Ребёнок не хочет идти к воспитательнице

Что делать, если ребёнок не хочет идти в школу?

Всякий раз, когда ребенок нам демонстрирует то, что мы терпеть не можем – лентяйничает, откладывает, не хочет идти, – ребенок явно пытается нам что-то сообщить. Что не так было в школе, и где потеряна наша с ним доверительная беседа? Нужно поговорить об этом. В каких-то местах нужно проявлять жесткость – не давление, а простую твердость. В данном случае она звучит так: «Мы с тобой живем в таком государстве, где есть обязательное среднее образование – это не объедешь, не обойдешь». И это так потому, что это так. Точка. Если родители спокойно об этом скажут, то и ребенок поймет. Но все же давайте будем уважительно относиться к тому, о чем нам говорит ребенок.

Предположим, это вы такой ребенок. И вам страшно не хочется идти в школу. Тогда первое, чего вы ждете со стороны мамы – что мама просто поймет ваши чувства, правильно? Не нужно наседать на ребенка с длительной лекцией о том, что хорошие девочки так не говорят и не делают, что вы работаете, а ребенок будет ходить в школу.

Первое, что я сделала бы, так это сказала: «Тебе грустно, что заканчивается лето? Давай посидим, повспоминаем хорошие моменты. А что может быть хорошего в школе, в которую ты не хочешь идти?» Не бывает такого, что там нет чего-то хорошего. Есть любимый предмет, любимая подруга, собака у охранника школы, которой все школьники что-то вкусное приносят.

Не отрицайте те чувства и эмоции, которые нам показывает ребенок, постарайтесь присоединиться к этим чувствам и побыть на одной волне: нам, взрослым, разве грустно, когда заканчивается отпуск и нужно снова войти в рабочий процесс? Ребенок может не хотеть идти в школу, потому что с каникулами у него заканчивается что-то хорошее, но это не означает, что впереди его хорошее не ждет.

Не спешите со своими взрослыми правильными идеями и мыслями. Ребенок так общается – нытьем, нехотениями. Давайте просто его послушаем. Научиться понимать своего ребенка вы можете на лекциях «Родительского клуба» .

Ребёнок не хочет в школу

Атлас новых профессий

До 2030 года:
исчезнут 67 профессий и
появятся новых 186

Начался очередной учебный год, которому предшествовала весьма утомительная подготовка. Покупка новой формы, канцелярских принадлежностей и цветов для учителей отнимает немало сил и средств у родителей, сильно утомляя детей. В результате многие сталкиваются с банальной проблемой: дети попросту не хотят ходить в школу.

Растерянность, незнание дальнейших действий, “в школе тоска” — вот, что находится в голове школьника, который готов разреветься от одной мысли об учебе. Если к этому добавить наши неуместные нравоучения и требования “не распускать нюни”, ситуация лишь усугубляется. Взрослые тоже часто трусят, выбирая простейший вид разбирательства с проблемным вопросом — они словно не видят его в упор.

1. О том, как же быть, если ребенок не хочет идти в школу, мы решили спросить квалифицированного специалиста в области психологии, Анастасией Новиковой.
Отмашки от постоянно зудящего ребенка только усугубят ситуацию.

Измените тактику

Довольно часто каждому из нас приходится заниматься не самым любимым делом, однако жизнь заставляет нас находить в себе силы идти дальше. Когда речь идет о школе, подобной безысходности не наблюдается. Всегда стоит помнить: как родитель, вы в силах изменить текущее положение дел. Школьные неурядицы не относятся к разряду нерешаемых: за вами остается выбор. Есть возможность пообщаться с учителями, сменить класс и даже саму школу. Спор с ребенком продуктивных плодов не даст.

«Маленький принц»

2. Наверняка в данный момент вы подумали: «Зачем же мне перекапывать поле из-за сущего пустяка?» Не забывайте: то, что пустяк для вас, ребенку видится огромной проблемой

Одна из самых распространенных ошибок, допускаемых взрослыми: сообщение ребенка о недостатках школы, не принимаются всерьез. Не хотелось бы вас пугать крайностями, но все же держите в голове сухой факт: процент детского суицида весьма велик. Причиной может быть банальная двойка в дневнике или постоянные издевательства со стороны одноклассников. Ребенок постоянно задирается? Нужно искать предпосылки, а не отправлять его делать уроки.

3. Дайте ему понять, что вам жаль

Понимание и сочувствие крайне важны, тем более в вопросах, относящихся к школьникам. Покажите, что вы верите в свое чадо, слушаете его и готовы помочь всеми силами.

«Маленький принц»

4. Если контакт установить не получается, дайте ребенку выплакаться

Постарайтесь следовать классической методике Гиппенрейтер: слушайте, параллельно озвучивая текущие проблемы. Важен не вопросительный, а именно утвердительный тон. Вы словно соглашаетесь с собеседником, вселяя в него большую уверенность. Таким простым путем можно неожиданно для себя узнать много нового об учебном заведении вместо очередного крика “не пойду в школу”. А главное — докопаться до истинной причины нежелания чада посещать его. Все может свестись к не самой удачной шутке учителя или слишком жесткому замечанию. Детский разум может трактовать по-своему даже такие избитые обороты, как “ты голову дома оставил” или “уши оторву”.

Школьник нуждается в вашем понимании и участии, ведь ему некому больше высказать все свое недовольство. Он переживает из-за невкусной еды в столовой — дайте ему домашний обед с собой. Он напуган партой, разрисованной черепами и крестами? Пообещайте скоро это исправить, заменив ее.

«Маленький принц»

5. Вы в курсе неудач учащегося, а потому следует решить: стоят ли слезинки ребенка всех этих мучений?

Нужна трезвая голова и сухое взвешивание плюсов и минусов. Согласитесь, нередко имеют место серьезные случаи: полное непонимание учеником слов учителя, всеобщая травля, непринятие. В таких ситуациях следует беспокоиться о детской психике и душевном состоянии. Если ребенку приходится туго, задумайтесь о смене образовательного учреждения.

6. Допустим, вами принято решение, что перевода в другую школу не будет при том, что в текущей заметно сильное давление на ребенка.

Худшее, что вы можете сделать — перейти на сторону школы. Как ни банально, детям порой важно услышать такие слова «Не в отметках дело. Не бери ты в голову, главное — живой и здоровый». Маленький страдалец должен ощущать поблизости поддержку взрослого. Вы — его главный и самый верный на свете друг, обязанный защитить его. Порой даже от школьного преподавателя, которого школьник видит злейшим врагом. Если младший не справляется со сборами, старайтесь не напоминать ему о том, какой он несамостоятельный и вообще непутевый. Учитесь помогать ему, даже в сущих мелочах.

«Маленький принц»

7. Статистика: около 50 % учащихся российских школ отказываются от посещения занятий из-за неприязни к преподавателю

Приведенная цифра была оглашена самим президентом Ассоциации детских психологов Александром Кузнецовым. Факт, учитель нередко давит на ребенка. Потому в случае подозрений смело направляйтесь прямиком в кабинет учителя, но еще лучше — к классному руководителю. Только без агрессии и криков: не спешите нападать, угрожать и бросаться обвинениями. Отдавайте служителям знаний должное, ведь в столь непростой профессии им приходится очень несладко. Честно скажите, что Петя не испытывает к ней (нему) симпатии и часто жалуется. Если педагог — профессионал своего дела, он никогда не покажет вам на дверь. Настоящий учитель не станет поднимать вас на смех и сразу же отметать любые ваши версии.

«Маленький принц»

8. Признайтесь: вас нисколько не привлекает сама мысль о походе в школу с целью защитить интересы ребенка

Картина Репина: разгневанная и готовая на подвиги мать стремительно влетает в кабинет, уже вроде бы и тирада подготовлена, а в итоге… Просто интересуется, правду ей наговорил ее чадо или же нет. Учитель, конечно же, разводит руками. В результате мать, которой следовало пойти в школу совершенно за другим, уже внимательно слушает рекомендации ненавистного им же педагога. Представьте, каково будет вашему чаду, когда он поймет простую вещь: теперь ему вообще негде спрятаться от собственных страхов.

Беседы, проводимые с целью выяснить источник проблемы, посильны не каждому. Разговоры подобного плана должен вести человек, не ломающийся под гнетом школьного потолка, как тростинка. Разберитесь в себе, прежде чем предаваться силе эмоций, чтобы в итоге не выглядеть глупо перед самим собой и сотрудником учебного учреждения. Да и вообще — лучше отправить на беседу папу ребенка.

Консультация для родителей детей младшего — дошкольного возраста: «Если ребёнок не хочет идти в детский сад»

Опубликовано: 19:36:40 13-01-2018

Консультация для родителей детей младшего — дошкольного возраста:

«Если ребёнок не хочет идти в детский сад»

Не каждый ребенок ходит каждый день в детский сад с большим удовольствием. И это не удивительно, ведь ребенку нужно рано просыпаться, еда отличается от любимой домашней, воспитатели не разрешают делать все то, что нравится, есть режим дня, и, что самое главное, там нет ни мамы, ни папы, ни даже бабушек с дедушками. Но сделать так, чтобы ребенок хотел ходить в садик возможно.

Иногда родители вместо того, чтобы понять причину поведения ребенка, ведут детей, чуть ли не волоком в детский сад. В данном случае они добиваются лишь обратного эффекта, ребенок устраивает еще больше истерик, они становятся чаще, продолжительнее и демонстративнее. Агрессия всегда вызывает ответную агрессию, важно это помнить всегда, когда Вы общаетесь с ребенком. Поэтому таким способом Вы не сможете заставить ходить ребенка в детский садик с удовольствием. В данном случае лучше заинтересовать ребенка каким-либо очень важным и значимым для него делом, например, показать новую игрушку детям и воспитателю, принести воспитательнице поделку, вести себя хорошо, чтоб его похвалили. Детям важно чувствовать себя первыми и лучшими, слышать похвалу от взрослых и детей.

Конечно, любой заботливый родитель переживает, если его ребенок не хочет идти в детский сад, а уж если говорит, что его обижают, родители готовы верить безрассудно всему, что их малыш скажет. Но в первую очередь важно объективно разобраться, почему, же ребенок так себя ведет.

Для начала убедитесь, полностью ли здоров ваш малыш, и хорошо ли он выспался. Часто именно плохое самочувствие может являться причиной того, что ребенок капризничает и не хочет идти в детский сад.

Если же ребенок полностью здоров, и чувствует себя хорошо, то нужно искать другую причину его поведения. В случае если вы станете прямо его спрашивать о происходящем, вы, скорее всего, никаких значимых результатов не получите. Постарайтесь избегать прямых вопросов. Попробуйте совместно с ребенком отобразить детский садик в игре с игрушками: разыграйте сценарий одного дня, прожитого им в садике. Пусть ребенок сам выберет игрушки, обозначит их (кем он будет сам, мама, папа, воспитатель, другие дети), расставит их в том порядке, в каком он хочет, а затем начинайте проигрывать день, в садике начиная с вашего выхода из дома и заканчивая возвращением домой. Обращайте внимание на все высказывания ребенка, а лучше их записывайте, чтоб потом спокойно обдумать. Если ребенок способен ответить, то можете его по ходу игры расспросить о его переживаниях, эмоциях, настроении в течение дня.

После того как Вы отыграете ситуацию, постарайтесь выделить положительные и негативные моменты, которые ребенок воспроизвел в игре, подумайте почему ребенок сделал так или иначе, был ли он прав.

Постарайтесь найти время и поговорить с воспитателями. Объясните им, как ваш ребенок воспринимает замечания, похвалу и как он реагирует. Каждый ребенок индивидуальность: один может через 5 минут забыть, что его ругали и за что, а другой даже от серьезного взгляда может замкнуться в себе, и в дальнейшем не идти на контакт с другими взрослыми. Ребенок, конечно, только надует губы и ничего не скажет воспитателю в ответ, но обида никуда не денется. Поэтому обязательно разговаривайте с воспитателями, от них тоже зависит психическое здоровье Вашего ребенка.

Иногда бывает такое, что нежелание ребенка ходить в садик становится больше с каждым днем. Наиболее вероятной причиной в данном случае будет, скорее всего, то, что ребенку там скучно. Возможно, он не приучен к занятиям, режиму дня. Если это так, то постарайтесь мысленно поставить себя на место своего ребенка. Вы бы хотели сидеть целый день под присмотром и делать только то, что разрешают? Дома ребенку всегда будет намного лучше, веселее и интереснее. Здесь есть его любимые игрушки, которыми можно играть, когда хочется и как хочется, можно посмотреть по телевизору мультфильмы, поиграть в компьютер, тем более что его любимые родители или бабушки с дедушками всегда рядом, и готовы уделять внимание только ему.

Если вы, пытаясь уговорить ребенка идти в сад, взываете к его совести, задумайтесь о последствиях Ваших слов и действий. Если Вы говорите ему, что Вам необходимо ходить на работу для того чтобы заработать денег, а в свою очередь он должен ходить в детский сад, подумайте, какие воспоминания останутся у ребенка и какие он сделает выводы. Он будет считать посещение детского сада своей обязанностью, что естественно влечет за собой безрадостное восприятие данного факта. Ребенок должен воспринимать садик не как обязанность, а как интересное времяпровождение.

В данной ситуации практически любые варианты Вашего поведения по отношению к ребенку хороши ради достижения желаемого результата. Главное, чтобы с утра, перед выходом из дома настроение у ребенка было хорошим, тогда и Вам будет меньше поводов для беспокойства в течение дня.

И обязательно разговаривайте с малышом по дороге в садик и домой, спросите его, как прошел день, или что он хочет сделать сегодня. Так гораздо легче будет выявить причину нежелания ходить в детское учреждение на самом раннем этапе и не усугублять ситуацию негативными эмоциями Вашего ребенка.

Сын 3 года плохо говорит и не хочет идти на контакт с детьми

добрый день! У меня сын, 4.09 исполнилось ровно 3. Проблема в том, что он очень плохо говорит, не хочет контактировать с другими детьми. Он называет практически все цвета (сио — зелёный; сия — синяя, синий; жо — жёлтый и т д), знает и показывает по просьбе геометрические фигуры; считает до 9 (пи — один; да — два; и — три и т д); знает несколько букв (около 10-12, называет и показывает);по просьбе показывает части машины (кузов; капот, колеса и т д); любит рисовать (по просьбе рисует круг и что-то похожее на квадрат; пытается подражать в рисунке); выполняет команды положи на место; подними; возьми; дай (например сними трусики и отнеси в стирку тоже выполняет); по просьбе показывает пальчиком где мама, папа, дедушка, бабушка, кися; знает и показывает пальчиком практически все, что его окружает. На улице мы в основном гуляем одни, детей почти нет. К детям не подходит, может только наблюдать или забрать игрушку, играет сам по себе. Если у него забирают игрушку — спокойно отдаёт и идёт играть чём-то другим. Очень любит рисовать мелками. Ест неплохо вилкой (даже крупы); с ложкой пока не очень, но старается. Ходит писать на унитаз, с горшком не сложилось вообще. Сам не просится, но если спросить хочешь писать ответит да или промолчит, если не хочет. Узнает из далека нашу машину говорит и- и показывает пальчиком. При разговоре кажется что все прекрасно понимает. Спрашиваю «сейчас дедушка приедет на машине, поедешь с ним?» радостно кричит «даааа!». Были у многих психологов; неврологов. Все как один твердят занимайтесь. Занимаемся с логопедом-дефектологом 3 раза в неделю по часу, она его хвалит. В детским садом пока не складывается, нам сказали прямым текстом — ваш ребёнок много, чего не умеет для своего возраста, учить его не будем. Решили остаться дома ещё на год.

Я уже извела себя и родных. Переживаю страшно. Ночами не сплю..

Если ребёнок не хочет ходить в сад

Если ребенок не хочет ходить в детский сад

Нужен ли малышу детский сад?

Детские сады и ясли вошли в жизнь общества вместе с женским движением за равенство прав с мужчинами и являются его достижением. Эти учреждения в определенной мере освобождают женщин от ухода за детьми и их воспитания, предоставляя возможность заняться получением образования, профессиональной деятельностью, предпринимательством. До настоящего времени в детские сады ходили почти все дети в нашей стране. Но в последние годы появилась альтернатива государственным дошкольным учреждениям. Это — семейное воспитание, возрожденный институт гувернерства, частные образовательные и развивающие учреждения.

Если еще 10 лет назад на ребенка, пришедшего в первый класс не из детского сада, смотрели, как на белую ворону, то теперь ситуация изменилась. Многие мамы воспитывают и развивают детей дома.

Так нужен ли малышу детский сад? Что он дает ребенку? С какого возраста лучше отдавать туда детей? Предлагаю взглянуть на эту проблему с точки зрения детской психологии.

В этой книге я постараюсь ответить на вопросы, которые наиболее часто задают родители на приемах и в письмах, присылаемых на мое имя.

Мама: Мой муж сейчас неплохо зарабатывает и предлагает мне бросить работу и сидеть дома с младшей дочерью до школы. Сейчас нашей дочке почти три года, отпуск по уходу заканчивается через два месяца. Честно сказать, дома сидеть мне уже надоело. Постоянные бытовые вопросы, домашние дела, однообразие и никакого развития, и общения. Старший сын, как и большинство детей, ходил в детский сад. И ему, и нам это очень нравилось. Там и к школе лучше подготовят, чем дома, и к детскому коллективу ребенок привыкает, становится общительным. Вот и пришла к вам посоветоваться, как быть: согласиться с мужем и отказаться от садика или нет?

Родители: Мы решили отдать ребенка в школу раннего развития при гимназии. Но нас сразу спросили, ходит ли ребенок в детский сад. А когда узнали, что девочка не посещает его, назначили плату на треть больше. Почему? Неужели наш ребенок дома, развивается не так?

Ответить на эти вопросы однозначно нельзя. Да, я считаю, что ребенку полезно посещать детское дошкольное учреждение. Но всегда следует подходить к этому вопросу индивидуально. Ведь не всех детей в силу каких-то физических или психологических причин можно оторвать от дома, мамы и соответствующего домашнего режима. Могут быть и противопоказания врачей, которым обязательно надо показать ребенка перед тем, как отдать его в детский сад.

В данном случае я буду говорить о большинстве детей, которым МОЖНО и НУЖНО посещать сад.

Каковы же преимущества пребывания ребенка в детском саду и объективные причины, по которым малыш должен его посещать?

  • Во-первых, пребывание ребенка в детском саду создает условия для развития у него самостоятельности. В саду малыши значительно легче и быстрее осваивают навыки самообслуживания: учатся самостоятельно есть, одеваться и раздеваться, отправлять естественные потребности, соблюдать личную гигиену, убирать за собой. Все эти премудрости они осваивают в детсадовской атмосфере за три-четыре месяца.
  • Во-вторых, в детском саду больше времени, чем дома, уделяется игровой деятельности и занятиям, которые способствуют физическому развитию ребенка, развитию логического мышления, речи, художественных и музыкальных способностей.
  • В-третьих, посещение детсадовской группы формирует у ребенка умение общаться в коллективе, приучает взаимодействовать с другими детьми на основе договоренности, учета общих интересов. Это обстоятельство особенно важно для единственных детей в семье. В процессе общения дошкольники учатся ждать своей очереди, делиться тем, что имеют, умерять личные желания. Дети не просто привыкают друг к другу, а устанавливают достаточно тесные отношения. При этом, подражая, учатся у сверстников тому, чего не умеют сами.

    В условиях детского сада исчезает установка «Я — МОЕ», актуальной становится установка «НАШЕ — ОБЩЕЕ». Ребенок делится игрушками, помогает сверстникам, если они еще не научились, одеваться и раздеваться, объясняет правила игры тем, кто их не знает.

    Большую роль в воспитании и обучении детей дошкольного возраста играет воспитатель. Он прививает им навыки самообслуживания, учит общаться с ровесниками и взрослыми. Под руководством воспитателя в процессе игровой и познавательной деятельности, наблюдений за природой и окружающим миром дети приобретают знания, умения и навыки, необходимые для их всестороннего развития. Содержание, цели и задачи работы с детьми воспитатель планирует с учетом их возраста.

  • В-четвертых, преимуществом пребывания ребенка в детском коллективе является избавление его от эгоцентрических установок. Эгоцентризм ребенка проявляется как стремление судить обо всем происходящем исключительно со своей позиции и отрицать все, что не отвечает собственным интересам. Дошкольники, чье развитие происходит в условиях детского сада, способны учитывать позицию и мнение другого уже в 4—4,5 года, а при домашнем воспитании эгоцентрические установки исчезают только к 5—6 годам, а иногда сохраняются и до 7—8 лет.
  • Вот пример из письма молодой мамы:

    «Мой сын не ходит в детский сад. Мы с мужем решили, что лучше я буду сидеть с ним дома. Так ребенок избежит болезней и будет всегда ухожен. Но в последнее время у меня стали возникать проблемы с воспитанием Сережи (ему четыре года). Перестал слушаться, предъявляет различные требования типа: «Купи то, купи это», «Я не хочу это делать», «Дай мне. ». На улице не может нормально играть с другими детьми, навязывает свои условия, а если ребята не соглашаются, в ход идут оскорбления и угрозы, да такие, что мне становится стыдно за сына. Никогда ни с кем не поделится, даже с нами, родителями. Я думала, что правильно его воспитывала, а теперь сомневаюсь в этом. Растет он эгоистом. Помогите, пожалуйста, найти выход из создавшейся ситуации. Может быть, сказывается домашнее воспитание, когда поначалу мы многое ему позволяли, а потом старались не обращать внимания на капризы, так как думали, что с возрастом это пройдет».

    Это письмо я не могла оставить без внимания, т. к в нем описана типичная ситуация, связанная с издержками домашнего воспитания. Если вовремя не принять соответствующих мер, такие дети вырастают эгоистами, способными перешагнуть через любого человека ради достижения своей цели. В данном случае хорошо, что мама сама видит причины эгоистичного поведения сына. Действительно, в домашнем окружении маленькому человечку несложно навязать свою волю и подчинить себе маму и папу. Поэтому родителям очень важно знать меру в проявлении своей любви к ребенку. Если ребенок не слушает многократных объяснений, чего нельзя делать и почем)’, без наказания уже не обойтись. При этом лучше лишить ребенка чего-то хорошего, например, просмотра его любимых телепередач, прогулки или др., чем сделать ему плохо. К тому же важно спокойным тоном объяснить малышу, какие именно его действия и почему привели к наказанию.

    Рассмотренный выше случай свидетельствует о некоторых недостатках домашнего воспитания. Я думаю, таких проблем у мамы могло бы и не быть, если бы ее сын ходил в детский сад, так как в коллективе ему пришлось бы подчиниться общим правилам и нормам поведения, научиться уважать мнение других ребят.

    Итак, мною были отмечены некоторые психологические преимущества детсадовского воспитания. Но не следует забывать и о медико-педагогических преимуществах: режиме питания, отдыхе, прогулках, специальных занятиях, способствующих полноценному, разноплановому развитию детей. Учитывайте это, решая вопрос о поступлении ребенка в детский сад.

    При этом примите во внимание, что лучший возраст для успешной и скорейшей адаптации ребенка к режиму детского сада — два-три года. На этот период приходится кризис раннего детства, который психологи обычно называют кризисом трех лет. Дети, стремясь утвердить свое «я», тянутся к самостоятельности, относительной автономии существования. Они легче переносят разлуку с мамой, привыкают к воспитательнице, учатся с уважением относиться к взрослым. Именно в это время детсадовский режим благоприятно влияет на становление личности дошкольников, а их адаптация к новой социальной среде проходит менее болезненно.

    Воспитателям и родителям на начальном этапе приспособления ребенка к детскому саду следует быть чуткими и внимательными к нему. Задача родителей — морально подготовить ребенка к смене обстановки и режима, объяснить, для чего нужен детский сад, подчеркнуть, что ему там будет хорошо, а чтобы процесс привыкания и адаптации прошел более гладко и быстро, можно посоветовать создать дома режим, близкий к детсадовскому.

    Наименее благоприятный возраст ребенка для поступления в детский сад — это четыре года и промежуток от пяти до шести лет. В это время развитие ребенка относительно стабилизируется, и резкое изменение образа жизни, связанное с утратой постоянного общения с близкими людьми, может привести к неприятным последствиям.

    Необходимо учитывать, что в любом возрасте погружение в атмосферу детсадовской общности может восприниматься некоторыми детьми как насилие над личностью, как утрата индивидуальности. Тяжелые переживания могут привести к негативным формам поведения: истерикам, капризам, постоянному нытью по выходным, а иногда и к соматическим расстройствам — повышению температуры, болям в животе и жидкому стулу, обострению хронических заболеваний.

    Из-за нежелания ходить в садик ребенок нередко прибегает к манипулированию родителями: плачет, капризничает, требуя возврата к прежней домашней жизни. Он как бы вовлекает взрослых в затяжную «войну», где вопрос «кто кого?» решается то в пользу родителей, то в пользу малыша. Действия ребенка выстраиваются приблизительно по такой схеме: сначала в ход идут просьбы и рассказы о том, как все плохо в садике, если это не помогает, начинаются слезы и истерики, а не действуют они, остается еще одно средство, которое подсознательно выбирает организм, — болезнь.

    Как облегчить процесс привыкания к детскому саду, как сделать так, чтобы малыш с удовольствием ходил в садик, я расскажу немного позже. А сейчас постараемся выяснить возможные причины негативного отношения ребенка к детскому саду.

    Почему ребенок не хочет ходить в детский сад?

    Причин, по которым ребенок не хочет идти в детский сад, может быть множество. Я же остановлюсь на наиболее типичных.

    Самая существенная причина — естественное нежелание ребенка отрываться от домашней обстановки и привычного окружения.

    Мама: Мой сын так и не смог привыкнуть к детскому саду. Туда отправляешь — планет, прихожу забирать — бежит ко мне со слезами. Воспитатели говорят, что он с 11 часов лежит в кроватке, ни с кем не разговаривает, не играет, отказывается есть. Так мы промучились три недели. Перестали его водить в садик. Сколько же можно трепать ему нервы? Пришлось моей, маме сидеть с ним дома.

    Воспитатель: У меня в группе есть одна девочка, умненькая и рассудительная. А что делать с ней, не знаю. Она сидит целыми днями у окна и всех только и спрашивает: «А когда за мной мама придет?» Если с ней посидишь, поговоришь, почитаешь книжки, вроде на какое-то время успокаивается. А потом опять за свое. Но я ведь не могу заниматься только ею одной, у меня в группе и другие дети есть, которым тоже нужны внимание, забота. В этой ситуации они оказываются брошенными.

    Малыш, не умея мыслить во временной перспективе, воспринимает каждую разлуку с мамой и родными как необратимую потерю. Это будет длиться до тех пор, пока он не усвоит новый для него порядок встреч и расставаний, не привыкнет к ребятам и воспитателям. Ведь даже кошка или собака, оставленная в выходные дни на попечение соседей, тоскует по хозяевам, ведет себя неестественно. Что же говорить о таком сложном существе, как человек. Ребенок не всегда быстро и безболезненно привыкает к шуму, множеству людей, эмоциональной обособленности жизни в детском саду. Некоторые страдают от этого месяцами. А принуждение ходить туда, где малыш чувствует себя дискомфортно, подрывает в его душе веру в родительскую любовь.

    Другая причина нежелания ребенка посещать детский сад — это болезненно проходящая смена режима и обстановки. И занятия, и распорядок дня в детском саду рассчитаны на усредненную возрастную норму, они порой не учитывают индивидуальных особенностей детей. В связи с этим многие родители сталкиваются с проблемой тяжелых утренних подъемов или жалоб ребенка на мучительность для него некоторых моментов режима, например тихого часа.

    Приучение ребенка к режиму — это формирование привычки вовремя ложиться и вовремя вставать, есть и гулять по часам. При этом нужно иметь в виду, что на каждые сто детей приходится два-три случая длительной или полной дезадаптации к условиям детского сада. Как правило, это единственные дети в семье или часто болеющие малыши, длительное время просидевшие дома с мамой или бабушкой.

    Как я уже отмечала, лучший возраст для успешного и скорейшего привыкания ребенка к режиму детского сада — от двух до трех лет. А наименее благоприятный — четыре года и промежуток от пяти до шести лет. Не забывайте об этом, дорогие родители, когда решите отдать свое чадо в детский сад.

    Еще одна причина, по которой ребенок не хочет идти в детский сад, — непривычная для него пища.

    Мама: Наша дочь Наташа ходит в детский сад второй год. Воспитатели жалуются, что она очень плохо ест. Дома же ест все подряд и в больших количествах, особенно когда приходит из садика. Спрашиваю ее: почему же ты не ешь в садике? Она молчит, ничего не говорит.

    А вот строки из другого письма:

    «Наш сын — малоежка. В детском саду ничего не ест, а если воспитатели пытаются кормить его с ложки, появляется рвота. И уходить из садика жалко. Там и занимаются с ним хорошо, и воспитатели душевные. Но мы беспокоимся за сына. Ведь это очень вредно для ребенка — ходить голодным с семи утра до семи вечера».

    В детском саду трех-, четырехразовое питание, что обеспечивает нормальную жизнедеятельность и работоспособность детского организма. Однако нередко родители жалуются на то, что дети плохо едят в садике. Особенно это касается таких блюд, как супы и каши. Если в домашнем меню мы можем достаточно долгое время обходиться без них, то рацион детского питания в детском саду предполагает ежедневное их употребление.

    Однажды мне довелось работать с мальчиком, который в период двухмесячного пребывания садика на даче каждый утренний подъем начинал с причитаний: «Не хочу каши. »

    Чем же так не угодны нашим деткам такие полезные блюда, как каша и суп?

    Каша, приготовленная на молоке, часто пригорает. Малышам же достаточно один раз попробовать продукт с запахом или вкусом пригоревшего молока, и его вид станет вызывать отвращение. Дети начинают отказываться от пищи, т. к. пищевые рефлексы формируются очень быстро. Нужно заметить, что это не просто каприз, а стойкая реакция организма: прекращаются слюноотделение и выделение желудочного сока, появляются позывы к рвоте. А пища, скормленная насильно, надолго задерживается в желудке, вызывая неприятные ощущения и даже боли.

    Теперь немного о супах. Потребление их — дело достаточно сложное и деликатное. Блюдо-то это жидкое, однако пить его нельзя. Аккуратно есть его ложкой умеет далеко не каждый дошкольник. Кроме того, в супах встречаются такие малоаппетитные с точки зрения детей продукты, как жареный лук, морковь, жир. Очень многие дети не выносят их вкуса и запаха. Индивидуальная избирательность тоже играет здесь немаловажную роль. Кто-то не любит рыбный, кто-то молочный или рисовый суп, а выбора опять-таки нет. Вот и приходится малышам сидеть по 30—40 минут над тарелкой с остывшим супом, в то время как вся группа уже отправилась в спальню на тихий час. И если в домашних условиях мы можем достаточно легко заменить одно блюдо другим, то сделать это в садике значительно сложнее. Здесь существуют утвержденные нормы питания, организованно осуществляется закупка продуктов и их распределение по группам, замена же (например, вместо первого блюда — два вторых) не предусмотрена.

    Нелюбовь к определенным блюдам дети могут перенести на детский сад в целом. Объяснить же, почему это произошло, ребята не в состоянии.

    Одна из самых важных и распространенных причин, по которой ребенок может отказываться посещать детский сад, — нелюбимый воспитатель. Приведу примеры из бесед с родителями.

    Мама: Антон очень быстро привык к детскому саду, дружит со всеми ребятами. И все было хорошо до недавнего времени. Месяц назад его воспитательница, Анна Николаевна, уволилась с работы в связи с переездом на новое место жительства. И нашего ребенка как будто подменили. Стал капризным, угрюмым, с нами грубо разговаривает, а новую воспитательницу, Светлану Ивановну, так вообще обзывает. Кричит, что больше никогда не пойдет в детский сад. Чем она ему так не угодила? Нам с мужем понравилась: молодая, строгая, энергичная, с высшим образованием.

    Родители: В нашей группе, как и везде, работают две воспитательницы — Татьяна Алексеевна и Наталья Геннадьевна. Нам обе нравятся. Но одну дети любят, а другую — нет. Когда вечером работает Татьяна Алексеевна, домой ребенка не уведешь: «Мама, подожди, я еще поиграю», — просит. Так и другие дети в группе. А на Наталью Геннадьевну что-то они обижаются. Не только мы, но и другие родители беседовали со своими детьми, объясняли им, что старших надо слушаться, а воспитателя — тем более, но безрезультатно. Все равно у них какие-то проблемы. Даже хотели с другими родителями заявление написать, да где гарантия, что новая воспитательница еще хуже не окажется.

    Напомню, что существует перечень требований, которым должны соответствовать детские сады. Эти требования определяют качество ухода за детьми. В перечень входят:

    • соответствующее помещение и персонал;
    • наличие необходимых для ребенка вещей: игрушек, мебели, оборудования;
    • вкусная, полноценная, хорошо приготовленная и имеющая привлекательный вид пища;
    • сердечно и дружелюбно настроенные к детям и родителям воспитатели;
    • оборудование для физических упражнений и тренировок;
    • возможность выбора вида активности;
    • умение воспитателей заинтересовать и вовлечь детей в игры и занятия;
    • безопасное оборудование помещений и игровых площадок;
    • диетическое питание для нуждающихся в нем детей (ослабленных, БОЛЬНЫХ И Т. П.);
    • поощрение детей;
    • регулярное чередование активных игр и спокойных занятий с отдыхом;
    • участие родителей в жизни детского сада;
    • регулярное проведение родительских конференций (собраний) с привлечением персонала детского сада;
    • элементы новизны и оригинальности в программах детского сада;
    • постоянно действующие программы повышения квалификации персонала.

    Из приведенного перечня шесть пунктов — более трети выдвигаемых требований — касаются установок и умений персонала детского сада.

    Дети обостренно чувствуют настрой и отношение к ним работающих в детском саду людей. Они моментально распознают недоброжелательность, неискренность и отвечают тем же, то есть лишением своей любви и уважения. Поэтому, если не только ваш ребенок, но и другие воспитанники отрицательно относятся к кому-либо из персонала, дело не в их невоспитанности, а в самом воспитателе.

    Часто в категорию нелюбимых попадают те воспитатели, которые, чрезмерно опасаясь за жизнь и безопасность своих воспитанников, неразумно ограничивают их свободу и активность. «Прекрати бегать!», «Куда ты забрался?», «Перестаньте размахивать палками!», «Гуляем только на участке!», «Что еще за игру вы придумали?», «Кто разрешил?» — вот типичные выражения, которые свидетельствуют о страхе перед личной ответственностью работников за вверенных им детей.

    Малыши двух-трех лет обычно достаточно легко подчиняются, а вот среди детей постарше обязательно найдется свободолюбивая личность, которая не станет мириться с подобными ограничениями. Такие дети могут устраивать побеги из сада, что еще больше осложняет их взаимоотношения с воспитателями.

    Встречаются случаи, когда воспитатели подавляют активность отдельных детей с помощью наказаний: малышей выставляют в раздевалку, если они разговаривают во время тихого часа, насильно кормят, если они не успевают за другими или отказываются от еды, и т. д. Такое поведение воспитателей также отбивает у детей желание посещать детский сад.

    В последнее время все чаще и чаще сотрудники детских дошкольных учреждений обращаются ко мне за консультацией по поводу детей, напоминающих своим поведением улиток или раков-отшельников, живущих в своих замкнутых мирках и реагирующих на попытки взаимодействия с ними уходом в свои «скорлупки». Они не нуждаются в коллективном общении, ведут себя обособленно, не имеют друзей. Причиной происходящего является так называемое детское одиночество — вещь довольно страшная и, увы, распространенная. Многие родители, решая материальные, профессиональные, личные и другие проблемы, предоставляют малыша самому себе, ограничивая взаимоотношения с ним вопросами ухода.

    Нередко такого ребенка прекращают водить в сад, так как он не вписывается в коллектив сверстников.

    Мама: Я воспитываю ребенка одна. С мужем разошлись, когда дочери не было еще полугода. Какое-то время никого не хотелось видеть. Так и жили — только я и Аня. Иногда подружка заходила. Отдала дочку в ясли — пришлось забрать. Там она всех дичилась, сидела в углу, плакала, просилась домой. У меня сердце все-таки не каменное. Сейчас ей четыре года, а она так же держится от всех в стороне, отдельно от других ребятишек. Во дворе на прогулке она к ребятам не подходит, так возле меня на лавочке и сидит.

    Воспитатель: У нас в группе есть мальчик, замкнутый, неразговорчивый. Целый день сидел бы один. Не драчун, а друзей у него нет. К ребятам подходит очень редко и неохотно, предпочитает рисовать или рассматривать книжки. Мама его — добрая и общительная женщина.

    Прежде всего надо понять, что каждый человек, в том числе и маленький, имеет индивидуальную степень выраженности потребностей. Есть люди, которые едят значительно меньше, чем другие, и не потому, что соблюдают диету, а потому, что потребность в пище у них не столь велика и насыщение наступает раньше.

    То же происходит и с потребностью в общении. У одних она сильнее, у других — слабее. И если взрослые могут принудить себя из вежливости поддерживать неинтересный разговор, то дети, откровеннее выражая свои чувства и мысли, просто перестанут общаться.

    Часто причиной предпочтения одиночества и нежелания ходить в детский сад становятся травмирующие обстоятельства. Малыша в детском саду могли обидеть, обозвать, дать ему прозвище. После подобных инцидентов он больше не хочет общаться с обидевшими его детьми, а порой и вообще замыкается в себе.

    Бывает, что, играя в детском саду, он по неосторожности толкнул товарища, попал ему в лицо снежком или песком. Вид крови или слезы сверстника могли произвести сильнейшее впечатление на психику малыша. В результате — отказ от игр, прогулок, вообще от детского сада. А на все уговоры родителей он будет отвечать безутешными слезами.

    В этом случае настойчивость и принуждение со стороны взрослых (родителей, воспитателей) только помешают восстановлению душевного равновесия ребенка. Поэтому следует запастись терпением и постараться спокойно обсудить с малышом это происшествие, помочь ему преодолеть испуг.

    Нежелание ходить в садик может проистекать и из-за частых болезней ребенка. Замечательно, когда дети здоровы. Увы, это бывает не всегда. Десять детей на каждую тысячу новорожденных уже страдают тем или иным недугом. Кроме тяжелых соматических и психических болезней, малышей подстерегают травмы и инфекции. По этим причинам многие дети вынуждены сидеть дома.

    Поведение больного ребенка во многом отличается от поведения здорового. Одни дети становятся крайне раздражительными, плачут, кричат, требуют присутствия взрослого и тут же прогоняют его, отказываются от игрушек и любимых блюд, мало спят. Другие, заболев, становятся грустными и безразличными, ими овладевает апатия.

    Иногда дети стараются вызвать к себе жалость, преувеличивая свои страдания.

    У часто болеющих детей, которые редко ходят в детский сад, мало друзей, что не может не беспокоить их родителей и воспитателей, да и сами малыши страдают от этого.

    Вот пример из письма одной воспитательницы: «В каждой группе попадаются дети, которые часто пропускают садик по болезни. Отношение к ним в группах особое. Как ни стараешься вовлечь их в общие игры, ребята сторонятся их. Одни считают их заразными, другие полагают, что они плохие друзья, ненадежные товарищи: договоришься с ними, а они раз — и заболели опять».

    Склонность детей к частым болезням создает вокруг них атмосферу разобщенности. Девочки и мальчики старше четырех лет, посещающие одну группу, организуют совместные игры, которые могут длиться в течение нескольких дней. Каждый ребенок получает в них свою роль, приобретает определенный социальный статус. Если ребенок из-за болезни часто остается дома, он исключается из групповых игр. К тому же прочность дружеских связей между дошкольниками во многом определяется продолжительностью их общения, поэтому у часто болеющих детей мало или вообще нет друзей. Вследствие этого у них исчезает желание ходить в детский сад, так как там им становится скучно и неинтересно; они чувствуют себя одинокими.

    Таким образом, существует много причин, по которым дети не желают ходить в детский сад. Задача родителей — помочь им преодолеть все те проблемы, о которых шла речь выше, сделать все возможное, чтобы малыши с удовольствием посещали детсад.

    Как исправить положение

    Чтобы ребенок быстрее привык к мысли, что он должен ходить в детский сад, и для скорейшей адаптации к его режиму, вы, родители, можете пойти двумя путями.

    Первый путь — ребенок должен с первого дня знать, что выбора у него нет — посещение садика неизбежно. Тогда все свои усилия он станет направлять на поиск положительных моментов происходящего.

    Либерализм лишь осложнит ситуацию. Если по часу сидеть в раздевалке, слушая душераздирающие вопли своего чада, или чередовать несколько дней пребывания в саду с неделей — дома, или прибегнуть к приему сокращения времени нахождения ребенка в группе до полутора-двух часов в день, положение станет еще более тяжелым для вас, малыша и персонала детского сада. Ребенок может почувствовать, что и его родитель не готов к тому, чтобы оставить его в саду, что окончательное решение еще не принято. Это будет создавать у него ложные надежды, которые только усугубят ситуацию.

    Второй путь заключается в установлении договоренности с администрацией детского сада и воспитателями о вашем пребывании в саду вместе с ребенком в течение какого-то времени. Попробуйте находиться в группе столько времени, сколько потребуется для того, чтобы ребенок окончательно освоился и научился обходиться без вашей помощи и поддержки. Может потребоваться неделя, месяц, а то и больше, но зато потом вы станете совершенно спокойно оставлять его в саду.

    Поэтому, если вопрос о необходимости отдать ребенка в сад решен окончательно, не стоит дожидаться момента, когда малыш подрастет и станет самостоятельным. Учиться есть, одеваться, завязывать шнурки, заправлять кроватку необязательно дома. Не тратьте свои усилия на муштру и наставления. Лучше используйте время своего дополнительного отпуска по уходу за малышом на более полезные и актуальные вещи.

    Если вы не будете бояться разлуки с ребенком, скорее всего и он легче перенесет ее. Тем более нечего опасаться, что контакты с другими детьми снизят привязанность малыша к вам. Скорее наоборот, пребывание в детском саду усилит любовь ребенка к дому и родителям.

    Расскажу немного об организации подъемов и отбоев. Родители часто беспокоятся о том, как поднять ребенка рано утром. Ведь в домашних условиях многие дошкольники бодрствуют до позднего вечера и ложатся спать вместе со взрослыми членами семьи. Подъем их также не регламентирован и происходит у кого в 10 утра, а у кого и ближе к обеду. Переход к новому режиму начинается с попыток уложить малыша в кровать около 8 часов вечера. Даже если это удается, ребенок не может заснуть, и родители вынуждены проводить малоприятные часы у постели своей крошки, изводя ее просьбами поскорее закрыть глазки и уснуть.

    Организм маленьких детей достаточно пластичен. Перестройка ритмов сна и бодрствования происходит за два-три дня. Поэтому стоит только поднять малыша в нужное время, и он восполнит возникший дефицит более продолжительным дневным сном и ранним отбоем. Все это произойдет в результате потребности организма, без уговоров и насилия. А чтобы ребенку было легче просыпаться по утрам, включайте бодрую музыку или приходите будить его вместе с любимой игрушкой — медвежонком, котиком, мартышкой или др.

    Проблему отказа ребенка от пищи в детском саду также можно решить хотя бы частично. Не старайтесь накормить малыша дома, до отправки в детский сад. Нет ничего страшного в том, что ребенок подождет с приемом пищи до 8—9 утра, даже если он встает в б или 7 часов. Дорога до детского сада, зарядка и игры перед завтраком лишь разожгут его аппетит, а значит, меньше будет капризов по поводу каши, масла, пенок и прочих неприятных с точки зрения ребенка вещей. Особенно это касается детей, у которых и в домашних условиях плохой аппетит. Если такой ребенок позавтракает дома, заставить его есть в группе будет практически невозможно.

    Нелишне будет предупредить персонал детского сада о вкусах малыша. Но делать это следует в его отсутствие, когда он ушел в игровую комнату или занялся с другими детьми, так как подобные разговоры как бы программируют ребенка на совершение соответствующих действий: он станет лишь сильнее капризничать и настаивать на отказе от пищи, объясняя это словами матери или бабушки.

    Первое время можно давать малышу с собой яблоко или морковку. Если, отказавшись от нелюбимого кушанья, он проголодается, то сможет съесть этот запас. Только не давайте ему шоколада, конфет и печенья. После сладкого ребенок не будет есть даже любимые блюда. Да и другие ребята станут смотреть на него с завистью.

    Воспитателям следует чаще использовать игровые ситуации для создания у детей заинтересованности в потреблении пищи, а не просто принуждать их съедать все, что положено. Так, призыв скорее освободить от супа Петрушку, изображенного на тарелке, быстрее подействует на детей, чем угрозы и попытки насильственного кормления с ложки, вызывающие со стороны малышей ответную агрессию.

    Несколько слов о детях с плохим аппетитом. У значительного числа людей потребность в пище несколько снижена по сравнению с общепринятой нормой. Понятие нормы вообще очень расплывчато: с точки зрения европейца или американца, мы едим возмутительно много, а вот население Скандинавии или коренные жители гор посчитали бы объем потребляемой нами пищи недостаточным. Поэтому, если ваш ребенок ест меньше, чем вы, или меньше того, что положено по норме, это еще не значит, что он недоедает. Если его самочувствие не ухудшается, оснований для беспокойства нет.

    Приведу один пример. Известная в недавнем прошлом гимнастка Ольга Корбут до двенадцати лет очень мало ела: утром выпивала черный кофе без сахара, в обед съедала яблоко и кусочек серого хлеба. Такой тип питания не мешал интенсивным физическим тренировкам девочки, которая готовилась к выступлениям на чемпионатах Европы и мира.

    Кроме того, аппетит — это лишь один из признаков потребности нашего организма в пище. На его удовлетворение влияет как количество принятой пищи, так и ее калорийность. Внимательно понаблюдайте за своим ребенком, может быть, он набирает необходимое для роста и развития количество калорий, съедая слишком много сладостей, доступных ему. Диетологи подсчитали, что два мороженых по калорийности заменяют полный обед. Точно так же, проглотив до обеда две-три конфеты, вафельку, три печенья, малыш вполне способен обойтись без второго и даже без первого и второго блюд вместе взятых.

    Но есть дети, которые плохо едят именно в детском саду. Причины такого поведения могут быть самыми разными. Анализировать их надо, разбираясь отдельно в каждой конкретной ситуации. Замечу только, что если ребенок добирает свою норму во время вечернего приема пищи дома, значит, это его индивидуальный способ решения проблемы. Конечно, родители могут быть недовольны таким положением дел, но ничего страшного в этом нет.

    Возможно, взрослым следует поговорить с воспитателем о соседях малыша по столу. Причина может быть в том, что они за столом говорят что-то обидное для вашего ребенка.

    Малыша может смущать непривычная обстановка. Если дома он ест на кухне или любит это делать под музыку, если его кормление традиционно сопровождается чтением книг или просмотром телепередач, первое время в садике он может отказываться от пищи просто потому, что ему не хватает привычных стимулов, ведь есть же дети, которых именно по этой причине невозможно накормить в гостях. Со временем данная проблема разрешается сама собой, поэтому не волнуйтесь, если в первые недели пребывания в саду ребенок теряет аппетит.

    Все это свидетельствует о том, что страхи и беспокойства мам и бабушек по большей части преувеличенны. Нормальная обстановка в саду и дома вскоре разрешит ситуацию, и вы обойдетесь без посещения педиатров и диетологов, «допросов с пристрастием» по поводу того, что сегодня давали в садике на завтрак или обед и все ли ты скушал. Надо помнить, что еда должна приносить удовольствие, а упитанность ребенка не всегда является показателем его здоровья.

    Проблему нелюбви ребенка к воспитателям решить немного сложнее. Чтобы расположить к себе малышей, воспитатель должен уметь поощрять инициативу и активность детей, заинтересовывать их совместной игровой деятельностью, использовать положительные средства стимуляции и управления их поведением. Одним это удается легко, к другим подобный опыт приходит с годами.

    Если ваш ребенок не ладит с воспитателем, довольно жестоко упрекать малыша в грубости и невоспитанности. Маленькому человеку и так приходится несладко. Далеко не каждая группа дошкольников способна найти себе дело, которое бы было интересно, увлекательно и не вызывало нареканий персонала. Чаще всего детям требуется руководящая, направляющая сила воспитателя. Неумение или нежелание воспитателя заниматься с группой ведут к росту недовольства среди детей и могут послужить поводом для их отказа ходить в садик.

    В таких случаях родителям следует подумать о переводе ребенка в другую группу или сад. Ведь детские капризы и другие формы протеста никогда не бывают беспочвенными.

    При этом дошкольникам крайне важно знать, что они достойны родительской любви. Плохо уже то, что малыши вынуждены общаться с нелюбимым, психологически отвергаемым ими воспитателем. Но еще хуже, когда люди, которых они любят, теряют терпение и сердятся на них за несдержанность и искреннее выражение чувств. Детские эмоции подобны шилу в мешке, которое невозможно утаить. Если бы дошкольники могли управлять своими эмоциями, то стали бы взрослыми. Поэтому постарайтесь поскорее выяснить причину недовольства ребенка, а зная ее, решайте, что вы будете делать, чтобы помочь ему. Иначе пресловутое счастливое детство будет отравлено ранящими сердце переживаниями и душевными страданиями.

    Некоторых детей дразнят и обижают в детских садах, и поэтому они отказываются туда ходить. Эффективнее всего родители помогут робкому ребенку, не оберегая его на каждом шагу, а ободряя, поддерживая и внушая веру в себя.

    В письмах нередко встречаются просьбы родителей, подобные этой:

    «Очень хотела бы, чтобы вы посоветовали, как научить детей себя вести, когда их жестоко дразнят, и как не позволять им дразнить других».

    Чаще всего любителями подразнить являются мальчики. С чем это связано? Мальчики от рождения более агрессивны, чем большинство девочек, но в то же время в качестве природной меры предосторожности они обладают и более совершенной системой контроля агрессивности, дальнейшему развитию которой родители и воспитатели обязательно должны уделять внимание.

    Дразнилки могут оказаться очень болезненными для психики маленького и впечатлительного человечка. Он ведь еще слишком мало жил на свете, чтобы нарастить достаточно «толстую» для всякого рода подковырок «кожу» и научиться не обращать на насмешки внимания; а то, что над ним смеются, ребенок начинает понимать очень рано и достаточно остро переживает свое унижение и беззащитность.

    Каким же образом вы, родители, можете защитить ребенка, которого дразнят или задирают? От смены детского сада или места жительства толку обычно не бывает. В каждом детском саду найдется свой насмешник и хулиган, который непременно проявит себя уже через час-два после того, как ваш малыш останется в детском коллективе.

    Можно ли защитить детей от насмешек чисто физически? Иногда — да, гораздо чаще — нет. Насмешников детсадовского возраста можно остановить на то время, пока присматривающий за ребенком родитель находится рядом, но после его ухода запрет, как правило, действует недолго.

    Если пристальней посмотреть на эту проблему, можно понять, что уверенные в себе, более самостоятельные дети, которые не «держатся за мамину юбку», никогда не дадут себя в обиду. Мама, которую обостренное чувство беспокойства заставляет чрезмерно опекать ребенка, может воспитать у него ощущение, что только рядом с ней он находится в безопасности, все же остальные люди опасны.

    Если мама, выслушав жалобы плачущего и перепуганного малыша, начинает волноваться и отзываться о его мучителе с преувеличенным негодованием, у ребенка может возникнуть неадекватное впечатление об опасности, которой он подвергался и которой может подвергнуться снова.

    Мама не должна так себя вести. Лучше отвлечь внимание малыша на что-нибудь другое, интересное, а самой быть спокойной, демонстрируя при этом уверенность, что все будет в порядке. Если же ваш ребенок никак не может успокоиться, научите его, как легче и с достоинством переживать насмешки или как лучше давать отпор, если в том возникнет необходимость. Как один из вариантов посоветуйте ему не подавать вида, что ему обидно, или демонстративно не обращать на обидчика внимания, или спокойно, с достоинством говорить насмешнику: «Отстань, я тебя не обижаю — и ты меня не трогай». Да и воспитатели в детском саду не должны равнодушно смотреть на то, как одни дети дразнят и обижают других. Можно поступить по-разному: поругать в присутствии всей группы тех детей, которые дразнятся, чтобы им стало стыдно за это, или занять их другим видом деятельности, чтобы отвлечь их внимание от нежелательной ситуации. Все зависит от конкретного случая и требует индивидуального подхода.

    Таким образом и вы, родители, и воспитатели можете помочь сгладить неприятные ситуации, которые отбивают у детей желание посещать детские дошкольные учреждения, и сделать все возможное, чтобы малыши с удовольствием ходили в детский сад.

    Ребенок не хочет в детский сад

    «Не хочу в детский са-а-а-д! Не пойду-у-у-у!». Эти душераздирающие вопли вы слышите теперь каждое утро.

    Иногда к воплям добавляются жалобные стоны на тему того, что у драгоценного чадушка болит животик, голова, и вообще его тошнит от сада. В прямом и в переносном смысле слова. А в более тяжелых случаях у ребенка и в самом деле поднимается температура, появляются боли в животе и обостряются хронические заболевания.

    Что же делать в такой ситуации? Для начала разобраться, почему ваш малыш ни за какие коврижки не соглашается приобщаться к детскому коллективу. А причин для этого может быть несколько.

    Дети – самые великие на свете консерваторы. Это только на первый взгляд кажется, что они постоянно стремятся к новым приключениям и впечатлениям. На самом деле привычный ритм, когда они совершенно точно знают, как одно событие сменяет другое, – это порядок и спокойствие в их жизни. А тут – мама с утра отводит к незнакомой тете, где, кроме тебя, любимого, оказывается, еще куча других детей, бросает там на произвол судьбы и неизвестно, свидишься ли с ней еще когда-нибудь. В саду же все чужое – и, наверное, поэтому враждебное.

    Постепенно приучайте малыша к смене режима. Если он привык поздно ложиться и поздно вставать, придется аккуратно перевести кроху на более ранний подъем. Это совершенно не страшно, смена режима происходит в течение 3-4 дней.

    Когда резко меняется образ жизни, важно сохранить для ребенка «кусочек дома». Оптимальный вариант – если вы сможете договориться с заведующей и воспитательницей о том, что сможете присутствовать в группе вместе с ребенком в течение первой недели. Кстати, во многих детских садах практикуют такие договоры на вполне официальной основе, а в вальдорфских детских садах сами воспитатели настойчиво просят маму находиться в группе вместе с ребенком хотя бы в течение десяти дней.

    Если же это по каким-то причинам невозможно, подумайте о какой-то приятной мелочи, которая будет напоминать вашему крохе о доме. Это может быть мягкая игрушка (с ней так приятно вместе засыпать!), привычная еда в небольшом контейнере (желательно, не очень пачкающая – подойдет морковка или яблоко). Или, возможно, вам захочется сделать для своего малыша талисман удачи – например, небольшую плоскую игрушку, которую можно всегда носить в кармашке или на шнурке. Когда ее маленький хозяин загрустит, пусть он вспомнит о «волшебном талисмане», и тот непременно поможет справиться с невеселыми мыслями.

    Вспомните свое детство – наверняка в вашем детском саду был какой-то особенный «шедевр» местных поваров, который вызывал у вас не самые приятные чувства. Пресловутые пенки от молока, кисель, молочная каша или суп с луком – у каждого свои воспоминания. Иногда воспитатели слишком рьяно пытаются накормить своих подопечных, требуют съедать все до крошки, в быстром темпе – это тоже не каждому под силу.

    Если ваш малыш наотрез отказывается питаться в детском саду, договоритесь с воспитателями, чтобы они не настаивали на этом процессе. В конце концов, еще ни один ребенок по собственной воле не умер от голода. Дома, перед садом, вполне можно обойтись и без завтрака – больше шансов, что к моменту завтрака в садике малыш успеет проголодаться и захочет попробовать что-нибудь с общего стола.

    Если по садовским правилам ребенку разрешается брать какую-то еду из дома, то пусть это будут красиво порезанные фрукты (яблоки, груши), овощи (огурец или морковка), подойдет и банан. Старайтесь не давать ребенку сладости вроде конфет или печенья, эти лакомства, конечно, могут утешить в первый момент, но вызовут нездоровый ажиотаж в коллективе и окончательно испортят аппетит.

    Нелюбимая воспитательница

    Это серьезная проблема, и в идеале ее хорошо бы решить еще до поступления ребенка в детский сад. Не зря же психологи рекомендуют перед тем, как определить малыша в то или иное учреждение, обязательно познакомиться не только с заведующей и с набором игрушек в группе, но и (что гораздо важнее!) с будущей воспитательницей. Именно она будет проводить с вашим ребенком большую часть времени. Иногда бывает так, что к одной воспитательнице дети буквально летят на всех парах, а к другой даже подходить не хотят, жмутся к маме.

    Для начала выясните, почему ваш малыш не любит воспитательницу. Сделать это не так-то легко, ведь далеко не всегда маленький ребенок может рассказать о своих впечатлениях и переживаниях. Но вам придут на помощь специальные игры. Вечером, в спокойной обстановке поиграйте с малышом в детский сад с набором плюшевых зверушек или пластмассовых человечков. Вы узнаете для себя массу интересных подробностей! Пусть ребенок сам выберет для себя роль – будет ли он играть за себя самого, за своего «одногруппника» или за ту самую воспитательницу.

    Когда вы уясните для себя смысл конфликта, попробуйте обсудить его с воспитательницей. Если же после этого не произойдет никаких положительных сдвигов (педагог жестоко обращается с ребенком, не слышит его, позволяет другим детям дразнить и обижать вашего малыша), то ситуация, увы, тупиковая. Придется подумать о смене детского сада или группы. Причем, в этом случае предпочтительнее сменить сад, чем группу, поскольку во всяком коллективе существует некая корпоративная этика – в том числе, и в детском саду.

    Иногда бывает так, что ребенок по каким-то причинам не вписывается в детский коллектив, продолжая держаться особняком. Это может быть индивидуальная особенность – просто у каждого ребенка разные потребности в общении, кому-то нужно общаться больше, кому-то обходиться минимумом «деловых связей». Но если ваш ребенок в течение года так и не занял в детской группе свою нишу, провел все это время как бы «за стеклянной стеной», лишь наблюдая за детской жизнью, стоит обратиться к психологу – это может говорить об аутистических особенностях характера.

    Если ребенку трудно подружиться со сверстниками, придется, как всегда, брать дело в свои руки. Старайтесь постепенно расширять круг общения (как свой, так и детский). Понаблюдайте, кто из одногруппников наиболее симпатичен вашему ребенку, и попробуйте подружиться с его родителями. Чаще приглашайте их в гости. Возможно, поначалу, вам придется самой активно участвовать в их играх для того, чтобы ваш «дикаренок» постепенно и сам мог в них включиться.

    Еще один важный момент переходного периода – приучить малыша к мысли о том, что далеко не всегда только с мамой ему может быть комфортно и интересно. Попросите папу или бабушку в ваше отсутствие придумать с ребенком увлекательную игру. Неплохой вариант – студия раннего развития, где дети постепенно вливаются в детский коллектив, не теряя при этом связи с мамой. Другие дети и их игры должны быть, с вашей точки зрения, весьма привлекательным и приятным занятием. Обращайте внимание малыша на то, как детям и весело интересно вместе, как здорово они играют.

    Что делать, если ребенок не хочет ходить в садик!!

    мне понравилась эта статья, может кому пригодится!!

    Что делать, если ребенок не хочет ходить в садик

    ребенок не хочет ходить в детский сад

    Утром, собирая ребёнка в детский садик, многие мамы, хотя бы раз с боем одевали, умывали и провожали свое чадо. Детки плачут, выкрикивая «не хочу», «не пойду», как только они открывают свои глазки.Такое продолжается пока вы его умываете, одеваете, обуваете, ведёте в садик. Знакомо? У некоторых мам не выдерживают нервы, они спешат на работу, приходится волоком тащить ребёнка в садик, ругаясь на всю улицу.Иногда такое поведение это признак обычных каприз каждого утра, но родителям стоит задуматься о причине такого поведения ребенка. Так как главная причина может быть гораздо серьёзнее. Дорогие родители я хочу вам предложить несколько главных причин на тему: «Что делать, если ребёнок не хочет идти в садик».

    Стресс при адаптации

    Представьте себе, ребёнок рос под вниманием любимой мамочки, вставал, когда проснётся сам, выбирал что покушать, а тут резко все изменилось.

    Конечно же адаптироваться малышу в таких новых условиях очень тяжело. Необходимо вставать по утрам, изменять свой режим дня, кушать не знакомую еду, это все вызывает у ребёнка дискомфорт, поэтому вам стоит отнестись к нему с пониманием, просто переждать этот период.

    Не кричите на ребёнка, так как именно от вас он ждёт понимания. Но при всем этом не стоит идти у него на поводу.

    Ребёнку трудно вставать утром, возможно он просто не высыпается? Ложитесь в 9 часов вечера, когда ребёнок придёт из садика, дайте отдохнуть ему после детского сада за спокойными играми.

    Разговаривайте с чадом, выслушайте его мнение, по каким причинам он не хочет идти в садик. Наберитесь терпения будьте чуткими, внимательными к своему малышу. Возможно, должно пройти время, ребёнок привыкнет, больше не вспоминал, что недавно «не хотел ходить в детский сад».

    Ребёнку скучно в детском саду

    Да, такое тоже возможно, ваш ребёнок более развит, он не интересуется игрушками и это может быть поводом, чтобы не ходить туда. На занятиях, которые проводятся с детьми, ему скучно, а возможно их вообще нет.

    Малыш весь день развлекает себя сам. Поговорите со своим карапузом, расскажите, что можно сделать, как поиграть. Предложите ребёнку игры, в которые вы играете с ним дома, пусть поиграет с одногруппниками, возможно он поймёт, что сад – это не так уж и скучно.

    Не повезло с воспитателем

    Такие случаи конечно встречаются. Очень часто дети боятся рассказать своим родителем, что воспитатель применил грубость в отношении его персоны. В связи с этим ребёнок испытывает ежедневно эмоциональные потрясения и естественно ходить в садик он не хочет.

    Попробуйте узнать истинную причину через игру с ребёнком. Поиграйте в детский сад, пусть садик ходят куклы, мишки кто угодно, пусть ребёнок выберет персонажа, который будет воспитателем. В ходе игры проанализируйте поведение воспитателя.

    Родителям стоит поинтересоваться о коллективе дошкольного учреждения. Познакомиться с воспитателем. Расспросите мамочек, ведь вполне возможно, они тоже когда-то сталкивались с такой же проблемой и их малыш тоже говорил: «Я больше не хочу ходить в детский сад».

    «Не хочу с ними дружить»

    Через такую проблему мне пришлось пройти с сыном. Ведь когда ребёнок ссорится с другом, или у него есть какие-то стычки с другими детьми, это может отбить у него охоту ходить в сад.

    Ребёнок об этом может прямо сказать. Расскажите чаду, что в ссоре нет ничего страшного, вы обязательно помиритесь, из своего детства. Ведь наверняка у каждого из нас были такие ситуации.

    Убедите малыша, что это не повод для того, чтобы не ходить в детский сад. Если же у ребёнка постоянно конфликтует с ребятами, то подключите в данную проблему воспитателя.

    Попросите, чтобы он взял проблему под свой контроль, помог детям наладить отношения. Грамотный воспитатель всегда поможет разрешить ситуацию.Если ни чего не помогает, вам стоит подумать, чтобы перейти в другой детский сад, чтобы не навредить малышу.

    И ещё одно, обратите внимание на своего ребёнка, возможно причина в нём? И вам просто стоит с ним поговорить о его поведении. Ведь не редко складываются ситуации, когда свой же ребёнок драчун. Разговаривайте с ребёнком, что бы он не замкнулся в себе.

    В любом случае, говорите с ребёнком и вопрос: «Что делать, если ребёнок не хочет идти в детский сад?» у вас не возникнет.

    Ребёнок не хочет идти к воспитательнице