Самооценка ученика начальной школы по фгос

Статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему:
Самооценка и самоконтроль учащихся начальных классов в условиях ФГОС

Формирование

самоконтроля и самооценки

у младших школьников

в условиях обновления

содержания образования

Предварительный просмотр:

МБОУ «СК НШ — ДС № 144»

самоконтроля и самооценки

у младших школьников

в условиях обновления

Вопросом самоконтроля и самооценки занимались многие известные педагоги и психологи. «Есть основания думать – писал Д. Б. Эльконин, — что рациональнее всего в начальной школе начинать формирование самостоятельного контроля». Новые образовательные стандарты ещё раз подчёркивают актуальность вопроса. Если раньше основной целью обучения было формирование предметных ЗУН, то ФГОС в основу ставят общеучебные умения .
Самоконтроль –умение контролировать собственные действия и эмоции. Ученик должен научиться находить, исправлять ошибки, понимать причину их происхождения. Л.С.Выготский отмечал, что именно в семилетнем возрасте начинает складываться самоконтроль и самооценка как ребёнка к самому себе.
Самооценка — оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. У младших школьников бывает адекватная, заниженная и завышенная самооценка. Это отражается и на учебном процессе. Дети с заниженной самооценкой часто не проверяют собственную работу, чтобы исправить ошибки. Они заранее уверены в отрицательном результате. Дети с завышенной самооценкой, часто убеждены в безошибочности своей работы и так же не проверяют работу, а стремятся быстрее сдать учителю.

Процедура самооценки включает в себя:

1. Разработку учителем для каждого конкретного случая четких эталонов оценивания;

2. Создание необходимого психологического настроя обучающихся на анализ собственных результатов;

3. Обеспечение ситуации, когда эталоны оценивания обучающимся известны и дети самостоятельно сопоставляют с ними свои результаты, делая при этом соответствующие выводы об эффективности работы;

4. Составление обучающимися собственной программы деятельности на следующий этап обучения с учетом полученных результатов.
Самоконтроль особенно необходим при выполнении самостоятельных работ, а так же в ходе выполнения домашнего задания. Исправления в тетради – это первая форма самоконтроля. Часто исправления придают работе неряшливый вид, но это результат того, что ученик проверил работу и устранил ошибку. Нужно не ругать за исправления, а учить детей делать это аккуратно.
Вот некоторые приёмы формирования навыков самоконтроля и самооценки, которые учитель может использовать на уроках.
— На уроках письма с первых дней следует спрашивать «Кто доволен своей работой? У кого не всё получилось?» дети, оценив свою работу, поднимают руку. Важно обратить внимание детей на то, что если не всё получилось, этого не надо стыдиться, ведь мы и пришли в школу, чтобы научиться.
— При изучении букв, в конце урока предлагать детям красным карандашом обвести самую правильную букву, а синим ту, которая не получилась.
— Цветная оценка. Внизу страницы ученики рисуют два круга. Оценив свою работу, дети закрашивают один круг, другой круг закрашивает при проверке учитель. Значение цвета обговариваются заранее. Например, красный- всё получилось, зелёный – есть недочёты, но старался, синий – получилось плохо, не доволен работой, жёлтый – не могу оценить. Вначале следующего урока ученик смотрит, совпала ли его оценка с оценкой учителя.
— Лист самоконтроля. После выполнения работы самостоятельно, ребёнок берёт у учителя лист самоконтроля (с ответами) и проверяет себя самостоятельно.
— Зашифрованный рисунок. На листочках таблица с числами, ниже примеры. Решая пример, ребёнок закрашивает ячейку с соответствующим числом. Если работа выполнена правильно, получается рисунок.

В учебниках по новым ФГОС, уже содержатся задания на формирование самоконтроля.

Особое внимание необходимо уделять и взаимооценке. Оценка одноклассника воспринимается как более конкретная, деловая. Негативная оценка вовсе не означает, что ты плохой ученик, а лишь фиксирует сам факт ошибки.

Первый и второй этап формирования оценочной самостоятельности целесообразно развернуть в I – II классах . Критерием того, что первые два этапа становления оценочной самостоятельности завершены, может служить умение учащихся по выработанным критериям произвести оценку своей работы, соотнести её с оценкой учителя.

Третьему этапу можно посвятить третий и четвёртый годы обучения . Данный этап можно считать завершённым, когда учащиеся не только сами могут по своим критериям оценить работу в баллах, но и могут составить индивидуальную программу подготовки к аналогичной работе (определить объём и содержание требуемой дополнительной тренировки).

Последний этап необходимо организовать при переходе из начальной в основную школу (4 класс- II полугодие, 5 класс — I полугодие) При такой этапности формирования оценки переход на любую нормативную систему оценивания в основной школе не будет травмирующим для учащихся и будет способствовать дальнейшему формированию учебной самостоятельности при определении учащимися своей границы знания – незнания.

Приемы оценочной деятельности, используемые на уроке при безотметочном обучении.

Лесенка ученики на ступеньках лесенки отмечают как усвоили материал: нижняя ступенька — не понял, вторая ступенька- требуется небольшая помощь или коррекция, верхняя ступенька – ребёнок хорошо усвоил материал и работу может выполнить самостоятельно.

Волшебная линеечка на полях тетрадей чертят шкалы и отмечают крестиком, на каком уровне, по их мнению, выполнена работа. При проверке учитель, если согласен с оценкой ученика, обводит крестик, если нет, то чертит свой крестик ниже или выше

Светофор оценивание выполнения заданий с помощью цветовых сигналов: красный – я умею сам, жёлтый – я умею, но не уверен, зелёный – нужна помощь.

Символы Фиксация оценки производится следующим образом:

+ — ученик хорошо знает материал, умеет использовать знания в нестандартной ситуации %

 — ученик знает материал, но применяет знания по образцу в нестандартной ситуации;

— ученик испытывает затруднения в выполнении задания;

— — ученик не знает материал и не справляется с заданием;

Воспитателю ГПД , в отличие от учителя – предметника, приходится сталкиваться в своей работе с немного иными задачами, прежде всего не с учебными, а с организаторскими и воспитательными, и подходить к данной проблеме он должен двояко: с воспитательной стороны и с учебной.

С воспитательной точки зрения учитель ГПД должен учитывать следующие факторы, влияющие на формирование самоконтроля и самооценки младших школьников:

  • мнение родителей и стиль домашнего воспитания (именно родители изначально задают исходный уровень внутренних убеждений ребёнка себя лично по отношению с другими), таким образом старшему наставнику следует учитывать личностные качества школьников по отношению к построению своей деятельности.
  • наличие (отсутствие)навыков самоконтроля и самооценки: главное на данном этапе работы -выявить существующие и привить отсутствующие качества. Для этого существует множество видов деятельности: это и труд, и учение, и игра, и общение. Именно в проявлении себя в различных способах самовыражения и происходит полноценное и гармоничное развитие личности ребёнка.
  • товарищей: каждый педагог знает, что научить ребят объективно оценивать свои знания невозможно, не научив их объективно оценивать знания других одноклассников. Уже с первого класса каждый ребёнок понимает, что он может или не может по сравнению со своими одноклассниками, что и приводит к его самовыражению и самопостижению.
  • собственный жизненный опыт: самоконтроль и самооценка складываются под воздействием определённого жизненного опыта, являются результатами переживаний человеком своих успехов или неудач. Поэтому важно научить школьников анализировать причины, которые способствовали их успеху или неудаче в конкретном случае, делать выводы, строить на их основе свою дальнейшую деятельность.

С учебной точки зрения воспитатель — педагог ГПД должен в каждом ученике просматривать одну из четырёх ступеней формирования у младших школьников навыков самоконтроля и самооценки:

1. Отсутствие всякого СК и СО. Не усвоив материал, ребёнок не может ничего контролировать. Для работы с таким учеником имеется необходимость в полном внешнем контроле.

2. Выборочный самоконтроль. Ученик работает только над главным, не обращая внимания на мелкие задания, в которых порой закладывается главное.

3 . Видимый контроль. Дети работают по принципу: «Я это знаю!» «Я это уже делал!» опираясь на свой прошлый опыт.

4. Полный самоконтроль. Ребёнок сам проверяет полноту и правильность своих действий. Эти действия выполняются очень быстро и немедленно, но после указания на ошибку со стороны, полностью исчезает необходимость во внешнем контроле.

Опираясь на данные стадии, педагог ГПД должен вовремя оказать помощь ученикам по выполнению их работы, но и индивидуальным подходом — одного проверять с первого этапа работы, другому — обратить внимание на дополнительное задание, третьего проконтролировать молча «из-за спины».

В своей работе воспитатель ГПД должен помогать школьникам в формировании у них самоконтроля и самооценки в трёх уровнях:

1 уровень: НЕОБХОДИМЫЙ — по усвоенным знаниям ученик может начать работать самостоятельно и сделать 1-2 шага.

2 уровень: ПРОГРАММНЫЙ — делать 1-2 шага, но на основе знаний, полученных самостоятельно (по раннему образцу).

3 уровень: МАКСИМАЛЬНЫЙ — полностью самостоятельная работа ученика.

В формировании у учеников самоконтроля и самооценки воспитатель ГПД должен оказывать ребёнку индивидуальную помощь, полностью владея информацией о том, что данный ребёнок знает, что он может в конкретной ситуации, на что он вообще способен.

Вместе с детьми создаются правила оценочной безопасности . Например:

-не скупиться на похвалу

-хвалить исполнителя, критиковать исполнение (вместо «Ты сделал три ошибки в этом предложении» лучше сказать», «Давай с тобой найдём в этом предложении три ошибки»)

-«на ложку дёгтя – бочка мёда» Даже в море неуспеха можно найти островок успешности и закрепиться на нем.

-ставить перед ребёнком только конкретные цели. Вместо заклинания: «Постарайся быть внимательным и не пропускай букв» эффективней установка «В прошлом диктанте ты пропустил шесть букв, сегодня – не больше пяти»

-«за двумя зайцами…» Не надо ставить перед первоклассником несколько задач одновременно. Если вы сегодня ставите задачу не забыть о точке в конце предложения, простите ему на то, что он забыл, как пишется заглавная буква Д.

-формула «опять ты НЕ…» — верный способ выращивания неудачника.

-учитель, начни практику оценочной безопасности с собственной самооценки.

Данный список правил оценочной безопасности является принципиально открытым и может дополняться в ходе учебного процесса.

-За безотметочным обучением будущее

-Происходит реальное развитие оценочных умений

-Снижается уровень общей и учебной тревожности

-Осуществляется дифференциация не только по процессу, но и по результату обучения

-Система оценивания позволяет увидеть достижения ученика в сравнении с самим собой

  1. Данилов Д.Д. Разработка технологии оценивания учебных достижений в Образовательной системе «Школа 2100» [Текст] / Д.Д. Данилов // «Школа 2100» как Образовательная система». Сборник материалов. Вып. 8. – М., Баласс, Издательский Дом РАО, 2005. – с. 74 – 128.
  2. Литература:
  3. 1.»Нач. шк. +» 11.2005г. Е. Г. Фирсина, Н. П. Мурзина «Формирование самоконтроля и самооценки у младших школьников».
  4. 2.»Нач. шк. +» 6. 2004г. Е. В. Ишмаметьева «Развитие самооценки в младшем школьном возрасте».
  5. 3.»Нач. шк. +» 6.2006г. Е. В. Сергеева «Становление действий самоконтроля и самооценки у младших школьников».
  6. По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Приёмы формирование навыков самоанализа и самоконтроля у учащихся начальных классах.

    Выступление из опыта работы.

    В структуре основной программы начального общего образования, разработанной в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, одним из компонентов является систем.

    В статье разработаны и представлены мною формы и методы контроля и самоконтроля учащихся начальных классов. Актуальность проблемы в том, что приоритетной целью современного школьного образования вмест.

    Тема выступления в муниципальном этапе конкурса «Учитель года».

    Разноообразные методы и приёмы самооценки, оценки и самоконтроля учащихся для индивидуализации процесса обучения.

    «Самооценка младших школьников. Из опыта работы»

    Тема выступления на заседании МО учителей начальной школы «Формирование самооценки младших школьников» заинтересует педагогов, работающих над этой проблемой с первого класса. Здесь автор раскрывает смысл технологии самооценки учебных успехов детьми младшего школьноно возраста, типы и виды самооценки. Не останутся без внимания и рекомендации из личного опыта педагога по данной проблеме.

    Просмотр содержимого документа
    «»Самооценка младших школьников. Из опыта работы»»

    Доклад (выступление на МО учителей начальных классов)

    ТЕМА: «Формирование самооценки младших школьников»

    Смирнова Ирина Леонидовна, учитель начальных классов

    МБОУ «СОШ №1 г. Грязовец»

    Грязовец 2016 год

    Основные особенности стандартов второго поколения требуют внесения изменений и в систему оценки, которая выступает не только как средство обучения, регулятор образовательного процесса, но и как самостоятельный элемент содержания, средство повышения эффективности преподавания и обучения. Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы обучающиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, которая является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику. Только при таком подходе приобретаются и формируются навыки и привычка к адекватной самооценке и взаимооценке, рассматриваемые как метапредметные результаты

    Для формирования всесторонне развитой личности необходимо развитие у детей способности видеть и правильно оценивать свои поступки, отношения, качества, свою деятельность, что имеет определяющее значение для максимальной реализации их возможностей.

    Слайд 2 (цель и задачи)

    Данная тема очень актуальна, так как задача учителя, прежде всего, состоит в повышении мотивации обучения и его результативности, а адекватная самооценка ученика помогает решить эту задачу достаточно эффективно. Трудность лишь в том, чтобы добиться адекватной самооценки у каждого учащегося. Для этой цели необходимо начать формировать такую самооценку уже с первого класса.

    Слайд 3 (самооценка)

    Самооценка – это важнейший показатель развития личности, компонент самосознания. Она позволяет человеку делать активный выбор в самых разнообразных жизненных ситуациях, оценивать свои действия и личностные качества, определять уровень стремлений и ценностей, характер отношений с окружающими. Доктор психологических наук А.И.Липкина обозначает самооценку как «отношение человека к своим способностям, возможностям, личностным качествам, а также к внешнему облику».

    Основ­ными факторами, влияющими на формирование самооценки детей младшего школьного возраста, являются оценочное поведение учителя, родителей и их отношение к образовательной деятельности. Постоянно сталкиваясь с оценками своей учебной работы и работы одноклассников, младший школьник начинает разбираться в своих собственных силах и учебных возможностях.

    Слайд 4 (самоконтроль)

    Главный смысл самооценки заключается в самоконтроле обучающегося, его саморегуляции, самостоятельной экспертизе собственной деятельности и в самостимуляции. Переход школьника к самооценке своих учебных действий непрост и нескор, особенно если у него накоплен опыт проживания в другом режиме, где все оценочные функции находились в руках взрослых людей: родителей, воспитателей, учителей.

    Слайд 5 (по мнению психологов)

    В возрасте семи — одиннадцати лет ребенок начинает понимать, что он представляет собой некую индивидуальность, которая, безусловно, подвергается социальным воздействиям. В то же время он знает, что отличается от других и переживает свою уникальность, свою «самость», стремясь утвердить себя среди взрослых и сверстников. Самосознание ребенка интенсивно развивается, а его структура укрепляется, наполняясь новыми ценностными ориентациями.

    Слайд № 6 (3 типа самооценки)

    Различают 3 типа самооценки

    Адекватная самооценка — реальное отношение к собственным способностям и возможностям, внутренняя гармония, адекватное отношение к оценке себя другими людьми, умение видеть путь к успеху, а также отождествление себя не только с успехом, т.е. представление ребенка о себе соответствует его поведению и оценке значимых людей.

    Ребенок с адекватной самооценкой осознает, что хорошо думать и говорить о себе является проявлением чувства собственного достоинства, которое помогает обрести уверенность в своих силах. Людям с адекватной самооценкой присущи активность, жизнерадостность, общительность, оптимизм.

    Ребенок с низкой самооценкой не уверен в своих способностях, возможностях. Даже имея представление о своих положительных качествах, он испытывает постоянный комплекс неполноценности, который мешает ему. Так, выполнив что-то хорошо, получив похвалу и высокую оценку своей деятельности, он затрудняется отнести ее к себе, считая случайностью. Следовательно, ребенок с заниженной самооценкой обнаруживает общую негативную тенденцию в ситуации оценивания себя другими и самим собой. В основе формирования низкой самооценки лежит чувство вины и стыда, т.е. рассогласование того, каков я и мое поведение, с тем, каким я должен быть в соответствии с ожиданиями значимых для меня людей. Детям с заниженной самооценкой свойственны пассивность, повышенная ранимость, обидчивость. Они часто отказываются от участия в играх из-за боязни оказаться хуже других или вступают в игру, но не проявляют инициативу, довольствуясь подчиненными ролями.

    Обучение детей с заниженной самооценкой мне даётся труднее. Дети имеют заметные успехи в учёбе, а самооценка остаётся на том же уровне.

    Завышенная самооценка проявляется в том, что ребенок преувеличивает свои возможности и достоинства и обычно не обращает внимания на недостатки или вообще не признает их существования. В связи с этим возникает рассогласование между представлением ребенка о том, каким он себя видит, и реальным поведением, а также оценкой окружающими его поведения. Это порождает внутренний конфликт, который может вызвать агрессию, ложь и другие негативные проявления у детей.

    Для формирования адекватной самооценки необходимо научить ребенка анализировать свое состояние, какие поступки дают удовлетворение, а какие вызывают неприятные переживания, недовольство собой.

    Что же делать, чтобы ученик адекватно оценивал свои результаты, а значит, сохранял психологическое и физическое здоровье?

    Алгоритм самооценки вводится в первом классе, когда обучающиеся начинают отвечать на основные вопросы после выполнения задания:

    Какое было задание? (Учимся вспоминать цель работы, учебную задачу — проблемную ситуацию, с разрешением которой и было связано освоение нового познавательного метода).

    Удалось выполнить задание? Удалось получить результат, решение, ответ? (Учимся сравнивать результат с целью — это и есть качество как соответствие цели и результата).

    Задание выполнено верно или не совсем? (Учимся находить и признавать ошибки, признаем право ребенка «на пробу и ошибку»).

    Задание выполнил сам или с чьей-то помощью? (Учимся оценивать процесс).

    Уже в 1 классе через все учебные предметы идёт обучение учащихся самооцениванию, где выбираются такие задания, в которых есть объективный однозначный критерий оценивания.

    Самооценка начинается там, где ребёнок сам участвует в производстве оценки – в выработке её критериев, в применении этих критериев к разным учебным ситуациям. (Начинаю с «волшебной» линеечки, лесенки успеха)

    Уже в 1 классе учащиеся могут совместно с учителем выбирать те критерии, по которым они смогут оценить свою работу. Это может быть аккуратность, правильность написания цифр или букв, правильность выполнения отдельных видов работ. Например: деление слов на слоги, сравнение выражений.

    На уроках окружающего мира и математики дети оценивают выполнение заданий по предложенным критериям, таким как, быстрота, правильность, самостоятельность. Для этого использовала с детьми на уроках цветные кружки, линеечки, предметные картинки, «радугу» и др.

    При этом самооценка учащихся должна предшествовать учительской оценке. А оценивание детской работы учителем осуществляется по тем же критериям, по которым ребенок оценивал себя.

    В случае несоответствия оценки ученика и оценки учителя появляется повод для рефлексии, которая влечёт за собой вывод, какое умение требует доработки. Не секрет, что многие первоклассники, настроенные на хорошие результаты, имеют высокую самооценку и завышают свои учебные достижения. В этом случае используется работа в парах: ученик сначала оценивает себя, затем обменивается тетрадями с соседом по парте и уже оценивают друг друга, очевидно, что ребенку увидеть недостатки в чужой работе или на доске гораздо легче, чем у самого себя.

    Проверяя тетради, можно судить об адекватности оценки учащихся.

    Особое внимание уделяется прогностической оценке. Для этого учителя используют знаки: «+» — все знаю; «-» — не знаю; «?» — сомневаюсь. В системе оценивания учитываем следующие правила:

    -обязательное обсуждение с детьми критериев оценивания работ;

    -обязательное выделение умений, за которые можно похвалить ученика;

    -оценивание только работы ученика, а не его самого.

    Формой, позволяющей и ребенку, и родителю, и учителю отслеживать движение первоклассника в развитии самооценки, на данном этапе становится портфолио и индивидуальная карта достижений ребенка.

    В своей книге «ФГОС: оценка результатов обучения в 1-6 классах «З.А.Кокарева отмечает: «В первом классе достаточно научить детей пользоваться инструментами оценивания, выбирать критерии оценки своей работы, сравнивать свою оценку с оценкой учителя. Ребёнку нужно показать смысл оценочной деятельности. Вначале он учится сверять свою работу с эталоном. Эталоном выступает образец написания букв, цифр. Несовпадение двух оценок становится предметом рефлексии. В ходе диалога, в котором сравниваются оценки, ученик приходит к пониманию причины своей ошибки, проговаривает алгоритм действий, осознаёт сущность изучаемого материала».

    Обучение алгоритму самооценки продолжается во 2-4 -х классах, когда уже усложняются основные вопросы после выполнения задания:

    Какое умение развивал при выполнении задания? (Учимся определять выполнение действий, например УУД).

    Каков был уровень задачи? (Такие задачи мы решали много раз (опорный уровень «Выпускник научится»). В этой задаче мы столкнулись с необычной ситуацией. Такие задачи мы никогда не учились решать, нам нужны новые знания (повышенный уровень «Выпускник получил возможность научиться»).

    Определи уровень успешности, на котором ты решил задачу (Учим обосновывать самооценку, учим адекватно оценивать себя).

    Исходя из своего уровня успешности, определи отметку, которую ты можешь себе поставить (Учим переводить оценку в отметку и аргументировать ее).

    Важно, чтобы учащиеся могли дать обоснование не только оценке хорошо выполненной работы, но и учились выделять возникающие в ней трудности, те моменты, которые еще плохо усвоены, или реально представляли себе, почему то или иное задание выполнено плохо или вообще не выполнено.

    Под оцениванием понимаем «процесс сравнения сегодняшних успехов (неуспехов) ребенка с его прежними успехами (неуспехами) и процесс соотнесения результатов обучения с нормами, заданными соответствующими стандартами обучения» Процесс создания критериев и форм оценивания осуществляется совместно с учащимися и его рассматриваем, как способ формирования детской самооценки.

    Результаты самооценивания на устных предметах учащиеся фиксируют в листах самооценки, сравнивая проделанную работу с поставленными целями или сверяя с заранее принятыми критериями.

    Если в первом и втором классе критерии оценок обучающиеся устанавливали под руководством учителя, то в третьем они это делают уже с большей степенью самостоятельности. Главное отслеживать, чтобы содержательная оценка работы была предельно ясна: ученики должны чётко знать критерии, по которым оценивается работа. И важное условие — самооценка должна предшествовать оценке учителя.

    На уроках технологии, изо – своя система критериев. Их ребята определяют после составления плана работы или в соответствии с целями урока. Учитель фиксирует критерии на доске, и они являются ориентиром к достижению поставленной цели. В конце урока ребята оценивают себя сами или их оценивают одноклассники по заданным критериям.

    Развитие самосознания у ребенка в младшем школьном возрасте проявляется в том, что у детей постепенно возрастает критичность, требовательность к себе. Первоклассники преимущественно положительно оценивают свою учебную деятельность, а неудачи связывают только лишь с объективными обстоятельствами, второклассники, третьеклассники и четвероклассники относятся к себе уже более критично, оценивая не только успехи, но и свои неудачи в учении. В младшем школьном возрасте происходит переход от конкретно — ситуативной самооценки (оценки своих действий, поступков) к более обобщенной, возрастает и самостоятельность самооценки. Если самооценка первоклассника почти полностью зависит от оценок и поведения взрослых, то ученики 2 — 4 классов оценивают свои достижения более самостоятельно, подвергая критической оценке и оценочную деятельность самого учителя. Становясь самостоятельной и устойчивой, самооценка начинает выполнять функцию мотива деятельности младшего школьника.

    В возрасте семи — одиннадцати лет ребенок начинает понимать, что он представляет собой некую индивидуальность, которая, безусловно, подвергается социальным воздействиям. Он знает, что обязан учиться и в процессе учения изменять себя. В то же время он знает, что отличается от других и переживает свою уникальность, свою «самость», стремясь утвердить себя среди взрослых и сверстников. Самосознание ребенка интенсивно развивается, а его структура укрепляется, наполняясь новыми ценностными ориентациями.

    В целом, у детей младшего школьного возраста самооценка становится в целом более адекватной, дифференцированной, а суждения о себе – более обоснованными.

    Появление самооценки – не что иное, как рост самостоятельности, переход от системы внешнего управления к самоуправлению.

    Для изменения самооценки требуется работа по самовоспитанию, которую ребенок должен выполнить сам, но с помощью взрослого. Невозможно избавиться от чувства неполноценности путем простого повышения своих объективных результатов в игре или продуктивной деятельности.

    Появляется способность анализировать и объяснять свое поведение, аргументировать оценку.

    Для формирования адекватной оценки (на слайде)

    В учебной деятельности учителю следует обратить внимание на группу детей с высоким уровнем самооценки и группу детей с низким уровнем самооценки.

    Рекомендации учителю по работе с детьми с высоким уровнем самооценки:

    При организации внеклассных мероприятий включать учащихся в групповую работу.
    Учить слушать других.
    Воспитывать чувство сопереживания.
    Оценивая работы, показывать как положительные, так и отрицательные моменты.
    Аргументировать оценки.

    Рекомендации учителю по работе с детьми с низким уровнем самооценки:

    Не предъявлять к ребёнку завышенных требований.
    Не использовать слова, унижающие достоинство человека, то есть оценивать результат деятельности, а не личность.
    Вовлекать учащихся в коллективную работу.
    При организации внеклассных мероприятий назначать учащихся на ответственные должности.
    Предлагать в учебной деятельности задания творческого характера.

    Таким образом, для развития самооценки у младшего школьника мы используем технологии само- и взаимообучения, само- и взаимопроверки, которые также позволяют сформировать у учащихся ряд следующих умений: видеть границу между известным и неизвестным, находить ошибки в своей и чужой учебной работе и устранять их, оценивать свои и чужие действия по заданным критериям, оценивать свои успехи с выделением своих трудностей, определять личные достижения в учебной и внеучебной деятельности.

    В целом, у детей младшего школьного возраста самооценка становится более адекватной, дифференцированной, а суждения о себе – более обоснованными.

    Если мы хотим развивать социально активную, реализующую свои способности личность, если мы хотим помочь нашим детям стать самостоятельными, необходимо учить их свободе решений и ответственности за свой выбор.

    1.Кокарева З.А. ФГОС: оценка результатов обучения в 1 -6 классах. Учебно-методическое пособие под научной редакцией М.М.Поташника. Педагогическое общество России. Москва. 2016

    2.Поташник М.М., Левит М.В. Освоение ФГОС: методические материалы для учителя. Педагогическое общество России. Москва. 2016

    Формирование самооценки индивидуальных достижений младшего школьника как инструмента реализации требований ФГОС НОО

    Аннотация

    Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) ориентирован на становление личностных характеристик выпускника. Самооценка – это важнейший психологический фактор формирования учебной деятельности учащегося, поэтому она играет значимую роль в становлении его индивидуальных особенностей и возрастных характеристик. Поэтому вопрос о формировании самооценки в начальных классах является актуальным в настоящее время.

    Развитие нашего российского общества повышает требования к формированию активной, созидающей личности, поэтому делают особо значимыми исследования проблемы становления процессов регуляции, которые позволяют человеку выступать как истинному субъекту своего собственного поведения и своей деятельности, а также самостоятельно определять перспективы своего развития, пути и средства их реализации.

    Вопросы, которые связаны с развитием самооценки, входят в круг центральных проблем педагогической и возрастной психологии. Умение оценить себя закладывается в самом раннем детстве, а развитие и совершенствование его происходит в течение всей жизни человека.

    Установлено, что одной из причин отставания учащихся в учении является слаборазвитое умение критически оценивать результаты своей учебной деятельности. Совершенно четко выявилась необходимость поиска эффективных способов организации оценочной деятельности учителя и ученика, начиная с первого класса.

    Оценочная деятельность учителя – основа для формирования самооценки у обучающихся. Самооценка формируется и развивается, если учитель демонстрирует положительное отношение к ученику, веру в его возможности, желание всеми способами помочь ему учиться. Методическая сторона сводится к применению в учебном процессе преимущественно индивидуальных эталонов, создающих условие для рефлексивной оценки учащимися своих действий.

    Основные функции самооценки:

    — констатирующая – на основе самоконтроля (что из изученного материала я знаю хорошо, а что недостаточно?);

    — мобилизационно-побудительная (мне многое удалось в работе, но в этом вопросе я разобрался не до конца);

    — проектировочная (чтобы не испытывать затруднений в дальнейшей работе, я обязательно должен повторить…).

    Главный смысл самооценки заключается в самоконтроле обучающегося, его саморегуляции, самостоятельной экспертизе собственной деятельности и в самостимуляции.

    Важность самооценки не только в том, что она позволяет увидеть человеку сильные и слабые стороны своей работы, но и в том, что в основе осмысления этих результатов он получает возможность выстроить собственную программу дальнейшей деятельности.

    Необходимо приучение ребенка к мысли, что человек может и должен оценивать себя сам, эта оценка самая важная, так как она позволяет двигаться дальше самостоятельно, а не оглядываться на окружающих: а что они скажут, как оценят мои действия.

    В повседневной педагогической практике объектом контроля является конечный результат, поэтому для формирования адекватной самооценки младших школьников мною используются следующие формы:

    1. «Светофор».

    Для самооценки детьми своего внутреннего состояния и самочувствия по отношению к выполняемым на уроке заданиям, применяется так называемый «Светофор». В первом классе предлагается детям зажигать цветные огоньки в тетрадях. Если работа на уроке прошла успешно, ученик активно работал, не испытывал трудностей при изучении нового материала, все задания были понятны, то он рисует на полях зеленый кружок: «Можно двигаться дальше». Если были небольшие затруднения, не всегда быстро справлялся с поставленной задачей или что-то осталось неясным, то в тетради рисуется желтый кружок: «Нужна небольшая помощь». Если были значительные затруднения, ученик не смог самостоятельно справиться с новой задачей, то он рисует красный кружок: «Стоп! Мне нужна помощь!» Нужно отметить, что этим приемом дети с удовольствием пользуются на протяжении всех лет обучения в начальной школе.

    2. «Говорящие рисунки»

    Если ты доволен собой, у тебя все получалось, то рисуй улы­бающееся лицо.

    Если тебе на уроке было временами непросто, не все получа­лось, то рисуй такое лицо «СПОКОЙНОЕ».

    Если тебе на уроке было сложно, многое не получалось, то рисуй грустное лицо.

    3. «Лесенка успеха»

    1-я ступенька – ученик не понял новое знание, ничего не запомнил, у него осталось много вопросов; с самостоятельной работой на уроке не справился;

    2-я и 3-я ступеньки – у ученика остались вопросы по новой теме, в самостоятельной работе были допущены ошибки;

    4-я ступенька – ученик хорошо усвоил новое знание и может его рассказать, в самостоятельной работе ошибок не допустил.

    4. «Карточка сомнений»

    — — «Не совсем усвоил, сомневаюсь»;

    На уроках чтения и окружающего мира при самостоятельной работе с текстом учащиеся делают пометки:

    V – УЖЕ ЗНАЛ ЭТО

    ? – НЕ ПОНЯЛ, ВОЗНИК ВОПРОС

    5. «Волшебные линеечки»

    «Волшебные линеечки», описанные Г.А. Цукерман, являются безобидной и содержательной формой отметки. Эта линеечка напоминает ребенку измерительный прибор. С помощью линеечек можно измерить все что угодно. Такая оценка:

    — позволяет любому ребенку увидеть свои успехи (всегда есть критерий, по которому ребенка можно оценить как успешного);

    — удерживает учебную функцию отметки: крестик на линеечке отражает реальное продвижение в изучаемом предметном содержании;

    — помогает избежать сравнения детей между собой (поскольку у каждого из них оценочная линеечка только в собственной тетрадке).

    Вот как можно оценить письменную работу:

    После самооценки наступает очередь оценки учителя. Собрав тетради, учитель ставит свои плюсики на линеечках. Совпадения детской и учительской оценок (вне зависимости оттого, низко или высоко оценил свою работу ребенок) означает: «Молодец! Ты умеешь себя оценивать». В случае завышенной, а тем более заниженной самооценки учеником своей работы, учитель еще раз раскрывает ребенку критерии оценивания и просит в следующий раз быть к себе добрее или строже.

    Этими линеечками можно пользоваться, когда необходимо спрогнозировать результат своей работы. Прогностическая самооценка позволяет ребенку оценить свои возможности и результаты.

    6. «Дерево успехов»

    Итоги дня можно подводить на «Дереве успехов». После уроков дети прикрепляют на дерево (нарисован плакат) плод, цветок или листок: яблоко – все удалось, цветок – неплохо поработал, но что-то не совсем получилось, листок – сегодня не получилось, но я не отчаиваюсь.

    7. Листы индивидуальных достижений.

    Для объективного и систематического оценивания учебных достижений ученика, диагностирования качества образовательного процесса на каждого ученика по основным предметам заводится «Лист индивидуальных достижений», в который заносятся планируемые результаты по учебному предмету. Успехи фиксируются условными обозначениями («Светофор»).

    Фиксация достижения планируемых личностных и метапредметных результатов осуществляется в листах «Мои успехи в формировании УУД».

    Благодаря дифференциации самооценки и оценки учащийся не чувствует себя ущербным, он понимает, что если что-то не получается сейчас, он сможет, приложив усилия и потренировавшись, выполнить задание позже и продемонстрировать положительный результат.

    К процессу формирования адекватной самооценки и навыков самоконтроля необходимо привлечь родителей учеников, чтобы были единые требования в школе и дома. На родительских собраниях и на индивидуальных консультациях проводятся беседы о способах формирования и значении самооценки и самоконтроля. Родители, которые принимают участие в формировании у своего ребёнка адекватной самооценки и навыков самоконтроля, впоследствии реально оценивают возможности и учебную деятельность своих детей. Опыт показывает, что при совместной работе учителя и родителей результаты получаются более высокие и поставленные цели достигаются быстрее.

    Ребёнок с адекватной самооценкой сможет корректировать и совершенствовать свою учебно-познавательную деятельность в школе, в дальнейшем сможет самореализоваться во взрослой жизни.

    С целью отслеживания результатов уровня сформированности адекватной самооценки младших школьников использовалась методика Н.Г. Лускановой «Лесенка».

    Следует отметить, что уже за первый год обучения были достигнуты положительные результаты работы по формированию самооценки младшего школьника:

    — осознанное восприятие учащимися учебного материала, понимание границ своих знаний;

    — повышение уровня ответственности за учебную деятельность;

    самооценка и самоконтроль постепенно переходят во внеучебную деятельность;

    — в поступках детей уже чувствуется умение предвидеть результаты их деятельности, большинство умеют прогнозировать последствия;

    — дети проявляют способность к оценке собственных изменений на основе чувства долга, навыков самопознания;

    — уверенность в способности освоения для самореализации и самоутверждения социального опыта;

    — умение оценить свое положение в системе социальных отношений «взрослый – сверстник — я».

    Анализ результатов выявленных в ходе моей работы по формированию самооценки показал, что наблюдается положительная динамика по всем основным показателям учебной деятельности учащихся, что соответствует планируемым результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. Следовательно, безотметочное обучение с формированием самооценки оказало положительное влияние на личностное развитие учащихся.

    Литература:

  7. Виноградова Н.Ф. Контроль и оценка в начальной школе. // Начальная школа, №15, 2006
  8. Воронцов А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности. М., 2002.
  9. Ларина А. Б. Формирование познавательной самооценки учащихся в начальной школе: методическое пособие. – Калининград: КОИРО, 2011.
  10. Цукерман Г.А. Оценка без отметки. Москва – Рига: П «Эксперимент», 1999.
Самооценка ученика начальной школы по фгос