Ребенок не хочет отвечать на вопросы родителей

Как отвечать на вопросы ребенка (детей)

Маленькие дети начинают «заваливать» родителей вопросами сразу же после того, как научились говорить и излагать свои мысли. Пик любознательности наступает в 3 – 5 лет. Именно в этом возрасте подрастающий ребенок начинает активно интересоваться всем, что его окружает, и начинает задавать вопросы о том, почему в природе и жизни человека все происходит именно так, как происходит. Отсюда и появляются вопросы, похожие на: «Почему небо голубое, а трава зеленая?», «Почему дедушка старый?», «Почему мальчики не ходят в платье?», «Зачем нужно идти на работу?», «Как Дед Мороз узнает, что я хочу получить в подарок?». И еще много-много различных почему и зачем. Как же отвечать детям на вопросы, чтобы и их любопытство удовлетворить, и дать правильный ответ, и объяснить ребенку понятно?

Какие вопросы чаще всего задаю дети и как на них отвечать?

  • Первое, что Вы должны помнить, отвечая на вопросы вашего ребенка, это то, что ответ должен быть коротким. Слишком развернутый рассказ ваш малыш может просто не воспринять. И он не поймет, где именно в данном рассказе спрятана главная мысль. В результате, он повторно будет задавать Вам этот же вопрос, потому что ответ на него так и не получил. Если же он захочется подробнее узнать о чем- либо, не переживайте, он спросит обязательно. Если же он не задает дополнительных вопросов, значит, ему пока достаточно полученного ответа. Такая ситуация сможет возникнуть при получении ответа на вопрос «Откуда берется дети?» или «Что такое секс?». Родители, как правило, или вообще ничего не отвечают, или начинают издалека.
  • Второе, если ваш ребенок задает вопросы, отвечать ему нужно с удовольствием. Нужно, чтобы он чувствовал, что Вам нравится его любопытство и знал, что Вам приятно отвечать на его вопросы. Кто еще, если не Вы, должен это делать? Ведь родители для ребенка — самые близкие люди. Никогда не говорите ему, что Вам некогда отвлекаться на подобные глупости. Еще больше дети обижаются, когда в ответ им просто смеются. Он задает Вам серьезный для него вопрос и ждет серьезного и понятного ответа.
  • Если Вы не уверенны в правильности своего ответа или просто не знаете, как ответить на вопрос детей, то скажите, что дадите ответ чуть позже, что Вам нужно подумать и подготовиться. И обязательно выполните свое обещание. Ответ «Я не знаю» ребенка не удовлетворит, да это и не ответ вовсе.
    • Никогда не ругайте ребенка, если он задает «неприличный» вопрос. Не нужно краснеть или, наоборот, начинать кричать на свое чадо. От Вас он должен узнать, что прилично, а что нет. И если вопрос действительно деликатный, то лучше пусть он задает его родителям. Соберитесь с мыслями, обязательно ответьте ребенку на вопрос, коротко и в соответствии с его возрастом, а затем объясните ему, что подобные вопросы можно задавать только родителя, и лучше не говорить с чужими людьми на данные темы.
  • На любой вопрос ребенка отвечайте правдиво, не нужно рассказывать небылицы, какой бы темы вы не коснулись, просто правильно подбирайте слова. Если он догадается со временем, что Вы его обманули, он просто перестанет Вам верить.
  • Когда Вы ответили на вопрос ребенка, обязательно поинтересуйтесь, понял ли он ваш ответ. Если не понял, то объясните ему, что после того, как он вырастет и пойдет в школу, ему обязательно все станет понятно. Такое случается, когда родители отвечают на вопросы детей о физических или химических явлениях. Отвечать на подобные вопросы без употребления определенных терминов иногда просто не возможно. Но все равно попытайтесь удовлетворить интерес ребенка, а не отмахивайтесь фразой: «Ты все равно ничего не поймешь».
  • Воспитать не просто, с этим никто не поспорит. Но эта задача гораздо облегчится, если Вы найдете со своим ребенком общий язык, если Вы заработаете его доверие. А этого можно достичь в том числе, если знать, как рекомендуют психологи отвечать на вопросы ребенка. Именно диалог с детьми поможет Вам еще сильнее привязаться друг к другу. Если он уже в данном возрасте поймет, что вместе с Вами он решит любую свою проблему, то данная привычка у него сохраниться на всю жизнь.

    Почему молчит ребенок

    Как часто родителям приходится сталкиваться с ситуацией, когда малыш в ответ на слова, просьбы и вопросы взрослых просто молчит и как будто замыкается в себе. Так случается, когда мама пытается научить сына математике, а он не желает повторять только что объясненный ею урок; так бывает, когда папа ругает малыша за плохое поведение, а он словно не слышит. Но малыш просто делает вид, что не слышит взрослого и молчит. Почему так происходит?

    Ребенок боится

    Очень часто дети теряются и не могут найти подходящих слов, когда взрослый по какой-то причине их пугает. Возможно, малыш боится ответить на вопрос неправильно и тем самым вызвать гнев родителей. Точно так же обычно ведут себя и взрослые. Вспомните свою реакцию, когда вы чего-то боитесь – все нужные слова сразу же вылетают из головы, а внимание рассеивается, и вы не можете вспомнить, что вам только что сказали. Так же и у малыша — вместо нужных ответов в голове начинают крутиться мысли о том, правильно ли он отвечает, как он выглядит, что скажут родители и так далее.

    Ребенку не интересно

    Еще одна причина, по которой вам может казаться, что ребенок вас не слышит или не слушает – это отсутствие интереса с его стороны. К примеру, малыш увлекся сборкой самолета из конструктора и пропустил вопрос отца или не услышал, как мама зовет его обедать. Не нужно ругаться – вспомните свою реакцию на внешние раздражители в то время, когда вы чем-то сильно увлечены. Попробуйте попросить мужчину починить дверцу шкафа во время просмотра футбольного матча или спросить у женщины, где лежит квитанция о квартплате, когда она увлеченно разговаривает с подругой по телефону, и вы поймете, что с первого раза вас вряд ли услышат.

    Ребенок протестует

    Очень часто дети никак не реагируют на просьбы и вопросы родителей, когда хотят им досадить. В большинстве случаев такой протест – это эмоциональная реакция на большое число ограничений, жесткий родительский контроль и стремление участвовать во всех делах ребенка. Родители из-за своей чрезмерной опеки и контроля быстро теряют доверие и уважение ребенка, которые очень трудно вернуть.

    Если замкнутым и необщительным становится подросток, то родителям необходимо поговорить со своим ребенком. Если беседа не принесла результатов и причина замкнутости или агрессии осталась невыясненной, то следует незамедлительно обратиться к психологу.

    Мой ребенок боится отвечать на уроке

    Нам часто задают вопрос: ’Мой ребенок боится отвечать на уроке, что делать?’ Прежде всего надо выяснить причину отказа ребенка. Ребенок может отказываться отвечать по следующим причинам:

    • Напряженные отношения с учителем: ребенок не хочет работать с ним на уроке, не понимает вопросов со стороны учителя, существует конфликт между учителем и учеником. В этом случае необходимо поговорить с ребенком, выяснить, как он сам объясняет свой отказ отвечать. Можно обратиться к школьному психологу за консультацией: попросить его поработать с ребенком индивидуально, проанализировать ситуацию на уроке, побеседовать с учителем.
    • Индивидуальные особенности нервной системы ученика: медлительность, заторможенность. В этой ситуации учитель должен давать ученику время перед ответом. Например: ’Коля, сейчас будет отвечать Петя, а потом ты на вопрос о. Готовься’. Очень полезными будут домашние репетиции ответов на уроке. Проиграйте с ребенком ситуацию, в которой Вы — педагог и задаете вопросы, а ребенок должен Вам ответить. Предварительно проработайте все вопросы по данному предмету, составьте краткий план ответа на каждый вопрос.
    • Спасибо Густокашиной Надежде за эту статью.

      Тема: Ребенок не отвечает на шаблонные вопросы

      Опции темы

      Ребенок не отвечает на шаблонные вопросы

      Здравствуйте, Елена!
      Ребенку 4 года, мальчик, семья полная, живем отдельно.
      Возникла следующая ситуация: когда посторонние взрослые или взрослые знакомые родителей спрашивают «Как тебя зовут?Сколько тебе лет?» Молчит, либо делает вид что не слышит. Если моему ребенку нужно, например, поиграть в игрушку др ребенка на детской площадке, подходит и говорит «Привет, меня зовут ХХХХ, а тебя как зовут? Можно я поиграю в твою игрушку?». Когда другой ребенок первый спрашивает как его зовут может ответить,а может и нет. Для себя я сделала вывод, что такой характер: не хочет и не говорит, но бабушка и дедушка уже довели меня до тика и почти до слез: «Ребенок в 4года не знает как его зовут и не отвечает на элементарные вопросы, а еще он не рассказал стишок нам и нашей знакомой, ты с ним совсем не занимаешься, он очень плохо разговаривает (логопеда проходили весной замечаний не было, порой каша во рту присутсвует) мы заберем его к себе жить». Последнее что я услышала : «Ребенка 7 раз, 7раз! спросила жена ученого врача как его зовут и он не ответил и не отвечал не на какие ее вопросы, есть подозрения на отставания в развитии (со слов этой женщины).»

      Не отвечать на вопросы взрослых людей-это норма поведения?
      В 3 года мне воспитательница заявила ,что мой ребенок не знает как зовут папу-для меня это было шоком, поскольку с 1.8 г., выкрикиваем имя папы громко и четко.
      Может быть я сама виновата, еще в 2 с лишним года мы гуляли с ребенком (ситуации полностью я не помню, скорее всего ребенок не слушался меня ) подошла посторонняя бабушка (как бы помочь маме) взяла его за руку и повела, ребенок пошел, видимо, я так испугалась, что моего ребенка так просто может увести незнакомый человек что я бабушке очень доходчего объяснила, что ребенку возможный исход ситуации. С тех пор я как попугай повторяю ребенку что нельзя ничего брать у незнакомых людей (еду, напитки, игрушки и т.д) без разрешения родителей, если он от меня далеко убегает его могут забрать незнакомые люди и он больше не уведет родителей.
      Что нам делать?

      У бабушек и дедушек тревога: «ребенок не делает ожидаемое нами и значит что-то не так». Далее , как я поняла, трансляция вам этой тревоги.
      Жена ученого врача вряд ли может оценить статус ребенка.
      Ребенок ничем не отличается от взрослых. Иногда мы хотим отвечать, иногда нет. Это зависит от очень многих обстоятельств.
      Раз вы сообщили ребенку о небезопасности других людей, это может вносить вклад в его » не буду отвечать незнакомцам».
      Вам стоит подумать, что тревожит именно вас касаемо сына.
      Если вопросы есть, сходить с ним к специалисту и все прояснить.
      Можно спросить и мальчика, в связи с чем он не отвечает другим.

      Может и так, может это его выбор, может другие причины.

      Озадачены не по-детски: как отвечать на неудобные вопросы ребенка

      Родителям маленьких «почемучек» иногда приходится отвечать на сто разных вопросов в день. Но как ответить, если ребенок задает вам совсем не простой вопрос, а… неудобный?

      Неудобный вопрос – это вопрос, ответ на который вы, конечно же, знаете, но боитесь неправильно сформулировать его для ребенка и тем самым испугать, расстроить или еще больше его озадачить.

      Воспользуемся принципом «предупрежден – значит вооружен» и рассмотрим, как отвечать детям на самые распространенные неудобные вопросы.

      Мы уже писали о том, как отвечать ребенку на главный вопрос подобного рода – «Откуда я взялся?», продолжим список в этой статье.

      1. «Кого ты больше любишь: брата/сестру или меня?»

      Вопрос обычно задают дети до 7 лет, вскоре после появления младшего ребенка в семье.

      Причина:

      Такой вопрос возникает ввиду соперничества между детьми в семье, на почве детской ревности к родителям.

      Нужно дать ребенку понять, что ваша любовь к своим детям безгранична и равноценна, несмотря на видимую разницу между ними. Помочь ребенку может сравнение с его такой же равноценной любовью к маме и папе.

      Объясните, что вы любите своих детей одинаково и вашей любви хватит на всех.

      Избегайте манипуляций на основе детской привязанности. Не стоит говорить, что ваша любовь сильнее к другому ребенку, потому что он в чем-то лучше, в надежде мотивировать спрашивающего на изменения в поведении. Это поселит в малыше тревогу и испортит отношения между детьми.

      

      2. «Почему я – это я?»

      Обычно этот вопрос начинает заботить ребенка примерно с 4-х лет, но бывают и исключения.

      Задаваясь вопросом, почему он родился именно таким – с такими способностями и внешностью, ребенок начинает осознавать себя как отдельную личность, нащупывает собственную индивидуальность.

      Объясните ребенку, что каждый человек сочетает в себе те качества, с которыми он родился, и те, которые приобрел в жизни. Мы все меняемся благодаря другим людям, своей деятельности и другим факторам.

      От рождения мы получаем внешность, которая досталась нам от наших родителей. Также мы рождаемся уже определенного пола, с определенным уровнем здоровья, а позже постепенно приобретаем привычки и умения. Находится то, что мы любим, и то, чего не любим. К тому же каждый человек рождается в своей семье, городе, стране с определенным окружением и правилами поведения. Из всего этого и складывается в итоге наша личность.

      Не бывает одинаковых людей, есть похожие, но не одинаковые, это называется индивидуальность.

      3. «Зачем вы меня родили?»

      Возраст:

      Обычно такой вопрос ребенок задает в возрасте с 3-х до 5-ти лет, а затем уже в переходном возрасте, добавив к вопросу страдальчески-риторическую нагрузку и соответствующий тон.

      Этот вопрос ребенок задает, когда ему не хватает вашего внимания, заботы и одобрения, либо он пытается смягчить наказание за проделку, взывая к вашим самым глубинным чувствам по отношению к нему.

      Расскажите ребенку, что мама и папа очень любят друг друга, поэтому завели семью. В полной семье всегда есть дети – плод любви и нежности родителей. Скажите, что очень хотели иметь умного, доброго и красивого малыша, поэтому родили его.

      Дайте ребенку понять, что он особенный и желанный.

      Поскольку этот вопрос почти всегда появляется, когда ребенок испытывает потребность в проявлении ваших чувств любви к нему, стоит уделить время удовлетворению этой нужды.

      4. «А я умру?»

      Таким вопросом малыши могут задаваться уже в 3-4 года, конечно, они еще не понимают полностью смысла конечности всего сущего, на данном этапе их интересует почему кто-то или что-то перестает существовать, находиться рядом.

      Причина:

      Подобный вопрос может возникнуть, когда ребенок неожиданно сталкивается со смертью близкого человека или своего питомца.

      Отвечая на этот вопрос, не стоит делать акцент на неотвратимости кончины всех живых существ. Упомяните об этом вскользь – всем животным, людям, даже растениям, отведен свой срок жизни. И сделайте упор на то, что сначала его ждет долгая и счастливая жизнь – садик, затем школа и институт.

      Расскажите ребенку, что у него тоже когда-то будет своя семья, дети, хорошая работа и много-много путешествий и открытий. Объясните, что для того, чтобы хорошо и долго прожить свою жизнь, нужно обязательно заботиться о своем здоровье и всегда помнить о правилах безопасности.

      Если ребенок еще совсем мал, допускается поверхностное объяснение, такое как «бабушка смотрит теперь на нас с неба». Если же ребенку более 6 лет, не забудьте упомянуть, что загробная жизнь не существует в той форме, которую демонстрируют в современных фильмах ужасов про вампиров, зомби и призраков.

      

      5. «Почему у меня нет того, что есть у других?»

      Возраст:

      Этот вопрос могут задавать дети, начиная от 3 лет и старше.

      Причиной является появление новой способности ребенка к сравнению, внутреннее чувство несправедливости.

      Это очень хорошая тема для обсуждения, предоставляющая возможность преподнести азы финансовой грамотности и правильного распределения средств.

      Расскажите ребенку, как распределяются деньги в семье, сколько выделяется на игрушки и развлечения. О том, как зарабатываются деньги, что для этого взрослые ходят на работу и выполняют там множество задач. Объясните, что все, что появляется у вас в доме – еда, одежда, игрушки, даже свет, газ и вода, – стоят денег, поэтому так важно тратить с умом, чтобы на все хватило.

      Попробуйте предложить ребенку альтернативу – возможность заработать самому.

      Дайте ему какое-нибудь посильное задание по дому, за выполнение которого он сможет получить определенную, заранее оговоренную денежную сумму. Пусть ребенок попробует сам накопить деньги на желаемую вещь. Возможно, потом он уже не захочет тратить эти деньги на ту самую машинку, ведь они достались ему с трудом.

      А может быть, наоборот, его покупка станет еще слаще, ведь он сам приложил усилия для осуществления своей мечты. Позвольте ему прочувствовать такие моменты.

      6. «Чем мальчики отличаются от девочек?»

      Возраст:

      Этот вопрос могут задавать дети, начиная от 2-3 лет.

      Такой вопрос чаще всего подразумевает, что малыш уже увидел различия в мужских и женских половых органах, например, в детском саду.

      Как отвечать:

      Если ребенок маленький, достаточно будет сказать, что так задумано природой, чтобы мальчики отличались от девочек. Для ребенка более старшего возраста можно уточнить, что такое строение необходимо, чтобы потом, когда мальчики и девочки вырастут, они смогли стать мамой и папой.

      7. «Почему вы ругаетесь с папой, разве вы не любите друг друга?»

      Этот вопрос могут задавать дети примерно с 2,5 лет.

      Ссоры бывают в каждой семье, и если малыш стал свидетелем этого, то ваша задача сделать так, чтобы он не усомнился в крепости вашего союза, снизить его уровень тревоги.

      Объясните ребенку, что у каждого человека есть свое мнение. Напомните о том, что сам малыш тоже иногда капризничает, если родители не соглашаются идти на его условия. Так и у взрослых – иногда мама и папа не сходятся во мнениях и спорят друг с другом. Но потом обязательно вспоминают про свою любовь и про то, как хорошо быть вместе и перестают спорить.

      

      8. «А Дед Мороз существует?»

      Этот вопрос могут задавать дети, начиная от 3-х лет.

      Вероятных причин две:

      1. Ребенок увидел, как в канун праздника вы сами прячете подарки.

      2. Ребенок стал старше и сам начал обо всем догадываться.

      В первом случае, если вы не хотите убить веру в Деда Мороза, скажите, что он очень торопился, поэтому отдал вам подарок и попросил положить под елку. Во втором случае можете рассказать ребенку, что добрый волшебник просто живет в наших сердцах, люди специально наряжаются в него, чтобы праздник был по-настоящему сказочным.

      9. «Почему мне нельзя разговаривать на улице с незнакомыми людьми?»

      Этот вопрос могут задавать дети примерно 4-7 лет.

      Начиная с младшего школьного возраста, ребенку очень важно иметь возможность передвигаться по улицам самостоятельно. Запрет родителей ребенок может расценивать как посягание на собственную «взрослость» и самостоятельность.

      Как отвечать:

      Учитывая реальность, следует исключить всякую возможность контактов с посторонними, наложив строгий запрет на подобного рода общение.

      Объясните ребенку, что он маленький, ему пока трудно самому разобраться, какой человек добрый, а какой – злой.

      Расскажите, что некоторые злые могут улыбаться и даже предложить конфету или пригласить посмотреть щенка, но верить им нельзя – они желают плохого.

      Напоминайте: если на улице к нему подойдет незнакомый человек и попросит о чем-то, нужно насторожиться, не разговаривать с незнакомцем и отойти от него подальше. Скажите, что если это добрый человек, то он поймет и не обидится. А если это нехороший человек, то так ему будет трудно сделать зло.

      10. «Почему другие дети считают меня некрасивым?»

      Этот вопрос может задать ребенок дошкольного возраста, посещающий детский сад, или ребенок младшего школьного возраста.

      Особенно этим вопросом задаются дети 11-13 лет, в подростковом возрасте, когда они начинают очень критично подходить к себе и своей внешности, именно в этом возрасте в большей степени порождается нетерпимость к окружающим, среди детей появляется агрессия.

      Для ребенка, живущего в семье, наполненной любовью и нежностью, столкновение с враждебно настроенными детьми может оказаться неприятным сюрпризом и доставить психологический дискомфорт.

      Нельзя говорить, чтобы ребенок просто не обращал внимания на таких детей, сначала нужно рассказать о субъективности восприятия людей, затем показать свое положительное отношение к нему и сравнить с собственными проблемами в таком возрасте.

      Расскажите ребенку, что у каждого человека свои представления о красоте и способностях.

      Это как с фильмами или книгами: кому-то нравятся приключения, а кто-то любит комедии, просто симпатии у всех разные. Обязательно скажите ребенку о своей симпатии к нему, обратите его внимание на то, что считаете в нем достоинствами.

      Объясните ребенку, что всегда есть те, кто считает тебя очень симпатичным и умным, и те, кому ты не очень нравишься. Секрет в том, чтобы дружить с теми людьми, с кем тебе легко и не придавать значения словам тех, с кем тебе не по пути. Расскажите, что в детстве вы тоже иногда из-за этого переживали, но потом встретили папу, который полюбил вас такой, какая вы есть.

      Ребенок не хочет отвечать на вопросы родителей