Самооценка развития качеств

Оглавление:

Самооценка нравственных качеств личности младших школьников Текст научной статьи по специальности «Психология»

Аннотация научной статьи по психологии, автор научной работы — Холодкова Ольга Геннадьевна

Статья посвящена проблемам развития личности в младшем школьном возрасте . Кратко анализируются различные подходы к пониманию нравственного развития младших школьников. Рассматриваются вопросы, связанные со становлением самооценки нравственных качеств личности младшего школьника. Приводятся результаты экспериментального исследования связи нравственных представлений с самооценкой нравственных качеств младших школьников.

Похожие темы научных работ по психологии , автор научной работы — Холодкова Ольга Геннадьевна,

PERSONAL MORAL SELF-RATING AMONG PUPILS IN ELEMENTARY SCHOOL

The article deals with the problems of personal development among pupils in elementary school. Different approaches to understanding moral development of this age are considered briefly. We also study the issues related to the moral self-rating formation of this age. We list the experimental observation results revealing the connection of concept of moral and moral self-rating of this age.

Текст научной работы на тему «Самооценка нравственных качеств личности младших школьников»

УДК 159.9 : 37.015.3

САМООЦЕНКА НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Статья посвящена проблемам развития личности в младшем школьном возрасте. Кратко анализируются различные подходы к пониманию нравственного развития младших школьников. Рассматриваются вопросы, связанные со становлением самооценки нравственных качеств личности младшего школьника. Приводятся результаты экспериментального исследования связи нравственных представлений с самооценкой нравственных качеств младших школьников.

Ключевые слова: младший школьный возраст, развитие личности, нравственное развитие, нравственные представления, самооценка, самооценка нравственных качеств.

Развитие нравственного сознания ребенка проходит ряд этапов, однако в зарубежной и отечественной психологии существует несколько точек зрения на особенности последовательности и протекания каждого периода.

В зарубежной психологии чаще встречается понятие «моральное развитие» человека, есть ряд концепций, объясняющих данный феномен. Известны концепция морального развития Ж. Пиаже [1], в которой описывается младший школьный возраст как переходный от нравственного реализма к нравственному релятивизму, учение Л. Колберга [2] о многоступенчатом переходе от моральных принципов к нравственным действиям, об условиях, способствующих и препятствующих этому переходу. К. Гиллиган [3] доказывает гендерные различия в развитии моральных суждений, детерминированные спецификой мужского и женского мышления, а также особенностями воспитания мальчиков и девочек. Она считает, что моральное развитие детей непредсказуемо и не может укладываться в жесткие рамки стадий — оно зависит от многих факторов, среди которых доминируют культурные.

Иное представление о генезисе нравственного поведения имеют отечественные авторы. Л. И. Божович [4] определяет нравственное поведение ребенка на разных возрастных этапах через характеристику функциональных систем, обладающих единством моральных знаний и морального опыта. Уже в дошкольном возрасте появляется первая такая система, характеризующаяся появлением внутренних моральных инстанций, причину возникновения которых Л. И. Божович [4] видит в стремлении ребенка соответствовать требованиям и ожиданиям взрослых.

Младший школьный возраст в нравственном развитии ребенка отмечается Г. А. Цукерман как переходный, «взятый в границах двух кризисов» [5]. Он требует особого внимания со стороны взрослых, которые могут и должны создать необходимые условия для становления устойчивых нравственных форм поведения.

Среди таких условий Г. К. Узбекова [6] выделяет как необходимое уже в старшем школьном возрасте обязательное и своевременное подкрепление эмоционально-положительного отношения ребенка ко взрослому, к совместной с ним деятельности, которая затем под руководством взрослого перерастает в самостоятельную деятельность. Действия ребенка оцениваются с точки зрения их пользы или вреда, т. е. с точки зрения их последствий для самого ребенка и окружающих его людей. Так происходят создание, формирование нравственных мотивов поступков ребенка, связь самооценки ребенка с собственной деятельностью, во всех случаях связанной с другими людьми.

Проблема взаимосвязи нравственных представлений и самооценки младшими школьниками нравственных качеств не обсуждалась в отечественной психологической литературе, однако есть ряд мнений по этому поводу. Так, А. В. Захарова [7] считает, что в младшем школьном возрасте в самооценке происходит постепенное повышение самостоятельности: от обусловленной мнением взрослых она становится в большей степени обобщенной, самостоятельной (примерно у половины учащихся 3-х классов); приобретает большие, чем в предыдущем периоде, дифференцированность, обоснованность, объективность, осознанность, устойчивость.

Другие исследования показывают, что младшие школьники не способны оценить свои нравственные качества. Поэтому, по утверждению С. И. Га-ляутдиновой [8], оценка своих возможностей для достижения нравственного идеала и осознание самого нравственного идеала не характерны для младших школьников. С. И. Галяутдинова [8] отмечает, что становление нравственного самоопределения в этом возрасте берет начало от осознания компонента «чего от него хотят», осознания внешних нравственных требований как требований к себе. И на основе этого уже в дальнейшем происходят примеривание своих нравственных качеств к требованиям, их самооценка, формирование нравственного образца поведения.

В нашей работе экспериментальное исследование связи нравственных представлений с самооценкой нравственных качеств младших школьников происходило с использованием методик «Определение нравственных представлений» Л. С. Колмогоровой [9] и модифицированной методики В. Г. Щур «Определение самооценки».

На основании анализа полученного материала все испытуемые (учащиеся третьих классов) разделились на две группы.

Наибольшую группу (60 %) составили учащиеся, у которых уровень представлений о нравственных качествах совпадает с уровнем самооценки по этим качествам. Среди них 55 % учащихся имеют высокий уровень представлений о нравственных качествах и высокую самооценку этих нравственных качеств. Это говорит о том, что учащиеся хорошо знают обо всех предложенных нами нравственных качествах, а также довольно высоко оценивали свои нравственные возможности и черты характера. Вторую подгруппу (45 %) составили учащиеся, у которых уровень нравственных представлений и самооценки по этим нравственным качествам является средним. Например, дети, не имея представления о том или ином нравственном качестве, оценивали наличие у себя данного качества на среднем уровне. Были и такие испытуемые, которые, хорошо зная о каком-либо нравственном качестве, оценивали себя на среднем уровне. Это может говорить о том, что дети старались наиболее адекватно оценивать свои возможности и черты характера. Остальные учащиеся имеют низкий уровень сформированности представлений о нравственных качествах и, соответственно, низкий уровень самооценки.

Вторую группу (40 %) составили учащиеся, у которых уровень представлений о нравственных качествах не совпадает с уровнем самооценки по этим качествам. В свою очередь, эти испытуемые распределились на две подгруппы.

В первую подгруппу (82 %) вошли дети, у которых уровень представлений о нравственных качествах выше, чем уровень самооценки по этим нравственным качествам. В основном учащиеся имеют высокий уровень развития нравственных представлений, но среднюю самооценку. Это мо-

жет говорить о том, что дети, хорошо зная практически обо всех нравственных качествах, понимая то, какое поведение должно соответствовать этим качествам, оценивают себя объективно, то есть дают достаточно адекватную оценку собственным способностям, свойствам и качествам.

Во вторую подгруппу (18 %) вошли дети, у которых уровень представлений о нравственных качествах ниже, чем уровень самооценки по этим нравственным качествам, а именно уровень представлений — средний, а уровень самооценки — высокий. Встает вопрос, как же ребенок может оценивать себя по справедливости, находчивости, организованности на высоком уровне, если он не знает, что означают эти нравственные качества. Можно предположить, что самооценка данных испытуемых завышена либо у них еще отсутствует внутренняя связь между процессом самопознания и самовоспитания.

В целом на основании полученных данных было выявлено, что уровень представлений о нравственных качествах у большей половины третьеклассников является достаточно высоким, а уровень самооценки всех учащихся по этим нравственным качествам средний. Это говорит о том, что практически все дети имеют полное и правильное представление обо всех предложенных нами для анализа нравственных качествах, могут адекватно оценивать наличие у себя этих качеств. Это является существенным основанием предполагать, что в младшем школьном возрасте формируются предпосылки для нравственной регуляции поведения.

Тем не менее в третьем классе обнаруживают себя следующие тенденции: завышенная самооценка, низкий уровень развития нравственных представлений. Желание соответствовать положительному нравственному эталону подталкивает учащихся на присвоение себе положительных нравственных качеств.

Таким образом, данное исследование показало, что уровень самооценки зависит от правильного понимания того или иного нравственного качества. Значит, высокий уровень нравственных представлений младших школьников способствует становлению адекватности самооценки.

1. Piaget J. Moral judgement of the child. L, 1977.

2. Kohlberg L. Moral development and identification, child psychology. University of Chicago Press, 1963. Р. 277-332.

3. Gilligan C. In a Different Voice. Psychological Theory and Women’s Development. Harvard University Press. Cambridge, 1996. 184 p.

4. Божович Л. И., Конникова Т. Е. О нравственном развитии и воспитании детей // Вопросы психологии. 1975. № 1.

5. Цукерман Г. А. Психология саморазвития. Москва-Рига, 1997.

6. Узбекова Г. К. Некоторые особенности формирования ответственности у детей старшего дошкольного возраста / Вопросы самоопределения личности и ее активности: Межвузовский сборник научных трудов. Уфа: Башкирский пединститут, 1985. 109 с.

7. Захарова А. В. Генезис самооценки. Тула: Изд-во ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 1998. 135 с.

8. Галяутдинова С. И. Нравственное самоопределение младшего школьника / Вопросы самоопределения личности и ее активности: межвузовский сборник научных трудов. Уфа: Башкирский пединститут, 1985. 109 с.

9. Колмогорова Л. С., Холодкова О. Г. Возрастные особенности становления психологической культуры младших школьников // Вопросы психологии, 2000. № 6.

Холодкова О. Г, кандидат психологических наук, доцент.

Алтайская государственная педагогическая академия.

Ул. Молодежная, 55, г. Барнаул, Алтайский край, Российская Федерация, 656031.

Материал поступил в редакцию 16.04.2009.

PERSONAL MORAL SELF-RATING AMONG PUPILS IN ELEMENTARY SCHOOL

Keywords: midchildhood, personality development, moral development, concept of morality, self-rating, moral self-rating.

Самооценка и творческая самопрезентация педагога

Статьи по теме

Научно-методическое сопровождение развития профессиональной компетентности педагога образовательной организации, реализующей программы дополнительного образования, рассматривается как деятельность методической службы, в рамках которой могут быть выделены три обязательных взаимосвязанных компонента:

  • систематическое отслеживание профессионального статуса и динамики развития профессиональной компетентности;
  • создание условий для непрерывного профессионального развития и успешной профессиональной деятельности;
  • создание специальных условий для оказания помощи и поддержки педагогам в ситуациях профессиональных проблем и затруднений.
  • Среди проблем, выявленных в процессе работы городского методического сообщества (далее — ГМС) «Научно-методическое сопровождение развития профессиональной компетентности педагогического персонала организации дополнительного образования», оказалась проблема недостаточной мотивации педагогов к непрерывному профессиональному развитию, обобщению и презентации педагогического опыта, участию в профессиональных конкурсах. Обозначенная проблема вызвана заниженной самооценкой профессиональных качеств педагога, обусловленной сформировавшейся мотивацией избегания неудач взрослого человека.

    Самооценка профессиональных качеств педагога: важность вопроса

    Только адекватная самооценка профессиональных качеств педагога и позитивное самоотношение позволяет сотруднику оптимально выстраивать образовательный процесс, ощущая удовлетворенность от своей профессиональной деятельности, не испытывая тревожности и внутреннего напряжения при общении с учениками. Педагог, испытывающий убежденность в своей профессиональной компетентности, с большей готовностью идет на контакт с обучающимися, демонстрируя способность к их безусловному принятию, оказывает позитивное воздействие на самооценку учеников, стимулирует у них стремление к успехам в учебной деятельности и оказывает развивающее воздействие на их личность. Кроме того, самооценка профессиональных качеств педагога наряду с профессиональной педагогической рефлексией является важным компонентом профессионального самосознания и определяющим фактором успешности педагогической деятельности 1 .

    Заниженная самооценка профессиональных качеств педагога — это серьезное препятствие к обобщению и представлению педагогического опыта, т. к. она проявляется в неуверенном поведении во время публичного представления конкурсной презентации. Не только участие в различных формах трансляции педагогического опыта, профессиональных педагогических конкурсах, но и повседневная работа (уроки, воспитательные мероприятия, проведение родительских собраний) требуют от педагога уверенного владения навыками самопрезентации. Целенаправленное повышение самооценки, обучение педагогов навыкам и правилам эффективной самопрезентации позволяют снять психологические барьеры перед представлением педагогического опыта и уверенным позиционированием себя как профессионала, способствуют повышению мотивации к профессиональному развитию.

    Предлагаемые методические продукты, созданные участниками ГМС, будут полезны для решения обозначенных профессиональных проблем.

    Психологическое занятие с элементами тренинга «Самооценка профессиональных качеств педагога»

    Цель: содействие развитию и совершенствованию личности сотрудника образовательной организации через формирование адекватной самооценка профессиональных качеств педагога. Задачи:

  • познакомить педагогов с понятием «самооценка» и ее видами;
  • определить актуальную самооценку профессиональных качеств педагога;
  • развивать интерес педагога к собственному «я»;
  • способствовать коррекции эмоционального самоотношения.
  • Ход занятия:

    1. Мини-лекция «Самооценка и ее влияние на формирование личности».

    Ведущий психологического занятия с элементами тренинга знакомит участников с основными понятиями, видами и процессом формирования самооценки. Он отмечает, что наиболее важными для формирования самооценки являются первые 5 лет жизни. В это время ребенок ориентируется только на оценку родителей и педагогов. Поэтому одной из причин его низкой самооценки является низкая оценка его способностей со стороны воспитывающих его взрослых, в частности педагогов. Ребенок с заниженной самооценкой не получает полноценного развития, что, в свою очередь, приводит к ряду моральных травм и комплексов. Вопросы ведущего педагогам:

  • какие действия взрослых ведут к формированию низкой самооценки обучающегося?
  • какие действия взрослых ведут к формированию высокой самооценки?

Далее ведущий знакомит участников с основными понятиями. Самооценка — это ваше отношение к себе, то, как вы видите себя и кем себя считаете. самооценка профессиональных качеств педагога формируется на основе комплекса представлений о самом себе, перечня собственных хороших и плохих качеств. Уровень самооценки — это субъективный взгляд личности на себя, который формируется постепенно с самого рождения и может сознательно или неосознанно изменяться. Изменение в направлении снижения самооценки обычно происходит неосознанно: хорошее остается незамеченным, воспринимается, в силу привычки, как должное, а плохое обращает на себя внимание, соответственно сильнее закрепляется в подсознании и влияет на отношение к себе.

Повышение уровня самооценки формируется на основе мыслей и действий в различных ситуациях. Самооценка личности — это отправная точка для достижения успеха. Высокий уровень самооценки ведет к уверенным действиям и правильным решениям, влияет на всю жизнь. Качество жизни складывается из совершаемых действий. Когда самооценка улучшается, то улучшается и отдача во всех сферах жизни. Самооценка профессиональных качеств педагога оказывает существенное влияние на эффективность деятельности и формирование личности на всех этапах развития. Адекватная самооценка придает человеку уверенности в себе, позволяет успешно ставить и достигать цели в карьере, бизнесе, личной жизни, творчестве, формирует инициативность, предприимчивость, способность к адаптации в различных социумах. Низкая самооценка характеризует человека робкого, неуверенного в принятии решений. Основным признаком низкой самооценки является то, что человек думает плохо только о себе, но не о других, считает себя плохим, а других — хорошими. Психологически зрелый человек обладает чувством собственного достоинства — он уважает и любит себя, доверяет себе независимо от того, какие поступки (хорошие или плохие) совершает, принимает себя таким, каков он есть, при этом в случае совершения плохих поступков или неправильного поведения — испытывает чувство вины, стыда или раскаяния. Люди с заниженной самооценкой испытывают эти чувства, даже не совершая плохих поступков.

2. Практическая работа в парах. Участники выполняют упражнение «Мы похожи?». Инструкция: в парах в течение 4 мин необходимо вести разговор на тему «Чем мы похожи»; затем 4 мин — на тему «Чем мы отличаемся». По окончании проводится обсуждение, обращается внимание на то, что было легко, а что трудно делать, какие были открытия. В итоге делается вывод о том, что все люди, в сущности, похожи и в то же время разные, но каждый человек имеет право на эти отличия, и никто не может заставить его быть другим.

3. Продолжение мини-лекции «Самооценка профессиональных качеств педагога и ее влияние на формирование личности». Ведущий отмечает причины низкой самооценки:

  • постоянное общение с обществом негативно настроенных людей;
  • отрицательное отношение к способностям человека, внешнему облику или интеллекту;
  • действия человека неоднократно высмеивались и подвергались сомнению родителями, учителями или друзьями.
  • Ведущий акцентирует внимание участников на том, что независимо от качества выполнения задания всегда найдутся люди, которые критикуют результат работы. Возможно, в основе их критики лежит желание повысить чувство собственной значимости. Но переносить неудачу, произошедшую в какой-то определенный момент, на всю свою жизнь и воспринимать ее неудачей всей своей жизни — огромная ошибка. Человек значительно теряет в представлении о самом себе и приобретает ложное чувство вины. Этому способствуют следующие факторы:

  • сравнение себя с другими людьми (обычно люди сравнивают свои недостатки с чужими сильными сторонами);
  • установка личностных высоких целей, добиться которых за короткое время невозможно (человек не достигает этих целей, в результате чего формирование самооценки переходит в неправильное русло — он перестает ставить дальнейшие задачи, т. к. боится повторения негативного опыта).
  • Педагоги с низкой самооценкой боятся использовать инновационные методы обучения и, как правило, используют традиционные.
  • 4. Практическая работа. Тест «Моя самооценка» (приложение 1). После выполнения теста педагоги обрабатывают его результаты. Ведущий отвечает на возникающие вопросы.

    Практические упражнения для повышения самооценки

    Упражнение «Зеркало». Чаще смотреть на себя в зеркало и говорить позитивные слова, хвалить себя.

    Упражнение «Дневник побед». Записывать только хорошее, что случилось за день. Когда наступят сложные времена — открывать дневник и настраиваться на позитивное восприятие действительности.

    Упражнение «Новый (новая) я». Необходимо создать и описать новый образ самого себя и постоянно думать о нем.

    Упражнение «Самореклама и творческая самопрезентация педагога». Самореклама — это короткий текст, который описывает вас и ваши качества с самой лучшей стороны. Вы берете листок бумаги и пишете, например, следующий текст: «Познакомься с Ольгой Владимировной — успешным и активным педагогом. Ее очень любят дети и уважают родители, ценят в коллективе за ее профессионализм, творчество и инициативу. Она прекрасная мать, жена, хозяйка. В ее доме всегда тепло и уютно. Муж ценит ее за ум, красоту, умение сопереживать, встать на место другого человека. Она очень любит свое дело, любит трудности, т. к. верит, что чем больше трудностей, тем большая награда ждет ее в будущем. Ольга со вкусом одевается, прекрасно выглядит. Ее самооценка профессиональных качеств педагога неизменно высока благодаря тому, что она знает, кто она и что за работа у нее в руках. С каждым днем ее уверенность в собственных силах растет, и Ольга становится лучше, чем была вчера, увереннее в себе, в своей цели. Она способна достичь любых целей, вера ведет ее».

    Затем каждый день следует читать написанный текст перед зеркалом.

    5. Рефлексия. Педагогам предлагается ответить на следующие вопросы:

  • какой опыт вы приобрели?
  • что почувствовали?
  • что вам понравилось?
  • с какими трудностями вы столкнулись?
  • что было интересно?
  • какое настроение у вас после занятия?
  • Далее участники становятся в круг. Предлагается, передавая по кругу свечу, говорить друг другу свои пожелания, комплименты, теплые слова, выражать симпатию.

    Сценарии самопрезентации педагога: тренинг на примере деловой игры

    Целью деловой игры «Самопрезентация педагога, или в поисках личного бренда» является развитие коммуникативной компетентности педагогов средствами деловой игры и формирование навыков самопрезентации через выполнение творческих заданий.

  • ознакомление с правилами подготовки самопрезентации;
  • актуализация понятия «самопрезентация» и определение проблемного поля деловой игры;
  • оценка эффективности различных видов самопрезентации, их сильных и слабых сторон;
  • выявление личностных качеств педагогов, представление которых способствует достойному уровню самопрезентации;
  • разработка сценариев самопрезентации педагога.
  • оценка эффективности разных видов самопрезентации и возможность их использования педагогами в практической деятельности при подготовке к конкурсам профессионального мастерства;
  • выявление собственных личностных позитивных качеств и положительных эффектов своей деятельности, разработка на этой основе материалов самопрезентации;
  • получение опыта позитивного межличностного общения в группе единомышленников;
  • использование предоставленного материала для разработки самопрезентации;
  • совершенствование собственного презентационного продукта.
  • Ход деловой игры:

    1. Знакомство участников с теоретическими материалами по проблеме разработки самопрезентации. Ведущий рассказывает, для чего необходима творческая самопрезентация педагога. Самопрезентация — это преподнесение себя, умение произвести благоприятное впечатление на окружающих и сохранять его. Это умение необходимо при поиске работы, продвижении по карьерной лестнице, общении с людьми и, конечно же, при участии в конкурсах педагогического мастерства. Творческая самопрезентация педагога в рамках профессионального конкурса — это представление педагогом себя как личности, мира своих увлечений на основании творческого подхода (предложение оригинального, направленного на созидание чего-либо нового, ранее не существующего, проявляющегося в любом виде деятельности). Творческая самопрезентация педагога на конкурсах ограничивается жестким регламентом и заранее заданными критериями. творческая самопрезентация педагога — важное мероприятие, в ходе которого происходит первичное знакомство с участниками, которое может послужить залогом будущего успеха.

    Далее ведущий знакомит участников деловой игры с правилами по подготовке творческой самопрезентации педагога (приложение 2).

    2. Практическая часть. Ведущий предоставляет участникам задания для подготовки таблицы «Виды самопрезентации». Участники делятся на четыре группы. Каждая группа получает задание выявить положительные, отрицательные стороны и затруднения, которые вызывают сценарии самопрезентации педагога во время подготовки. Результат работы групп со всеми обозначенными показателями представлен в табл.1.

    Виды самопрезентации

    Функциональное назначение

    Методика самооценки деловых и личностных качеств менеджера

    Методика самооценки деловых и личностных качеств менеджера

    Исследования, проведенные психологами, показали, что характерологическими чертами личности менеджера, руководителя высшего звена являются общительность (готовность к сотрудничеству, доброжелательное отношение к людям, уживчивость), эмоциональная стабильность, высокий самоконтроль (развитые волевые качества, чувство долга и т. п.), развитое самосознание (осознание своих устремлений и действий, осознание своих достоинств и недостатков и т. п.).

    Для руководителя, очевидно, существует определенный оптимум в развитии его способностей и интеллекта. Ниже описана методика определения самооценки руководителя по Ф. Фидлеру [57, с. 188192].

    В табл. 3 отмечены 10 деловых и 10 личностных качеств. Испытуемому следует оценить присущие ему и его сотрудникам каждое из этих качеств в 10-балльной шкале (от 0 до 9).

    Инструкция (по оценке деловых и личностных качеств руководителя). Оцените по 10-балльной шкале (от 0 до 9) психологические качества наиболее предпочитаемого вами сотрудника, не называя его фамилии. Оцените качества наименее предпочитаемого сотрудника, также не называя его фамилии. Затем оцените самого себя. 9 баллов – самый высокий уровень развития качества. 0 – его полное отсутствие.

    Анализ и интерпретация результатов тестирования. В табл. 3 приведены деловые (п. 1-10) и личностные качества (п. 11–20). Подсчитайте средние баллы по деловым и личностным качествам (п. 1-10 и 11–20) всех оцениваемых вами лиц (наиболее предпочитаемого, наименее предпочитаемого, самого себя). Выведите общие средние по всем 20 психологическим качествам. Проведите анализ и интерпретируйте данные тестирования по следующим позициям.

    1. Поставили ли вы какие-либо высокие оценки наименее предпочитаемому сотруднику? Поставили ли вы какие-либо низкие оценки наиболее предпочитаемому сотруднику? Разнообразны ли оценки, которые вы поставили лично себе? Или эти оценки в основном постоянны?

    2. Какие качества больше всего вы цените в себе? Деловые или личностные? За какие качества (деловые или личностные) вы более всего цените наиболее предпочитаемого сотрудника? За что вы недолюбливаете наименее предпочитаемого сотрудника? Может оказаться, что некоторые его качества характера схожи с вашими, а в чем-то – противоположны вашим. Какие это качества? Почему они для вас важнее других?

    3. На условной шкале (см. далее) расположите условные обозначения себя и ваших сотрудников.

    сотрудник (+) – наиболее предпочитаемый;

    сотрудник (-) – наименее предпочитаемый.

    Обычно самооценка менеджера на условной шкале располагается между сотрудником (+) и сотрудником (-).

    К какому из ваших сотрудников ближе всего ваша самооценка?

    По каким из 20 психологических качеств вы ближе к одному, а по каким – ближе к другому сотруднику? Что нового вы узнали о себе?

    Есть ли качества, по которым вы превосходите коллегу (+)? Что это за качества? Есть ли качества, по которым коллега (-) превосходит вас?

    Оценив себя, человек может сознательно, а не стихийно, управлять своим поведением и заниматься самовоспитанием. Обычно у эффективного руководителя различие между средними оценками наиболее и наименее предпочитаемых коллег небольшие. Руководитель умеет видеть и достоинства непредпочитаемого и недостатки предпочитаемого коллеги.

    Тест на самооценку. Определяем уровень собственной самооценки.

    У каждого человека свое понимание собственных сильных и слабых сторон, личностных положительных и отрицательных качеств. Оценивая какие-то качества личности как лучшие и главные, мы развиваемся, личностно и духовно растем, образовываемся, самосовершенствуемся.

    Однако не всегда качества, которыми обладаем мы лично, совпадают с теми качествами, которыми обладают другие люди и которые мы больше всего ценим и уважаем. То есть, не всегда совпадают результаты нашего самовоспитания и наиболее ценных для нас качеств. Из этого и складывается уровень нашей самооценки.

    Тест по определению уровня самооценки

    Формат теста несколько необычен. Перед началом тестирования мы рекомендуем вам несколько раз прочесть задание, а уже затем, убедившись , что правильно его поняли, начать прохождение теста.

    Для выполнения тестирования вам понадобится лист бумаги, который нужно разделить на 4 части. Каждую часть необходимо пронумеровать цифрами 1, 2,3,4.

    Тест состоит из 4 наборов слов, выражающих положительные качества людей. В каждой группе качеств вы должны выписать наиболее ценимые вами в людях качества и их номера по порядку. Ограничений по количеству выбранных качеств нет, однако дополнительно дописывать качества, которых нет в списке, но которые важны для вас, нельзя.

    После того, как вы прочтете 1 список качеств, необходимо выписать в первую колонку номера наиболее важных для вас качеств и сами качества. Затем переходите к следующему списку и так далее.

    Список № 1 (заполняется первая колонка) «Отношения между людьми, общение».

  • Вежливость — соблюдение этикета, правил поведения.
  • Заботливость — действия, направленные на обеспечение людей, родных и близких.
  • Искренность — открытость в выражении собственных чувств, откровенность, правдивость.
  • Коллективизм — способность взаимодействовать в командах, выполнять общий труд, поддерживать общие интересы и ценности.
  • Отзывчивость — готовность выполнять чужие просьбы, помогать нуждающимся.
  • Радушие — доброе, радостное отношение при приеме гостей, готовность сделать пребывание гостей как можно более комфортным.
  • Сочувствие — проявление внимания, участия к ситуациям и переживаниям других людей.
  • Тактичность — чувство меры в собственных высказываниях и поведении в обществе, не задевающее чувства других людей, основанные на вежливости и этикете.
  • Терпимость — уважение к чужому мнению, характеру, поведению, действиям.
  • Чуткость — быстрое проявление сочувствия, отзывчивости по отношению к другим людям.
  • Доброжелательность — желание добра для людей, готовность делать добрые дела для их благополучия.
  • Приветливость — способность выражать признательность и радость от встречи.
  • Обаятельность — способность производить впечатление, очаровывать, привлекать внимание.
  • Общительность — способность легко находить общий язык с разными людьми.
  • Обязательность — верность сказанному слову, данному обещанию.
  • Ответственность — способность взять на себя возможность принимать решения, действовать и отвечать за свои действия во благо собственным близким и окружению.
  • Откровенность — открытость для людей, способность говорить правду.
  • Справедливость — умение без эмоций и в соответствии с фактами объективно оценить ситуацию.
  • Совместимость — умение объединять усилия для решения общих задач.
  • Требовательность — ожидание выполнения людьми долга или обязанностей.
  • Список № 2 (заполняется вторая колонка) «Поведение»

  • Активность — заинтересованность к выполнению результативных действий по отношению к жизни, работе, семье, социуму, государству.
  • Гордость — чувство собственного достоинства, ограниченного пониманием дозволенного по отношению к другим людям.
  • Добродушие — мягкость характера, не навязанная доброта к другим людям.
  • Порядочность — поведение, соответствующее нормам морали и честности.
  • Смелость — способность контролировать собственные эмоции в угоду необходимости.
  • Твердость — умение сохранить собственную точку зрения не смотря на давление.
  • Уверенность — вера в правильном выборе, в правильно принятом решении.
  • Честность — правдивость в высказываниях и поступках.
  • Энергичность — быстрота выполнения действий, без затягивания и излишних раздумий.
  • Энтузиазм — энегетический и духовный подъем, необходимый для выполнения каких-либо действий.
  • Добросовестность — честное и ответственное выполнение собственных обязанностей.
  • Инициативность — стремление к новым методам решения поставленных задач.
  • Интеллигентность — высокая образованность, высокий уровень культуры и эрудиции.
  • Настойчивость — стремление к цели с упорством и непоколебимостью.
  • Решительность — способность быстро и уверенно принимать решения и реализовывать их.
  • Принципиальность — умение придерживаться собственных взглядов на мораль и порядочность, а также соотносить поступки в соответствии с собственными представлениями об этом.
  • Самокритичность — умение беспристрастно и объективно оценить собственные решения и поступки.
  • Самостоятельность — способность добиваться поставленных целей самостоятельно, без чьей-либо помощи.
  • Уравновешенность — спокойное отношение к действительности, характер, поведение.
  • Целеустремленность — твердый настрой на достижение ясно поставленной цели.
  • Список № 3 (заполняется третья колонка) «Деятельность»

    1. Вдумчивость — глубокий анализ проблемы или задачи.
    2. Деловитость — знание собственных обязанностей, уверенность и активность в их выполнении.
    3. Мастерство — колоссальный опыт с элементами творчества в каком-либо деле.
    4. Понятливость — способность быстро вникнуть в суть дела, сообразительность.
    5. Скорость — быстрота принятых и реализованных решений.
    6. Собранность — способность концентрироваться на решении и выполнении задачи, не отвлекаясь на посторонние дела.
    7. Точность — умение выполнять действия в соответствии с установленным образцом.
    8. Трудолюбие — любовь к труду и получение удовольствия от напряженной общественно-полезной деятельности.
    9. Увлеченность — работа с энтузиазмом и интересом.
    10. Усидчивость — способность длительное время выполнять одни и те же действия.
    11. Аккуратность — порядок во всем, точность, тщательность действий.
    12. Внимательность — концентрация внимания длительное время на предмете или задачи.
    13. Дальновидность — способность заранее предвидеть результаты своего решения и собственных действий.
    14. Дисциплинированность — привычка соблюдать установленные правила и нормы.
    15. Исполнительность — ответственность при выполнении поставленных руководством задач.
    16. Любознательность — способность проявлять интерес к новой информацией и новым знаниям.
    17. Находчивость — способность быстро генерировать оригинальные идеи и находить выход из ситуаций.
    18. Последовательность — умение строго придерживаться намеченных действий.
    19. Работоспособность — способность к длительному результативному труду.
    20. Скурпулезность — особое внимание к деталям, особая тщательность в выполнении задачи.
    21. Список № 4 (заполняется четвертая колонка) «Эмоции, чувства, переживания»

    22. Бодрость — хорошее самочувствие, полнота сил, энергии, жажда активной деятельности.
    23. Бесстрашие — храбрость, отсутствие страха.
    24. Веселость — радость, беззаботное состояние.
    25. Душевность — искренняя радость от общения, дружелюбие, дружеское расположение.
    26. Милосердие — готовность помогать слабым, обездоленным, сочувствие, проявление сострадания.
    27. Нежность — проявление ласки, любви.
    28. Свободолюбие — стремление к свободе, независимости.
    29. Сердечность — искренность и доброжелательность в отношениях.
    30. Страстность — способность полностью отдаваться делу или увлечению.
    31. Стыдливость — понятия чувства стыда, способность его испытывать.
    32. Взволнованность — переживание по поводу предстоящего и состоявшегося события, душевное беспокойство.
    33. Восторженность — большой подъем чувств и восхищения.
    34. Жалостливость — склонность к состраданию, способность жалеть.
    35. Жизнерадостность — постоянное ощущение радости жизни.
    36. Любвеобильность — способность любить многих.
    37. Оптимистичность — поддержание веры в лучшее, хорошего настроения.
    38. Сдержанность — способность контролировать свои чувства, эмоции и поведение.
    39. Удовлетворенность — ощущение удовлетворения и удовольствия от выполненных действий и исполнения желаний.
    40. Хладнокровие — способность сохранять спокойствие и выдержку в сложных ситуациях.
    41. Чувствительность — быстрое возникновение переживаний, повышенная эмоциональность и восприимчивость.

    После того, как вы выбрали важные и ценимые вами качества и найдите среди них такие, которые у вас реально присутствуют. Обведите качества, которыми вы сами обладаете, кружком.

    1. После чего, подсчитайте, сколько качеств вы обвели кружком, то есть качеств, которыми вы реально обладаете:

    2. Подсчитайте общее количество идеальных качеств, которые вы выписали:

    3. Подсчитайте процентное соотношение качеств:

    4. Теперь оцените уровень собственной самооценки по приведенной ниже шкале:

    Если вы мужчина

    от 0 до 10% — неадекватно низкий уровень самооценки

    от 11 до 34% — низкий уровень самооценки

    от 35 до 45% — самооценка ниже среднего

    от 46 до 54% — средний уровень самооценки

    от 55 до 63% — самооценка выше среднего

    от 64 до 66% — высокая самооценка

    выше 67% — неадекватно высокий уровень самооценки

    Если вы женщина

    от 0 до 15% — неадекватно низкий уровень самооценки

    от 16 до 37% — низкий уровень самооценки

    от 38 до 46% — самооценка ниже среднего

    от 47 до 56% — средний уровень самооценки

    от 57 до 65% — самооценка выше среднего

    от 66 до 68% — высокий уровень самооценки

    от 69% — неадекватно высокий уровень самооценки

    Самооценка развития качеств