентиры
    в соответствии с ФГОС
    дошкольного образования

    Сильные стороны профессиональной деятельности

    Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте

    Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий

    Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами

    Научить ребенка проявлять настойчивость в достижении результата своих действий

    Ребенок использует специфические, культурнофиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчёски, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении

    Ребенок использует специфические, культурнофиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчёски, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания

    Стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении

    Ребенок владеет активной речью, включённой в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек

    Дети могут обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек

    Ребенок владеет активной речью, включённой в общение

    Ребенок стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого

    Ребенок подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого

    Ребенок проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им

    Ребенок проявляет интерес к стихам, песнями сказам, рассматривании картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства

    Ребенок проявляет интерес к стихам, песнями сказам, рассматривании картинки, стремится двигаться под музыку

    Ребенок эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства

    У ребёнка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.)

    Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования

    Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видахдеятельности–игре,общении,познавательно-исследовательскойдеятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности

    Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности

    Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других , сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты

    Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, обладает чувством собственного достоинства участвует в совместных играх. Старается разрешать конфликты

    Ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам

    Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности

    Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности

    У ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движения и, может контролировать свои движения и управлять ими

    Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстника и, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены

    Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстника

    Ребенок может самостоятельно соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены

    Ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности

    Ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности

    Самостоятельно склонен наблюдать, экспериментировать.

    Выводы по результатам самооценки профессиональных достижений:

    Я считаю, что в условиях модернизации образования должна кардинально измениться функция воспитателя в дошкольном учреждении. Педагог должен перейти в своей деятельности от функции передачи готовых знаний к функции организатора процесса получения новых знаний дошкольниками. Это обстоятельство налагает на воспитателя дополнительную ответственность. Ему придется думать над тем, чему и как учить детей, чтобы возросло их желание активно познавать мир и самих себя, Качественный воспитательно-образовательный процесс невозможен без мотивации. Именно через мотивацию участников учебного процесса реализуется его успешность. А это значит, что надо пересмотреть и факторы, ведущие к формированию положительной устойчивой мотивации учения. .

    3. Самооценка психолого-педагогической компетентности

    Проблема оценки качества профессиональной деятельности воспитателя ДОУ

    Решение новых задач, стоящих перед современным образованием, невозможно в рамках традиционной «педагогики формирования». На сегодняшний день основной сдвиг, который осуществляют развитые страны в сфере раннего, дошкольного и школьного образования, связан с идеей его гуманизации.

    Воспитание творческой, самоактуализирующейся личности предполагает признание важности процессов саморазвития ребенка, его статуса как субъекта собственного развития; необходимости сбалансированности инициатив взрослых и детей; учета мотивов и потребностей участников образовательного процесса. Это коренным образом меняет роль и функции педагога.

    Диагностика и последующее воздействие на ребенка (формирование, коррекция) должны быть заменены со-бытием (совместным бытием взрослых и детей, наполненным интересными событиями), организацией продуктивного общения участников образовательного процесса. Именно в дошкольном возрасте дети получают базовый комплекс ключевых компетенций, которые им будут необходимы в жизни. Во многом от того, как они проживут детство, будет зависеть их успешность и мобильность в будущем.

    Решающим фактором развития ребенка становится личность педагога.

    Профессия воспитателя ДОУ постепенно переходит в разряд специальностей, характеризующихся высочайшим уровнем мобильности. Она становится все более сложной, что связано с появлением новых профессиональных задач, поведенческих парадигм и взглядов, с необходимостью освоения новых функций, востребованных современным обществом.

    На первый план сегодня выходят такие личностные и профессиональные качества и компетенции воспитателя:

    • четкое видение современных задач дошкольного образования;
    • ценностное отношение к ребенку, культуре, творчеству;
    • гуманная педагогическая позиция;
    • умение заботиться об экологии детства, сохранении духовного и физического здоровья детей;
    • проявление заботы о развитии индивидуальности каждого ребенка;
    • умение создавать и постоянно обогащать культурно-информационную и предметно-развивающую образовательную среду;
    • умение работать с содержанием обучения и разнообразными педагогическими технологиями, придавая им личностно-смысловую направленность;
    • умение осуществлять экспериментальную деятельность по внедрению субъективно и объективно новых подходов и технологий, оценивать их соответствие принятым на государственном уровне целям образования, задачам гуманизации образовательного процесса, возможностям и потребностям детей;
    • способность к самообразованию, самовыращиванию личностных структур сознания, придающих гуманный смысл
      деятельности педагога.
    • На фоне обновления содержания, принципов построения образовательного процесса, внедрения различных моделей организации обучения дошкольников углубляется противоречие между требуемым и реальным уровнем профессиональной компетентности воспитателей. На практике это выражается в преобладании в работе дошкольных образовательных учреждений учебной модели, в неумении педагогов организовывать продуктивную совместную деятельность с детьми, построить объект-субъектные отношения с воспитанниками и их родителями, подобрать формы и методы воспитания, обучения, развития дошкольников в соответствии с принятыми целями образования.

      Важным шагом на пути устранения данного противоречия должно стать определение требований к профессиональной квалификации воспитателя и ее составляющим (профессиональный опыт, мотивация, личностные качества и другие профессиональные характеристики).

      Эти требования должны лечь в основу процедуры аттестации педагогов на соответствие занимаемой должности, первую и высшую квалификационные категории, стать основой для организации непрерывного образования воспитателей.

      Анализ опыта оценки профессиональной квалификации воспитателей, представленного различными регионами, позволяет говорить о неоднозначности подходов к решению данной проблемы. Показатели уровня профессионализма
      отличаются по содержанию, по масштабности, не для всех предлагаемых параметров оценки профессиональной
      квалификации можно выявить выраженную корреляцию с успешностью педагогической деятельности. Например, в Белгородской области действует следующий комплекс показателей, определяющий уровень профессиональной деятельности педагогических работников [1]:

    • повышение квалификации, профессиональная переподготовка;
    • знание нормативно-правовой базы, теоретических и практических основ профессиональной деятельности;
    • знание и использование информационно-коммуникационных технологий в процессе воспитательной работы;
    • участие в проблемно-исследовательской, опытно-экспериментальной деятельности;
    • результаты работы по снижению уровня заболеваемости детей;
    • результаты работы по повышению заинтересованности посещения ДОУ воспитанниками;
    • уровень освоения детьми общеобразовательной программы ДОУ;
    • обеспечение безопасных условий пребывания детей в ДОУ;
    • качество организации развивающей среды группы;
    • результаты участия воспитанников в мероприятиях различных уровней;
    • рейтинг педагога среди родителей;
    • наличие обобщенного педагогического опыта;
    • наличие научно-методических материалов;
    • участие в научно-практических конференциях, педагогических чтениях, в работе ГМО, РМО, МО ДОУ, секций,
      педсоветов;
    • проведение открытых занятий, мастер-классов;
    • профессиональная активность педагога: руководство МО, творческой группой; участие в оргкомитетах, жюри конкурсов, аттестационных комиссий; сопровождение педагогической практики студентов;
    • участие в профессиональных конкурсах;
    • поощрения педагога в межаттестационный период.
    • В экспертном заключении об уровне профессиональной деятельности педагогического работника дошкольного образовательного учреждения, форма которого разработана в Санкт-Петербурге [2], аналогичные показатели объединены в четыре группы:

      1. Владение современными образовательными технологиями и методиками, эффективность их применения.
      2. Вклад в повышение качества образования, распространение собственного опыта.
      3. Результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их
        достижений.
      4. Награды и поощрения за успехи в профессиональной деятельности.
      5. Таким образом, нормативные требования к профессиональной деятельности, нашедшие отражение в квалификационной характеристике воспитателя и включающие базовые знания, умения, навыки, дополняются показателями, отражающими способность применять ЗУН, осмысливать профессиональный опыт, добиваться результата.

        В соответствии с данной тенденцией в содержание профессионального образования и методики оценки профессиональной деятельности вводятся такие конструкты, как компетентности, компетенции и метапрофессиональные качества.

        Само определение понятия «компетентность» отражает различные аспекты профессионализма педагога.

        Определение 1. Компетентность — это качество действий работника, обеспечивающих адекватное и эффективное решение профессионально значимых предметных задач, носящих проблемный характер, а также готовность нести ответственность за свои действия.

        Определение 2. Компетентность — качественная характеристика реализации человеком сформированных в образовательном процессе знаний, обобщенных способов деятельности, познавательных и практических умений,
        компетенций, отражающих способность (готовность) человека активно и творчески использовать полученное
        образование для решения личностно и социально значимых образовательных и практических задач, эффективного
        достижения жизненных целей.

        Определение 3. Компетентность — качество, определяемое наличием знаний, умений и компетенций, но не сводимое к набору компетенций и не являющееся механической суммой знаний, умений и навыков, так как включает в себя еще и мотивационную, социальную и поведенческие составляющие.

        Определение 4. Компетентность — новообразование субъекта деятельности, формирующееся в процессе профессиональной подготовки, представляющее собой системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющее успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности.

        На основе базовых составляющих компетентности работников образования авторским коллективом под руководством В.Д. Шадрикова были выделены компетенции, обеспечивающие успешное решение профессиональных задач в следующих областях профессиональной деятельности:

      6. постановка целей и задач педагогической деятельности;
      7. мотивация учебной деятельности;
      8. обеспечение информационной основы педагогической деятельности;
      9. разработка программ и принятие педагогических решений;
      10. организация учебной деятельности.
      11. Описание соответствующих компетенций и параметров их оценки позволило представить профессиональный стандарт педагогической деятельности, задавая тем самым «деятельностно-ориентированную критериальную основу для проведения оценки качества профессиональной деятельности и аттестации педагогических работников» [3]. Оценка каждого из параметров в баллах позволяет выявить соответствие уровня сложности и качества решения педагогом
        профессиональных (функциональных) задач заявленной квалификационной категории.

        Авторы методики выделяют ряд научно-методических, организационных и этических принципов оценивания профессиональной деятельности и проведения аттестации педагогических работников. Среди научно-методических принципов (принцип деятельностного подхода, принцип критериальной ясности, принцип ориентации на повышение качества работы педагогических кадров) хотелось бы выделить принцип дифференциации уровня квалификации педагогов.

        Данный принцип определяет необходимость выделения показателей и критериев оценки каждого из выделенных параметров, которые позволяют дифференцировать педагогических работников по уровням квалификации.

        Практика показывает, что наличие научно обоснованных, проверенных экспериментально критериев, имеющих высокую корреляцию с практикой педагогической деятельности, является необходимым условием объективности оценочной деятельности эксперта. Также важно отметить, что без опоры на определенные критерии, отражающие те или иные характеристики профессиональной деятельности, педагогу сложно осуществить самооценку.

        Анализ различных подходов к оценке качества профессиональной деятельности педагогических работников позволяет выделить различные критерии ее результативности:

        Количественный. Основанием для оценки того или иного показателя компетентности педагога является количество чего-либо (стаж работы, общее количество часов курсовой подготовки, статей, открытых мероприятий, число победителей конкурсов и пр.). Очевидно, что данного критерия часто оказывается недостаточно, поскольку количество далеко не всегда указывает на качество.

        Выраженность параметра оценки. При использовании данного критерия система оценки чаще всего бывает трехбалльной. Каждому из вариантов ставится определенное количество баллов. Например, «Качество организации
        развивающей среды группы»:

        а) не соответствует Федеральным государственным требованиям к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования,
        б) не в полной мере соответствует ФГТ,
        в) соответствует ФГТ в полной мере.

        Данный критерий также не отражает качественную суть деятельности педагога, ее результатов, не связан с личностными и профессиональными качествами воспитателя.

        Уровневость. Подобный критерий отражает уровень (в рамках учреждения, где работает педагог, на уровне района, города, региона, всероссийский уровень) представления опыта (День новатора, районное заседание методического
        объединения, городской конкурс педагогического мастерства и т. д.), публикаций (статьи для сайта ДОУ, периодических изданий или сборников передового педагогического опыта, выходящих в регионе; всероссийское издание), поощрений (благодарности и грамоты ДОУ, районных, городских, областных отделов образования; премии, награды). Данный критерий может быть также отнесен к степени научности обобщенного опыта, его объективной новизне, к творческой составляющей, к качесту владения определенными педагогическими технологиями.

        Поскольку в большинстве рассмотренных примеров в основе определения уровня оцениваемого параметра лежат обоснованные, унифицированные требования, подобный критерий может быть признан достаточно объективным. Вместе с тем такой критерий, как уровневость, нельзя признать универсальным, в частности он не применим к оценке личностных качеств, особенностей взаимодействия с другими людьми.

        Несовершенство каждого из применяемых в практике оценки профессиональной квалификации критериев определяет необходимость использования комплексного подхода к их выделению.

        В рамках данного подхода оценка складывается из совокупности параметров:

      12. личностного отношения педагога к данному направлению деятельности,
      13. уровня его общей культуры,
      14. профессиональных знаний и умений,
      15. владения определенными методиками и технологиями,
      16. способности их применять, адаптировать к имеющимся условиям, творчески преобразовывать.
      17. Предлагаем рассмотреть некоторые критерии оценки показателей квалификации педагогических работников, разработанные авторским коллективом Орловского института усовершенствования учителей [4].

        Компетентность в области личностных качеств

        Показатель: «Общая культура».

        Оцениваемый параметр: «Грамотность и доступность для понимания высказываний педагога, культура речи».

        Компетентность в области постановки целей и задач педагогической деятельности

        Показатель: «Умение ставить цели и задачи работы в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей».

        Оцениваемый параметр: «Умение ставить цели занятия (других форм работы с детьми) в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями дошкольников».

        Не только вопрос о выборе и формулировке показателей и критериев оценки качества профессиональной деятельности педагогов, но и проблема определения оптимальных форм проведения аттестационных мероприятий остается дискуссионной. В ряде регионов наблюдается тенденция значительного повышения требований к претендентам на высшую квалификационную категорию. Подобный подход объективно вполне оправдан, как попытка остановить девальвацию званий, степеней, категорий.

        Вместе с тем нельзя забывать и о реальной кадровой ситуации в ДОУ страны.

        Практика показывает, что в результате введения нового порядка аттестации педагогических работников [5] большинство педагогов не может самостоятельно подготовиться к соответствующей процедуре. Особые трудности у воспитателей возникают в процессе выбора современных форм представления результатов педагогической деятельности, обобщения и распространения передового опыта работы (см. Приложение 1). При этом педагоги нуждаются не в разовых консультациях, а в систематизированно организованном непрерывном образовании (самообразовании).

        Ограниченными нам представляются и подходы к осуществлению оценки качества профессиональной деятельности, основанные лишь на одной из методик: анализ портфолио, открытых занятий (других форм организации образовательного процесса), реферата, презентации. Целостное представление о работе педагога, его личностных и
        профессиональных качествах может быть составлено лишь по итогам использования названных и других методик (собеседования с аттестуемым и с администрацией ДОУ, анализа результатов самооценки педагога, данных диагностики его компетенций, анализа продуктивной деятельности детей, планирования и материалов к занятиям, конспектов мероприятий) (см. Приложение 2).

        В заключение хотелось бы привести слова В. Д. Шадрикова:

        «Оценка уровня квалификации педагогических работников… — это важный этап профессиональной жизни, который обеспечивает повышение качества деятельности за счет получения внешней оценки и самооценки деятельности, осмысления достигнутого и проектирования дальнейших шагов повышения квалификации и профессионального развития педагога» [3].

        Приложение 1: Формы представления результатов педагогической деятельности

        Выделяют две разновидности передового педагогического опыта:

      18. педагогическое мастерство — умелое, рациональное, комплексное использование педагогом эффективных методов, форм работы с детьми, образовательных технологий;
      19. педагогическое новаторство — это опыт, содержащий собственные творческие находки педагога (новые образовательные услуги, новое содержание, формы и методы, приемы и средства обучения, воспитания, развития).

      Критерии оценки передового педагогического опыта

      Новизна. Может проявляться в разной степени — от внесения новых положений в науку до эффективного нетрадиционного применения уже известных положений и рационализации отдельных сторон педагогического процесса.

      Высокая результативность. Передовой опыт должен давать хорошие результаты — высокое качество обучения, воспитания, развития детей.

      Соответствие современным требованиям. Опыт работы должен основываться на признанных достижениях науки и практики, актуальных на современном этапе развития образования.

      Важна также ориентировка опыта на последние нормативные требования (приказы, распоряжения) федерального и регионального уровня.

      Стабильность — сохранение эффективности опыта при изменении условий, достижение высоких результатов на протяжении достаточно длительного времени.

      Возможность использования опыта другими педагогами и учебными заведениями. Передовой опыт могут сделать своим достоянием другие педагоги. Он не может быть связан только с личностными особенностями его автора.

      Оптимальность опыта — достижение высоких результатов при относительно экономной затрате времени, сил педагогов и детей, а также не в ущерб решению других образовательных задач.

      Педагогический опыт может быть представлен в различных формах. Приведем описание наиболее распространенных вариантов оформления опыта работы воспитателей и требований к ним.

      Реферат (от лат. refero — докладываю, сообщаю) — краткое изложение в письменном виде или в форме публичного выступления содержания книги, научной работы, результатов изучения научной проблемы; доклад на определенную тему, включающий обзор соответствующих литературных и других источников.

      Структура и композиция реферата:

    • Вступление. Во вступлении обосновывается выбор темы, могут быть даны исходные данные по рассматриваемой проблеме, сведения об авторах, занимающихся данной проблемой (Ф. И. О., специальность, ученая степень, ученое звание), раскрывается проблематика выбранной темы, ее теоретическое и практическое значение.
    • Основная часть. Описание педагогического опыта.
    • Вывод. Делается общий вывод по проблеме, заявленной в реферате.
    • Стилистика реферата. Рефераты пишутся обычно стандартным, клишированным языком, с использованием типологизированных речевых оборотов. К языковым и стилистическим особенностям рефератов относятся слова и обороты речи, носящие обобщающий характер, словесные клише. Им, как правило, присущи неопределенноличные предложения, отвлеченные существительные, специфичные и научные термины, свойственные исследуемой проблеме, слова-жаргонизмы, деепричастные и причастные обороты.

      Рецензия и оценка реферата. Рецензия составляется на основе следующих факторов:

      • уровень эрудированности автора по изученной теме (современность и своевременность рассмотренной проблемы,
        степень знакомства автора работы с актуальным состоянием изучаемой проблематики, полнота цитирования источников);
      • личные заслуги автора реферата (дополнительные знания, использованные при написании работы, новизна поданного материала и рассмотренной проблемы, уровень владения тематикой и практическое значение исследуемого вопроса);
      • характер реферата (логичность подачи материала, грамотность автора, правильное оформление работы, соответствие реферата стандартным требованиям).
      • Отчет о проделанной работе. Итоги работы, результаты обобщения опыта можно оформить и в виде отчета.

        К отчету предъявляются следующие требования:

      • четкость построения;
      • логическая последовательность изложения материала;
      • убедительная аргументация;
      • краткость и точность формулировок;
      • конкретность изложения результатов работы;
      • доказательность выводов и обоснованность рекомендаций.
      • Структура отчета:

      • титульный лист,
      • аннотация,
      • содержание (оглавление),
      • основная часть,
      • список литературы,
      • приложения.
      • Аннотация должна отражать в очень кратком изложении основное содержание отчета: объем, количество и характер иллюстраций и таблиц, перечень ключевых слов, сущность выполненной работы, методы исследования (работы),
        краткие выводы и возможности применения результатов.

        Основная часть отчета включает:

      • введение;
      • аналитический обзор научно-методической литературы по теме;
      • обоснование выбранного направления работы (ее актуальность);
      • разделы (главы) отчета, отражающие методику, содержание и результаты выполненной работы;
      • заключение (выводы и предложения).
      • В приложения включают вспомогательный материал:

      • таблицы цифровых данных;
      • примеры заданий, конспектов, диагностических материалов;
      • иллюстрации вспомогательного характера.
      • Доклад о проделанной работе. По содержанию доклад является предназначенным для публичного выступления
        аналогом отчета. Он может охватывать не всю исследуемую проблему, а только какую-то логически завершенную ее
        часть, аспект. К оформлению и содержанию доклада предъявляются менее жесткие требования, чем к отчету. В докладе может не быть аннотации, разбиения по главам, по стилю изложения он должен быть больше приспособлен для устного выступления, восприятия на слух.

        Статья является самой распространенной формой предоставления результатов исследования, обобщения педагогического опыта. Изложение материала в статье должно быть систематичным и последовательным. Особое внимание необходимо уделять стилю работы, соблюдению основных требований (ясность изложения, точность словоупотребления, лаконизм, строгое соблюдение научной терминологии, последовательность изложения позиций, логичность, взаимосвязь положений). Большое значение в подобной статье имеет изложение заключения, выводов и предложений.

        Методическое пособие — форма представления результатов педагогической деятельности, доступная только опытным педагогам. Основой такого пособия могут стать теоретически обоснованные методические рекомендации
        для совершенствования воспитательно-образовательного процесса. В пособии приводятся конкретные примеры применения рекомендуемых автором методов и методических приемов организации образовательного процесса, содержится наглядный материал.

        Методические пособия можно разделить на группы:

      • методики преподавания какого-либо предмета, курса, образовательной области;
      • методические разработки, в которых, как правило, освещается методика преподавания отдельного раздела, темы
        учебной программы или нескольких отдельных разделов, тем;
      • методические рекомендации, которые посвящены отдельным аспектам совершенствования образовательного процесса (например, развитию творческого мышления детей при изучении образовательной области «Художественное творчество») [6].

      Приложение 2: Анализ конспекта занятия в детском саду

      Автор___________________________________________________________________________________________________________
      Название_________________________________________________________________________________________________________
      Тема_____________________________________________________________________________________________________________
      Образовательная область________________________________________________________________________________
      Возраст детей_________________________________________________________________________________________

      Этап занятия: Оргмомент

      Приемы организации работы детей на занятии:

    • Суть используемых приемов (какие приемы использовались: «включение» долговременных учебных мотивов; пробуждение интереса детей; привлечение внимания за счет использования сюрпризных моментов; использование «дисциплинарных» методов).
    • Оценка выбранных педагогом приемов (соответствие возрасту детей; эффективность; соответствие сюжету занятия, цели работы детей на занятии, программным задачам)
    • Этап занятия: Мотивационно-ориентировочный

      Цель работы детей на занятии:

    • Что явилось основой для формулировки цели (проблемная ситуация; учебная задача; практическое (творческое) задание или др.).
    • Формулировка цели детьми (четкость формулировки; степень осознания и принятия детьми поставленной цели; степень участия детей в рассмотрении проблемы (учебной задачи), формулировке цели предстоящей работы).
    • Объективность предлагаемой педагогом целевой установки (соответствие цели возрастным и индивидуальным особенностям детей, их интересам и потребностям, программным задачам воспитания, обучения, развития).
    • Мотивационные основы деятельности детей на занятии:

    • Ориентированность педагога на создание мотивационной основы (добивается понимания и принятия детьми целей и задач занятия, формулирует критерии достижения целей, умеет вызвать интерес к различным видам деятельности, к передаваемой информации).
    • Опора на личностные мотивы (стремление к общению, самореализации, самоутверждению, получению удовлетворения), познавательный интерес, эмоциональную сферу детей (стремление проявить участие в судьбе персонажа, помочь товарищам, порадовать своей работой близких и др.). Умение строить задания так, чтобы дети почувствовали свой успех.
    • Формирование основ мотивации учения (демонстрация и организация практического применения ЗУН, компетенций; показ роли учения в жизни человека; знакомство с примерами учения в жизни значимых для ребенка людей; демонстрация достижений ребенка в учении, творческой и практической деятельности и др.)
    • Этап занятия: Поисковый

      Организация педагогом совместной деятельности по выявлению путей достижения цели
      работы детей на занятии:

    • Формы и методы организации совместной деятельности (беседа, эвристическая беседа, постановка проблемных вопросов; приемы активизации мышления; соотношение монологических и диалогических форм общения).
    • Степень участия детей в составлении плана работы, самостоятельность в выборе форм работы, материалов
    • Этап занятия: Практический

      Формы организации детской деятельности:

    • Рациональность выбора методов (соответствие используемых методов и организационных форм работы целям, задачам и содержанию образовательного взаимодействия, интересам и потребностям, индивидуальным особенностям и возможностям детей; обоснованное чередование видов детской деятельности, активности, соотношение коллективных (групповых), подгрупповых и индивидуальных форм работы).
    • Соотношение репродуктивных (рассказ, показ, объяснение и др.) и продуктивных (педагогические ситуации, эвристическая беседа, проблемный вопрос, экспериментирование, моделирование, конкурсы, проекты, постановка и решение познавательных, творческих, практических и игровых задач, задания на развитие психических процессов) методов, приемов активизации творческих способностей детей, любознательности.
    • Содержание работы на занятии:

    • Воспитательные возможности содержания (решение задач нравственного, эстетического, личностного развития).
    • Осуществление интеграции (интеграция различных видов деятельности, форм работы с детьми, содержания образовательных областей).
    • Соблюдение дидактических принципов (системность изложения материала, соответствие возрасту, программе, объективность, доступность, наглядность, актуальность, новизна, проблемность, оптимальность объема материала).
    • Единство структуры занятия (выдержанность сюжетной линии на протяжении всего занятия, наличие логической связи между формами работы, фрагментами занятия, сохранение целевых установок, мотивации, интереса и осмысленного отношения к работе).
    • Методическая, дидактическая и техническая оснащенность:

    • Рациональность выбора материалов (соответствие возрасту, интересам детей, эстетическим и санитарным требованиям, удобство размещения, разнообразие материалов, обеспечивающее индивидуализацию работы, комплексный подход к рассмотрению объекта или явления, обоснованное использование современных информационно-коммуникативных технологий, ТСО, наглядности).
    • Использование на занятии авторских дидактических и (или) методических разработок.
    • Соблюдение санитарно-гигиенических требований:

    • Соответствие длительности мероприятия возрастным нормам (соблюдение временных рамок, рациональность и эффективность использования времени занятия, оптимальность темпа).
    • Стиль общения педагога с детьми как один из факторов психологического комфорта детей (авторитарный, демократический, попустительский).
    • Чередование видов деятельности в ходе занятия (соответствие требованиям к объему двигательной активности, интеллектуальной нагрузке, нагрузке на органы зрения и слуха; наличие заданий, обеспечивающих релаксацию, способность педагога корректировать формы и объем работы в соответствии с самочувствием детей)
    • Этап занятия: Рефлексивно-оценочный

      Оцениваемые параметры:

      Содержание оценочной деятельности (педагог предлагает детям назвать результаты деятельности и способы их достижения; соотносит оценку итогов с выделенными в ходе мотивационно-ориентировочного этапа целями и планом работы на занятии; аргументирует оценки, показывает детям их достижения и недоработки).

      Качество организации оценочной деятельности (педагог знакомит детей с наиболее наглядными параметрами и критериями оценки различных видов деятельности, форм работы; учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей при оценивании; применяет различные методы оценивания; умеет сочетать методы педагогического оценивания, взаимооценки и самооценки детей, способствует формированию у детей навыков самооценки различных видов деятельности)

      Анализ конспекта выполнен______________________________________________________________ (Ф. И. О. эксперта)

      Литература

    • Приказ Департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области № 2163 от 20.08.2010 г. (Приложение № 6).
    • Распоряжение Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга «О формах экспертных заключений для
      аттестации педагогических работников государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга» № 2324-р от 02.11.2011 г.
    • Профессионализм современного педагога: методика оценки уровня квалификации педагогических работников / Под науч. ред. В. Д. Шадрикова. — М.: Логос, 2011.
    • Аттестация педагогов системы дошкольного образования: первая и высшая квалификационные категории: Методические рекомендации / Авторы-составители Тимофеева Л. Л., Бережнова О. В., Капунова Т. М. и др. —
      М.: Педагогическое общество России, 2012.
    • Приказ Минобрнауки РФ «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений» № 209 от 24.03.2010 г.
    • Новиков А. М. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении. — М., 1998.
    • Авторы — Л. Л. Тимофеева, О. В. Бережнова. Материал предоставлен журналом ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА, номер за август 2012 года.

      Самооценка работы доу