Самооценка в школе 2100

Оглавление:

Формирование учебной самооценки учащихся в начальной школе

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы формирования учебной самооценки у младших школьников в процессе реализации новых требований ФГОС общего образования.
Ключевые слова: учебная самооценка, начальное образование, ФГОС начального образования.

Переход на новый федеральный государственный образовательный стандарт общего образования является одним из основных направлений развития общего образования в наше современное время. За последние годы это наиболее значимая системная инновация, в том числе и для начальной ступени общего образования. Достижение качественно новых образовательных результатов, в том числе, формирование универсальных учебных действий, позволяющих развить всесторонне гармонично развитую личность является фундаментальным центром начального общего образования.

Все мы знаем, что система оценки выступает не только как средство обучения, регулятор образовательного процесса, но и как самостоятельный элемент содержания, средство повышения эффективности преподавания и обучения. Поэтому основные особенности стандартов второго поколения требуют внесения изменений. Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы обучающиеся смогли включиться в контрольно-оценочную деятельность, которая является постоянным процессом, естественным образом включенным в образовательную практику. В этом случае обучающими приобретаются и формируются навыки и привычки адекватной самооценки и взаимооценки, рассматриваемые как метапредметные результаты.

Так что же такое самооценка? Самооценка – это один из важнейших психологических факторов формирования учебной деятельности обучающегося. Причина отставания в обучении является слаборазвитое умение критически оценивать результаты своей учебной деятельности. Ребенка необходимо приучить к мысли, что человек может и должен оценивать себя сам, ведь эта оценка важная, т.к. позволяет самостоятельно двигаться дальше. Особое место в исследовании самооценки принадлежит младшему школьному возрасту, поскольку именно в этом возрасте идет интенсивный процесс формирования учебной деятельности как деятельности ведущей.

Самооценка, являясь системообразующим ядром индивидуальности личности, во многом определяет жизненные позиции человека, уровень его притязаний, всю систему оценок. По А.Н. Леонтьеву самооценка является одним из существенных условий, благодаря чему индивид становится личностью. Именно поэтому «развитие способностей у учащихся к адекватной оценке и самооценке» одна из важнейших педагогических задач для коллектива школы [8, с. 59]. Решение обозначенной актуальной задачи, по мнению Н. В. Григоряна и В. С. Сластёнина, связано с понятием самооценки личности.

В частности, В. С. Сластёнин отмечает, что самооценка является «составной и неотъемлемой частью развития личности», влияет на формирование стиля поведения и жизнедеятельности человека. Другими словами, самооценка во многом обуславливает динамику и направленность развития субъекта в целом [8, с. 345]

Вопросы, которые связаны с развитием самооценки, входят в круг центральных проблем педагогической и возрастной психологии. Умение оценить себя закладывается в самом раннем детстве, а развитие и совершенствование его происходит в течение всей жизни человека.

Установлено, что одной из причин отставания учащихся в учении является слаборазвитое умение критически оценивать результаты своей учебной деятельности. Совершенно четко выявилась необходимость поиска эффективных способов организации оценочной деятельности учителя и ученика, начиная с первого класса. «У младших школьников наблюдаются все виды самооценок: адекватная устойчивая, завышенная устойчивая, неустойчивая в сторону неадекватного завышения или занижения. Причем от класса к классу возрастает умение правильно оценивать себя, свои возможности и в то же время снижается тенденция переоценивать себя» [4, с. 360]. Самооценка в зависимости от своей формы (адекватная, завышенная, заниженная) может стимулировать или, наоборот, подавлять активность обучающегося. Г. М. Кождаспирова отмечает: «Адекватная самооценка — позволяет человеку правильно соотносить свои силы с задачами разной трудности и с требованиями окружающих» [5, с. 364].

Различными аспектами проблемы исследования самооценки личности занимались такие психологи как Б.Г.Ананьев, Л.И.Божович, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, А.И.Липкина.

Проблема исследования заключается том, чтобы определить каковы наиболее эффективные приемы развития самооценки младших школьников.

Для решения этой проблемы можно использовать технологию оценивания учебных успехов. Работая в образовательной системе «Школа 2100» под редакцией Вахрушева А.А., Данилова Д.Д я узнала, что разработана модель контроля и оценивания успехов школьников на разных этапах образовательного процесса. Основными составляющими технологии оценки учебных успехов являются: развитие у учащихся самооценки; фиксация результатов в таблицах требований; дифференциация оценки по шкале уровней успешности.

Работу по этой технологии начала в прошлом году, когда взяла 3 класс. Договорились с учениками какими значками будем себя оценивать в дневниках и тетрадях. Выбрали смайлики, проговорили критерии. В конце урока в тетрадях ученики этими же смайликами оценивали «успешность» своей работы.

По моим наблюдениям в процессе учебной деятельности выяснила, что у большинства детей самооценка завышена или занижена. Лишь 3 человека оценивали себя адекватно. Поэтому после оценивания обязательно этим детям задавала вопросы:

— Почему ты нарисовал именно этот значок?

— Посмотри на образец и соотнеси со своей работой?

-У тебя точно так же? Всё правильно выполнил?

-Тогда каким значком ты должен был оценить себя?

Рядом с самооценкой ребенка обязательно ставила свой значок, попутно сопровождая комментариями: «Молодец!», «Умничка!», «Очень хорошо!» или «Постарайся ещё!», «У тебя всё получится!», «Я в тебя верю!»

В течение первых двух четвертей, моими учениками были освоены шаги самооценки в знаковой форме. Для дальнейшего поддержания интереса к своей оценке и введения элемента новизны, предложила заменить смайлики на другие символы – это стали баллы от 0 до 3. Я сознательно предложила детям не 5-и бальную, а 3-бальную шкалу оценивания, чтобы не путали и не переводили в отметки.

3 балла – Я молодец, всё выполнил верно, без посторонней помощи!

2 балла – Допустил ошибки, но в целом справился хорошо, хоть и попросил помощь учителя или одноклассника.

1 балл – Я недоволен своей работой, справился не так как мог бы, много помогали одноклассники или учитель.

0 баллов – Я ничего не понял. Помогите.

В конце третьего класса, когда детьми будут освоены критерии оценивания, я хочу ввести дополнительные символы: П- правильность выполнения/сличение с образцом, А — аккуратность выполнения. Что бы с их помощью в письменных работах на полях тетради дети стали оценивать каждое выполненное задание. Рядом буду записывать свою оценку.

Для оценивания устных ответов познакомила учащихся с алгоритмом самооценки (технология оценивания учебных успехов ОС «Школа 2100»). Если необходимо, то в процессе устной самооценки учащихся вношу корректировку и привлекаю к этому других учеников.

Формирование самооценки происходит при работе в парах, группах, когда учащиеся учатся оценивать друг друга и отстаивать свою оценку. Перед использованием взаимопроверки и взаимооценки выработали следующие правила:

1. Оценивай доброжелательно. Сначала все положительное, а затем то, над чем твоему однокласснику необходимо ещё поработать.

2. На оценку не обижаемся, а выслушиваем и принимаем или оспариваем с аргументами.

Дети, которые сначала завышали или занижали свои успехи, глядя на мои «поправки», старались более объективно себя оценить.

Самостоятельное и объективное оценивание своего труда позволяет предотвратить конфликты и споры по выставлению отметок, регулировать уровень умений и степень притязаний каждого ученика, способствует формированию адекватной самооценки, повышению интереса к процессу учебной деятельности.

Литература:

  1. Амонашвили Ш.А. Возможность обучения без отметок в начальных классах. Экспериментальные исследования по проблемам перестройки начального обучения. Тбилиси, 1969. – 142 с.
  2. Ананьев Б.Г. Развитие детей в процессе начального обучения и воспитания // Проблемы обучения и воспитания в начальной школе. М., УЧПЕДГИЗ, — 1960. – №5. – с.25-29
  3. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. Образовательные технологии. Сборник материалов. – М.: Баласс, 2008. – 160 с.
  4. Выготский Л.С. Проблемы обучения и умственного развития // Избранные исследования. М., 1956.
  5. Кождаспирова Г. М. Педагогика: учебник для студентов образовательных учреждений. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2003. 387 с.
  6. Липкина А.И. Самооценка школьника. М., 1976. – 167 с.
  7. Леонтьев А.Н. Формирование самооценки школьника. М., 1986. – 348с.
  8. Сластёнин В. А., Исаев И. Ф., Шилов Е. Н. Педагогика: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 345 с.
  9. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М., Педагогика, 1974. -304 с.

Амонашвили Ш.А. Возможность обучения без отметок в начальных классах. Экспериментальные исследования по проблемам перестройки начального обучения. Тбилиси, 1969. – 142 с.

Ананьев Б.Г. Развитие детей в процессе начального обучения и воспитания // Проблемы обучения и воспитания в начальной школе. М., УЧПЕДГИЗ, — 1960. – №5. – с.25-29

Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. Образовательные технологии. Сборник материалов. – М.: Баласс, 2008. – 160 с.

Выготский Л.С. Проблемы обучения и умственного развития // Избранные исследования. М., 1956.

Кождаспирова Г. М. Педагогика: учебник для студентов образовательных учреждений. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2003. 387 с.

Липкина А.И. Самооценка школьника. М., 1976. – 167 с.

Леонтьев А.Н. Формирование самооценки школьника. М., 1986. – 348с.

Сластёнин В. А., Исаев И. Ф., Шилов Е. Н. Педагогика: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 345 с.

Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М., Педагогика, 1974. -304 с.

Школа 2100 самооценка

Презентация УМК школа 2100

Описание презентации по отдельным слайдам:

Образовательная система «Школа 2100» Выполнила преподаватель Педагогики Егорова М.Н.

Образовательная система «Школа 2100» – одна из четырех государственных систем РФ Учебники используются в школах с1992 года; Все учебники прошли многолетнюю апробацию во всех регионах России и входят в Федеральный перечень учебной литературы;

* «Школа 2100» – взгляд со стороны 2005 г.: Из заключения Российской академии образования (16.11.2005.) «…авторскому коллективу «Школа 2100» удалось создать современную личностно ориентированную образовательную систему для массовой школы, которая … реализует идеи развивающего образования от дошкольной подготовки до окончания школы» 2008 г.: Авторский коллектив «Школы 2100» – лауреат премии Правительства РФ в области образования «За теоретические разработки новой образовательной системы и их практическую реализацию»

* Кто создал систему «Школа 2100»? Единый авторский коллектив Преемственность Старшая Основная Начальная Дошкольное образование А.А. Леонтьев Д.И. Фельдштейн Совет координаторов направлений Научные руководители Е.В.Бунеева Р.Н.Бунеев Д.Д.Данилов С.А.Козлова А.А.Вахрушев А.В.Горячев

Образовательная система «Школа 2100» Научная идея, цель (ЗАЧЕМ?) Помочь каждому стать личностью, способной решать любые жизненные задачи, оставаясь при этом человеком. Комплект учебников (ЧТО?) Технологии работы (КАК?) Все предметы с 1-го по 11-й класс Единые технологии (проблемный подход): Проблемный диалог Правильный тип читательской деятельности Проектная Оценивания успехов

Содержание учебников в «Школе 2100» ( с 1998 г.) – по принципу минимакса: Учиться находить нужную информацию – «иголку в стоге сена» МИНИ спрашиваем МАКСИ предлагаем Пытаясь выполнить задания на уровне МАКСИ, ученик начинает «попадать» в свою зону ближайшего развития Каждый может найти в теме то, что интересует лично его – индивидуальная образовательная траектория Контрольные работы

Что ОС «Школа 2100» может дать детям Обеспечит увлекательный процесс без стресса и перегрузок; Созранит радость детства и здоровье; Раскроет индивидуальность Вашего ребенка; Вырастит его как самостоятельную личность; Научит правильно и грамотно говорить, уметь слышать и слушать; Научит ставить перед собой цели, планировать свою деятельность для достижения результата, разовьет умение самоконтроля, т.е. НАУЧИТ РЕШАТЬ ЖИЗНЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ.

Что ОС «Школа 2100» может дать родителям Вам не придется тратить много времени на дополнительную работу с ребенком; У Вас появится много общих точек соприкосновения с вашим ребенком, Вам будет интересно общаться; Вы удивитесь, как быстро расширяется кругозор вашего ребенка; Ребенок довольно быстро станет самостоятельным, но будет стараться согласовывать с Вами свое мнение; Вы можете быть спокойны за будущее вашего ребенка и станете гордится его успехами;

Результаты обучения по «Школе 2100» Исследование специалистов Психологического института РАО И.М.Улановской и Е.Г.Юдиной Классы, где реализуются идеи «Школы 2100» Развивающая среда: 1. Развитие теоретического мышления и превышение своих базовых интеллектуальных возможностей 2. Благоприятные отношения внутри класса, высокая мотивированность 3. Ученики ощущают себя более успешными (каждый в своем), нормальный уровень тревожности Контрольные классы (традиционная программа) 1. «Тренинговая» модель (подтягивание слабых без развития сильных) или «занижающая» (ориентация на низкий уровень) 2. Сложные отношения внутри класса, невысокая мотивированность 3. Заниженная самооценка, повышенная тревожность

Портрет выпускника ОС «Школа 2100» Он умеет использовать свои знания и умения в реальных жизненных ситуациях; Он умеет формулировать свою точку зрения, аргументировать и отстаивать ее; Он умеет нести ответственность за себя и своих близких; Он умеет организовывать свои дела, решать различные проблемы; Он умеет оценивать свои и чужие поступки, занимать и отстаивать свою позицию; Он умеет общаться с разными людьми, договариваться с ними, делая что-то сообща; он умеет результативно мыслить, добывать информацию и работать с ней; Он хочет и знает, как добиться успеха в жизни. Он толерантен, доброжелательно настроен к миру, к людям.

Массовое развивающее образование: учителя и дети принимаются такими, какие они есть

Номер материала: ДБ-264365

Свидетельство о публикации данного материала автор может скачать в разделе «Достижения» своего сайта.

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Вы первый можете оставить свой комментарий

Благодарность за вклад в развитие крупнейшей онлайн-библиотеки методических разработок для учителей

Опубликуйте минимум 3 материала, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную благодарность

Сертификат о создании сайта

Добавьте минимум пять материалов, чтобы получить сертификат о создании сайта

Грамота за использование ИКТ в работе педагога

Опубликуйте минимум 10 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

Свидетельство о представлении обобщённого педагогического опыта на Всероссийском уровне

Опубликуйте минимум 15 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данное cвидетельство

Грамота за высокий профессионализм, проявленный в процессе создания и развития собственного учительского сайта в рамках проекта «Инфоурок»

Опубликуйте минимум 20 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

Грамота за активное участие в работе над повышением качества образования совместно с проектом «Инфоурок»

Опубликуйте минимум 25 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

Почётная грамота за научно-просветительскую и образовательную деятельность в рамках проекта «Инфоурок»

Опубликуйте минимум 40 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную почётную грамоту

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

214011, РФ, г. Смоленск, ул. Верхне-Сенная, 4, офис 407.

Образовательная система «Школа 2100»

Живем в настоящем, думаем о будущем

  • О «Школе 2100»
    • Миссия «Школы 2100»
      • Педагогика здравого смысла
      • Миссия «Школы 2100»
      • Этапы развития и признания «Школы 2100»
        • История
        • Награды
        • Экспертные заключения
        • Отзывы и рецензии
        • СМИ – о «Школе 2100»
        • Научные руководители, координаторы, методисты и авторы
          • Научные руководители
            • А. А. Леонтьев
            • Д. И. Фельдштейн
            • С. К. Бондырева
            • Ш. А. Амонашвили
            • Координаторы направлений
              • Бунеев Р. Н.
              • Бунеева Е. В.
              • Вахрушев А. А.
              • Горячев А. В.
              • Данилов Д. Д.
              • Козлова С. А.
              • Кузнецова С. С.
              • Чиндилова О. В.
              • Образовательная система «Школа 2100» — свободный союз свободных людей (обращение совета координаторов ОС «Школа 2100» к педагогам-единомышленникам)
              • Методисты
                • Беличенко Д. Ю.
                • Корчемлюк О. М.
                • Кузнецова И. В.
                • Маслова И. В.
                • Паршина С.В.
                • Родыгина О. А.
                • Рыбалко М. Е.
                • Сизова Е. В.
                • Харитонова Н. В.
                • Авторы учебников
                • Концепция
                • Особенности содержания
                  • Принцип минимакса
                  • Окружающий мир
                  • Естествознание
                  • Технология
                  • Наши технологии
                    • Технология проблемного диалога
                    • Технология продуктивного чтения
                    • Технология оценивания учебных успехов
                    • Технология проектной деятельности
                    • Технология организации преемственности между начальной и основной ступенями образования
                    • Организация и планирование внеурочной деятельности в начальной школе на основе программ ОС «Школа 2100»
                    • Экспериментальная деятельность
                      • Преемственность
                        • Концептуальные подходы к решению проблемы преемственности
                        • Эксперимент
                        • Опыт наших коллег
                        • Интеллектуальный марафон «Твои возможности»
                          • Что такое марафон?
                          • Положение о марафоне
                          • Порядок организации и проведения марафона
                          • Координатор марафона
                          • Итоги марафона
                          • Отзывы о марафоне
                          • Задания марафона
                          • Регистрация для участия в интеллектуально-личностном марафоне «Твои возможности – 2017»
                          • Партнеры «Школы 2100»
                            • Государственные и негосударственные научные организации
                            • Институты повышения квалификации
                            • Педагогические университеты
                            • Методические центры по Образовательной системе «Школа 2100»
                            • Базовые площадки по Образовательной системе «Школа 2100»
                            • Московские школы, работающие по учебникам ОС «Школа 2100»
                            • «Школа 2100» в регионах
                              • Представители «Школы 2100»
                              • События в регионах
                              • УМЦ «Школа 2100»
                              • Фотогалерея
                            • Программы
                              • Основная образовательная программа ОС «Школа 2100» для начальной школы
                              • Начальная школа (программы по предметам)
                                • Литературное чтение
                                • Математика
                                • Изобразительное искусство
                                • Музыка
                                • Физкультура
                                • Информатика
                                • Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур
                                • Пособия
                                • Внеурочная деятельность
                                  • Планирование
                                  • Конкурс программ внеурочной деятельности
                                  • Основная образовательная программа ОС «Школа 2100» для основной школы
                                  • Основная школа (программы по предметам)
                                    • Русский язык
                                    • Литература
                                    • Природоведение
                                    • Биология
                                    • География
                                    • Обществознание
                                    • Физика
                                    • ИЗО
                                    • Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики
                                    • ОБЖ
                                    • Английский язык
                                    • Старшая школа (программы по предметам)
                                      • Риторика
                                      • Химия
                                      • Подготовка к ЕГЭ
                                      • Дошкольное образование
                                      • Педагогам
                                        • Детский сад 2100
                                          • Программы
                                          • Апробация ООП ДО «Детский сад 2100»
                                          • График вебинаров
                                          • Дистанционные курсы
                                          • Наши методические центры и базовые площадки
                                          • Из опыта работы
                                          • Журнал «Начальная школа плюс ДО и ПОСЛЕ» о дошкольниках и для дошкольников
                                          • Вопрос — ответ
                                          • Вебинары
                                          • Конспекты уроков
                                          • О ФГОС НОО
                                          • Соответствие УМК требованиям новых стандартов ФГОС
                                            • По русскому языку
                                            • По литературному чтению
                                            • По математике
                                            • По окружающему миру
                                            • Для учителя 1-го класса
                                            • Учителям, начинающим работать по «Школе 2100»
                                            • Учительская копилка
                                            • Будущим педагогам
                                            • Юридическая консультация
                                            • Дистанционные курсы
                                              • Дистанционные курсы для учителей начальной школы
                                              • Дистанционные курсы для дошкольных педагогов и младших воспитателей
                                              • Дистанционные курсы для руководителей
                                              • Авторские углублённые курсы
                                              • Семье
                                                • Куда пойти учиться?
                                                • Детям
                                                • Родителям
                                                  • Главная
                                                  • Почему «Школа 2100»?
                                                  • Как учиться по «Школе 2100»?
                                                  • Типичные проблемы
                                                  • Издания
                                                    • Каталог
                                                    • Журнал «Начальная школа плюс До и После»
                                                      • Информация о журнале
                                                      • Ученый совет, Редколлегия и Редакция
                                                      • Информация для авторов
                                                        • Анкета – форма 1
                                                        • Анкета – форма 2
                                                        • Содержание последнего номера
                                                        • Архив журнала
                                                          • 2014
                                                          • 2013
                                                          • 2012
                                                          • 2011
                                                          • 2010
                                                          • 2009
                                                          • 2008
                                                          • 2007
                                                          • 2006
                                                          • 2005
                                                          • 2004
                                                          • 2003
                                                          • 2002
                                                          • 2001
                                                          • 2000
                                                          • 1999
                                                          • Читатели о журнале
                                                          • Анкета для читателей журнала
                                                          • Где купить
                                                            • В издательстве «Баласс»
                                                              • Общая информация об издательстве
                                                              • Контактная информация
                                                              • Схема проезда
                                                              • Прайс-лист учебников
                                                              • Книги — почтой
                                                              • Курсы и семинары
                                                                • Мероприятия в 2017/2018 учебном году
                                                                • О системе повышения квалификации
                                                                • Система курсов
                                                                  • Курсы на базе МИОО
                                                                  • В АПК и ППРО
                                                                    • Ознакомительные курсы
                                                                    • Углубленные курсы
                                                                    • В регионах
                                                                    • Для выпускников углубленных курсов
                                                                      • Наши методисты-консультанты по ОС «Школа 2100» — выпускники углубленных курсов
                                                                      • Новинки издательства «Баласс»
                                                                      • Новости и объявления
                                                                      • Актуальные материалы из опыта работы
                                                                      • Система семинаров (очные и вебинары)
                                                                      • Конференции
                                                                      • Тематика и условия проведения вебинаров
                                                                      • Условия получения сертификата за прохождение вебинара
                                                                      • Регистрация на форуме Мир Школы 2100
                                                                      • Как записаться на курсы и семинары
                                                                      • Скачать
                                                                        • Научно-методические сборники ОС «Школа 2100»
                                                                        • Материалы по предметам
                                                                        • Электронные ресурсы
                                                                          • Электронные учебники «Школы 2100»
                                                                          • Электронные ресурсы
                                                                          • Платформа ОС «Школа 2100»
                                                                          • Вышедшие продукты
                                                                          • Форум
                                                                          • Презентации к урокам
                                                                          • Особенности электронных ресурсов ОС «Школа 2100»

                                                                            «Школа 2100» — педагогика

                                                                            Образовательная система «Школа 2100» — первый и единственный в России и странах СНГ современный опыт создания целостной образовательной модели.

                                                                            «Школа 2100» в вопросах и ответах

                                                                            5. Должны ли быть большими домашние задания в Образовательной системе «Школа 2100»? »

                                                                            Новая система оценки качества результатов образования Требования ФГОС и технология оценивания учебных успехов Образовательной системы «Школа 2100» www.school2100.ru. — презентация

                                                                            Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемrirorzn.ru

                                                                            Презентация по предмету «Технология» на тему: «Новая система оценки качества результатов образования Требования ФГОС и технология оценивания учебных успехов Образовательной системы «Школа 2100» www.school2100.ru.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

                                                                            1 Новая система оценки качества результатов образования Требования ФГОС и технология оценивания учебных успехов Образовательной системы «Школа 2100»

                                                                            2 1.КАКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ СТАВЯТ ВОПРОС О СМЕНЕ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ?

                                                                            3 Какие качества вы хотите видеть у своего ребенка на выходе из школы, чтобы в современной жизни он был успешен? Умение ставить цель и добиваться ее Умение адаптироваться к ситуации Умение общаться Умение ориентироваться в мире Самостоятельно добывать и применять знания Уметь заботиться о других, быть достойным человеком Сохранить здоровье … Кто выдумал новый результат?

                                                                            4 Традиционный взгляд: «Дать прочные ЗНАНИЯ » Предметные опыт получения, преобразования и применения предметных знаний … Метапредметные универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные) — основа умения учиться … Личностные ценностно- смысловые установки личностной позиции, основы российской и гражданской идентичности … ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ «РАЗВИТИЕ личности обучающегося на основе освоения … ДЕЙСТВИЙ … составляет основной результат образования» ФГОС – это требования к … СТРУКТУРЕРЕЗУЛЬТАТАМ основной образовательной программы УСЛОВИЯМ ФГОС: новые требования к СИСТЕМЕ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТА (проверка заявленных действий, умений, а не просто набора знаний)!

                                                                            5 СТАРЫЙ РЕЗУЛЬТАТ Процесс обученияСпособы оценки ЗНАНИЯ часто понимаемые как большой набор, а не система УМЕНИЯНАВЫКИ ПРИВЫЧНЫЕ СРЕДСТВА ПРОВЕРКА: предметные контрольные с преобладанием заданий на ВОСПРОИЗВЕ- ДЕНИЕ ЗНАНИЙ ЕГЭ!

                                                                            6 6 Пример: традиционное задание ЕГЭ (история) из банка ЕГЭ(2000-е г.). Проверяемый элемент содержания: «Капиталистические отношения в промышленности и сельском хозяйстве» Часть В Соотнесите даты и события истории России второй половины XIX века А) Первые коммерческие банки Б) Начало строительства Транссибирской железной дороги В) Отмена выкупных платежей Г) Реформа городского самоуправления 1) ) ) ) ) 1899 Что проверяет данное задание? Только знания!

                                                                            7 НОВЫЕ СРЕДСТВА — ВСЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА УЧЕНИКА, ВСЯ СИСТЕМА ОТНОШЕНИЙ ВНУТРИ ШКОЛЫ НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ЛИЧНОСТНЫЕ Умение оценивать свои и чужие поступки, стремление к созидательной деятельности ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ Умение добывать, преобразовывать и представлять информацию КОММУНИКАТИВНЫЕ Умение донести свою позицию, понять других, договориться, чтобы сделать что-то сообща РЕГУЛЯТИВНЫЕ Умение организовывать свои дела: ставить цель, планировать, получать и оценивать результат ДЕЙСТВИЯ КИМы с преобладанием компетентностных задач на ПРИМЕНЕНИЕ знаний. Для нач.школы уже созданы, для основной и старшей спецификация ГИА и ЕГЭ уже изменена

                                                                            8 8 Пример: Как можно переделать задания ЕГЭ? А) Часть крестьян вынуждены арендовать землю у помещиков и платить «отработками» на помещичьей земле Б) Часть помещиков покупают с/х машины, нанимают батраков и урожай продают на рынке В) Часть крестьян оставляют свой надел и уходят в город на заработки Г) Часть крестьян отказываются подписывать уставные грамоты с бывшими хозяевами об условиях освобождения от крепостного права и продолжают платить оброки. 1) Капиталистические отношения 2) Полукрепостнические отношения Что проверяет данное задание? Умения пользоваться знаниями – выделять главное и обобщать, группировать исторические знания Часть В (тот же проверяемый элемент содержания) Соотнесите факты и понятия из истории России второй половины XIX века

                                                                            9 9 ПОЧЕМУ ЖЕ ЭТОГО НЕ СДЕЛАЛИ РАНЬШЕ? ЕГЭ создавался, когда действовал только «минимум содержания» 1998 г. Авторам заданий ЕГЭ давали ТЗ указывать только «какой фрагмент минимума проверяет его задание». Когда в соответствии с законом «Об образовании» появился Гос.стандарт 2004 года и требования по каждому предмету (которые и надо проверять согласно закону), ТЗ не исправили! В результате автор должен придумать 50 однотипных заданий на одну инф.единицу минимума содержания: «Реформы х годов». Автор: «Про 1861 год спросил…, про значение реформ спросил… Что бы еще такого спросить?» +ЕГЭ завышает требования так как одновременно решает две несовместимые с точки зрения тестологии задачи: проверка обязательного для всех уровня достижений и отбор в ВУЗы особо отличающихся

                                                                            10 10 ПОЧЕМУ ТЕПЕРЬ ЧТО-ТО ДОЛЖНО МЕНЯТЬСЯ? В состав нового Фед.Гос.Образ.стандарта входит документ: «Система оценки результатов освоения основных общеобразовательных программ»: «Стандарты опираются на деятельностную парадигму образования, постулирующую в качестве цели образования развитие личности учащегося на основе освоения способов деятельности» (умения, компетенции). «Система посильных заданий – должна быть адекватна требованиям стандарта». «Система измерителей по каждой учебной дисциплине включает: — описание, что проверяется данным требованием (содержание и предполагаемая деятельность учащихся); -образцы (примеры) заданий, проверяющих выполнение конкретных требований к уровню подготовки учащихся». — С гг. в кодификатор ЕГЭ включают раздел «Требования к уровню подготовки» (по истории — с перечнем 11 умений по стандарту 2004 года).

                                                                            11 Изменения ЕГЭ уже официально идут: 11 Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2012 году единого государственного экзамена по истории. подготовлен ФГУП «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ» (…) 9. Изменения в КИМ 2012 года по сравнению с КИМ 2011 года Общее направление совершенствования КИМ – усиление блока заданий, проверяющих аналитические и информационно- коммуникативные умения выпускников. Сокращено число заданий репродуктивного характера и увеличено число заданий, направленных на проверку умений систематизировать исторические факты, устанавливать причинно-следственные, структурные и иные связи, использовать источники информации для решения познавательных задач, формулировать и аргументировать собственную позицию с привлечением исторических знаний. …, включена новая модель задания (историческое сочинение (С6)).

                                                                            12 2.КАКИЕ СТАРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЗАСТАВЛЯЮТ МЕНЯТЬ СИСТЕМУ ОЦЕНИВАНИЯ? …

                                                                            13 КАК ПО-НОВОМУ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ОТМЕТКИ, УРОВНИ ДОСТИЖЕНИЙ?ТРАДИЦИЯ: Пятибалльная система Точка отсчёта — «идеальный образец» («пятерка»), от которого «методом вычитания», фиксацией допущенных ошибок и недочётов, формируется оценка учеников. Все ученики делятся на стандартные категории «отличников», «двоечников»… РЕАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ: Баллов у нас четыре (5,4,3,2), допустимых – три, а положительных – два (5 и 4). Вынуждены оговариваться. Пр.ООП РАО – система оценки За точку отсчета принимается необходимый и реально достигаемый опорный уровень. Оценка ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение. (поощрение успеха… индивидуальная траектория) Требует переосмысления оценок 5- балльной шкалы. …достижение опорного уровня — безусловный успех ребёнка, исполнение им требований Стандарта.

                                                                            14 КАК ФИКСИРОВАТЬ НОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ, чтобы ими пользоваться? Пр.ООП РАО — функции системы оценки обеспечить возможность регулирования образования на основании полученной информации о достижении результатов,оценивать: -предметные и -универсальные учебные ДЕЙСТВИЯ ТРАДИЦИИ ФИКСАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ : В официальном журнале мы видим отметку только по предметам за «такое- то число», когда изучалась «такая-то тема», задание могло быть по пройденной. «За что конкретно мой ребенок получил эту отметку?» «Что именно ему надо доработать?»

                                                                            15 КАК РАЗВИВАТЬ САМООЦЕНКУ ШКОЛЬНИКОВ? ТРАДИЦИЯ: Учитель «ставит отметки», ученики «получают отметки»; Учитель указывает на ошибки и на необходимость их исправления ФГОС — метапредметные (регулятивные) результаты ученика: умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать в ситуациях неуспеха;

                                                                            16 КАК НЕ ВРЕДИТЬ ЗДОРОВЬЮ ДЕТЕЙ в ситуациях оценивания? ФГОС. Программа формирования ценности здоровья: формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся;формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся ; ТРАДИЦИИ ОЦЕНИВАНИЯ: «К доске сейчас пойдет…» «А если я не справлюсь, то ведь это «два»? Да?» «Не ставьте мне, я исправлю. » Психологи: основной массив стрессообразующих факторов в школе – это ситуации контроля и оценивания, т.к. по традиции ребенок не может повлиять на исход важной для него ситуации

                                                                            17 КАК НЕ УТОПИТЬ ИЗМЕНЕНИЕ ОЦЕНИВАНИЯ В БУМАЖНОЙ ОТЧЕТНОСТИ? НЕДАВНЯЯ ТРАДИЦИЯ: В последние годы число требуемых с учителя и школы отчетов постоянно возрастает ВНЕДРЕНИЕ ФГОС: Развивающие, деятельностные идеи оценивания ФГОС требуют новых форм отображения оценки.

                                                                            18 3. Образовательная система «ШКОЛА 2100» как коллективный автор технологии оценивания учебных успехов (вариант решения проблем оценивания)

                                                                            19 КТО будет учить? Образовательная система «Школа 2100» ЗАЧЕМ учить? (цель) ЧТО изучать? (содержание)КАК учить? (технологии) Проблемный диалог (самим открывать знания) Продуктивное чтение (сами понимать смысл текстов) Оценивание успехов (адекватная самооценка) Проектная технология (самостоятельные дела) Свободный союз свободных людей, 40 тыс. педагогов; система повышения квалификации, журнал «Нач.шк.+до и после» Научная концепция: «Педагогика здравого смысла» развитие личности через культуру в деятельности УМК от д/с до старшей школы авторский коллектив © ?! Дети – «САМИ…» Комплекс технологий деятельностного типа

                                                                            20 ФГОС (2009): личностные и метапредметные результаты Личностные — ценностно- смысловые установки, гражданская идентичность Регулятивные — направлены на организацию своей работы Познавательные – …воспринимать и анализировать сообщения. логические операции Коммуникативные – осуществлять сотрудничество, учитывать позицию партнера Оценочные — делать выбор в мире ценностей и поступков Организационные — организовывать свою деятельность Интеллектуальные — мыслить и работать с информацией Коммуникативные — общаться, взаимодействовать с людьми «Школа 2100» (2004 г.) – результат в виде общеучебных умений Мы «угадали» новый результат:

                                                                            21 Традиционный урок и новый результат? СТРУКТУРА урока «Изучение НОВОЙ ТЕМЫ» 1.Учитель проверяет д/з. Ученики пересказывают части параграфа, выполняют задания, чаще репродуктивные 3.Учитель объясняет ученикам новую тему. Ученики слушают и записывают 4.Ученики повторяют, как поняли тему; задания по аналогии Контроль и ОЦЕНИВАНИЕ Использование ТЕКСТА 1. Учитель объявляет отметки за пересказ и (или) задания. 2. В конце урока учитель по совокупности работы объявляет ученикам: «Тебе – 5, тебе – 3 и т.д.» Иногда с кратким комментарием 1. Д/з – прочитать изученный параграф для подготовки пересказа, ответа на вопросы 2. Иногда – отдельные тексты читаются в классе 2.Учитель объявляет новую тему. Иногда называет план урока, редко – формулирует цель Оценивать свои и чужие поступки, стремиться к созидательной деятельности Добывать, преобразовывать и представлять информацию Доносить свою позицию, понимать других, договариваться, делать что-то сообща Организовывать свои дела: ставить цель, планировать, получать и оценивать результат

                                                                            22 Урок по комплексу технологий «Школы 2100» технология ПРОБЛЕМНОГО ДИАЛОГА 1.Учитель создает проблемную ситуацию, а ученики формулируют проблему (цель) урока 3.Учитель предлагает ученикам диалог, задания. Ученики открывают новые знания, находят решение. 4.Ученики применя- ют новые знания в задачах примене- ния технология ОЦЕНИВАНИЯ технол. ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ 1. Оцениваем решение конкретных задач (заданий) 2. Ученик сам оценивает себя: -Какая была цель? Справился? Правильно? Сам? Отметка? 3-7. Каждое задание по таблицам умений, уровням успешности и пр. 1. До чтения – прогнозирование. 2. Во время чтения – задаем вопросы к тексту, ищем ответы в нем, проникаем в смысл, в подтекст. 3. После чтения – формулируем своё понимание 2.Учитель и ученики вспоминают то, что уже известно по проблеме и определяют пути решения, поиска нового Оценивать свои и чужие поступки, стремиться к созидательной деятельности Добывать, преобразовывать и представлять информацию Доносить свою позицию, понимать других, договариваться, делать что-то сообща Организовывать свои дела: ставить цель, планировать, получать и оценивать результат

                                                                            23 23 Минимакс – важнейший принцип работы с содержанием и одновременно способ развития познавательных УУД Учиться находить нужную информацию – «иголку в стоге сена» МИНИ спрашиваем МАКС предлагаем Пытаясь выполнить задания на МАКСИМАЛЬНОМ уровне, ученик попадает в зону своего ближайшего развития Каждый может найти в теме то, что интересует лично его – индивидуальная образовательная траектория Контрольные работы

                                                                            24 УМК единого авторского коллектива (средство достижения целей через технологии и содержание) Совет координаторов: интеграция ПреемственностьПреемственность БунеевБунееваЧиндиловаДаниловВахрушевКозлова Горячев

                                                                            25 4. САМОЕ ГЛАВНОЕ О ТЕХНОЛОГИИ ОЦЕНИВАНИЯ «ШКОЛЫ 2100»

                                                                            26 Зачем мы создавали новую технологию? Наши цели: «Главное не знания, а умения ими пользоваться» Психологическая комфортность (мотивация успешности, опора на внутренние мотивы) Минимакс (макси – предлагаем, мини – спрашиваем) Обучение деятельности и др. 1) Отразить на этапе контроля развивающие принципы «Школы 2100»: 3) Создать личностно-ориентированную технологию оценивания, сочетаемую с практикой массовой школы и официальными нормами оценивания 2) Сделать ученика полноправным участником контроля (прозрачность правил)

                                                                            27 «А кто проверял вашу технологию и разрешал ее использовать?» РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: из Заключения от 18 ноября 2005 года (пункт 10). «Разработана технология оценивания учебных успехов на разных этапах образовательного процесса…» ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ в 2008 году присудило государственную премию авторскому коллективу «Школы 2100» за разработку новой образовательной системы (как составляющий элемент экспертировалась и технология оценивания учебных успехов).

                                                                            28 ЧТО? Все действия! Но отметка – за решение задачи КТО? Ученик + Учитель в диалоге СКОЛЬКО? Одна задача – одна отметка ГДЕ? В таблицах образов.результатов и в портфеле достижений школьника КОГДА? Текущие — по желанию, тематические – обязательны (+ право пересдачи) КАК? По критериям уровней успешности (с переводом в любой тип отметок) ИТОГ? Предметные – по таблице результатов, общая – по всем накопленным результатам. 7 правил технологии: ОЦЕНИВАЕМ

                                                                            29 Голосование: Степень вашего знакомства технологией оценивания «Школы 2100»: 1) Первый раз слышу о такой технологии. 2) Слышал о технологии, но не использую. 3) Мои собственные правила оценивания похожи на эту технологию. 3) Работаю по этой технологии, но с ограниченным набором правил. 4) Использую эту технологию практически полностью.

                                                                            30 5. НАЧАЛЬНЫЙ уровень технологии оценивания (правила 1, 2)

                                                                            31 Правило 1. ЧТО ОЦЕНИВАЕМ? «Оцениваться может любое, особенно успешное действие (предметное, метапредметное, личностное), а фиксируется отметкой только демонстрация умения по применению знания (решение задачи)». Оценка — словесная характеристика результатов действия (можно за любое действие ученика) Отметка — фиксация результата оценивания в виде знака из принятой системы (только за решение продуктивной задачи – каждой в отдельности) Пример: Ученикам ОБЪЯВЛЯЕТСЯ: общая активность на уроке достойна оценки «молодец», «стараешься», но отметка может быть выставлена только за решение одной задачи от начала до конца.

                                                                            32 Мини-практикум по Правилу 1 ЧТО ОЦЕНИВАНЕМ в предметах? = Что такое имя числительное? Работая в паре объясните друг друга разными способами, почему числительное относится к классу имен? (Русский язык, 6 кл.) Представь, что ты – человек XXI века – оказался в числе соратников Пугачева. За какие действия восставших ты бы испытывал угрызения совести? Свое мнение объясни. (История, 7 кл.) Сравните рыбу и курицу на тарелке. У кого из них мускулатура прочнее прикреплена к скелету? С чем на ваш взгляд это связано? (Биология, 7 кл.) Перечислите основные особенности мускулатуры птиц. Назовите прогрессивные силы, участвовавшие в восстании Пугачева = = Докажите, что жители долины Нила создали государство. Расскажите об устройстве Египетского государства и занятиях его жителей. =

                                                                            33 33 Выполнению продуктивных заданий надо учить. Осмысли цель задания (что надо сделать?) Найди нужную информацию (текст, рис…) Преобразуй информацию в соответствии с заданием (найти причину, выделить главное, дать оценку…) Сформулируй (устно/письменно) ответ, используя слова: «я считаю что…, потому что во-первых…, во-вторых… и т.д.».) Дай полный ответ (рассказ), не рассчитывая на наводящие вопросы учителя Прочитай текст и сформулируй для себя: «Что значит быть патриотом?» (не менее трех черт), а потом сравни с определением в словаре. Перечисли признаки понятия «патриотизм» = Регулятивные. Познавательные. Личностные. Коммуникативные

                                                                            34 Как составить задания контрольных работ в для проверки нового результата (в виде действий)? 2) Выбрать какие информационные единицы минимума содержания (стандарт или программа) мы хотим проверить 1) Выбрать какое предметное умение мы хотим проверить (по таблице требований или по требованиям гос.стандарта) 3) Составить продуктивное задание, аналогичное тем, что выполняли ученики в ходе изучения темы (модуля). 4) Создать четкую форму письменного исполнения решения (варианты тестов соответствия, таблиц, свободный текст с открытыми критериями проверки и т.д.). При необходимости скорректировать формулировку задания

                                                                            35 ПРИМЕР: Как составляются задания контрольных работ (5 класс) 2) Выбрать инф. Единицы: греческая колонизация (+цивилизация) 1) Выбрать предметное умение: Выявлять причины и следствия событий 3) Составить продуктивное задание: Расставь события в правильной последовательности (причины-следствия) и определи, здесь представлен процесс упадка или развития древнегреческой цивилизации 4) Создать четкую форму письменного исполнения решения: А. Вожди и знать варварских племен перенимали одежду, язык и веру в олимпийских богов. Сами эллины тоже учились у варваров верховой езде, способам хозяйствования и приемам боя. Б. По решению избранных властей в земли варваров отправляли разведчиков, для того, чтобы определить место для будущей колонии. Варвары иногда враждебно встречали непрошенных гостей. В. Часто в Греции случались голодные годы, земли и хлеба не хватало. Немногочисленные плодородные участки земли захватывала знать. Детям бедняков не доставалось даже небольших наделов. ОТВЕТ: 1) ___ 2) ____ 3) ____. Это процесс _______, потому что ___________.

                                                                            36 Правило 2. КТО ОЦЕНИВАЕТ? « На уроке ученик сам по алгоритму самооценивания определяет свою оценку и (если требуется) отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право поправить оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её. После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право поправить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценки), что она завышена или занижена.

                                                                            37 Правило 2 предполагает освоение учениками … АЛГОРИТМА САМООЦЕНКИ (вопросы к ученику): 1 шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате? 2 шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ? 3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)? 4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)? Потом добавляются другие вопросы, в т.ч. «Какую ты ставишь себе отметку?». (Подробнее см. Сборники)

                                                                            38 Практикум общий по правилу 2 САМООЦЕНКА Какие слова ты соединишь со словом «рассказ»? А какие со словом «стихотворение»? Соедини. рассказ стихотворение написан в прозе начало, развитие событий, концовка ритм строфа рифма рассказ стихотворение написан в прозе начало, развитие событий, концовка ритм строфа рифма ОБРАЗЕЦ:

                                                                            39 Практикум – сыграйте ученика (сделайте задание правильно и с ошибкой) Практикум индивидуальный по правилу 2 САМООЦЕНКА

                                                                            40 6. КАК ВВОДИТЬ ПРАВИЛО «САМООЦЕНКА»

                                                                            41 Подготовка к урокам, на которых будет формироваться умение самооценки 1 шаг. Учитель выбирает уроки, на которых можно ограничить предметный материал до минимума (см.принцип минимакса). Оставшееся время отводится на выработку у учеников умения самооценивания (в дальнейшем менее подробное изучение нескольких тем компенсируется более осознанным отношением детей к учебе). 2 шаг. При планировании урока учитель выбирает для первой демонстрации алгоритма самооценивания легковыполнимое задание по изученному материалу и ученика, психологически готового к публичному анализу результатов своей работы. МИНИ МАКС

                                                                            42 Формирование умения самооценки (начало) 1 шаг. На первых уроках учитель выбирает для оценивания своей работы наиболее подготовленных учеников (на одном уроке по 1-3 ученика) 2 шаг: Первое время учитель, помогает ученику: сам задает ему вопросы по алгоритму самооценки (указывая на опорный сигнал): 1.Задание? (приучаем помнить цель) 2.Выполнил? (учим сопоставлять цель и результат) 3.Правильно? (учим признавать ошибки) 4.Сам? (учим анализировать процесс исполнения) 5.+со 2 кл.: Какая отметка? (учим различать уровни — поправляем завышение или занижение).

                                                                            43 3 шаг. На последующих уроках самооценку по алгоритму предлагается произвести по очереди всем ученикам класса. 4 шаг. Постепенно вместо проговаривания вопросов, учитель предлагает ученикам самим, глядя на опорные сигналы, задавать себе эти вопросы и отвечать на них. Примечание: Помимо диалога самооценка может производиться при коллективной проверке письменных заданий. На доске появляется эталон правильного ответа, и каждый ученик в своей тетради оценивает свое решение. 5 шаг. Когда ученики начинают оценивать себя, не глядя на опорные сигналы, учитель может убрать их и доставать, только если у кого-то возникают затруднения. Базовое умение самооценки сформировано. Формирование умения самооценки (окончание)

                                                                            44 Использование сформированного умения самооценки (начало) 1 шаг. Планируя урок, учитель перестает сокращать предметный материал. 2 шаг. Алгоритм самооценки сворачивается: после предложения учителя: «оцени свой ответ», следует краткая фраза ученика: «цель достигнута, ошибок не было», или «решение я получил, но с помощью класса», или «полностью без ошибок решил задачу необходимого уровня, что соответствует отметке «4» — хорошо» и т.п. Если мнение ученика и учителя совпадают, можно вести урок дальше. Если мнение учителя отличается от мнения ученика, который завысил или занизил свою оценку, необходимо пройти по алгоритму и согласовать позиции

                                                                            45 Использование сформированного умения самооценки (окончание) 3 шаг. После проверки письменных работ, ученик получает право аргументировано оспорить оценку и отметку учителя: после фразы ученика «я не согласен с отметкой», учитель предлагает ему объяснить свое мнение, используя алгоритм самооценки. Если ученик прав, учителю стоит поблагодарить его за то, что он помог учителю найти собственную ошибку при проверке. Если ученик не прав, учителю необходимо объяснить ему на основании чего он принял соответствующее решение, постараться согласовать позиции. . Не все ученики будут готовы признать свои ошибки. Однако равный и честный разговор с ними, даже если он не заканчивается компромиссом, все равно способствует выработке у них адекватной самооценки, а авторитарное решение учителя – нет!

                                                                            46 7. СТАНДАРТНЫЙ уровень технологии оценивания (+правила 3 и части 4, 6, 7)

                                                                            47 Правило 3. СКОЛЬКО СТАВИТЬ ОТМЕТОК? «За каждую учебную задачу или группу заданий-задач, показывающих овладение отдельным умением, ставится своя отдельная отметка» ПРИМЕР 1: На уроке ученик дважды предъявлял решение двух разных задач – за урок он получает две разные отметки (они могут быть выставлены в журнал на один день, на два дня в рамках общей темы) ПРИМЕР 2: В проверочной работе – 5 заданий. Значит в контрольной работе ученик видит 5 отметок, которые если необходимо (выставить в журнал одну отметку) усредняются по правилу среднего арифметического. Должно быть видно и понятно ученику

                                                                            48 Правило 4. ГДЕ НАКАПЛИВАТЬ ОЦЕНКИ? В таблицах результатов образования (предметных, метапредметных и личностных) (+ в портфеле достижений)! Таблицы результатов образования – составляются из перечня действий (умений), которыми должен и может овладеть ученик: предметных, регулятивных, познавательных, коммуникативных, личностных-неперсонифицированных..

                                                                            49 Предметная ТАБЛИЦА РЕЗУЛЬТАТОВ Отметка выставляется в таблицу результатов (блокнот учителя, дневник школьника) в графу того умения, которое было основным в ходе решения задачи. Минимум – учитель 1- 2 раза в четверть после контрольной работы. Максимум – учитель и ученики регулярно. Пример: 1-я л.р. – Осознание роли жизни Ученики Объяснять роль живых организмов круговороте веществ в экосистеме Приводить примеры приспо- соблений жив.орг. к среде обитания, объяснять их значение Биология. 5 класс. (новый ФГОС) Определять роль в природе разных групп организмов Катя П. Павел В. Антон Б я:Биопроцессы в развитии

                                                                            50 ТАБЛИЦА РЕЗУЛЬАТОВ ПО ИСТОРИ 5-9 КЛАСС (ФРАГМЕНТ) 1-2. Карт.мира Ученики Определять причины и следствия историч. явлений Давать и объяснить свои оценки историч. явлений Тема _____________ Выделять главное и обобщать Катя П. Павел В. Антон Б Ист.мышл. 4. Нравст.сам. 5. См. Методические рекомендации и тетради Контрольных работ

                                                                            51 Правил ьно списыв ать слова, предло жения, тексты; Состав лять предло жения, текст на заданн ую тему Провер ять написа нное Находи ть корень в группе одноко ренных слов Подбир ать одноко ренные слова Находи ть в словах суффик сы и пристав ки Делить слова на части для перено са Большу ю букву Безу дарн ые гласн ые в корн ях слов Правильно пользоваться речью Использовать в общении знания о языке Писать без ошибок Какие умения развивает упражнение из учебника «Русского языка» 2 класса: Прочитай. Расставь предложения по порядку чтобы получился текст. Спиши текст. Озаглавь. Дом белый, а крыша у него розовая. Вот наш дом. Он большой. Они как мачты на сказочном корабле. На крыше антенны. Такой корабль я видел на картинке. Раздели слова первого предложения для переноса. Все ли слова делятся для переноса? Проверь написанное. Докажи, что ты правильно разделил слова для переноса. Подчеркни большую букву в словах. Практикум по ТАБЛИЦЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

                                                                            52 ТАБЛИЦЫ ЛИЧНОСТНЫХ И МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ Определять цель (проблему) и план действийДействовать по плану, решая проблему Оценивать результат действий Ученики Определять цель обнаруживать и формулировать проблему: Н – учебной деятельности, урока П – тему проекта. Выдвигать версии, прогнозировать результат и определять средства решения проблемы: Н – выбирая из предложенных П – самостоятельно искать средства достижения цели.. Планировать с помощью учителя учебную деятельность: Н — решение знакомых задач, проблем творческого и поискового характера; П — осуществление проекта. Работать по плану (предложенно му и самостоятель но составленном у), используя Н — основные П — и дополнительн ые средства (справочники, сложные приборы, средства ИКТ) По ходу работы сверять свои действия с целью, находить и исправлять ошибки Н – с помощью учителя П — самостоятельно. Определять степень успешности выполненной работы, исходя из имеющихся критериев: Н – в привычной учебной ситуации на уроке П – при оценке проекта; в диалоге с учителем совершенствовать критерии оценки. Осознавать причины своего успеха или неуспеха, находить выход из ситуации неуспеха Н – в диалоге с учителем П – самостоятель но. НПНПНПНПНПНПНП Средний % по классу Пример. Регулятивные УУД. Н — необходимый уровень 3-4 кл., П – повышенный уровень 3-4 классов (необходимый для 5-6 классов)

                                                                            53 Использование ТАБЛИЦЫ результатов: без изменения заполнения официального журнала 1 шаг. В таблицу требований (в своих рабочих материалах) учитель выставляет все необходимые ему отметки (например, только за контрольные работы, все и т.д.) в той шкале отметок, которую он выбрал 2 шаг. В традиционный журнал учитель переносит отметки, необходимые для правильного оформления журнала (за проверочную работу, за текущие ответы). Отметки выставляются в той шкале, которая принята в данном образовательном учреждении (например, 5-балльная).

                                                                            54 Использование ТАБЛИЦЫ РЕЗУЛЬТАТОВ: с изменением заполнения оф. журнала На педагогическом совете школы принимается локальный акт о том, что: «В школе (классах, предметах) используется технология оценивания учебных успехов ОС «Школа 2100», одобренная Российской академией образования. В соответствии с данной технологией в официальный журнал класса выставляются только итоговые отметки за четверть. Текущие отметки выставляются в таблицы предметных результатов – в рабочий блокнот учителя (и дневники школьников). Данное решение принимается на основании Устава ОУ и Закона об образовании: Закон об образовании РФ. Статья 32. Компетенция и ответственность образовательного учреждения. 2. К компетенции образовательного учреждения относятся: (…) 5) использование и совершенствование методик образовательного процесса и образовательных технологий, 15) самостоятельное осуществление образовательного процесса в соответствии с уставом образовательного учреждения, лицензией и свидетельством гос.аккр.; 16) осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся образовательного учреждения в соответствии со своим уставом и требованиями настоящего Закона;

                                                                            55 Правило 6: КАК РАЗЛИЧАТЬ УРОВНИ ОЦЕНОК? (по уровням успешности) Необходимый уровень (базовый) – решение простой типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовалось применить сформированные умения и усвоенные знания, прежде всего опорной системы, что необходимо всем. Это «хорошо, но не отлично». Повышенный уровень (программный) – решение нестандартной задачи, где потребовалось либо применить знания по новой, изучаемой в данный момент теме, либо «старые» знания и умения, но в новой, непривычной ситуации. Это уровень функциональной грамотности — «отлично». Максимальный уровень (Необязательный) — решение «сверхзадачи» по неизученному материалу, когда потребовались либо самостоятельно добытые вне уроков знания, либо новые самостоятельно усвоенные умения. Этот уровень демонстрирует исключительные успехи отдельных учеников по отдельным темам — сверх школьных требований, «превосходно».

                                                                            56 Уровень успешности – это оценка, которая может быть переведена в отметку по любой балльной шкале. Например: Необходимый уровень «норма; хорошо, но не отлично». Повышенный уровень «приближается к отлично; отлично». Максимальный уровень (необязательный) «превосходно». УРОВНИ УСПЕШНОСТИ5-ти и 6-ти балльные ОТМЕТКИ ЧАСТИЧНО – 3 / 1 ПОЛНОСТЬЮ – 4 / 2 ЧАСТИЧНО – 4+ / 3 ПОЛНОСТЬЮ – 5 / 4 ЧАСТИЧНО – 5+ / 5 ПОЛНОСТЬЮ – 5 и 5 / 6

                                                                            57 Предметные контрольные Общий вид заданий в новых контрольных работах (с 3-го класса): Формулировка задания (указание проверяемого умения из требований программы) Необходимый уровень (стандартная задача – «хорошо, но не отлично») Повышенный уровень (нестандартная задача – «отлично») Максимальный уровень (задача сверх уровня школьных требований данного возраста – «превосходно»)

                                                                            58 ПРИМЕР: Оформления контрольного задания в 5-м классе Задание (устанавливать причины и следствия) : Необходимый уровень. Расставь события в правильной последовательности (причины-следствия) Программный уровень. Определи, здесь представлен процесс упадка или развития древнегреческой цивилизации А. Вожди и знать варварских племен перенимали одежду, язык и веру в олимпийских богов. Сами эллины тоже учились у варваров верховой езде, способам хозяйствования и приемам боя. Б. По решению избранных властей в земли варваров отправляли разведчиков, для того, чтобы определить место для будущей колонии. Варвары иногда враждебно встречали непрошенных гостей. В. Часто в Греции случались голодные годы, земли и хлеба не хватало. Немногочисленные плодородные участки земли захватывала знать. Детям бедняков не доставалось даже небольших наделов. ОТВЕТ: 1) ___ 2) ____ 3) ____. Это процесс _______, потому что ___________.

                                                                            59 УСТАНОВИМ УРОВНИ В ЗАДАНИИ «рассказ — стихотворение»? Что будет действием в привычной ситуации (необходимый), а что – в нестандартной (повышенный) ? рассказ стихотворение (Сергей Михалков «Щенок») рифма начало, развитие событий и концовка ритм строфа написан в прозе

                                                                            60 Рефлексия по правилам 3,4,6. Зачем нужны все эти «уровни» и «таблицы»? (см. отдельный файл на примере контрольной по математике) Повышенный уровень Необходимый уровень Максимальный уровень

                                                                            61 Поддержка технологии в УМК 61 Алгоритм самооценки — вступительная статья к учебнику: Таблица результатов (умений) в тетради Контр.работ: Продуктивные задания (умения) в учебниках и раб.тет.: Указания уровней в заданиях Раб.тетрадей и Контр.работ:

                                                                            62 Как с нами связаться? УМЦ «Школа 2100» Сайт: Издательство «БАЛАСC» Тел. 8 – 495 – Эл.почта

                                                                            63 МАКСИМАЛЬНЫЙ уровень технологии оценивания (ориентация на личность) (+правила 5 и полный набор)

                                                                            64 Правило 5: Отказ от отметки и пересдачи За задачи, решенные при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика, так как он еще овладевает умениями и знаниями темы и имеет право на ошибку. За каждую задачу проверочной (контрольной) работы по итогам темы отметка ставится всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями темы. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать (хотя бы один раз) не устраивающую его отметку

                                                                            65 Использование правила «ПЕРЕСДАЧИ» 1 шаг: Заранее оговорить с учениками порядок реализации их права на пересдачу контрольной работы: когда и как это может делать учитель (этап одного из следующих уроков, урок- пересдач в конце четверти, после уроков) 2 шаг: На уроке после контрольной работы учитель раздает ученикам их работы со своими отметками 3 шаг: Учитель кратко разбирает наиболее типичные ошибки, но обязательно без указания тех учеников, которые их совершили. 4 шаг: Ученики просматривают свои работы. Могут аргументировано оспорить выставленную учителем отметку (см. правило самооценки). Осмысливают, что именно у них получилось не так (если были ошибки). 5 шаг: Учитель напоминает: «Кто не присутствовал или не справился с каким-либо заданием (кружок без отметки) – должны их пересдать!». Учитель спрашивает: «Кого не устраивает уровень, который вы продемонстрировали в данной работе, кто хочет воспользоваться правом пересдачи?» Каждый ученик принимает решение – будет он пересдавать какую-то задачу из контрольной работы или нет. Учитель объявляет или напоминает принятые сроки и порядок пересдач.

                                                                            66 Предметные четвертные оценки/отметки определяются по таблицам предметных результатов (среднее арифм.баллов), Итоговая оценка за образовательную ступень – на основе всех результатов: -накопленных учеником в портфеле достижений -итоговой диагностики предметных и метапредметных результатов -на основе защиты индивидуального итогового проекта (метапредметного или предметного) Правило 7. Как определять итоговые оценки и отметки?

                                                                            67 ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ Оценка и отметка всегда считались монополией учителя, а развитие самооценки — чем-то «дополнительным и необязательным». Если мы хотим помочь нашим детям стать самостоятельными, давайте учить их свободе решений и ответственности за свой выбор. Развитие самооценки потребует от вас дополнительных усилий, но вскоре вы увидите как дети станут другими! Как показала практика они говорят: «Теперь понятно зачем мы учимся!» и «Я больше не боюсь отвечать, потому что учитель со мной советуется!»

                                                                            68 ГОЛОСОВАНИЕ — РЕФЛЕКСИЯ 1.КАК ОЦЕНИВАТЬ НЕ ТОЛЬКО ПРЕДМЕТНЫЕ, НО И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ? 2.КАК ОЦЕНИВАТЬ – СФОРМИРОВАННОСТЬ ДЕЙСТВИЙ, А НЕ ЗНАНИя? 3.КАК ПО-НОВОМУ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ОТМЕТКИ, УРОВНИ ДОСТИЖЕНИЙ? 4.КАК ФИКСИРОВАТЬ НОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ, чтобы ими пользоваться? 5.КАК НЕ ВРЕДИТЬ ЗДОРОВЬЮ НАШИХ ДЕТЕЙ в ситуациях оценивания? 6.КАК НЕ УТОПИТЬ ИЗМЕНЕНИЕ ОЦЕНИВАНИЯ В БУМАЖНОЙ ОТЧЕТНОСТИ? ГОЛОСОВАНИЕ: Ваше отношение к предложенному в технологии «Школы 2100» варианту решений проблем оценивания результатов ФГОС: ВАРИАНТЫ ДЛЯ ГОЛОСОВАНИЯ – Предложенная технология: 1.Не решает ключевые проблемы оценивания 2.Решает большинство проблем, но для меня сложна 3.Решает большинство проблем и для меня подходит

                                                                            69 Голосование: Рефлексия: ваше отношение к предложенной системе оценивания (технологии «Школы 2100»): 1) Работал по ней раньше и буду работать дальше. 2) Не работал по технологии, но попробую. 3) Эту технологию использовать не буду.

                                                                            Самооценка в школе 2100