Особенности развития самосознания и самооценки

Оглавление:

Особенности развития самосознания в разные возрастные периоды (стр. 1 из 4)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «ПСИХОЛОГИЯ »

К О Н Т Р О Л Ь Н А Я Р А Б О Т А

По предмету: Психология развития и возрастная психологии

На тему: Особенности развития самосознания в разные возрастные периоды.

Вариант № 2

Студент II курса

Иванов Алексей Геннадьевич

Губкинский, 2009 год

1. Опишите динамику развития самосознания в процессе жизни (содержание когнитивного компонента, характер и уровень аффективно-оценочного, особенности поведенческих проявлений).

Самосознание человека – это система его взглядов на самого себя, окружающий мир, события, поступки. В психологии часто самосознание определяют как – Я-концепция. С практической точки зрения самосознание выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образований непосредственно представляющих перед объектом в его внутреннем мире. Всю информацию об окружающем мире человек оценивает на основе представления системы о себе и формирует поведение исхода из системы своих ценностей идеалов и мотив установок. Человек по-разному оценивает одни и те же объекты в зависимости от того, какова самооценка личности – 1 компонент самосознания. Генезис формирования самооценки проходит несколько этапов логично связанных между собой: 1 этап – самоощущения, т.е. то, как ребенок ощущает себя на руках у родителей. 2 этап – начинается с 1-3 лет формирование самооценки ребенка на основе его оценки окружающими. На данном этапе самооценка адекватно не формируется, а формируется оценка взрослым как «хорошо-плохо». 3 этап – с 3-4 лет – этап критичности, т.е. способности осознавать различия между хорошо и плохо, именно оценивать критически и сопоставлять полученную информацию со своим установкам и идеалам. А также исходя из этого сопоставления формировать свое поведение, определяет цели и программу действия ребенка и сказывается на развития представления ребенка о себе. Один из признаков: «У меня не получается, я не смогу», или отказ выполнять какую-то д-ть. Нет адекватной самооценки. И в зависимости от предыдущих этапов завышена или занижена. На этом этапе развивается ябедничество – замечать за другими, критика другого как дальнейший этап самокритики. 4 этап – 4-10 лет – от частоты общения со сверстниками и его продуктивности зависит дальнейшее формирование самооценки. Обращаются друзья за помощью, формируется высокая самооценка. И наоборот – дразнят, формируется низкая самооценка. (Критичность к своей деятельности и способностям: все равно не смогу, потому что это сложно, не нужно и …) – это плюс этого этапа, т.е. мнение по поводу каких-то вещей, стиль одежды, что хорошо и плохо, что ему надо. 5 этап — подростковый возраст – максимально высоко достигает критика и самокритика. У девочек больше самокритика (немого быть совсем хорошей, то я буду совсем плохой). Мальчики более осторожны в утверждениях на счет поведения, чаще спорт, компьютер. У мальчиков развивается философствование. У мальчиков и девочек снижается уверенность, что не будет по-другому. Огромную роль на коррекцию самооценки играют родители. Родители требуют приходить во время, а он не может уйти из группы сверстников, а то засмеют. Необходимо это учитывать. Самооценка и самопознание все время активно и все время меняется – сегодня у меня не получилось я вот такая. Мнение окружающих, запросы общества свое мнение влияет на самооценку.

– это форма сознания человека, при которой оно одновременно является его субъектом и объектом.

– это когнитивный образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости и т.д.

– это образ себя и отношение к себе.

– это высший уровень развития сознания – основа формирования умственной активности и самостоятельности личности в ее суждениях и действиях

Функции : познание себя; усовершенствование себя и поиск смысла жизни (самосовершенствование, самоосмысление, самопознание)

1) Гибкость самосознания – помогает вести себя в той или иной группе социальной.

2) Прогностичность – самосознания позволяет спланировать, проектировать д-ть с учетом своих возможностей

3) Оценивающая – дать сравнительную характеристику себе и другому, и оценить другого, для продолжения общения и взаимодействия.

4) Рефлексивность самосознания – позволяет выйти на личные проблемы, находя ответ, преодолевает их.

Самосознание формируется в процессе жизнедеятельности .

1) динамичность – постоянно претерпевает изменения, обязать, имеет возрастную динамику;

2) активность – самосознания связано с сознанием;

3) целостность – образ себя складывается из различных представлений о себе: мать, жена, дочь, коллега и т.д.;

4) социальность – самосознание формируется только в процессе взаимодействия с социумом.

5) самосознание может быть адекватным и неадекватным.

6) цикличность развития самосознания – возраст 3х лет, подростковый, этап выбора профессионального пути, активная трудовая деятельность (осознание себя со второго года трудовой д-ти)

Этапы развития самосознания в онтогенезе:

1. Ранний возраст – истоки самосознания:

  • осознание границ своего тела – до определенного момента ребенок может играть со своей ногой, причинять ей боль и не понимать, что он сам является источником неприятных ощущений; система координат – относительно которой мы воспринимаем верх, низ правую и левую стороны – 1 год.
  • формирование у ребенка способности к самостоятельным действиям с предметами
  • От года до трех зарождается самосознание. Примерно в 2 года ребенок начинает себя узнавать в зеркале. Узнавание себя – простейшая форма самосознания.
  • Новый этап в развитии самосознания, начинается, когда ребенок называет себя по имени в третьем лице
  • К трем годам появляется местоимение «Я». Появляется первичная самооценка – осознание не только своего «Я», но того, что «Я-хороший», «Я очень хороший». Самооценка завышена, в связи с потребностью в безопасности, и носит эмоциональный характер.
  • 2. Дошкольный возраст

  • Самосознание формируется к концу дошкольного возраста, благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию
  • Ребенок приобретает сначала умение оценивать действия других детей, а затем – собственные действия, моральные качества и умения.
  • Самооценка высока, что помогает ему осваивать новые виды деятельности.
  • Адекватный образ «Я» формируется у ребенка при гармоничном сочетании знаний, почерпнутых из собственного опыта (что я могу сделать, как я поступил) и из общения с взрослыми и сверстниками.
  • Развитие самосознания в этот период зависит от особенностей семейного воспитания.
  • Осознание своих переживаний, то есть в конце дошкольного возраста он ориентируется в своих эмоциональных состояниях и может выразить их словами: «я рад», «я огорчен», «я сердит».
  • Начинается осознание себя во времени, то есть в 6-7 лет ребенок помнит себя в прошлом, осознает в настоящем и представляет себя в будущем: «когда я был маленьким», «когда я выросту большой».
  • Возникают рациональные компоненты самооценки, осознание некоторых своих качеств и поведения, согласующегося с требованиями взрослых. Но, несмотря на это, ребенок судит о себе поверхностно и оптимистично. Если попросить описать себя, т он это сделает в основном с внешней точки зрения: цвет волос, рост, любимые занятия.
  • 3. Младший школьный возраст

    • Самооценка становится в целом более адекватной и дифференцированной. Ребенок различает свои физические и духовные качества, оценивает свои способности, сравнивая себя с другими.
    • К концу этого возрастного периода ребенок характеризует себя, все чаще описывая типичное для себя поведение, ссылается на свои мысли и чувства.
    • Возрастает роль друзей и их мнение, при этом, опираясь на свой интеллект, оценки становятся объективными, стабильными, наряду с аффективными компонентами появляются и рациональные.
    • 4. Подростковый возраст

      · Последовательно появляются две особые формы самосознания: чувство взрослости и «Я-концепция». Чувство взрослости – отношение подростка к себе как к взрослому, ощущение и осознание себя в какой-то мере взрослым человеком. «Я-концепция» – система внутренне согласованных представлений о себе, образов «Я». «Я-концепция», представляет собой совокупность всех его представлений о различных сторонах своей личности и организма.

      · Возникает интерес к своему внутреннему миру, а затем происходит усложнение и углубление самопознания. Т.е. открывает для себя свой внутренний мир.

      · Самоанализ, иногда чрезмерный, переходящий в самокапание, приводит к недовольству собой.

      · Самооценка в подростковом возрасте оказывается низкой по своему общему уровню и неустойчивой.

      5. В ходе социализации расширяются и углубляются связи общения человека с людьми, группами, обществом в це­лом, происходит становление в человеке образа его «Я». Образ «Я», или самосознание (представление о себе), не возникает у человека сразу, а складывается постепенно, на протяжении его жизни под воздействием многочислен­ных социальных влияний и включает четыре компонента:

      Особенности самосознания и самооценки дошкольников

      Самосознание – понимание того, что собой представляет ребенок, какими качествами обладает, как относятся к нему окружающие и чем вызывается это отношение – считается центральным новообразованием всего периода дошкольного детства. Наиболее явно самосознание проявляется в самооценке , то есть, в том, как ребенок оценивает свои достижения и неудачи, свои качества и возможности. Самооценка появляется во второй половине периода на основе первоначальной чисто эмоциональной самооценки («Я хороший») и рациональной оценки чужого поведения.

      Еще одна линия развития самосознания – осознание своих переживаний.

      Для этого периода характерна половая идентификация :

      • ребенок осознает себя как мальчика или девочку;

      • происходит осознание стереотипов поведения по мужскому или женскому типу.

      Начинается осознание себя во времени.

      Кризис 7 лет – это период рождения социального «Я» ребенка

      • Ребенок приходит к осознанию своего места в мире общественных отношений.

      • Он открывает для себя значение новой социальной позиции – позиции школьника.

      • Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей.

      • Происходит обобщение переживаний.

      • Возникает внутренняя жизнь ребенка.

      • Изменяется структура поведения: появляется смысловая ориентировочная основа поступка.

      1. Развиваясь, ребенок усваивает новые психологические черты и формы поведения, благодаря которым становится членом человеческого общества. Ребенок приобретает тот сравнительно устойчивый внутренний мир, который дает основания впервые назвать ребенка личностью, хотя, конечно, личностью, еще не вполне сложившейся, способной к дальнейшему развитию и совершенствованию.

      2. В процессе своего психического развития ребенок овладевает свойственными человеку формами поведения среди других людей. Это движение онтогенеза соединено с развитием внутренней позиции.

      3. Центральное личностное новообразование этого периода – соподчинение мотивов и развитие самосознания.

      4. В дошкольном возрасте начинает складываться индивидуальная мотивационная система. В период дошкольного детства начинает формироваться личностная мотивация, происходит развитие мотивов, связанных с моральными нормами.

      5. В дошкольном детстве происходит присвоение детской личностью звеньев структуры самосознания: формирование образа тела, идентификация с именем, развитие самооценки, половая идентификация, осознание своих переживаний, осознание себя во времени.

      6. Кризис семи лет – период рождения социального «Я» ребенка.

      В психическом развитии человека, развитие и формирование умений играет важнейшую роль. Ценность личности человека измеряется в большей мере тем, что, как и для чего он умеет делать. Поэтому в содержании самосознания человека осознание им своих умений занимает одно из важных мест. Правильное осознание своих умений является не только средством и условием успешного обучения, но имеет также большое воспитательное значение, как фактор формирования лучших качеств личности.

      Известно, что детская оценка и самооценка формируется только при общении ребенка с другими людьми. Уже первые сознательные активные проявления ребенка получают со стороны окружающих взрослых оценки в виде порицания или ободрения. В дальнейшем совершая какое-либо действие, ребенок то и дело слышит: «это хорошо», « это плохо», « этого нельзя делать».вся психическая жизнь ребенка развивается под воздействием оценок окружающих; каждый новый опыт, новое знание, умение, приобретенное ребенком, оценивается окружающими. И скоро ребенок сам начинает искать оценку своих действий, подкрепление правильности или не правильности познаваемой им действительности. Дети, воспитывающиеся в детском саду, обладают довольно высоким уровнем оценки и самооценки. Это и понятно: их деятельность, их умения, их поступки направляются и организуются педагогом, который объективно оценивает деятельность детей, сравнивает их поступки и умения, на примерах показывая лучшие и худшие образцы, тем самым, воспитывая у детей стремление сравнивать себя с другими, оценивать. Конечно оценка воспитателя качеств и умений детей, играет большую роль в формировании детских оценок и самооценок. Однако, нельзя не учитывать и других факторов – оценку ребенка его родными, а также сверстниками.

      Особенности детской оценки или самооценки заключаются в том, что в оценке своих товарищей и самих себя дети дошкольного возраста не выделяют каких-либо индивидуальных, характерных черт. Их оценка носит общий, недифференцированный характер: «плохой», «хороший», «умный», «неумный». Многие дети среднего, а иногда и старшего дошкольного возраста употребляют эти понятия неадекватно, поскольку они еще не сформировались. Понятиями «хороший», «умный», «послушный» дети пользуются как тождественными, также как и понятиями « плохой», «неумный» вкладывают содержание понятия «непослушный».

      Однако большинство детей пяти-семи лет правильно пользуются этими сравнениями, и там, где в своей оценке они могут опереться на конкретный наглядный материал, дети употребляют эти понятия адекватно.

      При изучении детских оценочных рассуждений необходимо учитывать эти особенности употребления детьми оценочных понятий, так как в воспитании личности ребенка формирование понятий морального порядка играет существенную роль.

      Особенностью детских оценок и самооценок является их эмоциональный характер. Детям легко оценить себя положительно и трудно оценить себя отрицательно. Они прибегают к невинным хитростям, чтобы не показать своих недостатков, отрицательных качеств. Большинство детей оценивает себя с положительной стороны косвенным путем. На прямо поставленные вопросы: «а ты какой? Хороший, умный, плохой? Почему ты так считаешь?» — дети обычно отвечают так: «Я не знаю… Я тоже слушаюсь». «Я не всегда балуюсь…». «А я могу считать до 10». «Может быть, хороший, не знаю…»

      Конечно, оценка ребенком своих умений зависит и от того, в какой стадии формирования они находятся. Если умение более или менее сформировано, то и оценка его будет более правильной, более адекватной. Это относится к умению бегать, прыгать, выполнять обязанности дежурных, рисовать и т.д.

      Оставаясь маленьким ребенком, он не утрачивает своей эмоциональности в оценке, которая, как уже говорилось, проявляется в преувеличенной положительной оценке самого себя. Отсюда не делание оказаться последним. В тоже время старший дошкольник довольно объективно знает свои возможности, умения, у него есть известная самокритичность. Такова общая характеристика нормального развития самооценки. Но к сожалению она распространяется не на всех детей. Широко известно что существуют различные индивидуальные варианты в развитии самооценки. Существуют дети с завышенной и заниженной самооценкой. И в этих случаях они будут вести себя несколько иначе. Ребенок с заниженной самооценкой никогда не отнесет свой рисунок на первые места. Он скорее всего поставит его ближе к последним. Или вообще не захочет участвовать в конкурсе. В то время как, ребенок с завышенной самооценкой наоборот будет всем доказывать, что его рисунок лучше всех. И если с ним не согласятся, то он еще долгое время может обижаться, капризничать и всякими способами показывать свое недовольство к такой несправедливости по отношению к нему.

      Таким образом, для формирования самооценки важна та деятельность, в которую включен ребенок, и оценки его достижений взрослыми и сверстниками, т.к. критерии самооценки напрямую зависят от взрослого и принятой системы воспитательной работы.

      Особенности развития самооценки у детей дошкольного возраста

      Самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей, способностей, качеств и места среди других людей. Самооценка относится к фундаментальным образованиям личности. Она в значительной степени определяет ее активность, отношение к себе и другим людям.

      Итоговым измерением Я, формой существования глобальной самооценки является самоуважение личности. Самоуважение — устойчивая личностная черта, и поддержание его на определенном уровне составляет важную заботу личности. Самоуважение личности определяется отношением ее действительных достижений к тому, на что человек претендует какие цели перед собой ставит.

      Совокупность таких целей образует уровень притязаний личности. В его основе лежит такая самооценка, сохранение которой стало для личности потребностью.

      Уровень притязаний – это тот практический результат, которого субъект рассчитывает достичь в работе. В своей практической деятельности человек обычно стремится к достижению таких результатов, которые согласуются с его самооценкой, способствуют ее укреплению, нормализации. Как фактор, определяющий удовлетворенность или неудовлетворенность деятельностью, уровень притязаний имеет большое значение для лиц, ориентированных на избежание неудач, а не на достижение успехов. Существенные изменения в самооценке появляются в том случае, когда сами успехи или неудачи связываются субъектом деятельности с наличием или отсутствием у него необходимых способностей.

      Важные новообразования в развитии самосознания, связанные с зарождением самооценки, происходят в конце раннего возраста. Ребенок начинает осознавать собственные желания, отличающиеся от желания взрослых, переходит от обозначения себя в третьем лице к личному местоимению первого лица – » Я «. Это ведет к рождению потребности действовать самостоятельно, утверждать, реализовывать свое » Я «. На основе представлений ребенка о своем «Я» начинает формироваться самооценка.

      В дошкольный период самооценка ребенка интенсивно развивается. Решающее значение в генезисе самооценки на первых этапах становления личности (конец раннего, начало дошкольного периода) имеет общение ребенка со взрослыми. Вследствие отсутствия (ограниченности) адекватного знания своих возможностей ребенок первоначально на веру принимает его оценку, отношение и оценивает себя как бы через призму взрослых, целиком ориентируется на мнение воспитывающих его людей. Элементы самостоятельного представления о себе начинают формироваться несколько позже. Впервые появляются они в оценке не личностных, моральных качеств, а предметных и внешних. В этом проявляется неустойчивость представлений о другом и о себе вне ситуации узнавания. Постепенно изменяет предмет самооценки. Существенным сдвигом в развитии личности дошкольника является переход от предметной оценки другого человека к оценке его личностных свойств и внутренних состояний самого себя. Во всех возрастных группах дети обнаруживают способность объективнее оценивать других, нежели самих себя. Однако здесь наблюдаются определенные возрастные изменения. В старших группах можно заметить детей, которые оценивают себя с положительной стороны косвенным путем. Например, на вопрос «Какая ты: хорошая или плохая?» они обычно отвечают так: Я не знаю… Я тоже слушаюсь». Ребенок же младшего возраста на этот вопрос ответит: «Я самый хороший». Изменения в развитии самооценки дошкольника в значительной степени связаны с развитием мотивационной сферы ребенка. В процессе развития личности ребенка меняется иерархия мотивов. Ребенок переживает борьбу мотивов, принимает решение, затем отказывается от него во имя более высокого мотива. То, какие именно мотивы оказываются ведущими в системе, отчетливо характеризуют личность ребенка. Дети в раннем возрасте совершают поступки по непосредственному указанию взрослых. Совершая объективно положительные поступки, дети не дают себе отчета в их объективной пользе, не осознают своего долга по отношению к другим людям. Чувство долга зарождается под влиянием той оценки, которые дают взрослые поступку, совершенному ребенком. На основе этой оценки у детей начинает развиваться дифференцировка того, что хорошо и что плохо. В первую очередь они учатся оценивать поступки других детей. Позднее дети в состоянии оценить не только поступки сверстников, но и свои собственные поступки. Появляется умение сравнивать себя с другими детьми. От самооценки внешнего вида и поведения ребенок к концу дошкольного периода все чаще переходит к оценке своих личностных качеств, отношений с окружающими, внутреннего состояния и оказывается способным в особой форме осознать свое социальное «Я», свое место среди людей. Достигая старшего дошкольного возраста ребенок уже усваивает моральные оценки, начинает учитывать, с этой точки зрения, последовательность своих поступков, предвосхищать результат и оценку со стороны взрослого. Дети шестилетнего возраста начинают осознавать особенности своего поведения, а по мере усвоения общепринятых норм и правил использовать их в качестве мерок для оценки себя и окружающих.

      Это имеет огромное значение для дальнейшего развития личности, сознательного усвоения норм поведения, следования положительным образцам. Для шестилеток характерна в основном еще не дифференцированная завышенная самооценка. К семилетнему возрасту она дифференцируется и несколько снижается. Появляется отсутствующая ранее оценка сравнивания себя с другими сверстниками. Недифференцированность самооценки приводит к тому, что ребенок шести-семи лет рассматривает оценку взрослым результатов отдельного действия как оценку своей личности в целом, поэтому использование порицаний и замечаний при обучении детей этого возраста должно быть ограничено. В противном случае у них появляется заниженная самооценка, неверие в свои силы, отрицательное отношение к учению. Неадекватная заниженная самооценка также может сформироваться у ребенка как результат частого неуспеха в какой-то значимой деятельности. Существенную роль в ее формировании играет демонстративное подчеркивание этого неуспеха взрослыми или другими детьми. Специальными исследованиями установлены следующие причины появления у ребенка заниженной самооценки:

      Объективные недостатки: низкий рост, непривлекательная внешность и т.п.; вымышленные недостатки: мнимая полнота, кажущееся отсутствие способностей; неуспех в общении: низкий социометрический статус в группе, непопулярность среди сверстников; угроза отчуждения в детстве: нелюбовь родителей, воспитание в «ежовых рукавицах» и т.п.; чрезмерная сензитивность к внешним оценкам, исходящим от значимых других и т.д.

      Дети с заниженной самооценкой переживают чувство неполноценности, как правило, они не реализуют своих потенций, т.е. неадекватная заниженная самооценка становится фактором, тормозящим развитие личности ребенка.

      Методическая разработка «Особенности самосознания и самооценки детей-инвалидов»

      Одними из основных проблем интеграции инвалидов в общество является их психологическая адаптация в обществе и получение достойного конкурентоспособного образования, которые позволили бы детям с ограниченными физическими возможностями реализовать себя в будущем. В решении данной проблемы ведущая роль принадлежит развитию личности, в частности самооценки и самосознания.

      Для подростка с ограниченными возможностями формирование оптимальной самооценки и самосознания крайне важно. Осознание своих ограниченных возможностей формирует у них низкую самооценку, а это, в свою очередь порождает чувство неуверенности в себе и чувство неполноценности. Если ребенок имеет видимые физические недостатки, оно будет усиливаться, поскольку внешний вид подростка сильно влияет на его самоощущение.

      Актуальность темы определяется тем, что люди с инвалидностью ощущают свою изолированность от общества, имеют низкую самооценку, психологические барьеры в общении с окружающими. Неправильная ориентация подростка со стороны взрослых на общечеловеческие ценности, недостаток социального опыта сказываются на личностном становлении подростка с инвалидностью.

      В современной научной литературе имеется значительное количество работ, посвященных формированию самооценки и самосознания, выявлению особенностей и роли самооценки в подростковый период, но недостаточно внимания в них уделяется формированию самооценки и самосознания у детей и подростков с инвалидностью. Общим в этих исследованиях выступает признание самооценки как важнейшего регулятора направленности личности, ее развития; самооценка представлена как аспект самопознания, открытие «Я» через других в процессе общения. Работы Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева и др. посвящены деятельностному подходу как принципу изучения психики, являющейся основой формирования самооценки; перспективные тенденции по изучению человеческого «Я» как принципа, организующего развитие человека, раскрыты в трудах В.П. Зинченко, М. Мамардашвили, Л.А. Когана.

      С учетом этих противоречий, целью данной работы является выявление психологических особенностей самооценки и самосознания детей с ограниченными возможностями здоровья.

      В первой главе выпускной квалификационной работы, которая носит теоретический характер, раскрыты теоретические аспекты проблемы формирования самосознания и самооценки, особенности их формирования у детей с ограниченными возможностями здоровья: общая характеристика заболевания ДЦП, особенности развития личностной сферы детей с ДЦП, психическая депривация как фактор, препятствующий формированию самосознания и самооценки детей с ДЦП.

      Вторая глава непосредственно раскрывает тему работы, так как носит эмпирический характер. В ней исследуются особенности самосознания и самооценки детей с ограниченными возможностями здоровья. Также вторая глава содержит практические рекомендации по организации коррекционно-развивающей работы по формированию позитивного самосознания и самооценки у детей с ограниченными возможностями здоровья.

      В заключении обобщены результаты теоретического анализа и экспериментальной работы и сформулированы основные выводы.

      Объект исследования – дети-инвалиды с ДЦП.

      Предмет исследования – психологические особенности самооценки и самосознания детей с инвалидностью.

      Гипотеза исследования — самооценка и самосознание детей-инвалидов отличаются от самооценки и самосознания их здоровых сверстников.

      — выявить особенности и роль самооценки и самосознания в личностном становлении детей с инвалидностью,

      — определить показатели сформированности самооценки и самосознания подростков,

      — исследовать самооценку и самосознание детей с инвалидностью,

      — разработать рекомендации по формированию положительного самосознания и самооценки для специалистов, работающих с детьми-инвалидами и родителей детей-инвалидов.

      В ходе исследования использованы следующие методы:

      — теоретические: анализ социологической, психологической и педагогической литературы по проблеме исследования; выдвижение гипотез; моделирование;

      Опытно-экспериментальная база исследования: Центр реабилитации инвалидов (ЦРИ) Димитровградской местной общественной организации инвалидов-опорников «Преодоление» Ульяновской областной общественной организации Всероссийского общества инвалидов (далее ДМООИО «Преодоление»). В исследовании приняли участие 10 детей в возрасте 12-15 лет с диагнозом ДЦП и 10 детей без инвалидности в возрасте 12-15 лет.

      Практическая значимость работы определяется тем, что полученные теоретические положения и выводы могут быть реализованы в условиях центра реабилитации инвалидов.

      1. Теоретические аспекты проблемы формирования самосознания и самооценки, особенности их формирования у детей с ограниченными возможностями здоровья

      1.1. Детский церебральный паралич. Общая характеристика заболевания

      Детский церебральный паралич (ДЦП) представляет группу гетерогенных состояний — неврологических, а также психологических и педагогических. С неврологической точки зрения это состояние обычно определяется как постоянное нарушение движения и положения тела в результате непрогрессирующего повреждения мозга вследствие явлений, имевших место в ходе беременности, родов, в период непосредственно после рождения или в течение первых лет жизни, или вследствие наследственных факторов. 1 Именно такое определение церебрального паралича обычно пользуются западные исследователи в этой области.

      Эта болезнь в отечественной и зарубежной литературе имеет различные названия. В отечественной литературе данное заболевание именуется «детский церебральный паралич», а в иностранной — «cerebral patsy». Оба этих названия в нашей стране считаются равноценными.

      ДЦП является самым распространенным заболеванием в клинике детских нервных болезней. К сожалению, точных данных о количестве больных ДЦП в России нет. Эти сведения до сих пор считаются секретными. 2 Оценки частоты заболевания значительно разняться, главным образом вследствие различных методов исследования случаев заболевания, различных определений этого заболевания и изменяющихся демографических тенденций и социальных условий. Согласно исследованиям, проведенным в некоторых развитых странах частота заболевания составляет приблизительно два случаев на тысячу живорожденных детей или чуть меньше. 3 В развивающихся странах оценочные коэффициенты частоты заболевания варьируются приблизительно от 2,5 на 1000 рожденных в группах эмигрантов в Израиле, которые родились в афро-азиатских странах до 5 на 1000 в Мексике. По данным Американской Ассоциации больных церебральным параличом в США этой болезнью болеют около 500 тысяч человек. Если учесть, что США и Россия по численности населения примерно одинаковые, то число лиц, пораженных этим недугом, в нашей стране составляет около 500 тысяч человек. По данным Министерства здравоохранения РФ на 1000 человек больных с ДЦП приходится 47 человек. В России ежегодно рождается свыше 4,5 тысячи детей с ДЦП. 4

      Впервые эта болезнь была описана Фрейдом в 1986 году. До этого года это заболевание входило в группу сходных заболеваний (энцефалит, энцефаломиелит и др.). 5 Согласно применяемой в нашей стране классификации выделяются пять форм церебрального паралича основанные этой классификации положена специфика клинической картины, которая в значительной мере обусловлена разным характером поражения:

      — спастическая диплегия (болезнь Литтля) является самой распространенной формой церебрального паралича. У больных с этой формой заболеванием отмечается тетрапарез, при котором руки страдают меньше, чем ноги. Многие пациенты со спастической диплегией хорошо интеллектуально развиты,

      — двойная диплегия характеризуется тяжелым поражением всех конечностей, выраженной ригидностью мышц. Дети не могут даже сидеть. Интеллектуальное развитие большей частью на уровне олигофрении в степени тяжелой дебильности, имбецильности или идиотии,

      — гиперкинетическая форма, при которой различные гиперкинезы могут сочетаться с параличами и парезами или выступать как самостоятельный вид расстройств. 6 Интеллект в большинстве случаев развивается удовлетворительно,

      — атонически-астеническая форма характеризуется парезами, низким тонусом мышц, мозжечковыми симптомами. В половине случаев имеется олигофрения в степени дебильности и имбецильности,

      — гимипаретическая форма — парезы одной стороны тела, поражение тяжелей в верхних конечностях. У 25-35 % детей наблюдается олигофрения. 7

      За рубежом придерживаются иной классификации форм церебрального паралича. Там принято выделять три типа этого заболевания:

      — спастическая (spastic) является самой крупной группой с наиболее характерными нерологическими симптомами типа ригидности движения и неспособность расслабить свои мышцы. Примерно у 75 процентов больных с церебральными параличами обнаруживается спастическое состояние мышц в качестве основного неврологического симптома 8 ,

      — атетотическая (athetoid) — основные неврологические симптомы проявляются как непроизвольные движения, которые препятствуют произвольным нормальным движениям тела. Атетозом страдает около 10 процентов больных,

      — атаксическая (ataxic). В этой группе доминирующий симптом заключается в неправильной координации произвольных движений, часто ведущий к неустойчивой походке и плохому равновесию тела; часто пораженной является координация глаз-рука. Около 5 процентов больных с церебральным параличом имеют эти симптомы, что является сравнительно редким состоянием. 9

      Существует еще одна группа больных церебральным параличом, у которых обнаруживается сочетание вышеизложенных симптомов. Она составляет около 10 процентов больных с церебральными параличами. 10

      Психическое развитие детей с церебральными параличами проходит по
      дефицитарному типу развития — патологическое формирование личности у детей с дефектами слуха, зрения, опорно-двигательной системы и хроническими соматическими заболеваниями; при которых дефицитарность в сенсорной, моторной, соматической сферах обуславливает явления депривации и нарушения эмоциональной сферы. Считается, что детский церебральный паралич является удобной моделью для изучения роли дефицита двигательной сферы в формировании ряда отклонений развития личности. Дефицитарный тип развития определяется не столько биологическим дефектом, сколько психологическим конфликтом между мотивационной сферой личности и практической возможностью реализовать свои потребности и деятельности. Понятие дефицитарности трактуется как формирование личности под влиянием нужд и завышенных претензий, не обеспеченное реальной биологической (имеется в виду, прежде всего здоровье), психологической и социальной ситуацией их реализации. 11

      Вывод: детский церебральный паралич является самым распространенным заболеванием в клинике детских нервных болезней, представляя группу гетерогенных состояний — неврологических, а также психологических и педагогических.

      1.2. Особенности развития личностной сферы детей с ДЦП

      Изучение особенностей психического развития пациентов с церебральными параличами в нашей стране проводилось в основном в детском возрасте. Менее изучены особенности подросткового и юношеского возраста. Более поздние возрастные периоды остаются не изученными до сих пор. На появление подобной ситуации повлияли следующие обстоятельства: дискриминация инвалидов в нашей стране, которая была до середины 80-х годов; необходимость выполнения законодательства «О всеобщем и обязательном образовании» и др. причины. Формально, до середины 80-х гг. дети с ДЦП не являлись инвалидами. Инвалидность больному ребенку устанавливалась только по достижению 16-ти летнего возраста. 12

      Большинство научных работ по изучению больных церебральными параличами были сделаны дефектологами. Дефектология, как наука, входит в систему педагогики. Поэтому основной проблемой для нее является поиск специальных методов обучения аномальных детей. Они изучали психические особенности детей с ДЦП для разработки методик обучения детей с ДЦП. Теоретический базис этих работ заложил Л.С. Выготский. Он определил общие закономерности в развитии, обучении и воспитании детей с различными видами дефектов. 13

      Особенности формирования личности и эмоционально-волевой сферы у детей с диагнозом ДЦП могут быть обусловлены двумя факторами: биологическими особенностями, связанными с характером заболевания и социальными условиями — воздействием на ребенка семьи и педагогов. 14

      Другими словами, на развитие и формирование личности ребенка, с одной стороны, существенное влияние оказывает его исключительное положение, связанное с ограничением движения и речи; с другой стороны — отношение семьи к болезни ребенка, окружающая его атмосфера. Таким образом, личностные особенности детей, страдающих ДЦП, — результат тесного взаимодействия этих двух факторов. Родители, при желании, могут смягчить фактор социального воздействия.

      Особенности личности ребенка с аномалиями в развитии, в том числе ДЦП, связана, в первую очередь, с условиями ее формирования, которые значительно отличаются от условий развития нормального ребенка. 15

      Для большинства детей с ДЦП характерна задержка психического развития по типу так называемого психического инфантилизма . Под психическим инфантилизмом понимается незрелость эмоционально-волевой сферы личности ребенка. 16 Это объясняется замедленным формированием высших структур мозга (лобные отделы головного мозга), связанных с волевой деятельностью. Интеллект ребенка может соответствовать возрастным нормам, при этом эмоциональная сфера остается несформированной. 17

      При психическом инфантилизме отмечаются следующие особенности поведения: в своих действиях дети руководствуются в первую очередь эмоцией удовольствия, они эгоцентричны, не способны продуктивно работать в коллективе, соотносить свои желания с интересами окружающих, во всем их поведении присутствует элемент «детскости». Признаки незрелости эмоционально-волевой сферы могут сохраняться и в старшем школьном возрасте. Они будут проявляться в повышенном интересе к игровой деятельности, высокой внушаемости, неспособности к волевому усилию над собой. Такое поведение часто сопровождается эмоциональной нестабильностью, двигательной расторможенностью, быстрой утомляемостью.

      Несмотря на перечисленные особенности поведения, эмоционально-волевые нарушения могут проявлять себя по-разному.

      В одном случае это будет повышенная возбудимость . Дети этого типа беспокойны, суетливы, раздражительны, склонны к проявлению немотивированной агрессии. Для них характерны резкие перепады настроения: они то чрезмерно веселы, то вдруг начинают капризничать, кажутся усталыми и раздражительными. 18

      Другую категорию, напротив, отличает пассивность , безынициативность, излишняя застенчивость. Любая ситуация выбора ставит их в тупик. Их действиям свойственна вялость, медлительность. Такие дети с большим трудом адаптируются к новым условиям, тяжело идут на контакт с незнакомыми людьми. Им свойственны различного рода страхи (высоты, темноты и т.д.). Эти особенности личности и поведения гораздо чаще встречаются у детей, больных ДЦП. 19

      Но есть ряд качеств, характерных для обоих типов развития. В частности, у детей, страдающих нарушениями опорно-двигательного аппарата, часто можно наблюдать расстройства сна. Их мучают ночные кошмары, они тревожно спят, с трудом засыпают.

      Многие дети отличаются повышенной впечатлительностью. Отчасти, это можно объяснить эффектом компенсации: двигательная активность ребенка ограничена, и на фоне этого органы чувств, напротив, получают высокое развитие. 20 Благодаря этому они чутко относятся к поведению окружающих и способны уловить даже незначительные изменения в их настроении. Однако эта впечатлительность зачастую носит болезненный характер; вполне нейтральные ситуации, невинные высказывания способны вызывать у них негативную реакцию.

      Повышенная утомляемость — еще одна отличительная особенность, характерная практически для всех детей с ДЦП. В процессе коррекционной и учебной работы, даже при условии высокого интереса к заданию, ребенок быстро устает, становится плаксивым, раздражительным, отказывается от работы. Некоторые дети в результате утомления становятся беспокойны: темп речи ускоряется, при этом она становится менее разборчивой; наблюдается усиление гиперкинезов; проявляется агрессивное поведение — ребенок может разбрасывать находящиеся поблизости предметы, игрушки. 21

      Еще одна область, в которой родители могут столкнуться с серьезными проблемами — это волевая активность ребенка. Любая деятельность, требующая собранности, организованности и целенаправленности, вызывает у него затруднения. Как уже отмечалось ранее, психический инфантилизм, свойственный большинству детей с ДЦП, накладывает существенный отпечаток на поведение ребенка. 22 Например, если предложенное задание потеряло для него свою привлекательность, ему очень сложно сделать над собой усилие и закончить начатую работу.

      Факторы, оказывающие влияние на волю ребенка можно разделить на внешние, к которым относятся условия и характер заболевания, отношение окружающих к больному ребенку и внутренние, такие, как отношение ребенка к самому себе и к собственной болезни. 23

      Слабость воли у большинства детей, страдающих ДЦП, напрямую связана с особенностями воспитания. Очень часто в семье с больным ребенком можно наблюдать такую картину: внимание близких сосредоточено исключительно на его болезни, родители проявляют беспокойство по каждому поводу, ограничивают самостоятельность ребенка, опасаясь, что он может пораниться или упасть, оказаться неловким. В такой ситуации сам ребенок неизбежно будет чрезмерно беспокоен и тревожен. Даже грудные малыши тонко чувствуют настроение близких и атмосферу окружающего их пространства, которые в полной мере передаются и им. 24 Эта аксиома верна для всех детей — и больных, и здоровых.

      Это приводит к тому, что ребенок растет безынициативным, неуверенным в своих силах и возможностях, робким. Он смиряется со своей болезнью и не стремится к самостоятельности. Он заранее рассчитывает на то, что окружающие все сделают вместо него. Со временем ребенок привыкает к такому положению вещей, находит его удобным. А отсюда и появляется ярко выраженный эгоцентризм, стремление манипулировать людьми. 25

      Важность воспитательной позиции родителей по отношению к детям с ДЦП подтверждает и тот факт, что встречающиеся среди них ребята с высоким уровнем волевого развития являются выходцами из благополучных в смысле психологического климата семей. В таких семьях родители не зациклены на болезни ребенка. Они стимулируют и поощряют его самостоятельность в пределах допустимого. 26 Они стараются сформировать у ребенка адекватную самооценку. Их отношение можно выразить формулой: «Если ты не похож на других, это не значит, что ты хуже».

      Очень важно также и отношение к болезни самого ребенка. Очевидно, что и на него существенным образом влияет обстановка в семье. Исследования показали, что осознание дефекта у детей с ДЦП проявляется к 7-8 годам и связано с их переживаниями по поводу недоброжелательного отношения к ним со стороны окружающих и нехваткой общения. На сложившуюся ситуацию дети могут реагировать по-разному:

      — ребенок замыкается в себе, становится чрезмерно робким, ранимым, стремится к уединению;

      — ребенок становится агрессивным, легко идет на конфликт.

      Исследования модели будущего детей-инвалидов показали, что она изменена по сравнению с моделью будущего здоровых детей. В 14-15 лет 36% особых детей мечтают об улучшении здоровья и все 100% — о получении конкретной профессии. Но, в 15-16 лет представление о будущем сужено — жизнь планируется на 5 лет и только в отношении работы. Эмоциональная окраска будущего отрицательная. Дети не уверены в своих шансах. Мечтают быть артистом, врачом, балериной, юристом, но понимают, что в лучшем случае будут переводчиком, машинисткой, швеей. Модель будущего бедна, ограничена в содержании и временной характеристике, в эмоциональном плане она отрицательна. В структуре модели будущего появляются противоречивые моменты. С одной стороны, желаемое будущее компенсирует ограничение реальных возможностей, имеет положительную окраску и отражает защитный механизм от возможных неудач. С другой стороны, низкий уровень удовлетворенности собой порождает внутриличностный конфликт с последующим формированием различных неврозов, серьезно осложняющих межличностные взаимоотношения. 27

      Аномалии интеллектуального развития проявляется олигофреническим типом недоразвития и атипичными задержками психического развития. Последние, характеризуются своеобразной структурой психического развития: отчетливо выступает диссоциация между относительно удовлетворительным или сохранным логическим мышлением и недоразвитием функций пространственного анализа, праксиса, счетных способностей и других корковый функций, имеющих большой значение для формирования интеллекта. Задержка интеллектуального развития тесно связана с замедлением темпа развития зрительно-простраственного синтеза и анализа. У детей с ДЦП наблюдаются затруднения в формировании восприятия формы, соотнесения элементов в пространстве, в правильном восприятии пропорций и перспективы.

      Развитие личности детей с церебральным параличом имеет ряд особенностей. Часто у них развивается инфантилизм, возникают осложненные формы психического инфантилизма. Выявлены три формы осложненного психического инфантилизма: невротический, цереброастенический и органический. Первый — невротический вариант осложненного инфантилизма, характеризуется повышенной возбудимостью и значительной неустойчивостью вегетативной нервной системы. При невротическом варианте инфантилизма у больных отмечается сочетание несамостоятельности и повышенной внушаемостью с тормозимостью, пугливостью, неуверенностью в своих силах. Второй — цереброастенический вариант психического инфантилизма: проявление эмоционально-волевой незрелости сочетаются с повышенной эмоциональной возбудимостью, с нарушением внимания, низкой работоспособностью. Третий вариант осложненного психического инфантилизма относится к так называемому органическому инфантилизму. В основе этого варианта инфантилизма лежит сочетание незрелости эмоционально-волевой сферы с нарушением интеллектуальной деятельности, проявляющимися в виде инертности, тугоподвижности мышления. У детей наблюдаются двигательные расстройства, грубо нарушена целенаправленность деятельности и снижен уровень критического анализа своих действий и поступков. Появление органического инфантилизма чаще наблюдаются при атонически-астатической форме церебрального паралича, когда имеется поражение или недоразвитие лобно-мозжечковых структур. Это связано с той ролью, которую играет лобная кора в развитии целенаправленной деятельности, мотивации, т.е. того уровня психического развития, который необходим для формирования так называемого ядра личности. 28

      Эмоционально-волевые расстройства при органическом инфантилизме характеризуются большой дисгармонией. Наряду с чертами «детскости», повышенной внушаемости, несамостоятельности, наивности суждений, характерными особенностями для этих больных являются недостаточно высокое развитие критичности и наличие элементов импульсивности в поведении. Пациентам с органическим инфантилизмом свойственна неадекватно завышенная самооценка. Черты инфантилизма могут сохраняться и во взрослом возрасте. Наиболее ярко они проявляются у больных спастической формой церебрального паралича.

      При разных формах ДЦП дисгармоническое развитие личности проходит по-разному. Аномальные реакции чаще возникают у больных со спастической диплегией. Подобные реакции возникают значительно реже у пациентов с гиперкинической и гемипаретической формами этого заболевания.

      На формирование личности при ДЦП оказывают влияние два основных фактора — органические поражения мозга и психогенный комплекс, вызванный сложным отношением общества к инвалидам с поражением опорно-двигательного аппарата. Ряд авторов связывают нарушения функционирования гипоталамических структур, обеспечивающих регуляцию процессов адаптации организма к условиям окружающей среды, с легкостью возникновения состояний дезадаптации. Пограничные нервно-психические расстройства могут наблюдаться у 2/3 больных, а у 1/3 наблюдаются различные варианты психогенного патологического развития личности. 29

      У больных церебральным параличом наблюдаются резидуально-органические пограничные расстройства. У детей с ДЦП наблюдаются два варианта психоорганического синдрома. Первый вариант связан с апатико-абулическими проявлениями, или атонический вариант психоорганического синдрома. Часто он наблюдается у больных со спастической диплегией. Нейропсихологические исследования больных свидетельствуют о связи апатического варианта психоорганического синдрома с поражением конвекситатного отдела лобных долей мозга. Другим вариантом психоорганического синдрома является гипердинамический с эйфорической окраской настроения, некритичностью, импульсивностью, повышенной эмоциональной возбудимостью и др. Подобные нарушения наблюдаются у больных с гиперкинестической формой.

      На развитие личности больного с ДЦП оказывает влияние сложный комплекс психогенных факторов. К ним относятся: выраженная органическая патология органов движения; социальная депривация, травматизация связанная с длительными лечебными процедурами; трудности в процессе обучения в связи с параличами, гиперкинезами; сенсорная депривация из-за дефекта слуха и зрения. В формировании личности больного с церебральным параличом важную роль играет чувство неполноценности. 30

      Чувство неполноценности представляет собой психологический комплекс, возникающий на основе снижения социальной позиции вследствие дефекта. Психологический смысл термина «чувства неполноценности» был раскрыт А. Адлером. Теория Адлера направлена на объяснения неврозов, психических болезней личностных образований как реакций на форму неполноценности — органическую, морфологическую или функциональную. Адлер писал, что «телесная неполноценность и другие, сходные с нею обстоятельства детства порождают чувство неполноценности, которое требует в качестве компенсации усиления чувства собственного достоинства». Со структурной точки зрения, чувство неполноценности выражает напряженность отношений между Я-идеальным и Я-реальным. Такое объяснение подчеркивает родство между чувствами неполноценности и вины, однако, затрудняет их разграничение. Чувство неполноценности зависит от Я-идеального.

      Нелегкая задача по формированию у ребенка отношения к собственному физическому дефекту опять же ложится на плечи родителей. Очевидно, что этот непростой период развития требует от них особенного терпения и понимания. Нельзя пренебрегать и помощью специалистов. К примеру, переживания ребенка по поводу своей внешности вполне реально преодолеть благодаря хорошо поставленной психологической работе с ним. 31

      Вывод: для большинства детей с ДЦП характерна задержка психического развития по типу психического инфантилизма, незрелость эмоционально-волевой сферы личности ребенка, эгоцентризм, эмоциональная нестабильность, двигательная расторможенность, быстрая утомляемость, слабость воли. Особенности личности ребенка с аномалиями в развитии, в том числе ДЦП, связана, в первую очередь, с условиями ее формирования, которые значительно отличаются от условий развития нормального ребенка.

      1.3. Психическая депривация как фактор, препятствующий формированию самосознания и самооценки детей с ДЦП

      Длительное время в отечественной психологии проблема­тика личности исследовалась преимущественно в теоретико-методологическом, философском аспекте. Но, начиная при­мерно с 70-х годов, доминировать стал конкретно-психологи­ческий, в том числе и экспериментальный подход.

      В специальной психологии сохранялось аналогичное по­ложение. Основное внимание в исследовательской практике уделялось изучению познавательных процессов. Постепен­но стали появляться исследования, посвященные особенностям эмоциональной сферы, потребностей, интересов, мотивов, самооценки лиц с различными формами дизонтогенеза.

      Одновременно с этим в специальной психологии развер­нулась весьма бурная дискуссия о том, может или не может первичное нарушение оказывать негативное влияние на ход формирования личности, и если может, то каковы механизмы этого влияния. Все многообразие высказываемых точек зре­ния сводилось к трем принципиальным позициям. Первая состояла в отрицании какого бы то ни было негативного вли­яния ядерного расстройства на процесс становления лично­сти особого ребенка. Представители этой точки зрения ссы­лались на социальный характер детерминации этого, отрицая роль биологического фактора.

      Сторонники второго подхода отстаивали идею о дифферен­цированном влиянии основного патогенного фактора. Пред­полагалось, что одни стороны развивающейся личности под­вержены негативному воздействию первичной патологии в большей степени, чем другие. При этом подчеркивалось, что существуют определенные структурные компоненты личности, характеризующиеся особой толерантностью в этом отношении.

      Наконец, представители третьего направления считали, что развитие личности в целом должно с неизбежностью испы­тывать на себе негативное влияние основного нарушения.

      Среди выявленных ими черт чаще всего встречаются следующие: сужение сферы интересов и потребностей, снижение уровня общей активности, ослабление мотивационной сферы с до­минированием мотива избегания неудачи и редуцированным мотивом достижения, что выражается в отказе от борьбы. Кро­ме того, указывается на преобладание экстернального локуса контроля, высокие показатели интравертированности, апатич­ность, безынициативность, эгоцентрические установки, аутичность, тревожность, недоверчивость, внушаемость, склонность к подражанию, бедное содержание самосознания, не­адекватно завышенная или заниженная неустойчивая само­оценка, существенные расхождения между образом реально­го и идеального «Я» и многое другое. Клинические исследо­вания отмечают наличие многочисленных невротических синдромов и психопатических черт характера. 32

      Таким образом, «Я-концепция» имеет три компонента — когнитивный, аффективный и поведенческий, которые имеют относительно независимую логику развития, но в своем функционировании обнаруживают взаимосвязь.

      Cамосознание дифференцируется по уровню развития. М.Розенберг выделил следующие параметры, характеризующие, по его мнению, уровень развития самосознания личности человека с ограниченными возможностями здоровья:

      — степень дифференцированности «образа Я»: сколько качеств человек в состоянии выделить, какие это качества,

      — степень слитности качества и его эмоциональной оценки. Если эта степень высока, можно говорить об инфантильности психики, ориентации на хорошие и плохие качества или о наличии сильного аффективного состояния,

      — степень внутренней цельности, последовательности «образа Я»: несоответствие реального и идеального «Я», противоречивость отдельных качеств, которые больной относит к «Я»,

      — степень отчетливости «образа Я», его субъективной значимости для личности. Низкие показатели свидетельствуют о наличии негативных симптомов, нарастании психического дефекта (чаще — эмоционально-волевого),

      — степень устойчивости и стабильности «образа Я» во времени. Высокая степень характеризует человека, осознающего болезненные изменения в своей психике. У него субъективно присутствует ощущение измененности «Я» («Раньше я таким не был. Я изменился. »), что является благоприятным признаком,

      — мера самопринятия. Позитивное или негативное отношение к себе. Этот параметр тесно связан с наблюдаемым у больного синдромом. И сам по себе не является основой для благоприятного или неблагоприятного прогноза. У одного больного по мере течения болезни этот параметр может меняться радикальным образом от полного неприятия себя (например, при депрессии), до полного принятия (при мании). 33

      Одной из актуальных проблем психологии является изучение самосознания детей и подростков с ограниченными возможностями. Исследование этой проблемы дает обширный материал для понимания личности детей и подростков с инвалидностью, что необходимо для последующего интегрирования их в общество.

      Если для здорового подростка формирование положительной «Я концепции» играют важную роль, то для подростка с ограниченными возможностями это важно вдвойне. Осознание своих ограниченных возможностей формирует у них низкую самооценку, а это, в свою очередь порождает чувство неуверенности в себе и чувство неполноценности. Если ребенок имеет видимые физические недостатки, оно будет усиливаться, поскольку внешний вид подростка сильно влияет на его самоощущение. 34

      Проблемами самосознания занимались как зарубежные, так и отечественные ученые. Среди зарубежных исследователей известны работы Э. Берна, У. Джеймса, Ч. Кули, Д. Мида, Э. Эриксона, К. Роджерса. В отечественной психологии проблеме человеческого «Я» и самосознания личности уделяется большое внимание в работах И. Кона, В. Столина, И. Чесноковой, Г. Акопова и т.д.

      В этих работах диалектически проанализирован комплекс принципиально важных вопросов самосознания и образа «Я» в различных его психологических аспектах.

      Суть личностной проблемы ребенка-инвалида заключается в его изолированности от общества, в котором ему предстоит жить и расти. 35

      С раннего детства дети с отклонениями в развитии сталкиваются с оценкой их внешности другими людьми. Часто здоровые дети с детской непосредственностью и жестокостью оценивают внешние дефекты детей-инвалидов в их присутствии. В результате у детей-инвалидов формируются замкнутость, избегание широкого круга общения, замыкание «в четырех стенах», маскированная (скрытая) депрессия. Скрытая депрессия (сниженный фон настроения, негативная оценка себя, собственных перспектив и других людей, часто замедленный темп мышления, скованность и пассивность) в сочетании с заниженной самооценкой и отсутствием благоприятного прогноза на будущее достаточно часто приводит к появлению мыслей суицидального характера. Часто формируется комплекс неполноценности. 36

      По мере взросления дети с ограниченными возможностями начинают осознавать, что уровень их жизненных возможностей по сравнению с «обычными» детьми снижен. При этом у них формируется сниженная самооценка, что в свою очередь приводит к чрезмерному снижению уровня притязаний. Следствием этих процессов становится социальная пассивность и сужение активного жизненного пространства. 37

      Рано или поздно особые дети начинают осознавать глобальность своей зависимости от здоровых членов общества. Пенсия, льготы и многое другое — все это они получают за счет здоровых людей. Осознание глобальности зависимости и привыкание к зависимости способствует формированию иждивенчества. Типичными тенденциями становятся отказ от самостоятельности и перенос ответственности за свою судьбу на ближайшее окружение. Фактически, к дефекту развития «особых» детей присоединяется дефект воспитания. 38

      Возникновение чувства неполноценности является относительно длительным процессом. В начале своего развития оно играет положительную роль, поскольку способствует активизации защитных механизмов и поиск способов преодоления этого чувства. Вследствие не нахождения достаточно эффективных способов преодоления своей неполноценности это чувство становится ригидным и способствует развитию невротических явлений. Тенденция к развитию невротических явлений может приводить к тяжелым последствиям.

      Болезненная переоценка физического недостатка в подростковом возрасте может быть начальной стадией патологического формирования личности. Такой подросток испытывает страх показаться смешным, стать объектом повышенного внимания окружающих.

      На развитие чувства неполноценности у детей с ДЦП психотравмирующую роль оказывают следующие обстоятельства:

      — переживание в детстве неблагожелательного отношения сверстников, положения отвергнутого или ситуации «мишени для насмешек»;

      — чрезмерно повышенное внимание окружающих;

      — условия социальной депривации в связи с особенностями межличностных отношений в детстве, явлениями госпитализма;

      — условия социальной депривации из-за разлуки с родителями или ввиду неполной семьи;

      — психическая травматизация, связанная с длительными лечебными процедурами, после которых могут возникнуть реактивные состояния, поскольку эти процедуры требуют длительного лечения, выработки нового двигательного стереотипа, тогда как больные нацелены на быстрый эффект;

      — затруднения в процессе обучения в связи с двигательными и пространственными нарушениями;

      — условия сенсорной депривации из-за дефекта слуха, зрения.

      Основным психотравмирующим фактором, вызывающим чувство неполноценности у пациентов с церебральными параличами, являются двигательные расстройства. Кроме этих нарушений, к патогенным факторам относят аномалии слуха и зрения. В детском коллективе среди больных детей ребята с дополнительными проблемами могут подвергаться насмешкам. 39

      Вывод: особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы ребенка с ДЦП во многом зависят не только от специфики заболевания, но в первую очередь от отношения к ребенку родителей и близких.

      2. Исследование особенностей самосознания и самооценки у детей с ограниченными возможностями здоровья

      2.1. Характеристика условий исследования

      Научная новизна исследования состоит в выявлении, реализации и подтверждении эффективности организационных и содержательных условий формирования положительного, адекватного самосознания и самооценки детей с инвалидностью:

      — личностно-ориентированный подход к работе с детьми-инвалидами (диагностика личностных качеств, ценностных ориентаций, поэтапное формирование отношения к себе как субъекту деятельности и общения, создание атмосферы эмоционального комфорта);

      — использование современного опыта реабилитации детей с инвалидностью (организация творческой и общественно-полезной деятельности, способствующей максимальной реализации личностных и социально значимых потребностей); обеспечение успешности ребенка в деятельности (организация тренинга общения);

      — гуманизация взаимодействия субъектов культурно-воспитательной среды центра реабилитации инвалидов (совместная деятельность воспитателей, педагогов, психологов ЦРИ и субъектов социума (представителей культурных центров, производственных предприятий города, социальных центров) по социальной, психолого-педагогической и медицинской реабилитации детей с инвалидностью, развитие их социальной и личностной автономности, приобретение детьми позитивного жизненного опыта в разнообразных видах деятельности);

      — разработаны рекомендации для организации коррекционной работы психолога реабилитационного центра по формированию положительной самооценки и самосознания детей-инвалидов в условиях реабилитационного центра.

      Оптимальной базой для проведения исследования особенностей самооценки и самосознания детей-инвалидов является Центр реабилитации инвалидов Димитровградской местной общественной организации инвалидов-опорников «Преодоление», так как не только предоставляет хорошие условия для проведения исследования, но и дает возможность реализовать те рекомендации, идеи, которые являются результатом проведения диагностики. Кроме того, ЦРИ нуждается в прочной научной основе своей деятельности и проведение психологических исследований как раз и предоставляет эту основу для улучшения, повышения эффективности социально-реабилитационной деятельности Центра реабилитации инвалидов г.Димитровграда.

      В исследовании приняли участие 10 детей в возрасте 12-15 лет с заболеванием ДЦП и 10 детей без инвалидности. Для повышения чистоты эксперимента при небольшой выборке были отобраны дети с формой заболевания средней формы тяжести — сохранный интеллект, развитая речь, видимое поражение только опорно-двигательной системы. Данные по результатам обследования медико-социально-экспертной комиссии (МСЭК) для отбора детей в группу предоставили родителей детей с инвалидностью.

      Для выявления особенностей самосознания и самооценки детей с инвалидностью, для качественного сравнения этих показателей, в исследовании применялись следующие методы:

      — эмпирические: анализ реализованного опыта реабилитации детей с инвалидностью, беседы, тестирование, наблюдение; психологический эксперимент, методы математической статистики.

      Исследование проводилось в несколько этапов:

      — подготовительный этап: анализ литературных источников по рассматриваемой проблеме; определение задач, объекта, предмета и гипотезы исследования; осуществление подбора диагностических методик для проведения психологической диагностики особенностей самосознания и самооценки;

      — основной этап: проведение психологической диагностики особенностей самосознания и самооценки по методикам: методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А.М.Прихожан, «Определение направленности личности» Б.Басса, методика ценностных ориентаций М.Рокича (см. Приложение 4); обработка результатов при помощи методов математической статистики (анализ средних данных, определение корреляционных зависимостей, сравнительный анализ);

      — заключительный этап: анализ результатов психологической диагностики особенностей самооценки и самосознания детей с инвалидностью, подготовка рекомендаций для специалиста, работающего с детьми-инвалидами, по оптимизированию самооценки и самосознания.

      2.2. Диагностическая база исследования

      В качестве методик исследования самосознания и самооценки детей были выбраны методики, прошедшие экспертную оценку, соответствующие возрасту испытуемых и целям исследования.

      С помощью методики Дембо-Рубинштейна изучался уровень самооценки по отдельным параметрам. Каждому испытуемому предлагался бланк методики, содержащий шесть шкал и инструкцию. Каждый подросток оценивал предложенные в методике показатели на настоящий момент и в будущем. Уровень развития каждого качества, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией. Они обозначают: умственные способности (в настоящее время и через 10 лет), уверенность в себе (в настоящее время и через 10 лет), уважение к себе (в настоящее время и через 10 лет).

      Под каждой линией написано, что она обозначает. Испытуемому предлагается оценить себя по предложенным показателям, поставив крестик на каждой из линий, учитывая, что нижняя точка этой линии будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя наивысшее.

      Длина каждой линии равняется десяти сантиметрам. При обработке методики полученные результаты в миллиметрах (от низшей точки до крестика) переводятся в баллы (1 мм равен 1 баллу). Окончательный результат по шкале «уровень притязаний» является средним арифметическим значений шкал №№ 4,5 и 6, окончательный результат по шкале «уровень самооценки» является средним арифметическим значений шкал №№ 1,2 и 3.

      Норму, реалистический уровень притязаний характеризует результат от 60 до 89 баллов. Наиболее оптимальным является сравнительно высокий уровень — от 75 до 89 баллов, свидетельствующий об оптимальном представлении о своих возможностях, что является важным фактором личностного развития. Результат от 90 до 100 баллов — обычно свидетельствует о нереалистическом, некритическом отношении к собственным возможностям. Результат менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний, он является индикатором неблагоприятного развития личности.

      Количество баллов от 45 до 74 («средняя» и «высокая» самооценка) свидетельствует о реалистической (адекватной) самооценке.

      Количество баллов от 75 до 100 и выше свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на определенные отклонения в формировании личности. Завышенная самооценка может свидетельствовать о личностной незрелости, неумении правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими; такая самооценка может указывать на существенные искажения в формировании личности — «закрытости для опыта», нечувствительности к своим ошибкам, неуспехам, замечаниям и оценкам окружающих. Количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку (недооценку себя) и свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности. Эти школьники составляют «группу риска», их обычно мало. За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себя и «защитная», когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способностей и тому подобное позволяет не прилагать никаких усилий. 40

      Бланк методики и ключ для определения уровней притязания и самооценки личности представлены в приложении 1.

      Методика «Определение направленности личности».

      Диагностическая цель: определение преобладающих тенденций направленности личности либо на себя, либо на общение, либо на решение деловых проблем.

      Опросник состоит из 27 пунктов-суждений, по каждому из которых возможны три варианта ответа, соответствующие трем видам направленности. Респондент должен выбрать один ответ, который в наибольшей степени соответствует реальности или выражает его мнение.

      По данным обработки результатов выявляются следующие направленности личности:

      — направленность на себя – ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно результатов и затраченных усилий, агрессивность в достижении статуса, тревожность, интровертированность.

      — направленность на общение – стремление при любых обстоятельствах поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность, но часто в ущерб выполнению конкретных заданий или оказанию искренней помощи людям, ориентация на социальное одобрение, зависимость от группы, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми.

      — направленность на дело – заинтересованность в решении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения собственной цели. 41

      Текст опросника и ключ для определения направленности личности представлены в приложении 2.

      Методика ценностных ориентаций М.Рокича

      Система ценностных ориентации определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и «философии жизни».

      Наиболее распространенной в настоящее время является методика изучения ценностных ориентации М. Рокича, основанная на прямом ранжировании списка ценностей.

      М. Рокич различает два класса ценностей:

      — терминальные — убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;

      — инструментальные – убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.

      Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.

      Респонденту предъявлены два списка ценностей (по 18 в каждом), либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости. Последняя форма подачи материала дает более надежные результаты. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.

      Анализируя иерархию ценностей, следует обратить внимание на их группировку испытуемым в содержательные блоки по разным основаниям. Так, например, выделяются «конкретные» и «абстрактные» ценности, ценности профессиональной самореализации и личной жизни и т.д. Инструментальные ценности могут группироваться в этические ценности, ценности общения, ценности дела; индивидуалистические и конформистские ценности, альтруистические ценности; ценности самоутверждения и ценности принятия других и т.д. Это далеко не все возможности субъективного структурирования системы ценностных ориентации. Если не удается выявить ни одной закономерности, можно предположить несформированность у респондента системы ценностей или даже неискренность ответов. 42 Бланк методики представлен в приложении 3.

      2.3. Результаты исследования

      Результаты диагностики уровней притязания и самооценки выявили различия в выраженности указанных показателей у испытуемых экспериментальной и контрольной групп (см. Таблицу 1).

      Так, значения выраженности уровня притязаний в экспериментальной группе колеблются в значительной амплитуде от значений низкой выраженности до очень высоких, в контрольной же группе амплитуда значений меньше — практически все данные находятся в зоне средних значений (см. Рис. 1).

      Результат исследования уровня притязаний и уровня самооценки

      Особенности развития самосознания и самооценки