Отношение к женщинам онегина и автора

Автор и его герой в романе «Евгений Онегин». (Сходство и различие в характерах автора и его главного героя )

Школьное сочинение

Самое любимое произведение Пушкина — роман «Евгений Онегин», над которым он работал много лет, Белинский называл «энциклопедией русской жизни». По словам поэта, роман был плодом «ума холодных наблюдений и сердца горестных замет», в нем, действительно, дана картина всех слоев русского общества.

В творчестве Пушкина роман «Евгений Онегин» занимает центральное место. Это самое крупное художественное произведение А.С.Пушкина. Оно богато содержанием, одно из самых популярных произведений поэта, которое оказало наиболее сильное влияние на судьбу всей русской литературы.

Главное действующее лицо романа — молодой помещик Евгений Онегин — человек с очень сложным и противоречивым характером. Не так легко установить, как относится к нему сам автор. Тон рассказа о нем у Пушкина почти до самого конца романа иронический. Может быть, потому, что автор рассказывает и про себя. Поэт не скрывает его недостатков и не старается оправдать их. Уже в эпиграфе к роману Пушкин выражает сомнение в справедливости того чувства превосходства, с которым Онегин относился к окружающим. И в то же время мы узнаем в первой главе, что сам Пушкин подружился с Онегиным, что поэту «нравились его черты», что он проводил с Онегиным ночи на набережной Невы, вспоминая свою юность, прежнюю любовь, слушая пение гребцов плывущей по реке лодки. Приведя в восьмой главе резко недоброжелательные отзывы об Онегине какого-то светского его знакомого, поэт решительно вступается за своего героя, подчеркивает его пылкую и неосторожную душу, его ум и почти отождествляет его с собой, когда говорит:

«Но грустно думать, что напрасно

была нам молодость дана,

что изменяли ей всечасно,

что обманула нас она. «.

Образы главного героя и автора в романе создают лирические отступления. Если читать повнимательней, то можно увидеть, что в нем не один главный герой, а два: Онегин и Пушкин. Об авторе мы узнаем почти столько же, сколько и о Евгении Онегине. Они во многом похожи, недаром Пушкин сразу сказал о Евгении, что он «добрый мой приятель». Пушкин о себе и об Онегине пишет:

Страстей игру мы знали оба;

Томила жизнь обоих нас;

В обоих сердца жар угас.

Автор, как и герой, устав от суеты, не может в душе не презирать людей света, мучается воспоминаниями о светлой, беспечной юности. Пушкину нравится «резкий, охлажденный ум» Онегина, его недовольство собой. Автор и его герой — это люди одного поколения и примерно одного типа воспитания: у обоих были французы-гувернеры, оба провели молодость в петербургском свете, у них общие знакомые и друзья. Даже родители их имеют сходство: отец Пушкина, как и отец Онегина, «жил долгами. «. Обобщая, Пушкин пишет:

«Мы все учились понемногу,

чему-нибудь и как-нибудь,

но воспитаньем, слава богу,

у нас немудрено блеснуть».

Поэт отмечает и свое отличие от Онегина. Онегин не понимает природы, автор же мечтает о тихой, спокойной жизни в райском уголке, где он мог бы наслаждаться природой. Пушкин умеет радоваться тому, что так наскучило, опостылело Онегину. Для Онегина любовь — это «наука страсти нежной», у Пушкина отношение к женщинам другое, ему доступна настоящая страсть и любовь. Мир Онегина и Пушкина — это мир светских обедов, роскошных забав, балов. Петербургский высший свет автор подвергает резкой критике. Пушкину нелегко жить, гораздо труднее, чем Онегину. Онегин разочарован в жизни, у него нет ни друзей, ни творчества, ни любви, ни радости, у Пушкина все это есть, но нет свободы — его высылают из Петербурга, он не принадлежит сам себе. Онегину ничего не надо, и в том его трагедия.

Какими бы ни были разными Пушкин и Онегин, их объединяет недовольство тем, как устроена российская действительность. Умный, насмешливый поэт был настоящим гражданином, человеком, который не был равнодушен к судьбе своей страны. Онегина же Пушкин мечтал сделать декабристом, и в этом сказалось все его уважение к своему герою.

Несмотря на это явное сходство, есть еще и заметное отличие между ними. Различие их в том, что Пушкин — поэт, а Онегин «не мог ямба от хорея отличить». Даже «деревня, где скучал Евгений. » очень нравится Пушкину, он говорит, что «деревня была прелестный уголок. «. Онегину «в глуши, в деревне все скучно», а автор говорит:

Я был рожден для жизни мирной,

Для деревенской тишины.

Этим сравнением Пушкин все —таки пытается «отделить» себя от Онегина. На протяжении всего романа автор сравнивает взгляды свои и Онегина. Да, в произведении автор и его герой — друзья, но очень большая пропасть их разделяет. Мы видим, как Пушкин с его горячей, жизнелюбивой натурой всей душой отрицает холодность и равнодушие Онегина. Автор понимает, что такой холодностью заразило Онегина светское общество, однако Пушкин — тоже выходец из той же среды, но разве ослаб его дух, разве остыло его сердце?

Противоположность характеров проявляется не только в отношении к жизни, но и в отношении к людям. Для Пушкина Татьяна — милый, «верный идеал», а Онегин считает ее не более чем «наивной девочкой». В ответ на свое трепетное признание в любви Татьяна слышит от «черствого» Онегина лишь проповедь и ничего другого. Пушкин сочувствует Татьяне, он пишет:

Татьяну милую мою!

Именно из-за нее Пушкин вступает в спор с общественным мнением. Автор раскрывает перед нами в одном из лирических отступлений свой идеал женщины. Пушкинская женщина «от небес одарена воображением мятежным, умом и волею живой, и своенравной головой, и сердцем, пламенным и нежным». Много лирических отступлений поэт посвятил культурной жизни России.

Характер Онегина, нужно иметь в виду, не остается неизменным, он меняется под влиянием событий, описанных Пушкиным в романе. Значительные изменения происходят в нем, и Онегин уже совсем не тот, каким мы его видим в шести главах, в восьмой, последней, главе романа. В последние годы жизни у самого поэта в характере также происходили многочисленные изменения. На протяжении всего романа автор находится рядом с Онегиным: совместно с ним переживает происходящее, старается иногда его осудить или понять. Они словно одно целое. Пока Пушкин писал роман «Евгений Онегин», очень привык к нему:

Сперва Онегина язык

Меня смущал; но я привык –

К его язвительному спору,

И к шутке, с желчью пополам,

И злости мрачных эпиграмм.

В конце романа Пушкин снова обращает свой взор к тем, кого любил в юности и кому остался верен сердцем всю свою недолгую, но плодотворную жизнь. Поэтому, окончив роман, поэт испытывал чувство гордости от совершенного литературного подвига — создания первого русского реалистического романа. Но, скучая по привычному, многолетнему занятию и сиротливо чувствуя себя без него, поэт грустил, как поденщик, который окончил свою работу и не получил новой. Ведь в этой трудной и радостной работе, не выходя из дому, целые дни и ночи проводил Пушкин.

Автор, Онегин, Ленский

Проблема точки зрения
в романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин”

Роман “Евгений Онегин” невозможно охарактеризовать одним понятием, одним словом. Каждый, кто читал его на протяжении двух столетий, находил что-то новое, давал еще одно объяснение, определение этому удивительному произведению. Это и “энциклопедия русской жизни”, как назвал роман В. Белинский, и первый русский реалистический роман, и свободный роман, открытие А. С. Пушкина, послужившее началом развития всей последующей литературы как XIX, так и XX века. “Пишу не роман, а роман в стихах — дьявольская разница” — так сказал сам автор о своем произведении в письме к П. А. Вяземскому. То, что этот роман свободный, дало возможность существованию разных точек зрения в нем. А. С. Пушкин предоставляет выбор, свободу в восприятии героя, не навязывает своей точки зрения.
А. С. Пушкин в своем романе впервые отделил автора от героя. Автор в романе присутствует наравне с другими героями. И линия автора, его точка зрения существует сама по себе, отдельно от точки зрения главного героя, Онегина, иногда пересекаясь с ней. Третий же герой романа, Ленский, совершенно не похож ни на автора, ни на Онегина, с ним связана еще одна точка зрения, иная позиция, противопоставляющаяся в первую очередь позиции Онегина, так как автор на протяжении всего романа нигде не сталкивается с Ленским, он лишь показывает свое к нему отношение.
А. С. Пушкин с мягкой иронией рассказывает о Ленском, этом восторженном романтике, который

. пел разлуку и печаль,
И нечто, и ту манну даль.

А также с некоторой издевкой говорит о том, как писал Ленский:

Так он писал, темно и вяло
(Что романтизмом мы зовем,
Хоть романтизма тут нимало
Не вижу я. ).

Романтизм уже ушел из жизни, как уходит и Ленский. Его смерть вполне логична, она символизирует собой полный отказ от романтических идей. Ленский не развивается во времени, он статичен. Отличаясь от тех людей, среди которых вынужден жить (и в этом он схож с Онегиным), Ленский был способен только на то, чтобы быстро вспыхнуть — и угаснуть. И даже если бы Онегин не убил его, скорее всего, в будущем Ленского ждала обыкновенная жизнь, которая охладила бы его пыл и превратила в простого обывателя, который

Пил, ел, скучал, толстел, хирел
И, наконец, в своей постеле
Скончался б посреди детей,
Плаксивых баб и лекарей.

Такой путь, точка зрения нежизнеспособны, что и доказывает Пушкин читателю.
Совершенно другая точка зрения Онегина. Она в чем-то схожа с точкой зрения автора, и поэтому в какой-то момент они становятся друзьями:

Мне нравились его черты,
Мечтам невольная преданность.

Они оба сходятся в своем отношении к свету, оба бегут от него. Оба скептики и вместе с тем интеллектуалы. Но Онегин, как и автор, развивается, меняется, и его отношения с автором тоже меняются. Автор постепенно отдаляется от Онегина. Когда же Онегин идет на дуэль, испугавшись общественного мнения, и убивает на ней Ленского, когда оказывается, что его точка зрения не основывается на твердых нравственных принципах, автор совершенно отдаляется от своего героя. Но еще и до этого видно, что их точки зрения расходятся по многим вопросам: это и их отношение к искусству, к театру, к любви, к природе. То, что один из них поэт, а другой не может отличить ямба от хорея, конечно, сильно отдаляет их друг от друга. И скорее всего, А. С. Пушкин показывал, что точка зрения Онегина, например, его отношение к театру:

. на сцену
В большом рассеянье взглянул,
Отворотился — и зевнул —

отлична от авторской. Автор, безусловно, восхищается этим искусством, для него театр — это “волшебный край”. Отношение же Онегина к любви:

Как рано мог он лицемерить,
Таить надежду, ревновать. —

просто не имеет права существовать.
Онегин, будучи “гением” науки любви, упустил возможность счастья для себя, оказался неспособным на истинное чувство (вначале). Когда же он смог полюбить, то все равно не достиг счастья, было уже слишком поздно. В этом заключается истинная трагедия Онегина. И его путь оказывается неправильным, ненастоящим. Позиция автора иная, его не раз волновали страсти, любовь была неизменным спутником жизни:

Замечу кстати: все поэты —
Любви мечтательной друзья.

И конечно, именно отношение к Татьяне во многом определяет их точки зрения, отдаляя друг от друга. Чем ближе Пушкин к Татьяне, тем больше отдаляется он от Онегина, который нравственно намного ниже ее. И только когда Онегин будет способен на высокое чувство, когда он влюбится в Татьяну, критические оценки А. С. Пушкина исчезнут.
Одно из основных различий между ними — это в том числе их отношение к природе. Онегин далек от нее, как и от всего остального, автор же “предан душой”, “рожден для жизни мирной, для деревенской тишины”.
Пушкин показал, что такая позиция, точка зрения Онегина уже не могут существовать. Правда, он оставляет ему выбор. Онегину еще не поздно измениться, поэтому-то финал романа открытый. С позиции же автора, только его собственная точка зрения возможна для мыслящего человека, она наиболее приемлема для жизни.
Уникальность этого романа, непохожесть этого романа ни на один другой заключается в том, что автор смотрит на Онегина уже не как на героя своего романа, а как на вполне определенного человека со своим мировоззрением, со своими собственными взглядами на жизнь. Онегин совершенно независим от автора, и это как раз и делает роман по-настоящему реалистическим, более того — гениальным творением А. С. Пушкина.

12276 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Рекомендуем эксклюзивные работы по этой теме, которые скачиваются по принципу «одно сочинение в одну школу»:

«Личность поэта, так полно и ярко отразившаяся в этой поэме, везде является такою прекрасною, такою гуманною. » (В.Г. Белинский) (по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»).
Каковы причины и следствия дуэли Онегина с Ленским? (по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин»).

/ Сочинения / Пушкин А.С. / Евгений Онегин / Автор, Онегин, Ленский

Смотрите также по произведению «Евгений Онегин»:

LITERATURUS: Мир русской литературы

Анализ произведений. Характеристика героев. Материалы для сочинений

Меню сайта

Образ Евгения Онегина в романе «Евгений Онегин» Пушкина: описание героя в цитатах

В этой статье представлен цитатный образ Евгения Онегина в романе «Евгений Онегин»: описание характера и личности героя, его происхождения и т.д.

Смотрите:
Все материалы по «Евгению Онегину»
Все материалы по творчеству Пушкина

Образ Евгения Онегина в романе «Евгений Онегин» в цитатах

«. Monsieur l’Abbé, француз убогой, / Чтоб не измучилось дитя, / Учил его всему шутя, / Не докучал моралью строгой, / Слегка за шалости бранил. « Онегин не любит читать, но некоторые книги ему все-таки нравятся:
«. Хотя мы знаем, что Евгений / Издавна чтенье разлюбил, / Однако ж несколько творений / Он из опалы исключил: / Певца Гяура и Жуана / Да с ним еще два-три романа. « Евгений нигде не служит и ничем не занимается. В то время среди дворян было принято служить в армии или делать карьеру чиновника, но Онегин не занимается ни тем, ни другим:
«. Томясь в бездействии досуга / Без службы, без жены, без дел, / Ничем заняться не умел. « Евгений Онегин ведет активную светскую жизнь, он ездит на все балы и вечера и возвращается домой под утро:
«. Полусонный / В постелю с бала едет он: / А Петербург неугомонный / Уж барабаном пробужден. « «. Проснется зá полдень, и снова / До утра жизнь его готова. « Когда Онегин узнает, что его дядя при смерти, он не чувствует жалости к нему, но готов притворяться ради получения наследства:
«. Приготовляясь, денег ради, / На вздохи, скуку и обман. « Онегин — либеральный, гуманный помещик. В своих имениях он старается облегчить жизнь своих крепостных крестьян:
«. Ярем он барщины старинной / Оброком легким заменил; / И раб судьбу благословил. «

Евгений Онегин умеет «тревожить сердца кокеток», то есть умеет нравиться женщинам:
«. Как рано мог уж он тревожить / Сердца кокеток записных. « «. Твой искуситель роковой. «

«. Чудак, попав на пир огромный. « «. Где этот пасмурный чудак. «

«. Чудак печальный и опасный. « Евгений Онегин — человек с умом и сердцем:
«. Как с вашим сердцем и умом / Быть чувства мелкого рабом. » (Татьяна — Онегину) В сердце Онегина есть гордость и честь:
«. Я знаю: в вашем сердце есть / И гордость, и прямая честь. » (Татьяна — Онегину)

«. Начнете плакать: ваши слезы / Не тронут сердца моего, / А будут лишь бесить его. «
Спустя несколько лет Онегин и Татьяна встречаются на светском вечере. Онегин влюбляется в Татьяну, но уже слишком поздно: Татьяна замужем и отказывается бросить мужа ради него. Онегин мучается от любви. Теперь он оказывается на месте Татьяны. Ему остается лишь отступить и смириться с тем, что Татьяна никогда не будет с ним.

Это был цитатный образ Евгения Онегина в романе «Евгений Онегин» А. Пушкина.

Урок по русской литературе.

2 урок — «Онегин и Ленский в деревенском кругу» Презентация.ppt

4 урок — «Анализ сцены в саду» Презентация.ppt

5 урок — Анализ сцен «Сон Татьяны», «Именины Татьяны»

6 урок — Анализ сцены дуэли

7 урок — Объяснение Онегина и Татьяны в 8 главе Презентация.ppt

Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку

Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас E-mail-рассылку

Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз «Скачать материал».

  • Русский язык и литература

Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
1 глава
День Онегина

Урок литературы в 9 классе

• Проследив жизнь героя в течение одного дня, понять причины его разочарования и увидеть, в чём автор сочувствует своему герою и в чём противостоит ему.

1 глава – история болезни души Онегина.

• Почему Пушкин рисует в этой главе лишь один день из жизни героя?

• Из чего складывается этот день?

• Почему автор всюду сопровождает героя и при этом не подвержен хандре?

В ходе урока нам предстоит заполнить таблицу:

1. Отношение к мнению света

2. Отношение к женщинам и любви

3. Отношение к искусству, к театру

4. Отношение к труду, творчеству

Проследим за «маршрутом» Онегина (анимированная схема) *Далее учитель вместе с учащимися идёт по гиперссылкам

«К Та lon помчался он…»
(строфы 15-16) перечитываются строфы, даётся словесный комментарий

• Боливар – шляпа с широкими полями и низкой тульей, расширенной кверху

Онегин живёт по велению брегета, то есть по часам, как заведённая марионетка.

• Каверин – друг Пушкина, он же друг Онегина

В 16 строфе Пушкин нас знакомит с типичным меню тех лет.

• Что ели дворяне в ресторане в те годы?

Беседа по вопросам:

• Прочтём теперь эпизод «Онегин в театре» (строфы 17, 21-22)

• Как Пушкин относится к театру, а как Онегин?

• Как Онегин ведёт себя в театре? Найдите детали, характеризующие его.

Вспомните, как выглядит кабинет Онегина?

Как его характеризует интерьер его жилища?

На балу
(строфы 27-28, 33-34)

• Зачем на бал приехал Онегин? Описывает ли его автор на балу?

• Что автор описывает?

• Почему автор не говорит об Онегине?

• Как к любви и к женщинам относятся автор и его герой? Одинаково?

Завершение дня. Просмотр видеофрагмента

Ответим на первый вопрос урока:

• Почему Пушкин описывает только один день героя?

• Ответ дан в тексте:

« Проснётся за полдень, и снова

До утра жизнь его готова,

Однообразна и пестра,

И завтра то же, что вчера.»

• При такой жизни счастлив ли Евгений?

Проверим работу на уроке

«Боясь ревнивых осуждений»

«Не мысля гордый свет забавить»

«Наука страсти нежной», «волочился как-нибудь»

Продолжает восхищаться женской красотой

3. Отношение к искусству, театру

«Отворотился и зевнул…»

«Упорный труд ему был тошен»

5. Отношение к природе

«На третий роща, холм и поле его не радовали боле»

«Я был рождён для жизни мирной, для деревенской тишины…»

При встречах с женщинами Пушкин мгновенно загорался и, порою, так же мгновенно погасал. Осенью 1826 г., только что прощенный Николаем I, он из своего Михайловского уединения попадает в Москву, кипящую шумным весельем по случаю коронационных торжеств. Здесь на пути его оказалась хрупкая, миниатюрная красавица С. Ф. Пушкина, его дальняя родственница. Он был ей представлен, тут же влюбился и немедленно задумал сделать предложение. Всего несколько дней понадобилось ему, чтобы решиться на такой важный шаг.

„Боже мой, как она красива,—писал он двоюродному брату своей предполагаемой невесты В. П. Зубкову, избранному им в поверенные:—и до чего нелепо было мое поведение с нею. Мерзкий этот Панин! Знаком два года, а свататься собирается на Фоминой неделе; а я вижу ее раз в ложе, в другой на бале, а в третий сватаюсь» 1).

Также стремительно и бурно налетела на него любовь к Н. Н. Гончаровой, которая впоследствии стала его женой и которая в момент знакомства имела всего 16 лет от роду. Не теряя ни минуты, он, по своему обыкновению, несколько странному для поэта, просил руки Натальи Николаевны при посредстве свата, каковым на сей раз оказался известный бретер и авантюрист с сомнительной репутацией, Ф. И. Толстой, прозванный американцем.

Получив холодный и уклончивый ответ от родителей невесты, Пушкин умчался на Кавказ к армии Паскевича в полном отчаянии. А ему шел тогда уже тридцатый год; он изведал всевозможные житейские бури, и его любовный опыт был весьма обширен. „Натали—моя сто тринадцатая любовь» — признавался он жене друга, княгине В. Ф. Вяземской. В другом месте он вспоминает: „Более или менее я был влюблен во всех хорошеньких женщин которых знал. Все они изрядно надо мной посмеялись; все за одним единственным исключением, кокетничали со мной».

Совершенно очевидно, что нельзя серьезно любить сто тринадцать женщин. Большинство увлечений Пушкина носит характер мимолетности. Однако, не следует делать отсюда тот вывод, будто поэт вообще не был способен к глубокому и прочному чувству. В этой чудесной биографии мы имеем возможность наблюдать самые разнообразные типы любви: от случайного каприза до напряженной, мучительной страсти, от грубой телесной похоти до воздушной, романтической грезы, которая довлеет сама себе и остается неизвестной даже любимому предмету.

Должно, впрочем, заметить, «что случаи этого последнего рода довольно редки. Пушкин очень любил легкий флирт, ни к чему не обязывающий обе стороны. Но когда ему не удавалось удержать нарождающееся чувство в должных границах, когда любовь приходила не на шутку, она обычно протекала, как тяжелая болезнь, сопровождаемая бурными пароксизмами. Ему нужно было физическое обладание, и он подчас готов был буквально сойти с ума в тех случаях, когда женщина оставалась недоступной.

Одна мелкая, но характерная черта показывает, как сильно плотское начало было выражено в любовных порывах Пушкина: образ женской ноги всего ярче зажигал его эротическую фантазию. Это общеизвестно. Многочисленные памятники этого своеобразного пристрастия сохранились в его стихах; о том же говорят весьма выразительные рисунки, набросанные в черновых рукописях. Ученый пушкинианец наших дней, профессор Сумцов, мог даже написать специальную работу о женской ножке в поэзии Пушкина.

Люди, физиологически страстные и наделенные к тому же живым, пластическим воображением, бывают по большей части очень ревнивы. Исключительно ревнивым нравом обладал и Пушкин. Если ему часто приходилось переживать любовь, как болезнь, то ревность являлась злокачественным осложнением этой болезни. Среди лучших лирических произведений его имеются стихи, начинающиеся словами: „Ненастный день потух» и т. д. Можно только поражаться, какой огромный опыт по части ревности, сплошь да рядом неосновательной и не мотивированной, нужно было иметь, чтобы написать их:

Вот время: по горе теперь идет она

К брегам, потопленным шумящими волнами;

Там, под заветными скалами,

Теперь она сидит печальна и одна.

Одна. никто пред ней не плачет, не тоскует,

Никто ее колен в забвеньи не целует;

Одна. ничьим устам она не предает

Ни плеч, ни влажных уст, ни персей белоснежных

Никто ее любви небесной не достоин.

Неправда ль: ты одна-., ты плачешь. Я спокоен.

Красноречивое многоточие, заканчивающее последнюю строку, стоит многих страниц.

Способность испытывать ревнивые муки по самому ничтожному поводу или даже вовсе без повода—нисколько не ослабела с годами. Напротив, она даже возросла после того, как Пушкин женился на Гончаровой. Сестра поэта, Ольга Сергеевна Павлищева, в письме к мужу так изображала терзания своего гениального брата в начале тридцатых годов:

„Брат говорил мне, что иногда чувствует себя самым несчастным существом—существом близким к сумасшествию, когда видит свою жену разговаривающей и танцующей на балах с красивыми молодыми людьми; уже одно прикосновение чужих мужских рук к ее руке причиняет ему приливы крови к голове, и тогда на него находит мысль, не дающая ему покоя, что жена его, оставаясь ему верной, может изменять ему мысленно. Александр мне сказал о возможности не фактического предпочтения его, которое по благочестию и благородству Наташи предполагать в ней просто грешно, но о возможности предпочтения мысленного других перед ним» !).

Подобные свидетельства при желании можно было бы значительно умножить. Вся история семейной жизни Пушкина есть в сущности длинная агония вечно возбужденной и мнительной ревности, которая, под конец, и привела к кровавому исходу.

Когда привычка к ревности укореняется в нравственном мире человека, то это влечет за собой—в виде естественного следствия—дурное и пренебрежительное мнение о женщинах вообще. Словно в отместку за испытанные муки ревнивец бывает склонен представлять себе женщину существом нисшего порядка, лживым, злым, коварным и душевно грубым. Мы видели, как А. П. Керн упрекала Пушкина за его насмешливо-пренебрежительное отношение к женщинам, и находила, что в этом виноваты господствующие понятия эпохи. Она была права лишь отчасти. Зачатки мизогинии коренились в самой натуре Пушкина. Он высказывался в этом смысле напрямик, без всяких околичностей. Автор стольких рифмованных комплиментов и стольких страстных элегий готов был в припадке откровенности взять обратно свои слова.

Стон лиры верной не коснется Их легкой, ветреной души; Нечисто в них воображенье Не понимает нас оно, И, признак Бога, вдохновенье Для них и чуждо, и смешно. Когда на память мне невольно Придет внушенный ими стих, Я содрогаюсь, сердцу больно, Мне стыдно идолов моих. К чему, несчастный, я стремился? Пред кем унизил гордый ум? Кого Еосторгом чистых дум Боготворить не устыдился?

Поэзия была для Пушкина главное в жизни, и именно об этом главном он избегал говорить с женщинами. В эстетическую чуткость их он совершенно не верил. В одной черновой заметке он признается с горечью: „Часто удивляли меня дамы, впрочем, очень милые, тупостью их понятия и нечистотой воображения». О том же читаем в печатной статье „Отрывки из писем, мысли и замечания» (1827 г.): „Жалуются на равнодушие русских женщин к поэзии полагая тому причиной незнание отечественного языка; но какая же дама не поймет стихов Жуковского, Вяземского или Боратынского? Дело в том, что женщины везде те же. Природа, одарив их тонким умом и чувствительностью, самою раздражительною, едва ли не отказала им в чувстве изящного. Поэзия скользит по слуху их, не досягая души; они безчувственны к ее гармонии; примечайте, как они поют модные романсы, как искажают стихи, самые естественные, расстраивают меру, уничтожают рифму. Вслушайтесь в их суждения, и вы удивитесь кривизне и даже грубости их понятия. исключения редки».

Эти сухия, брюзгливыя рассуждения шли от ума и были бессильны обуздать сердце, фантазию и темперамент. Пушкин, как нельзя лучше, понимал всю никчемность соиетов благоразумия в сердечных делах. „То, что я мог бы сказать относительно женщин,» — писал по-французски двадцатитрехлетний поэт своему младшему брату из Кишинева,—„будет для вас совершенно бесполезно. Я лишь замечу, что чем меньше любят женщину, тем скорее могут надеяться обладать ею, но эта забава достойна старой обезьяны XVIII века» в сущности, недалеко ушли от Домостроя протопопа Сильвестра. Жена должна слушаться мужа и следовать его указаниям как в важных вопросах, так и в мелочах. Безукоризненная верность супругу, даже старому и нелюбимому, представляет собою наилучшее украшение молодой и прекрасной женщины. Таков идеал, раскрытый в „Онегине» и в „Дубровском» и отлично ужившийся с показным скептическим цинизмом. Пушкин, на глазах которого началась литературная деятельность Белинского, даже не подозревал, что на свете может существовать женский вопрос. В его рассуждениях о женщинах проглядывает что-то восточное. Не случайно он обмолвился однажды:

Умна восточная система, И прав обычай стариков: Оне родились для гарема Иль для неволи теремов.

Действительно, только гарем, охраняемый стражей из вооруженных евнухов, мог явиться достаточно надежной гарантией женской верности для этого мученика ревнивого воображения.

Отношение к женщинам онегина и автора