Последствия высокой самооценки

Оглавление:

Завышенная самооценка

Индивид неадекватно оценивает собственный потенциал и переоценивает личные возможности – это завышенная самооценка. Однако далеко не всегда подобная ситуация отрицательна: чрезмерный эгоцентризм, отсутствие уважительности к мнению других, нередко в ней есть и положительные моменты: уверенность в себе и в своих действиях

Впрочем, нередко переоценка своих способностей при развитии неуспеха может оказаться причиной впадения в депрессию, а потому лучше всего ее контролировать.

Завышенная самооценка признаки

Следует отметить более однообразное проявление завышенной самооценки и ее признаков, чем это наблюдается при заниженной самооценке. Прежде всего, речь заходит о развитии неуемной гордыни, являющейся обязательным сопроводительным элементом преувеличенной собственной значимости.

Вот ключевые признаки, характеризующие неадекватно оценивающего себя человека:

  • Уверенность в непогрешимой личностной правоте даже при наличии факторов, убеждающих в обратном.
  • Убежденность в том, что всякая конфликтная ситуация должна завершаться его фразой, вне зависимости от сути такой фразы.
  • Полнейшее отрицание возможности существования обратного мнения и права каждого на свою точку зрения.
  • Уверенность в том, что возникающие проблемы – причина окружения и складывающихся обстоятельств, а не собственных недоработок и недостатков.
  • Неумение приносить извинения из-за уверенности в собственной непогрешимости.
  • Непрекращающаяся конкуренция с окружающими, постоянное стремление быть лучшим, не допускать ошибок.
  • Высказывание своего мнения даже в тех случаях, когда оно никому неинтересно и не важно.
  • Чрезмерно частое употребление «Я» в дебатах.
  • Невосприимчивость к критике в отношении собственной персоны, выражение совершенного безразличия к мнению извне.
  • Впадение в уныние при неудачах, нервозность из-за этого.
  • Предпочтение ввязывания в дела, связанные с трудностями, однако без просчета возможных рисков.
  • Боязнь показать себя нерешительным и беспомощным.
  • Постановка личных интересов на главный план.
  • Склонность к поучениям окружающих даже в мелочах, с переходом на глобальные вопросы.
  • Расположенность к доминированию в разговорах, с постоянным стремлением к тому, чтобы перебивать.
  • Снисходительность в тональности разговора, а просьбы граничат с приказом.

Люди с завышенной самооценкой

Безусловно, что люди с завышенной самооценкой глубоко внутри себя, возможно даже неосознанно, будучи высочайшего мнения о себе, ощущают недовольство собой. Нередко их отношения с окружающим социумом неоднозначны и сложны из-за их надменности и высокомерия, а порой даже агрессивности.

При проявлениях завышенной самооценки индивид склонен к самовосхвалению, к подчеркиванию собственной значимости, к неуважительности в отношении других. Цель – самоутверждение за чужой счет, мнение: «Я» лучший, а все остальные ничто».

Чрезвычайная болезненность реакций на всякую мало-мальски значимую критику, восприятие ее с неприкрытой агрессией. Стремление к тотальному превосходству надо всеми и желание признания такого первенства.

Завышенная самооценка причины

Обычно причины завышенной самооценки кроются в неправильном воспитании, когда один ребенок в семье становится средоточием внимания, когда большинство семейных интересов концентрируется на исполнении его желаний. Потворство во всем оказывается причиной искаженного восприятия собственной значимости и собственного «Я», когда человек начинает думать, будто он центр всего мира.

Если говорить о девушке, то ее самооценка соседствует с неприятием социума с доминированием «шовинистов в штанах», с борьбой за личное место в обществе. Также преувеличенной самооценке девушки может способствовать ее незаурядные внешние данные.

Когда говорим о мужчине с неадекватной самооценкой, то речь идет о его безразличии к достоинствам окружающих, о восприятии их «серой массой», неспособной на вынесение собственных суждений, с отсутствием у них приватного мнения. Субъективизм в оценке личной значимости доминирует и мешает правильному восприятию себя в обществе, явление такое принято называть нарциссизмом.
Если обратиться к статистике, то мужчин с подобным «недугом» гораздо больше, чем женщин.

Завышенная и заниженная самооценка

Самооценка – это личное представление индивида о самом себе, о персональных возможностях и о своей роли в социуме. В случае чрезмерной самоуверенности человека говорится о его гиперболизированной самооценке, когда он видит себя ненастоящим, а выдуманным. Реальность воспринимается им через призму собственной преувеличенной значимости.

При неадекватно преувеличенной самооценке человек не считается ни с кем, ни с друзьями, ни с родными, его личным культом становится собственная неординарность. Впрочем, за подобным отношением к миру вполне может укрываться личная неуверенность в своих силах, такое отношение – суть щит от окружающего мира.

Чтобы привести личностную самооценку в норму, весьма желательно придерживаться ряда правил

Беседуя, следует стараться не просто слушать оппонента, но и реально слышать его. Нельзя думать, будто собеседники высказывают исключительно неверные суждения, на самом деле они могут гораздо лучше разбираться в тех или иных отраслях, ведь один какой-то человек в принципе не может быть знатоком во всем. Отказ от принципа недопущения ошибок на самом деле позволяет набраться действительно ценного опыта.

Отказаться от цели доказать кому-либо что-либо во что бы то ни стало. Не удалось добиться желаемого, стоит разобраться в ситуации, а не ввергаться в депрессивное состояние. Важно осознать истинные причины своих неудач, не пытаясь винить в них исключительно социум или внешние обстоятельства.

Во главу угла необходимо поставить тот факт, что идеальных людей практически не существует, и что Вы также не являетесь абсолютным совершенством, обладая, в том числе и недостатками, над осознанием и исправлением которых следует работать, а не скрываться от них.

Когда индивид предельно критичен к себе, проявляется его заниженная самооценка. Проявляется это в принижении личных наработок и достижений, добродетелей и позитивных черт. Заниженная и завышенная самооценка чаще всего родом из детства, когда родители допустили ошибки в воспитании своего ребенка. Заниженная самооценка может оказаться и причиной воздействия на индивида силы окружающего социума, вызывающего уничижительное к себе отношение.

Завышенная самооценка у ребенка

При сформировавшейся завышенной самооценке у ребенка он не замечает своих недостатков, и, думая о своей исключительности, сталкивается с большими сложностями в построении будущих отношений с остальными детьми. Чрезмерная конфликтность и невозможность стойко переносить неудачи, если не удается добиться поставленных целей, отличает детей, имеющих деформированное о себе представление.

Непрестанное восхищение достижениями малыша со стороны родителей или другого значимого для него человека, формируют у него переоценку собственной значимости, что при попадании в среду сверстников может оказаться причиной возникновения проблем с будущей социализацией. В один прекрасный момент из «самого-самого» такой ребенок может превратиться в «одного из многих», что чаще всего тяжело им переносится. В результате завышенная самооценка резко переформатируется в заниженную, вызывая психическое потрясение, и оказываясь основанием для разрастания внутриличностного конфликта.

Из-за завышенной самооценки ребенок будет страдать от идеализации собственного «Я», от неадекватной оценки личного потенциала. Он станет отвергать на эмоциональном уровне все то, что будет нарушать его взгляд на самого себя. Как следствие – искривление реальности и отношение к ней исключительно через призму эмоций, откуда сложности в общении.

Что предпринимать, когда у ребенка наблюдаются признаки завышенной самооценки? Непреложно значение родительского отношения ко всему тому, что делает ребенок, важна поддержка родителей, их одобрение. Впрочем, похвалы должны звучать в правильный момент, ведь в отдельных случаях похвалы излишни, особенно когда малыш добился неких результатов, не затратив на это собственных физических, умственных усилий.

Не нужно нахваливать внешнюю пригожесть ребенка, ведь это не его заслуга, что он родился красивым. Одним словом, гипертрофированное превознесение может оказаться причиной формирования неадекватно преувеличенной самооценки, а значит, генерировать будущие проблемы с процессом социализации и развитием межличностных взаимоотношений.

Причины и последствия неадекватной самооценки студентов Текст научной статьи по специальности «Психология»

Аннотация научной статьи по психологии, автор научной работы — Романова Е.В.

В последние десятилетия растет число студентов с завышенной самооценкой , сопровождаемой защитными искажениями . Это ведет к трудностям социализации, а в дальнейшем мешает трудоустройству. Причины указанных явлений раскрыты в данном исследовании.

Похожие темы научных работ по психологии , автор научной работы — Романова Е.В.,

REASONS AND CONSEQUENCES OF INADEQUATE SELF-ASSESSMENT OF STUDENTS

Текст научной работы на тему «Причины и последствия неадекватной самооценки студентов»

ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ НЕАДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ СТУДЕНТОВ

ORCID: 0000-0002-0225-6435, НИУ МГСУ, г. Москва, Российская Федерация

В последние десятилетия растет число студентов с завышенной самооценкой, сопровождаемой защитными искажениями. Это ведет к трудностям социализации, а в дальнейшем мешает трудоустройству. Причины указанных явлений раскрыты в данном исследовании.

Ключевые слова: аффект неадекватности; защитное иска-OfCetitiC ; студент; самооценка; уровень притязаний; социальная желательность; коррекция.

REASONS AND CONSEQUENCES

OF INADEQUATE SELF-ASSESSMENT OF STUDENTS

ORCID: 0000-0002-0225-6435, Moscow State University of Civil Engineering, Moscow, Russian Federation

In the last decades the number of students with the high self-esteem grows. She is followed by protective distortions. It leads to difficulties of socialization, and further prevents employment. The reasons of the specified phenomena are opened in this research.

Keywords: affect of inadequacy; protective distortion; student; self-assessment; level of claims; social desirability; correction.

Студенческая юность — период профессионального становления личности, в котором существенно изменятся отношение молодых лю-

дей к самим себе и к своему будущему. В фокусе самооценки физические данные уступают место умственным способностям, и изменяют отношение к себе. В 17-18 лет самоконтроль развит не в полной мере, поэтому успешно сданный ЕГЭ и поступление в вуз часто приводит к формированию у студентов завышенной самооценки вплоть до неадекватной. Неадекватная самооценка с трудом поддается коррекции и в дальнейшем способна оказать устойчивое негативное влияние на профессиональное становление молодого специалиста.

Мониторинг самооценки (СО) и уровня притязаний (УП) в НИУ МГСУ (2003—2016 гг.) выявил устойчивый рост числа обучающихся с неадекватно высоким уровнем самооценки. Для многих студентов характерно проявление «защитных самооценочных искажений», которые способны существенно затормозить профессиональное развитие даже одаренных студентов, в то время как менее одаренные, но более адекватные обучающиеся со временем добиваются гораздо большего [4]. Исследование Абрамян A.A., установившей что студенты, успешно определившиеся с будущей профессией, имеют более адекватную самооценку и более низкий уровень притязаний, чем их неопределившиеся однокурсники [1], обозначило проблему исследования.

Актуальность исследования обусловлена объективным противоречием между оценкой молодых специалистов работодателями и их самооценкой личности и профессионализма. Целью исследования стало определение уровня самооценки студентов, установление возможных причин ее неадекватного роста и способов коррекции. В исследовании использованы следующие инструментарий: методика самооценки личности Будасси, проба Шварцландера и EPI (шкала «Достоверность»), Целевая группа — 61 студент 1 курса МГСУ.

В исследовании 2017 г. неадекватно высокая СО выявлена у 22 студентов (36%), высокая у 13 (21,3%), выше среднего у 8 (13,1%), средняя у 12 (19,6%), от «ниже средней» до «неадекватно низкой» у 6 (9,8%). При оценке результатов учитываем мнение С.Ю. Шало-вой, что оценочные способности достаточно развиты всего у 30% испытуемых [5]. E.H. Осин связывает высокие показатели СО с высоким уровнем социальной желательности (СЖ) [3]. СЖ побуждает

респондента необоснованно позитивно оценивать свои качества. Сопоставив приведенные выше данные с результатами EPI (где шкала «Достоверность» измеряет СЖ респондента), обнаружили, что повышенную СЖ демонстрируют 15 студентов с неадекватно высокой СО, по 4 с высокой и выше средней СО, по 1 со средней и низкой СО. Таким образом, неустойчивый образ «идеального Я», желание показать себя в более выгодном свете являются одной из причин неадекватно высокой СО при ее измерении с помощью методики Будасси.

Исследование УП выявило неадекватно высокий уровень у 2 (3,2%) студентов, высокий у 9 (14,8%), средний у 28 (45,9%), низкий у 22 (36%). При этом по 10 студентов сочетают неадекватно высокую СО с низким и средним УП, 5 — высокую СО со средним УП, 4 — высокую СО с низким УП. Данные результаты показывают, что неадекватно высокая СО формируется на фоне пониженных требований к себе и невысокого УП. Для таких студентов характерно проявление аффекта неадекватности [2]. В ситуации неустойчивого успеха они не склонны снижать самооценку: защитная реакция проявляется в снижении УП и вытеснении осознания неуспеха. Ригидность СО вызывает неадекватные поведенческие реакции: обидчивость, агрессивность, упрямство.

Возможность коррекции неадекватной самооценки видится в ранней диагностике, осознании и принятии студентом проблемы, целенаправленной работе по увеличению требовательности к себе. Корректирующие мероприятия следует направить на то, чтобы самооценка отражала действительное положение дел и была, насколько это возможно, устойчивой [5].

1. Абрамян A.A. Влияние самооценки студентов на профессиональное самоопределение // Современная педагогика, 2015. № 6. — URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/06/4371

2. Белоконь М.А. Личность, самооценка, эталон в профессиональном становлении субъектов обучения. Автореф. дис. канд. психол. наук. Краснодар, 1999. 20 с.

3. Осин E.H. Проблема социальной желательности в исследованиях личностного потенциала. — URL: http://www.academia.edu/3145417

4. Смирнов С.Д. Психологические факторы успешной учебы студентов вуза // Вестник Московского университета: Научный журнал, 2004. № 1. С. 10-35.

5. Шалова С.Ю. Экспериментальный подход к изучению самооценки знаний студентов // Интернет-журнал «Науковедение», 2012. № 4 (13). — URL: http://naukovedenie.ru/PDF/26pvn412.pdf

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ ПРИНИМАТЬ РЕШЕНИЯ И ДЕЙСТВОВАТЬ В НЕСТАНДАРТНЫХ СИТУАЦИЯХ У БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

ОЯСГО: 0000-0002-2199-2251, ФГБОУ ВО Казанский государственный медицинский университет, г. Казань, Российская Федерация

В статье представлена авторская модель формирования психологической готовности студентов принимать решения и действовать в нестандартных ситуациях. В модели отражены структура и функции будущих работников здравоохранения (медицинская, организационно-управленческая, научно-исследовательская, профилактическая). Представлены результаты проведения психолого-педагогического эксперимента по формированию психологической готовности.

Ключевые слова: информационный; когнитивный; эмоционально-волевой; мотивационной; коммуникативный; креативный и ан-тиципационный компоненты; критерии и уровни сформированно-сти; контрольная и экспериментальная группы.

Последствия высокой самооценки

НИЗКАЯ САМООЦЕНКА

У людей с низкой самооценки часто нет четкого образа самих себя. Они не знают точно, где их слабые и сильные стороны. Они воспринимают себя часто очень противоречиво. Они склонны генерализировать (обобщать) свои слабые стороны, что приводит к негативной самооценке себя в целом. Иногда это выливается в выраженное само-отвержение вплоть до ненависти к самим себе. В этом случае на передний план выходит клиника депрессивного расстройства.

Стремление к безопасности становится ведущим: главное для таких людей — «не быть униженными», а не «заслужить признание». Они выбирают между хорошим и плохим, а меньшее из двух зол.

Они сомневаются в себе постоянно, поэтому ищут поддержки со стороны других, стараясь им понравитсья. Сомнения мешают им достигать своих целей, отстаивать свои интересы. Они сомневаются в своих способностях, боятся неудачи, потому ставят цели заведомо ниже своих возможностей. Они хотят успеха, но боятся и ждут неудачи. Тревога и страх неудачи отвлекают их от концентрации на задании и тем самым вносят в свой вклад в неудачу.

В случае неудачи они обвиняют себя «во всех грехах», их самооценка еще больше снижается, порой вплоть до ощущения полной своей никчемности. Итогом будет еще больший страх неудачи и стремление избежать нового негативного опыта.

Они больше внимания уделяют исправлению ошибок, а не развитию своих сильных сторон.

Для защиты от разочарований такие люди отказываются от амбиций и высоких целей. Они стараются прошмыгнуть по жизни незаметно, при этом упуская возможность раскрыть свои способности и развить свои задатки.

ВЫСОКАЯ САМООЦЕНКА

Люди с высокой самооценкой оценивают себя в целом положительно и убеждены в том, что они нравятся другим. Они считают важными позитивные качества, способности и сильные стороны, которыми они обладают. Они нацелены в своем поведении и планах в основном на то, что они хотя достичь, а не концентрируются на том, что может не получиться. Мх не пугают риски. Неудача в основном не приводит самооценку и чувство самоценности к разрушительным последствиям. Неудачи их часто удивляют, и причины их такие люди видят вовне, а не в самих себе, не в своих слабых сторонах. Они склонны в таких случаях переключать свое внимание на другие темы. Указания на свои слабости они нередко либо игнорируют, либо быстро о них забывают.

Неудачи часто вызывают повышенные усилия и рождают надежду на будущие успехи. Часто такая стратегия приводит к успеху. Однако игнорирование объективных трудностей и попытки все же достичь желаемого могут приводить к деструктивному упрямству. Безусловная вера в свои силы и достижения успеха могут порой служить плохую службу, проявляясь в недостаточной подготовке к заданию, игнорированию отдаленных последствий того иного поступка.

Высокая самооценка в целом хороша, но нестабильно высокая самооценка может приводить к неблагопрятным последствиям в социальном плане, к конфликтным ситуациям в связи с недооцениванием и унижением других людей, упрямым игнорированием своих ошибок в отношениях с другими, тщеславным, заносчивым поведением и агрессивностью.

Интересное исследование Твенге и Кэмпбелла показало, что в целом самооценка американских студентов возросла за последние 30 лет. Однако оказалось, что люди с высокой самооценкой в целом обращаются со своим социальным окружением не лучше, чем люди с низкой самооценкой.

То есть высокая самооценка не может служить критерием «хорошести» человека.

САМООЦЕНКА, ВНИМАНИЕ И ПАМЯТЬ

Известно, что внимание и воспоминания могут быть весьма избирательными, предоставляя нашему сознанию информацию, которая соответствует тем убеждениям и установкам, которые у нас сложились. Иными словами, мы вспоминаем то, в чем и без того убеждены.

Так, людям с высокой самооценкой свойственно вспоминать что-то позитивное, а людям с низкой самооценкой — скорее нечто негативное.

Человек, уверенный в своей компетентности, склонен больше любить себя. То есть позитивная оценка своих способностей идет рука об руку с позитивным эмоциоальным настроем по отношению к самому себе. И жизнь при этом кажется прекрасной, поскольку такие люди благодаря избирательному восприятию получают от жизни в основном примеры того, что они компетентны и успешны (противоположные примеры или игнорируются, или не замечаются, или теряют свое значение на розовом фоне позитива).

Тех же, кто сомневается в своей компетентности, кто не высоко ценит самого себя, избирательное восприятие «награждает» подтверждениями их некомпетентности и того, что они не достойны любви и уважения.

ФОКУС ВНИМАНИЯ И САМООЦЕНКА

Люди с высокой самооценкой больше фокусируются на своих ресурсах, на сильных сторонах своей натуры, своих способностях — даже при неудачах такие люди могут ценить свои сильные качества. Чаще такие люди приписывают причины неудач внешним обстоятельствам.

Люди с низкой самооценкой, напротив, больше внимания уделяют своим недостаткам, концентрируясь на том, что они не умеют, что они делают неправильно. Особо негативно влияет на самооценку восприятие неудачи как следствие личной несостоятельности, когда ФОКУС ВНИМАНИЯ человека концентрируется исключительно на его недостатках и слабых сторонах.

Если человек концентрирует свое внимание на своих сильных сторонах, это может служить ему хорошую службу, повышая его самооценку, но, с другой стороны, может явиться и серьезным препятствием тому, чтобы изменить (если это требуется) свое поведение.

Концентрация на своих слабых сторонах может делать человека восприимчивым к необходимости перемен, но также может привести к укреплению его негативной самооценки и убежденности в том, что он не в состоянии что-либо изменить.

9 вещей, которые делают женщины с высокой самооценкой

Экология жизни: Низкая самооценка — это то, что держит нас в плохих отношениях, что мешает новым и что разрушает нас изнутри. Высокая самооценка, конечно, не гарантирует счастливых отношений, но это помогает четче понять, чего ты хочешь и заслуживаешь, а также дает сил уйти, если ты этого не получаешь.

Женщины, которые ценят себя

Низкая самооценка — это то, что держит нас в плохих отношениях, что мешает новым и что разрушает нас изнутри.

Высокая самооценка, конечно, не гарантирует счастливых отношений, но это помогает четче понять, чего ты хочешь и заслуживаешь, а также дает сил уйти, если ты этого не получаешь.

Вот 9 вещей, которые люди с высокой самооценкой делают по-другому в своих отношениях:

1. Уверенная женщина не анализирует, нравится ли она ему — она считает, что нравится.

Люди с высокой самооценкой верят, что достойны любви и не сомневаются в том, что кто-то что-то к ним чувствует. Они знают, что хороши, и верят, что правильный для них человек увидит это. Их самооценка не зависит от того, что кто-то о них подумает. Потому такая женщина убеждена, что нравится мужчине, и может быть в отношениях здесь и сейчас, наслаждаясь моментом без страха и сомнений.

2. Уверенные люди осознают, что если отношения не сложились, значит так и нужно.

И не потому, что они сделали что-то не так. А потому что не все люди подходят друг другу, и иногда два человека просто несовместимы. Это никого из них не делает плохими — просто так бывает. Уверенная женщина не принимает на личный счет, когда мужчина не хочет продолжать отношения.

3. Уверенные женщины устанавливают здоровые границы.

Высокая самооценка и здоровые личные границы идут рука об руку. Это значит, что женщина ставит свои потребности и эмоции на первое место и не берет на себя ответственность за чужие потребности и эмоции.

Уверенная женщина знает, что она примет, а что нет, что позволит, а что нет в отношениях. Она будет поступать так, как хочет и считает нужным. Она не прячет себя, чтобы построить отношения. Или мужчина захочет ее такую, или нет, иначе она не согласна.

Женщина со здоровыми границами будет поддерживать свою жизнь, увлечения, общение с друзьями и будучи в отношениях.

4. Уверенные женщины доверяют себе и своим решениям.

Они могут принимать решение самостоятельно и готовы разбираться с любыми их последствиями. Люди с высокой самооценкой не сомневаются в своих поступках, они просто делают то, что чувствуют.

5. Уверенные женщины не хвастаются.

Им не нужно говорить всему миру, насколько они хороши. Только неуверенные люди втайне ощущают себя недостойными, потому прячут эти чувства, хвастаясь своими достижениями.

Женщина, которая открывает себя постепенно, грань за гранью, намного более привлекательна, чем женщина, которая сразу все выкладывает. Когда ты считаешь себя достойной, тебе не нужно что-то кому-то доказывать.

6. Уверенные женщины принимают ответственность.

За свои поступки и эмоции. Они не винят и не стыдят партнера за то, что чувствуют себя несчастными. Они не считают себя жертвой.

Они осознают, что их время — это их ответственность. И как результат, они не остаются в плохих отношениях, ожидая, что они магическим образом изменятся. Они не винят своих бывших, они берут ответственность за свои решения на себя и используют ошибки как возможность расти и становиться лучше.

7. Уверенные женщины принимают отношения такими, какие они есть, а не такими, какие они должны быть.

Уверенным людям не нужны ярлыки, кольцо или штамп в паспорте для подтверждения их чувств. Они могут быть в отношениях, как они есть, и позволить всему происходить естественно, без давления и спешки.

Это не значит, что уверенная женщина будет оставаться с мужчиной, который не делает ей предложение. Но он не должен делать это определенным образом или в определенное время. А отношения в любом случае должны развиваться.

8. Уверенные женщины не остаются в плохих отношениях.

Они не терпят, когда их не уважают, не ценят. Они не боятся уйти, когда что-то не складывается, они не думают, что не смогут найти никого лучше. Они могут сразу понять, когда отношения идут не туда и когда нужно вовремя уйти.

Только неуверенные люди терпят неприемлемое к себе отношение, потому что на каком-то уровне они думают, что заслуживают этого. Но когда вы учитесь ценить себя, вы отсеиваете всех, кто не ценит вас.

9. Уверенные женщины выбирают мудро.

Самооценка обусловлена «гормонами»

Почти все люди (в глубине души) высокого мнения о своих внешних или внутренних достоинствах. Недавно группа биологов из Национального института радиологии в Чибе (Япония) во главе с Макико Ямада пришла к выводу, что за чувство собственного превосходства отвечает особый центр в мозгу. По мнению ученых, управляя им, можно корректировать свою психику.

Исследователи использовали метод функциональной томографии для наблюдения за некоторыми областями мозга, связанными с сознанием и самооценкой человека. Оказалось, что фронтальная кора и полосатое тело в мозгу содержат нейроны, способные «считывать» молекулы допамина, который называют также «гормоном удовольствия». Причем эти нервные клетки были объединены в одну цепочку, выполняющую некую функцию.

Поскольку дофаминовые рецепторы связаны с центром удовольствия, а также других областей мозга, отвечающих за эмоциональные проявления, Ямада и ее коллеги предположили, что загадочная цепочка как раз и ответственна за наше чувство самооценки.

Чтобы проверить эту гипотезу, ученые собрали группу из 24 добровольцев мужского пола. Сначала они проанализировали количество дофаминовых рецепторов и их активность в мозгу испытуемых, а затем устроили последним социологический опрос. В ходе опроса экспериментаторы интересовались тем, насколько оптимистично испытуемые смотрят на мир, как оценивают себя и насколько привлекательными считают себя для окружающих.

Как выяснилось, у людей с высокой самооценкой число дофаминовых нейронов было небольшим, а у тех, кто страдал депрессией или комплексом неполноценности, таких клеток, напротив, было много.

По мнению исследователей, эти нейронные цепочки напрямую влияют на нашу самооценку. То есть, чем меньше нейронов в цепочке, тем выше наше мнение о себе. Поскольку большинство людей имеют самомнение выше среднего, то можно предположить, что короткая цепочка дофаминовых нейронов — это скорее норма, чем исключение.

Последствия высокой самооценки