Самооценка диагностика дембо рубинштейн

Оглавление:

Методика Дембо Рубинштейн: исследование самооценки

Одни прекрасно выступают перед публикой, другие стесняются спросить о цене товара в магазине. Некоторые люди терпят унижения для того, чтобы их приняли в круг общения, другие носят на себе невидимую царскую корону и близко к себе никого не подпускают. В чем причина такого поведения людей? Есть одна личностная характеристика, которая объединяет все вышеуказанные модели поведения человека — это самооценка.

Что такое самооценка человека?

Мы часто слышим такое понятие, как «самооценка». Его используют не только профессиональные психологи, преподаватели или врачи, об этой личностной характеристике мы можем услышать и в бытовом общении. Что же это такое? Самооценкой называют представления человека о собственной важности и ценности для окружающих, а также это оценка своих недостатков и положительных качеств, эмоций, чувств самим человеком.

Когда она начинает формироваться?

Самооценка не может формироваться без наличия еще одного личностного свойства — самосознания. Оно возникает в детском возрасте, приблизительно до 3-х лет, когда ребенок осознает свою автономность от матери, идентифицирует себя с определенным полом и начинает проявлять себя как личность (т. наз. «семизвездие кризиса» этого возраста). Когда ребенок подрастает, у него появляется возможность на элементарном уровне оценивать себя и анализировать отношение окружающих к себе. В этом возрасте мы можем говорить о зачатках самооценки, так как она формируется продолжительное время и пребывает в динамике всю жизнь.

Виды самооценки

Специалисты различают несколько видов самооценки, которые можно исследовать с помощью психологических инструментариев (например, методика Будасси исследования Я-концепции, или методика Дембо-Рубинштейн). Самооценка состоит из представлений личности о себе реальном и идеальном.

Существуют разные отношения между этими двумя структурами личности («Я-реальное», «Я-идеальное»). В зависимости от качества этого отношения изменяется самооценка человека.

  • Заниженная оценка личностью себя — большая разница между представлениями о том, кто я есть на самом деле, и каким я должен быть в идеале. Неуверенность в себе, развивающаяся в этом случае, сквозит во всякой деятельности человека.
  • Адекватная самооценка — нормальное соотношение между «Я-реальным» и «Я-идеальным». Человек ведет себя адекватно ситуации.
  • Завышенная — практически нет различия между двумя вышеупомянутыми структурами личности. Человек склонен считать себя если не идеалом, то очень близким к нему.
  • Методика Дембо-Рубинштейна — исследование самооценки, описание

    Для личности очень важно иметь адекватную самооценку, ведь в противном случае появляются проблемы в общении, профессиональной деятельности, родственных связях и так далее. Следует своевременно обращать внимание на самооценку личности, чтобы избежать ошибок в ее социальном приспособлении.

    Методика Дембо-Рубинштейн позволяет определить, какая самооценка у личности. Это происходит с помощью отметок испытуемого на определенных шкалах. Человеку дается бланк методики, в котором написаны инструкция и основное задание. Для определения уровня самооценки используется не классическая методика Дембо-Рубинштейн.

    Модификация Прихожан этой методики используется в последнее время в различных образовательных учреждениях и на производстве. Измененная методика А. М. Прихожан содержит в себе 7 шкал (в отличие от 4-х первоначальных). Автор модификации добавила такие шкалы, как «умение что-то делать своими руками», «внешность», «признание сверстников», а также изменила шкалу «счастье» на «уверенность в себе».

    Инструкция к проведению исследования

    Человек может понять, что необходимо сделать в тесте, прочитав инструкцию. В ней говорится о том, что каждый имеет возможность оценить свои способности, черты характера, возможности и так далее. Свою оценку можно выразить на отрезке, с одного конца которого начинаются низкие баллы, на другом конце — максимальные 10 баллов. Необходимо отметить на каждой шкале черточкой «-» уровень, на котором находится развитие этого качества или свойства сейчас. Затем нужно отметить на этих шкалах крестиком «х» тот уровень, при котором испытуемый человек может чувствовать довольство собой или гордость.

    Шкалы в тесте

    Методика Дембо-Рубинштейн в модификации включает в себя следующие шкалы:

    • здоровье;
    • способности и ум человека;
    • его характер;
    • пользуется ли он авторитетом у сверстников;
    • умение делать что-то самостоятельно, своими руками;
    • уверенность в себе;
    • внешность человека.

    Методика подходит для индивидуального и фронтального исследования. При работе с группой необходимо проверить каждого, как он заполнил первую тренировочную шкалу — «здоровье». Модификация методики Дембо-Рубинштейн предполагает затрату времени на выполнение тестового задания от 10 до 12 минут.

    Анализ результатов

    При обработке и анализе результатов первая шкала не учитывается, так как это не личностная характеристика. Длина каждой шкалы должна быть строго равна 100 мм, тогда каждый отмеченный крестик и черта будут иметь количественную характеристику (например, 48 мм — 48 баллов).

    Методика Дембо-Рубинштейн позволяет выявить не только уровень самооценки, но и уровень личностных притязаний. Этот показатель определяется при измерении количества баллов от «0» до «х». Соответственно, уровень самооценки на конкретной шкале можно измерить от «0» до «-«.

    Далее необходимо вычислить расстояние от «х» до «-«. Если наблюдается такая ситуация, при которой уровень притязаний ниже личностной самооценки, баллы выражаются в отрицательных числах. Затем происходит подсчет баллов и определение самооценки. Методика Дембо-Рубинштейн легка в обработке, поэтому очень часто применяется. Но специалисты практически всегда используют ее в модификации Прихожан.

    Расшифровка показателей

    Для определения уровня двух исследуемых характеристик личности подсчитывается суммарный бал соответствующих показателей всех шкал (кроме первой). Методика Дембо-Рубинштейн максимально точно помогает человеку понять, как он себя оценивает.

    Показатели уровня притязаний

  • Адекватный — 75-89 баллов. Человек реалистично оценивает свои возможности.
  • Высокий — 90-100 баллов. Нереалистичное отношение к своим возможностям, отсутствие самокритики.
  • Низкий — ниже 60 баллов. Заниженный уровень притязаний. Человек не может нормально развиваться. У него нет стремлений чего-то достигать, так как он уверен, что это заведомо проигрышный вариант.
  • Адекватная — 45-74 балла. Реалистическое оценивание себя по указанным в методике и другим параметрам.
  • Завышенная — 75-100 баллов. Наблюдаются некоторые проблемы в формировании личностных качеств. Возможно, взрослый человек или ребенок не может правильно оценить свою трудовую деятельность (ее результаты), общение. Наблюдается такое явление, как «закрытость для опыта», то есть человек нечувствителен к замечаниям, советам и оценкам людей.
  • Заниженная — менее 45 баллов. Человек имеет большие проблемы в формировании личностного благополучия, это показывает методика Дембо-Рубинштейн. Самооценка слишком низкая может быть результатом проявления двух психологических проблем: действительно неуверенности в собственных возможностях и «защитной» неуверенности. Второе явление наблюдается в случае, если человек сам навязывает себе эту «недооценку», чтобы не напрягаться в решениях и избегать ответственности.
  • Методика диагностика самооценки Дембо-Рубинштейн. Модификация Прихожан

    Методика диагностика самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан

    Данная методика основана на непосредственном оценивании (шкалировании) школьниками ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и т.д. Обследуемым предлагается на вертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки) и уровень притязаний, т.е. уровень развития этих же качеств, который бы удовлетворял их. Каждому испытуемому предлагается бланк методики, содержащий инструкции и задание.

    Инструкция

    Любой человек оценивает свои способности, возможности, характер и др. Уровень развития каждого качества, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя — наивысшее. На следующей странице изображены семь таких линий. Они обозначают:

    2) ум, способности;

    4) авторитет у сверстников;

    7) уверенность в себе.

    Под каждой линией написано, что она означает. На каждой линии чертой (-) отметьте, как вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны вашей личности в данный момент времени. После этого крестиком (х) отметьте, при каком уровне развития этих качеств вы были бы удовлетворены собой или почувствовали гордость за себя.

    Изображено семь линий, длина каждой — 100 мм, с указанием верхней, нижней точек и серединой шкалы. При этом верхняя и нижняя точки отличаются заметными чертами, середина — едва заметной точкой. Методика может проводиться как фронтально — с целым классом (или группой), так и индивидуально. При фронтальной работе необходимо проверить, как каждый ученик заполнил первую шкалу. Надо убедиться, правильно ли применяются предложенные значки, ответить на вопросы. После этого испытуемый работает самостоятельно. Время, отводимое на заполнение шкалы вместе с чтением инструкции, 10-12 мин.

    Обработка результатов

    Обработка проводится по шести шкалам (первая, тренировочная — «здоровье» — не учитывается). Каждый ответ выражается в баллах. Как уже отмечалось ранее, размеры каждой шкалы 100 мм, в соответствии с этим ответы школьников получают количественную характеристику (напр., 54 мм = 54 баллам).

    а) уровень притязаний — расстояние в мм от нижней точки шкалы («О») до знака «х»;

    б) высоту самооценки — от «0» до знака «х»;

    в) значение расхождения между уровнем притязаний и самооценкой — расстояние от знака «х» до знака «-«, если уровень притязаний ниже самооценки, он выражается отрицательным числом.

    2. Рассчитать среднюю величину каждого показателя по всем шести шкалам.

    Оценка и интерпретация отдельных параметров

    В нижеприведенной таблице даны количественные характеристики уровней притязаний и самооценки, полученные для учащихся 7-10 классов городских школ (около 900 чел.)

    Количественная характеристика (балл)

    Уровень притязаний

    Норму, реалистический уровень притязаний характеризует результат от 60 до 89 баллов. Наиболее оптимальный — сравнительно высокий уровень — от 75 до 89 баллов, подтверждающий оптимальное представление о своих возможностях, что является важным фактором личностного развития. Результат от 90 до 100 баллов — обычно удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение детей к собственным возможностям. Результат менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний, он — индикатор неблагоприятного развития личности.

    Высота самооценки

    Количество баллов от 45 до 74 («средняя» и «высокая» самооценка) удостоверяют реалистическую (адекватную) самооценку. Количество баллов от 75 до 100 и выше свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на определенные отклонения в формировании личности. Завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими; такая самооценка может показывать на существенные искажения в формировании личности — «закрытости для опыта», нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих. Количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку (недооценку себя) и свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности. Эти ученики составляют «группу риска», их, как правило, мало. За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и «защитная», когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности и т.п. позволяет не прилагать никаких усилий.

    Литература

    Энциклопедия психодиагностики. Диагностика детей под редакцией Д.Я. Райгородского, Бахрах-М, Самара, 2007

    Методика самооценки личности (Будасси)

    Слова, обозначающие отдельные качества личности : аккуратность, беспечность, вдумчивость, вспыльчивость, гордость, грубость, доброта, жадность, жизнерадостность, завистливость, застенчивость, злопамятность, искренность, капризность, легковерие, мечтательность, нежность, непринужденность, нерешительность, несдержанность, обидчивость, осторожность, педантичность, подозрительность, принципиальность, высокомерие, радушие, развязность рассудочность, решительность, сдержанность, стыдливость, терпеливость, трудолюбие, трусость, увлекаемость, упорство, уступчивость, упрямство, черствость, честность, чуткость, эгоизм .

    1 этап: «Выберите из предложенного списка слов 20 качеств, которые на Ваш взгляд должны быть присущи идеальному человеку. Проставьте рядом с выбранными качествами галочки (во 2 колонке)»

    2 этап: «Из выбранных 20 слов выберите наиболее неприятное для Вас. Поставьте напротив этого слова (в колонке «идеал») цифру 1 . Далее из оставшихся 19 слов так же выберите наиболее неприятное качество и поставьте напротив этого слова цифру 2 . И так далее…»

    3 этап: «Из этих же 20 слов выберите качество, наименее характерное для Вас. И поставьте напротив этого качества в колонке «Реальное Я» цифру 1 . Далее из оставшихся 19 слов так же выберите наименее характерное для Вас качество и поставьте напротив этого слова цифру 2 . И так далее…»

    ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ МЕТОДИКИ САМООЦЕНКИ

    1. Найти значения d, d 2 , S d 2

    где d — разность номеров рангов. Внести в таблицу:

    Модификация методики самооценки Дембо-Рубинштейн А. М. Прихожан

    Термин «самооценка» используется не только в психологии, он важен и в повседневной жизни.

    Кто-то мнит себя властелином жизни и на каждом углу старается научить жить других, а кто-то постоянно стесняется и боится, хотя обладает не меньшими знаниями и не худшими качествами.

    Почему это происходит? Правильно оценить себя, понять, что в тебе не так, сделать грамотные выводы и начать над собой работать – все это помогает сделать методика самооценки и уровня притязаний Дембо Рубинштейн.

    Именно обладая адекватной самооценке, человек максимально адаптируется в социуме, делает карьеру, добивается высоких результатов на своем поприще, имеет много друзей и приятелей. Теперь подробнее.

    Что такое когнитивная психология? Узнайте об этом из нашей статьи.

    Что это такое?

    Правильно оценить себя всегда трудно.

    Кто-то ощущает себя зрелым и умным, а кто-то вечно недоволен собой, поэтому чувствует неуверенность и наполнен огромным количеством комплексов.

    Чтобы дать объективную характеристику себе самому была разработана методика Тамары Дембо – уроженки России, которая эмигрировала в Германию.

    Дополнила ее наша соотечественница – советский психолог Сусанна Рубинштейн.

    Методика проста – тестируемому предлагается 4 нарисованные шкалы, которые соответствуют таким критериям, как:

    Каждая шкала – по 100 мм, где каждый миллиметр – определенный балл. Посередине каждой линии стоит точка. Человек на этих вертикальных линиях отмечает разными значками (черточкой, кружком, крестиком):

    1. Каков он сегодня?
    2. Каким бы хотел быть в идеале?
    3. Каким будет, если начнет анализировать и работать над собой, удовлетворительный для себя уровень?
    4. Затем по обозначенным знакам (черточка, круг и крестик) дается характеристика самооценки каждого – в зависимости, куда поставил тот или иной знак человек.

      На схеме будет видно, насколько отличается «я реальный» от «я идеального».

      Все отметки ниже среднего уровня говорят о низких критериях того или иного показателя, выше — о высоких и завышенных.

      Список самых распространенных фобий вы найдете на нашем сайте.

      Особенности модификации А. М. Прихожан

      Автор методики Прихожан лишь добавила несколько шкал и увеличила число линий до 7-ми. А. М. Прихожан посчитала, что недостаточно для объективной картины 4-х характеристик и ввела оценки:

    5. внешности;
    6. умения что-то делать своими руками;
    7. признания ровесников.
    8. Также посчитала нужным изменить, на её взгляд, абстрактное понятие «счастье» на уверенность в себе.

      Тестирование по этой методике проходит так же – человек отмечает значками три разных уровня. Те значки, которые находятся ниже середины, — негативная область, выше – позитивная.

      А. М. Прихожан на своей схеме так и обозначила верхние и нижние уровни. К примеру, под шкалой ум стоит словосочетание – глупый человек, над шкалой – умный человек.

      Эта методика наиболее популярна в современной психологии, так как позволяет открыть человека с разных сторон. Анализ этого теста наиболее глубок и разнообразен.

      Область применения

      Методики Дембо-Рубинштейн и А. М. Прихожан активно используются как для индивидуального тестирования, так и для группового:

    9. В образовательных учреждениях.
    10. В кабинете психолога.
    11. При профориентации или профессиональной переподготовке.
    12. Для определения качеств сотрудника при принятии на работу.
    13. При изучении себя и самоанализе.
    14. При желании человека что-то изменить в своей жизни.
    15. Причин прибегнуть к данным методикам на самом деле – огромное множество. Ведь познать себя – это правильно рассчитать свои силы, умения и навыки, когда вы находитесь в социуму:

      1. Учитесь в школе или вузе.
      2. Работаете в любом коллективе.
      3. Посещаете секции и кружки.
      4. Встречаетесь с друзьями и знакомыми.
      5. Методика поможет переоценить себя и, возможно, скорректировать свое отношение к себе самому. А это напрямую скажется и на поведении, и на отношении к окружающим людям.

        Научиться адекватно оценивать себя — это не просто, поэтому при тестировании необходимо прибегнуть к помощи профессионального психолога.

        Как проводится исследование?

        Человеку или группе людей выдаются листы со шкалами и обозначениями либо 4-х, либо 7-ми критериев. В течение 10-12 минут предлагается поставить определенные значки на трех уровнях:

      6. я – сегодня – ставим черточку;
      7. я – идеальный – ставим нолик;
      8. я – достаточный – ставим крестик.
      9. После чего измеряются отрезки между данными параметрами, которые и расскажут вам о том, какая у вас самооценка и что надо делать, чтобы изменить ее. Чем больше отрезок – тем ниже самооценка.

        Как анализируются результаты?

        Как проводится диагностика?

        Чем больше отрезок от отметки «я сегодняшний» до отметки» идеальный» — тем ниже самооценка.

        Если отрезок минимальный или вообще эти две отметки совпадают – то завышенное мнение о себе – налицо.

        Отрезки считаются по миллиметрам, каждый миллиметр – балл. Если отрезок от 50 мм до 75 мм – то у вас средняя адекватная самооценка, больше 75 мм – заниженная, меньше 50 – завышенная.

        Адекватная самооценка доказывает, что человек не преувеличивает и не преуменьшает своих достоинств и способностей. Он объективен к себе самому.

        Завышенная говорит об излишних внутренних иллюзиях по отношению к себе. Не так вы и хороши, как рисует вам внутреннее восприятие. Стоит избавиться от внутренней «звездности», которая, как правило, порождает пренебрежение к остальным.

        Заниженная самооценка мешает человеку развиваться, общаться, делать карьеру, находить новых друзей. Он постоянно не уверен в себе, и это отталкивает от него людей.

        Таким людям предстоит глобальная работа над собой по искоренению комплексов и поднятию самооценки. Тут без помощи профессиональных психологов вряд ли обойтись.

        Также характеристике поддается уровень оптимизма тестируемого. Он будет складываться между разницей отрезков от крестика до нолика и от крестика до черточки, то есть от достаточности человека, до уровней сегодняшнего восприятия себя и идеального.

        Чем больше разница между отрезками, тем оптимистичней человек.

        Если ваше идеальное восприятие стоит на верхней шкале, то вряд ли вы много мыслили перед тем, как его поставить.

        Быть идеальным – это из области фантастики.

        Если вы видите, что на разных шкалах кардинально разные показатели, то это может говорить о вашей чрезмерной эмоциональности, неуравновешенности.

        Методика Дембо-Рубинштейна, модификация Прихожан. Обработка и интерпретация результатов.

        Пройди тест – пойми, кто ты

        Протестировать себя по методике на выявление самооценки Дембо-Рубинштейн не трудно. А эффект от результата теста огромен. Вы увидите себя как бы со стороны и начнете совершенствоваться.

        Помните, что неверная самооценка может очень сильно навредить в будущем.

        Еще Сократ сказал, что «Я знаю, что я ничего не знаю» — было ли это низкой самооценкой или показателем ума? Ведь чем умнее человек, тем он чувствует себя более незнающим. Четкий ответ на этот вопрос дала бы методика Дембо-Рубинштейн. Жаль, Сократ жил задолго до ее появления.

        Еще раз о методике самооценки по Дембо-Рубинштейн:

        Методика Дембо-Рубинштейн: тест исследования самооценки и его интерпретация

        Самооценка — это представление человека о важности собственной личности, деятельности, оценка качеств, достоинств и недостатков. Кроме того, это умение индивида выполнять анализ собственных возможностей. В психологии существуют способы определения реального уровня самооценки, один из которых — методика психодиагностики Дембо-Рубинштейн.

        Исследование проводится в форме беседы с использованием стимульного материала в виде линий, обозначающих шкалы — здоровья, счастья, ума, характера и др. После этого выполняется анализ и обработка результатов.

        Методика предложена в 1962 году Тамарой Дембо, занимавшейся психологическими исследованиями. Цель теста — изучение представлений о счастье. В 1970 году методика была модифицирована психологом Сусанной Рубинштейн для исследования самооценки (СО) и сознания у детей и взрослых.

        Варианты интерпретации теста были расширены. Вместо единственной шкалы введено четыре:

      10. здоровья;
      11. умственного развития;
      12. характера;
      13. счастья.
      14. Методика Дембо-Рубинштейн подразумевает определение испытуемым своего состояния по шкалам самооценки с учетом проявлений того или иного свойства личности.

        Диагностика проста в проведении. Порядок действий:

      15. 1. На горизонтально расположенном листе бумаги провести вертикально направленную линию размером 10 см, отметить верхний и нижний край.
      16. 2. Объяснить обследуемому, что черта означает шкалу здоровья, в ее верхней части находятся люди с очень крепким здоровьем, а в крайней нижней — с плохим, между ними — остальные индивиды. Для облегчения восприятия в центре линии поставить едва заметную точку.
      17. 3. Попросить человека отметить его место на шкале здоровья.
      18. 4. Справа от имеющейся линии провести следующую шкалу — ума, далее — характера, затем — счастья. Поставить перед тестируемым задачи, аналогичные первой.
      19. Следующий этап — проведение беседы с целью верификации (подтверждения) проставленных на каждой шкале отметок и их аргументации. Психологу приходится одновременно осуществлять контроль над несколькими процессами — поддерживать и направлять разговор и анализировать ответы обследуемого.

        После проведения тестирования проводится анализ и интерпретация результатов способом измерения.

        Все о отношениях

        Блог для женщин

        / Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан

        Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан.

        Тамара Дембо(1902-1993; родилась в Баку, Россия; работала в Германии, затем в США) – известная исследовательница в области психологии, в свое время предложила использовать эту методику.Сусанна Яковлевна Рубинштейн(1911–1990) – советский психолог, модифицировала методику Т. Дембо для исследования самооценки.

        Рубинштейн предлагала в методике 4 обязательные шкалы:здоровье, умственное развитие, характер и счастье. Но можно добавить дополнительные анализируемые свойства, например, удовлетворенность собой и оптимизм.

        Данная методика основана на непосредственном оценивании (шкалировании) школьниками ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и т. д. Обследуемым предлагается на вертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки) и уровень притязаний, т. е. уровень развития этих же качеств, который бы удовлетворял их. Каждому испытуемому предлагается бланк методики, содержащий инструкцию и задание.

        Инструкция.“Любой человек оценивает свои способности, возможности, характер и др. Уровень развития каждого качества, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя — наивысшее. Вам предлагаются семь таких линий. Они обозначают:

        авторитет у сверстников;

        умение многое делать своими руками, умелые руки;

        уверенность в себе.

        На каждой линии чертой (–) отметьте, как вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны вашей личности в данный момент времени. После этого крестиком (х) отметьте, при каком уровне развития этих качеств, сторон вы были бы удовлетворены собой или почувствовали гордость за себя”.

        Испытуемому выдается бланк, на котором изображено семь линий, высота каждой – 100 мм, с указанием верхней, нижней точек и середины шкалы. При этом верхняя и нижняя точки отмечаются заметными чертами, середина – едва заметной точкой.

        Методика может проводиться как фронтально – с целым классом (или группой), так и индивидуально. При фронтальной работе необходимо проверить, как каждый ученик заполнил первую шкалу. Надо убедиться, правильно ли применяются предложенные значки, ответить на вопросы. После этого испытуемый работает самостоятельно. Время, отводимое на заполнение шкалы вместе с чтением инструкции, 10–12 мин.

        Обработка и интерпретация результатов

        Обработка проводится по шести шкалам(первая, тренировочная — «здоровье» — не учитывается). Каждый ответ выражается в баллах. Как уже отмечалось ранее, длина каждой шкалы 100мм, в соответствии с этим ответы школьников получают количественную характеристику (например, 54мм = 54 баллам).

        По каждой из шести шкал определить:

        уровень притязаний – расстояние в мм от нижней точки шкалы («0») до знака «х»;

        высоту самооценки – от «о» до знака «–»;

        значение расхождения между уровнем притязаний и самооценкой – расстояние от знака «х» до знака «–», если уровень притязаний ниже самооценки, он выражается отрицательным числом.

        Рассчитать среднюю величину каждого показателя уровня притязаний и самооценки по всем шести шкалам.

        Количество баллов от 45 до 74 («средняя» и «высокая» самооценка) удостоверяют реалистическую (адекватную) самооценку.

        Количество баллов от 75 до 100 и выше свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на определенные отклонения в формировании личности. Завышенная самооценкаможет подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими; такая самооценка может указывать на существенные искажения в формировании личности — «закрытости для опыта», нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих. Количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку (недооценку себя) и свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности. Эти ученики составляют «группу риска», их, как правило, мало.За низкой самооценкоймогут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и «защитная», когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности и тому подобного позволяет не прилагать никаких усилий.

        В табл. даны количественные характеристики уровня притязаний и самооценки, полученные для учащихся 7–10 классов городских школ (около 900 чел.).

        Таблица. Количественные характеристики уровня притязаний и самооценки учащихся 7-10 классов городских школ.

        Исследование самооценки по методике Дембо – Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан

        Источник: «Практикум по возрастной психологии» под редакцией Головей Л. А., Рыбалко Е. Ф., СПб, 2002, с. 559.

        Данная методика основана на непосредственном оценивании (шкалировании) школьниками ряда личностных качеств, таких, как здоровье, способности, характер и т. д. Обследуемым предлагается на вертикальных линиях отметить определёнными знаками уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки) и уровень притязаний, т. е. уровень развития этих же качеств, который бы удовлетворял их.

        Инструкция: Любой человек оценивает свои способности, возможности, характер и т. д. Уровень развития каждого качества, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя – наивысшее. Испытуемым предлагается семь таких линий.

        5) умение много делать своими руками, умелые руки;

        Обработка и интерпретация результатов.

        При обработке учитывается шесть шкал (первая, тренировочная – «здоровье» – не учитывается). Каждый ответ выражается в баллах, по шести шкалам рассчитывается средняя величина показателей уровня притязаний и самооценки. Полученные показатели сравниваются с количественными характеристиками по таблице и выявляются уровни притязаний и самооценки обследуемого.

        Длина каждой шкалы 100 мм, в соответствии с этим ответы школьников получают количественную характеристику (например, 54 мм = 54 балла).

        1. По каждой из шести шкал определить:

        а) уровень притязаний – расстояние в мм от нижней точки шкалы (0) до знака «х»;

        Бланк ответов. Методика Демо-Рубинштейна, модификация Прихожан.

        Фио __________________________ Возраст _______ Дата _____________

        Любой человек оценивает свои способности, возможности, характер и др. Уровень

        развития каждого качества, стороны человеческой личности можно условно изобразить

        вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое

        развитие, а верхняя — наивысшее. Вам предлагаются семь таких линий. Они

        обозначают: здоровье; ум, способности; характер; авторитет у сверстников; умение

        многое делать своими руками, умелые руки; внешность; уверенность в себе.

        На каждой линии чертой () отметьте, как вы оцениваете развитие у себя этого

        качества, стороны вашей личности в данный момент времени. После этого крестиком ( х )

        отметьте, при каком уровне развития этих качеств, сторон вы были бы удовлетворены

        Методика Дембо-Рубинштейн (модификация А.М Прихожан)

        Цель исследования: для анализа самооценки как главного компонента самосознания

        Методика представляет собой вариант известной методики Дембо-Рубинштейн, отличающийся от общепринятых, прежде всего, введением дополнительного параметра уровня притязаний. А.М. Прихожан в своей модификации метода предлагает следующие шкалы: здоровье, ум/способности, характер, авторитет у сверстников, умение многое делать своими руками/умелые руки, внешность, уверенность в себе. Введен также ряд дополнительных параметров для обработки результатов. Отмечается, что различий между учащимися разных параллелей, а также между юношами и девушками по этой методике не обнаружено [8].

        Обработка и интерпретация результатов проводится по шести шкалам (первая, тренировочная — «здоровье» — не учитывается). Каждый ответ выражается в баллах. Уровень притязаний: менее 60 баллов- ниже среднего; от 60 до 89 — норма, реалистический уровень притязаний; от 60 до 89 — оптимальный ; от 75 до 89 — сравнительно высокий уровень; от 90 до 100 – выше среднего, показатель нереалистичен. Высота самооценки: ниже 45- заниженная самооценка; от 45 до 74- «средняя» и «высокая» самооценка; от 75 до 100 и выше- завышенная самооценка.

        Методику см. Методика Дембо-Рубинштейн (модификация А.М Прихожан) в Приложении № 1.

        Методика «Смысложизненные ориентации» Д.А. Леонтьева

        Цель исследования: для изучения ценностных ориентаций студентов;

        Тест смысложизненных ориентации является адаптирован­ной версией теста «Цель в жизни» (Purpose-in-Life Test, PIL) Джеймса Крамбо и Леонарда Махолика. Методика была разработана авторами на основе теории стремления к смыслу и логотерапии Виктора Франкла и преследовала цель эмпирической валидизации ряда представлений этой теории, в частности представлений об экзистенциальном вакууме и ноогенных неврозах. Суть этих представлений заключается в том, что неудача в поиске человеком смысла своей жизни (экзистенциальная фрустрация) и вытекающее из нее ощущение утраты смысла (экзистенциальный вакуум) являются причиной особого класса душевных заболеваний — ноогенных неврозов, которые отличаются от ранее описанных видов неврозов. Первоначально авторы стремились показать, что а) методика измеряет именно степень «экзистенциального вакуума» в терминах Франкла; б) последний характерен для психически больных и в) он не тождествен просто психической патологии. «Цель в жизни», которую диагностирует методика, авторы определяют как переживание индивидом онтологической значимости жизни.

        Дата добавления: 2015-07-17 ; просмотров: 551 | Нарушение авторских прав

        Методика 3. Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн (в модификации А.М.Прихожан)

        Данная методика может использоваться для всех возрастов, она основана на непосредственном оценивании (шкалировании) школьниками ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и т.д. Испытуемым предлагается на вертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развития у них некоторых качеств (показатель самооценки) и уровень притязаний, т.е. уровень развития этих же качеств, который бы удовлетворял их. Каждому испытуемому предлагается бланк методики.

        Инструкция: «Любой человек оценивает свои способности, возможности, характер и др. Уровень развития каждого качества можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя часть которой будет означать самое низкое развитие, а верхняя – наивысшее. Вам предлагаются семь таких линий. Они обозначают:

        5) умение многое делать своими руками, умелые руки;

        На каждой линии чертой (-) отметьте, как вы оцениваете развитие у себя этого качества. После этого крестиком (+) отметьте, какой уровень развития этого качества вы хотели бы иметь, были бы удовлетворены собой».

        Методика может проводиться как фронтально – с целым классом, так и индивидуально. При фронтальной работе необходимо проверить, как каждый ученик заполнил первую шкалу. Надо убедиться правильно ли применяются предложенные значки. После этого испытуемый работает самостоятельно. Время работы вместе с чтением инструкции – 10-12мин.

        Обработка результатов. Обработка проводится по шести шкалам (первая, тренировочная – «здоровье» не учитывается). Каждый ответ выражается в баллах. Длина каждой шкалы 100мм, в соответствии с этим ответы школьников получают количественную характеристику (например, 54мм = 54 баллам).

        1 По каждой из шести шкал определить:

        а. уровень притязаний – расстояние в мм от нижней точки шкалы «0» до знака «+»;

        б. высоту самооценки – от «0» до знака « — »;

        Результаты отразите в таблицах.

        Норму, реалистический уровень притязаний, характеризует результат от 60 до 89 баллов. Оптимальный – сравнительно высокий уровень – от 75 до 89 баллов, подтверждающий оптимальное представление о своих возможностях, что является важным фактором личностного развития. Результат от 90 до 100 баллов обычно удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение детей к собственным возможностям. Результат менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний, он – индикатор неблагоприятного развития личности.

        Количество баллов от 45 до 74 («средняя» и «высокая» самооценка) удостоверяют реалистическую (адекватную) самооценку. Количество баллов от 75 до 100 свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на определенные отклонения в формировании личности. Завышенная самооценка может подтверждать неумение правильно оценивать результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими. Количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку и также свидетельствует о личностном неблагополучии. Эти ученики составляют «группу риска», их, как правило, мало. За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и «защитная», когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности, качества позволяет не прилагать никаких усилий.

        Анализ и интерпретация результатов.

        Данные об уровне притязаний и самооценке школьников, представленные в таблицах, необходимо проанализировать и интерпретировать, исходя из норм, описанных выше как в целом по классу, так и в отношении отдельных школьников (2-3 человека), имеющих неадекватные показатели.

        Необходимо также обращать внимание и на расхождение между самооценкой и уровнем притязаний по одной и той же шкале. Особенно в том случае, когда уровень притязаний ниже самооценки.

        На основе проделанной работы составляются рекомендации, часть которых можно реализовать в ходе педагогической практики и описать в завершение работы.

        Методика дембо-рубинштейн самооценка в модификации прихожан

        Изучение самооценки учащихся. Разделы: Школьная психологическая служба. Цель. Формировать представления учащихся о себе. Предложить методики, с помощью которых можно.

        Формировать умение правильно оценивать себя и. Предварительно можно побеседовать с учащимися. Хотелось ли тебе, чтобы. От. самооценки зависит активность человека и. Она. развивается путем постепенной интериоризации. Самооценка человека зависит от множества.

        Психологи, однако, пользуются. Повысить самооценку можно либо максимизируя. Расхождение. между притязаниями и реальным поведением. Чем выше. притязания, тем большими должны быть успехи. Обнаруживается уровень самооценки не только в.

        Заниженная самооценка проявляется в. Заниженная самооценка. Для. человека с заниженной самооценкой многие. Они более зависимы. Недооценка своей полезности уменьшает. Достаточно высокая самооценка проявляется в. Если самооценка не слишком завышена, то.

        Методика диагностика самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан основана на непосредственном оценивании (шкалировании) школьниками ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и т.д. Тамара Дембо (Dembo), сотрудница Курта Левина, предложила. Пояснения к рисунку: пунктирная линия обозначает отрицательную корреляцию, сплошная. Исследование самооценки по Дембо-Рубинштейн с элементами клинической беседы / Яньшин П.В. Исследование самооценки по методике Дембо — Рубинштейн. Рубинштейн предлагала в методике 4 обязательные шкалы: здоровье, умственное развитие, характер и счастье.

        При завышенной самооценке человек уверенно. Верная самооценка поддерживает достоинство. По мере формирования и укрепления самооценки. Потребность в общении развивается у детей. Вначале — это стремление к вниманию со. От того, как сложатся взаимоотношения ребенка с. Неоправданно частое подчеркивание родителями.

        В то же время недоверие родителей к. Для развития положительной. Постоянное проявление родительской любви. Негативные высказывания.

        Это методика исследования самооценки Дембо — Рубинштейн. Рубинштейн предлагала в методике 4 обязательные шкалы: здоровье, умственное развитие, характер и счастье. Это методика исследования самооценки Дембо – Рубинштейн. Рубинштейн предлагала в методике 4 обязательные шкалы: здоровье, умственное развитие, характер и счастье. Описание теста Тамара Дембо (Dembo), сотрудница Курта Левина, предложила использовать эту методику для исследования. Сусанна Яковлевна Рубинштейн, классик отечественной патопсихологии, модифицировала методику Дембо для исследования самооценки.

        У младших школьников самооценка основывается. Эти. внешние влияния очень существенны вплоть до. Для определения самооценки младших. Лесенка”, “Какой Я?”. Методика . На какую ступеньку поставил бы ты себя? Можно нарисовать 0, если.

        Обработка результатов: 1- 3 ступенька — низкий уровень самооценки. Методика “Какой Я?” предназначена для. Оценки. предлагаемые ребенком самому себе. Оценка результатов. Ответы типа “да” оцениваются в 1 балл, ответы.

        Следует отметить, что. Так, например, если. Адекватность. самооценки можно проверить, сравнив ответ. Для учащихся 5- 7 классов можно. Самооценка . Вам нужно зачитать номер. Отвечать нужно быстро, не. Текст опросника. Обычно я рассчитываю на успех в своих делах.

        Большую часть времени я нахожусь в подавленном. Со мной большинство ребят советуются. У меня отсутствует уверенность в себе. Я примерно также способен и находчив, как. Временами я чувствую себя никому не нужным.

        Я все делаю хорошо (любое дело). Мне кажется, что я ничего не достигну в будущем. В любом деле я считаю себя правым. Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею. Когда я узнаю об успехах кого- нибудь, кого я. Мне кажется, что окружающие смотрят на меня.

        Меня мало беспокоят возможные неудачи. Мне кажется, что успешному выполнению поручений. Я редко жалею о том, что уже сделал. Окружающие меня люди гораздо более. Я сам думаю, что постоянно кому- нибудь.

        Мне кажется, что я занимаюсь гораздо хуже, чем. Мне чаще везет, чем не везет.

        В жизни я всегда чего- то боюсь. Обработка результатов: Подсчитывается количество согласий (“да”) под. Из первого. результата вычитается второй. Конечный. результат может находиться в интервале от — 1. Результат от — 1.

        Результат от — 3 до +3 — о средней самооценке. Результат от +4 до +1. Для учащихся 1. 0- 1. Самосознание (самооценка)Самосознание — открытие своего “Я”. Я- образа”. “Я- концепции”.

        Самооценка — более или менее конкретное. Характер самооценки (благоприятная, т. Пригожиным. представляет собой вариант известной методики. Дембо- Рубинштейн, отличающийся от общепринятых. Введен также ряд.

        Каждому школьнику. Инструкция. Каждый человек оценивает свои. Уровень. развития каждого человека, стороны человеческой. Ниже представлено семь таких линий. После этого. крестиком (X) отметьте, при каком уровне развития. Вы были бы удовлетворены.

        Итак: “- ” — уровень развития у Вас качества. X” — такой уровень развития качества, стороны. Вы стремитесь, достигнув которого, Вы.

        Вертикальная линия условно обозначает. Например, на линии “здоровье” нижняя точка. Задание. Далее изображено семь линий, длина каждой — 1. При этом верхняя и нижняя точки отмечаются. Порядок проведения. Методика может проводиться как фронтально — с.

        При фронтальной работе надо. После этого. учащиеся работают самостоятельно, и. Шкала “здоровье” рассматривается как. Как уже. отмечалось, размеры каждой линии равны 1. Ее характеризует. III этап. Определяется степень дифференцированности.

        Их получают. соединяя на бланке испытуемого все значки “X”. Получаемые профили наглядно. В тех случаях. когда необходима количественная характеристика. Последнее, однако, не является. Следует отметить, что чем выше. Психология: Учебник для студентов. М: Просвещение, 1.

        Истратова О. Н., Эксакусто Т. В. Справочник. психолога начальной школы, Ростов — на — Дону, 2. Под ред. Психологические основы.

        М., 2. 00. 0. Головей Л. А., Рыбалко Е. Ф. Практикум по. возрастной психологии, СПб: Речь, 2.

        Исследование самооценки по методике Дембо—Рубинштейн в модификации A.M. Прихожан

        См.: Прихожан A.M. Применение методов прямого оценивания в работе школьного психолога // Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психологических методик. — М., 1988. — С-110-118.

        Методика основана на непосредственном оценивании (шкалировании) учащимися ряда личностных качеств, таких, как здоровье, способности, характер и т.д. Испытуемому предлагается на вертикальных линиях-шкалах отмечать выраженность интересующих исследователя личностных качеств (актуальную) и также такую их степень выраженности, которую бы испытуемый хотел иметь у себя (идеальную, отражающую его притязания). Каждому испытуемому предлагается бланк методики, содержащий инструкцию и задание.

        Испытуемому предлагается следующая инструкция: «Любой человек оценивает свои способности, возможности, характер и другие качества. Уровень развития каждого качества, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя — наивысшее. Вам предлагаются семь таких линий. Они обозначают:

        5) умение многое делать своими руками;

        На каждой вертикальной линии горизонтальной чертой (—) отметьте, как вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны вашей личности в данный момент времени. После этого крестиком (+) отметьте, при каком уровне развития этих качеств, сторон вы были бы удовлетворены собой или почувствовали гордость за себя.

        Испытуемому выдается бланк, на котором изображено семь линий (высота каждой линии — 100 мм) с указанием верхней, нижней точек и середины шкалы. При этом верхняя и нижняя точки отмечаются заметными чертами, середина — едва заметной точкой.

        Обследование может проводиться как фронтально — с целым классом (или группой), так и индивидуально. При фронтальной работе необходимо проверить, как каждый ученик заполнил первую шкалу. Перед началом самооценки следует убедиться, правильно ли испытуемый понял инструкцию. На самооценку по всем шкалам отводится 10—12 мин.

        Анализ результатов.Обработка проводится по шести шкалам (первая, «здоровье», которую авторы рассматривают как тренировочную — не учитывается). Каждый ответ выражается в баллах. За один балл принимается отрезок шкалы, равный 1 мм.

        1. По каждой из шести шкал определяется:

        а) уровень притязаний — расстояние в миллиметрах от нижней точки шкалы («0») до знака «+»;

        б) высота самооценки — от «0» до знака «-»;

        в) значение расхождения между уровнем притязаний и самооценкой — расстояние от знака

        Самооценка диагностика дембо рубинштейн